Защита от боевой авиации. Средства связи, обнаружения, вспомогательное оборудование

«…Удивительно, как могло позволить себе руководство страны и командование ВМФ, зная о понесенных при строительстве таких кораблей миллиардных затратах при напряжении всего народа, через полтора десятка лет легко продать их на лом, получив при этом копейки»

С 8 по 12 июля 1999 года по заказу индийских ВМС корабль на буксире переведён в Северодвинск для предпродажного ремонта и прохождения модернизации на «Севмашпредприятии».

Знали ли министры обороны (слева Сергей Иванов) заранее на что подписываются?

Перед продажей корабль должен был пройти модернизацию: необходимо было демонтировать пусковые установки ПКР «Базальт» и РЛС «Марс-Пассат», увеличить размеры полётной палубы и самолётного ангара, в носовой части смонтировать трамплин (угол схода 12,5°), установить газоотбойные щиты, аэрофинишёры, оптическую систему посадки и новый кормовой подъёмник.

Авианосец, носивший имя адмирала Горшкова, после развала СССР продан Индии властями России.

Для «Севмашпредприятия» ТАКР «Адмирал Горшков» – это один из крупнейших индийских военных заказов по ремонту и переоборудованию тяжелого авианесущего крейсера для ВМС Индии. Корабль перестраивается в современный авианосец, оснащенный многоцелевыми истребителями МиГ-29К .

В 2004 году в преддверии госвизита Владимира Путина в Индию министр обороны России Сергей Иванов подписал пакет контрактов на 1432 млн. долл. на продажу переоснащенного авианосца «Адмирал Горшков» с удлиненной полетной палубой, с 16 истребителями МиГ-29К и МиГ29КУБ, с 8 вертолетами Ка-28 и К-31. Сам авианесущий крейсер советской постройки передавался бесплатно, но Дели оплачивал ремонт и переделку на «Севмаше» в Северодвинске, доведение и производство разработанных в советское время палубных истребителей МиГ-29К.


Корабельный истребитель МиГ-29К.

С конца 2005 года крейсер находился в наливном бассейне на ФГУП «ПО «Севмаш». Ввод в строй крейсера ожидался в 2005-2006 годах.

«До этого времени необходимо будет завершить работы по корпусу, загрузить на корабль все крупногабаритное оборудование, смонтировать все системы жизнеобеспечения, необходимые для вывода крейсера» – так комментировал предстоящий фронт работ заместитель генерального директора по военно-техническому сотрудничеству Виктор Шестов.

Как сообщал руководитель индийской группы наблюдения капитан 1 ранга Сукхджиндер Сингх, предполагается, что авианосец будет назван Vikramaditya (в переводе с санскрита «всемогущий»), в честь легендарного императора Индии, который правил страной с 375 по 413 год н.э.

11декабря 2006года индийские офицеры, которые осуществляют наблюдение за ремонтом и переоборудованием тяжелого авианесущего крейсера в очередной раз организовали праздник – День ВМС Индии* на Севмаше.

Руководитель индийской группы наблюдения капитан 1 ранга СукхджиндерСингх заявил тогда: – «В знак благодарности корабелам Севмаша, которые так тепло приняли нас, мы третий раз устраиваем подобный праздник в Северодвинске».

Во Дворце культуры и спорта Севмаша прошел концерт, который индийцы подготовили при поддержке художественных коллективов ДКиС. А в Доме техники Севмаша состоялся индийский военно-морской бал, почетными гостями на котором были руководители оборонных предприятий Северодвинска, командование Беломорской военно-морской базы, представителиадминистрациигорода.

По ходу работы цена возросла до 2,5 млрд. долл., но индийцы были и на это согласны. Небольшой подержанный авианосец английской постройки «Викрант», построенный в сороковые годы, они списали еще в девяностые. Другой - «Вираат» (бывший английский «Гермес») с самолетами вертикального взлета Sea Harrier, моложе лет на десять, воевал с Аргентиной за Фолкленды в 82-м и давно должен был быть списан, да заменить нечем. В середине июня 2007года главком ВМС Индии адмирал Мехты утверждал, что авианосец «Викрамадитья» («Горшков») войдет в боевой состав осенью 2008 года и что вместе с ним Индия получит истребители МиГ-29К, оснащенные современной авионикой и двигателями с изменяемым вектором тяги. Наши начальники высказывались в том же духе. В феврале 2007 года директор федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Михаил Дмитриев заявлял, что контракт по «Горшкову» выполняется по плану и будет выполнен, хоть естьпроблемы.
Но, в августе 2007 годавыясняется, что «Севмаш» срывает контракт с Индией на поставку аианосца: «Горшков» не доделан, а индийские деньги закончились. Генеральный директор крупнейшего в стране судостроительного предприятия «Севмаш» Владимир Пастухов уволен, а прокуратура и Счетная палата изучают ситуацию. На «Севмаше» теперь говорят, что корабль выйдет в море хорошо, если в 2011-м. Индийцы его получат, может, в 12-м или 13-м году, если существенно доплатят за продолжение работ. На «Севмаше» утверждают, что денег не хватило, поскольку «фактически строят новый авианосец, оставив от старого только корпус». То есть вся начинка «Горшкова» сгнила или не годится. Но, поскольку у «Севмаша» нет никакого опыта строительства авианосцев (все советские авианесущие корабли были построены наУкраине в Николаеве), нет никаких гарантий, что «Горшков» когда-либо станет дееспособным авианосцем,сколькоденегнидавай. В последние годы даже в официальных документах авианосец именуется сокращенно «Адмиралом Горшковым».

У всех кораблей 1143-й серии основная паротурбинная энергетическая установка оказалась конструктивно неудачной и постоянно выходит из строя. Многие другие системы корабля - не лучше. Только где, интересно, в России они найдут качественные авианосные комплектующие?


На «Севмаше» говорят, что «Горшкова» надо полностью выпотрошить и делать все заново.

В июле 2007года министры обороны Украины и России Анатолий Гриценко и Анатолий Сердюков согласовали проект соглашения об использовании индийскими пилотами, «которым в скором времени предстоит осваивать построенный в России авианосец «Викрамадитья» («Горшков»), наземного тренажерного комплекса «НИТКА» в Крыму. С настоящего авианосца авиакрыло взлетает и садится, только когда корабль на ходу, а наш «Кузнецов» - модель авианосца в натуральную величину и в полную стоимость, но по большей части - неходячая.

Российский ВПК уже практически утратил способность самостоятельно производить сложные современные системы вооружения. Нет современного оборудования, уходят последние советские рабочие и конструкторы, и массово утрачиваются технологии. Уже 15 лет серийно не производятся никакие артиллерийские,авиационныеиракетныебоеприпасы.Нарастаеткризис в торговле оружием.


Руководитель группы советников гендиректора Рособоронэкспорта АЛЕКСАНДРБРИНДИКОВ:

«Несмотря на благоприятную картину, складывающуюся по объемам выполненных контрактов и планов на ближайшие годы, мы сталкиваемся с колоссальными проблемами при реализации этих контрактов, мы сдерживаем подписание ряда контрактов, поскольку не понимаем, как мы ихбудемвыполнять».
В 2007 году Россия официально объявила, что не сможет выполнить контракт с Китаем на поставку 34 военно-транспортных Ил-76 и 4 заправщиков Ил-78. Теперь Пекин воздерживается от новых крупных сделок. Срыв контракта по «Горшкову» неизбежно сократит торговлю оружием с Индией. Ежегодно растет число рекламаций на наше оружие. В 2006-м, например, было предъявлено 1586 претензий.


Индийский авианосец Викрамадитья» в процессе модернизации, 13.12.2005 г.

По словам первого зампреда Военно-промышленной комиссии Владислава Путилина, «невыполнение гособоронзаказа из года в год возрастает пропорционально увеличению ассигнований на гособоронзаказ» , снижается качество, а цены безудержно растут. Расходы на оборону увеличиваются ежегодно на 30%, и, со слов Путилина, в ближайшие годы уже половина заказов не будетвыполняться.
Ясно, что Россия вынуждена будет покупать оружие, военные технологии, оборудование и комплектующие на Западе, налаживать в стране «отверточную» лицензионную сборку военной техники. Иначе вооруженные силыбудутидальшедеградировать.
Сергей Иванов утверждает, что «Россия - мировой лидер в десяти-пятнадцати из 50-ти существующих в настоящее время суперважных технологий» . Кто это ему посчитал-неизвестно. Главком ВМФ Владимир Масорин в 2007 году утверждал, что за 20 лет Россия построит шесть «относительно дешевых авианосцев» , хоть строить их негде, некому, не из чего и нет даже в проекте самолетов для полноценного авиакрыла. А прямо сейчас наш флот должен «восстановить постоянное присутствие в Средиземном море» . Конечно, ради бюджетных миллиардов и не такое говорят, но все же как-то неловко это слышать. Может, конечно, втайне адмирал Масорин надеялся заказать авианосцы и самолеты в США и в Англии, но боитсявысказатьсяобэтомвслух.


Глава госкорпорации «Ростехнологии» Сергей Чемезов так сказал о ремонте «Горшкова»:

«Тогда — умели, но криво. Сейчас — не умеете. Ни проектировать, ни строить, ни даже ремонтировать то, что есть.Ибо руки и голова явно не из того места растут. Они и сами это признают» .

Сергей Чемезов обеспокоен утечкой мозгов из России и считает, что в России » потеряно целое поколение высококвалифицированных рабочих» . Он заявил: «Средний возраст рабочих сейчас 45 лет, а персонала высокой квалификации – 53 года, у нас дефицит токарей, фрезеровщиков, сварщиков, слесарей». Чемезов привел пример с ремонтом авианесущего крейсера «Адмирал Горшков», который Россия проводит по контракту для Индии. «Для исполнения экспортного контракта приходится собирать рабочих со всей страны, для ремонта крейсера «Адмирал Горшков» не хватает сварщиков, их приходится привозить со всей страны» , – сообщил он. Чемезов также сожалеет, что «ряд технических специальностей утерян, а перепроизводство юристов и экономистов – троекратное»


Индийский авианосец Викрамадитья» в процессе модернизации, 6.11.2007 г.


Индийский авианосец Викрамадитья» в процессе достройки, 17.01.2007 г.



Индийский авианосец «Викрамадитья» выводят из дока 4 декабря 2008 года. Cеверодвинск.

8 июля 2012 года «Адмирал Горшков», получивший название «Викрамадитья» (Vikramaditya), с совместным российско-индийским экипажем вышел на испытания в Баренцовом море. При положительных результатах ходовых испытаний Vikramaditya планировали передать Индии 4 декабря – в День военно-морского флота этой страны. Программа была рассчитана на 124 дня, а одной из приоритетных задач являлись испытания силовой установки авианосца. Корабль нормально двигался на малом и среднем ходу, но когда он набрал значительную скорость в 30 узлов, система аварийного оповещения выдала сигнал о неполадках в энергетической установке. Крейсер попросту встал. У авианосца вышли из строя сразу семь из восьми паровых котлов.


Октябрь 2012 года: Авианосец «Адмирал Горшков» не прошёл ходовые испытания в Баренцевом море.

По словам источника, готовившего авианосец к ходовым испытаниям, проблема в том, что индийская сторона отказалась от традиционной теплоизоляции паровых котлов — асбеста, объяснив это повышенной опасностью для экипажа. Из-за таких условий разработчику котлов — Специальному конструкторскому бюро котлостроения (СКБК) — пришлось искать альтернативный вариант: вместо асбеста паровые котлы КВГ-3Д были обложены огнеупорной кирпичной кладкой.
Представитель Севмаша заявил: «Когда специалисты добрались до самой энергоустановки, стало понятно, что кирпичная кладка вокруг котлов попросту рассыпалась, не выдержав температуры. О состоянии самих котлов можно будет судить только после того как авианосец доберется до «Севмаша», но опасения, что все их придется менять, небезосновательны».

В итоге Россия потеряет на ремонте около 1 млрд. рублей. Так как подобного рода сложные технологические работы можно будет провести только весной, то передачу корабля индийской стороне отложили еще на год – до октября 2013 года.

Тяжетый авианесущий крейсер проект 1143.4 Викрамадитья. Ангар для авиатехники.

В процессе модернизации «Адмирала Горшкова» параметры менялись несколько раз – в итоге с первоначальной суммы в 750 млн. долларов стоимость корабля достигла 2,3 млрд. долларов. За этот срок длина полетной палубы увеличили до 280 метров, на носу оборудовали трамплин. Запланировано установить новые противокорабельные ракетные комплексы «БраМос» российско-индийского производства. На корабле будут базироваться 14 – 16 палубных истребителей МиГ-29К, два МиГ-29КУБ и до 10 вертолетов противолодочной обороны и радиолокационного обнаружения Ка-28 и Ка-31.

Окончательно на испытания «Викрамадитья» вышел в море 3 июля 2013 года. Их планировалось завершить 30 сентября, а 15 октября - предъявить индийской стороне. На 15 ноября запланирована официальная передача авианосца Индии.


Тяжетый авианесущий крейсер проект 1143.4 Викрамадитья класса Кречет на испытаниях.

Авианосец «Викрамадитья» ВМС Индии (бывший «Адмирал Горшков») наконец-то, после неоднократного переноса сроков сдачи, завершил комплексные испытания в Белом и Баренцевом морях. Но окончательные результаты испытаний авианосца на «Севмаше» пока не уточняют.

_____________________

* Военно-морские силы Индии организованы в 1947 году , когда английское правительство предоставило стране независимость. Официально День ВМС Индии отмечается 4 декабря. В этот день, в 1971 году в ходе военного конфликта с Пакистаном индийский флот провел удачную операцию по блокированию пакистанского побережья и нападению на военно-морскую базу Карачи. Это событие имело большое значение для дальнейшего хода боевыхдействийна море.Празднование Дня военно-морских сил в Индии продолжается неделю. В эти дни проводятся различные культурные мероприятия, открыты для посещения боевые корабли. Завершает праздник военно-морской бал, на который собираютсяболее 5 тысяч гостей.В военно-морских силах Индии служат 55 тысяч →

«Корабль-невидимка» российского флота: на что способен фрегат «Адмирал флота Советского Союза Горшков»

Вначале небольшая интрига - фрегат « Адмирал Горшков » , головной сторожевой корабль 2 ранга дальней морской зоны проекта 22350, должен был войти в состав ВМФ России в конце 2015 года. Однако стало известно, что процедура передачи корабля перенесена на первый квартал года нынешнего.

Что пошло не так с испытаниями? Корабль оказался «сырым»? Вовсе не так, наоборот флотские специалисты весьма комплиментарны в отношении этого проекта и дают высокие оценки его ходовым качествам, оборудованию и вооружению. Вот в отношении вооружения корабля и кроется загадка задержки его с передачей флоту. Дело в том, что на «Адмирале Горшкове» в спешном порядке доводят до конца испытания не только его штатного вооружения, но и перспективного, того, которым будут оснащены последующие корабли этого класса.

Смонтирован главный ударный комплекс на фрегат "Адмирал флота Касатонов" >>

Фрегат только в последних числах декабря прошлого года вернулся в гавань Североморска из Белого моря, где отстрелялся ракетами и пушечным вооружением. И уже в январе 2016 года опять ушел в море с формулировкой «проведения заводских испытаний». А на самом деле - нарабатывать боевой опыт для последующих фрегатов этой «адмиральской линейки».

« В ближнесрочной перспективе от предприятия «Северная верфь» мы получим еще три фрегата проекта 22350. Это «Адмирал Касатонов», спуск на воду, которого состоялся в декабре 2014 года и на котором ведутся достроечные работы. Это фрегат «Адмирал флота Головко», который находится на этапе корпусных работ, и фрегат «Адмирал Исаков», находящийся на первом этапе постройки на предприятии », - говорит замглавкома ВМФ контр-адмирал Виктор Барсук. - Эти фрегаты построены по новым технологиям. Одной из особенностей является использование композитных конструкционных материалов, что обеспечило снижение уровня радиолокационного поля корабля. При строительстве были минимизированы физические поля фрегатов и применена совершенно новая архитектура корпуса и надстроек.

Тихоокеанский флот >>

Корабли проекта 22350 - серия многоцелевых фрегатов дальней морской зоны. Они были разработаны в Северном проектно-конструкторском бюро (Санкт-Петербург) в первой половине 2000-х годов.

«Адмирал флота Касатонов» (заводской номер 922 - бортовой номер 431) заложен 26 ноября 2009 года, выведен из эллинга 30 октября 2014-го и спущен на воду 12 декабря того же года. Ходовые испытания начнутся в конце 2018 года.

«Адмирал флота Головко» (заводской номер 923) заложен 1 февраля 2012 года, спуск на воду ожидался в 2017-м, однако до сих пор о нем не сообщалось.

«Адмирал флота Советского Союза Исаков» (заводской номер 924) заложен 14 ноября 2013 года.

Все это в комплексе позволяет снизить заметность фрегата в море, то есть повысить скрытность. На новых кораблях удалось рационально разместить комплексы и системы вооружения, а также повысить живучесть. Новые фрегаты смогут эффективно выполнять задачи в составе корабельных группировок в дальней морской зоне, во взаимодействии с авиацией и подводными лодками. Корабли этого проекта планируется применять в качестве многоцелевых кораблей дальней зоны - они могут использоваться для противовоздушной обороны, находить и отслеживать субмарины, наносить удары по надводным и береговым целям ».

А почему сторожевому кораблю дальней морской зоны «Адмиралу Горшкову», как и всем из проекта 22350, присвоили классификацию «фрегат»? В истории советского флота фрегатов-корветов не существовало, на памяти был разве что фрегат «Паллада», но это еще из истории царской России. И советский сторожевой корабль проекта 1135 «Буревестник» (их было построено более 30) обрел статус фрегата лишь после того, как эти замечательные корабли стали экспортивовать в Индию.

Черноморский флот >>

Само слово «фрегат», как обозначение класса корабля, появилось при Петре Великом - слово заимствованное. Фрегат отличался от парусных линейных кораблей меньшими размерами и артиллерийских вооружений. Его предназначение состояло в ведении дальней разведки и самостоятельных боевых действий на морских и океанских коммуникациях. Собственно ничего не изменилось за это время - предназначение фрегатов скромнее, чем у крейсеров, хотя при усилении вооружений они подтягиваются к эсминцам. А вообще, классификация «фрегат» определяется водоизмещение корабля, как, например, «Адмирал Горшков», у которого оно составляет 4500 тонн.

«Горшков» станет базовым для дальнейшего развития фрегатов серии 22350. Он представляет четвертое поколение отечественных кораблей - носителей управляемого ракетного вооружения. Постоянным местом приписки для него станет Северный флот. Подобные фрегаты в ближайшей перспективе станут основными боевыми кораблями ВМФ России. Всего к 2025 году в планах передать флоту шесть боевых кораблей подобных проектов.

Они могут нести боевое дежурство в ближней и дальней морской зоне и способны решать поставленные задачи в акватории Мирового океана. Запас хода нового фрегата составляет более 4 тысяч морских миль, а автономность - 30 суток. При дозаправке и восполнении продовольствия эти характеристики просто не ограничены. «Адмирал Горшков» оснащен самым современным вооружением и технологиями. В отличие от большинства российских военных кораблей, спущенных на воду после распада СССР, этот фрегат имеет палубные надстройки и командирскую рубку, выполненные с применением технологий стелс. Именно поэтому его сразу прозвали «корабль-невидимка» - радары противника просто рассеиваются вокруг корпуса фрегата и не видят его.

Основная группа боевого вооружения представлена на нем комплексом из 16 противокорабельных ракет «Москит» из семейства крылатых ракет «Калибр-НК». Вероятно, что они взаимозаменяемы с другими ракетами «Оникс» . Главная артиллерийская установка фрегата имеет калибр 130 миллиметров (А-192 «Армат») и способна вести огонь со скорострельностью 30 выстрелов в минуту на дальность до 22 километров.

"Убийца" авианосцев >>

Для защиты от подводных лодок используется ракетный комплекс «Медведка-2», который обеспечивает запуск противокорабельных ракет из вертикальных шахтных пусковых установок. Отслеживание подводной обстановки и обнаружение глубоководных целей обеспечивается гидроакустическим оборудованием «Виньетка - М». Использование модифицированного гидроакустического оборудования позволяет обнаруживать субмарины противника и стартовавшие торпеды на дистанции 60 000 метров.

Кроме этого, фрегат обладает противолодочным торпедным комплексом «Пакет-НК», артиллерийской установкой А-192М калибра 130 мм (дальность стрельбы - до 22 км, скорострельность - 30 выстрелов в минуту). Также на корабле может базироваться вертолет Ка-27. В перспективе его место может занять новейший морской вертолет «Минога», разрабатываемый конструкторским бюро «Камов».

Однако самым технологически продвинутым и сложным вооружением фрегата является система противовоздушной обороны (ПВО) большой дальности «Полимент-Редут». Этот корабельный зенитный ракетный комплекс (ЗРК) с установкой вертикального пуска, который осуществляется «холодным способом» - при помощи сжатого воздуха. По достижении ракетой высоты около 10 метров, происходит включение маршевого двигателя, а газодинамическая система производит разворот ракеты в сторону цели. Система наведения ракет 9М96Д/Е - комбинированная инерциальная с радиокоррекцией на среднем участке, и активным радиолокационным на конечном участке траектории.

Ракеты ближней дальности 9М100 имеют инфракрасную головку самонаведения. По данным из открытых источников, ЗРК способен применять ракеты 9М96 с максимальной дальностью поражения воздушных целей до 150 км. Они в состоянии перехватывать цели на скорости 4800–5000 м/с и на высоте до 35 км.

ЗРК «Полимент-Редут» получит три типа ракет, унифицированных с наземным комплексом С-350 «Витязь» . Все ракеты нового поколения создаются с активными головками самонаведения, с инерциальными системами управления и обладают очень высокими маневренными характеристиками для поражения всего спектра атакующих объектов.

В состав ЗРК входит радиолокационная станция (РЛС) «Полимент» с четырьмя фазированными решетками. Система управления огнем обеспечивает одновременный обстрел 32 ракетами до 16 воздушных целей - по 4 цели на каждую ФАР. Дальность обнаружения целей достигает 200 км.

Новая система защиты будет сопоставима с американской Иджис* . Сочетание ракет разной дальности и возможностей современной РЛС позволяет системе «Полимент-Редут» выполнять роль одновременно 3-ех разных комплексов ПВО: контролировать все эшелоны полетов - ближний, средний и дальний. ЗРК обеспечивает кораблю многоуровневую защиту и сокращает время реакции на атаку с воздуха, а вертикальный пуск ракет позволяет поражать цели в любом направлении.

Видео о новом оружии России >>

P.S. 20 марта 2017 года на Судостроительном заводе «Северная верфь» завершилась ревизия фрегата «Адмирал флота Советского Союза Горшков» . Фрегат отправился на заключительный этап государственных испытаний.

В период ревизии корабля были проверены и восстановлены ресурсы основных механизмов: турбин, редукторов, дизель-генераторов, систем главной энергетической установки и общекорабельных систем, палубных механизмов и изделий спецтехники: навигационного оборудования, связи, вооружения.

Для завершения госиспытаний фрегат направился на полигоны Северного флота, где экипаж и специалисты Северной верфи, а также ряда конструкторских бюро проведут испытания зенитного и торпедного комплексов, автоматической системы управления.

Фрегат «Адмирал флота Советского Союза Горшков» - флагманский корабль проекта 22350. Проект разработан Северным проектно-конструкторским бюро. Количество примененных на «Адмирале Горшкове» опытно-конструкторских разработок в несколько раз больше, чем на других кораблях, причем большинство ОКРов носят масштабный характер. «Адмирал флота Советского Союза Горшков» и последующие фрегаты серии - «Адмирал флота Касатонов», «Адмирал флота Головко» и «Адмирал флота Советского Союза Исаков» , строительство которых продолжается на Северной верфи, - станут самыми современными кораблями ВМФ России в своем классе. Значения физических полей фрегатов минимизированы. Благодаря оригинальной архитектуре надстройки (стелс) у кораблей снижена отражающая поверхность, что понижает их радиолокационную заметность. Фрегаты предназначены для ведения боевых действий в дальней океанской зоне против надводных кораблей и подводных лодок противника, отражения атак средств воздушного нападения как самостоятельно, так и в составе соединения кораблей.

«Северная верфь» планирует передать ВМФ России фрегаты проекта 22350 «Адмирал Горшков», «Адмирал Касатонов» и «Адмирал Головко» в 2017, 2018 и 2019 годах соответственно. Об этом сообщил врио гендиректора судозавода и вице-президент ОСК по военному кораблестроению Игорь Пономарев журналистам 29 марта 2017 года в Петербурге.

«Адмирала Горшкова» должны передать в июне этого года, корабль прошел ревизию, сейчас в Балтийске отрабатывает задачи. Оружие испытано на 80-90%. Он уже прошел 45 000 миль», - сказал Пономарев.

По его словам, фрегат «Адмирал Касатонов» планируется направить на швартовые испытания в конце 2017-начале 2018 года. «Весь комплекс испытаний планируется провести в 2018 году, передать - в конце следующего года», - отметил он. Сдача фрегата «Адмирал Головко», сказал Пономарев, намечена на 2019 год. Кроме того, по его информации, в настоящее время в производстве на верфи находится четвертый корпус корабля данного проекта.

Основные характеристики проекта 22350:

Водоизмещение - 4500 тонн

Длина.....135 м

Ширина.....16 м

Скорость.....до 29 узлов

Дальность плавания.....4500 миль

Автономность.....30 суток

Экипаж.....180-210 человек

Главная энергетическая установка:

ГТДА общей мощностью не менее 65 000 л. с.

Вооружение:

Артиллерийское вооружение: 130-мм артиллерийская установка А-192

Ракетное вооружение: Зенитный ракетный комплекс «Редут»; пусковые установки для 16 противокорабельных ракет «Оникс» или «Калибр-НКЭ»

Противолодочное вооружение: комплекс «Пакет-НК»

Авиационное вооружение: противолодочный вертолет Ка-27

* Иджис (англ. Aegis combat system; от англ. aegis - эгида, мифический щит или защитный доспех Зевса и Афины) - американская корабельная многофункциональная боевая информационно-управляющая система (БИУС). Представляет собой интегрированную сеть корабельных средств освещения обстановки, средств поражения, таких как зенитные управляемые ракеты SM-2 (от англ. standard missile 2) и более современные SM-3 (от англ. standard missile 3), и средств управления, формирующуюся на базе широкого внедрения автоматизированных систем боевого управления (АСБУ). Система позволяет принимать и обрабатывать информацию с датчиков других кораблей и летательных аппаратов соединения и выдавать целеуказания на их пусковые установки. Наименование «Иджис» носит также ЗРК, применяемый в составе этой БИУС.

К настоящему времени БИУС «Иджис» используется ВМС США, ВМС Испании, Норвегии, Республики Корея, Австралии и Морскими силами самообороны Японии (в общей сложности ею оборудовано более 100 кораблей). Кроме того, оснащённые этой системой корабли ВМС США будут использованы в качестве корабельного компонента ЕвроПРО.

До 4 октября 1990 года «Баку», в последнее время в официальных документах именуется в упрощённом виде «Адмирал Горшков»

Советский и российский тяжёлый авианесущий крейсер (ТАВКР), единственный корабль проекта 1143.4 (главный конструктор В. Ф. Аникиев), продан Индии 20 января 2004 года. 5 марта 2004 года крейсер исключён из боевого состава ВМФ РФ, действующее наименование аннулировано, торжественно спущен Андреевский флаг. В настоящее время корабль после полной перестройки введён в состав ВМС Индии в качестве авианосца «Викрамадитья».

История

Строительство

17 февраля 1978 года в списки ВМФ СССР был зачислен четвёртый авианесущий крейсер проекта , получивший название «Баку» в честь лидера эсминцев проекта 38. 26 декабря, сразу после спуска на воду ТАВКР «Новороссийск», на освободившемся стапеле «0» Черноморского судостроительного завода осуществилась закладка нового корабля, получившего заводской номер С-104. Строился «Баку» по изменённому проекту 1143.4. Весь корпус корабля при постройке разделили на 10 районов, работа началась с первого (закладного) района, включавшего «сердце» корабля - машинное отделение, а далее шла одновременно в нескольких направлениях - в нос и корму, а также вверх. Сборка происходила из заранее готовых секций, масса которых не превышала 150 тонн. Одновременно с постройкой крейсера происходила и реконструкция самого стапельного комплекса (в рамках подготовки к строительству ТАВКР проекта 1143.5) - были установлены три портальных крана (грузоподъёмностью по 80 тонн каждый), а также два больших козловых крана финской фирмы «Konecranes» (грузоподъёмностью по 900 тонн каждый, работая вместе могут поднимать блоки массой до 1400 тонн). Первый раз новые краны были применены в октябре 1981 года - с их помощью на крейсер была смонтирована собранная на предстапельной площадке надстройка массой 1000 тонн. В феврале 1982 года краны применяли для установки блоков спонсона. Спуск корабля на воду произошёл 31 марта (спусковая масса около 19000 тонн), после чего «Баку» достраивался у заводской стенки. Из-за постоянных срывов поставок нового оборудования, а также вносимых по ходу строительства изменений в проекте достройка корабля затянулась. К швартовным испытаниям ТАКР приступил только 2 июня 1986 года. 23 сентября на крейсер заселился экипаж, 1 декабря были закончены швартовные испытания, а 4 декабря корабль отправился в Севастополь (докование на Севморзаводе с 7 по 22 декабря).

Испытания

Ходовые испытания ТАВКР «Баку» стартовали 9 января 1987 года. После их окончания на переднюю кромку спонсона был поставлен обтекатель, помимо этого на корабле было установлено устройство, выравнивающее воздушные потоки над полётной палубой. 21 апреля стартовали государственные испытания ТАВКР «Баку», во время которых, в частности, были осуществлены стрельбы главного ударного комплекса (применялись макеты ракет, было осуществлено 3 пуска, в том числе один залпом из 2 ракет). 8 июля с палубы корабля совершил первый взлёт штурмовик Як-38М (с помощью короткого разбега). 11 декабря по итогам испытаний был подписан приёмный акт - «Баку» был зачислен в состав ВМФ СССР. 20 декабря на корабле был торжественно поднят Военно-морской флаг.

Боевая служба

27 апреля 1988 года «Баку» был зачислен в состав сил постоянной готовности, и уже в конце мая началась подготовка к его первой боевой службе. Была полностью укомплектована авиагруппа корабля, включившая 12 штурмовиков Як-38М, 1-2 спарки Як-38У, 16 противолодочных вертолётов Ка-27ПЛ, 2 поисково-спасательных Ка-25ПС и 2 целеуказателя Ка-25ДЦ (позже их заменили на Ка-27ПС). Переход к месту постоянного базирования было решено совместить с первой боевой службой. 7 июня «Баку» покинул Севастополь. Во время боевой службы в Средиземном море ТАВКР, в частности, осуществлял постоянное наблюдение за американским атомным многоцелевым авианосцем «Дуайт Эйзенхауэр» (АВМА). По разным причинам во время первой службы корабля были потеряны два летательных аппарата - Як-38У и Ка-27ПЛ (соответственно, 12 июля и 11 августа), лётчики не пострадали. 17 декабря «Баку» прибыл в Североморск и был зачислен в состав 170-й бригады противолодочных кораблей 7-й ОпЭск.

В дальнейшем корабль больше не ходил на дальние боевые службы, хотя занятия боевой подготовкой продолжались. В 1989 году ТАВКР трижды участвовал в отработке обеспечения высадки морского десанта, корабельные штурмовики совершили 171 полёт, а вертолёты - 1142. 4 октября 1990 года крейсер переименовали в «Адмирал Флота Советского Союза Горшков». За 1990 год было совершено 47 полётов самолётов и 1211 полётов вертолётов. В дальнейшем интенсивность боевой подготовки стала падать. За 1991 год палубными вертолётами было осуществлено 417 полётов. В сентябре-октябре 1991 года на борту крейсера прошёл корабельный этап испытаний нового палубного истребителя ВВП Як-141, который в перспективе должен был заменить списанные штурмовики Як-38 в роли основной палубной машины. 26 сентября оба лётных образца по очереди совершили посадку на палубу ТАКРа, а 30 сентября - первый взлёт. 5 октября произошла авария, приведшая к потере одного самолёта (лётчик уцелел). После этого испытания прекратили и уже больше не возобновляли. Через год программа разработки Як-141 была закрыта.

3 февраля 1992 года, после пожара в кормовом МКО, ТАВКР поставили на ремонт на СРЗ-35 в Росте (Мурманск). 26 июля Военно-морской флаг СССР был заменён на Андреевский флаг. 1 февраля в результате аварии паропровода погибли 6 человек. После этого корабль перевели в Росляково.

Продажа крейсера

В 1994 году начались переговоры о продаже корабля Индии. Документы были подписаны в октябре 2000 года, но сумма контракта до 2002 года оставалась предметом торга. Подписанное 20 января 2004 года соглашение предусматривало выделение 974 млн долларов на восстановление и модернизацию ТАВКР и 530 млн долларов на поставку 16 истребителей МиГ-29К и морских противолодочных вертолётов Ка-31 и Ка-27 .Корабль должны были сдать заказчику в конце 2008 года. Выплатив около 458 млн долларов, с января 2007 года Индия приостановила дальнейшие платежи по контракту. В ноябре 2007 года российская сторона подняла вопрос о недооценке объёма проведённых работ. В декабре 2008 года, после визита Президента РФ Дмитрия Медведева в Индию, комитет индийского правительства по безопасности одобрил начало переговоров о новой цене модернизации крейсера.

В июле 1999 года ТАВКР отбуксировали в Северодвинск с целью прохождения модернизации по заказу индийских ВМС.

В 2007 году, по словам главы госкорпорации «Ростехнологии» Сергея Чемезова, ремонт ТАВКР задерживался из-за нехватки кадров:

«Для исполнения экспортного контракта приходится собирать рабочих со всей страны, для ремонта крейсера "Адмирал Горшков" не хватает сварщиков, их приходится привозить со всей страны.»

3 июля 2013 ТАВКР вышел в Белое море на ходовые испытания: в течение месяца проверялась работа в разных режимах всех котлов главной энергетической установки. С 3 августа по 30 сентября в Баренцевом море прошли летные испытания с участием самолётов и вертолётов палубной авиации и сдача системы «корабль-самолет». 16 ноября 2013 г. произошла торжественная передача авианосца ВМС Индии.

Память

3 июля 2014 года отреставрированный носовой знак ТАВКР, остававшийся на верфи после переделывания корабля для индийских ВМС, установлен в качестве памятника около морской кадетской школы имени адмирала П. Г. Котова в Северодвинске.

В 2015 году Банком России выпущена серебряная монета номиналом 1 рубль в серии «Вооружённые Силы Российской Федерации», посвященная кораблю.

ТТХ

Основные характеристики

Водоизмещение: 45 390 т наибольшее; 44 490 т полное; 38 970 т нормальное; 33 440 т стандартное
-Длина: 242,86 м по ватерлинии; 273,08 м наибольшая
-Ширина: 31,0 м по ватерлинии; 52,9 м наибольшая
-Высота: 60,30 м габаритная; Высота борта (от КВЛ): 24,96 м в носу; 21,63 м на миделе; 21,61 м в корме
-Осадка: Средняя (от ОП):
-при нормальном водоизмещении 8,47 м
-при полном водоизмещении 9,42 м
-Наибольшая: 11,52 м
-Бронирование: Катаная сталь, дублирование корпуса «сухими отсеками»
-Двигатели: Котлотурбинная, четырёхвальная; 4 ГТЗА ТВ-12-3; 8 котлов КВН 98/64
-Мощность: Паротурбины: 4 х 45 000 л.с.; Турбогенераторы: 6 х 1500 кВт; Дизель-генераторы: 4 х 1500 кВт
-Движитель: 4, четырёхлопастные
-Скорость хода: 14,05 узла экономического хода; 18,32 узла боевого экономического хода; 29 узлов полного хода; 32,5 узла максимального хода
-Дальность плавания: При скорости 18 узлов - 7590 миль
-Автономность плавания: 30 суток
-Экипаж По штату: 1615 человек; Со штабом: 1665 человек; Авиагруппа: 430 человек

Вооружение

Радиолокационное вооружение: РЛС общего обнаружения: 1 х РЛК с ФАР «Марс-Пассат»; 1 х РЛС МР-710М-1 «Фрегат-М1» ((семейство советских и российских трёхкоординатных радиолокационных станций корабельного базирования с облегчённым нестабилизированным антенным постом и системой электронной стабилизации лучей); 2 х РЛС МР-360 «Подкат»; 3 х РЛС «Вайгач». СУ авиацией: 1 х «Резистор-К4» 2 х «Газон»
-Радиоэлектронное вооружение: БИУС «Лесоруб-434»
-Комплекс связи «Буран»
-ГАК «Полином» (советская корабельная подкильная поисковая гидроакустическая станция кругового обзора и целеуказания)
-Комплекс РЭР и РЭБ «Кантата-М»
-Аппаратура РЭБ «Погоня» и «Каскад-У»
-Артиллерия: 2 х 1 АК-100 (600 снарядов)
-Зенитная артиллерия: 8 х 6 АК-630 (48 000 снарядов)
-Ракетное вооружение: 6 х 2 ПУ ПКРК «Базальт» ; 4 х 6 модулей ЗРК «Кинжал» (192 ракеты)
-Противолодочное вооружение: 2 х 10 РБУ-12000 (60 бомб)
-Авиационная группа: 36 самолётов и вертолётов
-По проекту: 14 х СВВП Як-41М; 6 х СВВП Як-38М; 10 х


Тяжелый авианесущий крейсер (ТАКР). После назначения министром обороны СССР Д.Ф.Устинова было принято решение вместо авианосца пр.1153 строить на базе корпуса пр.1143 модернизированный авианесущий крейсер пр.11434 с усовершенствованым РЭО и под базирование СВВП. Корабль проектировался Невским ПКБ, главный конструктор - В.Ф.Аникиев. По проекту на ТАКР пр.11434 должны были базироваться сверхзвуковые СВВП Як-141, что значительно повышало его боевую эффективность по сравнению с ТАКР пр.1143. Единствнный корабль проекта "Баку" (заводской №104) заложен на стапеле "0" судостроительного завода в г.Николаеве 26.12.1978 г. Строительство второго корабля проекта с заводским №105 начато по решению Минсудпрома СССР от 15.12.1980 г. и велось 1.5 года после чего прекращено (собрано несколько секций корпуса). Спущен на воду 31 марта 1982 г. (при плане - конец 1981 г.). Со 2 июня по 1 декабря 1986 г. прошел швартовые испытания и 9 января 1987 г. вышел на ходовые испытания. Государственные испытания ТАКР "Баку" начаты 21 апреля 1987 г. Корабль вошел в состав ВМФ 11 декабря 1987 г. (подписание акта приемки). Флаг ВМФ поднят 20 декабря 1987 г. и 30 декабря 1987 г. корабль введен в состав Северного флота.


Буксир "Никлай Чикер" ведет к набережной ПО "Севмаш" ТАКР "Адмирал Горшков" пр.11434, июль 1999 г. (фото из архива Олега Кулешова, http://kuleshovoleg.livejournal.com/).


Авианесущий крейсер "Баку" пр.11431 в Средиземном море, июнь 1988 г. (http://www.nashflot.ru).


ТАКР "Баку" пр.11434 в Средиземном море, 1988 г. (фото - Chris Howell, http://www.shipspotting.com).


Конструкция - корпус имеет 18 главных поперечных и 2 продольные водонепроницаемые переборки. Непотопляемость корабля обеспечивается при затоплении любых 4 смежных отсеков. Стенки ангара имели бронирование в отличие от предыдущих кораблей проекта, что привело к возрастанию водоизмещения на 1700 тонн. С целью снижения ЭПР корабля кроме использования "наклонной" архитектуры надстроек использовано специальное радиопоглощающее покрытие (РПП) "Лак".

Двигательная установка - котлотурбинная ГЭУ, создана на базе ГЭУ крейсеров . 4 вала с винтами фиксированного шага.
- 8 х котлов КВН 98/64 в 4-х автономных турбокотельных группах в двух отдельных машинных отсеках - носовом и кормовом;
- 4 х главных паротурбинных ГТЗА ТВ-12-3 мощностью по 45000 л.с. (всего 180000 л.с.).


Винторулевая группа ТАКР "Адмирал Флота Советского Союза Горшков" пр.11434 - будущего авианосца INS Vikramaditya ВМС Индии. ПО "Севмаш", г.Северодвинс (верхнее фото - 21.10.2008 г., фото из архива igorriw, http://igorriw.livejournal.com/ , нижнее фото - kikoz13, http://russiannavy.ru).


Энергетика: электроэнергетическая система аналогична кораблям . Система автоматизированного управления энергосистемой - "Терек-2".
6 х 1500 кВт турбогенераторов
4 х 1500 кВт дизель-генератора
Запас котельного топлива - 8900 тонн

Средства спасения - 120 спасательных плотов ПСН-10М.

ТТХ корабля :
Экипаж - 2045 чел (офицеры размещались в 1-2 местных каютах, мичманы и главстаршины - в 1- и 6-местных каютах, старшины и матросы в 6- и 26-местных кубриках)

пр.11434
Длина 273.08 м
Ширина 51.9 м
Осадка 9.42 м
Габариты ангара 130 х 22.5 х 6.6 м
Водоизмещение стандартное 33440 т
Водоизмещение полное 44490 т

Скорость полного хода:
- по проекту - 32 уз
- реально - 30.7 уз (30.5 уз в ходе ходовых испытаний)

Дальность хода на разных скоростях:

Автономность по запасам - 30 сут

Вооружение :

Система вооружения пр.11434 "Баку"
Артиллерия 2 х одноствольные 100 мм артиллерийские установки . РЛС - МР-145 "Лев-215" / KITE SCREECH (1 шт). Боекомплект - 1000 выстрелов АЗ-УЗС-58.
Артиллерия 8 х 30 мм шестиствольных автоматов с РЛС МР-123 «Вымпел» / BASS TILT (4 шт), боекомплект 48000 выстр.
Ракетное ударное 6 х спаренных ПУ СМ-241 с фиксированным углом старта (15 град) комплекса "Базальт-1143" с ПКР 4К80 / П-500 "Базальт";
Боекомплект - 12 ракет
РЛС системы управления «Аргон-1143» / TRAP DOOR (1 шт, находится в носовой части палубы корабля);
Антенный пост системы спутникового целеуказания "Корвет-1143" / PUNCH BOWL
ЗРК 4 х 6 восьмиракетных модуля 3С95 ЗРК , с 4 х системами управления К-12-1 с РЛС 3Р95 / CROSS SWORD (4 антенных поста). Боекомплект - 192 ЗУР 9М330.
Противолодочное / противоторпедное 2 х 10 устаовок КТ-153 / реактивной противолодочной системы "Удав-1". Боекомплект - 120 шт РГБ (60 РГБ по др.данным). Доработан по механической части системы заряжания после выхода на испытания.
Постановка помех 2 х двухствольных ПУ помеховых снарядов

Оборудование :


пр.11434 "Баку"
БИУС МВУ-410 "Лесоруб-434" (сбор и обработка информации, целеуказание и выработка решения) - обеспечивала управление ударным вооружением и наведение вертолетов, система третьего поколения. Производство - НПО "Марс", г.Ульяновск.
Система обмена информацией (СОИ) "Тройник" (производство - НПО "Марс", г.Ульяновск). Обеспечивала обмен информацией между БИУС, системами вооружений, РЛС и другими потребителями и источниками.
Комплекс удаленного целеуказания МКРЦ "Корвет-1143"
РЛС обнаружения воздушных целей комплекс "Марс-Пассат" с 4 ФАР / SKY WATCH, разработан НИИ "Квант" (г.Киев), сопровождение до 120 воздушных целей (по проекту, не достигнуто в ходе испытаний)
РЛС общего обнаружения МР-700М / МР-710М-1 "Фрегат-М1" / PLATE STREER, трехкоординатная помехозащищенная РЛС, сопровождение до 80 воздушных целей, обработка информации и передача информации в БИУС осуществлялась ЭВМ комплекса "Марс-Пассат"
РЛС обнаружения надводных целей и низколетящих целей
МР-360 "Подкат" (2 шт) - РЛС обнаружения малоразмерных низколетащих целей типа «крылатая ракета» с малой ЭПР, на высотах до 100 м, на дальности до 33,7 км, с возможностью автоматического сопровождения целей, определения параметров движения, выработки и выдачи данных целеуказания
Навигационные РЛС 3 х "Вайгач" / PALM FROND
РЛС госопознавания 2 х SALT POT A/B
LONG HEAD
Станция постановки помех РЭБ "Кантата-М" (антенные посты 4 WINE FLASK; 8 FOOT BALL; 4 BELL THUMP; 2 CAGE POT) - установлен вместо системы "Кольцо"
Радиоприемники РТР 3 х Р-678Н, 6 х Р-670М, 2 х Р-721, 2 х СРС-2, УКВ Р-710 и Р-714
Станции постановки помех Р-740К (УКВ), аппаратура "Погоня" и "Каскад-У"
Навигационный комплекс "Салгир-V", 2 радиосекстанта
Эхолоты НЭЛ-6 и НЭЛ-10
Средства обеспечения авиакрыла Радиотехнический комплекс "Резистор К-4" / CAKE STAND (радиомаяк) - обеспечение ближней навигации ЛА, управление полетами, захода на посадку и посадки. Комплекс разработан ПО "Полет" (г.Челябинск), главный конструктор Брейгин А.М.

Комплекс боевого управления авиацией "Тур-434"

2 х станции наведения истребителей "Газон" / FLY TRAP B (унифицирована с системами ВВС, одновременное наведение 4 истребителей на 4 воздушных цели, производства ПО "Электрон")

ГАС Активный ГАК МГК-355 «Полином» / HORSE JAW (в бульбе), HORSE TAIL (буксируемая)
Охранители буксируемые акустические охранители
Оптико-электроенные приборы наблюдения 3 прибора "Ротан" (ТВ-наблюдение)
Радиосвязь Комплекс радиосвязи «Тайфун-1» в составе:

14 КВ-радиопередатчиков
2 СВ-радиопередатчика
21 КВ-радиоприемник
1 СВ-радиоприемник
1 СДВ-радиоприемник
13 УКВ-радиостанций

Система космической связи "Кристалл-БК" / LOW BALL (2 антенных поста)

Прочее оборудование Система безопасного одновременного применения систем вооружений "Сокол";
Автоматическая корабельная система "Буран";
На корабле использовалась система обеспечения одновременной работы разнородных радиотехнических средств.

Корабль оснащался системами приема и передачи грузов на ходу "Струна 2П-400", "Струна П-1000" (2 шт), "Струна 1П2.5".

Успокоители качки с выдвижными рулями "89-3". Установлена система водяной защиты, комплекты зимней спецобработки, 52 фильтро-вентиляционные установки.

Для обеспечения полетов была оборудована летная палуба размера 195 х 20.7 м, отклонение от оси корабля 4.5 град. Для обеспечения взлета Як-141 методом ВКР (взлет с коротким разбегом) летная палуба оснащена удерживающим механизмом и газоотбойным щитком. Термостойкое покрытие летной палубы выполнено с использованием импортных материалов. Взлетно-посадочные площадки вертолетов обозначены: "С" - для спасательного вертолета (1 площадка), "Т" - для транспортных вертолетов (1 площадка), 6 номерных стандартных площадок. За надстройкой находятся 10 технических позиций для обслуживания и стоянки ЛА. Корабль оборудован двумя подъемниками:
- грузоподъемностью 30 тонн, 18.9 х 10 м;
- грузоподъемностью 20 тонн, 18.9 х 4.8 м
Перемещение ЛА по палубе осуществлялось специальными транспортерами, по ангару - системой продольно-поперечной транспортировки.

Авиакрыло :
- пр.11434 (проект) - 14 Як-141, 6 Як-38М, 10 Ка-27ПЛ, 4 Ка-31, 2 Ка-27ПС.

Пр.11434 - 12 самолетов ВВП Як-38, Як-38М, в перспективе предполагалось заменить их на Як-141; 19 вертолетов Ка-27ПЛ и 3 спасательных вертолета Ка-27ПС.
Боекомплекс авиакрыла:
- самолетный вариант - 18 спецбомб РН-28, 143 ракеты Х-23, 176 ракет Р-3С / Р-13, 4800 ракет НУР С-5, 30 зажигательных баков ЗБ-500, 20 разовых бомбовых кассет РБК-250.
- вертолетный вариант - 30 авиационных торпед АТ-1, 40 противолодочных бомб ПЛАБ-250-120, 504 гидроакустических буя РГБ-НМ, 300 радиобуев "Поплавок", 300 ориентирных буев ОМАБ-25.
Запас авиатоплива - 1500 тонн

Модификации :
- пр.11434 (1987 г.) - четвертый корабль пр.1143 - тяжелый авианесущий крейсер "Баку" / "Адмирал Флота Советского Союза Горшков".


Вертолет ВМС Великобритании Lynx над палубой ТАКР "Баку" пр.11434, 1988-1990 г.г. (http://militaryphotos.net).


- 1988 г. 10 июня - в надстройке возник небольшой пожар (загорелись запасы краски), который удалось быстро потушить. Во время боевой службы корабль отрабатывал задачи ПЛО и осуществлял слежение за авианосцем «Дуайт Эйзенхауэр» и другими кораблями ВМС США и НАТО (ТАКР находился в 7-минутной готовности к нанесению удара);

1988 г. 11 августа - потерян вертолет Ка-27ПЛ (пилотов спасли). В ходе боевой службы корабль совершил деловые заходы в сирийские порты: 22-29.08.1988 г. в Латакию, 01-21.11.1988 г. - в Тартус; 14.12.1988 г. в сопровождении отряда кораблей проследовал мыс Нордкап.

1988 г. 17 декабря - корабль прибыл на рейд Североморска; находясь в составе СФ продолжал интенсивно заниматься боевой подготовкой.

1989 г. 8-23 августа - корабль получил оценку «хорошо» после проверки Главной инспекцией Минобороны СССР.

1989 г. - в течение года корабль прошел 13267 миль, трижды отрабатывал прикрытие высадки морского десанта, выполнил 10 артиллерийских и 4 ракетные стрельбы (в т.ч. 2 главным комплексом), СВВП совершили 171, а вертолеты 1142 полета с палубы;

1990 г. 01 октября - ТАКР вошел в состав 44-й дивизии противолодочных кораблей Северного флота.

1990 г. - в течение года корабль прошел 4243 мили, отрабатывал задачи по прикрытию с воздуха высадки морского десанта, провел 6 артиллерийских и 2 ракетные стрельбы (в т.ч. 1 ударным комплексом), СВВП выполнили 47, а вертолеты - 1211 полетов.

1991 г. - в течение года корабль прошел 1375 миль, проведены 4 артиллерийские и 1 ракетная стрельбы, вертолеты корабельной авиагруппы выполнили 417 полетов.

1991 г. осень - на корабле проводились летные испытания СВВП Як-141.

1991 г. 21 сентября - первая посадка Як-141 на палубу ТАКР "Адмирал Флота Советского Союза Горшков".

1991 г. 03 октября (05 октяря по др.данным) - при испытаниях самолета ВВП Як-141 летчик-испытатель В.А.Якимов на самолете №77 при посадке допустил превышение вертикальной скорости, в результате чего произошла авария. Самолет упал плашмя с высоты более 10 метров, стойки шасси пробили баки, произошел пожар. Пожар был потушен, самолет был восстановлен позже до музейного состояния. Этот экземпляр Як-141 демонстрировался на статической стоянке на авиасалонах МАКС.


Тушение пожара и обгоревший Як-141 борт №77 на палубе ТАКР "Адмирал Флота Советского Союза Горшков", 03 октября 1991 г. (http://forums.airbase.ru)


- 1993 г. - ТАКР поставлен в ремонт в СРЗ в пос.Роста в Мурманске.

1994 г. 2 февраля - у стенки СРЗ в Мурманске на ТАКР произошел пожар, который вывел из строя одно из двух машинных отделений.

1995 г. июль - ТАКР участвовал в военно-морском параде в Североморске; позже в связи с истечением срока гарантии безопасной эксплуатации основных механизмов, выход в море был запрещен и корабль поставлен в пос.Роста (Мурманск) на долговременное хранение.

1999 г. июль - ТАКР переведен в Северодвинск и поставлен к причалу ПО "Севмаш" в ожидании переоборудования по для Индии.

Реестр крейсеров пр.11434 / 11430 :

проект зав.
завод заложен спущен на воду вступил в строй вывод из состава ВМФ базирование
"Баку"
"Адмирал Флота Советского Союза Горшков" (с 04.10.1990)
11434 104 ССЗ №444, Николаев 26.12.1978
(17.02.1978 - зачислен в списки флота)
31.03.1982 11.12.1987 - СФ с 30.12.1987
?? 11434 105 ССЗ №444, Николаев строительство начато по решению Минсудпрома СССР от 15.12.1980 г. - - - строительство прекращено в 1982 г. в связи подготовкой к закладке ТАКР пр.
Vikramaditya 11430 104 ПО "Севмаш", Северодвинск, ответственный сдатчик - Игорь Леонов
09.03.2004 04.12.2008
04.12.2012 г. (план 2010-2011 г.г.)
ВМС Индии
Курсивом выделены предположительные данные.

Бортовые номера кораблей пр.11434

"Баку"
1986 111
1987 111
1988 103
1989 079
1990 091
1991 091
1995 069
1999 069

Экспорт :
Индия:
- 1996-2003 г.г. - переговоры с Индией о продаже с модернизацией ТАКР пр.11434.

1999 г. июль - ТАКР переведен в Северодвинск и поставлен к причалу ПО "Севмаш" в ожидании переоборудования по пр.11430 для Индии - далее см. статью по .

Источники :

Блог Кулешова Олега. Сайт http://kuleshovoleg.livejournal.com , 2012 г.
История отечественного судостроения. Том V. Судостроение в послевоенный период 1946-1991 г.г. С.-Пб, "Судостроение", 1996 г.
Корабел. Газета ПО "Севмаш", 27.09.2011 г., 15.11.2011 г., 27.03.2012 г.
Корабли и суда ВМФ СССР и России. Сайт http://russian-ships.info , 2010 г.
Курочкин Д.В., Соколов А.Н., Авианесущие корабли России. С.-Пб., "Гангут", 2003 г.
Лента.ру. Сайт http://lenta.ru , 2010-2011 г.г.
Макаров Ю.И., Авианосец. М., "Эксмо", 1999 г.
Перов О. Весной в море. // Корабел. 22.12.2011 г.
Перов О. Вcё отдаем кораблю. // Корабел. 06.03.2012 г.
Сайт "Атрина", http://atrinaflot.narod.ru/ , 2010 г.
Хмельнов И.Н., Турмов Г.П., Илларионов Г.Ю., Российские надводные корабли: история и современность. Владивосток, 1996 г.

Военно-морской флот - удел только наиболее развитых в военном и промышленном отношении стран. Можно купить корабль, но создать всю необходимую для него инфраструктуру не получится. Неудивительно, что состояние кораблестроительной отрасли в нашей стране вызывало глубочайшее уныние у моряков: новые корабли не строились, старые постепенно вырабатывали свой ресурс. К счастью, ситуация постепенно начала исправляться. Наглядное тому подтверждение - фрегат «Адмирал Горшков».

Он был спущен на воду 29 октября 2010 года. Событие это уникально тем, что это не только первый корабль, спущенный на воду после распада Союза, но и первый образец такого рода техники, которая была спроектирована «с нуля», без использования советских наработок.

Об истории создания

Сразу после того, как у страны появились деньги на развертывание новой кораблестроительной программы, были заложены и спущены на воду подлодки проектов 955, 885 и 667. Вскоре пришла очередь надводных кораблей. Новый фрегат «Адмирал Горшков» проекта 22350 был создан специалистами КБ «Северный». Главным конструктором проекта стал П.М.Шрайко. Закладка корабля произошла в 2006 году. Как и следовало ожидать, первый фрегат проекта 22350 строился намного дольше предполагаемого, но все же судостроители сумели уложиться в адекватные сроки, несмотря на все сложности.

Проект нового корабля был создан и утвержден еще в 2003 году. Когда в 2005 году на его строительство был объявлен государственный тендер, нашлось сразу три крупных исполнителя, которые очень хотели, чтобы столь лакомый кусок не достался конкурентам: «Северная верфь», «Янтарь» и «Севмашпредприятие». В конце концов, право строительства осталось за питерской «Северной верфью». Как показала практика, это было верное решение.

Важность кораблей проекта 22350 для обороноспособности страны

Ни для кого не станут неожиданностью слова о том, что береговая линия нашей страны отличается как протяженностью, так и своим сложным рельефом. Проблема нашего флота в том, что в его состав входит множество морально и технически устаревших кораблей, которые в случае массированной атаки вероятного противника попросту не смогут ни защитить столь огромную площадь, ни даже нормально взаимодействовать друг с другом и прочими отделениями ВМФ России. Фрегат «Адмирал Горшков» на этом фоне находится в выгодном положении, так как является многоцелевой боевой единицей.

Таким образом, России в кратчайшие сроки нужно спустить на воду как можно больше современных кораблей береговой охраны, которые оснащены эффективными ЗУР и ПКР. Это позволит выстроить нормальную оборону побережья, не прибегая к использованию более дорогих образчиков вооружений. По аналогичному пути сегодня идет США. Военное руководство этой страны как раз-таки делает упор на возведение большого количества сравнительно недорогих и функциональных кораблей, предназначенных для охраны прибрежных вод.

Следует заметить, что особенно в них нуждается Черноморский флот. Дело в том, что эта наша группировка находится на большом удалении от прочих боевых флотилий. За время «хозяйствования» украинцев на земле Крыма, там практически не осталось нормальных систем ПВО и ПРО. А те из них, которые все же остались, никак не могут эффективно прикрыть от возможного вражеского удара оставшуюся территорию. Единственным кораблем, который более-менее отвечает флагман Черноморского флота, ГвРКр проекта 1164.5 «Москва». Мало того что он один, так еще и боевые системы корабля явно не соответствуют современным требованиям.

На нем установлена система ЗРК С-300Ф «Форт», которая полностью унифицирована с «сухопутным» зенитно-ракетным комплексом С-300ПС. Максимальная высота поражаемой цели - до 27 километров. Одновременно можно захватить до шести воздушных целей на дистанции 90 километров. Как видите, ничем выдающимся наши силы ПВО в новом регионе Федерации похвастать не могут. Именно для исправления этой ситуации в последние годы началось интенсивное нового типа, причем одним из наиболее впечатляющих является как раз-таки фрегат проекта 22350 «Адмирал Горшков».

Отличительные особенности

Корабль хорош тем, что предназначен для работы как в ближней, так и дальней морской зоне, а также для ведения боевых действий в океанических условиях. Водоизмещение - примерно 4500 тонн, наибольшая длина - не менее 130 м, ширина корпуса в самом широком месте - 16 метров. Протяженность хода - более четырех тысяч сезон мореходства не ограничен. Кроме мощного артиллерийского и ракетного вооружения, имеется платформа для принятия боевого вертолета (Ка-28).

Помимо прочего, фрегат «Адмирал Горшков» уникален тем, что в его конструкции использовано не менее 30% совершенно новых технологий и материалов. Соревнуясь в том с американцами, кормовые надстройки и рубку создали по технологии «стелс», которая обеспечивает сильное рассеивание радарных волн, гарантируя кораблю высокую степень скрытности. Неудивительно, что степень секретности при его проектировании была «на уровне»: о внешнем виде «Адмирала» знали только проектировщики и судостроители. В прессу ничего не просочилось до самого спуска на воду.

Бортовое вооружение

Фрегат «Адмирал Горшков» (фото 2014 года это убедительно доказывают) несет на своем борту впечатляющий боевой комплекс. В его состав входит целая батарея противокорабельных ракет («Москит»), артиллерийская установка с калибром 130 мм (скорострельность 30 выстрелов в минуту), а также зенитная ракетная батарея и ракетный же противолодочный комплекс. Таким образом, фрегат проекта 22350 «Адмирал Горшков» отличается впечатляющей защищенностью и способен постоять за себя в любых условиях.

Противолодочная защита корабля

Противолодочное вооружение состоит сразу из двух пусковых комплексов Медведка-2. Расположены они в средней части корабля. Каждая пусковая установка заряжена четырьмя ракетами с активным наведением. За обнаружение подводных кораблей противника отвечает гидроакустический комплекс «ЗАРЯ-М». Впоследствии планируется замена станции этого типа на ее усовершенствованный аналог, «ВИНЬЕТКА-М».

В состав этих приборов входит гибкая антенна (ГПБА) и излучателя, который может обеспечить эффективное обнаружение малошумных подводных лодок последнего поколения. Кроме прочего, те же системы позволяют эффективно засекать торпеды и надводные корабли противника на дистанции до 60 км. Таким образом, подбить фрегат «Адмирал Горшков» при помощи обычной торпедной атаки практически нереально.

Защита от боевой авиации

Настоящей изюминкой корабля является установка 3С14У1 (УКСК). Ракетная, разумеется. Уникален этот комплекс своей «всеядностью»: можно в любой момент заменить боезапас, в результате чего спецификация корабля также изменится. Кроме того, стоит остановиться на характеристиках зенитной установки, «Риф-М». Подскажем, что в прессе ее нередко называют «Полимент-Редут».

Так вот. Какими-то впечатляющими боевыми характеристиками «Риф» не отличается, зато полностью унифицирован с сухопутным «Витязем». Разумеется, это на руку как морякам, так и их сухопутным «коллегам», так как боезапас можно пополнить практически везде, где есть части ПВО. Чтобы не оставить летающим врагам ни единого шанса, на корабле также установлена РЛС нового типа, отличающаяся повышенными характеристиками в области раннего обнаружения самолетов.

За это отвечают сразу четыре фазированных решетки (АФАР) «Полимент». Специалисты считают, что в будущем на корабли такого типа будут устанавливаться системы единого управления огнем, а также установки А-192 и ЗАК «Палаш». К слову говоря, последние уже установлены на фрегат «Адмирал Горшков» (фото которого есть в статье). Их задачей является прикрытие штатного бортового вертолета Ка-28 при его взлете и посадке. Все имеющиеся боевые элементы работают в едином контуре, обеспечивая фрегату надежную защиту от боевых самолетов и вертолетов противника.

Защитный контур корабля может за один «подход» захватывать и вести сразу 16 летящих объектов. Тем стрельбы при их перехвате - до одной ракеты в секунду. Если даже кому-то удастся прорваться, фрегат 22350 «Адмирал Горшков» практически наверняка собьет его из артиллерийских систем. Сочетание автоматической пушки калибром 130 мм и автоматической же системы наведения - страшная вещь. Не стоит забывать и о мощной бортовой РЭБ, которая способна практически полностью подавить систему компьютерного наведения вражеских ракет. Все это не только значительно повышает степень защищенности «Адмирала», но и позволяет резко снизить нагрузку на экипаж в боевой обстановке.

И еще о зенитном вооружении

Не так давно стало известно, что в МНИИРЭ «Альтаир» полным ходом идет разработка новой малогабаритной системы, предназначенной для защиты боевых кораблей с водоизмещением от 1000 до 4500 тысяч тонн. Новая зенитка будет построена на базе хорошо себя зарекомендовавшей ЗРК «Риф-М». Предполагается, что она будет использовать ракеты 9М96Е, отличающиеся активным самонаведением, а также инерционной системой захвата цели. Комбинация эти систем позволит создать действительно грозное оружие, способное перехватывать весьма маневренные самолеты с высокой вероятностью их поражения.

Этим и отличается от своих конкурентов фрегат «Адмирал Горшков». Фото корабля способно сразу доказать экспертам, что он способен легко справиться с большинством вероятного противника.

Силовая установка

В общем, в ней нет ничего удивительного: дизельная газотурбинная установка, чья мощность составляет порядка 65 000 л.с. Она относится к типу CODAG, сам дизельный двигатель принадлежит к семейству ДГТА-М55МР (все в одном корпусе). Такое конструкторское решение позволило совместить как высокую максимальную мощность, так и наилучшую экономичность при движении малым ходом (ходовые испытания фрегата «Адмирал Горшков» это наглядно доказали).

Расположена в носовом отделении, дизель же расположен традиционно, на корме.

Подробная характеристика дизельной установки

Производителем хорошо зарекомендовавших себя дизелей 10Д49 является Коломенский завод. Мощность каждого составляет 3825 КВт (5200 л.с.), они полностью автоматизированы. На каждом - двухскоростная редукторная передача, которая отвечает за раздельную или совместную работу двух двигателей. Наконец, есть локальная управляющая система. Сами же газотурбинные установки, ГТД М90ФР, разработаны сразу двумя прославленными предприятиями - НПО "Сатурн" и НПП "Заря - Машпроект".

Без этих компаний был бы невозможен сам фрегат «Адмирал Горшков». 2014 год доказал, что руководство флота весьма им признательно, так как оба предприятия получили щедрые государственные заказы. Остается надеяться, что столь благоприятная тенденция сохранится и в дальнейшем.

Только на одних дизелях силовая установка корабля будет выдавать сразу 10400 л.с, чего вполне хватит для разгона до 10-13 узлов. Если одновременно работают дизели и турбины, мощность вырастает сразу до 64800 л.с, так что махина водоизмещением четыре тысячи тонн разгоняется до 30 узлов. Для чего мы все так подробно перечислили? Как вы думаете, почему такое исполнение корабельных силовых установок не использовалось в кораблях Советского флота? Все просто: никто не хотел брать на себя ответственность разработки настолько сложной системы. Системы, которая должна была быть не только мощной, но и предельно надежной.

В этой области российские судостроители сумели обойти своих советских коллег, что радует, так как корабль «Адмирал Горшков» - является настоящим «первенцем» постсоветских корабелов. В этом он подобен истребителю Т-50. Этот самолет также разработан «с нуля» именно российскими разработчиками.

Некоторые итоги

Если говорить обобщенно, то «Адмирал флота Горшков» - фрегат, во многом являющийся довольно типичным представителем советско-российской кораблестроительной школы. Однако впервые в истории нашего флота на надводном корабле ракетное оружие размещено в шахтах. К слову говоря, наши американские «коллеги» уже давно пришли к необходимости именно такого размещения этого типа вооружений, так как в этом случае удается ликвидировать «зоопарк» установок для запуска, который так характерен для советского флота. Это позволит значительно удешевить эксплуатацию кораблей, так как понадобится готовить куда меньше специалистов.

Увы, но отечественный ВМФ вплоть до 2010 года вообще не имел унификации в этой области. Более того, каждый (!) ракетный комплекс обладал собственной спецификой применения. Последний факт практически ставил крест на идее создания многофункциональных кораблей. Если наша судостроительная промышленность пойдет по пути, который проторил корабль «Адмирал Горшков», то флот наконец-то получит действительно универсальное, гибкое и мощное вооружение, которое можно будет эффективно использовать на всем протяжении российской береговой линии.

Из-за чего «Адмирала Горшкова» так долго вводили в строй?

Основной проблемой, из-за которой постоянно приходилось переносить сроки, явилась хроническое запоздание со сдачей отдельных систем. Да, крейсер «Адмирал Горшков» строила питерская верфь, но ведь все вооружение, системы радиолокации и гидроакустики предоставляли совершенно иные подрядчики! Именно на них и лежит львиная доля ответственности за переносы сроков сдачи фрегата. В частности, много проблем доставили системы ЗРК и гидроакустики. Кроме того, пару раз срывалась поставка комплектующих для новой артиллерийской системы, без которых фрегат пр. 22350 «Адмирал Горшков» мало бы в чем превосходил корабли аналогичного класса.

Как отечественное адмиралтейство решает проблему нехватки кораблей?

В принципе, здесь есть единственно правильное решение, которое сегодня активно используется. Речь идет о спешном «размножении» кораблей, которые могли бы действовать в одной тактической нише. Так как на данный момент фрегаты проекта 22350 строятся недостаточно быстро, было принято решение активизировать постройку более дешевых кораблей, принадлежащих семейству 11356 (шесть из них ранее приобрела Индия). Несмотря на свою унификацию, использоваться они будут на разных флотах. К сожалению, полностью обойтись без неразберихи в номенклатуре не удастся и сейчас. Утешает только то, что она не будет настолько запутанной, как это было во времена Союза.

Если оценивать степень готовности фрегатов проекта 22350, предназначенных для переоснащения Черноморского флота, следует сказать следующее. Всего предполагается спустить на воду шесть кораблей. Фрегат «Адмирал Григорович» предполагается ввести в строй приблизительно во второй половине 2015 года. Его «собрат», «Адмирал Эссен», начнет бороздить воды Черного моря в 2016 году. Корабль «Адмирал Макаров» вряд ли будет готов раньше 2017 года.

Даже если принять во внимание резко увеличившиеся государственные ассигнования в судостроительную отрасль и загрузку отраслевых предприятий в Крыму, переоснащение флота рискует сильно затянуться. Таким образом, фрегат «Адмирал Горшков», испытания которого показали впечатляющие результаты, во многом является единственной достойной альтернативой. Остается только надеяться, что отечественная промышленность выдержит взятый темп.

Вывод

Как бы там ни было, строительство фрегата «Адмирал Горшков» наглядно доказывает резкую активизацию нашей судостроительной отрасли. Никогда еще с начала 1990-х годов флот не получал столько новых кораблей. Вот только из-за частых срывов поставок ВМФ получает все больше однотипные фрегаты, которые зачастую могут использоваться только в одной тактической нише. Как можно представить, такое положение дел не слишком хорошо для общей обороноспособности страны.

В некотором плане виноваты в этом и сами военные, которые далеко не всегда готовы предоставить производителям внятное и подробное ТЗ. Кроме того, даже когда выполнялось строительство фрегата «Адмирал Горшков», нередко вносились коррективы в его внешний облик, чего в других странах быть не может. Имеются также проблемы с вновь разрабатываемыми проектами новых классов кораблей, для которых попросту еще не создано адекватного вооружения. Доводка их «на лету» приводит не только к катастрофическому удорожанию постройки, но и к растягиванию сроков сдачи до непомерных величин.

С завода на завод проекты также передаются, минуя огромное количество бюрократических преград. Настройка оборудования, программ и подгонка проектов под особенности каждого судостроительного предприятия выполняется практически в ручном режиме. Ситуация особенно плачевна на Тихоокеанском флоте, где судоремонтных предприятий или не осталось вовсе, или же они есть, но оснащены давным-давно устаревшим морально и технически оборудованием, которое попросту не подходит для современных фрегатов. Совокупность всех этих проблем со временем может привести к весьма неприятным последствиям.

В принципе, есть и более приятные новости. Так, санкции Запада не окажут на переоснащение флота никакого влияния, так как постройка судов идет с использованием исключительно отечественных технологий. Конечно, импорт некоторых технологических решений мог бы решить немало проблем, однако такой вариант практически нереален в свете нынешних внешнеполитических реалий. Как бы там ни было, но крейсер «Адмирал Горшков» - настоящая гордость нашего судостроения.



Касса