Районный конкурс
«Самый классный классный».
Номинация
«Калейдоскоп творческих идей».
Классный час в 8 классе на тему:
Миронова
Валентина Евгеньевна
Учитель филиала МКОУ Кудринской ООШ «Пелеговская основная общеобразовательная школа».
2013год.
Ты и твоя будущая профессия.
Цель мероприятия:
Формирование положительного отношения к осознанному профессиональному выбору.
Задачи:
Расширить представление детей о различных профессиях;
Ознакомить с новыми профессиями;
Побудить к поиску информации о различных профессиях, к самовоспитанию, саморазвитию.
Оформление и техническое оснащение:
1. На доске – тема мероприятия:
«Ты и твоя будущая профессия».
2. Стенд «Много профессий, хороших и разных».
Ход мероприятия
1. Классный руководитель: Сегодняшний час общения мы начнем необычно, с шуточного теста с геометрическими фигурами. Используя три геометрические фигуры – треугольник, круг, квадрат, нарисуйте человечка, состоящего из 10 элементов. Должны быть обязательно использованы все три типа фигур. Качество рисунка не имеет значения. Если нарисованы лишние элементы, их надо зачеркнуть, если их не хватает – дорисовать недостающие. Время исполнения – 30 секунд.
(Дети рисуют фигурки)
Подсчитайте количество треугольников. (Выполняется задание).
А теперь слушайте ключ (на диске и интерактивной доске – ключ к тесту).
Классный руководитель читает:
6 – 8 треугольников: Ярко выражено стремление к лидерству, хорошо разбирается в людях, работает с любой информацией.
5 треугольников: Ответственный исполнитель, хорошие организаторские способности. До мелочей продумывает свою деятельность.
4 треугольника: Разнообразие интересов и талантов. Склонность к индивидуальной работе.
3 треугольника: Рационален. Объективен. Легко переключается с одного вида деятельности на другой.
2 треугольника: Интерес к искусству и человеку. Тонко чувствует все новое и необычное.
1 треугольник: Обладает богатым воображением. Любит изобретать, конструировать, рисовать.
Почему я дала вам этот тест в начале урока?
О чем мы будем говорить?
2. Слово классного руководителя. Интерактивная беседа «Профессия. Специальность. Должность».
Пройдет совсем немного времени, и вам придется выбирать свой путь в жизни. И путь этот начнется с перекрестка, от которого расходятся не три, как в сказке, а пятьдесят тысяч дорог. А может быть, и больше. Именно столько сейчас существует профессий. И очень важно не ошибиться в выборе пути. Ведь от этого выбора зависит очень многое: и материальный достаток, и круг общения, и интересы, и счастье в жизни.
Недаром говорят, что, выбирая профессию, человек выбирает судьбу. Так что же такое профессия?
Профессия
Специальность
Должность
Квалификация
Классный руководитель: Все эти слова имеют отношение к профессиональной деятельности человека. Как бы вы объяснили различие между этими словами?
(Следуют ответы детей).
После ответов появляется на интерактивной доске толкование этих слов, приводятся примеры.
Классный руководитель: Мы же пока будем говорить только о профессии и о том, как ее выбрать. На свете много профессий, все они важные и нужные. Но среди них есть самые нужные, самые востребованные, самые модные.
3 . Работа в парах.
Задание. Если каких – то специалистов выпускают больше, чем нужно, они не могут найти работу, наступает безработица. Время от времени одни профессии и специальности становятся очень нужными, востребованными, престижными, другие теряют свои позиции, а третьи – вообще уходят в прошлое.
Предлагаю вам составить списки таких профессий.
Работаем в парах.
1 пара будет составлять список «Самые модные профессии».
2 пара - «Самые забытые профессии».
3 пара . Профессии, которые всегда нужны.
4 пара «Самые отважные профессии».
(Включается тихая музыка, дети обсуждают, составляют списки).
Послушаем, что у вас получилось.
Какие профессии можно добавить к списку?
Классный руководитель: Конечно, здесь мы перечислили не все профессии. Но, выбирая себе специальность, мы ориентируемся не на весь мир, а на то общество, которое нас окружает, на страну, в которой мы живем.
4. Проблемная ситуация «Чей это выбор?»
Классный руководитель. Один ученый, написавший книгу о выборе профессии, много лет проработал в школе и всегда интересовался дальнейшей судьбой своих учеников. При встрече он задавал им неизменный вопрос: «Доволен ли ты избранной профессией?» И получал удручающий ответ: примерно каждый третий ошибся в своем выборе, и каждый второй признавался, что не совсем доволен, и если бы начинать сначала, то, наверное, пошел бы по иной стезе. Почему же так много молодых людей ошибается в своем выборе? Как вы считаете?
Примерные ответы детей:
- «Давят» родители.
Идут за модой.
Ничего не знают о профессии, которую выбрали.
Выбирают «за компанию».
Не хотят узнавать о негативных сторонах профессии.
Не имеют способностей и наклонностей к этой профессии.
Подражают героям кино и телесериалов.
Вы перечислили самые распространенные причины ошибок в выборе профессий. Это давление родителей, отсутствие знаний о выбранной профессии, погоня за модой, переоценка собственных сил и способностей. Но как же тогда правильно выбрать профессию?
5 . Слово учителя.
Классный руководитель: Скажите, пожалуйста, что получится, если длину нашей классной комнаты умножить на ширину (пишет на доске: a x b=S )? (Площадь классной комнаты. )
А что получится, если сложить эти три слова? (Меняется запись: Хочу + могу + надо = правильный выбор профессии.
Как объяснить эту формулу?
Хочу – это все, что мне нравится, к чему лежит душа;
Могу – это все, что мне по силам, по способностям.
Надо – это все, что нужно для общества, страны.
Попробуйте сами сделать вывод.
(Осознанный выбор – это такой выбор, при котором человек учитывает и личные устремления (хочу), и свои возможности (могу), и потребности общества (надо).
6. Работа в группах .
Посмотрим, как работает формула осознанного выбора профессии.
На диске и экране – образец ответа:
Хочу быть модельером , парикмахером , швеёй . Сейчас везде требуются швеи – стану швеёй.
Даются карточки с подобными заданиями на каждую группу. Ученики строят рассуждения по формуле.
1 карточка. Каскадер, космонавт, водитель, летчик, спасатель, тракторист.
3 карточка: повар, кондитер, технолог, экономист.
От каждой группы выступает один ученик.
Слово классного руководителя.
Если у человека есть мечта и он твердо идет к своей цели, он обязательно ее достигнет. Но для этого надо разобраться в себе, указать свои сильные и слабые стороны, свои способности и недостатки. В этом нам поможет устный журнал.
Сейчас проведем такую работу.
На интерактивной доске – пять типов профессий:
1. Человек – природа.
2. Человек – техника.
3. Человек – человек.
4. Человек – знаковая система.
5. Человек – художественный образ.
И таблица
для подсчета результатов тестирования.
Устный журнал называется «Ты и твоя профессия». Рубрики журнала мы видим на доске (они же – на диске):
1. Проблема. Лишние люди на рынке труда.
2.Ликбез. Пять типов профессий.
3. Тест «Ты и твоя профессия».
4. Лента новостей. Ярмарка профессий.
Классный руководитель:
Открываем страницу 1. Лишние люди на рынке труда. Рубрику ведет специалист по вопросам выбора профессий…(фамилия обучающегося класса).
(Один из учеников класса выступает с сообщением на данную тему.)
Каждый год сотни тысяч молодых людей выходят на рынок труда, но очень многие так и не находят применения своим знаниям и остаются за бортом. Сейчас, например, на российском рынке труда много лишних юристов и экономистов. Зато очень престижными и востребованными стали инженеры, технологи, особенно в пищевой промышленности, строители, рабочие разных специальностей. Их - то как раз и не хватает. Получить диплом сейчас не проблема- учись и не прогуливай занятия. Но после окончания учебы почти половина молодых специалистов пополняет армию безработных. Почему же так получилось: с одной стороны – острая нехватка специалистов, а с другой – безработица. Лишние люди? Всему виной ошибки при выборе профессии. Многие молодые люди, выбирая профессию, не учитывают своих способностей, гонятся за престижностью, модой, деньгами. В результате – разочарование, неверие в себя, ощущение своей ненужности и невостребованности. Чтобы избежать этого, нужно осознанно подходить к выбору профессии.
Классный руководитель :- Отрываем рубрику «Ликбез». Ликвидацией безграмотности в сфере профессий будет сегодня заниматься (имя, фамилия). Она расскажет о разных типах профессий.
Выступающий:
Говорят, что в мире существует около 50 тысяч профессий. Чтобы не запутаться в них, специалисты объединяют их в крупные классы, типы. В России насчитывается 5 больших групп, типов(на экране):
1 группа: Человек – природа. Люди этих профессий имеют дело с живой и неживой природой (ветеринар, агроном, животновод, тракторист и др.). Для них характерен общий предмет труда – животные и растения, почва и воздушная среда.
2 группа: Человек техника. Это и летчики, и водители, токари, слесари, и другие профессии.
3 группа: Человек – человек. Предметом труда в этой профессии является другой человек, а характерной чертой деятельности – воздействие на других людей. К такому типу профессий относятся учитель, врач, журналист, продавец.
4 группа: Человек – знаковая система. Специалисты такого типа используют в своем труде различные знаки: цифры, химические и физические символы, ноты, схемы, карты, графики, рисунки. Это бухгалтеры, ученые, лаборанты.
5 группа: Человек – художественный образ. Этих людей отличает талант, художественная фантазия. Это музыканты, художники, актеры.
Классный руководитель: Мы сейчас посмотрим, к какому типу профессий у вас есть наклонности, а какие профессии вам не подходят.
(Выдаются листочки для записи вариантов ответов: а, б, в.)
Сам тест – на интерактивной доске (см. приложение).
Этот тест – приблизительная оценка ваших профессиональных способностей. Все решает желание человека, его воля, характер.
Ученик. Сегодня на российской ярмарке труда самым большим спросом пользуются такие профессии, как секретарь – референт, программист, менеджер по продажам, системный администратор, бухгалтер, специалисты по информационным технологиям. А в последнее время появились и новые профессии:
Аудитор – это специалист, который проверяет деятельность кампаний, оценивает их успешность и эффективность.
Бренд – менеджер – специалист, который придумывает образ продукта, бренд – и продвигает его в массы.
Маркетолог - «знающий рынок», специалист, изучающий потребности покупателей, их вкусы и предпочтения.
Мерчендайзер – следит за тем, как товар его фирмы представлен в крупных магазинах. Обходит магазины, дает советы по размещению товара, оформлению витрин. Этой специальности пока не обучают ни в одном учебном заведении.
(названия профессий – на доске)
Классный руководитель: И последняя рубрика- «Занимательные факты».
Ученик: Как вы думаете, чем занимается титестер?
Это дегустатор чая. По вкусу, запаху, виду он может определить сорт чая, место, где его вырастили, сезон сбора, способ хранения и переработки. Титестер обладает исключительно тонким обонянием. Люди этой профессии не едят жареного, копченого, не употребляют специи и алкоголь, не курят, не пользуются парфюмерией. Боятся насморка. От них зависят судьбы огромных партий чая, которые стоят миллионы. Чай, который мы пьем, смешанный. В нем может быть до 18 сортов. Они подбирают смеси так, чтобы подчеркнуть особый аромат, улучшить вкус.
Второй ученик: Еще одна редкая профессия – постижёр. Это специалист по изготовлению париков, бород, усов. Эта профессия связана с творчеством. Часто в театре постижёры - еще и гримеры, художники, создающие внешний образ героя. Профессия требует завидное терпение и усидчивость. Но сейчас она все больше и больше востребована в связи с развитием рекламы и шоу – бизнеса.
Заключительное слово классного руководителя .
Сегодня вы узнали о разных профессиях, о том, как правильно выбрать свое дело в жизни. Задача эта нелегкая, к ней надо готовиться уже сейчас. А чтобы профессия радовала, приносила удовольствие, нужно, чтобы она соответствовала вашему складу характера, мышления, психики. Для этого надо узнавать себя, знать свои сильные и слабые стороны. Только тогда вы не ошибетесь и сделаете правильный выбор в жизни.
Подведение итогов (рефлексия).
Классный руководитель: Что интересного, нового вы узнали сегодня? Что осталось в памяти? О чем можно задуматься?
Приложение
6 -8 Ярко выражено стремление к лидерству; хорошо
треугольников разбираются в людях, работают с информацией. Тип
Руководителя. Хорошие преподаватели.
5 Ответственный исполнитель, хорошие
треугольников организаторские способности. До мелочей
Продумывает свою деятельность.
4 Разнообразие интересов и талантов. Склонность
треугольника к индивидуальной работе.
3 Тип ученого. Рационален, объективен, легко
треугольника переключается с одного вида деятельности на
Другой.
2 Интерес к искусству и человеку. Тонко чувствует
треугольника все новое и необычное.
1 Изобретатель, конструктор, художник. Обладает
треугольник богатым воображением.
Тест «Ты и твоя профессия».
1.Новогодняя ночь для вас – лучшее время, чтобы:
а) выспаться;
б) посмотреть телевизор вместе с семьёй;
в) оказаться в кругу друзей.
2. Из трех подарков вы бы предпочли:
а) удочку, набор для вышивания;
б) коньки или лыжи;
в) турпутевку или билет на интересное представление.
3. Отправиться в путешествие лучше всего:
а) в одиночку;
б) с семьёй или друзьями;
в) с незнакомой группой, чтобы была возможность обрести новых друзей;
4. если бы вы оказались в одиночестве на острове или в лесу, то:
а) почувствовали бы полную свободу;
б) занялись бы поиском выхода;
в) ощутили бы тоску и страх.
5. В свободное время вы любите:
в) заниматься танцами, петь в хоре, участвовать в спектаклях и концертах, ходить с компанией в кино.
Профессия
Специальность
Должность
Квалификация
Хочу быть модельером, парикмахером, швеёй. Могу быть парикмахером, швеёй. Сейчас везде требуются швеи – стану швеёй.
Хочу – могу – надо =
Формула профессии:
Хочу + могу +надо = осознанный выбор профессии.
От 5 до 8 балов - Люди малообщительные, стеснительные, замкнутые.
Они не любят шумных компаний. Это значит, им не
Подходят профессии, требующие общения. Зато они будут
Хорошо себя чувствовать в научной лаборатории,
В лесничестве. Им подойдет работа программиста, слесаря,
Токаря, бухгалтера, оператора ЭВМ.
8 – 12 балов Люди общительные, чувствуют себя прекрасно в любой
Компании. Не боятся новых знакомств, легко сходятся
С людьми. Могут находиться длительное время и
Без общения. Таким подойдут любые профессии.
12 – 15 балов. Не могут долго оставаться в одиночестве – в них слишком
Много энергии и силы. Таким людям подойдет профессия,
Связанная с большим количеством людей: агента по
a x b = S
Литература
- Л.П. Морозова «Классные часы в средней школе», Волгоград «Учитель – АСТ», 2007 г.
- Журнал «Воспитание школьника», М. «Школа-пресс» № 4 2006 год.
- А. В. Давыдова «Учебный год. Классные часы», Москва. Вако. 2008 год.
- Учительская газета № 12 2009 год.
Симоненко Виктория
Внеклассное занятие «Ты и твоя будущая профессия» 4 класс
Внеклассное занятие «Ты и твоя будущая профессия » 4 класс
Цель : выработать представления о различных профессиях .
Оборудование : компьютер, м/проектор, экран.
Ход занятия
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово.
Послушайте стихотворение и подумайте, о чем сегодня пойдет у нас разговор?
Мы в профессии играем ,
По душе их выбираем,
Мамы с папой стать взрослее,
Чтоб непросто так мечтать,
Профессии надо изучать !
Итак, ребята, вы догадались о чем сегодня пойдет разговор?
3. Основная часть.
а) беседа с детьми на заданную тему.
Что же такое профессия , ребята?
А какие профессии вы знаете ?
Ребята, скажите, а кем бы вы хотели стать, когда вырастите?
А кем работают ваши родители?
Ребята, а вы знаете, что существует 5 типов профессий ?
Профессия – это род трудовой деятельности, занятий , требующая определенной подготовки и является источником существования.
По предмету труда выделяют 5 типов профессий :
1. Тип «человек – человек» - это люди, умеющие легко входить в контакт с людьми, они добросовестные, ответственные, доброжелательные, справедливые и требовательные. (слайд) к такому типу профессий относятся : врач, воспитатель, полицейский, продавец и т. д.
2. Тип «Человек – техника» - это люди, использующие технические устройства. Это могут быть : швея, водитель, сварщик, каменщик и т. д.
3. Тип «Человек – знаковая система» . Люди, выбравшие этот тип профессиональной деятельности , должны уметь логически мыслить, иметь широкий кругозор и интерес к математике.
Этот тип характеризуется такими профессиями как : библиотекарь, бухгалтер, программист, переводчик и т. д.
4. Тип «Человек – художественный образ» . Людей этого типа отличает наличие живого образного мышления, художественная фантазия, талант. Это могут быть : парикмахер, художник, цветовод, архитектор, и т. д.
5. Тип «Человек – природа» - этот тип объединяет профессии , представители, которых имеют дело с объектами, явлениями и процессами живой и неживой природы. Для них характерен общий предмет труда – животные и растения, почва и воздушная среда – природа. Это агроном, ветеринар, фермер и т. д.
На свете очень много разных профессий , в России их насчитывается более 6 тыс. профессий . Сегодня мы поговорим о некоторых из них.
б) загадки :
Я вам загадаю загадки, а вы, ребята, постарайтесь отгадать о какой профессии пойдет речь :
Природу любить,
Стариков уважать? (учитель)
Кто в дни болезней
Всех полезней
И лечит нас от всех болезней? (врач)
Целый день она все шьет,
И моделей создает.
Погоди немного кошка
Будет и тебе одежка. (швея)
Через поле и леса
Мчатся, мчатся поезда
Семафор, гудок и свист…
Вдоль везет нас … (машинист)
Из кирпича мы строим дом,
Чтоб смеялось солнце в нем,
Чтобы выше, чтобы шире
Были комнаты в квартире. (каменщик)
У этой волшебницы,
Этой художницы,
Не кисти и краски,
А гребень и ножницы,
Она обладает таинственной силой :
К кому прикоснешься,
Тот станет красивый. (парикмахер)
Ставят ловких 2 руки
каблуки и башмаки,
и набойки на каблук
тоже дело этих рук. (сапожник)
Педиатра ты не бойся,
Не волнуйся, успокойся,
И конечно же, не плачь,
Это просто детский … (врач)
Спрятан здесь вопрос такой :
Доктор с ниткой и иглой : как зовется?
Вспоминай и быстрей ответ давай. (хирург)
Занят важный он работой :
Урожай его забота,
Чтоб сумели уродится
Вожь, овес или пшеница. (аргоном)
Доктор, но не для детей,
А для птиц и для зверей,
У него особый дар, это врач - … (ветеринар)
Он не летчик, не пилот,
Он ведет не самолет,
А огромную ракету.
Дети, кто, скажите, это? (космонавт)
В книжном море
Он бескрайнем
Настоящий капитан.
Отыскать любую книжку
помогает быстро нам! (библиотекарь)
В цирке он смешнее всех.
У него – большой успех,
Только вспоминать остается,
Весельчак тот как зовется? (клоун)
Встаем мы очень рано.
Ведь наша забота –
Отвозить всех по утрам на работу. (водитель)
Защищать в суде всех рад
Наш умелый… (адвокат)
Варит он ни борщ, ни суп,
И ни каши с разных круп,
Варит он котлы топные
Трубы, прутья, швы сварные. (сварщик)
С огнем бороться мы должны
С водою мы напарники.
Мы очень людям всем нужны,
Ответь скорее, кто же ты? (пожарник)
Доброты, тепла души
Мамочке не жалко
Ждут мамулю малыши –
Вася, Маша, Галка,
Паша, Сеня и Марат –
Ждет ее весь детский сад! (воспитатель)
Приготовит мама суп,
Малышам из разных круп,
Ловко вылепит котлеты.
И нарежет винегреты.
И с такой умелой мамой
Я бываю сытый самый. (повар)
Ребята, а давайте поиграем в игру «Быстро назови» .
Я назову инструменты, механизмы, предметы, которые относятся к какой-либо профессии , а вы должны быстро назвать профессию .
Называет тот, на кого показывает учитель, другие молчат :
Лекарства, термометр - … врач
Письма - … почтальон
Краски, кисти - … художник
Машина - … водитель
Подъемный кран - … крановщик
Скрипка - … музыкант
Фотоаппарат - … фотограф
Компьютер - … программист
Метла, ведро - … дворник
Еда в кастрюле - … повар
Молодцы, ребята.
3. Заключительная часть
Машинисты и ткачи,
Трактористы и шахтеры,
измерены, точно определены по многим признакам. Также они имеют огромную разницу
в размерах –от колоссальной паровой турбины до видимого только под микроскопом
транзистора. В профессиях этого типа используются разнообразные средства труда –от
гигантского экскаватора до тончайшего микро- скальпеля. Значит, профессии
типа«человек–техника» требуют от человекаумения концентрировать и переключать
внимание, хорошей зрительно- моторной координации, ловкости движений, а в некоторых
случаях –физической силы и выносливости .
3 ученик: человек –человек: К этому типу относятся профессии, направленные на
воспитание, обучение, информирование, обслуживание (бытовое, торговое, медицинское)
людей. В этих видах деятельности в процессе труда люди взаимодействуют между собой.
«человек–человек», видят мир, прежде всего, как систему человеческих отношений.
Системы человеческих отношений, с которыми имеют дело профессионалы, очень
сложны. Это, например, отношения между школьниками в классе, отношения сторон в
судебном разбирательстве, отношения в трудовом коллективе. Представителям таких
профессий важно понимать, что каждый человек воспринимает мир по- своему, а многие
трудности в отношениях между людьми вызваны неумением людей принять точку зрения
другого. Для того чтобы научиться строить отношения между людьми, полезны
некоторые навыки. Например, коммуникативные. Они позволяют профессионалам легко
вступать в контакт с новыми и очень разными людьми. Необходимо понимать
переживания другого человека, уметь откликаться на его чувства. Эта способность
называется эмпатией . Представителю любой профессии типа «человек–человек» очень
важно быть тактичным . От всех этих способностей, умений и навыков зависит не только
успех в профессиональной работе, но и жизни и судьбы людей, с которыми работает
профессионал. Поэтому необходимы выдержка , самообладание , организационные умения .
Если коммуникативные навыки проявляются в стремлении к общению, сопереживанию,
интересе к другим людям, то организаторские умения –в самостоятельном принятии
решений, в инициативности, в планировании деятельности. Организованность
заключается в способности целенаправленно управлять своей активностью, что
проявляется в умении контролировать, рассчитывать свои действия, строго планировать
время и средства, доводя начатое дело до завершения.
Некоторые профессии трудно отнести к какому - то одному типу. Например, врач-
стоматолог. Эту специальность можно отнести и к профессиям типа «человек–человек» и
«человек–техника». Значит, чтобы овладеть этой специальностью, у человека должны
быть специфические профессионально важные качества, которые важны для двух типов
"Ты и твоя будущая профессия"
«Тот, кто с детства знает, что труд есть закон жизни, кто смолоду сообразил, что хлеб добывается лишь в поте лица, тот способен к подвигу, поэтому что в подходящий день и час у него найдётся воля его выполнить и силы для этого» (Жюль Верн)
В мире существует более 50 тыс. профессий. Как отыскать посреди их свою? Сколько из их мы себе более либо менее представляем? На что ориентироваться? На вопрос: «Кем ты хочешь стать опосля школы?» -старшеклассники не постоянно могут ответить. А меж тем неувязка выбора профессии совсем серьёзна. В особенности сейчас, когда наше общество вступило в рыночные дела. От человека всё в большей степени требуются высочайший профессионализм, готовность скоро адаптироваться к новым явлениям публичной и экономической жизни. Резко растет интенсивность труда, требующая завышенной выносливости. Что все-таки необходимо для тог чтоб сделать собственный проф выбор? Чтоб выбрать своё дело не способом «тыка», а уместно, необходимо для начала разобраться в собственных собственных, говоря психологическим языком, установках. Сейчас я расскажу об главных типах проф деятельности человека. Во почти всех станах пробовали и пробуют создать классификацию профессий. В нашей стране принято воспользоваться классификацией доктора Е.А. Климова. Его классификация разделяет все профессии на 5 главных типов:
· Человек-природа. Этот тип объединяет профессии, представители которых имеют дело с объектами, явлениями и действиями живой и неживой природы (ветеринар, агроном, гидролог, овцевод, механизатор, тракторист). Для их характерен общий предмет труда - животные и растения, почва и воздушная среда - природа.
· Человек-техника. Это могут быть пилоты, водители, матросы, электромонтёры, слесари и т.д., использующие технические устройства.
· Человек-человек. Тут для спеца предметом труда является иной человек, а характерной чертой деятельности - необходимость действия на остальных людей. К такому типу профессий относятся учитель, врач, журналист и торговец.
· Человек-знаковая система. Люди, выбравшие этот тип проф деятельности, должны уметь оперировать абстрактными понятиями, иметь широкий кругозор. Это бухгалтеры, учёные, операторы ЭВМ, люди, работающие в лабораториях, научных центрах.
· Человек-художественный образ. Людей этого типы различает наличие живого образного мышления, художественная фантазия, талант.
Вот вам приблизительные требования к человеку, выбравшему определённый тип деятельности. И это лишь общие требования. Нужно взвесить и оценить свои возможности, держать в голове, что с возрастом возможности к обучению снижаются. Если автоматизм управления каром у 10-летних вырабатывается за 4 часа, то у взрослых - за 50 часов.
Однако не считая возможностей нужно учесть и свои интересы. Идеальное совпадение возможностей и интересов это и есть призвание. А ведь сколько людей всю жизнь занимаются нелюбимым делом: кто-то ради средств, кто-то по привычке, кто-то просто поэтому, что когда-то не совсем серьёзно отнёсся к собственному выбору. Сейчас попытаемся честно оценить свои возможности, желания и способности при выборе будущей профессии. Прежде всего нужно считаться с физическими возможностями. По данным социологов, практически единицы соотносят своё здоровье с выбором профессии. Другие просто не принимают его во внимание и делают первую ошибку.
При выборе профессии частенько имеет место фактор престижности. Однако оглядка на престижность не самый верный принцип выбора, так как престижность сродни поветрию, моде. А это явление, как понятно, совсем не неизменное.
Правильнее было бы, ориентируясь в мире профессий, решить для себя, что для вас самое принципиальное в будущем, что вы считаете совсем нужным для себя: размеренную, спокойную работу либо неизменные командировки, экспедиции, независимость и самостоятельность, творчество либо выполнение верно определённых обязанностей. Однако не нужно понимать так, что творчество - отлично, а исполнительность - плохо. В каждой профессии есть свои индивидуальности. Принципиально определиться в главном, т.е. понять, какие из высококачественных сторон профессий для вас важны, а какими можно и пренебречь.
Проанализируй профессию, которую, может быть, вы уже избрали либо лишь склоняетесь к выбору. Ответьте на 9 вопросов честно и серьёзно. Напишите свои аргументы в пользу выбранной профессии, а позже посмотрите на их со стороны, как как будто вас уверяет кто-то иной. Отнеситесь к тексту критически, вправду ли выбор обоснован. Видны ли в нём познания профессии, оценка собственных способностей? Попытайтесь покритиковать текст, может быть даже переубедить «собеседника». И не поддавайтесь чувствам, при решении таковых принципиальных задач они бывают неподходящими ассистентами. Если вы ответите серьёзно на вопросы, мы думаем, это поможет вам в проф выборе.
1. Какое значение имеет данная профессия для общества?
2. Какой труд - автоматизированный, механизированный либо ручной в ней употребляется?
3. Назовите объект труда, конечный итог работы.
4. Охарактеризуйте условия работы, режим труда.
5. Назовите приблизительно заработную плату профессионалов данной профессии.
6. Подразумевает ли данная профессия интенсивное общение с людьми?
7. Есть ли к данной профессии мед противопоказания?
8. Какими личными свойствами должен обладать представитель данной профессии?
9. Где можно ее получить?
Оптимист:
1. работа имеет большущее публичное значение;
3. встреча с увлекательными людьми;
4. командировки, дающие возможность многое узреть;
5. внедрение современной техники.
Скептик:
1. трудности, связанные с устройством на работу;
2. нередкие командировки, осложняющие личную жизнь;
3. трудности получения образования (к примеру, наличие печатных работ);
4. крупная ответственность;
5. нервные перегрузки;
6. ненормированный рабочий день;
7. неизменное общение с людьми.
Кадры