Медведев пожалел о своих словах про учителей. После высказывания дмитрия медведева об учителях в интернете начался сбор подписей за его отставку. «Очередное крылатое выражение премьера- министра Дмитрия Медведева и его совет для учителей страны «денег нет

© Коллаж Игоря Архипова

Российские учителя выразили негодование в связи со словами премьера Дмитрия Медведева о том, что преподавателям, которым не хватает зарплаты, следует уходить в бизнес.

Медведев на вопрос учителя из Дагестана о размерах зарплат педагогов в 10-15 тыс. рублей ответил: «Меня часто спрашивают по учителям и преподавателям. Это призвание, а если хочется деньги зарабатывать, есть масса прекрасных мест, где можно сделать это быстрее и лучше. Тот же самый бизнес». Премьер также выразил уверенность, что современный преподаватель способен не только получать зарплату по расписанию, но и «как-то иначе зарабатывать».

Учитель русского языка и литературы из Петербурга считает слова премьера неадекватными. «Судя по комментарию Медведева, правительству на образование и на будущее детей наплевать. Сказал, не подумав. Получается, что он отдельно, народ отдельно, страна отдельно. Заявил, что учитель — это призвание. И что — учителя теперь должны лапу сосать?» — сказала преподаватель «Росбалту».

Учитель химии из города Кяхта Наталья Исмагилова заявила порталу «Номер один» , что педагоги возмущены таким отношением правительства. «Не учитывая ставки лаборанта и прочих дополнительных обязанностей, я — учитель высшей категории — получаю за часы всего 16 тысяч рублей. Нам заниматься бизнесом некогда. Сколько на нас свалили отчетов, бумажек всяких. Приходишь домой в шесть часов и сразу садишься за компьютер. Надо и урок подготовить, и тетради проверить, и еще программу составить рабочую. Свободного времени нет вообще. Как нет никаких льгот. В советское время мы могли хотя бы подлечиться, отдохнуть в санаториях. Сейчас нет ничего. Зато все социальные нагрузки — это к нам: перепись детей, работа по выборам и прочее. И все это на добровольных началах», — указала Исмагилова.

«Да, учить детей — это наше призвание. Но пользоваться этим — малодушие. Это бесчестно и несправедливо. Сколько можно давить на патриотизм, призвание, любовь к детям и прочее? Жить-то учителю тоже как-то надо. И на что-то обеспечивать своих детей. Отдыхать, наконец. Вместо того, чтобы говорить такие вещи, государству нужно создавать нормальные условия для жизни учителей. От учителя только брать, ничего не давая ему взамен, — это наглость», — подчеркнула учительница.

Педагога на пенсии Ольгу Васильеву слова премьера обидели: «Это очень обидно слышать. Учителя — квалифицированные специалисты, которые сознательно пошли учиться на эту специальность. У многих большой стаж и опыт. Хороший учитель вкладывает в свою работу все: деньги, силы, нервы. Почти все отдает детям. И слышать такое заявление от премьер-министра страны, по меньшей мере, удивительно. Очень обидно, когда сейчас педагогов, грубо говоря, отправляют идти «торговать картошкой».

Бывший учитель Марина Климова последовала совету премьера, но горько сожалеет об этом: «Я пошла в школу работать по призванию. Любила свое дело и ребятишек. Но, к сожалению, то, что сейчас происходит в связи с этими реформами в школах — это кошмар. В прошлом году я была вынуждена уйти из профессии, чтобы иметь возможность нормально зарабатывать и обеспечивать своих детей. Сейчас я работаю в торговле, то есть, вынуждена заниматься нелюбимым делом. Медведев советует всем учителям поступать так, как я? Кто тогда будет работать в школах?»

«Я удивляюсь стойкости наших педагогов, тех, кто способен терпеть настоящие издевательства годами. Чудовищные реформы, античеловеческие условия работы, унизительные беганья за стимулирующими выплатами, писанина тонн отчетов и прочей всякой ерунды, которая отвлекает от того, чем педагог действительно должен заниматься — учить детей. И все это ради призвания. Но я считаю, что человеку, который напрямую причастен к тому бардаку, что сейчас происходит у нас в школах, стыдно говорить такие вещи! Вместо того, чтобы давать такие дурацкие советы, не пора ли заняться делом и навести, наконец, порядок в этой сфере и хотя бы попробовать вернуть нашей системе образования былую славу?» — подчеркнула Марина Климова.

Премьер-министр оказался в центре нового скандала из-за своих высказываний, на сей раз речь шла о зарплатах учителей. Есть ли поводы говорить об отставке главы кабмина?

Дмитрий Медведев. Фото: Митя Алешковский/сайт

Высказывание Дмитрия Медведева об учителях получило развитие После того, как , вызвал массу едких откликов в соцсетях, пошли уже официальные заявления и реакция, лишенная юмора. Пресс-секретарь президента страны Дмитрий Песков заявил Life.ru , что задачу повысить доход преподавателей до средней зарплаты по экономике региона никто не отменял. На сайте Change.org появилась петиция с требованием отправить Дмитрия Анатольевича в отставку, а деловые СМИ напомнили: ранее Financial Times сообщило, что после парламентских выборов в России изменится структура власти, и Дмитрий Медведев лишится своего поста.

СМИ и политологи уже много раз отправляли Дмитрия Медведева в отставку. Есть ли у подобных сообщений основания на этот раз? Своим мнением на этот счет с Business FM поделился эксперт Института гуманитарно-политических исследований Владимир Слатинов . С ним беседовала Мария Буянкина.

Владимир Слатинов: На самом деле, изменения во властных структурах после сентябрьских выборов произойдут, я думаю, что это уже неизбежно. Другой вопрос, насколько они глубоки и, действительно, центральная проблема — это правительство. То есть либо правительство будет реструктуризировано, в этом нет никаких сомнений, но будет ли отправлен в отставку Медведев, я думаю, здесь интрига сохраняется, и во многом она будет связана в том числе и с результатами думских выборов, ну и вообще с политикой правительства в течение ближайших двух-трех месяцев.

Реакций сейчас очень много. О чем, как вам кажется, говорит вот эта реакция на высказывания премьера со стороны пресс-секретаря президента, государственных СМИ: Песков, как всегда сухо, пресса — шутливо, но не жестко?

Владимир Слатинов: Нет, не жестко, а, кстати говоря, Кремль уже поправлял Дмитрия Анатольевича, но точнее, отдувался за него после знаменитой фразы , было примерно то же самое. Тогда Песков сказал, и даже, по-моему, Владимир Владимирович, что слова премьера были вырваны из контекста. Надо сказать, что здесь проблема ресурсная и стилистическая. Вот если говорить о стилистической проблеме, то Дмитрий Анатольевич пытается объяснить некоторые вещи, как он говорит, честную политику, реалистичную политику, не очень умелым языком. И поэтому получаются вот такие ляпы, которые, действительно, ведут к очень бурной реакции, а в ситуации предвыборной это, действительно, не очень сильно играет в пользу «Единой России». Я бы сказал, что Дмитрий Анатольевич во главе списка — одна из центральных проблем «Единой России». Думаю, все это хорошо понимают.

Что касается заявления премьера, по сути, он часто как раз говорит правду, ну, как и вы сказали уже. Но он подбирает слова и порой ставит в тупик. Как вам кажется, почему у него не получается?

Владимир Слатинов: Понимаете, здесь есть все-таки проблема конституциональная и проблема компетентности правительства. Да, понятно, что ресурсная база сокращается, понятно, что ресурсов для того, чтобы платить большие деньги бюджетникам, сейчас нет. Но, во-первых, есть сегодня опубликованный материал Счетной палаты, который говорит о том, что все-таки правительство не дорабатывает в этом отношении, существуют резервы. Так что если правительство исполняло бы свои обязанности более профессионально, ресурсная база была бы увеличена, и это, действительно, серьезная претензия к премьеру и к качеству администрирования со стороны правительства. И второй момент еще очень важен, посмотрите, вот Дмитрий Анатольевич говорит о том, что надо подрабатывать. Но ведь дело в том, что он хоть вспоминает 90-е годы, как он сам преподавателем работал в нескольких местах и более-менее себя достойно содержал. Но дело в том, что сейчас это невозможно, потому что политика правительства такова, что те же самые вузы сокращают, количество нагрузки на преподавателей, врачей и бюджетников увеличивают, и возможности для подработки сокращаются. Господа, ладно, если вы не можете достойно содержать бюджетников, дайте возможность им подрабатывать. Остановите пока, ну, в силу кризиса, реструктуризацию этого сектора, уменьшите количество бюрократии, потому что у нас врачи, учителя, преподаватели вузов завалены страшной бюрократией. Прекратите хаос со стандартами, например, образовательный, который уже третий ожидается за пять лет. То есть действительно дайте возможность людям подрабатывать и зарабатывать деньги, если вы пока не можете их достойно содержать. Но, к сожалению, и этого нет. И это уже вопрос, действительно, к профессионализму и компетенции правительства, в том числе и к Дмитрию Анатольевичу лично.

Я все-таки вернусь к нему: но он не пользуется такими сухими формулировками, например, как Песков. Может быть, он хочет быть доступнее, ближе, так сказать, к народу? Или у него какая-то альтернатива по стилю?

Владимир Слатинов: Вы знаете, я могу процитировать одного своего коллегу, которого не очень люблю, политолога, который сказал, что Дмитрий Анатольевич пытается общаться с народом простым языком, а получается язык Марии-Антуанетты, которая, помните, говорила: если нет хлеба, то ешьте пирожные. Проблема у Дмитрия Анатольевича вот в этом смысле стилистическая, и она тоже в конечном счете связана с тем, что у нас, к сожалению, власть оторвалась от реальности во многом, она перестала чувствовать нерв жизни миллионов людей. Поэтому мы слышим такие фразы «Денег нет, но вы держитесь. Хорошего настроения и всего вам доброго».

Тем временем Дмитрий Песков прокомментировал появление в интернете петиции об отставке главы правительства. Петицию в Кремле не видели и не считают необходимым как-то реагировать на это, заявил пресс-секретарь президента страны.

Реакция на слова Медведева о том, что учителям ради более высоких доходов стоило бы сменить профессию и уйти, например, в бизнес, не заставила себя ждать. В учительских пабликах во «ВКонтакте» царит возмущение. «Газета.Ru» публикует некоторые комментарии учителей о словах Медведева.

Ольга Ч. , преподаватель из Воронежа:

«Я сама являюсь учителем. Крайне возмущена словами премьер-министра, советующего учителям искать другой заработок. Учитель выполняет важнейшую функцию в обществе: не только обучает, но и воспитывает! Воспитывает личность, ответственную перед собой и перед Отечеством, готовую защитить свою Родину, ценящую подвиги и самоотверженность своих предков, готовую приносить пользу обществу. Огромное спасибо всем учителям, которые в столь непростых условиях, сложившихся в сфере образования, продолжают свою педагогическую деятельность!»

Анна К. , преподаватель физики в Мордовии:

«В принципе уйти в бизнес у нас в маленьком поселке просто невозможно. Весь бизнес заключается только в торговле на рынке, но даже совмещать свою работу учитель не сможет. У меня, например, до часа-двух уроки, затем до четырех вечера — факультативные занятия. После этого я прихожу домой, забираю из садика двух своих детей. Одновременно занимаясь ими, я проверяю тетрадки. А еще нужно успеть написать план-конспект на следующий день. Всего у меня 18 часов в неделю, есть еще классное руководство, а также я являюсь заведующей лабораторией. При этом оклад мой — 11 500 руб., а со стимулирующими на руки я получаю 16 тыс. руб. Я не понимаю, почему этот труд не может оплачиваться больше».

Ирина Д. , преподаватель из Москвы:

«Я давно недолюбливаю премьера, но сказанное сегодня вызвало просто негодование. Честно, не хочется из отпуска возвращаться, зная, что опять ждет... Удерживают дети, но с каждым днем все меньше. Как говорила Татьяна Санна из «Физрука»: «Во мне умер учитель».

Александр П. , преподаватель из Нижнего Новгорода:

«Мне кажется, что Медведев провоцирует учителей и преподавателей. Я хотел было написать подробный анализ текста выступления председателя правительства РФ со своими комментариями (как я это умею), а потом вдруг дошло: именно такой реакции от учителей в соцсетях власть, скорее всего, и ждет. А с какой целью — мне неясно. Поэтому проявлю максимальную сдержанность и корректность. Просто обозначу свою жесткую позицию по затронутому вопросу: в трудовых договорах и должностных инструкциях учителей (в том числе и в моих) нет термина «призвание». Там есть такие слова, как «труд», «обязанности», «права», «ответственность», «закон». И — о ужас! — «заработная плата».

Труд учителя с точки зрения морали, безусловно, подпадает под категорию «призвание», «дар», «миссия» наконец. Но вот с точки зрения закона и права — это труд, который должен быть оплачен, и оплачен достойно (Конституция РФ, статья 7-я, часть 1-я). Преподаватель (учитель) — это профессия, на овладение которой человек затратил время и силы. Получил квалификацию. И эта профессия может (и должна!) являться в первую очередь не лирическим призванием, а вполне конкретным и законным средством к существованию.

Или если записывать нас в святые, то хотя бы избавьте нас, учителей, от обязанности выплачивать подоходный налог в 13% (как РПЦ). Лично для меня вполне существенная прибавка к деньгам будет (хотя сами по себе эти деньги и небольшие даже при двух ставках)».

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Руководство многих российских школ жалуется на недостаток финансов

Российский премьер Дмитрий Медведев взбудоражил русскоязычный интернет, посоветовав учителям искать другую работу, если они недовольны своими зарплатами.

На встрече с главой правительства молодой преподаватель из Дагестана сравнил зарплату специалиста-педагога в своем регионе - 10-15 тысяч рублей (115-170 долларов) в месяц - с окладом сотрудников правоохранительных органов - 50 тысяч.

"Если хочется деньги зарабатывать, есть масса прекрасных мест, где это можно сделать быстрее и лучше. Тот же самый бизнес", - ответил премьер на фестивале "Территория смыслов", заметив, что правоохранители в Дагестане подвергаются высоким рискам.

Кроме того, Медведев предложил желающим больше зарабатывать лучше учиться.

Комментарии главы правительства вызвали широкий резонанс в первую очередь в учительской среде: как правило, отзывы преподавателей не слишком комплиментарны по отношению к премьеру.

Соцсети также откликнулись рядом мемов - например, с Уолтером Уайтом - школьным учителем культового сериала " ", который взялся изготавливать наркотики, чтобы заработать денег на лечение от рака.

"Кабмин должен возглавлять компетентный, образованный, радеющий за страну человек. Сейчас же мы видим обратную картину. Не должен рекламное лицо компании Apple, спящий на открытии Олимпиады, человек, советующий учителям "как-то, где-то подрабатывать, чтобы выжить", стоять во главе кабинета министров", - сказано в описании петиции Александра Ли.

Впрочем, днем в четверг пресс-служба Кремля сообщила, что им ничего неизвестно о петициях.

Из физкультурников - в миллиардеры

Медведев - не первый политик из стран бывшего СССР, советовавший учителям искать денег на стороне: в Азербайджане депутаты рекомендовали работникам образования подрабатывать чернорабочими, а премьер-министр Латвии Лаймдота Страуюма однажды посоветовала школьным преподавателям податься в лесники в свободное время.

В конце мая Дмитрий Медведев стал участником скандальной беседы с жителями Крыма. В ходе диалога местная жительница спросила, когда стоит ждать индексаций пенсий.

"Просто денег нет. Найдем деньги - сделаем индексацию. Вы держитесь здесь, вам всего доброго, хорошего настроения и здоровья", - ответил тогда Медведев.

Правообладатель иллюстрации AFP Image caption Представители властей регулярно приходят в школы

Разумеется, учителя иногда уходят из своей профессии и начинают заниматься в том числе бизнесом. В списке миллиардеров журнала Forbes значится сразу несколько предпринимателей, имеющих педагогическое образование.

Так, думский миллиардер из "Единой России" Андрей Скоч закончил психологический факультет Московского педуниверситета имени Шолохова. Правда, неизвестно, как долго он работал по специальности, перед тем как перешел в индустрию тяжелого металла.

Среди богатейших россиян также немало тех, кто заканчивал институт физической культуры: например, тренеры по дзюдо и личные друзья президента Владимира Путина Аркадий и Борис Ротенберги. Аркадий, ко всему прочему, является доктором педагогических наук.

Владелец компании "ФосАгро", бывший сенатор и миллиардер Андрей Гурьев также принадлежит к физкультурникам. Совладелец Новороссийского порта Александр Скоробогатько, в свою очередь, заканчивал пединститут в украинском Славянске по специальности преподаватель физкультуры. Впоследствии, впрочем, он подался в московскую Российскую экономическую академию имени Г. В. Плеханова, откуда выпустился как финансист.

"Сложно быть учителем"

Сложно сказать, насколько касаются основные школьные проблемы детских садов: руководитель движения "Российским детям - достойное дошкольное образование" Екатерина Афонченкова рассказала Русской службе Би-би-си, что не знает случаев среди знакомых воспитателей, которые бы работали сверхурочно.

Однако школьные учителя говорят, что институциональные и бюрократические проблемы отступают на второй план перед общим падением престижа школьного образования.

"Безусловно, часть учителей вынуждена работать не на одну ставку: перед человеком стоят не только профессиональные задачи, но и [задача] образовывать своих детей, оплачивать медицинские услуги, строить дом. Поэтому учителя вынуждены брать большую нагрузку. Значительно различается зарплата в Москве и регионах - даже в Подмосковье мы видим другой уровень зарплат. Постоянно в образовании происходят разные изменения, и в связи с определенной реорганизацией образовательных учреждений зарплата учителей в последнее время не растет, а сокращается. И, к сожалению, сказать, что это сословие процветает, нельзя", - констатировала кандидат философских наук, преподаватель лицея при Высшей школе экономики Ольга Брюханова в интервью Русской службе Би-би-си.

Правообладатель иллюстрации AFP Image caption Дмитрию Медведеву случалось лично присутствовать на церемонии "Учитель года"

Кроме того, из-за повышенной нагрузки не всем учителям приходится рассчитывать на достижение высокого результата своей работы.

"Учителю нужно свободное время, чтобы восстанавливать силы и избегать эмоционального выгорания. Современные образовательные стандарты требуют овладевания новыми технологиями, на которые нужно время. Поэтому учитель загружен не только и не столько формальными бюрократическими обязанностями и не только освоением электронного журнала, но и необходимостью находиться в русле тенденций отечественного образования. А это очень сложно. Поверьте, не самая страшная проблема - бумаги и отчеты, проблема - это ответственность за образовательный результат. Очень сложно быть современным учителем", - сетует Ольга Брюханова.

По ее мнению, сейчас у профессии учителя крайне низкий престиж в обществе.

"Об учителя вытирают ноги. Я вчера сидела в аэропорту и слышала, как независимо друг от друга люди сказали: "Ха! Учителям не надо много платить", - и просто пожали плечами. У меня есть ощущение, что это сверхзадача - уничтожить в корне образование в нашей стране, поскольку ходят слухи о сокращении вузов, и Ольга Голодец заявляет, что и вот - очередной пинок. Так что грустно очень", - резюмирует учитель Ольга Брюханова.

По данным Росстата, в первом полугодии этого года в России снова усилился разрыв между богатыми и бедными. Как говорят эксперты, идет размывание среднего класса, из которого выпадают врачи, учителя и научные работники, и изменить ситуацию смог бы лишь заметный экономический рост.

Примечание. В эту статью внесено исправление 5 августа 2016 г:. уточнены активы, которыми владеют богатые россияне с педагогическим образованием.



Отчетность