Правила композиции. Применение данных правил. Симметрия и асимметрия в снимке

by John Wilhelm is a photoholic

Новичкам, только начинающим свой путь в мире фотоискусства, полезны все советы, даже базовые, так как для неподготовленного человека такие советы не всегда являются неочевидной истиной. Если человек ищет простые способы, которые помогут действительно улучшить снимки, стоит прислушаться к мнению Саймона Такка (Simon Takk). Это профессиональный фотограф и основатель портала phototechniques.info, который помогает неофитам увидеть новые и захватывающие перспективы. Он подготовил несколько советов по основе основ - композиции снимков.

Совет №1 - избегайте центрального расположения объекта в кадре


by Sara Hadenfeldt

Съемка объектов так, чтобы они не оказывались в центре композиции - то, что в книгах по фотоискусству называют "правилом третей". Это отличный базовый совет - стоит потренироваться, чтобы на снимках люди, животные или что-то интересное располагались не в "мертвой" центральной точке, а чуть правее/левее или выше/ниже ее. В особенности это касается портретов и главной детали на них - глаз. "Зеркала души" не должны находиться в самом центре фотоснимка, нужно сместить камеру или модель.


Стоит посмотреть внимательно и можно заметить, что линии есть повсюду. Нужно тренировать взгляд и тогда получится раскрыть свой потенциал для создания динамичных и живых снимков. Линии, образованные естественными очертаниям предметов в кадре, можно использовать по-разному, но самый простой способ - отталкиваться от главного объекта съемки.

Достаточно внимательно рассмотреть, как расположены вертикали и горизонтали и двигаться, поворачиваться до тех пор, пока они не станут указывать на ключевую точку в композиции. Это может быть непросто: например, если предмет расположен у стены, нельзя снимать, находясь прямо перед ним, это уменьшит глубину на изображении.


by Stefan Schnese

Используя линии вертикальной поверхности можно сделать так, что они будут "указывать" на главный элемент композиции, делая ее более выразительной.

Совет №3 - задействуйте горизонт

Горизонтальные линии создают ощущение спокойствия и расслабленности - вспомните о летнем закате над безбрежным полем травы, и вы поймете, что имеет в виду Саймон. Если в кадре много "плоских" линий и мало экспрессивных вертикалей, снимок выйдет спокойным и умиротворенным. Этот прием используют, если нужно сделать фотографию более расслабленной, снизить напряженность. Чтобы добиться подобного эффекта, нужно осмотреться и сопоставить количество горизонталей и вертикалей. Если последние преобладают, стоит поменять позицию.


Даже если в кадре много вертикалей, сильная поперечная линия (такая, как горизонт) "перевешивает", делая фото спокойнее. Яркий пример - лес с тысячами вертикальных линий-деревьев. Их соединяет горизонт, он доминирует и снижает экспрессивную насыщенность всей сцены.

Совет №4 - помните о вертикальных линиях

Противоположная позиция - насыщение снимка динамикой с помощью вертикалей. Тот же лесной пейзаж можно снять по-другому: вместо того, чтобы охватывать широкую панораму с горизонтом, можно встать рядом с отдельным деревом. Оно будет доминирующей, крупной вертикальной линией и поможет полностью поменять ощущение от картины.


Этот принцип эффективно работает при съемке небоскребов. Если несколько зданий вместе с линией горизонта объединяются в смягченную композицию, то увеличение вертикали умножает ее влияние, она будет работать, как взрыв. Для достижения эффекта нужно подходить к небоскребам близко и снимать отдельные здания снизу.


by Andreas Paehge

Совет №5 - используйте пустое пространство

Пустое пространство в кадре - очень "сценический", красивый и эффективный метод, который часто используют в фотографии. Люди, не знакомые с базовыми принципами съемки, часто стремятся заполнить всю сцену предметами. Это приводит к тому, что изображение становится излишне загроможденным и не очень удачным. Не бойтесь пустого пространства вокруг ключевого предмета в кадре - используйте его как сильный визуальный инструмент.


Совет №6 - принцип изолирования

Метод, похожий на предыдущий, заключается в выделении одного предмета, изолировании его и концентрации внимания зрителя только на нем. Большинство людей, фотографирующих "просто так", снимают все, что помещается в кадр, не задумываясь об отдельных элементах. Попробуйте продвинуться на шаг вперед: выберите один объект или тему и изолируйте его от окружающих предметов - приближайтесь, меняйте свою позицию, уменьшайте глубину резкости.

Нужно, чтобы фон не был загроможден, на нем должно находиться больше пустого пространства. Это может быть голубое небо (оно хорошо выходит, если снимать снизу) или монохромные поверхности.

Совет №7 - съемка на закате и восходе

Один из наиболее полезных базовых советов по улучшению качества снимков - фотографировать на закате и восходе. Пока вы не "наработали" базу и опыт, этот трюк будет вашим волшебным спасательным кругом. Когда солнце низко над горизонтом, уличный свет четкий, а небо переливается приятными оттенками и сияет. На закате и восходе сложнее не снять красивый пейзаж, чем наоборот.


by Fabio Montanari

Старайтесь больше снимать днем и утром. Фотографировать, когда солнце стоит прямо над головой - задача не для новичков, при этом появляются жесткие, контрастные тени, с которыми нужно уметь работать, когда может потребоваться дополнительное оборудование, например, . (Почему всем фотографам необходим светоотражатель мы уже .) Яркое верхнее освещение, безусловно, подчеркивает детали и отлично подходит для съемки определенных сцен, но это тема для отдельного, масштабного обсуждения.

10 простых правил построения композиции в кадре.

1. Контраст

Как привлечь внимание зрителя к вашей фотографии? В кадре должен быть контраст:

  • Более светлый предмет снимают на тёмном фоне, а тёмный на светлом.
  • Не фотографировать людей на жёлтом или коричневом фоне, цвет фото будет неестественным.
  • Не снимайте людей на пёстром фоне, такой фон отвлекает внимание зрителя от модели.

2. Размещение

Важные элементы сюжета не должны быть хаотично размещены. Лучше, чтобы они образовывали простые геометрические фигуры.

3. Равновесие

Объекты, расположенные в разных частях кадра, должны соответствовать друг другу по объему, размеру и тону.

4. Золотое сечение

Золотое сечение было известно ещё в древнем Египте, его свойства изучали Евклид и Леонардо да Винчи. Самое простое описание золотого сечения: лучшая точка для расположения объекта съемки - примерно 1/3 от горизонтальной или вертикальной границы кадра. Расположение важных объектов в этих зрительных точках выглядит естественно и притягивает внимание зрителя.

5. Диагонали

Один из самых эффективных композиционных премов - это диагональная композиция.

Суть её очень проста: основные объекты кадра мы располагаем по диагонали кадра. Например, от верхнего левого угла кадра к правому нижнему.

Этот приём хорош тем, что такая композиция непрерывно ведет взгляд зрителя через всю фотографию.

6. Формат

Если в кадре преобладают вертикальные объекты - снимайте вертикальные кадры. Если фотографируете пейзаж - снимайте горизонтальные кадры.

7. Точка съемки

Выбор точки съемки прямым образом влияет на эмоциональное восприятие снимка. Запомним несколько простых правил:

  • Для портрета лучшая точка на уровне глаз.
  • Для портрета в полный рост — на уровне пояса.
  • Старайтесь кадрировать кадр так, чтобы линия горизонта не разделяла фотографию пополам. Иначе зрителю будет сложно сфокусировать внимание на объектах в кадре.
  • Держите камеру на уровне объекта съемки, иначе вы рискуете получить искажённые пропорции. Объект, снятый сверху, кажется меньше, чем есть на самом деле. Так, снимая человека с верхней точки, на фотографии вы получите человка маленького роста. Фотографируя детей или животных, опуститесь до уровня их глаз.

8. Направление

При построении композиции всегда учитывайте этот момент.

9. Цветовое пятно

Если в одной части кадра присутствует пятно цвета, то в другой должно быть что-то, что привлечет внимание зрителя. Это может быть другим цветовым пятном или, например, действием в кадре.

10. Движение в кадре

Снимая движущийся объект (автомобиль, велосипедиста), всегда оставляйте свободное пространство впереди объекта. Проще говоря, располагайте объект так, как будто он только «вошёл» в кадр, а не «выходит» из него.

Вы мечтательный человек?

Да – да, я обращаюсь именно к вам и к каждому, кто прочтет эти строки.

Вспомните детство с его легкостью и простотой. В те годы мы беззаботно смотрели на окружающий мир, нам все было интересно. Каждый из нас задал тысячи вопросов «почему?» и «как это устроено?»… ответов, правда, мы получили значительно меньше, но интерес к познанию у многих из нас остается и до сих пор =)

Какие книжки вы любили в детстве?

Не утруждайте себя воспоминаниями об их авторах и содержимом каждой из них… – это лишнее. Все мы любили яркие, простые книги с большим количеством картинок и иллюстраций. Рука сама тянулась к книге, даже тогда, когда мы не умели читать, нам хотелось просто взять ее в руки и насладиться красочными иллюстрациями.

С возрастом, на самом деле, почти ничего не изменилось – если на странице есть картинка, мы сначала изучим её, а потом перейдем к тексту. Связано это с психологией восприятия. Человек – существо ленивое и лишних телодвижений совершать не любит… Графическая информация воспринимается значительно быстрее и проще, мало того, она еще и доступнее.

В этой «книге» мало текста и много примеров – как раз то, что нам нравилось в детстве =)

Почему слово «книга» я беру в кавычки? Потому что назвать этот материал книгой я не могу.

Здесь собрано несколько советов и приведена масса примеров, иллюстрирующих эти советы.

Все эти советы и «правила» придуманы, конечно же, не мной. Они были собраны на просторах Интернета и скомпонованы в эту «книгу».

Выполнять приведенные советы абсолютно не обязательно, просто примите их к сведению.

Посмотрите приведенные примеры, проанализируйте их – быть может, вы найдете какие-либо закономерности, используя которые при создании новых кадров, вы гарантированно получите, если не шедевр, то хотя бы достойную и красивую работу.

Как получить максимальную пользу от этого материала?

Нужно просто посмотреть каждое изображение и проанализировать его. Понять, чем же они отличаются от других… чем конкретная карточка отличается от сотен и тысяч подобных ей, но не дотягивающих до нее по качеству, и по этой причине ни кому не известной…

Вы потратите много времени на изучение и анализ, а взамен получите улучшение качества своих работ и будете знать, к чему нужно стремиться.

Что подтолкнуло меня к написанию “книги”?

В апреле 2012 года я решил узнать, что выдаст «Google» по запросу «Лепехин Сергей». Поисковик выдал десяток страниц, в том числе на торренты и сайты с раздачами книг. Случайным образом на этих сайтах я наткнулся на книгу «Теория фотографии», автор – «Лепехин Сергей».

Сердце заколотилось, по спине пробежал холодок, и я реально заволновался… Первое ощущение – шок… Разбираюсь дальше, про себя думаю – прикольно, у меня появился однофамилец, который сделал книгу о фотографии… Смотрю дальше – материалы полностью взяты с моего сайта, подчистую, причем качество иллюстраций оставляет желать лучшего (на сайте они значительно лучше и в большем разрешении).

В общем удивлялся я достаточно долго, мало того, удивление мое продолжается до сих пор, потому что люди это скачивают и говорят «спасибо», и к тому же качество книги оценено на «хорошо» и «отлично».

Подумав пару дней, я решил оживить и осуществить свою старую мечту – написать свою «книгу».

К сожалению, я, как и многие из вас, сочинения в школе писать не умел (я их списывал), русскому языку я также уделял мало внимания, и как следствие – это сказалось в виде непоследовательности в изложении мыслей, неправильном построении некоторых фраз и предложений.

Это, конечно, печальный факт, но ни в школе, ни в университете не учат, «как правильно писать книги», поэтому просьба – сильно меня не «пинать» и «не плеваться» от прочтения.

Если материал вам не по душе, просто пройдите мимо – экономьте свое время и берегите нервы.

О названии “книги”

Если название вы уже забыли или просто его не видели, я вам его напомню – «».

Бесценные они не потому что очень важные и обязательные к исполнению, а совсем по другой причине.

Российская действительность диктует нам совсем другие правила. Практически любую программу, книгу или обучающий курс можно найти на просторах Интернета абсолютно бесплатно и все этим пользуются и считают нормой вещей.

Поступая таким образом мы сами себе вредим… знаете почему?.. На одном энтузиазме долго не протянешь.

Так долго продолжаться не может. Авторы программ, не получая доход, перестанут обновлять наши любимые программы. Авторы книг рано или поздно перестанут их писать. Нет, не потому, что они ужасные и не пользуются спросом, а потому что буквально спустя неделю, две, а может месяц эти книги появятся в открытом доступе для всех желающих… Авторов обучающих курсов ждет примерно такая же ситуация, и они тоже могут разочароваться российскими реалиями и обучающие курсы также исчезнут…

Знаете почему это может случиться? Ответьте сами себе на такой вопрос: «Какой смысл работать недели, месяцы, годы, тратя свое время на создание обучающих курсов (или книг), если однажды продав материал, через месяц он окажется в свободном доступе абсолютно бесплатно?..». Думаю, ответ очевиден… «Работа» ради «работы» тоже не имеет особого смысла для автора =)

Вернемся к названию «книги».

» – «Бесценные» – потому что без цены.

Цену для себя вы устанавливаете сами – если материал был полезен для вас – перечислите любую доступную вам сумму на кошельки:

WebMoney R131016259435

Яндекс деньги 410011251532082

Бывает, помочь проекту хочется, а денег нет. Как можно сделать доброе дело? Разместите ссылку на сайт или книгу на любом форуме, сайте, в социальных сетях. Многим будет лень совершить даже такое простое телодвижение, как размещение ссылки, тогда скажите простое человеческое спасибо, хотя бы за то, что я потратил на компоновку этих материалов огромное количество времени. Добрые слова помогают собраться духом и работать дальше =)

Для того, чтобы вы могли для себя понять, стоит ли скачивать книгу целиком, потратив на это свое драгоценное время, я предлагаю вам посмотреть первые 70 страниц “книги”, а дальше вы сами решите, стоит ли овчинка выделки, всего в “книге” чуть больше 300 страниц.

Сделай свои фотографии красивыми - зарегистрируйся на онлайн курс “

Всем начинающим фотографам предлагаю разобраться в том, что же такое правильная композиция в искусстве фотографии, и как добиться правильной композиции в построении кадра фотографии. Потому, что без композиции хорошее фото у Вас не получится.

Определение композиции в применении к фотографии и изобразительному искусству звучит примерно так:
Объединяющий компонент, который придает цельность и единство произведению и соподчиняет элементы данного произведения между собой, согласно



замыслу и идее художника.

Или, если упростить - гармоничное сочетание всех элементов в кадре фотографии.
Как правило, композиция строится вокруг сюжетно-смыслового центра или центров и во взаимодействии этих центров с другими элементами и между собой.
В фотографии для выражения смысловых центров существуют проверенные и действенные средства - ракурс, точка съемки, план, момент съемки, колорит, тональность, различные контрасты и освещение.

Главное предназначение композиции в искусстве фотографии, как и в живописи - что-то вроде функции речи для автора, то есть способ выразить свои мысли.

На просторах интернета мною было найдено несколько важнейших правил построения композиции. Мне, как начинающему фотографу, да и другим новичкам, будет очень полезно их усвоить.

Итак - советы новичку по созданию композиции в фотографии.

1. Диагональные линии (или пересекающиеся линии).
Основная цель этого приема - заставить взгляд зрителя двигаться в определенном направлении композиции. Желательно располагать начальную точку в одном из углов кадра. Поскольку большинство зрителей начинают рассматривать картину или фотографию с левого верхнего угла - этот угол считается лучшей стартовой точкой. Впрочем, можно строить кадр в любом направлении, главное - чтобы линии были четко выраженными.

2. Правило трети

Не стоит делить кадр на равные, симметричные части. Гораздо лучше визуально разделить фото на три доли. К примеру, поместить синее небо в верхней трети, а все прочее в нижние две доли. Или наоборот.

3. Выделение объекта.

Проще всего выделить объект, задав низкую глубину резкости на объективе. При использовании функции открытой диафрагмы главный объект съемки выделяется, остальные - размываются.

4. Контраст.

Как правило, при рассмотрении фото, взор концентрируется на самых контрастных местах. Этим можно пользоваться, чтобы привлечь визуальное внимание к конкретным местам в композиции.


Такую же роль исполняет цветовой контраст в цветной фотографии. Для повышения цветового контраста можно воспользоваться фильтром поляризации, или покопаться в настройках фотоаппарата.

Светотень. (не путать с хренотенью;))

Светотенью называются закономерные градации темного и светлого, благодаря которым объекты съемки воспринимаются визуально. Все оттенки светотени буквально соответствуют форме и объему предметов, характеру освещенности, состоянию атмосферы композиции. И на фотографии и в натуре от взаимосвязей бликов, теней, светов, полутеней зависит светотеневой строй.

Фотографу нужно стремиться эмоционально выразить композицию кадра через эффект контраста светотени. Не стоит копировать очевидные светотеневые тона, попытайтесь отыскать в них рисунок.

5. Обрамление.

Проверенный эффект - обрамление чем либо объекта съемки. Например - фото объекта у окна, фото через арку, дверной проем, туннель или пещеру.

6. Выделение светом.
Самый простой способ выделить объект съемки - освещение основного объекта на фоне других, менее освещенных второстепенных деталей. Перед съемкой сделайте экспонометрический замер по самому освещенному участку в кадре.

Линии в кадре имеют эффект эмоционального воздействия на зрителя. Ломаные линии раздражают, плавные изогнутые линии наоборот - успокаивают.


Диагональные линии придают картинке динамичность, вертикальные добавляют величие, а горизонтальные - безмятежность и спокойствие.


Старайтесь не допускать в кадре прямых линий, уводящих взгляд за предел снимка - это ведет к разделению кадра на части и потере целостности. По крайней мере, постарайтесь построить кадр так, чтобы он не был разделен пополам. Отличный вариант - когда в конце такой линии находится какой-нибудь объект - взгляд зрителя не покидает пределы фотографии. Если в перспективе две параллельных прямых сходятся, например, дорожная колея - точку схождения не рекомендуется располагать в центре картинки.

Вводящие линии.
Этот прием зачастую используется для подведения взгляда к смысловому центру композиции.

Такие линии есть в любом художественном сюжете - дорога, продолговатый предмет, улица, линии разделения цвета или тонов.
Если Вы хотите придать фотографии динамичность - стройте картинку диагонально. Основные линии в этой композиции будут расположены под наклоном и воспримутся неустойчиво.

Если в кадре движущийся объект - впереди него оставьте больше места, чем сзади

8. Тональность.

Тональность фотографии так же эмоционально влияет на зрителя. Светлые тональности - оттенки светло-серого, белый цвет - ассоциация с позитивным настроением и солнечным светом.

Темные тона - черный цвет, тени - зачастую ассоциируются с тайной, ночью.

Ну а в равной степени черно-белые кадры в большинстве случаев напомнят о зебре)))

И еще. Есть главное правило, которое следует освоить каждому фотографу и художнику - это правило золотого сечения. Я напишу о нем в следующих постах, но особо нетерпеливые могут уже сейчас найти его в гугле.

И главное - все это лишь законы, и они важны на первых шагах Вашего творческого пути. Но настоящий художник выше всех законов и основ.
Творческих успехов вам, и удачной фото-охоты!

Материал взят с сайта рhоtоlinе.ru

Местами некорректно и примеры странны (некоторые:),
но в целом забавный материал.
.
Более полный список композиционных приёмов. Буду рад замечаниям:)
.
1. Композиция как сочинение, соединение, составление. Диалог композиционных элементов.
2. Целостность.
3. Многоплановость.
4. Полицентровость.
5. Насыщенность.
6. Мгновенность.
7. Выразительность.
8. Простота.
9. Гармоничность.
10. Единство композиции.
11. СКЦ (сюжетно-композиционный центр).
12. Studium и Punctum. Пунктум как точка инициации смыслового центра.
13. Проблема большого и малого. Контраст величин. Деформация масштаба.
14. Главная и второстепенная роль в сюжете.
15. Динамика фотографического кадра.
16. Усиление перспективной глубины пространства фотографии с помощью линейной перспективы. Направляющие линии и линейная перспектива.
17. Усиление глубины пространства фотографии с помощью воздушной перспективы.
18. Усиление глубины пространства фотографии с помощью цветовой перспективы.
19. Параллельные линии в композиции. Предотвращение параллелей на краях изобразительного поля.
20. Чувственное и рассудочное в композиции.
21. Правило трёх третей, золотое сечение, числа Фибоначчи.
22. Простая фигура как базовый скелет композиции.
23. ЭЕР (эффект естественной рамки). Усиление целостности композиции с помощью контура по периметру фотографического изображения.
24. Геометрические и сюжетные активные точки композиции.
25. Неожиданные комбинации.
26. Контраст форм и геометрических структур.
27. Контраст силуэтов.
28. Контраст света и тени (тональный контраст).
29. Контраст теплых и холодных тонов.
30. Контраст комплементарных (дополнительных) цветов.
31. Цветовой диссонанс, контраст диссонирующих цветов.
32. Контраст плавных и ломаных линий.
33. Контраст трёхмерных и двумерных элементов, объёма и плоскости.
34. Контраст близкого и далёкого.
35. Контраст подвижных и неподвижных деталей композиции.
36. Логические, смысловые контрасты.
37. Функциональный контраст первостепенных и второстепенных деталей композиции.
38. Контраст состояний, положений.
39. Контраст характеров, эмоций, психологические контрасты.
40. Сюжетные контрасты, образующие причинно-следственную связь.
41. Контраст сцены и мизансцены.
42. Оверлэппинг (overlapping). Усиление целостности композиции вследствие перекрывания объектов.
43. Временной контраст (совмещение на одной фотографии проявлений того, что уже произошло, что происходит, и что будет происходить).
44. Контрасты стиля.
45. Контрасты символов.
46. Отражения и повторы.
47. Симметрия или явная асимметрия композиции.
48. Рифма и ритм.
49. Движение в кадре. Проводка как средство выделения главного объекта или СКЦ.
50. Манипулирование символами и знаками.
51. Печатный текст в рамках или за рамкой фотографии, несущий изобразительную нагрузку.
52. Фабула и концепция фотографии.
53. Фотоизображение (фотография или серия фотографий), подразумевающее временнóе повествование, метафорический рассказ, “фотоистория”.
54. Соотнесение СКЦ и свободного места. Соотношение объект и пустота. Работа с пустотой. Окружение, обрамление СКЦ, главного объекта композиции.
55. Идейный ключ, смысловая полярность фотографии.
56. Аполлоническая гармония и дионисийский катарсис.
57. Двусмысленность и многозначность сюжета. Юмор и ирония.
58. Натюрморт, крупный план, макро - как средство фотографической выразительности.
59. Шарм, гламур, нечто очаровывающее.
60. Романтика, эротика и секс.
61. Использование знаменитостей в сюжете.
62. Использование эффекта déjà vu («уже виденное»).
63. Принцип чёт-нечет, инь-ян в целостной, слитной и гармоничной композиции.
64. Совокупное и комплексное применение всех законов и правил композиции для поиска оптимального композиционного решения по принципу тезис – антитезис - синтез. Фотография как искусство спонтанной ловли уникального нерукотворного гармонического мгновения.



Налоги и платежи