Курсовая работа Оптимальный объем производства общественных благ: теоретические возможности и практическая реализация в российской экономике. Определение эффективного объема производства общественных благ

ОБЩЕСТВЕННЫЕ БЛАГА – блага, выгода от пользования кᴏᴛᴏᴩыми неразделимо распределена по всему обществу независимо от того, хотят или нет отдельные его представители приобретать ϶ᴛᴏ благо.

Общественные блага оплачиваются за счет общего налогообложения, а не покупаются отдельными потребителями на рынке. Примером общественного блага служит система национальной обороны, поскольку касается всех и каждого в равной степени.

Заметим, что кроме общественных благ существуют еще и общественные «антиблага» – общественные блага, равномерно налагающие издержки на группу людей. Это нежелательные побочные продукты производства или потребления: тепличный эффект, при кᴏᴛᴏᴩом сгорание полезных ископаемых угрожает глобальной переменой климата; загрязнение воздуха, воды и почвы отходами химической промышленности, производством энергии или использованием автомобилей; кислотные дожди; радиоактивные выбросы из-за испытаний ядерного оружия; истончение озонового слоя.

Различают чистые общественные блага и чистые частные блага.

Чистое общественное благо – благо, кᴏᴛᴏᴩое потребляется коллективно всеми людьми независимо от того, платят они за него или нет. Стоит сказать - получение полезности от обеспечения чистым общественным благом единственным потребителем невозможно.

Чистое частное благо – благо, кᴏᴛᴏᴩое можно разделить среди людей так, что другим от ϶ᴛᴏго не будет никакой выгоды или затрат.

В случае если эффективное обеспечение общественных благ часто требует государственных действий, то частные блага может эффективно распределить рынок.

Следовательно, чистое частное благо приносит полезность только покупателю.

Целый ряд благ не будут ни чисто общественными, ни чисто частными. К примеру, услуги полиции, с одной стороны, представляют собой общественное благо, а с другой – раскрывая кражи со взломом, они оказывает частную услугу конкретному лицу.

Чистые общественные блага имеют две основные особенности.

1. Чистые общественные блага обладают ϲʙᴏйством неизбирательности в потреблении, означающим, что при данном объеме блага его потребление одним человеком не снижает доступности для других.

2. Потребление чистых общественных благ не обладает исключительностью в потреблении, т. е. не будет исключительным правом. Это означает, что потребители, не желающие платить за такие блага, не могут быть лишены возможности их потребления. Чистое общественное благо невозможно выпускать «мелкими порциями», кᴏᴛᴏᴩые можно было бы распродать через кассовый автомат.

Кривая спроса на чистое общественное благо получается посредством сложения его индивидуальных предельных полезностей для всех потребителей при каждой возможной цене, что предполагает суммирование по вертикали индивидуальных кривых спроса.

Кривая спроса на чистое общественное благо, как и кривая спроса на чистое частное благо, имеет нисходящий наклон. При этом кривая спроса на чистое общественное благо отличается от кривой спроса на чистое частное благо двумя моментами. Первый – цена не будет переменной величиной на вертикальной оси, поскольку нельзя назначить цену за отдельную единицу, так как ее потребление не выступает исключительным правом. Второе отличие состоит по сути в том, что в случае чистого частного блага люди корректируют объем спроса таким образом, ɥᴛᴏбы приспособить его к ϲʙᴏим вкусам и ϲʙᴏему экономическому положению. Для чистого общественного блага ϶ᴛᴏ невозможно, поскольку на единицу ϶ᴛᴏго блага не назначается цена. Все потребители должны потреблять объем производства целиком. Следовательно, при любом объеме предложения объем потребления такого блага каждым потребителем должен равняться объему предложения.

На рис. 49.1 и 49.2 изображены отличия между кривыми спроса на общественное и частное благо.

Рисунок № 49.1

Частное благо


Рисунок № 49.2

Общественное благо

Для чистого частного блага совокупный объем спроса при каждой возможной цене равен сумме индивидуальных объемов спроса:


где i = 1,...N.

Кривая спроса на чистое частное благо получается посредством сложения объемов спроса для каждой цены вдоль горизонтальной оси.

Кривая спроса на чистое общественное благо получается посредством сложения предельных полезностей для каждого объема вдоль вертикальной оси. Стоит сказать, что каждый из потребителей всегда потребляет одинаковые объемы блага.

Определение оптимального объема производства общественных благ

Существует некᴏᴛᴏᴩый однозначно определяемый оптимальный объем общественного блага, обеспечивающий наибольшую эффективность использования ресурсов.

Может быть определен следующим образом:

MSB (Q s) = МС (Q s),

где MSB (Q, s) – предельная общественная выгода от потребления данного общественного блага в количестве: Q s ; MC(Q s) – предельные издержки производства и обеспечения потребителей данными общественным благом в количестве Q s (рис. 49.3)


Рисунок № 49.3. Оптимальный объем общественного блага

Таким образом, для эффективного размещения благ в экономике данное общественное благо должно выпускаться в таком объеме, при кᴏᴛᴏᴩом предельная общественная полезность – выгода от потребления данного объема – равняется предельным общественным издержкам. Последние представляют собой стоимость ресурсов, необходимых для производства дополнительной единицы блага.

Выделяют перегружаемые и исключаемые общественные блага.

Целый ряд товаров и услуг по ϲʙᴏим ϲʙᴏйствам находятся между чистыми общественными и чистыми частными благами. Во многих случаях потребление блага неизбирательно исключительно до определенного уровня потребления. Нужно помнить, такие блага называют перегружаемыми общественными благами, кᴏᴛᴏᴩых может не хватить на всех потребителей. Начиная с определенного количества потребителей появление дополнительного потребителя приводит к уменьшению полезности, кᴏᴛᴏᴩую уже получали существующие пользователи.

В других случаях потребление благ неизбирательно, однако затраты на элиминацию дополнительных потребителей незначительны. Нужно помнить, такие блага называются исключаемыми общественными благами, доступ к кᴏᴛᴏᴩым ограничен. Эти блага могут предлагаться фирмами, действующими с целью извлечения прибыли.

Примером перегружаемых благ может служить дорога. Дополнительные пользователи не сокращают доступность услуг шоссе, но уменьшается скорость движения существующих пользователей, что делает шоссе более опасным. Примером исключаемого блага может служить телевещание. Использование платежей и сборов за установку телевизоров помешает получению полезности теми, кто отказываются платить.

Исключаемые общественные блага – ϶ᴛᴏ такие блага, на кᴏᴛᴏᴩые легко назначить цену.

Чистые общественные блага, отличающиеся очень невысокой исключительностью, могут изготовляться и реализовываться в частном секторе посредством пакетирования (пакета) – объединения чистого общественного блага с другим благом, характеризующимся достаточным уровнем исключаемости, с целью участия всего пакета в операциях на рынке. Так, факт пакетирования был проиллюстрирован английским экономистом, лауреатом Нобелевской премии по экономике 1991 г. Рональдом Гарри Коузом на частном владении маяками в Англии в XVII–XIX вв. при сборе маячных пошлин в портах за портовые услуги судам.

При этом если уровень исключаемости общественных благ невысокий для их изготовления в частном секторе экономики, то они могут выпускаться в государственном секторе. В ϶ᴛᴏм случае издержки производства возмещаются за счет налогов, что дает возможность решить проблемы «безбилетника» (неплательщика за выгоду одного экономического агента за счет другого агента) Выпуск благ в государственном секторе отнюдь не предполагает обеспечения экономически эффективного количества их производства, но вместе с тем – ϶ᴛᴏ более оптимальное средство удовлетворения ими покупателей.

Введение

Общественные блага были и остаются одним из факторов, обеспечивающих рост благосостояния, выступая важнейшим показателем качественного состояния производительных сил.
Усиление масштабности рыночных отношений требует специального изучения особенностей рынка общественных благ для удовлетворения потребностей в них. Известно, что в целом структура потребностей человека включает в себя, с одной стороны, множество материальных потребностей, с другой стороны, социально-ориентированные потребности развития личности. Во многом эти потребности удовлетворяются общественными благами. Ухудшение экологической обстановки, деградация окружающей природной среды предполагает производство таких общественных благ как чистый воздух и экологически чистая вода. Из общего запаса воды на Земле (который оценивается в 1400 млн. куб километров) только 2,5% пригодно для питья. Повышение жизненного уровня населения также требует больших расходов пресной воды на хозяйственные и бытовые нужды. Ныне в среднем один человек расходует около 250 литров воды в сутки. Формируется диспропорция между естественным запасом пресной воды и ее потреблением, возникает дефицит. В этой связи возникает необходимость рационального использования водных ресурсов. По оценкам экспертов ООН, в последнее столетие потребление воды росло в два раза быстрее, чем численность населения планеты. Уже сегодня, в розничной оценке на мировом рынке литр бутилированной воды приближается к стоимости литра бензина.
Угроза международного терроризма и политическая нестабильность побуждают акцентировать внимание на таком общественном благе как безопасность.
Надо учитывать, что рыночная экономика и частный сектор не в состоянии производить достаточное количество общественных благ без помощи государства. Частное предпринимательство не располагает данными реальных предпочтений человека в конкретных общественных благах. Но главное состоит в том, что для их производства требуются огромные капиталозатраты, которые может осуществлять только государство. Все это обуславливает актуальность исследования проблем насыщения рыночного спроса в общественных благах.
Актуальность темы курсовой работы обусловлена и практическими потребностями увеличения в разы производства общественных благ в стране.
Цель курсовой работы – изучить общественные блага и роль государства в обеспечении общественных благ на примере Республики Беларусь.
Задачи курсовой работы:

    изучить общественные блага и их классификацию;
    изучить спрос на общественные блага и эффективный объем производства;
    изучить обеспечение общественными благами: возможности рынка и государства.

1. Общественные блага и их классификация

Благо – это наиболее общая экономическая категория.
Общественные блага – это такая группа товаров и услуг, которые удовлетворяют потребности не отдельного индивидуума, а потребности всего общества или социальных групп. Их производство, как правило, финансируется государством.
Товар выступает частным случаем блага – это благо, которое удовлетворяет определенные потребности, имеет ценность (стоимость) и предназначено для обмена. Товар для производителя не имеет непосредственной потребительной стоимости, иначе он не вынес бы его на рынок. Его непосредственная потребительная стоимость для владельца заключается лишь в том, что он – носитель меновой стоимости и, следовательно, выступает средством обмена. По этой причине владелец стремится реализовать свой товар в обмен на другие, в потребительной стоимости которых он нуждается. Для своих владельцев все товары не имеют потребительной стоимости и представляют потребительную стоимость для своих невладельцев. Вследствие этого, все товары должны всегда переходить из рук в руки. Однако такой переход, по сути, из рук в руки и составляет товарный обмен, именно как стоимости они относятся в обмене друг к другу и реализуются как стоимости. Из этого следует, что товары должны реализовываться как стоимости, до того, как они получат возможность реализовываться как потребительные стоимости.
Услуга в отличие от блага является специфичным товаром. Это проявляется в отсутствии материальной формы и в совпадении процесса потребления услуги с моментом её производства. Оказываемые населению услуги подразделяются на платные и бесплатные для конечного потребителя, т.е. финансируемые из бюджетов различных уровней. В ряде отраслей могут предоставляться только платные или преимущественно платные услуги, а в других – преимущественно бесплатные или на льготных условиях. В качестве основного поставщика комплекса услуг, оказываемых потребителям на безвозмездной и безвозвратной (полностью или частично) основе выступает государство за счет финансирования из бюджетов всех уровней бюджетной системы и целевых бюджетных фондов. И как субъект, который оказывает услугу, государство может предоставлять услуги на бесплатной, льготной или частично платной и платной основе. На сегодняшний день, в современной экономике прослеживается тенденция, когда под товаром понимали только вещи и предметы, однако сейчас в понятие товар включается полный комплекс услуг (например, от упаковки и гарантийного обслуживания и до качества взаимодействия с клиентами и т.п.).
Таким образом, общественные блага – это такие блага, которым присущи следующие характеристики:
- несоперничество в потреблении (могут быть предоставлены всем членам общества, а не отдельному индивидууму);
- неконкурентность (при предоставлении одному индивидууму, могут быть предоставлены другим без дополнительных расходов);
- неаддитивность (неделимость в потреблении);
- неопределенность конечного потребителя;
- неопределенность прав собственности.
Общеизвестно, что в многообразии благ можно разобраться и выявить их признаки с помощью классификации. Классификация, как метод научного исследования позволяет совершенствовать понимание особенностей и экономической предназначенности благ, умение их распознавать, формировать оптимальные варианты производства и обеспечения ими потребителей, анализировать возможности замещения общественных благ частными и наоборот, а также определить признаки сопоставления реального спроса и фактического предложения благ. Все это является принципиально важным для обоснования социально-экономической политики государства. Как правило, классификация строится по главному, основному признаку. Выбранный признак (или признаки) позволяют установить особенности и возможную цель государственного и регионального управления данным конкретным объектом.
В экономической теории многие исследователи разделяют блага на настоящие (текущие) и будущие, прямые и косвенные, долговременные и краткосрочные, материальные и нематериальные, экономические и неэкономические (даровые), индивидуальные и коллективные, частные и общественные. Необходимо отметить, что классификация общественных благ может быть произведена и с учетом критерия внешнего эффекта (помимо классификации с учетом возможности исключения и степени использования этих благ), что наиболее значимо при характеристике экономических отношений, возникающих по поводу производства и потребления социально значимых услуг.
Предложен еще один критерий классификации общественных благ. Это степень заинтересованности в них государства. В этом случае блага подразделяются на следующие группы (рисунок 1).

Рисунок 1. Классификация общественных благ по степени заинтересованности в них государства.
При классификации используется ряд характеристик, одна из которых связана со спецификой территориального охвата. Территориально-региональное устройство формирует специфику сообщества, которое потребляет благо. Границы этого сообщества могут не совпадать с границами общества, финансирующего и производящего данное благо. В соответствии с этим критерием общественные блага подразделяются на локальные, общенациональные и мировые.
К мировым общественным благам можно отнести, такие как: борьба с загрязнением воздуха, расширением озоновой дыры, защита Мирового океана, т.е. те блага, которые доступны либо всем жителям планеты, либо предоставляются жителям определенного региона, нескольким странам.
К общенациональным общественным благам относится право на судебную защиту, гражданская и военная безопасность, право и возможность пользоваться государственной или частной собственностью. Многие исследователи в качестве общенациональных общественных благ выделяют политическую стабильность, правопорядок, общественное согласие, единую национальную идею. Разделение функций распределения ресурсов по уровням власти основано на географических пределах распространения эффекта потребления общественных благ. Когда выгоды от каждой единицы общественного блага получает все население страны, то решение об их производстве, несомненно, должно быть результатом общенационального коллективного выбора. Например, стратегические вооружения предназначены для защиты всех граждан от опасности агрессии. Общенациональные органы власти создаются, как раз для того, чтобы решать вопросы, затрагивающие интересы граждан независимо от их места проживания. Однако во многих случаях происходит локализация выгод, приносимых общественным благом, такие блага называют региональными. Это любые общественные товары и услуги, доступ к которым имеет не все население страны, а лишь некоторая географическая часть (несколько регионов, один регион, город, район) .
Диапазон конкретных примеров местных общественных благ весьма широк: от региональных экологических программ до уличного освещения и уборки мусора.
Таким образом, существует множество вариантов классификации общественных благ исходя из различных комбинаций их характеристик. В зависимости от применения общественное благо может играть различную функциональную роль в экономике.
По функциональному назначению и роли в воспроизводстве выделяются потребительские, или конечные, продукты и услуги (хлеб, одежда) и производственные продукты и услуги, используемые в производстве (станки, машины, материалы). Их еще называют прямыми и косвенными.


Рис.2. Классификация благ

В составе потребительских продуктов различают предметы первой необходимости (пища, жилье, одежда) и роскоши (яхты, норковые шубы).
В воспроизводственном аспекте выделяют долговременные товары, или товары длительного (могут удовлетворять одну и ту же потребность неоднократно) и недолговременные, или разового (могут удовлетворять одну и ту же потребность один раз) пользования. Для удовлетворения потребностей важны взаимозаменяемые (субституты) и взаимодополняемые (комплементы) товары. С учетом фактора времени выделяются настоящие (находящиеся в непосредственном распоряжении экономических субъектов) и будущие (которыми они могут располагать в будущем) блага. По способу удовлетворения потребностей выделяют прямые (непосредственно удовлетворяют потребности) и косвенные (сами потребности человека не удовлетворяют, но необходимы для производства прямых благ) блага.
Как видно, потребности и блага взаимосвязаны и взаимообусловлены так же, как взаимосвязаны производство и потребление.

2. Спрос на общественные блага и эффективный объем производства

Индивидуумы не покупают общественные товары. Их спрос можно было бы определить, если бы за каждую единицу дополнительного общественного товара им пришлось платить соответствующую сумму. На рынке общественных товаров индивидуумы потребляют одинаковое количество товаров и могут платить как одинаковую, так и разную налоговую цену. Каждый может заранее знать о доле общественных затрат, которую ему предстоит нести. Некоторые индивидуумы могут предпочитать общественные блага другим благам. Доходы индивидуумов различны. Для бедных предельная полезность частных благ будет выше, чем для состоятельных людей. Природа налоговой системы определяет ту долю дополнительных издержек, которая при увеличении расходов на общественные блага, падает на индивидуума. Чем больше спрос на общественные товары возрастает по мере увеличения дохода, тем больше спрос людей с высокими доходами на общественные блага. С другой стороны, чем более прогрессивна налоговая система, тем выше налоговая цена богатых по отношению к соответствующим затратам бедных, тем меньше спрос богатых на общественные блага.
Если государство тратит очень мало на общественное благо, предельная полезность блага очень высока. По мере все большего увеличения расходов государства предельная полезность общественных благ уменьшается. При увеличении расходов государства на общественные блага индивидуумы получают меньшее количество частных благ. Предельная полезность частных благ увеличивается, предельные издержки общественных благ увеличиваются. Чистая предельная выгода, положительная для низких уровней государственных расходов, имеет отрицательное значение для значительных объемов государственных расходов. Наиболее предпочтительный для индивидуума уровень государственных расходов, тот, при котором полезность максимизируется или когда чистая предельная выгода равна нулю.
Линию совокупного рыночного спроса на общественные блага можно получить путем вертикального суммирования линий индивидуального спроса. Общественное благо в одном и том же количестве достается каждому из потребителей. Предельные выгоды на рынке не проявляются. Для отдельного лица не существует необходимости в создании таких благ и отсутствует мера, позволяющая охарактеризовать степень настоятельности коллективной потребности, поскольку общественные блага не имеют цены, которую можно отнести к частному бюджету и тем самым отяготить его. Различия в предпочтениях проявляются в разной предельной готовности индивидов платить за данное количество блага. Если предпочтения потребителей не совпадают между собой, то при равных платежах те, чья субъективная готовность платить относительно низка, оказались бы в проигрыше. Те, чья субъективная готовность платить за общественное благо выше средней, получили бы это благо по заниженной цене.
Можно выделить следующие особенности определения спроса на общественные блага: цена не является переменной величиной, кривая спроса отражает предельную полезность его полного наличного объема, все потребители используют общественное благо целиком.
Производство общественных благ тесно связано с проблемой «безбилетника». Поведение, отвечающее критерию индивидуальной рациональности, может противоречить критерию коллективной рациональности. Индивидуумы не выражают истинные предпочтения, потому что их налоговая цена увеличивается по мере увеличения высказанных ими пожеланий. Каждый предполагает, что его высказывания будут иметь несущественное влияние на уровень предложения, но существенно повлияют на то, что он должен платить. В итоге он получит несущественный выигрыш.
Выделенные особенности общественных благ предопределяют незаинтересованность частного сектора в их производстве. Производство общественных благ относится к категории так называемых провалов рынка, ситуаций, в которых государство вынуждено приходить на помощь рыночному механизму.
Предельная полезность MB общественного блага - это самое большее, что потребитель готов заплатить за получение дополнительной единицы этого блага. Предельная общественная полезность MSB общественного блага есть сумма предельных полезностей этого блага для всех потребителей:

Предельные полезности MBi индивидуумов убывают по мере роста объема потребления блага. На рис. 3 изображена ситуация для трех индивидуумов. При объеме потребления общественного блага Q0 первый из них готов заплатить еще p1 долларов за еще одну единицу блага, второй - p2, третий - p3.
Вместе они согласны выплатить p1 + p2 + p3 долларов за увеличение объема потребления общественного блага на единицу. Следовательно, кривая MSB получается путем суммирования по вертикали кривых MBi.

Рис.3. Спрос на общественное благо

Каждая кривая MBi задает спрос i-го индивидуума на общественное благо, а кривая MSB является кривой спроса общества на это благо.
Таким образом, кривая спроса на общественное благо представляет собой сумму кривых индивидуального спроса по вертикали. Напомним, что для частного блага суммирование кривых индивидуального спроса происходит по горизонтали.

Рис. 4. Равновесие спроса и предложения общественного блага

Как и частное благо, общественное благо для своего создания требует определенных затрат. Предельные общественные издержки MSC означают дополнительные затраты для увеличения объема общественного блага на единицу.
Целесообразно увеличивать потребление общественного блага, пока каждая следующая его единица дает больше дополнительной общественной полезности, чем необходимые для её создания дополнительные общественные издержки. Равновесие будет достигнуто при равенстве MSB = MSC.
Например, жители города хотят построить мечеть. Размер пожертвований, которые они согласны сделать, зависит от предполагаемого размера мечети. Равновесие будет достигнуто при равенстве предельной общественной полезности предельным общественным издержкам.
Для достижения эффективного размещения ресурсов общественное благо должно производиться в таком объёме, при котором предельная общественная выгода от потребления равна предельным издержкам выпуска данного блага: MSB = MSC (точка А на рис. 5)

Рис. 5. Объём производства общественного блага, который обеспечивает наибольшую эффективность использования ресурсов

Таким образом, существует некоторый однозначно определённый объём производства общественного блага, который обеспечивает наибольшую эффективность использования ресурсов. Для определения этого объёма нужно точно знать общественные предпочтения в отношении общественного блага.

3. Обеспечение общественными благами: возможности рынка и государства

В любом обществе целью государства является обеспечение населения общественными благами. Государство, опираясь на правовую систему, уполномочено применяет в интересах граждан внеэкономические методы в производстве общественных благ. Для этого государство производит блага коллективного пользования – такие, как защита от внешней угрозы, поддержание правопорядка, борьба с террористами, соблюдение антимонопольного законодательства и т.п. Такая сфера деятельности государства изначально сопряжена с обеспечением безопасности граждан, т.е. с предоставлением таких услуг, которые по своей сути оказываются за рамками рыночных отношений и производством так называемых чистых общественных благ. Однако современное государство находится не за пределами рынка или над рынком, а органично встроено в него. Как автономный рыночный игрок государство отвечает за реализацию интересов общества в целом. Являясь одним из неотъемлемых субъектов рынка, оно отличается от других субъектов. Это в значительной мере связано с качественным различием общественных и частных благ, их социальной и индивидуальной полезности. Поскольку ограниченность ресурсов присуща государству так же, как и любому другому агенту рынка, оно призвано максимизировать не индивидуальную, а социальную полезность благ.
Государство берет на себя производство общественных благ и в силу общественно-политических причин (обеспечение внутренней и внешней безопасности традиционно относится к базовым функциям государства), соображений социального характера (современное государство принимает на себя определенные социальные обязательства, часть из которых состоит в обеспечении равного и бесплатного доступа граждан страны к определенным благам), низкой инвестиционной привлекательности производства общественных благ. Здесь надо подчеркнуть, что у государства есть и объективная возможность для организации производства общественных благ. Оно, обладая монополией законной силы, способно взыскивать отчисления со всех доходов (налоги) на оказание услуг, которыми большинство людей хотели бы воспользоваться бесплатно, не обременяя себя оплатой. Подобное исключительное положение государства с одной стороны гарантирует гражданам страны минимальный уровень общественных благ, с другой стороны, в виду отсутствия обратной связи с потребителем и отсутствия конкурентной среды приводит к определенным провалам в деятельности государства. Значительную роль на государство оказывают факторы неопределенности, неполноты информации. В результате, государство оказывается неспособным обеспечить оптимальный объем производства общественных благ.
Деятельность государства, направленная на устранение провалов рынка, сама оказывается далекой от совершенства. Необходимо строго следить за последствиями его деятельности. Экономические методы должны применяться таким образом, чтобы они не подменяли действия рыночных сил.
Несмотря на эти объективные факторы, государство, перекладывая функции управления принадлежащей ему собственностью на частный сектор, иногда отказывается от неэффективных форм ведения хозяйства. Пользуясь государственными гарантиями, частный сектор привносит в производство свои знания, ноу-хау, организационный опыт, осуществляет инвестиции, минимизирует риски предпринимательской деятельности. В этом случае экономический эффект для общества состоит в том, что оно получает более качественные товары и услуги при минимальных издержках.
На сегодняшний день невозможно полностью отказаться от услуг государства в производстве общественных благ. Однако негативные моменты в данном случае связаны с тем, что государство, являясь монополистом в производстве общественных благ, лишено стимулов к минимизации издержек, к улучшению качества продукции, к внедрению новых технологий. В большинстве случаев реализация основных целей государственной политики в области общественных благ достигается использованием различных методов регулирования, одним из которых является прямое государственное вмешательство, и использование механизмов рыночной конкуренции.
Эффективно работающий рыночный механизм позволяет успешно решать многие проблемы социально-экономического развития: объединять интересы производителей и потребителей, стимулировать внедрение достижений научно-технического прогресса, повышать качество продукции, снижать затраты, постоянно обновлять ассортимент товаров, расширять номенклатуру предоставляемых населению услуг. Однако даже самый отлаженный рыночный механизм не в состоянии справиться со всеми социальными и экономическими проблемами жизни общества. Поэтому решение ряда проблем, неподвластных рыночному механизму, берет на себя государство.
Практика многих стран, осуществляющих переход от плановой экономики к рыночной, показала, что прогресс в экономическом развитии невозможно обеспечить без эффективного государства, а благосостояние общества не может быть достигнуто лишь с помощью механизмов рыночной системы.
Вместе с тем при переходе к рыночной экономике выполняемые государством функции в экономических процессах объективно должны постепенно сокращаться, для чего требуется правильно определить приоритеты государственного управления и сделать упор на обеспечение жизненно важных экономических и социальных потребностей общества.
За государством прежде всего должны сохраняться следующие функции:
эмиссия денег, денежно-кредитное и налогово-бюджетное регулирование;
обеспечение гарантий прав и свобод личности, прав собственника и субъекта хозяйствования;
формирование устойчивой макроэкономической ситуации, включающей эффективное функционирование финансовых учреждений;
обеспечение минимальных социальных стандартов по предоставлению благ и услуг общего пользования (образование, здравоохранение, культура, коммуникации и другие жизнеобеспечивающие блага и услуги);
реализация антимонопольных мер и поддержка конкурентной среды;
развитие науки, инновационной деятельности и информационных технологий;
проведение активной внешнеэкономической политики, развитие интеграционных связей с соседними странами;
формирование производственной, социальной и экологической инфраструктур общегосударственного значения, обеспечивающих условия для роста экономики и улучшения жизнедеятельности населения;
поддержка социально незащищенных групп населения;
охрана окружающей среды, совершенствование экологических регуляторов, международное сотрудничество при решении экологических проблем;
формирование рациональных территориальных пропорций воспроизводства и комплексное развитие производительных сил регионов;
обеспечение национальной безопасности страны;
создание правовой базы рыночных отношений и обеспечение неукоснительного соблюдения законов, развитие институциональной инфраструктуры;
разработка и реализация стратегии социально-экономического развития.
При переходе к рыночной экономике государство выступает локомотивом экономических преобразований, аккумулируя целенаправленные усилия на техническое перевооружение отраслей на основе внедрения новых технологий, разработку и реализацию научно-технических программ, рост инвестиций, структурную перестройку экономики. Оно осуществляет меры по повышению конкурентных преимуществ национальной экономики, чтобы в условиях глобализации страна могла занять достойное место в мировом разделении труда.
В переходный период более ответственной и сложной становится роль государства по управлению собственностью. Прежде всего требуется преодолеть тотальную монополизацию государственной собственности, осуществить ее разгосударствление и приватизацию. В собственности государства остаются предприятия, определяющие основу его экономического развития и национальную безопасность. Задача государственного управления - создать возможности для их эффективной работы с использованием рыночных законов: конкуренции, спроса, предложения, стоимости и т.д. При этом важно обеспечить координацию взаимодействия между субъектами государственной и других форм собственности.
и т.д.................

ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОПТИМАЛЬНОГО ОБЪЕМА ОБЩЕСТВЕННЫХ БЛАГ

А. И. Клишин*

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Россия, 614070 г. Пермь, ул. Студенческая, 38 * email: [email protected]

В статье исследуется проблема определения оптимального объема общественных благ. Автор статьи рассматривает различные модели и подходы к определению оптимального объема общественных благ. Производство общественных благ - актуальная проблема, стоящая перед государством. Как, в каком количестве и за сколько производить блага, которые доступны для пользования всем, а также, кто должен отвечать за их содержание? На все эти вопросы долгое время пытаются ответить классики экономической теории, однако при подробном анализе моделей, проведенного автором, становится ясно, что ни одна из них не является достаточно полной и точной.

Ключевые слова: оптимальный объем, общественные блага, производство общественных благ.

PROBLEMS OF PUBLIC GOODS OPTIMUM SIZE DETERMINATION A. I. Klishin*

National Research University Higher School of Economics (HSE) 38 Studencheskaya St., 614070, Perm, Russia * email: [email protected]

The problem of public goods optimum size determination is examined in the article. The author examines several models and approaches for optimum size determination. Production of public goods is an actual problem that government faces. How, in what quantity and for what price should goods that can be used by everybody be produced? And what"s more, who must be responsible for its maintenance? A lot of economists for a long time are trying to answer these questions, but after the analyses made by the author, it"s getting clear that none of the models can be called sufficiently full and precise.

Keywords: optimum volume, public goods, production of public goods.

В современном мире множество товаров и услуг, которыми пользуются индивиды и даже те, кто не сильно знаком с экономической теорией, понимают, что все потребляемые блага можно разделить на два вида: частные и общественные. Так, например, к частным можно отнести продукты питания, одежду и т.д., а к общественным - дороги, сады и парки, ведь ими, в отличие от купленной определенным человеком еды и одежды, пользуются многие люди.

Однако индивиды редко задумываются о вопросе производства и содержания подобных общественных благ. С частными благами все понятно: заплатил-получил, и производят их в соответствии с предъявляемым спросом, а каким образом измерить спрос на общественное благо? С кого взимать плату за его использование, если оно доступно всем? И самое главное, какой оптимальный объем общественного блага должен производиться?

Модель оптимального объема производства частных и общественных благ была предложена П. Самуэльсоном в середине 1950-х годов. Примерно в тоже время концепции принятия коллективных решений были разработаны такими исследователями как Г. Бауэн, Д. Блэк, К. Эрроу и т.д. Наравне с ними К. Виксель и Э. Линдаль также изучали данную проблематику. Большое количество ученых, изучавших данную проблему, предполагает значительное количество моделей, некоторые из которых будут рассмотрены ниже.

Если посмотреть на вопросы, касающиеся производства общественных благ со стороны государства, то становится понятным, в чем суть проблемы. Как уже было сказано выше, одна из проблем - затруднения в определении спроса на общественные блага, так как трудно посчитать, какое количество людей пользуются дорогой, и какую индивидуальную выгоду они получа-

ют от нее. Вторая проблема связана с отсутствием рыночных цен на общественные блага. Вследствие этого трудно говорить о рациональности производства того или иного объема данного блага.

Тем не менее, государство финансирует производство общественных благ за счет средств, которые оно получает от сбора налогов. Можно сказать, что это те средства, на которые индивиды могли бы приобрести частные блага, а, соответственно, это и средства отвлеченные от производства частных благ. Поэтому важно понять, какой объем общественных благ должен быть произведен для того, чтобы как можно меньше средств было отвлечено от производства благ частного сектора, а также, чтобы удовлетворить потребности и индивидов, и государства. Здесь речь идет о нахождении Парето-оптимального состояния, когда ситуация не может быть изменена таким образом, чтобы одному индивиду стало лучше, а остальным не хуже.

Чтобы рассмотреть данную проблему коснемся теоретической составляющей вопроса.

Чистыми частными благами называются товары или услуги, которыми пользуются либо один индивид, либо фирма без предоставления другим лицам и фирмам. Получается, что покупка индивидом товара, подразумевает невозможность приобретения купленного товара другим индивидом. Также, полезность от использования блага у собственника снижается, если этот товар используется другим. Чистые общественные блага это блага, которое не делимы на отдельные порции в процессе потребления и потребляется коллективно всеми гражданами, независимо от того, платят они или нет. В результате, потребление общественных благ, не препятствует потреблению этих благ другими людьми. .

Общественные блага имеют отличительные черты и призна-

ECONOMICS AND MANAGEMENT | Juvenis scientia 2016 № 2

ки. Основными различиями между частными и общественными благами являются исключительные свойства вторых, а именно:

«Несоперничество, т.е. прибавление дополнительного потребителя не снижает полезности остальных. Данное свойство, очевидно, не будет выполняться для частного блага;

Неделимость блага в потреблении, означает, что индивид не может непосредственно выбирать объем потребления блага;

Неисключаемость - невозможность путем установления рыночных цен исключить отдельные фирмы или отдельных индивидов из числа получателей по крайней мере части выгод (или части затрат), прямо связанных с производством и потреблением определенного товара».

Также существует промежуточный тип блага между чистыми общественными и чистыми частными - смешенное общественное благо. Смешенные общественные блага делятся на перегружаемые и исключаемые. Перегружаемые блага, это те, потребление которых не избирательно, только пока число лиц, потребляющих его, не превысит определенный уровень. К исключаемым смешенным общественным благам относят, те блага, к которым можно ограничить доступ, для того чтобы у третьих лиц не возникал положительный внешний эффект. .

Производство и потребление чистых общественных благ тесно связано с понятием внешний эффект. От потребления общественного блага одним индивидом, непременно получают пользу и другие индивиды, это называется положительный внешний эффект. Но общественные блага потребляются всеми, без исключения, индивидами, поэтому и стоимость потребления данного блага должна распределяться между всеми людьми.

На рынке частных товаров и услуг Парето-эффективное распределение характеризуется точкой пересечения кривых суммарного спроса и предложения. В данной точке достигается оптимум, т.е оптимальная для всего рынка цена и объем. Спрос в данном случае, представляет собой сумму всех индивидуальных кривых спроса. А кривые индивидуального спроса получаются после анализа бюджетного ограничения и кривых безразличия. Стоит заметить, что суммарный спрос является результатом горизонтального суммирования, а именно фиксируется цена и складывается объем спроса каждого индивида на данный товар, при этой цене.

При определении оптимального объема общественных благ, схожим методом, под суммарным спросом подразумевается сумма индивидуальных кривых спроса всех индивидов. Индивидуальные кривые спроса это кривые предельных частных выгод каждого индивида, так же как и обычные кривые спроса, они имеют отрицательный наклон. Для того, чтобы получить предельные общественные выгоды, используется вертикальное сложение, а именно фиксируется объем товара и складываются цены, за которые индивиды готовы приобрести данный объем. Причина этого заключается в основных свойствах общественных благ. Так, например, индивиды, потребляя один и тот же объем, нисколько не уменьшают полезности друг друга, но так как выгоды от потребления данного объема они получают разные, то соответственно и платить за данный объем они будут неодинаково. Такую суммарную кривую спроса, часто называют кривой псевдо-спроса, так как она не учитывает проблемы «безбилетника». Проблема безбилетника заключается в том, что некоторые индивиды стремятся получить общественное благо не заплатив.

Парето-эффективный объем общественных благ, в данном случае достигается при пересечении кривой предельных общественных выгод и кривой предельных общественных затрат. Вторая кривая играет роль предложения. Линия предельных

общественных затрат, это сумма предельных частных затрат, связанных с производством, также учитываются положительные и отрицательные внешние эффекты.

Впоследствии ведущим экономистом П. Самуэльсоном была предложена модель оптимального размещения ресурсов в экономике при наличии двух типов благ (частного и общественного) . Данная модель была разработана в середине 1950 годов и на сегодняшний день представляет собой универсальный и базовый подход к изучению данного явления.

Данная модель основана на том, что производство общественных и частных благ представляет собой полную группу событий, т.е. увеличение производства одного блага, ведет к сокращению производства другого. Парето-оптимальность, определятся как производство дополнительной единицы общественных благ, за счет сокращения производства частных благ, в случае, если хотя бы один индивид повысит свой уровень полезности, а у остальных уровень благосостояния не уменьшится.

Графически данная модель выглядит как несколько взаимосвязанных графиков отражающих зависимость между частными и общественными благами (горизонтальная ось - общественные блага, вертикальная ось - частные блага). При нахождении оптимума используются: кривая производственных возможностей, которая представляет собой линию, точки на которой - это различные наборы благ (частные и общественные) при полном использовании всех ресурсов; кривые безразличия, благодаря которым можно определить предельные нормы замещения. Таким образом, в модели с двумя индивидами (А и В), строится кривая безразличия, приносящая индивиду максимальную полезность, при заданных потребительских возможностях. Результатом данного действия, является уравнение связывающие предельную норму замещения частного блага общественным для индивида В, представленное в уравнении (1):

МЙ5&; - МКТ$С - МЯБ^ (1)

Из данного уравнения выражается предельная норма трансформации, а предельные нормы замещения у двух индивидуумов складываются. Условие Парето-оптимального распределения общественных благ для двух индивидуумов представлено в уравнении (2):

мтрс = МИБ^а + МЯБ^д (2)

Из данного уравнения, в свою очередь, можно получить главное условие Парето-оптимального объема общественных благ для экономики (для п индивидов), выведенное П. Самуэльсоном, которое имеет вид согласно уравнению (3):

МЯТрс = ^ МЕБрс (з)

Однако, несмотря на то, что данный подход является одним из лучших для определения оптимального объема общественных благ, проблема состоит в том, что на практике данная модель трудно применима и по большей части является чисто теоретической. Это связано с тем, что для того чтобы построить индивидуальные кривые безразличия и вычислить предельные нормы замещения и трансформации нужно обладать достаточно большой информацией об индивидах. Если на рынке частных благ индивиды сами предъявляют спрос на товар, и что самое главное их желание купить данный товар выражается в денежном эквиваленте, то в ситуации с общественными благами та-

кой индикатор отсутствует. По этой и другим схожим причинам в реальной жизни воспользоваться подходом П. Самуэльсона не представляется возможным.

Несовершенства модели П. Самуэльсона приводят к появлению новых моделей, претендующих на устранение ее недостатков. Как уже было сказано выше, П. Самуэльсон определял оптимальный объем в точке, где выполняется равенство (4)

Тем не менее, данная формула предполагает, что все расходы, необходимые для финансирования общественного блага могут быть получены путем сбора паушального налога. Однако это не представляется возможным, и поэтому данная формула требует модификации. Подходящей модификацией может являться домножение правой части уравнения на величину предельных издержек государственных фондов, так называемою marginal cost of public funds (MCF), что показано в уравнении (5).

^ MRS = MRT * MCF (5)

В случае модели П. Самуэльсона, государство финансирует общественное благо полностью за счет паушального налога, а, соответственно, величина MCF будет равна 1. Однако множество ученых считают, что искажающие налоги изменяют величину MCF, делая ее неравной единице, а, следовательно, увеличивая стоимость производства общественных благ.

Одной из таких идей, является метод, разработанный Д. Стиглицом, Э. Аткинсоном, П. Дазгуптой и Н. Штерном. Они предположили, что группа потребителей получает полезность, как от частных, так и от общественных благ, и что цена производителя за вычетом налогов является константой. Они разработали уравнение для определения оптимального объема общественных благ, соотносящееся с уравнением, указанным выше. Данные ученые, утверждают, что величина MCF (будет ли она больше или меньше 1) зависит от наклона кривой предложения труда.

Эта модель является одним из подтверждений того, что величина MCF должна быть больше 1. Однако если эффект дохода велик настолько, что некомпенсированная эластичность предложения труда отрицательна, MCF может быть меньше 1.

Таким образом, величина MCF не должна быть равна 1, а, значит, уравнение П. Самуэльсона действительно требует модификации, подобной вышеописанной.

Выше была представлена базовая модель нахождения оптимального объема производства общественных благ, а также ее модификация. Однако проблему до сих пор можно считать неразрешенной. Именно поэтому необходимы иные пути для нахождения данного оптимума. Так, в ХХ веке Эрик Линдаль предложил идею нахождения Парето-оптимального.

Его идея, получившая название финансовый механизм Э. Линдаля, основывается на использовании механизма цен для координации действий потребителя и производителя, а также для рационального распределения ресурсов.

Напомним, что для индивида при рыночном равновесии цена определенного блага равна его предельной полезности. В данной модификации происходит отказ от подобной единой цены и введение индивидуализированных цен. В условиях финансового механизма Э. Линдаля каждый экономический агент платит часть предельных издержек на производство общественного блага пропорциональную его предельной готовности платить за данное благо. Таким образом, каждый

индивид сталкивается с индивидуализированной ценой на данное общественное благо, а, соответственно, цена самого общественного блага равна сумме индивидуализированных цен каждого потребителя. В данной модели цены являются определенной долей от общей величины налогового сбора на финансирование производства и предоставления общественного блага, поэтому их еще называют налоговыми.

Э. Линдаль считает, что подобный финансовый механизм можно применить в том случае, когда население возможно поделить на небольшое количество групп, и спрос для каждой из таких групп может быть адекватно оценен. Примером подобной ситуации может являться вход в парк, где всех посетителей можно поделить на две группы: «профессиональные» путешественники и обычные туристы. Готовность платить за вход у путешественников выше, чем у туристов, поэтому с них можно взимать более высокую цену. Цены, в свою очередь, устанавливаются таким образом, что все индивиды предъявляют спрос на равное количество общественного блага, которое и является оптимальным объемом его предоставления.

Однако существуют некоторые изъяны данной модели. Во-первых, разделение населения на группы исходя из их готовности платить может стать очень затратным и трудновыполнимым. Так, например, бизнесмены готовы заплатить за проезд по платной дороге значительно больше простых туристов, так как им необходимо быстрее добраться до нужного места. Соответственно, цена за пользование дорогой бизнесменами будет выше, чем такая цена для туристов. Но ведь контролеру будет достаточно трудно определить готовность платить каждого водителя. Во-вторых, агенты могут без труда исказить свои предпочтения для того, чтобы быть отнесенными к другой группе. В этом случае реальная готовность платить не определена и механизм не работает.

Таким образом, несмотря на существование различных подходов к решению проблемы определения оптимального объема общественных благ, достаточно точного и полного метода решения данной проблемы не существует, так как каждый из подходов имеет свои плюсы и минусы.

Необходимость определения оптимального объема является необходимой для общества, ведь в противном случае, как можно наблюдать и в современном обществе, происходит ситуация недопроизводства общественных благ, что означает Па-рето-неэффективное производство подобных благ, из-за чего снижается благосостояние всего общества в целом. Поэтому необходим такой метод определения оптимального объема общественных благ, который позволил бы государству и обществу максимизировать выгоды и полезность.

ЛИТЕРАТУРА

1. Беккер Е.Г. Микроэкономические аспекты проблемы уклонения от налогов // диссертация, 2006. С. 277.

2. Вэриан Х.Р. Микроэкономика. Промежуточный уровень. Современный подход: Учебник для вузов / Пер, с англ, под ред. НЛ. Фроловой. - М.:ЮНИТИ, 1997. С. 767.

3. Гальперин В.М., Игнатьев С.М. 50 лекций по микроэкономике / «Экономическая школа», 2000. С. 860.

4. Козлова Е.И. Экономическая теория: Микроэкономический аспект / Липецк: ЛГТУ, 2007. С.136.

5. Ballard C. L., Don Fullerton Distortionary Taxes and the Provision of Public Goods // C. Ballard, Don Fullerton, The Journal of Economic Perspectives. Vol. 6, No. 3, 1992. P. 117-131.

6. Stiglitz J. E., Dasgupta P. S., Differential Taxation, Public Goods and Economic Efficiency // Review of Economic Studies, 1971. P. 15 1-174.

Существует некоторый однозначно определяемый оптимальный объем общественного блага, обеспечивающий наибольшую эффективность использования ресурсов.

Оптимальный объем общественного блага может быть определен следующим образом:

MSB (Q s) = МС (Q s),

где MSB (Q, s) – предельная общественная выгода от потребления данного общественного блага в количестве: Q s ; MC(Q s) – предельные издержки производства и обеспечения потребителей данными общественным благом в количестве Q s (рис. 49.3).

Рис.3. Оптимальный объем общественного блага

Таким образом, для эффективного размещения благ в экономике данное общественное благо должно выпускаться в таком объеме, при котором предельная общественная полезность – выгода от потребления данного объема – равняется предельным общественным издержкам. Последние представляют собой стоимость ресурсов, необходимых для производства дополнительной единицы блага.

Эффект безбилетника - экономический феномен, который проявляется в том, что потребитель общественного блага старается уклониться от его оплаты.

Проблема безбилетника возникает, когда индивид сознательно не желает платить за общественное благо, ожидая получать выгоду без всякой оплаты. Одним из ярких примеров проявления проблемы безбилетника является феномен уклонения граждан от уплаты налогов, идущих (в числе прочего) на обеспечение общественных благ.

Билет 29 .

Иногда рыночный механизм не позволяет достичь парето-эффективного размещения ресурсов. В силу ряда причин могут возникать ситуации, называемые провалами (или несостоятельностями)рынка , в которых рынок не справляется со своими функциями и либо вообще не может обеспечить производство блага, либо не может обеспечить его производство в эффективном объеме. Именно подобная неспособность рынка обеспечить эффективность обычно рассматривается в качестве основания для государственного вмешательства в экономику.

В этой лекции мы рассмотрим происхождение, последствия и способ преодоления одного из типов несостоятельности рынка - внешних эффектов.

Происхождение внешних эффектов

Причиной существования внешних эффектов является то обстоятельство, что все люди живут в одном мире и используют одни и те же ресурсы. Каждый человек может преследовать свои цели, при этом его действия могут иметь побочный результат (не входящий в его цели), который оказывает воздействие на состояние других лиц.

На языке экономической теории это означает, что потребление или производство какого-то блага может оказывать побочное воздействие на потребление или производство другого блага. Такие воздействия и называются внешними эффектами . Заметим, что под внешними эффектами мы подразумеваем непосредственное (физическое) воздействие одного процесса на другой. Внешними эффектами не является воздействие одного процесса на другой через систему цен (например, увеличение производства кирпича через ценовую систему "бьет" по производоству бетона).

1. Отрицательные внешние эффекты . Воздействие может быть отрицательным , если оно выражается в снижении полезности какого-либо потребителя или выпуска какой-либо фирмы. В этом случае говорят об отрицательном внешнем эффекте , а уменьшение полезности или выпуска считают внешними затратами данного вида деятельности.

Наиболее очевидным примером отрицательных эффектов является загрязнение окружающей среды. Если химический завод сбрасывает свои отходы в реку, это приводит к росту заболеваемости людей из-за ухудшения качества воды. Если же потребители хотят очистить воду, это требует расходов. И в том и другом случае происходят увеличение денежных затрат потребителей и (или) уменьшение их уровня полезности.

2.Положительные внешние эффекты . Воздействие может быть положительным , если оно выражается в увеличении полезности стороннего потребителя или выпуска фирмы. В этом случае говорят о положительном внешнем эффекте , а прирост полезности или выпуска считаютвнешними выгодами данного вида деятельности.

Например, Ленинградское оптико-механическое объединение, территория которого отделена от основных городских магистралей железной дорогой, в свое время построило подземный переход под путями, которыми могли пользоваться все горожане. В результате вырос их уровень полезности.

По направлению действия внешние эффекты могут быть разделены на следующие четыре группы.

1) "Производство - производство ". Отрицательный внешний эффект: химзавод спускает в реку свои отходы, которые мешают производству расположенного ниже по течению реки пивоваренного завода. Положительный внешний эффект: расположенные рядом пасека пчеловода и яблоневый сад производителя фруктов оказывают друг на друга благоприятное воздействие (сбор меда зависит от числа яблонь, и наоборот).

2) "Производство - потребление ". Отрицательное воздействие: жители прилегающих районов страдают от вредных выбросов в атмосферу промышленных предприятий. Положительное воздействие: завод в маленьком поселке ремонтирует дорогу, по которой "заодно" ездят и местные жители.

3) "Потребление - производство ". Отрицательный эффект: в результате семейных пикников возникают лесные пожары, которые вредят лесному хозяйству. Положительный эффект: забор предприятия не нужно охранять, если рядом проходит людная улица и ни один воришка не может перелезть незамеченным.

4) "Потребление - потребление ". Отрицательный эффект: полезность индивида уменьшается, если его сосед ночью включает на полную громкость музыку. Положительный эффект: если вы разбили цветник перед домом, то полезность ваших соседей от созерцания красивых цветов будет расти.

Таким образом, одни субъекты хозяйства (фирмы или потребители), преследуя свои цели, могут одновременно наносить ущерб или приносить выгоду другим субъектам.

Билет 30

Корректирующий налог - это налог на выпуск товара, позволяющий уравнять предельные частные и предельные общественные затраты. Этот налог заставляет фирму воспринимать внешние затраты, как свои собственные, увеличивая предельные частные затраты производства на сумму, равную МЕС .

Рассмотрим рис. 2, а. Пусть МЕС постоянны, и введен налог t на единицу продукции, причем t = MЕС .

Рис. 2. Корректирующие налоги (а) и субсидии (б).

Без корректирующего налога рыночное равновесие было в точке А . Введение налога привело (в условиях совершенной конкуренции) к росту цены и подняло МРС до уровня MSC . Это привело к уменьшению выпуска продукции. Величина налогового сбора равна площади прямоугольника CBFD . Новое равновесие, достигнутое в точке В , является эффективным, так как выполняется условие:

МРС + МЕС = MSC = MSB .

Уменьшение общественных затрат, а следовательно и выигрыш в эффективности, равно площади треугольника BAF .

Теперь рассмотрим случай положительных внешних эффектов. Как уже отмечалось, при их наличии

стороны государства для установления эффективного уровня производства. Для этого используются корректирующие субсидии - платежи создателям положительных внешних эффектов. На рис. 2, б показаны последствия введения корректирующей субсидии.

Целью корректирующей субсидии является выравнивание предельной частной и предельной общественной полезности. До введения субсидии рыночное равновесие было в точке A . Пусть предельные внешние выгоды постоянны и введена корректирующая субсидия s = MEB . Это приведет к увеличению спроса на благо, что в свою очередь вызовет рост объема производства и цены. Новое равновесие соответствует точке B , и количество производимого блага будет эффективным, поскольку выполнено условие:

MEB + MPB = MSB = MSC ,

где MPB - предельные частные выгоды. Общая величина субсидии равна площади прямоугольника CDFB .

Однако использование корректирующих налогов и субсидий наталкивается на некоторые препятствия. Сопоставим действие налогов и штрафов.

1. Введение потоварного налога приводит к желаемому результату лишь в предположении, что существует единственно возможная технология производства продукта, так что объем выпуска и размер внешнего эффекта однозначно связаны друг с другом. Если же при одном и том же объеме выпуска величина внешнего эффекта может варьировать (скажем, фирма может строить или не строить очистные сооружения), то налог на продукт не побуждает фирму выбирать технологию, эффективную с общественной точки зрения. Эту задачу могут решить налоги (штрафы), величина которых непосредственно связана с величиной внешнего эффекта. Применение штрафа в размереMEC на единицу внешнего эффекта приведет к тому, что предельные затраты для фирмы будут равны

MPC + MEC = MSC ,

что побудит фирму осуществлять выпуск в общественно оптимальном объеме и к тому же использовать общественно эффективную технологию.

2. При установлении размера корректирующего налога на продукцию или штрафа необходимо определить предельные общественные затраты, что представляет собой непростую задачу. Введение штрафов за производство внешних эффектов сопряжено также с дополнительными техническими трудностями: внешние эффекты требуется измерять специально, что может потребовать значительных затрат.

Если в качестве затрат или выгод выступает изменение уровня полезности людей, то в этом случае ничего измерить просто невозможно. Полезность, получаемая соседями от созерцания вашего цветника, не имеет ценностного выражения. Однако вы не можете ни запретить соседям пользоваться этим благом, ни принудить их платить за пользование. Государственные меры (корректирующие субсидии и т. д.) в отношении этих внешних эффектов не могут быть применены хотя бы в силу невозможности определения предельной внешней полезности.

3. Одна и та же фирма может производить одновременно несколько различных внешних эффектов, каждый из них необходимо измерить, и для каждого требуется определить размер штрафа на уровне предельных внешних затрат. Штраф должен играть роль цены ресурса, но в отличие от последней его величина не формируется рынком, а должна быть определена расчетным путем.

Для достижения эффективного использования ресурсов общественные блага должны производиться в объёме, при котором (по известному правилу принятия оптимальных решёний) предельная выгода от потребления блага равняется предельным издержкам выпуска данного блага.

Где - предельная общественная выгода от потребления данного общественного блага в количестве ;

Предельные издержки производства, и обеспечения потребителей данным общественным благом в количестве

Спрос на общественные блага отличается от опроса на частные блага. Отличия проявляются в следующем.

Во-первых, чаще всего общественные блага, потребитель вынужден потреблять целиком. Все жители города пользуются одним объемом услуг по охране общественного порядка, санитарно - эпидемиологические службы, экологического надзора и др. Поэтому у всех потребителей эти индивидуальные количества равны.

Где - общий объём предложения общественного блага, - количество общественного блага, потребляемое i-м потребителем(i=1,2,….,n ).

Во-вторых, все потребители получают выгоду от потребления одновременно. Это означает, что предельная, общественная выгода от потребления дополни­тельной единицы общественного блага получается путем суммирования инди­видуальных предельных выгод потребителей.

где - предельная социальная выгода от потребления дополнительной единицы общественного блага, - предельная выгода от потребления дополнительной единицы общественного блага, полученная i-м потребителем.

Графически названную особенность спроса можно представить в виде верти­кального суммирования индивидуальных кривых спроса. Последние отражают индивидуальную готовность потребителей оплатить общественное благо.

(см. граф.3)

Таким образом, можно однозначно определить оптимальный объем общественных благ, которые графически показан точкой пересечения графиков кривой спроса на общественное благо, совпадающей с кривой предельной социальной выгоды (MSB), и кривой предложения общественного блага (MC). Оптимальный объем предложения общественного блага - Q s (см.граф.4) .

Представленная выше модель определения оптимального объема общественных благ абстрактна. Мы отвлекаемся от вопроса о том, как покрываются издержки на производство общественных благ и как формируются общественные предпочтения. В какой мере можно распределить "обязательства" государства и рынка в производстве таких благ? Не менее сложен вопрос общественного выбора.

Рынок неспособен обеспечить оптимальный объем общественных благ в силу свойств неконкурентности и неисключаемости. Воспроизводство частных благ осуществляется в рамках рыночного механизма, а воспроизводство чисто общественных - через государственное регулирование, бюджетное финансирование. Но существуют смешанные блага, которые экономисты часто называют условно общественными благам , так как с изменением условий воспроизводства они переходят из одной категории в другую. Степень неконкурентности или неисключаемости зависит от многих факторов: от харак­тера рыночных условий, от развития рыночной инфраструктуры, от эффектив­ности законодательства (рынка прав), от уровня развития технологии.

"Условность" общественных благ дает возможность воспроизводить общественные блага в рамках рыночного механизма. Так, если доступ к чистым благам ограничить, они становятся смешанными благами I. Несмотря на то, что потребление их происходит коллективно, проблемы "безбилетников" не возникает. Поэтому такие блага могут производиться в частном секторе. В качестве примера можно назвать услуги сети "Интернет" или шоу - бизнеса, процветающих на рыночных началах.

Если смешанные блага II начинают обладать достаточной исключаемостью, то через уровень цен можно регулировать количество потребителей. Такая ситуация возможна, когда количество потребителей достигает опреде­ленной пограничной величины, потребление общественного блага "перегру­жается". Например: библиотечные, и лекционные залы, общественный транспорт, автомобильные дороги, общественные пастбища и выгоны, популяции рыбы или животных в местах ловли, или охоты и т.д. Они используются без проблем при количестве потребителей, не превышающем их нормальную вместимость. Если потребление общественного блага достигает величины перегрузки, вводится система продажи лицензий на отлов рыбы или отстрел животных, или создается рынок прав на загрязнение атмосферы с определением квоты на выброс загрязнений. Используют прием, который называется пакетированием (увязыванием) . Потребление общественного блага увязывают с потреб­лением блага, которое достаточно исключаемо, в единый пакет. Так, пользо­вание дорогами увязывается с покупкой услуг автосервиса.

Если степень исключаемости недостаточна для участия в рыночном секторе, такие блага производятся в государственном секторе, а издержки на их производство покрываются за счет государственного бюджета. Иногда государство устанавливает специальные налоги или сборы, которые направленны на воспроизводство тех или иных общественных благ: налог на воспроизводство природных ресурсов, налог на воду, курортный налог, налог с автотранспортных средств и др.

Заметим, что не все производимые государственным сектором блага являются чисто общественными. Некоторые из них могли бы воспроизводиться в частном секторе (здравоохранение, образование, культура}. Они произво­дятся преимущественно в государственном секторе по разным причинам, но самая веская - это существование высокого уровня положительных внешних эффектов от потребления таких благ. Если их производить только в част­ном секторе, то это приведет к устойчивому их недопроизводству.

Предмет и содержание макроэкономической теории. Функции макроэкономики. Макроэкономическая теория и экономическая политика. Экономические цели общества

Макроэкономика, микроэкономика, а также мезо- и мегаэкономика, являются составными частями единой экономической теории.

Макроэкономика – это раздел экономической теории, исследующий, как функционирует экономическая система в целом, т.е. условия, факторы и результаты развития национальной экономики. Макроэкономика изучает массовые явления или силы, которые в своей совокупности определяют производство, распределение, обмен и потребление в масштабах общества в целом, в рамках государства.

Макроэкономика изучает совокупные (народнохозяйственные) экономические потребности, складывающиеся в той или иной стране в результате массовых взаимодействий фирм и домохозяйств, производителей и потребителей, государственного и негосударственного секторов, производственной и непроизводственной сфер, товарного, денежного и факторного рынков.

Как в микро-, так и в макроэкономике тип потребности определяет и тип блага. Так, деление потребностей на первичные (пища, одежда, жилище и т.д.) и вторичные (духовные, культурные и т.д.) делает необходимым подразделение всей совокупности производимых в макроэкономике благ на первичные и вторичные.

В макроэкономике блага также бывают неограниченными (воздушная масса как таковая, совокупность вод Мирового океана и т.п.) и ограниченными (их называют экономическими благами).

По своей материальной форме совокупность экономических благ подразделяют на вещи (продукты, представленные в предметной форме) и услуги (представлены в виде полезного эффекта).

Совокупность экономических благ также подразделяют на долговременные (блага многоразового использования, например, дома, автомобили, бытовая техника и т.п.) и недолговременные (разовые блага, которые исчезают в момент потребления, например, хлеб, мясо, спички и т.п.).

Макроэкономические блага делят и на взаимозаменяемые (субституты) и взаимодополняемые (комплементарные блага); настоящие (экономические блага, эффект ценности которых может быть получен сегодня) и будущие (эффект ценности которых может быть получен в перспективе). В макроэкономике, как и в микроэкономике, настоящие блага стоят (ценятся) дороже, чем будущие, ибо предполагается, что они совершают экономический кругооборот, принося различные виды доходов их владельцам.

В макро-, как и в микроэкономике, для получения благ необходимы источники или средства их производства. Такого рода блага называются (в силу их ограниченности) экономическими ресурсами. Задействованные в производстве макроэкономические ресурсы называются национальными факторами производства.

Из курса по экономической теории, а также из реальной практики известно, что большинство видов наличных ресурсов ограничено. Свойство ограниченности ресурсов означает, что их меньше, чем необходимо для удовлетворения совокупности предъявляемых потребностей общества при данном уровне экономического развития.

Макроэкономические блага и ресурсы являются двумя взаимосвязанными потоками. Общей моделью их взаимосвязи выступает производственная функция:

Q = f (F1 , F2 , …, Fn),

где Q – совокупный объем производства экономических благ; F1 , F2 , …, Fn – совокупность используемых факторов производства (экономических ресурсов).

Поскольку макроэкономические потребности, блага и ресурсы весьма многообразны, то народное хозяйство постоянно находится в состоянии выбора. Эффективность (рациональность, оптимальность) макроэкономического выбора определяется многими обстоятельствами, среди которых:

  • Уровень экономического развития страны;
  • Уровень образования и культуры граждан;
  • Степень развития предпринимательских способностей;
  • Наличие естественных ресурсов;
  • Уровень развития институциональных сил общества (традиций, государства, объединений предпринимателей и работников и т.п.) и т.д.

Специфика макроэкономики как составной части экономической теории состоит в том, что она:

  • Изучает общие основы (складывающиеся как закономерности) функционирования народного хозяйства как целого (т.е. макроэкономика как целое не сводится к сумме ее частей, а обладает такими качественными признаками, которых нет ни у одной отдельно взятой части и через это оказывает предопределяющее влияние на тенденции хозяйственного развития всех участников экономических отношений);
  • Исследует общенациональное состояние хозяйственных отношений между однородными группами их участников по наиболее крупным блокам (фазам): производству, распределению, обмену и потреблению экономических ресурсов и благ;
  • Систематизирует знания, касающиеся национальной экономики в целом и в целях их практического применения (через инструменты макроэкономической политики) для принятия рациональных хозяйственных решений фирмами, домашними хозяйствами и государством.

В зависимости от качества, способа, значимости и целей включения в макроэкономическую теорию различных элементов национальной хозяйственной жизни, в составе ее предмета выделают следующие основные направления (объекты) исследований:

  • Хозяйственная жизнь того или иного общества в целом;
  • Причины, виды и механизмы возникновения ограниченности ресурсов на макроуровне;
  • Формы, структуры и результативность функционирования макроэкономики;
  • Общественная полезность совокупности макроэкономических благ;
  • Макроэкономические механизмы и результаты распределения благ;
  • Социально оформленные макроэкономические интересы участников хозяйственной системы.

Следует учитывать соотношение понятий макроэкономической теории и макроэкономики. Их можно считать тождественными тогда, когда речь идет как синонимы термина «экономическая наука». Если же под макроэкономикой понимается все народное хозяйство как объективная реальность, то тождественность отсутствует. В этом случае макроэкономическая теория выступает отражением этой реальности в научном сознании в виде моделируемой системы знаний, зафиксированной в форме понятий, схем, формул, графиков, методов, моделей и т.д., т.е. в различных фиксируемых с помощью знаковых систем источниках информации.

Макроэкономика является концептуальной наукой, что вытекает из специфики ее предмета: ни в одном другом разделе экономической теории нет такого разнообразия взглядов на одни и те же проблемы. Кроме того, функционирование экономики как единого целого обладает такой особенностью, как эмерджентность, т.е. несводимость характерных черт системы в целом к свойствам образующих ее элементов. Примером такой несводимости может служить обоснованный Дж. М. Кейнсом «парадокс сбережений», согласно которому рост сбережений отражает рост величины имущества отдельных субъектов, но не приводит к увеличению богатства всей нации. Поэтому, если в микроэкономике цели и критерии функционирования экономического субъекта достаточно четко определены и легко формализуются, то в макроэкономике это сделать однозначным образом просто невозможно.

Несмотря на относительную самостоятельность микроэкономики и макроэкономики, их выводы о сущности экономических явлений, процессов и закономерностей часто дополняют друг друга.

Являясь составной частью экономической теории, макроэкономика выполняет все ее функции, главными из которых являются:

  • Познавательная (изучение, анализ и объяснение экономических процессов и явлений);
  • Практическая (рекомендации по экономической политике на основе анализа подходов к решению макроэкономических проблем);
  • Прогностическая (выявление и оценка перспектив экономического развития и экономической конъюнктуры);
  • Воспитательная (формирование экономического мышления, определенного мировоззрения по различным экономическим вопросам, затрагивающим интересы всего общества).

Реализация отмеченных функций означает, что макроэкономика, как и экономическая теория в целом, должна не только объяснить суть исследуемых явлений и дать прогноз их развития, но и выявить возможности людей влиять на ход событий. Поэтому и экономическая теория, и макроэкономика как ее раздел оказывают непосредственное воздействие на экономическую политику.

Практическое применение макроэкономических знаний выступает основой формирования рационального экономического мышления и, как следствие, значимым фактором конкурентоспособности в современных рыночных системах. Это делает макроэкономическую теорию чрезвычайно полезной для всех экономических агентов (домашних хозяйств, фирм и государства). Хотя практическое осуществление экономических решений происходит на различных уровнях хозяйственной жизни, наиболее серьезные последствия неправильно принятых решений заметны именно в макроэкономике.

В целях снижения риска наступления масштабных (глобальных) отрицательных хозяйственных последствий для общества на всех уровнях деятельности разрабатывается экономическая политика. Наиболее сложным уровнем является макроэкономическая политика. Она представляет собой деятельность государства и его институтов (как законодательных, так и исполнительных), определяемая совокупностью обстоятельств (стадия развития общества, уровень познания реалий хозяйственной жизни, качество смешанной экономики, состояние правовой среды, уровень конкурентоспособности, фаза экономического цикла, характеристики человеческого капитала, традиции, опыт и т.д.), направленная на создание благоприятных условий для принятия всеми участниками разнообразных рынков рациональных (оптимальных) хозяйственных решений.

Макроэкономическая теория изучает и описывает способы рационального экономического выбора, полезные сообществу взаимодействующих домохозяйств, фирм и государства, в то время как макроэкономическая политика – это уже область принятия и реализации массовых технологий общественных действий, в результате чего сама реальная макроэкономика приобретает то или иное качество.

В современных условиях особое значение имеют такие направления макроэкономической политики, как денежно-кредитная, финансовая и фискальная, политика в области занятости и безработицы, инвестиционная, экономического роста, технологическая, структурная, благосостояния, внешнеэкономическая и т.д.

Макроэкономическая политика предполагает необходимость достижения определенных экономических целей общества. В данном случае цель – это оценочное суждение, принятое в настоящее время за норму желаемого состояния какого-либо общехозяйственного процесса.

В числе основных экономических целей общества принято выделять следующие:


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12



Справочники