Лучшие авианосцы. Самые большие авианосцы в мире. Сравнение лучших авианосцев мира

На данный момент в мире существует множество больших авианосцев. Для выполнения своих задач современной армии просто необходима мобильность, именно поэтому так нужны авианосцы, на чьем борту можно перевозить десятки боевых воздушных суден и тысячи людей. Некоторые самые большие авианосцы в мире эксплуатируются по сей день, в то время, как другие можно увидеть только в музеях.

С абсолютной точностью можно заявить, что корабль «Нимиц» – самый большой авианосец в мире. Его длина составляет 333 метра. Благодаря широкой полетной палубе на этом гиганте могут разместиться приблизительно 90 единиц воздушных суден (среди которых 64 военных самолета, предназначенных для уничтожения объектов в воздухе и 26 вертолетов). Экипаж «Нимица» насчитывает больше 3 тысяч человек, среди них основная масса – летный состав, а 70 человек находятся в командном составе. Почти все авианосцы этой серии схожи по техническим параметрам, конструкторским решениям и боевому оснащению. Кстати, авианосец Nimitz можно эксплуатировать двадцать лет, не меняя энергоноситель силовой установки. Это означает, что его смело можно отправить на этот длительный срок в дальнее путешествие. Первый авианосец этой серии спустили на воду еще в 1975 году.


Нельзя не упомянуть об энергоустановке авианосца, состоящей из основной и вспомогательной систем. Первая в свою очередь состоит из двух водяных реакторов, питающих по два ротационных двигателя с вращательным движением ротора каждый. Основное отличие такого реактора заключается в том, что роль теплоносителя и замедлителя выполняет простая вода под давлением. На данный момент этот тип реакторов считается наиболее эффективным, а потому очень популярен во всем мире. Если объединить мощность четырех турбин, то можно получить на выходе настоящего монстра мощностью в 280 тысяч лошадиных сил. Вспомогательная система состоит из четырех дизельных двигателей, каждый мощностью в 10, 7 тысяч лошадей. Авианосец Nimitz оснащен мощным оружием для защиты от противника, атакующего как из воздуха, так и из воды. На нем имеются три ЗРК, четыре зенитных орудия калибром 22 миллиметра, два установки для стрельбы торпедами (калибр 324 миллиметра).


Еще один самый большой авианосец, достойный попадания в наш рейтинг. Своей длиной в 342,3 метра он превосходит все военные корабли. Но не только длина отличает этот авианосец от других – он первым был оснащен силовой установкой, работающей на энергии цепной реакции деления ядра. В планы военных разработчиков США входил выпуск еще 5 подобных авианосцев, но поскольку на создание первого судна ушло больше 459 млн долларов, продолжать данную линию передумали. Именно поэтому на авианосец не поставили слишком дорогой корабельный зенитно-ракетный комплекс «Terrier», вместо него была установлена американская управляемая ракета RIM-7 Sea Sparrow с меньшей дальностью, а в дальнейшем прибавили и другие комплексы.


Любопытно, что одной загрузки ядерного горючего вполне достаточно, чтобы обеспечить бесперебойную работу корабля в течение тринадцати лет. За этот период он может покрыть около миллиона миль.

На создание гиганта понадобилось порядка трех лет, в 1957 году началось строительство авианосца. Спустя пять лет корабль отправился в свое первое настоящее морское крещение под руководством капитана Винсента ДеПо. Дебютную военную операцию “Энтерпрайз” совершил во время Карибского кризиса. В 1965 году военному кораблю нашли применение в Юго-Восточной Азии, где ему довелось поучаствовать во Вьетнамской войне. Кстати, в тот момент он был первым авианосцем с ядерной установкой, участвующим в военных действиях. В этот же период «Энтерпрайз” установил мировой рекорд – в течение 24 часов с борта авианосца поднялось 165 боевых единиц.


Довелось «Энтерпрайзу» пережить и аварию – недалеко от ракеты Zuni в 127 миллиметров располагался заведенная самоходная безрельсовая наземная транспортная машина, предназначенная для буксировки транспортных средств. Именно ее выхлопные газы высокой температуры стали причиной самозапуска ракеты, в результате чего она врезалась в бак с топливом, находившейся на борту самолета, а это уже привело к разливу горючего. Последствия были глобальны – взорвались авиационные бомбы, больше двадцати человек экипажа погибли, почти 350 получили ранения, пятнадцать самолетов были разрушены. Суммарный урон составил больше ста млн американских долларов. Кстати, сам гигант совсем не пострадал.


В 80-х годах на «Энтерпрайзе» провели капремонт ядерного реактора и сняли корабельный радар SCANFAR компании Hughes Aircraft. В начале нового столетия авианосец принял участие в военной операции, проведенной США и Великобританией против Ирака, «Лис пустыни», также его использовали для изгнания талибов из Афганских земель. После чего он вернулся в воды Персидского залива, где оказывал воздушную поддержку американцам во время боевых действий против Ирака. Несколько лет назад «Энтерпрайз» снова обустроился в Персидском заливе.


Среди авианосцев Европы и Азии выделяется корабль, получивший название в честь великого адмирала МФ СССР, Кузнецова. Этот гигант считается одним из мощнейших и крупнейших.

Разработка авианосца началась в 1982 году. Технические показатели гиганта обещали сделать из него передовой авианосец. Палубу задумали сделать удлиненной, чтобы истребители Су-25 и Су-27 имели возможность взлетать. На военном корабле “Адмирал Кузнецов” впервые применили оптическую систему посадки на авианосец «Луна».


Длина «Адмирала Кутузова» составляет чуть больше трехсот метров, что позволяет размещаться на нем 25 вертолетам и такому же количеству самолетов. Если судить по боевому и радиолокационному оснащению, то наш авианосец непременно займет место среди лидеров. На его палубе находятся двенадцать ПУ «Гранит», восемь «Кортиков», шесть артиллерийских установок АК-630М и четыре установки «Кинжал». Благодаря такому мощному вооружению авианосец может вести бесперебойный огонь длительное время. На данный момент на действующем авианосце решено полностью заменить истребители Су-33 на МиГ-29К, а в дальнейшем приступить к капитальному ремонту.

Самыми большими военными кораблями можно смело назвать авианосцы. Уже из названия понятно для чего необходим такой корабль – наряду с большим количеством стационарного вооружения и военной техники он вмещает в себя различные виды боевых самолетов и вертолетов. Самолеты нуждаются в большой площадке для разгона – взлетной полосе, именно поэтому все мощные авианосцы имеют огромный размер. Каждая сильная держава стремится иметь на вооружении как минимум один такой корабль для обеспечения независимости на мировой арене и уважения со стороны других стран. На сегодняшний день лишь десять стран имеют в своем составе такие судна.

История создания и развития авианесущих судов

В 1910 году американский летчик впервые смог поднять самолет с борта крейсера. Этот год считается началом зарождения авианосцев. На корабле Бирмингем (Birmingham) было установлено специальное деревянное возвышение, с которого получилось осуществить разгон и взлет. Спустя один год этот же пилот сумел осуществить посадку самолета на корабль, снова оборудованный временным увеличенным помостом. В следующие годы в разработку таких кораблей включились британцы, они стали экспериментировать над взлетом с движущегося корабля. Первоначально морская авиация должна была использоваться только в разведывательных экспедициях.

Главное трудностью для инженеров было создание достаточной длинны взлетно-посадочной полосы. В 1915 году американские офицеры разработали специальную паровую катапульту для запуска самолетов с борта корабля. Благодаря этому появилась возможность запускать самолеты, оснащенные военной техникой. Позднее были созданы электромагнитные , что позволило увеличить размеры самолетов и объемы вооружения. Кроме взлета, была проблема с посадкой, и дело тут не только в навыках пилотов, но и в длине посадочной полосы. В период I мировой войны Британия начала переоборудование своих торговых суден в корабли с увеличенной палубой. Для торможения самолета начали применять специальные устройства, которые почти не изменились и по сей день. Это на корабле за которые цеплялся самолет когда совершал посадку.

В 1922 году Япония впервые спустила на воду первый корабль, изначально конструированный как авианесущий крейсер, а не переделку другого корабля на аналог. Спустя 5 лет США включились в список стран, имеющих новые боевые корабли с самолетами на борту. В этот же период активно использовались плавучие станции для гидросамолетов. Авиация совершала взлет и посадку с воды, а при помощи специальных приспособлений самолеты поднимали или опускали на борт корабля.

Период Великой Отечественной Войны

В период Второй Мировой Войны Великобритания имела 7 авианосцев, у Франции в наличии был 1 авианосный корабль, в США – 8 и в Японии – 6 единиц. Эта война по праву считается войной морских баталий. Япония и Америка уже имели на тот момент полноценные боевые укомплектованные авианосцы. Эти страны определили, что залогом победы над врагом выступят не обычные военные корабли, а авиация. Отправлять самолет через весь Тихий океан не имело смысла. Отличным выходом послужили вышеописанные крейсера. В феврале 1942 года Япония впервые в мире сумела потопить американский авианосец. В этот же период в ответ на агрессию военные США в ходе операции «Рейд Дулиттла» запустили самолеты с борта Hornet и атаковали Токио. Эта история легла в основу сюжета популярного фильма «Перл-Харбор».

Впервые в мире в морских сражениях корабли размещались на дальних расстояниях друг от друга и даже не видели врага. Военные действия велись при помощи самолета с авианосца. Это была поистине война двух морских титанов. По окончании сражений военная мощь стран-победителей не прекратила развитие морского вооружения. Так, в 1945 году Великобритания впервые посадила на борт корабля реактивный самолет. Это привело к новому толчку в строительстве авианосцев – зарождались новая скошенная палуба и более мощная паровая катапульта для запуска. Странами-лидерами в сфере кораблестроения в это момент считались США, Англия и Франция. Они же в послевоенный период стали конструировать судна для морских сражений, где базировались боевые самолеты и вертолеты, необходимые для проведения спасательных мероприятий.

Подводные авианосцы

В годы II мировой войны Япония использовала подводные лодки с самолетом внутри, находящимся там в разобранном состоянии. Это было достаточно неудобное вооружение, требовавшее длительной сборки и разборки. Однако на третьем году войны самолет совершил взлет с подводного и сбросил две зажигательные бомбы в район штата Орегон в Америке, в надежде спровоцировать массивные пожары в лесной местности. Трагедии удалось избежать, но само появление агрессора было внезапным и серьезно напугало власти Америки ввиду того, что было непонятно, как вражеский самолет смог незаметно попасть в воздушное пространство Америки. Подобные субмарины также стояли на вооружении у Англии и Франции.

Следующим этапом развития военных разработок стала война в Корее. Истребители, поднявшиеся с корабля, впервые атаковали наземные цели в Северной Корее. В 1960 году Америка спустила на воду первый авианосец с атомным реактором. И спустя всего два месяца она известила мир о втором таком же судне. Следующим важным экспериментом стало кругосветное плаванье крейсеров без дозаправки на берегу. Сегодня авианосцы могут совершать многолетнее автономное пребывание в океане без необходимости заходить в порты для заправки.

Россия также старалась не отставать в военном оснащении от других стран. Еще в 1904 году судно «Русь», приобретенное у немцев, было оснащено 8 аэростатами воздушным шаром. Однако корабль не использовался ни в одной и последующих сражений. После были созданы различные разработки авианосцев, однако ни один из этих проектов так и не был осуществлен. В годы Первой Мировой Войны несколько пароходов были переоборудованы в гидроавианосцы, однако эта техника не могла идти ни в какое сравнение с морским вооружением Британии и США.

В Советском Союзе авианосцы считались орудием агрессии — по их мнению, очень уязвимой агрессии. Основные удары при боевых столкновениях наносились именно по ним. Первый был спущен на воду лишь в 1985 году и встал на вооружение уже в России в 1991.

Современный авианосный мировой флот включает около 1250 самолетов и еще большее количество вертолетов. При этом значительная часть из них базируется на американских судах. Помимо авиации корабли оснащены множественной ракетной техникой и системами противовоздушной обороны. Длина всех авианосцев составляет от 182 до 342 метров. Корпус корабля сделан из стали, его толщина достигает нескольких сантиметров. Под взлетной полосой располагаются большие ангары для хранения самолетов и вертолетов, а также проведения ремонтных работ. Перемещают с палубы на палубу летательные аппараты при помощи специальных подъемных кранов. Под днищем ангаров находятся машинные отделения и другие служебные помещения. Учитывая то, что главным назначением таких кораблей является обеспечение взлета и посадки авиации, командный пункт, радарные устройства и антенны размещаются на небольшом так называемом «острове», который практически всегда расположен с правой стороны борта. Это связано с тем, что еще в начале 20-го века британские военные исследователи доказали, что в случае неудачной посадки все пилоты автоматически поворачивают самолет влево при попытке выйти на второй заход.

Сколько авианосцев в мире?

На данный момент в мире существует всего 22 корабля подобного класса. Рассмотрим детальнее действующие типы:

  1. Первое место по количеству имеющихся кораблей на вооружении являются , они включают 11 авианосцев. Как уже было сказано выше, в их составе находятся около 1000 самолетов, длина каждого корабля составляет от 250 до 331 метров, скорость движения от 31 узла, экипаж каждого судна составляет от 2000 до 5000 человек.
  2. Далее по количеству авианосных кораблей занимают Италия и Испания – они имеют по 2 единицы вооружения в своем составе;
  3. Третье место занимают страны, имеющих по одному такому судну. Это Россия, Китай, Бразилия, Франция, Таиланд, Индия и Великобритания.

На вооружении у России находится один тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов», его водоизмещение составляет 70 500 тонн, длина — 304 метра. Судно в своем составе имеет 24 самолета и 42 вертолета, скорость движения достигает 32 узла.

Количество по странам

  • США (11 кораблей) — тип «Форд» (1 корабль Джеральд Р. Форд) – на вооружении с мая 2017 года. Запуск производства — 2005 год, спустя 8 лет спущен на воду с последующим проведением испытаний и укомплектованием. Предшественником данного корабля стал легендарный «Энтерпрайз», который прослужил свыше 40 лет и участвовал во многих военных миссиях, совершаемых Америкой. Сейчас это самый большой авианесущий крейсер в мире, на его строительство ушло около 13 миллиардов долларов – соответственно Джеральд Р. Форд – также является самым дорогим авианосцем в мире.
    Тип « » (10 кораблей) – судна с ядерным реактором, также принадлежащие США. В 1975 введен в эксплуатацию I экземпляр, а к 2009 году десятый. Корабли этого класса широко использовались при вооруженных столкновениях на территории бывшей Югославии и в Ираке. Себестоимость каждого такого авианосного крейсера составляет около 4,5 миллиардов долларов.
  • Италия (2 корабля) — «Кавур» — находится в составе флота с 2007 года, на борту имеет 8 самолетов и 12 вертолетов, протяженность судна составляет 244 м, скорость хода 30 узлов.
    «Джузепе Гарибальди» — еще один флагман итальянского флота, спущен на воду в 1983 году, имеет длину 180 м, скорость хода 30 узлов.
  • Индия (1 корабль) — Индийский авианосец «Викрамадитья» был куплен у России в 2013 году. Прежнее название «Адмирал Горшков». Длина составляет 274м, максимальная скорость 32узла, вмещает в себя до 20 самолетов и около 10 вертолетов. В 2018 и 2023 годах планируются к вводу в состав ВМФ страны еще 2 авианесущих крейсера.
  • Китай (1 корабль) — Китайский Авиносец «Ляонин» был куплен у Украины в 2012 году за 20 миллионов долларов. Прежнее название «Варяг». Его длина составляет 304 м, состав авиации включает 24 истребителя и 12 вертолетов.
  • Испания (2 корабля) — Авианосец «Хуан Карлос» состоит на вооружении ВМС Испании, находится в строю с 2010 года, длина 230м, имеет на вооружении до 30 самолетов и вертолетов.
  • Франция (1 корабль) — Атомный авианосец «Шарль де Голь» — является флагманом военных сил Франции. Введен в эксплуатацию в 2001 году, размеры в длину составляют 261м, включает до 40 летательных аппаратов.
  • Бразилия (1 корабль) — «Сан-Паулу» — авианосец эксплуатируется с 2001года, длина 265 метров, включает 14 самолетов и 11 вертолетов;
  • Таиланд (1 корабль) — представлен авианосцем «Чакри Нарубет» — имеет самый маленький размер среди ныне существующих аналогов, длина составляет 182 метра, авиационная группа состоит из 14 самолетов и 12 вертолетов. Эксплуатируется с 1997 года.
  • Великобритания (1 корабль) — тип «Илластриес» — один из старейших действующих авианосцев, участвовал во Второй мировой войне. Длина 205 м, на вооружении 33 самолета. В настоящее время готовятся к спуску новые авианосцы, которые должны заменить действующий экземпляр.
  • Россия (1 корабль) «Адмирал Кузнецов», последний в списке, но не по значимости и мощности. Используется с 1991 года, длина 270м, численность авиации: 50 самолетов и вертолетов. Ниже рассмотрим его более детально.

Сравнение лучших авианосцев мира

Рассмотрим десять мощнейших и самых крупных авианосцев в мире за всю историю существования данных судов. Детальнее остановимся на каждом из них.

  • Энтерпрайз (США) – этот атомный крупный авианосец по праву занимает первое место. Он был введен в эксплуатацию еще в 1961 году, в течение следующих 50 лет так и не нашлось замены этому боевому монстру. В середине 20 века планировалось построить еще пять таких же кораблей, однако, учитывая слишком высокую стоимость судна, было решено оставить его в единственном экземпляре. Благодаря ядерному горючему он может до 13 лет находиться в автономном состоянии в океане. Самый большой авианосец в мире имеет протяженность 342,3 метра, вмещает до 80 самолетов, экипаж состоит из 3000 человек. Атомоход включает четыре паровые катапульты, которые позволяют запускать один за другим самолеты за 15 секунд каждый. На взлетно-посадочную полосу осуществлена установка четырех тросов, помогающих функционировать тормозные цилиндры. Также корабль оснащен специальной нейлоновой сеткой, которая при возникновении проблем при торможении самолета сумеет поймать его и предотвратить аварию. Судно принимало участие в войнах с Кубой, Вьетнамом и Ираком. В 2012 году был выведен из состава американского флота. Спустя еще 5 лет легендарный авианосец Энтерпрайз был списан. Взамен ему пришел новый корабль Джеральд Р. Форд, который планирует встать на вооружение ВМФ США к 2020 году. До этого периода судно совершит несколько выходов в открытое море для подтверждения своей боеготовности. Корабль обошелся стране приблизительно в 13 миллиардов долларов, это самый дорогой авианосец в мире. По своему вооружению судно не отличается от предшественника, однако оно значительно превосходит его по уровню автоматизации, что позволяет уменьшить количество экипажа. Также были использованы новые технологии, обеспечивающие незаметность корабля при его попытке его обнаружения с помощью радиолокаторов.
  • Нимиц (США) — еще один пример атомного авианосца, первый его экземпляр произведен в 1975 году. Выпуск продолжался вплоть до 2009 года. В настоящее время на вооружении у США состоит 10 таких кораблей. Его длина равна 330 метров. Такие судна активно эксплуатировались в период военных действий в Югославии и Ираке. Стоимость корабля составляет около 4,5 миллиарда долларов. Атомный реактор позволяет кораблю находиться в автономном плавании около 25 лет. Период эксплуатации составляет 50 лет.
  • (США) – первый подобный авианосец был спущен на воду в далеком 1955 году. Длина составляла 325 метров. На сегодняшний день корабли этой конфигурации более не состоят на вооружении ни одной страны мира. Однако судно до сих пор занимает третью строчку в списке самых больших авианосцев в мире.
  • (США) – длина авианосца 320 метров, экземпляр известен большим количеством происходивших на борту несчастных случаев, связанных с пожарами. В результате одной из таких трагедий сгорело 135 человек. Снят с вооружения в 1993 году.
  • Джон Кеннеди (США) – в длину авианесущий крейсер также составляет 320 метров, был снят с вооружения ВМФ США в 2007 году. Корабль нес службу около 40 лет, осуществляя задания преимущественно в Средиземном море. За время своей службы потерпел несколько морских столкновений.
  • (США) – длина составляет 305 метров, произведен был в 1945 году, являлся первым тяжелым американским авианосцем. С 1992 года снят с вооружения, сегодня выполняет роль музея флота.
  • Адмирал Кузнецов (СССР-РФ) – корабль построен в городе Николаев в 1985 году, сегодня состоит на вооружении Северного флота ВМФ России, длина авианосного крейсера составляет 300 метров.
  • Лексингтон (США) – судно периода II мировой войны, но в 1946 году был затоплен после того как с его помощью проводились ядерные испытания.
  • Крейсер Варяг/Ляонин (СССР-Украина-Китай) – был спущен на воду в 1988 году в Николаеве. В период развала Союза на борту продолжалось строительство. Соответственно, корабль перешел в собственность к Украине, однако ремонтные работы в этот период были прекращены. Впоследствии недостроенный авианосец был продан в Китай за 20 миллионов долларов. На сегодняшний день состоит на вооружении Китайского ВМФ.
  • Синано (Япония) – был построен в 1942 году и участвовал в войне против Америки. Длина судна составляла 266м – вплоть до конца 50-х годов прошлого века это был самый большой в мире авианосец. В ноябре 1944 года при сражении с американскими военными судно было затоплено, а вместе с ним 1435 человек экипажа.

Последние разработки

Одной из последних новинок в сфере ВМФ по слухам экспертов является разработка подводной авиации Российской Федерации. Первый атомный подводный авианосец России проекта 941-бис по слухам должен быть готов к 2020 году. Идея такого судна разрабатывалась с 1991 года на Рубиновском проекте транспортных подлодок. Сегодня в интернете можно встретить макет такой субмарины. Однако эта подводная лодка и ее устройство строго засекречены, узнать реальные даты ввода в эксплуатацию не представляется возможным. Одно можно сказать с уверенностью – если он будет введен в эксплуатацию – это будет лучший авианосец в мире и единственный атомный подводный корабль с истребителями на борту.

Как видно из перечня самых больших авианесущих крейсеров мира всех времен неоспоримое лидирующее место в данном виде вооружения занимают авианосцы США. Авианосцы — важный атрибут в военно-морских силах любой страны, в то же время они являются одними из самых уязвимых кораблей при масштабных сражениях. Такие корабли незаменимы при ведении боевых действий со странами, не имеющими современного ядерного вооружения. При агрессии со стороны равной по мощности державы авианосцы будут оставаться важной, но не основной составляющей при проведении боевых действий.

Авианосец Дуайт Эйзенхауэр, слева: через пирс, Джон К. Стеннис (USS John C. Stennis (CVN-74)) отходит Норфолке, штат Вирджиния на свой первый развертывания, 26 февраля 1998 года. ВМС США фото фотографа 3-го класса Лия Канакской Один из основных предварительных проектов CVX является авианосец-невидимка. Внешне он радикально отличается от всех предыдущих кораблей этого класса. Стреловидная носовая часть призвана уменьшить радиолокационную заметность. Надстройка - «остров» - также выполнена с элементами технологии «стэлс». Вся верхняя часть представляет собой большую взлетно-посадочную палубу. Самолеты также смогут взлетать и с двух вспомогательных взлетных палуб, расположенных по бортам практически по всей длине корпуса. Первый из авианосцев нового класса уже спущен на воду.

В ноябре 1961 года в состав американского флота был введен первый авианосец с ядерной энергетической установкой – CVAN-65 «Энтерпрайз». На нем полностью отсутствовало артиллерийское и ракетное вооружение – его оборона возлагалась на его же собственные самолеты. Астрономическая по тем временам сумма в 450 млн. долларов, затраченная на его постройку, оставила его единственным в своей серии. Первый корабль новой серии атомных авианосцев типа «Нимитц» был заложен в 1968 году. Его собратья и на сегодняшний момент продолжают оставаться самыми крупными боевыми кораблями в мире.

Один корабль серии «Нимитц», заслуживает особого внимния, а именно: «Джордж Буш-старший» CVN-77 . Хоть этот корабль номинально и считается 10-м в серии, по своей конструкции он будет занимать переходное положение между «Нимитцами» и перспективными авианосцами CVX, которые и составят основу морской мощи Соединенных Штатов в XXI веке.

«Джордж Буш-старший» имеет полностью обновленное радиоэлектронное оборудование и боевую информационную управляющую систему. Вместо привычного «острова» на кораблях серии CVX предполагается установить одну или две небольшие надстройки призматической формы, призванной максимально снизить их эффективную площадь рассеяния (ЭПР) – для уменьшения радиолокационной заметности, а антенны будут заменены на фазированные решетки, расположенные на боковых стенках надстроек. В этих же целях и самолето-подъемники, по всей вероятности, вновь станут палубными, а не бортовы ми, как на всех послевоенных кораблях.

Такие перспективные авианосцы XXI века, как CVN-78 и CVN-79, должны стать вообще совершенно новыми кораблями. Не исключено, что вместо ядерного топлива на них совершится переход на турбины. Новинкой должны явиться и электромагнитные катапульты, и электромагнитные посадочные устройства, которые заменят обычные катапульты и аэрофинишеры. Параллельно ведется разработка и перспективных самолетов для вооружения этих кораблей. CVN-78 был заложен в 2009-м, Спущен на воду – в 2013 году. CVN-79, соответственно – в 2011-м и 2018 годах. Срок службы этих авианосцев определен в 50 лет. В настоящее время командование ВМС США считает, что флот должен иметь в строю не менее 10 авианосцев. Самый первый атомный авианосец ВМФ США «Энтерпрайз» CVN-65 выведен из состава флота в 2012 году, после чего в течение 3 лет должен быть введен в строй CVN-78, получивший название «Джеральд Р. Форд» (англ. USS Gerald R. Ford)

Авианосный парк США

1 авианосец Enterprise («Энтерпрайз») полное водоизмещение 89 100 т; длина 342,4 м; самолетов 80; скорость 32 узла. Списан 1 декабря 2012 года

9 авианосцев типа Nimitz («Гарри Трумэн», «Джон Стэннис», «Джордж Вашингтон», «Авраам Линкольн», «Теодор Рузвельт», «Карл Винсон», «Дуайт Эйзенхауэр », «Джордж Буш-старший», «Рональд Рейган»). Полное водоизмещение 91 440 т; длина 331,7 м; самолетов 80; скорость 31 узел.

3 авианосца типа Kitty Hawk («Констеллейшн», «Китти Хоук», «Джон Ф. Кеннеди») полное водоизмещение 80 950 т; длина 319,3 м; самолетов 95; скорость 33,6 узла.

10 универсальных десантный кораблей (1 – типа "Тарава", который устарел; 8 – совеременные типа "Уосп"; 1 – новейший "Америка". Водоизмещение: 40 тыс. тонн; длина 250 м.

Они способны перевозить и высаживать на берег, а также поддерживать действия экспедиционного батальона морской пехоты (2000 чел.) со всей техникой. Док-камера в корме служит для обслуживания амфибийных десантных барж (типа LCAC) на воздушной подушке, а также традиционных, типа LCU-1610, которые доставляют на берег тяжелую технику. В ангаре под полетной палубой размещается до 40 единиц летной техники, которые действуют с 8-10 посадочных мест на летной палубе.

Целевая группа пятьдесят один (CTF-51) универсальных десантных кораблей собрались вместе в беспрецедентном до этого формирования во время операции в Персидского заливе. Это был первый раз, когда шесть универсальных палубных десантные кораблей из Восточного и Западного побережий развернули в одном районе операции. Во главе с флагманское судно Тарава (LHA 1), остальные корабли (слева направо): Боном Ричард (LHD 6), Кирсердж (LHD 3), Батаан (LHD 5), USS Сайпан (LHA 2) , и Боксер (LHD 4). CTF-51 привела десантные войска ​​в регион Персидского залива во время операции по освобождению Ирака. Головной и корабль и первый с левого борта - типа «Тарава», остальные - типа «Уосп». Дата 20 апреля 2003.
Самая большая группа из 32 кораблей разного класса для морского десанта собиралась с целью высадки в Инчхон, во время Корейской войны.

Россия

1 тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов». Полное водоизмещение 70 500 т; длина 304,5 м; самолетов 24, вертолетов 42; скорость 32 узла.

Появление в составе ВМС США атомных подводных лодок, вооруженных ракетами типа «Поларис 1», поставило перед ВМФ СССР вопрос об организации противолодочной обороны дальней зоны. Для этого нужен был корабль с групповым базированием противолодочных вертолетов. Его технический проект был утвержден в январе 1962 года. Для дальнего обнаружения подводных лодок в подкильном выдвижном обтекателе впервые была установлена мощная гидроакустическая станция. В ангарах корабля разместилось 1Л противолодочных вертолетов Ка-25. Головной корабль серии получил имя «Москва», второй – «Ленинград». К началу ходовых испытаний на «Москве» было установлено 19 новых образцов оружия и технических средств, еще не принятых на вооружение, а в 1972-м корабль принял на свою палубу первый самолет вертикального взлета и посадки (СВВП). Но так как корабль, вооруженный лишь вертолетами, не мог претендовать на океанское господство, то в результате появился проект тяжелого авианесущего крейсера. Он был оснащен не только самолетами, но и ударным ракетным оружием. Всего было построено 3 таких корабля (проект 1143) – «Киев», «Минск» и «Новороссийск», предназначенных для группового базирования 16 самолетов вертикального взлета Як-38 и 18 противолодочных вертолетов. На ТАКР типа «Рига» (проект 1143.5) впервые в отечественном флоте было предусмотрено базирование реактивных самолетов горизонтального взлета и посадки. Первоначально планировалась установка катапульт, но позже их заменили трамплином. Ныне этот корабль является единственным действующим авианосцем российского флота и носит имя «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов», на нем базируются лучшие в мире палубные истребители Су-33.

Последним достижением отечественного кораблестроения стало начало постройки атомных авианосцев по проекту 1143.7. На корабле водоизмещением около 75000 т планировалось разместить до 70 летательных аппаратов, две катапульты, трамплин и аэрофинишеры, а также ударное ракетное оружие, состоящее из 16 вертикальных пусковых установок. Ядерная энергетическая установка могла обеспечить кораблю скорость хода около 30 узлов. Но после полного прекращения финансирования к концу 1991 года корабль, готовый почти на треть, был разрезан прямо на стапеле. Отечественные авианесущие корабли никогда не были классическими авианосцами, так как их главное ударное оружие – ракеты, а не самолеты и вертолеты.

Китай

1 авианосец «Ляонин » Водоизмещение 59 500 т; Длина 304,5 м; Ширина 38 м (75 м – полётная палуба). Авиационная группа до 30 палубных истребителей Shenyang J-15, до 24 вертолетов Changhe Z-8. Скорость хода 29 узлов (54 км/ч)

Ляонин (до 19 июня 1990 года – «Рига», до 25 сентября 2012 года – «Варяг»; также известен под бортовым номером 16 и ранее – под неофициальным именем «Ши Лан») – первый и единственный авианосец НОАК . Был заложен в 1985 на верфи в Николаеве для ВМФ СССР как второй авианосец проекта 1143.6. После распада СССР в 1992 году корабль достался Украине и постройка была прекращена в 1998 году. Куплен Китаем за 25 миллионов долларов официально с целью организации плавучего центра развлечений. Отбуксирован в Китай и достроен как авианосец. 25 сентября 2012 вошёл в состав ВМФ НОАК.

В 1993 году по договору между Украиной и Россией «Варяг» отошёл Украине. В 1992 году при 67 % технической готовности строительство было приостановлено, корабль законсервирован и в апреле 1998 года продан китайской компании Chong Lot Travel Agency Ltd за $25 млн, как было объявлено, для организации плавучего центра развлечений с казино. Буксировка корабля длилась 627 дней Турция под давлением США 16 месяцев отказывалась пропустить его через Босфор и проход корблей без двигателя запрещен через Суэцкий канал.

Авианосцы Великобритании

Было 3 легких авианосца типа ILLASTRIES («Инвинсибл», «Илластриес», «Арк Ройял») водоизмещение 19 500 т; длина 207,0 м; самолетов 14; скорость 28 узлов.

В июле 1973 года был заложен первый британский авианосец послевоенной постройки «Инвинсибл». Этот корабль, вступивший в строй в 1980 году, имел уникальное авиационное вооружение, состоящее из самолетов вертикального взлета/посадки (СВВП) «Харриер» и достаточно необычный для классического авианосца вид. Его взлетная палуба ближе к носу заканчивалась большим трамплином с углом установки 70, рассчитанным на то, что самолет СВВП может взлетать не только вертикально, но и с коротким разбегом. Это позволяло значительно увеличить вес вооружения, с которым самолет может подняться в воздух. Всего было построено три авианосца этого типа – «Инвинсибл», «Илластриес» и «Арк Ройял». Эти корабли стали родоначальниками абсолютно нового типа авианосцев – носителей СВВП, или авианосцев для самолетов с вертикальным/коротким взлетом/посадкой. До недавнего времени они составляли основу морской мощи Великобритании, хотя их никак нельзя сравнивать с ударными авианосцами ВМФ США – в пять раз меньшее водоизмещение и всего от 14 до 16 СВВП против 80-90 «нормальных» самолетов. В боевом составе британского флота до 2005 года постоянно находились два корабля, третий же выводился в в резерв для прохождения планового ремонта или модернизации.

В 2005 году «Инвинсибл» был списан. «Арк Роял» был списан 11 марта 2011 г. В 2011 отпрвлены на слом.

«Инвинсибл» торжественно возвращается после Фолклендского конфликта в 1982 году. Выстроились на палубе вертолеты Sea King из 820 военно-морской авиационной эскадрильи и самолета Sea Harrier FRS1 из 800 военно-морской авиационной эскадрильи.

В настоящее время ведется разработка проекта авианесущих кораблей, призванных заменить авианосцы типа «Илластриес». Название нового типа «Куин Элизабет» (англ. Queen Elizabeth class carriers). На авианосцах такого типа не будут применяться атомные энергетические установки. На палубе будет две надстройки. В качестве основного двигателя используется интегрированная дизель-газотурбинная-электрическая двигательная система. Палуба авианосцев типа «Куин Элизабет» обеспечивает одновременный взлёт и посадку самолётов. В передней части палубы расположен трамплин с углом возвышения 13°. Полное водоизмещение 70,600 т; длина 284 м; Авиационная группа 40 самолётов и вертолётов.

Франция

1 авианосец Charles De Gaulle («Шарль де Голль») полное водоизмещение 42 550 т, длина 261,5 м, до 40 летательных аппаратов, скорость 27 узлов.

Первый послевоенный авианосец французской постройки «Клемансо» вошел в строй в ноябре 1961 года, а однотипный с ним «Фош» – в июле 1963-го. Оба они были модернизированы для базирования новых самолетов. В 1980-м было принято решение о строительстве двух атомных кораблей, построен же был только «Шарль де Голль», являющийся единственным авианосцем французского флота. Он имеет оригинальный силуэт – его «остров», созданный с элементами технологии «стелс», сильно сдвинут на нос. Постройка этого корабля, по разным данным, обошлась от 3,2 до 10 миллиардов долларов, что, собственно, и привело к отказу от планов по строительству следующего корабля.

Индия

2 авианосца: Viraat («Вираат») полное водоизмещение 28 700 т; длина 198 м; самолетов 21; скорость 28 узлов. «Викрамадитья» водоизмещение полное 45 500 т; длина габаритная 274 м; ширина габаритная 53,2 м; скорость хода максимальная 32 узла; авиационная группа 14-16 самолётов МиГ-29К, 2 МиГ-29КУБ, до 10 вертолётов Ка-28 , Ка-31.

Индия проводит последовательную политику, направленную на развитие своего авианосного флота. В 1986 году было достигнуто соглашение с Великобританией о покупке ветерана Фолклендской войны – авианосца «Гермес», вошедшего в состав ВМФ Индии под названием «Вираат», и до сих пор находящегося в строю.

Авианосец «Викрамадитья» сооружен на основе тяжёлого авианесущего крейсера «Адмирал Горшков» путём глубокой модернизации. После полной реконструкции корабль изменил своё назначение: вместо авианесущего противолодочного крейсера корабль стал полноценным авианосцем. В процессе перестройки корпуса корабля на нём было заменено большинство элементов выше ватерлинии, заменены котлы энергетической установки, убрано всё вооружение и установлено новое, исключительно зенитное.

Бразилия

1 авианосец Sao Paulo («Сан-Паулу») полное водоизмещение 32 700 т; полная длина 265 м; самолетов 12-14; вертолетов 9-11; скорость 32 узла.

Выведенный из состава французского флота осенью 2000 года авианосец «Фош» был куплен Бразилией, получив название «Сан-Паулу».

Италия

1 авианосец Giuseppe Garibaldi («Джузеппе Гарибальди») полное водоизмещение 13 850 т: длина 180,2 м: самолетов 12; скорость 29,5 узла.

Испания

1 авианосец Principe De Asturias («Принсипе де Астуриас») полное водоизмещение 16 700 т; длина 195,7 м; самолетов 17; скорость 26 узлов.

Тайланд

1 авианосец Chakri Nareubet («Чакри Нареубет») полное водоизмещение 11 486 т; длина 167 м; самолетов 10; скорость 26,2 узла.

«Чакри Нареубет» построен испанцами по заказу ВМС Таиланда на базе проекта «Принсипе де Астуриас», хотя и уступает ему в размерах. Не исключено, что на постройку для Таиланда еще одного легкого авианесущего корабля в ближайшее время будет заключен контракт с Германией.

Ударный авианосец ВМС США Enterprise (оперативный код CVN-65) во многом стал первым: первым атомным кораблем данного типа, первым, правда, и единственным, представителем авианосцев класса Enterprise, первым, т.е. самым крупным из когда-либо существовавших военным кораблем…

Строительство корабля началось 4 февраля 1958 года на верфи в Ньюпорте, спущен на воду в сентябре 1960 года, включен в состав флота 25 ноября 1961 года. Первым боевым заданием, в котором участвовал Enterprise, была блокада Кубы в 1962 году во время Карибского кризиса.

Проект авианосцев класса Enterprise был развитием предыдущего класса KittyHawk. Стоимость постройки оказалась очень высока — 451 млн. долларов, это стало причиной того, что больше кораблей этого класса построено не было.

Корпус гладкопалубный, с односторонней угловой палубой. Бронированная полетная палуба интегрирована в силовую структуру корабля, обеспечивая продольную жесткость корпуса. Длина полетной палубы – 331 м, максимальная ширина — 78 м. Для доставки самолетов из ангара предназначены 4 подъемника. Одновременно на палубе могут находиться до 43-х самолетов. Доставкой боеприпасов занимаются 3 подъемника.

Для старта самолетов предназначены 4 паровые катапульты; по паре в носовой части на угловой палубе. Поднимающиеся позади катапульт газоотбойные щиты защищают палубу от раскаленных газов реактивных двигателей. Катапульта способна за 2 секунды по стометровой взлетной полосе разогнать SuperHornets до скорости 200 км/час, при этом перегрузки достигают величины 4g. Используя все 4 катапульты, авианосец может запускать самолеты каждые 15-20 секунд.

Торможение самолетов после посадки обеспечивают 4 аэрофинишера. В случае, если им не удается полностью остановить самолет, то для предотвращения его падения в воду предусмотрен аварийный барьер, представляющий собой поднимающуюся сетку.

Энергетическая установка корабля состоит из 8 ядерных реакторов. Для повышения живучести каждые 2 реактора работают на отдельный гребной вал с пятилопастным 32-тонным гребным винтом диаметром почти 6.5 м. Для повышения маневренности и уменьшения радиуса циркуляции корабля каждый винт снабжен собственным рулем. Одной заправки ядерным топливом может хватить более чем на 10 лет службы.

Использование ядерной установки имело несколько преимуществ. Во-первых, отсутствие необходимости в хранении большого объема топлива для двигателей позволило увеличить запас авиационного топлива до 9 с лишним миллионов литров. Во-вторых, благодаря отсутствию дымовых труб и крупных воздушных шахт удалось уменьшить размеры палубной надстройки («острова») и увеличить площадь полетной палубы на 400 кв. м, исключить ее задымленность. В-третьих, увеличились погреба для боезапаса до 2500 тонн.

Но были и недостатки. Большое количество реакторов, их размеры, противорадиационная защита и некоторые другие причины вынудили увеличить ширину корпуса корабля, что, в свою очередь, повлекло увеличение его длины для обеспечения заданных скоростных характеристик.

Характеристики авианосца:

  • Водоизмещение максимальное 93284 тонн
  • Длина 342 метра
  • Ширина по ватерлинии 40.5 метра
  • Ширина максимальная 78.4 метра
  • Осадка 12 метров
  • Площадь полетной палубы 18 211,5 м2
  • Мощность ССУ 280000 л.с.
  • Максимальная скорость 33.6 узла (62.2 км/час)
  • Максимальная вместимость 5828 человек
  • Экипаж 3000 человек (2700 рядовые, 150 старший комсостав, 150 средний комсостав)
  • Летный состав 1800 человек (250 летчики и 1550 технический персонал).
  • Вооружение: 3 пусковые установки Mk 29 NATO Sea Sparrow, 3 20-мм Phalanx CIWS Mk 15
  • Порт приписки: Норфолк (Norfolk, Va)

Авиационная группа

Основная система вооружения самого большого авианосца – авиационная группа, выполняющая разные задачи от защиты корабля до воздушной поддержки сухопутных сил и нанесения ударов по объектам противника.

На корабле размещены 8 эскадрилий:

  • Эскадрилья дальней воздушной разведки, использующая E2C-Hawkeys.
  • Эскадрилья, использующая самолеты Vikings, предназначена для уничтожения вражеских подлодок и дозаправки в воздухе.
  • Эскадрилья противорадарной защиты. В ее составе самолеты Prowlers.
  • 3 эскадрильи истребителей-бомбардировщиков F-18 Hornets.
  • Эскадрилья многоцелевых истребителей-бомбардировщиков и штурмовиков F-18 SuperHornets. Несмотря на сходство с обычными F-18 Hornets, это совершенно новый самолет, отличающийся большим радиусом действия, новым вооружением, новой авионикой и т.д..
  • Эскадрилья вертолетов Seahawk. Их основные задачи – поиск вражеских подлодок, поисково-спасательные операции, транспортировка грузов и персонала между кораблями эскадры.

Авария на авианосце

14 января 1969 года, находясь в 140 км от Гаваев и направляясь в зону боевых действий во Вьетнаме, на взлетной палубе корабля произошел взрыв одной из ракет, повлекший за собой большой пожар и детонацию бомб находившихся рядом самолетов. Корабль получил серьезные повреждения, погибло 27 и получили ранение более 300 человек. Ремонт занял 51 день.

Корабли сопровождения

Учитывая огромную огневую мощь, авианосец является одной из главных целей для вражеских атак. Небольшая эскадра вспомогательных судов постоянно сопровождает Enterprise для его защиты. Среди них:

  • Крейсер – снабжен системой раннего обнаружения, способен уничтожить любую воздушную цель.
  • Фрегат – защищает авианосец от вражеских ракет
  • Противоракетный катер – защищает от самонаводящихся ракет, воздушных налетов и подводных лодок
  • Корабль снабжения – обеспечивает функционирование этой группы, снабжает всем необходимым, от еды до боеприпасов.
  • Подводная лодка

Окончание службы.

За все время службы авианосец совершил 25 походов, принимал участие во многих боевых действиях и операциях. 1-го декабря 2012 года списан и готовится к утилизации. Его имя перейдет к новому кораблю CVN-80 (тип «Форд»).

Авианосцы класса "Джеральд Р. Форд" являются преемником авианосцев класса "Нимиц". Ожидается, что в общей сложности будет построено 9-10 новых авианосцев этого класса. Это будут самые крупные и мощные военные корабли из когда-либо построенных. Эти авианосцы будут основной ударной силой ВМС США на протяжении всего 21-го века.

Дизайн корпуса класса Форда аналогичен класса "Нимиц". Новые авианосцы будут иметь меньший, переработанный остров, оснащены более автоматизированными и эффективными системами наблюдения и контроля. Он сможет нести авиагруппу из 85 самолетов, вертолетов или беспилотных летательных аппаратов. Она будет включать в себя F-35 JSF и F / A-18E / F, EA-18g , самолёт радиоэлектронной борьбы E-2D Advanced, вертолеты MH-60R и MH-60S.

2. Нимиц (США)

В общей сложности 10 авианосцев этого класса были построены, в том числе 3 по первоначальному проекту и 7 по улучшенному. Это были самые большие военные корабли своего времени. С атомной силовой установкой, они могут нести 80 самолетов и вертолетов, в основном F / A-18E / F, самолёт радиоэлектронной борьбы EA-6B Prowlers, E-2C Hawkeye самолет раннего предупреждения и вертолеты MH-60R и MH-60S.

Класс "Нимиц" имеют автоматизированные системы самообороны против крылатых противокорабельных ракет за счет интеграции и координации систем вооружения и РЭБ.


3. Адмирал Кузнецов (Россия)

"Адмирал Кузнецов" введен в эксплуатацию ВМФ России в 1991 году, он меньше чем американские авианосцы, но несет более мощное наступательное вооружение.

Отсутствие катапульты исключает запуск самолетов с тяжелым ударным вооружением. Этот военный корабль несет около 40 самолетов и вертолетов, в том числе Су-33 и МиГ-29К, различные версии корабельных вертолетов Ка-27.

Адмирал Кузнецов тяжелый авианесущий крейсер, а не только авианосец. Он несет ряд наступательных вооружений, стоит отметить 12 × ПУ ПКРК «Гранит».


4. Ляонин (Китай)

"Варяг" был вторым кораблем класса Кузнецов сошедшим со стапелей в городе Николаев, что сейчас находится на Украине. Он был заложен в 1985 году и спущен на воду в 1988 году, после распада Советского Союза финансирование строительство корабля остановилось. В конце концов незавершенный корпус продан в Китай, где он был восстановлен и переоборудован.

Этот авианосец введен в эксплуатацию Военно-Морским флотом Китая в 2012 году, под названием "Ляонин". "Ляонин" может нести до 50 самолетов и вертолетов. После ремонта китайский корабль потерял все наступательные тяжелое вооружение класса "Адмирал Кузнецов". Теперь он несет только оборонительное оружие ближнего радиуса действия.


5. Куин Элизабет (Великобритания)

Авианосцы типа «Куин Элизабет» в количестве 2 кораблей должный войти в состав Королевского военно-морского флота Великобритании к 2020 году. Первый авианосец был заложен в 2009 году и сейчас достраивается на плаву.

Систершип "Принц Уэльский" планируют ввести в эксплуатацию к 2020 году. Эти новые авианосцы будут крупнейшими военными кораблями когда-либо построенных для Королевского военно-морского флота. Они смогут нести более 40 самолетов и вертолетов. Основным их вооружением будут самолеты F-35B STOVL и вертолеты CH-47 Chinook , Merlin и Lynx Wildcat.


6. Шарль де Голль (Франция)

Это относительно современный атомный корабль. Он введен в эксплуатацию в ВМС Франции в 2001 году. В настоящее время является флагманом французского флота. Это единственный атомный авианосец, построенный за пределами Соединенных Штатов.

"Шарль де Голль" может нести более 40 самолетов и вертолетов. Авиагруппа состоит из 30 Rafale многоцелевых истребителей, также есть E-2C Hawkeye самолеты радиолокационного предупреждения, вертолеты представлены SA 365F Dauphin или AS 322 Cougar.

Второй корабль был запланирован, но из-за отсутствия финансирования его строительство так и не началось.


7. Викрамадитья (Индия)

ВМС Индии представлены в нашем Топ 10 авианосцев мира, кораблем под именем "Викрамадитья", это легкий авианосец представляет собой модифицированный и переоборудованный бывший авианесущий крейсер класса "Киев". Один из кораблей этого класса после переоборудования на Севмаше был продан в Индию.

"Викрамадитья" может нести около 30 самолетов и вертолетов, в том числе МиГ-29KU и МиГ-29КУБ, вертолеты Ка-31. Максимальная авиагруппа состоит из 30 самолетов и 6 вертолетов.


8. Сан - Паулу (Бразилия)

"Сан-Паулу" является авианосцем класса "Клемансо". Первоначально он был введен в эксплуатацию в ВМС Франции в 1963 году, под именем "Фош". Корабль был продан в Бразилию в 2000 году, где он стал новым флагманом бразильского флота.

"Сан-Паулу" может нести до 40 самолетов и вертолетов. Однако этот авианосец в настоящее время служит в основном для подготовки пилотов. Его наступательные возможности ограничены.


9. Кавур, Италия

"Кавур" легкий авианосец, он был введен в эксплуатацию в 2008 году. В настоящее время это новый флагман итальянского флота. Этот современный военный корабль рассчитан на работу V / STOL самолетов F-35 и вертолетов, может служить в качестве командного центра.

"Кавур" несет более 20 самолетов и вертолетов. В настоящее время с него поднимаются в воздух V-8B Harrier II. В будущем они будут заменены на Lockheed Martin F-35B, вертолеты представлены О-101, NH-90 и SH-3D.

Он может перевозить основные боевые танки и десантные транспортные средства в самолетном ангаре. Также он вмещает полк из 325 морских пехотинцев.


10. Чакри Нарубет (Таиланд)

Авианосец "Чакри Нарубет" был построен в Испании. Он был введен в эксплуатацию Королевским тайским военно-морским флотом в 1997 году.

Он может нести около 30 самолетов и вертолетов. Авиагруппа включают в себя самолеты AV-8S Matador и вертолеты S-70B Seahawk, Sea King или CH-47 Chinook.

Однако Чакри Naruebet не хватает оборонительных вооружений. не было установлено планируются первичное вооружение зенитного включая 8-элементную VLS пусковой для ракет Sea Sparrow и четыре Vulcan Фаланга CIWS креплений. Это судно защищено просто Mistral самонаводящихся ракет ближнего радиуса действия инфракрасных.




Касса