Как хорошо уметь читать о пользе чтения. Интересные высказывания о пользе чтения и как приучить ребенка читать. Читаем и воспитываем

КГУ «Бескарагайский колледж»

Библиотекарь Кузьмина С.В.

ПЛАН-КОНСПЕКТ

Библиотечного урока

«Учись быть читателем»

1, 2 курс


Цель: приобщение молодежи к чтению, научить как правильно найти и подобрать нужную книгу

ХОД мероприятия:
I. Эпиграф

«Не нужно брать билет на самолет, чтобы увидеть

дальние страны. Достаточно взять в руки интересную книгу и попасть в удивительный, далекий, неизведанный мир…»

    Презентация «Заповеди читателя или учись правильно читать»

2) Видеоролик «Разрешите представить - книга!»

II. Информация
Пословицы и поговорки, афоризмы о пользе чтения

III. Видеоролик «О пользе чтения»

IV . Заполнение анкет «Любите ли вы читать?»

V . Выводы по библиотечному уроку:

Студенты с интересом просмотрели видеоматериалы, в конце урока были взяты две книги. Те учащиеся, которые присутствовали на библиотечном уроке в дальнейшем стали частыми посетителями. Подростков следует привлекать к чтению, в ненавязчивой, спокойной форме, объяснять о многообразии литературы, о том, что начитанный человек, это модно, современно, престижно в современном мире.

Рекомендации студентам : чтение полезной литературы, как учебной, так и для общего развития. Представление рекомендательных списков литературы по подборке различных информационных агентств.

Библиотечный урок: «Учись быть читателем»

Удовольствие и пользу ты получишь от тех книг, которые выбрал с толком.

Первая книга

Пора в постель, но спать нам неохота.

Мы в первый раз открыли Дон-Кихота,

Блуждаем по долинам и горам…

Крылом дырявым мельница махнет,

И будет сбит в неравном поединке

В нее копье вонзивший Дон-Кихот.

И с этого торжественного мига

Навек мы покидаем отчий дом.

Ведут беседу двое: я и книга.

И целый мир неведомый кругом.

С. Маршак

Как же научиться правильно выбирать книгу?

Первый шаг к книге надо сделать в уме – мысленно определить ЦЕЛЬ ЕЕ ЧТЕНИЯ. Задай себе вопрос: «Зачем я буду читать?».

Ты сформулировал ответ? Да. Значит, ты готов ко второму шагу. Теперь определи, КАКИМ ОБРАЗОМ ОТЫСКАТЬ КНИГУ.

Тот, кто думает, что достаточно подойти к стеллажам ( см. словарик ) и нужная книга сама окажется в руках, ошибается. Сделать верный шаг к нужной книге – это значит ТОЧНО ОПРЕДЕЛИТЬ ИСТОЧНИК ЕЕ ПОИСКА ИЛИ ВЫБОРА.

Библиотека предоставляет тебе множество источников:

если тебе нужна определенная книга о наличии книг информирует алфавитный каталог

    если тебе нужно подобрать литературу по какой-либо теме твоими помощниками станут систематический каталог, систематическая картотека статей, справочники, словари, энциклопедии, рекомендательные списки, библиографические указатели, книжные выставки

    если тебя интересуют книжные новинки, ты найдешь их на выставке новых поступлений

    если ты не можешь решить, что выбрать обратись к открытому фонду, книжным выставкам, рекомендательным спискам

Если ты не знаешь, как лучше поступить, посоветуйся с библиотекарем!

Выбрать интересные и полезные книги для чтения тебе помогут рекомендательные списки литературы для самостоятельного и внеклассного чтения «Круг полезного чтения».

Выставка (книжная) – основная форма наглядной популяризации специально отобранных и систематизированных книг, других документов, предлагаемых читателям для обозрения и ознакомления.

    Рассмотри литературу, представленную на книжной выставке, а ту, которая понравилась, возьми для чтения.

Выставка новых поступлений – выставка литературы, которая недавно поступила в библиотеку.

    Обрати внимание на выставку книжных новинок: ты обязательно найдешь что-то интересное.

Открытый фонд – библиотечный фонд, к которому читатель имеет свободный доступ.

    Подойди к стеллажам, расположенным на абонементе, и «поройся в книгах»: ты обязательно найдешь что-то интересное для чтения.

Стеллаж – ряд полок в несколько ярусов, необходимых для хранения книг и других документов.

Как же научиться правильно читать книги? Вот полезные советы.

Заповеди читателя, или как читать книги

    Помни, что чтение – важная, серьезная работа, не жалей на чтение ни времени, ни сил.

    Читай внимательно, вдумчиво, не спеша – лучше поймешь книгу.

    Не читай все книги на один лад: справочники и энциклопедии – пища для ума, а рассказы, стихи и сказки – пища для души.

    Посмотри сначала на титульную сторону обложки: ты узнаешь имя автора, название книги, где и когда она издана.

    Пользуйся оглавлением.

    Обращай внимание на иллюстрации: они помогают полнее раскрыть содержание книги.

    Не пропускай в книге описания природы, интерьера: они помогут лучше понять характер героя, ход событий.

    Значения неизвестных тебе слов ищи в словарях, энциклопедиях.

    Хочешь больше узнать – читай с карандашом, делай для себя выписки.

    Не пропускай страниц, дочитывай произведение до конца.

    Не читай сразу много книжек, читай только одну.

    Читай понемногу и думай, что хорошего есть в этой книге.

Книгу читай, разума набирай.

Пословицы и поговорки о книге и чтении

Ум без книги, как птица без крыльев.

Дом без книги – день без солнца.

День без книги, как обед без хлеба.

Учение – солнце, а книга – оконце.

Книгу читай, разума набирай.

Кому книга – развлечение, а кому – обучение.

С книгою подружишься, ума наберешься.

Книга добру научит, от дурного отвернет.

Книгу почитал – на крыльях полетал.

С книгой жить – век не тужить.

Недочитанная книга – не до конца пройденный путь.

Кто много читает, тот много знает.

Известный украинский просветитель Иван Огиенко (митрополит Илларион) разработал для школьников 12 правил чтения.

Чтение учит нас уму-разуму, заменяя нам жизненный опыт, кроме того дает огромное эстетическое наслаждение. Поэтому, читая книги, никогда не спешите: пускай учение будет серьезнее, а наслаждение глубже;

Преждевременно не пытайтесь узнать о развязке книги: от этого внимание ослабевает, интерес к книге снижается, ибо обед не начинается с десерта;

Книгу создает писатель. Это его труд, поэтому всегда запоминайте имя автора.

Запомни определенный алгоритм чтения:

    обдумать;

    выписать;

    осмыслить;

    усвоить;

    оценить.

Гигиена чтения

Способов чтения существует много – от беглого просмотра до глубокого изучения с конспектированием. Какой же лучше использовать? Все зависит от той задачи, которую ты себе ставишь:

    ознакомление с конкретным изданием;

    ознакомление с конкретным автором (с помощью предисловия, послесловия, комментариев);

    начальное знакомство с темой, проблемой;

    поиски ответа на конкретный вопрос.

Для решения разных задач необходимо выбрать наиболее подходящий способ чтения:

углубленное

Этот способ предполагает внимательное прочтение материала: нужно обратить внимание на детали, вникнуть в суть излагаемого, понять точку зрения автора, уяснить связи описываемых событий. Дается анализ и оценка, что способствует более глубокому пониманию и запоминанию.

    быстрое

Это чтение с выделением основной мысли текста, без акцента на детали, без артикуляции (движения губ при чтении про себя).

    параллельное

При этом способе изучается несколько материалов по одной теме или проблеме для того, чтобы проанализировать разные взгляды, выбрать наиболее предпочтительную позицию. Этот способ чтения лучше всего использовать при подготовке докладов, рефератов.

    выборочное

Предполагает избирательное знакомство с отдельными разделами книги после ее предварительного просмотра, внимание фиксируется на тех моментах, которые необходимы.

    чтение-просмотр

Используется для предварительного ознакомления с книгой или статьей: пересматриваются предисловие, заключение, по содержанию определяются наиболее важные вопросы и др. Этот способ позволяет за короткий промежуток времени решить, стоит эту книгу (статью) более детально изучать или лучше сразу выбрать нужный материал.

    чтение-сканирование

Это быстрый просмотр печатного материала с целью поиска имен, дат, фактов и др. Развитая зрительная память дает возможность при взгляде на страницу мгновенно отыскать нужную информацию: фамилию, цитату, название и т. п.

Темп чтения

Наиболее распространенный темп чтения – 100-200 слов в минуту.

Ученые подсчитали, что современный человек должен уметь читать от 100 до 1000 слов в минуту. Или от 20 до 400 (по технике скорочтения) страниц в час.

Чтению тоже надо учиться, тогда оно – и радость, и польза.

Афоризмы о чтении

Чтение - вот лучшее учение! Александр Сергеевич Пушкин

Учебник можно определить как книгу, непригодную для чтения. Джордж Бернард Шоу

Чистота речи совершенствуется посредством чтения ораторов и поэтов. Марк Туллий Цицерон

Я ставлю ни во что чтение без всякого удовольствия. Марк Туллий Цицерон

Нет развлечений дешевле чтения книг и нет удовольствия более длительного. Мари Монтегю

Чтение - это беседа с мудрецами, действие же - это встреча с глупцами. Фрэнсис Бэкон

То, что не стоит прочтения более одного раза, совершенно не заслуживает прочтения. Карл Мария Вебер

Я слышал, что жизнь - неплохая штука, но я предпочитаю чтение. Логан Пирсолл Смит

Узкий круг чтения и общения - вот чем, мне кажется, гордятся больше всего! Эдмунд Бёрк

Как много людей, которые по прочтении иной хорошей книги открывали новую эру своей жизни! Генри Дейвид Торо

В великом произведении всегда содержится простейшая истина в расчете на простейшее прочтение. Гилберт Честертон

Всякого рода грубость тает, словно на огне, под влиянием ежедневного чтения хороших книг. Виктор-Мари Гюго

Никакое чтение не требует столь строгой нормы, как чтение отрывочных, разбросанных мыслей. Иоганн Готфрид Гердер

Злоупотребление чтением убивает науку. Чрезмерное пристрастие к чтению создает лишь самонадеянных невежд. Жан-Жак Руссо

Чтение сделало Дон Кихота рыцарем, а вера в прочитанное сделала его сумасшедшим. Джордж Бернард Шоу

Я никуда не выезжаю без дневника. В поезде всегда надо иметь для чтения что-нибудь захватывающее. Оскар Уайльд

Повторное чтение уже прочитанных книг - самый надежный пробный камень образованности. Кристиан Фридрих Хеббель

Фотоколлекция мероприятия

«Учись быть читателем»

Показ презентации «Заповеди читателя или учись правильно читать»

Просмотр видеоролика о пользе чтения «Знакомы ли вы с книгой?»

Заполнение анкет «Любите ли Вы читать?»

Наталия Виноградова
Значение чтения в жизни ребенка.

ЗНАЧЕНИЕ ЧТЕНИЯ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА .

Чтение – основное средство обучения, инструмент познания окружающего мира. Несмотря на появление новых средств массовой информации значение чтения в жизни людей по-прежнему огромно. Настоящая литература учит любить людей, возвышает душу, учит добру. Каждый черпает из книг мудрость и силу в той мере, в какой он овладевает умением читать, т. к. чтение книг прямо пропорционально результатам читательской обученности, желанию и умению взять из книги все, что она умеет дать. Читающие дети не просто знают больше своих сверстников, но и становятся более успешными в школе и быстрее запоминают, а также усваивают новую информацию

Научно доказано, что малыш еще до своего рождения на свет способен улавливать и воспринимать звуки извне. Он может различать голоса родителей и реагировать на них. Поэтому начинать читать ребенку можно на 7-8 месяце беременности. Если мама будет читать малышу сказку или стишок регулярно, то после рождения, услышав знакомые слова из книги, ребенок обязательно проявит интерес и отреагирует на них. Позже, когда вашему ребенку исполнится год , он начинает проявлять усиленное внимание к картинкам в книжке, учиться воспринимать цвет и форму предметов. Покупайте малышу книжки с большими и яркими картинками. Бумага, из которой сделана книга, должна быть плотной, чтобы ребенок мог легко переворачивать страницы. Если ребенок пытается разорвать книгу, не ругайте его. Во-первых, объясните ему, для чего она предназначена , а во вторых, дайте ему для этих целей цветную бумагу или просто газетный лист.

ОТ ПОЛУТОРА ДО ТРЕХ ЛЕТ. Ребенку от года до полутора лет желательно читать книги с простым содержанием и несложные, легко запоминающиеся стишки про животных и знакомые предметы. При этом нужно сопровождать чтение рассматриванием картинок, просить малыша повторить некоторые звуки или показать знакомую картинку.

ОТ ТРЕХ ЛЕТ И СТАРШЕ. По мере взросления, у малыша появляются любимые книги, которые он с удовольствием слушает. Уже можно подбирать книги с более сложным сюжетом, который в этом возрасте понятен ребенку . Чтение должно вызывать у детей удовольствие. Нельзя заставлять их слушать книгу против воли. Такие действия со стороны родителей могут вызвать стойкое отвращение и надолго отбить у ребенка интерес к чтению .

КАК ЖЕ ПРИВИТЬ ДЕТЯМ ИНТЕРЕС К ЧТЕНИЮ И ЛЮБОВЬ К КНИГАМ ?

Прививайте ребенку интерес к чтению с раннего детства .

Покупая книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию.

Систематически читайте ребенку . Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.

Обсуждайте прочитанную детскую книгу среди членов своей семьи.

Если вы читаете ребенку книгу , старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде.

Вспоминая с ребенком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил прочитанный текст.

Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.

Покупайте по возможности книги полюбившихся ребенку авторов , собирайте его личную библиотеку.

Воспитывайте бережное отношение к книге.

Дарите своему ребенку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.

Терпеливо помогайте ребенку , если у него недостаточная скорость чтения .

Обучая детей чтению , опирайтесь на их интересы. Ребенок , которого учили читать принудительно, неохотно пользуется этим своим умением. Больше играйте с детьми. Путь дошкольника к грамоте лежит через игры в звуки и буквы.

Рассказывайте детям сказки.

Устраивайте семейные чтения .

Не всегда спешите сразу отвечать на детские вопросы – посоветуйте поискать ответы в книгах самостоятельно.

Собирайте дома словари. Вырабатывайте у ребенка привычку обращаться к словарям и работать с ними.

Вместе с ребенком создавайте такую библиотеку, чтобы в ней были разные книги, а не только фантастика и приключения.

Обязательно запишите ребенка в библиотеку . Время от времени ходите туда вместе с ним.

ОДНАКО не стоит думать, что если у ребенка в руках постоянно есть книга то проблема чтения решена . Напротив, здесь встает проблема иного рода и не менее сложная - содержание нынешней детской литературы. На полки книжных магазинов хлынула сомнительная литература для детей, с большим количеством насилия, культом денег, отчуждением от взрослых. Результатом является то, что у детей вырабатывается неправильное отношение к добру и злу как к равным, просто антагонистичным силам. Нравственное развитие ребенка при чтении подобной литературы затормаживается, в худшем деградирует.

Стихотворения и сказки Корнея Чуковского («Мойдодыр» , «Телефон» , «Айболит» , «Федорино горе» ) многочисленные книжки Владимира Сутеева («Палочка-выручалочка» , «Под грибом» , «Яблоко» и другие, стихи Самуила Маршака («Где обедал, воробей?» , «Усатый-полосатый» , «Вот какой рассеянный» и другие, а также его переводы детских английских стишков (например, «Шалтай-Болтай» , «В гостях у королевы» , «Перчатки» , «Кораблик» ). Сюда же относятся народные сказки о животных («Лисичка со скалочкой» , «Кот и лиса» , «Хвосты» , «Заюшкина избушка» и другие, басни Сергея Михалкова («Друзья в походе» , «Услужливый заяц» , «Кто кого?» ) и многие другие истории.

Как бы жили мы без книг

Мы дружны с печатным словом,
Если б не было его,
Ни о старом, ни о новом
Мы не знали 6 ничего!

Ты представь себе на миг,
Как бы жили мы без книг?
Что бы делал ученик,
Если не было бы книг,
Если б всё исчезло разом,
Что писалось для детей:
От волшебных добрых сказок
До весёлых повестей?..

Ты хотел развеять скуку,
На вопрос найти ответ.
Протянул за книжкой руку,
А её на полке нет!

Нет твоей любимой книжки -
«Чипполино», например,
И сбежали, как мальчишки,
Робинзон и Гулливер.

Нет, нельзя себе представить,
Чтоб такой момент возник
И тебя могли оставить
Все герои детских книг.

От бесстрашного Гавроша
До Тимура и до Кроша -
Сколько их, друзей ребят,
Тех, что нам добра хотят!

Книге смелой, книге честной,
Пусть немного в ней страниц,
В целом мире, как известно,
Нет и не было границ.

Ей открыты все дороги,
И на всех материках
Говорит она на многих
Самых разных языках.

И она в любые страны
Через все века пройдёт,
Как великие романы
«Тихий Дон» и «Дон Кихот»!

Слава нашей книге детской!
Переплывшей все моря!
И особенно российской -
Начиная с Букваря!
(С. Михалков)

Праздник книжки

Тает снег, клокочут воды,
Звонко птицы гомонят.
По-весеннему сегодня
Расцвели глаза ребят.
Очень любят праздник книжки
И девчонки, и мальчишки.

Книга – верный,
Книга – первый,
Книга – лучший друг ребят.
Нам никак нельзя без книжки,
Нам никак нельзя без книжки! –
Все ребята говорят.
(З. Бычков)

Читайте, дети!

Читайте, мальчишки!
Девчонки, читайте!
Любимые книжки
Ищите на сайте!
В метро, в электричке
И автомобиле,
В гостях или дома,
На даче, на вилле –
Читайте, девчонки!
Читайте, мальчишки!
Плохому не учат
Любимые книжки!
Не всё в этом мире
Легко нам даётся,
И всё же упорный
И мудрый – добьётся
Того, к чему доброе
Сердце стремится:
Он клетку откроет,
Где птица томится!
И каждый из нас
Облегчённо вздохнёт,
Поверив, что мудрое
Время – придёт!
И мудрое, новое
Время – придёт!
(Н. Пикулева)

Мы дружны с печатным словом

В каждом доме, в каждой хате -
В городах и на селе -
Начинающий читатель
Держит книгу на столе.

Мы дружны с печатным словом.
Если б не было его,
Ни о старом, ни о новом
Мы не знали б ничего!

В день рождения подарок
Хочешь другу подарить -
Принеси ему Гайдара,
Будет век благодарить!

Книги дружат с детворою,
Книгу ценит пионер,
И любимые герои
Для него всегда пример!

Книг заветные страницы
Помогают людям жить,
И работать, и учиться,
И Отчизной дорожить.
(С. Михалков)

Обращение писателя к читателям

Я к вам обращаюсь, товарищи, дети:
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!
(С. Михалков)

Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
"Прочти, пожалуйста, прочти!"
Не надо умолять сестрицу:
"Ну, прочитай еще страницу".
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять
И почитать!
(В. Берестов)

Замечательные книжки

Свежий ветер напевает,
Дальних странствий голоса,
Он страницы раздувает,
Словно чудо-паруса!

Посреди любой страницы,
Оживают чудеса,
Не слипаются ресницы,
Разбегаются глаза!

Но читая дни и ночи
И плывя по морю строчек,
Курса верного держись!
И тогда откроют книжки –
Замечательные книжки –
Замечательную жизнь!
(Л. Крутько)

Путешественник

Дальние дали, чудесные страны
Манят меня сквозь «седые туманы».
На кораблях, на слонах и верблюдах
Снова я еду на поиски чуда.

Я постоянно в далёких походах:
На самолётах и теплоходах,
Яхтах, каноэ, автомобилях
«Жму километры» и «меряю мили».

Нет, не обманщик я и не врунишка,
Просто мальчишка, читающий книжки,
А путешествовать в дальние дали
Начал лет в семь, по страницам журнальным.
(А. Лугарёв)

Первая книжка

Книгу первую мою
Берегу я и люблю.
Хоть пока и по слогам,
Я ее читаю сам –
И с конца, и с серединки,
В ней красивые картинки,
Есть стихи, рассказы, песни.
С книгой жить мне интересней!

Книгоград

В моём шкафу теснится к тому том,
И каждый том на полке словно дом…
Обложку-дверь откроешь второпях –
И ты вошёл, и ты уже в гостях.
Как переулок – каждый книжный ряд.
И весь мой шкаф – чудесный Книгоград…
(Д. Кугультинов)

Писатель

С книжками мы все дружны:
И ты, и я – читатели.
И, конечно, знаем мы,
Что пишут их писатели.
Писателем не просто стать,
Как и музыкантом –
Непременно обладать
Надо тут талантом.
Как в профессии любой,
Здесь свои секреты:
В книге действует герой
Строго по сюжету.
Сочиняет свой сюжет
Автор, сидя в кресле.
Выдумке предела нет –
Лишь бы интересней.
Он Незнайку на Луну,
Словно маг, отправит,
И волшебную страну
Полюбить заставит.
Из нее приходят к нам:
Винни-Пух, Мальвина,
Айболит, Гиппопотам,
Храбрый Чипполино.
Здесь, за письменным столом,
Место их рожденья,
Оживают под пером
Все их приключенья.
Вот дописана строка,
И готова книжка…
Прочтут ее наверняка
Девчонки и мальчишки!

Я – это мир!

Я – это мир, а мир стал мной,
Едва открыл страницу!
Могу в героя книги я
Мгновенно превратиться!
Стихом и прозой говоря,
Рисунком и словами,
Страницы книг ведут меня
Волшебными путями.

Я в мире слов перешагну
Любых времён границы,
Могу теперь весь шар земной
Я облететь, как птица!
Страницы, главы и слова
Летят перед глазами.
Мы с книгой стали навсегда
Хорошими друзьями!
(Пер. с английского А. Матюхина)

Книга

Книга – учитель, книга - наставник.
Книга – близкий товарищ и друг.
Ум, как ручей, высыхает и старится,
Если выпустишь книгу из рук.
Книга – советчик, книга – разведчик,
Книга – активный борец и боец.
Книга - нетленная память и вечность,
Спутник планеты земли, наконец.
Книга не просто красивая мебель,
Не приложенье дубовых шкафов,
Книга – волшебник, умеющий небыль
В быль превращать и в основу основ.
(В. Боков)

О чтении

Читать ужасно интересно:
Вы можете сидеть, лежать
И - не сходя при этом с места -
Глазами книгу ПРОБЕЖАТЬ!
Да-да! Читать - ХОДИТЬ ГЛАЗАМИ
За ручку с мамой, после - сами.
Ходить - ведь это же пустяк,
Не бойтесь сделать первый шаг!
Споткнулись раз, другой…
И вдруг вы
Прочли подряд четыре буквы,
И вы пошли, пошли, пошли -
И слово первое прочли!
От слова к слову - как по кочкам -
Помчитесь весело по строчкам…
И так научитесь читать -
Как бегать,
Прыгать…
Как летать!
Я знаю, скоро по странице
Порхать вы будете, как птицы!
Ведь необъятен и велик,
Как небо -
Мир волшебный книг!
(А. Усачев)

Стихи детей о книгах
(журнал "Костёр")

Я с детства с книгами дружу,
По строчкам пальчиком вожу,
И целый мир за это
Мне выдает секреты.
(Коля Поляков)

Не зря назвали книгу
Духовной пищей нашей,
Судьба покажет фигу
Тому, кто ест лишь кашу.
(Ира Лазарева)

Книга - лучший друг ты мой,
Мне так радостно с тобой!
Я люблю тебя читать,
Думать, мыслить и мечтать!
(Настя Струкова)

Как хорошо уметь читать!
Взять книгу в руки и узнать,
Что в мире было до меня
И для чего родился я.
К каким галактикам слетать,
Что посмотреть, кем быть, кем стать
Мне книга может рассказать,
Ведь только ей дано все знать.
(Коля Поляков)

Пожелание поэта

Обычно от вас это держат в секрете.
А я не скрываю, товарищи дети.
Хочу, чтобы вы, дорогие читатели,
Даром за чтением время не тратили.
Хочу, признаюсь откровенно и честно,
Чтоб книжку вам было читать интересно…
(Б. Заходер)

Аркадий Гайдар

Любимых детских книг творец
И верный друг ребят,
Он жил, как должен жить боец,
И умер, как солдат.

Ты повесть школьную открой -
Гайдар ее писал:
Правдив той повести герой
И смел, хоть ростом мал.

Прочти гайдаровский рассказ
И оглянись вокруг:
Живут сегодня среди нас
Тимур, и Гек, и Чук.

Их по поступкам узнают.
И это не беда,
Что по-гайдаровски зовут
Героев не всегда.

Страницы честных, чистых книг
Стране оставил в дар
Боец, Писатель, Большевик
И Гражданин - Гайдар...
(С. Михалков)

Русская речь

Как в жаркий день
В прохладной тихой речке,
Люблю купаться
В милой русской речи.
И так легко, свободно
В ней плывётся,
Что рассказать о многом удаётся
Простыми, немудрёными словами,
Что от рожденья
Всюду рядом с нами.
(А. Шевченко)

Храм книг

Библиотека и была, и будет
Священный храм живых печатных слов,
В ее жрецах ходил и юный Бунин,
И целых тридцать лет – мудрец Крылов.
(Б. Черкасов)

Дом книг

О, сколько в этом доме книг!
Внимательно всмотрись –
Здесь тысячи друзей твоих
На полках улеглись.
Они поговорят с тобой
И ты, мой юный друг,
Весь путь истории земной
Как бы увидишь вдруг…
(С. Михалков)

Дорога в библиотеку

Очень важно для человека
Знать дорогу в библиотеку.
Протяните к знаниям руку.
Выбирайте книгу как друга.
(Т. Бокова)

Будем с книгой дружить!

В библиотеке для ребят
На полках книги в ряд стоят
Бери, читай и много знай,
Но книгу ты не обижай.
Она откроет мир большой,
А если сделаешь больной
Ты книжку – навсегда
Страницы замолчат тогда.
(Т. Блажнова)

Книжная страна

А прочитав всю книжку,
Подумать головой –
Какой герой хороший,
Какой из них плохой.

Она всегда подскажет,
Где как себя вести,
Поможет и расскажет
Как друга нам найти.
И что-то в этой жизни
Начнём мы понимать,
Любить родную землю
И слабых защищать.
(Настя Валуева)

Библиотекарь

Попав однажды в плен чудесный,
Не вырвешься уже вовек!
Мир бесконечно интересный,
Волшебный мир библиотек!

Библиотекарь - это слово
Магическое, как кристалл!
Всегда помочь тебе готовый,
Твоим он другом лучшим стал!

Он в книжном море - навигатор!
Как путеводная звезда,
Хранитель, спутник и новатор,
Сияй, сияй, сияй всегда!

Книжкина колыбельная

За окошком ночь настала,
Где-то вспыхнули зарницы,
Книжка за день так устала,
Что слипаются страницы.

Засыпают понемножку
Предложенья и слова,
И на твердую обложку
Опускается глава.

Восклицательные знаки
Что-то шепчут в тишине,
И кавычки по привычке
Раскрываются во сне.

А в углу, в конце страницы,
Перенос повесил нос -
Он разлуку с третьим слогом
Очень плохо перенес.

Недосказаны рассказы,
Недоеден пир горой.
Не дойдя до этой фразы,
На ходу заснул герой.

Перестало даже пламя
Полыхать в полночном мраке,
Где дракон с одной драконшей
Состоит в законной драке.

Никого теперь не встретишь
На страницах спящей книги,
Только медленно плетутся
Полусонные интриги.

Дремлет юная невеста
По дороге под венец,
И заснули середина,
И начало
и
КОНЕЦ
(Р. Муха и В. Левин)

Калеки в библиотеке

Открыт в библиотеке
Больничный книжный зал.
Какие тут калеки!..
Ах, кто бы только знал!
Лежат они, бедняги,
На полках вдоль стены,
И в шелесте бумаги
Их жалобы слышны:

Вчера мои страницы
Листал один студент;
Мне вырезал таблицы
Какой-то инструмент!
Была я четверть века
Читателям верна,
А без таблиц - калека.
Кому теперь нужна?!

Я жертва аспиранта! -
Печальный слышен стон. -
В науку без таланта
Решил прорваться он:
Сначала он по строчкам
Меня переписал,
Потом, поставив точку,
Вдруг взял и искромсал!
Немало диссертаций,
Что у меня в долгу...
Но жить без иллюстраций
Я просто не смогу...

А мне как быть, соседка? -
Вздохнул тяжелый Том, -
Я выдавался редко,
Да и не всем притом!
Недавно в зал читальный
Пришел один доцент.
Он предъявил нахально
Чужой абонемент!
Я выдан был нахалу -
Он взял меня, как зверь...
А что со мною стало,
Вы видите теперь...

Раскрылся Том старинный
(Он, к счастью, был спасен!),
И страшною картиной
Был каждый потрясен:
Под стать татуировке
С полей его страниц
Глядели зарисовки:
И женские головки,
И клювы разных птиц...

Стоят в библиотеке
На полках вдоль стены
Те книги, что навеки
Людьми оскорблены.
Не теми, что над книгой
Задумчиво сидят,
А теми, что на книгу
Как хищники глядят.
Ни должностью, ни званьем -
Ни тем и ни другим
Ни на одном собранье
Не оправдаться им!
(С. Михалков)

Разговор человека с мышкой,
которая ест его книги

Мой милый книжник, ты совсем
Опять изгрыз два тома. Ловок!
Не стыдно ль пользоваться тем,
Что не люблю я мышеловок!

Хоть бы с меня пример ты брал!
Я день-деньской читаю книжки,
Но разве ты хоть раз видал,
Что я грызу их, как коврижки?

Из книг мы знаем, как живут
Индейцы, негры, эскимосы;
В журналах люди задают
Друг другу умные вопросы:

Где путь в Америку лежит?
Как ближе: морем или сушей?
Ну, словом, - вот тебе бисквит,
А книг, пожалуйста, не кушай.
(В.Ф. Ходасевич)

Две книжки

Однажды встретились две книжки.
Разговорились меж собой.
«Ну, как твои делишки?» - одна спросила у другой.

«Ох, милая, мне стыдно перед классом:
Хозяин мой обложки вырвал с мясом,
Да что обложки… Оборвал листы.
Из них он делает кораблики, плоты и голубей.

Боюсь, листы пойдут на змей, тогда лететь мне в облака.
А у тебя целы бока?»
«Твои мне не знакомы муки. Не помню я такого дня,
Чтобы, не вымыв чисто руки, сел ученик читать меня.

А посмотри-ка на мои листочки: на них
Чернильной не увидишь точки.
Про кляксы я молчу – о них и говорить-то неприлично.
Зато и я его учу не как-нибудь, а на отлично».

В басне этой нет загадки, расскажут напрямик
И книжки и тетрадки, какой ты ученик.
(С. Ильин)

Без газеты нельзя

«Ты растерялся бы, мой друг,
Когда б на много лет
Впервые мир остался вдруг
Однажды без газет.

Ты в них привык добра и зла
Распознавать следы:
Как в мире обстоят дела
И нет ли где беды.

Как в закрома зерно течет,
Как плавится металл,
И про хоккей, и про кино –
Ты обо всем читал.

Чем заняты твои друзья,
Что сочинил поэт…
Выходит так, что жить нельзя
На свете без газет!
(В. Озеров)

Кто и как делает журнал

Мы хотим, чтоб каждый знал,
Как мы делаем журнал.

В нём пустых страничек нет,
Сочинил стихи поэт.

А писатели для нас
Пишут сказку и рассказ.

Но одних рассказов мало.
Без картинок нет журнала!
Муравьишек и слонов,
Зимний лес и летний дождик
Нам нарисовать готов
Замечательный художник.

И корректор делом занят.
Время зря терять не станет:
Запятые он расставит
И ошибки все исправит.

Чтоб собрать материал
И придумать весь журнал,
Всё спланировать, учесть,
Даже самый малый фактор,
Человек особый есть,
Называется редактор.

Наш верстальщик очень ловок:
Текст, рисунок, заголовок –
Всё должно на место встать.
Должен он журнал верстать.

Всё готово. Наш журнал
В типографию попал.
И последний этот шаг
Будет тоже очень важным,
Без него нельзя никак!
Стал теперь журнал бумажным!
(Л. Уланова)

О пользе чтения

Все мамы хотят, чтобы их ребенок был самым лучшим. С малых лет начинается активная семейная политика по созданию и продвижению бренда «Самый умный малыш». Детей записывают во всевозможные кружки, секции, дошкольные курсы английского. Молодые мамы находятся под постоянным давлением общества себе подобных: «А вот мой Вася уже знает английский алфавит», «А Катенька уже в три года прекрасно танцует», Раннее развитие в моде… Учреждения дополнительного образования и частные студии с удовольствием удовлетворяют возникший спрос: создают новые и новые кружки, факультативы, школы. В преддверии нового учебного года в учреждениях дополнительного образования, в учреждениях культуры аншлаг - родители устраивают детей в кружки, секции: ребенок должен развиваться физически, красиво двигаться, рисовать, музицировать… и так далее. И это, действительно, необходимо для развития детей. Но не только и не столько это.

Чтение книг должно стать главным увлечением и средством развития вашего малыша. Так что в первую очередь молодым мамам и папам надо проторить свой путь в детскую библиотеку. Ведь читающий ребенок быстрее и всестороннее развивается, впоследствии успешно строит карьеру и семейные отношения.

Чтение книг увеличивает словарный запас

Когда ребенок читает, то сталкивается со словами, которые обычно не используются в повседневной речи. Чтение помогает не только в увеличении словарного запаса, но и повышает общую грамотность.

Чтение помогает общаться с людьми

За счет чтения повышается не только грамотность, но и речевые навыки ребенка — способность четко, ясно и красиво формулировать свои мысли.

Чтение добавляет уверенности

Чтение книг делает подростка более уверенными. Когда в разговоре он демонстрирует высокую эрудицию и глубокое знание того или иного предмета, то невольно ведет себя более уверенно и собранно.

Чтение развивает память и мышление

Одно из важных преимуществ чтения книг — это тот положительный эффект, который оно оказывает на мышление ребенка. При чтении он рассуждает, сопоставляет, чтобы понять ту или иную идею произведения, представляет много деталей: персонажей, их одежду, окружающие предметы. Также ему необходимо запоминать множество вещей, которые нужны для понимания произведения. Это тренирует память и логику.

Чтение делает ребенка более творческим

Креативные люди могут генерировать сразу несколько отличных идей. Откуда их можно взять? Из книг. Читая произведение, подросток может почерпнуть оттуда массу идей, которые впоследствии воплотит в жизнь.

Чтение улучшает концентрацию

При чтении необходимо сконцентрироваться на содержании произведения, не отвлекаясь на посторонние предметы. Этот навык будет очень полезен подростку в его будущей профессиональной деятельности. Также чтение книг развивает объективность и способность принимать взвешенные решения.

Родителям пора обеспокоиться!

Поколение нынешних школьников в массе не хочет читать книги. Таким положением вещей должны быть обеспокоены родители.

Телевидение, «навороченные» телефоны, компьютеры и Интернет в основном не способствуют приобщению подрастающего поколения к книжной культуре, хорошей литературе, и вообще, настоящему искусству. У детей формируется, в первую очередь, психологическая привязанность к телевидению, Интернету, социальным сетям и мобильным терминалам. Телевидение и кино подаёт всё в готовом виде.

Многие родители вслед за учениками думают так: зачем ребёнку читать, если он может посмотреть кино, скачать рецензию из интернета или просмотреть краткое содержание. А учителя бьют тревогу: дети безграмотно пишут, не умеют рассуждать, путают времена и события.

К сожалению, информация, полученная при помощи компьютера телевизора, имеет свою специфику: а именно, подаётся наглядно. Ребёнок не развивает свой мыслительный аппарат. Такой ребёнок изъясняется в основном междометьями: «И когда вот это, то вот, и оно так брямс! И там так хрясь! А этот тому тынц. А тот в ответ тыц!..»

Современные обучающие интерактивные программы с многочисленными схемами, таблицами, каталогами, картинками с подписями, безусловно, весьма эффективны. Они позволяют добиться быстрых результатов, но… не приучают к самостоятельной вдумчивой работе с текстом. В результате наши дети не умеют (и не слишком хотят учиться) самостоятельно извлекать нужную информацию из текстов, потому что их текстовое мышление развито недостаточно.

Подавайте пример своим детям

В семьях с читающими родителями вырастают в основном читающие дети.

Замечено: если родители читают своим детям вслух, читают вместе с ними, то дети гораздо лучше усваивают тексты, быстрее учатся читать, любят читать книги. Поэтому заниматься с малышами книгами нужно с ранних лет. Приводить их в библиотеку, где ребята смогут увидеть других читателей, множество самых разных книг, ощутить на себе ту особую атмосферу » храма книг».

А что делать с теми, кто уже постарше - подростками? В условиях современного многообразия книг, среди молодёжи всё более популярными становятся форумы, где может обсуждаться что угодно. Существуют и специальные литературные форумы. Там, как правило, обсуждаются новинки среди книг, даются оцени авторам и отдельным произведениям, пишутся рецензии и, конечно, общаются между собой сами читатели. Если молодой человек не желает читать то, что ему навязывают родители или школа, то нужно просто направить его на один из популярных форумов по литературе (через поиск легко найти форум нужного направления - например, о книгах в жанре «современный детектив»), либо на сайт Абинской библиотеки. Там он сможет найти информацию о книгах, интересных ему, изложенную в простой и понятной ему форме.

Поскольку ритм жизни изменился, некоторые произведения, которыми зачитывалось в своё время старшее поколение, современным подросткам кажутся вялыми, скучными и недостаточно динамичными. Однако они вполне неплохо читают современные книги.

Несмотря на развитие информационных технологий, книжная индустрия процветает, в этом можно убедиться, посетив Абинскую библиотеку. У нас много книжных новинок для детей на любой вкус. Читать можно и из Интернета, там тоже есть книжные магазины и библиотеки. В Интернете можно найти и аудиоверсии книг. В этом вам тоже помогут работники нашей библиотеки. Абинская библиотека заключила договор с Национальной электронной библиотекой на использование ее электронных книжных ресурсов.

Без подсказки взрослых ребенок может легко заплутать в книжном море. Некоторые подростки в поисках информации, никем не направляемые, погружаются в мир дешёвой коммерческой развлекательной или околонаучной литературы, которая в изобилии присутствует и на полках современных книжных магазинов и в сети. Такое чтение легко может вовлечь подростка в сети оккультных обществ, сект, субкультур или нацистов. А в этом случае ребёнка можно легко «упустить». Извлечь подростка из захватившего его волю и зомбировавшего его сознание общества, излечить его от вредных идей будет нелегко - все противные идеи он будет с ходу отвергать, считая, что Вы посягаете на его свободу воли. Поэтому внимательно следите, что подросток читает в реале или в интернете, говорите с ним, рекомендуйте свои любимые книги, читайте то, что порекомендует он, обсуждайте. В этом случае ребёнок не только полюбит чтение, но и будет вам доверять.

Читайте вместе со своими детьми! Абинская библиотека реализует программу семейного чтения. Станьте ее участниками.

Любовь Гайдук, директор Абинской библиотеки


{vote}

Отчетность