Бюджетное ограничение представляет собой. Факторы, определяющие бюджетное ограничение потребителя. Наклон линии бюджетного ограничения

Решение.

Машенька любит театр, а сериалы ей безразличны, т.к. кривая безразличия расположена параллельно оси сериалов.

Она любит и орехи, и малину одинаково, ей все равно, чем лакомиться, малина и орехи для неё абсолютные заменители.

Выбор потребителя осуществляется в условиях ограниченности. И если кривые безразличия характеризуют предпочтения потребителя, то бюджетная линия определяет его возможности, ограниченные размерами бюджета. Она представляет собой прямую линию с отрицательным наклоном, графически отображающую множество наборов из двух продуктов (групп продуктов), требующих одинаковых затрат на их приобретение.

Рассмотрим построение бюджетной линии на числовом примере.

Пусть потребитель располагает бюджетом в размере 24 денежные единицы (д.е.). Он тратит свои деньги на две группы товаров – еду и одежду. Цена единицы еды – 3 д.е., цена единицы одежды – 4 д.е. Введем условные обозначения.

Пусть У – количество еды, Х – количество одежды, Р у – цена еды, Р х – цена одежды, I – размер бюджета.

Потребитель стремится максимизировать общую полезность, поэтому все деньги должны быть потрачены (в самом деле, если деньги останутся, то потратив остаток, можно будет увеличить общую полезность). Имеющийся бюджет будет распределяться между расходами на еду и одежду. Расходы на еду можно записать как У∙Р у , а расходы на одежду как Х∙Р х .

Тогда можно записать равенство: У∙Р у + Х∙Р х = I

Это и есть уравнение бюджетного ограничения.

Бюджетная линия отображает все наборы благ, которые при данных ценах может купить потребитель, потратив весь свой доход.

Обратите внимание на то, что в этой модели I ,Р у,Р х – внешние данные, т.е. повлиять на их величину потребитель не может, значит он будет приспосабливаться к условиям, меняя объемы покупок.

Для нашего примера данное уравнение примет вид:

У ∙3 + Х ∙4 = 24.

Чтобы изобразить эту прямую, найдем крайние точки – точки пересечения бюджетной линии с осями. Предположим, что потребитель покупает только еду (Х = 0).

Тогда уравнение примет вид: У∙3 + 0∙4 = 24. Отсюда У = 24/3 = 8. То есть если потребитель потратит все деньги на еду, то он сможет купить 8 единиц данного блага.

Максимальное количество блага – реальный доход потребителя, выраженный через это благо.

Теперь предположим, что потребитель покупает только одежду (У = 0).

Тогда уравнение примет вид: 0∙3 + Х∙4 = 24. Отсюда Х = 24/4 = 6. То есть если потребитель потратит все деньги на одежду, то он сможет купить 6 единиц одежды.

Значит, поделив доход на цену, можно рассчитать максимально возможное для потребления количество каждого блага и найти координаты двух важных точек:



Х У

Отметим эти точки. Так как бюджетное ограничение задано линейным уравнением, то мы можем соединить две эти точки по прямой.

Можно задать бюджетное ограничение функцией. В данном случае это будет линейная зависимость количества одного блага от количества другого.

Вместо У∙Р у + Х∙Р х = I получим У= .

У = или У = 8 - ∙Х, это привычная линейная функция, наклон которой равен Р х / Р у.

Бюджетная линия делит пространство благ на две части – треугольник под линией и область над линией.

Любая точка, лежащая под бюджетной линией, изображает набор благ, доступный для потребителя, т.е. на покупку такого набора у потребителя достаточно денег, более того, выделенная сумма I будет потрачена не полностью.

Например, точка А. Для набора благ А будет выполняться неравенство У А ∙Р у + Х А ∙Р х < I;

где Х А и У А - количества товаров Х и У в наборе А.

Любая точка, лежащая над бюджетной линией, характеризует набор благ недоступный для потребителя, на покупку такого набора у потребителя недостаточно денег, выделенной суммы I не хватает. Например, точка В.

Для набора благ В будет выполняться неравенство У В ∙Р у + Х В ∙Р х > I.

Точки, лежащие на границе – это наборы благ доступные потребителю, выделенная сумма I будет потрачена полностью. Например, точка Б.

Для набора благ Б будет выполняться равенство У Б ∙Р у + Х Б ∙Р х = I.

Задача 10.

Миша получил в подарок от бабушки и дедушки 500 рублей. Он планирует потратить свой доход на мороженое и походы в кино. Изобразите бюджетное ограничение Миши, если его любимое мороженое стоит 20 рублей, а детский билет в кино – 100 рублей. Запишите уравнение бюджетного ограничения.

14. Бюджетное ограничение и потребительский набор

По существу, теория поведения потребителя - это теория потребительского выбора. В изложенной выше модели поведения потребителя были сформулированы важнейшие принципы этого выбора. Остановимся на понятии бюджетного ограничения и потребительского набора.

Бюджетное ограничение - это ограничение при выборе потребителем комбинаций благ, определяемое доходом потребителя и ценами благ.

Потребительский набор представляет собой комбинацию доступных потребителю товаров и услуг при его бюджетном ограничении (табл. 1).

Например, мы имеем 120 руб. в неделю на свои личные расходы. Предположим, что на эти деньги мы обычно покупаем товар 1 и товар 2. При этом товар I стоит 10 руб., а товар 2 - 20 руб. Каждый раз, тратя свои деньги, мы должны решить, что купить, т.е. сделать потребительский выбор. Даже в условиях такого ограниченного ассортимента благ у нас есть несколько вариантов того, как потратить свои 120 руб. Назовем четыре варианта.

Таблица 1

Выбирая комбинацию А, мы покупаем только товар 1 (12 шт.), а выбирая комбинацию D, покупаем только товар 2 (6 шт.). Потребительские наборы В и С включают не только товар 1, но и товар 2 (соответственно товар 1 (8 шт.) и товар 2 (2 шт.), товар 1 (4 шт.) и товар 2 (4 шт.)). Каждый раз наш выбор ограничен ценами на блага и нашим доходом (общие расходы). В целом бюджетное ограничение означает равенство всех расходов на приобретаемые блага доходу потребителя.

Бюджетное ограничение можно представить на графике в виде прямой бюджетного ограничения. На графике потребительские наборы представлены на линии, имеющей наклон слева сверху и вниз направо (отрицательный наклон). По горизонтальной оси отмечены товар 2, а по вертикальной оси - товар 1 (рис. 6).

Рис, 6. Линия бюджетного ограничения

Линия бюджетного ограничения показывает все максимально возможные комбинации благ, доступные потребителю.

Линию бюджетного ограничения можно сравнить с кривой производственных возможностей.

По аналогии ее можно было бы назвать «кривой потребительских возможностей».

Потребитель здесь также выбирает из максимально возможных наборов благ. Увеличивая покупки какого-то блага, он должен отказаться от какого-то количества другого блага, т.к. его ресурсы (доход) ограничены. Отказ от покупки определенного количества другого блага представляет собой альтернативные издержки потребителя. Например, если мы предпочтем потребительский набор В набору А, то наши альтернативные издержки покупки одного товара 2 будут равны двум товарам 1.


(Материалы приведены на основании: Е.А. Татарников, Н.А. Богатырева, О.Ю. Бутова. Микроэкономика. Ответы на экзаменационные вопросы: Учебное пособие для вузов. - М.: Издательство «Экзамен», 2005. ISBN 5-472-00856-5)

Экономисты считают, что рациональные потребители выбирают лучший товарный набор, который могут себе позволить. Чтобы понять что с точки зрения потребителя означает "лучший", необходимо изучить его предпочтения. Чтобы выяснить какие наборы товаров может себе позволить потребитель, нужно определить его бюджетные ограничения. Всё вместе позволит установить каким образом потребитель достигает оптимума. Знание правила, которому сознательно или неосознанно следует потребитель, даёт возможность объяснить и предсказать его поведение в разных конкретных ситуациях.

Не всякое желание потребителя может быть реализовано, не всякий выбор может быть осуществлен. Важным ограничителем является доход индивида. Потребителю открыты и доступны только те рыночные решения, которые позволяет принять его кошелек. Таким образом, бюджетное ограничение - это ограничение при выборе потребителем комбинаций благ, определяемое доходом потребителя и ценами благ. Графически его можно изобразить в виде некоторой линии, очерчивающей поле возможностей (поле выбора) потребителя.

Представим, что все многообразие товаров на рынке сведено к двум продуктам. Это не будет большим прегрешением против действительности, поскольку часто в быту вопрос стоит именно так: купить на обед мясо или рыбу, купить жене платье или мужу ботинки, купить автомобиль или заплатить за обучение сына. Если весь доход будет потрачен исключительно на приобретение товара A то на вертикальной оси мы получим точку, показывающую, сколько единиц этого товара можно будет потребить. Это количество товаров определяется, с одной стороны, доходом потребителя и, с другой стороны, - ценой товара А. Если весь доход будет затрачен на приобретение товара 2?, количество единиц товара В (в зависимости от его цены) будет отображено соответствующей точкой на оси горизонтальной. Соединив эти две точки, мы получим бюджетную линию, или линию бюджетного ограничения.

Бюджетная линия есть совокупность точек, каждая из которых показывает некоторую комбинацию из двух товаров А и В, которую можно приобрести, полностью израсходовав весь доход. Все точки слева от бюджетной линии характеризуют возможные выборы для потребителя: он вполне может приобрести соответствующие комбинации двух товаров. Однако при этом его бюджет не будет использован целиком. Какие-либо точки, лежащие справа от бюджетной линии, находятся вне бюджетных возможностей данного потребителя. Соответствующие этим точкам рыночные решения не могут быть приняты.

Совокупность точек слева от бюджетной линии и всех точек, принадлежащих самой бюджетной линии, характеризует область допустимых значений потребительского выбора при данном уровне дохода и заданных ценах, или поле выбора. Поле выбора может менять свою форму и размеры в зависимости от размеров дохода, цены товара А и цены товара В. При изменении одного только дохода бюджетная линия будет перемещаться параллельно вправо, если доход растет, и влево, если величина дохода падает (рис.6).

Рисунок 6 - Сдвиг бюджетной линии при росте дохода

Если же цена товара А растет, а цена товара В неизменна и доход остался прежним, то бюджетная линия изменит угол своего наклона. При прежнем бюджете покупатель сможет купить меньше подорожавшего товара А, если весь доход будет истрачен исключительно на этот товар. Следовательно, бюджетная кривая пересечет горизонтальную ось в прежней точке (цена товара В не менялась), а вертикальную ось - на более низком уровне. Бюджетная линия станет более пологой, а поле возможностей потребителя сократится (рис.7).

Рисунок 7 - Бюджетная линия при повышении цены товара А

При понижении цены одного из товаров точка пересечения бюджетной кривой с осью координат будет отодвигаться все дальше от начала координат, а поле выбора потребителя увеличится.

Приведем пример. Денис имеет 120 руб. в неделю на свои личные расходы. Предположим, что на эти деньги он обычно покупает беляши в университетской столовой и книги в книжных магазинах города, где он живет и учится. При этом беляш стоит 10 руб., а книга - 20 руб. Каждый раз, тратя свои деньги, он должен решить, что купить, то есть сделать потребительский выбор. Даже в условиях такого ограниченного ассортимента благ у него есть несколько вариантов того, как потратить свои 120 руб. (табл.1).

Выбирая комбинацию А, Денис покупает только беляши (12 порций), а выбирая комбинацию D, он покупает только книги (6 книг). Потребительские наборы В и С включают не только беляши, но и книги (соответственно 8 беляшей и 2 книги, 4 беляша и 4 книги). Каждый раз его выбор ограничен ценами на блага и его доходом (общие расходы).

Таблица 1 - Потребительские наборы, доступные Денису

В целом бюджетное ограничение означает равенство всех расходов на приобретаемые блага доходу потребителя расходы на беляши + расходы на книги = доход .

Бюджетное ограничение Дениса можно представить на графике в виде линии бюджетного ограничения. На рис.8 потребительские наборы представлены на линии, имеющей наклон слева сверху и вниз направо (отрицательный наклон). По горизонтальной оси отмечены книги, а по вертикальной оси - беляши.

Рисунок 8 - Бюджетное ограничение

Линия бюджетного ограничения показывает все максимально возможные комбинации благ, доступные потребителю.

Потребитель выбирает из максимально возможных наборов благ. Увеличивая покупки какого-то блага, он должен отказаться от какого-то количества другого блага, так как его ресурсы (доход) ограничены. Отказ от покупки определенного количества другого блага представляет собой альтернативные издержки потребителя. Например, если Денис предпочтет потребительский набор В набору А, то его альтернативные издержки покупки одной книги будут равны двум беляшам.

Осталось теперь решить, какой же потребительский набор выберет Денис, опираясь на определенные выше принципы потребительского поведения. В основе потребительского выбора покупателя лежат его предпочтения. При этом предполагается, что этот выбор представляет собой лучшую комбинацию благ (или потребительский набор) из всех возможных комбинаций. Лучшую в том смысле, что этот потребительский набор приносит покупателю наибольшую полезность.

Предположим, что нашему студенту Денису известны величины полезности при покупке разного количества беляшей и книг. Эти величины полезности измеряются в особых единицах - ютилях . Все данные о полезности разного количества беляшей и книг представлены в табл.2.

Таблица 2 - Совокупная и предельная полезность

В колонках 1 и 5 приведены различные количества беляшей и книг (Q), которые подлежат покупке. В колонках 2 и 6 даны оценки величины совокупной полезности (TU) от потребления разного количества того или иного товара. Например, совокупная полезность 2 беляшей оценивается Денисом в 26 ютилей, а совокупная полезность 2 книг оценивается в 50 ютилей. Совокупная полезность - это общая полезность всех единиц данного блага, кроме этого, совокупная полезность - это общая полезность всего потребительского набора.

В колонках 3 и 7 приведены оценки предельной полезности (MU) беляшей и книг. Предельная полезность дополнительной единицы товара представляет собой изменение совокупной полезности при покупке дополнительной единицы. Она рассчитывается как разница между совокупной полезностью определенного количества благ и совокупной полезностью меньшего количества благ (меньшего на единицу). Например, предельная полезность 5-го беляша равна 7 ютилям. Мы ее получили, вычтя совокупную полезность 4 беляшей (44 ютиля) из совокупной полезности 5 беляшей (51 ютиль). В колонках 4 и 8 дан расчет предельной полезности на один затраченный рубль (MU/P). Этот расчет производится путем деления предельной полезности на цену товара. Предположим, что мы покупаем 3 книги. При этом предельная полезность на 1 руб. составит 0,9 ютиля. Мы 18 ютилей разделили на цену книги, составляющую 20 руб.

Предельная полезность на затраченный рубль - это величина предельной полезности, получаемая путем деления предельной полезности блага на цену этого блага. Внимательное знакомство с данными таблицы показывает, что изменения и совокупной полезности, и предельной полезности беляшей и книг происходят в соответствии с определенными закономерностями. В частности, совокупная полезность возрастает по мере увеличения количества приобретаемых товаров, а предельная полезность убывает. Последняя закономерность известна нам как закон убывающей предельной полезности. Возрастание же совокупной полезности в зависимости от количества потребляемых благ называют функцией полезности. Чем больше приобретено благ, тем больше совокупная полезность этих благ.

Функция полезности - это прямо пропорциональная зависимость между совокупной полезностью благ и их количеством. Вместе с тем замечено, что совокупная полезность возрастает по-разному: сначала прирост совокупной полезности большой, а затем этот прирост уменьшается. Это хорошо видно на графике совокупной и предельной полезности на рис.10. Кривая совокупной полезности сначала крутая, а по мере увеличения количества благ становится пологой. Такое поведение совокупной полезности объясняется тем, что полезность каждой дополнительной единицы уменьшается, то есть объясняется законом убывающей предельной полезности. На рис.9 также показано убывание предельной полезности по мере увеличения количества покупаемых беляшей.

Рисунок 9 - Совокупная и предельная полезность

Потребительский выбор представляет собой такой набор благ, который приносит потребителю максимум совокупной полезности в условиях бюджетного ограничения.

Чем руководствуется же потребитель, выбирая лучший набор благ, набор с максимальной полезностью? В нашем примере этот вопрос формулируется следующим образом. Нас интересует, сколько беляшей и книг должен купить Денис на свои 120 руб., чтобы получить максимум удовлетворения?

Простейшее правило максимизации полезности - это правило здравого смысла: если вы не можете увеличить полезность, меняя комбинации благ (потребительские наборы), значит, вы достигли максимума полезности и данный потребительский набор является наилучшим. Возьмем в нашем примере один из наборов, который можно позволить за 120 руб. Например, если мы разделим деньги поровну на беляши и книги, то этот набор будет состоять из 6 беляшей и 3 книг. Совокупная полезность этого набора составляет 125 ютилей (57 + 68). Является ли этот набор оптимальным, приносящим наибольшую полезность? Нет, не является, если мы будем опираться на сформулированное выше правило. Попробуем часть денег вместо беляшей использовать на покупку дополнительной 4-й книги. Для этого мы должны отказаться от приобретения двух беляшей. Новый потребительский набор будет состоять из 4 беляшей и 4 книг, а его совокупная полезность возрастет до 128 ютилей (44 + 84). Это на 3 ютиля больше совокупной полезности предыдущего набора. Будет ли новый набор благ лучшим? Да, будет. В этом мы убедимся, если попробуем еще раз изменить комбинацию благ. Предположим, что мы отказываемся от покупки еще двух беляшей и покупаем дополнительную книгу. В этом случае совокупная полезность нового набора, состоящего из 2 беляшей и 5 книг, уменьшится до 124 ютилей (26 + 98). Значит, предыдущий потребительский набор был лучшим, приносящим максимальную полезность.

Замечено, что наибольшую совокупную полезность приносит такой набор благ, в котором предельная полезность каждого блага в расчете на рубль затрат является одинаковой для всех благ. В нашем примере - это 0,8 ютиля на каждый рубль, затраченный на приобретение и беляшей, и книг. Есть и другие наборы, где предельные полезности в расчете на 1 руб. одинаковы по каждому благу, например при покупке 5 беляшей и 5 книг, но эти наборы недоступны, мы их не можем приобрести в силу бюджетного ограничения.

Правило максимизации полезности: потребитель максимизирует полезность набора благ при данном бюджетном ограничении, если отношение предельных полезностей благ к их ценам является одинаковым для всех благ.

Потребитель максимизирует полезность набора благ при данном бюджетном ограничении, если отношение предельных полезностей двух благ равняется отношению цен этих благ.

Таким образом, процесс формирования рыночного спроса мы проанализировали на основе модели поведения потребителей на рынке. Анализ этой модели позволил нам сформулировать важнейшее правило потребительского поведения, правило максимизации полезности .

БЮДЖЕТНОЕ ОГРАНИЧЕНИЕ

(budget constraint) Различные наборы товаров, которые могут быть куплены при данном размере дохода по средним рыночным ценам; бюджетное ограничение может быть выражено в виде кривой на графике. В теории потребления (consumer theory) точка на кривой бюджетного ограничения конкретного человека, лежащая одновременно и на его самой высокой из кривых безразличия (indifference curve), представляет собой точку максимизации полезности (utility maximization). Все вышесказанное применимо и к правительствам, и к фирмам, сталкивающимся с бюджетными ограничениями, когда им приходится определять свой уровень расходов.


Бизнес. Толковый словарь. - М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". Грэхэм Бетс, Барри Брайндли, С. Уильямс и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М. . 1998 .

Смотреть что такое "БЮДЖЕТНОЕ ОГРАНИЧЕНИЕ" в других словарях:

    Бюджетное ограничение - – см. Бюджетная линия, где дано его математическое описание. Условие, что денежные расходы экономического агента на все приобретенные им товары и услуги не могут превышать его денежного дохода, то есть выходить за пределы… … Экономико-математический словарь

    бюджетное ограничение - См. Бюджетная линия, где дано его математическое описание. Условие, что денежные расходы экономического агента на все приобретенные им товары и услуги не могут превышать его денежного дохода, то есть выходить за пределы бюджетной линии. Понятие Б … Справочник технического переводчика

    - (budget constraint) Предел расходов. У каждого экономического агента, будь то частное лицо, фирма или правительство, расходы должны оставаться в пределах их финансовых возможностей. Средства на финансирование расходов могут образовываться за счет … Экономический словарь

    Энциклопедический словарь экономики и права

    межвременное бюджетное ограничение - бюджетное ограничение по отношению к расходам и поступлениям более чем на один период … Словарь экономических терминов

    Бюджетное ограничение по отношению к расходам и поступлениям более чем на один период. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е изд., испр. М.: ИНФРА М. 479 с.. 1999 … Экономический словарь

    - (intertemporal budget constraint) Требование, чтобы совокупные расходы индивида, фирмы или государства осуществлялись в рамках средств, доступных им в течение достаточно длительного периода. Этот период является временем жизни индивида; для фирм… … Экономический словарь

    - (hard budget constraint) Ограничение расходов какой либо частной или государственной организации, когда предполагается, что результаты их превышения будут катастрофическими. Например, менеджеры, фирмы которых не покрывают свои расходы или не… … Экономический словарь

    - (constrained maximum) Максимальное возможное значение какой либо функции, ограниченной одним или несколькими неравенствами. Например, потребитель стремится максимизировать полезность в пределах бюджетного ограничения (budget constraint), т. е.,… … Экономический словарь

    БО - Белокалитвинское отделение г. Белая Калитва Ростовская обл. БО БОХР боевое охранение БО Словари: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО «Издательский дом Гелеос», 2003. 318 с., С.… … Словарь сокращений и аббревиатур

Правительство, как и каждый из нас, должно платить по счетам. Следовательно, у него есть бюджетное ограничение. Чтобы оплатить свои расходы, мы должны заработать или одолжить деньги. Государство использует те же способы: увеличивает доходы бюджета, вводя новые налоги, или одалживает деньги, выпуская государственные облигации.

Правда, в отличие от нас, государство имеет и третью возможность: напечатать деньги и заплатить ими за товары и услуги.

Методы финансирования государственных расходов подчиняются условию бюджетного ограничения государства, которое формулируется так: дефицит государ- ственного бюджета DEF (разность между расходами бюджета G и налоговыми доходами 7) должен равняться сумме изменений монетарной базы АМВ и объема государственных облигаций на руках у населения АВ. Математически это условие можно записать так:

DEF = G - Т = АМВ + АВ. (27.1)

Чтобы увидеть, что означает бюджетное ограничение государства на практике, рассмотрим случай, когда правительство приобрело суперкомпьютер за 100 млн. долл. Если ему удастся убедить общественность, что этот компьютер стоит таких денег, оно сможет поднять налоги на 100 млн. долл., чтобы оплатить покупку, и дефицит бюджета будет равен нулю. В таком случае бюджетное ограничение говорит, что не надо печатать деньги или выпускать облигации, так как бюджет сбалансирован. Если налогоплательщики скажут, что компьютер слишком дорогой, и откажутся платить больше налогов, бюджетное ограничение говорит, что правительство должно продать населению облигации на сумму 100 млн. долл. или напечатать 100 млн. долл. денег, чтобы заплатить за покупку. В любом из этих случаев бюджетное ограничение выполняется; 100 млн. долл. бюджетного дефицита компенсируются изменением либо объема государственных облигаций на руках у населения (АВ =100 млн. долл.), либо монетарной базы (АМВ = 100 млн. долл.).

Из бюджетного ограничения правительства следует два важных вывода. Если дефицит государственного бюджета финансируется путем увеличения объема государственных облигаций наруках у населения, это не влияет на монетарную базу и, следовательно, денежную массу. Но если дефицит бюджета не финансируется за счет продажи государственных облигаций населению, монетарная база и денежная масса возрастают.

Есть несколько ответов на вопрос, почему дефицит бюджета ведет к росту монетарной базы, когда объем государственных облигаций на руках населения не увеличивается. Самый простой случай - государственное казначейство имеет законное право печатать наличные деньги для финансирования дефицита бюджета. Тогда государство просто оплачивает те расходы, которые превышают его доходы, новыми деньгами. Рост количества наличных денег напрямую увеличивает монетарную базу, вместе с которой растет и денежная масса путем многократного создания депозитов, описанного в главах 15 и 16.

Однако в США, как и во многих других странах, правительство не имеет права печатать деньги для оплаты своих расходов. Оно должно финансировать свой дефицит путем продажи облигаций населению, чтобы привлечь необходимые средства. Единственная альтернатива продаже облигаций населению - покупка государственных облигаций центральным банком.

Чтобы не все государственные облигации оказались в руках населения, центральный банк должен покупать их на открытом рынке, что, как мы видели в главах 15 и 16, увеличивает монетарную базу и денежную массу. Этот метод финансирования государственных расходов называется монетизацией долга, так как долговые бумаги правительства, выпущенные для финансирования бюджетного дефицита, заменяются деньгами повышенной мощности. Этот метод финансирования или более прямой метод, когда правительство просто выпускает наличные деньги, называют также (хотя и не совсем точно) печатанием денег, поскольку при этом создаются деньги повышенной мощности (монетарная база). Слово печатание вводит в заблуждение, поскольку главное в этом методе финансирования

дефицита бюджета - не печатание денег, а выпуск денежных обязательств перед населением после того, как деньги напечатаны.

Как мы видим, дефицит бюджета ведет к росту денежной массы, если он финансируется путем создания денег повышенной мощности. Однако из этой главы мы уже знаем, что инфляция может возникнуть только в том случае, если денежная масса растет постоянно. Может ли к этому привести дефицит бюджета? Да, если дефицит существует продолжительное время. Сначала, если дефицит бюджета финансируется печатанием денег, денежная масса вырастет, кривая совокупного спроса сдвинется вправо, а уровень цен повысится (см. рис. 27.2). Если дефицит бюджета сохраняется, его снова нужно финансировать. Рост денежной массы продолжится, кривая совокупного спроса сдвинется дальше вправо, и уровень цен повысится еще больше. Процесс будет продолжаться до тех пор, пока будет существовать дефицит бюджета, а правительство будет финансировать его за счет увеличения монетарной базы. Длительное финансирование дефицита бюджета путем создания денег приведет к устойчивой инфляции.

Для этого процесса важно, что дефицит бюджета существует длительное время. Кратковременный дефицит не может вызвать инфляцию, так как в этом случае мы будем иметь ситуацию, изображенную на рис. 27.3, т.е. одноразовый рост государственных расходов. В период, когда дефицит существует, произойдет рост денежной массы для его финансирования, кривая совокупного спроса сдвинется вправо, а уровень цен вырастет. Если в следующий период дефицит отсутствует, больше нет необходимости печатать деньги. Кривая совокупного спроса не смещается вправо, уровень цен перестает расти. Следовательно, одноразовый рост предложения денег для финансирования временного дефицита бюджета вызывает только одноразовый рост цен и не приводит к инфляции.

Таким образом, дефицит бюджета может быть источником устойчивой инфляции только в случае, если он существует продолжительное время и правительство финансирует его путем увеличения монетарной базы, а не продажи облигаций населению.

Почему же правительства, зная об угрозе инфляции, часто финансируют устойчивый дефицит бюджета печатанием денег? Не ответив на этот вопрос, мы не сможем понять, как дефицит бюджета вызывает инфляцию.



Налоги и платежи