Олимпиадные задания по окружающему миру (2,3,4 класс) на тему: Олимпиадные задания по окружающему миру. Семен Вениаминович Воловник Наши знакомые незнакомцы ocr busya


Запечный соловей
Люди враждебно относятся к мелкой живности, которая «самовольно» занимает их жилплощадь. Вспомним хотя бы мышей и тараканов. И все таки среди наших незваных квартирантов есть существо, которое традиционно пользуется некоторыми симпатиями. Это домовый сверчок, «запечный соловей», как звали его издавна на Руси. Современный горожанин смутно представляет себе, как выглядит это насекомое. Поэтому в начале немного о его внешности.

У домового сверчка коренастое соломенно желтое или бурое тело длиной до 25 миллиметров. На голове – пара усиков. Они длиннее тела. И если у мужчин усы – всего лишь модное украшение лица, то для сверчков они жизненно необходимы. Прежде всего это орган осязания. Усики очень подвижны и могут «работать» независимо друг от друга. Ползет, например, сверчок вдоль стены: один усик прикасается к ней, другой прощупывает дальнейший путь. Усики еще и орган обоняния. Они помогают издалека обнаруживать пищу. При резком шуме, встряске сверчок принимает позу страха – тело прижато к полу, усики направлены к источнику беспокойства. Важную роль играют усики при спаривании, восприятии температуры и, возможно, влажности. В естественных условиях, оставшись по несчастью без усиков, сверчки обычно гибнут.

Кроме усиков, на голове есть и глаза. О сверчковом зрении известно немного. Доказано лишь, что они могут различать цвета.

Вдоль спинки у сверчка уложены две пары крыльев. Передние, более жесткие (надкрылья) покрывают задние. На крыльях разбросаны разнообразные чувствительные органы. Из всех своих близких родственников (кузнечики, саранчовые, медведки) домовые сверчки имеют наиболее «чувствительные» крылья.

Здесь есть и звуковой аппарат. «Музицируют» только самцы. У домовых сверчков обнаружено несколько песен. Они различаются по громкости, ритму, группировке звуков. Пожалуй, наиболее важна призывная песня – маяк для самки. Различия в песнях у разных видов сверчков очень четкие (по крайней мере, для самих сверчков). Поэтому в природе никогда не получаются гибриды, возможные в лаборатории.

Давно было замечено: на пение влияет температура. Когда тепло, звук более высокий, интервалы между трелями короче. При похолодании мелодия замедляется, в ней появляется треск. Предложено даже несколько формул, по которым, подсчитав количество трелей за единицу времени, можно определить температуру воздуха. Но, по правде говоря, термометры пока остаются вне конкуренции.

Можно ли обмануть сверчков искусственной песней? Первые попытки привлечь их внимание электронной «стрекоталкой» не дали результатов. Позже выяснилось, что главная мелодия песни лежит в ультразвуковом диапазоне, не слышимом для нас. Знакомые нам трели – лишь сопутствующие шумы. Современная звуковая техника позволяет с легкостью перехитрить сверчка. Часто повторяющимися звуками можно заставить его начать пение и перекликаться трелями с искусственным «сверчком».

В Италии и на Востоке, особенно в Японии, сверчки издавна служат источником эстетического наслаждения. Их содержат в красиво украшенных сосудах, легких бамбуковых клеточках, с которыми в недавнем прошлом прогуливались и даже отправлялись в далекую дорогу.

Конечно, крылья сверчка – не только музыкальный инструмент, при их помощи он и летает, хотя делает это очень неохотно и редко. В старину была даже такая примета: «сверчок по избе летает – к смерти либо к пожару». Чаще сверчок полагается на свои шесть ног. Бегает он шустро, иногда вприпрыжку: скакать ему помогают длинные и толстые задние ноги. На передних ногах расположены сверчковые «уши». Ноги служат и для защиты. У схваченного за ногу сверчка резко сокращаются мышцы, и нога разрывается. Пострадавший спасается бегством, но жить ему будет труднее: обломанные части тела у взрослых сверчков не восстанавливаются.
В этом смысле молодость домовых сверчков имеет свои преимущества. У личинок очень часто восстанавливаются утраченные усики, хвостовые нити и (редко) ноги. Правда, они никогда не вырастают до нормальной длины. Чем моложе личинка, тем легче идет этот процесс.
Считается, что песни сверчков навевают умиротворенное настроение. Однако в их концертном репертуаре не только лирические мелодии, но и воинственные кличи – громкие, частые, короткие трели, похожие на отрывистое чириканье. Их можно услышать при встрече двух самцов.

Вначале они касаются друг друга усиками. Если эти касания с обеих сторон одинаково сильные и бесцеремонные, в поведении сверчков появляются элементы агрессивности. Они топочут ногами, широко разевают челюсти, пробуют ухватить один другого.

Удары усиками все сильнее. Тут то и начинает звучать «боевая песня». За ней действительно может грянуть бой. Противники стараются обкусать друг другу усы, ноги. Драка, случается, ведет к гибели и съедению побежденного.

Биологический смысл этих боев понятен. В общем, он тот же, что у многих зверей и птиц. Ну а зачем нужна песня? Вряд ли для поднятия боевого духа. Дело в том, что обычно в природе подобные столкновения редко имеют летальный исход. Часто на одной территории живет несколько сверчков. После ряда стычек устанавливается своеобразная ранжировка: сверчок лидер, лидеры рангом поменьше, середнячки и т. д. Нижестоящие уступают вышестоящим корм, дорогу и вообще обходят их стороной. Предполагают, что именно пение регулирует и поддерживает ранговые отношения. Мощные звуковые сигналы лидеров тормозят агрессивность находящихся ниже на этой лестнице. Если бы всегда бой шел по настоящему, племя сверчков быстро поредело бы и зачахло. Обычно же до драки дело редко доходит. Один из двоих признает, что удары соперника, сильнее, мелодия его громче, и теряет свой пыл. Он уступает и, потеряв кусочек усика, поспешно ретируется.

Бойцовские качества сверчков занимают не только ученых, но и любителей острых ощущений. В некоторых странах Востока сверчковые бои – популярное зрелище, как коррида в Испании или футбол в Бразилии.

Подготовка сверчков бойцов начинается не позже, чем через неделю после превращения личинки во взрослого сверчка. Его щекочут специальными, украшенными резьбой кисточками. Поначалу он пытается убежать или застывает неподвижно на месте, или же стрекочет призывную песню. Но после серии тренировок эти приставания начинают ему надоедать. Он пробует, резко поворачиваясь, хватать кисточку челюстями. Последующие упражнения закрепляют эту реакцию. В программу входит и специальная диета: корм обильно заправляют красным перцем.

На специально огражденное «поле боя» сверчков приносят в обрезках бамбука и выпускают. Вначале соперники разделены непрозрачной перегородкой. Перед сражением их «подбадривают» теми же кисточками и быстро убирают барьер. Начинается бой. Идет он, как и в природе, но горазадо дольше и ожесточеннее. Наконец один из противников обращается в бегство и пытается где нибудь спрятаться. Победитель мечется по «рингу», громко и агрессивно стрекочет. Настроен он очень свирепо и немедленно атакует любого сверчка, оказавшегося поблизости. Побежденный долго еще избегает всяких столкновений, прикосновение кисточки вызывает паническое бегство. Время и особый уход помогают ему забыть тяжелое потрясение.

После рассказа о драчливом нраве домовых сверчков их трудно отнести к коллективистам. Но вот в 1958 году известный французский энтомолог Реми Шовен опубликовал результаты 14 летних опытов. У сверчков был обнаружен «эффект группы». Живущие рядом, они заметно влияли друг на друга. Если посадить в одни пробирки по две три личинки сверчка, а в другие по одной, то в микрогруппах насекомые будут быстрее расти и набирать вес. Быть может, влияет то, что они видят вблизи друг друга? Оказалось, что тот же результат наблюдается при содержании в полной темноте. Значит, дело не в зрении. Опыты показали: для ускоренного прироста веса сверчки должны постоянно контактировать, касаться друг друга. Подобные явления открыты у многих животных – у муравьев, пчел, мышей, саранчи и других. Конечно, сверчки – не муравьи и могут жить припеваючи в полном одиночестве. Зато у них есть интересная особенность, не известная у других: групповой эффект проявляется только у потомства немолодых самок. Никакого объяснения этому пока нет.

Заботы самки о будущем потомстве минимальны. Расчистит где нибудь в подполье клочок земли, погрузит тонкую трубочку яйцеклад на глубину около трех сантиметров – вот, собственно, и все. Откладка яиц не связана с каким то сезоном и происходит круглый год. Личинки, перелиняв 10–16 раз, становятся взрослыми.

Интересная особенность: в потомстве одних и тех же родителей сверчки резко отличаются размерами и весом. Есть карлики – 20 миллиграммов, а есть и здоровяки – вдесятеро тяжелее. Не правда ли, было бы странно, если бы у людей один брат весил 70 килограммов, а другой 700? Причины этого удивительного явления пока не найдены.

В отличие от многих незваных гостей нашего жилища, сверчок не является переносчиком болезней и не портит запасов пищи. Его аппетит довольно скромен. В домах он довольствуется крошками, овощными очистками, может поедать и насекомых. В лаборатории сверчки охотно уплетали куколок комнатной мухи и хлопковой моли, различные травы. В пище обязательно должны быть растительные волокна. Впрочем, они вполне заменимы порошком из… полиэтилена. Такая неприхотливость в питании делает домового сверчка удобным лабораторным животным. Многие виды сверчков живут в жарких краях. Тропические сверчки нередко поселяются в жилище человека, обнаруживая здесь обилие легкодоступного корма. Возможно, домовый сверчок тоже начинал так. Его родиной считают Северную Африку и юго западную Азию, где он и сегодня стрекочет на воле, В жилище сверчок был не только всегда сыт, но и защищен от резких колебаний температуры. Люди расселялись, он путешествовал с ними, удаляясь от родных мест. В новых краях прижиться на воле было трудно: условия не те. Так сверчок стал «домашним». Сегодня его мелодии можно услышать в домах всей Европы и Африки, Азии и Северной Америки.

На Руси домовый сверчок обосновался с незапамятных времен. О нем сложены загадки, приметы, пословицы. По свидетельству современников, домовые сверчки вольготно чувствовали себя не только в жилых домах, но и в булочных, мельницах, казармах, «во всякой русской бане», где они «чирикали», сидя на березовых вениках.

В наше время домовых сверчков поубавилось. Предполагают, что им не по нраву очень сухой воздух современных многоэтажных жилищ. От сухости воздуха и излишней потери влаги сверчки могут спасаться, выкапывая норки и прячась в них. Но разве выроешь норку в бетонном перекрытии? И вообще нужен ли человеку XX века какой то там сверчок? Стоит ли горевать о нем?

Прежде всего скажем, что от сверчков есть чисто практическая польза. В США, например, их разводят для наживки рыболовам, а в Антверпенском зоосаду – как корм насекомоядным животным. Домовый сверчок – удобный лабораторный объект для цитологов, генетиков, биохимиков, нейрофизиологов. На нем выполнены многие интересные биологические работы, выяснены интересные явления.

В известной сказке старый сверчок давал Буратино мудрые советы. Нам на это надеяться нечего. Домовых сверчков становится все меньше. Наши вечера озвучивают телевизоры. И все таки жаль, что пение сверчка – старинный символ домашнего очага – повсеместно становится редкостью.
Где обедал муравей?
Для ответа на этот непростой вопрос нам придется отправиться к ближайшему муравейнику, устроиться поудобнее и запастись терпением. Наше появление вряд ли обеспокоит жителей гнезда: муравьи близоруки и отчетливо видят лишь в пределах трех четырех сантиметров, а некоторые вообще слепы.

Поначалу нам, может быть, покажется, что жизнь муравейника – сплошное мельтешение, хаос. Но здесь каждый занят своим делом. Одни тащат домой каких то гусениц, другие выносят из под земли крупинки почвы, третьи регулярно куда то уходят и возвращаются. Внешне все эти трудяги выглядят одинаково. Но только на первый взгляд. Вот что пишет известный советский мирмеколог (специалист по муравьям) А. А. Захаров: «Одни из них смелы и агрессивны, другие отличаются робостью. Один муравей находчив, но нетерпелив, другой – может, как автомат, повторять однообразные действия». У них разный характер, психические склонности, и я, право, не знаю, брать ли здесь эти слова в кавычки.

Муравьиное гнездо – от нескольких сот до миллиона особей и даже больше. Его нормальная жизнь основана на добросовестном труде каждого на общее благо. Мы все знаем, как важно заниматься той работой, к которой имеешь склонности. Отдача при этом максимальная. Вы помните: у пчел рабочая биография расписана наперед довольно жестко. В семье муравьев система профориентации налажена иначе.

Уже в возрасте нескольких дней муравьишка оказывается перед необходимостью выбора профессии. Выбор происходит в соответствии с индивидуальными особенностями муравья. Более предприимчивые становятся разведчиками и охотниками. У каждого из них есть свой поисковый участок, который они регулярно обшаривают. Они ищут источники пищи. Найдут – объявят «мобилизацию». В гнезде всегда есть муравьи «на подхвате», которые работают дома – роют, убирают, чистят. По сигналам и указаниям разведчиков они отправляются за кормом и доставляют его в гнездо. Есть среди муравьев и сборщики сладких выделений тлей – пади. Размеренно, по одному и тому же маршруту движутся они изо дня в день. Порожняком вверх, с падью в зобике – вниз. Отнести такого «робота» на метр в сторону от его тропы – заблудится и пропадет.

У многих видов муравьи, выполняющие разные работы, отличаются даже внешностью. В больших семьях, например, существуют солдаты. У них огромная голова и мощные челюсти. Они рвут в клочья добычу, разгрызают зерно, сражаются с неприятелем.
Кстати, о борьбе с врагами. У одного вида муравьев для этого есть очень своеобразное оружие. При нападении неприятеля, просто сильном раздражении, некоторые члены семьи резко дергают брюшком. Оно лопается. Рвется проток разросшейся железы. Противник с головы до ног обрызгивается липкой и ядовитой для насекомых жидкостью.
Есть виды, у которых отдельным муравьям смолоду отводится совсем уж необычная роль. Они превращаются в… тару. Рабочее население гнезда скармливает им собранную сахаристую жидкость (выделения тлей т. п.). Брюшко их способно растягиваться прямо таки до неприличных размеров – с хорошую спелую виноградину. Эти «медовые бочонки» размещаются в овальных, хорошо проветриваемых камерах с твердыми стенками. На шероховатом потолке висят, вцепившись челюстями, живые цистерны. Прочие рабочие муравьи время от времени забегают к ним – отдать свою капельку, глотнуть из общей чаши. Иногда не выдержит хранитель меда тяжелой ноши и упадет. «Тара» лопается, муравей хранитель гибнет. Рабочие муравьи старательно слизывают пролившееся и «вливают» его в других висящих товарищей.

Такие живые хранилища отмечены у муравьев степных и пустынных районов. И это понятно. В засушливую пору они таким образом обеспечены припасами. В одной семье бывает 200–300 муравьев резервуаров. Коренные жители Австралии, Америки очень любит сладкий с кислинкой мед.

Есть у муравьев и другие необычные профессии. Одна из них – наблюдатели. Это могут быть часовые у входа в гнездо. Наблюдатели время от времени наведываются к соседним муравейникам и здесь, затаившись, ведут слежение. Зачем им это нужно? Наблюдатели многим рискуют: если их обнаружат, могут и загрызть. Предполагают, что они приносят в гнездо какую то необходимую информацию. Какую? Пока неясно.

Здесь самое время сказать, что муравьи могут неплохо общаться. Их язык – язык запахов и жестов. Выделяя химические вещества, они поднимают тревогу, вызывают бегство или реакцию защиты, направляют рабочих к источнику пищи, метят пути к ней, отпугивают от найденной добычи муравьев чужаков. По запаху отличают своих и чужих.

Химическая сигнализация муравьев используется и их врагами. По пахучему следу хищные жуки приходят прямо в гнездо за добычей. Некоторые мелкие существа, пользуясь муравьиным языком, проникают в муравейник и благополучно живут в нем в качестве квартирантов нахлебников.
В жизни каждого муравья большое значение имеет не только своеобразный язык, но и… обучение. Да да, именно обучение. Эксперименты доказали, что муравьи быстрее всех прочих насекомых, а также лягушек, черепах и даже некоторых птиц учатся находить выход из лабиринта. Они хорошо различают геометрические фигуры, скажем, трех– и четырехугольник (между прочим, люди приобретают такую способность приблизительно к двум трем годам).

Набираться опыта муравьям помогают две особенности. Во первых, хорошая память. Есть виды, у которых экспедиторы регулярно навещают места, где когда то обнаруживали пищу. Во вторых, для муравьев характерна реакция подражания – одни из них копируют и при этом запоминают действия других. Благодаря этому старые муравьи учат уму разуму молодежь. Похоже на сказку, правда? Но эти удивительные факты подтверждены безупречными опытами и наблюдениями.

В итоге муравьиной семье под силу сложные коллективные действия. Они дружно строят гнездо с округлым куполом, будто все время подглядывают в невидимый чертеж; многие годы сохраняют постоянными свои тропинки, словно нанесенные на карту; сообща затягивают в гнездо добычу.
Не мешают ли муравьи друг другу, когда тянут какой то груз? А. А. Захаров пишет: «…замедление происходит только при групповой транспортировке мелкой добычи. Примерно так же, как если бы трое людей несли в руках один стакан воды. Когда же груз достаточно велик… муравьи тянут его согласованно в сторону гнезда. Английский мирмеколог Д. Садд измерил усилия, прилагаемые двумя муравьями. Оказалось, что в паре мощность каждого муравья значительно выше, чем у тех же особей, действующих поодиночке».
Все профессии, о которых шла речь до сих пор, освоены так называемыми рабочими муравьями. Точнее было бы называть их работницами: как и у шмелей, пчел, ос – это бесплодные самки. Кроме них, в каждом гнезде есть особи – «специалисты по размножению». Это крылатые муравьи – самцы и самки.

Они появляются в гнезде, достигшем зрелости и благополучия. Определенное сочетание температуры, влажности, силы ветра подает им сигнал: «Пора!» Крылатые особи, еще недавно прятавшиеся в глубине гнезда, устремляются вверх. Они всползают на травинки, веточки, расправляют прозрачные, отливающие перламутром крылья и взлетают. Крупные гнезда иногда провожают в небо многие тысячи крылатых питомцев: будто струйки дыма взмывают над муравьиным домом.

Свадебное путешествие длится недолго. Обычно через считанные минуты муравьи возвращаются на бренную землю. Иногда довольно далеко от дома. Самцы гибнут… Молодая самка, кажется, знает, что прекрасная воздушная прогулка была первой и последней в ее биографии и что в дальнейшем ей суждено быть подземной затворницей. Там, в узких темных ходах, длинные блестящие крылья будут помехой. Самка без сожаления обламывает их и отправляется на поиски места для нового гнезда. Рытье ходов, откладка яиц, уход за расплодом – массу работ выполняет самка, выбиваясь из сил. У некоторых видов она время от времени уходит подкормиться. Однако у большинства живет и трудится в изолированной от поверхности камере (для безопасности). Но еды ей в этом случае взять негде. Живет за счет внутренних резервов. В опытах муравьиные самки жили больше года, не получая никакой пищи извне.

Наконец первые рабочие муравьи выходят из куколок. Вот они уже несут в гнездо первую добычу. Все! Самка уходит на вполне заслуженный отдых. Отныне ее жильем становятся глубокие камеры, а сама она бросает все дела, кроме одного – откладка яиц. И относится она к этой обязанности очень добросовестно. Семья растет и растет. Муравьиная самка может жить до 20 лет – вероятно, рекорд долголетия в мире насекомых. Ну а семья – она у ряда видов практически бессмертна (если, конечно, не вмешаются внешние катастрофические факторы).

У приведенной схемы – множество вариаций. Оплодотворенные самки могут остаться в собственном муравейнике. Их может принять другая семья этого же вида. Бывает, самка проникает в гнездо не своего вида. Она убивает живущую здесь самку и занимает ее место. Ее потомство выкармливается и выхаживается хозяевами, которых становится все меньше, а потомков пришелицы – все больше. А еще бывают самки, которые воруют чужих куколок для собственного гнезда.

Самка основательница, подобно библейской Еве, несет в себе тысячи и даже миллионы будущих потомков. От ее судьбы зависит, быть им или не быть, создастся новое гнездо или нет. Не счесть опасностей, подстерегающих ее на пути закладки новой общины. И природа постаралась свести к минимуму степень риска.

У многих муравьев возник особый способ образования новых семей – делением старых. Достигнув определенной, достаточно высокой численности, семья делится на части. Некоторое время они продолжают жить «под одной крышей». Каждая может дать начало новому гнезду. Тогда часть муравейника уходит и приступает к самостоятельной жизни. Очень похоже на роение у пчел, не так ли?
Живущие у нас на юге муравьи амазонки совершают хорошо организованные набеги на гнезда других муравьев. Движутся колонной, ширина которой – до тридцати сантиметров, длина – от двух до десяти метров. Колонну ведет муравей разведчик. Он заранее обнаружил объект нападения и запомнил дорогу к нему. Орда амазонок врывается в чужой муравейник и после короткой схватки уносит к себе чужих куколок. Вышедшие из них муравьи становятся рабочими – добывают пищу, трудятся в гнезде, кормят своих похитителей. Амазонки всем этим заниматься не способны. Их длинные острые челюсти могут только охранять гнездо и периодически пополнять его население новыми набегами.
Муравьиные сообщества имеют сложную структуру. Есть семья, занимающая гнездо (у некоторых – несколько гнезд). Внутри семьи есть группы с постоянным составом, со своим сектором гнезда. Они могут отделиться, образовав дочерние семьи. С материнской они поддерживают регулярные родственные отношения. Такой комплекс называется колонией. Несколько колоний могут быть объединены в одну федерацию. Что же связывает эти группировки друг с другом?

Их связывает обмен. Муравьи интенсивно меняются личинками, куколками, даже взрослыми особями, ну и, конечно, пищей. Набравшись сладкой медвяной росы, муравей передает ее встречным товарищам, те – другим и т. д. Ежедневно внушительный поток веществ вливается в муравейник и растекается по нему, охватывая не только взрослых, но и личинок, яйца. Таким же путем, как по эстафете, передаются выделения различных желез, ферменты. Это регулирует жизнь муравейника. Как видите, ответить на вопрос «где обедал муравей?» однозначно нельзя: он может сделать это в любом месте, встретив более сытого собрата.

Муравей мог пообедать в вашей собственной квартире, за вашим обеденным столом. Это мелкие желтые муравьишки, живущие во многих домах. Несколько слов о них.

В XVIII веке при вскрытии гробниц египетских фараонов специалисты обратили внимание, что среди мумий, украшений и прочего тысячелетнего добра шныряли мелкие муравьи. Их собрали и отправили Карлу Линнею. Он описал насекомое, дав ему имя «фараонов муравей». Позже выяснилось, что насекомое есть не только в стране пирамид. Родина его – Эфиопия. Отсюда он понемногу расселялся и сейчас в дикой природе живет в лесах Африки, Египте, на юге Франции. Дальше на север муравей вряд ли продвинулся самостоятельно. Помогли люди. С мебелью, посылками, книгами и другим багажом муравьи распространялись все шире. Их увидели жители Лондона и Москвы, Северной и Южной Америки. Сегодня расселение муравьев по планете продолжается.

Сейчас их редко встретишь в старых зданиях. Они, кажется, соглашаются с тем, что современное жилье обеспечивает больший комфорт. Расселение идет по мусоропроводам и прочим сантехкоммуникациям. Малейшие щели и полости – подходящая для муравьев жилая площадь. Они заселяют трещины в стенах, потолках, под паркетом, плинтусами, за кафельной облицовкой, в ящиках, сундуках, чемоданах.

Они не привередливы в еде. Сладости, хлеб, мясные продукты, при случае живые и мертвые мухи, моли, тараканы – все входит в их меню. В муравейнике может быть до миллиона особей. Появляющимся иногда крылатым самкам быстренько откусывают крылья, и они переходят к яйцекладке. Весной, в сопровождении группы рабочих, несущих куколок и личинок, некоторые самки уходят на поиски места жительства. Появляется новая семья.

Бороться с ними долго и тяжело. Да и нужно ли? Мнения специалистов здесь расходятся. Борьба, безусловно, необходима в медицинских учреждениях, гостиницах, пищевых предприятиях. А в жилых домах особого вреда они, пожалуй, не приносят.

Муравьи – активные хищники. Они быстро переключаются на новые обильные источники пищи и таким образом могут подавлять вспышки размножения вредителей. С другой стороны, сами муравьи – прекрасная еда для певчих птиц, рябчиков, тетеревов, барсуков, лис, медведей.

Сам муравейник – общежитие не только для муравьев, но и сотен различных мелких животных. И кого здесь только нет – пауки, клещи, многоножки, жуки, сверчки, гусеницы бабочек… Их привлекают сюда быстрое разложение веществ, высокая рыхлость почвы, стабильная температура, подходящая влажность. Некоторые сожители поедают в муравейнике всякие отбросы, мертвых муравьев, не прочь поживиться муравьиными личинками. К таким «гостям» хозяева относятся враждебно. Однако к большинству они довольно равнодушны, а кое к кому испытывают явную симпатию. Некоторые «гости» хорошо владеют муравьиным языком и легко выпрашивают питательные капельки у сытых муравьев.

В пользе муравьев для человека не нужно никого убеждать: повышение плодородия почвы, уничтожение вредителей, увеличение численности полезных животных… Не случайно человек издавна обратил на них внимание, и муравьи стали первыми насекомыми, которых люди начали использовать для борьбы с вредителями. В седую старину жители Южной Аравии переносили муравейники с холмов в финиковые рощи для защиты драгоценных пальм. И сейчас человек повышает численность и расширяет ареал муравьев, расселяя их. Такие работы ведутся во многих странах Европы. Идут они и у нас. На Украине, например, было расселено свыше 200 тысяч муравейников. Конечно, далеко не всегда операция завершается успешно. Тем не менее, результаты изучаются, по крупицам накапливается опыт.

Однако сегодня муравьям (в первую очередь, рыжим лесным) нужно не столько расселение, сколько охрана. Муравейники массово гибнут при рубках леса, их варварски разоряют безграмотные туристы. Вокруг населенных пунктов, вдоль дорог и туристских маршрутов, в зонах массового отдыха муравьиных гнезд становится все меньше и меньше. Если дело так пойдет и дальше, то вскоре нужно будет думать не о расселении муравьев (расселять будет нечего), а об их занесении в Красную книгу.

К счастью, некоторые приметы позволяют сохранить определенный оптимизм. С 1971 года Всероссийское общество охраны природы и Министерство лесного хозяйства РСФСР проводят операцию «Муравей». В нее включаются лесхозы и школьные лесничества. Средства массовой информации раскрывают значение муравьев. Муравейники берутся на учет, наносятся на карты, огораживаются. На Украине, скажем, изгороди появились вокруг почти 230 тысяч муравьиных гнезд, что должно защитить их от диких кабанов и неразумных отдыхающих. Запрещен сбор муравьиных куколок на корм певчим птицам. Все чаще при лесозаготовках с лесосек главного пользования муравейники вывозятся и переселяются.

В 1973 году на всей территории Российской Федерации введена материальная ответственность за разорение муравейников. Например, за повреждение муравейника с диаметром основания один метр взыскивается 20 рублей, а за разорение двухметрового муравьиного дома – 114 рублей 50 копеек. Сумма удваивается, если муравейник находился в лесах заповедника, зеленой зоны предприятия или города, в полезащитном, курортном, городском лесу.

Все эти меры – только начало большого, сложного пути, со своими проблемами и трудностями. Будем надеяться на успех. Будем беречь муравьев.

У древнегреческого историка Геродота записана легенда об огромных муравьях, добывающих из земли крупицы чистого золота. Но что такое это золото по сравнению с той действительной пользой, которую приносят муравьи природе и человеку?

«Организмы биосферы» - Задание: Основываясь на данные условия существования организмов, назовите районы на Земле, где растительный и животный мир будет беден или богат. Дайте краткую характеристику разнообразию природного мира Земли. Разнообразие живого. проникновение солнечного света; Температура; Влажность; Световой режим.

«Природные ресурсы» - Структурная схема малоотходной технологии. Рост популяции человека ограничен лимитирующими факторами. Опустынивание. 2. Защита отдельных видов – Красная книга (с 1966 г.). Пути решения проблемы ресурсов полезных ископаемых. Состояние природных ресурсов. Загрязнение. Минеральные удобрения. В России ежегодно образуется свыше 1 млрд. т промышленных отходов.

«Основы природопользования» - Учебно-методическое обеспечение курса. Раздел 4. Органы государственного управления природопользованием. Раздел 6. Система управления природопользованием на предприятии. Цель курса: Раздел 1. Методические и организационно-правовые системы управления. Задачи курса: Управление природопользованием. Раздел 3. Правовые методы регулирования природопользованием.

«Живое вещество биосферы» - Родился в семье профессора политэкономии. Окончил одно из лучших в России учебных заведений – Петербургскую классическую гимназию. Литосферой Биосферой Атмосферой Гидросферой. Атмосфера – 16-20 км. Литосфера – 3,5 - 6 км. Соотнести живое вещество на суше и в Мировом океане. Гидросфера – 10-11км. Земля – наш общий дом.

«Тест по биосфере» - Биосфера-продукт эволюции Земли. С) Почему лосей в экоситеме смешанного леса относят к первичным консументам? Основным источником энергии в биосфере является солнечная энергия. В.И.Вернадский – создатель учения о биосфере, как особой оболочке нашей планеты. Основные положения темы: Вопросы темы: Повторить изученные термины:

«Биосфера и человек» - IV –этап постиндустриального обще- ства середина ХХ в – настоящее время. Численность населения. Основные этапы фор- мирования жизни. Разумная по своим намерениям про-изводственная де-ятельность людей. Первый этап. Структура мирового потребления энергии. Разум и развитие взаимоотношений человека с окружающим миром. 12.

Всего в теме 15 презентаций

Размножение: гнездится на земле; лоток гнезда выстилает сухими листьями и травой; в кладке 8 или больше (15-20) яиц цвета охры с серо-коричневыми пятнами; продолжительность высиживания 28 дней.

Среда обитания: живет в светлых лесах; обитает в лесных регионах США и Мексики; в качестве домашней птицы содержится по всему свету.

Ведущий. Да, ребята, все-таки вы хорошо подготовились к нашему мероприятию, раз справились даже с таким сложным заданием! Переходим к следующему заданию. Я буду читать вопросы, а ваша задача, уважаемые команды, дать правильный ответ. Если вы не знаете ответа на этот вопрос, то он переходит к следующей команде. Итак, все готовы? В таком случае начинаем!

Ведущий читает вопросы:

1. Этих птиц еще в Древней Греции использовали для отправки сообщений на дальние расстояния. Что это за птицы? (Почтовые голуби.)

2. В Африке существуют соревнования по скачкам на этих огромных птицах. (Страусы.)

3. Кого в старину на Руси называли «запечным соловьем»? (Сверчка.)

4. Иногда на березе можно увидеть ряд небольших отверстий, опоясывающих ствол дерева кольцом. Нетрудно догадаться, что кто-то лакомится сладким березовым соком. Кто этот сладкоежка? (Дятел.)

5. Что зимой для птицы страшнее: голод или холод? (Голод страшнее, так как при отсутствии пищи температура тела падает и птица может замерзнуть.)

6. Андрюша сказал маме: «Однажды я видел мышь, собаку и лисицу висящими вниз головой. Они так спят». Что это за птицы? (Это были летучая мышь, летучая собака и летучая лисица.)

Молодцы, ребята! Вы прекрасно справляетесь со всеми моими заданиями. Поэты, писатели очень большое внимание уделяли природе, ее красоте и неповторимости. Поэтому я предлагаю вам прочитать выразительно стихотворения, которые вы получите. Читать должны все участники.

Ведущий подходит к каждой команде. Один из ее участников вытягивает карточку со стихотворением.

Коршун

Чертя за кругом плавный круг,

Над сонным лугом коршун кружит

И смотрит на пустынный луг.

В избушке мать над сыном тужит:

«На хлеба, на, на грудь соси,

Расти, покорствуй, крест неси».

Идут века, шумит война,

Встает мятеж, горят деревни,

А ты все та ж, моя страна,

В красе заплаканной и древней, -

Доколе матери тужить?

Доколе коршуну тужить?

Белый гусь

Из глаз верблюжьих недаром грусть

Глядит сквозь прозрачный лед.

Смотри и знай - это Белый гусь

Небо крылами рвет!

Он путь держал на далекий юг,

Отбился от шумных стад.

И лучшую из подруг

Ему не вернуть назад.

На снежных тучах потерян путь,

В просторах страшных высот,

И гусь, расправляя избитую грудь,

Ее терзает и рвет.

И белые перья на землю летят

Сквозь туч замедленный бег,

И к ним привык человеческий взгляд,

И перья зовутся: снег.

Бессильный гнев и тоска...

Полночный ветер, жесток и груб,

Луну свалил в облака.

Слезай с седла у ревущих границ!

В степи не щадит беда.

На ковыле верблюжьих ресниц -

Гроздья жемчужного льда.

В глазах верблюда - покорная грусть,

Нежданной гибели взгляд.

Перьями сыплет Белый гусь,

Закрыты пути назад.

Дрозды

Вы слыхали, как поют дрозды?

Нет, не те дрозды, не полевые,

А дрозды, волшебники дрозды,

Певчие избранники России.

Вот они расселись по лесам,

Зазвучали до самозабвенья...

Звонких повелителей мгновенья.

Звуки вырастают, как цветы:

Грустные, веселые, любые,

То горячие до красноты,

То холодновато-голубые.

Достают до утренней звезды,

Радугами падают на травы...

Шапки прочь - в лесу поют дрозды.

Для души поют, а не для славы.

Жаворонок

Между небом и землей

Песня раздается,

Неисходною струей

Громче, громче льется.

Не видать певца полей!

Где поет так громко

Над подружкою своей

Жаворонок звонкий.

Ветер песенку несет,

А кому - не знает.

Та, к кому она, поймет,

От кого - узнает.

Лейся ж, песенка моя,

Песнь надежды сладкой...

Кто-то вспомнит про меня

И вздохнет украдкой.

Осенние журавли

Сквозь вечерний туман мне, под небом стемневшим,

Слышен крик журавлей все ясней и ясней...

Сердце к ним понеслось, издалека летевшим,

Из холодной страны, с обнаженных степей.

Вот уж близко летят, и, все громче рыдая,

Словно скорбную весть мне они принесли...

Из какого же вы неприветного края

Прилетели сюда на ночлег, журавли?

Я ту знаю страну, где уж солнце без силы,

Где уж савана ждет, холодея, земля

И где в голых лесах воет ветер унылый, -

То родимый мой край, то отчизна моя.

Сумрак, бедность, тоска, непогода и слякоть,

Вид угрюмых людей, вид печальной земли...

О, как больно душе, как мне хочется плакать!

Перестаньте рыдать надо мной, журавли!..

Ласточки

Мой сад с каждым днем увядает;

Помят он, поломан и пуст,

Хоть пышно еще доцветает

Настурций в нем огненный куст...

Мне грустно! Меня раздражает

И солнца осеннего блеск,

И лист, что с березы спадает,

И поздних кузнечиков треск.

Взгляну ль по привычке под крышу -

Пустое гнездо под окном;

В нем ласточек речи не слышу;

Солома обветрилась в нем...

А помню я, как хлопотали

Две ласточки, строя его!

Как прутики глиной скрепляли

И пуху таскали в него!

Как весел был труд их, как ловок!

Как любо им было, когда

Пять маленьких, быстрых головок

Выглядывать стали с гнезда!

И целый-то день говоруньи,

Как дети, вели разговор...

Потом полетели, летуньи!

Я мало их видел с тех пор!

И вот - их гнездо одиноко!

Они уж в иной стороне -

Далеко, далеко, далеко...

О, если бы крылья и мне!

Панова Екатерина Николаевна

МБОУ «Комсомольская СОШ»

п. Комсомольский, Кунгурского района, Пермского края

Зам. директора по ВР

Задания

для учащихся 4 класса

Ф.И. учащегося ___________________________________________________________

Школа ___________________________________________________________________

Ф.И.О. учителя ____________________________________________________________

    К какой группе растений относится банан? __________________________________

    Что делит Землю на Северное и Южное полушария? __________________________

    Кого в старину на Руси называли «запечным соловьём»? ______________________

    В это озеро впадает 336 рек, а вытекает всего лишь, одна — Ангара. Что это за озеро? _________________________________________________________________

    Кто поет под водой? _____________________________________________________

    Запиши название столиц этих стран:

    Россия_______________________

    Украина _____________________

    Франция _____________________

    Германия ________________________

    Англия___________________________

    США ____________________________

    Назови каждую группу обобщённым понятием?

1) Анды, Альпы, Большой Кавказ, Гималаи ____________________________________

2) Гренландия, Исландия, Кипр, Крит, Тасмания ________________________________

3) Азия, Америка, Австралия, Африка, Европа __________________________________

4) Великая Китайская, Восточно – Монгольская, Восточно – Европейская, Западно – Сибирская ___________________________________________________________________

5) Гоби, Каракумы, Калахари, Кызылкум, Сахара _______________________________

6) Баренцево, Берингово, Карское, Охотское, Японское __________________________

    Разгадайте ребус. Составьте цепь питания с этим животным.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    К какой природной зоне относятся?

а) растения низкорослые, с мелкими листьями ____________________________________

б) растения имеют очень длинные корни _________________________________________

в) расположены растения всех ярусов ___________________________________________

г) сплошной травянистый растительный покров __________________________________

    Определи животное и среду обитания организма по перечисленным признакам:

а) Короткое тело, очень длинные пальцы передних конечностей, между ними тонкая летательная перепонка, маленькие глаза, большие уши

____________________________________________________________________________

б) Плоское обтекаемое тело, шеи нет, тело покрыто слизью, плоский хвост, конечности – плавники ______________________________________________________

в) Кожа без волос, шеи нет, толстый слой подкожного жира, передние конечности ласты, задних нет совсем. Широкий двулопастной хвост похож на рыбий, но лопасти его располагаются горизонтально_____________________________________________

г) Округлое тело, шеи нет, ушных раковин нет, передние конечности - «лопаты», шерсть короткая, легко заглаживается вперед и назад, глаза малы, часто скрыты под кожей _________________________________________________________________

    Соотнесите группу животных с характерными особенностями их строения.

Птицы ______________________________________________________

Насекомые __________________________________________________

Звери _______________________________________________________

    Ответьте, верны ли утверждения (Запишите в таблице: да или нет)

    Мы живём на звезде под названием Земля.

    Земля больше Солнца.

    Солнце – это планета

    У Земли есть ось.

    Эта ось воображаемая.

    Земля вращается вокруг своей оси.

    Ночь наступает на той стороне Земли, которая повёрнута к Солнцу.

    Один оборот вокруг своей оси Земля делает за 365 дней.

    Наша страна находится на материке Евразия.

    Главный закон страны называется Конституция.

Ответы

муниципальной олимпиады по окружающему миру

для учащихся 4 класс а

49 )

    Трава – 1 балл

    Экватор – 1 балл

    Сверчок – 1 балл

    Байкал – 1 балл

    Кит – 1 балл

    По 1 баллу за правильный ответ

    Россия — Москва

    Украина — Киев

    Франция — Париж

    Германия — Берлин

    Англия — Лондон

    США — Вашингтон

    За каждую правильно названную группу 1 балл. Итого 6 баллов .

Анды, Альпы, Большой Кавказ, Гималаи ____горы

Гренландия, Исландия, Кипр, Крит, Тасмания___остров

Азия, Америка, Австралия, Африка, Европа______часть света

Великая Китайская, Восточно – Монгольская, Восточно – Европейская, Западно – Сибирская__равнина_

Гоби, Каракумы, Калахари, Кызылкум, Сахара ___пустыни

Баренцево, Берингово, Карское, Охотское, Японское _________________море

    Верно разгаданный ребус (полевка) — 1 балл

Верно составлена цепь питания:

Рожь (другое злаковое растение) — полевка — сова (или ёж, уж, лисица, ястреб)1 балл

Максимальное количество баллов за задание — 2 балла

    4 балла

а) тундра

б) пустыня

в) лес

г) степь

    8 баллов

а) летучие мыши, воздушная

б) рыбы, водная

в) киты, водная

г) кроты, почвенная

    Насекомые 3, 5, 6, 7 Птицы 1, 4, 7 Звери 2, 8

Верно указаны все особенности — 4 балла

Верно указаны 7-8 особенностей — 3 балла

Верно найдено 5-6 особенностей — 2 балла

Верно найдено 3-4 особенности — 1 балл

Менее 3-х — 0 баллов

Максимальное количество баллов за задание — 4 балла

    По 1 баллу за правильный ответ. Итого 10 баллов

нет

нет

нет

да

да

да

нет

да

да

да

Задания

муниципальной олимпиады по окружающему миру

для учащихся 4 класс а

    Реши экологическую задачу

Еж и крот относятся к одному отряду насекомоядных. Но еж впадает в зимнюю спячку, а крот - нет. Чем объясняются различия в жизнедеятельности животных?

    В Древнем Китае размоченную кору тутового дерева расщепляли на тонкие ленты и варили в растворе извести 2 часа. Затем полученную массу разбивали молотками, добавляли клей, заливали водой и все это просеивали через мелкое сито. Массу, осевшую в сите, опрокидывали на доску и прессовали. Как мы называем полученное таким образом изделие?

    Эти две профессии похожи, но разница между ними есть. Заключается она в том, что первый охраняет, а второй растит. Догадавшись, что является предметом их общей заботы, назовите эти профессии.

    Собери из букв 7 названий больших рек России (букв можно использовать несколько раз)

Н И Л В О Г А Б Ь Е С Й Д М У Р

    Заполни таблицу. Где произрастают эти растения? Просо, тимофеевка, рогоз, вороний глаз, ряска, ячмень, кукуруза, мятлик.

    Из каких растений можно сварить

А) ячневую кашу —

Б) пшённую кашу —

В) манную кашу —

Г) гречневую кашу –

    Объясни:

А) Почему у верблюда горб не всегда имеет одинаковую величину?

Б) Почему собака в жару высовывает язык?

В) Почему кошки всё время умываются, а собаки нет?

    Назови имя первого человека, ступившего на поверхность Луны.

    Выбери лишнее название. Объясни свой выбор.

А) Венера, Марс, Земля, Солнце.

Б) Россия, Франция, Москва, Китай.

В) Дон, Енисей, Байкал, Лена.

    Морская болезнь возникает вследствие укачивания, а от чего возникает горная болезнь?

    Выпишите последовательность стадий развития растений

    проросток с развивающимися корешком

    взрослое растение с плодами и семенами

    семя

    взрослое растение с цветками

    проросток с развивающимися стеблем и листочками

    Укажи пары – следствие. Что к чему приводит

13. Определи животное и среду обитания организма по перечисленным признакам:

А) Короткое тело, очень длинные пальцы передних конечностей, между ними тонкая летательная перепонка, маленькие глаза, большие уши.

Б) Плоское обтекаемое тело, шеи нет, тело покрыто слизью, плоский хвост, конечности — плавники.

В) Кожа без волос, шеи нет, толстый слой подкожного жира, передние конечности ласты, задних нет совсем. Широкий двулопастной хвост похож на рыбий, но лопасти его располагаются горизонтально.

Г) Округлое тело, шеи нет, ушных раковин нет, передние конечности - “лопаты”, шерсть короткая, легко заглаживается вперед и назад, глаза малы, часто скрыты под кожей.

    Составь цепь питания из четырёх звеньев.

Ответы

муниципальной олимпиады по окружающему миру

для учащихся 4 класс а

(максимальное количество баллов — 45 )

    Еж зимой не может найти пищу, а кроту под землей пищи достаточно – 3 балла

    Бумага – 2 балла

    Лесник и лесничий – 3 балла

    Волга, Обь, Енисей, Амур, Нева, Лена, Урал. За каждое правильно подобранное название реки – 1 балл. Итого — 7 баллов.

    4 балла

Луг – тимофеевка, мятлик.

Поле – просо, ячмень, кукуруза.

Водоем – рогоз, ряска.

Лес – вороний глаз

    4 балла

А) ячневую кашу — ячмень

Б) пшённую кашу — просо

В) манную кашу — пшеница

Г) гречневую кашу – гречиха

А) у верблюда горб не всегда имеет одинаковую величину (В зависимости от сытости. Чем упитанней верблюд, тем выше горб)

Б) собака в жару высовывает язык (У собаки на теле нет потовых желез, поэтому она высовывает язык для своего охлаждения)

В) кошки всё время умываются, а собаки нет? (Так она избавляется от собственного запаха. Для охоты (кошка подкрадывается) очень важно остаться незамеченной. Собака берёт добычу гоном, им не нужно умываться)

За каждое правильное объяснение 2 балла . Итого 6 баллов .

    Нил Армстронг 1 балл

    1 балл, если выбор лишнего слова аргументирован, если указано только лишнее слово – 0,5 балла. Итого общий балл за задание – 3 балла.

А) Венера, Марс, Земля, Солнце.

Б) Россия, Франция, Москва, Китай.

В) Дон, Енисей, Байкал, Лена.

    От недостатка кислорода или от яркого солнечного света – 2 балла

    2, 5, 1, 4, 3 – 3 балла, если последовательность указана, верно

    1-Б, 2-А, 3-Г, 4-В – 2 балла, по 0,5 за каждую правильную пару.

    а) летучие мыши, воздушная б) рыбы, водная б) киты, водная в) кроты, почвенная – 4 балла (1 балл за каждую пару)



    Открытие бизнеса