Конспект нод познание "осень". Урок: Осень. Познание мира

Цели:

  • обобщить и систематизировать знания детей об осени;
  • развитие интереса к объектам природы, расширение кругозора и представлений детей об изменениях в жизни зверей осенью;
  • развивать обобщённые представления о птицах;
  • развитие речи;
  • обогащение словарного запаса детей.

Словарная работа: перелётные, зимующие, кочующие

Оборудование: иллюстрации птиц, картины осени, шапочки животных, карандаши

Ход занятия

1. Организационный момент

Воспитатель: С каким настроением вы сегодня пришли на занятие?

Дети: С весёлым, хорошим

В: Покажите мне ваше хорошее настроение. Напоминаю, что на занятии нужно не кричать, не шуметь, слушать воспитателя внимательно, поднимать руку.

В: Послушайте стихотворение.

Поспевает брусника
Стали дни холоднее
И от птичьего крика
В сердце только грустнее
Стаи птиц улетают - прочь
За синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе!

В: О каком времени года говорится в стихотворении?

В: По каким приметам вы догадались, что это осень?

Д: Птицы улетают, деревья "разноцветные", стали дни холоднее, и т.д.

В: Какие приметы осени ещё вы знаете? (называют )

В: А почему природа изменяет свой цвет именно осенью?

Д: Мало света, тепла

В: Назовите слова, которые мы наиболее часто используем в разговоре про осень?

Д: Листопад, слякоть, дождливая погода, пасмурно и т.д.

В: Ребята! Вся ли осень одинаковая?

В: Какая бывает осень?

Д: Ранняя и поздняя?

В: Что бывает ранней осенью?

Д: Листья начинают менять свой окрас, идёт холодный дождь, птицы улетают и т.д.

В: Что бывает поздней осенью?

Д: Деревья стоят голые, падает снег, птицы улетели и т.д.

3. В: Ребята, каких зверей можно встретить в лесу осенью? (называют ) А сейчас мы узнаем чем они занимаются осенью в лесу. (дети в масках рассказывают о себе )

Ёж: Деревья готовятся к зиме, и я тоже готовлюсь. Всё лето я накапливал жир, ведь мне предстоит долгая спячка. Спать я буду в укромном месте, в сухих листьях и в траве. Я собираю листочки, чтобы сделать тёплую постельку на зиму.

Медведь: Закружился листопад в лесу, пора пришла мне подыскать место для берлоги. Место должно быть надёжным, чтобы спокойно спать до весны. Берлогу надо листьями устлать, душистой хвоёй и сухим мхом, чтобы было тепло. Вот-вот начнутся снегопады. Снежное одеяло прикроет сверху берлогу, и будет мне в ней тепло и тихо.

Лиса: А мы, лисы, к зиме шубку меняем на тёплую и пушистую. На лапках моих вырастает густая шерсть, точно валенки тёплые. А каким пушистым хвост становится! Нора моя в глухом лесу. Зимой мышки от голода спасают.

Заяц: Сейчас я линяю: вместо серой вырастает белая шёрстка. Кормлюсь я по ночам - так безопаснее. Люблю я полакомиться веточками, корой молодых деревьев и кустарников. Глаза косые у меня не случайно, вижу ими не только, что впереди, но и по сторонам и даже немного сзади.

Волк: Запасов на зиму мы, волки, не делаем. Помогают пережить трудное зимнее время нам сильные ноги да острые зубы. Много приходится пробежать, прежде чем найдём добычу, потому и говорят о нас в народе, что волка ноги кормят.

Целый день я всё скакала,
Осенью ведь дел не мало:
Выбрать на зиму дупло,
Чтобы было в нём тепло,
Застелить его ковром -
Тёплым пухом, мягким мхом.
День-деньской скачу по лесу
Собираю мягкий мох,
А орешек если встречу,
В кладовую с ним я скок!
Ну, а если на полянке
Я грибочек разыщу,
То зимою приходите -
Непременно угощу.
Лист осенний облетает,
Льётся с веток листопад.
Посмотрите, посмотрите,
Я меняю свой наряд.
Была рыжая, теперь
Шубка гуще и светлей,
Хвостик серебристый -
Серенький, пушистый.

4. В: А сейчас отдохнём.

5. В: Ребята, почему не слышно весёлых птичьих голосов?

Д: Улетели в тёплые края

В: Почему они от нас улетели?

Д: Стало холодно и голодно

В: Как называются птицы, которые улетели?

Д: Перелётные

В: Назовите этих птиц?

Д: Кукушка, скворец, грач, лебедь, журавли, утки и т.д.

В: А как называются птицы, которые у нас зимуют?

Д: Зимующие

В: Назовите зимующих птиц?

Д: Сорока, ворона, снегирь, воробей, клёст и т.д.

В: Я хочу вам сказать, что с наступлением холодов с севера перекочёвывают к нам чижи, свиристели, чечётки, снегири - это кочующие птицы. Как вы думаете, почему их назвали кочующие? (отвечают )

В: Кочующие, потому, что отлетают на небольшие расстояния. Привыкли жить в холоде.

6. Игра "Помести птицу в свой дом".

В: Ребята, где живут птицы?

Д: В скворечниках, гнёздах, на крышах домов и т.д.

Соедините линиями какая птица где живёт, поместите её в свой дом.

7. Итог занятия

Понравилось ли вам занятие?

Что запомнилось?

Что запомнили интересного?

Предмет: познание мира, 1 класс
Тема урока: Осень
Цель урока: Совершенствовать представления учащихся об изменениях вприроде осенью.
Задачи:
1.Дать более глубокие представления об изменениях в природе в сентябре,
октябре, ноябре.
2.Развивать устную речь учащихся, обогащать словарный запас, логическое мышление, познавательную активность, интерес к предмету.
3.Воспитывать бережное отношение к природе, наблюдательность,
умение слушать.
Тип урока: комбинированный
Методы: проблемный, частично-поисковый, практический,
самостоятельная работа.
Оборудование: оформленная доска, мультимедийное сопровождение.
Ход урока:
1.Организационный момент. Психологический настрой учащихся:
Слушаем, запоминаем, ни минуты не теряем!
Все расселись по местам, никому не тесно,По секрету скажу вам: "Будет интересно!"
- О каком времени года загадка?
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льется
Это время года как у нас зовется? (Осень)
(Видеоролик «Осенний позитивчик»)
2.Сообщение темы урока.
- Как вы думаете, какой теме будет посвящён наш урок? (Осени)
- Сегодня мы будем говорить о том, какие изменения происходят в неживой природе, в жизни растений, птиц и животных.
3.Актуализация знаний.
Постановка проблемной ситуации.
В народе говорят: «Осень всех наградила, всё загубила»
Проверить верно или неверно это высказывание поможет в этом наш урок.
4.Работа над темой урока.
- Назовите осенние месяцы? (Сентябрь, октябрь, ноябрь)
Осень бывает: ранняя, золотая, поздняя. Осень постепенно переходит из одной стадии в другую.
Стихотворение о сентябре.
Опустел колхозный сад
Паутинки вдоль летятИ на южный край земли
Потянулись журавли
Распахнулись двери школ
Что за месяц к нам пришел? (сентябрь)
Сентябрь - ранняя осень.
-Как мы понимаем, что осень пришла? (Меняется погода).
Предлагаю назвать изменения в природе осенью с помощью упражнения «Скажи наоборот». Помогите закончить предложения.
- Летом небо светлое, а осенью серое, хмурое.
- Летом день длинный, а осенью короткий.
- Летом тучки ходят высоко, а осенью низко.
- Летом деревья стоят одетые в зеленую листву, а осенью в желтую, красную, оранжевую.
- Летом ночи теплые, а осенью холодные.
- Летом дождь короткий, ливневый, а осенью мелкий, моросящий.
- Летом люди одеваются легко, а осенью тепло.
- Молодцы. Все ответы верные.
- Какая главная задача стоит перед людьми осенью? (Уборка урожая. Чтобы быть сытым зимой, надо хорошо потрудиться осенью).(Видеоролик «Что нам осень принесет»)
Вернемся к первой части нашей проблемы: «Осень всех наградила»
- Как вы понимаете?
Вывод: Осенью созревают овощи и фрукты в огородах и люди собирают свой урожай с радостью и благодарят осень, которая наградила всех таким богатым урожаем.
- Смогли мы доказать, что осень нас чем-то наградила?
Октябрь
Все мрачней лицо природы
Почернели огороды
Оголяются леса
Смолкнут птичьи голоса
Мишка в спячку завалился
Что за месяц к нам явился?
Октябрь - Золотая осень
Почему к зиме деревья.Раздеваются кругом?- А деревьям тоже нужно.Раздеваться перед сном!
- Какое явление природы помогает деревьям приготовиться к зиме? (Листопад)
Послушаем стихотворение Ивана Алексеевича Бунина «Листопад»
(Видеоролик И.А.Бунин «Листопад»)
- Назовите причины листопада. (Спасает от засухи деревья, от ломки ветвей, избавляет от вредных веществ).
Вывод: главная примета осени - похолодание. Осенние изменения в природе отражаются на жизни животных. Животные к холодной зиме готовятся осенью.
- Что происходит с насекомыми осенью?
(Часть насекомых погибает, часть улетает в теплые края (стрекозы, бабочки, божьи коровки), часть прячется в укромном месте и засыпает).
- Как готовятся к зиме лягушки, змеи, ящерицы?
(Прячутся в корнях деревьев, норах, под камнями, зарываются в ил и впадают в зимний сон).
- Как готовятся к зиме рыбы?
(Прячутся в ил и спят на дне лини, караси, сомы. Остальные рыбы бодрствуют).Работа в паре. А сейчас мы с вами поработаем Мастерами Мозаики.
Соберите картинку птицы.
- На какие 3 группы можно разделить птиц? Перелетные, зимующие, кочующие.
- В каком порядке улетают перелетные птицы? (Насекомоядные, растительноядные, водоплавающие).
- Что их гонит: голод или холод? (Голод).
Интерактивный приём: «Интрига»
- Ой, ребята! Кто-то прислал нам письмо!
Вот конверт, большой и жёлтый,
Как же нас, конверт, нашел ты?
Как же ты попал в наш класс?
Разберемся. Ой, постой!
На конверте адрес наш,
А обратный чей? Лесной!
Вам, ребята, интересно,
Что же пишут нам из леса?
Пишет нам лесной народ:
Ждем вас в гости!
Приходите в лес осенний,
Приходите погулять.
Будем с вами мы дружить
И покажем нашу жизнь.
- Кто написал нам письмо? Животные.
- С наступлением осени много забот появляется у диких животных.
- Как вы думаете, какие трудности появляются у животных с наступлением
осени? (холод, нет еды, негде спрятаться).
- Давайте, посмотрим, как же они готовятся к зиме?
(Видеоролик «Как звери готовятся к зиме?»)
Вывод: По тому, как дикие животные готовятся к зиме, их можно разделить на 3 группы.
Одни делают запасы на зиму: белка, суслик, хомяки, бурундуки, мыши
Вторые жиреют и засыпают: медведь, барсук,
Третьи не готовятся никак, им достаточно корма зимой: лиса, волк, лось.
У животных зимой происходит линька).- Что такое линька? Давайте прочитаем об этом в учебнике стр. 41.
(Вместо старой шерсти растет новая густая)
- Какая от нее польза животным? (Теплая шерсть оберегает животных от холода, а у некоторых животных еще меняется и цвет)
(Физминутка)
- Деревья распрощались с листвой, улетели птицы, приготовились к зиме все животные. Дожди становятся холоднее, затяжные и начинает падать снег. На смену золотой осени приходит - поздняя осень.
Поле черно-белым стало
Падает то дождь, то снег.
А еще похолодало-
Льдом сковало воды рек.
Мерзнет в поле озимь ржи
Что за месяц доскажи?
Ноябрь - Поздняя осень
А какой он - ноябрь, узнаем из стихотворения.
1. Ноябрь - горбатый старичок,
Глаза - как льдинки, нос - крючок!
Взгляд недовольный и колючий,
Холодный месяц, в небе тучи.
2. Златую осень провожает,
А зиму белую встречает!
Меняет он тепло на холод
И устаёт - уже не молод!
3. Но ветер северный поможет:
Сорвёт листву, в ковёр уложит,
Укроет землю покрывалом,
Чтоб до весны не замерзала.
- Ноябрь в природе выполняет следующую роль.
(Меняет тепло на холод. Укрывает землю первым снегом.)- Вернемся к проблеме урока. Вторая часть высказывания - «все загубила»
Что загубила осень? (Все растения, трава повяла, листья на деревьях)
- А с какой целью осень все загубила? (Природа замирает, впадает в зимнюю спячку, чтобы весной вновь возродиться).
- Итак, верно ли высказывание: «Осень всех наградила, всё загубила»
(Дети высказывают свои мнения).
5. Итог урока.
С помощью игры «да» и «нет» проверим, как же вы усвоили осенние изменения в природе.
1.Игра: «да» и «нет» Осенью растут грибы? Тучки солнце закрывают? Колючий ветер прилетает? Туманы осенью бывают? Ну, а птицы гнезда вьют? А букашки прилетают? Звери норки закрывают? Урожай все собирают? Птичьи стаи улетают? Часто- часто льют дожди? Достаем мы сапоги? Солнце светит очень жарко? Можно детям загорать? Ну, а что же надо делать: Куртки, шапки надевать?
Вывод: основные признаки осени - похолодание, короткий день, листопад, лед на лужах, отлет птиц, окраска листьев.Рефлексия - «обращение назад»; осмысление собственных действий (самонаблюдение, размышление).
- Молодцы, ребята, сегодня вы все хорошо поработали, много думали, внимательно меня слушали, и я хочу оценить вашу работу.
- Урок у нас заканчивается.
За это время выросло удивительное дерево, благодаря которому каждый из вас может показать пользу или бесполезность нашего урока. Оно называется «дерево успеха» У вас на партах (ягоды рябины, листья)
Если вам на уроке было все понятно, урок для вас прошел интересно, вы остались довольны - прикрепите к дереву плоды - ягоды рябины.
Если были сомнения, но вы справились - прикрепите желтые листочки
Если нужна помощь - прикрепите коричневые листочки.
«Это камушки рубиновые
Или ягодки рябиновые?»
На холмах
И на равнинах
Рдеют кисти
На рябинах,
Распевают снегири
От зари и до зари:
«Не клюем мы камушки,
Камушки рубиновые,
А клюем мы ягодки,
Ягодки рябиновые»
- Что нового вы узнали на уроке? - Что вам понравилось на уроке?
- Ваше отношение к осени?
Сегодня мы с вами много читали стихотворений. Давайте сами сочиним, оно правда будет необычное. Называется синквейн (пятистишие).
Осень
Золотая, разноцветная,
Восхищает, изменяет, готовится.
Осень - прощальная пора.
Девица - красавица.
- Молодцы. Урок закончен. Спасибо.

Деятельность: познавательная, коммуникативная.

Форма: проблемная ситуация.

ОО «Познание»

  • Расширять представления детей о характерных признаках осени, учить самостоятельно, находить их.
  • Уточнить представления детей об изменениях, происходящих осенью в жизни растений.

ОО «Коммуникация»

  • Развивать умение составлять описательный рассказ с опорой на схему.

ОО «Социализация»

  • Воспитывать бережное отношение к природе через разрешение проблемных ситуаций.

Материалы к НОД: осенние листья березы, тополя, рябины. Плоды деревьев: сережки березы, ягоды рябины, еловая шишка. Картинки с изображением леса осенью. Игрушка белочка.

Словарная работа:

(На окошке в группе дети замечают осенний листочек.)

Иду я сегодня в детский сад и слышу, как что-то шуршит под ногами. Вот так (пошуршать фантиком). Остановилась, посмотрела по сторонам – тишина. Пошла дальше, опять какое-то шуршание. И тут я догадалась: это листочки под ногами шуршат! Иду и слушаю песенку осенних листьев. (Пошуршать фантиками вместе с детьми, послушать «песенку».) Один листочек шуршал лучше всех. Подняла я его с земли и принесла вам. А листочек ожил и заговорил: «Жил я на маме-дереве вместе со своими братьями-листочками. Все мы были зелёными. На улице стало холодать, поменяли мы, листочки, свой наряд, стали разноцветными и стали улетать от дерева в разные стороны. Почему это случилось? Что произошло в природе?» Поможем листочку объяснить, что такое осень?

  1. «Погода осенью»

Работа с календарем погоды.

Выберите картинку, которая подходит к осени. Почему выбрали эту? (Небо хмурое, часто идет дождь, а иногда снег.)

2. «Осеннее дерево». (На столе разложены кружочки разных цветов – красные, желтые, оранжевые, зеленые, силуэт дерева.)

Возьмите те листики-кружочки, которые бывают осенью, украсим дерево.

Физминутка.

Ребята, превратимся в осенние листики. (Раздаю каждому ребенку листочки.)

Мы – листочки,

Мы – листочки. (Дети стоят свободно, руки вверх.)

Мы – осенние листочки.

Мы – на веточки сидели, (Покачиваются.)

Ветер дунул – полетели. (Разбегаются.)

Мы летали, мы летали,

А потом летать устали. (Бегают, кружатся.)

Перестал дуть ветерок

Мы присели все в кружок. (Приседают.)

Ветер снова вдруг подул

И листочки быстро сдул.

Все листочки полетели

И на землю тихо сели. (Вновь разбегаются, помахивая руками.)

3. «Птицы» (фонограмма: «Крики птиц).

Кто так кричит? (птицы). (Иллюстрация: «Стаи птиц улетают в теплые края».)

Ребята, почему птицы так разволновались, куда они собираются? (В теплые края.)

Как называются птицы, которые улетают? (Перелетные.)

А как называются птицы, которые остаются зимовать? (Зимующие.)

  1. «Животные»

Листочек хочет приглашает нас в осенний лес погулять. Чтобы туда отправиться, надо вспомнить правила поведения в лесу. (См. моделирование: «Правила поведения в лесу».)

Послушайте загадку и узнаете кто спрятался под кустиком:

Что за зверь лесной

Встал, как столбик,

Под сосной.

И стоит среди травы,

Уши больше головы? (Заяц.)

Кто это?

Вот где зайка спрятался. Тихонько понаблюдаем за ним, чтобы не напугать. Заяц готовится к зиме. Интересно, как он это делает?

Осенью заяц линяет.

Какая шерсть у него вырастает? (Белая, теплая.)

Почему у зайца зимой шерстка белая? Теплая?

Зайчик кого-то испугался, кто это?

Кто-то косолапый

По лесу идет.

И мохнатой лапой

Он кору дерёт. Кто это? (Медведь.)

Как медведь готовится к зиме? Что он делает зимой? (Спит, впадает в спячку.)

Как же он всю зиму спит и ничего не ест? Он же умрёт с голоду.

(Правильно, у него под кожей накапливается жир. Медведь осенью наедается хорошенько. Вот какой он толстый, посмотрите.)

Где медведь спит зимой? (В берлоге.)

До свидания, мишка, до весны!

Посмотрите, какая картина у нас получилась. Расскажите листочку, что такое осень? (Ребенок поочередно выкладывая картинки составляет рассказ.)

Рефлексия: - Кому мы сегодня помогли?

О чем попросил нас листочек?

В развитии малышей в 3-4 года большое значение отводится познанию окружающего нас мира, природных явлений, особенностей каждого времени года, знакомству с животными и птицами. Это важная составляющая занятий с ребенком. Порой мы многое упускаем из виду, не объясняя ребенку элементарные вещи, поскольку даже не задумываемся о том, что ребенок в 3 года может не знать даже самого, казалось бы, элементарного. Именно поэтому стоит отдельно рассмотреть занятия по познанию окружающего мира. Все эти занятия можно условно разделить на два больших подраздела: времена года и жизнь животных. При этом стоит понимать, что эти два условных подраздела постоянно будут переплетаться и дополнять друг друга. Начнем, пожалуй, со знакомства ребенка с временами года.

Осень

Когда наступает осень, природа начинает меняться, готовиться к зиме. Чтобы ребенок усвоил отличительные черты осени, нужно каждый раз во время прогулки акцентировать его внимание на том или ином моменте. С чего начать?

Самое первое — это появление первых желтых листиков на деревьях, созревание яблок и груш, сбор урожая. Но не все сразу. Когда вы идете на прогулку, осмотрите деревья, обратите внимание на опадающие на землю желтые листочки. Покажите ребенку желтый лист на земле с нотками удивления в голосе: «Ой, смотри, какой красивый желтый листик! А почему он желтый и не на дереве? Ведь листики должны быть на дереве, да?» Послушайте, что вам скажет малыш, и объясните ему, почему с деревьев начинают облетать листья, почему они желтеют, краснеют. Каждый раз обращайте внимание на появляющиеся на деревьях желтые листочки, на их постоянно увеличивающееся количество.

Собирайте вместе с ребенком желтые листочки клена, обращайте внимание на то, чем отличаются кленовые листочки от березовых, какие они по форме, размеру. Предлагайте малышу собрать красивый букет именно из кленовых листочков — его потом можно поставить дома в маленькую вазочку.

Рассказывайте ребенку о том, что осенью на улице становится холоднее, приходит пора одеваться на прогулку теплее, доставать шапки и теплые ботиночки. Для наглядности можно выбрать одну из мягких игрушек или куклу, и брать ее с собой на прогулку. Одевайте игрушку вместе с ребенком, постоянно делая акцент на том, что уже холодно, надо надеть шапку, шарф, куртку и пр. Так закрепляется не только общее представление об осенней погоде, но и последовательность одевания.

Осень — пора дождей. В один из непогожих дней обратите внимание ребенка на затянутое тучами небо, расскажите о том, что осенью солнышко все чаще прячется за тучами, а из туч все чаще льет дождик. Спросите у ребенка, знает ли он, что такое дождь, и расскажите о дожде. Понимает ли ваш малыш, что такое лужи и как они появляются на дороге? Знает ли, что в луже можно увидеть свое отражение? Обязательно полюбуйтесь своим отражением в луже. Расскажите о том, что лужи мокрые и холодные, в какой обуви можно ходить по лужам, а в какой — нет, и почему.

Знает ли ваш кроха, что такое ветер? Почему колышутся ветки деревьев и облака быстро бегут по небу? Объясните ребенку, что это ветер дует и качает веточки деревьев и их листики, гонит облака по небу. Часто малыши не связывают ветер с шатающимися деревьями и плывущими по небу облаками.

Осень — время сбора урожая. Хорошо, если у вас есть возможность приобщить к этому делу своего ребенка. Например, можно вместе собирать яблоки и груши, помочь выкопать картошку или морковку. Конечно, участие ребенка во всех этих процессах — игра и развлечение, но это очень полезное развлечение. Малыш должен усвоить, откуда берутся овощи и фрукты, что их сажает и выращивает человек, что их собирают и выкапывают и пр.

В конце осени сделайте акцент на том, что все деревья, кроме зеленой елочки приготовились ко сну — они скинули свои желтый и красный наряды, веточки стали совсем голыми. Все деревья зимой будут спать и ждать наступления весны. Акцентируйте внимание малыша на том, что елка отличается от всех остальных деревьев — она с иголочками, и остается зеленой всегда. Учите узнавать елку и березу — деревья с явно выраженными отличительными чертами.

Стоит вспомнить и о лесных жителях. Расскажите ребенку о том, что скоро будет зима, когда зверюшки не смогут найти себе так много еды, как летом и осенью, и потому все они готовятся к наступлению холодов. Расскажите о том, как готовится к зиме белка (хорошо, если вы сумеете вместе найти ее дупло и ребенок сможет увидеть домик зверька), медведь, птички (улетают в теплые края) и другие животные.

Весь этот большой объем информации должен даваться ребенку постепенно, день за днем, с постоянным закреплением материала. Кроме того, тематика осени закрепляется и в творчестве ребенка: аппликации на тему осени, лепка, рисование — все это позволяет нарисовать полную картину осени и понять это время года. Помимо объяснения и рассказов не забывайте и спрашивать у ребенка обо всем, что уже объясняли — проверяйте, что запомнилось, а что малыш пропустил и надо бы повторить. Помогут в закреплении материала и развивающие игры, ориентированные на проигрывание осенних сценок.

В следующей статье мы поговорим о том, как и что должен усвоить ребенок о зиме.

Статьи схожей тематики:

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе на тему «Осень» с использованием личностно - ориентированных, игровых, здоровьесберегающих, информационно - коммуникативных технологий.

Программные задачи:
Образовательные:
уточнить и расширить знания детей об осенней поре года;
активизировать словарь детей по теме занятия;
совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы;
сформировать у детей обобщенное представление о лесе, деревьях в осенний период.
закрепить знания детей об основных признаках осени, цвете и форме. Учить подбирать листочки для дерева по цвету. Развивать внимание, мышление, мелкую моторику рук.
Развивающие:
развивать познавательный интерес детей, их внимание и память;
развивать интерес к выполнению заданий.
развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом.
Воспитательные:
воспитывать у детей бережное отношение к природе;
создание эмоционального комфорта и психологической безопасности.
Предварительная работа: чтение стихотворений об осени, рассматривание иллюстраций, работа с календарём природы, отгадывание загадок, рассматривание осенних листочков, подвижные и дидактические игры по данной теме.
Оборудование:
Конверт с письмом и заданиями от Злого разбойника.
Обручи для «кочек»
Листочки из картона для дорожки;
Познавательный мультфильм: «Почему опадают листья»
Овощи и фрукты для салата, листочки разных цветов.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Ребята послушайте, что я вам хочу рассказать, сегодня утром, когда я как всегда открыла окно, чтобы проветрить группу, к нам залетело письмо. Но чтобы узнать от кого письмо, необходимо отгадать загадку, вот послушайте:
Время года отгадай:
Собираю урожай
Разноцветный лес красивый,
Мокнут скошенные нивы,
Тучи по небу гуляют,
Грибники в леса спешат,
Листья желтые летят,
Ежик листья собирает
Свою норку утепляет.
Дети: Осень.
Воспитатель: Да, ребята, правильно это письмо от Осени.
Давайте посмотрим, что же в конверте? (открывает конверт, достаёт письмо и читает).
Письмо:

Я – разбойник Злой, могучий.
Соберу сейчас я тучи,
Всю осеннюю листву
Я с собою заберу!
Не хотите Осень, дети?
Так не быть же ей на свете!
Будет сразу вам – зима!
Холод, лёд и снега – тьма!
Воспитатель : Ой ребятки, это проделки Злого разбойника, чтобы помочь освободить Осень нам необходимо выполнить все его задания. Ну что, готовы?
Дети: Да!
Воспитатель:
Но чтобы выполнить первое задание, необходимо пройти по
осенним листочкам и не сбиться с пути. Ну что, готовы? Тогда в путь.
(ребята идут по осенним листьям разложенным змейкой на полу).
Ну вот мы и добрались. Посмотрите перед нами Календарь природы, и вот наше первое задание:
1. Назовите мне пожалуйста времена года? (Зима, весна, лето, осень).
2. Какие осенние месяцы вы знаете? (Сентябрь, Октябрь, Ноябрь).
3. Скажите мне пожалуйста, как называют осень в сентябре? (Ранняя), а почему? (Потому что листья на деревьях ещё зеленые, солнышко светит ярко, греет тепло).
4. А как называют осень в октябре? (Золотая), а почему? (Потому что листья меняют цвет и становятся желтыми, красными, оранжевыми, начинается самое красивое явление природы листопад, солнце уже светит не так ярко).
5. Ну а как же мы называем осень в ноябре? (Поздняя), почему? (Потому что на улице становится очень холодно, ветрено, дождливо, деревья готовятся к зиме сбрасывая последние листья).
Воспитатель: Скажите мне пожалуйста, а зачем деревья сбрасывают листья?
Ответы детей: Деревья готовятся к зиме, сбрасывая листву, они защищают себя. Если листья не опадут, то зимой ветки могут сломаться от тяжести снега.
Воспитатель : Правильно, а сейчас присаживайтесь на свои места и давайте вместе с вами посмотрим познавательный мультфильм фильм и узнаем почему и для чего деревья сбрасывают свои листья.
Познавательный мультфильм «Почему опадают листья».
Воспитатель: Молодцы! Справились с заданием! Вот вам следующее задание. Ребята, путь нам преградило болото, ну мы же с вами не боимся трудностей? Что будем делать?
Дети: Идём дальше.
Воспитатель: Ребята, нам нужно наступать прямо на кочки и не оступиться, а то попадёте в болото, осторожно, не упадите в реку.
(Проходят по кочкам, высоко поднимая ноги).
Какие же вы ловкие преодолели и это препятствие. А вот и следующее задание, слушайте внимательно.
Воспитатель: Скажите мне пожалуйста, какие осенние приметы вы знаете?
Ответы детей: – Трава желтеет, лес становится разноцветным, опадают листья. Дни становятся короче, а ночи длиннее, птицы улетают в теплые края, небо становится серым, часто идут холодные дожди. Звери готовятся к зиме, делают запасы, меняют летние шубки на зимние. Люди собирают урожай овощей и фруктов.
Воспитатель : Какие вы молодцы и с этим заданием справились успешно. Предлагаю не скучать, и немного поиграть.
Двигательный тренинг «Мы идем в осенний лес»
Мы идем в осенний лес. - маршируем на месте
А в лесу полно чудес! - разводим руки в стороны, «удивляемся»
Дождь вчера в лесу прошел – потряхиваем ладонями обеих рук
Это очень хорошо. - хлопаем в ладоши
Будем мы грибы искать – приставляем ладонь ко лбу, смотрят то в одну, то в другую сторону
И в корзинку собирать. - сводят руки перед собой в «корзинку»
Вот сидят маслята, - загибают по одному пальцу на обеих руках одновременно на каждое название грибочка
На пеньке – опята,
А во мху – лисички,
Дружные сестрички. - делают манящие движения руками
«Подосиновик, груздок, - грозят указательным пальцем правой руки
Полезайте в кузовок! – присесть, обнять себя руками
Ну, а ты, мухомор, - встаем, разводим руками в стороны
Украшай осенний бор!»
Воспитатель: Ну, что – же продолжаем дальше выполнять задания от Злого разбойника. Обратите внимание на конверты, которые лежат у вас на столах, это не простые конверты, они с сюрпризом, но чтобы время года отгадать, нужно картинку нам собрать. Итак, будьте внимательными. Приготовились, начали!!! Скажите мне пожалуйста, что изображено на этих картинках? Какое время года? Что люди делают осенью? (собирают урожай и делают заготовки), какие овощи и фрукты вы знаете? (ответы детей). (В конвертах лежат разрезные картинки с различными временами года, дети собирают их и называют время года, которое изображено на картинке).
Воспитатель: Какие вы умнички и с этим заданием справились, осталось совсем немного и мы освободим Осень из плена Злого разбойника.
Воспитатель : А теперь пришла пора поиграть нам детвора. «Игра ДА или НЕТ» - Я буду читать вопросы, «будите мне отвечать «да» или «нет».

Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучи солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Морозы осенью бывают?
Ну а птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать - куртки, шапки надевать?
Воспитатель: Молодцы, вы так ловко справились со всеми заданиями
Практическая часть:
Мы выполнили все задания Злого разбойника, но что-то он не спешит освобождать нашу пленницу, так посмотрим, здесь ещё какая-то записочка от него. Прочитаем ее. Что же в ней написано (воспитатель достаёт записку и читает):
«Освобожу я вашу Осень, если вы мне приготовите вкусный витаминный салат.»
Воспитатель : Ну что-же ребята, давайте выполним пожелание нашего Злого разбойника и приготовим ему вкусный витаминный салат, он его попробует и обязательно подобреет, и освободит нашу красавицу Осень. (воспитатель совместно с детьми готовит витаминный салат из моркови, яблока и изюма).
Ну вот, посмотрите, какой у нас получился салат, мы его передаём злому разбойнику. А он сдержал своё обещание и освободил нашу Осень. Рефлексия: Посмотрите в окно, как красиво на ветру шевелятся листочки, это Осень нас благодарит за то, что мы освободили её. Давайте помашем ей. Сегодня мы вспомнили, что осень бывает разной. Ответили на все вопросы-загадки и составили очень красивые картины осени. И показали себя настоящими знатоками природы!



Бизнес идеи