Птицы занятие в детском саду старшая группа. Развитие речи. лексическая тема "перелётные птицы". Проект «Перелётные птицы»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического и экологического направления развития воспитанников
№43 «Ручеёк»

Конспект открытого занятия для педагогов ДОУ

по формированию целостной картины мира в старшей группе:

«Зимующие птицы»

Подготовила и провела:

воспитатель Соколова О.Г.

Программное содержание:

  1. Формировать представления детей о зимующих птицах. Подвести к раскрытию связей между живой и неживой природой на примере сезонного поведения птиц, между внешним видом птиц и их питанием, движением и образом жизни.
  2. Упражнять в употреблении прилагательных, антонимов, расширять словарный запас.
  3. Упражнять в умении выразительно рассказывать, слушать музыку природы. Вспомнить дни недели.
  4. Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им.

Региональный компонент: воспитывать любовь к поэзии Вологодских поэтов, знакомить с ней.

Оборудование: кормушка, иллюстрации с изображением птиц, аудиозапись (пение птиц - музыкальные инструменты), геометрические фигуры для индивидуальной работы, белые листы бумаги, шишки (раскрывшиеся и нераскрывшиеся), клей (карандаш).

Предварительная работа: наблюдение за птицами на прогулке, рассматривание иллюстраций, чтение рассказов и стихов о птицах, разгадывание загадок, прослушивание аудиозаписи (познавательная серия Владимира Зотова «Лесная азбука», рисование птиц.

Ход занятия:

Воспитатель: Читает стихотворение О.Высоцкой «Мастерица зима»:

Пришла зима, хлопочет:

Укутала в снега

Все кочки и пенечки,

Скамейки и стога.

Зима велела дубу

Накинуть пышный мех,

На ель надела шубу,

Тепло укрыла всех

Краснеют свиристели

На веточках берез.

Они не улетели

А выдержат мороз?

Показать свиристеля и свирель, дать послушать.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить.

Ответы детей:

Воспитатель: Сегодня мы поговорим о зимующих птицах. Что это за птицы, смелые да выносливые, что не боятся зимы и остаются с нами? Назовите их.

Ответы детей:

Воспитатель: А почему одни птицы улетают на юг, а другие нет? (Подвести к ответу, что причиной является отсутствие пищи (голод)).

Ответы детей:

Воспитатель: А как мы с вами можем помочь птицам перенести голод?

Ответы детей:

Воспитатель просит детей угадать, что спрятано под платком. (Новая кормушка)

Воспитатель: Вот для птичек новая столовая. Какое стихотворение про птичью столовую мы знаем? Давайте вспомним его.

Новая столовая (по ролям)

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели.

А во вторник, посмотри,

Прилетели снегири.

Три вороны были в среду,

Мы не ждали их к обеду.

А в четверг со всех краев

Стая жадных воробьев.

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей

А в субботу на пирог

Налетели семь сорок

В воскресенье, в воскресенье

Прилетел к нам гость весенний

Путешественник - скворец

Вот и песенке конец.

В руках у детей иллюстрации птиц.

Воспитатель: Кто здесь лишний? Почему? (Скворец)

Ответы детей:

Пальчиковая гимнастика: Проворонила ворона вороненка

Воспитатель: Я вам загадаю загадки, а вы их отгадайте и расскажите, что вы знаете об этих птицах.

Я по дереву стучу

Червяка добыть хочу

Хоть и скрылся под корой

Все равно ты будешь мой.

Вывесить иллюстрации (дятел)

Рассказ детей о дятле.

Воспитатель: А вот как звук дятла передают музыкальные инструменты.

(аудиозапись «Звуки окружающего мира. Из чего родилась музыка»)

Кто там прыгает, шуршит.

Клё - клее - клё - поет со свистом. (Клёст)

Воспитатель вывешивает иллюстрации, показывает шишки ели.

Рассказ детей о клесте.

Воспитатель: Сделать вывод о том, что клест - единственная птица, которая выводит птенцов зимой. Есть корм (семена ели).

Психофизическая гимнастика: «Согреем птенца»

Представьте, что у вас в руках маленький бескрылый птенец. Вытяните руки ладошками вверх. А теперь согрейте его. Медленно, по одному пальчику сложите ладони. Спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием. Приложите ладони к своей груди. Отдайте птенцу доброту своего сердца и дыхания. А теперь раскройте ладони и увидите, что птенец радостно взлетел. Улыбнитесь ему и не грустите: он еще прилетит к нам.

Чик - чирик! К зернышкам прыг.

Клюй, не робей! Кто это?

(Воробей).

Воспитатель: Про жизнь зимой воробья очень хорошо написал наш Вологодский поэт Н.Рубцов:

Чтение стихотворения (ребенок).

Чуть живой. Не чирикает даже,

Замерзает совсем воробей.

Как заметит подводу с поклажей-

Из-под крыши бросается к ней!

И дрожит он над зёрнышком бедным,

И летит к чердаку своему…

А гляди, не становится вредным

Оттого, что так трудно ему.

Физкультминутка:

Среди белых голубей (круг)

Скачет шустрый воробей (скачет в кругу).

Воробушек - пташка,

Серая рубашка.

Откликайся воробей (пытается вылететь из круга)

Вылетай-ка, не робей! (дети не пускают)

Задание:

Выложи птичку из геометрических фигур (аппликация)

Закрепление:

Воспитатель:

О ком сегодня мы говорили на занятии?

Почему птицы остаются у нас зимовать?

Как мы можем помочь птицам зимой?

Воспитатель: Чтение стихотворения А. Яшина «Покормите птиц»

Покормите птиц зимой

Пусть со всех концов

К нам слетятся, как домой

Стайки на крыльцо

Сколько гибнет их - не счесть

Видеть тяжело

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло

Не богаты их корма -

Горсть зерна нужна

Горсть одна - и не страшна

Будет им зима

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

НОД в старшей группе «Птицы наши друзья»

ЦЕЛЬ: выявить знания детей о птицах.
Прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней.
ЗАДАЧИ: : обобщить знания детей о зимующих и перелётных птицах; учить логически, мыслить, воспитывать интерес к обитателям природы, умение сочувствовать, сопереживать зимующим птицам,заботиться о птицах- кормить их.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
рассматривание иллюстраций;
чтение книг и рассказов;
загадывание загадок;
наблюдения;
беседы;
рисование птиц, аппликация, лепка.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, у нас сегодня очень интересное занятие.
Скажите:
Воробьи, стрижи, пингвины,
снегири, грачи, павлины,
попугаи и синицы:
одним словом это -. (ПТИЦЫ)
Воспитатель:Правильно ребята, сегодня мы поговорим о птицах. Каких птиц вы знаете? Как мы называем птиц, которые зимуют у нас? Как называют птиц, которые прилетают к нам весной?
Как перелетные птицы узнают о том, что пора отправляться в путь? (дети высказывают свои предположения).
Как вы думаете,почему птицы улетают в теплые края?(высказывания детей)
Воспитатель:А сейчас вставайте в круг, и давайте поиграем.
Игра называется "Перелетные - зимующие".
Я вам буду бросать мяч и называть птицу, а вы будете говорить перелетная это птица или зимующая. (проводится игра).
Воспитатель: Какое время года сейчас?
Дети: Зима
- А как живётся зимой птицам?
Дети: Голодно птицам, насекомым в зимней спячке, плоды, ягоды, семена трав под снегом. Мало корма находят птицы зимой. С утра до вечера ищут себе крохи пропитания. Пуховые тёплые, перьевые шубки птиц защищают от холода, но не от голода
Воспитатель : В суровые годы из десяти синиц за зиму выживает только одна. Девять погибают от голода.
- Жалко?
Дети: очень жалко
Воспитатель:
- Послушайте стихотворение Н. Грибчева.
Ну, морозы, ну, морозы,
Нос наружу – ой- ой – ой!
Даже белые берёзы
В серой корке ледяной.

Даже белки – непоседки
В ожидании тепла
Не снуют на ветку с ветки,
Не вылазят из тепла
И голодная синица
Тихо плачет у окна:
«Негде греться и кормиться,
Ни козявки, ни зерна.
День дымит морозной далью,
Ночи стылы и темны,
Замерзаю, голодаю,
« Не дожить мне до весны!»
- Ребята, кто же может помочь зимующим птицам?
(люди)
Воспитатель: А как, люди могут помочь птицам?(сделать кормушки,подкармливать птиц.)
Воспитатель: Синичке можно предложить кусочек несоленого сала; воробьям,снегирям - хлебные крошки, семена, крупу, зерна.
И еще, чтобы накормить птиц, необходимо соблюдать некоторые правила:
1. Подкармливать птиц надо в одном и том же месте, желательно, в одно и то же время.
2. Кормить птиц надо ежедневно; нельзя подкармливать время от времени! Особенно в морозы пища нужна птицам каждый день, чтобы они выжили.
3. Во время подкормки не сорить, убирать за собой мусор.
Воспитатель: : Птицы защищают леса и поля от вредителей,
насекомых,а еще, птицы предсказывают погоду. Существуют некоторые народные приметы:
– Если воробьи в холодную погоду купаются в воде, к теплу;
– Снегири под окнами щебечут – будет оттепель;
– Синички перебрались к жилью человека – начало зимы, зима будет снежной и холодной.. Расскажите своим мамам и папам о приметах. Спросите у родителей,какие народные приметы о птицах они знают.
Воспитатель: Ребята давайте представим что мы птицы
Физкультминутка.
Вот и утро! Хватит спать!
Перед тем, как вылетать,
Надо крылышки размять.
Вверх крыло, вниз крыло,
А теперь наоборот! (Одна прямая рука поднята, другая опущена, рывком руки меняются.)
Крылья в стороны разводим,
А лопатки вместе сводим. (Руки перед грудью, рывки руками в стороны.)
Вправо-влево наклонились,
И вперёд-назад прогнулись. (Наклоны влево- вправо, вперёд-назад.)
По команде приседаем
- Раз- два- три-четыре-пять.
Упражненье выполняем.
Чур, друзья, не отставать! (Приседания.)
Крылья в стороны и летать.

Воспитатель: отдохнули, а теперь отгадайте загадки?

Кто глядит на тротуар
И кричит нам с ветки: «Карр!»?
Покроши кусок батона -
Прилетит поесть... (ворона)

Прилетели стайкой гулкой
Птицы с ярко-красной грудкой.
За окошко посмотри -
Там на ветках... (снегири)
Кто красуется на ветке
В желтой праздничной жилетке?
Эта маленькая птичка
А зовут ее... (синичка)
Что за птица на суку
В рощице поет: «Ку-ку»?
Неприметная пеструшка,
А зовут ее... (кукушка)
Догадайтесь, что за птица:
Ночью ей совсем не спится,
Не поможет сон-трава,
Только днем заснет... (сова)
Воспитатель Ребята, птицы - наши друзья, обижать их нельзя. Скажите, какую пользу приносят птицы? (ответы детей)
Воспитатель: Как мы можем помочь птицам зимой? (сделать кормушку)
Правильно, можно сделать кормушки. Задание на дом. Сделайте дома с родителями кормушку и принесите в детский сад.
Итог занятия:
Птицы - это наши верные помощники, защитники наших лесов, полей, садов, огородов от вредных насекомых и грызунов. Без птиц нам не обойтись.

Проект «Перелётные птицы»

Старшая группа №2

Возраст детей: 5-6 лет

Тип проекта: познавательно - игровой.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.

Срок реализации: с 16.10 - 27.10.2017 г.

Актуальность проекта: Экологическое воспитание дошкольников средствами ознакомления с птицами,выбрано нами не случайно. Мы так привыкли к птицам, что порой не замечаем. Но они рядом и часто нуждаются в нашем внимании и охране. Нет на свете, наверное, более удивительных созданий природы, чем птицы. Глядя на их полёт, человек всегда стремился в небо. Есть птицы, хорошо знакомые всем людям. Это вороны, галки, воробьи, грачи и некоторые другие. Есть птицы, о которых мы знаем и лишь слышим их голоса в лесу. А есть и такие, о которых мы никогда не слышали, да, может быть, уже и не услышим - такими редкими они стали.

В настоящее время, как никогда остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Мы глубоко убеждены, что прививать любовь к природе надо с самого раннего возраста.

Цель проекта:

Создать условия для расширения и углубления представлений детей о разновидностях перёлётных птиц,формировать бережное отношение к ним.

Задачи:

Познавательное развитие:

Знакомить детей с жизнью перелетных птиц в естественных природных условиях: питании, приспособлении к среде обитания.

Закрепить представление о внешнем виде, частях тела.

Речевое развитие :

Активировать в речи названия птиц и птенцов.

Упражнять в использовании сравнений, подборе определений к заданному слову.

Учить составлять описательный рассказ о птицах с помощью схем.

Продолжать учить слушать сказки, рассказы, стихи, загадки о птицах; запоминать небольшие стихотворения, самостоятельно составлять загадки-описания.

Социально-коммуникативное развитие:

Упражнять в использовании полученных знаний в самостоятельной игровой деятельности.

Развивать ролевое взаимодействие.

Художественно-эстетическое развитие:

Учить с помощью знакомых средств выразительности передавать характерные особенности внешнего вида птиц.

Воспитывать желание слушать музыкальные произведения о птицах. Передавать с помощью движений и голоса особенности птиц.

Физическое развитие:

Развивать двигательную активность детей через подвижные игры, игровые упражнения.

Этапы:

1 Подготовительный

2 Основной

3 Завершающий

Действия педагогов

Действия детей

Действия членов

Подготовительный

(формулировка проблемы

Планирование, прогнозирование результатов,продуктов проекта)

Определить актуальные знания детей о птицах. ,вызвать интерес к решению поставленной задачи.

Методическое обеспечение проекта.

Информационное обеспечение проекта.

Обеспечение проекта наглядными материалами.

Планирование предстоящей работы.

Выявить уровень знаний по данной теме с помощью бесед,опросов.

Демонстрация иллюстраций по теме.

Подбор художественной литературы, видеофильмов, обучающих мультфильмов, музыкальных произведений зарубежных композиторов (М. Глинка «Жаворонок», С. Майкапара «Пляска птиц»);

Изготовление, подбор дидактических пособий по теме

консультации.

Рассматривают иллюстрации. Обсуждают,

Высказываются по данной теме. Наблюдают за птицами на прогулке и в выходные дни вместе с родителями. Под руководством педагогов принимают решение проверить правильность своих ответов.

Вместе с детьми рассматривают иллюстративный материал и наблюдают за объектом исследований -птицами. Читают предложенную художественную литературу.

Основной

(непосредственная

деятельность по проекту, поэтапная оценка)

Задачи: Обобщить представления детей о характерных особенностях птиц.

Развивать выразительность речи, моторику рук.

Формировать представление о том, что птицы приспосабливаются к изменениям погодных условий. Учить устанавливать причинно-следственные связи.

Проведение занятий,бесед о перёлётных птицах;

Обсуждение рассказов о птицах. Определение игрового пространства, игровой мотивации;

Подбор игр;

Участие в играх вместе с детьми.

Организация конкурса рисунков;

Подготовка и проведение конкурса чтецов.

Знакомство с птицами;

Экскурсия в парк и по территории детского сада.

Обсуждение иллюстраций, открыток о птицах;

Чтение и заучивание наизусть стихотворений о птицах; Пение песен «Андрей-воробей» Е.Телечеевой, «Где зимуют зяблики?» М. Пляцковский, «Птичий дом». Ю.Разумовский.

Сочинение рассказов,загадок детьми о птицах. Участие в игре: «Угадай, что за птица?» (теневые изображения);

Участие в дидактических, развивающих, речевых, подвижных играх («Совушка», «Коршун мыши»). Конкурс чтецов: «Поэтические строки о птицах».

Участие в экскурсии;

Помощь в изготовлении фигурок, теневых изображений птиц. Чтение стихов о птицах. Загадывание загадок о птицах. Участие в играх;

Помощь в изготовлении пособий к играм Участие в конкурсе рисунков;

Помощь в изготовлении декораций;

Участие в конкурсе чтецов: «Поэтические строки о птицах.

Завершающий

(подведение итогов)

Развивать творческие способности. Воспитывать самостоятельность в различных видах деятельности. Повышать степень социализации личности.

Размещает информацию о проекте и его результатах. Организует выставку детских работ для родителей и детей. Викторина «День птиц» Организуют обсуждение новых знаний и умений. Принимают решение о перспективах проекта.

Показывают свои работы родителям. Под руководством педагога закрепляют новые знания о птицах. Участие в викторине «День птиц»

Знакомятся с продуктами детской деятельности.

Фотоотчёт:

Составление рассказов по сюжетным картинкам

Подготовка к выставке «Птицы»

Лепка пластилином «Птицы» (снегирь и синица)

Коллективный коллаж «Птицы - наши друзья»

Подвижная игра «Коршун и мыши»

Викторина «Что я узнал интересного о птицах»

«День Синички» в нашей группе

Выставка поделок с родителями «Такие разные птицы»

Заключительный этап
- Выставка детских рисунков «Птицы наши друзья»
- Изготовление коллективного коллажа «Перелётные птицы»
- Проведение викторины «Что я узнал интересного о птицах»

Результаты проектной деятельности:
- у детей значительно увеличился активный словарь по теме «Перелётные птицы»;
- дети стали бережнее относиться к птицам, сделали выводы, что надо заботиться о них в зимний период времени;
- все родители были привлечены к воспитательному процессу.

Конспект ООД, старшая группа "Перелетные птицы"

Жаркова Галина Анатольевна, воспитатель МБУ детский сад №138 «Дубравушка» г.о. Тольятти

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно - исследовательская, восприятие художественной литературы.

Цели: формирование представлений у детей о птицах (внешний вид, среда обитания и т.д) .

  1. Расширить представления у детей о разнообразии птиц.
  2. Формировать умения делить перелетных и зимующих птицах на основе их связи между характером корма и способом его добывания.
  3. Активизироватьсловарь (зерноядные,насекомоядные, перелетные, водоплавующие, размножение) .
  4. Воспитывать бережное отношение к птицам, любовь к природе.

Материалы и оборудование: иллюстрации и фотографии с изображением птиц, птичьи стаи; жетоны для игры, магнитная доска, проектор, ноутбук, экран.

1. Организационный момент.

Листья с веток опадают.
Лить дожди не устают.
Улетают птичьи стаи,
Направляются на юг.

Но остался сизый голубь
Зимовать на ветках голых. (Е. Благинина.)

Какие птицы улетают в теплые страны? (перелетные)

2. Беседа о перелетных птицах.

На экране появляются иллюстрации с изображением птиц.

Какие изменения происходят в жизни птиц осенью? (ответы детей)

Почему птиц называют перелетными?

Каких перелетных птиц вы знаете?

Почему улетают птицы?

Какие птицы нашего края первыми улетают в теплые края?

Оказывается, еще в августе воздух около земли теплый, а чем выше, тем холоднее. Стрижи летают очень высоко, а там холодно и нет насекомых - они и улетают. Улетают самыми первыми. За ними ласточки, а позже улетают скворцы.

Какие птицы улетают последними, как вы думаете почему?

(Утки и гуси, потому что водоемы замерзают постепенно.)

3. Д / И «У кого кто или один много»

Сейчас мы разделимся на две команды. На экране будут появляться картинку с изображением птицы. Одна команда будет называть одного птенца, а вторая – много птенцов.

У журавля - журавленок – журавлята
У скворца – скворчонок –скворчата
У лебедя – лебеденок- лебедята
У грача – грачонок – грачата

У утки - утенок – утята
У аиста - аистенок – аистята
У гуся – гусенок – гусята

4. Физкультминутка:

Насекомые пропали
Птицы в лесу заскучали. (Взмахи руками)
Стали думать и гадать,
Как беды им избежать? (Пальцы рук к вискам головы,

Покачивание головы вправо-влево)
Вместе собрались,
Стаей назвались. (Дети встают в круг,
Взявшись за руки.)

Дружно взлетели,
На юг полетели. (Поворачивают направо, машут руками,
бегут по кругу.)
Вот и южные края,

Долетели мы друзья! (Поворачивают налево, летят дальше.)
Вы устали, отдохните.
Насекомых поищите. (Садятся на свои места.)

5. Отгадывание загадок о птицах.

После отгадки на экране появляются изображения птиц.

Все ли птицы улетают в теплые края?

Какие птицы остаются в нашем городе?

Какие птицы живут в вашем дворе? (ответы детей)

Как мы называем птиц которые остались зимовать? (зимующие)

Отгадайте загадки о птицах.

Дети отгадывают и называют зимующая или перелетная это птица.

Нос у него белый,
Сам он черный,
Очень проворный,
Друг садов и полей.
Поедает червей.

(Грач.)

Прилетает к нам с теплом
Путь, проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины.

(Ласточка.)

Маленькая, юркая, проворная,
Трясет длинным тонким хвостиком.

(Трясогузка.)

Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика.

(Синичка.)

Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять.

(Снегирь.)

Вот птичка так птичка,
Не дрозд, не синичка,
Не лебедь не утка
И не козодой.

Но эта вот птичка
Хоть и невеличка,
Выводит птенцов
Только лютой зимой.

(Клест.)

6. Игра на зрительную память и внимание «Кто улетел?»

Правила игры: Воспитатель прикрепляет на магнитную доску 5-6 изображений перелетных птиц (постепенно количество картинок увеличивается) и предлагает детям назвать всех птиц.

Затем говорит, что одна из птиц улетит на юг и просит детей закрыть глаза. Убирает одно изображение птицы. Тот кто первым дает правильный ответ, получает призовой жетон. Воспитатель добивается, чтобы дети отвечали полным предложением.

Например: на юг улетел журавль.

Выигрывает тот, у кого больше жетонов.

7. Пальчиковая гимнастика. «Десять птичек - стайка»

Пой-ка, подпевай-ка:
10 птичек – стайка.
Эта птичка – соловей,
Эта птичка – воробей,

Эта птичка – Совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка свиристель,
Эта птичка – коростель,

Эта птичка – скворушка,
Серенькое перышко.
Это зяблик, это- стриж,
Это развеселый чиж.

Ну, а это злой орлан.
Птички, птички по домам!

(И. Токмакова.)

8. Рефлексия.

О каких птицах мы беседовали?

Что нового вы узнали о перелетных птицах?

В какие игры играли?

Что понравилось? (Ответы детей)

Литература

  1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. -352 с.
  2. Николаева С.Н. «Юный эколог» - М. Мозаика-синтез, 2010.
  3. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. -М.: Академия, 2009

Материал и оборудование: аудиозаписи (пьеса «Январь» из цикла П. Чайковского «Времена года», голоса и пение птиц), карточки с изображением перелётных (ласточка, соловей, аист, грач) и зимующих (ворона, сорока, дятел, синица, голубь) птиц, 2 мольберта, наклейки на мольберты (солнышко, снежинка), кокошники с изображениями дятла, снегиря, синицы, сороки, разрезанные карточки с изображением водоплавающих птиц, растительное масло; листы бумаги формата А5, кисточки по количеству детей, ёмкость с водой.

Ход занятия

Звучит пьеса «Январь» из цикла П. Чайковского «Времена года». Воспитатель под музыку читает детям стихотворение С. Маршака «Зима»:

Воспитатель (В.). О какой поре года говорится в стихотворении? (Ответы детей.) Что зима принесла с собой? (Ответы детей.) Говорят, что зима бывает разная: то она радостная, то сварливая или даже злая. Как вы думаете, какими природными явлениями зима выражает свою радость? (Ответы детей.) А злость? (Ответы детей.)

Воспитатель зачитывает небольшой отрывок из рассказа К. Ушинского «Проказы старухи зимы».

В. О ком шла речь в этом отрывке? (О птицах.) Как ведут себя птицы с приходом зимы? (Некоторые птицы улетели в тёплые страны.)

У тех птиц, что остались, есть свои секреты, как пережить зиму. Предлагаю вам отправиться в парк и посмотреть, как живут птицы зимой. На чём мы отправимся? (Дети предлагают свои варианты.) Давайте отправимся на лыжах. (Имитируют движения по кругу под музыку.)

В парке много птиц. Как они называются? (Зимующие.) Каких зимующих птиц вы знаете? (Дети перечисляют.) Как называются птицы, которые улетели в тёплые края? (Перелётные.) Назовите перелётных птиц. (Ответы детей.)

Игра «Птицы»

Дети делятся на две команды - команда девочек и команда мальчиков, считалочкой выбирают капитанов. Звучит музыка П. Чайковского «Времена года», дети выполняют задание: девочки выбирают карточки с изображением перелётных птиц и ставят на мольберт, обозначенный солнышком, а мальчики размещают на мольберт, обозначенный снежинкой, карточки с изображением зимующих птиц.

В. Сейчас капитаны проверят правильность выполнения задания.

1-й ребёнок.

Я в берете ярко-красном,

В серой курточке атласной,

Я деревьям всем приятель,

А зовут меня все… (дятел).

2-й ребёнок.

Красногрудый, чернокрылый,

Люблю зёрнышки клевать.

С первым снегом на рябине

Прилетаю к вам опять. (Снегирь.)

3-й ребёнок.

Непоседа-невеличка

Желтогрудая птичка,

Ем я сало и пшеничку,

А зовут меня… (синичка).

Н. Губская

В. Как назвать смелых птиц, которые не улетают от нас зимой? (Зимующие.) Чего больше всего боятся птицы в зимнюю пору? (Ответы детей.) Самое страшное для птиц не холод, потому что у них к зиме вырастает подпушек под пёрышками, а голод. Как вы думаете, где они добывают себе корм зимой? (Ответы детей.)

Игра «Чем угостим» (с мячом)

Воробья - крошками.

Синицу - салом.

Голубя - пшеном.

Свиристель - семечками.

Ворону - хлебной коркой и т.д.

Влетает «сорока» (девочка в кокошнике), сообщает: «Новости, новости! Вам письмо!» Отдаёт его воспитателю. В конверте разрезанные карточки с изображениями водоплавающих птиц: утка, гусь, лебедь.

В. Кто это? Не пойму. Давайте подойдём к столам и попробуем сложить карточки.

Дети подходят к своим столам и собирают разрезанные карточки с изображением водоплавающих птиц.

В. Какие птицы у вас получились? (Водоплавающие.) Чем отличаются эти птицы? (Ответы детей.) Знаете ли вы, как водоплавающие птицы защищают свои перья от намокания, ведь им подолгу приходится находиться в воде? (Смазывают жиром, который находится в сальнике хвостовой части.)

Проведение опыта

В. Давайте проверим. Возьмите лист бумаги, сложите его пополам. Одну часть намажьте растительным маслом, другую - оставьте как есть. На обе части листа капните водой. Что вы обнаружили? (Вода скатывается по поверхности листа, смазанного маслом, а несмазанная часть впитала воду и бумага размокла.)

Вывод: жир отталкивает воду.

В. Ребята, пришла пора возвращаться в детский сад.

Дети на «лыжах» под музыку возвращаются в детский сад.

В. Ребята, вам понравилась прогулка по парку? (Да.) Каких птиц вы там повстречали? (Ответы детей.) Как их можно назвать одним словом? (Зимующие.)

Ребята, птицы - наши друзья! Берегите их.

Звучит аудиозапись пения птиц.

Н. Черницкая,
воспитатель высшей категории



Налоги и платежи