Муниципальный контроль органами местного самоуправления. Муниципальный контроль - это что такое? Рассмотреть значение и виды контроля в муниципальном образовании

На любом уровне государственной власти функционируют различные исполнительные структуры, которые контролирует муниципальное право.

Муниципальный контроль за их работой осуществляют специализированные инстанции. Надзор в сфере местного самоуправления — это группа методов, обеспечивающая соблюдение нормативных актов, а также других правовых документов, в том числе и уставов муниципальных образований.

Что такое муниципальная власть?

Данная система власти действует от имени граждан и в их интересах. Поэтому население имеет право обращаться в муниципальный контроль и надзор над деятельностью государственных органов. Эта возможность воплощается посредством обращения в квалифицированные инстанции с претензиями, письмами и заявлениями. Непосредственно контролем над их работой занимается целая система надзорных органов. Они действуют на федеральном, региональном и территориальном уровнях.

Муниципальная власть - вид публичных отношений, воздействующий на деятельность других объектов, меняет и приводит ее в норму тем целям и правилам, которые установлены в пределах государственной политики.

Федеральный уровень

К исполнительно-распорядительной власти специальных полномочий относят Российской Федерации, казначейство России, Федеральную налоговую службу, Министерство финансов, Государственный таможенный комитет, Центральный банк. Данные структуры осуществляют государственный финансовый надзор. Минфин реализует контроль согласно отраслевым нормативам, которые утверждены государственным Постановлением номер 329.

В зависимости от него установленное Министерство имеет право вносить проекты Федерального закона и других официальных документов установленной формы, по которым нужна резолюция правительства. Она необходима для решения вопросов, которые входят в сферу надзора Минфина, федеральных органов государственного управления. В полномочия этой структуры входит контролирование исполнения бюджетных статей.

Федеральное казначейство — это централизованная система органов, обеспечивающая организацию, осуществление исполнения и контроль за исполнением бюджета на счетах Казначейства, исходя из принципа единства кассы. Казначейство действует через территориально В его обязанности входит учет кассовых операций, связанных с приемом, хранением и расходованием денежных средств федерального бюджета. А также в его работу входят установление режима банковских счетов, сортировка доходов от полученных налогов в соответствии с законом. Федеральная налоговая служба осуществляет свою работу на основании Положения номер 508. Данная инспекция реализует свою компетентность через территориальные подразделения.

Над какими структурами ФНС осуществляет контроль?

Федеральная налоговая служба контролирует следующие действия субъектов Российской Федерации:

  1. Соблюдение законодательства о налогах и сборах.
  2. Законность суммы начислений, своевременность и полноту их зачисления, согласно кодифицированному законодательному акту.
  3. Особый вид финансовых операций, который состоит в купле либо продаже, а также другие сделки с валютными ценностями. Как правило, они совершаются резидентами и нерезидентами, не выступающими в качестве бирж.
  4. Полноту регистрации прибыли предпринимателей и юридических организаций.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора

Данная государственная служба вправе действовать как напрямую, так и через органы федеральной исполнительной власти «на местах». Росфиннадзор осуществляет контроль:

  1. За растратой бюджетных денежных средств, материальных ценностей и важных бумаг, относящихся к госсобственности.
  2. За соблюдением валютного законодательства всеми объектами, а также нерезидентами (юридические, физические лица, действующие в одном государстве). За соответствием проведенных операций разрешениям и лицензиям.
  3. За функционированием предприятий, которые используют материальные средства, относящиеся к госсобственности, а также получающих помощь от государства, займы, инвестиции.

Федеральная таможенная служба

Таможня считается доверенной общефедеральной госструктурой, которая реализует свой функционал в соответствии с отраслевым законодательством. Данная служба контролирует ввоз и вывоз грузов как с, так и на территорию Российской Федерации. В ее обязанности входит надзор за выполнением валютного законодательства при осуществлении валютных операций, устранение контрабанды и прочих подобных нарушений.

Национальная служба мониторинга

В компетенцию этой организации входит отслеживание нелегальных доходов, спонсирования терроризма. Обязанностями данного исполнительного органа считаются:

  • выработка государственной политики;
  • нормативное и правовое регулирование;
  • координация функционирования указанной сферы остальных исполнительных структур.

В чем состоит понятие муниципального контроля?

Это исполнение деятельности компетентных органов власти, которые выявляют, предотвращают и пресекают нарушения законодательных актов.

В реестр видов муниципального контроля включается:

  1. Проработка документов.
  2. Проверка сооружений, домов, помещений, территорий и грузов.
  3. Подбор экземпляров объектов природы, их изучение, исследование.
  4. Проведение следствия, которое направлено на выявление причин и результатов нанесенного ущерба.

Для этого и существуют различные формы проверок муниципального контроля, это:

  • подготовительный;
  • настоящий;
  • грядущий.

Надзор рассчитан на постоянное наблюдение за исполнением обязательных указаний, анализирование и прогноз выполнения требований нормативно-правовых актов как гражданами, так и юридическими организациями.

Классификация

Следует выделить виды муниципального контроля. Это:

  • внутрихозяйственные;
  • внутриведомственные.

Второе понятие проводится органами государственного управления отдельной сферой деятельности, а также другими структурами, относящимися к ответственным учреждениям. Внутрихозяйственный финансовый надзор исполняется специальными службами в границах одного предприятия. Определены основные виды государственного и муниципального контроля. Это:

  • бюджетные;
  • экологические;
  • правовые.

В устав муниципального образования включены соответствующие условия об их формах.

Контролирование

Осуществление муниципального контроля в сфере обслуживания включает в себя:

  • анкетирование граждан (жителей);
  • рассмотрение и анализирование претензий;
  • систематическое сравнение расходов и доходов других служб.

Исполнение надзора гарантируется распределением контактов необходимых структур в доступных для людей местах. В определенных ситуациях недобросовестное оказание услуг повлечет повышенное поступление жалоб в соответствующие надзорные органы. При этом важно, чтобы претензии поступали не на предприятие, предоставляющее некачественные услуги, а в контролирующую данную сферу организацию. Так будет обеспечиваться подобающий учет эффективности сервиса жителям подрядчиками. Уровень удовлетворенности населения устанавливается проведением социальных опросов среди граждан. А также к способам надзора относят еще плановые и внеплановые проверки. Таким методом изучается качество уборки территории и благоустройства дворов, соблюдение графика общественного транспорта и многое другое.

Экологический надзор

Государство предусматривает разнообразные формы муниципального контроля юридических лиц в природоохранной деятельности. Территориальные компетентные органы и политические деятели должны содействовать населению, общественным и другим некоммерческим предприятиям в исполнении ими своих прав в отношении экологии (индивидуальное общее право, которое представляет собой объединение норм права, регламентирующих социальные взаимодействия в сфере общества и природы). При реализации ими любой хозяйственной деятельности компетентные органы власти должны принимать все необходимые меры по ликвидации пагубного влияния на здоровье общества, по устранению электромагнитных полей в зоне отдыха. Контроль предполагает как плановые, так и внеплановые проверки, а также отбор проб для проведения экспертизы. Особое значение в осуществлении надзора имеет обращение к населению. Каждая претензия или письменное заявление фиксируется в установленном порядке. При обнаружении проблем виновники привлекаются к ответственности.

Муниципальный земельный надзор

Кроме надзора со стороны государства, имеются и другие формы учета в области землевладения. Особенное значение придается муниципальному земельному контролю. Статья семьдесят два Земельного кодекса Российской Федерации подтверждает законность такого учета.

Исполнение земельного надзора за использованием земельного надела в населенных пунктах возлагается на местное самоуправление либо организации, уполномоченные ими, согласно закону нашей страны.

Отталкиваясь от положений Земельного кодекса Российской Федерации, осуществление контроля происходит только по отношению к землепользованию.

Возможность введения надзора в процессе защиты землевладений органом местного самоуправления не предоставляется. Законодательные документы компетентных организаций по отношению к земельному контролю регулируют процесс реализации поверок за использованием земли в рамках определенной территории.

Задачи земельного надзора

Основное предназначение процедур по государственному и муниципальному контролю заключается в учете исполнения разнообразных организаций и населением следующих нюансов:

  • определенной системы землепользования согласно их конкретному предназначению;
  • условий по защите использования земельных участков;
  • временных промежутков по овладению территорий, при их фиксации в нормативных документах;
  • порядка строительства, который установлен по отношению к эксплуатации земельных участков;
  • введений по выполнению предписаний, касающихся использования земельных владений и устранения правонарушений, которые были выявлены при землепользовании, внесенные государственным служащим;
  • ограничительных мер по применению землевладения, предусмотренных муниципальной властью, которые исполняются во благо общественных интересов или для обеспечения государственной безопасности населения.

Внутренний муниципальный контроль считается неотъемлемой частью управления над Как правило, он осуществляется в пределах определенных федеральных компетенций, которые распределяются между соответствующими территориальными службами. Надзорная деятельность проводится для выявления нарушений и незаконных действий, причиняющих ущерб, а также помогает привлекать виновных лиц к несению ответственности.

Субъектами муниципального контроля являются представительный орган, который, по нашему мнению, осуществляет общий контроль за соблюдением и исполнением муниципальных правовых актов другими органами и должностными лицами местного самоуправления, а также специализированный контрольный орган. Сфера его деятельности определена ст. 38 Федерального закона N 131-ФЗ и Федеральным законом N 6-ФЗ.

Федеральный закон № 131-ФЗ предусматривает возможность формирования муниципального контрольного органа. Однако данный Федеральный закон относит к его компетенции только контроль за исполнением местного бюджета, соблюдение установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета об его исполнении, а также контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, т.е. те виды контроля, на которые Федеральный закон № 294-ФЗ не распространяется.

В соответствии с положениями названных Законов контрольные органы осуществляют контроль за исполнением местного бюджета, соблюдением порядка его подготовки, а также порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

Контрольную деятельность могут осуществлять и руководители органов местного самоуправления в отношении подчиненных им структурных подразделений, муниципальных служащих и других наемных работников.

Внутренний контроль в муниципальном образовании подразделяется на:- представительный, осуществляемый представительными органами и создаваемыми в соответствии с Законом года контрольными органами муниципального образования; - административный, осуществляемый руководством администрации и ее структурными подразделениями. Представительный орган муниципального образования, в соответствии с Законом, наделен исключительными полномочиями по контролю исполнения органами и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения. Основными объектами контроля со стороны представительного органа являются соблюдение прав граждан на территории муниципального образования, выполнение местных планов и программ развития. Каждый депутат, встречаясь со своими избирателями, рассматривая их жалобы и обращения, выполняет тем самым контрольные функции. В составе представительного органа могут создаваться комитеты или комиссии, нацеленные на их выполнение.

Важным компонентом представительного контроля является контроль использования бюджетных средств и управления муниципальным имуществом, принадлежащим местному сообществу. Учитывая, что осуществление такого контроля требует профессиональной квалификации, в том числе в сфере финансов и бухгалтерского учета, об этом речь пойдет в следящем пункте моей работы Закон предусматривает создание для этих целей специального контрольного органа муниципального образования.

Контрольный орган муниципального образования (контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и др.) формируется либо на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования в соответствии с его уставом. К его полномочиям относится контроль исполнения местного бюджета, соблюдения установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении, а также соблюдения установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности. Результаты проверок, осуществляемых контрольным органом муниципального образования, подлежат публикации (обнародованию). Органы и должностные лица местного самоуправления обязаны представлять в контрольный орган муниципального образования по его требованию необходимую информацию и документы по вопросам, относящимся к их компетенции Пикулькин А. В. Система государственного управления: Учебник для ву-зов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. С. 92. .

Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ // СЗ РФ. 1995. N 35. Ст. 3506. (Утратил силу). 1995 года также предусматривал соответствующие контрольные полномочия представительного органа муниципального образования, однако механизмов и процедур их реализации установлено не было. У депутатов практически не было возможности противодействовать нецелевому использованию бюджетных средств. Зачастую им не хватало квалификации для своевременного выявления нарушений. Нормы Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" 2003 года, создание компетентных муниципальных контрольных органов, обеспечение гласности результатов проверок позволяют кардинально улучшить систему представительного контроля в муниципальном образовании Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 2003 года. Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс"..

Административный контроль осуществляется исполнительными органами муниципального образования в различных формах. Руководители структурных подразделений администрации обязаны осуществлять контроль действий подчиненных на предмет законности их действий, необходимости, целесообразности и эффективности. Данная форма контроля включает в себя право отдавать приказы, распоряжения, предписания, изменять или отменять решения, принятые подчиненными.

В тексте каждого принятого решения должны быть указаны ответственные за исполнение, сроки исполнения и лицо, ответственное за контроль исполнения. Общий контроль исполнения решений в администрации обычно осуществляет руководитель аппарата.

Администрация муниципального образования обязана обеспечивать не только внутренний контроль выполнения своих решений, но и контроль выполнения решений органов местного самоуправления всеми гражданами, предприятиями и организациями, расположенными на подведомственной территории Теория управления / В. Д. Граждан. - М.: Гардарики, 2006. С. 45. .

Муниципальный контроль за выполнением работ может включать в себя проверку жалоб, опрос жителей, прямое наблюдение и проверку производственной документации, а также периодические сопоставления затрат с расходами других подрядчиков и муниципальных служб. Качество многих работ эффективно контролируется населением. Достаточно разместить в доступных для жителей местах необходимые контактные телефоны, и низкое качество работ (например, вывоза мусора) сразу же будет выражаться ростом поступающих жалоб. Однако важно, чтобы жалобы населения сначала попадали в муниципальное учреждение, а не напрямую к подрядчику. В этом случае можно легко и без лишних затрат вести нормальный учет эффективности выполнения контракта. Некоторые муниципальные службы забывают об этом, широко сообщая номера телефонов подрядчика, по которым предлагают направлять жалобы. Опросы жителей могут эффективно использоваться как инструмент, позволяющий оценить степень их удовлетворенности уровнем услуг, оказываемых различными службами. К методам контроля можно отнести также внеплановые проверки на местах и плановые инспекции выполнения определенного этапа работ. Многие работы эффективно контролируются путем периодических выборочных проверок, например, качества уборки территории, соблюдения графика движения автобусов, качества ремонта дорожного покрытия и др. Муниципальное управление и социальное планирование в муниципальном хозяйстве: / А. Г. Кобилев, А. Д. Кирнев, В. В. Рудой. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. С. 76.

В администрациях муниципальных образований создаются также структурные подразделения, задачей которых является обеспечение исполнительской дисциплины в системе местной власти. Такие подразделения осуществляют внутренний контроль за деятельностью других подразделений администраций, муниципальных предприятий и учреждений. Предметом внутреннего контроля является финансовая и исполнительская дисциплина, а также исполнение требований нормативных правовых актов муниципального образования Об утверждении Положения Об Управлении протокольно-организационной работы Администрации г. Самары: Распоряжение Главы Администрации г. Самары от 24 мая 2004 г. N 179-р. В данном виде документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс"..

Статус контрольного органа муниципального образования определен ст. 38 Федерального закона N 131-ФЗ. Ему может быть придана организационно-правовая форма контрольно-счетной палаты, ревизионной комиссии или иного органа.

Состав этого органа может быть сформирован на муниципальных выборах или решением представительного органа муниципального образования. Его цели - осуществление контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении, а также контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, - сродни целям образования Счетной палаты РФ, но ограничены местным бюджетом и муниципальной собственностью.

Исходя из смысла ч. 4 ст. 38 Федерального закона N 131-ФЗ, объектом интересов контрольного органа является деятельность органов и должностных лиц местного самоуправления. Это положение выводит деятельность контрольного органа из-под действия Федерального закона N 294-ФЗ, чего нельзя сказать о местной администрации и иных органах местного самоуправления.

Структура местной администрации и иные органы местного самоуправления определяются каждым муниципальным образованием самостоятельно в соответствии с его уставом. На практике встречаются, например:

отделы градостроительного кадастра и надзора Об утверждении Перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях при несоблюдении правил благоустройства, чистоты и порядка в г. Саранске на строительных площадках, а также прилегающих к ним территориях: Распоряжение Главы Администрации городского округа Саранск от 15 декабря 2006 г. N 1386-р. В данном виде документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".; услуг населению и защиты прав потребителей Об утверждении Положения об отделе услуг населению и защиты прав потребителей Администрации города: Постановление Главы Администрации г. Иванова от 6 марта 1995 г. N 159. В данном виде документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".; муниципального строительного контроля Об утверждении структуры Администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар»: Решение Совета муниципального образования городского округа «Сыктывкар» от 14 ноября 2008 г. N 15/11-307 // Панорама столицы. 2008. 20 ноября.;

управления потребительского рынка О структуре Администрации городского округа «Город Уфа» Республики Башкортостан: Решение Совета городского округа «Город Уфа» Республики Башкортостан от 29 марта 2007 г. N 23/11 // Вечерняя Уфа. 2007. 4 апреля.; муниципальных экологических программ, мониторинга и контроля Об утверждении Положения об управлении муниципальных экологических программ, мониторинга и контроля: Постановление Главы Администрации г. Владивостока от 11 сентября 2006 г. N 2206. В данном виде документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".;

департаменты жилищно-коммунального хозяйства О дальнейшем совершенствовании системы управления жилищно-коммунальным хозяйством г. Казани: Постановление Главы Администрации г. Казани от 29 апреля 2005 г. N 1001 // Казанские ведомости. 2005. 1 ноября.;

инспекции (Муниципальная инспекция О переименовании Инспекции архитектурно-строительного надзора Администрации города Ставрополя в Муниципальную инспекцию Администрации города Ставрополя: Постановление Главы Администрации г. Ставрополя от 30 августа 2002 г. N 6049. В данном виде документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".; Тверская городская экологическая инспекция) и др.

Встречаются также такие "экзотические" муниципальные контролирующие органы, как муниципальное учреждение "Уфимская городская ветеринарная станция" и даже ООО "Отдел санитарного контроля" О подготовке предприятий к работе в зимний период 2008 - 2009 гг.: Постановление Главы г. Владивостока от 10 сентября 2008 г. N 283. Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс"., действующее в г. Владивостоке.

Перечисленные и аналогичные им органы наделяются муниципальными правовыми актами полномочиями по проведению проверок соответствия деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей требованиям, устанавливаемым актами органов местного самоуправления, а также требованиям федеральных законов и законов субъектов РФ (например, в Распоряжении Главы Администрации г. Липецка от 6 марта 2006 г. N 1117-р предусматривает в числе функций Департамента осуществление контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о градостроительстве, землеустройстве и иных нормативных правовых актов в пределах своей компетенции) Положение о Департаменте градостроительства и архитектуры Администрации г. Липецка: Распоряжение Главы Администрации г. Липецка от 6 марта 2006 г. N 1117-р, В данном виде документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".. Так, Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации г. Казани обеспечивает контроль за реализацией генерального плана города, осуществлением его комплексной застройки, за качеством застройки и благоустройства жилых районов, производственных и рекреационных зон. В его обязанности входит: осуществление постоянного надзора за реализацией градостроительной документации; государственный контроль за охраной, реставрацией и использованием памятников истории и культуры; государственный архитектурно-строительный надзор за качеством строительства и реконструкции объектов жилищно-гражданского и коммунального строительства производственного и непроизводственного назначения и др. Положение о Главном управлении архитектуры и градостроительства Администрации г. Казани: Постановление Главы Администрации г. Казани от 14 апреля 1997 г. N 711. В данном виде документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс"..

Участие в исполнении контрольно-надзорных полномочий подведомственных и экспертных организаций. Согласно пунктам 1 и 4 статьи 2 Федерального закона № 294-ФЗ, государственный и муниципальный контроль может осуществляться только уполномоченными органами государственной власти (как федеральными, так и региональными) и органами местного самоуправления. Однако на практике данные положения часто не соблюдаются: контрольно-надзорными полномочиями наделяются не являющиеся органами власти учреждения.

При этом во многих случаях подведомственные учреждения наделяются не только вспомогательными функциями по аналитическому и материально-техническому обеспечению контроля (например, забор проб, осуществление лабораторного анализа), что предполагает лишь участие в осуществлении контроля, но и полномочиями по самостоятельному осуществлению проверок. Не менее часто подведомственные учреждения наделяются такими разрешительными функциями, как регистрация, аттестация, аккредитация, подтверждение соответствия и т.д.

Стоит отметить, что такая противозаконная практика распространена на всех уровнях власти: федеральном, региональном и муниципальном. Даже самый общий анализ практики федерального контроля на уровне постановлений Правительства Российской Федерации, не учитывая уровень отдельных ведомств, позволяет выявить около десятка случаев осуществления непосредственно контрольных полномочий ФГУ (технический надзор за судами, осуществляемый ФГУ "Российский морской регистр судоходства", сортовой и семенной контроль, осуществляемый ФГУ "Россельхозцентр" и др.)

К сожалению, можно констатировать, что принятие Федерального закона № 294-ФЗ не только не исключило случаев законодательного наделения ФГУ контрольными функциями, но и породило специфическую законотворческую деятельность, направленную на закрепление новых контрольно-надзорных полномочий за ФГУ. Более того, данная негативная практика находит свое закрепление и в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях. Например, в ч. 5 ст. 28.3 данного кодекса предусмотрено 6 случаев наделения должностных лиц федеральных учреждений и предприятий по составлению протоколов.

Не меньше число случаев осуществления контроля государственными учреждениями субъектов РФ. В качестве примеров можно привести государственный контроль в области охраны окружающей среды (например, Ленинградское областное государственное учреждение "Государственная экологическая инспекция Ленинградской области") См. Муниципальное управление: справочное пособие /В. В. Иванов, А. Н. Коробова. М.: ИНФРА-М, 2012. С. 77., государственный контроль над соблюдением требований законодательства при осуществлении перевозок пассажиров и багажа транспортом (Государственное учреждение Московской области "Административно-транспортная инспекция Московской области").

Имеют место случаи осуществления муниципального контроля муниципальными учреждениями, в частности, МУ "Городская инспекция по жилищно-коммунальному хозяйству и благоустройству" г. Курска, МУ "Административно-техническая инспекция" муниципального образования "Город Майкоп", МУ "Управление по имуществу и земельным отношениям города Горно-Алтайска" и т.д.

Анализ практики реализации закона показывает, что перечень органов, осуществляющих муниципальный контроль, довольно широк. В ряде муниципальных образований в качестве органа муниципального контроля названа Администрация муниципального образования. В других муниципалитетах контрольными органами являются ее структурные подразделения (комитеты, отделы, управления). В некоторых муниципальных образованиях контрольные функции исполняются муниципальными учреждениями, которые могут называться по-разному: инспекции (например, МУ "Административно-техническая инспекция" муниципального образования "Город Майкоп"), управления (МУ "Управление по имуществу и земельным отношениям города Горно-Алтайска").

В заключение второй главы курсовой работы подведем ее краткий итог. Так, автором было установлено, что в связи с устоявшимися в действующем законодательстве разделением форм обеспечения законности - в отличие от сферы государственного управления органами местного самоуправления не может осуществляться надзорная деятельность.

В Федеральном законе № 294-ФЗ установлены полномочия органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль. К этим полномочиям отнесено:

  • 1) организация и осуществление муниципального контроля на соответствующей территории;
  • 2) разработка и принятие административных регламентов проведения проверок при осуществлении муниципального контроля;
  • 3)организация и проведение мониторинга эффективности муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, показатели и методика проведения которого утверждаются Правительством Российской Федерации;
  • 4)осуществление иных предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий.

Далее соотнесем определение контроля с понятием муниципального контроля, который определяется в ст. 2 Закона N 294-ФЗ как деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок (т.е. совокупных мероприятий по контролю) соблюдения при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Таким образом, органы, осуществляющие муниципальный контроль, не вправе при проведении проверок совершать действия по надзору. Следовательно, органы, осуществляющие муниципальный контроль, не вправе:

  • - проверять деятельность юридических лиц или индивидуальных предпринимателей на предмет соблюдения норм федерального и (или) регионального законодательства;
  • - применять меры пресечения и (или) устранения последствий выявленных нарушений;
  • - осуществлять систематическое наблюдение за исполнением обязательных требований, анализ и прогнозирование исполнения требований законодательства юридическими и физическими лицами.

Действующее законодательство, принятое до Закона N 294-ФЗ, допускает проведение муниципального контроля на предмет соблюдения федерального и регионального законодательства. В Федеральном законе 31-ФЗ в состав вопросов местного значения поселения включен муниципальный лесной контроль и надзор.

Поскольку ч. 3 ст. 1 Закона N 294-ФЗ не устанавливает, что лесной контроль и надзор регулируется в особом порядке, следует признать: с момента вступления Закона N 294-ФЗ в силу поселения и городские округа будут неправомочны осуществлять муниципальный лесной надзор, ограничив свою деятельность в этой сфере только проведением контрольных мероприятий. Федеральный закон № 294-ФЗ определяет, что установление организационной структуры, полномочий, функций и порядка деятельности муниципальных контрольных органов должно осуществляться в соответствии с уставом муниципального образования.

Полномочия субъектов муниципального контроля распространяются в установленных законодательством пределах не только на муниципальные организации, но и на различные государственные, частные, общественные организации, расположенные на территории муниципального образования, в части исполнения ими муниципальных правовых актов.

При этом они реализуют контрольные полномочия путем получения от должностных лиц и иных граждан объяснений, доступа в подконтрольные органы и организации, направления запросов, получения необходимых для осуществления контроля документов, сведений и иной информации. В процессе своей деятельности субъекты муниципального контроля могут привлекать экспертов и специалистов.

муниципальный контроль нормативный правовой

Имеются основания для выделения следующих видов муниципального контроля: финансового См.: Конюхова Т.В. Проблемы совершенствования законодательства о финансовом контроле в Российской Федерации // Журнал российского права. 2008. N 2. С. 27., экологического, лесного контроля, а также контроля в области рекламы, осуществления предпринимательской деятельности. При этом финансовый муниципальный контроль осуществляется контрольными органами муниципального образования, специализированным структурным подразделением местной администрации в отношении ее других подразделений. Кроме того, для осуществления финансового контроля создаются структурные подразделения администрации муниципального образования, проверяющие муниципальные предприятия и учреждения, а также неподчиненные субъекты на предмет соблюдения требований муниципальных правовых норм, а также переданных муниципальному образованию государственных полномочий См.: Шлейников В.И. Инновационный подход к решению проблем муниципального финансового контроля // Вестник АКСОР. 2008. N 1. С. 175..

Наиболее важно разделение контроля на внешний (государственный), внутренний, осуществляемый органами местного самоуправления, и общественный. Вопросы государственного контроля и надзора за деятельностью органов местного самоуправления. В настоящей главе рассматриваются вопросы внутреннего и общественного контроля как составных частей системы муниципального управления Государственное и муниципальное управление: конспект лекций / Гегедюш Наталья Сергеевна, к.социол.н., Масленникова Елена Викторовна, к.социол.н., Мокеев Максим Михайлович, к.ю.н. и др. - Москва: Высшее образование, 2008. С. 12..

По продолжительности контроль может быть периодическим и непрерывным.

Непрерывный обычно связан с применением технических средств контроля.

По масштабам контроль может быть общим и частным (детальным). Общий осуществляется на основании знаний об отклонениях от контрольных цифр. При частном контролер рассматривает все мелочи, детали, проверяет каждый шаг исполнителя Государственное и муниципальное управление: введение в специальность: учебник / А. А. Одинцов. - М. : Экзамен, 2007. С. 212..

По временному фактору контроль подразделяется на предварительный, текущий (промежуточный) и окончательный. Предварительный контроль осуществляется до начала работ. Контролируется их соответствие установленным требованиям, правилам и имеющимся ресурсам: человеческим, материальным, финансовым. Текущий или промежуточный контроль осуществляется в ходе непосредственного выполнения принятых планов и решений и основан на сравнении фактических результатов работы с запланированными.

Существуют разные классификации видов контроля в муниципальном управлении (рис. 1).

Он позволяет установить наметившиеся отклонения в ходе выполнения работ и принять корректирующие решения. Окончательный контроль осуществляется после выполнения работы. На этой стадии отсутствует возможность повлиять на ход выполнения работ, но результаты контроля учитываются при проведении последующих работ.

По форме контроль делится на контроль документальных данных, заслушивание отчетов руководителей и исполнителей работ, собеседования с ними.

По предмету выделяют контроль текущих результатов, исполнения распорядительных документов, деятельности структурных подразделений и служб.

Рис. 1. Виды контроля в муниципальном образовании Государственное и муниципальное управление / И. А. Василенко. - М.: Гардарики, 2006. С. 37.

Контроль текущих результатов основан на оценке степени достижения поставленных целей. Контроль исполнения распорядительных документов включает контроль точного толкования, соблюдения и исполнения установленных этими документами требований. Контроль деятельности структур муниципального управления - это проверка целей, задач, функций, организационной структуры, методов работы, профессиональных качеств сотрудников.

Ряд исследователей выделяет также общественный контроль в муниципальном образовании. Муниципальная власть избрана населением, действует от его имени и в его интересах и не может не контролироваться гражданами. Общественный контроль осуществляется населением, общественными организациями и движениями путем обращения в органы местного самоуправления, государственные, судебные и другие органы. Общественный контроль позволяет выявлять незаконные или наносящие ущерб гражданам действия местных властей.

В Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 2003 года. Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс". 2003 года говорится о праве граждан на индивидуальные и коллективные обращения в органы и к должностным лицам местного самоуправления, об обязанности последних обеспечить возможность получения полной и достоверной информации о деятельности органов местного самоуправления, а также об обязательности проведения публичных слушаний по ряду вопросов местной жизни. Однако в Законе ничего не говорится о праве граждан на осуществление контроля деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления. Обращения, гласность, публичные слушания - важные условия контроля, но еще не сам контроль.

В уставах многих муниципальных образований предусмотрено право граждан на участие в обсуждении проектов городских нормативных правовых актов, проектов планов и программ социально-экономического развития территорий, бюджетов, участие в заседаниях представительного органа и его комиссий и др.

Однако механизмы реализации этих прав обычно отсутствуют. Между тем общественный контроль и общественная экспертиза деятельности органов местного самоуправления необходимы по самому широкому спектру вопросов как на стадии разработки планов и проектов, так и на стадии их реализации.

Зачастую местные администрации негативно относятся к общественному контролю их деятельности, не ориентированы на сотрудничество в этой сфере.

Большинство муниципальных чиновников полагают, что представительная власть уже выполняет эти функции по отношению к исполнительной власти, а население может участвовать в этом процессе лишь через своих депутатов (в частности, через депутатские наказы). Общественный контроль предполагает нечто совсем другое, полную прозрачность и открытость органов местной власти: "ты просто делай то, для чего мы (жители) тебя наняли, а мы будем за тобой присматривать". В некоторых городах уже созданы органы общественного контроля (группы, комитеты, комиссии) деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления. Однако их правовой статус законодательно не определен.

Необходимо включать в уставы муниципальных образований пункты о формах контроля граждан над деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления и конкретные механизмы общественного контроля.

Основные составляющие процесса контроля:

  • - выработка стандартов и критериев, по которым осуществляется контроль (если они не были установлены ранее);
  • - сопоставление с этими стандартами и критериями реальных результатов;
  • - осуществление корректирующих действий Государственное и муниципальное управление / И. А. Василенко. - М.: Гардарики, 2006. С. 37..

Таким образом, муниципальный контроль можно классифицировать на различные виды по сферам управления (бюджетный, экологический, земельный, лесной, и т.д.), по уровням нормативного регулирования (установленный федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставами и иными муниципальными правовыми актами), по характеру компетенции (в пределах собственной и делегированной компетенции, иных видов компетенции, закрепленных в ч. 2 ст. 14.1 Закона о местном самоуправлении).

При организации системы контроля в муниципальном образовании целесообразно придерживаться общих и частных принципов. Общие принципы контроля основаны на его социально-политических аспектах, а частные отражают организационно-техническую сторону. К методам контроля относятся:

  • - анализ документов, характеризующих объект контроля, планы работы, отчеты, решения и т.д.;
  • - отчеты должностных лиц на заседаниях;
  • - изучение объектов на месте;
  • - аттестация служащих на соответствие занимаемым должностям.

Контроль должен быть своевременным и гибким, ориентированным на решение поставленных перед органом местного самоуправления задач.

Непрерывность контроля обеспечивается специально разработанной системой мониторинга хода реализации работ и принятых решений. Для более эффективного осуществления контроля выполнения большого числа работ и принятых решений целесообразно использовать такие инструменты, как сетевые и ленточные графики, диаграммы Ганта, матричные расписания и т.д Государственное и муниципальное (административное) управление: учебник / Н. И. Глазунова; Гос. ун-т упр. - Москва: Проспект, 2008. С. 56..

Эффективное функционирование системы муниципального контроля невозможно без современной вычислительной техники и систем поддержки и сопровождения процесса выработки (принятия) управленческих решений. Многие местные администрации осуществили у себя компьютеризацию контроля, для чего сведения о каждом решении, поставленном на контроль, заносятся в банк данных и создаются соответствующие программы работы с этим банком. Автоматизированная система контроля исполнения документов значительно повышает оперативность управления, поскольку позволяет получать информацию о ходе исполнения документов в любое время См. Муниципальное управление: справочное пособие /В. В. Иванов, А. Н. Коробова. М.: ИНФРА-М, 2012. С. 77..


Рис. 2. Принципы контроля в системе муниципального управления Муниципальное управление и социальное планирование в муниципальном хозяйстве: / А. Г. Кобилев, А. Д. Кирнев, В. В. Рудой. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. С. 57.

Таким образом, органы местного самоуправления осуществляют следующие виды контроля:

  • 1) осуществляемый контрольным органом муниципального образования;
  • 2) осуществляемый специализированным структурным подразделением администрации муниципального образования в отношении других подразделений местной администрации и органов местного самоуправления;
  • 3) осуществляемый структурными подразделениями администрации муниципального образования в отношении муниципальных предприятий и учреждений;
  • 4) осуществляемый структурными подразделениями администрации муниципального образования и иными органами местного самоуправления в отношении неподчиненных субъектов (предприятий, учреждений, коммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей и граждан) на предмет соблюдения требований федерального и регионального законодательства, требований актов местного самоуправления;
  • 5) осуществляемый органами местного самоуправления в отношении неподчиненных субъектов в форме реализации переданных муниципальному образованию государственных полномочий.

Очевидна неоднородность названных видов муниципального контроля. Как справедливо отмечает В.В. Бурцев, в основу типологии должен быть положен сущностный признак Бурцев В.В. Государственный финансовый контроль: методология и организация. М., 2010. С. 86.. Такими сущностными признаками, востребованными для осуществления классификации муниципального контроля, могут быть объект, предмет, объем властных полномочий и правовая основа. С учетом этих признаков выделим виды муниципального контроля:

по объекту (местная администрация и муниципальные органы; муниципальные учреждения и предприятия; все организации и граждане, находящиеся на территории муниципального образования);

по предмету (использование муниципального имущества, местного бюджета; выполнение требований правовых актов муниципального образования, требований федерального и регионального законодательства);

по объему властных полномочий контролирующих органов (проведение проверок в форме участия и информирование уполномоченных органов о выявленных нарушениях; самостоятельное проведение проверок и информирование уполномоченных органов о выявленных нарушениях; самостоятельное применение мер принуждения, составление протоколов об административных правонарушениях);

по правовой основе (предусмотренность данного вида контроля федеральными законами; региональными законами; нормативными правовыми актами муниципального образования).

В заключение первой главы курсовой работы подведем ее краткий итог. При рассмотрении видов муниципального контроля по признаку субъекта возникающие в ходе реализации властных полномочий правоотношения должны быть причислены к муниципально-правовым.

Однако при рассмотрении по признаку объекта контроля оказывается, что муниципальный контроль может осуществляться внутри системы органов местного самоуправления, в пределах сферы муниципального хозяйства (в отношении муниципальных предприятий и учреждений), во внешней сфере (в отношении всех организаций и граждан).

По признаку предмета контроля в соответствии с отраслевым делением выделяются:

Во-первых, финансовый (финансово-бюджетный);

Во-вторых, экологический;

В-третьих, лесной контроль,

В-пятых, осуществления предпринимательской деятельности;

В-шестых, розничной торговли (в том числе оборота алкогольной продукции).

Под контролем в муниципальном образовании понимается проверка соответствия количественных и качественных характеристик объектов и процессов установленным (плановым, нормативным) требованиям. Он ориентирован на соблюдение государственных и муниципальных норм и стандартов, строится на принципах законности, плановости, полноты и достоверности информации, целевого использования муниципального имущества и финансовых средств, эффективности контрольной деятельности.

Необходимость контроля в муниципальном образовании связана с неопределенностью, присущей любому управленческому решению. Между планируемым и реальным развитием ситуации всегда наблюдается временной разрыв, способный вызвать отклонения от плана. Суть контроля заключается в получении информации о фактическом состоянии объекта контроля и соответствии полученных результатов ожидаемым. В результате могут быть выявлены недостатки не только в выполнении принятых решений, но и в самих решениях. Зачастую результаты контроля являются основанием для корректировки принятых ранее планов и решений.

Наиболее важно разделение контроля на внешний (государственный), внутренний, осуществляемый органами местного самоуправления, и общественный.

Принципы и методы контроля в муниципальном образовании

К методам контроля относятся:

Анализ документов, характеризующих объект контроля, планы работы, отчеты, решения и т.д.;

Отчеты должностных лиц на заседаниях;

Изучение объектов на месте;

Аттестация служащих на соответствие занимаемым должностям.

Контроль должен быть своевременным и гибким, ориентированным на решение поставленных перед органом местного самоуправления задач.

Непрерывность контроля обеспечивается специально разработанной системой мониторинга хода реализации работ и принятых решений.

Эффективное функционирование системы муниципального контроля невозможно без современной вычислительной техники и систем поддержки и сопровождения процесса выработки (принятия) управленческих решений. Многие местные администрации осуществили у себя компьютеризацию контроля, для чего сведения о каждом решении, поставленном на контроль, заносятся в банк данных и создаются соответствующие программы работы с этим банком. Автоматизированная система контроля исполнения документов значительно повышает оперативность управления, поскольку позволяет получать информацию о ходе исполнения документов в любое время.

Система и органы муниципального контроля

Внутренний контроль в муниципальном образовании подразделяется на:

- представительный, осуществляемый представительными органами и создаваемыми в соответствии с Федеральным законом 2003 года контрольными органами муниципального образования; Основными объектами контроля со стороны представительного органа являются соблюдение прав граждан на территории муниципального образования, выполнение местных планов и программ развития. Каждый депутат, встречаясь со своими избирателями, рассматривая их жалобы и обращения, выполняет тем самым контрольные функции. В составе представительного органа могут создаваться комитеты или комиссии, нацеленные на их выполнение.

- административный, осуществляемый руководством администрации и ее структурными подразделениями. Администрация муниципального образования обязана обеспечивать не только внутренний контроль выполнения своих решений, но и контроль выполнения решений органов местного самоуправления всеми гражданами, предприятиями и организациями, расположенными на подведомственной территории.

На любом уровне власти действуют исполнительные структуры. Надзор за их работой осуществляют компетентные инстанции. Рассмотрим далее существующие виды государственного, муниципального контроля.

Общие сведения

Муниципальная власть избирается населением. Она действует от имени граждан и в их интересах. Соответственно, население имеет право осуществлять контроль над деятельностью ее органов. Эта возможность реализуется путем обращения в компетентные инстанции с заявлениями, жалобами, письмами. Непосредственную проверку деятельности осуществляет целая система надзорных органов. Они работают как на федеральном, так и на региональном и территориальном уровнях.

Федеральный уровень

К исполнительным структурам специальной компетенции относят Минфин, Федеральное казначейство, ФНС и пр. Эти органы осуществляют государственный финансовый контроль. Минфин функционирует в соответствии с отраслевым положением, утвержденным правительственным Постановлением № 329. В соответствии с ним указанное Министерство вправе вносить проекты ФЗ и прочих нормативных актов, по которым необходимо решение правительства, по вопросам, входящим в сферу ведения Минфина, подведомственных ему служб, а также прогнозные показатели работы и проект плана деятельности. В компетенцию этой структуры входит контроль исполнения бюджетных статей. Федеральное казначейство функционирует через территориальные подразделения. В его полномочия входит учет операций кассового исполнения федерального бюджета, установление режимов счетов, распределение доходов от поступивших налогов в соответствии с положениями законодательства. ФНС осуществляет деятельность по Положению № 506. Налоговая служба реализует свои полномочия через территориальные подразделения. ФНС осуществляет контроль:

  • Над соблюдением законодательства о сборах и налогах.
  • Правильностью начисления, своевременностью и полнотой поступлений, установленных НК.
  • Валютными операциями, совершаемыми резидентами и нерезидентами, не выступающими в качестве бирж и кредитных структур.
  • Полнотой учета прибыли индивидуальных предпринимателей и организаций и пр.

ФСФБН

Служба по финансово-бюджетному надзору реализует свои полномочия как непосредственно, так и через территориальные органы. ФСФБН осуществляет надзор:

  1. За расходованием федеральных бюджетных и внебюджетных средств, материальных ценностей, относящихся к госсобственности.
  2. Соблюдением валютного законодательства всеми субъектами, нерезидентами в том числе, соответствием проводимых операций разрешениям и лицензиям.
  3. Деятельностью организаций, использующих материальные ценности, относящиеся к госсобственности, получающих финансовую помощь из бюджетных средств, кредиты, ссуды и инвестиции.

Таможня

ФТС является уполномоченной федеральной структурой, действующей в соответствии с отраслевым законодательством. Таможенная служба обеспечивает контроль ввоза/вывоза грузов на/с территории РФ. В ее полномочия входит валютный контроль, борьба с контрабандой и прочими преступлениями и административными нарушениями.

Служба мониторинга

Этот исполнительный орган осуществляет мероприятия, направленные против легализации доходов, которые получены преступными способами, финансирования терроризма. В компетенцию службы входит выработка госполитики, нормативно-правовое регулирование и координация деятельности в указанной сфере остальных исполнительных институтов. Служба мониторинга реализует полномочия как непосредственно, так и через свои территориальные подразделения.

Муниципальный контроль: понятие и виды

Законодательство предусматривает право компетентных структур осуществлять деятельность, направленную на выявление, предотвращение и пресечение нарушений нормативных актов. Для этого определяются различные виды проверок муниципального контроля (предварительная, текущая или последующая). Надзорная деятельность предполагает систематическое наблюдение за выполнением обязательных предписаний, анализ и прогнозирование соблюдения требований законодательных актов гражданами и организациями. В перечень видов муниципального контроля включается:

  1. Изучение документации.
  2. Обследование сооружений, территорий, помещения, оборудования, грузов и транспортных средств.
  3. Отбор образцов объектов производственной и окружающей среды, продукции, их исследование, экспертиза.
  4. Проведение расследований, направленных на выявление причин и последствий нанесенного ущерба вследствие нарушений требований.

Общая классификация

В первую очередь следует назвать такие виды муниципального контроля, как внутрихозяйственный и внутриведомственный. Последний проводится министерствами и прочими структурами по отношению к подотчетным учреждениям. Внутрихозяйственный надзор выполняется специальными службами в пределах одной организации. Существуют следующие основные виды муниципального контроля в муниципальном районе: экологический, бюджетный, правовой, а также надзор за исполнением работ. В уставы МО включаются соответствующие положения об их формах.

Надзор за исполнением работ

Виды муниципального контроля в сфере обслуживания включают в себя:

  1. Опрос жителей.
  2. Рассмотрение жалоб.
  3. Периодическое сопоставление расходов с затратами других подрядчиков и служб.

Реализация надзора обеспечивается размещением контактов компетентных структур в доступных для населения местах. В таком случае некачественное оказание услуг будет выражено увеличением жалоб от граждан. При этом необходимо, чтобы обращения поступали непосредственно в муниципальный контролирующий орган, а не на предприятие, выполняющее те или иные работы. Так будет обеспечен надлежащий учет эффективности обслуживания населения подрядчиками. Степень удовлетворенности услуг определяется также периодическими опросами людей. К методам контроля относят плановые и внеплановые инспекции, выборочные проверки. Так изучается качество уборки и благоустройства территории, ремонта дорог, соблюдение маршрутного графика общественного транспорта и так далее.

Экологический надзор

Законодательство предусматривает различные виды муниципального контроля в сфере охраны природы. Территориальные структуры и должностные лица должны оказывать содействие населению, общественным и прочим некоммерческим организациям в реализации ими своих экологических прав. При осуществлении ими хозяйственной и прочей деятельности уполномоченные институты власти обязаны принимать надлежащие меры по предотвращению и устранению негативного влияния на здоровье граждан и природу вибрации, шумов, электромагнитных полей в зонах отдыха, обитания животных в пределах населенных пунктов. Надзорная деятельность предполагает плановые и внеплановые проверки, отбор проб и образцов, проведение экспертиз. Особое значение в реализации компетентными структурами своих полномочий имеют обращения граждан. Каждая жалоба или заявление проверяется в установленном порядке. При выявлении нарушений виновные лица привлекаются к ответственности.

Виды государственного (муниципального) финансового контроля

Надзор в бюджетной сфере разделяется на инициативный и обязательный. Последний выполняется такими структурами, как подразделения ФНС, Федерального казначейства, а также Счетная палата. Инициативный надзор проводится по решению хозяйствующего субъекта при наличии необходимости. Существуют следующие виды муниципального финансового контроля: налоговый, страховой, валютный и пр.

Особенности деятельности

Различают виды муниципального контроля органов местного самоуправления и представительных структур. Надзор осуществляется в процессе рассмотрения проектов бюджетов, ряда вопросов, касающихся их исполнения и пр. Контрольная деятельность законодательных органов осуществляется через специальные комиссии и комитеты.

Законодательная база

Все виды муниципального контроля направлены на ту или иную сферу деятельности. Формы надзорных мероприятий, полномочия компетентных структур определяются в федеральном законодательстве. В частности, в ФЗ № 131 в число вопросов территориального значения включаются лесной и земельный контроль. Право на проведение надзорных мероприятий предусматривается и иными нормативными актами. Например, в ЖК, ст. 12, установлены полномочия по контролю использования и сохранности жилфонда МО, в ФЗ № 154 – по соблюдению условий соглашений/договоров с казачьими объединениями об их участии в территориальном управлении и пр.

Объекты

Они определяются в федеральных, региональных законах, а также нормативных актах МО. Например, в ФЗ № 171, регламентирующем производство и оборот этилового спирта, алкогольной продукции, установлено, что местные органы власти в рамках своей компетенции контролируют соблюдение законодательных предписаний в сфере розничной торговли указанных товаров и их качество. В качестве объекта надзора выступает обеспечение сохранности автодорог территориального значения. Это положение закреплено в ст. 13, ч. 1 ФЗ № 257. На региональном уровне могут утверждаться нормативные акты, регламентирующие содержание особо ценных природных комплексов. В частности, по ст. 12 Закона Вологодской области в компетенцию местных органов входит осуществление контроля в сфере организации и функционирования охраняемых территорий муниципального значения.

Заключение

Контроль является неотъемлемым элементом управленческой деятельности. Он может осуществляться в рамках отдельных федеральных полномочий, переданных соответствующим территориальным структурам. Такая форма контроля предусматривается в нормативных актах некоторых субъектов РФ. Надзорная деятельность позволяет выявлять причиняющие ущерб или незаконные действия территориальных властей, привлекать виновных к ответственности в соответствии с законодательством.



Кадры