Роджер Фентон — первый военкор. Фоторепортаж о Крымской войне. Первый военный фотограф последней джентльменской войны

1819 1838 1840 1841 1847

В 1843 1842 1844 1847 1850 1849 , 1850 и 1851

В 1851 1852

В 1855

В 1858

Роджер Фентон родился 20 марта 1819 года в Хейвуде (графство Ланкашир). Его дед был богатым производителем хлопка и банкиром, отец - банкиром и членом парламента. Роджер был четвертым из семерых детей отца от первого брака. Со второй женой у его отца родилось еще десять детей. В 1838 году Фентон поступил в Университетский колледж Лондона, изучал английский язык, математику, литературу и логику и в 1840 -м получил степень бакалавра искусств. В 1841 году Фентон поступил на отделение права в том же колледже, но, видимо, не отличался особым прилежанием, потому что окончил курс только в 1847 году. Возможно, виной не слишком блестящих успехов в юриспруденции стали его увлечение живописью и желание стать художником.

В 1843 году в Йоркшире Фентон женился на Грейс Элизабет Мейнард предположительно после их совместного путешествия в Париж (заграничный паспорт был выдан ему в 1842 году), где он мог некоторое время изучать живопись в студии Поля Делароша. Известно, что когда он зарегистрировался как копиист в Лувре в 1844 году, то в графе «Учитель» записал Мишеля Мартина Дроллинга из Школы изящных искусств, однако имя самого Фентона не найдено в записях той школы. К 1847 году Фентон вернулся в Лондон, где он продолжил заниматься живописью под руководством Чарльза Луси - художника, работавшего в историческом жанре, с которым они стали друзьями. Начиная с 1850 года Фентон состоял в Школе рисунка и моделирования Северного Лондона. В 1849 , 1850 и 1851 годах он выставлял свои работы на ежегодной выставке в Королевской академии искусств.

В 1851 году Фентон посетил Всемирную промышленную выставку в Гайд-парке и был впечатлен стендом фотографии. Он снова поехал в Париж, чтобы учиться калотипии, скорее всего, у Густава Ле Грея. В 1852 году Фентон уже выставлял свои снимки в Англии. Он совершил фотографическое путешествие в Киев, Москву и Санкт-Петербург, снимал виды и архитектуру Великобритании. Фентон также опубликовал призыв к созданию фотографического общества.

В 1855 году по заданию издателя Томаса Эгнью Фентон поехал на Крымскую войну, чтобы снимать жизнь британских войск. Его сопровождали ассистент Маркус Спарлинг, слуга и большой фургон с фотоэкипировкой - первая в мире передвижная фотолаборатория. Триста пятьдесят негативов большого формата были сделаны Фентоном несмотря на болезнь (в пути он сломал несколько ребер и заразился холерой). Вскоре в Лондоне состоялась выставка, на которой были представлены триста двенадцать отпечатков. Продажи, однако, получились хуже ожидаемых, возможно, потому, что война к тому времени закончилась.

Сьюзан Зонтаг в книге «Regarding the Pain of Others» («О чужой боли») пишет, что Фентон был первым официальным военным фотографом. Он поехал на Крымскую войну по особому настоянию принца Альберта и королевы Виктории, чтобы сделать кадры, которые бы успокоили возмущенную общественность, недовольную войной. Антивоенные репортажи широко публиковались во влиятельной Times, а снимки Фентона, напечатанные в менее критически настроенном издании Illustrated London News, должны были смягчить общественное напряжение. Фентон избегал снимать мертвых, раненных или изуродованных солдат, отдавая предпочтение статичным картинам быта. Эти фотографии были также изданы отдельной книгой и выставлялись в галереях.

Из-за того, что оборудование было громоздким и тяжелым, у Фентона был ограниченный выбор сюжетов. А из-за того, что светочувствительность материалов была невысока, он мог снимать только неподвижные объекты. Он фотографировал позировавших ему военных и пейзажи - в том числе местность, где во время Крымской войны легкая бригада, ставшая знаменитой благодаря картине Теннисона «Атака легкой бригады» («Charge of the Light Brigade»), пошла в атаку на русские войска, чтобы отбить орудия. Это место называется Долина теней смерти (хотя это не та самая долина, где состоялась атака). Фентон сделал два снимка долины: один с несколькими пушечными ядрами, лежащими на дороге, а другой с пустой дорогой. Эксперты до сих пор спорят, какой из снимков был сделан первым: были ли ядра специально положены на дорогу или солдаты просто забрали их, чтобы использовать снова?

В 1858 году в Великобритании Фентон сделал серию студийных этюдов на темы романтизированных образов мусульманской жизни, таких как «Сидящая одалиска», используя друзей и моделей, не всегда убедительных в таких ролях.

Несколько снимков Фентона, включая два варианта «Долины теней смерти», были опубликованы в 2001 году в книге Ульриха Келлера «Самая полная визуальная история крымской войны» («The Ultimate Spectacle: A Visual History of the Crimean War»). В знак признания его фотографии были включены в современную коллекцию «100 фотографий, которые изменили мир».

Крымская война 1853–1856 годов, во время которой схлестнулись Российская империя с одной стороны и коалиция в составе Британии, Франции, Османской империи (Турции) и Королевства Сардинии с другой, - первая в истории, судить о которой можно почти «вживую». Ведь в память о ней остались снимки первого в мировой истории военного фотокорреспондента - британца Роджера Фентона (Roger Fenton).

Выходца из семьи банкира и члена парламента, Фентона ждала карьера как минимум финансиста или юриста. Однако, выучившись праву, он почти сразу забросил его ради живописи. Правда, и рамки мольберта показались ему тесными, когда в 1851 году на Всемирной промышленной выставке в Гайд?парке британец впервые в жизни увидел настоящую фотографию. Художник был настолько впечатлен, что поехал учиться фотоделу в Париж к известному мастеру Густаву ле Грею (Gustave Le Gray).
Через год Фентон уже вовсю выставлял свои «моментальные картины» у себя на родине, но ему хотелось большего. Первым делом он отправился с фотоаппаратом в Россию. Его снимки Москвы, Санкт?Петербурга и Киева запечатлели картины быта империи за девять лет до отмены крепостного права.

Россия, в принципе, и сделала Фентона знаменитым, но не в качестве объекта интереса заезжего гостя, а как арена для съемок «оккупанта». Ведь британец запечатлел Крымскую войну и тем прославил себя.

После своего первого вояжа по городам Российский империи Фентон стал личным фотографом английской королевы Виктории. И в этом качестве в 1855 году его откомандировали в Крым - горячую точку той поры, где с 1853?го шла война.

Кавалерийский лагерь под Балаклавой (Cavalry camp near Balaklava.
Encampment of Horse Artillery)

Она потребовала от всех сторон больших жертв, привела к временному ослаблению России. Но в истории та война оставила совсем другой, прогрессивный, след: Фентон снял там первый военный фоторепортаж, знаменитый русский хирург Николай Пирогов изобрел гипсовую повязку, а британские солдаты с подачи своих турецких союзников придумали сигареты.

По мнению известной американской писательницы и искусствоведа Сьюзен Зонтаг, Фентон стал первым в истории военным репортером. Правда, многие эксперты считают, что этот статус он получил не совсем заслуженно.
Дело в том, что Крымская война негативно воспринималась британской общественностью. Этому в немалой степени поспособствовал корреспондент The Times Уильям Рассел, который довольно правдиво описывал ужасы войны, производя на публику удручающее впечатление. Это, разумеется, совсем не нравилось британскому правительству.

Поэтому Фентону дали задание представить английскому обществу положительный образ войны и рассказать об успехах союзных сил. Фентон с этим справился почти на отлично: он не снимал разрушений, не фотографировал убитых или раненых. Объектив его аппарата представил эту войну как очень чистенькое и аккуратное действо.
На его фото изображены лагерные стоянки, окопы и батареи, группки солдат и офицеров, но никаких битв. Поэтому в определенном смысле работы Фентона можно назвать не только первыми военно?репортерскими, но и первыми военно?пропагандистскими.

Частично в этом виновата и техника. У британца была одна из первых в мире передвижных фотолабораторий, оборудование было громоздким и тяжелым, потому у Фентона была очень ограниченная маневренность. Кроме того, низкая светочувствительность материалов позволяла снимать только неподвижные объекты. А если британец снимал людей, им приходилось довольно долго позировать.

Тем не менее несколько фото, ярко отражающих содержание крымской бойни, в его серию из 350 снимков все же затесалось. Самой знаменитой в этом смысле стала работа Долина теней и смерти, на которой изображена пустынная военная дорога с рассыпаными пушечными ядрами. Этот снимок сделан по окончании одного из сражений у Балаклавы и в 2003 году вошел в список 100 фотографий, которые изменили мир по версии американского журнала Life.

То, на что Фентон лишь намекнул, позже ярко осветил в Крыму его последователь Джеймс Робертсон, который запечатлел и падение Севастополя, и городские разрушения, причиненные огнем артиллерии.
Крымская война вообще была очень прогрессивной.
К примеру, армии многих государств на ней стали отказываться от гладкоствольного оружия в пользу более эффективного нарезного. По той же причине и парусный деревянный флот сменился паровым броненосным. В военных целях начал использоваться телеграф.

В России в тот период изобрели и впервые применили морские заградительные мины. Правда, было это не в Крыму, а на другой арене военных действий - на Балтике. Там морские крепости Кронштадт и Свеаборг прикрыли минами конструкции Бориса Якоби, академика Петербургской академии наук. 14 кг черного пороха, которым была начинена каждая из 1,5 тыс. плавучих бомб у балтийского побережья, взрывались от электрического разряда, подававшегося по проводам от гальванических батарей, установленных на суше.

«Наша первая забота вечером 6 августа заключалась в том, чтобы принять меры предосторожности против взрывных машин, которые были недавно введены неприятелем», - докладывал лордам адмиралтейства об атаке на Свеаборг адмирал Джеймс Дондас. Его мощная эскадра, состоящая из десятков новейших британских и французских кораблей, так и не рискнула подойти к берегу именно из?за минных заграждений.

Общий вид Балаклавы; справа — здание больницы (General view of Balaklava, the hospital on the right)

Помехи союзникам создавал не только изобретательный противник, но и сама природа. Так, шторм в Балаклаве 14 ноября 1854 года нанес англо?французскому флоту значительный ущерб. Эта катастрофа привела к тому, что через три месяца французы создали первую метеорологическую прогнозную карту - прототип тех, что сейчас показывают в новостях погоды. А через два года во Франции работали уже 13 метеостанций.
На той войне получила толчок и мировая медицина. Гипсовую повязку - главный лечебный аксессуар, и поныне спасающий конечности при переломах, - изобрел великий русский ученый Николай Пирогов , который был главным хирургом осажденного Севастополя. Своим гипсом он спас многих пострадавших при обороне города солдат и офицеров от ампутации.

Кроме того, знаменитый врач руководил обучением и работой общины сестер милосердия - первых медсестер в истории Российской империи.
В этом от русских не отставали и британцы, которые также направили на Крымскую войну своих сестер милосердия под начальством Флоренс Найтингейл. Позже у себя на родине Найтингейл стала национальной героиней.

Место высадки и разгрузки боеприпасов; Балаклава; Генуэзская крепость; железнодорожные склады на набережной (Landing place, Ordnance Wharf, Balaklava, Genoese Castle
Railway stores on the quayside at Balaklava)

Прославила эта кровавая война еще одного ее непосредственного участника - графа Льва Толстого, командира батареей при обороне Севастополя и битве на Малаховом кургане. С Севастопольских рассказов, в которых он описал ужасы той войны, и началось его литературное признание.

Интересуетесь историей Крыма?

С появлением фотографии перед изучающими историю открылись принципиально новые возможности. До сих пор можно было представить те или иные события визуально лишь в переложении более или менее объективных свидетелей, которые, к тому же, должны были уметь рисовать - как баталисты, изобразившие сцены войн в скетчах и на полотнах. Но попавшему в кадр фотографа можно было уже верить так же, как увиденному собственными глазами.

Мария Ващук, РИА Новости.

В Крымской войне Россия сражалась с коалицией Франции, Англии, Османской империи и Сицилии. Эту войну вполне можно назвать прологом к мировым войнам XIX века - из-за масштабности, ширины театра военных действий, количества мобилизованных войск. Тогда впервые появились многие реалии современной войны: полевая медицина и гипсовая повязка, придуманная Николаем Пироговым, сестринское дело и первые медсестры - русская Даша Севастопольская и англичанка Флоренс Найтингейл. Но главное, эта война стала первой, где активно и успешно, даже по современным меркам, использовались средства массовой информации.

На полях сражений в Крыму впервые работали корреспонденты: телеграф позволял передавать читателям яркие описания военных баталий со слов очевидцев. Английский корреспондент Уильям Рассел, один из первых в мире военных журналистов, в своих заметках из бухты Балаклавы старался передать реальные ужасы войны. Войска союзников жестоко страдали от плохого снабжения, болезней и зимнего холода. Кстати, оттуда родом и название вязаной шапки, закрывающей лицо, - "балаклава". Во многом натуралистичные и образные, статьи Рассела пользовались большой популярностью, а информация о некачественном снабжении армии и беспорядках в управлении повлияла, в какой-то степени, на отставку военного правительства.

Королевский двор не мог игнорировать подобное положение дел. Так возникла идея противопоставить словесным образам Рассела реальность документальной фотографии.

По инициативе принца Альберта, мужа королевы Виктории, и при финансировании издательства "Эгнью и сыновья" было принято решение отправить в Крым фотографа Роджера Фентона, основателя фотографического общества Англии и личного фотографа королевы. Задачей Фентона было создать положительный образ "восточной войны" и набор фотографий, который издательство планировало распространять как открытки.

Экспедиция Фентона была уже не первой попыткой зафиксировать Крымскую войну на фотографиях. Но предыдущие экспедиции были неудачны: одна погибла во время шторма на обратном пути из Балаклавы, снимки другой из-за некачественной обработки быстро выцвели, и на них ничего нельзя было различить.

В отличие от своих предшественников, Роджер Фентон тщательно готовился к своей поездке. Еще осенью 1854 года он купил у бывшего виноторговца фургон и переоборудовал его в фотолабораторию, после чего вместе со своим ассистентом предпринял "тестовое" путешествие по сельским дорогам Англии. Путешествие имитировало условия полевой жизни и работы. Фургон подтвердил свое назначение и показал себя образцом рациональной организации рабочего пространства. Он был оснащен многофункциональными складными конструкциями, служа одновременно "темной комнатой", спальней и кухней.


Что касается самой технологии, то Фентон в работе использовал мокроколлоидный процесс. Эмульсия наносилась на специально подготовленные стеклянные пластики непосредственно перед съемкой. Фиксирование изображения нужно было провести сразу же после экспонирования, пока эмульсия не высохла, поэтому процесс назывался "мокрым". Длительность выдержки для съемки на улице достигала примерно три-восемь секунд. Для того времени это был впечатляющий результат, но необходимость проведения манипуляций с пластинками до и после съемки сильно увеличивала время, затраченное на один кадр, лишая фотографа возможности оперативно реагировать на динамичные сюжеты.

И вот, весной 1855 года Фентон с фургоном, пятью камерами, семьюстами стеклянными пластинками, химикатами, несколькими ассистентами и рекомендательным письмом от принца Альберта английскому командованию погрузился на борт военного корабля. При погрузке он поломал себе несколько ребер — но это было только начало его путешествия, полного тягот.

Письма фотографа Фентона очень скоро подтвердили правдоподобность заметок журналиста Рассела. Из них вырисовывалась ужасающая картина: бухта выглядела как канава, полная гниющих бараньих внутренностей, дохлых лошадей и костей, а равнина, окружавшая порт, казалась выжженной и лишенной растительности. Однако как представитель викторианской эпохи с ее позитивистским взглядом на мир — во-первых, и как официальный фотограф, облеченный доверием королевской четы — во-вторых, Фентон не мог себе позволить показывать публике такие сцены. Сугубое страдание, ужас смерти и неприглядность будничной жизни — все это остается за кадром его работ.


Сюжеты, которые выбирал Фентон для своих фотографий, носят спокойный и статичный характер. Фотограф, получивший художественное образование, старался передать реальность войны в соответствии с принятыми нормами вкуса того времени, насколько это было возможно в той обстановке, в которой он оказался. И автор, и зритель девятнадцатого века еще не готовы отказаться от картинного восприятия пространства. Так, в своих письмах Фентон сетует, что крымские пейзажи "начисто лишены художественных достоинств", что "взору предстают, главным образом, обширные равнины, усеянные бесконечным множеством деталей".

Отсутствие батальных сцен объясняется возможностями фотографической техники того времени. А вот отсутствие мертвых тел на его фотографиях обусловлено особенностям восприятия визуальных образов в то время.

Вообще-то, фотографирование умерших было даже распространено в викторианской Англии. Родственники таким образом пытались сохранить память и образ ушедшего человека. При этом часто старались, чтобы умерший выглядел живым — его размещали в кресле, садились с ним рядом, детям давали игрушки. На негативах иногда рисовали открытые глаза, акварелью "румянили" щеки. Но совсем другое дело — фотографии растерзанных и поверженных солдат. Такие фотографии расценивались как неподобающее изображение. У Фентона нет изображений не только убитых английских солдат, но и чьих-либо еще.

Фентон не показывал события или кровавые последствия войны, он старался передать свои ощущения, запечатлевая происходящие вокруг изменения. Его зарисовки традиционного военного быта несут реальную правду о происходящем: потертость солдат, запустение окрестностей, скудость снаряжения, разнородность одежды — все это рассказывает правдивую, неприкрашенную историю. Он старался фиксировать жизнь вокруг него с той позиции, которая была созвучна ему и его социальному окружению. И зритель, желающий понять правду об этой войне — ее разглядит.

Есть у него и фотографии свежих могил.


Есть картины усеянной оружейными ядрами долины.


Зрителям остается свобода домыслить происходящее вокруг.

Большая часть фотографий представляет пустынные поля, разрушенные постройки, солдат в лагере, офицеров в формальных позах. Сейчас они кажутся относительно скучными, но и такие вещи были внове, и публика училась по ним смотреть на войну. Фентон старательно фиксирует не только военных, но и жизнь вокруг: ремонт дороги, корабли в бухте.


При этом в его фотографиях нет напыщенной бравурности фотографа-пропагандиста. Портреты офицеров и солдат лишены пафосной риторики: они сняты чаще всего в обычной для них обстановке, часто смотрят в кадр, но без выразительной бравады или высокомерия.


Французская маркитантка-трактирщица в форме зуавов.


Роджер Фентон (1819 - 1869). Фотограф, изменивший мир

Крымская война, 1853 - 1856год. В России еще крепостное право. Роберт Фентон прошагал под пулями около двух лет, ломал ребра, болел холерой. "Ради нескольких строчек в газете..."
Фентон был включен в список 100 фотографов, которые изменили мир.

Вот как выглядела Балаклава, где расквартировались англичане. Вид Балаклавы с местными жителями и английскими кораблями в бухте.
Роберт Фентон заложил основы военной фотографии, сделав множество снимков на театре боевых действий.А театр - то настоящий - пули, ядра летают. Фургон был отличной мишенью, а лошади, запряженные в повозку, часто пугались выстрелов и взрывов. Известны курьезные случаи, когда солдаты обоих воюющих сторон принимали фотографическое оборудование за новый вид оружия. Ради нескольких строчек (фотографий) в газете...Сейчас, когда есть Интернет, мы узнаём о новостях практически мгновенно. И не удивляемся этому.
А как тогда, 160 лет назад, узнавали о последних событиях? Люди во всем мире узнавали из газет новости с задержкой всего в несколько дней. Едет не делать репортажи о новом платье очередной "звезды" или отом, как сделать ремонт на даче.


По дну Черного моря британские военные проложили линию телеграфа - словесную информацию можно было передать. Но как же доставлялись его фоторепортажи? Оказывается, его отчёты о событиях Крымской войны в течение двух лет (до весны 1854 года) пересылались дважды в неделю морской почтой.


Роджер Фентон – первый военный корреспондент. До середины XIX века европейское общество слабо представляло себе, что творится на передовой во время боевых действий. Крымская война (1853-1856) была первой войной, правда о которой дошла до английской публики.
Фото - с сайта http://www.fotay.ru/index.php/statyi/fotografy/659-rogerfenton-
Роджер Фентон (1819 - 1869). Внук богатого промышленника.
В феврале 1855-го года он отправился в Крым, на войну. Взял с собой около тридцати ящиков с фотоматериалами. Его сопровождали ассистент, слуга и большой фургон с фотоэкипировкой - первая в мире передвижная фотолаборатория.
Триста пятьдесят негативов большого формата были сделаны Фентоном несмотря на болезнь (в пути он сломал несколько ребер и заразился холерой).
В 1862 году Фентон вернулся к юридической практике.


Фотографический фургон. Фургон Фентона служил одновременно «темной комнатой», спальней и кухней. Выдержка составляла от 3 до 10 секунд (максимальная - 30 секунд). Пластину нужно было окунуть в раствор в передвижной лаборатории, подбежать к камере, выдержать экспозицию в несколько секунд, бежать обратно в палатку, проявлять пластину и готовить новую. Да, это вам не кнопочку нажать на современном фотоаппарате...


Английский моряк верхом на верблюде (!).

br />

Английский корабль в балаклавской бухте
http://copypast.ru/2012/10/02/pervye_voennye_fotoreportazhi_26_foto.htm


Маркитантка времен Крымской воины. Она помогала также Флоренс Найтингейт в качестве медсестры


Флоренс Найтингейл - первая военная медсестра в английской армии


Группа крымских татар, ремонтирующих шоссе в Балаклаве. На стене деревянного строения на заднем плане надпись: «Склад 14-го полка»
Викторианский вкус не приветствовал фотографий мертвых солдат, жалких или неприглядных сцен. Фентон фотографировал «со вкусом» и показывал отдыхающих офицеров и сцены жизни в лагере. Форма офицеров, лица солдат, вооружение, пейзажные виды - свидетельства такого рода призваны придать большую реалистичность документированию конфликта. Роджер Фентон был сдержанным фотографом войны, которая была названа «последней из джентльменских войн».http://copypast.ru/2012/10/02/pervye_voennye_fotoreportazhi_26_foto.html


Долина смерти и теней


Лагерь английской кавалерии/
Существовала ли прямая директива британского правительства - воздерживаться от фотографирования всего того, что может дискредитировать британскую политику ведения войны, может быть, в обмен на возможность свободно передвигаться и фотографировать военные объекты и территорию, или это просто само собой негласно разумелось между правительством, издателем и фотографом - неизвестно. В любом случае, будучи свидетелем ужасов войны, Фентон предпочитал не фотографировать их. Его фотографии можно рассматривать как один из первых примеров использования фотографии в целях пропаганды, хотя и не в полном смысле слова. Очевидно, они были задуманы как представление определенного взгляда на ведение войны британским правительством. Однако к тому времени, как они были выставлены, Севастополь пал, и финал войны был предрешен.http://copypast.ru/2012/10/02/pervye_voennye_fotoreportazhi_26_foto.html


Турецкий главнокомандующий Омар-паша (хорват по происхождению...) и британский королевский комиссионер полковник Симмонс на фоне татарского дома в штаб-квартире турецкой армии в Балаклаве. Фото 1855г
Сьюзан Зонтаг в книге «Regarding the Pain of Others» («О чужой боли») пишет, что Фентон был первым официальным военным фотографом. Он поехал на Крымскую войну по особому настоянию принца Альберта и королевы Виктории, чтобы сделать кадры, которые бы успокоили возмущенную общественность, недовольную войной. Антивоенные репортажи широко публиковались во влиятельной Times, а снимки Фентона, напечатанные в менее критически настроенном издании Illustrated London News, должны были смягчить общественное напряжение. Фентон избегал снимать мертвых, раненных или изуродованных солдат, отдавая предпочтение статичным картинам быта. Эти фотографии были также изданы отдельной книгой и выставлялись в галереях.http://prophotos.ru/photographers/3821-rodzher-fenton



Полезные инструменты