Презентация на тему филимоновская игрушка. Презентация для детей "филимоновская игрушка". Почему филимоновские игрушки такие вытянутые




Именно тогда в местные владения князя Воро- тынского будто бы прибыл гончар Филимон. Он обна- ружил залежи отличной глины и начал лепить из неё горшки. Место, где он поселился, так и прозвали Филимоново. Именно тогда в местные владения князя Воро-тынского будто бы прибыл гончар Филимон. Он обна-ружил залежи отличной глины и начал лепить из неё горшки. Место, где он поселился, так и прозвали Филимоново.


Люди к глине этой относились совсем неприветливо. Из-за неё, многоцветной, урожая не бывало никогда богатого. Жили из-за бесполезной земли впроголодь. Только и была утехой и спасительницей река Упа, полная рыбки некрупной, да сытной. Люди к глине этой относились совсем неприветливо. Из-за неё, многоцветной, урожая не бывало никогда богатого. Жили из-за бесполезной земли впроголодь. Только и была утехой и спасительницей река Упа, полная рыбки некрупной, да сытной.


Ловко получалось у Филимона это неведанное до сих пор дело, лепить посуду, игрушки. Местные жители диву давались, как он смог приспособить никому не нужные глиняные залежи. Ловко получалось у Филимона это неведанное до сих пор дело, лепить посуду, игрушки. Местные жители диву давались, как он смог приспособить никому не нужные глиняные залежи.


Понравилось Филимону это выгодное предприятие. Отбою от покупателей не было. А однажды дырочку в игрушке проколупал, чтоб свистела. Залилась звонкой песней игрушка. Детишкам и людям на ярмарке понрави- лось. И стал Филимон свис- тульки для народа делать. От деревенских ребятишек отбоя не было. Да он и не отбивался. К детворе у него доброе, нежное отношение было. Понравилось Филимону это выгодное предприятие. Отбою от покупателей не было. А однажды дырочку в игрушке проколупал, чтоб свистела. Залилась звонкой песней игрушка. Детишкам и людям на ярмарке понрави- лось. И стал Филимон свис- тульки для народа делать. От деревенских ребятишек отбоя не было. Да он и не отбивался. К детворе у него доброе, нежное отношение было.


Взрослые прониклись к Филимону почтением: к плохому человеку дети не станут ходить. Стали и взрослые лепить, к Филимону за советом хо- дить, за помощью. Взрослые прониклись к Филимону почтением: к плохому человеку дети не станут ходить. Стали и взрослые лепить, к Филимону за советом хо- дить, за помощью.


Старались, подражали ему, слушались беспре- кословно. Научились игрушки да посудины мастерить в деревне все от мала до велика, всем полюби- лось это занятие. Старались, подражали ему, слушались беспре-кословно. Научились игрушки да посудины мастерить в деревне все от мала до велика, всем полюби-лось это занятие.


С тех пор заиграла, запела цветная мягкая глина под руками мас- теров. Пользу в ней люди увидели немалую, радость она в дом принесла. С тех пор заиграла, запела цветная мягкая глина под руками мас- теров. Пользу в ней люди увидели немалую, радость она в дом принесла.




Свистулька – её еще называют в разных местах сопелкой, гудухой, улюткой, соловьём – древняя и до сих пор популярная игрушка на Руси. В далёком прошлом она, возможно, имела религиозное значение. Известно, например, что вятичи встречали бога солнца (Ярилу) пением глиняных дудок, а магическими узорами на игрушках и пронзительным свистом отгоняли злые силы от душ умерших.


Игрушки или забавки стоили на базаре копейки, поэтому нужно было их изготовить очень много. Вот и работали женщины, не покладая рук, днем – хозяйство, а как только наступали сумерки, присту- пали к любимому делу. Бывало, длинными зимними вечерами собирались мастерицы и лепили игрушки под удивительные напевы русских народных песен.




Весной, до начала полевых работ, как только устанавливалась ясная сухая погода, все готовые изделия обжигали в специальных горнах. На склоне большого оврага, что разделял две деревни – Филимоново и Карасинки, была построена из кирпи- ча печь, в которой плотными рядами укладывали посуду, а пустоты между горшками заполняли свис- тульками.




Главное, что поражает при взгляде на филимоновскую игрушку, – ее смелая роспись. Расписывать филимоновскую свистульку начали только в середине прошлого столетия, когда появи- лись анилиновые краски. Поначалу краски разво- дили на полном яйце, и роспись была сочных естественных тонов. К сожалению, она быстро тускнела и жухла. Тогда мастерицы начали исполь- зовать ацетон. Краски стали более стойкими, ярки- ми, даже несколько пронзительно – ядовитыми.


До наших пор игрушечницы брали для росписи куриные и утиные перышки, ведь перышко краску лучше держит и прочнее оно- говорят филимоновские женщины. И сейчас они пишут перышками: с кисточки краска к чистой глине не пристает, и остаются ворсинки, а с перышка – ложится чисто и ровно.


Расписывают свистульки прямо по белой обожжён- ной глине, причудливыми полосками – жёлтых, лиловых, зелёных, реже синих и фиолетовых цветов. Кроме того, мастерицы варьируют цвет. Ложится синий мазок на желтый – получается зеленый, красный на жёлтый - дает оранжевый.


Женская фигурка олицетворяет великую богиню Природу. Женское начало несло знак добрых сил: Мать – кормилица, Весна, Купава, Берегиня, Лада и Доможириха – вот перечень имен и смыслов, которыми народ наделил глиняную женскую фигуру. Этот образ – продолжение рода всего живого.








Сегодня в Одоеве открыта игрушечная мастерская. Современные филимоновские мастерицы, сохраняя традиционные приемы лепки и росписи, стараются разнообразить сюжеты, сделать игрушку более нарядной. современный Одоев река Упа Сегодня в Одоеве открыта игрушечная мастерская. Современные филимоновские мастерицы, сохраняя традиционные приемы лепки и росписи, стараются разнообразить сюжеты, сделать игрушку более нарядной. современный Одоев. река Упа.



Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Филимоновская деревушка! Синий лес, холмы, косогор. Лепят там из глины игрушки И расписывают до сих пор. Да, из красной обычной глины Появляются вдруг на свет Зайцы, коники и павлины И солдатики – войска цвет. В самом сердце России, недалеко от старинного города Одоева, Тульской области, на высоком берегу реки Упы стоит деревня Филимоново. По местным преданиям, истоки гончарного ремесла относятся к временам Ивана Грозного

3 слайд

Описание слайда:

Филимоновская игрушка - старейший народный художественный промысел России. В самом сердце России, недалеко от старинного города Одоева, Тульской области, на высоком берегу реки Упы стоит деревня Филимоново. По местным преданиям, истоки гончарного ремесла относятся к временам Ивана Грозного. Родина промысла - деревня Филимоново Одоевского района Тульской области, впервые упоминается в древних летописях XVI века. Мужчины в деревне Филимоново изготовляли на гончарном круге посуду, женщины лепили из глины игрушки. Все филимоновские игрушки - свистульки, лепятся из местной пластичной глины «синики», дающей после обжига белый черепок.

4 слайд

Описание слайда:

Белые фигурки филимоновской игрушки играют основными цветами росписи: желтым, зеленым, красным. Старинная филимоновская игрушка расписывалась только красным и зеленым, а желтоватый цвет имела сама глина после обжига. Интересно, что традиционная пластика фигурок напрямую зависела от породы жирной чёрной глины, которая при лепке и сушке давала большую усадку, вот почему все формы традиционной филимоновской игрушки вытянутые и худоватые.

5 слайд

Описание слайда:

Это всё солярные знаки, то есть знаки и символы Солнца. В давние времена, когда люди верили в божественную силу природы, Солнце было одним из главных природных явлений, которому поклонялись. Это символ земной жизни, без солнечного света и тепла не будет урожая, будет холод, болезни. Знаки Солнца образуются из различных сочетаний коротких и длинных линий и точек. Как правило, рисуют на груди животного, юбках барынь. Замкнутый круг – полосочка на игрушке в языческие времена была символом оберега, спасения, это символ добра против зла. Замкнутый круг предотвращал вторжение злых сил. Кольцевые линии, идущие по фигуре игрушки – символ заключенного в игрушку добра, символ солнца

6 слайд

Описание слайда:

Елочка – это символическое изображение Древа жизни. Образ Древа – символ плодородия. Конь у древних вятичей, южно-восточных славян, является символом устремления вперед, и конь является символом солнца, но как атрибут, а не солнце. Барыня – хранительница и защитница семейного очага, женских ремесел, прародительница рода человеческого. Землю, ее плодородие народ издревле олицетворял в образе матери. Берегиню всегда изображали с птицей или птицами.

7 слайд

Описание слайда:

Всадник – податель травы, росы, воды, урожая, счастья. Всадник на коне – образ света, жизни. Всадник – воин освобождал Весну от зимних оков холода и мрака, отпирал Солнце и весенние воды. Символы засеянного поля, призваны защитить и увеличить урожай. Символы достатка и благополучия. Точки – символы зерна. К символам возделанного поля можно отнести также крестообразно разделенный квадрат или ромб с точками-зернами.Зигзаги и дуги – символы радуги и небесных вод, дождя, который несет плодородие земле. Косые или волнистые линии – небесные воды, дающие плодородие земле

8 слайд

Описание слайда:

Этапы окраски игрушки Первый этап Игрушку «желтят».По белому фону обожжёной игрушки наносят первый цвет - жёлтый. Это основа для дальнейшей росписи. Расписывают широкой кисточкой (белка и собака) №3.Основные элементы - линии, кружки, полосы. Начинают мастерицы писать всегда с центра, а от него уже развивается роспись дальше, повинуясь чутью и воображению.

9 слайд

Описание слайда:

Этапы окраски игрушки Второй этап Используют красный цвет (иногда говорят «фуксированный» или «малиновый»)Традиционно называют малинка. Расписывают тонкой кистью (белка, колонок) №1.Линии должны быть тонкими. Роспись ведётся по контуру жёлтого. Линии в различных сочетаниях рождают солнышки, ёлочки, розетки, геометрические узоры.

10 слайд

Описание слайда:

Этапы окраски игрушки Третий этап Накладывается зелёный цвет (бирюзовый). Традиционно - называется зелёнка. Линии тонкие. Расписывают тонкой кистью (белка, колонок) №1. Роспись ведётся между красными линиями.

11 слайд

Описание слайда:

Животные и птицы всегда расписываются по определенной схеме: поперек туловища и шеи идут, чередуясь, разноцветные полоски, и только голова и грудь окрашивается одним цветом, чаще зеленым или красным.

В стародавние времена, когда люди не сидели целыми днями за компьютерными развлечениями, они выдумывали себе развлечения наяву, и это воплощалось в жизнь в виде самобытных народных промыслов. Кто-то выдумал расписывать посуду только одной синей краской - так появилась гжель, кто-то начал делать красивейшие расписные лакированные шкатулки с настоящими картинами на крышке - этот промысел называют палех, кто начал самобытно расписывать деревянную посуду золотым, черным и красным и дал начало хохломе. Много народных промыслов известно истории. Сейчас многие из них возрождают наши современники. По науке бабушек и дедушек вспоминая традиции своего края. Поговорим о народных промыслах подробнее.

Филимоновская игрушка

Филимоновские игрушки впервые начали делать в селе Филимоново. Это свистульки из глины в виде фигурок людей и животных.

Делаются игрушки из чёрно-синей глины. Она тянется, как тесто, поэтому игрушки лепят вручную, вытягивая из одного куска все части фигурки.

После обжига в печи глина становится белой. Расписывают эти свистульки малиновой, зеленой и желтой красками.

Цветные полоски чередуют с узорами. Та часть свистульки, к которой человек будет прикасаться губами, не расписывается.

Игрушки получаются яркими и веселыми.

Посмотреть на настоящие филимоновские свистульки можно на родине промысла, в единственном музее «Филимоновская игрушка» в Тульской области.

Вопросы к презентации:

1. Где впервые начали делать филимоновские игрушки?
2. Как лепят свистульки?
3. Какие цвета используют в росписи филимоновской игрушки?
4. Где находится музей филимоновской игрушки?

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ФИЛИМОНОВСКИЕ ИГРУШКИ Пешехонова Галина Алексеевна в оспитатель 1 квалификационной категории МКБДОУ « Шварцевский детский сад» 2015 год

Филимоновская деревушка Синий лес, холмы, косогор Лепят там из глины игрушку И расписывают до сих пор.

Да, из красной обычной глины Появляются вдруг на свет Зайцы, коники, павлины И солдатиков войско цвет.

В самом сердце России, недалеко от старинного города Одоева, Тульской области, на высоком берегу реки Упы стоит деревня Филимоново. По местным преданиям, истоки гончарного ремесла относятся к временам Ивана Грозного.

Именно тогда в местные владения князя Воротынского будто бы прибыл гончар Филимон. Он обнаружил залежи отличной глины и начал лепить из неё горшки. Место, где он поселился, так и прозвали Филимоново.

Люди к глине этой относились совсем неприветливо. Из-за неё, многоцветной, урожая не бывало никогда богатого. Жили из-за бесполезной земли впроголодь. Только и была утехой и спасительницей река Упа, полная рыбки некрупной, да сытной.

Ловко получалось у Филимона это неведанное до сих пор дело, лепить посуду, игрушки. Местные жители диву давались, как он смог приспособить никому не нужные глиняные залежи.

Понравилось Филимону это выгодное предприятие. Отбою от покупателей не было. А однажды дырочку в игрушке проколупал, чтоб свистела. Залилась звонкой песней игрушка. Детишкам и людям на ярмарке понравилось. И стал Филимон свистульки для народа делать. От деревенских ребятишек отбоя не было. Да он и не отбивался. К детворе у него доброе, нежное отношение было.

Взрослые прониклись к Филимону почтением: к плохому человеку дети не станут ходить. Стали и взрослые лепить, к Филимону за советом ходить, за помощью.

Старались, подражали ему, слушались беспрекословно. Научились игрушки да посудины мастерить в деревне все от мала до велика, всем полюбилось это занятие.

С тех пор заиграла, запела цветная мягкая глина под руками мастеров. Пользу в ней люди увидели немалую, радость она в дом принесла.

Гончарили мужчины, а женщины лепили звонкие свистульки, за что жители окрестных деревень прозвали их “ свистулечницами ”, потому что игрушки делались со свистками.

Свистулька – её еще называют в разных местах сопелкой, гудухой, улюткой, соловьём – древняя и до сих пор популярная игрушка на Руси. В далёком прошлом она, возможно, имела религиозное значение. Известно, например, что вятичи встречали бога солнца (Ярилу) пением глиняных дудок, а магическими узорами на игрушках и пронзительным свистом отгоняли злые силы от душ умерших.

Женщинам помогали в работе девочки, которых приучали к ремеслу с 7 - 8 лет. Работали зимой в свободное от сельских трудов время. Игрушки продавали на ярмарках и базарах в Туле и ближайших уездных городах.

Игрушки или “ забавки ” стоили на базаре копейки, поэтому нужно было их изготовить очень много. Вот и работали женщины, не покладая рук, днем – хозяйство, а как только наступали сумерки, приступали к любимому делу. Бывало, длинными зимними вечерами собирались мастерицы и лепили игрушки под удивительные напевы русских народных песен.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Горны вырывали почти у каждого дома, поделки обжигать.

Весной, до начала полевых работ, как только устанавливалась ясная сухая погода, все готовые изделия обжигали в специальных горнах. На склоне большого оврага, что разделял две деревни – Филимоново и Карасинки, была построена из кирпи-ча печь, в которой плотными рядами укладывали посуду, а пустоты между горшками заполняли свис- тульками.

После обжига игрушки группировали по сюжетам для росписи. Сюжеты Филимонова – это барыни, крестьянки, солдаты, танцующие пары, наездники на лошадях; из животных – коровы, бараны, лошадки, медведи; из птиц – курицы и петухи.

Главное, что поражает при взгляде на филимоновскую игрушку, – ее смелая роспись. Расписывать филимоновскую свистульку начали только в середине прошлого столетия, когда появились анилиновые краски. Поначалу краски разводили “на полном яйце”, и роспись была сочных естественных тонов. К сожалению, она быстро тускнела и жухла. Тогда мастерицы начали использовать ацетон. Краски стали более стойкими, ярки-ми, даже несколько пронзительно – ядовитыми

До наших пор игрушечницы брали для росписи куриные и утиные перышки, “ведь перышко краску лучше держит и прочнее оно”- говорят филимоновские женщины. И сейчас они пишут перышками: с кисточки краска к чистой глине не пристает, и остаются ворсинки, а с перышка – ложится чисто и ровно.

Расписывают свистульки прямо по белой обожжённой глине, причудливыми полосками – жёлтых, лиловых, зелёных, реже синих и фиолетовых цветов. Кроме того, мастерицы варьируют цвет. Ложится синий мазок на желтый – получается зеленый, красный на жёлтый - дает оранжевый.

Женская фигурка олицетворяет великую богиню “Природу”. Женское начало несло знак добрых сил: Мать – кормилица, Весна, Купава, Берегиня, Лада и Доможириха – вот перечень имен и смыслов, которыми народ наделил глиняную женскую фигуру. Этот образ – продолжение рода всего живого.

Сюжеты филимоновской игрушки традиционны - это барыни, крестьянки, солдаты, танцующие пары, наездники на лошадях; из животных - коровы, бараны, лошадки, медведи; из птиц - курицы, петухи и многое другое..

В отличие от дымковских, все филимоновские игрушки - свистульки, даже барыни и кавалеры. Свисток всегда находится в хвосте зверей и птиц, которых они держат.

Медведь – один из ведущих персонажей народных сказок – предвещал пробуждение природы, был символом могущества. Олень – изображал удачный брак, тепло и плодородие.

Сегодня в Одоеве открыта игрушечная мастерская. Современные филимоновские мастерицы, сохраняя традиционные приемы лепки и росписи, стараются разнообразить сюжеты, сделать игрушку более нарядной. Современный Одоев Река Упа

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ!




Налоги и платежи