12 Сущность и содержание теории управления
Базовые понятия теории управления.
Управление как социальные феномен является предметом изучения целого ряда наук – менеджмента, социологии, политологии, философии, кибернетики, психологии, экономики. Таким образом, теория управления как самостоятельная отрасль знания формируется и развивается как междисциплинарная система. Это значит, что теория управления включает в себя социологию управления, экономику управления, философию управления, психологию управления, политику как искусство управления государством, менеджмент как науку и искусство управления организацией. Особое значение для становления теории управления имела кибернетика как наука об общих чертах процессов и систем управления в технических устройствах, живых организмах и человеческих организациях.
В современной науке управления выделяют два уровня знания, первый из которых представлен общими теориями социального управления, а второй – прикладными теориями организации и управления, обеспечивающими базу для практических рекомендаций по рационализации труда и совершенствованию управления.
Теория управления – представляет собой науку, изучающую управленческие процессы в социально-экономических системах, принципы, содержание и формы управленческих отношений.
Теория управления имеет свой, только ей присущий предмет исследований – она изучает закономерности организации управленческого процесса и возникающие во время этого процесса отношения между людьми, определяет методологические приемы, соответствующие специфике объекта исследований, разрабатывает систему и методы активного воздействия на объект управления и определяет способы предвидения и прогнозирования изучаемых процессов.
Искусство управления – способность человека принимать нетривиальные решения в условиях дефицита информации и времени. Основными понятиями и категориями, используемыми в теории управления, являются: управление, система, субъект, объект, цель и принципы управления, управленческие отношения, методы, функции и процесс управления.
Субъект, объект и цель управления, система, подсистема, социальная организация.
Управление – процесс планирования, мотивации, организации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать цели организации и добиться их выполнения.
Социальным управлением называется воздействие на социальные процессы, направленное на достижение поставленных целей. Понятие воздействие является ключевым для любого вида управления.
Применительно к системам, это понятие раскрывается как воздействие субъекта управления на объект управления, с целью перевода его в новое желательное состояние.
Системой называется составляющее целостное образование, совокупность частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого. Части системы называются звеньями, элементами или подсистемами.
Элементы (звенья, подсистемы) – конкретные объекты, неразложимые части, компоненты системы.
Объектом управления называется управляемая подсистема (организация, люди) воспринимающая воздействие со стороны субъектов управления.
Объектом теории управления являются управленческие отношения, т.е. такие социальные отношения, которые складываются между организациями, учреждениями и отдельными индивидами (представителями этих организаций и учреждений) в процессе управленческой деятельности и устанавливают определенную структуру соподчинения между ними. Управленческие отношения складываются по поводу координации и субординации общественных связей. В управленческих отношениях проявляется особый характер социального взаимодействия – соподчиненность, субординация, предполагающая, с одной стороны, авторитет целого, с другой – подчинение этому авторитету.
Субъектом управления называется управляющая подсистема (орган управления, руководитель) воздействующая на другие звенья системы.
Горизонтальное и вертикальное разделение труда.
Управление определяется как наука (область человеческого познания), искусство (практика выполнения работы), функция (вид деятельности), процесс (деятельность по выполнению функций управления). В повседневной практике управление проявляется в виде влияния некоего субъекта на объект, в ходе которого происходит его преобразование, переход из одного состояния в другое, изменение направленности его движения или развития.
Важнейшим элементом управленческого процесса является целеполагание. Т.о. управление представляет собой целеполагающее, организующее и регулирующее воздействие людей на собственную, коллективную, групповую жизнедеятельность как непосредственно (в формах самоуправления), так и через специально созданные структуры (государство, общественные объединения, партии, фирмы, кооперативы, ассоциации).
Отсюда, сущность управления – процесс целенаправленного воздействия субъекта управления на объект управления для достижения определенных результатов.
Под субъектом управления понимается физическое или юридическое лицо, от которого исходит властное воздействие. От субъекта управления необходимо отличать субъект управленческой деятельности (только физическое лицо, живой человек).
Объектами управления – то, на что направлено властное воздействие субъекта управления (и физические, и юридические лица, а также социально-экономические системы и процессы).
Все сложные организации имеют общие характеристики, рассмотрение которых позволяет понять, почему организации нуждаются в управлении. К таким характеристикам относятся: преобразование ресурсов, зависимость от внешней среды, горизонтальное разделение труда, вертикальное разделение труда.
Горизонтальное разделение труда.
ГРТ – называется разделение общего объема работы на меньшие по объему специализированные задания. В небольших организация работа разделяется между отдельными исполнителями. В сложных организациях ГРТ осуществляется также путем образования подразделений, выполняющих специфические задания и добивающихся реализации специфических целей. Подразделения, как правило, имеют свое собственное, меньшее по размеру подразделение с более узкой специализацией.
Подразделения также как и организация в целом представляют собой группу людей, деятельность которых должна регулироваться для достижения собственной цели.
Вертикальное разделение труда.
Эффективное использование ресурсов и взаимодействие с внешней средой невозможного координирования работы исполнителей (людей, групп, подразделений), поэтому в организациях существуют также ВРТ, которое отделят работу по координированию действий. Деятельность по координированию работы других людей и составляет сущность управленческой работы.
... "большую" экономическую теорию. Пути решения проблемы Какими же конкретными чертами должно отличаться ориентированное на подготовку экономистов-практиков обучение экономической теории? Выделим три момента, представляющихся нам наиболее важными. 1 Явно выраженная (эксплицитная) демонстрация роли экономической теории в качестве методологической основы эффективной практической деятельности. ...
Дальше и подвергают сомнению саму предпосылку о максимизирующем полезность поведении экономического человека, предлагая его замену принципом удовлетворительности. В соответствии с классификацией Трэна Эггертссона представители этого направления образуют собственное направление в институционализме – Новую институциональную экономику, представителями которой можно считать О. Уильямсона и Г. Саймона...
Для производства различных товаров и распределения их в целях потребления в настоящем и будущем между различными людьми и группами общества" (1992 г., с.7). 4. Метод экономической теории Первая задача современной экономической науки состоит в том, чтобы описать, проанализировать и объяснить динамику экономических процессов, происходящих в производстве, при распределении произведенного продукта...
На нелинейных и неустойчивых процессах, характеризующих поведение некоторых экономико-математических моделей . Отметим, что количество исследований, применяющих синергетическую парадигму, резко возросло за последние годы. Похоже, что экономическая наука прошла своеобразную "точку бифуркации" и стремительно осваивает новый гносеологический подход. В этом плане заслуживают внимания работы Е.А. ...
1. Сущность и содержание теории управления. 5
2. Этапы развития теории и практики менеджмента, культурные различия и особенности национальных школ и моделей менеджмента. 6
3. Теоретические основы менеджмента и его современное состояние. 8
4. Цели и функции теории управления. 9
5. Функциональное разделение управленческого труда. 10
6. Система методов управления в социально-экономических системах и их использования в практической деятельности. 10
7. Условия и факторы результативной работы менеджера, культура и стиль менеджера. 12
8. Понятия, сущность и содержание эффективности менеджмента. 14
9. Управление нововведениями и развитием теории управления. 19
10. Организационная культура как социально-психологический компонент организации. 21
11. Организация как открытая система. Внутренняя и внешняя среда организации. 23
12. Жизненный цикл организации. 24
13. Экономическое понятие собственности и ее основные формы.. 26
14. Типы и организационно-правовые формы предприятий. 27
15. Приватизация в Российской Федерации: цели, способы и результаты.. 31
16. Макроэкономические цели и показатели экономического развития национальной экономики 32
17. Финансовая политика государства. 34
18. Фискальная политика государства. 35
19. Денежно-кредитная политика в современной России. 36
20. Иностранные инвестиции и проблемы их привлечения в российскую экономику. 40
21. Поддержка конкуренции и антимонопольная политика государства. 41
23. Проблемы инфляции и безработицы в современной экономике. 44
24. Эффективность государственного регулирования в переходной экономике. 47
25. Государственный бюджет: принципы устройства и основные функции, место в финансово-кредитной системе. 50
26. Государственный кредит: сущность, функции, общие принципы государственного кредитования 51
27. Муниципальный кредит: сущность, функции, общие принципы муниципального кредитования 53
28. Федеральные финансовые институты.. 54
29. Муниципальные финансовые институты.. 57
30. Система налогов, формирующих государственный бюджет. 57
31. Система налогов, формирующих муниципальный бюджет. 59
32. Территория как объект управления: формирование, делимитация, изучение. 61
33. Особенности государственно-территориального устройства Российской Федерации. 62
34. Принципы и закономерности размещения хозяйственной деятельности. 64
35. Территориальная структура хозяйства России и отдельных регионов. 66
36. Место России в международном разделении труда. 67
37. Конституционные основы организации публичной власти в Российской Федерации. 69
38. Экономические и политические основы конституционного строя Российской Федерации 70
39. Понятие и принципы конституционно-правового статуса личности в Российской Федерации 70
40. Федеративное устройство Российской Федерации. 74
41. Гражданство Российской Федерации: понятие, правовое регулирование, основания и порядок приобретения и прекращения. 75
42.Сущность государственного управления как объекта административно-правового регулирования 78
43. Структура и виды административно-правовых норм.. 78
44. Понятие, признаки и состав административного правонарушения. 80
45. Понятие и система государственной службы в Российской Федерации. 82
46. Административно-правовой статус государственных служащих и порядок прохождения ими службы 84
47. Гражданские правоотношения: понятие, элементы, виды.. 89
48. Источники гражданского права: понятие, виды, действие. 91
49. Субъекты и объекты гражданских правоотношений. 92
50. Юридические лица как субъекты гражданского права и их виды.. 93
51. Право собственности и ограниченные вещные права. Способы их защиты.. 95
52. Понятие обязательства и способы его обеспечения. 96
53. Понятие, назначение сделки. Основные виды сделок. 97
54. Понятие и содержание трудового договора. 100
55. Трудовые споры: понятие, виды, порядок их разрешения. 101
56. Аттестация государственного служащего. 102
57. Понятие муниципального служащего, правовой статус муниципального служащего. 105
58. Муниципальная должность: понятие и виды.. 106
59. Функции, методы и средства государственного управления. 107
60. Институт президентства в Российской Федерации. 110
61. Роль законодательной власти и ее органов в государственном управлении. 111
62. Система исполнительной власти в Российской Федерации. 114
63. Структура федеральных органов государственной власти в Российской Федерации. 115
64. Структура органов государственной власти в субъектах Российской Федерации. 117
65. Основные теории местного самоуправления. 119
66. Муниципальная должность: понятие, характеристика. 121
67. Муниципальные образования: основные типы и критерии систематизации. 122
68. Организационные основы местного самоуправления. 123
69. Организационные формы участия населения в осуществлении местного самоуправления 125
70. Основные направления региональной политики в Российской Федерации. 126
71. Структура управления регионом в условиях федерального государства. 128
72. Государственная региональная политика: основные цели, объекты и методы.. 128
73. Формирование регионального бюджета. Региональная казна. Межбюджетные трансферты 130
74. Налоговая система региона. 132
75. Основные критерии и показатели социально-экономического развития региона. 134
76. Формирование и развитие рыночной инфраструктуры территории. 136
77. Подбор и отбор работников как функция управления персоналом.. 138
78. Оценка персонала как функция управления персоналом.. 139
79. Профессиональное обучение и развитие работников как функция управления персоналом 140
80. Мотивация поведения и результатов труда персонала. 142
81. Управление карьерой как функция управления персоналом.. 143
82. Направления информатизации и инструментальные средства поддержки государственного и муниципального управления. 146
83. Локальные и распределенные базы данных, системы управления базами данных. 148
84. Основные этапы и стадии создания и организации компьютерных информационных систем управления. 149
85. Целевая ориентация управленческих решений. 149
86. Технология организации процесса разработки и реализации управленческих решений. Методология, методы, модели. 150
87. Условия и факторы качества управленческих решений. 152
88. Разработка и выбор управленческих решений в условиях неопределенности и риска. 153
89. Эффективность управленческих решений и контроль их реализации. 154
90. Сущность связей с общественностью и их организация в системе государственного управления 156
91. Организация связей с общественностью в системе муниципального управления. 158
1. Сущность и содержание теории управления
Теория управления представляет собой науку, изучающую процессы управления в социально-экономических системах, содержание и форму управленческих отношений, закономерности их возникновения и развития, а также принципы эффективного управления.
Целью управления является формирование целостного представления о взаимодействии сложных систем разной природы (технические, социальные, экономические и т.п.), их структур, внешних и внутренних связей, саморазвитии и воздействия одна на другую, о специфических отношениях, которые складываются между объектом и субъектом управления в процессе их взаимодействия.
Объектом теории управления является как процесс управления, так и его механизм (рис. 4.1).
Рис. 1 − Объект теории управления
Предмет науки управления как междисциплинарной дисциплины предполагает, что основными методами ее исследования является системный подход, системный анализ управленческих явлений, который объединяет совокупность методов и средств, помогающих изучить свойства и структуру общества в целом, представив его в качестве сложной системы. Однако смещение акцента на активное сознательное отношение человека к миру подтолкнуло к широкому исследованию проблем социального управления и психологии управления.
Важную роль в управлении играют информационные технологии и применение компьютерных систем, что существенно меняет содержание управленческого труда и значительно повышает уровень его эффективности.
Понятийный аппарат теории управления состоит из довольно обширного набора принципов и положений, которые могут быть воплощены в объектах любой природы – физической, биологической, социальной. Однако понятийный аппарат является абстрактным.
Сердцевину теории управления составляют понятия, отражающие в основном свойства и отношения, а не материальную природу их носителей. Однако теория управления будет приближаться к адекватному отражению механизмов упорядочения общественных явлений, если будут учитывать материальные и физические ограничения (природа, человек). В этом кроется одно из существенных затруднений, с которыми сталкивается кибернетика при рассмотрении механизмов социального управления.
Теория управления опирается на разные системы знаний, которые можно представить как:
- управленческие аспекты наук;
- конкретные науки об отдельных сторонах управления;
- теория искусства управления.
Управленческие аспекты включают данные разных наук, описывающих основные черты управления. Так, в последние годы в управлении широко используются социологические науки (социология, социология управления, социология организации, психология управления и др.). В этой связи в управлении наиболее реалистичным является феноменальный подход по отношению к субъекту управления и управленческой ситуации в целом. Это означает, что ни один управленец не может претендовать на абсолютно точное восприятие реальности и вынужден ее интегрировать в меру своих знаний и интеллекта.
Теория управления существенно сменила акцент внимания на изучение ценностных ориентаций и установок людей той или иной системы; исследует отношения как «субъективно-объективные», так и «субъектно-субъектные».
Если теория управления изучает феномен управления как целостное комплексное явление (систему, процесс), то специальные науки своим предметом рассматривают законы и закономерности отдельных этапов процесса управления: планирования и прогнозирования; руководства, контроля, управления персоналом и т.д.
Теория искусства управления основана на эмпирических обобщениях, на базе конкретного опыта управления, что позволяет создать образы управления, конкретные управленческие ситуации. Она не имеет универсальных закономерностей и принципов, не предусматривает общих правил управления. Она позволяет талантливым управленцам находить неординарные решения в условиях неопределенности. В сочетании со знаниями общих законов и принципов управления теория искусства управления, основанная в большей мере на интуиции, индивидуальном восприятии, прошлом опыте, позволяет получить оптимальный управленческий результат. В последние годы активно изучается роль интуиции в процессе принятия решения.
Предмет теории управления является дискуссионным вопросом. Современная теория систем подтвердила великую истину диалектики, что целое имеет закономерности, не сводимые к закономерностям составляющих это целое компонентов. «Отдельные части тела лишь в своей сути то, что они суть. Рука, отделенная от тела, лишь по названию рука», – утверждал Аристотель.
Предметом теории управления являются закономерности, присущие управлению в целом, не отдельным функциям или сторонам управления, а управлению, рассматриваемому как целостное, комплексное и конкретное социальное явление .
ЛЕКЦИЯ 1.
Понятие и сущность управления
1. Управление и его элементы.
2. Закономерности и принципы управления.
3. Функции управления.
Управление и его элементы.
Управление – процесс целенаправленного воздействия субъекта на объект для достижения определенных результатов.
Субъект управления – физическое или юридическое лицо, от которого исходит властное воздействие. Властные полномочия субъекта управления, экономические и морально-этические рычаги воздействия лежат в основе процесса управления.
Объектом управления, то есть тем, на что направлено властное воздействие субъекта управления, может быть физическое и юридическое лицо, а также социально-экономическая система, процесс.
Основы науки управления сформировались в современном понимании в конце Х1Х – начале ХХ в., в ответ на требования промышленности, которая постепенно приобретала такие специфические черты, как массовое производство, крупномасштабный сбыт, ориентация на рынки большой емкости. Мощные корпорации испытывали острую необходимость в рациональной организации производства и труда, четкой и взаимосвязанной работе всех подразделений и служб, менеджеров и исполнителей в соответствии с научно обоснованными принципами, нормами и стандартами.
Процесс управления характеризуется рядом особенностей:
1. осуществляется непрерывно во времени и в пространстве, охватывая все необходимое пространство, влияет на объект не только в момент совершения управленческого акта, но и в последующий период;
2. требует глубокого анализа, разработки и постановки определенных целей;
3. результат воздействия субъекта управления на объект должен соответствовать поставленной цели.
Предметом и продуктом в управлении является информация. В результате управленческой деятельности на ее основе создается решение, то есть информация, исходя из которой объект управления может предпринимать конкретные действия.
Средства управленческого труда – все то, что будет способствовать осуществлению операция с информацией: компьютер, телефон, авторучка и т.д.
Основа всякой целесообразной деятельности, в том числе и управленческой, - объективные законы природы, общества и мышления как составные части законов общества. Общество подчиняется законам природы, определяющим глубинные, наиболее общие основы бытия и развития мира.
Законы управления трактуются двояко:
Как акты, принимаемые законодательной властью:
Как выражение объективных законов природы и общества.
Из законов управления вытекают принципы управления – исходные, фундаментальные идеи управленческой деятельности; из них, в свою очередь, цели – идеальный конечный результат, которого хотят достичь субъекты управления. Для достижения целей необходимо решить множество зада. Задачи решаются с использованием определенных методов управления – совокупности приемов и способов воздействия на управляемый объект. Методы реализуются с помощью функций.
Законы, принципы, цели, задачи, методы, функции и др. категории входят в механизм управления, который характеризует многообразие связей субъективно-объективных отношений в управленческом процессе.
Закономерности и принципы управления.
Управление - специфический вид трудовой деятельности, выделившийся в процессе разделения труда. А потому помимо общих законов и закономерностей оно подчиняется также специфическим законам и закономерностям.
Категории «закон» и «закономерность» относятся к одной группе. Как и законы, закономерности устанавливают общие, существенные и необходимые связи между изучаемыми явлениями. В теории управления закономерность рассматривается как первоначальная формулировка закона в начале его теоретического осмысления и исследования.
Закономерности управления составляют контрольное звено отечественной теории управления.
1. Единство системы управления производством , то есть устойчивость внутренних связей системы при изменении состояния внешней среды. Это одна из важнейших характеристик системы, отражающая такие связи между ее элементами, которые сохраняют целостность в течение длительных периодов изменения состояния социально-экономической системы.
Единство системы управления производством устанавливается не автоматически и проявляется не только при ее формировании. Оно сознательно формируется, поддерживается и укрепляется. Нарушение единства системы управления может проявиться либо в фактической потере объективно необходимой самостоятельности и определенной обособленности какого-либо производственного звена или, наоборот, в излишнем его обособлении.
Поддержание единства системы управления имеет большое значение для совершенствования управления.
2. Пропорциональность производства и управления - непрерывное сопряжение отдельных частей системы и ее подсистем как одно из условий высокой производительности труда. Пропорциональность важна как на уровне народного хозяйства, так и в организации, в основном и вспомогательном производстве, между цехами и участками.
Пропорциональность необходимо соблюдать не только в организации производства, но и в организации труда (между профессиями, квалификацией работников внутри отдельных профессиональных групп и т.д.)
Централизация и децентрализация управления.
Централизованное управление представляет собой непрерывную, постоянно действующую и достаточно устойчивую подчиненность каждого звена системы субъекту управления. Оно выражается в требовании обязательно согласовывать управленческие решения, содержание которых определяется едиными целями развития системы, централизованно.
Функции управления
Сущность и содержание процесса управления определяются его функциями, поэтому в теории управления вопрос о функциях всегда был одним из главных. Он связан с общественным характером труда и сложностью производства, необходимостью дифференциации целенаправленных воздействий, разделением и специализацией труда в сфере управления.
Слово «функция» означает обязанность, круг деятельности, назначение, роль. Функции управления - относительно обособленные направления управленческой деятельности, которые позволяют осуществлять определенное воздействие на управляемый объект в целях достижения поставленной задачи. Функции управления определяют специфику управленческого труда. Они тесно связаны с другими категориями науки управления: структурой, методами, техникой, кадрами управления, информацией и управленческими решениями.
Изучение содержания функций управления и их четкая классификация необходимы для разработки рациональных основ построения аппарата управления, установления объема работ по каждой функции, определения численности персонала по ней, в конечном счете - проектирования самой структуры, установления оптимального уровня централизации и децентрализации, обязанностей, прав и ответственности структурных звеньев (отделов, групп) и отдельных работников.
Необходимость выполнения той или иной функции управления определяется характером производства. В свою очередь, функция определяет необходимость в соответствующем органе управления.
Различают основные и конкретные (специальные) функции управления. К основным относят планирование, организацию, координацию, регулирование, контроль. Они выполняются в каждой управляющей системе и на каждом уровне управления. Конкретные функции обычно связывают с разделением управленческого труда. В перерабатывающей организации они вытекают из структуры производства, его дифференциации во времени (подготовка, производство и реализация продукции).
Планирование означает преднамеренный и сознательный выбор решения о том, что и как делать, кому и когда. Оно предшествует выполнению всех других управленческих функций, поскольку призвано сформулировать цели и задачи организации, пути, средства и методы их достижения. В целом планирование - это первая и исходная функция управления.
Организация представляет собой не только деятельность по созданию и упорядочению предприятия как объекта управления, но и работу по формированию субъекта управления - системы органов, призванных осуществлять его. Тем самым определяются обязанности и права должностных лиц и исполнителей, характер взаимоотношений между подразделениями и трудовыми коллективами, а также внутри них.
Координация заключается в согласовании различных процессов управления, действий исполнителей во времени и пространстве. Ее цель - найти баланс в работе отдельные служб, руководителей и специалистов организации, подчинить различные, иногда противоречивые интересы главной пели. Необходимость в координации существует всегда. Следует отметить, что при хорошо разработанных планах и оптимальной организации производства большая часть работы по координации осуществляется как бы автоматически.
Процесс управления не замыкается на функциях планирования, организации и координации. В деятельности организации неизбежно возникают проблемы сохранения и полдержания системы в работоспособном состоянии, ее усовершенствования и развития. Решение этой задачи составляет суть еще одной функции управления - регулирования.
Регулирование - это вид управленческого труда, целью и назначением которого является преодоление противоречия между организацией и дезорганизацией, порядком и факторами, его нарушающими (возмущающими). Это процесс воспроизведения упорядоченности системы в непрерывно меняющихся условиях, на новом уровне. Регулирование необходимо не только для полдержания упорядоченности той или иной системы, но и для ее реорганизации с целью эффективного решения новых задач.
Контроль заключается в систематической проверке всех сторон деятельности объекта управления в соответствии с установленными требованиями или принятыми решениями. Другими словами, он призван обеспечить реализацию поставленных целей. Процесс контроля предполагает использование стандартов (нормативов), измерение фактически достигнутых результатов и проведение корректировок в случае, когда они существенно отличаются от стандартов (нормативов).
Комплекс специальных (конкретных) функций управления состоит из общего (линейного) руководства организацией, ее цехами, производственными участками, а также функционального руководства.
По характеру работ функции управления можно разделить на административные, технические, производственные, экономические и хозяйственные.
К административным относятся функции общего руководства. Их выполняют, как правило, линейные руководители (директор. начальник цеха, мастер), к производственным - оперативное управление, к экономическим - функции технико- экономического планирования, организации труда и заработной платы, бухгалтерского учета, управления финансами и др. Наконец, к хозяйственным относятся функции материально-технического снабжения, общее делопроизводство и хозяйственное обслуживание.
Применительно к организациям перерабатывающей промышленности этот список можно конкретизировать, выделив следующие функции.
1. Функции управления основными процессами:
получение, хранение, распределение средств производства, включая приемку сырья, контроль запасов, внутризаводской транспорт, хранение товаров на складах, управление запасами;
технологические операции по превращению сырья в готовую продукцию, контроль качества, упаковка, техническое обслуживание оборудования;
хранение и распределение конечного продукта, предназначенного для потребителя, включая размещение его на складе, обработку заказов, доставку;
маркетинг товара - изучение потребностей клиентов, оформление товара, ценообразование, стимулирование и осуществление товарообмена.
2. Функции управления вспомогательными процессами:
снабжение - покупка сырья, ресурсов, основных и вспомогательных материалов, лабораторного оборудования, производственных и административных зданий, консультационных и бухгалтерских услуг;
технологическое развитие - научные исследования и разработки, внедрение нововведений, совершенствование информационных систем и т.д.;
управление персоналом - подбор, расстановка, подготовка кадров, разработка систем оплаты труда.
Особое значение имеет оперативное управление производством: ежедневное распределение материальных и трудовых ресурсов; контроль и регулирование хода производства; проведение нарядов или диспетчерских совещании. Необходимы согласование оперативной работы всех служб организации, четкое и быстрое устранение разногласий, возникающих в ходе производства.
Высокий уровень управления производством достигается тогда, когда функции четко распределены между конкретными исполнителями и выполняются качественно, при тесном взаимодействии руководителей, специалистов и технических исполнителей.
ЛЕКЦИЯ 3.
МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ
1.Система методов управления.
2.Экономические методы.
3.Организационно-распорядительные методы.
4.Социально-психологические методы.
СИСТЕМА МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ
Методы управления - это пути воздействия субъекта управления на его объект для достижения определенного результата. Они отвечают на вопрос: каким образом реализуется управленческое воздействие.
Методы управления классифицируются по многочисленным признакам.
Выделяют методы:
Прямого воздействия - при их использовании предполагается непосредственный результат воздействия ,
Косвенного воздействия - направлены на создание условий для получения определенных результатов.
Можно выделить методы формального и неформального воздействия . Их соотношение отражает характерные черты стиля управления.
Наибольшее значение имеет классификация методов управления на основе объективных законов, присущих системе управления, а также потребностей и интересов лица или лиц, на которых направлено воздействие. По этому признаку выделяют экономические, организационно-распорядительные и социально-психологические методы.
Экономические методы основаны на социально-экономических законах и закономерностях развития объективного мира - природы, общества и мышления. При их использовании опираются на систему экономических интересов личности, коллектива и общества.
Организационно-распорядительные методы базируются на правах и ответственности людей на всех уровнях хозяйствования и управления. Они предполагают использование руководителем власти, ответственности подчиненных и создание системы организационных отношений.
Социально-психологические методы построены на формировании и развитии общественного мнения относительно общественно и индивидуально значимых нравственных ценностей - добра и зла, сути жизни, нравственных начал в обществе, отношений к личности и т. д.
Методы управления можно выбирать. Практика показывает, что наивысший эффект достигается в том случае, если применяется система методов, в которой каждый из них дополняет и усиливает другой.
Понятие «система методов управления» означает , что все методы, которые могут быть применены в конкретной организации, тесно взаимосвязаны и дают максимальный эффект только в случае их непрерывного и комплексного использования.
Степень использования различных методов управления , а также приоритет их применения определяется следующими факторами:
1. финансовое состояние организации и, как следствие, возможность широкого использования экономических методов;
2. заинтересованность работников в конечных результатах;
3. размер организации и численность персонала;
4. тип предпринимательского бизнеса, организационно-правовая форма предприятия и сложившиеся управленческие структуры;
5. социальный состав работников;
6. уровень квалификации работников управления и исполнителей;
7. морально-психологический климат в коллективе;
При выборе средств воздействия на конкретного человека учитывают его индивидуальные особенности, мотивацию к труду, что для него представляется ценным из материальных и духовных благ.
Недопустимо ставить вопрос о приоритете тех или иных методов управления. В различных обстоятельствах при решении различных задач на передний план могут выдвигаться и иметь преобладающее значение разные методы. Руководитель должен безупречно владеть всеми методами управления, обладать высокой экономической культурой, профессионализмом в области правовых отношений и быть компетентным психологом и воспитателем.
Большое значение в управлении имеет оценка сравнительной эффективности, результативности методов, учет их взаимосвязей и взаимозависимостей, а также последствий использования.
Все методы управления могут использоваться на различных уровнях - государственном, отраслевом, территориальном, а также на уровне организации. Разумеется, управленческие методы будут существенно различаться в зависимости от уровня органа управления.
2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ
Экономические методы управления - это система экономических стимулов и рычагов, влияющих на производство не прямо, а косвенно, организующих деятельность предприятия и его работников в нужном для общества направлении.
Экономические интересы образуют в обществе систему, которая может быть разложена на интересы государства, коллектива и личности. Между этими интересами существуют диалектические противоречия. Противоречия не искусственные, а существующие изначально, объективно.
Каждый работник заинтересован, во-первых, в результатах своего труда как такового; во-вторых, в результатах труда производственного коллектива, членом которого он является; в-третьих, в результатах всего общественного производства. На первом месте должны быть интересы общества, затем производственных коллективов и каждой личности. Без создания материальных предпосылок существования общества, обеспечения безопасности его жизнедеятельности и стабильности невозможно нормальное существование личности и коллектива. Без обеспечения нормальных условий деятельности коллектива невозможно развитие каждого работника.
Проблема сочетания личных, коллективных и государственных интересов всегда относилась к числу самых сложных. Она предполагает решение целого рада задач, например установление в каждый период наиболее рациональных соотношений между фондами распределения и потребления, заработной платы и поощрительными и т. д.
Применение экономических методов управления необходимо для сознательного использования всей системы экономических законов и категорий общественного развития.
Система экономических методов управления многообразна, включает такие экономические рычаги, как планирование (стратегическое, индикативное, текущее, перспективное) и прогнозирование, стимулирование, ценообразование, финансово-кредитная система, налоги, страхование, лизинг и т. д.
Бюджетная политика выражается в определении доли внутреннего валового продукта, концентрируемой в бюджете, во взаимоотношениях между федеральной властью и субъектами Федерации, в структуре расходной части бюджета, в распределении расходов между бюджетами разных уровней, в нахождении путей покрытия дефицита бюджета. Она обеспечивает стратегические задачи развития АПК, направлена на выполнение программ, важнейших мероприятий, связанных со стихийными бедствиями развитие элитного семеноводства, племенного хозяйства, а также на научное обеспечение, подготовку кадров системы АПК.
Кредитная политика должна быть также направлена на развитие АПК и прежде всего сельскохозяйственного производства. Система кредитования аграрной сферы пока неэффективна. Она недоступна для реального сектора АПК. Следует более широко использовать такие виды кредитования, как авансовые платежи за контрактованную продукцию, залоговые операции, фьючерсные сделки. Более широко может применяться ипотечное кредитование. Важный стимул для развития сельского хозяйства - сезонное кредитование.
Ценовая политика в аграрном секторе имеет целью поддержать паритетные отношения между сельским хозяйством и другими отраслями народнохозяйственного комплекса, создать условия для повышения доходности сельскохозяйственного производства, увеличения объемов продукции, а также защитить отечественных товаропроизводителей от импортируемых по демпинговым ценам товаров.
Налоговая политика - основной инструмент государства, обеспечивающий, с одной стороны, существование его самого, с другой - регулирование экономики общества в целом. Налоги затрагивают и проблему национальной безопасности, так как непродуманная налоговая система может за сравнительно короткое время практически парализовать работу реального производящего сектора экономики. Налоговая система должна быть предельно простой. Законодательные нормы о налогах должны действовать автоматически, трактоваться однозначно.
Страхование представляет собой совокупность общественных отношений, связанных с образованием страхового фонда за счет взносов, вносимых его участниками, с централизацией в организациях, осуществляющих проведение страховых операций, и с использованием на покрытие ущерба или осуществление других выплат лицам, в отношении которых проводится страхование, в случае наступления заранее оговоренных случайных событий.
Аграрный протекционизм - это система государственных мероприятий, направленных на стимулирование отечественного производства сельскохозяйственных продуктов, что обеспечит защиту внутреннего рынка от импорта. Главные инструменты аграрного протекционизма - пошлины на ввоз импортной продукции. Большое значение для защиты отечественных товаропроизводителей имеют импортные квоты . С их помощью устанавливаются максимальные объемы товаров, которые могут быть ввезены в страну. Определенную роль в защите отечественного продовольственного рынка играют нетарифные барьеры, то есть система лицензирования для предъявления повышенных требований к качеству.
Система экономических методов управления на уровне организации опирается на такие рычаги хозяйствования, как планирование, экономический анализ, экономическое стимулирование и др.
Планирование. Призвано обеспечить научно обоснованную организацию управления: распределение должностных полномочий руководителей и специалистов, подготовку кадров управления и повышение их квалификации, разработку технологии управления, содержания управленческого труда. Единство планового управления производством и деятельностью управленческих работников обеспечивает планомерное и динамичное развитие коллектива. Большое значение имеют формирование прогрессивной структуры общественного производства, сбалансированное и пропорциональное его развитие, эффективное использование научно-технического и производственного потенциалов. Выполнение этих задач требует постоянного совершенствования планирования. Основные пути его следующие: широкий учет конъюнктуры рынка; совершенствование системы плановых показателей, усиление их направленности на конечные результаты, получение прибыли; повышение роли прогнозов и перспективных планов, обеспечение единства долгосрочных, текущих и оперативных планов; внедрение прогрессивных экономических нормативов; применение технических средств; использование бирж, ярмарок, аукционов для эффективной работы; развитие договорных отношений.
Экономический анализ. Необходим для эффективного управления, правильного решения экономических и социальных проблем. Основные его задачи: определение степени выполнения программ, заданий, в случае невыполнения выяснение причин этого; изучение передового опыта и возможностей его использования; определение путей повышения эффективности производства; улучшение социальных условий для членов коллектива и т. д.
Экономическое стимулирование - базируется на создании для всех подразделений равных экономических условий, обеспечении равной оплаты за равный труд. Однако следует учитывать эффективность труда и меру поощрения поставить в зависимость от ее уровня.
В более широком смысле экономическое стимулирование включает применение в качестве стимулов развития производства таких рычагов, как цена, себестоимость, кредит, прибыль, рентабельность и т. д. Использование их должно быть комплексным (то есть охватывать все рычаги управления без исключения) и системным (охватывать все иерархии объекта управления). Конечная цель системного и комплексного использования методов стимулирования - создание объективных условий для эффективной реализации социально-экономических законов общественного развития в интересах личности, коллектива и общества.
Единство интересов еще не означает их рациональное, эффективное и тем более оптимальное сочетание в производстве, распределении, обмене и потреблении. Поскольку экономические интересы - категория динамичная, подвижная, экономические рычаги способны оказывать на них крайне противоречивое влияние: и стимулирующее, и тормозящее, поэтому во всех случаях необходимо предусматривать интегрирующее действие всех рычагов механизма управления.
Экономические рычаги можно рассматривать по уровням влияния . Так, категория заработной платы - один из важнейших экономических рычагов, действующий на уровне личности работника; на уровне коллектива таким рычагом могут выступать прибыль, рентабельность; на уровне общества - фондоотдача, окупаемость инвестиций, экологичность производства и т. д.
Лекция 3
Управленческая информация
1. Понятие упр.информации, роль в системе управления, виды управленческой информации
2. Информационные системы управления
ЛЕКЦИЯ 4.
ШКОЛЫ УПРАВЛЕНИЯ
В процессе эволюции сложилось несколько школ УПРАВЛЕНИЯ, которыми были разработаны концепции управления. Основные концепции следующие:
Научного управления;
Административного управления;
Управления с позиций психологии и человеческих отношений;
Управления с позиций науки о поведении.
Концепция научного управления получила развитие в США с начала XX в. Ее основоположником стал американский инженер Фредерик Тейлор (1856-1915), книгу которого «Принципы научного управления» (1911) считают началом признания управления наукой и самостоятельной областью исследования.
Тейлор считал управление истинной наукой, покоящейся на точных законах, правилах, принципах отделения планирования от фактического выполнения работы. Он сделал важный вывод, что Работа по управлению - это определенная специальность. Организация в целом выигрывает, если каждая группа работников сосредоточится на том, что она делает успешнее всего.
Тейлор разработал систему научной организации труда, построенную на пяти основных принципах.
Научный подбор рабочих. Эффективное производство требует подбора по каждому виду работ соответствующего работника, который имеет для этого особые способности. Для проверки способностей разрабатываются тесты.
Научное изучение труда и обучение рабочих. Научное изучение затрат времени, движений, усилий должно развиваться, чтобы возможно было тренировать и обучать рабочего для достижения максимальной эффективности производства.
Специализация работы. Производство должно быть разделено на составные части, и все рабочие становятся специалистами по своим видам работ.
Важность побудительных мотивов (заработной платы).
Справедливое распределение ответственности между рабочими и управляющими.
Крупнейшими последователями Тейлора были его соотечественники Фрэнк Гилберт (1868-1925) и Лилиан Гилберт (1878- 1972). В их работах акцентировалось внимание на том, что сегодня известно как человеческий ресурс управления.
Благодаря разработке концепции научного управления менеджмент был признан самостоятельной областью научных исследований. Было доказано, что методы, используемые в науке и технике, могут быть эффективно применены в практике деятельности Организаций для достижения намеченных целей.
Концепция административного управления направлена на разработкупроблем и принципов управления организацией в целом. В рамках этой концепции в 1920-е годы было сформулировано понятие организационной структуры фирмы как системы взаимосвязей, имеющей определенную иерархию. При этом организация рассматривалась как замкнутая система, улучшение функционирования, которой обеспечивается внутрифирменной рационализацией деятельности без учета влияния внешней среды. Появилось понимание того, что организацией можно управлять систематизировано, чтобы более эффективно достичь эта концепция получила также название классической теории управления. У истоков классической теории управления стоял француз Файоль (1841-1925), считающийся «отцом научного менеджмента». Функционирование любой организации Файоль сводил к следующим основным видам деятельности:
Технической - осуществление производственного процесса;
Коммерческой- закупка всего необходимого для создания товаров и услуг и сбыт готовой продукции;
Финансовой - привлечение, сохранение и эффективное использование денежных средств;
Бухгалтерской - проведение статистических наблюдений, инвентаризаций, составление балансов и т. д.;
Административной - оказание воздействия на работников;
защиты жизни, личности и собственности людей.
Каждый из этих видов деятельности нуждался в управлении, предполагавшем осуществление функций планирования, организации, координации, контроля, мотивации.
Глубоко осмыслив закономерности функционирования организации, Файоль сформулировал 14 знаменитых принципов административного управления, которые сохраняют свое значение и по сей день.
Последователем идей Файоля стал инженер-механик Г. Эмерсон, вершина исследований которого - сформулированные 12 принципов производительности.
В близком к Эмерсону направлении формулировал взгляды на проблемы организации управления известный всему миру автомобильный король начала XX в. Генри Форд.
Логическим завершением классической школы менеджмента стала концепция «рациональной бюрократии» крупного немецкого ученого - юриста, экономиста, социолога, историка - Макса Вебера (1864-1920). Модель рациональной бюрократической организации, какой ее видел Вебер, имеет следующие основные характеристики:
Глубокое разделение труда по функциональному принципу, то, есть по отдельным направлениям деятельности;
Четкое построение по иерархическому принципу;
Система правил, норм, формальных процедур, определяющих
права и обязанности работников, их поведение в конкретных ситуациях;
Подбор кадров по формальным признакам на конкурентной основе с последующим продвижением в зависимости от старшинства, стажа работы и достигнутых в предыдущий период результатов, что должно обеспечивать продвижение наверх самых квалифицированных работников.
Веберовский подход мог с определенной степенью успеха применяться к организациям, напоминающим армейские подразделения: гигантским неповоротливым предприятиям первой половицы XX в., государственным учреждениям, в деятельности которых преобладали инерция и рутина. Но в системе рынка он оказался непригодным, так как сковывал свободу действий в стремительно меняющихся условиях и не позволял полностью реализовывать имеющиеся возможности.
Концепция управления с позиций психологии и человеческих отношений впервые определила управления как «обеспечение выполнения работы с помощью других лиц». Исследования, проведенные американским психологом Абрахамом Маслоу (1908-1970), показали, что мотивами поступков людей являются не экономические силы, как считали сторонники научного управления, а различные потребности, которые не всегда могут быть удовлетворены деньгами. Речь шла о том, что производительность труда рабочих могла повышаться не столько в связи с увеличением заработной платы, сколько в результате изменения отношений между рабочими и менеджерами, повышения удовлетворенности своим трудом и климатом в коллективе. Эта концепция, получившая наибольшее распространение в 30-50-е годы XX в., основана на важнейшем положении, что применение приемов управления межличностными отношениями для повышения степени удовлетворенности работников результатами своего труда составляет основу повышения его производительности.
Концепция управления с позиций науки о поведении - теория получившая развитие в 60-е годы XX в. Ее суть - в повышении эффективности деятельности организации в результате активизации человеческих ресурсов. Она включает исследование различных аспектов социального воздействия, мотивации, характера власти и авторитета, организационной структуры, коммуникации в организациях, лидерства, изменений содержания работы и качества трудовой жизни. Основная цель концепции - оказать помощь работнику в осознании своих возможностей путем применения положений поведенческих наук к построению организации и управлению ею.
Таким образом, все четыре концепции менеджмента направлены на совершенствование стратегии отдельных предприятий с целью получения намеченной прибыли.
Современная зарубежная наука управления представлена самыми различными течениями, школами, направлениями, концепциями, которые часто не совместимы друг с другом. Но все направления, концепции, взгляды объединяет стремление соединить научные исследования организационно-технических проблем управления отдельными предприятиями с решением конкретных проблем рыночной системы хозяйствования: достижение стабильности экономического развития, преодоление социально-экономических конфликтов. Отсюда стремление повысить практическую значимость теоретических исследований в области менеджмента, переориентировать теорию управления на практику управленческой деятельности в области разработки принципов, дающих возможность практически решать в определенных условиях организационные проблемы. Ориентация теоретических исследований на область управления производством и другими сферами деятельности на уровне отдельных фирм была и остается основополагающей тенденцией развития зарубежной теории менеджмента.
На современном этапе важнейшее значение в теории управления приобретают проблемы взаимодействия с внешней средой, учета ее изменений в деятельности отдельных компаний, ориентации предприятия в сложившихся условиях.
Сущность теории управления Управление есть одновременно элемент и функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических и др.). Управление присуще любому обществу или его отдельному элементу (организации, коллективу, подразделению, городу, региону). Необходимость управления вытекает из системной природы объекта. Общие закономерности выявлены кибернетикой, наукой об общих принципах и методах управления сложными системами в природе, технике и обществе. Главные критерии управления – рациональность и целесообразность. Глущенко Е.В. и др. Теория управления. М., С. 60.
Сущность теории управления Управление - это внутреннее свойство общественной системы, основанное на разделении труда, которое является результатом удовлетворения потребности обмена продуктами материальной и духовной деятельности. Маркс К. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т С Управление - функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима активности, реализацию программы, цели деятельности». Глущенко Е.В., Захарова Е.В., Тихонравов Ю.В. Теория управления: Учебный курс. М., С. 13.
Сущность теории управления Менеджмент – это наука об эффективном управлении предприятием; она включает в себя учение о принципах организации предприятия (юридическая часть), о стратегии его развития (идеологическая часть), о подборе персонала (социологическая часть) и способах оптимизации его работы (психологическая часть). Менеджмент - процесс руководства (управления) отдельным работником, рабочей группой, рабочим коллективом для достижения целей организации.
Сущность теории управления Наука управления создает, систематизирует, и распространяет знания о том, как осуществлять управленческую деятельность. Это пограничная наука; она сочетает в себе элементы экономики, социологии, психологии, кибернетики, информатики и пр. Предметом науки управления являются управленческие отношения, в которых проявляются одновременно экономические, политические и социальные отношения и интересы. Они выражаются в воздействии на общество или на его отдельные элементы с целью их упорядочения., сохранения качественной специфики, совершенствования и развития. Теория управления. Учебник / Под общ. редакцией А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухина
Сущность теории управления Теория управления – это наука о наиболее общих принципах и методах управления социальными общностями, содержании и форме управленческих отношений, закономерностях их развития. Объектом ТУ являются системы управленческих взаимодействий. Предметом ТУ являются управленческие отношения, возникающие между субъектом и объектом управления в рамках управленческих взаимодействий.
Категориальный аппарат теории управления Управление социальное – один из основных видов управления, функция которого заключается в обеспечении реализации потребностей прогрессивного развития общества и его подсистем. (Лагуста, с. 542). Три вида СУ: государственное управление менеджмент самоорганизация Субъект управления – управляющая подсистема (орган управления, руководитель), оказывающий воздействие на объект управления. Объект управления - управляемая подсистема (общественные отношения, социальные организации, люди), воспринимающая воздействие со стороны субъекта управления. Связь между субъектом и объектом управления осуществляется с помощью информации. Может ли субъект управления на другом уровне рассматриваться как объект управления?
Категориальный аппарат теории управления Система – совокупность или группа элементов, организованная для определенной цели, в которой изменение одного затрагивает другие или все остальные элементы. Структура – упорядочение элементов в определенную относительно постоянную модель или взаимосвязь социальных элементов. Цель управления – желаемое состояние системы, которое должно быть получено в результате управленческого воздействия. Социальная организация группа людей, деятельность которых направлена на достижение общей цели. Организация, имеющая набор взаимосвязанных целей называется сложной.
Основные свойства систем Целостность - все части системы объединены, составляя в результате единое целое благодаря наличию ряда признаков: общности цели создания и функционирования (целевой), расположения (территориальный) или управления (организационный). 1. Целостность - все части системы объединены, составляя в результате единое целое благодаря наличию ряда признаков: общности цели создания и функционирования (целевой), расположения (территориальный) или управления (организационный). 2. Важным свойством любой системы является бесконечность под которой понимается невозможность ее полного познания и всестороннего представления конечным множеством описаний, то есть конечным числом качественных и количественных характеристик. 2. Важным свойством любой системы является бесконечность, под которой понимается невозможность ее полного познания и всестороннего представления конечным множеством описаний, то есть конечным числом качественных и количественных характеристик. 3.взаимозависимость структуры и среды (система формирует и проявляет свои свойства в процессе взаимодействия со средой, являясь при этом ведущим активным компонентом взаимодействия); 4. иерархичность (каждый компонент системы в свою очередь может рассматриваться как система, а исследуемая в конкретном случае система представляет собой один из компонентов более широкой, глобальной системы); 5. (в силу принципиальной сложности каждой системы ее адекватное познание требует построения множества различных моделей, каждая из которых описывает лишь определенный аспект системы); 5.множественность описания каждой системы (в силу принципиальной сложности каждой системы ее адекватное познание требует построения множества различных моделей, каждая из которых описывает лишь определенный аспект системы); непрерывность функционирования и развития; стремление к состоянию равновесия и устойчивости; стремление к дифференциации и мобильности.
Категориальный аппарат теории управления Методология управления – это логическая схема управленческой деятельности, предполагающая взаимосвязанное понимание целей, ориентиров, а также средств и способов их достижения. Это еще и умение видеть, распознавать, понимать, оценивать и учитывать зависимости, которые и раскрывают содержание проблем, и подсказывают пути их решения. Компоненты, характеризующие содержание методологии управления: подходы, парадигмы, проблемы, приоритеты, ориентиры, критерии, альтернативы, процедуры выбора, средства и методы управления, а также ограничения.
Категориальный аппарат теории управления Парадигма (греч. Paradeigma – пример, образец) – исходная концептуальная схема, система понятий, отражающая осмысление существенных черт действительности, модель постановки проблем и их решения, выбора соответствующих методов, господствующая в научном сообществе в течение определенного исторического периода и знаменующая собой определенный этап в развитии теории... Управленческий рационализм Ф. Тейлора Функциональная дифференциация А. Файоля М. Вебера и др. В современной парадигме управления превалирует роль человеческой личности с учетом процессов глобализации и с акцентом на управление знаниями, на сетевые, партнерские принципы взаимодействия.
Категориальный аппарат теории управления Цели управления: изучение наиболее важных аспектов управленческих отношений, возникающих в рамках управленческих взаимодействий; выявление основных тенденций развития социальных процессов; прогнозирование развития управленческих отношений в социальных общностях и организациях; разработка рекомендаций по совершенствованию методов управления.
Категориальный аппарат теории управления Функции управления: Познавательная Оценочная Прикладная Прогностическая Образовательная Процесс управления – это совокупность управленческих действий, предпринимаемых руководителями при выполнении управленческих функций в организации.
Категориальный аппарат теории управления Методы управления – это способы выполнения перечисленных выше функций. Они различаются по содержанию: административные, (организационно- распорядительные), экономические и социально- психологические. Четко разграничить каждый метод не представляется возможным: они взаимно проникают друг в друга и имеют немало общих черт. В то же время присущие им различия в способах воздействия на объекты управления позволяют рассматривать их в отдельности.
Модели управления организацией АвтократическаяЭкономическаяНовая ВластьЭкономическое принуждение Творческое участие Авторитет Директива Материальное поощрение Коллективизм, моральные стимулы Персональная зависимость МотивацияПриверженность ТейлоризмЭкономические стимулы Экономические и моральные стимулы ИсполнительностьИнициативаТотальное творчество
Для реализации процесса управления необходим механизм реализации управления.
Механизм управления - это среда, в которой реализовывается управленческая деятельность. Такой средой для управления является система управления и техника управления.
Две трактовки понятия «управление»:
- · как процесс управления организацией - управленческая деятельность;
- · как механизм управления.
Объект теории управления - это управление как процесс и как механизм.
Для определения предмета теории управления необходимо рассмотреть процесс формирования научной теории.
Предмет теории управления - управленческие отношения, в которых выражаются социальные, экономические, политические отношения и интересы, проявляющиеся в воздействии на общество или его отдельные элементы с целью их упорядочения, сохранения специфики, развития и совершенствования; а также тенденции развития практики управления, методы и технологии управления.
ПОНЯТИЕ УПРАВЛЕНИЯ
В самом широком смысле управление представляет собой целенаправленное воздействие на определенный объект с целью стабилизации или изменения его состояния таким образом, чтобы достичь поставленной цели. Необходимость в управлении возникла с развитием специализации производства, увеличения его масштабов. Оно позволяет упорядочить и согласовать деятельность многих людей, занятых в производстве.
Управление - это труд людей, направленный на организацию и координацию деятельности трудовых коллективов и отдельных работников в процессе производства продукции, оказания услуг. Оно связано прежде всего с организацией совместной деятельности людей, с налаживанием согласованных действий в рамках предприятия, с регулированием отношений между личностью и предприятием.
Цель управления заключается в эффективном использовании рабочей силы и ограниченных ресурсов для достижения желаемого и возможного состояния производства. При управлении всегда возникают вопросы: что, кому, где, когда, сколько, из чего? Число таких вопросов все время растет. Растет и плата за ошибку.
Управление предприятием призвано решать две основных задачи:
- · Поддерживать нормальный ход производства, обеспечивать его цикличность и стабильность;
- · Обеспечивать развитие производства, совершенствование продукции, введение технических и технологических новшеств.
Управление предполагает наличие знаний и данных о состоянии производства. Оно представляет собой совокупность информационных процессов и воздействий на поведение персонала предприятия, порядок выполнения которых регламентируется определенными правилами и инструкциями.
На основе анализа информации вырабатываются управленческие решения о переводе производства в новое, заранее определенное состояние.
Суть управления заключается в следующем:
- · Сбор, хранение, обработка и передача информации.
- · Разработка и принятие управленческих решений.
- · Выработка управляющих воздействий и выдача их объекту управления.
- · Контроль исполнения принятых решений.
Это можно представить следующей формулой:
У = И + Р + В + К.
Управление равно: информация плюс решение, плюс воздействие, плюс контроль.
Труд управленцев заключается в том, чтобы собирать, хранить и обрабатывать информацию; вырабатывать и принимать управленческие решения; выдавать воздействия на объект управления; контролировать исполнение управленческих решений.
При рассмотрении понятия управления можно выделить три основных аспекта: содержание, организация и технология управления.
- 1. Содержание управления заключается в выявлении и разработке основных закономерностей управления, его принципов, методов и путей, позволяющих наилучшим образом достигать поставленных целей. Содержание управления зависит от целей, задач и конкретных особенностей производства. От принятой технологии производства. От взаимосвязей производственных подразделений. От характера основных и оборотных фондов. От рабочей силы и всей системы производственных отношений.
- 2. Организация управления характеризуется построением рациональной системы управления путем выделения взаимосвязанных уровней, функций и стадий управления. Разрабатывается иерархическая структура органов управления, которые специализируются на выполнении определенных управленческих функций и наделяются правами и полномочиями для их выполнения.
- 3. Технология управления представляет процесс, который включает процедуры и действия, связанные с выполнением основных управленческих операций. Технологические процедуры управления можно разделить на формализуемые, которые можно выполнять по установленным правилам (алгоритмам) на компьютере, и на творческие, которые выполняются людьми (управленцами).
Увязка всех элементов технологии управления обеспечивается с помощью автоматизированной системы управления.
Все три аспекта управления должны комплексно использоваться в зависимости от конкретных особенностей управления.
Енвд