Российско-китайские экономические отношения. Список использованных источников

2000 год

1 января – Председатель Китайской Народной Республики Цзян Цзэминь направил В.В.Путину устное поздравление в связи с его назначением исполняющим обязанности Президента Российской Федерации и выразил надежду, что он сможет с ним прилагать совместные усилия для углубления и развития партнерских отношений стратегического взаимодействия между двумя государствами.

13 января – Б.Н.Ельцин связался с Председателем КНР Цзян Цзэминем по горячей линии телефонной связи, лично попрощался с Председателем Цзян Цзэминем. Обе стороны выразили удовлетворение атмосферой дружбы и доверия, сложившейся в отношениях между ними, высказали свои ощущения спокойствия и полной уверенности в том, что отношения между двумя странами будут продолжать развиваться в XXI веке.

16-18 января –Заместитель председателя Центрального военного совета КНР, член Государственного совета и министр обороны КНР (по совместительству) генерал-полковник Чи Хаотянь находился с визитом в России, был принят и.о. Президента Российской Федерации В.В.Путиным, встретился с заместителем председателя Правительства РФ И.И.Клебановым, имел беседу с министром обороны РФ И.Д.Сергеевым.

19 января – Председатель Постоянного Комитета Всекитайского собрания народных представителей Ли Пэн направил телеграмму Г.Н.Селезневу, в которой поздравил его с повторным избранием председателем Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также выразил пожелание продолжать с ним прилагать совместные усилия для дальнейшего укрепления сотрудничества между законодательными органами двух государств.

25 января – Помощник министра иностранных дел КНР Лю Гучан принял по договоренности Посла РФ в КНР И.А.Рогачева, который передал письмо и.о. Президента России В.В.Путина Председателю КНР Цзян Цзэминю, в котором он поздравил Цзян Цзэминя с праздником Весны.

28 февраля-1 марта – Министр иностранных дел КНР Тан Цзясюань находился с официальным визитом в Российской Федерации. В ходе визита Тан Цзясюань был принят и.о. Президента РФ В.В.Путиным, вел переговоры с министром иностранных дел РФ И.С.Ивановым, в ходе которых они провели широкий и глубокий обмен мнениями по вопросам двусторонних отношений и международным вопросам, представлявшим общий интерес. Обе стороны опубликовали совместное информационное сообщение о визите министра иностранных дел КНР Тан Цзясюаня в Россию. Во время визита были подписаны два межправительственных соглашения – о поездках китайских и российских граждан в обе стороны и о взаимной отмене виз для группового туризма.

14-21 марта – Полномочный представитель Российской Федерации по правам человека О.О.Миронов во главе делегации находился с визитом в Китае. Министр иностранных дел КНР Тан Цзясюань принял О.О.Миронова. Обе стороны обменялись мнениями о положении с правами человека в каждой стране и опытом работы.

27 марта – В день избрания В.В.Путина Президентом Российской Федерации Председатель КНР Цзян Цзэминь направил В.В.Путину телеграмму, в которой от имени Правительства КНР, Китайского народа и от себя лично сердечно поздравил В.В.Путина с избранием на пост Президента Российской Федерации.

В тот же день – Председатель КНР Цзян Цзэминь переговорил с новым избранным Президентом России В.В.Путиным по горячей линии телефонной связи, еще раз поздравил В.В.Путина с избранием Президентом Российской Федерации и выразил свое восхищение его усилиями по стимулированию дальнейшего стабильного развития партнерских отношений стратегического взаимодействия между Китаем и Россией, которые В.В.Путин предпринимал в период после его назначения и.о. Президента России.

12 апреля – Министр внешней торговли и внешнеэкономического сотрудничества КНР Ши Гуаншэн, принимавший участие во встрече на высшем уровне по вопросам торговли стран АСЕАН, раздельно встретился по договоренности с участниками этой встречи заместителем Председателя Правительства России И.И.Клебановым и министром торговли РФ М.Е.Фрадковым.

7 мая – Председатель КНР Цзян Цзэминь направил В.В.Путину телеграмму, в которой от имени Правительства КНР, Китайского народа и от себя лично поздравил его со вступлением в должность Президента Российской Федерации.

16 мая – Премьер Государственного совета КНР Чжу Жунцзи направил письмо Председателю Правительства России М.М.Касьянову, в котором поздравил его с назначением Председателем Правительства Российской Федерации.

В тот же день – Министр иностранных дел КНР Тан Цзясюань направил телеграмму министру иностранных дел России И.С.Иванову, в которой поздравил его с повторным назначением министром иностранных дел Российской Федерации.

19 мая – Заместитель председателя Центрального военного совета КНР, член Государственного совета и министр обороны КНР (по совместительству) Чи Хаотянь направил письмо министру обороны РФ И.Д.Сергееву, в котором поздравил его с повторным назначением министром обороны Российской Федерации.

31 мая – Министр иностранных дел РФ И.С.Иванов направил письмо министру иностранных дел КНР Тан Цзясюаню, в котором поблагодарил его за телеграмму по случаю повторного своего назначения министром иностранных дел Российской Федерации.

8 июня – Председатель КНР Цзян Цзэминь по договоренности с Президентом России В.В.Путиным переговорил с ним по горячей линии телефонной связи. Лидеры двух государств широко и глубоко обменялись мнениями по вопросам двусторонних отношений и международным вопросам, представлявшим общий интерес.

9 июня – Посол Российской Федерации в КНР И.А.Рогачев провел прием по случаю национального праздника России. На прием были приглашены заместитель председателя Постоянного Комитета ВСНП Цзян Чуньюнь и ответственные лица заинтересованных ведомств КНР.

12 июня – Председатель КНР Цзян Цзэминь направил телеграмму Президенту РФ В.В.Путину, в которой поздравил его с национальным праздником Российской Федерации.

24-30 июня – Парламентская делегация во главе с председателем Комитета по международным делам Государственной Думы Российской Федерации Д.О.Рогозиным находилась с визитом в Китае; председатель Постоянного Комитета ВСНП Ли Пэн принял Д.О.Рогозина.

27 июня – Заместитель премьера Государственного совета КНР Вэнь Цзябао, принимавший участие в Женеве в специальной сессии ООН по вопросам социального развития, встретился с заместителем Председателя Правительства РФ В.И.Матвиенко, участвовавшей в работе сессии. Обе стороны обменялись мнениями по вопросам китайско-российских отношений, социального развития и вступления Китая в ВТО.

15-16 июля и 23-26 июля – Министр иностранных дел Российской Федерации И.С.Иванов находился с визитом в Китае. Министр иностранных дел КНР Тан Цзясюань провел переговоры с И.С.Ивановым, в ходе которых они обменялись мнениями по вопросам двусторонних отношений и международным вопросам. Кроме Пекина, И.С.Иванов также совершил поездку в Шанхай.

17-19 июля – Президент Российской Федерации В.В.Путин находился с государственным визитом в Китае. В ходе визита Председатель КНР Цзян Цзэминь и В.В.Путин провели встречу в узком кругу и переговоры в широком составе. С В.В.Путиным раздельно встречались Председатель Постоянного Комитета ВСНП Ли Пэн, Премьер Государственного совета КНР Чжу Жунцзи, Председатель Всекитайского комитета Народного политического консультативного совета Китая Ли Жуйхуань. Главы двух государств подписали “Пекинскую декларацию Китайской Народной Республики и Российской Федерации”, “Совместное заявление Председателя Китайской Народной Республики и Президента Российской Федерации по вопросам противоракетной обороны” и другие семь межправительственных и межведомственных соглашений.

26 июля вечером – Председатель КНР Цзян Цзэминь по договоренности с Президентом России В.В.Путиным провел с ним разговор по горячей линии телефонной связи, в ходе которого обе стороны обменялись мнениями по вопросам двусторонних отношений и международным вопросам, представлявшим общий интерес.

9 августа – Министр иностранных дел КНР Тан Цзясюань направил телеграмму министру иностранных дел России И.С.Иванову по поводу сильного взрыва на станции метро “Пушкинская” в центре города Москвы; в телеграмме он проявил заботу и выразил сочувствие родственникам и близким раненых и погибших.

21 августа – Председатель КНР Цзян Цзэминь направил телеграмму Президенту России В.В.Путину, в которой от имени Правительства КНР, Китайского народа и от себя лично выразил В.В.Путину и через него России соболезнования по поводу гибели 118 офицеров и матросов атомной подводной лодки “Курск”, а также проявил заботу и выразил соболезнования членам семей погибших подводников.

24 августа – Заместитель министра иностранных дел КНР Цзи Пэйдин посетил Посольство России в Китае, принял участие в траурных мероприятиях, проводимых в связи с гибелью офицеров и матросов российской атомной подводной лодки “Курск”.

31 августа – Председатель Постоянного Комитета ВСНП Ли Пэн, участвовавший в саммите тысячелетия, проводимом ООН, имел встречу в Нью-Йорке с Председателем Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Г.Н.Селезневым. Обе стороны обменялись мнениями по вопросам дальнейшего расширения обменов между парламентами двух государств.

6 сентября – Председатель КНР Цзян Цзэминь в Нью-Йорке, принимая участие в саммите тысячелетия, проводимом ООН, встретился с Президентом России В.В.Путиным. Обе стороны обменялись мнениями, главным образом, по вопросам Китайско-Российских отношений, международного положения и другим вопросам.

11-19 сентября – Председатель Постоянного Комитета Всекитайского собрания народных представителей Ли Пэн вместе с супругой Чжу Линь находились с официальным дружеским визитом в Российской Федерации. Во время визита Председатель ПК ВСНП Ли Пэн был принят Президентом России В.В.Путиным, имел встречу с Председателем Правительства Российской Федерации М.М.Касьяновым, вел переговоры с председателями верхней и нижней палат парламента России Е.С.Строевым и Г.Н.Селезневым. Обе стороны подписали соглашение между двумя парламентами. Кроме того, Председатель ПК ВСНП Ли Пэн имел встречи с бывшим Президентом России Б.Н.Ельциным, бывшими председателями Правительства России В.С.Черномырдиным, Е.М.Примаковым, видными политическими деятелями и известными деятелями различных партийных фракций парламента, а также посетил города Новосибирск и Владивосток.

13 сентября – Министр иностранных дел КНР Тан Цзясюань, принимавший участие в 55-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, встретился в Нью-Йорке с министром иностранных дел России И.С.Ивановым.

14 сентября – Президент РФ В.В.Путин направил телеграмму Председателю КНР Цзян Цзэминю в связи с произошедшим в Синьцзяне взрывом. В телеграмме он от имени Российского народа и от себя лично выразил заботу и сожаление родным и близким погибших и раненых лиц.

16-21 сентября – Заместитель председателя Постоянного комитета ВСНП, председатель Китайской народной ассоциации борьбы за мир и разоружение Хэ Лули во главе делегации, представляющей Китайскую народную ассоциацию борьбы за мир и разоружение, прибыла по приглашению Совета Международного фонда мира в Москву и находилась с дружеским визитом в России.

19 октября – В Пекине состоялось 3-е пленарное заседание Китайско-Российского комитета дружбы, мира и развития. Председатель КНР Цзян Цзэминь принял председателя российской части Китайско-Российского комитета дружбы, мира и развития, президента Российского союза промышленников и предпринимателей А.И.Вольского и провел приём. Заместитель председателя КНР Ху Цзиньтао встретился со всеми членами Российской делегации, участвовавшей в 3-м пленарном заседании этого Комитета. Делегация российских предпринимателей, приехавшая в Китай вместе с членами Российской части Комитета дружбы, мира и развития, также присутствовала на заседании этого Комитета.

20-25 октября – Делегация Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации во главе с заместителем председателя Совета Федерации В.М.Платоновым находилась с визитом в Китае. Председатель ПК ВСНП Ли Пэн и заместитель председателя ПК ВСНП Бухон раздельно встретились с делегацией и провели прием для делегации во главе с В.М.Платоновым.

25-31 октября – Делегация членов Государственной Думы Российской Федерации из фракции “Отечество – вся Россия” во главе с руководителем этой фракции, бывшим председателем правительства РФ Е.М.Примаковым находилась с визитом в Китае. Председатель КНР Цзян Цзэминь, министр иностранных дел КНР Тан Цзясюань приняли делегацию во главе с Е.М.Примаковым.

31 октября-2 ноября – Заместитель председателя Правительства России, председатель Российской части Китайско-Российской комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств И.И.Клебанов прибыл в Китай для участия в 4-м заседании Китайско-Российской комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств, а также провел подготовку для визита в Китай Председателя Правительства Российской Федерации М.М.Касьянова. И.И.Клебанов и член Государственного совета КНР У И провели встречу в узком кругу и переговоры в широком составе. И.И.Клебанов имел встречу с заместителем председателя Центрального военного совета КНР Чжан Ваньнянем.

3-4 ноября – Председатель Правительства Российской Федерации М.М.Касьянов находился с официальным визитом в Китае. Во время визита он и премьер Государственного совета КНР Чжу Жунцзи провели Пятую регулярную встречу глав правительств Китая и России. Во время визита Председатель КНР Цзян Цзэминь, Председатель Постоянного Комитета ВСНП Ли Пэн раздельно приняли М.М.Касьянова. Премьер Государственного совета КНР Чжу Жунцзи провел с М.М.Касьяновым встречу в узком кругу и переговоры в широком составе. Обе стороны полностью и глубоко обменялись мнениями главным образом по вопросам отношений между двумя странами и особенно по вопросам дальнейшего развития сотрудничества между двумя государствами в сфере экономики, науки и техники, энергетики и различных других областях. Во время визита обе стороны подписали “Совместное информационное сообщение о Пятой регулярной встрече глав правительств Китая и России”, “Протокол четвертого заседания Китайско-Российской комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств” и 14 других документов по вопросам двустороннего сотрудничества.

15 ноября – Председатель КНР Цзян Цзэминь участвовал в 8-й неформальной встрече лидеров Организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества в Брунее; во время этого саммита он имел отдельную встречу с Президентом России В.В.Путиным, обе стороны обменялись главным образом мнениями по вопросам отношений между двумя государствами, вопросам торгово-экономического сотрудничества двух стран и другим вопросам.

19-25 ноября – Делегация представителей Группы дружбы между парламентариями России и Китая Государственной Думы Российской Федерации во главе с заместителем председателя Государственной Думы РФ, руководителем Группы дружбы между парламентариями России и Китая В.П.Лукиным находилась с визитом в Китае; председатель ПК ВСНП Ли Пэн принял парламентскую делегацию России во главе с В.П.Лукиным.

28 ноября-1 декабря – Заместитель министра иностранных дел КНР Ян Вэньчан находился с визитом в России, провел консультации на уровне заместителей министров иностранных дел по кадровым вопросам с заместителем министра иностранных дел России А.Л.Федотовым. Во время визита заместитель министра иностранных дел КНР Ян Вэньчан провел также консультации с заместителем министра иностранных дел России А.П.Лосюковым по вопросам о положении в Азии и ее проблемах.

3-12 декабря – Заместитель премьера Государственного совета КНР Ли Ланьцин находился с официальным визитом в Российской Федерации. Во время визита заместитель премьера Ли Ланьцин был принят Председателем Правительства России М.М.Касьяновым; Ли Ланьцин вместе с заместителем Председателя Правительства РФ В.И.Матвиенко председательствовали на 1-м заседании Китайско-Российской комиссии по сотрудничеству в области образования, культуры, здравоохранения, физкультуры и спорта, подписали соответствующие документы о сотрудничестве. Ли Ланьцин также встретился с бывшими председателями Правительства России В.С.Черномырдиным и Е.М.Примаковым. Кроме Москвы, Ли Ланьцин совершил поездки в Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Самару и встречался с руководителями местных органов власти. Во время визита заместитель премьера Ли Ланьцин был удостоен почетного звания профессора Московского государственного университета и почетной степени доктора Самарского государственного авиакосмического университета.

19 декабря – Заместитель министра иностранных дел КНР Чжан Дэгуан принял Российскую делегацию деятелей среднего и молодого возраста в сфере дружбы, прибывшую с визитом в Китай в соответствии с планом работы Китайско-Российского комитета дружбы, мира и развития на 2000 год. Обе стороны обменялись мнениями о положении, сложившемся после учреждения Китайско-Российского комитета дружбы, мира и развития, и по вопросам осуществления обменами в дальнейшем.

25-28 декабря – Помощник министра иностранных дел КНР Лю Гучан находился с визитом в России; во время визита он провел консультации на уровне заместителей министров иностранных дел двух государств с заместителем министра иностранных дел России А.П.Лосюковым. Обе стороны обменялись мнениями по вопросу согласования и подписания “Китайско-Российского договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве”, а также по проблеме оставшихся неурегулированными участков Китайско-Российской границы и другим вопросам.

19-22 февраля – Заместитель председателя Центрального военного совета КНР генерал-полковник Чжан Ваньнянь во главе правительственной делегации КНР по приглашению находился с официальным визитом в России. Во время визита заместитель председателя ЦВС КНР Чжан Ваньнянь провел переговоры с заместителем Председателя Правительства России И.И.Клебановым, а также раздельно был принят Президентом РФ В.В.Путиным, Председателем Правительства Российской Федерации М.М.Касьяновым, имел встречу с министром обороны РФ И.Д.Сергеевым. Обе стороны обменялись мнениями по вопросам Китайско-Российских отношений и международным вопросам, представлявшим общий интерес.

(Китайский информационный Интернет-центр. По материалам Посольства КНР в РФ) 27/09/2002

1989 г. был решающим для нормализации отношений Москвы и Пекина. Весной этого года советские войска были выведены из Афганистана, шел вывод войск из Монголии. Вьетнам под давлением СССР официально заявил о намерении вывести свои войска из Камбоджи в сентябре 1989 г., началось сокращение численности советских войск на границе с КНР. Мнение Пекина относительно «четырех препятствий» было учтено. В мае 1989 г. М. С. Горбачев совершил официальный визит в Пекин, в ходе которого были полностью нормализованы как межгосударственные отношения СССР и КНР, так и межпартийные связи КПСС и КПК. 1991 - После распада СССР начинается новая эра отношений между Россией и Китаем, поддерживаются официально хорошие отношения. Россия для Китая становится источником ресурсов, оружия, военных технологий, рынком для сбыта дешёвых товаров и заработка переселенцев.

Распад Советского Союза обусловил необходимость закрепить результаты советско-китайской нормализации. В 1992 г. во время визита в Пекин президента России Б. Н. Ельцина была подписана Пекинская декларация, в которой принципы развития отношений между двумя странами были подтверждены в том виде, как они были согласованы во время визита в Пекин М. С. Горбачева.

Российско-китайские отношения развиваются стабильно на базе мирного сосуществования. С 1991 по 1997 г. прошло четыре российско-китайские встречи на высшем уровне поочередно в Москве и Пекине. КНР - второй по значению торговый партнер России. Для Российской Федерации Китай - один из основных покупателей промышленной продукции, в том числе сложной военной техники и технологий. В Китае работает значительное число российских специалистов в области военной техники.

Достигнуты результаты в области урегулирования пограничных вопросов. В мае 1991 г. было подписано соглашение России с КНР о восточном участке российско-китайской границы. К 1997 г. российско-китайская граница была согласована на 97% линии ее прохождения.

В апреле 1996 г. в Шанхае было подписано российско-китайское соглашение о мерах доверия в зоне границы. Оно было дополнено в 1997 г. подписанием в том же формате в Москве во время очередного российско-китайского саммита многостороннего соглашения России, Китая, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы, в результате которого на протяжении 7,5 тыс. км границ создана полоса пониженной военной активности глубиной 100 км по обе стороны линии границы.

Общая цель российско-китайских отношений была сформулирована в Москве (апрель 1997 г.) в двусторонней Декларации о многополярном мире и формировании нового международного порядка как установление отношений «равноправного доверительного партнерства, направленного на стратегическое взаимодействие в XXI веке».

Основные документы, договоры ,: Совместная декларация об основах взаимоотношений между РФ и КНР, провозгласившая, что в двусторонних межгосударственных отношениях более не существует проблемы взаимной угрозы и что все межгосударственные вопросы будут решаться во взаимосвязи и мирными средствами (1992); Совместная российско-китайская декларация, провозглашавшая «новые отношения конструктивного партнерства» между КНР и РФ и определившая основные направления развития отношений на долгосрочную перспективу (1994); Совместное заявление президента РФ и председателя КНР, предусматривающее взаимное ненацеливание стратегических ядерных ракет и неприменение первыми ядерного оружия (1994); Совместная российско-китайская декларация, провозгласившая решимость двух стран развивать «отношения равноправного, доверительного партнерства, направленного на стратегическое взаимодействие в ХХI веке» (1996); Совместное заявление «Российско-китайские отношения на пороге ХХI века», в котором зафиксированы согласованные подходы к основным тенденциям развития мирового сообщества и единое понимание долгосрочных стратегических перспектив двустороннего сотрудничества1998); Российско-китайское совместное заявление, в котором отражена общность позиций двух стран по актуальным проблемам современной международной обстановки. (1999); Ратифицирован договор об урегулировании спорных пограничных вопросов между двумя странами. Проводятся первые совместные военные учения. На саммите ШОС принята декларация с призывом к США определить сроки вывода американских военных баз из бывших советских республик в Центральной Азии (2005). Важно – только с Китаем у России договор о не применении яд. Оружия против друг друга Первыми…

Глава 2. Политические отношения РФ и КНР в XXI веке

Заключение

Список использованной литературы

Введение

История российско-китайских отношений начинается в первом десятилетии XVII и охватывает около четырех столетий. Первые контакты русских и китайцев историки относят к периоду монгольского владычества над Русью . Затем, в связи с распадом Монгольской империи, эти контакты прекратились и возобновились лишь в XVII в., когда в своем освоении Сибири русские приблизились к границам Китая .

Актуальность исследования современных политических взаимоотношений России и Китая обусловлена историческим прошлым двух государств, и важностью нахождения целостного понимания двухсторонних отношений. Современные международные отношения могут повлиять на дальнейший ход истории. И, чтобы не ошибиться в выборе правильного пути развития взаимоотношений, нужно как можно многосторонне исследовать заявленную тему. Известно, что политические отношения регулируют экономические связи, а в свете экономического возвышения Китая для нашей страны важно использовать благоприятные условия для экономического и политического сотрудничества.

Самоназвание КНР – Чжунхуа Женьминь Гуэнэго, что значит Срединная Процветающая Народная Республика. Веками китайцы мыслили свою страну центром поднебесной. Так дело и обстояло вплоть до середины XIX века. Китай был не только великой цивилизацией, но и обладал самой мощной экономикой в мире, подкреплявшей его цивилизаторскую миссию. Затем Китай был отодвинут на обочину мировой политики и экономики. Ныне все возвращается на круги своя. Эксперты расходятся лишь в оценке сроков, в которые Китай выйдет на лидирующие позиции в глобальной экономике и политике. Есть впрочем, и сомневающиеся в принципиальном успехе этого предприятия, а иные даже пророчат Китаю неминуемый крах не позже чем в течение ближайшего десятилетия. В любом случае, чтобы Китаю действительно суждено стать новой глобальной сверхдержавой, ему понадобиться приложить усилия, намного превосходящие те, что были потрачены на достижение нынешних рубежей. Ведь нельзя выйти в лидеры лишь осваивая пройденное другими.

Отношения Китая с Россией имеют свои особенности и не похожи на отношения КНР с другими странами. Утратив позиции глобального лидера и не стремясь их вновь обрести, Россия может не тревожиться по поводу лидерских амбиций Пекина. Напротив, появление новой глобальной державы наряду с США может ограничить безразмерность нынешнего Pах Americana и тем самым сбалансировать общую ситуацию в мире.

Важнейшее значение для партнерства Китая с Россией имеет российское геополитическое положение. Разработчики китайской геополитики всегда - и в древности, и в современности - видели самую большую угрозу в возможности Стратегического окружения страны. Поэтому понятно, какое значение имеет для китайской глобальной стратегии наличие гигантского 6езопасного российского тыла.

После окончательного пограничного размежевания в 1990е годы у России с Китаем не осталось территориальных претензий. Вместе с тем их объединяет общность в отстаивании своей территориальной целостности и безопасности от покушений со стороны сепаратистов, раскольников и экстремистов - как и тех, кто их поддерживает. КНР для России – так же один из важных внешнеполитических приоритетов. Наша общая граница имеет протяженность в 4300 км. С КНР граничат районы Сибири и Дальнего Востока, для которых экономическое сотрудничество со стабильно развивающимся соседом имеет важнейшее значение как для преодоления нынешних хозяйственных трудностей, так и для экономического развития в будущем.

Динамичность китайской экономики может придать дополнительный импульс развитию России. Ввиду разности экономических потенциалов между Россией и Китаем нет соперничества за мировые рынки, но есть, напротив, взаимодополняемость интересов.

Россия стремится диверсицировать каналы поставок своих энергетических ресурсов, а осла6ление нефтяной привязки к странам ближнего Востока необходимо Китаю как воздух. Китай нуждается в поставках многих других видов природных ресурсов, которыми располагает наша страна в избытке, а нам нужны китайские капиталовложения и товары. Не следует забывать и о транзитных потенциях российской территории для связей Китая с Европой. И Россия, и Китай видят свое будущее в прорыве к экономике знаний. Объединение научно-технических и о6разовательных, инвестиционных потенций обеих стран может значительно способствовать совместному достижению этой цели. Эффективность российско-китайского сотрудничества в решении обозначенных и многих других про6лем может быть существенно усилена, если с сотрудничество это будет основываться не только на двухсторонних, но и на многосторонних усилиях. Именно поэтому столь велико значение согласованных действий российско-китaйского тандема в рамках гло6альных и региональных международных объединений.

Российско-китайские отношения в последнее десятилетие ХХ в. и начало ХХI в. ознаменованы поступательным развитием в политической, торгово-экономической, культурной и др. областях. Между Россией и КНР установлены отношения стратегического партнерства, закрепленные в подписанном в 2001 г. межгосударственном Договоре о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве.

В политической области – это регулярные встречи высших руководителей двух стран, министров иностранных дел, парламентариев. Высокий уровень политических отношений между Москвой и Пекином благоприятствует развитию двусторонних внешнеэкономических связей. Кроме того, сотрудничество в торгово-экономической области является важной составной частью стратегического партнерства и имеет исключительно важное значение в качестве материальной основы укрепления отношений добрососедства, дружбы и сотрудничества между Москвой и Пекином.

Постсоветские политические отношения России и Китая в отечественной историографии изучены неравномерно. В 90-е годы вышло несколько научных работ и исследований, уже проанализировавших данный период и давших интересную, но порой неоднозначную оценку происходящего. Хотелось бы отметить таких выдающихся исследователей как Титаренко М.И. и Галеновича Ю.М. . Они, представляя российскую сторону, дают довольно оптимистическую оценку происходящего. Но иностранные авторы, например такие как Бобо Ло , видят ситуацию не в столь радужных тонах и рассматривают наши мирные отношения с Китаем как временное явление, которое пока обоюдно приносит выгоду. Касаясь начала XXI века, нужно отметить, что в силу рассматриваемого периода целостных, объективных работ пока нет, но существует множество публикаций на данную тему, изучив которые автору удалось составить общую картину и выявить различные точки зрения по данному вопросу. Интересны статьи Лаврова С. , Шлындова А. , Ларина А. , Овчинникова В. .

Целью курсовой работы является рассмотрение политических отношений между Россией и Китаем после распада СССР. Из цели вытекают следующие задачи. Во-первых, выявить основные направления двусторонних отношений и изучить заключенные в ходе политических визитов глав государств договора в 1990-е годы и в начале XXI века. Во-вторых, обозначить позиции, которые занимают страны на международной арене в современный период. А так же выявить возможные перспективы развития.

Анализируя источники по данной теме можно разделить их на две категории. Во-первых, это двусторонние договора и декларации рассматриваемого периода. Хотелось бы вкратце осветить некоторые из них. Во-первых, это Пекинская декларация Российской Федерации и Китайской Народной Республики, подписанная 18 июля 2000 года в Пекине. Согласно данной декларации, «главы двух государств, всесторонне рассмотрев развитие связей между Россией и Китаем на протяжении последнего десятилетия, с удовлетворением отметили, что провозглашенное в 1996 году установление отношений равноправного доверительного партнерства, направленного на стратегическое взаимодействие в XXI веке, полностью отвечает коренным интересам народов двух стран. Подчеркнуто, что развитие отношений равноправного доверительного партнерства и стратегического взаимодействия имеет важное значение для укрепления всестороннего сотрудничества между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой, упрочения дружбы народов России и Китая, способствует формированию многополярного мира и нового справедливого и рационального международного порядка». Кроме того, очень важна совместная декларация Российской Федерации и Китайской Народной Республики, подписанная в Москве 27 мая 2003 года . В ходе обсуждения данной декларации, главы двух государств всесторонне и углубленно обговорили развитие двусторонних отношений за последнее десятилетие. Их современное состояние и перспективы едины в том, что какие бы изменения ни происходили в мире, углубление отношений добрососедства, дружбы, взаимовыгодного сотрудничества, партнерства и стратегического взаимодействия между Россией и Китаем будет оставаться приоритетным стратегическим направлением внешней политики двух стран. Стороны преисполнены желания принять эстафету от предшествующих поколений и пронести ее в будущее, прилагать совместные усилия для раскрытия новых перспектив развития российско-китайских отношений. И, наконец, ключевым документом можно считать Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой от 16 июля 2001 года. Здесь были отмечены такие важные аспекты как отсутствие взаимных территориальных претензий, укрепление доверия в военной области и взаимное сокращение вооруженных сил в районе границы, поддержание глобального стратегического баланса и стабильности, неукоснительное соблюдение основополагающих договоренностей, обеспечивающих поддержание стратегической стабильности. Также прилагаются усилия по укреплению центральной роли ООН как наиболее авторитетной и наиболее универсальной международной организации, образованной суверенными государствами, в решении международных дел, особенно в области мира и развития, по обеспечению главной ответственности Совета Безопасности ООН в области поддержания международного мира и безопасности. Стороны преисполнены решимости превратить границу между ними в границу вечного мира и дружбы, передаваемой из поколения в поколение. Более подробно данный документ рассматривается в ходе курсовой работы.Вторая категория – это интернет-источники. Так как автор рассматривает современный период, то этот источник является достаточно важным, потому что на официальных сайтах хранятся последние документы и статьи по рассматриваемому вопросу. Особенно хотелось бы отметить официальный сайт он-лайн газеты Женьминь Жибао , а так же сайт Законодательства РФ .Данная работа состоит из титульного листа, содержания, введения, основной части, заключения и списка использованной литературы. Основная часть делиться на две главы: в первой освещёны отношения России и Китая в 1990-е годы, во второй – в начале ХХI века.

1. Взаимоотношения РФ и КНР в 1990-е годы

Распад Советского Союза в декабре 1991 г. был с немалой тревогой воспринят в Пекине, опасавшемся «цепной реакции» демонтажа социализма. Тем не менее 24 декабря 1991 г. КНР официально признала Российскую Федерацию в качестве правопреемника международных прав и обязательств бывшего СССР. Начался новый этап развития отношений между двумя соседними государствами. В самостоятельные контакты с Китаем вступили и большинство новых государств, возникших на территории бывших союзных республик .

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
(НИУ «БелГУ»)

Международный факультет

Кафедра Международных отношений и Украиноведения

Реферат

Российско-китайские политические отношения на рубеже 90-х годов и в начале 2000-х.

2013 год
Содержание

Введение
Глава 1. Взаимоотношения РФ и КНР в 1990-е
Глава 2. 2. Российско-китайские отношения в начале 2000х годов.
Заключение
Список использованной литературы

Введение

Первые контакты между Россией и Китаем исследователи и историки относят к первой половине XVII века, а именно к периоду монгольского владычества над Русью. После освобождения Руси от татаро-монгольского ига контакты между Русью и Древним Китаем прекратились и возобновились лишь в XVII веке. Таким образом корни российско-китайских отношений уходят глубоко в историю.
Актуальность темы исследования заключается в том, что современные российско-китайские отношение имеют исторический базис, для исследования непосредственную ценность составляет многогранность двусторонних отношений. Имея достаточно полное представление о сложившихся связях между Россией и Китаем, можно проследить динамику развития международных отношений, налаживание политических и экономических взаимодействий, выгодных в свете экономического возвышения не только Китаю, но и России.
Отношения Китая с Россией имеют свои особенности и не похожи на отношения КНР с другими странами. Утратив позиции глобального лидера и не стремясь их вновь обрести, Россия может не тревожиться по поводу лидерских амбиций Пекина. Напротив, появление новой глобальной державы наряду с США может ограничить безразмерность нынешнего Pах Americana и тем самым сбалансировать общую ситуацию в мире.
Важнейшее значение для партнерства Китая с Россией имеет российское геополитическое положение. Разработчики китайской геополитики всегда - и в древности, и в современности - видели самую большую угрозу в возможности Стратегического окружения страны. Поэтому понятно, какое значение имеет для китайской глобальной стратегии наличие гигантского 6езопасного российского тыла.
После окончательного пограничного размежевания в 1990е годы у России с Китаем не осталось территориальных претензий. Вместе с тем их объединяет общность в отстаивании своей территориальной целостности и безопасности от покушений со стороны сепаратистов, раскольников и экстремистов - как и тех, кто их поддерживает. КНР для России – так же один из важных внешнеполитических приоритетов. Наша общая граница имеет протяженность в 4300 км. С КНР граничат районы Сибири и Дальнего Востока, для которых экономическое сотрудничество со стабильно развивающимся соседом имеет важнейшее значение как для преодоления нынешних хозяйственных трудностей, так и для экономического развития в будущем.
Динамичность китайской экономики может придать дополнительный импульс развитию России. Ввиду разности экономических потенциалов между Россией и Китаем нет соперничества за мировые рынки, но есть, напротив, взаимодополняемость интересов.
Россия стремится диверсицировать каналы поставок своих энергетических ресурсов, а осла6ление нефтяной привязки к странам ближнего Востока необходимо Китаю как воздух. Китай нуждается в поставках многих других видов природных ресурсов, которыми располагает наша страна в избытке, а нам нужны китайские капиталовложения и товары. Не следует забывать и о транзитных потенциях российской территории для связей Китая с Европой. И Россия, и Китай видят свое будущее в прорыве к экономике знаний. Объединение научно-технических и о6разовательных, инвестиционных потенций обеих стран может значительно способствовать совместному достижению этой цели. Эффективность российско-китайского сотрудничества в решении обозначенных и многих других про6лем может быть существенно усилена, если с сотрудничество это будет основываться не только на двухсторонних, но и на многосторонних усилиях. Именно поэтому столь велико значение согласованных действий российско-китaйского тандема в рамках гло6альных и региональных международных объединений.
Российско-китайские отношения в последнее десятилетие ХХ в. и начало ХХI в. ознаменованы поступательным развитием в политической, торгово-экономической, культурной и др. областях. Между Россией и КНР установлены отношения стратегического партнерства, закрепленные в подписанном в 2001 г. межгосударственном Договоре о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве.
В политической области – это регулярные встречи высших руководителей двух стран, министров иностранных дел, парламентариев. Высокий уровень политических отношений между Москвой и Пекином благоприятствует развитию двусторонних внешнеэкономических связей. Кроме того, сотрудничество в торгово-экономической области является важной составной частью стратегического партнерства и имеет исключительно важное значение в качестве материальной основы укрепления отношений добрососедства, дружбы и сотрудничества между Москвой и Пекином.

1. Взаимоотношения РФ и КНР в 1990-е годы

После распада СССР в отношениях между новобразовавшимся государством - Российской Федерацией и Китаем вектор сближения не поменял своего направления. Даже не смотря на то, что в России вновь была изменена форма политического устройста, что, в свою очередь, было с опаской воспринято в Китайской Народной Республике, сохраняющей социалистический строй. Однако, после дипломатического признания РФ в 24 декабря 1991 г. правительство Китая в качестве правопреемницы международных прав и обязательств бывшего СССР начался новый период развития отношений между двумя странами на «постсоветском пространстве». Вслед за РФ в дипломатические и экономические отношения с КНР вступили новые государства, некогда бывшие союзными республиками.
Важно отметить, что уже в декабре 1992 года в Нью-Йорке на заседании ООН состоялась первая встреча Президента РФ Б. Елицина и премьера Госсовета КНР Ли Пэна, которая ознаменовала новый этап в развитии межгосудаственных отношений, стороны подтвердили стремление к сотрудничеству, укреплению добрососедских отношений на основе принципов мирного сосуществования. Достигнутые договоренности между двумя сторонами были зафиксированы в совместных коммюнике 1989 и 1991 гг., после чего презитент Российской Федерации получил официальное предложение посетить Китай.
Российская Федерация, видя открывшиеся перспективы взаимовыгодного политического и экономического сотрудничества, начала медленно и верно укреплять свои позиции на Востоке, что, несомнено, имело долгосрочный положительный эффект.
Сперва КНР и Россия нормализовали высшие политические связи, в феврале 1992 г. прошли аккредитацию новые послы, а уже в марте 1992 года в Китайскую Народную Демократическую республику с официальным визитом прибыл министр иностранных дел РФ А.Козырев. Между странами в то время не существовало крупных разногласий по международным проблемам, кроме идеалогического фактора, который не смог стать камнем преткновения в закреплении между странами новых форм сотрудничества и партнерства, основанных на мирном сосуществовании, на базе принципа прагматизма, национальных интересов, без каких-либо идеологических пристрастий и антипатий.
Уже в 1992 г. было преодолено главное препятствие на пути сближения сторон. Переговоры по пограничному урегулированию, начатые еще в 1964 г., дали, наконец, свои положительные результаты. С 16 марта 1992 г. вступило в силу Соглашение о государственной границе между двумя странами в ее восточной части протяженностью в 4300 км. Возобновили работу российско-китайская Комиссия по судоходству на пограничных реках, совместная Комиссия по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству. В структуре торгово- экономических связей произошли радикальные изменения с резким креном в сторону примитивных рыночных отношений (прямые приграничные и местные связи, бартерная торговля, "челночные" операции, товарообмен и т.п.).
Первым большим шагом вперед в развитии российско-китайских отношений стал визит Президента России Б.Ельцина в Пекин в декабре 1992 г. Главы двух государств подписали совместную декларацию об основах взаимоотношений между РФ и КНР.
Стороны заявили о своем желании развивать отношения добрососедства, дружбы и взаимовыгодного сотрудничества, уважать право народа любой страны на свободный выбор пути своего внутреннего развития. Россия и Китай обязались решать все спорные вопросы мирными средствами, не прибегать в отношении друг друга к силе или угрозе силой, не участвовать в каких-либо военно-политических союзах, направленных против другой страны, не заключать с "третьими странами" договоров или соглашений, наносящих ущерб суверенитету и интересам безопасности другой стороны. Россия и Китай подтвердили, что они не стремятся к гегемонии в АТР и других районах мира и выступают против любых форм гегемонизма и политики силы, не будут применять первыми ядерного оружия в какой бы то ни было ситуации.
Данный визит решал несколько задач. Правительства РФ и КНР показали своим народам и внешнему миру, что их отношения носят нормальный и регулярный характер, что у стран есть общие подходы, определяющие основы отношений между ними. Более того Москва и Пекин продемонстрировали отсутствие серьезных противоречий в двухсторонних отношениях, а также в подходе к важным вопросам регионального и глобального характера. С этого времени оба государства, установив между собой освобожденные от идеологического налета отношения нового типа стали совместно выступать против силовой политики на мировой арене, за справедливое разрешение международных проблем. РФ и КНР, имея сходные интересы в АТР, стали выступать в качестве общего гаранта безопасности и спокойствия на границах сопредельных стран. Стороны осудили попытки нарушения Вашингтоном договора «По ПРО» как серьезную угрозу стратегической стабильности, выразили обеспокоенность американским планом развертывания национальной системы противоракетной обороны. Но не смотря на это, многочисленные межгосударственные проблемы были отложены на будущее.
В ходе визита Б.Ельцина в Пекин были подписаны 24 межправительственных и межведомственных соглашения по различным направлениям российско-китайского сотрудничества в торгово-экономической, научно-технической, военной и других областях, которые составили каркас будущих отношений между двумя государствами, раскрыли огромный потенциал двусторонних деловых связей.
Огромную роль в 1990 е гг. сыграли личные контакты лидеров России и Китая. Высшие руководители двух стран встречались на регулярной основе, обсуждали по “горячей линии” злободневные проблемы, обменивались посланиями. Сложившиеся между ними дружественные и доверительные отношения задавали тон общей атмосфере межгосударственного и межправительственного взаимодействия, стимулировали более активное выстраивание партнерских связей и контактов. Этот процесс вскоре нашел свое отражение в ряде важнейших двусторонних документов.
В 1995 г. состоялись новые встречи и переговоры в Москве ведущих лидеров двух стран. Председатель КНР Цзян Цземинь в мае 1995 г. участвовал в торжествах в Москве, посвященных 50-летию Победы над фашизмом. А в июне того же года Москву посетил с рабочим визитом премьер Госсовета КНР Ли Пэн. Российско-китайские переговоры на уровне глав правительств затрагивали широкий круг проблем как двусторонних, так и международных. Стороны проявили полное взаимопонимание и заключили целый ряд новых соглашений о сотрудничестве, договорились, в частности, о переходе от бартерной торговли к более современным ее формам с расчетами в конвертируемой валюте. В 1995 г. было завершено юридическое оформление всей российско-китайской границы, хотя при ее редемаркации на восточном участке возникли некоторые коллизии из-за жесткой позиции властей Приморского края, усмотревших ущемление наших интересов в решении пограничного вопроса с Китаем.
25 апреля 1996 года в Пекине Президентом Российской Федерации Б.Н. Ельциным и Председателем КНР Цзян Цзэминем была подписана Совместная декларация, провозгласившая установление между нашими странами равноправного доверительного партнерства, направленного на стратегическое взаимодействие в XXI веке. Высокий уровень и многоплановый характер российско-китайского сотрудничества - это важный фактор укрепления мира и стабильности не только в Азии, но и в мире в целом, заметный вклад в строительство нового, многополюсного мирового политического и экономического порядка.

Визит Б.Ельцина в Китай ознаменовался еще одним уникальным историческим событием. 26 апреля 1996 г. главы 5 государств-соседей - Президент России Б.Ельцин, Председатель КНР Цзян Цземинь, Президент Казахстана Н.Назарбаев, Президент Кыргыз-стана А.Акаев и Президент Таджикистана Э.Рахмонов подписали в Шанхае Соглашение об укреплении доверия в военной области в районе границы. Это единственное подобного рода соглашение в Азии.
Прямым результатом выхода отношений на этот уровень явилось создание в 1997 г. во многом уникального комплекса взаимодействия в практических областях. Была достигнута договоренность о создании механизма регулярных - не реже одного раза в год - встреч глав правительств России и Китая. Для этого была специально образована Комиссия по подготовке регулярных встреч глав правительств, которую возглавили вице-премьеры, а также целый ряд отраслевых подкомиссий, сфера деятельности которых стала охватывать широкий спектр направлений сотрудничества. Для оперативного обмена мнениями по актуальным вопросам было решено установить "горячую линию" телефонной связи между Москвой и Пекином. Б.Ельцин и Цзян Цземинь подписали совместную декларацию с изложением общих подходов двух стран к актуальным двусторонним и международным проблемам.
Можно говорить, что отношения между Россией и Китаем к началу ХХI века были направлены на конструктивное стратегическое партнерство.

    Страны придерживались принципов взаимного уважения равенства и невмешательства во внутренние дела друг друга, оказывая друг другу глубокое доверие, в первую очередь, в сфере взаимной безопасности, сохранения национального единства, государственного суверенитета, территориальной целостности и политической независимости.
    Устойчивому поступательному развитию отношений между Российской Федерацией и Китаем и углублению взаимопонимания способстовала созданная система взаимных визитов и регулярных встреч глав правительств и консультаций министров иностранных дел.
    Стороны стремились расширить и повысить уровень координации совместных усилий по важнейшим международным вопросам для сохранения международного мира, продвижения международного сотрудничества и развития.
В целом российско-китайское торгово-экономическое сотрудничество 1990-ых годов пережило сложный переходный период развития. Именно тогда закладывался фундамент экономических отношений между двумя странами на будущее. Обе страны понимали необходимость взаимной безопасности, укрепление взаимного доверия, развития дружественных отношений между российской и китайской армиями, военного сотрудничества.

2. Российско-китайские отношения в начале 2000х годов.

Перемены, произошедшие в отношениях между Россией и Китаем в 90е годы, несомненно, оказали благотворное влияние не только на укрепление российско-китайских связей практически по всем направлениям, но и на стабилизацию международной обстановки в Азии и во всем мире.
Достигнутый к началу нынешнего столетия высокий уровень российско- китайских отношений позволил оформить их важнейшим документом - Договором о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, подписанным 16 июля 2001 г. в Москве Президентом Российской Федерации и Председателем КНР.
Документ, который является основополагающим для российско-китайских отношений, охватывает все основные сферы и направления двустороннего сотрудничества. Договор заключен на 20 лет с возможностью автоматического продления на следующие пятилетние периоды.
В соответствии с Договором стороны обязались на долгосрочной основе развивать отношения добрососедства, дружбы, сотрудничества, равноправного доверительного партнерства и стратегического взаимодействия в соответствии с нормами международного права, не применять в своих взаимоотношениях силу или угрозу силой, уважать выбор пути развития друг друга, поддерживать друг друга в вопросах защиты государственного единства и территориальной целостности.
В Договоре подчеркивается, что Россия и Китай будут развивать доверие в военной области, способствовать укреплению безопасности друг друга, упрочению региональной и международной стабильности. В случае возникновения угрозы миру или угрозы агрессии Москва и Пекин незамедлительно вступают в контакт и проводят консультации в целях устранения возникшей угрозы. При этом стороны договорились не участвовать в союзах и блоках, не предпринимать действий, наносящих ущерб суверенитету, безопасности и территориальной целостности друг друга. Договор также предусматривает совместные усилия сторон по поддержанию глобального стратегического баланса и координацию действий на международной арене в предотвращении и урегулировании конфликтов.
Согласно этому документу, Россия и Китай развивают взаимовыгодное сотрудничество в торгово- экономической, военно-технической, научно- технической, энергетической, транспортной и других областях, стимулируют приграничное и межрегиональное сотрудничество, содействуют культурным обменам между собой. Они активно взаимодействуют в борьбе с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом, организованной преступностью, наркобизнесом и нелегальной миграцией. Отдельно выделена также важность развития контактов между органами законодательной, исполнительной и судебной властей двух государств.
Принципиально важным моментом было то, что в статье 6 Договора зафиксировано отсутствие у сторон взаимных территориальных претензий. Это положение стало отражением общего подхода сторон: граница протяженностью 4300 с лишним километров должна не разъединять, а сближать народы наших стран, стать гарантией мирного будущего наших государств.
Первой зарубежной поездкой Ху Цзиньтао в качестве главы государства был его визит в Москву в мае 2003 года - в разгар эпидемии атипичной пневмонии в Китае. Те переговоры глав государств были одиннадцатым российско-китайским саммитом. Начиная с него, участниками диалогов стали Владимир Путин и Ху Цзиньтао. На первых семи саммитах встречались Борис Ельцин и Цзян Цзэминь. Летом 2000 года участником восьмого саммита впервые стал Владимир Путин. Год спустя он и Цзян Цзэминь на девятом саммите подписали в Кремле Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, который заложил правовой фундамент доверительного партнерства и стратегического взаимодействия двух великих соседних государств в XXI веке. Это исходит из общности, близости или совпадения коренных национальных интересов в области развития, безопасности, сохранения суверенитета и территориальной целостности наших стран, в деле строительства многополярного мира и справедливого, демократического международного порядка, исключающего диктатуру и гегемонизм. Согласно упомянутому договору Россия и Китай выступают за решение всех спорных вопросов политическим путем, за повышение роли ООН в обеспечении международной безопасности. Они солидарны в борьбе против терроризма и распространения наркотиков, стоят на позициях уважения суверенитета и национальных интересов всех стран.
Современное экономическое развитие Китая находиться на очень высоком уровне, а самое главное, что у Китая огромный потенциал. Ведь промышленный прирост составляет около 10% в год. Все эти достижения стали результатом курса Пекина на открытость и рыночные приобретения. Всемирно задействуется внешний фактор - иностранные инвестиции (ныне более 600 млрд. долл.) и форсирование экспорта. Достижения Китая особенно впечатляют если учесть, что кроме трудового ресурса, а из природных богатств каменного угля, в Китае не хватает практически всего остального. Китай импортирует около половины необходимой для него нефти и располагает сравнительно скромными запасами природного газа. Так, с одной стороны Китаю нужен мир чтобы решать свои внутренние проблемы, т.к. внутреннее развитие для него сейчас стоит на первом плане, ему нужна открытость, чтобы привлечь внешние инвестиции и зарубежные передовые технологии для поддержания необходимых темпов развития. А соответственно нужен прочный тыл, нужна страна, с которой можно сотрудничать и от которой можно не ожидать удара в спину. А с другой стороны Китай нуждается в мощном сырьевом импорте. И тому и другому требованию отвечает, прежде всего, Россия.
Со своей стороны Россия заинтересована в сбыте своих энергетических, нефтяных ресурсов. Более того нам нужны китайские капиталовложения и товары. Учитывая перспективу лидерства Китая, Россия может быть страной, в силу своего географического положения, которая будет налаживать экономические связи Китая с Европой, а соответственно иметь с этого выгоду. Главное чтобы вместо России этим мостом не стали страны восточной Азии.
Договор 2001 года не явился переломным в отношении двух стран, а наоборот, подтвердил заявленную ранее политику мира и добрососедства. По указанным выше причинам это выгодно для обеих стран.
Вполне понятно, что в центре совместных усилий России и Китая находятся задачи обеспечения мира, стабильности, безопасности и процветания в Азиатско-Тихоокеанском регионе, где тесно переплетаются военно- политические, экономические и другие жизненные интересы многих государств и где, к сожалению, до сих пор имеется немало "горячих точек". Именно здесь особенно востребован потенциал российско-китайского стратегического партнерства. Ярким примером является эффективное взаимодействие наших стран в поиске путей мирного урегулирования ситуации на Корейском полуострове. Обе страны выступают за продолжение шестисторонних переговоров, конечной целью которых является обеспечение безъядерного статуса Корейского полуострова, сопровождаемое предоставлением гарантий безопасности и созданием условий для успешного социально-экономического развития всех государств региона.
В целях комплексного укрепления стабильности и доверия по инициативе Москвы и Пекина была разработана и реализована новая система взаимодействия стран региона, которая после подписания Соглашений об укреплении доверия в военной области в районе границы от 26 апреля 1996 года и о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы от 24 апреля 1997 года между Россией, Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном и Китаем была институциализирована в форме «шанхайской пятерки». На начальном этапе основной задачей этой организации была реализация мер доверия. В 2001 году к Шанхайской пятерке присоединился Узбекистан и была образована Шанхайская Организация Сотрудничества (ШОС). Одним из первых документов ШОС стало Конвенция о борьбе с терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом, которая была принята еще в июне 2001 года, т. е. несколько месяцев до событий 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке. Столь же решительно и бескомпромиссно наши государства совместно борются против незаконного оборота наркотиков и оружия, организованной преступности, распространения оружия массового уничтожения и других угроз глобальной безопасности. Сейчас Китай и Россия объективно стали заинтересованы в создании в лице ШОС геополитического противовеса США и ЦАР. Можно констатировать, что на современном этапе Россия и Китай имеют близкие или совпадающие позиции в отношении роли и места отдельных стран и коллективных международных организаций в системе обеспечения безопасности АТР, в подходах к вопросам урегулирования важнейших региональных конфликтов.
В дальнейших двусторонних встречах Россия и Китай придерживаются такой же мирной политики, развивая и поддерживая стратегическое сотрудничество.
С каждым годом расширяется взаимодействие наших стран на мировой арене, усиливается координация действий в решении актуальных международных и региональных проблем. В последние годы российско-китайское стратегическое партнерство в международных делах вышло на качественно новый, беспрецедентно высокий уровень взаимной поддержки по затрагивающим интересы безопасности наших стран вопросам. Оно является важным фактором укрепления безопасности и стабильности в Евразии, одной из несущих конструкций современной архитектуры безопасности и стабильности в мире.

Подходы России и КНР к принципиальным вопросам современного миропорядка и ключевым международным проблемам совпадают либо близки. Этот принципиальный момент зафиксирован в ряде совместных политических документов. Так, в июле 2005 г. главами двух государств подписана Совместная декларация о международном порядке в XXI веке, отражающая совпадение подходов двух стран к ключевым проблемам современного мироустройства, приверженность формированию справедливого и рационального миропорядка, основанного на главенстве международного права, многополярности, суверенном равенстве и взаимном уважении. В мае 2008 г. по итогам государственного визита Президента Российской Федерации Д.А. Медведева в КНР между двумя странами была подписана Совместная декларация по основным международным вопросам, подтвердившая широкое созвучие подходов двух стран к внешнеполитической проблематике.
В центре совместных усилий России и Китая на международной арене - задачи укрепления центральной роли ООН в мировых делах, демократизации международных отношений, защиты принципа верховенства международного права, реформы мировой финансово- экономической системы, поддержания стратегической стабильности, противодействия международному терроризму и наркопреступности, предотвращения распространения оружия массового уничтожения, других угроз глобальной безопасности.
Что касается развития всего комплекса двусторонних отношений, необходимо также отметить большое значение деятельности Российско-Китайского Комитета дружбы, мира и развития, созданного в 1997 г. по инициативе руководителей наших стран. По своему статусу он является общественной организацией, которая пользуется активной поддержкой глав государств и правительств России и Китая. С российской стороны в состав Комитета входят видные деятели культуры и науки, образования, члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы, ряд руководителей регионов России, крупные предприниматели.
Комитет является действенным механизмом неправительственных обменов, эффективной площадкой для обсуждения наиболее актуальных проблем наших отношений, проводит важную работу по организации дружественного сотрудничества между регионами, гуманитарных и научных обменов, контактов по линии женских, молодежных организаций. Во многом благодаря его усилиям реализуется ряд перспективных инициатив в гуманитарной и культурной сферах.
Значительную роль в развитии двусторонних гуманитарных обменов играет Общество российско-китайской дружбы. С китайской стороны в этом сотрудничестве участвуют такие авторитетные организации, как Китайское народное общество дружбы с народами зарубежных стран (КНОДЗ) и входящие в него Общество китайско- российской дружбы, Общество русистов, Ассоциация выпускников советских вузов.
Сотрудничество в гуманитарной области является одним из наиболее заметных широкой общественности направлений двусторонних отношений. После успешного проведения в 2006 и 2007 гг. двух национальных Годов, еще более сблизивших народы наших стран, мы совместно осуществляем новый масштабный проект в сфере гуманитарного сотрудничества - Год русского языка в Китае в 2009 г. и Год китайского языка в России в 2010 г.
Созданная Россией и Китаем модель отношений добрососедства и сотрудничества, стратегического взаимодействия и партнерства вовсе не означает, что между нашими странами не возникают некоторые расхождения по тем или иным конкретным проблемам. Но это - не проявление каких-либо глубинных противоречий в интересах сторон, а рабочие вопросы, естественно появляющиеся в ходе динамично развивающегося двустороннего сотрудничества. У нас есть благоприятная общественно-политическая атмосфера и все необходимые организационные инструменты, которые позволяют разрешать проблемы в духе конструктивного партнерства и к взаимной выгоде двух стран.
Шесть десятилетий, прошедших после образования КНР и установления дипломатических отношений между нашими странами, принесли в мировую политику кардинальные изменения. За эти годы произошли огромные перемены как в России, так и в Китае. Но две соседние великие державы сумели найти и закрепить, а теперь продолжают постоянно совершенствовать алгоритм дружбы, партнерства и тесного разностороннего сотрудничества. Российско-китайские отношения находятся на самом высоком уровне за всю их историю, внося неоценимый вклад в развитие народно- хозяйственных комплексов двух стран, повышение благосостояния наших народов, обеспечение безопасности и стабильности в Азиатско-Тихоокеанском регионе и в мире.

Заключение

История развития отношений между Россией и Китаем как двумя соседними государствами отличается неравномерностью. При этом современный период является самым благоприятным и плодотворным за всю историю существования российско-китайских отношений; созданная в 1990-е гг. международно-правовая база российско-китайского добрососедства характеризуется полнотой и способствует расширению взаимовыгодных контактов между двумя соседними странами во всех областях. Наибольшего успеха в развитии добрососедских отношений Россия и Китай достигли в политической сфере. Принятые в течение истекшего десятилетия двусторонние и многосторонние (с участием России и Китая) международные договоры политического характера представляют значительный шаг вперед в отношениях между двумя государствами. Выраженные в них концепции стратегического партнерства и многополярного мира представляют собой применение к современной международной обстановке основных принципов современного международного права. Значительным успехом можно считать и достижение соглашений о демаркации российско-китайской государственной границы почти на всем ее протяжении, а также закрепление военной безопасности в районе границы.
Главная перспектива экономического сотрудничества между Россией и Китаем связана с соединением российских полезных ископаемых и китайских трудовых ресурсов. В глобальных планах Пекина уже достаточно ясно просматриваются направления стратегических действий в России. Ясно: дальнейшее промедление с выработкой и реализацией долговременной стратегии развития России, нацеленной по подъем Восточной Сибири и Дальнего Востока, недопустимо. Как для России, так и для Китая принципиально важны б
и т.д................. Для четко понимания развития торгово-экономических отношений России и Китая необходимо проанализировать товарооборот этих стран. В период до кризиса в январе-феврале 2008 году, по данным российской таможенной статистики, товарооборот с Китаем составил 7912,1 млн. долл. В январе-феврале 2012 года оборот между странами составил 13284,3 млн. долл. Таким образом, за период с 2008 по 2012 год наблюдается положительная динамика в развитии товарных отношений России и Китая. В январе-феврале 2014 года товарооборот составил 13921,2 млн. долл. То есть в докризисный период все еще наблюдается положительные темпы прироста товарных отношений. В январе-феврале 2016 года резкий упадок товарообмена между Россией и КНР и составляет 8241,4 млн. дол. Это как раз может свидетельствовать о том, как повлияли санкции со стороны США и Запада на торговые отношения между Россией и КНР. В первую очередь это связано с программой импортозамещения, благодаря которой Россия стала больше ориентироваться на внутренний рынок и на отечественное производство. К январю 2017 года, по данным таможенной статистики, товарооборот России и Китая увеличился на 34 % в годовом отчислении.1 23 45 6 К таким мерам можно отнести более полное освоение Россией Сибири и Дальнего Востока. Кроме того, следует более внимательно отслеживать нелегальную торговлю на востоке, потому как проблема контрабандной торговли остается и на данный момент.

Для четко понимания развития торгово-экономических отношений России и Китая необходимо проанализировать товарооборот этих стран. В период до кризиса в январе-феврале 2008 году, по данным российской таможенной статистики, товарооборот с Китаем составил 7912,1 млн. долл. В январе-феврале 2012 года оборот между странами составил 13284,3 млн. долл. Таким образом, за период с 2008 по 2012 год наблюдается положительная динамика в развитии товарных отношений России и Китая. В январе-феврале 2014 года товарооборот составил 13921,2 млн. долл. То есть в докризисный период все еще наблюдается положительные темпы прироста товарных отношений. В январе-феврале 2016 года резкий упадок товарообмена между Россией и КНР и составляет 8241,4 млн. дол. Это как раз может свидетельствовать о том, как повлияли санкции со стороны США и Запада на торговые отношения между Россией и КНР. В первую очередь это связано с программой импортозамещения, благодаря которой Россия стала больше ориентироваться на внутренний рынок и на отечественное производство. К январю 2017 года, по данным таможенной статистики, товарооборот России и Китая увеличился на 34 % в годовом отчислении.1 Это свидетельствует о постепенном выходе отношений России и Китая на новый уровень и постепенной экономической изоляцией России от стран Запада и США. Наибольшую часть в российском экспорте в Китай составляют поставки минерального топлива, нефти, древесины и цветные металлы. Россия импортирует из Китая машины и оборудование, одежду и продукцию химической промышленности. В 2001 году в статье Дмитрия Горностаева «ЦРУ считает, что России угрожает Америка» утверждается, что «ситуация в России и внешняя политика Москвы входят в число угроз национальной безопасности Соединенных Штатов». Таким образом, мы видим, что в периодической печати оценивает отношения России и США как негативные. Кроме того, автор статьи отмечает, что «нынешняя динамика российско-китайских отношений сама по себе воспринимается американской разведкой как угроза интересам США». 2То есть уже в 2000-е годы наблюдается то, что в последующем Россия и Китай могут составить США конкуренцию в геополитическом пространстве мира. Обращает на себя внимание, что авторы оценивают российско-китайские отношения неоднозначно. На ряду и с положительными оценками есть и негативные. Так в 2000 году в статье Александра Исаева «Пекин на пороге ВТО» утверждается, что российско-китайская торговля выглядит еще не стабильно. Об этом говорит тот, факт, что «России не удалось войти в десятку ведущих внешнеторговых клиентов Китая, хотя Москве и Пекину удалось преодолеть тенденцию к снижению объемов торговли». Автор приходит к выводу о том, что на данном этапе в отношениях России и Китая пока больше проблем, нежели развития.3 На 2010 год торговые отношения России и Китая по-прежнему оцениваются как колониальные. То есть Китай завозит из России сырье, а ввозит готовую продукцию уже с надбавленной стоимостью. Таким образом, Россия к 2010 году по-прежнему остается для Китая периферийным экономическим партнером и наши отношения носят лишь декларированный характер. В 2014 году в периодической печати появляются зачатки того, что России необходимо переориентировать свои экономические интересы на Восток. «При нынешнем раскладе именно Китай является для России чуть ли не «единственным оптимальным партнером», - утверждает «Независимая газета». Таким образом, с введением против России санкций, авторы газеты отмечают, что именно Китай должен стать главным торговым партнером России и обеспечить модернизацию российской экономики. Примерно те же оценки русско-китайского сотрудничества дает газета «Известия». В статье Елена Короп «Скрытая угроза» отмечено: «В 20002 году китайско-российская торговля может установить новый рекорд»4. Но вместе с тем развитие торговых отношений, по мнению автора, осложняется в политической сфере. Это связано с тем, что, вступив во Всемирную торговую организацию (ВТО), Китай начал предъявлять России свои требования, как страна участник этой организации. Китай требует уравнять китайские предприятия и российские и снять все ограничения на въезд рабочей силы в Россию. Это может привести к тому, что китайская экономика может поглотить российское и китайское население постепенно оккупировать дальневосточные районы нашего государства. То есть, в начала 2000-х между Россией и Китаем отношения остаются достаточно напряженным и требуют разрешения. Основой торговли России и Китая в 2005 году остается экспорт в Поднебесную военной техники. Но авторами газеты отмечается то, что постепенно уменьшается роль России в экономике Китая, наша страна может предложить все меньше. Это было связано еще и с тем, что с Китая были сняты санкции со стороны Евросоюза на поставку оружия. В статье Александра Лукина «Россия и Китай укрепляют связи», вышедшей в 2010 году в Российской газете, исследователь так же указывает на важность взаимодействия России и Китая, но отмечает, что «Россия играет в китайской политике гораздо меньшую роль, чем Китай в российской».5 Из этого следует, что в интересах России превалируют экономические интересы, а Китай больше старается создать противовес странам Запада и США. Немалую роль в вопросах торгово-экономического сотрудничества играет соседство с Китаем. Как пишет Э. Лимонов в статье «Предчувствия будущего», чтобы спасти Сибирь и Дальний Восток от поглощения Китаем, нужны радикальные меры, поскольку нерадикальные не помогут.6 К таким мерам можно отнести более полное освоение Россией Сибири и Дальнего Востока. Кроме того, следует более внимательно отслеживать нелегальную торговлю на востоке, потому как проблема контрабандной торговли остается и на данный момент.



Налоги и платежи