Понятие малый и средний бизнес. Малый бизнес: основные особенности, отличия, перспективы. Основные направления государственной поддержки малого бизнеса

С момента зарождения в мировой экономике примитивных задатков рыночных отношений, люди начали создавать специфические методы торговли и получения прибыли. Исторически сложилось, что предпринимательская деятельность, - это наиболее денежная отрасль человеческой жизнедеятельности на сегодняшний день. Она имеет не только массу преимуществ, но и специфический механизм регулирования со сторон государства. Таким образом, практически каждый человек желает обогатиться за счет организации своего бизнеса. Однако, существенное развитие экономики в целом, повлияло на эволюцию предпринимательства. Вследствие этого сегодня можно выделить несколько основных видов бизнеса, которые, в свою очередь, являются наиболее популярными среди граждан Российской Федерации. В статье автор попытается рассмотреть понятие малого и среднего бизнеса, так как особенности данных категорий все больше изучаются в последнее время экономистами и финансистами.

Понятие предпринимательства

Прежде чем задаваться вопросом, что такое малый и средний бизнес, необходимо разобраться в сути предпринимательской деятельности вообще. Понятие бизнеса или же предпринимательской деятельности гласит, что это, специфическая деятельность человека, группы лиц, которая направлена непосредственно на получение прибыли от предоставления услуг или же реализации товара. Чтобы добиться осуществления всех поставленных задач используются материальные и нематериальные блага, труд и иные активы самого предпринимателя или же привлеченные со стороны. Предпринимательская деятельность - это практически всегда риск, потому что не существует гарантий надлежащего уровня продажи товара или же реализации услуг. Бизнес малый и средний - это виды предпринимательской деятельности. Нужно отметить, что классификация, производится на основе нескольких фактов, например, суммы прибыли, количества задействованного персонала и т.п. Также большую роль играет величина предприятия. Потому что в процессе работы нужно понимать финансовые возможности своего дела. К примеру, предприниматель приобретет деревообрабатывающее оборудование для малого бизнеса , не учитывая свое финансовое положение и «настроение» рынка. В этом случае деньги могут попросту пропасть, потому что в конечном итоге затраченные силы не окупятся.

Понятие малого и среднего бизнеса

Всего существует три основных формы предпринимательской деятельности: малая, средняя и крупная. Последний мы не затрагиваем, так как он не является предметом статьи. Что касается малого и среднего предпринимательства, то тут существует множесто интересных особенностей. Начнем с малого предпринимательства. Согласно выработанной теории мелкое предпринимательствао- это деятельность мелкой компании, которая не входит ни в какие крупные объединения. Это, своего рода, локальное дело определенного человека, который всегда мечтал открыть, например, небольшую забегаловку. Основными отличительными аспектами являюся некоторые ограничения малого малого предпринимательства, а именно:

  1. На мелких предприятиях не может работать более 100 сотрудника.
  2. Выручка, как правило, варьируется в приделах 800 миллионов рублей.
  3. Кредитование малого предпринимательства производится очень редко, потому что банки имеют свои причины «не любить» мелкие организации.

Тем не менее, в отличие от банков государство заинтересовано в развитии некоторых сегментов экономики, поэтому разработаны специальные программы, которые всячески помогают развитию малого, и в частности среднего предпринимательства. Например, существует такая организация, как Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса.

Возвращаясь к понятиям двух представленных в статье категорий, необходимо отметить, что они регулируются одним нормативно-правовым актом, а именно: федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». В некоторых случаях единство правового регулирования негативно сказывается на понимании представленных категорий. Не разбирающиеся в экономике люди попросту отождествляют их. Тем не менее, малый и средний бизнес в России имеют различия в аспектах своей уникальности. Таким образом, возникает логический вопрос, что такое среднее предпринимательство? Границы мелкого и среднего предпринимательства на сегодняшний день четко не определены. Это весьма относительные понятия. Тем не менее, все организации и компании, не подпадающие по вышеперечисленные критерии (оборота, выручки и численности работников) мелкого предпринимательства считаются средним. Дальнейшая дифференциация с крупными организациями является еще более сложной, но это уже не предмет данной статьи.

Использую критерии малого и среднего бизнеса можно разделять эти понятия, что просто необходимо в практической сфере деятельности. Хотя они и имеют одинаковые особенности правового регулирования, экономические составляющие мелкого и среднего предпринимательства разные.

Все без исключения предприятия мелкого и среднего вида подлежат государственной регистрации в специальных органах. Это позволяет вести учет развития той или иной экономической области, а также производить налогообложение предпринимательства. В соответствии с этими целями создан реестр субъектов малого и среднего бизнеса.

Поддержка малого и среднего бизнеса в России

На территории России сегодня осуществляется поддержка малого и среднего бизнесасо стороны государства. Как уже указывалось ранее, российское производство заинтересовано в развитии некоторых экономических сегментов. Предпринимательство в данном случае - это наилучший способ заинтересовать население государства развивать те сферы, которые ему выгодны. Поэтому с его стороны реализуется помощь малому и среднему бизнесу путем различных методов. Одним из подобных является субсидирование малого предпринимательства, которое можно получить, например, в центах занятости населения. Существует также Фонд поддержки малого и среднего бизнеса. Эта организация занимается целенаправленным развитием представленных в статье видов предпринимательства. Также существуют организации, которые обеспечивают кредитование малому бизнесу в России. В данном случае поддержка осуществляется путем поручительства перед банками. Во время реализации деятельности уже непосредственно созданных малых и средних организаций их руководители могут объединяться для защиты интересов своих предприятий. Примером подобного объединения можно назвать союз предпринимателей малого и среднего бизнеса, которые могут создаваться как на региональном, так и национальном уровне. Существуют также союзы юридических лиц, например, объединение строительных организаций среднего и малого бизнеса.

В заключение нужно отметить, что развитие малого и среднего предпринимательства в России сегодня имеет приоритетный характер. Это довольно позитивный аспект, который в будущем позволит государству получать из предпринимательской деятельности максимум при этом, давая людям возможность зарабатывать деньги.

Развитие малого предпринимательства в России имеет недолгую историю в экономическом развитии страны. Малое предпринимательство берет свое начало с 1990 года, когда стало образовываться путем создания обществ с ограниченной ответственностью, которые частью своей становились приемниками ранее созданных кооперативов.

Малый бизнес - это бизнес, который опирается на предпринимательскую деятельность малых предприятий и небольших фирм, не входящих в производственные и промышленные объединения и корпорации. К малого относят коммерческие организации с образованием юридического лица, также физические лица, занимающиеся коммерческой деятельностью без образования юридических лиц, но с внесением в единый государственный реестр а также крестьянские и фермерские хозяйства.

В первой половине девяностых годов развитие малого предпринимательства в России получило новый виток за счет массового процесса приватизации государственных предприятий. Перераспределение еще больше способствовало развитию предпринимательства. В 1995 году принимается федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», который отрегулировал общие вопросы и развитие малого предпринимательства в России. Также были определены организационно-правовые нормы, критерии малых предприятий, в том числе аспекты государственной поддержки малого предпринимательства, вопросы налогообложения и многое другие.

Развитие любых форм предпринимательской деятельности зависит от двух условий - от экономической обстановки в стране и способности самого объекта предпринимательской деятельности использовать предоставленные ему права для дальнейшей реализации хозяйственных целей и получения прибыли. Эти факторы действуют на развитие малого бизнеса, который очень чувствителен к созданным ему условиям.

История российского предпринимательства за короткий срок прошла все стадии эволюционного развития. В результате сформировались определенные капиталы, которые способствовали расширению инвестиционных вложений во все сферы народного хозяйства.

В настоящее время развитие малого бизнеса в России включено в программу демонополизации всех структур экономики страны. На этом этапе предусматривается разукрупнение масштабных монопольных производств, путем выделения производственных блоков в самостоятельные небольшие организации, а также создание дочерних предприятий. также разработана инфраструктура поддержки малого предпринимательства в лице сети крупнейших российских банков, которые уже долгие годы работают на рынке кредитования, в том числе малого и среднего бизнеса. Среди банков, которые будут выдавать льготные кредиты предприятиям малого бизнеса - Сбербанк, Россельхозбанк, Банк Уралсиб и другие.

На сегодняшний день группой мировых экспертов выделен ряд причин, которые тормозят развитие малого предпринимательства в России:

  1. Сложная экономическая и финансовая обстановка в стране, слабая правовая защищенность предпринимателей, разрыв хозяйственных связей.
  2. Низкий уровень правовых и экономических знаний самих предпринимателей, плохая деловая этика, как в бизнесе, так в государственном секторе.
  3. Негативное отношение к предпринимателям части населения.
  4. Слабые действия государственной поддержки в сфере малого бизнеса.
  5. Снижение население на массовую продукцию.

Однако, как показывает мировой опыт, малый бизнес не знает себе равных по способности оживить экономику и вывести ее из кризиса.

1-2 глава

Малый бизнес - бизнес, опирающийся на предпринимательскую деятельность небольших фирм, малых предприятий, формально не входящих в объединения.

Малый бизнес (или малое предпринимательство ) - это сектор экономики, включающий в себя индивидуальное предпринимательство и небольшие частные предприятия.

К субъектам малого предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям перечисленным ниже.

Деятельность субъектов малого бизнеса в России регулируется принятым 24 июля 2007 года Федеральным законом 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", в котором указаны критерии отнесения предприятия к малому и среднему бизнесу :

ОГРАНИЧЕНИЕ ПО ВЫРУЧКЕ

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. N 556, с 1 января 2008 г. для малых предприятий установлено предельное значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость - 400 млн . рублей.

ОГРАНИЧЕНИЕ ПО ЧИСЛЕННОСТИ РАБОТНИКОВ

Средняя численность работников за предшествующий календарный год для малых предприятий не должна превышать ста человек включительно.

ОГРАНИЧЕНИЕ ПО СТАТУСУ

    Доля внешнего участия в капитале не должна превышать 25 %

Для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства , не должна превышатьдвадцать пять процентов (данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ - бюджетным научным учреждениям или созданным государственными академиями наук научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования).

http://www.vdcr.ru/important/terminology/small-business.html

Понятие малого бизнеса в России

Малый бизнес – это предпринимательская деятельность, исполняемая субъектами рыночной экономики при определенно установленных критериях. Они могут быть установлены законом, государственными органами, или другими представительными организациями.

Само понятие «малый бизнес», «предпринимательство» множество научных работ определяет как деятельность, которая исполняется группой лиц, или предприятие управляемое одним собственником. Мировая практика показывает, что основным показателем, в первую очередь является средняя численность занятых на предприятии работников, за отчетный период. Их относят к субъектам малого предпринимательства, что непосредственно является основой предприятий различных организационно правовых форм.

Есть несколько критериев, в основе которых предприятия относят к сфере малого предпринимательства:

    количество персонала на предприятии;

    величина уставного капитала;

    сумма активов;

    объем прибыли (дохода, оборота).

24 июля 2007 года вступил в силу Федеральный закон о развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации № 209-ФЗ. Субъектами малого бизнеса стали определять коммерческие предприятие, в уставном капитале которых доля субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и других фондов, не должна превышать 25%. Если доля принадлежит одному или нескольким юридическим лицам которые не были участниками малого бизнеса, средняя численность работников за отчетный период не превышает предельного уровня, так же не должна быть более 25%.

    в отрасли народного хозяйства (промышленности) - 100 человек;

    в строительстве - 100 человек;

    в транспортной сфере - 100 человек;

    в аграрном (сельском) хозяйстве - 60 человек;

    в научно-технической области - 60 человек;

    в оптовой торговле - 50 человек;

    в бытовом содержании и в розничной торговле населения - 30 человек;

    в других отраслях и при выполнении иных видов деятельности - 50 человек.

Участниками малого бизнеса могут выступать физические лица, которые занимаются предпринимательской деятельностью без образования юридического лица- индивидуальные предприниматели, об этом сказано в Федеральном законе РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».

Под предпринимательством понимают – особый вид экономической активности (разумная деятельность, направленная на получение прибыли), в основе которой лежит самостоятельная инициатива, ответственность и нововведения в предпринимательской идее.

Как правило, начальный этап особого вида экономической активности связан только с идеей (результат мыслительной деятельности), которая в дальнейшем должна принять материальную форму. В этом основная роль малого предпринимательства.

Наличие инновационного момента, одна из особенностей малого предпринимательства, бизнеса. Это может быть изготовление нового товара, образование нового предприятия или смена профиля деятельности. Внедрение новейших методов организации производства, Иная система управления, качество, новые технологии – это очень важные инновационные моменты.

Эта модель экономики создает нужную атмосферу конкуренции, способную создавать новые рабочие места, мгновенно реагировать на любые изменения в рыночной конъюнктуре, заполнять образовавшиеся ниши в сфере потребительской и являться главным источником формирования среднего класса, соответственно увеличивать социальную базу проводимых реформ.

Во-первых, обеспечивает высокую эффективность, за счет необходимой мобильности, создает глубокую классификацию и кооперацию, в условиях рынка. Во-вторых, он умеет не только заполнять ниши, которые формируются в потребительской сфере, но и достаточно быстро окупать их. В-третьих, делать атмосферу явной конкуренции. В-четвертых, - это самое важное и главное, без чего рыночная экономика в принципе не возможна, он создает нужную атмосферу и дух предпринимательства.

Важность предпринимательства заключается и в том, что пока малые предприятия ведут жестокую конкурентную борьбу за выживание на рынке, они вынуждены все время развиваться, усовершенствоваться и адаптироваться к текущим условиям рынка, ведь для того, что бы выжить, нужны средства на существование, и они обязаны быть лучше других, чтобы получать максимальную прибыль.

В масштабах России современная рыночная структура экономики предполагает 10-12 миллионов предпринимателей малого бизнеса, но, к сожалению, насчитывается всего 300-400 тысяч. Из чего видно, что как особый сектор в рыночной экономике малое предпринимательство еще не полностью сформировалось, и это означает, что его потенциал полостью не используется.

Классическими задачами определяется роль малого бизнеса, которые в развитых странах малый бизнес решает сам. В первую очередь – это развитие здоровой конкурентоспособной среды в экономике, воспроизводящих сильных стимулов в мотивации для более рационального использования знаний, умений, трудолюбия и энергии населения. А это, позволяет более активно разрабатывать и применять имеющиеся ресурсы, материальные, организационные, технологические и кадровые. Смягчение колебаний экономической конъюнктуры при помощи особого механизма сбалансирования спроса и предложения. Создание качественной системы организационных, производственных и бытовых услуг. Сформировать большее количество новых рабочих мест, создание важной прослойки общества, какого как средний класс. Введение новых форм организации, производства финансирования, и сбыта. Развитие инновационного потенциала экономики.

Процветание малого бизнеса дает стимуляцию для экономического роста, содействует разнообразию и насыщению местных рынков, к тому же позволяет возместить издержки рыночной экономики, такие как кризисные явления, конъюнктурные колебания, безработица.

Малый бизнес имеет большие возможности для оптимизации путей развития общества и экономики в целом. Отличительной чертой малого предпринимательства является непрерывное стремление в использовании ресурсов всех видов, постоянное стремление к увеличению их количества и качества, обеспечению наиболее целесообразных пропорций для данных условий. На практике, это выглядит так: на малом предприятии не может быть излишек сырья, неиспользуемого оборудования, лишних работников. В достижении наилучших показателей экономики в целом, это обстоятельство является одним из важнейших факторов.

При существующих жестких ограничительных критериях соотношения предприятий к малым, само малое предпринимательство является антимонопольным. В условиях рыночной экономики эта отличительная черта малого бизнеса, осуществляет свою позицию в поддержание конкурентной среды.

Имеет смысл особо указать на региональную направленность малого предпринимательства. В регионе настоящей базой рыночной экономики является малая экономика. В местный бюджет малый бизнес приносит очень важный по значению доход. Зачастую малые предприниматели очень заинтересованы в интенсивном и плодотворном сотрудничестве с местными органами власти, т.к. основные проблемы в развитии малого предпринимательства связаны с решением некоторых вопросов регионального и местного значения.

Структура малого бизнеса

Исходя из направления и содержания предпринимательской деятельности, вложения капитала в объекты и получения определенных результатов, согласованность предпринимательской деятельности с основными стадиями производственного процесса, отличают некоторые виды индивидуального предпринимательства:

Производственное. Если предприниматель, использует в качестве исполнения некоторые предметы или орудия труда, изготавливает продукцию, производит товары, оказывает услуги (юридические, бухгалтерские, бытовые и прочие), некоторые виды работ, предоставляет информацию, занимается творческой деятельностью и многим другим, что не повлечет за собой угрозу жизни и здоровью граждан, и осуществляет дальнейшую продажу (реализацию) покупателям, потребителям, торговым организациям. Такой вид предпринимательства называется производственным.

Коммерческо-торговое. Так как изготавливаемую продукцию (товары) надо реализовывать (продавать) или менять на другие виды продукции (товаров). Соответственно производственное предпринимательство тесно связано с бизнесом в сфере обращения. Как второй основной вид российского предпринимательства, коммерческо-торговый бизнес должен развиваться большими темпами.

Финансово-кредитное. Особой формой коммерческого предпринимательства является финансовое предпринимательство. В качестве предмета купли продажи могут выступать, национальные деньги (российский рубль, американский доллар и др.), ценные бумаги (акции, вексель, банковский сертификат и прочие), продаваемые предпринимателем или даваемые покупателю в кредит. В финансовых сделках, таких как продажа или покупка иностранной валюты за рубли важную роль занимает непредсказуемый круг операций, охватывающий все разнообразие обмена и продажи денег, или других видов денежных средств (иностранную валюту), обмена ценных бумаг.

Посредническое. Предпринимательство, в котором бизнесмен сам не производит и не продает товар, выступая лишь связующим звеном между продавцом и покупателем в процессе товарного обмена и денежных операциях – называется посредничеством.

Страховое. Ряд действий предпринимателя в случае событий, приводящим к тяжким последствиям, материальному ущербу, потери имущества, здоровья, жизни и других видов потерь, которые в соответствии с законодательством и заключенным договором, гарантирует страхователю возмещение убытков, называется страховое предпринимательство. Для этого необходимо внести определенную плату и составить договор страхования. Важность страхования заключается в том, что, получая страховой взнос, предприниматель оплачивает страховку только при определенных обстоятельствах описанных в договоре. Возможность возникновения страховых случаев на практике не очень большая, поэтому полученная оплата образует предпринимательский доход.

Интенсивность развития малого бизнеса в современной экономике России, является одним из важнейших показателей. В подтверждение к этому непрерывные поправки в законодательстве, направленные в первую очередь на благоприятные условия, для независимого развития малого бизнеса и среднего предпринимательства.

Будущее развития малого бизнеса многого обещает. Внедрение в эксплуатацию новейших технологий на производства, будет содействовать ежегодному увеличению объемов производства, создание новых рабочих мест, и росту количества субъектов малого предпринимательства.

http://mbgar.ru/malyj-biznes.html

Развитие малого и среднего бизнеса в различных отраслях является одним из основных источников экономического роста государства, и без его участия невозможно построить инновационную экономику. В экономически развитых странах малый и средний бизнес играет очень важную экономическую и социальную роль, и доля таких фирм там составляет примерно 70–80% от общего числа организаций.

За прошедшие годы реформ в России малый и средний бизнес доказал свою эффективность и общественную полезность, даже несмотря на прошедшие кризисы в 1998 году и мировой финансовый кризис в 2008 году. И в современных условиях модернизации экономики он будет играть такую же существенную роль, как и во многих развитых странах.

http://www.creativeconomy.ru/articles/11515/

Малый и средний бизнес (МСБ) в конце 2000-х годов стал объектом повышенного интереса государства. В 2008 г. была создана специальная комиссия при Правительстве России, которую сейчас возглавляет первый вице-премьер И.И. Шувалов. Аналогичные органы стали создаваться в регионах. Президент страны стал более или менее регулярно проводить совещания относительно политических и экономических аспектов развития МСБ. На одном из них Д.А. Медведев даже заявил, что «без малого и среднего бизнеса у нашей страны нет будущего» 1 .

Активность государства в отношении развития МСБ отчасти отражает стремление власти повысить эффективность экономики с помощью малых и средних предприятий. Хотя аналогичные меры неоднократно предпринимались в прошлом, значимость МСБ для страны все еще невелика. Его доля в российском ВВП составляет 21%, в то время как в ЕС, развитых азиатских странах, США и государствах МЕРКОСУР этот показатель находится в диапазоне от 40 до 70%. Тенденция к поддержке МСБ государством характерна для многих стран. По данным Мирового банка, за период 2005–2006 годов в 112 странах мира было проведено 213 стимулирующих реформ в этой сфере.

Меры по увеличению роли МСБ в российской экономике имели отчасти и конкретную антикризисную направленность. Государство хотело через поддержку мелкого и среднего предпринимателя решить некоторые текущие социально-экономические проблемы, обострившиеся в условиях кризиса 2008-2009 годов. Возможно, российское правительство учитывало заключения Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), согласно которым страны, в которых доля малого и среднего бизнеса составляет 60–70% ВВП, эффективнее преодолевают кризисы, по сравнению с теми, где эти показатели меньше.

Основной ущерб отечественной экономике был нанесен кризисом 2008-2009 годов в результате воздействия на крупные предприятия. МСБ в этих условиях обладал рядом «антикризисных» свойств. Малые и средние компании более гибки по сравнению с крупными корпорациями. Они могут более оперативно вносить изменения в ценовую политику, ассортимент продукции, менять поставщиков, систему сбыта, впитывать высвободившиеся трудовые ресурсы. В новейшей российской истории были периоды, когда предпринимательство способствовало достижению социально-экономической стабильности в государстве во время кризисов. Например, в 1990-х годах решению проблем товарного дефицита (и ряда социальных проблем) способствовали «челноки» – предприниматели-индивидуалы, закупавшие товары за рубежом (в Китае, Южной Корее, Турции, Польше) и перепродававшие их на территории СССР.

Кризис чаще всего рассматривается как отрицательное явление. Вместе с тем он может стать основанием для начала нового этапа развития, выдвижения новых инициатив. Этот тезис применим и к малому и среднему предпринимательству. Кризис как возможность для субъектов МСБ предполагает появление новых путей для вхождения в более плотную экономическую среду, увеличения объемов деятельности, выхода на новые рынки. Кризис как угроза определяется нехваткой кредитных ресурсов и ресурсов для развития, рисков, связанных с трудовыми отношениями.

Анализ возможностей и ограничений развития МСБ требует определения его социально-экономических характеристик и отличительных особенностей. В таковым относится, во-первых, то обстоятельство, что малые и средние предприятия вносят значимый вклад в стабилизацию социальной ситуации в стране, решая наиболее острые проблемы, связанные с напряженностью в обществе (прежде всего, вопрос занятости), не требуя значительных затрат со стороны государственного бюджета.

Во-вторых, МСБ производит и поставляет широкий спектр товаров и услуг, создает новые рынки, способствуя расширению ассортимента товаров и услуг.

В-третьих, малые и средние компании способствуют повышению общеэкономической эффективности, выступая в качестве субподрядчика и поставщика крупных предприятий. В-четвертых, МСБ способствует снижению трансакционных издержек взаимодействия субъектов на рынке, гибко реагируя на изменения внешних условий, меняющиеся запросы и потребности клиентских групп, обеспечивая информационную открытость и близость к потребителю. Отдельно необходимо упомянуть о свойствах малого бизнеса создавать и внедрять инновации и его роли в формировании в обществе «духа предпринимательства».

Экономика развитых стран представляет собой двухуровневую систему, один уровень которой составляют крупные компании, а другой – малые и средние предприятия. Общая эффективность определяется качеством функционирования каждого из этих уровней. Крупные (транснациональные) компании зачастую пользуются поддержкой правительств, формируют для себя индивидуальную институциональную среду с целью получения конкурентных преимуществ на мировых рынках. Такие компании, в основном придерживаясь общеэкономических правил, отклоняются от них по согласованию с государством, если тому не препятствуют наднациональные организации и институты.

В отличие от крупных, малые и средние предприятия развитых стран обеспечивают благосостояние основной массы населения. Они чаще действуют на внутренних региональных рынках, не имея выхода и влияния на центральное правительство. Однако адекватные условия для развития МСБ создаются за счет эффективного государственно-частного взаимодействия: правительства привлекают компании при подготовке и изменении институциональной среды.

Обозначенные выше особенности характерны для МСБ в развитых странах. В России они принимают несколько иные очертания.

(1) Одним из важных факторов, влияющим на эффективность взаимодействия государства с малым и средним бизнесом в России, является непродолжительный, если сравнивать с развитыми странами, период существования самого института предпринимательства. Законодательная база для бизнеса на территории нашей страны была заложена в 1987 г. с принятием законов «Об индивидуальной трудовой деятельности» и «О кооперации в СССР». Очевидно, что за немногим более чем двадцатилетний период затруднительно построить эффективную систему государственно-частного взаимодействия. «Отягощающим» фактором послужило и то, что формирование отношений власти и предпринимательства сопровождалось частой сменой социально-экономических и политических реалий в условиях незрелости бизнес-среды.

Низкая эффективность государственно-частного взаимодействия на начальном этапе можно проиллюстрировать. Постановлением Совета министров в 1987 г. было разрешено создать хозрасчетные центры научно-технического творчества молодежи. По замыслу предполагалось, что они станут основой инновационного развития экономики. Однако вскоре центры отошли от первоначальной ориентации, занявшись различными формами коммерческой деятельности, например, перепродажей сырья закупленного по государственной цене. При этом они не платили налогов, лишь отчисляя часть дохода в местные фонды, которые поощряли полулегальную деятельность центров такого рода.

В дальнейшем факторами, препятствующими развитию предпринимательства в России, стала неразвитость правовой среды, отсутствие необходимой инфраструктуры, административные барьеры, криминал, социально-экономическая нестабильность. Показательно, что рост числа малых и средних предприятий в стране происходил до 1994 года, а в последующий период их число находилось на уровне, примерно 1 миллиона. В конце 1990-х годов мировая экономическая конъюнктура способствовала увеличению интереса власти к крупному бизнесу, а не к малому и среднему. Происходило укрепление позиций бюрократии, сочетавшееся с усилением административного давления на малое и среднее предпринимательство. В начале 2000-х годов малый и средний бизнес оказался на периферии российской политики и экономики.

(2) Особой чертой взаимодействия власти с МСБ в России является «своизм» – стремление отдельных представителей малого и среднего бизнеса сформировать для себя индивидуальные условия при работе с чиновниками. Такие отношения, при которых общие правила игры для МСБ нарушаются в ущерб интересам отдельных игроков, существенно ограничивают возможности экономического роста страны. Во-первых, они подавляют состязательность и конкуренцию как фундаментальное свойство малого и среднего бизнеса. Во-вторых, создают барьеры для входа на рынок новых участников.

Формирование данной модели является, по всей видимости, следствием трансформационного спада отечественной экономики в условиях, когда были ограничены возможности коллективного участия субъектов МСБ в согласованном взаимодействии для получения общеэкономической выгоды. Каждый субъект МСБ выживал в одиночку. При низком качестве институциональной среды это вело к порочной практике «решения конкретных вопросов с конкретными чиновниками».

(3) Характерной чертой российского малого (преимущественно) и среднего предпринимательства является «третьестепенность» его инновационной функции. В США на долю малых предприятий приходится половина патентуемых инноваций. В России малые предприятия – сфера «экономического выживания» для значительной части населения. Инновационность малого бизнеса в России заключаются в активном внедрении и адаптации иностранных технологий. Малое предпринимательство оказывается своеобразной «губкой», впитывающей и распространяющей на локальном уровне инновации, созданные за рубежом. Слабость инновационной составляющей МСБ России связана с тем, что «низкоинтеллектуальная» деятельность в данном секторе (торговля, общественное питание) гораздо менее рискованна и более доходна. Вторая причина слабости «интеллектоемкого» бизнеса проистекает из отсутствия или слабости соответствующей инфраструктуры.

(4) В качестве особенности отечественного МСБ можно выделить специфику конкуренции. Развитие конкуренции в предпринимательской среде между компаниями является существенным свойством МСБ в экономике развитых стран. В России МСБ вносит слабый вклад в формирование конкурентного поля как «своего», так и общего с крупным бизнесом. Это обусловлено тем, что, во-первых, деятельность корпораций и малых компаний находится в российской экономике в разных хозяйственных нишах. Во-вторых, отечественные представители МСБ склонны использовать нерыночные методы конкуренции. В частности, отечественные малые предприятия склонны ориентироваться на цены конкурентов, а не на спрос.

Одним из определяющих для развития МСБ в России является социокультурный фактор. Согласно опросам, доля желающих стать предпринимателями в России составляет не более 2% населения. Очевидно, что это желание напрямую определяет потенциал развития МСБ в стране. Например, в Соединенных Штатах желающих заняться бизнесом около 70% населения. При этом если на долю малого предпринимательства в нашей стране приходится порядка 14% ВВП, то в США – около половины. По всей видимости, влияние на желание заниматься предпринимательством оказывает не только низкое качество институциональной среды. За рубежом дух предпринимательства в сочетании с развитым индивидуализмом во многом предопределяет большое стремление людей заниматься бизнесом. В целом, по оценкам экспертов развитие российского малого предпринимательства происходит по модели, свойственной странам «развивающихся рынков».

В начале 2000-х интерес власти к малому и среднему бизнесу возобновился. Это было связано с тем, что российская экономика исчерпала резервы, на которых основывался экономический рост предыдущего периода. В то время малое и среднее предпринимательство находилось вне интересов политиков, однако ухудшение экономического положения в стране потребовало поиска и использования дополнительных ресурсов для подъема экономики. Помимо сокращения доли малоэффективной государственной собственности и иностранных инвестиций, в качестве мер по преодолению тяжелых социально-экономических условий рассматривалось стимулирование развития малого и среднего бизнеса.

6 января 2019 , О поддержке центров молодёжного инновационного творчества Предоставленные Фонду содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере субсидии разрешается направлять на поддержку проектов по вовлечению молодёжи в инновационную деятельность, реализуемых центрами молодёжного инновационного творчества.

4 января 2019 , О включении микропредприятий в систему страхования вкладов в российских банках С 1 января 2019 года система страхования вкладов физических лиц в российских банках распространяется на малые и микропредприятия. Максимальный размер страхового возмещения будет аналогичен размеру возмещения для физических лиц и индивидуальных предпринимателей – 1,4 млн рублей.

31 декабря 2018 , Социальные инновации. Некоммерческие организации. Добровольчество и волонтёрство. Благотворительность О внесении в Госдуму законопроекта о правовом регулировании отношений в сфере социального предпринимательства Законопроектом предлагается выделить социальное предпринимательство в отдельную область деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства. Законодательно закрепляется понятие «социальное предприятие». Определяются критерии отнесения субъектов МСП к социальным предприятиям, специальные формы и виды поддержки социальных предприятий. Принятие законопроекта позволит оказывать адресную государственную поддержку социальным предприятиям.

28 декабря 2018 , Деловая среда. Развитие конкуренции Президент России подписал разработанный Правительством Федеральный закон об установлении единого порядка пролонгации договоров аренды государственного и муниципального имущества без проведения торгов Федеральный закон от 27 декабря 2018 года №572-ФЗ. Проект федерального закона был внесён в Госдуму распоряжением Правительства от 13 октября 2018 года №2200-р. Федеральным законом устанавливается, что договор аренды на новый срок с надлежащим образом исполнившим свои обязанности арендатором будет перезаключаться без проведения конкурса, аукциона, если другое не установлено договором и срок действия договора не ограничен законодательством, при одновременном соблюдении установленных условий.

28 декабря 2018 , Малое и среднее предпринимательство Президент России подписал разработанный Правительством Федеральный закон о совершенствовании государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций Федеральный закон от 27 декабря 2018 года №537-ФЗ. Проект федерального закона был внесён в Госдуму распоряжением Правительства от 22 января 2018 года №54-р. Федеральным законом устанавливается, что ежегодный обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчётности региональной гарантийной организации может проводиться индивидуальным аудитором, за исключением случаев, если в соответствии с законодательством обязательный аудит проводится только аудиторской организацией.

25 декабря 2018 , Малое и среднее предпринимательство Президент России подписал разработанный Правительством Федеральный закон, направленный на расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам Федеральный закон от 25 декабря 2018 года №487-ФЗ. Проект федерального закона был внесён в Госдуму распоряжением Правительства от 26 ноября 2018 года №2586-р. Федеральным законом устанавливается, что для исполнения АО «Корпорация МСП» обязательств по независимым гарантиям, выдаваемым в целях обеспечения исполнения обязательств субъектов малого и среднего предпринимательства, ей будет предоставляться государственная поддержка за счёт средств федерального бюджета в порядке, формах и размерах, которые определяются бюджетным законодательством.

24 декабря 2018 , Малое и среднее предпринимательство Доклад Максима Орешкина на заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам О национальном проекте «Малое и среднее предпринимательство».

5 декабря 2018 , Малое и среднее предпринимательство О внесении в Госдуму законопроекта о совершенствовании правового регулирования организации нестационарной и развозной торговли Распоряжение от 4 декабря 2018 года №2677-р. Цель законопроекта – установление общих принципов и правил регулирования нестационарной торговли, создание благоприятных условий для торговой деятельности с использованием нестационарных и мобильных торговых объектов. Законопроектом, в частности, предлагается закрепить в законодательстве варианты и общие принципы юридического оформления права на размещение нестационарных и мобильных торговых объектов, установить возможность ведения торговой деятельности с использованием нестационарного или мобильного торгового объекта по заявительному принципу любым хозяйствующим субъектом в местах, признанных общедоступными для размещения торговых объектов. Принятие законопроекта будет способствовать развитию предпринимательства в сфере торговли, обеспечению дополнительных каналов сбыта продукции малых и средних товаропроизводителей, в том числе производителей сельхозпродукции, и обеспечению населения услугами торговли шаговой доступности.

3 декабря 2018 , Общие вопросы реализации национальных проектов В повестке: о национальных проектах «Производительность труда и поддержка занятости», «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», «Международная кооперация и экспорт».

27 ноября 2018 , Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» О внесении в Госдуму законопроекта, направленного на расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам Распоряжение от 26 ноября 2018 года №2586-р. В целях реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» законопроектом предлагается законодательно закрепить возможность предоставления АО «Корпорация МСП» государственной поддержки за счёт федерального бюджета на финансирование исполнения обязательств по гарантиям, предоставленным субъектам МСП в 2019–2024 годах, для увеличения объёмов гарантийной поддержки в рамках расширения объёмов кредитования субъектов МСП.

27 ноября 2018 , Малое и среднее предпринимательство Президент России подписал федеральные законы о проведении в ряде субъектов Федерации эксперимента по упрощённой уплате налога на профессиональный доход для самозанятых граждан Федеральные законы от 27 ноября 2018 года №422-ФЗ, 423-ФЗ, 425-ФЗ. Федеральными законами предусмотрено проведение в Москве, Московской и Калужской областях, в Республике Татарстан с 1 января 2019 года по 31 декабря 2028 года эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход».

26 ноября 2018 , Евразийский экономический союз. Интеграция на пространстве СНГ Об утверждении плана развития системы поставщиков Распоряжение от 21 ноября 2018 года №2549-р. Утверждён план по развитию системы поставщиков, обеспечивающий расширение масштабов субконтрактации, в том числе в рамках деятельности крупнейших компаний с государственным участием и центров субконтрактации. Цель принятых решений – обеспечивать выполнение международных обязательств по формированию российского сегмента сети промышленной кооперации и субконтрактации, стимулировать развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в качестве потенциальных поставщиков, исполнителей, подрядчиков.

23 октября 2018 , Малое и среднее предпринимательство Основная цель форума – обсуждение и популяризация механизмов реализации национального проекта в сфере развития малого и среднего предпринимательства и поддержки индивидуальной предпринимательской инициативы.

18 октября 2018 , Малое и среднее предпринимательство О привлечении субъектов малого и среднего предпринимательства к оказанию услуг по транспортированию твёрдых коммунальных отходов Постановление от 18 октября 2018 года №1245. В Правила проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по сбору и транспортированию твёрдых коммунальных отходов для регионального оператора, внесены изменения, в соответствии с которыми не менее 15% объёма услуг по транспортированию твёрдых коммунальных отходов должно выделяться в отдельные лоты для проведения торгов среди субъектов малого и среднего предпринимательства.

16 октября 2018 , Малое и среднее предпринимательство О внесении в Госдуму законопроекта об установлении единого порядка пролонгации договоров аренды государственного и муниципального имущества без проведения торгов Распоряжение от 13 октября 2018 года №2200-р. Предлагаемые законопроектом изменения направлены на установление единого подхода к регулированию порядка перезаключения договоров аренды государственного и муниципального имущества при реализации арендатором, надлежащим образом выполняющим принятые на себя обязательства, преимущественного права на заключение договора аренды на новый срок без проведения торгов. Предлагается установить единый порядок перезаключения договоров аренды имущества на новый срок вне зависимости от того, когда были заключены такие договоры, а также процедур, по результатам которых они были заключены.

15 октября 2018 , Малое и среднее предпринимательство Об изменениях в порядке кредитования по льготной ставке субъектов малого и среднего предпринимательства в целях реализации проектов в приоритетных отраслях Постановление от 10 октября 2018 года №1212. Направлено на повышение доступности программы льготного кредитования, в том числе кредитов на реализацию инвестиционных проектов, для субъектов малого и среднего предпринимательства. В целях повышения доступности льготного кредитования для субъектов МСП максимальная сумма кредита, выдаваемого субъекту МСП на инвестиционные цели по льготной ставке, снижена с 1 млрд рублей до 400 млн рублей. При этом максимальный размер суммарного объёма кредитов, которые могут быть выданы одному заёмщику на эти цели, не меняется и составляет 1 млрд рублей. Таким образом, банки предоставят кредиты большему количеству субъектов МСП. Малое и среднее предпринимательство Президент России подписал Федеральный закон о страховании вкладов в российских банках Федеральный закон от 3 августа 2018 года №322-ФЗ. Федеральным законом, в частности, предусматривается распространение системы страхования вкладов на юридических лиц, относящихся к малым предприятиям, сведения о которых содержатся в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства.

3 августа 2018 , Малое и среднее предпринимательство Президент России подписал разработанный Правительством Федеральный закон об изменении в правовом регулировании отношений в сфере развития малого и среднего предпринимательства Федеральный закон от 3 августа 2018 года №313-ФЗ. Проект федерального закона был внесён в Госдуму распоряжением Правительства от 7 апреля 2018 года №617-р. Федеральным законом устанавливается, что к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся хозяйственные товарищества, зарегистрированные в соответствии с российским законодательством и соответствующие установленным условиям.

1

Онлайн калькуляторы