Не знаю кем хочу стать. Тест на профориентацию. Как родителям помочь ребенку с выбором будущей профессии

Для молодых людей, только что закончивших школу, вопрос выбора специальности по душе - решающий. Какой области посвятить следующие 5 лет учебы? Задача родителей и педагогов - поддержать подростка в выборе подходящей сферы деятельности, разобраться в своем внутреннем мире, понять, к чему у него есть способности.

К поступлению в учебные заведения дети готовятся не только в последний год школьного обучения. Это долгий и планомерный процесс, в результате которого школьник приходит к важному решению о своей будущей профессии.

После выпускного класса подростки сталкиваются со сложным выбором будущей профессии; задача родителей в этом случае - не настаивать на поступлении в тот или иной институт, а прислушаться к желаниям ребенка

В каком возрасте нужно начинать задумываться о профессии?

Часто родители с раннего возраста отдают своих детей в разные кружки. Это правильно, нужно давать малышу попробовать себя в различных сферах. Только методом проб и ошибок можно сделать выбор и определить, что ему интересно, с чем захочется связать свою будущую профессию.

Чем шире кругозор ребенка, чем больше интересных дел он попробует, тем проще для него будет выбрать будущую специальность. Однако перегибать палку тоже не стоит. Нельзя заставлять ребенка заниматься музыкой или танцами, перегружая малыша. Есть родители, которые через своих детей реализуют свои несбывшиеся мечты и планы стать художником, музыкантом или геологом. Итогом будет только стойкое неприятие и протест, если не сейчас, то спустя годы.

Осознанные размышления на тему будущей специальности посещают школьников примерно с 7-8 класса. С этого возраста можно начинать изучать информацию о разных профессиях, возможно, знакомиться с ними на практике или во время наблюдения за профессионалами.

Главные правила выбора будущей профессии

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Есть три важных аспекта в выборе будущей специальности, которые нужно учитывать подросткам и обсуждать с родителями, делая выбор:

  • личностные особенности, интересы, склонности ребенка, его способности и хобби;
  • физическое развитие, состояние его здоровья, ограничения;
  • востребованность специальности на рынке труда не только на сегодняшний момент, но и в то время, когда он закончит обучение в вузе.

Учет желаний и возможностей ребенка

В будущей специальности человек должен максимально раскрыть свои способности и таланты. Получать удовольствие от работы можно только тогда, когда делаешь то, что любишь и умеешь. Ходить на работу без желания, и считать минуты до окончания рабочего дня - едва ли радужная перспектива для человека. Только искренняя заинтересованность в деле и ощутимые результаты работы помогут стать профессионалом.

Пусть школьник отталкивается от того, что ему нравится, от предмета, по которому у него лучше успеваемость. Возможно, ему нравятся иностранные языки или литература, это и должно стать отправной точкой при выборе.

Нельзя заставлять подростка

Ребенок – продолжение своих родителей, но он другой человек, со своими талантами и интересами, поэтому необходимо предоставить право выбора ему. Только в случае сомнений в выборе профессии, стоит вместе с ним оценить «за» и «против», помочь разобраться в себе.

Если сейчас он пойдет учиться на специальность, которая не по душе и даже получит диплом, вряд ли ему будет интересна работа. Впоследствии он либо сменит ее, либо будет заниматься нелюбимым делом и останется не реализовавшимся в профессиональной сфере.

Разграничение реальности и мечты

Часто на наше представление о той или иной профессии накладывает отпечаток конкретный человек, фильм, рассказы других людей.

Для того чтобы увидеть специальность «изнутри», надо поработать в выбранной сфере или пообщаться с теми, кто вращается в ней каждый день.

Сказка о прекрасной жизни киноактеров разбивается о понимание, что это тяжелый, порой непосильный труд. Немногие могут задержаться на долгое время в этой профессии, и прославить свое имя. Как правило, многие так и остаются на второстепенных ролях. Чем больше ребенок узнает об изнанке профессии, тем легче ему разобраться в себе и своих желаниях.

Как родителям помочь ребенку с выбором будущей профессии?

Родители могут направить, дать подростку информацию о профессии, посоветовать, но ни в коем случае не решать авторитарно, чем будет заниматься их ребенок в будущем. Желательно обсудить с ним непонятные моменты, развеять страхи и переживания.

Стоит оценить рынок труда и востребованность разных специальностей, чтобы получать не только радость от работы, но и материальное вознаграждение. Объяснить подростку, что выбор специальности – это не выбор сейчас и на всю жизнь, его можно поменять со временем, но сейчас надо выбрать правильное направление.

Составление списка подходящих специальностей

Необходимо сузить круг профессий, исходя из способностей, интересов и физического развития. Кому-то легко дается математика, а кому-то география - от этого и нужно отталкиваться. Оцените возможности обучения определенной профессии в нескольких вузах, стоимость обучения, его срок, изучаемые дисциплины и квалификацию преподавателей. Рассмотрите смежные специальности в данном направлении.


Идеально, если родители замечают желание и способности ребенка к определенному предмету еще в средних классах, таким детям будет легче определиться с выбором будущей профессии

Получение информации о специальностях

Если выбор специальности сделан, можно пообщаться с ее представителями, чтобы иметь максимально полное представление о том, чем именно предстоит заниматься и насколько хорошо оплачивается труд. Можно пойти на курсы подготовки к поступлению в вуз на определенную специальность. Как правило, там бывают практические занятия, где можно пообщаться с представителями данной профессии.

Тест на профориентацию

Ученикам старших классов предлагают пройти тест на профессиональную ориентацию, которая поможет им выбрать профессию. Тест составляется при сотрудничестве психологов, педагогов и кадровых специалистов. После оценки результата молодым людям предложат несколько вариантов специальностей.

Оптимальный вариант, если после теста на профориентацию с ребенком побеседует психолог и поможет ему выбрать нужную профессию. Однако тест можно пройти и в домашних условиях, в интернете. В любом случае он даст пищу для размышлений и развеет сомнения, а кого-то и удивит.

Изучение ситуации на бирже труда

Стоит проанализировать рынок труда на данный момент, оценить какие специальности востребованы и хорошо оплачиваются. Можно попробовать сделать прогноз на будущее – какие профессии станут наиболее востребованы через 5-10 лет, почитать, что говорят об этом специалисты кадровых служб. Ситуация на рынке меняется каждый год, и востребованные сегодня специалисты через определенное время становятся ненужными из-за перенасыщения рынка.

Распространенные ошибки при выборе профессии

  • Нельзя думать, что профессия – это нечто неизменное, на всю жизнь. Часто люди меняют профессию или специализацию кардинально, некоторые даже не один раз.
  • Престижность. Меняются времена, а вместе с ними и представления о профессиях. Появляются новые специальности, престижная работа хорошо оплачивается. Руководствоваться нужно только внутренним чувством и своими способностями. Если ребенок выбирает профессию, в которой рынок труда уже перенасыщен, можно рассмотреть профессии смежные или узкие, более востребованные.
  • Принимать безоговорочно выбор родителей, идти по стопам династии. Только интерес и любовь к профессии сделает из человека специалиста с большой буквы. Выбор должен остаться за самим школьником.
  • Выбирать свою профессию «за компанию», «все пошли, и я пошел». Нельзя чрезмерно опираться на мнение других людей.
  • Неполное, поверхностное представление о профессии, увлеченность только одной ее стороной. Нужно как можно подробнее и полнее изучить, чем занимается человек на выбранной специальности.
  • Представление о профессии формируется конкретным образом человека. Ребенок просто хочет походить на популярного персонажа или приятного ему человека, но при этом не имеет полной информации о работе, которой тот занимается.

Одна из главных ошибок выпускников - «поступление за компанию»
  • Лень или нежелание разобраться в себе, непонимание в какую сторону двигаться. Позиция «хоть куда-нибудь, лишь бы взяли». Стоит поддержать ребенка, понаблюдать за ним, подтолкнуть в нужную сторону, подсказать какие таланты в нем скрыты. Для того чтобы понять, чем будешь заниматься в жизни, нужно с раннего детства заниматься каким-то делом, осваивать новые области, чем-то увлекаться.

Что делать, если никакая из профессий не нравится?

Немногие люди перед поступлением в институт могут однозначно сказать, кем они хотят стать. Впрочем, ошибочно полагать, что такой вопрос мучает только подростков. Многие люди на протяжении жизни меняют профессии, осваивают новые области труда.

Что значит быть взрослым? Это когда ты сам себя содержишь, когда не советуешься с родителями при принятии решений, когда у тебя есть дети, или когда гуляешь допоздна, живешь один, а, может быть, это когда у тебя есть собака, за которую ты несешь ответственность? Наверное, ничего из перечисленного.

Когда предстоит сделать выбор будущей профессии, кажется, что знаешь, чего хочешь , хотя так не у всех. Изнанки профессии не знаешь, поэтому кажется, что все так здорово, потому что видно только результат. Внешнюю сторону: командировки и яхты, машины и вечеринки. Суть профессионализма, наверное, и есть в том, что как бы трудно человеку ни было, результат выглядит так легко и просто, будто это под силу каждому. В 17 лет вообще часто кажется, что вот сейчас ты уже точно взрослый и знаешь, что делать дальше, но это совсем неправда. Потому что не знаешь примерно вообще ничего.

Ну, вот, сейчас окончу школу, поступлю, и все. Ну, вот, сейчас окончу институт, и все. Ну, вот, окончил институт, и что? Я снова не знаю, кем хочу стать, когда вырасту.

В детстве казалось, что 25 лет – это уже старость , что все дети маминых подруг такие взрослые. Было непонятно, почему их родители так не считают, почему про этих взрослых двадцатипятилетних детей рассказывают какие-то совершенно подростковые истории. А сейчас понятно. Быть взрослым совершенно не хочется, и когда оказывается, что эта грань незаметно стерлась, и ты уже им стал, как на краю обрыва, хватаешься за любой шанс, лишь бы подольше остаться как бы ребенком. Бежишь подальше от квитанций и планирования бюджета на тусовку с друзьями, к маме на пироги или за кофе в другую часть города, когда все дедлайны превращают твою совесть в пепел. В конце концов, идешь в магистратуру. Как говорят во «ВКонтакте»: «Магистратура – это один из способов избежать взрослой жизни».

Среди моих знакомых сверстников (20-30 лет) многие люди не знают, кем хотят быть, хотя у них есть образование и работа. Надо сказать, что не все и после 30 знают, кем хотят быть, просто работать хоть кем-то надо в любом случае. Это, кстати, удобная и забавная отмазка «Когда вырасту я…», а пока просто поболтаюсь. Я получила высшее образование, а что с ним делать пока не совсем понимаю. Мне еще повезло в некотором роде, никем другим мне быть не хотелось с детства. А сейчас получается, что журналистское образование у меня есть, а журналистики в стране нет (почти). Есть вариант не быть занудой и простить себе работу не по профессии, главное – морально настроиться. Гуманитариям, например, в этом смысле еще везет, выбор профессии шире, чем у некоторых узкоспециальных технарей. С журналистским образованием, конечно, можно работать чуть ли не везде. На этом месте возникает аргумент: не все люди работают по специальности, не у всех образование есть вообще, и им это не мешает. Тогда дойдет до того, что непонятен смысл и ценность полученного образования, если где-то без него люди живут лучше.

Так много цифрового вокруг , на раз-два появляются какие-то популярные блогеры, люди, которые «раскрутили» свой бизнес, ну кому тут захочется тухнуть в офисе, не то чтобы на заводе. Если еще лет пять назад кругом были одни юристы и экономисты, то сейчас кругом одни фрилансеры, блогеры и мотиваторы. Так что ни на какую скучную работу ходить не хочется, тем более, если там толком не платят, а чем бы таким заняться, чтобы все сразу – найти непросто. Надо сделать оговорку о том, что работа не обязана доставлять удовольствие и устраивать во всем? Кто хочет, конечно, находит, и работу, и занятие интересное, и где заработать.

Может быть, знать, кем будешь, когда станешь взрослым и не нужно. Не копаться и не требовать от себя строгой определенности. Просто заниматься тем, что нравится сейчас, приносит деньги и пользу себе или окружающим и не отказываться от шансов, которые иногда подбрасывает жизнь?

Самому трудно разобраться, если даже интересов много. Ведь нужно знать, какие бывают профессии: что делает человек, с каким объектом он работает и какие требования предъявляет данная профессия к человеку. Вот это и нужно знать при выборе профессии.

По правде сказать, для каждого из нас есть штук десять подходящих и приятных профессий. Но десятью путями не пойдёшь: надо выбрать самую приятную и самую подходящую профессию.

От чего же зависит выбор профессии?

Тут мы вам Америку не откроем. Выбор профессии зависит от интересов, способностей, ценностей выбирающего человека, возраста, материальных возможностей и планов семьи, от места жительства. Но даже если вы всё это знаете про себя, что же делать с этими знаниями? И как понять, на какую профессию они указывают? Есть два пути: пробовать самому ставить себе диагноз или довериться мне.

Как выбрать профессию самому

Попробуйте пройти тесты. Есть профориентационные тесты и есть тесты на профессии . Пробуйте то и другое. Есть методика 7 шагов для выбора профессии . Она не тест, но помогает разобраться в своих желаниях. Можно, наконец слушать интервью с профессионалами, читать книги о профессиях и даже пробовать поработать на каникулах в какой-нибудь компании и внимательно присматриваться, что там делают люди. И всё это очень может помочь, но если не помогло, то помогу я.

Добрый день, Эльмира! моя мама нашла ваш сайт и посоветовала спросить совет у вас. У меня огромная путаница с будущей профессией. Сейчас я на этапе получения диплома инженера-физика по специальности атомные станции. К слову сдала я его она отлично, как и вся группа. Но наверно стоит рассказать сначала. Мама моя сама по профессии психолог, но как это часто бывает очень сложно что то посоветовать или определить психотип своих близких. Она всегда старалась развивать меня всесторонее: начиная со спорта: теннис, танцы, пинпонг, заканчивая рисованием и актерским мастерством. Сейчас, оглядываясь назад, я понимаю что я не была особенным ребенком, каким то одаренным талантом. Начиная в каждом кружке я не добивалась грандиозных успехов. Учась в 10 классе с экономическим уклоном, в 11 я решила сдать физику(была возможность поступить по целевому месту на "Атомные станции" и чисто скорее чтобы от меня отстали родители, я подготовилась к физике, сдала и каким то образом достаточно приемлемо проучилась все свои 5,5 лет и закончила ВУЗ). во мне происходит борьба противоречий. Папа хочет чтобы я вела с ним его бизнес, мне с одной стороны нравится брать на себя ответствовать и я бы даже сказала, что получаю кайф от организации чего то, но его бизнес связан с недвижимостью и там для меня интересного мало. Мне нравится организовывать праздники, если на работе у отца проходят корпоративы, но от них я устаю так, что потом могу отходить несколько дней. Кстати, есть одна вещь которая приносит мне удовольствие и доход. Я визажист и стилист по прическам, ничего серьезного - закончила курсы, и теперь выезжаю на свадьбы и фотосеты. Не уверена что это то ради чего я создана, но по крайней мере, это та направленность в которой я разбираюсь, которая, конечно, не дает(и врядли даст) мне доход на который бы я могла обеспечить себя...но это мне нравится больше чем быть на побегушках у отца. По поводу основного образования... Здесь очень сложно) как я училась: выживала, улыбалась, списывала и где то конечно учила и вникала. Сейчас очень жалко бросить эту специальность. Зря чтоли я столько лет посвятила этому, мало у кого есть такой узкий профиль. Но с трудоустройством в городе есть всего 2 места, ОКБМ (чей образ жизн на предприятии меня вводит в ужас!! люди сидят на попе ровно и ходят от звонка до звонка на работу, ничего особенного на ней не делая...) и Атомэнергопроект(где меня врядли возьмут без связей..тк я все таки не отличница). В итоге у меня остается неделя законного отдыха адальше надо скорее нырять во взрослую жизнь, но а я даже не знаю куда.
И еще, может я ленивая, но мне очень тяжело сидеть 8 часов на работе, мне очень хочется гибкий график и воздуха...с моей подроботкой визажитом здесь это огромный плюс(накрасил с утра свадьбу - зараотала денег, и весь день свободен можно заняться домашними делами и спортом.)
Прочитав свое послание к вам, мне уже самой кажется, что я сама себе накручиваю, и мне просто не хочетя работать, но поверьте...если мне что то нравится, я ухожу в это головой, а значит я это пока не нашла.
Подскажите и дайте совет, распутайте хоть один клубочек запутавшихся мыслей у меня в голове...

Здравствуйте. Меня зовут Настя. Мне 19.

Есть молодой человек, с которым встречаюсь 3 года. Про него я расскажу чуть позже. Так тоже далеко не все гладко. В общем в школе я не знала, кем мне пойти учиться. И я решила стать косметологом. Да мне нравятся всякие масочки, уход... Но для этого нужно поступать в медицинский. Я поступила и вот почти отучилась год. Вы, как психологи, должны были слышать об учебе на лечебке. То есть это просто ад и все. Я хотела учиться в любом университете, кроме первого меда. Но родители захотели для ребёнка самого лучшего. В общем, да, я здесь.

Я как бы и люблю учиться и ответственная, но здесь такая нагрузка, что даже я не могу это выдержать. У меня выгорание. Я больше не хочу здесь учиться. Я не хочу тратить 10 лет жизни только на учебке (6 на общего и 4 аспирантура + курсы...) И вот я хочу уйти, но не знаю, куда. Я не знаю, чего я хочу. Мой молодой человек говорит пойти в тех вуз, потому что у меня многое получается. Да, у меня баллы лучше, чем у остальных по математике и информатике здесь, но не с медицинской стороны, я думаю, что не справлюсь. Я думаю о чём-то, что имеет общее между медициной и технологией, исчислениями, потому что медициной я прониклась. Но как же цель с косметологией? И да, я планировала уехать заграницу учиться, но потом поняла, что раз я здесь не могу выучиться, то на другом языке я тем более ничего не смогу.

Проблема ещё в финансах. Я учусь по целевому. Если сдавать ЕГЭ, то и за курсы придётся платить. Да и за полгода я не успею подготовиться. А может я вообще не хочу в тех. Я опустошена. Где вообще я? Почему у всех все хорошо, а я, как белая ворона. Кто я? Я не знаю. Я не знаю, чего хочу. Думаю даже пойти на курсы и делать реснички, чтоб как-то подзаработать летом, потому что не летом не могу, учеба занимает и день и ночь. Я надеюсь, вы мне сможете помочь, потому что я только сейчас осознала своё состояние и оно меня очень пугает. Внутри будто пустота...

Пожалуйста, помогите разобраться себе.

Настасьюшка

Светлана Дьяченко

Администратор , Россия

Настасьюшка, Настя, здравствуйте!
Расскажите, пожалуйста, о своих увлечениях и интересах.
К чему Вы чувствуете у себя способности?
Какой результат общения с психологом был бы Вам полезен?

Я даже сама не знаю, что мне нравится
Я люблю путешествовать, нравится изучать язык. Но я не очень хороша в гуманитарных предметах, но я люблю читать. Так же меня интересует интерьер, но я не умею рисовать. Так же нравится фотографировать, но не уверена, что смогла бы заниматься этим на постоянной основе. Так же я люблю пунктуальность и точность, так что не против чего-то в этой сфере. Но разбор всяких офисных бумажек/точно не мое.

Предполагаю, что не смогу работать на однообразной работе. Как Вы поняли, мне нравится ухаживать за собой. Нравится разбираться во всяких кремах, масочках... Я достаточно стеснительна и даже боюсь разговаривать по телефону, но это исправимо, я знаю. До ЕГЭ занималась танцами около 5 лет, но никогда особо не выбивалась в состав лучших. Раньше думала о поступлении на генную инженерию, но в России с этим плохо. Может я бы рогов б на аппаратную косметологию, но там, вроде, тоже нужно мед образование. Я не знаю, если ли за границей какие-то места для обучения именно косметологии. Потому что я считаю, что это не так важно копаться во внутренностях людей, чтобы делать Ботокс.

И да, меня не пугает расчлененка и кровь, и все такое. Анатомию проходим на влажных препаратах. Я думаю о том, что хочу учиться где-то, где я могла тратить время ещё на свою жизнь. В медицинском же я пропущу всю молодость там. Да и про детей не хочу забывать. Я знаю, что сейчас есть много людей, которые занимаются чём-то на дому, делают свой бизнес и получают не малые деньги. Да, может и я хочу все и сразу и ничего не делать. Но я понимаю, что не все так просто. Может бы и родители меня бы поддержали (хотя без образования вряд ли), но я просто не могу найти себя. Мне кажется, что все чем-то интересуются и знаю, чего они хотят, а я нет. И обидно, что я трачу много времени на это. На этом фоне мне кажется, что я начинаю стареть. Хотя мне только 19!!! И я это осознаю, но там внутри скребёт. Я до сих пор говорю, что мне 17. Я знаю, что многие взрослые посчитают, что я совсем поехала и все хотели бы вернуть мои годы, но простите, я ничего не могу поделать. Кстати, мой молодой человек тоже иногда говорит об этом. И может если Вы мне сможете помочь, то я бы смогла и его как-то подбодрить.

Светлана Дьяченко, ну, я думаю, что по телефону не очень хорошая идея, потому что я пока не очень комфортно себя чувствую, а вживую нет времени. Так что может остаться здесь, если Вам не сложно.

Настасьюшка

Печально, что столько написала
А ответа так и не дождалась

Настасьюшка

Светлана Дьяченко

Администратор , Россия

Настасьюшка, психологи отвечают по мере возможности, в свободное от основной работы время.

Здравствуйте, Анастасия!
При прочтении Ваших сообщений у меня сложилось полное понимание, что Вы хотите работать в косметологии. Если исходить методом "от противного", то косметология - это единственное, что не просто для Вас приемлемо, но даже и нравится.
Зачем Вам аспирантура? В аспирантуру идут те, кто хочет работать преподавателем в ВУЗе, либо те, кто хочет заниматься научными исследованиями и т. п. Поэтому, чтобы получить именно медицинское образование, Вам необходимо 6 лет, 1 год вы уже, как я понял отучились.
Какие-то курсы по косметологии Вы можете проходить параллельно с учебой, поэтому срок 10 лет сокращается вдвое - 5 лет.
Поскольку Вы хотите связать свою жизнь с косметологией, то и к учебе можно относиться как помощнице Вам в этом деле. Учеба Вам даст компетенции в нужных Вам вещах, Вы получите нужные знакомства с учеными людьми в Вашем городе и т. п.
Вы не обязаны заканчивать ВУЗ на отлично. Человек должен учиться тому, что ему нравится, можно обучаться в Вашем Вузе в нужном для Вас ракурсе.
Конечно, если Вы не сможете изменить Ваше отношение к учебе, то 5 лет насиловать себя не стОит.
Но бросать и поступать заново куда-то - это терять 1 год. И не факт, что в другом месте пойдет.
Как смотрите на то, чтобы пересмотреть свое отношение к нынешней учебе и учиться тому, чему вы хотите (брать интересные вам курсовые, связанные с косметологией, кожей и т. п.)?



Документы