Как жили земледельцы и ремесленники в египте. Что такое народное ремесло. Проживавшие в Кисельных переулках кисельники варили кисели - причём не только из ягод и фруктов, но и из гороха и овса

Где в русском городе жили торговцы и ремесленники?

Где в русском городе жили торговцы и ремесленники?

По большей части городища было принято размещать на берегах рек (на высоких берегах). Укреплённые центры данных населённых пунктов располагались на больших, выделяющихся на открытой местности холмах. Довольно удобными для проживания были мысы, которые образовывались при слиянии рек. По большей части на них возводились «детинцы», становящиеся ядром древнерусских городищ. Строились такие детинцы так, чтобы лишь одна сторона оставалась пологой.

Большие города включали в себя три отдельных части:

1. Детинца (гора, вышгород, днешний град);

2. Окольный град;

3. Околицы, также часто называемые концами или же посадами.

В детинце проживали бояре, боярская и княжеская челядь, а также ремесленники, но не все, а лишь те, что обслуживали боярские хоромы и княжеский двор. Они строили в детинце также монастыри и церкви, а также убежища, которые во время осады являлись последним убежищем уцелевших горожан.

Вторую часть города составлял упомянутый выше окольный град или же посад, являющийся по сути городом. Обычно он располагался с равнинной стороны и обносился укреплением, которое часто было намного мощнее, чем укрепление детинца.

Именно в окольном ряде и располагались основные кварталы ремесленников, торговой площади, монастырей, многочисленных церквей и купеческих подворий. По мере разрастания города, к нему присоединялись новые территории, обносящиеся также стенами. По данным исследователей и археологов посады достигали масштабов нескольких гектаров.

За городскими стенами размещались стороны, концы или предместья, являющиеся ремесленными поселениями, которые возникали из-за некоторых особенностей профессии. К примеру, кожевникам удобнее было располагать свои мастерские и дома ближе к воде, а гончары обычно расселялись около больших выходов глины. Тут же располагались и торговые поселения. Кроме того, в предместьях обычно селились другие отличные этнические группы (евреи, немцы и др.). Данные поселения также могли иметь собственные укрепления.

Сами же ремесленники очень часто являлись и строителями оборонительных сооружений, а также валов, которые предназначались для укрытия горожан.

Конечно же, торговцы по своему более высокому статусу селились в более роскошных кварталах и домах. Кстати, линии улиц были прямые, что позволяло с лёгкостью разделять группы.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

  • Введение
  • 1. Общие сведения о возникновении московских ремесел
  • 2. Ремесла для жителей города в названиях городских улиц
  • 3. Ремесла для обеспечения нужд царского двора
  • Заключение
  • Список использованных источников

Введение

Во многих русских городах, возникших в развилке рек, также наблюдается наслоение линий обороны на открытой стороне междуречья; но интенсивное развитие города в этом направлении имеет свой предел, причины которого все большее удаление новых посадов от центра и растянутость линии обороны. Поэтому Москва начала расти еще в двух направлениях: в первую очередь в Занеглименье, район, отделенный от Кремля и Китай-города рекой Неглинной, а также восточнее центра, между Неглинной и Яузой. Туда, из тесного Великого Посада переселялись ремесленники, застраивая целые слободы: ремесло каретников оставило нам Каретный ряд, Большой и Малый Каретные переулки, кожевенников - Сыромятнические верхнюю и нижнюю улицы, набережную, проезд и 2 переулка,всевозможные яства делались мастерами на Поварской улице, Столовом, Хлебном, Калашном, Скатертном переулках, точно также говорят о своих жителях Дегтярный, Столешников, Скорняжный, Колпачный переулки, улицы Пушечная. Улица Кузнецкий мост в этом плане интересная не только своими жителями, но и расположением - по-видимому, она была частью укрепленной ограды Занеглименья.

Поэтому весьма актуально рассмотреть историю названий московских улиц.

Целью данной работы является исследование московских ремесел в названиях современных улиц г. Москвы.

В соответствии с обозначенной целью в работе предстоит решить ряд задач, таких как:

Рассмотреть краткую историю появления различных ремесел в г. Москве;

Изучить названия московских улиц, связанные с ремеслами;

Описать ремесла для жителей города в названия улиц Москвы;

Охарактеризовать ремесла для обеспечения нужд царского двора;

Сделать выводы по работе в целом.

1. Общие сведения о возникновении московских ремесел

О том, какое значение имели разнообразные ремесла в жизни развитого русского города, говорит, к примеру, то обстоятельство, что названия ремесел в буквальном смысле пронизывают всю городскую топонимику. К примеру, целый небольшой город мог называться по развитому в нем оружейному ремеслу - Бронницы. Характерен тот факт, что такие города были расположены рядом с другим крупным городом, который нуждался в подобной продукции. Таких городов сейчас существует два - сохранившийся до сегодняшних дней в Московской области и существовавший в эпоху средневековья в Новгородской земле (Бронниче).

Слобода - поселение ремесленников одной профессии. Эти поселения упоминаются в документах о Москве 14 века. Вид слободы имели вполне деревенский: деревянные домики с огородами, церковь. Почти каждый дом был одновременно и мастерской ремесленника. Каждая слобода м называлась по профессии своих жителей. Любой из нас, пройдя по улочкам в центре Москвы, может из их названий узнать какие мастера-ремесленники здесь жили. Чем же занимались жители Москвы в разные века? Какими ремёслами?

Слобода кузнецов при Иване III (с конца 15 века) расселилась в районе современной улицы Кузнецкий мост. Позднее Кузнецкая слобода увеличилась в размерах и располагалась в районе нынешних Новокузнецкой улицы и Новокузнецких переулков. В 17 веке в Москве насчитывалось более 300 ремесленников, занятых кузнечным делом. Московские кузнецы выполняли главным образом мелкую работу. Кроме «подкованья» лошадей они делали новые и чинили старые топоры, косы, железные котлы. Особенно большой спрос был на большие и малые гвозди. Имелись в городе и отдельные профессии замочников, выделывавших замки, и ножёвщиков, делавших ножи.

С давнего времени два вида работ по металлу получили особое распространение в Москве - изготовление предметов роскоши и оружия. Железных дел мастера изготавливали железные и бронзовые булавки, подвески различной формы и круглые пуговицы с выступом в центре. Красивые золотые, серебряные, бронзовые пуговицы тонкой работы были важной деталью костюма богатого человека. Кроме булавок и пуговиц столичные литейщики производили все виды металлических украшений для праздничного наряда жителей подмосковных деревень: височные кольца, перстни, браслеты. Старинные пуговицы Основным видом женских головных украшений у славян были височные кольца. Женщины подвешивали височные кольца к головному убору на лентах или ремешках. Иногда кольца вплетали в волосы, а кое-где и вставляли в мочку уха. Девушки-подростки, не вошедшие в возраст невест, совсем не носили височных колец. Девушки-невесты и молодые замужние женщины нуждались в усиленной защите от злых сил. Их височные кольца особенно были нарядны и красивы.

Многие ремесленники выполняли царские заказы - например, бронники, жившие в районе Большой и Малой Бронных улиц, и басманники, давшие имя Старой и Новой Басманным улицам. Басманники занимались чеканкой по металлу. Басмой на Руси называли тонкие листы металла (серебряные, медные, золотые) с вытесненным, вычеканенным рельефным рисунком, применявшиеся для различных украшений. Например, они применялись для украшения икон. Поэтому становится понятным, почему слобода этих ремесленников называлась Басманной. Церковное кадило (16-17 век). Выполнено мастерами Московского Кремля - талантливыми умельцами Третьяком Пестриковым и Даниилом Осиповым. Височные кольца (12 век). Чеканка по золоту. Браслет (конец 12 - начало 13 века). Чеканка по золоту.

Бронники делали оружие и «броню» - кольчуги и латы для войска. Уже с 14-15 века высоко ценились щиты для воинов, сделанные московскими мастерами. В 16 веке в Москве в большом количестве стали изготавливать шлемы. Кольчуга (конец 16 века), принадлежала царю Борису Годунову Шлемы (12-16 век) Доспехи русского воина 14 века.

С 14 века московские ремесленники стали отливать колокола. И в этой области Москва шла впереди других русских городов. Имя литейщика впервые упомянуто в 1342 году в Третьей Новгородской летописи: «Повеле владыка Василiй слiяти колоколъ великий къ Святей Софiи и приведе мастера съ Москвы, человека добра, именемъ Бориска». Четырьмя годами позже это же имя встречается в сообщении о первом известном литье колоколов в Москве. Потребность в колоколах была постоянной. Даже в 16-17 веках отливка большого колокола привлекала внимание современников, нередко отмечавших это событие в своих записях.

В 1480 году было окончательно покончено с татаро-монгольским игом и русское государство смогло заняться активным развитием литейного дела. В 1475 году недалеко от Фроловской (ныне Спасской) башни Кремля была открыта так называемая «Пушечная изба», которая потом выросла в Пушечный двор. После очередного пожара в 1500 году пушечное производство было перенесено на левый берег реки Неглинки. В современной Москве о месте расположения Пушечного двора напоминает Пушечная улица, соединяющая Неглинную улицу и Лубянскую площадь. Московский Пушечный двор был главным производителем качественных колоколов и полевой артиллерии в государстве на протяжении почти 300 лет. На Пушечном дворе работало до 400--500 мастеров, подмастерьев и учеников 32 профессий (пушечники, литцы, кузнецы и др.).

С конца 15 века мастера освоили литье пушек и Москва стала центром производства огнестрельного оружия и боеприпасов. Градские люди, или горожане, занимались производством пороха по найму или повинности. Для нас же важно отметить, что количество погибших говорит о крупном производстве 16 века. Царь-пушка, отлитая Андреем Чоховым, была создана в 1586 году в Москве, на Пушечном дворе, во время правления сына Ивана Грозного Федора Ивановича. Пушка весит 40 000 кг. Пушки XVI века Русская артиллерия впервые успешно использовалась в полевых боях в октябре 1480 года.

Работали с металлом и мастера-котельники. В отличие от кузнецов, котельники работали с медью и оловом, а селились они около Москвы-реки. О их слободе нам напоминают пять Котельнических переулков и Котельническая набережная современной Москвы. Котельники делали медную и оловянную посуду для домашнего обхода (например, котлы для варки пищи) и разные предметы, нужные для церковной службы - например, кадила.

В XII в. город Москва занимал сравнительно небольшую площадь. К XIV в. его территория расширилась до 1,02 кв. км и к XVI в.-- до 5,4 кв. километра. Москва XVII в. расширила свои границы до 19 кв. км (площадь в черте Земляного города). Официальная городская черта в XIX и начале XX в.-- «Камер-коллежский вал» -- занимала площадь в 71 кв. километр.

Купеческая московская городская дума энергично противилась последующему расширению городской черты, потому что с каждым таким расширением Москва принимала в свои пределы неблагоустроенные рабочие окраины: только в 1917 г. граница Москвы была проведена по кольцевой Окружной железной дороге, которая соединяла подходящие к городу радиальные железнодорожные магистрали, и площадь Москвы увеличилась сразу в три раза -- до 228 кв. километров.

В Кремле XVI в. размещался двор, высшее духовенство.

В Китай-городе, который являлся центром московской торговли, находились дворяне, бояре, некоторая часть богатых купцов и духовенство.

В Белом городе, помимо домов дворян с их челядью, были размещены и некоторые производства, к примеру, производство оружия на р. Неглинной (отсюда название улиц в центре Москвы: Кузнецкий мост и Пушечная).

Первоначальная веерная система превращалась в более обширную, с радиусами и кольцевыми звеньями. В XVI веке вся сложившаяся система растущих посадов была обнесена мощной кирпичной выбеленной стеной - Белым городом или Царь-городом длиной 9 км, огибающей Кремль и Китай-город широкой подковой, упирающейся в высокие берега Москвы-реки. Расположенная в соответствии с условиями рельефа, она начиналась на западе на высоком левом берегу ручья Черторыя, который заполнял ров перед стеной (современный Чертольский переулок), северная часть проходила вдоль безымянных ручьев, впадавшим с обеих сторон в речку Неглинную, восточная по речке Рачке, образовывавшей Поганый пруд и далее впадавшей в Яузу. Под прикрытием стены располагалась улица, служившая для маневра в случае нападения, а снаружи стены было достаточно места для рынков. Стена имела 10 ворот в местах пересечения с дорогами, которые в большинстве своем направляются как раз к монастырям, о которых говорилось выше. Соответственно, улицы и переулки вокруг получили названия: Петровка - Петровские ворота - Петровский переулок, Рождественка, Сретенка - Сретенские ворота. Значительно позже, к концу XVIII века, Москва разрастется настолько, что оборонительная стена Белого города утратит свое стратегическое значение и будет разобрана, а её место займут 9 красивых бульваров с теми же названиями - Петровский, Рождественский, Никитский, Страстной, Сретенский бульвары. Хотя не все бульвары получили свое название таким образом: Чистопрудный бульвар назвался от названия Чистого пруда, бывшего Поганым прудом в связи с тем, что там была свалка отходов с соседней - Мясницкой улицы, а в XVII веке очищенного и потому переименованного.

Однако и подкова Белого города уже не охватывала всей Москвы, вне его оказались Замоскворечье (Заречье, как тогда оно называлось), Заяузье и многочисленные предместья на периферии. На крутом левом берегу Яузы строились слободы ремесленников, чей труд был связан с огнем - кузнецов, гончаров, котельников, таганников, чтобы отгородить водной преградой город от самого страшного врага - пожара. Об этом свидетельствуют Гончарные улица, проезд и переулок, Таганская улица, Котельнические улица и набережная.

Заречье интенсивно обживалось уже в XV веке. За старицей Москвы-реки, позднее превращенной в водоотводный канал, между Ордынкой и Якиманкой находилась Кадашевская слобода - в XVII веке ставшая центром ткацкого производства (напоминание об этом - Кадашевская набережная). В конце XV века сюда же, в Заречье, переселились кожевенники, когда их ремесло отделилось от сапожного - возникла слобода о которой теперь говорят Кожевническая улица и два переулка.

Стремясь надежно защитить весь город в связи с ожиданием татарского набега, москвичи в 1591 году обнесли его еще одной линией укреплений, которая уже описала полный круг и имела в периметре более 16 км. Укрепления представляли собой вал с деревянной стеной высотой около 3 м., имевшей 57 башен и ров с водой. Этот Деревянный город, или Скородом прошел по линии современного Садового кольца, об этом напоминают Земляной вал, Валовая улица, Крымский вал, Коровий вал. В отличие от линии Белого города, прошедшей по границам существующих построек и учитывавшей особенности топографии, Скородом имел форму почти правильного кольца и достаточный запас территории для дальнейшего развития города; так была окончательно заложена основа для дальнейшей обращенной к центру радиально-концентрической системы, причем переход от начального секторного плана произошел совершенно естественно. Ворота Белого города постепенно превращались в сложные транспортные узлы: к ним сходились дороги от нескольких ворот Скородома. Четкий круг продолжали слободы, группировавшиеся по берегам рек и вдоль дорог, деревни и села, усадьбы и монастыри со своими слободами. Пока они были разделены рощами, полями, болотами, но постепенно разрастаясь, приближались друг к другу Фонд возрождения национальных традиций -- [Электронный ресурс] -- Режим доступа. -- URL:http://www.stfond.ru/news.htm?id=11309 (дата обращения 18.03.2016). .

2. Ремесла для жителей города в названиях городских улиц

Большая часть домашней посуды была из глины, а делали эту посуду - гончары. Проживали гончары рядом с котельниками. Об этом нам напоминают названия улиц Москвы - Гончарные набережная и улица, два Гончарных переулка и Гончарный проезд. Гончары лепили горшки, миски и кастрюли, кувшины и фляги. Кроме посуды гончары изготовляли детские игрушки в виде медведей, лошадок и птичек-свистулек. А ещё для украшения зданий гончары изготавливали красно-коричневые плитки с выпуклым орнаментом.

Большой и Малый Спасоглинищевские переулки (располагаются в районе метро «Китай-город») были названы так по церкви Спаса, «что в Глинищах». Впервые в сохранившихся источниках Глинищи упоминаются в документах Адриана Ярлыка -- старца Симонова монастыря, составленных в 1460 году. Название этого поселения достаточно прозрачно. Здесь жили глинники - мастера, изготовлявшие глиняные печи. Если кто-нибудь собирался делать в доме печь, то при встрече с мастером непременно говорил: «Прошу, пожалуй, на печебитье!».

Одним из самых развитых в старинной Москве было кожевенно-сапожное производство, городские жители всегда нуждались в кожаной обуви.

До начала 15 века кожевенное производство еще не совсем отделилось от сапожного, поэтому «усмарь» (кожемяка) и «усмошвец» (сапожник) совмещались в одном лице. Открытые в Москве мастерские являлись одновременно и кожевенными, и сапожными.

Позднее эти два вида ремёсел стали существовать отдельно друг от друга. Одни выделывали кожу, другие из неё шили обувь.

На правом берегу Москвы-реки, на месте современной Кожевнической улицы возникла Кожевенная слобода.

Мастерские же сапожников, в которых изготовляли, чинили и продавали обувь, в отличие от компактно размещенной кожевенной слободы, оказались рассеянными по всей территории Великого посада.

Была в Москве и еще одна слобода, где занимались выделкой кожи и кожевенных изделий. На правом берегу Яузы неподалеку от современного Курского вокзала вымачивали шкуру в овсяном квасе и затем сильно мяли ее.

После вымачивания получалась не кожа в собственном смысле этого слова, а сыромятина, недубленая кожа. Мастера этого дела назывались сыромятниками. Сыромятина шла на выделку различных ремней и упряжи. Кроме того, сыромятники выполняли первичную выделку шкур пушных зверей.

До сих пор Сыромятническими называются часть набережной Яузы и несколько окрестных улиц и переулков. Среди жителей Сыромятнической слободы было много шорников, продукция которых - конская упряжь - находила широкий сбыт как среди москвичей, так и среди приезжавших в город крестьян. Парадная конская упряжь.

Работали в Москве и резчики по дереву и кости. Из дерева ремесленники мастерили посуду (миски, ковши, черпаки, ложки), гребни, крестики, игрушки. Из кости вырезали миниатюрные ложечки, пуговицы, накладки с орнаментом на ножи и кинжалы, шахматные фигурки и печати.

Сначала все это резалось от руки, позднее отдельные вещи (круглую посуду, шахматные фигурки и пр.) стали изготавливать на токарном станке. Фронтон крестьянской избы со светёлочным окном - 1882 г. Пряничные формы - 19 век Ковш-наливка. 18 век. Ковшом-наливкой черпали хмельные напитки, квас и воду из большого сосуда. Детальные рисунки для постройки церкви Накладка на рукоять ножа, резьба по кости

Об уровне развития искусства художественной резьбы можно судить по такому выдающемуся ее памятнику, как царское место в Успенском соборе Московского Кремля. На поверхностях этой крытой шатром царской ложи вырезаны сцены из жизни московского царского двора 16 века.

Плотников переулок назван был по Плотничьей слободе. По преданию, царь Михаил Федорович, восстанавливая Москву после Смутного времени, собрал из разных мест плотников и поселил их на Арбате. Всего, по данным 1638 года, в Москве насчитывалось 124 плотника.

Профессия плотника была одной из самых востребованных в Москве Баркова Э.В. Приоритеты политики в сфере народной культуры. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Народное искусство России. Традиция и современность». Сборник. Вологда, 2008. С. 21. .

В следующей главе рассмотрим ремесла для обеспечения нужд царского двора.

3. Ремесла для обеспечения нужд царского двора

В 17 веке в Москве был целый ряд дворцовых слобод, жители которых обязаны были обеспечивать царский двор.

Существовали следующие слободы: Барашская, Денежная, Дорогомиловская (ямская или «гонная»), Иконная, Казенная, Конюшенная, Котельная, Огородная, Переславская гонная, Печатная, Садовничья, Суконная, Хамовная, Ямская и многие другие.

В Москве существовало учреждение, которое ведало царской едой - Сытный двор. Пространство между нынешними Поварской и Большой Никитской улицами в XVII в. было занято «кормовой» Поварской слободой. Её обитатели дали названия Поварской улице, Хлебному, Скатертному, Ножовому и Столовому переулкам. По данным 1573 г., организацией продовольственного обслуживания царского дворца занималось 477 человек. Даже сейчас, гуляя в тех краях, можно догадаться, кто где жил. В Ножовом переулке - точильщики ножей, в Скатёрном - скатертники, отвечавшие за столовое бельё, в Хлебном - дворцовые пекари. Среди приписанных к Сытному двору работников числились сытники (они подавали царю сосуды с питьем (сытой) и несли свечи перед шествием, если царь отправлялся куда-нибудь вечерней порой), помясы (занимались сбором лекарственных трав), хлебники, подключники (помощники ключников, в ведении которых находились продовольственные запасы) и представители других специальностей. Еще об одной слободе -- Блинниках напоминает церковь Николая Чудотворца, «что в Блинниках» (иногда она упоминается «что в Кленниках»), располагавшаяся в начале улицы Маросейки. Слободу населяли блинники -- мастера, изготовлявшие блины.

Проживавшие в Кисельных переулках кисельники варили кисели - причём не только из ягод и фруктов, но и из гороха и овса.

Есть в городе Кисловские переулки: Большой, Малый, Средний и Нижний. Их названия - всё, что осталось от Кисловских слобод, где жили кислошники. Они готовили квасы и квашенную капусту, солили впрок грибы и овощи. А овощи выращивали в Огородной слободе.

Между сегодняшними Покровкой и Мясницкой располагалась дворцовая Огородная слобода, обитатели которой поставляли различные овощи. Из них наибольший спрос имели капуста и огурцы. Из других овощей наиболее распространенными культурами являлись морковь, лук, чеснок, редька, свекла. Из фруктов наиболее популярными были яблоки. Несмотря на суровость московского климата, для нужд двора здешние огородники умудрялись выращивать в парниках даже арбузы и дыни. Память о слободе сохранилась в названии переулка Огородная слобода. Она была одной из самых больших в Москве. В 1638 году в ней значились 174 двора, а к 1679 году их число возросло до 373.

В непосредственной близости от Кремля рос огромный царский сад. Здесь располагались Садовые слободы (Верхняя, Средняя и Нижняя), заселённые княжескими садовниками. О существовании этих слобод напоминают сегодняшние Садовнические набережная, улица и переулок. Вдоль Москвы-реки, от современного Краснохолмского моста до моста Крымского, рос огромный царский сад (на карте - внутри зелёного контура)

По соседству с Садовыми слободами располагалась в 17 веке Овчинная слобода, обитатели которой поставляли для дворцовых нужд шерсть и овчины. Выделка овечьих шкур являлась особым видом производства со своей спецификой и ею занимались овчинники, которые жили на правом берегу Москвы-реки. Слобода была довольно большой: в 1632 и 1658 годах в ней насчитывалось 103 двора. О бывшей слободе ныне напоминают названия Овчинниковской набережной и переулков -- Большого и Среднего (существовал еще и Малый) Овчинниковских, а также соседнего Руновского.

Находящийся близ Арбатской площади Филипповский переулок прежде именовался Иконным, по находившейся здесь до середины 17 века Иконной слободе, в которой жили царские иконописцы.

Чтобы обеспечить русских государей и их свиту услугами ткачей, на берег Москвы-реки из-под Твери переселили целую деревню ткачей - хамомвников. Так возникла Хамомвнная слобода, давшая название современному району Хамомвники. Хамомвники делали ткани, украшавшие комнаты в царских дворцах. Мастера хамомвники находились на особом положении. Они не могли уходить на жительство из своей слободы куда-либо еще, не имели права отдавать дочерей и сестёр замуж в другие слободы. Поселиться же в Хамовной слободе было практически невозможно. Для этого следовало подать челобитную самому государю.

Ткачи - кадашим жили и в деревне Кадашёво, в районе теперешней Кадашёвской набережной и трёх переулков. Они изготавливали, главным образом, льняные ткани. Здесь жили ткачи, швеи, вышивальщицы.

Долгое время ткачи работали на дому, а если оставалась лишняя материя, могли её продать или оставить себе. Но в 17 веке Кадашёвская слобода стала поселением со строгим режимом жизни: ткачей собрали в мастерской, за их работой постоянно наблюдала представительница царицы, все изделия забирал царский двор, а жители слободы не имели права без особого разрешения уходить за пределы своего поселения.

Есть среди улиц Москвы Колпачный переулок. Как полагают, он был назван по Колпачной слободе, где жили ремесленники, делавшие колпаки - колпачники. Сейчас под этим словом, имеющим татарское происхождение, понимают головной убор. Но в древности первоначально так именовали высокую суживающуюся кверху шапку.

У неё был узкий меховой отворот и одна или две прорехи, к которым прикреплялись пуговицы и запоны (специальные застежки для кольчужной сетки, привешивавшейся к шлемам типов колпак и шишак). Зимой колпаки подбивали мехом, который затем выворачивали наружу широкой полосой. Колпаком также называли воинское наголовье, состоявшее из венца или околышка и навертья или высокой остроконечной тульи. Иногда для защиты щек, затылка и плеч к этому наголовью прикреплялась кольчужная сетка, застегивавшаяся у шеи или на груди запонами. Позднее словом «колпак» стали называть головные уборы простонародья.

В старину русские носили высокие остроконечные шапки - колпаки. Потом стали носить шапки с мягкою, придавленною к голове верхней частью, от чего они казались низкими и плоскими. У людей богатых и знатных, например князей, колпаки были из тонкого сукна и бархата; у государей -- из бархата, атласа и других золотных и шелковых тканей, с вышитыми или нашитыми украшениями из золота, жемчуга и драгоценных камней. Меха в таких колпаках были самые лучшие и дорогие. Для простонародья же головные уборы делались из войлока и других дешёвых материалов, на зиму - с дешёвой меховой отделкой.

Денежный переулок напоминает о Денежной слободе, в которой жили денежники, чеканившие монеты. Впервые чеканка монет в Москве началась в конце 14 века при Дмитрии Донском. Среди них, кроме собственно денежных мастеров, имелись чеканщики, подметчики, резальщики, тянульщики, отжигальщики. Эти мастера принимались на Денежный двор «из вольных и из торговых людей, кто похочет». Принимаемый в мастера обязан был принести присягу в добросовестной работе и, кроме того, представить поручительство посторонних лиц, которые гарантировали, что мастер не будет красть серебра, примешивать в серебро медь и олово, воровать, подделывать чеканы и делать фальшивые деньги. Но и этого было недостаточно. По свидетельству подьячего Посольского приказа, писателя 17 века Григория Котошихина, когда мастера «для денежного дела ходят на Двор, или из Двора, и их осматривают донага, чтоб они не приносили меди и олова и свинцу, или из Двора чего не снесли». Шесть Монетчиковских переулков расположились на месте Монетчиков -- слободы мастеров монетного дела. Монету здесь чеканили с 1701 по 1736 г.

Два Казенных переулка (Большой и Малый) сохраняют память о Казенной слободе, располагавшейся с правой стороны улицы Покровки. В древней Руси казной называли запасы всяких вещей, драгоценных камней, денег и т.п. Отсюда выражения: казна домовая, казна постельная, казна золотая, казна серебряная… Но чаще всего это слово употреблялось по отношению к великокняжеской, а затем царской казне. С конца 15 века ею заведовали казначеи, а затем Казенный приказ, впервые упоминающийся в 1578 году. Сама казна помещалась в Кремле, при Благовещенском соборе. Ее обширные и прекрасно устроенные кладовые под собором сохранялись очень длительное время, вплоть до начала XX в. Значительной частью казны являлись меха, различные наряды и другие ценные вещи. Основное население слободы составляли дворцовые служители, хранившие различного рода дворцовое имущество.

Заключение

Таким образом, в заключении следует сделать вывод по рассмотренной теме.

С самых давних времён Москва входила в число самых больших ремесленных городов Европы. Несколько веков своей истории Москва была единым городом и в то же время состояла из множества отдельных поселений: обычных деревень и различных слобод.

Кроме того, что Москва использовала хозяйственное разделение труда между расположенными вокруг нее княжествами, она и сама принимала участие в торговле различными товарами, которые производились в Московском княжестве. Этому благоприятствовало то обстоятельство, что Москва скрепляла местности с весьма разными экономическими возможностями и природными условиями.

Как ни важно было торгово-транспортное положение Москвы, но оно было только одним из условий развития города и не может полностью объяснить неуклонного роста Москвы и ее улиц. Намного важнее то, что Москва рано стала крупным центром ремесла. Ее окружали древние ремесленные пункты. Поэтому Москва принимала участие в хозяйственном разделении труда между княжествами как центр растущего района народных промыслов -- деревообрабатывающих, металлических, гончарных, камнетесных и других, для которых различные природные ресурсы бассейна Москвы-реки (известняки, руды, песчаники, глины, лес и т. д.) создавали хорошую сырьевую базу. ремесло москва оборона царский

Конечно, не может быть одной какой-либо причины возвышения Москвы -- здесь действовали их сочетания, причем на различных исторических стадиях развития Москвы на первый план выдвигалась то одна, то другая конкретная причина и имело значение то одно, то другое условие.

В больших городах целые улицы и районы назывались по наиболее важным ремеслам - Оружейная (позднее - Ружейная), Бронная, Кузнецкие слободы в Москве, Щитная улица в Новгороде Великом и т. п.

Также следует указать Плотницкий и Гончарский концы Новгорода, Гончарную слободу в Москве, Кирпичную - в Балахне, Красильницкую улицу - в Новгороде, Кузнецкие ворота - в Южном Переяславле и т. д. Данные древние названия сохранились до нашего времени, несмотря на настойчивое стремление к переименованиям улиц, которое свойственно многим эпохам.

Большое значение имеет развитие в городах таких ремесел, как портновское, ткацкое, кожевенное, скорняжное, литейно-ювелирное, ложное, которые обслуживали не только окрестное крестьянство, но и горожан (особенно сапожное, потому что крестьяне до XIX в. ходили в лаптях), благодаря чему в городах быстрее, чем в деревнях, вытеснялись такие домашние занятия, как шитье одежды, ткачество, изготовление обуви.

Пожалуй, не меньшее, если не большее значение для рассматриваемой темы имеет появление в городе особенной группы ремесленных профессий, которые были связаны с изготовлением пищи,- пирожников, хлебников, калачников, блинников, квасников, мясников, пивоваров, сытников и т. п. Следует также отметить, что развитие данных профессий является критерием «качественной» урбанизации поселения, потому что указывает на значительное преодоление замкнутости домашнего хозяйства, которое изначально стремилось самостоятельно удовлетворять все потребности членов семьи и в особенности долго воздерживалось от приобретения на рынках готовой пищи. В то же время наличие ремесленников, которые специализировались на изготовлении еды, говорит о развитии общественного, в частности, торгового, быта (приезжие, да и сами горожане могли питаться вне дома, прямо на торгу), а, следовательно, - и о развитии денежного обращения, которое позволяло себе такие мелкие расходы. В Туле в середине XVI в. приблизительно треть всех лавок на рынке торговала различного рода продуктами.

В конце концов, о развитии городов говорит и распространение профессии строителей - плотников, а позднее и каменщиков, так как деревенские жители до XIX в. достаточно редко пользовались услугами специалистов.

Следует отметить, что официальные сведения, которые относятся к средневековью, неизбежно занижают число живущих в городе ремесленников. Специалисты-ремесленники были и среди челяди, которая проживала в городе феодалов. Торговлей и ремеслами занимались многие «дворники», которые жили в осадных дворах таких феодалов, а с XVI в., когда появились стрельцы и другие служилые люди по прибору - воротники, пушкари и т. п., многие из них тоже занимались торговлей и ремеслами.

С данной точки зрения нужно корректировать как сами официальные данные о наличии в городе торговцев и ремесленников, так и выводы о размещении ремесел, о социальной топографии, которые могли развиваться не только в стрелецких, но и в ремесленных слободах.

Список использованных источников

1. Баркова Э.В. Приоритеты политики в сфере народной культуры. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Народное искусство России. Традиция и современность». Сборник. Вологда, 2008. С. 21.

2. Фонд возрождения национальных традиций -- [Электронный ресурс] -- Режим доступа. -- URL:http://www.stfond.ru/news.htm?id=11309 (дата обращения 18.03.2016).

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Історія виникнення перших ремісничих цехових організацій в Прилуках. Сировина, що вироблялася в господарстві, в основі селянських ремесел. Поширення на Прилуччині теслярства, ковальства, кушнірства, кравецького ремесла, ткацтва, гончарства, бондарства.

    реферат , добавлен 09.06.2011

    Объединение русских земель вокруг Москвы, причины и предпосылки, а также факторы развития данного процесса. Значение возвышения Москвы в истории государства. Оформление государственности в Московском княжестве, политический строй и социальные отношения.

    контрольная работа , добавлен 16.10.2014

    Церимонии царского двора во второй половине XVIII века. Эпоха царствования Екатерины II – эпоха просвещённого абсолютизма. Быт и обычаи царского двора при императоре Александре I. Казарменный быт и обычаи царского двора при императоре Павле I.

    курсовая работа , добавлен 20.11.2008

    Эволюция хозяйственных систем азиатских государств в средние века. Основные черты феодальной экономики стран Востока. Организация ремесла и хозяйственное значение городов. Расширение восточной торговли. Социально-экономическая организация кочевых народов.

    контрольная работа , добавлен 19.07.2009

    Начало объединительных процессов на русских землях в XIII–XIV вв. Образование Московского княжества и политика князей. Династическая война в Московском княжестве. Завершение объединения русских земель. Освобождение Руси от ордынской зависимости.

    презентация , добавлен 11.03.2015

    "Книга ремесел" (Livre des metiers) Э. Буало как ценный источник по истории парижского ремесла XIII в. и средневекового цехового строя. Топография Парижа XIII в. и расслоение населения на богатых, бедных и средний класс. Органы цехового управления.

    реферат , добавлен 10.05.2014

    Первое упоминание о Москве и причины её возвышения. Географическое положение Москвы. Политическая деятельность первых московских князей. Влияние православной церкви на возвышение Москвы. Междуусобица в первой половине XV века.

    реферат , добавлен 07.10.2004

    История освобождения Москвы ополченцами под предводительством князей Минина и Пожарского. Сосредоточение реальной власти в Москве в руках руководителей польского гарнизона с октября 1610 года. Сопротивление народа появлению в Москве вооруженных иноземцев.

    презентация , добавлен 25.04.2012

    Виникнення індійської цивілізації. Розвиток торгівлі і ремесла. Основне заняття населення - землеробство. Сільське господарство і ремесла. Розвиток тваринності. Вплив науки на господарство. Успіхи індійської медицини. Перехід до классового суспільства.

    реферат , добавлен 20.11.2008

    Зодчество в удельную эпоху. Живопись. Литейное, чеканное, ювелирное и другие художественные ремесла. Образованность. Прилив греческих, славянских книг в XIV и начале XV века. Литература удельной эпохи. Общий уровень духовного развития русского общества.

Народные промыслы и ремёсла издавна занимали важное место в хозяйстве России и являлись неотъемлемой частью отечественной культуры. Долгие гонения на частную собственность и мастеров-одиночек, начавшиеся после октябрьского переворота, и продолжающееся до сих пор, нанесли урон не только заводам и фабрикам, но и мелким предприятиям, на которых мастера-умельцы всей семьёй с немногочисленными подмастерьями производили штучный товар. Пресловутая «коллективизация», о которой известно по деяниям большевиков в сельском хозяйстве, нанесла удар и по кустарному производству. Недолгий период так называемой Новой Экономической Политики не в счёт – кустари были согнаны в артели, которые работали по планам «сверху». Планировались не только объём продукции, но и ассортимент. И всё – в строгом соответствии с «идеологическими установками». Для индивидуального творчества места не оставалось. Постепенно это привело к деградации многих народных промыслов. Шедевры создавались лишь для зарубежных выставок и (или) по специальным заказам. Это создавало видимость заботы государства о народном творчестве. А ведь именно в годы советской власти исчезли или оказались на грани исчезновения такие народные промыслы, как петровская глиняная игрушка (Костромская обл.), глиняная игрушка Кубани (Краснодарский край), «кайтагская» вышивка (Дагестан) и некоторые другие.

Несмотря на все зигзаги истории и пренебрежительное отношение к ручному труду, Россия – одна из немногих стран мира, всё же сумевшая сохранить исторические традиции и стилевые особенности развития ряда народных промыслов. В настоящее время интерес к народному творчеству и мастерам русской школы усиливается во многих странах мира, и Россия не исключение. На основе старинных традиций и технологий народного искусства во многих городах и сёлах возрождаются народные промыслы, основываясь на мастерах русской школы ваяния и зодчества. В нашей стране возрождение народных промыслов связано не только с растущей популярностью народного творчества, но и с необходимостью его углубленного изучения и желанием сохранить для будущих поколений творения народных мастеров русской школы. Современные народные промыслы, в отличие от народного искусства прошлого, это художественные производства. Уже само их название, заменившее применявшееся ранее – «кустарные промыслы», характеризует их направленность на решение художественных задач. В то же время, народные промыслы русской школы являются не просто одним из компонентов профессионального искусства, а специализированной частью декоративно прикладного искусства.

Мезенская, или палащельская роспись

Мезенская, или палащельская роспись, как русский народный промысел, берёт свои истоки в начале 19 века. На реке Мезень, что в Архангельском крае, жили русские люди и долгими зимними вечерами претворяли в ней свой взгляд на мир, свои надежды, чувства и верования.

Росписывались ею нехитрые предметы домашней утвари – сундуки, ковши, короба, прялки. Позднее центром мезенской росписи стала деревня Палащелье (отсюда и второе название).

Прежде всего, мезенская роспись – это свой самобытный орнамент. Этот орнамент притягивает и завораживает, не смотря на свою кажущуюся простоту. А предметы, расписанные мезенской росписью, как будто светятся изнутри, источая добро и мудрость предков. Каждая деталь орнамента мезенской росписи глубоко символична. Каждый квадратик и ромбик, листик и веточка, зверь или птица - находятся именно в том месте, где они и должны быть, чтобы рассказать нам рассказ леса, ветра, земли и неба, мысли художника и древние образы северных славян.

Символы зверей, птиц, плодородия, урожая, огня, неба, других стихий идут ещё с наскальных рисунков и являются видом древнего письма, передающем традиции народов Севера России. Так, например изображение коня в традиции народов, издревле населявших эту местность, символизирует восход солнца, а изображение утки – это порядок вещей, она уносит солнце в подводный мир до рассвета и хранит его там.

Естественно, вся роспись делается только вручную, и согрета теплом рук и мыслями самих художников, потомков старых мезенских мастеров.

Традиционно предметы, расписанные мезенской росписью, имеют только два цвета – красный и чёрный (сажа и охра, позднее сурик). Роспись наносилась на негрунтованное дерево специальной деревянной палочкой (тиской), пером глухаря или тетерева, кисточкой из человеческого волоса. Затем изделие олифилось, что придавало ему золотистый цвет. В настоящее время в целом технология и техника мезенской росписи сохранились, за исключением разве что того, что чаще стали применяться кисти.

Некоторое внутреннее различие современной мезенской росписи от старой ощущается и потому, что изначально роспись производилась только мужчинами, тогда как в наше время ею больше занимаются женщины.

Мастера

Имена и фамилии мастеров упоминаются крайне редко. Личность творца материальной культуры не интересовала собирателей и не известна широким массам. В задачи искусствоведов входило описание ремесел, мастера воспринимались как рядовые представители традиции. Специалистов, прежде всего, интересовали достижения в традиционных ремеслах, а не личность конкретного носителя материальной культуры, знакомство с которым предполагало обобщение результатов его деятельности за длительный период творчества.

Раскрытие роли мастера в традиционных ремеслах требует комплексного подхода. На основе имеющейся информации сделаем попытку показать его роль в организации работ, сохранении и развитии традиций и обучении ремеслу.

Формирование мастера, его учеба происходили по традиционной для народных ремесел последовательности: ученик – подмастерье – мастеровой – мастер первой руки – Мастер – Творец. Начиная помогать деду, отцу или близким родственникам, мальчик приобретал навыки и получал советы старших. Как правило, полученные опыт и навыки, не подвергались критике. Авторитет учителей был велик, полученные знания закреплялись в дельнейшей практике и использовались всю жизнь. Мастеровой средней руки до глубокой старости работал «как знает», «как старики говорили (делали)". Полученные от старших навыки закреплялись работой в артели, где учил и воспитывал коллектив. Через несколько лет наступало время, когда способности и характер личности превращали подмастерье в самостоятельно работающего ремесленника, который или оставался исполнителем, или становился мастером первой руки – организатором строительства известных типов построек: как домов, так и судов.

Из мастеров первой руки в артели всегда выделялся голова – «артель без вожака, что топор без держака» – а среди вожаков-профессионалов появлялись мастера-творцы, наделенные талантом развивать полученный опыт и создавать то, чего до него не было.

Из народных легенд видно, что работа мастера – это показатель верхнего предела в ремесле, которое уже переходит в творчество. Это подразумевает большую духовную составляющую труда. Легенда о строении Преображенской церкви на острове Кижи приписывает авторство Нестору, который построил храм и выбросил свой топор в воды Онежского озера со словами: «Нет, не было и не будет такой церкви». В этой фразе заключается самоотдача мастера – он вложил в строительство все свои силы, весь ум и всю душу. Подобная легенда записана в середине XIX века С. Максимовым в селе Кола. Безымянный мастер, известный строительством многих церквей по Поморью, после постройки восемнадцатиглавой церкви выбросил свой топор в реку Тулому, сказав собравшемуся народу: «Не было на свете такого мастера и не будет», после чего он уже «не брал топора в руки». Интересно, что в этой легенде сохранились слова мастера: «Я-де Богу работаю, мзды большой приемлю, только без денег домой не пущайте», и признание народа «Божья мол над тобой милость святая. Все как быть надо», в благодарность «в шапку покидали денег много».

Анализируя традиции обучения ремеслу и формирования мастеров можно сделать вывод, что на каждом этапе своего становления, мастер имел определенный уровень знаний и опыта, в соответствии с которым брался за заказы и решал задачи разной сложности. Но на любом этапе Мастер был организатором работ артели и автором проекта.

В середине XX века в связи с развитием реставрационных работ появилась потребность в мастерах-плотниках традиционной школы, которых еще было не мало в послевоенный период. Архитектором А.В.Ополовниковым, который был автором проекта и руководителем реставрации ансамбля Кижского погоста, в 1948 г. на о.Кижи была создана первая бригада из местных мастеров-плотников. В нее вошли М.К.Мышев, Б.Ф.Елупов, Ф.К.Елизаров, Н.П.Федосов, Н.И.Мотов, К.П.Клинов. Все они родились в кижской округе, учились в артелях у стариков, о которых всегда рассказывали с большим уважением.

Возглавил артель М.К.Мышев (п.Соломенное), который пользовался авторитетом самого опытного специалиста и мудрого человека. Его правой рукой стал молодой и энергичный Б.Ф.Елупов (д.Ерснево). Опыт, умение и физическая сила помогали ему организовать и выполнять то, что уже не по силам было М.К.Мышеву. Мастер В.П.Клинов (д.Клиново) до самой смерти работал плотником-реставратором в музее, обучал и консультировал молодых реставраторов. Более молодые по возрасту братья А.И. и Н.И. Степановы (д.Посад, Волкостров) всю жизнь проработали на реставрации и перевозке памятников музея. Оба они не только плотничали, но и с детства шили лодки. Больше двадцати лет проработал реставратором на о.Кижи самый известный из оставшихся в живых плотников – Н.Ф.Вересов (д.Еглово). Его уважали даже старшие по возрасту плотники за ум, добросовестность, честность, мастерство и знания. Он также строил лодки и выполнял любые столярные работы.

С развитием в нашей стране реставрационной практики, кроме традиционного обучения в бригаде, плотники обучались на курсах и в училищах, а некоторые специалисты самостоятельно изучали и возрождали забытые традиции и технологии. Интересен опыт московского архитектора-реставратора А.В.Попова, который не только разрабатывает проект реставрации памятника и руководит работами, но и сам занимается плотницким делом. Изучая деревянное зодчество, он пришел к пониманию того, что технология XIX-ХХ вв. отличается от технологии обработки дерева XVIII и более ранних веков в первую очередь применяемым инструментом. А.В.Попов сам освоил кузнечное ремесло, по старым образцам сделал новый инструмент и воссоздал исчезнувшие способы рубки и тески. С 1985 года его артель выполняет реставрационные работы на удаленных памятниках Архангельской области – церквях в Верхней Уфтюге и Неноксе. Применяется метод полной перекатки, переборки и восстановления больших и сложных срубов. Работа ведется годами и начинается с выбора и заготовки в лесу деревьев. Бригада реставраторов, во главе которой стоит сам А.В.Попов, организована по принципу традиционной артели. Своих плотников А.В.Попов сам принимал и увольнял, учил и проверял, рассчитывал зарплату и управлял работой. Хотя некоторые подходы А.В.Попова (в частности по реставрации Преображенской церкви в Кижах) оспариваются специалистами, бесспорно то, что возрождены старая технология обработки дерева и плотницкая артель, способная работать на больших памятниках.

Мастера - плотники и реставраторы не только создавали среду обитания и средства передвижения, но и накапливали и сохраняли самые высокие традиции народного знания и умения, передавали свой опыт следующим поколениям. Все мастера вкладывали свою лепту в развитие ремесел, а мастера-творцы на основе знаний и природного чутья - создавали новые традиции. Работа мастеров является эталоном для остальной массы ремесленников. Они являлись носителями высокой культуры и морали, их дела оставались в памяти людей. С исчезновением мастеров исчезают лучшие произведения традиционной культуры народа, теряются старые знания, навыки и технологические приемы.

В современный период без поддержки государства, музеев, без создания специализированных центров традиционные ремесла не сохранить. А если нет традиций - нет и мастеров, и как следствие мы становимся беднее, и материально и духовно, «и рвется нить времен».

Появление ремесла приходится на начало производственных занятий человека. Еще с древних времен известны зачатки

Понятие о ремеслах

Ремесло - это производственная деятельность, основанная на изготовлении промышленных предметов с помощью мелкого ручного труда, преобладающая до развития машинного производства и сохранившаяся при нем.

Человека, который занимается профессиональным изготовлением предметов, называют ремесленником.

Что такое народное ремесло

Народным ремеслом называют предметы, которые изготовлены при помощи обычных подручных материалов и простых конструкций. Народные ремесла разнообразны своей творческой деятельностью, изделия изготавливаются своими руками и чаще всего из природных материалов или близких к ним (дерево, ткани, металл и пр.). Этот вид деятельности сформировался из домашнего ремесла, когда изготовлялись необходимые бытовые вещи. Как и искусство, народные ремесла развивались в зависимости от культуры, религии и иногда - политических взглядов.

История ремесла

Ремесло имеет долгую историю возникновения. Первобытные общины чаще всего занимались домашним ремеслом, изготовляя предметы из камня, кости, глины, дерева и т.д. Домашнее ремесло - это производство изделий, необходимых для ведения хозяйства. В некоторых местах и в наши дни это занятие имеет большое значение.

Позже люди начали вести появились ремесленники. Многие ремесленники работали на хозяйственных угодьях царей, храмов, монастырей и рабовладельцев (Древний Египет, Древний Рим, Древняя Греция и странах Междуречья). Изначально ремесленник работал один, но так как это давало маленький доход, мастера начали объединяться в группы. Эти группы назывались артелями и принимали заказы от населения. Некоторые из мастеров ходили по городам и селам, а другие жили и работали в одном месте. Промыслы и ремесла на заказ дали начало появлению и развитию городов как центров ремесленных работ и торговли. До наших дней во многих населенных пунктах сохранились названия улиц, указывающих на место работы того или иного мастера. Например, Гончарная - на ней было организовано производство Кожевенная - обработка кожи, производство кожаных изделий, ремонт обуви, Кирпичная - производство кирпичей.

В Средние века появилась форма профессионального ремесла. В городах появился новый социальный слой - это городские ремесленники. Главными отраслями городского ремесла были: изготовление предметов из металла, сукноделие, производство изделий из стекла и пр. Городские мастера располагали такими привилегиями, как городское право, ремесленные цеха, собственная свобода.

С приходом многие виды ремесел утратили свое первенство в производстве, на фабриках и заводах стали использовать машины. Сегодня ремесленники сохранились в отраслях, которые обслуживают личные нужды клиентов, и в изготовлении дорогостоящих художественных изделий (сапожники, портные, ювелиры, художники и др.).

История развития ремесел в России

Население русских городов в основном состояло из ремесленников. Большая часть из них занималась кузнечным производством. Позже из кузнечного дела образовалось слесарное. Его продукция пользовалась большим спросом в Европе. Производство оружия выделило мастеров по изготовлению луков, ружей, колчанов и т.д. Доспехи русских ремесленников считались на порядок выше турецких, сирийских и итальянских.

По сведениям из летописи, в 1382 г. на Руси уже имелись пушки. В 14 веке сформировалось литейное дело (литье колоколов). С нашествием монголов производство пришло в упадок.

Ювелирное мастерство обслуживало потребности аристократии. Сохранившиеся изделия (иконы, золотые пояса, посуда, переплеты книг) свидетельствуют о высоком профессионализме ювелирных мастеров в области гравировки, художественного литья, ковки, черни и чеканки. В 14 веке началась в нескольких русских княжествах, что образовало денежное ремесло. На рынок и широкий круг заказчиков было рассчитано кожевенное, сапожное и гончарное ремесла. Из глины делали разнообразную посуду, игрушки и строительные материалы. Кроме того, в Москве и других городах строились каменные церкви (преимущественно из белого камня) и устанавливались башенные часы с боем.

Труды мастеров внесли большой вклад в восстановление разрушений после татаро-монгольских завоеваний. Русские ремесла повлияли на подготовку экономических предпосылок в создании русского централизованного государства.

С 1917 года число ремесленников в России резко снизилось, они объединились в промысловую кооперацию. Однако и сейчас русские ремесла включают несколько всемирно известных народно-художественных промыслов.

Различные типы и виды ремесел

Виды ремесел образуются от материала, из которого изготовлен предмет. С давних пор люди знают такие ремесла, как:


Кузнечное дело

Это одно из первых занятий, появившихся на Руси. Люди всегда удивлялись, наблюдая за работой кузнеца. Они не могли понять, как из серого металла мастер делал такие изумительные предметы. У многих народов кузнецы считались чуть ли не волшебниками.

Ранее кузнечное ремесло требовало особых знаний и специально оборудованной мастерской с множеством инструментов. Металл выплавляли из которые добывались весной и осенью. Древнерусские кузнецы изготавливали для земледельцев серпы, сошники, косы, а для воинов - копья, мечи, топора, стрелы. Кроме того, в хозяйстве всегда нужны были ножи, ключи и замки, иглы и т.д.

В наши дни технический прогресс несколько изменил и усовершенствовал кузнечное ремесло, но оно все еще востребовано. Художественной ковкой украшают офисы, квартиры, загородные дома, парки, скверы, особенно она востребована в ландшафтном дизайне.

Ювелирное ремесло

Ювелирное ремесло - одно из самых древних в истории человечества. Изделия из золота, серебра и драгоценных камней с давних времен считались признаком власти и богатства аристократического класса. Еще в 10 - 11 веках ювелирные мастера славились своим талантом по всей Европе. Люди с давних времен являлись страстными поклонниками украшений. Изготовлялись бусы из драгоценных металлов или цветного стекла, подвески с различными рисунками (обычно зверей), серебряные височные кольца, которые подвешивали к головному убору или вплетали в прическу, кольца, колты и т.д.

В 18 веке в России был расцвет ювелирного мастерства. Как раз в это время профессия «золотых и серебряных дел мастер» стала называться "ювелир". В 19 веке у русских мастеров появился собственный стиль, благодаря чему сейчас русские ювелирные изделия остаются уникальными. Начали свою работу прославившиеся фирмы братьев Грачевых, Овчинникова и Фаберже.

В наши дни население в связи с ростом благосостояния все больше и больше нуждается в высокохудожественных ювелирных изделиях.

Гончарное ремесло

Известно, что с 10 века на Руси производили глиняную посуду. Делалось это вручную, и в большинстве женскими руками. Для увеличения прочности и долговечности изделия к глине подмешивали мелкие раковины, песок, кварц, гранит, а иногда растения и осколки керамики.

Немного позже появились что облегчило работу гончарам. Круг приводили в движение рукой, а потом ногами. В это же время гончарным делом стали заниматься мужчины.

Промышленных масштабов гончарное дело достигло в 18 веке. В Петербурге, а немного позже и в Москве появились керамические фабрики.

Предметы, изготовленные современными гончарами, все так же восхищают. Сегодня гончарное ремесло - это популярное занятие во многих областях России, а спрос на керамические изделия ручной работы постоянно возрастает.

Земледельцы и ремесленники были основной рабочей силой в Древнем Египте, но в то же время они считались низшим сословием, которое обязано было кормить фараона, его солдат и многочисленную армию слуг и чиновников. Они платили многочисленные налоги и должны были трудиться с утра до вечера, чтобы прокормить семью.

Жизнь и быт земледельцев

В целом, труд людей, которые возделывали землю, считался уважаемым, но очень тяжелым. Крестьянин должен был вставать очень рано практически в любой сезон года: так, к июлю нужно было вырыть каналы, чтобы задерживать воду после разлива Нила. В ноябре начиналась вспашка земли, куда высаживали пшеницу и ячмень. В период роста поля надо было поливать, а это было невероятно трудно. В марте-апреле собирали урожай, что тоже требовало больших усилий.

Рис. 1. Египетский земледелец.

Садоводство также было очень развито: египтяне выращивали разнообразные овощи, фрукты, виноград в большом разнообразии сортов. Но земледельцы в Древнем Египте все равно жили бедно, поскольку большую часть выращенного отдавали в казну.

Жизнь и быт ремесленников

Ремесла в этом государстве Древнего мира были очень развиты. Египтяне обрабатывали камень и дерево, а также металлы, у них были очень развиты архитектура и кораблестроение, тонкие искусства изготовления стекла и папируса.

В городах существовали целые улицы, на которых селились гончары, медники и ткачи, у которых были собственные крошечные мастерские, где они и изготавливали изделия, и продавали их. Самые искусные мастера работали при храмах, где за их трудом надзирали надсмотрщики.

По свидетельствам письменных источников, труд ремесленника считался тяжелее крестьянского, ведь эти люди часто не могли даже выйти на улицу и подышать воздухом и вынуждены были работать не только на протяжении светового дня, но часто даже и ночью.

ТОП-1 статья которые читают вместе с этой

Рис. 2. Столяр в Древнем Египте.

Привилегированное положение занимали те, кто изготавливал предметы роскоши – ювелиры, скульпторы, те, кто работал с деревом. Часто они даже могли занять почетное положение в обществе, так что отдать ребенка в ученики к такому мастеру было очень дорого.

Долговое рабство

Если изначально рабами у египтян были только люди, взятые в плен во время войны (поэтому призыв в армию считался благом: мужчина мог привести в дом рабов-помощников), то со временем ими становились и жители страны. В рабство попадали и крестьяне, и ремесленники, которым не хватало средств прокормить семью: тогда они брали что-то нужное в долг у богача, а если не могли отдать к сроку, то становились рабами.

Рис. 3. Ремесленник-раб.

Что мы узнали?

Мы узнали, как жили земледельцы и ремесленники в Египте: они тяжело трудились, выращивая пищу и делая необходимые для жизни предметы. В то же время они были вынуждены платить очень высокие налоги, чтобы прокормить фараона и аристократов, а также армию. И ремесленник, и земледелец мог попасть в рабство, если брал взаймы у богача, но не имел возможности отдать долг. Ремесленники, которые изготавливали предметы роскоши, были на особом положении и могли даже стать богатыми людьми.

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.3 . Всего получено оценок: 74.



Онлайн калькуляторы