« П осиделки у самовара»
Развлечение для детей старшего дошкольного возраста.
Цель :
- возрождение традиций русского гостеприимства.
Задачи:
- повышать интерес к культурному наследию народа, хранящему дух времени и богатство традиций, обстановку ушедших лет;
- формировать ведущие качества личности в рамках компетентностного образования: способность к сотрудничеству, знание культурологических основ семейных, социальных, общественных явлений и традиций;
- приобретение опыта в бытовой и культурно-досуговой сфере;
- дать детям и посетителям возможность взглянуть на чудо-самовар по-особому, научить понимать, уважать и любить культуру своей страны;
- пробуждать у детей интерес к творческой деятельности; прививать детям культуру поведения в музее.
- Развивать творческие способности детей, певческие навыки, актерское мастерство, игру на ложках.
Предварительная работа:
- беседы, рассказы по теме, рассматривание иллюстраций, посещение выставки самоваров, просмотр презентации.
Оборудование:
- музейные экспонаты - самовары;
- русские народные костюмы для детей и ведущих, павлопасадские шали;
- памятка “Рецепт приготовления чая”;
- выставки: “В мире самоварных профессий”, “Встреча у самовара” (творческие работы детей);
- 3 коромысла с вёдрами
- колодец
- 3 веника, мячи, кегли
Ход развлечения:
Под музыку дети в народных костюмах, пританцовывая, входят в зал.
Ведущий 1: Добрый день, уважаемые гости! Сегодня у нас так уютно, как дома. Смотрите, как лиц много в зале знакомых! Рады видеть всех в нашей горнице. Здесь для вас, гостей дорогих, будет праздник большой, праздник радостный. По обычаю, по-старинному - посиделками называется. Веселья вам да радости!
Ведущий 2: Если вы в своей тарелке, и пришли к нам не на час,
Предлагаем посиделки провести вот здесь, сейчас.
Огонёк души не тухнет, ничего нет в жизни вдруг.
Вспомни радость русской кухни, дедов искренний досуг.
Ведущий 1 : Отдых - это не безделки.
Ведущий 2: Время игр и новостей,
Ведущий 1: Начинаем посиделки,
Ведущий 2: Открываем посиделки.
Вместе: Для друзей и для гостей.
Ведущий 1.
Будем петь мы и плясать, говорить о том, о сем.
А о чем же разговор завести сегодня нам?
Загадаю я вам загадку:
Стоит толстяк, подбоченивши бочок,
Шипит и кипит, всем пить чай велит. (Ответ детей:- Самовар.)
Правильно. Это самовар. И сегодня мы собрались все вместе, чтобы устроить праздник хорошему, доброму, старому Самовару.
История самовара:
Много легенд ходит о том, где впервые был сделан самовар. Его родиной считают город Тулу. Тогда было много мастеров-самоварников. И каждый хотел, чтобы его самовар был самым лучшим, самым красивым. Их делали разными: большими и маленькими, круглыми и продолговатыми, украшали различными узорами, придавали различную форму ручкам и краникам. Только на Руси пили чай из самовара.
Выставка самоваров:
Самовар видели все, но не все знают, как он устроен. Внутри самовара находится труба. В неё засыпали сосновые сухие шишки или древесный уголь. Поджигали их лучиной и раздували огонь сапогом. Закипала в самоваре вода. В специальное приспособление наверху в самоваре устанавливался заварной чайник.
Главным материалом для изготовления самоваров служили медь зелёная (латунь) и красная (сплав меди и цинка). Иногда самовары серебрили и золотили.
Формы самоваров также были различны. Наиболее часто встречаются самовары – “банки”, “рюмки”, “шарики”, у которых есть несколько подвидов: “арбуз”, “дыня”, “груша”. Одни из самых красивых – самовары “ваза” и “цветок лотоса”. А мечта каждого коллекционера и даже многих музеев – “паровоз”, “петух” и “бочонок”.
Дети рассматривают выставку самоваров (или смотрят презентацию про самовар)
Ведущий 1: Появлению самовара на Руси мы обязаны чаю. С той поры родился обычай: всей семьёй собираться за столом с кипящим самоваром. За чаем обсуждались новости, решались семейные дела.
Ведйщий 2: Славится наш народ гостеприимством да угощением знатным. Чем же нам гостей дорогих угостить, да попотчевать?
Песня «Самовар», сл. и муз Т. Музыкантовой (поет солистка)
После песни входят 3 ребёнка, несут самовар и угощение.
Ребёнок 1:
Я иду, иду, иду. Самовар в руках несу.
Эх, чай, чай, чай: Уж ты, кумушка, встречай!
Ребёнок 2:
Тары-бары, растабары!
Выпьем чай из самовара!
С пряниками, сушками, сладкими ватрушками.
Ребёнок 3:
Всех гостей мы угощаем ароматным крепким чаем!
К нам, смотри, не опоздай, а не то остынет чай.
Песня «В гости к самовару»,
муз. И сл. З.Роот, журнал «Музыкальный руководитель № 1/2008
Ведущий 1: Собралось к нам гостей со всех волостей. Ну что ж, доброе начало, как говорится, половина дела. Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило? Как в народе говорится,
в тесноте, да не в обиде!
Ведущий 2: Собрались мы сегодня на праздник у самовара! Без него нельзя представить жизнь русского народа. Испокон века самовар был символом семейного очага, уюта, дружеского общения. Русские люди считали, что совместное чаепитие поддерживает любовь и дружбу между членами семьи, скрепляет родственные и дружеские связи, а самовар, кипящий на столе,
создаёт атмосферу уюта, благополучия и счастья.
Дети:
Самовар пыхтит, искрится-
Щедрый, круглый, золотой.
Озаряет наши лица
Он своею добротой.
Лучше доктора любого
Лечит скуку и тоску
Чашка вкусного, крутого,
Самоварного чайку!
Посидеть за самоваром
Рады мы наверняка,
Ярким солнечным пожаром
У него горят бока.
Самовар гудит, шумит,
Только с виду он сердит.
К потолку пускает пар,
Наш красавец – самовар.
Исполняется танец «Самовар» на песню «Пых-пых, самовар» в исполнении театра-студии «Непоседы», слова Юрия Энтина, музыка Давида Тухманова.
Ребёнок:
Самовару - 300лет, даже чайнику он дед.
Привезли его к Петру из Китая поутру.
Этот чайный генерал всем чаёчек разливал.
Лучше доктора любого лечит скуку и тоску
Чашка вкусного, крутого, ароматного чайку!
Самовар:
Чай горячий, ароматный и на вкус весьма приятный.
Он недуги исцеляет и усталость прогоняет!
Силы новые дает и друзей за стол зовет!
Ведущий:
Надо чаю настояться,
Водой нам нужно запасаться.
Только где ж набрать водицы?
Эй, девчата, на криницу!
Коромысла с ведрами берите,
Нам воды для чая принесите!
Песня-инсценировка «У колодца»,
Журнал «Колокольчик» № 26
Вед: Егорушка Катюше помог набрать водицы, а наши самовары-то пусты.
Скорее к колодцу – воды набирайте,
Бегите к столу – самовар наливайте!
Игра “Наливаем самовар»
Дети делятся на две-три команды: встают в две-три шеренги, возле каждой команды стоит коромысло с ведрами. Звучит музыка. Ребёнок зачёрпывает воду из колодца(имитация) и, аккуратно несут «воду»-наливают в самовар, затем передают коромысло следующему игроку.
ВЕД: Эх! Недаром в народе говорят: Чай не пьешь - откуда силу возьмешь? Какие пословицы и поговорки о чае вы знаете, давайте устроим соревнование.
Пословицы, поговорки:
- За чаем не скучаем – по три чашки выпиваем.
- С самоваром – буяном чай важнее и беседа веселее.
- Чай пьёшь – здоровье бережёшь.
- Пей чай, беды не знай!
- С чаю лиха не бывает, а здоровье прибавляет.
- Чай не пьёшь – где силу берёшь?
- Холодно – пей чай! Жарко – пей чай! Устал – пей чай!
- Чай пить – приятно жить!
- Выпьешь чайку – позабудешь тоску!
- Чай пить – не дрова рубить.
- Самовар кипит – уходить не велит.
- Самовар – Друг семейного очага, лекарство прозябшего путника.
- В Тулу со своим самоваром не ездят.
- Выпей чайку - позабудешь тоску.
- С чая лиха не бывает!
- Пей чай, не вдавайся в печаль!
Ведущий: Вот уже струится пар,
Закипает самовар!
Посиделки хороши!
От души и для души!
Всем на удивленье -
Большое представленье.
Мальчик: Я - удалый молодец,
На ложках вам сыграю.
Братцы, выходите,
Девчат повеселите.
Песня-игра «Ложки», Д. Рытов,
«Русская ложка» Музыкально-игровая энциклопедия
ВЕДУЩИЙ:
Пока самовар поспевает,
Хозяюшки дом убирают.
А ну-ка, веник берите,
Сюда бегите,
Чистоту наведите!
Игра «Весёлый веник»
(две команды из детей и гостей, по очереди проводят маленький мячик веником между кеглями)
Ведущий: А теперь, детвора,
У нас ещё веселая игра.
Русская народная игра «Воробышек»
Условия игры:
Выбрать воробышка и поставить его в центр.
Воробышек пляшет и изображает то, что сейчас напевают.
Роль воробья меняется.
Хор.
Скажи, скажи, воробей, скажи, скажи, молодой, как девицы ходят?
Воробышек:
Туда глядь, сюда глядь, где молодцы сидят.
Хор.
Скажи, скажи, воробей, скажи, скажи, молодой, как молодцы ходят?
Воробышек:
Он не так, он не сяк и вот так.
Туда глядь, сюда глядь, где голубушки сидять.
Хор.
Скажи, скажи, воробей, скажи, скажи, молодой, как старушки ходят?
Воробышек:
Он не так, он не сяк и вот так.
Хор.
Скажи, скажи, воробей, скажи, скажи, молодой, как богатые ходят?
Воробышек:
Он не так, он не сяк и вот так.
Туда глядь, сюда глядь, где молодушки сидять.
ВЕД: А, ну - ка, гости, выходите! Расписной платок берите! Веселил нас много раз русский танец-перепляс.
«Русская плясовая»
свободная пляска гостей и детей
Ведущий:
Молодцы у нас ребята!
Наши гости и девчата!
Ну, ни в чем не уступали,
Очень весело плясали!
А теперь на чай зовем,
И чайку мы всем нальем.
Сверху - пар, снизу - пар,
Вот он, русский самовар.
Милости просим на чашку чая!
Дети:
Я хочу открыть секрет,
И полезный дать совет:
Если хворь с кем приключится,
Чаем можете лечиться.
Чай в жару нас освежает,
А в морозы согревает.
И сонливость переборет,
И с усталостью поспорит.
Сокрушит любой недуг,
Чай здоровью – лучший друг!
Ведущий: И то верно! Очень полезен для здоровья травяной чай! И сейчас для знатоков и любителей чая мы проведём конкурс “Определите на вкус, что добавлено в чай”
(чай с лимоном, чай с вареньем, чай с молоком, чай с мёдом, чай чёрный байховый, чай с сахаром, лимонниковый, малиновый, смородиновый, шиповниковый, с мятой и др.)
Ведущий : Чай у нас не простой,
А с лечебною травой.
Пейте, не разливайте.
Да на вкус определяйте.
(Дети и родители называют, с чем заварен чай.)
Конкурс «Знатоки чая»
Ведущий . Когда праздник подходил к концу, радушный хозяин угощал гостей дорогих сладким пряником! А назывался этот пряник - Пряник – разгоняй ! И гости, получив такой подарок, понимали, что пора по домам! Примите и вы, гости дорогие от радушных хозяев угощение –
Пряник-разгоняй!
Посиделки – вечеринки,
У кого ты не спроси,-
Это – русские картинки
Нашей жизни на Руси.
Мы делились новостями,
Мы старались вас развлечь,
Мы прощаемся с гостями.
Говоря: до новых встреч!
Сладкий пряник РАЗГОНЯЙ, посиделки закрывай!
(Ведущие ставят перед гостями поднос с пряниками)
Подробности Опубликовано: 29.03.2013 18:53
Для этой игры понадобятся два ведущих: 1 самовар и 1 чайник, и 2 или более других игроков. Эти игроки – застольные.
Ход игры
Застольные садятся на скамейку, а в метрах 10 от них становится самовар. Самовар распоряжается чайнику, с чем он желает, чтобы подали чай.
Например, «Хочу чай с любым десертом »
Чайник идет к застольным и говорит им, чего пожелал самовар. Каждый застольный должен придумать свой вариант десерта и назвать его тихо чайнику.
Чайник идет к самовару и говорит, какие сладости есть на десерт, но не называет, кому какой десерт принадлежит. Самовар должен выбрать один десерт, например, кекс и отвернуться, закрыв глаза.
Чайник объявляет «Сегодня будем пить чай с кексом! »
Застольный, загадавший кекс, встает, идет к самовару и хлопает его по спине; затем быстро бежит на свое место.
Самовар поворачивается по команде чайника и должен угадать, кто его хлопнул по спине (т.е. кто был кексом).
Если самовар угадал, он садится в застольные, чайник становится самоваром, а бывший застольный – чайником. В процессе угадывания можно смотреть в глаза застольных – «читать по глазам» - что отлично развивает задатки психолога, а также простое понимание людей по жестам и мимике.
Внеклассное мероприятие с элементами интерактивной игры
«Самовар – именинник»
Цель: расширять кругозор детей о русских обычаях и традициях; формировать чувства любви к Родине, уважения к ее истории, культуре, традициям, нормам общественной жизни.
Задачи:
познакомить учащихся с традицией чаепития, используя самовар;
познакомить с историей возникновения чая;
воспитывать любовь и уважение к русским обычаям, традициям;
прививать навыки этикета.
Учитель :
Добрый день, гости дорогие! Давно мы вас поджидаем, праздник не начинаем. У нас для каждого найдется и местечко, и словечко, и забавушек мы припасли на всякий вкус.
1 ученик :
Очень часто за событиями
И за сутолокой дней
Старины своей не помним,
Забываем мы о ней.
2 ученик:
И хоть более привычны
Нам полеты на луну,
Вспомним русские обычаи,
Вспомним нашу старину.
Учитель :
И мы продолжаем наше путешествие в мир русской народной культуры. На классных часах мы знакомились с символами России.
Какие официальные символы вы знаете? (герб, гимн, флаг)
Правильно, каждое государство имеет свои символы. Но, кроме официальных символов, есть еще и неофициальные символы.
Назовите их (береза, матрешка, медведь, балалайка, лапти, самовар)
А теперь давайте представим… Старинная русская изба, за столом собралась вся семья. Стол накрыт нарядной скатертью. Идет веселая, оживленная беседа, а посередине стола…
1 ученик:
Стоит толстячок, подбоченивши бочок,
Шипит и кипит, всем пить чай велит.
Что же это за толстяк, вы догадались, о чем идет речь? (самовар)
Учитель :
Правильно, это самовар. И сегодня наш праздник в честь хорошего, доброго старого самовара.
Добро сидеть за самоваром!
И пить из блюдца не спеша.
Поет, горит, исходит жаром
Его славянская душа»
2 ученик:
Для русского человека самовар был и есть нечто большее, чем просто предмет домашней утвари. Самовар - символ семейного очага, уюта, дружеского общения - занимал почетное место в каждом жилище, будь то купеческий дом или крестьянская изба. И отношение к нему было особое. Недаром говорили в народе - «печка-матушка, да самовар-батюшка».
Учитель :
А что такое самовар? (ответы детей)
Самовар – это сосуд для нагревания воды.
Только на Руси пили чай из самовара. Это исконно русское изобретение.
Много легенд ходит о том, где впервые был сделан самовар. Первый - изготовили на Урале в 1740 году, а затем начали делать по всей России, особенно в городе Туле. Тогда было много мастеров – самоварщиков. И каждый хотел, чтобы его самовар был самым лучшим, самым красивым. Их делали разными: большими и маленькими, круглыми и продолговатыми, украшали различными узорами, придавали различную форму ручкам и краникам. И были они не только металлические, но и из фарфора, фаянса и даже из хрусталя (презентация).
1 ученик:
Ребята, я предлагаю провести творческий конкурс «Веселые художники».
Выходят по четыре участника, им завязывают глаза. По очереди они рисуют детали самовара. У кого получится лучший самовар – та команда и выигрывает.
Молодцы, у обеих команд получились смешные самовары. Но лучший у …
2 ученик:
Самовар видели все, но не все знают, как приготовить его для чая. Вот как это делали:
Наливали воду;
Закрывали крышку;
В жарочную трубу клали угли или сухие сосновые шишки до плечиков;
Зажигали лучину и опускали в трубу;
Накрывали жестяной трубой или разжигали угли сапогом.
Учитель:
Через несколько минут наш самовар начинает шуметь, звенеть, не просто кипеть, а пыхтеть. Так поет русский самовар!
Сотни тысяч маленьких пузырьков воздуха при нагревании воды поднимаются вверх и лопаются. При этом возникают своеобразные звуки. Говорят, что чайник шумит, а самовар поет. Песня самовара создает атмосферу уюта, располагает к задушевной беседе. А когда вода закипит, самовар перестает петь.
2 ученик:
Своим появлением самовар обязан чаю. В России чай начали употреблять с 1638 года. Завезли его из Монголии. Вот как это было…
Учитель :
Почти 350 лет тому назад русский царь получил подарок от монгольского хана. Это были свертки с сухими листьями.
Царь повелел своим боярам испробовать заморской травы. Бояре собрались на совет и спустя три часа пришли к государю с докладом: «Пробовали всяко - трава жесткая, плохо жуется, на вкус горькая».
Царь уже хотел обидеться на хана, но расспросил у посланника своего, что хан с травою делал. «Не знаем, листья какого дерева или травы, но варят их в воде» - отчитался посол перед государем.
Тогда царь пригласил бояр на дегустацию заваренного чая, и, испробовав его, вспоминал ханский подарок только добрыми словами.
Царь (в мультфильме) :
Чай горячий, ароматный
И на вкус весьма приятный.
Он недуги исцеляет
И усталость прогоняет,
Силы новые дает
Всех людей за стол зовет.
С благодарностью весь мир
Славит чудо-эликсир!
И с тех пор стали возить купцы чай из заморских стран в Россию.
1 ученик:
Первое время не все умели обращаться с чаем, не знали даже как его заваривать.
Саша (сценка)
Раз привёз мне барин чаю и велел его сварить.
А я отроду не знаю, как проклятый чай варить!
Взял тогда налил водички, кинул чай я весь в горшок,
Да приправил перцем, луком и петрушки корешок.
Гости с барином плевались, сам он ажно озверел
И, отправив на конюшню, меня выпороть велел.
Долго думал, удивлялся: чем же мог не угодить?
А потом-то догадался – чай забыл я посолить.
Учитель :
Ребята, а вы знаете, как правильно надо заваривать чай? (ответы детей)
А теперь давайте послушаем.
2 ученик:
Чай налить, казалось, просто.
Заварить его сумей.
И по правилам английским
Ты заварничек прогрей.
С чем решили чай попить?
Стоит сразу обсудить.
С ежевикой и малиной,
Просто чай, с лесной рябиной.
Всех сортов чай, может быть.
Тут всё сразу не испить.
Мы заварник наберём,
Кипятком крутым зальём.
Подождём ещё чуть-чуть,
Наливаем, можно дуть…
Учитель:
Кто запомнил, как правильно надо заваривать чай? (ответы детей)
А теперь поиграем, кто больше знает названий чая? (ответы детей)
1 ученик:
Вот так вместе с чаем пришла традиция устраивать чаепитие. И ни одно народное гулянье не обходилось без чая.
2 ученик:
В Японии во время чаепития не разговаривают – размышляют о смысле жизни, а в России за чаем общаются, поют частушки.
Чайные частушки
1.На столе у нас пирог,
Пышки и ватрушки.
Так споем же под чаек
Чайные частушки!
2.В плясках не жалей ботинки!
Предлагай-ка чай друзьям,
Если в чашке есть чаинки,
Значит, письма пишут нам!
3.Самовар блестит, кипя,
Чай в нем пенится!
Погляди-ка на себя –
Ну и отраженьице!
4.Подавай мне чашку чаю,
Ведь тебе не жалко, чай?
В чае я души не чаю,
Наливай горячий чай!
5.Ой, чай, крепкий чай,
Пейте чай – чаёчек,
Чтобы радость приносил
Каждый день- денечек!
6.Мы пропели вам частушки,
Хорошо ли плохо ли,
А теперь мы вас попросим,
Чтобы вы похлопали.
Учитель :
У самовара есть свои верные спутники, помощники. Отгадайте кто они?
Сами не едим, а людей кормим? (ложки)
На голове пуговка, в носу решето, одна рука, да и та на спине? (чайник)
Я посудинка такая, наливайте чай, какао.
Хоть и рученька одна, нет меня лучше для питья (чашка)
Неприступная на вид, подбоченившись стоит.
А внутри-то посмотри.
Угощение внутри (сахарница или конфетница)
1 ученик:
По русской традиции, чай – лучшее завершение праздничного обеда. К чаю, хозяюшки готовили угощение. Угадайте:
Он бывает с толокном,
С рисом, мясом и пшеном,
С вишней сладкою бывает.
В печь сперва его сажают,
А как выйдет он оттуда,
То кладут его на блюдо (пирог)
Кольцо не простое – кольцо золотое,
Блестящее, хрустящее,
Всем на загляденье…
Ну и объеденье! (бублик)
Отгадать легко и просто:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый (хлеб)
Учитель:
Молодцы, а какие еще изделия из теста вы знаете, которые подают вместе с чаем? (пирожки, ватрушки, торты, калачи, пряники, блины, сушки, баранки)
2 ученик:
Самовар – это часть жизни нашего народа, отраженная в его пословицах, поговорках и произведениях.
Угадайте, из каких произведений данные отрывки?
А на белой табуреточке
Да на вышитой салфеточке
Самовар стоит,
Словно жар горит,
И пыхтит, и на бабу поглядывает (К.И. Чуковский «Федорино горе)
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Пошла Муха на базар
И купила самовар:
"Приходите, тараканы,
Я вас чаем угощу!" (К.И. Чуковский «Муха - Цокотуха)
Я хочу напиться чаю ,
К самовару подбегаю ,
Но пузатый от меня
Убежал , как от огня . (К.И. Чуковский «Мойдодыр»)
1 ученик:
Прошло много лет. В наши дни самовар заменил электрочайник, но традиция собираться всей семьей за чаепитием осталась. Ведь совместное чаепитие создаёт атмосферу уюта, благополучия и счастья.
Учитель :
Вот и подошел к концу наш праздник, и хотелось бы, чтобы вы ушли отсюда с хорошим весёлым настроением, согретые нашим чаем и вкусным угощением.
2 ученик :
Всех гостей мы угощаем
Ароматным крепким чаем.
Тех, кто чай с охотой пьёт,
Стол накрытый давно ждёт!
1 ученик :
Для всех вас, взрослые и детишки:
калачи, ватрушки, пышки.
Наливайте, не стесняйтесь,
Сладким чаем забавляйтесь!
Учитель :
Всех гостей приглашаем в нашу чайную! (к столу)
Енвд