Названия к дню космонавтики. Путешествие в космос (мероприятие к Дню космонавтики). Викторина «Юным лётчикам»

Праздник космоса для учащихся начальных классов (материал к празднику в честь полета первого космонавта Ю. А. Гагарина)

12 апреля ___ года исполнилось _____ лет со дня полета первого в мире космонавта Ю. А. Гагарина.

День космонавтики - большой всенародный праздник в честь летчиков, космонавтов, конструкторов, служащих, рабочих, которые создают ракеты, космические корабли, искусственные спутники Земли.

День космонавтики может быть отмечен разнообразными формами работы. Это могут быть: литературно-музыкальная композиция; игра-путешествие «Школьник, не забудь, в космонавты держишь путь»; игровая программа «В космос всем открыта дверь, ну-ка, сам себя проверь!»; конкурс рисунков на тему «Летит космонавт и над всею планетой проносит отчизны своей эстафету!»; конкурс стихов и песен о космосе; беседы на темы «От ракеты ученической до ракет космических», «Сказка становится былью».

Предлагаем примерный вариант праздника с использованием литературно-музыкальной композиции и игровых конкурсов- соревнований.

Праздник может проходить в актовом или спортивном зале школы. В оформлении зала используются лозунги: «Жить хорошо нельзя, жить нужно с увлечением» (С. П. Королев), «Мы все хотим побывать на Луне», «Космонавтом хочешь стать - надо много- много знать», «Космонавты растут среди нас».

На сцене портреты Ю. А. Гагарина, К. Э. Циолковского, С. П. Королева. Портреты других космонавтов - в зале. Форма у детей спортивная, стулья желательно расставить полукругом, чтобы оставить свободной площадку перед сценой.

Ход праздника

На сцену выходят ведущие.

1-й ведущий . Наш праздник мы посвящаем первому полету первого в мире космонавта Ю. А. Гагарина.

На экране - кадры из кинофильма или диафильма.

2-й ведущий. Говорит Москва! Работают все радиостанции Советского Союза! Московское время - 10 часов 2 минуты. Передаем сообщение о первом в мире полете человека в космическое пространство.

12 апреля 1961 года в Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль-спутник «Восток» с человеком на борту.

Пилотом-космонавтом космического корабля-спутника «Восток» является гражданин Советского Союза, летчик Гагарин Юрий Алексеевич.

Чтец.

Рассвет еще не значит ничего,

Обычные «Последние известия».

А он уже летит через созвездия,

Земля проснется с именем его.

«Широка страна моя родная»...

Мы наши сводки начинаем с них.

И я недаром это вспоминаю.

Не попросив подмог ни у кого,

Сама восстав из пепла и из праха,

Моя страна, не знающая страха,

Шлет в космос ныне сына своего!

К. Симонов

Ведущий . Мир затаил дыхание. Мир слушал голос человека, пролетающего над океанами и странами, и люди в этих странах повторяли: «Га-га-рин», «Юрий», «СССР». Земля узнала человека, проложившего дорогу к звездам. Простого, обаятельного человека. Он стал героем всей Земли. Так появилось слово «космонавт». (На экране портрет Ю. А. Гагарина.)

Чтец.

Живем мы на нашей планете

В такой замечательный век.

И первый из первых в ракете

Советский летит человек!

Не с целью разведки военной

На сверхскоростном корабле

Летел он один по Вселенной,

Чтоб снова вернуться к Земле!

Не зря потрудились умелые руки

Во славу народа, во славу страны!

Рабочие люди и люди науки

Содружеством мирным сильны!

С. Михалков

Песня «В ГОСТИ К ЗВЕЗДАМ» (сл. М. Пляцковского, муз. С. Туликова)

1. Далекие звезды на небе горят,

Зовут они в гости ребят-октябрят.

Собраться в дорогу недолго для нас -

И вот мы к полету готовы сейчас.

2. Скомандует диктор: «Внимание - взлет!» -

И наша ракета помчится вперед.

Прощально мигнут и растают вдали

Огни золотые любимой Земли.

3. Хотим мы с тобой подружиться, Луна,

Чтоб ты не скучала все время одна!

Таинственный Марс, подожди нас чуть-чуть,

Сумеем в пути и к тебе заглянуть!

1-й ведущий . Ю. А. Гагарин проложил дорогу к звездам. Он был первым, поэтому его и называют пионером космоса.

2-й ведущий . После старта Ю. А. Гагарина прошло много лет. За это время многое изменилось в космонавтике: и техника, и подготовка экипажей, и программа работы на орбите.

3-й ведущий. Работа в космосе теперь длится долго. Стартуют новые корабли, орбитальные станции кружат вокруг планеты. Уходит в небо одна экспедиция, другая готовится к полету. В космосе работают мужественные люди, герои!

4-й ведущий. Всмотритесь, ребята, в эти лица! (На экране проецируются портреты космонавтов, называются их имена.)

Чтец.

Мчатся ракеты к дальним мирам,

К подвигам сердце рвется...

Кто верит крылатым, как песня, мечтам,

Тот цели свой добьется!

Н. Добронравов

1-й ведущий . Первыми космонавтами были пилоты-летчики. Потом работу в космосе продолжили конструкторы, врачи. Сейчас космос зовет тех, кто умеет управлять электронно-вычислительными машинами, плавить металл, проводить монтажные и разгрузочные работы.

2-й ведущий . И условия работы космонавтов стали иными. «В своем первом полете я даже побриться не мог, а на борту «Салюта» была настоящая баня» (из рассказа А. Николаева).

3-й ведущий . Сегодня работа в космосе — это научные исследования и повседневная работа во имя прогресса во всем мире. Вот почему в космос стали летать международные экипажи.

Чтец.

Нашим ученым дороги ясны

Будут в космической мгле,

Но эти дороги затем лишь нужны,

Чтоб лучше жилось на Земле.

Проложим дороги к далеким мирам,

В ракетах в Луне полетим,

И если мы встретим ровесников там,

То в гости к себе пригласим.

Из песни «Звездная дорога» (сл. Г. Селянина, муз. А. Фаттаха)

1-й ведущий. Если спросить наших космонавтов, с чего начиналась дорога в космос, непременно услышишь ответ: «С мечты».

2-й ведущий . Мечта становится былью, если человек трудолюбив, любознателен и настойчив.

1-й ученик.

Мы спешим скорее в школу,

В наш любимый класс.

Много дел больших и новых

Ожидают нас.

Будет день, дорогой света

Полетим и мы -

К тайным, сказочным планетам,

В дальние миры.

2-й ведущий. Ребята! А вы хотите побывать в космосе? (Да.)

2-й ученик.

Если в космос мы хотим,

Значит, скоро полетим!

Самым дружным будет наш,

Наш веселый экипаж!

Чтец (по микрофону за сценой). Внимание! Внимание! Говорит пульт управления. Мы с вами находимся в районе стартовой площадки космодрома «Дружба». Сюда прибыли первые пассажиры, участники первого пассажирского рейса «Земля - Марс - Луна - Земля». Участники рейса прошли сложные испытания и сейчас покажут нам свою готовность № 1.

(Группы ребят (команды) поочередно дружно произносят название ракеты, свой девиз. Названия ракет могут быть разные: «Дружба», «Звездолет», «Космос», «Смелые» и т. д.)

1-й ученик. Команда к полету готова! Командир (имя, фамилия ученика).

Ведущий . В полете каждый космонавт должен выполнять космические правила. Я буду называть начало правила, а вы все вместе должны его продолжить. Итак...

Ученик, не забудь,

Все. В космонавты держишь путь!

Ведущий. Главным правилом у нас -

Все . Выполнять любой приказ!

Ведущий. Космонавтом хочешь стать -

Все. Должен много, много знать!

Ведущий . Любой космический маршрут

Все . Открыт для тех, кто любит труд!

Ведущий . Только дружных звездолет

Все. Может взять с собой в полет!

Ведущий. Скучных, хмурых и сердитых

Все . Не возьмем мы на орбиту!

Ведущий . Молодцы, ребята! Какая же ракета первой выйдет на старт? Это решит считалка (проводится с капитанами команд).

Считалка «РАКЕТА»

Летел в ракете,

На далекой

Был планете.

Там обедал

В синеве,

А под вечер

Был в Москве.

Из ракеты

Той, друзья,

Самым первым

Ученик, на которого падает последнее слово «я», вместе с командой первым занимает место в ракете. Запуск ракеты сопровождается шумовыми эффектами, записанными на пленку.

Ведущий . Внимание! Внимание! Всем приготовиться к запуску! Пристегнуть ремни!

Командир. Есть пристегнуть ремни!

Ведущий. Запустить двигатели!

Все . Есть запустить двигатели!

Ведущий. Включить контакты!

Все . Есть включить контакты!

Ведущий . Пять, четыре, три, два, один - пуск! (Слышится звук взлетающей ракеты.)

Ведущий.

Поднимается ракета,

Чертит небо ярким светом.

Оказались на орбите.

Все. Ура! Ура! Ура! Летим!

Команды занимают отведенные для них места, им предлагаются конкурсы-соревнования.

Игра-эстафета «Что возьмем с собой в космос».

На полу разложены два комплекта рисунков с изображением следующих предметов: книга, блокнот, авторучка, скафандр, кошка, яблоко, тюбик с манной кашей, тюбик-торт, фотография ребенка, будильник, колбаса.

В ходе эстафеты каждый игрок должен взять по одной картинке с изображением того, что космонавт на самом деле может взять с собой на космический корабль.

Конкурс «В космос всем открыта дверь,

Ну-ка, сам себя проверь!».

Предлагаемые вопросы следует предварительно обсудить с ребятами.

1. Когда отмечается день космонавтики (назовите день и месяц)?

2. Можно ли назвать Юрия Гагарина пионером, почему?

3. Назовите отечественных космонавтов-женщин.

4. Кто первым из космонавтов вышел в открытый космос?

5. Какие профессии побывали в космосе?

6. Почему несколько экипажей кораблей назывались международными?

7. Как называется город, в котором живут и работают космонавты?

8. Где находится взлетная площадка, с которой стартуют космические корабли?

Ведущий. Сейчас мы проверим здоровье наших игроков на первых минутах полета.

От каждой команды выходит по 5 мальчиков и по 5 девочек. Мальчики и девочки работают парами. По сигналу ведущего мальчик надувает шар, девочка помогает завязывать. Затем необходимо быстро связать все нитки от шаров. Один из игроков команды, которая быстрее справилась с заданием, поднимает связку шаров над головой.

Эстафета «Кто скорее составит слово «КОСМОНАВТ»?

Ведущий раздает игрокам карточки размером 20 X 30 см с написанными на них буквами. Карточки расположены беспорядочно, перемешаны и перевернуты обратной стороной вверх. По сигналу «Три, два, один - старт!» игроки команд переворачивают карточки вверх буквами и быстро складывают слово «КОСМОНАВТ».

Эстафета «Невесомость».

На одной стороне зала у стартовой черты ребята держат жезл с надписью «Земля». На противоположной стороне зала у ребят жезлы с надписями «Марс», «Венера». Между планетами Земля, Марс, Венера на равном расстоянии находятся по три больших обруча, внутри которых надпись «невесомость».

Ведущий разучивает с ребятами стихи:

Ждут нас быстрые ракеты

Для прогулок на планеты.

На какую захотим,

На такую полетим.

Но в игре один секрет:

Опоздавшим места нет!

Раз! Два! Три!

После этих слов стоящий первым игрок бежит вперед, но, встретив на пути «невесомость», должен вокруг каждого круга- обруча проскакать на одной ноге. Когда один игрок достигает планеты Марс или Венера, стартует следующий игрок, и т. д.

Выигрывает та команда, которая первой выстроится около планеты Марса или Венеры.

Ведущий засекает время и в конце объявляет результат.

Конкурс «Космический словарь».

На двух сторонах доски закреплены чистые листы ватмана. На каждом из них сверху надпись «Космический словарь».

Ведущий предлагает игрокам команд по очереди добежать до доски и написать под одному слову, имеющему отношение к полету. Например: спутник, скафандр, космодром, луноход, ракета и т. д. Время игры 3-5 минут. Выигрывает команда, написавшая больше и правильнее слова.

Конкурс «Назовите космонавтов».

В конкурсе участвуют все. Под звуки музыки по залу от одного к другому передается «волшебная» палочка. Кому она попадет в руки, тот должен быстро назвать фамилию космонавта или корабль, на котором он летал. Выигрывает команда, которая назовет больше фамилий и кораблей.

Ведущий . Ребята, а теперь отгадайте загадки.

1. Смело в небе проплывает,

Обгоняя птиц полет,

Человек им управляет.

Что такое?... (Звездолет.)

2. Крыльев нет, но эта птица

Полетит и прилунится. (Луноход.)

Итак, мы стали космонавтами. Какие качества, необходимые космонавту, вы можете назвать? Каким должен быть космонавт? (Смелым, честным, находчивым, любознательным, образованным, скромным, сообразительным, добрым, дружелюбным.)

Ведущий . Ребята! Вы все хорошо прошли испытания, в полете доказали, что многое знаете, умеете, а главное, действовали дружно, помогали друг другу. Теперь мы возвращаемся на Землю. (Слышится шум запускаемой ракеты.)

Ведущий . Внимание! Всем приготовиться к спуску!

Дети. Есть приготовиться к спуску!

Подведение итогов. Награждение.

Исполнение общей песни «14 минут до старта».

Дополнительный материал

Песня «НАШ ВЕСЕЛЫЙ ЭКИПАЖ»

(сл. П. Синявского, муз. Ю. Чичкова)

1. Как на поле космодрома

Выбегаем мы по двор.

Принимаемся за дело дружно:

Из качелей возле дома

Нужно сделать тренажер,

К невесомости привыкнуть нужно.

Припев:

Если в космос мы хотим,

Значит, скоро полетим,

Самым дружным будет наш,

Наш веселый экипаж.

2. Если нет у нас скафандра,

Чтоб отправиться в полет, -

Смастерить его мы сможем.

Нам стекло от старой фары

Для скафандра подойдет

И картонная коробка тоже.

Припев:

3. Чем же мы не космонавты,

Если каждому из нас

Даже снится орбитальный комплекс?

И согласны мы хоть завтра,

Хоть сегодня, хоть сейчас

Прокатиться на ракете в космос.

Припев:

ГАГАРИН НА ЗЕМЛЕ

Скажешь: «Гагарин!» - и вдруг перед нами

Ввысь устремляется, вихрем влекомый,

В небо взметнув прометеево пламя,

Степь оглушая восторженным громом.

Въяве увидишь, как он, вдохновенный,

Нить золотую нижет витками,

Шар облетая и струны Вселенной

Трогая в смелом полете руками.

Струн тех невидимых чуя сплетенье.

Мчится меж ними в безмерные шири.

Вслушайся! В сердце вливается пенье -

Мчится он, дерзким полетом нарушив

Звездной Вселенной покой вековечный.

Слушают чуткие звездные уши

Сердца биенье и вздох человечий.

Вижу: спокойствие глаза под бровью,

В ясной улыбке свечение жизни.

Слышится с неба: «В порядке здоровье.

Слава родимой Советской отчизне!»

Наш современник, он жил между нами,

Нового ждал от отчизны заданья.

Преданный, вечно готовый с друзьями

К новым разведкам тайн мирозданья.

Он и сейчас между нами, живыми,

И не умрет о нем память народа,

Вечно пребудет в сердцах его имя

Зовом и символом смелого взлета!

А. Сурков

ЗВЕЗДНАЯ ПЕСЕНКА

(сл. В. Орлова, муз. И. Арсеева)

Гремят космодромы, как дальние грозы,

Глядят космонавты на шар голубой,

А где-то сияют высокие звезды,

Что будут открыты и мной, и тобой.

Просторы Отчизны ничто не тревожит,

Земля задремала, и город притих...

А Главный конструктор закончил,

быть может,

Чертеж звездолетов твоих и моих.

Плывут они где-то своими путями,

Сейчас неизвестно им даже самим,

Что названы будут они именами,

И очень возможно - твоим и моим.

Полночные звезды сошли к изголовью,

Зовут за собою, тихонько звеня.

Нам Родина верит и смотрит с любовью,

И дарит улыбкой тебя и меня.

Ю. А. ГАГАРИН

Разные бывают даты. Об одних помнят только несколько человек, другие отмечают все люди. Именно к такой дате относится день 12 апреля 1961 года. С того праздничного утра началось обживание космоса. Все более мощные ракеты поднимаются к звездам. Но чем дальше уходит от нас год первого полета человека в космос, тем громче, торжественней звучит имя первопроходца Вселенной. Ю. Гагарина любили все. У него обычная биография. Внук рабочего Путиловского завода, сын крестьянина, Ремесленное училище, техникум, аэроклуб, летная школа - вот вехи его пути. Но Гагарин любил и умел трудиться. И поэтому он стал героем.

Веками люди мечтали о полетах к звездам... В 1960 году была осуществлена серия полетов космических кораблей с автоматическим управлением, «пассажирами» которых были животные.

Наконец, 12 апреля 1961 года в 9 часов 7 минут по московскому времени с космодрома Байконур в Казахстане стартовал космический корабль «Восток», на борту которого находился человек. Обогнув Землю, корабль приземлился на волжской земле под Саратовом. Первым в мире космонавтом стал Ю. А. Гагарин.

Ночью перед полетом Юрий проспал 8 часов, проснулся бодрым и спокойным. Он был уверен, что все будет хорошо. Гагарин поднялся на корабль. Взревели двигатели ракеты мощностью в 20 млн лошадиных сил. Космический корабль «Восток» устремился ввысь. На трехсоткилометровой высоте «Восток» вышел на орбиту. Он мчался вокруг Земли со скоростью 28 тысяч километров в час. Полет продолжался 108 минут. Корабль совершил полный виток вокруг Земли и плавно опустился в заданном районе. Так началась эра пилотируемых полетов в космос.

Весна богата на замечательные праздники, но один из них особенно дорог сердцу россиян. Это День космонавтики, празднующийся уже более пятидесяти лет. Традиционно в школах проводятся классные часы, приуроченные к этому дню. В зависимости от возраста учащихся выбирается форма проведения, и формулируются определенные задачи.

Основные цели и задачи классного часа

Выбирая цель проведения классного часа необходимо ориентироваться на возраст учеников, педагогическую обоснованность проведения мероприятия и желаемый результат. Если речь идет о классном часе для начальной школы (3-5 класс), цель может звучать так: создание условий для обогащения знаний учащихся об истории праздника «День космонавтики».

В таком случае эту цель будут реализовывать следующие задачи :

  • Познакомить учеников с историей возникновения праздника.
  • Развить познавательную активность учеников, побудить дальнейший интерес к изучению события.
  • Воспитать патриотические чувства.

Для учеников старших классов сообразно выбирать более локальные цели, например, имеющие краеведческую направленность.

Историческая справка

Классный час на тему «День космонавтики» должен содержать обязательный блок исторических событий. Главное, о чем должны узнать дети — это событие, произошедшее 12 апреля 1961 года. Первый человек полетел в космос. Это был гражданин нашей Родины — Юрий Алексеевич Гагарин. Свой полет длительностью 108 минут он совершил на космическом корабле «Восток -1».

Спустя год, 9 апреля 1962 года по предложению Германа Титова, второго российского космонавта, праздник День космонавтики был утвержден Президиумом Верховного Совета СССР.

Кстати, Герман Титов был вторым советским человеком, покорившим космос, и до сих пор остается самым молодым космонавтом, побывавшим на земной орбите.

На 2014 год в космосе побывало 558 человек, 56 из них женщины. Первой женщиной в космосе также была наша соотечественница Валентина Терешкова. Свой полет она совершила 16 июня 1963 года на космическом корабле «Восток-6».

Классный час о космонавтике — возможность привить школьникам чувство патриотизма и гордости за свой народ. Ведь и первыми людьми, вышедшими в открытый космос, стали наши соотечественники. Алексей Леонов сделал это 18 марта 1965 года. Светлана Савицкая совершила свой подвиг 25 июля 1984 года.

Со старшеклассниками необходимо обсудить всю тяжесть и опасность этой профессии. Поскольку за все время полетов в космос погибло 22 космонавта, 5 из которых были гражданами нашей страны. Героизм и доблесть этих людей вызывает уважение и восхищение, а задачей педагога будет привить эти чувства ученикам.

Наполнение классного часа и оформление кабинета

Чтобы мероприятие не стало скучным перечислением фактов, необходимо наполнить его развлекательно-познавательным компонентом.

Педагогу нужно подобрать подходящий по теме космонавтики эпиграф и вынести его на доску. Сюда замечательно подойдут высказывания К.Э. Циолковского, основоположника теоретической космонавтики.

  • «Невозможное сегодня станет возможным завтра».
  • «Все наши знания, прошлое, настоящее и будущее ничто по сравнению с тем, что мы никогда не будем знать».
  • «Не может быть, чтобы не было где-нибудь материи, времени и пространства. Они бесконечны, непрерывны и, вечны. Так же не может быть, чтобы не было где-нибудь жизни. Она тоже вечна, непрерывна и вездесуща…»

Можно использовать знаменитую фразу, произнесенную Ю.А. Гагариным после приземления.

Разработка внеклассного мероприятия — трудоемкая задача, поэтому можно бесплатно скачать уже готовую работу с сайта и заниматься непосредственно подготовкой классного часа.

Книги о космосе

В кабинете стоит сделать небольшую книжную выставку из книг как художественных, так и научных. Энциклопедии и атласы открыть на ярких и запоминающихся страницах. Можно использовать такие книги:

  • Галина Железняк «Космонавтика. Открытие Вселенной».
  • Марк Гарлик «Иллюстрированный атлас Вселенной».
  • Планеты: навигатор для юных и смелых.

Предложить ученикам ознакомиться с художественной литературой про космонавтику и приключения в космосе. Например:

  • К. Булычев «Приключения Алисы»;
  • А. Иванова, В. Мерзленко «Необыкновенные приключения Пети в космосе» и др.

Будет уместным повесить в классе портреты первых космонавтов, звездную карту, изображения космических кораблей.

Все мероприятие лучше проводить на фоне музыки, легкой и ненавязчивой. В то время, когда ученики проговаривают материал, громкость стоит убавлять.

Нелишним будет использование коротких фрагментов из документальных фильмов ВВС про космонавтику, показать хроники первого полета Ю.А. Гагарина.

Выбор формы классного часа про День космонавтики во многом зависит от возрастной категории учащихся. Проще всего скомбинировать в одну несколько форм, тогда мероприятие получится насыщенным и точно останется в памяти учеников.

Для классного часа начальной школы гармоничнее использовать форму лекции, совмещенную с состязательной формой. Провести небольшую викторину о космосе, задать загадки по теме космонавтики.

Возможные темы классных часов, приуроченных ко Дню космонавтики

Для 1 — 5 классов начальной школы лучше выбирать простые и понятные темы. Например:

  • «Вперед, к звездам!»
  • «Что такое космонавтика?»
  • «Кто он, первый космонавт?»
  • «Путь в космос»

Для учеников старшей школы подойдут такие темы:

  • «Подготовка человека к полету в космос»
  • «Тайны звездного неба»
  • «Героическая профессия — космонавт»
  • «Перспектива дальнейшего освоения космоса»

При создании презентации ко Дню космонавтики необходимо выполнить несколько условий:

  • краткость;
  • информативность;
  • познавательность;
  • грамотность;
  • наличие визуализированного ряда.

Для создания презентаций можно использовать . Это значительно упростит подготовку учителя к классному часу.

Для успешного завершения классного часа надо провести рефлексию. Это может быть выражено в форме таблицы, которую заполняют ученики, в форме опроса, в форме тайного голосования и пр. После обработки результатов станет понятно, правильно ли были поставлены первоначальные цели и на сколько процентов реализованы задачи классного часа ко Дню космонавтики.

День космонавтики.

Слайд1

Какова история этого праздника и что такое космос – об этом мы сегодня и оговорим.

Космос – самая обсуждаемая и, вместе с этим, самая загадочная тема на всей планете Земля. Слово космос означает вселенная. С одной стороны человечество много узнало о нем, с другой – мы знаем мизерный процент от того, что на самом деле происходит во Вселенной. Интересно тут все - начиная от вопроса что же такое этот космос и что нам делать в будущем.

Слайд 2

Еще с давних времен люди стали думать над вопросами: «Что такое космос? Если жизнь на других планетах кроме планеты Земля?»

Слайд

Первым человеком, который заглянул в космос через телескоп, был Галилео Галилей. Сделал он это около 4 столетий назад.

Слайд 3

И тогда ученые и конструкторы создали первый космический корабль. Первым таким ученым-изобретателем стал ЦИОЛКОВСКИЙ Константин Эдуардович. Родился в семье лесничего. После перенесённой в детстве скарлатины почти полностью потерял слух. Но это не помешало ему обучаться. В 1879 экстерном сдал экзамены на звание учителя и в 1880 назначен учителем арифметики и геометрии в Воровское уездное училище Калужской губернии. В это время он написал несколько научных работ по физике.

Циолковский много и плодотворно работал над созданием теории полёта реактивных самолётов. Важнейшие научные результаты получены Циолковский в теории движения ракет. Им впервые была решена задача посадки Космического Аппарата на поверхность планет, лишённых атмосферы. В 1926-1929 Циолковский разработал теорию многоступенчатых ракет. Он рассмотрел влияние атмосферы на полёт ракеты, а также вычислил небоходимые запасы топлива для преодоления сил сопротивления воздушной оболочки Земли.

Умер Циолковский в 1935 году, в возрасте 78 лет. В Калуге и Москве сооружены памятники учёному; создан мемориальный дом-музей в Калуге; его имя носят Государственный музей истории космонавтики и педагогический институт, школа в Калуге, Московский авиационно-технологический институт. Именем Циолковского назван кратер на Луне.

Слайд 4.

Огромный вклад в развитие космических полетов внес величайший ученый Королев Сергей Павлович Королёв родился 1907 года. Это имя неразрывно с началом первыми трудными шагами в разработке ракет. Невозможно переоценить роль Королева в обеспечении ракетной и космической отраслей страны, позволившего нашему государству стать лидирующей космической державой.
На земле создавались космические комплексы, а в небесную высь впервые поднялись межконтинентальная баллистическая ракета, ракета-носитель "Восток",(слайд 5) спутник Земли – эти события происходили под непосредственным руководством и при личном участии Королева.

Главный конструктор скончался 14 января 1966 года в возрасте 59 лет.
Заслуги ученого были высоко оценены. В городах, связанных с жизнью и деятельностью ученого воздвигнуты монументы и созданы музеи. Его имя присвоено учебным заведениям, нескольким городам, бессчетному количеству улиц, высокогорному пику и перевалу, лунному кратеру.

Слайд 6.

После того, как Космический аппарат был построен, надо было его проверит в действии. И первыми в космос отправились животные. Собака Лайка стала первым животным, выведенным на . Была запущена в космос на корабле « » с нового . умерла от перегрева. Спутник сгорел в .

Слайд 7

9 августа 1960 года собаки Белка и Стрелка стали первыми живыми существами, совершившими суточный орбитальный полёт и благополучно вернувшимися обратно. За это время корабль совершил 17 полных оборотов вокруг Земли.

Слайд 8.

25 марта 1961 года состоялся полёт собаки Удача, которой первый космонавт перед стартом дал имя Звёздочка . Одновитковый полёт на корабле «Восток ЗКА № 2» прошёл успешно. Вместе с собакой летал и манекен «Иван Иванович» . До полёта в космос первого человека оставалось всего 18 дней.

Так же в космосе побывали обезьяны, кошки, черепахи.

Слайд 9.

Юрий Алексеевич Гагарин (9 марта 1934, Клушино, Гжатский район, Западная область - 27 марта 1968, около города Киржач, Владимирская область) - советский лётчик-космонавт, Герой Советского Союза, кавалер высших знаков отличия ряда государств, почётный гражданин многих российских и зарубежных городов.

12 апреля 1961 года Юрий Гагарин стал первым человеком в мировой истории, совершившим полёт в космическое пространство. Ракета-носитель «Восток» с кораблём «Восток», на борту которого находился Гагарин, была запущена с космодрома Байконур. После 108 минут пребывания в космосе Гагарин успешно приземлился в Саратовской области, неподалёку от города Энгельса. Начиная с 12 апреля 1962 года день полёта Гагарина в космос был объявлен праздником - Днём космонавтики. (слайд 10,11)

27 марта 1968 года Юрий Гагарин погиб в авиационной катастрофе вблизи деревни Новосёлово Киржачского района Владимирской области, выполняя учебный полёт. В связи с гибелью Гагарина в Советском Союзе был объявлен общенациональный траур (впервые в истории СССР в память о человеке, не являвшемся главой государства). В честь первого космонавта Земли были переименованы ряд населённых пунктов (включая его родной город - Гжатск), названы улицы и проспекты. В разных городах мира было установлено множество памятников Гагарину.

Слайд 12.

Первая женщина, слетавшая в космос была Валентина Терешкова. Она так же является единственной женщиной планеты, слетавшая в космос в одиночку стала. Все последующие женщины-космонавты и астронавты летали в космос только в составе экипажей. В 2000-м году британской организацией «Ежегодная ассамблея женщин» Валентине Терешковой был присвоен титул «Величайшая женщина ХХ столетия». Валентина Терешкова первая и пока единственная в истории Российской армии женщина-генерал. Валентина Терешкова родилась 1937 года, 1963 года состоялся старт "Восток - 5", пилотируемого первой в мире этой женщиной-космонавтом. Ей на тот момент было 26 лет.

Слайд

Первый человек,который вышел в открытое космическое пространство был Леонов Алексей Архиович

Несколько фактов о космосе:

В космосе нет звука, так как отсутствует среда его распространения.

Когда вода закипает на Земле, образуются тысячи маленьких пузырьков. В космосе же при кипении жидкости образуется один гигантский пульсирующий пузырь. Ученые считают, что это из-за отсутствия в невесомости конвекции и плавучести.

- На Земле пламя стремится вверх, но в космосе оно распространяется во всех направлениях. Из-за отсутствия гравитации, в космосе огонь распространяется сферически по всем направлениям, противоположным источнику.

Первой космической лабораторией был Стоунхендж. Около 2 600 лет до нашей эры бретонцы установили огромные камни в положении, которое показывало критические фазы расположения луны и солнца в течение года.

- Все обитатели Земли как и сама планета движутся со скоростью 530 километров в сеунду.
- Солнечный свет достигает Земли примерно за 8,5 минут.
- Наша планета весит примерно 600 триллионов тонн.

Спутники Земли – естественный одна Луна, 8300 – Искусственных спутников.

ИскусственныйЗемли(ИСЗ) -, вращающийся вокруг

Немного о СС. В ней солнце и 9 планет.

Заключение: Сегодня мы по праву гордимся тем, что первый искусственный спутник Земли был создан учеными нашей страны, что к ближним и дальним мирам - Луне, Марсу, Венере – впервые стартовали наши автоматические станции, а первым человеком Вселенной стал наш соотечественник Юрий Гагарин. Двадцатый век навсегда войдет в историю человечества, как век освоения космического пространства

Викторина «Юным лётчикам»

Первый летчик-космонавт. Ответ: Юрий Гагарин.

Первая женщина-космонавт. Ответ: Валентина Терешкова.

Как по-другому называют летчика? Ответ: Пилот.

Как раньше называли летчика? Ответ: Авиатор.

«Дом отдыха» самолетов. Ответ: Ангар.

Место расположения боевых самолетов. Ответ: Авиабаза.

Головной убор у десантников. Ответ: Берет.

Вокзал для самолетов. Ответ: Аэропорт.

Удар самолетом по самолету противника. Ответ: Таран.

Купол над десантником. Ответ: Парашют.

Самолет-стрекоза. Ответ: Вертолет.

Летательный аппарат с реактивным двигателем. Ответ: Ракета.

С него начинается дорога в космос. Ответ: Космодром.

Марка отечественного самолета. Ответ: Як.

Человек, который летает в космос. Ответ: Космонавт.

Как по-другому можно назвать солнце? Ответ: Светило.

Красная планета Солнечной системы. Ответ: Марс.

Самолет, приспособленный для взлета с воды и посадки на воду. Ответ: Гидросамолет.

Один виток. Ответ: Оборот.

Лестница, по которой поднимаются в самолет или ракету. Ответ: Трап.

    Какая страна первой запустила спутник? СССР

    Кто является первой женщиной-космонавтом? Валентина Терешкова

    Как назывался корабль, на котором 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин совершил первый полёт в космос? Восток

    Какой ученый является изобретателем космической ракеты? Циолковский

    Что в переводе с греческого означает "комета"? Хвостатая звезда

    Какие планеты солнечной системы вращаются в направлении, противоположном Земле? Венера и Уран

    На какой максимальной высоте находился корабль во время полета Гагарина? 302 километра

    Как называется ближайшая к Солнцу планета? Меркурий

Сценарий праздника ко Дню космонавтики «Космические дали» для учащихся коррекционных школ VIII вида.

Разработка мероприятия предназначена для педагогов-организаторов, учителей начальных классов, воспитателей школ-интернатов и направлена на детей 1 – 4 классов.
Тема : Космические дали.
Класс : 1 – 4.
Цель : расширить представление детей об освоении космического пространства; познакомить учащихся с историей развития отечественной космонавтики, с теми, кто внес свой вклад в покорение космоса; воспитывать чувство гордости за свою страну.
Задачи: развивать умение сотрудничать друг с другом, работать в группах.
Подготовка: несколько учеников заранее учат стихи.
Оборудование : музыкальное сопровождение (песни о космосе), мультимедийная презентация, видео фильм о биографии Ю. Гагарина, 1 ватман, 2 маркера, 2 обруча, 8 карандашей, с привязанными нитками, 8 дисков, 4 дощечки, 2 бутылочки с соком, 6 кружочков из бумаги, 2 грамоты.

Ход мероприятия.

(Звучит песня группы «Земляне» «Трава у дома». Выходит ведущая, музыка постепенно стихает.)
Ведущий: Куда девался снег?
Весенней стал водой,
Вот этот ручеёк-
Сугробом был недавно.
Снег – старый, а ручей –
Апрельский, молодой…
И потому весной
Так весело, так славно.

Ведущий: В один из таких весёлых славных дней 55 лет тому назад произошло необыкновенное по тем временам событие: 12 апреля 1961 года на космическом корабле «Восток» первый в истории Земли полёт в космос совершил Юрий Алексеевич Гагарин. С тех пор каждый год 12 апреля наша страна отмечает день космонавтики. Это праздник лётчиков-космонавтов, учёных, инженеров, рабочих, которые придумывают и делают ракеты, космические корабли и спутники.

Ученик. Живем мы на нашей планете
В такой удивительный век.
И первым из первых в ракете
Советский летит человек.
Не с целью разведки военной
На сверхскоростном корабле
Летит он один во Вселенной
Чтоб снова вернуться к Земле.

Ведущий: Люди давно мечтали освоить космическое пространство. Они долго думали над тем, чтобы построить космический корабль, чтобы полететь выше звезд. Люди мечтали узнать небо, а не просто поставить рекорды высоты. В общую работу включились новые тысячи изобретательных умов и новые сотни тысяч умелых, талантливых рук… И вот создали космические корабли, и полетели в Космос. Но прежде чем полетел знаменитый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин, 3 ноября 1957 года в безжизненном, холодном, всегда черном пространстве космоса забилось живое сердце. В герметической кабине спутника жила, дышала, летела над миром собака Лайка. За Лайкой полетели другие собаки. Может кто-нибудь из вас знает этих двух знаменитых собак? Вслед за Лайкой, дети, последовали Белка и Стрелка. Также полетели морские свинки, обезьяны, попугаи, мыши, кролики – все они честно послужили великой мечте.

Ученик . Это кто вокруг планеты
В корабле своём летит?
Всем народам шлёт приветы,
С целым миром говорит.
Пообедав во вселенной
Бортовой ведёт дневник…
Это он, обыкновенный
Сельской школы ученик

Ведущий: Так кто же такой Юрий Алексеевич Гагарин? – первый космонавт планеты Земля? Где родился? Как рос, учился? Почему выбрал такую трудную и прекрасную профессию? Почему Родина доверила ему такое опасное и ответственное дело? Давайте с вами посмотрим видеоролик биографии Юрия Алексеевича Гагарина.

Показ видеоролика «Биография Ю.А. Гагарина»

Ребята, как вы думаете, каким должен быть человек, которому доверили полёт в космос? (трудолюбивый, выносливый, дисциплинированный, здоровый, не ленивый, добрый)
А кто знает, сколько минут продолжался полёт Ю. Гагарина? (108 мин., менее 2 часов). В наше время космонавты проводят довольно длительное время в космосе.

Ученик 1. Обычным шумом улица полна
Идёт весна. Рабочий день в разгаре,
И из вселенной радиоволна
Приносит имя русское: ГАГАРИН!

Ученик 2. Оно во все врывается края,
Во все сердца, как ласточка взлетает
И мать – Земля, дыханье затая,
Полёт героя – сына наблюдает!

Ученик 3. И день обычный праздником цветёт,
Вся жизнь отныне – сказочный полёт,
Гигантский шаг космического века.
С победой люди! Поздравляю вас!
Свершилось! Пробил долгожданный час!
Рванулось к звёздам сердце человека!

Ведущий : После Юрия Гагарина много и других космонавтов побывали в космосе.
- Кого из советских и российских космонавтов вы знаете? (Терешкова, Николаев, Леонов, Титов, Савицкая и др.)

Но также, ребята, мы должны с вами всегда помнить человека, который внёс большой вклад в развитие космоса – это Сергей Павлович Королёв, он занимался строением ракет и ракетных систем.

Очень важно
Не забывать имён их –
Всех космонавтов и учёных,
Которые законы нужные открыли
И нам дорогу в космос проложили

Но кто построил первую ракету,
Вы знаете об этом
Конструктор, академик Королёв.
К полёту первый спутник был готов
В минувшем веке, пятьдесят седьмом году.

Через четыре года новый был успех –

Поднялся в космос первый человек
Гагарин Юрий выполнил полёт
Вокруг земли наш облетел пилот.
Благополучно завершил виток
Космический корабль «Восток»

Титов, Попович, Николаев и Быковский
После Гагарина слетели в космос.

Всё больше космонавтов новых
И Валентина Терешкова
Была средь первых космонавтов.
Конечно, каждый может захотеть
Из космоса на Землю посмотреть
Но хватит ли терпения и сил?

Лишь тот, кто храбро всё переносил,
Отправится в космический полёт.
Вперёд, ребята, космос нас зовёт!

Ведущий: Сегодня мы с вами тоже совершим полёт – путешествие, но только воображаемый. В ходе игры мы выясним, кто же на самом деле у нас готов лететь в космос. А помогут вам ваша организованность, внимание, быстрота реакции. За каждую маленькую победу вы будете получать звезду, а в конце игры мы посчитаем их и определим победителя.
Врач . Здравствуйте, ребята! Я слышала, что вы в космос собираетесь лететь?
Ведущий : Да, доктор. Мы хотим с ребятами полететь в космос, посмотреть на звёзды, побывать на интересных планетах.
Врач.
Чтоб космонавтом стать,
Здоровьем крепким надо обладать
И образ жизни правильный вести,
И подготовку долгую пройти.
И только после многих испытаний
Ты космонавтом станешь.
Сейчас мы проверим, можно вас отправлять в космос или нет. Вам нужно будет пройти несколько испытаний.
Итак, 1 испытание 10 человек. Вам нужно за 1 минуту как можно дольше простоять на одной ноге. (4 человека-победители в одну команду)
2 испытание 10 человек. Нужно простоять 1 минуту, вытянув вперёд левую ногу и подняв вверх правую руку. (4 человека-победители в другую команду)
3 испытание 3 человека (из 1 класса). Нужно повернуться вокруг себя несколько раз, затем пройти по разложенной прямо скакалке. (2 человека-победители, по одному в каждую команду)
Ведущий : Ну что, доктор, можно нам с ребятами лететь в космос?
Врач . Можно! Я вижу, что вы, ребята, способные и здоровые. Удачи вам в пути!
Ведущий : Участники команд занимайте свои места за столами.
Не зевай по сторонам
Ты сегодня космонавт.
Начинаем тренировку,
Чтобы сильным стать и ловким:
Встали, подтянулись,
Подпрыгнули и оглянулись,
И вновь подпрыгнули ещё,
И снова взгляд через плечо.
Теперь займите ваши кресла.
Надеюсь, всем хватило места?

Ведущий: Молодцы ребята, разминка закончилась успешно. Теперь можем смело отправляться в путь. Космическое путешествия у нас совершит два экипажа под названием «Луноход» и «Ракета».

Итак, летим. Но за нашим путешествием будет следить из центра управления полётом судейская команда. У неё есть набор звёздочек и поэтому команда – выполнившая задание и прошедшая эстафету первая, получает 2 звезды, другая команда получает 1. Желаю всем удачного полёта и массу приключений.

Ведущий : Сейчас мы проведем разминку. Каждая команда должна быстро и правильно ответить на вопрос. За каждый правильный ответ команда получает одну звезду.

Конкурс 1. «Разминка».
Команда «Луноход»:
Как называется костюм у космонавта? (скафандр)
Как называется место старта космического корабля? (космодром)

Команда «Ракета»:
Почему космонавты не едят ложкой? (им мешает невесомость)
Какой самый быстрый вид транспорта? (ракета)

Команда «Луноход»:
1. Он не летчик, не пилот,
Он ведет не самолет,
А огромную ракету,
Кто же это? (космонавт)

2. Обгоняя ночь и день
Вокруг земли бежит олень.
Задевая звезды рогом
В небе выбрал он дорогу.
Слышен стук его копыт.
Он – Вселенной следопыт. (спутник)

Команда «Ракета»:
1. Искра небо прожигает,
А до нас не долетает. (метеорит)

2. Если ясной ночью выйдешь,
Над собою ты увидишь дорогу,
Которую днём увидеть не возможно. (млечный путь)

Команда «Луноход»:
А знаете ли вы, вокруг чего вращается наша планета? (вокруг солнца)
Летательный аппарат, на котором летают инопланетяне. (тарелка)

Команда «Ракета»:
Кто из вас знает, какая планета является спутником Земли? (Конечно это Луна, её ближайшая соседка в космосе)
Летательный аппарат, на котором летала Баба-Яга (ступа)

Молодцы, со всеми вопросами справились!

Ведущий : Ребята! Что бы нам полететь в космос, нам нужен космический корабль. И построите вы его сами.

Конкурс 2. «Построй космический корабль».
Сейчас каждая команда получит по ватману и маркеру. Каждый участник команды должен подойти к столу и нарисовать деталь космического корабля, а последний участник пишет его название.

Конкурс 3. «Займи своё место».
Следующий конкурс называется «Займи своё место». Для этого конкурса нам понадобятся два добровольца из зала. Вы будете держать в руках люк-обруч. Каждый экипаж должен как можно быстрее подняться на свой космический корабль. Для этого вам нужно будет пройти через люк. Экипажи, построиться в колонну! Участники команд пролезают через обруч и занимают места в космическом корабле. Побеждает та команда, которая первой займёт своё место в космическом корабле.

Ведущий: Итак, экипажи заняли свои места в космических кораблях. Чтобы отправиться в полёт, вам нужно точно рассчитать курс. Следующий конкурс так и называется «Точный расчёт». Давайте откроем космическую карту и определим космическую широту и долготу. За правильный ответ вы получаете 3 звезды.

Конкурс 4. «Точный расчёт».
Команда «Луноход»: Какое число получится, если к количеству богатырей (33), которыми руководил Черномор, прибавить количество гномов, у которых жила Белоснежка (7), вычесть количество весёлых поросят (3) и прибавить количество братьев Ивана-дурака (2). Ответ: 39.

Команда «Ракета»: К количеству месяцев, которых встретила падчерица на лесной полянке (12), прибавить количество козлят, которые остались дома одни (7) и минус количество сводных сестёр Золушки (2). Ответ: 17.

Ведущий: Ну что ребята, ракеты построены, точные расчеты произведены, пора отправляться в космическое путешествие. Сейчас мы посмотрим, чьи ракеты первыми долетят до Луны. Следующий конкурс называется «Кто первый до Луны».

Конкурс 5. «Кто первый до Луны».
От каждой команды по 4 человека встают в круг, взяв в руки «Ракеты» (палочка, прикреплённая к верёвке, которая закреплена другим концом к диску «Луна»). По сигналу – Старт! Все игроки начинают наматывать верёвку на палочку. Побеждает тот, кто первым окажется у цели.

Каждая команда получает столько звёздочек, сколько игроков первыми справились с заданием.

Ведущий: Далёкие звёзды на небе горят,
Зовут они в гости ребят и девчат.
Собраться в дорогу не долго для нас.
И вот мы к полёту готовы сейчас!
Пилоты, проверьте расчёты,
Заправьте топливом баки.
Слушайте команду:
5, 4, 3, 2, 1! Пуск!

Конкурс 6. «Планеты Солнечной системы».
Наша планета Земля находится среди 9 планет Солнечной системы. Все планеты вращаются вокруг Солнца. Одни планеты находятся ближе к нему, другие дальше. Сейчас мы проведём конкурс, который называется «Планеты Солнечной системы». Вы должны будете из букв сложить название планет и приклеить на листочки, и сдать в судейскую команду. На выполнение даётся 5 минуты. Судейская команда оценивает быстроту и правильность выполнения.

(Команда «Луноход» – Нептун, Юпитер; Команда «Ракета» – Сатурн, Плутон).

Ведущий : Пока команды выполняют задание, предлагаю нашим болельщикам тоже принять участие в «Космическом путешествии» и провести подвижную игру «Космонавты».

Конкурс для зрителей «Космонавты».
На полу в центре зала я положу кружочки, на 2 меньше, чем детей, это будут наши места в ракете. Вы, ребята, ходите по периметру зала, двигаясь под музыку. Одновременно со мной произносите слова:

Ждут нас быстрые ракеты,
Для прогулок по планетам.
На какую захотим, на такую полетим.
Но в игре один секрет: опоздавшим, места нет!

Когда вы услышите слова: «Места нет» - вам необходимо занять место на кружочке. Детям, которым не хватило места, считаются опоздавшими и садятся на свои места. Игру повторяем 3 раза, каждый раз при повторе убираются несколько кружочков. Победитель получает приз.

Конкурс 7. «По кратерам Луны».
Ведущий : Земля – удивительная планета. На ней живут люди, животные, растения. А на других планетах жизни нет. Американские космонавты побывали на Луне. И увидели там безжизненную поверхность. Внимание! А теперь мы с вами побываем на Луне и пройдёмся по лунным кратерам. Конкурс – «По кратерам Луны». У вас в руках дощечки. Первый участник команды должен, перекладывая дощечки и идя по ним, перейти кратеры. Назад вернуться бегом, отдать дощечки следующему игроку и встать в конец колонны. Судейская команды следит за правильным выполнением задания.

Конкурс 8. «Завтрак космонавта».
Ведущий: Во вселенной нет столовых
И буфетов тоже нет.
Так что нужно быть готовым
Захватить с собой обед.

Да, мы с вами уже долго летаем и проголодались. Всю пищу космонавт берёт с собой. Еда космонавта запаяна в тубы и пакеты, из которых они выдавливают пищу прямо в рот. Ему не нужны ложки и вилки. Сейчас мы проведём конкурс для маленьких участников команд, который называется «Завтрак космонавта». Малыши, получите свой завтрак, бутылочку с соской. Вам нужно как можно быстрее выпить его. Кто быстрее выпьет, получает 2 звезды.

Ведущий : Нашу планету можно назвать большим магнитом, который притягивает к себе все предметы: людей, животных, камни. На Земле существует Всемирный Закон тяготения, поэтому мы не можем высоко прыгнуть; мяч, брошенный вверх, быстро возвращается назад. Но когда космический корабль уходит далеко от Земли, то Закон тяготения перестаёт действовать, и космонавты в кабинах почти ничего не весят. Они плавают, летают, висят вниз головой. Это – невесомость. Сейчас вы должны будете под «космическую» музыку показать космонавтов, как они ведут себя в космосе.
А в это время, пока вы танцуете, судейская команда подведет итоги нашего «Космического путешествия».

Ведущий: Вот и завершается наш космический полет. Мы благополучно приземлились на родной планете. Вот мы и дома опять, Вам понравилось летать? Мы летали далеко Выше даже облаков. В космос, выше тучи… Но а дома всегда лучше!
Друзья и одноклассники приветствуют космических путешественников аплодисментами. Они очень рады вашему возвращению.

Спасибо нашему врачу, что разрешил нам вылет в «открытый космос». Слово, для объявления результатов, предоставляется судейской команде.

Награждение победителей почетной грамотой и медалями.

Ведущий: Поздравляю вас с прошедшим праздником «Днём Космонавтики». Желаю вам крепкого здоровья, бодрого настроения, счастливого полёта в космос за знаниями, крепкой дружбы на долгие годы. До новых встреч! До свидания!

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РБ

Методическая разработка мероприятия

«День космонавтики»

Цели мероприятия:

Ведущий: Дорогие ребята, гости! 12 апреля наша страна и весь мир отмечает Всемирный день авиации и космонавтики. Сегодня для нас кажется привычным, что с Земли стартуют космические корабли, на космических станциях трудятся космонавты… но так было не всегда….

Сценка «На чём земля стоит?»

Бабушка, скажи, на чём Земля стоит?

На китах дитятка. На больших-больших китах! И как те киты пошевелятся, бывают и землетрясения.

А на чём же киты, дедушка?

На земле, дитятко.

А земля на чём?

Какая же ты беспонятливая! Ведь сказано тебе, что земля на китах стоит!!!

Ведущий: Действительно, много-много лет никто ничего не знал о космосе. Лишь 4 октября1957 года был запущен искусственный спутник. Именно с этого дня началась эра освоения космоса. Многие ученые, рабочие, инженеры, специалисты участвовали в этой работе. Руководил ими гениальный советский учёный Сергей Павлович Королев.

Портрет С.П. КОРОЛЕВА

12 апреля 1961 с космодрома Байканур в небо поднялся космический корабль «Восток» с человеком на борту.

Стихотворение «Юрий Гагарин»

В космической ракете
С названием "Восток"
Он первым на планете
Подняться к звёздам смог.

Поёт об этом песни
Весенняя капель:
Навеки будут вместе
Гагарин и апрель.

Портрет Ю.А. Гагарина

Юрий Алексеевич Гагарин, открывший дорогу в космос, облетел земной шар за 108 минут и совершил посадку в заданном районе. Осуществилась давняя мечта человека - обрести крылья и взлететь над землёй.

Сценка «Хочу быть космонавтом»

За столом сидит папа (роль исполняет мальчик). Рядом стоит второй стул.

ВЕДУЩИЙ: Каждый мальчишка мечтает, конечно,
Что в космос когда-нибудь он полетит.
И мальчик Сережа не стал исключеньем,
Решил космонавтом, как вырастет, быть.

На середину зала выходит мальчик Сережа.

СЕРЕЖА: Вот космонавтам повезло,
Летают в космос каждый день,
Считают звезды, ходят по Луне...
Как хочется вот так же мне.
Я космонавтом стать хочу,
Вот вырасту и в космос полечу!

ВЕДУЩИЙ: Но для начала надо бы узнать,
Что нужно, чтобы космонавтом стать.

Сережа подходит к папе.

СЕРЕЖА: Спрошу у папы. Папа, подскажи,
Что нужно, чтобы космонавтом стать?

ПАПА: У космонавтов свой, особенный режим.
Зарядка каждый день, и вовремя они ложатся спать.
Ведь очень важно для здоровья
Режим особый этот соблюдать.
Пробежки, отжиманья, приседанья,
Водой холодной обливанья.
Хотя бы с этого начни.

СЕРЕЖА: Ну, это пара пустяков.
Зарядку делать я и так готов.
И спать ложиться по часам.
Все это я и так умею сам.

ПАПА: Ну что ж, сынок, раз ты готов,
Давай сегодня и начнем.

ВЕДУЩИЙ: Весь день он с папой занимался,
И приседал, и отжимался,
Водой холодной обтирался,
И даже штангу поднимал.
Он прыгал, бегал и скакал.
И жутко к вечеру устал.

Папа и Сережа изображают пантомимой зарядку, бег, обтирания водой и т.д.
На последние слова ведущего Сережа садится устало на стул.

ПАПА: Ты что, сынок, такой угрюмый?
Стать космонавтом ты не передумал?

СЕРЕЖА: Теперь я понял – это труд нелегкий
Космические совершать полеты.
Я космонавтом стать не передумал,
Но я пока что не готов
К таким космическим нагрузкам.
Быть космонавтом очень нелегко!
Конечно, я не буду унывать,
В себе я силы буду развивать,
Зарядку делать по утрам
И вовремя ложиться спать.

Ведущий: В настоящее время много полезных работ выполняют космические аппараты. С них ведутся наблюдения за солнцем, планетами, звёздами. Они собирают данные о погоде. В космических полётах участвуют космонавты из разных стран; могут полететь в космос и космические туристы. Сегодня мы с вами тоже совершим полёт – путешествие сквозь пространства и времена, но только воображаемый. В ходе игры мы выясним, кто же на самом деле у нас готов лететь в космос. А помогут вам ваша организованность, внимание, быстрота реакции. За каждую маленькую победу вы будете получать звезду, а в конце игры мы посчитаем их и определим победителя. Итак, у нас на нашем космодроме собрались 4 экипажа и сейчас вы покажете свою готовность к полёту.

Внимание! Внимание ! Говорит пульт управления. Мы с вами находимся в районе стартовой площадки космодрома « Дружба». Сюда прибыли первые пассажиры, участники первого пассажирского рейса Земля – Марс – Земля.

Всем экипажам приготовиться к запуску! Пристегнуть ремни! Запустить двигатели! Включить контакты! 54321 – ПУСК! (звук взлетающей ракеты)

Вед . Поднимается ракета, чертит небо ярким светом!

Оказались на орбите. Мы в космосе!

Внимание! Невесомость! (экипажи изображают поведение при невесомости).

А теперь посмотрим в иллюминатор,

Первыми словами Ю.Гагарина были « Красота - то, какая! Как прекрасна наша планета!»

Ведущий: Итак, внимание экипажам первое задание:а что же может взять космонавт с собою в космос?( каждому экипажу вручается набор картинок с изображениями: книга, скафандр, яблоко, кошка и т.д.) Учащиеся выбирают нужное.

Загадки болельщикам:

1. Голубая простыня весь свет одевает (небо).

2. Золотые цветы вечером расцветают, а утром исчезаю (звёзды).

3. Искры небо прожигают, а до нас не долетают (метеориты).

4. Чудо – птица, алый хвост, прилетела в стаю звёзд (ракета)

Ведущий: Да, пищу, космонавт берёт с собой. Но в открытом космосе нет притяжения Земли, все как бы плавает в воздухе, как в воде. Называется это невесомостью, то есть, все становится легким, как пух. И поэтому есть с тарелок невозможно, вся еда просто уплывет. И все продукты у космонавтов в виде пюре в тюбиках, как у зубной пасты. И воду, компоты и чай они пьют через трубочку. Давайте представим, что мы в открытом космосе, и поиграем в игру "Завтрак космонавта".

Игра "Завтрак космонавта".
Две команды по 4-5 человек. По пути стоят конусы, через которые нужно проходить, в конце пути стоит стол. На столе стоит пакетик (0,5 л) с соком или компотом. Каждому участнику выдается трубочка для коктейля. По сигналу первый участник команды бежит между конусов к столу, где стоит пакетик, выпивает немного (!) сока через трубочку, затем бежит обратно, передавая эстафету следующему участнику. Участники бегают к столу, пока в пакетике не закончится сок. Побеждает команда, у которой пакетик быстрее станет пустым, но при этом каждый участник команды смог выпить сока хотя бы по разу.

Ведущий: Ну, а сейчас мы проверим здоровье наших космонавтов , на первых минутах полёта. От каждого экипажа по 4человека. Нужно будет надуть шары, завязать их, а затем связать между собой.

Ведущий: Молодцы ребята, справились с заданием. Ну, а теперь немного отдохнём и посмотрим опять в иллюминаторы. Что вы видите?

Как называется эта планета? Какого она цвета? Почему? Поверхность на Марсе покрыта слоем красной пыли. Это ржавчина. Красную пыль со скал сильнейшие бури разносят по поверхности планеты. На Марсе пыль настолько мелкая, что она как взвесь постоянно находится в атмосфере, окрашивая её в красно – охристый цвет.

Итак, мы на Марсе. (выбегает ИНОПЛАНЕТЯНИН, звучит космическая музыка.)

- Добрый день!

Как вас много! Вы что ж, все марсиане? Не думал, что встречу так много марсиан, а говорили, что на Марсе нет жизни, а тут глянь, видимо – невидимо! Вот здорово!

Вед . - Мы не марсиане!

А кто же вы?

Дети. Земляне?!

Здравствуйте жители Земли, Я – инопланетный астронавт, меня зовут…Шмунтик…Я прибыл с планеты…Геоназис. Очень рад вас видеть. Мне говорили, что земляне очень дружелюбны и умны. Правда ли это?

ВЕДУЩАЯ: Я предлагаю проверить ваши знания. Проведем мини-викторину. Я буду задавать вопросы о космосе, а вы попробуете их отгадать.

Естественный спутник земли.
(Луна)

Человек, который летает в космос.
(космонавт)

Как называется, летательный аппарат, в котором летят в космос?
(космический корабль)

Как называется и животное, и созвездие?
(медведица)

Почему на земле есть день и ночь?
(планета вращается вокруг себя)

Кто был первым космонавтом, полетевшим в космос?
(Юрий Гагарин)

Как назывался космический корабль, на котором Гагарин совершил свой первый полет?
("Восток")

Ведущий: Молодцы, ребята! Иногда в космосе могут случиться и неполадки с оборудованием. Следующий конкурс «собери ракету».

Ведущий: А вы знаете, что наша планета не единственная во Вселенной? Планет о-очень много. В космическом пространстве множество галактик. И вот в одной из таких галактик находится наша Солнечная система. И наша планета третья по счету. А сколько планет в солнечной системе, нам расскажет... (имя ребенка)

РЕБЕНОК: По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз - Меркурий,
Два - Венера,
Три - Земля,
Четыре - Марс.
Пять - Юпитер,
Шесть - Сатурн,
Семь - Уран,
За ним - Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
Ведущий: Из всех перечисленных планет, наша планета прекрасна, и многие инопланетные жители, наверное, могут позавидовать нам. И задача всех людей …..

БЕРЕЧЬ, ОХРАНЯТЬ, ЛЮБИТЬ НАШУ ПЛАНЕТУ!

Нам пора возвращаться, а чтобы веселее это происходило, давайте споём песню «Наш весёлый экипаж»

Подведение итогов, награждение.



Касса