Поезд элона маска. Hyperloop: красивая афера или революция на транспорте? Что будут строить в России

Проект скоростного, качественно нового вида транспорта – пятого по счёту, после уже традиционного автомобильного, водного, железнодорожного и воздушного, – предложенный в августе 2013 года Илоном Маском, одним из самых популярных в мире бизнесменов, последнее время часто упоминается . Однако перспектива массовых путешествий на расстояние в тысячу-полторы километров продолжительностью в полчаса остаётся при этом далеко не такой уж и безоблачной – недостатка в критиках у замысла «Гиперпетли» не наблюдается, а вот воплощений его на практике пока что так и не видно. Насколько реально осуществление этой теории, заманчивой и вполне привлекательной на бумаге и на иллюстрированных фантазией художников веб-сайтах? Совершится ли в ближайшем времени революция в средствах передвижения, или же Hyperloop суждено пополнить собой солидную кунсткамеру утопических проектов времён безудержного научно-технического оптимизма?

Для начала вкратце напомним основные идеи Илона Маска, изложенные им два с половиной года назад в 57-страничном дизайн-документе «Hyperloop Alpha» . Задуматься над необходимостью нового вида транспорта предпринимателя заставила информация о планирующемся в Калифорнии строительстве скоростного поезда, который оказывался по своим показателям одним из самых дорогих в мире – и одним из самых медленных из всех железнодорожных проектов новейшего типа. Маск пришёл к выводу, что «пятый транспорт» должен быть непременно как дешевле, так и безопаснее – и обратился к идеям создания поезда в вакуумной трубе, выдвинутым ещё в начале ХХ века американским ракетостроителем Робертом Годдардом, а позднее развитым корпорацией RAND. Идеи эти остались нереализованными – не в последнюю очередь из-за сложности достижения ситуации полного вакуума.

А потому, в качестве оптимального транспортного средства для преодоления расстояний до 1500 км между большими городами (для более дальних поездок, считает Маск, сверхзвуковой самолёт будет и быстрее, и дешевле), можно было бы использовать ту же трубу, но не вакуумную, а с разрежённым воздухом, сводящим к минимуму эффект трения, – с давлением в 100 Па, т. е. на уровне 1/6 от давления на поверхности Марса, или подобно земной атмосфере на высоте 45 км. Как предприниматель, а не инженер, Илон Маск акцентировал внимание именно на практической стороне вопроса, хотя и не собирался сам заниматься конструированием, предоставив весь свой проект в открытое пользование.

Подобное же транспортное средство было продемонстрировано американским изобретателем Альфредом Эли Бичем в 1867 году в Нью-Йорке, а с 1870 по 1873 годы даже действовало как работающий прототип метрополитена: за 25 центов можно было прокатиться под Бродвеем в цилиндрическом вагончике на 22 пассажира по туннелю длиной всего 95 м. Хотя для публики это был своего рода аттракцион, его создатель планировал Beach Pneumatic Transit в качестве полномасштабной транспортной системы – которой, впрочем, так и не суждено было появиться на свет.

«Гиперпетля» середины позапрошлого века: демонстрация пневматического поезда А. Э. Бича на выставке Американского института в Нью-Йорке в 1867 году

Уже в конце XIX века простой пневматический транспорт стал выглядеть тупиковой ветвью развития, не способной конкурировать по скорости и стоимости с электрическими, а то и с паровыми двигателями. В 1909 году упоминавшийся уже Роберт Годдард анонимно опубликовал статью о поезде нового типа – вакуумном; однако, подробные чертежи прототипов такого транспорта, способного двигаться со скоростью до 1600 км/ч, были найдены в его бумагах после смерти изобретателя, отличавшегося редкой скрытностью, – патенты «Vacuum tube transportation system» и «Apparatus for vacuum tube transportation» были выданы его вдове только в 1949–50 годах.

Кроме того, практически одновременно с Годдардом, опыты с перемещением тел в вакуумной трубе при помощи электромагнитного подвеса успешно проводил в 1911–1913 годах профессор физики Томского технологического института Борис Вейнберг, прочитавший 31 марта 1914 года в Санкт-Петербурге лекцию под заглавием «Движение без трения», вскоре изданную и отдельной брошюрой . Идеальный «безвоздушный электрический путь», качественно отличающийся от всех обычных способов сообщения, представлял собой металлическую сигарообразную капсулу, движущуюся в горизонтальной трубе, из которой выкачан воздух; благодаря магнитам или соленоидам с током вагон не касается дна и не подтягивается к потолку, а значит и не сталкивается с трением – и потому развивает скорость в 800 км/ч. Вейнберг мечтал о создании скоростных вакуумных поездов из Москвы в Петербург или во Владивосток, – однако, дело не пошло далее лабораторных опытов с трубочкой в десять дюймов диаметром. Зато статья Вейнберга с описанием этого проекта в 1917 году была опубликована и на английском языке в журнале «Popular Science Monthly» , так что вполне могла быть известна и самому Роберту Годдарду.

Вакуумный электромагнитный поезд Бориса Вейнберга: диаметр цилиндра составляет всего около метра, и одинокий пассажир может преодолевать весь путь разве что лёжа

За прошедшие с тех пор десятилетия проекты вакуумного поезда так и не были реализованы, хотя идеи, напоминающие о проектах Годдарда и Вейнберга, всё же продолжали периодически выдвигаться. Так, в 1974 году инженер Швейцарских федеральных железных дорог Родольф Ньет, вынужденный ежедневно ездить на работу из Лозанны в Берн, придумал способ сократить время на такой путь, используя маглев-поезда в подземном вакуумном туннеле. Перспектива реализации такого проекта вызревала крайне медленно, в течение всех 1990-х годов, вылившись в итоге в проект Swissmetro – вакуумного поезда, движущегося в среде низкого давления (около 100 миллибар – в сто раз больше, чем в планах Илона Маска) со скоростью около 500 км/ч и соединяющего Сент-Галлен с Цюрихом, а затем следующего в Базель, Берн, Лозанну и Женеву. К примеру, из Берна в Цюрих можно было бы добраться тогда за всего 12 минут вместо нынешнего часа. Увы, после многих лет проектировки Swissmetro окончательно закрывается в 2009 году, так ни к чему и не приведя. Причина банальна: нехватка финансирования для реализации – и, согласно всем подсчётам, нерентабельность проекта в плане стоимости и сроков , необходимых для его воплощения в жизнь.

Swissmetro: ещё один так и не родившийся идейный предшественник Hyperloop

Собственно, как раз стоимость оказывается одним из основных предметов для критики в адрес и проекта Илона Маска – несмотря на то, что именно дешевизну автор идеи «Гиперпетли» указывает в качестве одного из двух ключевых её преимуществ сравнительно с уже привычными скоростными поездами. Американские экономисты, в том числе специализирующиеся по железным дорогам, утверждают, что даже без учёта стоимости приобретения необходимых для строительства земельных участков, – а именно эта статья расходов оказывается основной составляющей в тех возмутивших Маска 68-ми миллиардах, запланированных на создание калифорнийского скоростного поезда, – цифра в 6 миллиардов для создания Hyperloop занижена как минимум в 10–20 раз .

Да и того самого приобретения земли избежать никак не получится: даже если стараться прокладывать линию труб как можно ближе к шоссе, всё равно на некоторых участках она будет значительно отходить от автострады. Как говорит профессор экономики Калифорнийского университета Майкл Андерсон, основываясь на собственных расчётах стоимости строительства «Гиперпетли» между Сан-Франциско и Лос-Анджелесом, более-менее реалистичная цена на билет в одну сторону составит не двадцать, а тысячу долларов, – всё же предприятие в целом способно потянуть на сто миллиардов вместо заявленных шести .

Предложенное Илоном Маском устройство капсулы Hyperloop

К критикам-экономистам присоединяются и инженеры: некоторые аспекты замысла Маска кажутся им не менее сложными для практической реализации, чем известные уже в истории безуспешные попытки конструирования вакуумных поездов. Так, по мнению одного из бывших разработчиков Swissmetro, профессора Федеральной политехнической школы в Лозанне Марселя Жуфера, достижение давления в 1 миллибар (или 100 Па) может оказаться крайне трудной и ресурсоёмкой задачей, в том числе в плане конструирования шлюзов для посадки и высадки пассажиров . Самые большие сомнения вызывает та самая воздушная подушка, которая выступает отличительной чертой проекта Илона Маска, сравнивающего «Гиперпетлю» с шайбой в аэрохоккее. Зазор между внутренней стенкой трубы и подвесом капсулы не должен превышать 0,5–1,3 мм – показатель, необходимый для достижения нужных скоростей, но выдвигающий крайне жёсткие требования в плане точности всей конструкции. Один из изобретателей маглев-поезда, Джеймс Пауэлл, утверждает , что достигнуть подобной точности на практике крайне сложно: любая неровность внутренней поверхности, любая «кочка» размером всего в ¾ мм будет означать катастрофу мчащегося с огромной скоростью снаряда-вагона.

Безопасность Hyperloop и просто удобство его использования оказывается вторым наиболее популярным – после стоимости – предметом для критики. Согласно показателям исходного проекта Маска, максимальная ширина пассажирской капсулы достигает всего 1,35 м, а наибольшая высота – 1,10 м: пусть это и не «сигара» Вейнберга начала ХХ века, в которой можно было только лежать плашмя, но и далеко не самое комфортабельное транспортное средство. Даже если не говорить о катастрофах вследствие мельчайших выпуклостей внутри трубы, простое её отклонение от прямого курса всего на миллиметр способно привести к значительной качке – при том, что ни встать в капсуле, ни перейти на другое место практически невозможно, не говоря уже о том, что ни туалетов, ни врачебной помощи во время пути не предусмотрено. Иначе говоря, «Гиперпетлёй» смогут успешно пользоваться только очень стройные пассажиры с очень крепкими нервами и очень сильным вестибулярным аппаратом: планируемый уровень перегрузки в 2–3 раза превышает таковой при взлёте или посадке рейсового самолёта и напоминает скорее пиковые показатели «американских горок»: до потери сознания и до реальной угрозы для жизни пусть и далеко, но тошноту вызвать вполне может, что в условиях тесной и замкнутой капсулы уже само по себе достаточная неприятность.

Иллюстрация к проекту компании Hyperloop Technologies: помещение капсулы в трубу

Разумеется, все эти критические замечания теоретиков, выдвинутые в большинстве своём сразу же следом за громкой декларацией Илона Маска в 2013 году, можно было бы опровергнуть простым фактом успешной реализации предложенного замысла. Однако, и на практическом фронте дела обстоят пока что не очень впечатляюще. Прежде всего, стоит упомянуть две компании с похожими названиями, взявшиеся за воплощение идеи нового транспорта в жизнь. Hyperloop Technologies , основанная Шервином Пишеваром и ныне руководимая Робом Ллойдом, бывшим до этого президентом по продажам и развитию в Cisco, занимается лабораторными тестированиями, производит трубы и в этом году собирается приступить к строительству экспериментальной дороги длиной в 3 км в пустыне штата Невада, – создание же полноценного Hyperloop планируется не ранее, чем в 2020 году.

Примерно в таком же состоянии дела и у конкурирующей фирмы Hyperloop Transportation Technologies, возглавляемой Дирком Альборном. Обновления на сайте проекта появляются крайне редко , зато эта компания куда более активно мелькает в СМИ в связи с подписываемыми ею договорами: HTT собирается построить в Калифорнии действующую систему длиной в 8 км, а в Словакии – . Однако в первом случае речь идёт о таком же экспериментальном проекте: Quay Valley – запланированный к возведению «город будущего» на солнечной энергии и на 75 тыс. жителей, который пока что находится на стадии проектирования – начало строительства ожидается в этом году . Столь же далеки ещё от реализации и планы постройки Hyperloop в Восточной Европе: подписанный с руководством Словакии документ означает лишь выражение обоюдной заинтересованности, но ни точного расчёта стоимости, ни конкретных планов относительно финансирования и начала производственной фазы пока что не озвучено, – судя по всему, не были ещё начаты и переговоры с Австрией и Венгрией. По мнению словацких специалистов, перспектива сооружения такого масштабного проекта хотя бы к 2020 году остаётся весьма сомнительной. Кроме этого, практически одновременно появились новости и о переговорах Hyperloop Transportation Technologies с Россией, в отношении проекта скоростного поезда, позволяющего добраться из Москвы в Санкт-Петербург за 35 минут, и с Китаем (по поводу строительства такого сообщения между материком и Гонконгом).

Пока что Hyperloop Technologies может продемонстрировать журналистам из CNN только уже готовые секции труб

Как известно, занимается своим проектом и сам Илон Маск, организовав недавно соответствующий . Следующим этапом этого соревнования должны стать практические испытания на тестовом треке в Калифорнии длиной в 1,6 км с участием примерно двадцати команд и с уже объявленными техническими характеристиками трубы , предусматривающими возможность использования и колёс, и воздушной подушки, и магнитной левитации, – однако дата начала «Фазы 2» остаётся не совсем ещё определённой, отодвинувшись недавно на август 2016 года. Наконец, можно упомянуть и канадскую компанию Transpod, также занимающуюся в настоящее время испытаниями и поисками финансирования, но планирующую соединить скоростной линией сообщения Торонто и Монреаль к тому же знаковому 2020 году.

Вполне очевидно, таким образом, что бесспорная теоретическая возможность сооружения вакуумного поезда на воздушной подушке или на магнитной левитации ещё далеко не означает скорой перспективы практической реализации такого проекта, а главное – его массового, а не штучно-экспериментального характера в случае успешного воплощения на практике. Для примера можно вспомнить историю сверхзвуковой гражданской авиации, которая часто приводится в качестве аналогии и самим Илоном Маском, описывающим Hyperloop как своего рода симбиоз «Конкорда» и аэрохоккея. Англо-французский проект «Конкорд», как и схожий с ним по своей нелёгкой судьбе советский Ту-144, наглядно демонстрируют все подводные камни, подстерегающие попытки массовизации передовых технологий, связанных со скоростным транспортом. Зародившись в 1960-е годы, когда сверхзвуковые авиалайнеры казались наиболее перспективным видом транспорта для всеобщего внедрения в самом скором будущем, оба этих проекта не дожили до нашего времени по тем же двум банальным причинам – высокая стоимость и не всегда достаточный уровень безопасности. Уже в 1970-х годах, после разразившегося нефтяного кризиса, содержание «Конкордов» оказалось для авиакомпаний тяжёлой ношей – прибыль удавалось получать разве что от чартерных рейсов, в том числе и от сдачи флагманских воздушных суден в аренду африканским диктаторам. Ту-144 прекратил рейсовые полёты намного раньше, поскольку практику повышение цен на билеты, не говоря уже об аренде частным лицам, плановая экономика допустить никак не могла. Да и внештатные ситуации в полётах возникали в большом количестве .

Аналогии Hyperloop с проектами пассажирского звукового самолёта могут быть истолкованы далеко не в пользу коммерческой перспективности задумки Илона Маска

Иными словами, такого рода проект может стать в наше время успешным лишь при условии своего массового характера – как мобильные телефоны, о популярности которых умалчивали писатели-фантасты ХІХ и ХХ веков, щедро наделявшие будущее космическими путешествиями, скоростными поездами или телепортами и видеофонами. В конце концов, до широкого распространения пока что далековато и самому любимому детищу Илона Маска – электромобилям. Не зря, несмотря на всю свою славу и харизму, глава Tesla явно проигрывает в сравнении, скажем, с Генри Фордом: Tesla Model S обходится ненамного менее сотни тысяч долларов, в то время как легендарная Ford Model T в лучшие свои годы стоила всего 260 долларов (или около 3–3,5 тысяч в переводе на современные американские деньги) – то есть примерно столько же, сколько зарабатывал в месяц любой нью-йоркский слесарь или плотник.

В итоге из Hyperloop может получиться нечто вроде – технологии несомненно интересной, но отнюдь не для всех полезной (и отнюдь не революционной). Тем не менее, мечта о скоростном вакуумном поезде вполне научно обоснована и куда ближе к реализации, чем мечта, скажем, которой Илон Маск также далеко не чужд. В любом случае, до 2020 года остаётся не так много времени – и все критики ещё вполне могут быть посрамлены.

23 августа 2015 в 18:49

5 вещей о Hyperloop, которые стоит знать

  • Транспорт ,

Транспорт будущего, возможно, это не только электромобили, автомобили на водороде и все прочие виды автомобилей, но и сверхскоростные поезда Hyperloop. Напомню, что Hyperloop - это нечто вроде метро, только «тоннели» располагаются над землей, и представляют собой трубопровод, по которому движутся скоростные поезда.

Это проект, одним из инициаторов которых является Илон Маск. Он автор большого количества проектов, которые зачастую оказываются весьма удачными благодаря оригинальной идее, заложенной в проект изначально. Конечно, бывают и сложности, но, по большей части, идеи Маска реализуются. Тестовый участок Hyperloop, возможно, будет введен в эксплуатации уже в 2017 году. Об этой системе на Geektimes уже публиковалось информации, но все же есть вещи, которые не упоминались.

1. Hyperloop - это далеко не только Илон Маск

Hyperloop Transportation Technologies

Сам Маск объявил, что сам заниматься реализацией Hyperloop не собирается, появилось несколько групп энтузиастов , который решили воплотить проект в жизнь самостоятельно. Уже спустя месяц после публикации «альфа-версии» группа специалистов Ansys во главе с Сандипом Совани (англ. Sandeep Sovani) провела компьютерное моделирование, которое показало принципиальную возможность реализации идеи. Результаты моделирования побудили оказать проекту поддержку со стороны краудсорсинговой платформы JumpStartFund, в ходе голосования на которой проект получил более 300 голосов.

Для реализации идеи было решено создать компанию Hyperloop Transportation Technologies Inc. (HTT), ключевыми фигурами которой являются сооснователь JumpStartFund Дирк Алборн (англ. Dirk Ahlborn) и президент SpaceX Гвинн Шотвелл (англ. Gwynne Shotwell).

Hyperloop Technologies

Другая команда сформирована Шервином Пишеваром (англ. Shervin Pishevar) - первым инвестором Uber"а, основателем венчурного фонда Sherpa Ventures, крупным спонсором Демократической партии США. На конференции All Things Digital в мае 2013 года Пишевар публично просил Маска обнародовать детали Hyperloop. После публикации 3 месяца спустя подробностей проекта Пишевар добился аудиенции у президента Обамы, после чего президент поручил Бюро по научно-технической политике своей администрации изучить идею.

Постепенно Пишевар привлёк в компанию, которую назвал Hyperloop Technologies Inc. (Hyperloop Tech), следующих партнёров: сооснователя Palantir и совладельца венчурного фонда Formation 8 Джо Лонсдэйла, руководителя победной для Обамы президентской кампании 2012 года Джима Мессину, основателя Space Adventures и главу фонда X Prize Питера Диамандиса, члена «мафии PayPal» Дэвида Сакса. Последний стал сопредседателем Hyperloop Tech и привлёк к работе над проектом «гуру SpaceX» инженера Кевина Брогана, сменившего имя на Брогана Бемброгана (англ. Brogan BamBrogan).

2. Hyperloop - это не только новые технологии

Hyperloop использует магниты и мощные вентиляторы (они нагнетают остатки воздуха при помощи специальных направляющих для создания воздушной подушки) для того, чтобы заставить двигаться алюминиевые капсулы по трубопроводу. Возможно, проект удастся реализовать только лишь с использованием воздушной подушки, тогда от магнитов в системе можно будет отказаться. Трубопровод будет покрыт солнечными панелями, входят в состав системы и аккумуляторные батареи, которые накапливают энергию, получаемую батареями в течение дня.

Разработчики добавили несколько инновационных решений, но, в целом, все это - уже существующие технологии. Еще в 50-х годах некоторые авторы-фантасты описывали систему трубопроводов (или тоннелей) с откачанным воздухом, по которым с огромной скоростью движутся капсулы на магнитной подушке.


Концепт трубопровода для скоростных поездов (1974 г)

Собственно, основная задача разработчиков сейчас - сделать всю систему если не прибыльной на первых этапах, то хотя бы не убыточной. Новая транспортная система предлагает недорогой (или ) способ передвижения на скоростях в 450-700 км/ч. Может быть, для людей разного возраста будут предложены различные капсулы - для любителей скорости - скоростные, для пожилых людей - менее быстрые.

3. Это может стоить меньше, чем скоростной поезд

Маск оценил Hyperloop, соединяющий Лос-Анжелес с Сан-Франциско в $6-$10 млрд. Система, которая работала бы по всему штату Калифорния, может обойтись в $60+ млрд.

В Hyperloop Transportation Technologies уже объявили, что аналогичную по протяженности систему смогут построить за $16 млрд в течение 10 лет. При этом строительство Hyperloop обойдется дешевле, чем система скоростных железнодорожных путей. Все дело в том, что линии планируется пустить по маршруту уже существующих автобанов, здесь не нужны поезда, плюс аренда земли будет минимальной, поскольку трубопровод нависает над землей, и отвод площадей очень небольшой.

Система будет работать в любую погоду, и даже природные катастрофы не слишком повлияют на работоспособность Hyperloop.

4. У Hyperloop могут быть проблемы

Далеко не все убеждены в том, что такая система будет безопасной для людей. Действительно ли Hyperloop может выдержать землетрясение? Будут ли солнечные панели производить достаточное количество энергии? Могут ли пассажиры выдержать путешествие на таких скоростях? Что, если кому-то понадобится туалет? Предусмотрены ли туалетные кабинки?

Систему придется строить в регионах, где нет сильных подъемов и спусков, в противном случае путешествие для некоторых людей будет совсем не комфортным. Но если Hyperloop будет достаточно большой системой, то на пути неизбежно повстречаются автобаны, тоннели, спуски и подъемы.

5. Возможно, наиболее протяженный участок будет построен не в США

Пока что о сотнях и тысячах километров речь не идет. В США, возможно, построят трубопровод протяженностью в несколько десятков километров. Но свою заинтересованность в проекте уже давно начали выражать представители бизнеса из других стран. ОАЭ, Сингапур и другие страны - вот, где возможно создание длинных участков для Hyperloop.

В январе 2016 года планируется начать создание тестового отрезка пути длиной в 8 км.

Концептуальный дизайн поезда

Вид снаружи

Вид изнутри

Фото

Автор идеи поезда Гиперлуп Элон Маск (2013)

Некоторые новости проекта Гиперлуп

Новое от 20.12.2017: В декабре 2017 года компания Virgin Hyperloop One на тестовом участке пути провела очередные испытания вагона (поезда) на полигоне DevLoop недалеко от Лас-Вегаса. Характеристики: труба с давлением 0,0002 атмосфер, длиной около 500 метров. Капсула перспективной транспортной системы смогла разогнаться почти до 387 километров в час. Видео см. ниже в разделе Видео.

Общие сведения

По дынным :

Идея создания поезда
Идея Hyperloop возникла в ответ на правительственный проект высокоскоростной железной дороги California High-Speed Rail, которая к 2029 году должна соединить Лос-Анджелес и Сан-Франциско. По этому поводу Илон Маск заявил, что калифорнийская дорога станет самой медленной среди скоростных железнодорожных магистралей мира и при этом самой дорогой в пересчёте на милю.

Ожидаемые характеристики поезда Hyperloop (согласно заявлениям Илон Маска) :

Будет в 2 раза быстрее самолёта и в 3-4 раза быстрее скоростного поезда, время в пути от Лос-Анджелеса до Сан-Франциско (расстояние 561 км по прямой) займёт всего 30 минут.

Проект окажется в 10 раз дешевле по сравнению с California High-Speed Rail;

Транспорт не будет подвержен авариям;

Дорога должна работать от солнечной энергии;

Пассажирам не придётся подстраиваться к расписанию, ибо транспортные капсулы будут двигаться с короткими интервалами, как в метро;

Все спецификации окажутся в свободном доступе.

Описание идеи поезда Hyperloop

Первая концепция (август 2013)

Вид системы снаружи. На крыше расположены солнечные батареи.

Э. Маск подавал свою идею как пятый вид транспорта после поезда, самолёта, автомобиля и корабля. По его словам, это нечто среднее между «Конкордом», рельсотроном и столом для аэрохоккея. Hyperloop был задуман как расположенный на опорах надземный трубопровод, внутри которого со скоростью от 480 до 1 220 км/ч (в зависимости от ландшафта) с интервалом в 30 секунд в одном направлении перемещаются одиночные транспортные капсулы длиной 25-30 м. Предусмотрены два варианта системы:
пассажирский - предполагает внутренний диаметр трубопровода 2,23 м, сечение капсулы 1,35 м в ширину х 1,1 м в высоту, площадь лобовой проекции 1,4 кв. м, капсула вмещает 2 ряда сидячих мест по 14 кресел в каждом;
пассажиро-грузовой (нечто вроде парома, даёт возможность пассажирам перемещаться вместе с их легковыми автомобилями) - внутренний диаметр трубы 3,3 м, лобовая проекция капсулы 4,0 кв. м.

Ключевым фактором обнародованной 12 августа 2013 года концепции было стремление к дешевизне системы. Поэтому Маск взял за основу модель вакуумного поезда, преимуществом которого является отсутствие необходимости преодолевать трение опоры и встречное сопротивление воздуха. Однако предприниматель усовершенствовал идею: по его мнению, нет смысла стремиться к достижению в трубе полного вакуума. Достаточно поддержания форвакуума, а именно давления в 100 Па (это 1/1000 от атмосферного давления) - дальнейшее снижение давления невыгодно, потому что ведёт к экспоненциальному росту затрат. В то же время поддерживать форвакуум можно с помощью насосов умеренной мощности и стенок трубы из обычной стали толщиной 20-25 мм.

Схема пассажирской капсулы. Спереди расположен вентилятор с компрессором. За ним находится отсек с 28 пассажирами, в хвосте размещены аккумуляторы.
В настоящий момент наработки конкурирующих команд пока далеки от завершённости.

Разработчики

Впервые Маск упомянул о Hyperloop в интервью с Сарой Лэйси, которое дал в июле 2012 года на мероприятии PandoDaily в Санта-Монике. В августе 2013 года была опубликована 58-страничная «альфа-версия» проекта. Уже спустя месяц после публикации «альфа-версии» группа специалистов Ansys во главе с Сандипом Совани провела компьютерное моделирование, которое показало принципиальную возможность реализации идеи. Результаты моделирования побудили оказать проекту поддержку со стороны краудсорсинговой платформы JumpStartFund, в ходе голосования на которой проект получил более 300 голосов. Маск объявил, что сам заниматься реализацией Hyperloop не собирается, п оэтому появилось несколько групп энтузиастов, которые решили воплотить проект в жизнь самостоятельно.

Основные команды:

HHT - Hyperloop Transportation Technologies Inc. (HTT). Бизнес-модель компании не совсем обычна: она объединяет волонтёров, которые трудятся бесплатно, рассчитывая в случае успеха на долю возможной выручки с проекта. На сегодня проект собрал 200 добровольцев из Cisco Systems, Boeing, Гарвардского университета и Школы архитектуры и дизайна Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. Сотрудничество такой массы людей основано на том, что проект разбит на мелкие задачи. Взаимодействие участников обеспечивается с помощью Google Docs и еженедельных групповых видеоконференций.

Другие команды: Hyperloop One и SpaceX.

Некоторые новости проекта:

В феврале 2015 года объявлено о том, что HTT достигла соглашения с девелопером эко-города Долина Квэя, возведение которого должно начаться в 2016 году в округе Кингс штата Калифорния, о строительстве там первой 8-километровой трассы. Необходимые для строительства $100 млн компания надеется привлечь с помощью IPO.
11 мая 2016 года компания Hyperloop One в городе Норт-Лас-Вегас (Невада) на открытом воздухе было проведено испытание двигателя для Hyperloop.

В марте 2016 года Дирк Алборн объявил о подписании с правительством Словакии договора о строительстве трассы, которая соединит Братиславу с Веной и Будапештом. Время поездки должно будет составлять восемь минут. При этом сроки реализации проекта Алборн не обозначил.

В июне 2016 года Шервин Пишевар заявил, что намерен построить в России новый Шелковый путь, по которому можно будет доставить грузы из Китая в Европу за один день. Также У основателя Hyperloop One есть задумка создать сверхскоростную магистраль в Москве. О сроках реализации и стоимости проектов пока не сообщается.

Гиперпетля Маска — это словосочетание сегодня очень популярно на страницах мировой прессы. Каждый проект – это новое в восприятии времени и пространства. И когда он в 2012 году высказал свои идеи нового транспорта, это было воспринято как фантастика. Тогда он еще не привел технических данных проекта, ограничившись лишь общими идеями и определением, что это будет «пятый вид транспорта». Даже когда в 2013 году Маск изложил эти инновационные идеи в 58-страничной статье, с подробными выкладками, только люди, хорошо знавшие Маска, поверили, что эта фантастика вскоре может стать реальностью. Впрочем, как и все .

Из интервью Маска того времени:

«Это будет кое-что, что никогда не будет попадать в катастрофы, будет быстрее самолета, будет питаться солнечной энергией и отправляться в путь не по расписанию, а ровно в тот момент, когда нужно вам.»

Сейчас скептиков почти не осталось. Проект «Hyperloop» (именно это название получила гиперпетля Маска) приобрел реальные очертания и полным ходом внедряется в нашу жизнь.

Как работает гиперпетля Маска.

«Гиперпетля Маска» по замыслу самого Маска представляет собой замкнутую транспортную сеть из двух стальных параллельных трубопроводов, по которым движутся капсулы с пассажирами или грузами. Трубопроводы размещаются на высоте около 20 метров на опорах, подобно линиям электропередач.

Внутри трубопроводов передвигаются капсулы из прочных, легких сплавов. Разгоняются капсулы при помощи линейного электродвигателя. Энергию предполагается получать при помощи солнечных батарей или ветряных источников, и должны с большим запасом обеспечить потребности системы. После разгона капсулы движутся по инерции. Для того, чтобы уменьшить сопротивление движению, из трубопроводов выкачивается воздух. Капсулы передвигаются на аэродинамической подушке со скоростью до 1200 км. в час с небольшим интервалом.

Капсула пропускает воздух через заборники в носовой части и выбрасывает его через сопла на желобах нижней панели, образуя воздушную подушку. Схожая технология применяется в поездах на магнитной подушке. Конструкция капсулы, определяющая ее параметры и вместимость, сейчас разрабатывается несколькими группами инженеров на конкурсной основе. Предполагается два варианта капсул – пассажирская и грузовая.

Когда проект стал принимать реальные очертания, стало заметно его преемственность с другими проектами Маска. Двигатели, электронную систему управления капсулы могут позаимствовать у «Tesla Motors» . Солнечные источники электроэнергии и ее преобразователи, разработанные фирмой «SolarCity» уже успешно работают. Ну а технологии успешно подойдут для производства высокоскоростного транспорта.

Гиперпетля Маска — что получат пассажиры?

Специалисты, детально изучающие проект, отмечают, что поездка в этом транспорте должна быть весьма комфортной, аналогичной полету в современном авиалайнере. Как обещает Маск, в капсуле будет очень уютно и тихо, не будет никакой турбулентности. Только при разгоне могут возникнуть неприятные ощущения. Аналогично ощущениям при взлете самолета.

Разработчики обещают предусмотреть беспрецедентный уровень безопасности пассажиров. На случай возникновения аварийных ситуаций в капсулах предусмотрены дополнительные компрессора, которые должны обеспечивать подачу воздуха при аварийной разгерметизации. Также предусмотрены дополнительные аккумуляторы, заряда которых хватит, на время, которое потребуется, чтобы добраться до ближайшей станции при перебоях с электропитанием.

Не обходят вниманием разработчики и вопросам сейсмостойкости «Hyperloop» , и даже, защите от возможных атак террористов. Хотя, как показывает практика, полностью противостоять этим угрозам не может ни один вид транспорта.

Заверение Маска:

««Hyperloop» не свалится с небес и не сойдет с рельсов».

Безусловно, сейчас очень рано говорить о стоимости проезда в «Hyperloop» . Заявленная сегодня стоимость проезда в 20 долларов может измениться в ту или иную сторону. Но эта стоимость дешевле, например, стоимости проезда из Сан-Франциско в Лос-Анджелес на автомобиле или самолете. Кроме того, никакой другой вид транспорта не сможет связать эти города (расстояние 600 км) за 30-35 минут.

Состояние проекта «Hyperloop» сегодня.

Сегодня проект находится на самой ранней стадии. Предстоит решить еще сотни финансовых, организационных, инженерных и логистических проблем: от чисто технических, до сейсмозащиты и получения прав на пользование земельными участками. От вопросов финансирования проектирования и строительства, до организации транспортных потоков в мегаполисах.

Но сегодня решены вопросы привлечения значительных финансов в проект «Hyperloop» . Финансируют и частные инвесторы и финансовые группы. А это значит, что бизнес поверил в проект.

Создана стартап-компания «Hyperloop Transportation Technologies» (HTT) , занимающаяся проектированием и созданием опытного участка «Hyperloop» , протяженностью 8 км.. Строительство участка анонсировано уже в этом году. 8-километровый участок дороги позволит тщательно испытать технологию и продемонстрировать ее реальные возможности. Постройку опытного участка и начать тестовые испытания «Hyperloop» собирались в 2017 году, но по некоторой информации, сроки сдвинули.

Собрала вместе многих звездных бизнесменов и инженеров из Кремниевой долины. Недаром ее называют «командой мечты» . В основном это люди, тесно связаны с Маском совместными проектами. Маск регулярно получает от HTT отчеты. О ходе работ информируют президента США.

Кроме того, в разработках принимают участие еще несколько компаний и инженерных групп. Сам Маск не участвует непосредственно в управлении HTT. Он не может посвятить и достаточное количество времени проекту, т.к. основное внимание уделяет управлению тремя своими компаниями – «SpaceX» , «Tesla Motors» и «SolarCity» . Но он принимает участие в инвестировании проекта и финансирует создание опытного участка трассы. Кроме того, активное участие в проектировании «Hyperloop» принимают инженеры его фирм.

Экономические перспективы проекта Маска.

Интересны чисто экономические возможности «Hyperloop» по сравнению с другими транспортными проектами. И очень характерно сравнение с проектом скоростной железнодорожной магистрали между Сан-Франциско и Лос-Анджелесом. Этот проект уже разработан, но приостановлен, т.к. сейчас в виде альтернативы появился «Hyperloop». Стоимость этого проекта около 70 млрд. долларов. Представленный альтернативный проект «Hyperloop» оценивается в 6 млрд. долларов. С проектом Маска ознакомлены и руководство штата и США.

Оценка Маска:

«Они предлагают Калифорнии самый медленный поезд-экспресс с самым высоким показателем строительных затрат на милю пути. Это неправильные рекорды» .

По проекту «Hyperloop» 70 челноков смогут курсировать с интервалом до 1 минуты. Инвестиции должны окупиться за 20 лет при условии стоимости билета 20 долларов и перевозке за этот срок 7,4 млн. пассажиров в каждую сторону.

Многие считают, что оценочная стоимость в 6 млрд. долларов нереалистична. Возможно «Нyperloop» обойдется даже в несколько раз дороже, чем утверждает Маск. Даже если так, все равно это будет относительно дешево.

Наиболее перспективно использовать «Нyperloop» между крупными городами, расположенных на расстоянии 1000-1500 км друг от друга. Для более дальних расстояний больше подходит авиация, а для более малых расстояний «Нyperloop» может быть экономически неэффективен.

Планы и перспективы проекта Маска.

В ближайшей перспективе Маск планирует охватить новым транспортом всю территорию США. Но для этого необходимо получить одобрение на строительство «Hyperloop» и от правительства и от местных властей.

Помимо США проектом «Hyperloop» заинтересовались и в других странах, среди которых Китай, ОАЭ и страны Европы. Руководство HTT считает, что в самом ближайшем времени они смогут начать вести переговоры по таким заказам.

И уже сейчас нетрудно представить, к каким революционным изменениям в нашей жизни приведет cоздание «Hyperloop» . Традиционные виды транспорта, каждый в свое время, дарили нам прогресс и улучшали условия нашей жизни. «Hyperloop» , который Маск окрестил «пятым видом транспорта» , будет быстрым, дешевым, более безопасным, всепогодным и экологически чистым.

Если расстояние между городами будет покрываться за 15-30 минут, просто исчезнут границы между ними. Города превратятся в автобусные остановки или станции метро. А вслед за этим исчезнут многие проблемы в поисках работы, покупке жилья, перенаселенности многих городов.

О достижении этого уже в ближайшее время говорят многие факты. Это и команда высококвалифицированных специалистов, работающих над проектом. Это и команда крупных, энергичных бизнесменов, принимающих участие в проекте. Это и поддержка проекта на уровне правительства США и конгрессменов.

Ну и немаловажный фактор, что технологически в «Hyperloop» нет крупных прорывных решений. Многие основные компоненты «Hyperloop» уже успешно эксплуатируются в других проектах. И это существенно ускоряет и удешевляет проект «Hyperloop» . В этом гиперпетля Маска выгодно отличается от многочисленных идей транспорта будущего, которые дальше идей не продвигаются десятки лет. И есть надежда, что гиперпетля Маска будет реализована и человечество получит новый транспорт.

P.S. Российские фонды и бизнесмены инвестируют в «Hyperloop».

1) Владелец группы «Сумма» Зиявудин Магомедов вошел в совет директоров американской компании « Hyperloop One », разрабатывающей проект вакуумного сверхскоростного поезда. Об этом говорится в сообщении группы. Компания « Hyperloop One » — это новое название компании «Hyperloop Transportation Technologies»

Вместе с Магомедовым, в совет директоров американской компании вошел руководитель терминального оператора « DP World » (ОАЭ) Султан Ахмед бин Сулайем. Официальное вступление в должности состоится во время проведения ближайшего заседания совета директоров « Hyperloop One ».

Согласно сообщению, Магомедов вошел в совет директоров американской компании после завершения очередного раунда привлечения инвестиций, объем которых составил $50 млн.

Для справки . Группа «Сумма» - российский диверсифицированный холдинг, объединяющий активы в портовой логистике, инжиниринге, строительстве, телекоммуникационном и нефтегазовом секторах. Штаб-квартира компании расположена в Москве. В компаниях группы, которые присутствуют в почти 40 регионах России и за рубежом, занято более 10 тысяч человек.

«DP World» (Dubai Port World) - один из крупнейших мировых портовых операторов. Компания владеет 60 действующими и 11 строящимися терминалами в 31 странах мира.

«DP World» находится под управлением крупнейшего мирового инвестора и девелопера компании «Dubai World», принадлежащей правительству ОАЭ.

2) Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) инвестировал в проект высокоскоростной перевозки « Hyperloop One ». Об этом сообщают источники со ссылкой на главу РФПИ Кирилла Дмитриева. Подробности сделки не раскрываются. По словам Дмитриева, речь идет о незначительном объеме инвестиций.

Для справки . Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) был основан в 2011 году с целью осуществления вложений в акционерный капитал преимущественно на территории России совместно с ведущими иностранными финансовыми и стратегическими инвесторами. Управляющая компания Фонда расположена в Москве и является 100% дочерним обществом «Внешэкономбанка».

Мне тут написали про мериканьский проект Hyperloop с просьбой оценить, что это за штуковина и с чем её едят.
Не хитрая ли это афера для восторженных лошков, психологически завороженных всякими айфонами и теслами? А может, напротив - мы сейчас наблюдаем начало революции на транспорте и годков через 20-30 Китаю придётся с позором выкинуть на помойку всю его огромную систему ВСМ, в которую он вбухал колоссальные деньги?

Честно говоря, почитав материалы по ней, я так и не прояснил для себя реальные перспективы этой игрушки для диснейленда. Ролики, вышедшие по ней, смахивают на аферистские, но зато сделаны по всем канонам маркетинга. Хотя вообще-то, если вспомнить историю - то во времена оны сверхскоростной пневмотранспорт будущего в вакуумной трубе (с разными вариациями движителя) рекламировался ещё "Техникой-Молодёжи" в 1950-х. Тормозящие реальное внедрение факторы были описаны примерно тогда же. Т.е. базовая идея жила ещё 70-80 лет назад, и вот сейчас искусник Илон Маск вроде бы решил её воплотить в реальность. Правда, не сам лично, а через аффилированные фирмы с энтузиастами.

Давайте таки почитаем восторженных, ну а затем высказывайтесь в комментах, что это такое, по-вашему.
Для начала - русское NatGeo, а затем латвийскую "Медузу" (которая была основана сдриснувшими в свободную Прибалтику от путенской тирании экс-ленточниками.ру ).

Проект вакуумного поезда был предложен в 2012-2013 годах американским предпринимателем, основателем SpaceX Илоном Маском. Реализацией идеи занимается несколько компаний, в том числе Hyperloop One, где работают специалисты из SpaceX. Отработка технологии «поезда будущего» состоялась 11 мая в пустыне Невады: его небольшой прототип, напоминающий санки, разогнался при помощи электромагнитов по рельсам до 160 км/ч.

В Hyperloop One довольны результатом. Сейчас в окрестностях Лас-Вегаса устанавливаются специальные трубы, предназначенные для передвижения поезда. В ходе следующих тестов «санки» будут перевозить по ним капсулы; одновременно будет увеличиваться скорость. К доставке грузов планируется приступить в 2019 году, а еще через два года в капсулы «поезда будущего», который сможет разгоняться до 1207 км/ч, сядут первые пассажиры.

[а вот этот пассаж наиболее замечателен! Хотелось бы узнать у автора, какой именно "ряд европейских стран" заключил контракты на строительство гиперлуповской ВСМ в трубе и на какие конкретно маршруты - periskop]

Другие компании, реализующие проект Hyperloop, также достигли определенных успехов, но пока лишь на теоретическом уровне. При этом Hyperloop Transportation Technologies уже заключила контракты с рядом европейских стран о строительстве там высокоскоростной магистрали, основанной на революционной технологии . Также компания планирует соединить Лас-Вегас высокоскоростной железнодорожной линией с Западным побережьем США.

Илон Маск придумал Hyperloop в 2013 году. Согласно идее, поезд будет перемещаться в специальных трубах с пониженным давлением со скоростью до 1200 километров в час. Трассы для Hyperloop предполагается строить над землей по аналогии с монорельсом и оснащать солнечными батареями. Илон Маск придумал только концепт, в котором описал базовые принципы работы Hyperloop, но не предоставил конкретных технологических решений. Предприниматель призывает заниматься реализацией проекта всех желающих; для этого организованы несколько конкурсов - например, на создание самого шаттла.

Hyperloop - это не монорельс и не поезд на магнитной подушке. Поезд должен разгоняться линейными двигателями, спрятанными в «рельсах» внутри трубы. Над поверхностью «рельс» его будет поддерживать технология, схожая с той, что используется в аэрохоккее. Высокая скорость шаттла Hyperloop будет обеспечена пониженным давлением внутри герметичной трубы и незначительным сопротивлением воздуха . По задумке Маска, поезда Hyperloop могут стать альтернативой самолетам, обсуждаются и перспективы грузоперевозок.

Реализацией проекта занимаются две независимые компании. Первые публичные испытания проводит Hyperloop One, близкая к самому Илону Маску. Компания строит испытательную трассу для Hyperloop в Неваде, ее общая протяженность составит три километра. Незадолго до испытания Hyperloop One объявила о привлечении 80 миллионов долларов инвестиций. Вторая компания - Hyperloop Transport Technologies (HTT): она рассматривает варианты строительства нового вида транспорта за пределами США. HTT, в том числе, ведет переговоры и с российскими инвесторами. Обе компании планируют использовать разные технологии и конкурируют между собой. HTT, к примеру, за два дня до испытаний Hyperloop One объявила о лицензировании технологии пассивной магнитной левитации. HTT собирает деньги краудфандингом, Hyperloop One полагается на обычных инвесторов; в обеих компаниях работают бывшие инженеры SpaceX.

Первые испытания - только тест разгонной системы. Hyperloop One на глазах журналистов проверит работу системы линейных двигателей, которая будет располагаться через каждые 50-70 километров и разгонять шаттл с пассажирами во время поездки. Для теста построили небольшой участок «рельс» с линейным двигателем, по которому будет ездить специальная платформа. Тоннель, полноценный пассажирский шаттл и другие технологии, необходимые для Hyperloop, продемонстрированы не будут. Главная задача теста: показать, что разработанная в Hyperloop One система в принципе работает - и может разгоняться за секунду примерно до 100 километров в час. В лабораторных условиях она уже показала свою надежность, утверждают в компании.

Анонсированы и другие испытания. В Hyperspace One планируют достроить трехкилометровый испытательный участок к концу 2016 года и провести полноценные испытания в трубе с пониженным давлением на скорости около 1100 километров в час. HTT строит свой испытательный стенд в Калифорнии, протяженность тестового участка транспортной трубы составит восемь километров. Точных данных о сроках готовности прототипа Hyperloop у HTT нет. Наконец, летом 2016-го SpaceX подведет итоги открытого конкурса на создание шаттла для Hyperloop.

Станет ли Hyperloop коммерческим проектом, неясно. По всей видимости, создание Hyperloop технически возможно - вероятно, это произойдет в ближайшие годы. Однако проблемой для Hyperloop может стать высокая стоимость строительства и обслуживания. Предполагается, что Hyperloop будет как минимум дешевле поездов на магнитной подушке, разработки которых остановились именно из-за дороговизны этой перспективной технологии. Согласно концепции Маска, билет из Сан-Франциско в Лос-Анджелес (около 600 километров) на шаттле Hyperloop должен стоить 20 долларов, то есть в разы дешевле самолета.

Ну а мы просто поставим зарубочку на память, про этот прогноз:)
Высказывайтесь, товарисчи, по поводу.
Так это же что: афера или революция?



Открытие бизнеса