Для регистрации ккт договор аренды помещения не нужен. Покупка ККТ: регистрация, перерегистрация, постановка на учет

Где нужно регистрировать кассовый аппарат, что делать, если он сломался во время расчета с покупателем, какие изменения в законодательстве о ККТ ждут бухгалтеров — ответы на эти и другие вопросы в нашем интервью.

— Начнем с перспектив. Правда ли, что ревизоры скоро смогут через Интернет проверять корректность криптографических кодов, которые печатаются на кассовых чеках?

— Да, мы знаем, что ФНС хочет в режиме реального времени получать информацию со всех ККТ компаний. Это планируют делать с помощью подключения к мобильному оператору специальной ЭКЛЗ с каналом GPRS. Однако в Федеральном законе от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники» и Положении «О регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2007 г. № 470, об ЭКЛЗ не сказано. Так что, прежде чем внедрить новую технологию, необходимо внести поправки в законодательство.

— Налоговые органы скоро будут проводить проверки ККТ по новому регламенту. ФНС России уже его обнародовала. Что инспекторы смогут проверить?

— Проект, который наделяет инспекторов новыми полномочиями, называется «Административный регламент исполнения ФНС России государственной функции по контролю и надзору за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей». Согласно этому документу, налоговые инспекторы могут осмотреть ККТ, проверить опломбирование, голограммы, Z-отчеты, контрольные ленты, журнал кассира-операциониста, кассовую книгу, хранение ЭКЛЗ и контрольных лент, снять фискальный отчет и получить пароли ККТ. Кроме того, документом предусмотрено, что налоговики могут проверить фактическое наличие бланков строгой отчетности.

— А когда начнет действовать поправка, позволяющая ставить ККТ на учет любого из обособленных подразделений компании, которые расположены в одном муниципальном образовании?

— Новые правила вступят в силу после утверждения в Минюсте России. После того как это произойдет, компания, имеющая несколько обособленных подразделений в каком-то административном округе Москвы, сможет зарегистрировать ККТ по местонахождению любого из них. Аналогичные правила будут действовать и в Московской области.

— Теперь перейдем к сегодняшним реалиям. Такая ситуация: проверив чек, инспекторы заподозрили, что было незаконное вмешательство в фискальную память кассового аппарата. Какие санкции грозят компании?

— По результатам проверки налоговые инспекторы составят акт. Если будут выявлены нарушения, то возможно два варианта ответственности.

Если будет установлен факт неприменения ККТ, то по статье 14.5 КоАП компанию ждет штраф — от 30 до 40 тыс. руб. Санкции для индивидуальных предпринимателей — от 3 до 4 тыс. руб.

Если будет выявлен факт вмешательства в фискальную память, то виновного ждет ответственность в соответствии с Уголовным кодексом РФ по статье 272 «Неправомерный доступ к компьютерной информации» или статье 273 «Создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ».

— Компании региона сталкиваются с такой проблемой. Инспекторы отказываются регистрировать кассу без договора аренды помещения, где она будет установлена. Законен ли такой отказ?

— Нет, незаконен. Положением «О регистрации и применении контрольно-кассовой техники» определен ряд документов, необходимых для постановки кассового аппарата на учет. Согласно ему, для регистрации ККТ необходимо заявление, его форма утверждена приказом ФНС России от 9 апреля 2008 г. № ММ-3-2/152@ . К заявлению также потребуется приложить паспорт ККТ и договор о ее технической поддержке с ЦТО.

Другие документы Положением не предусмотрены.

— А каковы законные причины для отказа в постановке кассы на учет?

— Во-первых, ситуация, когда аппарат отсутствует в Государственном реестре ККТ. Посмотреть реестр можно на сайте http://www.nalog.ru/gosreg/por_primt/reestr_kkt/ . Во-вторых, откажут в регистрации, если техника неисправна или находится в розыске. В-третьих, если не представлены необходимые документы. И наконец, не зарегистрируют ККТ, которую ставит на учет не сам пользователь и если у него нет доверенности.

— В какую инспекцию нужно направить заявление о регистрации: по местонахождению головного офиса или торговой точки?

— Если ККТ будут применять в головной организации, то и ставить ее на учет следует по местонахождению основного офиса. Если ККТ будет использоваться в обособленном подразделении, заявление нужно представлять в ИФНС по его местонахождению.

— Что делать, если кассовый аппарат сломался в момент расчета с покупателем?

— Если ККТ вышла из строя в момент расчета, кассир должен выключить кассовый аппарат, а покупатель вернуть товар. При необходимости нужно составить акт возврата чека и товара. После этого в зависимости от неисправности кассир либо сам устраняет поломку, либо сообщает о ней в ЦТО и вызывает мастера.

При любой торговле обязательно нужно применять кассовый аппарат. И все устройства (касса, платежный терминал, электронные и механические весы) должны быть зарегистрированы. Регистрация ККМ происходит в отделе учета ККТ налогового органа.

Нужно помнить, что это крайне важная и обязательная процедура. И не забывать проходить ее в установленные сроки. Помимо регистрации ККТ налоговый орган проводит также перерегистрацию и процедуру снятия фискальной памяти аппарата.

Перед регистрацией

Прежде чем начать регистрацию техники, нужно ее приобрести. Для этого обязательно надо посетить налоговую инспекцию и поинтересоваться у налоговиков, на какого рода аппаратуру можно потратить деньги. Так как не в каждой налоговой согласятся зарегистрировать какой-то конкретный аппарат.

Когда вы узнаете модель и серию ККТ, можете обратиться в любой официально сертифицированный органами центр технического обслуживания (ЦТО), в котором приобретается кассовая техника.

В ЦТО кроме продажи аппарата с вами заключат договор на его обслуживание и договор на ввод аппарата в эксплуатацию, установят и настроят фискальную память, введут специальные коды. В ЦТО вам выдадут пломбу-маркировку - голографическую наклейку на аппарат, не потеряйте ее.

После этого вы можете идти и регистрировать ККМ в налоговой.

Регистрация ККМ в налоговой

Чтобы зарегистрировать контрольно-кассовую технику, необходимо следующее:

1. Прийти в налоговую в установленные день и время. Об этом можно договориться с налоговиками отдельно. И делается это для того, чтоб не простаивать в очереди у кабинета. Хотя у нас в стране еще много ведомств, которые практикуют подобное, показывая таким образом всем «как они много работают». К счастью, налоговые органы давно осознали всю неэффективность подобного подхода и активно внедряют электронные очереди и прием по записи.

2. Перед тем, как идти на регистрацию кассового аппарата, соберите все необходимые документы для регистрации ККМ:

  • Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (ОГРН);
  • Свидетельство ИНН;
  • приказ о возложении обязанностей кассира-операциониста;
  • Кассовую книгу (пронумерованную, прошитую и скрепленную печатью и подписью должностного ответственного лица - главного бухгалтера);
  • Журнал учета вызова специалиста по ККТ;
  • Заявление на регистрацию ККМ. Его нужно заранее заполнить;
  • договор на техническое обслуживание в ЦТО;
  • договор с ЦТО о вводе аппарата в эксплуатацию;
  • документы к кассовому аппарату (инструкцию и технический паспорт). Проследите, чтоб в ЦТО заполнили соответствующие страницы техпаспорта;
  • маркировочную пломбу;
  • средства визуального контроля (СВК) - выдается в ЦТО;
  • карточка регистрации ККМ;
  • личный паспорт заявителя;
  • если заявитель не руководитель предприятия, то доверенность на проведение регистрации ККТ в налоговом органе.

В редких случаях (в некоторых налоговых) с вас могут потребовать справку об отсутствии задолженности в бюджет. Это необязательный документ (из перечисленного списка больше половины - необязательны), однако нам чаще приходится играть на поле налоговой инспекции и по ею установленным правилам.

Не забудьте в налоговую взять сам аппарат!

3. После проверки всех представленных документов и аппарата представитель предприятия приглашается на процесс фискализации, который происходит в установленные дату и время в помещении налоговой. Кроме самого аппарата у вас на руках должны быть следующие документы:

  • Заявление на постановку на учет ККТ;
  • Технический паспорт ККМ;
  • Журнал учета вызова технического специалиста;

Фискализация будет происходить в присутствии мастера ЦТО.

После постановки на учет ККМ

После того, как ваш аппарат пройдет регистрацию в налоговом органе, стоит позаботиться о том, в каком месте он будет храниться и о рабочем месте кассира. Согласно закону о ККТ касса должна быть оснащена защитой от грабежа, в помещение должна быть проведена сигнализация, в помещении должна быть предусмотрена возможность максимальной изоляции кассира при общении с покупателем. Помните, что защита вашей наличности - ваша задача и вся ответственность за возможный ущерб (в случае чего) может лечь только на директора предприятия, если он проигнорировал предписанные нормативными актами правила ведения кассового обслуживания. Если суммы, оборачиваемые в наличных расчетах, превышают допустимые нормы, предприятие обязано проводить мероприятия по ежедневной инкассации денежных средств силами нанятого банка.

" № 1/2012

Где нужно регистрировать кассовый аппарат, что делать, если он сломался во время с покупателем, какие изменения в законодательстве о ККТ ждут бухгалтеров - на эти и другие в нашем интервью.

- Начнем с перспектив. Правда ли, что ревизоры скоро смогут через Интернет проверять корректность криптографических кодов, которые печатаются на кассовых чеках?

Да, мы знаем, что ФНС хочет в режиме реального времени получать информацию со всех ККТ компаний. Это планируют делать с помощью подключения к мобильному оператору специальной ЭКЛЗ с каналом GPRS. Однако в Федеральном законе от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники» и Положении «О регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2007 г. № 470, об ЭКЛЗ не сказано. Так что, прежде чем внедрить новую технологию, необходимо внести поправки в законодательство.

Налоговые органы скоро будут проводить проверки ККТ по новому регламенту. уже его обнародовала. Что инспекторы смогут проверить?

Проект, который наделяет инспекторов новыми полномочиями, называется «Административный регламент исполнения ФНС России государственной функции по контролю и надзору за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей». Согласно этому документу, налоговые инспекторы могут осмотреть ККТ, проверить опломбирование, голограммы, Z-отчеты, контрольные ленты, журнал кассира-операциониста, кассовую книгу, хранение ЭКЛЗ и контрольных лент, снять фискальный отчет и получить пароли ККТ. Кроме того, документом предусмотрено, что налоговики могут проверить фактическое наличие

А когда начнет действовать поправка, позволяющая ставить ККТ на учет любого из обособленных подразделений компании, которые расположены в одном муниципальном образовании?

Новые правила вступят в силу после утверждения в Минюсте России. После того как это произойдет, компания, имеющая несколько обособленных подразделений в каком-то административном округе сможет зарегистрировать ККТ по местонахождению любого из них. Аналогичные правила будут действовать и в Московской области.

Теперь перейдем к сегодняшним реалиям. Такая ситуация: проверив чек, инспекторы заподозрили, что было незаконное вмешательство в фискальную память кассового аппарата. Какие санкции грозят компании?

По результатам проверки налоговые инспекторы составят акт. Если будут выявлены нарушения, то возможно два варианта ответственности.

Если будет установлен факт неприменения ККТ, то по статье 14.5 КоАП компанию ждет штраф - от 30 до 40 тыс. руб. Санкции для индивидуальных предпринимателей - от 3 до 4 тыс. руб.

Если будет выявлен факт вмешательства в фискальную память, то виновного ждет ответственность в соответствии с Уголовным кодексом РФ по статье 272 «Неправомерный доступ к компьютерной информации» или статье 273 «Создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ».

Компании региона сталкиваются с такой проблемой. Инспекторы отказываются регистрировать кассу без помещения, где она будет Законен ли такой отказ?

Нет, незаконен. Положением «О регистрации и применении контрольно-кассовой техники» определен ряд документов, необходимых для постановки кассового аппарата на учет. Согласно ему, для регистрации ККТ необходимо заявление, его форма утверждена приказом ФНС России от 9 апреля 2008 г. № ММ-3-2/152@. К заявлению также потребуется приложить паспорт ККТ и договор о ее технической поддержке с ЦТО.

Другие документы Положением не предусмотрены.

- А каковы законные причины для отказа в постановке кассы на учет?

Во-первых, ситуация, когда аппарат отсутствует в Государственном реестре ККТ. Посмотреть реестр можно на сайте http://www.nalog.ru/gosreg/por_primt/reestr_kkt/ . Во-вторых, откажут в регистрации, если техника неисправна или находится в розыске. В-третьих, если не представлены необходимые документы. И наконец, не зарегистрируют ККТ, которую ставит на учет не сам пользователь и если у него нет доверенности.

В какую инспекцию нужно направить заявление о регистрации: по местонахождению головного офиса или торговой точки?

Если ККТ будут применять в головной организации, то и ставить ее на учет следует по местонахождению основного офиса. Если ККТ будет использоваться в обособленном подразделении, заявление нужно представлять в ИФНС по его местонахождению.

- Что делать, если кассовый аппарат сломался в момент расчета с покупателем?

Если ККТ вышла из строя в момент расчета, кассир должен выключить кассовый аппарат, а покупатель вернуть товар. При необходимости нужно составить акт возврата чека и товара. После этого в зависимости от неисправности кассир либо сам устраняет поломку, либо сообщает о ней в ЦТО и вызывает мастера.

Беседовала Н. Лукина




Открытие бизнеса