Что такое импорт и экспорт товаров. Что такое импорт и экспорт: определение, особенности и примеры. Что такое «тарифная эскалация»

При изучении института семьи особое внимание уделяется анализу выполняемых им функций. Мнения специалистов по данному вопросу хорошо между собой согласуются. Существующие различия касаются в основном лишь степени детализации сфер жизнедеятельности семьи. К примеру, сексуально-эротическую функцию некоторые авторы отделяют от репродуктивной, во-первых, ввиду ее самостоятельной ценности, во-вторых, отводя ведущую роль в психосексуальном развитии человека семье.

Институт семьи

Семья является сложным социальным образованием, в котором переплетены интересы общества в целом, отдельной семьи и каждого ее члена в частности. Ее определяют как исторически сложившуюся конкретную систему супружеских и детско-родительских взаимоотношений. Ее рассматривают как малую группу, члены которой связаны брачными или родственными узами, общностью быта и взаимной моральной ответственностью. В ней видят социальную необходимость, обусловленную потребностью общества в воспроизводстве физически и духовно здорового населения.

Семья обладает целым комплексом важных социальных функций и ролей, ради которых общество готово создавать, поддерживать и охранять этот социальный институт. Важно учитывать, что в человеческой культуре в социальных нормах отражены идеализированные представления о том, какой должна быть семья с точки зрения нравственных ценностей общества.

Поэтому нормальная семья - понятие весьма условное. Таковыми можно считать те, которые обеспечивают необходимый минимум благосостояния, социальной и психологической защиты, создают условия для социализации детей до достижения ими зрелости - психологической и физической. Нормально функционирующие семьи - это те, которые ответственно и дифференцированно выполняют свои функции.

Относительно основных функций семьи суждения психологов во многом соответствуют взглядам социологов и культурологов. Этой теме посвятили работы такие известные психологи, как Дружинин В.Д., Елизаров А.Н., Мацковский М.С. По мнению Елизарова А.Н., в семью людей объединяют ценностные ориентации, и они же задают перспективу ее развития.

Под социальными функциями семьи понимаются виды ее жизнедеятельности, непосредственным образом связанные с удовлетворением потребностей ее членов. Время от времени они претерпевают некоторые изменения вследствие развития общества.

Единой общепринятой классификации социальных функций семьи на сегодняшний день нет, однако между существующими наблюдается взаимозависимость и взаимодополняемость. Расхождения во взглядах на этот предмет не столь существенны. Ниже приведены характеристики основных функций семьи.

Сексуально-эротическая функция

Сексуальность - это врожденная потребность, выражающая себя в сочетании биологических, физиологических, психических и эмоциональных реакций. Все они неразрывно связаны с влечением друг к другу лиц противоположного пола и с удовлетворением этого влечения. Поэтому одной из важнейших функций семьи является сексуально-эротическая, подразумевающая получение удовольствия от удовлетворения сексуальных потребностей партнеров.

Неудовлетворенность в интимной сфере мешает человеку нормально жить и выполнять свои повседневные обязанности. Он становится раздражительным, мрачным. Сексуальная неудовлетворенность является сильным дестабилизирующим фактором для супружеских отношений.

Репродуктивная функция

Репродуктивная функция семьи подразумевает удовлетворение индивидуальной потребности в ребенке. Она также сопряжена с поддержанием здоровья. Ведь перед семьей в этом случае встает задача предотвращения проявления в новых поколениях различных биологических аномалий. Репродуктивная функция семьи представляет колоссальную значимость для общества в целом, поскольку удовлетворяет его потребность в воспроизводстве населения.

Воспитательная функция

Очень важна. Психологи подчеркивают, что из всех детенышей человеческий является наименее самостоятельным. Чтобы он мог нормально расти и развиваться, ему необходимы длительные уход и забота родителей. Главное, что они могут дать ему, - это любовь. Вместе с ней они передают ребенку свой жизненный опыт и знания, а также помогают раскрыть и развить его уникальные способности и таланты. Семейное воспитание оказывает гораздо более сильное воздействие, нежели общественное, так как оно более эмоционально и связано с любовью к детям со стороны родителей, вызывающей ответные чувства у детей.

Воспитательная функция семьи распространяется не только на юное поколение, но и на взрослых людей. Систематическое воздействие воспитательного характера со стороны семейного коллектива ощущается человеком в течение всей его жизни. Также происходит постоянное влияние со стороны детей на родителей и других взрослых членов семьи. Самовоспитание родителей связано в первую очередь с постоянным влиянием детей на их жизнь.

Экономическая функция

Под экономической функцией понимается организация деятельности по финансовому обеспечению семьи, включающему все источники и объем семейных доходов. На них базируются материальные условия жизни семьи. Это и создание нормальных бытовых условий. Это и финансовая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных ее членов. Это потенциал обеспечения растущих потребностей и расширения возможностей семьи.

Взрослые члены семьи принимают участие в сфере общественного производства, формируют и распределяют семейный бюджет, организуют потребительскую деятельность. В большей степени своим примером осуществляют трудовое и экономическое воспитание детей.

Хозяйственно-бытовая функция

Эта функция семьи отвечает за ведение домашнего быта. Поддержание чистоты и порядка в доме, создание в нем уюта, стирка, глажка, готовка - все это рутинные повседневные меры, в целом способствующие поддержанию здоровья партнеров и детей. Сюда же относят уход за младенцами и заботу о престарелых родственниках.

Все это требует большого количества временных затрат, поэтому актуальным становится вопрос о распределении ролей между супругами, приобщении детей к домашнему труду. Этот процесс оказывает самое непосредственное влияние на нравственно-психологический климат семейной группы.

Досуговая функция

Досуговая функция предусматривает удовлетворение потребности членов семьи в общении и организации свободного времени. Они могут устраивать совместный просмотр телевизора, поход в кинотеатр, организовывать семейные праздники, путешествовать, играть, заниматься спортом, творчеством. Это создает благоприятный эмоциональный фон и способствует укреплению семьи. Если семья счастлива, то в ней происходит взаимное обогащение интересов супругов и детей, и ее деятельность носит, как правило, развивающий характер.

Досуг - свободное время, которым человек может распоряжаться по своему усмотрению. Это время, когда он может осуществлять деятельность для своего собственного удовольствия, будь то развлечение, самосовершенствование или достижение каких-то целей по личной инициативе, а не вследствие необходимости. Первичные навыки конструктивного использования свободного времени усваиваются в рамках семьи.

Психотерапевтическая функция

Каждый человек испытывает потребность в любви, принятии, понимании, уважении, признании, психологической поддержке. Той нишей, где она в полной мере удовлетворяется, должна быть семья. В ней в первую очередь человек должен чувствовать себя принятым и защищенным, без оглядки на его статус, внешность, жизненные достижения либо их отсутствие, финансовое положение. Это способствует сохранению эмоционально-психического здоровья личности и именно в этом задача психотерапевтической функции. Отсутствие семейного взаимопонимания нередко приводит к депрессиям, агрессиям, развитию девиантного поведения.

Функция первичной социализации

Функции семьи в обществе невозможно переоценить. Семья - это самый первый социальный институт в жизни человека, в рамках которого он начинает познавать мир. Именно в ней ребенок усваивает нормы морали и правила поведения в различных сферах жизнедеятельности, ознакамливается с санкциями за их нарушение, узнает об ответственности и обязательствах во взаимоотношениях между родственниками. Родители знакомят ребенка с культурой страны, ее традициями. Так проявляется функция первичной социализации. От того, насколько качественно она выполняется, зависят особенности развития психики и первичная социализация детей на самых ранних этапах их развития.

Социально-статусная функция

Семья является ключевым институтом в жизни человека. Помимо влияния на формирование его личности, она также дает ему опору и поддержку во взрослом возрасте. Семья накладывает отпечаток и на его положение в обществе - определяет принадлежность к определенному сословию, наделяет титулами, если таковые имеются, передает наследство. Через предоставление членам семьи определенного социального статуса способствует формированию и удовлетворению их потребностей в социальном продвижении.

Функция объединения усилий

Одна из наиболее важных особенностей функций семьи - это комплексность. Любая из вышеперечисленных потребностей может быть удовлетворена и без создания семьи. И все же лишь институт семьи позволяет выполнять все эти функции в совокупности и обеспечивать комплексное удовлетворение потребностей человека.

Дети-маугли

В мире известны случаи, когда человеческие детеныши попадали в стаи животных и воспитывались там. Их "родителями" были волки, медведи, реже леопарды, павианы. Таких детей неоднократно отлавливали люди. Поймать их было настолько же непростой задачей, что и поймать дикого зверя.

Одичавшие детки вели себя подобно животным - бегали на четвереньках, не могли стоять и передвигаться на двух ногах, проявляли агрессию, причем даже большую, чем животные из их стаи. У них были хорошо развиты обоняние, зрение и слух. Они отличались большой мускульной силой и ловкостью. Во всем остальном они уступали обычным детям их возраста.

В реальности детей, воспитанных животными, практически нет никакой возможности социально адаптировать и вернуть в человеческое общество. Как показала практика, они яростно сопротивляются попыткам приобщить их к цивилизованной жизни, пытаются убежать обратно в дикую среду.

Эти многочисленные случаи наглядно показывают, что при отсутствии включенности в коллектив, общественную жизнь человек не может развиваться как личность и остается на уровне животного. Психофизическое развитие человека очень сильно зависит от качества воспитания и образования, основы которых в первую очередь закладываются в институте семьи.

Даёт такое определение семьи:

Семьей называется основанное на кровном родстве, браке или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей.

Первоначальную основу семейных отношений составляет брак.

Брак - это исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности.

Семья, как правило, представляет более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она может объединять не только супругов, но и их детей, а также других родственников.

Семью следует рассматривать не просто как брачную группу, но как социальный институт, то есть систему связей, взаимодействий и отношений индивидов, выполняющих функции воспроизводства человеческого рода и регулирующих все связи, взаимодействия и отношения на основе определенных ценностей и норм, подверженных обширному социальному контролю через систему позитивных и негативных санкций.

Семья как социальный институт проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл, или жизненный цикл семьи.

Исследователи выделяют различное количество фаз этого цикла, но главными среди них являются следующие:

1) образование семьи - вступление в первый брак;

2) начало деторождения - рождение первого ребенка;

3) окончание деторождения - рождение последнего ребенка:

4) «пустое гнездо» - вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка;

5) прекращение существования семьи - смерть одного из супругов.

На каждом этапе семья обладает специфическими социальными и экономическими характеристиками.

Семья как социальный институт возникла с формированием общества. Процесс формирования и функционирования семьи обусловлен ценностно-нормативными регуляторами.

Такими, например, как ухаживание, выбор брачного партнера, сексуальными стандартами поведения, нормами, которыми руководствуются жена и муж, родители и дети и т.д., а также санкции за их невыполнение.

На первых этапах развития общества отношения между мужчиной и женщиной, старшими и младшими поколениями регулировались племенными и родовыми обычаями, представлявшими собой синкретические нормы и образцы поведения, базировавшиеся на религиозных и нравственных представлениях.

С возникновением государства регулирование семейной жизни приобрело правовой характер. Юридическое оформление брака налагало определенные обязанности не только на супругов, но и на государство, санкционирующее их союз. Отныне социальный контроль и санкции осуществляло не только общественное мнение, но и государственные органы.


Сторонники функционализма анализируют семью с точки зрения ее функций или социальных потребностей, которым она служит. За последние 200 лет основные изменения функций семьи связаны с ее разрушением как кооперативного трудового объединения, а также с ограничением возможности передавать статус семьи от родителей к детям.

Основная, определяющая функция семьи, как следует из определений отечественного социолога А.Г. Харчева и американского исследователя Н. Смелзера, - репродуктивная, то есть биологическое воспроизводство населения и удовлетворение потребности в детях.

Наряду с этой основной функцией семья выполняет еще ряд других социальных функций:

1. Воспитательная функция - социализации молодого поколения, поддержание культурного воспроизводства общества. Семья является главным агентом социализации во всех обществах. Именно в ней дети усваивают основные знания, необходимые для исполнения ролей взрослых.

Но индустриализация и связанные с ней социальные перемены в какой-то мере лишили семью этой функции. Самой важной тенденцией стало введение системы массового среднего образования.

Уже в возрасте 4 или 5 лет дети воспитывались не только дома, глубокое влияние на них оказывал учитель. Развитие системы дошкольных учреждений и добровольных ассоциаций для детей (например, отрядов скаутов и летних лагерей) увеличило число агентов социализации, выполняющих эту функцию наряду с семьей.

2. Хозяйственно-бытовая функция означает поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи.

В традиционных крестьянских и ремесленных обществах семья осуществляла множество функций по поддержанию благосостояния людей, например заботу о больных и пожилых членах семьи. Но эти функции коренным образом изменились в ходе возникновения и развития промышленного общества. В развитых странах Западной Европы и в США врачи и медицинские учреждения почти полностью заменили семью в отношении заботы о здоровье людей, хотя члены семьи по-прежнему решают, существует ли необходимость обратиться за медицинской помощью.

Страхование жизни, пособия по безработице и фонды по социальному обеспечению уменьшили необходимость для семьи полностью брать на себя помощь ее членам в периоды экономических трудностей. Точно так же социальные пособия, больницы и дома для пенсионеров облегчили для семьи бремя заботы о престарелых.

В современном российском обществе уровень благосостояния основной массы населения очень низкий, с другой стороны, социальная сфера слабо развита, ответственность за нетрудоспособных членов общества у нас берёт на себя, как правило, семья.

3. Экономическая функция означает получение материальных средств одних членов семьи для других, экономическую поддержку со стороны семьи несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества.

Среди огромных перемен, вызванных возникновением промышленного производства, произошло уничтожение кооперативной системы производства.

Рабочие стали трудиться вне дома, и экономическая роль семьи свелась лишь к трате денег, заработанных кормильцем семьи. Хотя жена иногда работала, ее основная обязанность заключалась в воспитании детей. В современном обществе, как правило, работают оба супруга, которые имеют либо совместный бюджет, либо каждый имеет свой индивидуальный.

В крестьянском сельском хозяйстве и ремесленном производстве семья являлась совместным кооперативным трудовым объединением. Обязанности распределялись в соответствии с возрастом и полом членов семьи.

4. Функция первичного социального контроля означает моральную регламентацию поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентацию ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений.

5. Функция духовного общения охватывает развитие личности членов семьи, духовное взаимообогащение.

6. Социально-статусная функция означает предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры.

В средневековом обществе существовали различные обычаи и законы, более или менее автоматически закреплявшие статус, занимаемый семьями из разных слоев общества.

Наследственная монархия представляет собой яркий пример такого обычая. Аристократы, владевшие землей и титулами, могли передавать свой высокий статус детям. Среди представителей низшего класса существовали системы гильдий и обучения ремеслам - таким образом, профессии могли передаваться от одного поколения к следующему.

Революции, происходившие в XIX и XX вв.,осуществлялись с целью уничтожения сословных привилегий некоторых групп. Среди этих привилегий было и право передачи титула, статуса и богатства следующему поколению. В некоторых странах, в том числе в России, США, наследование аристократических титулов объявлено вне закона.

Прогрессивные налоги, а также налоги по страхованию и в случае смерти тоже ограничивают возможность сохранения богатства и передачи его по наследству. Однако богатые высокопоставленные семьи все еще имеют преимущества, когдавстает вопрос о передаче богатства и статуса детям. Но это осуществляется скорее не на основе наследования, а в форме подготовки детей к получению такого образования и такой работы, которые обеспечивают высокий статус.

Члены высшего класса имеют возможность оплачивать элитарное образование и поддерживать «знакомства», способствующие высокому статусу. Но эти преимущества в значительной мере утратили свое значение, став менее устойчивыми и надежными, чем прежде.

7. Досуговая функция включает организацию рационального досуга, взаимообогащение интересов.

8. Эмоциональная функция предполагает возможность получения психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональной стабилизации индивидов и их психологической терапии.

Социологи, сравнивая структуру семьи в разных обществах, выделяют несколько параметров, по которым все семьи можно дифференцировать на определённые разновидности, К этим параметрам относятся: форма семьи, форма брака, образец распределения власти в семье, выбор партнера выбор местожительства, а также происхождение и способ наследования имущества.

В современных развитых обществах преобладает моногамия - брак между одним мужчиной и одной женщиной. Однако имеются сведения о нескольких других формах. Полигамией называется брак между одним и несколькими другими индивидами. Брак между одним мужчиной и несколькими женщинами называется полигинией; брак между одной женщиной и несколькими мужчинами получил название полиандрии. Еще одной формой является групповой брак - между несколькими мужчинами и несколькими женщинами.

В большинстве обществ отдается предпочтение полигинии. Джордж Мэрдок исследовал множество обществ и установил, что в 145 из них существовала полигиния, в 40 преобладала моногамия и лишь в двух наблюдалась полиандрия. Остальные общества не соответствовали ни одной из данных категорий. Поскольку в большинстве обществ соотношение мужчин и женщин составляет приблизительно 1:1, полигиния не находит широкого распространения даже в тех обществах, где она считается предпочтительной. В противном случае число неженатых мужчин значительно превышало бы численность мужчин, имеющих несколько жен.

Некоторые ученые подчеркивают значение экономических факторов для преобладания определенной формы семьи в обществе.

Например, в Тибете земля, принадлежащая семье, передается по наследству всем сыновьям вместе. Она не делится на отдельные участки, которые слишком малы, чтобы прокормить семью каждого брата. Поэтому братья вместе используют эту землю и имеют общую жену.

Разумеется, экономические факторы лишь частично объясняют своеобразие тех или иных форм семьи. Важную роль играют и другие факторы.

Например, полигиния выгодна для женщин в обществах, где много мужчин погибает на войне. Аналогичным образом среди жителей племени тодасов в южной Индии (где сокращалось число женщин, поскольку существовал обычай убивать родившихся девочек) также практиковалась так называемая братская полиандрия (братья имели общую жену).

Британские колонизаторы положили конец практике детоубийства, и численность женщин среди тодасов стала быстро возрастать. Однако парные браки так и не получили распространения среди тодасов. Вместо этого братья, которые раньше имели бы одну общую жену, стали заводить несколько общих жен. Таким образом, в обществе тодасов наметилась редко наблюдаемая тенденция к групповому браку.

В зависимости от структуры родственных связей выделяется простой (нуклеарный) и сложный (расширенный) тип семьи. Нуклеарная семья представляет собой супружескую пару с детьми, не состоящими в браке. Если некоторые из детей в семье состоят в браке, то образуется расширенная, или сложная, семья, включающая в себя два или более поколения, например дедушку и бабушку, двоюродных братьев и сестёр, внуков и т.д.

Большинство семейных систем, при которых расширенные семьи считаются нормой, являются патриархальными. Этот термин обозначает власть мужчин над другими членами семьи.

При матриархальной семейной системе власть по праву принадлежит жене и матери.

В последние годы произошел переход от патриархальной к эгалитарной семейной системе. Это, главным образом, обусловлено увеличением числа работающих женщин во многих индустриально развитых странах. При такой системе влияние и власть распределяются между мужем и женой почти в равной мере.

В зависимости от предпочитаемого партнёра выделяют экзогамные и эндогамные семьи. Правила, регулирующие браки вне определенных групп, например семей или кланов, являются правилами экзогамии. Наряду с ними существуют правила эндогамии, предписывающие заключение брака внутри определенных групп. Эндогамия была характерна для кастовой системы, сложившейся в Индии. Самым известным правилом эндогамии является запрет кровосмешения (инцеста), исключающий брак или половые связи между лицами, которые считаются близкими кровными родственниками.

Почти во всех обществах это правило касается отношений между ребенком и родителем, а также родными братом и сестрой. Во многих обществах это относится даже к двоюродным братьям и сестрам и другим близким родственникам. Запрет кровосмешения не является всеобщим, несмотря на широкую распространенность. Браки между братьями и сестрами поощрялись в семье фараонов в Древнем Египте .

Почему запрет кровосмешения так широко распространен? Этот вопрос является предметом горячих споров. Некоторые исследователи высказали предположение, что людям свойственно отвращение к кровосмешению. Другие считают, что издавна люди осознавали опасность генетических последствий инцеста. Третьи подчеркивали, что правила, запрещающие половые сношения между членами семьи, не являющимися супругами, уменьшали вероятность ревности и конфликтов.

Однако последний довод теряет убедительность, если учесть, что многие люди способны без всякой ревности делить сексуального партнера с кем-нибудь еще. И полигиния, которая часто порождает соперничество между женами, сохраняется, несмотря на конфликты. Кроме того, подчеркивалось, что запрет кровосмешения вынуждал искать спутника жизни вне групп, к которым люди принадлежали.

В разных обществах существуют различные правила выбора местожительства молодоженов. В зависимости от характера выбора местожительства социологи выделяют неолокальный, патрилокальный и матрилокальный типы семьи.

патрилокальное местожительство, новобрачная уходит из своей семьи и живет в семье мужа или поблизости от дома его родителей. Например, согласно обычаям ирландских крестьян, молодая жена входит в семью мужа и оказывается под властью свекрови.

В обществах, где нормой является матрилокальное местожительство, молодожены должны жить с родителями невесты или поблизости от них.

Неолокальное местожительство, считающееся нормой на Западе, редко встречается в остальной части мира.

Лишь в 17 из 250 обществ, изученных Мэрдоком, молодожены переселялись на новое местожительство. Патрилокальное местожительство нашло распространение в обществах, где существовали полигиния, рабство и часто происходили войны; члены этих обществ обычно занимались охотой и сбором растений. Матрилокальное местожительство считалось нормой в обществах, где женщины пользовались правом землевладения. Неолокальное местожительство связано с моногамией, тенденцией к индивидуализму и равному экономическому положению мужчин и женщин.

В социологии семьи особой проблемой является проблема определения родословной и характер наследования имущества. Если бы человеку удалось подсчитать всех людей, с которыми он связан кровным родством (включая предков и самых дальних родственников), этот список был бы огромен. Правила определения родословной сокращают этот список и указывают, какие родственники играют важную роль в жизни человека. Существуют три типа систем определения родословной и правил наследования собственности.

Наиболее распространенной является родословная по мужской линии.

Как считается в сельской местности Ирландии, основные родственные связи существуют между отцом, сыном и внуком. Хотя жена в какой-то мере поддерживает отношения со своими родственниками и её ребенок в какой-то мере наследует ее гены, дети становятся членами семьи мужа.

В некоторых случаях, родство определяется по женской линии.

Как принято на Тробриандских островах, молодожены живут в поселке у мужа, но имущество и ежедневная помощь поступает по линии жены. Имущество матери становится собственностью дочери, и основную поддержку молодой семье оказывает брат жены. Уклад семейной жизни на Тробриандских островах опирается на родственные связи по мужской и женской линии.

Существует семейная система, основанная на двусторонней родословной, Она является общепринятой в 40 процентах мировых культур. В таких системах при определении родства в равной мере учитываются кровные родственники со стороны отца и матери.

Социология семьи как специальная отрасль социологического знания берет свое начало в масштабных эмпирических исследованиях европейских ученых-статистиков Рилза и Ле Пле. В середине XIX в. они независимо друг от друга предприняли попытку изучить влияние таких социальных факторов, как индустриализация, урбанизация, образование, религия, на формы семейного общежития, структуру семьи, экономические отношения в ней. С тех пор проблемы семьи и семейно-брачных отношений постоянно находятся в центре внимания социологии, поскольку семья представляет собой специфическое, во многом уникальное образование: малую группу и социальный институт одновременно. За каждым из этих явлений стоит своя реальность и совокупность понятий, отображающих эту реальность. Семья выступает как объект социологического исследования, и занимается ею отдельная отрасль социологии - социология семьи, изучающая формирование, развитие и функционирование семьи, брачно-семейные отношения в конкретных культурных и социально-экономических условиях.

Семья - основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью.

По существу, семья представляет собой систему отношений между мужем и женой, родителями и детьми, имеющую исторически определенную организацию.

Существуют следующие основные признаки семьи:

  • а) брачные или кровно-родственные связи между всеми ее членами;
  • б) совместное проживание в одном помещении;
  • в) общий семейный бюджет.

Юридическое оформление отношений не выступает непременным условием.

Хорошая семья - один из важнейших компонентов человеческого счастья. В хорошей, крепкой семье заинтересовано общество. Хотя образование семьи, вступление в брак регулируется правом, ведущее место в нем принадлежит морали. Многие стороны брака контролируются только совестью вступающих в него людей.

Брак - это исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между полами, между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу, к их детям, своему потомству, родителям. Иными словами, брак - это традиционное средство формирования семьи и общественного контроля.

Своеобразным социальным ориентиром для совести вступающих в брак являются нравственные нормы, обобщенные в практике современной семьи: регистрация брака соответствующими государственными органами есть не только юридический акт, но и форма принятия моральных обязательств, вытекающих из брака. Есть сотни тысяч семей, не зарегистрированных в органах ЗАГС. Никто не принуждается к заключению брака, но всякий должен подчиняться законам брака; морально оправданным является тот брак, который заключается по взаимной любви; решение о вступлении в брак должно принадлежать только вступающим в него; необходимо быть социально и психологически подготовленным к вступлению в брак.

Нравственно регулируется не только вступление в брак, но и развод. Если между супругами исчезли взаимные уважение, дружба, любовь и семья не выполняет свои функции, то расторжение брака нравственно. Развод лишь официально фиксирует то, что уже произошло, - распад семьи.

В семейных отношениях в силу их сложности, интимности и индивидуальности возникает множество противоречий, которые могут регулироваться только с помощью морали. Нравственные нормы, регулирующие семейные противоречия, просты, но емки по содержанию и значимости. Вот основные из них: взаимная любовь между супругами; признание равенства; забота и чуткость в отношениях; любовь к детям, воспитание и подготовка их к трудовой социально полезной жизни; взаимопомощь во всех видах деятельности, в том числе и бытовом труде.

Требование взаимной любви, равенства и взаимопомощи супругов - основа, от которой зависит решение многочисленных вопросов, ежедневно возникающих в семье и проявляющихся в столкновении различных интересов, мнений.

Особую важность представляет моральная обязанность по воспитанию детей. Выполнение семьей воспитательной функции может успешно осуществляться, если в семье устанавливается атмосфера дружбы, взаимоуважения, взаимопомощи, разумной требовательности к детям, уважение к труду.

Благотворно влияет на человека лишь здоровая, благополучная семья, создание которой требует значительных усилий и определенных качеств личности. Неблагополучная же скорее усугубляет, ухудшает его положение. Немало неврозов и других психических заболеваний, аномалий имеют свои источники именно в семье, во взаимоотношениях между супругами.

Семья как социальный институт проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл, или жизненный цикл семьи. На каждом этапе семья обладает специфическими социальными и экономическими характеристиками.

Какие же типы семьи существуют. В современном обществе семьи делятся по следующим признакам:

  • по социально-классовому - семья рабочего, работника сельско-хозяйственного производства, представителя интеллектуального труда и т.п.;
  • по типу населения - городская, сельская;
  • по национальному признаку - однонациональная, межнациональная;
  • по времени существования - семья молодоженов, молодая семья, семья, ждущая ребенка, семья среднего супружеского возраста, семья старшего супружеского возраста, пожилые супружеские семьи и т.п.;
  • по количеству членов семьи - бездетные семьи, малодетные семьи, многодетные семьи и т.п.

Также существуют неполные семьи, в которых представлен лишь один родитель с детьми; отдельные, простые, или нукле- арные (от слова «нуклеа» - ядро); семьи - супруги с детьми или без детей, живущие отдельно от родителей и других родственников, они обладают полной самостоятельностью и поэтому организуют свою жизнь так, как им того хочется (чаще - как сложится); сложные семьи (расширенные), состоящие из представителей нескольких поколений; большие семьи - состоящие из трех и более супружеских пар.

По особым условиям семейной жизни выделяют еще ряд типов семьи:

Студенческие семьи (сейчас примерно в каждом третьем

браке один из супругов - студент);

  • дистатные семьи (семьи, которые юридически зафиксированы, а фактически их нет. Таких семей около 5%);
  • семьи моряков, полярников, геологов и т.д.

По качеству отношений в семье выделяют множество типов, но четкого различия между ними не установлено. В частности, выделяют семьи: благополучные, счастливые, устойчивые, проблемные, конфликтные, социально-неблагополучные и др.

Как было уже указано, современная семья строится в основном на брачных отношениях. Социологи исследуют мотивы вступления и причины прекращения брака, всю гамму брачных отношений между представителями разных социально-демографических групп.

Под браком понимается исторически обусловленная форма отношений между мужчиной и женщиной, через которую общество упорядочивает их отношения как в правовом, так и морально-этическом плане.

Брачные отношения представляют собой сложнейшую гамму отношений между людьми: от естественно-биологических до экономических, правовых, этических, социально-психологических, эстетических и т.п. Необходимость их регулирования со стороны общества определяется тем, что от состояния брачных отношений зависят рост населения, воспитание подрастающего поколения, а значит, и будущее самого общества и государства.

Чем более развито общество, тем большую роль в брачных отношениях играют социально-психологические, этические, эстетические и, конечно, сексуальные моменты. Об этом можно судить по таким показателям, как мотивы вступления молодых людей в брак.

Мотивы вступления в брак. Социологи выделяют три мотива: брак по любви, брак по расчету и брак по шаблону. Мотив любовного влечения в брачных отношениях не нуждается в комментариях. Брак по шаблону совершается тогда, когда срабатывает рассуждение: «Все мои сверстники обзаводятся семьями, как бы и мне не опоздать». В таких случаях доминирующее значение имеют не осознанное до конца половое влечение, желание иметь детей. Иногда человек полагает, что в основе лежат мотивы любви. На самом деле такая любовь сводится к тому, что из нескольких кандидатур он или она выбирают более предпочтительную: симпатичней, умней или, наоборот, не очень симпатичную - никто не уведет, будет лучше ко мне относиться, больше меня ценить.

Заметим, что умные и красивые женщины часто остаются одинокими. Тоже загадка для социолога. На уровне рабочей гипотезы можно предположить, что, во-первых, многим мужчинам не хочется, чтобы жена была умней или сильней его, и, во-вторых, красивые женщины часто считают, что красотой, обаятельностью они осчастливили своего спутника: «Я тебе отдала свою молодость». Типично женская логика. Мужчина, по крайней мере сильный, уверенный в себе, такой демонстрации часто не выносит.

Браком по расчету есть основания считать тот, в котором разница в возрасте между супругами очень велика. В 1977 г. в СССР ни одна женщина моложе 25 лет не вышла замуж за мужчину старше 50 лет. На возраст 45-49 лет приходилось 500 браков, где жена была моложе на 25 лет. Данные опросов показывают, что от 72 до 86% женятся по любви, 9-23 - по шаблону и 5-9% - по расчету. Это по мнению опрашиваемых. Однако люди даже в анонимных опросах стараются казаться лучше, как бы приспосабливаются к общепринятым установкам общественного мнения.

Браки по любви оказываются самыми прочными. Браки по шаблону могут перерастать в браки по любви. И наоборот, в браках по любви постепенно идеализация уступает место реальным взглядам.

В последние годы наблюдается тенденция снижения среднего возраста вступающих в брак. Правда, среди ранних браков до половины приходится на долю так называемых вынужденных. Замечено, что ранние браки увеличивают вероятность разводов. Половина всех браков, где невеста моложе 18 лет, заканчивается разводом.

По данным американских социологов среди женщин, вышедших замуж в 17-18 лет, считают свой брак удачным только

18% опрошенных, а среди женщин, вышедших замуж в 28 лет и старше, удовлетворены своим браком 58%. Среди мужчин, женившихся в 18-21 год, рассматривали свой брак как удовлетворительный 28% опрошенных, а из тех, кто женился в 28-30 лет, браком удовлетворен 61%.

Уровень образования влияет на отношение к добрачным связям. Для мужчин эта зависимость выглядит следующим образом: чем выше уровень образования, тем реже добрачные сексуальные связи. Для женщин, наоборот, чем выше уровень образования, тем более свободны они в своем сексуальном поведении. Имели добрачные половые связи 30% женщин, окончивших начальную школу, 47% - среднюю и 60% - колледж.

Конечно, все эти процессы достаточно динамичны. Скажем, российская или славянская культура интимных отношений, сексуального поведения претерпевает значительные изменения под воздействием в первую очередь средств массовой информации. В начале 1960-х гг. американский социолог Б. Морзе опубликовал книгу «Сексуальная революция», в которой приводились примеры влияния бульварной прессы на культивирование примитивных образцов сексуальности. По его сведениям, некоторые газеты Лос-Анджелеса публиковали объявления с предложениями брачных пар о временном обмене партнерами. Спустя три десятилетия в московской газете «Частная жизнь» можно найти не только подобные предложения, но и кое-что еще. Если два-три десятилетия назад девочки в 13-15 лет задавали вопрос, позволительно ли целоваться с мальчиками на первом свидании, то теперь нравы стали намного свободнее...

Внебрачные союзы - это союзы фактические, их создает само право тем, что фиксирует границы брака. Право принципиально отказывает внебрачным союзам в признании за ними характера правовых отношений и тем самым лишает их правовой защиты. Между тем право регулирует отношения внебрачных родителей и их детей. И делает это независимо от того, благосклонны эти законы к таким бракам и детям или нет. Этим право проникает в сферу внебрачных союзов и признает, что их действие имеет важные последствия.

Регулирование правом внебрачных отношений идет по следующим основным направлениям:

Право регулирует отношения детей, рожденных вне брака,

с их внебрачными родителями;

  • право разъясняет некоторые вопросы личных и имущественных интересов, а также отношения внебрачных партнеров;
  • не пытаясь сделать внебрачные союзы в принципе невозможными, право налагает запреты в тех случаях, когда внебрачный союз может иметь вредные биологические и социальные последствия.

Социологи выделяют две основные группы этих последствий:

  • 1) запреты, связанные с личностью партнера, т.е. с его возрастом, родством или физическим и душевным состоянием;
  • 2) запреты, касающиеся характера возникновения внебрачного союза.

Внебрачные союзы можно классифицировать по различным основаниям. Югославский социолог М. Босанц приводит достаточно подробную классификацию внебрачных семей.

  • 1. По субъективным признакам партнера : а) возраст - внебрачный союз могут организовать два совершеннолетних лица; б) гражданское состояние - ни один из партнеров не состоит в браке; оба партнера состоят в браке, но не друг с другом; один из партнеров состоит в браке с третьим лицом, а другой не состоит в браке;
  • 2. По признакам публичности внебрачные семьи можно подразделить на анонимные и неанонимные. Анонимными являются те внебрачные семьи, которые по различным причинам скрываются внебрачными партнерами от общественной среды. С социальной точки зрения такие союзы наиболее нежелательны. Неанонимными внебрачными семьями являются те, в которых мужчина и женщина не скрывают вступление в данные отношения перед общественной средой;
  • 3. По продолжительности : случайные, короткосрочные связи; временные внебрачные семьи и конкубинат. Случайные кратковременные связи не являются в полном смысле внебрачной семьей, потому что не выполняют целого ряда функций, принадлежащих семье. Эти связи чаще всего анонимны, являются часто непредвиденными и неожиданными источниками внебрачной рождаемости. Для общества эти связи крайне нежелательны. Временные внебрачные семьи - это те союзы, которые длятся некоторое время и, как правило, неанонимны. Иногда они ограничиваются обещаниями брака, а иногда завершаются его заключением. Это фаза предбрачной половой жизни, которая все чаще встречается в современном обществе.

Конкубинат (название это существует со времен римского права) - это длительная связь или длительное время существующая внебрачная семья, в которой мужчина и женщина не намереваются формально закрепить брак. Среди внебрачных семей конкубинат занимает ведущее место. Это легальные отношения, этически принятые и оправданные мужчиной и женщиной. Кон- кубинаты часто основываются в зрелые годы партнерами, оставшимися неженатыми по разным причинам. Мужчина и женщина в такой семье имеют жизненный опыт, помогающий избегать острых конфликтов, которые часто потрясают и разрушают брачные и внебрачные союзы молодых людей.

С позиции общественных интересов следует отличать те внебрачные семьи, партнеры которых имели детей в другой семье и имеют детей в данной семье.

В целом необходимо учитывать, что внебрачная семья - это факт реальной жизни, с которым следует считаться.

Роль женщины в семье. Женщине в семье принадлежит ключевая роль. Но все соткано из противоречий. С одной стороны, рост образования, профессиональная карьера обогащают интеллектуальный и эмоциональный мир женщины. С другой стороны, резко сокращают количество времени, которое она может посвятить воспитанию детей. Отмечена и обратная корреляция между уровнем профессиональной занятости и уровнем рождаемости.

Умение строить семью - особый дар женщины. Опросы показывают, что только в четверти семей не бывает ссор и конфликтов. Именно от женщины чаще всего зависит умение создавать эту бесконфликтную обстановку.

Большая часть женщин указывает на грубость мужа как одну из причин семейных конфликтов и разводов. На первом месте стоит пьянство. В Санкт-Петербурге, к примеру, на пьянство как причину развода указали 95% женщин и только 4,6% мужчин.

Правда, нередко разводы возбуждаются без достаточных оснований. 14,5% дел заканчиваются примирением, а 3% подавших заявление не являются в суд.

Более полной реализации социальной роли матери, воспитательницы мешает неразвитость социальной сферы. Вся служба быта берет на себя лишь пятую часть домашнего труда, стирка белья в прачечных - только 3%. Свою негативную роль играет и общественная психология - традиционное деление на мужские и женские виды домашнего труда. Почему-то получилось так, что общество механизировало и автоматизировало те виды домашнего труда, которые традиционно выполняли мужчины. Или возьмите рекламу бытовых приборов - стиральной машины, пылесоса. На ней всегда изображена симпатичная женщина, а не мужчина. В результате у женщины выходит двойной рабочий день.

Общие затраты времени на ведение домашнего хозяйства в стране оцениваются в миллиарды человекочасов и сопоставимы с затратами времени во всем общественном производстве. Но если мужчина тратит на домашнюю работу в среднем 1 час в день, то затраты женщины - 4-5 часов.

Социология семейно-брачных отношений исследует гендерные или социально-культурные различия между мужчинами и женщинами. Гендерные проблемы связаны с социальным аспектом в понятии «мужское» и «женское». Стереотипы настойчиво требуют от нас соответствия тем стандартам «настоящих» мужчин и женщин, которые приняты обществом в данное время. Правда, в интерпретации результатов практически любого гендерного исследования почти всегда присутствует феминистическая тенденциозность. Одним словом, женская проблематика в социологии является традиционной, чего нельзя сказать о специфически мужских проблемах. Иногда создается впечатление незначительности или их полного отсутствия. Беспро- блемность мужского социального бытия стала даже стереотипом общественного сознания.

Первые же исследования гендерных проблем в Санкт-Петербурге показали, что мужчины больше, чем женщины считают себя неудачниками. Мужчины чаще прибегают к социальной мимикрии из-за невозможности быть «настоящими мужчинами», они стараются ими казаться. Среди мужчин в два раза больше тех, кто не желает своему сыну повторения собственной судьбы.

12 июня 2012

Социальный институт в большинстве случаев понимается как устойчивая форма социальной организации, обусловленная наличием нормативно-ценностных ролей, основное предназначение которых - гарантированная реализация социальных потребностей. Проще говоря, социальные институты регулируют взаимоотношения внутри некой группы с целью повышения ее функциональности в целом и удовлетворения потребностей каждого ее члена. В настоящее время большинство социологов называют 5 фундаментальных видов социальных институтов, среди них:

  • экономика;
  • политика;
  • образование;
  • семья;
  • религия.

Вхождение человека в каждый из социальных институтов накладывает на него определенные обязанности и сопровождается возникновением потребностей, свойственных конкретному институту.

Семья - классический пример социального института, со всеми надлежащими составными элементами. Выделяются функции, потребности, цели и этапы становления семьи. В данной статье более подробно будут рассмотрены функции семьи как социального института.

Институт семьи и его функции

Семья как социальный институт имеет ряд функциональных особенностей, которые необходимо рассмотреть подробно.

  • Репродуктивная . Основная функция семьи, в личном плане удовлетворяющая желание и потребность иметь детей, в общественном - потребность социума в продолжении вида.
  • Воспитательная. В рамках семьи закладывается и воспитывается личность человека, будущего члена общества. Успешность выполнения функций семьёй прямым образом влияет на формирование зрелой и ответственной личности.
  • Хозяйственно-бытовая функция подразумевает уход (в первую очередь материальный) и заботу о членах семьи, не способных в силу возраста о себе самостоятельно позаботиться. Речь идет о предоставлении крова, пищи и т.д.
  • Социальный контроль. Суть этой функции в том, что семья несет ответственность за поведение каждого из ее членов в обществе, за соблюдение им моральных норм и придерживание ценностей.
  • Сексуально-эротическая функция семьи заключается в удовлетворении индивидуальных потребностей в ласке и сексе, в то же время реализуется потребность общества в биологическом воспроизводстве.
  • Функция духовного общения. Удовлетворяет потребность каждого из членов семьи в близком общении и духовном развитии.
  • Эмоциональная: стремление к принятию в кругу семьи, поддержке и психологической защите.

Со временем функции семьи имеют свойство изменяться, упраздняться или расширяться за счет появления новых. Речь идет не только о функциях внутри семейной ячейки, но также и о функциях семьи как абстрактном понятии: повышается терпимость к нарушению некоторых общественных ролей, в то время как другие обретают все большую силу. Одни функции семьи отходят на второй план, иные оказываются более важными. Пожалуй, в современном обществе, как и ранее, одной из прерогативных функций семьи является воспитательная и эмоциональная . Бесспорно, роль семьи в формировании личности ребенка - одна из главенствующих, в силу того, что большинство навыков коммуникативного взаимодействия, привычек поведения и реагирования закладываются в рамках семейных взаимоотношений, что накладывают на родителей огромную ответственность за развитие полноценного и адекватного человека.

Вклад семьи в формировании личности

Функции семьи, являясь в большей степенью лишь моделью здоровых семейных отношений, отражают и вмещают в себе те потребности, которые может испытывать каждый член семьи. Принципы воспитания, эмоционального и духовного контакта, закладывающиеся среди родных людей, ребенок усваивает, ориентируясь на них далее во взрослой жизни. Все дело в том, что маленькие дети максимально восприимчивы к новой информации: привычки и поведение родителей и значимых взрослых посредством подражания присваиваются ими. Поэтому важно, чтобы взрослые члены семьи, выполняя свои функции ответственно, отдавали себе отчет в том, что личность их ребенка находится в их руках.

Современные исследователи выделяют четыре основные характеристики семьи : малая социальная группа; важная форма организации личного быта; социальный институт, основанный на брачном (супружеском) союзе; многосторонние отношения супругов с родственниками. Семью можно определить как общность, основанную и на браке, и на кровном родстве. Это объединение людей, связанных, как правило, общностью быта, а также взаимной ответственностью и взаимопомощью. Брак является исторически изменяющейся социальной формой отношений между полами, с помощью которой общество упорядочивает и санкционирует половую жизнь и устанавливает родительские права и обязанности. Семья, таким образом, является более сложным образованием, чем просто брачная группа. Семья рассматривается как социальный институт, определяемый системой связей и отношений индивидов, обладающий устойчивой структурированной организацией, который оказывает значительное влияние на социальную структуру общества, воспроизводство населения и социализацию новых поколений.

Характеризуя институт семьи, мы указываем на его функции : 1) воспроизводства населения, 2) хозяйственно -экономическую, 3) воспитательную, 4) рекреационную, 5) социального контроля. При этом считается, что семья – это и есть испытанный социальный институт, который только тем и занят, что передает все ценное из социального опыта, что накоплено предыдущими поколениями. С этим можно и нужно согласиться. Но, с другой стороны, выполняя свою функцию передачи социального опыта, институт семьи не ограничивается только тем опытом, который приемлем с точки зрения интересов общества. Семья, как социальный институт, выполняет функцию накопления всего социального опыта, включая и то, что никак не может быть названо общественно необходимым с точки зрения завтрашнего; она выполняет еще и функцию селективную – отбора, усвоения, переработки этого опыта, исходя из интересов и потребностей конкретных людей. Кроме того, семья выполняет функцию адаптации социального опыта, накопленного предыдущими поколениями, в новых условиях. С другой стороны, такие привычки, как злоупотребление алкоголем, курение, другие отрицательные привычки, отсутствие физической культуры, безнравственность, как показывают исследования, во многом именно в рамках семьи закладываются в основу системы ценностных ориентаций людей. Деторождение, например, важнейшая функция семьи. Однако семья параллельно принимает активное участие и в процессе воз-растания патологического груза в населении; женщины с начальным образованием, как свидетельствует статистика, рожают в расчете на тысячу человек в два раза больше, чем женщины с высшим образованием; время, которое женщина тратит на выполнение домашних обязанностей не оставляет возможности ей развивать свои профессиональные качества, тормозит социально-профессиональный и квалификационный рост и т. д. Понимание семьи как социального института предполагает изучение взаимодействия семьи с другими институтами общества (политическими, экономическими, образования). В качестве малой социальной группы семья рассматривается, когда речь идет о внутренних связях в семье. Такое рассмотрение позволяет решать вопросы о мотивах и причинах вступления в брак и разводах, динамики супружеских отношений и т. д. В социологии приняты различные основания выделения типов семьи. В зависимости от формы брака выделяют следующие типы семейных организаций:

1. Моногамия (тип брака, в который вступают мужчина и женщина, при этом им не разрешается вступать одновременно более, чем в один брак).

2. Полигамия (форма брака, которая предполагает наличие более одного партнера в супружестве) исторически выступает в двух формах: полигинии (многоженство) и полиандрии (у одной жены несколько мужей).

В зависимости от структуры родственных связей (под структурой семьи понимают совокупность отношений между ее элементами) выделяют различные типы семей :

1) нуклеарная (простая) семья (ее составляют родители с детьми, не состоящими в браке);

2) расширенная или родственная (сложная) семья (с родителями или родственниками одного из супругов).

Типы семей по наличию супругов: полная и неполная .

Типы семей по наличию и количеству детей: многодетная, среднедетная, однодетная, бездетная. С точки зрения иерархии, престижа, структуры власти в семье выделяют: традиционные (с такими историческими типами, как патриархальные и матриархальные) и современные.

Известный отечественный исследователь А.Г. Харчев выделял следующие основные функции семьи :

- репродуктивная (биологическое воспроизводство населения в общественном плане и удовлетворение потребности в детях - в личностном);

- воспитательная (социализация подрастающего поколения, поддержание преемственности культуры в обществе);

- хозяйственно-бытовая (поддержание физического здоровья членов общества);

- духовного общения (развитие личностных качеств членов семьи);

-социально-статусная (воспроизводство социальной структуры);

- экономическая (получение материальных средств одними членами семьи от других);

- сфера первичного социального контроля (регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности);

- досуговая (организация совместного отдыха);

- эмоциональная (получение психической защиты и поддержки);

- сексуальная (сексуальный контроль, удовлетворение сексуальных потребностей).

Функции семьи историчны и связаны с социально-экономическими условиями в обществе, поэтому с течением времени меняются как характер функций, так и их иерархия.

В поле изучения социологии семьи находятся условия жизни семьи, ее образ жизни, семейная идеология, проблемы успешности брачно-семейных отношений, этапы жизненного цикла семьи. Принято рассматривать следующие периоды, этапы жизнедеятельности семьи :

Добрачный,

· создание семьи,

· становление молодой семьи,

· рождение ребенка (детей),

· воспитание,

· функционирование семьи,

· регулирование межличностных отношений,

· распад или трансформация семьи (развод, смерть супруга).

Немалую часть браков составляют браки по расчету. В большинстве случаев расчет бывает материальный, нередко корыстный. Такие расчеты бывают более приземленные (прописка, машина и т. д.) и более изощренные. Бывает расчет не материальный, а моральный, когда люди вступают в брак из страха перед одиночеством, желания иметь детей, из чувства благодарности. Такие браки могут оказаться и удачными, особенно когда на смену расчету приходят взаимопонимание и любовь.

Нельзя не упомянуть о том, что одно из научных направлений в социологии семьи – парадигма кризиса семьи как социального института – дает основание для мрачных прогнозов о перспективах семьи. Есть мнение, что ее социальный потенциал исчерпан. Действительно, статистика последних лет фиксирует увеличение числа заключаемых браков, однако параллельно продолжает возрастать количество разводов, что соответственно увеличивает число неполных, т.н. осколочных семей (родитель плюс ребенок). По-прежнему самой популярной моделью семьи остается однодетная семья. Только официально в России зарегистрирована огромная «армия» детей-беспризорников (около 2 млн.). Выводы неутешительны: семья как социальный институт не справляется с основными функциями воспроизводства и социализации новых поколений.

Как уже было сказано, современная семья отличается многообразием форм и типов. В каждой типологии можно выделить преобладающий тип семьи. Модель современной российской семьи выглядит примерно так:

· по числу детей – чаще однодетная или совсем без детей;

· по числу семейных ролей – неполная (с одним родителем);

· по месту жительства – вынужденно патри- или матрилокальная (соответственно – расширенная), реже – унилокальная (нуклеарная);

· основанная на зарегистрированном браке или сожительство без оформления брака ;

· по способу распределения власти в семье;

· по социальному статусу супругов – гомогенная (социально-однородная);

· по национальной принадлежности супругов – однонациональная или межнациональная.

Есть и такие явления, как однополые – гомосексуальные семьи.

Картина пестрая, зачастую не соответствующая общепринятому определению семьи. Создается впечатление, что выполнение некоторых функций семьи «закреплено» за определенным типом семьи: так, функция воспроизводства – за неполными семьями, функция экономической поддержки – однодетными полными семьями или бездетными, так как доказано, что рождение каждого следующего ребенка негативно сказывается на материальном благополучии членов семьи. При этом функции социализации и преемственности семейных поколений могут выполняться разными типами семьи, но при условии: они должны быть благополучными.

Оценивая перспективы функционирования социального института семьи, можно выделить два, на наш взгляд важных, аспекта проблемы: во-первых, способность семьи выполнять закрепленные за ней функции, направленные на удовлетворение потребностей общества; во-вторых, функции семьи в будущем, в соответствии с изменяющимися потребностями общества. Например, потребность в воспроизводстве, столь актуальная сегодня, может потерять свою значимость - возможно, что в ближайшем будущем человечество научится производить себе подобных и без участия семьи.



Закрытие ИП