Психологические тренинги для воспитателей доу. Тренинг-практикум для педагогов доу. Упражнение «Костюм из газеты»

Тренинг для воспитателей по улучшению общения и эмоциональной разгрузке в группе

Цель тренинга : улучшить товарищеские контакты во время работы и по окончании ее, сформировать хороший социально-психологический климат с помощью сотрудничества и взаимопомощи внутри группы.

Задачи:

  • отработать навыки убеждения,
  • отработать умение найти аргументы в пользу своей позиции,
  • развить умение находить подход к людям,
  • подчеркнуть важность интонаций в процессе коммуникации,
  • развитие умения невербального средства общения,
  • обучить эффективным способам общения.

Вступительная часть : Притча.

Однажды к мудрецу пришел человек и сказал: «О, мудрейший! Я пришел просить у тебя совета, ведь я самый несчастный человек в мире! У меня нет друзей. Мои родные избегают меня. Со мной никто не хочет общаться. Что мне делать? Прошу тебя, научи!»

Отвечает ему мудрец: «Что ж, я подумаю, чем помочь тебе. А пока, будь добр, поговори со мной. Мне сегодня вспомнились давно ушедшие годы, когда я был совсем молод. Я расскажу тебе о том далеком времени, кем я был тогда и что чувствовал». Но человек грубо прервал его: «Некогда мне слушать твои воспоминания. Не за тем я пришел к тебе! У меня своих проблем хватает!»

Тогда улыбнулся мудрец и сказал: «Вот в чем причина твоих бед, ты не любишь слушать людей! Ты не интересуешься другими людьми, а они не интересуются тобой потому, что не могут простить тебе твоего пренебрежения и равнодушия к ним».

Представьте, что вам сделали фантастическое предложение. Какой-то чудак, человек или волшебник, неважно кто, готов исполнить любые ваши заветные желания. Дома, машины, яхты, дворцы – все что пожелаете. Все блага и чудеса цивилизации – все в вашем распоряжении. Можете ни в чем себе не отказывать. Но только при одном условии. Всю свою оставшуюся жизнь вы должны провести в одиночестве. Увы! Никаких друзей, родственников и знакомых. Ну, как? Вы согласны? Сможете ли вы прожить без общения ? Вы задумывались когда-нибудь – какое огромное значение имеет оно для нас?

Зачем вам все богатства мира, если не с кем разделить свою радость, не с кем посмеяться и погрустить? Ведь мы так хотим, чтобы нас любили, уважали, понимали, одобряли, ценили. Для нас так важно чувствовать себя значимыми. Все это можно получить, общаясь с окружающими нас людьми.

Ведущий: Сегодня я проведу для Вас тренинг, который будет посвящен общению.

Общение – это обмен сведениями с помощью языка или жестов. В процессе общения между участниками коммуникации происходит обмен разного рода информацией.

Общение пронизывает всю нашу жизнь, это такая же человеческая потребность, как вода и пища. Оно всегда было значимым в жизни человека и в его личностном развитии. В условиях полного одиночества у человека на шестой день начинаются слуховые и зрительные галлюцинации. Он общается с этими несуществующими образами.

Проблема общения традиционно находится в центре внимания отечественных социальных психологов в связи с ее значимостью во всех сферах жизнедеятельности человека и социальных групп. Человек без общения не может жить среди людей, развиваться и творить.

В структуре межличностного общения выделяют основное содержание общения, а именно: передачу информации, взаимодействие, познание людьми друг друга. Передача информации рассматривается как коммуникативный аспект общения; взаимодействие как интерактивный аспект общения; понимание и познание людьми друг друга. Поэтому важно уметь общаться, грамотно доносить свои мысли, что бы тебя могли понять.

Ведущий: Можно выделить несколько распространенных видов общения, отражающих многообразие наших контактов с людьми. Например, следующие:

Виды общения

  • Контакт масок формальное общение, когда отсутствует стремление понять собеседника и особенности его личности, интересы, внутреннее состояние; при таком поверхностном общении используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости, внимания и т. п.) - набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. Такое общение часто встречается при поверхностных, быстрых контактах с незнакомыми людьми или в самом начале знакомства. Если люди и в дальнейшем общаются под масками, не раскрываясь и что-то «строя из себя», то им становится неинтересно друг с другом, они не станут ближе. Живя в большом городе, контакт масок порой просто необходим, так как встречаешься со многими людьми и нет необходимости со всеми общаться; иногда полезно «отгородиться» маской, чтобы не задевать друг друга без надобности. Совсем по-другому ведут себя люди в деревне, где все друг друга знают, поэтому скрывать что-либо или вводить в заблуждение бесполезно.
  • Суть светского общения - в его беспредметности, то есть люди говорят не то, что думают, а то, что принято говорить в подобных случаях, этакая легкая болтовня ни о чем.
  • В формально-ролевом общении содержание и форма общения четко определены и известны обеим сторонам и определяются социальными ролями контактирующих. При этом никого не интересует личность собеседника.
  • При деловом общении учитываются те особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, которые влияют на дело, которым вы заняты.
  • Духовное или межличностное общение возможно между друзьями или людьми, хорошо знающими друг друга, близкими людьми. При таком контакте можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов - друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонациям.
  • При примитивном общении оценивают другого человека как нужного или мешающего: надо что-то от него - активно вступаешь в контакт, мешает он тебе - отталкиваешь безразличием или грубостью. Если получил от собеседника желаемое, то теряешь интерес к нему и не скрываешь этого. Это элементарное использование другого. Ценя свои отношения с людьми, вы крайне редко будете прибегать к таким уловкам, иначе с вами будут поступать так же.
  • Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника с использованием разных приемов: лесть, запугивание, «пускание пыли в глаза», обман, демонстрация доброты, заботы и т. д.

Ведущий: Нас окружает много интересного, причем весь мир вокруг нас движется и торопится. Движется вся жизнь: отдых, работа, родные, друзья, то есть все наше окружение не стоит на месте. Но не забывайте, что все движется вокруг вас, вы вполне можете руководить всеми событиями, происходящими вокруг вас. Самое основное – это правильное общение и легкое общение с окружающими людьми и всем миром, искусство общения очень важно. Причем научиться правильному, непринужденному и легкому общению, чтобы все вас поняли и запомнили надолго, неважно, кто это будет, друзья или враги, нужно найти подход ко всем, нужно со всеми легко общаться.

Известный психолог Дейл Карнеги советует избегать споров, как гремучих змей. Он считает, что 90% из участников спора убеждается в своей правоте еще тверже, чем прежде. Спор практически нельзя выиграть. Так как если вы из спора выходите победителем, то теряете друга, партнера по сделке. Это естественно, поскольку человек чувствует себя неуютно, проиграв в споре. За место спора собеседника можно убедить, найти аргументы в пользу своей позиции.

Ведущий: Сейчас предлагаю потренироваться в искусстве убеждения.

Ролевая игра «Билет с острова»

Инструкции капитанам: вы – капитаны. Вы причалили к острову на своих кораблях. У вас есть все, что нужно, вы не нуждаетесь ни в помощи, ни в деньгах, ни в чем бы то ни было! Остальные участники будут подходить к вам, и проситься на корабль. Вы берете, не зависимо от их предложений, каждого третьего. Результатом того, что вы берете к себе на корабль участника будет ваш билет, который вы отдаете.

После инструкция ведущий с «капитанами» возвращается к остальным участникам.

Инструкции участникам: все вы потерпели кораблекрушение во время совершения круиза вокруг света 2 месяца назад. Теперь вы живете здесь – на необитаемом острове. У вас сложился свой быт, однако, каждому из вас очень хочется вернуться домой. Все попытки построить корабль, плот и т.п. заканчиваются неудачей. 2 дня назад в обнаружили на острове просыпающийся вулкан... И тут – о чудо! К вашему острову пристает 2 корабля. Ваша задача убедить капитанов взять на корабль именно вас («продать» себя капитанам, провести самопрезентацию). При этом подходить к капитанам можно сколько угодно раз, предлагать абсолютно любые услуги, подарки, давать любые обещания. Нужно, чтобы вы получили не 1, а как можно больше «входных билетиков» на корабль.

Выигрывает тот, кто падает 9 раз, а поднимается 10.

Ученые выяснили, чем успешные люди отличаются от тех, кто не добиваются успеха. Не влияет ни образование, ни внешность, ни другие факторы. Успешные люди делают больше попыток – 15-17, а обычные люди 2-3 попытки, делают вывод что «ничего не получится» и действительно, получают отрицательный результат.

Ведущий: В общении не малую роль играет интонация. Одну и туже фразу, слово можно сказать по-разному.

"Небольшая разница" (притча)

Один восточный властелин увидел страшный сон, будто

у него выпали один за другим все зубы.

В сильном волнении он призвал к себе толкователя снов.

Тот выслушал его озабоченно и сказал:

Повелитель, я должен сообщить тебе печальную весть.

Ты потеряешь одного за другим всех своих близких.

Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить в тюрьму несчастного и призвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал:

Я счастлив сообщить тебе радостную весть - ты переживешь всех своих родных.

Властелин был обрадован и щедро наградил его за это предсказание. Придворные очень удивились.

Ведь ты сказал ему то же самое, что и твой бедный предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознагражден? - спрашивали они.

На что последовал ответ:

Мы оба одинаково истолковали сон. Но все зависит не от того, что сказать, а как сказать.

Упражнение «Передать одним словом»

Цель : подчеркнуть важность интонаций в процессе общения.

Материалы : карточки с названиями эмоций.

Ход упражнения.

Я раздам вам карточки, на которых написаны названия эмоций, а вы, не показывая их другим участникам, скажете слово «Здравствуйте» с интонацией, соответствующей эмоции, написанной на вашей карточке. Остальные отгадывают, какую эмоцию пытался изобразить участник.

Теперь я перемешиваю карточки и еще раз вам раздам их.

Та же задача только теперь читаем короткий стишок «Уронили мишку на пол».

Список эмоций : Радость, удивление, сожаление, разочарование, подозрительность, грусть, веселье, равнодушие, спокойствие, заинтересованность, уверенность, желание помочь, усталость, волнение, энтузиазм.

Вопросы для обсуждения:

  1. Легко ли вам было выполнять данное упражнение?
  2. Насколько легко удавалось угадать эмоцию по интонациям?
  3. В реальной жизни, насколько часто в телефонном разговоре вы по интонации с первых слов понимаете, в каком настроении находится ваш собеседник?
  4. Какие эмоции вы испытываете в жизни чаще?

Игра – разминка «Австралийский дождь» (5 мин.)

Цель : обеспечить психологическую разгрузку участников.

Ход упражнения

Участники встают в круг. Инструкция: Знаете ли вы что такое австралийский дождь? Нет? Тогда давайте вместе послушаем, какой он. Сейчас по кругу цепочкой вы будете передавать мои движения. Как только они вернутся ко мне, я передам следующие. Следите внимательно!

  • В Австралии поднялся ветер. (Ведущий трет ладони.)
  • Начинает капать дождь. (Клацание пальцами.)
  • Дождь усиливается. (Поочередные хлопки ладонями по груди.)
  • Начинается настоящий ливень. (Хлопки по бедрам.)
  • А вот и град – настоящая буря. (Топот ногами.)
  • Но что это? Буря стихает. (Хлопки по бедрам.)
  • Дождь утихает. (Хлопки ладонями.)
  • Редкие капли падают на землю. (Клацание пальцами.)
  • Тихий шелест ветра. (Потирание ладоней.)
  • Солнце! (Руки вверх.)

Ведущий: Помимо общения словами, есть не вербальное общение. Невербальное общение – это все сигналы, символы, жесты, манеры, тембр, мимика то есть неречевая форма общения, взаимопонимания.

Игра «Три человека у телефона»

Цель : тренировка учения понимать невербальное общение.

Ход игры : Вызываются три желающих участника. Ведущий каждому «на ушко» сообщает задание. Задания у всех разные, но их объединяет одно. Участники должны изобразить группе, что каждый стоит в телефонной будке и разговаривает по телефону, но с разным настроением. Именно это настроение и сообщает им «на ушко» ведущий, также он информирует участников о том, с кем и о чем они разговаривают, какие чувства они испытывают.

Например : один – озабочен, вызывает скорую помощь, срочно, встревожен; другой – агрессивно настроен по отношению оппоненту, высказывает ему свое негативное отношение, ругает; третий – счастливый влюбленный, договаривается о свидании.

Задача основных игроков догадаться о настроении этих людей, о примерном содержании разговора, об интонации.

Вопросы для обсуждения:

  • Легко ли вам было догадаться о настроении этих людей?
  • Удалось ли угадать примерное содержание разговора?
  • Какие трудности возникали в ходе игры?

Ведущий: Конечно без общения человеку сложно прожить, но бывают такие моменты когда общение не приносит радости.

«Из двух ссорящихся более виноват тот, кто умнее»

Йога́нн Во́льфганг фон Гёте.

Поговорим о техниках противостояния вербальному нападению.

Противостояния вербальному нападению

1. Техника «Внешнее согласие»

Принцип : необходимо с чем-либо согласиться в высказывании собеседника (не по существу, а внешне).

Пример : «Я тоже считаю, что нам следует обсудить эту проблему», «Меня, как и тебя, это волнует», «Согласна, что это неприятно»

Достоинства техники: людям приятно, когда с ними соглашаются. Собеседник чувствует, что вы миролюбиво настроены и готовы его выслушать. Таким образом, решение проблемы из эмоционального слоя перейдет в когнитивный.

2. Техника «Да я такой, и поздно мне меняться»

Принцип : вы сообщаете собеседнику, что то, в чем он вас обвиняет является частью вашей личности.

Пример : «Я всегда опаздываю, мне нравиться чувствовать себя не привязанным ко времени, это дает мне ощущение свободы. Я такой».

Достоинства техники : используется при грубых нападках на вашу личность, обезоруживает оппонента.

Ограничения техники : заводит оппонента в тупик, вызывает у него сильное раздражение.

3. Техника: «Испорченная пластинка»

Принцип : в ответ на претензии и обвинения собеседника, вы несколько раз повторяете одну и туже емкую фразу, пока собеседник не исчерпает свои силы. Обычно достаточно бывает трех повторений.

Пример : вы опоздали на работу, и в ответ на критику начальника вы можете сказать: «Это никогда больше не повториться». Фразы еще могут быть такими: «Я не готов сегодня это обсуждать», «Я подумаю об этом», «Я тебя понял».

Достоинства техники : использование техники позволяет экономить эмоциональные ресурсы. Конфликт при этом не разрастается.

4. Техника: «Бесконечное уточнение»

Принцип : в ответ на критику, вы задаете оппоненту много уточняющих вопросов.

Примеры : «Что конкретно вы имеете ввиду», «Что бы вы могли мне посоветовать в этой ситуации».

Достоинства техники : использование техники позволяет прояснить позицию оппонента, снимает эмоциональное напряжение, дает вам время подумать, как реагировать на критику.

Крокодил

Цель : избавиться от ощущения показаться другим людям смешным, нелепым.

Многие люди боятся показаться окружающим смешными, нелепыми. Эта игра предлагается, как средство избавиться от этого опасения. Группа разбивается на две команды. Первая команда загадывает некоторое слово или словосочетание (можно – названия предметов, часто встречающихся в обиходе), вторая – делегирует своего участника (лучше, если добровольно), которому сообщается загаданное слово. Последний должен изобразить это слово только с помощью жестов и мимики, а его команда попытаться понять, что были загадано. Команды участников группы загадывают слова по очереди.

«Проницательный» тест

Предлагаю пройти небольшой тест, который поможет Вам лучше понять себя. Что в своё время поможет вам построить плодотворное общение. Предупреждение!!! На вопросы необходимо отвечать честно, точно переходя от одного вопроса к другому. Возьмите бумагу и карандаш, и записывайте ответы. Итак, поехали:

1. Расположи этих животных в порядке, соответствующем твоему отношению к ним. (кто больше нравится)

  • а. корова,
  • б. тигр,
  • в. овца,
  • г. лошадь,
  • д. свинья.

2. Напиши по одному определению (слово к каждому)

  • а. собака,
  • б. кошка,
  • в. крыса,
  • г. кофе,
  • д. море.

3. Подумай о ком-то (кто знает тебя, и кто важен тебе), и соотнеси их с определённым цветом (не повторяй ответ дважды, укажи только по одному человеку для каждого цвета)

  • а. жёлтый,
  • б. оранжевый,
  • в. красный,
  • г. белый,
  • д.зелёный.

Что ж Вы ответили на все вопросы, и теперь пришла пора увидеть ответы.

Перед тем как Вы их увидите, хочу сказать, что любой тест показывает лишь определенную сторону Вашей личности и не всегда на все 100 % совпадает с действительностью. Тем не менее, любой полученный в ходе тестирования результат – это повод для размышления и возможность заглянуть в глубины своего «Я».

Ответы:

  • Корова означает карьеру.
  • Тигр – честь и достоинство.
  • Овца – любовь.
  • Лошадь – семью.
  • Свинья – деньги.
  • Ваше описание собаки – это описание самого себя.
  • Кошки – супруга, любимого человека или партнёра.
  • Крысы – врага.
  • Кофе – вашего секса.
  • Море – вашего восприятия жизни.
  • Жёлтый – человек, которого вы никогда не забудете.
  • Оранжевый – тот, кого вы считаете лучшим другом.
  • Красный – тот, кого вы действительно любите.
  • Белый – ваш близнец по духу.
  • Зелёный – человек, которого вы будете помнить всю жизнь.

Упражнение «Танец отдельных частей тела »

Цели : Разогрев участников; осознание и снятие мышечных зажимов; расширение экспрессивного репертуара.

Материалы : Музыкальная запись с четким ритмическим рисунком.

Время : 3 мин.

Процедура : Участники становятся в круг. Звучит музыка. Ведущий называет по очереди части тела, танец которых будет исполнен

  • танец кистей рук,
  • танец рук,
  • танец головы,
  • танец плеч,
  • танец живота,
  • танец ног.

Участники стремятся максимально использовать в танце названную часть тела.

Ведущий: Слушай, что говорят люди, но понимай, что они чувствуют. (Восточная мудрость.)

Задание «Умение четко и ясно выражать свою мысль»

Девиз следующей нашей коммуникативной игры «Кто ясно мыслит, тот ясно излагает». «Одному из членов команды дается набор слов, написанный на листе бумаги. В течение двух минут он должен объяснить членам своей команды как можно больше слов, не называя их.

Детский сад Ералаш игра.

Занятие физкультминутка завтрак.

Портфолио педсовет мастер-класс.

Экология таблетка витамины.

Воздушный шар конструктор мяч.

Дерево пальма береза.

Яблоко груша банан.

Дизартрия логоритмика ОНР.

Лыжи снегокат коньки.

Диалог монолог рассказ.

Звук буква предложение.

Дошкольник школьник подросток.

Логопед воспитатель заведующий.

Аттестация президент выборы.

План хор инновация.

Ведущий: Важным умением в общении является способность своими словами передавать суть сказанного.

Игра «Перефразирование»

Каждой команде дается высказывание, которое нужно перефразировать таким образом, чтобы каждое слово в нем передавалось иным словом или словосочетанием. Например, слово «дорога» можно заменить словом «путь», а слово «я» - «автор», и т.д.

Остальные команды должны будут догадаться, какая фраза была перефразирована.

1. Уронили Мишку на пол, оторвали ему лапу. Все равно его не брошу, потому что он хороший.

2. Наша Таня громко плачет, уронила в речку мячик. Тише, Танечка не плачь, не утонет в речке мяч.

3. Идет бычок, качается, вздыхает на ходу «Ой, доска кончается, сейчас я упаду».

Упражнение «Говорящие руки»

Цель : эмоционально-психологическое сближение участников.

Время : 5-7 минут.

Ход упражнения : Участники образуют два круга: внутренний и внешний, стоя лицом друг к другу. Ведущий дает команды, которые участники выполняют, молча в образовавшейся паре. После этого по команде ведущего внешний круг двигается вправо на шаг.

Варианты инструкций образующимся парам:

  1. Поздороваться с помощью рук.
  2. Побороться руками.
  3. Помириться руками.
  4. Выразить поддержку с помощью рук.
  5. Пожалеть руками.
  6. Выразить радость.
  7. Пожелать удачи.
  8. Попрощаться руками.

Психологический смысл упражнения : происходит эмоционально-психологическое сближение участников за счет телесного контакта. Между ними улучшается взаимопонимание, развивается навык невербального общения.

Обсуждение : Что было легко, что сложно? Кому было сложно молча передавать информацию? Кому легко? Обращали ли внимание на информацию от партнера или больше думали, как передать информацию самим? Как Вы думаете, на что было направлено это упражнение?

Ведущий: Ну и в конце нашей встречи, хочется добавить - будьте искренни в общении с людьми. Не нужно притворяться, что слушаете. Это бесполезно. Отсутствие интереса обязательно проявится на вашем лице. Дейл Карнеги считал, что главный секрет успеха заключается в ИСКРЕННЕМ интересе к людям и НЕПОДДЕЛЬНОЙ симпатии к ним.

Научитесь слушать и слышать (это разные вещи!) тех, кто с вами рядом, и вы станете лучше понимать их чувства, мысли, поступки, желания. Иногда, можно понять истинный смысл, который скрывается за их словами. Сколько случаев, когда человек недослушал, как следствие, чего-то недопонял, а в результате, обиды, ссоры и другие неприятности, которых легко можно было избежать.

Кроме того, слушая, можно получить массу полезной информации, а также узнать много нового о себе. Что никогда не бывает лишним!

Многие люди страдают от различных комплексов, чувствуют себя «серыми мышками» и искренне нуждаются, чтобы кто-то проявил интерес к ним. И если вам удастся сделать так, что человек рядом с вами почувствует себя нужным и интересным, ощутит свою значимость и достоинство, он будет считать вас хорошим и необыкновенно очаровательным человеком. Приятного вам общения !


Место работы : МБДОУ Детский сад № 44, Республика Башкортостан, город Уфа.
Описание материала : предлагаю Вашему вниманию психологический мастер-класс для педагогов ДОУ "Вместе – мы сила!". Данный материал направлен сплочение педагогического коллектива ДОУ.

Цель:

  • сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия.

Задачи тренинга:

  • формирование и усиление общего командного духа путем сплочения группы людей;
  • развитие ответственности и вклада каждого участника в решение общих задач;
  • осознание себя командой.
  • способствовать позитивным взаимоотношениям, взаимопонима­нию между педагогами;
  • повысить групповую сплоченность;
  • снять мышечное и эмоциональное напряжение педагогов;
  • улучшить эмоциональное состояние педагогов.
  • способствовать повышению эффективности педагогического процесса.

Оборудование:

oлисты чистой бумаги;

oручки, карандаши;

oвоздушные шарики или мячи;

oмакет "сердца группы";

oмаленькие сердечки из бумаги красного цвета.

Формы и методы работы:

Комплекс упражнений разработан для педагогов. Продолжительность встречи 2 часа. Тренинг проводятся во второй половине дня. Тренинг предполагает работу с группой из 10-15 воспитателей.

Ожидаемые результаты:

1. Педагоги лучше узнают друг друга.

2. Улучшится качество взаимодействия между воспитателями.

3. Увеличится работоспособность группы.

4. У педагогов сформируется умение работать в команде.

5. Улучшится психологический климат в коллективе.

6. Повысится сплоченность педагогического коллектива.

Ход тренинга:

Педагог-психолог: «Здравствуйте, уважаемые коллеги, сегодня мы с вами примем участие в тренинге, который называется «Вместе – мы сила!». Цель тренинга – это сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия».

В каждом тренинге есть правила. Давайте и мы с вами выработаем свои правила…

Говорю за себя.

Внимательно слушать друг друга.

Не перебивать говорящего.

Уважать мнение друг друга.

Безоценочность суждений.

Активность.

Упражнение № 1 «Давайте поздороваемся»

Педагоги по сигналу психолога начинают хаотично двигаться по ком­нате и здороваются со всеми, кто встречается на пути. Здороваться надо определенным образом:

  • 1 хлопок - здороваемся за руку;
  • 2 хлопка - здороваемся плечами;
  • 3 хлопка - здороваемся спинами

Упражнение № 2 «Пожелай другому»

Педагоги садятся в круг. У педагога-психолога в руках мяч.

Педагог-психолог: Начнем нашу работу с высказывания друг другу пожелания на сегодняшний день. Оно должно быть коротким, желательно в одно слово. Вы бросаете мяч кому хотите и одновременно говорите это пожелание. Тот, кому бросили мяч, в свою очередь, бросает его следующему, высказывая ему пожелание на сегодняшний день. Будем внимательно следить за тем, чтобы мяч побывал у всех, и постараемся никого не пропустить.

Упражнение № 3 «Атомы-Молекулы»

Цель: повышение уровня работоспособности участников.

Педагог-психолог произносит: «Атомы». Все игроки начинают хаотично передвигаться. После фразы «молекула по трое» играющие должны соединиться в группы по три человека. Тот, кто не сможет встать в тройки, выбывает из игры. А ведущий продолжает изменять количество атомов в молекулах.

Педагог-психолог: « Уважаемые коллеги как вы думаете, что обозначает слово «сплочение»? Сплочение – это возможность стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. Ведь как хорошо, когда тебя понимает и поддерживает твой коллега, хорошо услышать и помочь, когда необходима эта помощь, как хорошо понимать друг друга даже без слов. Сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед».

Психологический тест «Оптимист, пессимист, реалист».

Педагог-психолог: « Люди, пребывающие в мрачном расположении духа, мыслят консервативно, зато из-за опасения совершить ошибку работают тщательно. Напротив, бодрое настроение стимулирует открытия, творческий подход к делу, но и готовность к риску, чреватому неудачей. Наверное, наиболее ценно умение находить золотую середину - не преувеличивать неприятности и не тешить себя иллюзиями. А какое настроение преобладает в вашем мироощущении? На вопросы данного теста ответьте "да" или "нет". Данный тест поможет выявить ваш психотип, и разобраться кто вы: оптимист, пессимист или реалист».

  • Любите ли вы путешествовать?
  • Хотелось бы вам еще чему-то научиться, помимо того, что вы уже умеете?
  • Вы часто принимаете снотворное, успокоительное?
  • Нравится ли вам ходить в гости и принимать гостей?
  • Часто ли вам удается предугадать надвигающиеся неприятности?
  • Не кажется ли вам, что ваши товарищи сумели добиться в жизни большего, чем вы?
  • Находится ли в вашей жизни место каким-то спортивным занятиям?
  • Считаете ли вы, что судьба к вам не справедлива?
  • Беспокоит ли вас возможная экологическая катастрофа?
  • Согласны ли вы, что научный прогресс создает больше проблем, чем решает?
  • Удачно ли вы выбрали свою профессию?
  • Вы застраховали свое имущество?
  • Согласились бы вы на переезд в другой город, если бы там вам предложили интересную работу?
  • Довольны ли вы своей внешностью?
  • Часто ли вас беспокоят недомогания?
  • Легко ли вам освоится в незнакомой обстановке, найти свое место в новом коллективе?
  • Считают ли вас окружающие энергичным, деятельным человеком
  • Верите ли вы в бескорыстную дружбу?
  • Существуют ли для вас личные хорошие приметысчастливые числа, удачные дни недели и т.д.?
  • Верите ли вы в то, что каждый – сам кузнец своего счастья?

Подведем итоги:

В вопросах 1,2,4,7,11 и 13-20 за ответ «да» запишите 1балл, «нет» - 0 баллов; в вопросах 3, 5, 6, 8, 9, 10, 12 – наоборот: «да» - 0 баллов, «нет» - 1 балл.

0-4 балла. Похоже, жизнь вас изрядно потрепала, и вы уже не ждете от нее ничего хорошего. Невзгоды считаете неизбежными, радости - случайными. Жалость к себе и недоверие к людям мешают вам радоваться жизни. Чтобы приободриться и хоть немного воспрянуть духом, научитесь ценить те маленькие радости, которые выпадают каждому из нас. Не забывайте: жизнь никогда не бывает настолько плоха, чтобы ее нельзя было изменить нашим отношением к ней.

5-9 баллов. По натуре вы - человек жизнерадостный, но в жизненных испытаниях растеряли изрядную долю своего оптимизма, Огорчения и несбывшиеся надежды часто омрачают ваше самочувствие. Ваши поступки преимущественно продиктованы не стремлением к цели, а желанием избежать неудачи. Из-за этого вы считаете, что добились немногого. Ведь когда ждешь неприятностей, они обязательно случаются. Попробуйте изменить угол зрения. У вас достаточно сил, чтобы многое повернуть к лучшему.

10-14 баллов. Вы - здравомыслящий человек, знающий цену себе и людям. Умеете ставить перед собой реальные цели и добиваться их. Ясно видите теневые стороны жизни, но не склонны их смаковать. Для своих друзей и близких вы - надежная опора, потому что умеете и утешить в горе, и остудить чрезмерный восторг.

15-18 баллов. Вы преисполнены жизнелюбия и оптимизма, всегда умеете найти в событиях и людях светлые стороны. Уныние вам чуждо. Однако такая позиция чревата недопониманием в отношениях с окружающими, которые не разделяют ваш оптимизм.

19-20 баллов. Ваш оптимизм просто бьет через край. Неприятности для вас словно и не существуют, вы от них просто отмахиваетесь и спешите навстречу новым радостям. Однако задумайтесь: не слишком ли легкомысленна ваша позиция? Не исключено, что недооценка серьезных проблем однажды заставит вас столкнуться с неожиданными огорчениями».

Педагог-психолог: «Сплочённость – это:

  • совпадение интересов, взглядов, ценностей и ориентации участников коллектива;
  • атмосфера психологической безопасности, доброжелательности, принятия;
  • активная, эмоционально насыщенная совместная деятельность, направленная на достижение цели, значимой для всех участников».

Упражнение № 4 «Гусеница»

Цель: игра учит доверию.

Педагог-психолог: « Сейчас мы с вами будем одной большой гусеницей и будем все вместе передвигаться по этой комнате. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впереди стоящего. Между животом одного играющего и спиной другого зажмите воздушный шар или мяч. Дотрагиваться руками до воздушного шара (мяча) строго воспрещается! Первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках. Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук, вы должны пройти по определенному маршруту».

Обсуждение:

  • Что испытывали при выполнении задания?

Упражнение № 5 «Мы С тобой Похожи Тем, Что…»

Цель: развитие толерантности.

Бросая мяч любому человеку, называем его по имени и говорим: «Мы с тобой похожи тем, что…». (Например: что живем на планете Земля, работаем в одном коллективе и т.д.)

Тест «Опытный воспитатель ДОУ»

Педагог-психолог: «Предлагаю ответить на несколько вопросов, касающихся непосредственно нас - воспитателей. Пословицы русского народа помогут составить портрет о вас и вашей деятельности».

1. Воспитатель детского сада – это.

а) Добрая лошадка всё свезёт

б) Без матки-пчёлки пропащие детки

в) Под трубами повиты, под шеломом взлелеяны, концом копья вскормлены

2. Педагогический коллектив – это…

а) В мире, что в море

б) У одной овечки да семь пастухов

в) Склеенная посуда два века живёт

3. Обучать детей – значит …

а) Что посеешь, то и пожнёшь

б) Была бы нитка, дойдёт и до клубка

в) В дорогу идти – пятеры лапти сплести

4. Воспитывать детей – значит…

а) Служил семь лет, выслужил семь реп, да и тех нет

б) Перемелется всё, мука будет

в) Наказом воевода крепок

5. Развивать детей – значит…

а) Сей день не без завтрака

б) Высоко летаешь, да низко садишься

в) Палка о двух концах

6. Работа с родителями – это…

а) Бумага не купленная, письмо домашнее

б) В добрый час молвить, в худой промолчать

в) По способу пешего хождения

Ключ к тесту

Если большинство ответов:

а) – Вы в большей степени ориентированы на выполнение преподавательской, коррекционно-развивающей и культурно-просветительской функции воспитателя. Следовательно, можно говорить о том, что вы уже обладаете собственным, индивидуальным стилем психолого-педагогической деятельности и правильно выбрали свою профессию;

б) - у Вас преобладает мотивация личностного общения с детьми, родителями, коллегами. Это выражается в том, что лучше всего вам удаётся реализация научно-методической и воспитательной функций педагога. Значит, именно вы сейчас больше всего нужны современному дошкольному образованию, чтобы сохранить и возродить лучшие традиции работы старшего воспитателя ДОУ;

в) – приоритетным направлением Вашей деятельности в ДОУ являются управленческая и социально-педагогическая. Вам стоит задуматься над тем, не является ли вашим призванием стать заведующим детским садом.

Упражнение № 6 «Счёт до Десяти»

Сейчас по сигналу «начали» вы будете считать от одного до десяти. Но хитрость состоит в том, что считать вы будете вместе. Кто-то скажет «один», другой человек скажет «два», третий скажет «три» и так далее… Однако в игре есть одно правило: слово должен произнести только один человек. Если два голоса скажут «четыре», счёт начинается сначала. Попробуйте понять друг друга без слов.

Психологический тест «Приятно ли с вами общаться?»

Педагог-психолог: «Порой человеку сложно взглянуть на себя со стороны. Предлагаю Вам пройти психологический тест «Приятно ли с вами общаться?». Этот тест предназначен для того, чтобы выяснить, насколько Вы приятны в общении».

  • Вы больше любите слушать, чем говорить?
  • Вы всегда можете найти тему для разговора даже с незнакомым человеком?
  • Вы всегда внимательно слушаете собеседника?
  • Любите ли вы давать советы?
  • Если тема разговора вам не интересна, станете ли вы показывать это собеседнику?
  • Раздражаетесь, когда вас не слушают?
  • У вас есть собственное мнение по любому вопросу?
  • Если тема разговора вам не знакома, станете ли вы ее развивать?
  • Вы любите быть в центре внимания?
  • Есть ли хотя бы 3 предмета, по которым вы обладаете весьма широкими знаниями?
  • Вы хороший оратор?

Педагог-психолог: «Если вы ответили положительно на вопросы 1, 2, 3, 6, 7, 8, 9, 10, 11, можете засчитать себе по 1 баллу за каждый из них. А теперь посчитаем».

1-3 балла. Трудно сказать, то ли вы молчун, из которого не вытянешь ни слова, то ли настолько общительны, что вас стараются избегать, но факт остается фактом: общаться с вами далеко не всегда приятно, но всегда крайне тяжело. Вам следовало бы над этим задуматься.

4-9 баллов. Вы, может быть, и не слишком общительный человек, но почти всегда внимательный и приятный собеседник, хотя можете быть и весьма рассеянным, когда не в духе, но вы не требуете в такие минуты особого внимания к вашей персоне от окружающих.

9-11 баллов. Вы, наверное, один из самых приятных в общении людей. Вряд ли друзья могут без вас обойтись. Это прекрасно. Возникает только один вопрос: вам действительно приятна все время ваша роль или иногда вам приходится играть, как на сцене?..

Упражнение № 7 "Сердце коллектива"

Педагог-психолог: Знаете ли вы, что у каждого коллектива есть свое сердце. Я хочу, чтобы вы сейчас сделали друг другу что-нибудь приятное. Напишите свое имя на листе бумаги и сложите его. Это надо для того, чтобы каждый из вас мог потом вытянуть жребий с чьим-нибудь именем. Я принесла большое сердце, которое и станет сердцем нашего коллектива. Приду­майте дружескую приятную фразу в адрес того, чье имя вы вытянули по жребию. Возьмите маленькое сердечко и запишите на нем то, что вы придумали. Затем мы приклеим все маленькие сердечки на наше большое сердце.

Анкета "Обратная связь"

  • Ваша степень включенности в занятие с педагогом-психологом (обведите):
  • Что вам больше всего понравилось на занятии? Почему? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________
  • Что вам не понравилось на занятии? Почему? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________
  • Какое у вас настроение после занятия? ______________________________________________________________________
  • Ваши мысли после занятия ______________________________________________________________________
  • Ваши замечания и пожелания ведущему (по содержанию, по форме занятия и т.п.) ______________________________________________________________________
  • Как вы считаете - нам нужны в дальнейшем такие встречи?________________________

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Список использованной литературы:

1. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду: Методические материалы в помощь психолога и педагогам. – М.: Т.Ц. Сфера, 2003.

2. Данилина Т.А. В мире детских эмоций. – М.: Айрис-пресс, 2007.

3. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1997.

4. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. – М.: АРКТИ, 1999.

5. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.

6. Психологические тесты. С.Степанов ЭКСМО 2004г.

Ольга Шахова
Тренинг для педагогов

ОСОЗНАНИЕ СЕБЯ И СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - ПУТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ РОСТУ

«Как басня, так и жизнь

ценится не за длину,

(Сенека)

Цель :

Способствовать мотивации педагогов к самосовершенствованию, в педагогической деятельности путем актуализации стремления воспитателей к ценности самореализации в своей деятельности;

Создание благоприятного микроклимата в педагогическом коллективе ;

Расширение зоны личной уверенности;

Ход тренинга

Приветствие.

Психолог : Сегодняшний тренинг мы начнем с того , что выскажем друг другу пожелания на день. Они должны быть краткими, желательно в одно слово. Итак : мяч можно бросать любому участнику и говорить при этом пожелания.

Психолог : Прекрасно. Наше настроение немного поднялось.

Тема нашего тренинга : «Осознание себя и своей деятельности» .

Современная обстановка предлагает новые требования к дошкольному образованию и каждому воспитателю. Педагоги должны быть творческими личностями, новаторами идей, постоянно повышать свое профессиональное мастерство.

Но и общечеловеческие ценности, и педагогическое мастерство , и профессиональные достоинства свойственны природе педагогической работе и потенциально присущи каждому из нас.

Упражнение «Прекрасный сад»

Ведущий предлагает представить любимый цветок из своего детства. Каким он был? Какие листья, стебель, а может быть шипы? Высокий или низкий? Яркий или не очень? А теперь – нарисуйте свой цветок, напишите что-то важное на лепестках, что поможет вам быть счастливыми.

Далее участникам предлагается вырезать свой цветок. Затем все садятся в круг, психолог расстилает ватман, который символизирует «поляну сада» , которую нужно засадить цветами. Все участники прикрепляют (приклеивают) свой цветок.

Психолог предлагает полюбоваться на «прекрасный сад» , запечатлеть эту картинку в памяти, чтобы она поделилась своей положительной энергией. Увидеть, в окружении каких разных, непохожих на других растет твой. Но есть и общее - у кого-то окраска, у кого-то размер или форма листьев. И всем без исключения цветам нужно солнце и внимание. Эта полянка символизирует о том, что душа каждого педагога всегда полна прекрасными цветами.

Вывод : Упражнение используется для психологического сброса внутреннего напряжения , служит для изучения чувств, для развития межличностных навыков и отношений, укрепления самооценки и уверенности в себе. Упражнение позволяет понять и ощутить себя, быть самим собой, выразить свободно свои мысли и чувства, а также понять уникальность каждого, увидеть место, которое занимаешь в многообразии этого мира и ощутить себя частью этого прекрасного мира.

Ведущий : В период дошкольного детства у ребенка формируется «вектор» развития. Именно педагоги детского сада дают старт развитию личности ребенка. И от того, как ребенок развивается в дошкольном детстве, во многом зависит успешность его дальнейшей жизни.

А должен ли быть «вектор» развития у самого воспитателя? Несомненно, да! Воспитать личность может только … (личность) .

Упражнение «Воспитатель реальный - воспитатель идеальный» .

Психолог : Я предлагаю каждому из вас написать на листочке качества, составляющие картину педагогического мастерства , а затем выберем совпавшие составляющие и выведем идеального педагога . (профессионализм, откровенность, эмпатия, любовь к детям, коммуникабельность, культура, эрудиция, тактичность, пр)

Вывод : Обладаете ли вы сами указанными качествами?

Есть две группы профессионалов, одни умеют делать что-то профессионально, но не знают, почему у них так хорошо выходит, а другие - знают как надо делать, но не могут осуществить на практике.

Психолог : В настоящее время весь цивилизованный мир стремится к гуманизации образования. Постоянно говорят о личностно-ориентированном обучении, поэтому каждый педагог занимается самосовершенствованием. Это особый процесс личностного развития - преодоление затруднений путем рефлексивного самоопределения, обогащение личности новыми средствами самореализации в профессионально - значимых ситуациях.

Профессиональное саморазвитие является лишь частью саморазвития личности, определяемое у взрослого человека его включенностью в работу и удовлетворенностью профессиональной деятельностью.

Упражнение : «Самопознание»

Участникам необходимо записать на листе :

3 вещи, которые вы делаете из того, что вам не хотелось бы делать;

3 вещи, которые вы не делаете из того, что вам хотелось бы делать;

3 вещи, которые вы хотели бы делать чаще.

Психолог : давайте выслушаем некоторые ответы и проанализируем, что же нам мешает делать то, что нам нравится, и что необходимо исправить в сложившейся ситуации. Чаще всего, мы в жизни концентрируемся на негативных явлениях в своей жизни, на то, что мешает в работе, не удовлетворяет в профессии. Зацикливание на негативных качествах нашей профессиональной деятельности создает внутренний конфликт , наблюдается снижение работоспособности, ведет к рассеянности и эмоциональному выгоранию. Мы точно знаем, чего мы не хотим, и теряемся в определении чего желаем, к чему стремимся.

Давайте постараемся переключится на те достоинства, которые есть в нас самих, и те ценности, которые есть в нашей жизни.

Упражнение «Закончи предложение»

«Один человек заблудился в лесу, и хотя он направлялся по нескольким тропинкам, каждый раз надеясь, что они выведут его из леса, все они приводили его обратно в то же место, откуда он начинал.

Еще оставалось несколько тропинок, по которым можно было попробовать пойти, и человек, усталый и голодный, присел, чтобы обдумать, какую из тропинок теперь выбрать. Когда он размышлял над своим решением, он увидел, как к нему идет другой путешественник. Он крикнул ему : «Вы можете мне помочь? Я заблудился» . Тот вздохнул с облегчением : «Я тоже заблудился» . Когда они рассказали друг другу о том, что с ними случилось, им стало ясно, что они уже прошли по многим тропинкам. Они могли помочь друг другу избежать неверных тропинок, которыми кто-то из них уже прошел. Скоро они смеялись над своими злоключениями и, забыв об усталости и голоде, вместе шли по лесу.

Ведущий : Жизнь похожа на лес; иногда мы теряемся и не знаем, что делать, но если мы будем делиться своими переживаниями и опытом, путешествие станет не таким уж плохим и мы будем иногда находить лучшие тропинки, лучшие пути.

Упражнение «Формула любви к себе»

Вспомните известный мультфильм про маленького серенького ослика, которому надоело быть осликом. И он стал вначале бабочкой, потом, если не ошибаюсь, птичкой, потом кем-то еще. пока, наконец, не понял, что для него самого и для всех других будет лучше, если он останется маленьким сереньким осликом. Поэтому, прошу вас, не забывайте каждый день подходить к зеркалу, смотреть себе в глаза, улыбаться и говорить : «Я люблю тебя (и называть свое имя) и принимаю тебя таким, какой ты есть, со всеми достоинствами и недостатками. Я не буду бороться с тобой, и мне совершенно незачем побеждать тебя. Но моя любовь даст мне возможность развиваться и совершенствоваться, самому радоваться жизни и приносить радость в жизнь других».

Цель игры: психологическое единение коллектива, раскрытие некоторых секретов общения.

Приветствие «Отношения»

Цель: развитие фантазии участников, расширение возможности телесного выражения, настрой на тему тренинга.

Ведущий : Начните ходить по комнате. Сейчас я буду предлагать вам по-разному поздороваться, а вы, переходя от одного участника тренинга к другому, должны будете это сделать.

Сначала приветствуйте коллег улыбкой или дружеским кивком.

Теперь вам необходимо остановиться, пожать другому человеку руку или положить свою на плечо.

А сейчас представьте себе, что все люди, которые здесь находятся, недавно вас сильно обидели. Проходя мимо них, выразите им все свои чувства.

Теперь представьте себе, что вы всех здесь «держите за дураков». Выразите это.

А сейчас представьте себе, что каждый участник ведет на веревке большую собаку.

И, наконец, приветствуя других, выразите свое реальное настроение.

Создание мандалы коллектива

Цель: создание чувства единства коллектива, раскрытие индивидуальной красоты каждого.

Ведущий . Предлагаю немного отдохнуть и поиграть. Сейчас вы получите разные фигуры разных цветов. (По рядам пускаются четыре коробки). Выберите любую – ту, которая вам больше всего понравится. Теперь возьмите карандаш, фломастер или ручку любого цвета и нарисуйте на этой фигуре то, что вам по душе, то, что доставило бы вам удовольствие. Это может быть любой узор: может быть, какая-то геометрическая фигура или их сочетание, может быть уголок природы, деревья, птицы, рыбы, цветы, может быть, это будет небо или какой-нибудь водоем, или что-то еще близкое вам… (Рисование.)

Взгляните на свои рисунки. Вы согласны с тем, что в них отражена частица вашей души? Попробуйте понять и мысленно ответить: какая это часть души, что она выражает?..

А теперь предлагаю вам всем вместе выложить на листе ватмана композицию в виде цветка, звезды или круга, чередуя разные цвета и фигурки.

Ватман приклеивается на доску.

Посмотрите, как красиво у вас получилось! Давно, в глубокой древности, люди обнаружили, что орнамент в виде цветка, звезды, круга – они назвали ее мандалой – отражает сам центр человеческой души. Поэтому мандала встречается часто: на одежде, посуде, в витражах церквей, в архитектуре зданий. На Руси — в украшении прялок, изб, орнаменте вышивок.

Выводы : Мандала, которая получилась у нас сегодня – это выражение души нашего коллектива, в котором есть отражение души каждого из нас. Каждый имеет свой смысл и место в этой красочной гармоничной композиции.

А теперь давайте обратим внимание на формы тех фигур, которые мы выбрали.

Дается описание всех фигур в соответствии с психогеометрическим тестом (С. Деллгшгер, 1989).

При желании, дается характеристика выбранных цветов (по тесту Люшера).

Упражнение «Восковая палочка»

Цель: развитие доверия и поддержки друг друга.

Все встают в круг плотно друг к другу. Один участник выходит в центр круга, остальные ставят руки перед собой и покачивают его из стороны в сторону, придерживая, не давая упасть. Через эту процедуру проходят все остальные по очереди.

Затем проводится обсуждение:

  • Кто действительно смог расслабиться, снять зажимы, не боялся упасть; кто доверился участникам игры?

Предлагается оценить свое доверие по 5-бальной системе.

Делаются выводы о том, насколько члены коллектива готовы доверять друг другу и поддерживать друг друга.

Упражнение «Костюм из газеты»

Цель: кооперация участников.

Группа делится на команды по 3 человека. Каждая команда распределяет, кто будет «первым», кто «вторым», кто «третьим». Каждый игрок обладает специфическими ограничениями:

  • «Первый» видит, разговаривает, но не может ни к чему прикасаться.
  • «Второй» не видит, не разговаривает, не может ни к чему прикасаться.
  • «Третий» не видит, но говорит и может действовать руками.

Время выполнения — 15 минут. За это время для «второго» игрока нужно соорудить оригинальный костюм, достаточно надежный, чтобы продемонстрировать его на подиуме. По команде ведущего «второй» и «третий» игроки закрывают глаза (или надевают повязки), а «первый» убирает руки за спину. Через 15 минут каждая команда демонстрирует свой костюм.

После этого проводится обсуждение:

  1. Сложно или легко было выполнять задание?
  2. Добились ли желаемого результата? Если да, то что помогло в этом? Если нет, тогда что помешало?

Выводы : добиться желаемого результата в совместном деле можно, прислушиваясь к словам и действиям друг друга.

Цель – снятие агрессии, усталости, напряжения. Переход к теме взаимоотношений.

Группа делится на две команды. Тренер дает каждой группе по своему листочку и объясняет правила игры. Затем читает свой текст и команды начинают кричать.

Ведущий: У каждой из команд есть некий стишок. Сначала шепотом потренируйтесь его хором произносить с правильными ударениями. Я подойду и покажу правильную интонацию в каждой группе.

Затем я прочитаю короткий стишок, и, как только я попрошу гнома назвать свое имя, каждая группа должна хором читать свой стишок как можно громче и постараться перекричать другую команду.

Вводный стишок тренера:

На маленькой полянке

Стоит зеленый дом,

А в доме том зеленом

Живет веселый гном.

Гном-гном, как тебя зовут?

Стих для группы № 1:

Вася! У меня рубашка в клетку!

Я пришел к тебе из леса,

Чтобы получить конфетку!

Стих для группы № 2:

Петя! У меня штаны в горошек!

Я пришел к тебе из сказки!

Рассказать, что я хороший!

Вопросы для обсуждения игры:

  • Услышали ли вы, как зовут гнома-соседа?
  • Что вы услышали?
  • Почему было трудно слушать?

Выводы:

Как мы стремимся высказаться, мы не слышим своего собеседника и не воспринимаем информацию от него. Когда нас переполняют эмоции, мы тоже никого не слышим. Чтобы услышать другого, надо замолчать самому.

Упражнение «Еж и слон»

Цель игры – опосредованно продемонстрировать участникам их привычный способ взаимодействия с другими людьми, вывести на обсуждение правил взаимодействия, его удержания, особенностей позиции при взаимодействии.

Группа делится пополам. Обе группы получают от тренера скрытые инструкции. Затем участники выбирают себе пару из противоположной группы, берут один на двоих лист бумаги и маркер и начинают выполнять задание.

Инструкции:

Для группы № 1: «Ваша задача – молча, держа с партнером один маркер на двоих, за 2 минуты нарисовать на общем листе бумаги ежа. Еще раз – разговаривать нельзя!»

Для группы № 2: «Ваша задача – молча, держа с партнером один маркер на двоих, за 2 минуты нарисовать на общем листе бумаги слона. Еще раз – разговаривать нельзя!»

Вопросы для обсуждения игры:

  1. Что вы чувствовали при работе в паре?
  2. Какой у вас результат? Устраивает ли он лично вас? Достигли ли вы своей цели? Кого вам надо было нарисовать?
  3. Как думаете, почему у вас получился именно такой результат?
  4. Что вам помогало? Что мешало?
  5. Что в следующий раз бы делали по-другому?
  6. Как выводы можете сделать из этой игры? Как это связано с общением с людьми?

Выводы:

Существует множество способов достичь своей цели, используя и силу (умение вести за собой, достигать своих целей), и тепло (умение идти за партнером, реализовывать его потребности).

Если кто-то использует только тепло, он лишается собственного результата и жертвует его партнеру в ущерб своим целям и интересам.

Если кто-то использует только силу, то получает свой результат, но лишает партнера его собственных целей, ожидаемых результатов, рискует потерять отношения.

Если обе стороны используют только силу, результат может оказаться неудовлетворительным для обеих сторон.

Наиболее продуктивно в общении обоим партнерам учитывать и свои, и чужие потребности и интересы, и уметь идти на компромисс.

Рефлексия

Используемая литература:

  1. К. Фопель «Энергия паузы», — М., Генезис, 2011
  2. Тренинг для педагогов «Психологический климат в коллективе», В.В. Паскал
  3. О. Вейс «Сборник игр», — Самара, 2004
  4. К. Кононович «Игры в тренинге для ума и тела», — СПб, Речь, 2010

Название: Методическая разработка для педагога-психолога. Коммуникативный тренинг «Погода в ДОУ».
Номинация: Методические разработки для специалистов ДОУ/ Педагогу-психологу


Должность: педагог-психолог
Место работы: МБДОУ детский сад № 106
Месторасположение: г. Ижевск

Психологический тренинг с педагогами ДОУ «Я - педагог!»

Цель : Создание благоприятных условий для работы, осознание участниками некоторых своих личных особенностей и оптимизация отношений к себе и своей личности.

Задачи:
- Создать благоприятные условия для работы тренинговой группы;
- Сформировать мотивацию для анализа собственных педагогических взглядов и установок, подчёркивания своих индивидуальных черт как личности и как профессионала, осознания их влияния на собственную профессиональную деятельность;
- Способствовать самодиагностике и самораскрытию членов группы.
Участники психологического тренинга: воспитатели и специалисты ДОУ.
Материал и оборудование:
запись лёгкой, спокойной музыки;
средства создания изображения (фломастеры, карандаши, ручки);
лепестки «ромашки» для игры «Личность педагога»;
тест «Опытный воспитатель» по количеству участников;
бланки «Обратная связь» (на каждого участника + 3 на запас).

Ход занятия

Представление ведущего. Сообщение о цели и задачах планируемой работы.
1. Игра «Поменяйтесь местами… »
Вед : Для того чтобы немного подвигаться, поднять настроение, а также узнать друг о друге дополнительную информацию, предлагаю поиграть.
Меняются местами, например, те кто:
-работает всю жизнь в одном учреждении;
-любит свою работу;
-любит яблоки;
-кто сейчас готовится к аттестации
-работает педагогом более 10 лет;
-кто любит детей
-мечтал быть педагогом с детства;
-кто пришёл в юбке и др.
-кто сейчас учится
-кто работает первый год
Таким образом, участники «перетасовываются».
2. Упражнение «Личность педагога»
Вед: Я предлагаю разделиться на три (4) группы (участники делятся на три-четыре подгруппы). Подгруппам предлагается на лепестках «ромашки» составить портрет идеального педагога. Результатом вашей работы должен стать список качеств, которые являются, по-вашему, неотъемлемой характеристикой педагога. Следующее подгруппы отвечают на вопросы:
С чем в списке предыдущей подгруппы вы согласны?

Что вы добавляете в этот список?
Итогом групповой дискуссии должен стать список качеств идеального педагога, удовлетворяющий всех участников. Выделение трёх наиболее значимых качеств.
3. Тест «Опытный воспитатель ДОУ»
Вед: Предлагаю ответить на несколько вопросов, касающихся непосредственно Вас - воспитателей. Пословицы русского народа помогут составить портрет о вас и вашей деятельности.
Вам необходимо выбрать один из трех вариантов ответа (а, б или в).
1. Воспитатель детского сада – это.
а) Добрая лошадка всё свезёт
б) Без матки-пчёлки пропащие детки
в) Под трубами повиты, под шеломом взлелеяны, концом копья вскормлены
2. Педагогический коллектив – это…
а) В мире, что в море
б) У одной овечки да семь пастухов
в) Склеенная посуда два века живёт
3. Обучать детей – значит …
а) Что посеешь, то и пожнёшь
б) Была бы нитка, дойдёт и до клубка
в) В дорогу идти – пятеры лапти сплести
4. Воспитывать детей – значит…
а) Служил семь лет, выслужил семь реп, да и тех нет
б) Перемелется всё, мука будет
в) Наказом воевода крепок
5. Развивать детей – значит…
а) Сей день не без завтрака
б) Высоко летаешь, да низко садишься
в) Палка о двух концах
6. Работа с родителями – это…
а) Бумага не купленная, письмо домашнее
б) В добрый час молвить, в худой промолчать
в) По способу пешего хождения
Ключ к тесту
Если большинство а) – Вы в большей степени ориентированы на выполнение преподавательской, коррекционно-развивающей и культурно-просветительской функции воспитателя. Следовательно, можно говорить о том, что вы уже обладаете собственным, индивидуальным стилем психолого-педагогической деятельности и правильно выбрали свою профессию.
Если б) - у Вас преобладает мотивация личностного общения с детьми, родителями, коллегами. Это выражается в том, что лучше всего вам удаётся реализация научно-методической и воспитательной функций педагога. Значит, именно вы сейчас больше всего нужны современному дошкольному образованию, чтобы сохранить и возродить лучшие традиции работы старшего воспитателя ДОУ.
Если в) – приоритетным направлением Вашей деятельности в ДОУ являются управленческая и социально-педагогическая. Вам стоит задуматься над тем, не является ли вашим призванием стать заведующим детским садом.

4. Игра «Подарок»
Вед: А сейчас, я предлагаю игру. Для этого необходимо встать в круг. Каждый участник дарит и получает выдуманный подарок. Например: «Наталья, я хочу подарить вам… », а далее вы руками изображаете подарок, который передаёте названному участнику. Участник, который получает подарок, принимает его и благодарит. Игра продолжается, пока все не получат и не подарят свои подарки.
5. Упражнение «Волна расслабления»
Под музыку.
Вед: Примите удобную позу, глаза закройте. Представьте, что вдоль вашего тела идёт волна расслабления. Она очень напоминает морскую волну, накатывающую на вас, когда вы сидите на морском берегу. Только морская волна обтекает вас, а волна расслабления проходит прямо сквозь вас. Пропустите через себя несколько волн расслабления, и все мышцы вашего тела ослабну, станут вялыми и мягкими. Вдохните глубоко, сосчитайте мысленно до 4, выдохните. Ещё раз вдохните – выдохните. Почувствуйте, как ваше тело расслабилось и готово принимать новую энергию.

6. Анкетирование «Обратная связь»
Вед: Завершением нашего занятия является заполнение анкеты «Обратная связь» (всем раздаются бланки анкет)
7. Упражнение «Прощание»
Вед: Всем, всем до свидания! (Все участники семинара ставят кулачок, на кулачок – получается единый «живой столбик». Громко повторяют слова за ведущим, а затем убирают кулачки).
Завершение работы в группе.

Анкета "Обратная связь"
1. Ваша степень включенности в занятие с педагогом-психологом (обведите): 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
2. Что мешало вам быть включенным в занятие с педагогом-психологом? ___________________
3. Самые значимые (полезные) для вас эпизоды, упражнения, во время которых удалось что-то лучше понять в себе, в чем-то разобраться: ______________
4. Что вам не понравилось на занятии? Почему? ____________
5. Ваши мысли после занятия ___________
6. Ваши замечания и пожелания ведущему (по содержанию, по форме занятия и т.п.) ___________

Анкета "Обратная связь"
7. Ваша степень включенности в занятие с педагогом-психологом (обведите): 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
8. Что мешало вам быть включенным в занятие с педагогом-психологом? __________________
9. Самые значимые (полезные) для вас эпизоды, упражнения, во время которых удалось что-то лучше понять в себе, в чем-то разобраться: ____________
10. Что вам не понравилось на занятии? Почему? _________
11. Ваши мысли после занятия _________
12. Ваши замечания и пожелания ведущему (по содержанию, по форме занятия и т.п.) ______________



Отчетность за сотрудников