Э шима соловей и вороненок читать. Нод по развитию речи в старшей группе. Рассказы и сказки

Старшая группа

Воспитатель: Хрычева А.В.

МБДОУ детский сад «Ручеек» №3

Р.п. Варнавино

2016год

Цель: учить детей пересказывать текст целиком и по ролям.

Задачи: закрепить знания детей о временах года и перелетных птицах.

упражнять детей в подборе прилагательных к существительному.

учить детей внимательно слушать и пересказывать текст целиком и по ролям.

Предварительная работа: беседы о временах года, рассматривание картин, наблюдения за

природой и птицами, оформление альбома «Перелетные птицы»,

чтение рассказов, стихов.

Материал: презентация к сказке, музыка «Пение соловья», шапочки – маски вороненка и

соловья.

Ход занятия: «Скажите, ребята, какое сейчас время года? Сколько всего времен года? Назовите приметы весны. Каких перелетных птиц вы знаете? Молодцы!

1слайд . Как вы думаете, кто это? Сможете угадать какая это птица?

Загадка:

Особа всем известная,

она крикунья местная.

Увидит точку темную,

Взлетит на ель зеленую и смотрит,

Словно с трона серая ………(ворона)

2 щелчок . Ворона улетает в теплые края или нет? Почему? Придумайте прилагательные ворона, какая? Молодцы!

2слайд . А это какая птица?

Загадка:

Эта маленькая птица
Петь большая мастерица.
На берёзке средь ветвей
Трель заводит... (соловей )

Вы ее видели? Какая она? Придумайте прилагательные. Молодцы!

Хоть соловей и неприметная пташка, но поет он так красиво, самозабвенно, что люди весной подолгу слушают его.

Вот послушайте сказку «Соловей и вороненок» Эдуарда Шима.

3 слайд Соловей и вороненок

Карр! Куда ты, пигалица серая, мелкая да писклявая, лезешь? Ступай прочь!

Почему?

В этих кустах Соловушко живет – золотой носок, серебряное горлышко. Тебе ли ровня?

А ты его видел?

Не привелось еще, но говорят – так хорош, так пригож! Хоть бы одним глазком глянуть...

Так глянь. Я и есть Соловушко!

Узнали вы что нибудь новое о соловушке?

Физкультминутка:

Птички прыгают, летают (Дети прыгают)
Крошки птички собирают.(«клюют»)
Пёрышки почистили,
Клювики почистили (изображают)
Птички летают, поют (машут руками)
Зёрнышки клюют (наклоняются)
Дальше полетели
И на место сели (улетают», садятся

Затем приглашаю детей пересказать всю сказку целиком. А сейчас мы выберем детей на роль соловушки и вороненка и попробуем пересказать сказку по ролям. Надеваем шапочки птичек, и предлагаю детям пересказать сказку.

А сейчас послушайте пение соловья

Эта птичка совушка сонная головушка

Летает по ночам, птички, птички по домам!

Молодцы!

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Выполнила воспитатель МБДОУ детский сад комбинированного вида №21 «Ладушки» Бугрова Ирина Анатольевна

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ОО «Развитие речи»

«Пересказ сказки Э. Шима «Соловей и вороненок»

Цели деятельности педагога: закрепить знания детей о временах года и перелетных птицах; упражнять детей в подборе прилагательных к существительному; учить детей внимательно слушать и пересказывать текст целиком и по ролям.

Предварительная работа : беседы о временах года, рассматривание картин, наблюдения за природой и птицами, оформление альбома «Перелетные птицы», чтение рассказов, стихов.

Материал: презентация к сказке, музыка «Пение соловья», шапочки – маски вороненка и

соловья.

Ход занятия: «Скажите, ребята, какое сейчас время года? Сколько всего времен года? Назовите приметы весны. Каких перелетных птиц вы знаете? Молодцы!

1слайд . Как вы думаете, кто это? Сможете угадать какая это птица?

Загадка:

Особа всем известная,

Она крикунья местная.

Увидит точку темную,

Взлетит на ель зеленую и смотрит,

Словно с трона серая ………(ворона)

2 щелчок . Ворона улетает в теплые края или нет? Почему? Придумайте прилагательные ворона, какая? Молодцы!

2слайд . А это какая птица?

Загадка:

Эта маленькая птица
Петь большая мастерица.
На берёзке средь ветвей
Трель заводит... (соловей )

Вы ее видели? Какая она? Придумайте прилагательные. Молодцы!

Хоть соловей и неприметная пташка, но поет он так красиво, самозабвенно, что люди весной подолгу слушают его.

Вот послушайте сказку «Соловей и вороненок» Эдуарда Шима.

3 слайд Соловей и вороненок

– Карр! Куда ты, пигалица серая, мелкая да писклявая, лезешь? Ступай прочь!

– Почему?

– В этих кустах Соловушко живет – золотой носок, серебряное горлышко. Тебе ли ровня?

– А ты его видел?

– Не привелось еще, но говорят – так хорош, так пригож! Хоть бы одним глазком глянуть...

– Так глянь. Я и есть Соловушко!

Узнали вы что нибудь новое о соловушке?

Физкультминутка:

Птички прыгают, летают (Дети прыгают)
Крошки птички собирают.(«клюют»)
Пёрышки почистили,
Клювики почистили (изображают)
Птички летают, поют (машут руками)
Зёрнышки клюют (наклоняются)
Дальше полетели
И на место сели (улетают», садятся

Затем приглашаю детей пересказать всю сказку целиком. А сейчас мы выберем детей на роль соловушки и вороненка и попробуем пересказать сказку по ролям. Надеваем шапочки птичек, и предлагаю детям пересказать сказку.

Цель. Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различение звуков з – ж .

Ход занятия

Воспитатель говорит, что сейчас он будет называть то звук ж , то звук з , а дети должны выполнять соответствующие движения: на звук ж нужно слегка подвигать кистями рук вверх-вниз (летит жук), на звук з легонько хлопнуть в ладоши(поймать комара).

Затем педагог произносит слова, содержащие эти же звуки. Дети выполняют задание сначала все вместе (зонт, желтый, зеленый, жарко, знойно) ; затем по подгруппам (желторотый, зверек, звенит, журчит, жадина, забияка, жонглер, злюка) . Воспитатель выясняет, все ли слова понятны детям; что означают словазнойно, жонглер .

Далее воспитатель проводит игру «Какой ряд победит?». Дети по очереди называют слова сначала со звуком ж , затем со звуком з . За каждый правильный ответ дается фишка. В конце игры воспитатель (или дети) подсчитывает количество фишек и объявляет победителей.

Педагог объясняет новое задание: «Если в слове, которое я произнесу, услышите один звук ж , хлопните в ладоши один раз, если услышите два звука – хлопните два раза: жук, жужелица, жемчуг, жемчужинка ».

Анализируя слова со звуком з, дети выполняют аналогичное задание: земля, зигзаг, зубило, зазубринка .

Воспитатель интересуется, все ли слова знакомы детям и кому какое слово понравилось произносить.

Педагог 2–3 раза читает стихотворение Н. Венгрова «Застукалка»:


У чижа, у чиженьки
Хохолочек рыженький.
Чиж!
Чиж!
Чиж!
Чиж!

Воспитатель выясняет у детей, видел ли кто-нибудь чижа и не догадываются ли они, почему эту птичку ласково называют чиженька. («Это веселая пичужка, если ей хорошо в неволе, она щебечет».)

Педагог просит детей определить, сколько слов со звуком ж встречается в стихотворении. (Семь слов.)

Воспитатель предлагает детям быстро нарисовать на листе бумаги (листы лежат перед детьми) решетки с крупными ячейками.

Дети определяют позицию звука в слове и ставят фишку в одну из ячеек.

Для анализа воспитатель предлагает следующие слова: журнал, лыжник, виражи, уж; зима, козлик, откажи, отказали . (Слова следует называть в разной последовательности, предлагать слова-обманки: уж, кошечка, лыжник, фигурист и т.п.)

Педагог помогает детям запомнить и четко произнести стихотворение С. Маршака:


Ель на ежика похожа:
Ель в иголках, ежик тоже.

Занятие 6. Пересказ сказки Э. Шима «Соловей и Вороненок»

Цель. Учить детей пересказывать текст (целиком и по ролям).

Ход занятия



Воспитатель интересуется у детей, какая птичка, по их мнению, поет лучше всех. Выслушивает ответы, хвалит ребят за то, что они много знают. Педагог подтверждает, что соловей поет так красиво, так самозабвенно, что люди весной подолгу слушают его, а горожане («Кто это такие?») специально выезжают за город на соловьиные концерты.

«Как вы думаете, соловей яркая, красивая птичка?» – задает педагог очередной вопрос. И, выслушав ответы детей, читает сказку Э. Шима «Соловей и Вороненок».

– Карр! Куда ты, пигалица серая, мелкая да писклявая, лезешь? Ступай прочь!

– Почему?

– В этих кустах Соловушко живет – золотой носок, серебряное горлышко. Тебе ли ровня?

– А ты его видел?

– Не привелось еще. Но говорят – так хорош, так пригож! Хоть бы одним глазком глянуть…

– Так глянь. Я и есть Соловушко!

«Узнали ли вы что-нибудь новое о соловушке?» – спрашивает педагог и просит детей прослушать сказку еще раз, чтобы суметь хорошо ее пересказать. Сказку по очереди пересказывают два ребенка.

Затем чтение в лицах осуществляется с другими исполнителями.

Если останется время, с желающими детьми (не участвовавшими в пересказе) можно поиграть в игру «Сова» (см. с. 25).

Занятие 7. Чтение стихотворений о зиме. Заучивание стихотворения И. Сурикова «Детство»

Цель. Приобщать детей к восприятию поэтических произведений. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение И. Сурикова «Детство» (в сокращении).

Ход занятия

Педагог выясняет у детей, какое время года на дворе, какой сейчас месяц.

«Нравится ли вам это время года?» – интересуется воспитатель и предлагает послушать стихи о зиме.

Воспитатель называет стихотворение, имя и фамилию поэта и читает произведение (2–3 стихотворения (А. Пушкин «Зимний вечер», И. Суриков «Зима», Ф. Тютчев «Чародейкою зимою…», А. Фет «Кот поет, глаза прищурил…», С. Есенин «Поет зима – аукает…» (по выбору педагога)).



Педагог уточняет, какие строчки особенно понравились (запомнились) детям. Повторяет их, а также проговаривает строки с яркими запоминающимися сравнениями.


Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То как зверь она завоет,
То заплачет как дитя.

А. Пушкин


Поет зима – аукает,
Мохнатый лес баюкает…

С. Есенин


Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.

С. Есенин


Белый снег пушистый
В воздухе кружится…

И. Суриков


Темный лес что шапкой
Принакрылся чудной…

И. Суриков

Педагог читает детям отрывок из уже знакомого стихотворения И. Сурикова «Детство»:


Вот моя деревня;
Вот мой дом родной;
Вот качусь я в санках
По горе крутой.

Вот свернули санки,
И я на бок – хлоп!
Кубарем качуся
Под гору, в сугроб.

И друзья – мальчишки,
Стоя надо мной,
Весело хохочут
Над моей бедой.

Все лицо и руки
Залепил мне снег…
Мне в сугробе горе,
А ребятам смех!

Дети вместе с педагогом спокойно, размеренно читают первые пять строк. После строчек: «Вот свернули санки, и я…» – педагог жестом просит кого-нибудь из детей продолжить чтение (3–4 повторения).

Педагог уточняет, почему «над бедой» весело хохочут друзья пострадавшего.

«Действительно ничего серьезного не произошло, – соглашается воспитатель с детьми. – Подумаешь, все лицо и руки залеплены снегом».

Затем педагог просит детей определить, чья декламация была убедительнее. (Я считаю, что… Мне кажется, что… Я могу ошибаться, но Оля читала выразительнее.)

Завершая занятие, педагог читает стихотворение полностью.

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Школа-интернат среднего общего образования» с.Самбург Пуровского района

Непосредственно-образовательная деятельность

по развитию речи в старшей группе

Тема: пересказ сказки Э.Шима «Соловей и вороненок»

Воспитатель: Камина К.Т.

МКОУ «ШИСОО» с.Самбург

дошкольные группы

Цель: учить детей пересказывать текст целиком и по ролям.

Задачи: закрепить знания детей о временах года и перелетных птицах; упражнять детей в подборе прилагательных к существительному, учить детей внимательно слушать и пересказывать текст целиком и по ролям.

Предварительная работа: беседы о временах года, рассматривание картин, наблюдения за природой и птицами, оформление альбома «Перелетные птицы», чтение рассказов, стихов.

Материал: презентация к сказке, музыка «Пение соловья», шапочки – маски вороненка и

Ход занятия:

Воспитатель: «Скажите, ребята, какое сейчас время года? Сколько всего времен года? Назовите приметы весны. Каких перелетных птиц вы знаете? Молодцы! А сейчас, давайте с вами посмотрим внимательно на презентацию.

1слайд . Как вы думаете, кто это? Сможете угадать какая это птица?

Особа всем известная,

она крикунья местная.

Увидит точку темную,

Взлетит на ель зеленую и смотрит,

Словно с трона, серая ………(ворона)

2 щелчок . Ворона улетает в теплые края или нет? Почему? Придумайте прилагательные к слову ворона. Ворона - она какая? (Ответы детей). Молодцы!

2слайд . А это что за птица? Вы ее узнали?

Эта маленькая птица
Петь большая мастерица.
На берёзке средь ветвей
Трель заводит... (соловей )

Вы ее видели? Какая она? Придумайте прилагательные. (Ответы детей). Молодцы!

Хоть соловей и неприметная пташка, но поет он так красиво, самозабвенно, что люди весной подолгу слушают его.

Вот послушайте сказку «Соловей и вороненок» Эдуарда Шима.

3 слайд Соловей и вороненок

– Карр! Куда ты, пигалица серая, мелкая да писклявая, лезешь? Ступай прочь!

– Почему?

– В этих кустах Соловушко живет – золотой носок, серебряное горлышко. Тебе ли ровня?

– А ты его видел?

– Не привелось еще, но говорят – так хорош, так пригож! Хоть бы одним глазком глянуть...

– Так глянь. Я и есть Соловушко!

Узнали вы что-нибудь новое о соловушке? Давайте послушаем сказку еще раз и вы будете по очереди пересказывать ее. (Выбираются два ребенка на пересказ, они одевают шапочки птиц). Молодцы! У нас получилась чудесная сказка. А сейчас мы с вами проведем физкультминутку.

Физкультминутка:

Птички прыгают, летают, (Дети прыгают)
Крошки птички собирают.(«клюют» крошки)
Пёрышки почистили,
Клювики почистили (изображают чистку перьев)
Птички летают, поют (машут руками)
Зёрнышки клюют (наклоняются)
Дальше полетели (машут руками)
И на место сели (улетают», садятся на стульчики)

Хотите послушать как поет соловей? (Ответы детей). Включается пение соловья.

Давайте поиграем с вами в игру «Совушка - сова». (Дети встают в круг, по считалке выбирается сова, остальные дети птички).

Эта птичка совушка, сонная головушка,

Летает по ночам, птички, птички по домам!

26.01.2018г.

Конспект составил: старший воспитатель: Ведерина Ирина Александровна.
Старшая группа.

Развитие речи.

Тема: Пересказ сказки Э. Шима «Соловей и Вороненок».

Цель. Учить детей пересказывать текст (по ролям).

Задачи :

Учить связному, логичному пересказу от лица героя, в мысленном перенесении на себя его свойств и качеств;

Развивать творческую мыслительную активность, творческое воображение;

Развивать связную, монологическую речь;

Воспитывать умение выслушивать до конца монолог товарища, быть внимательным и терпеливым.

Структура НОД.

1.Мотивационно-побудительный этап.

    Слушание пения птиц (запись - 1 мин.).

Какая птичка, по вашему мнению, поет лучше всех?

    Загадки о птицах:

На шесте - дворец,

Во дворце - певец.

(Скворец)

На скале он строит дом.

Разве жить не страшно в нем?

Хоть кругом и красота,

Но такая высота!

Нет хозяин не боится

Со скалы крутой скатиться -

Два могучие крыла

У хозяина... (орла)

Кто на елке, на суку

Счет ведет: "ку-ку, ку-ку?"

(Кукушка)

Черный, проворный,

Кричит "крак" -

Червякам враг.

(Грач)

Я по дереву стучу,

Червячка добыть хочу,

Хоть и скрылся под корой -

Все равно он будет мой!

(Дятел)

Непоседа пестрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая.

Верещунья белобока,

А зовут ее... (сорока)

Чик-чирик!

К зернышкам прыг!

Клюй, не робей!

Кто это?

(Воробей)

И в лесу, заметьте, дети,

Есть ночные сторожа.

Сторожей боятся этих

Мыши, прячутся, дрожа!

Очень уж суровы

Филины и... (совы)

Кто в саду выводит трели

На рожке и на свирели?

Знать опять среди ветвей

Поселился...

(Соловей)

2.Организационно-поисковый этап.

    Чтение сказки Э. Шима «Соловей и Вороненок».

– Кар-р! Куда ты, пигалица серая, мелкая да писклявая, лезешь? Ступай прочь!

– Почему?

– В этих кустах Соловушко живет – золотой носок, серебряное горлышко. Тебе ли ровня?

– А ты его видел?

– Не привелось еще. Но говорят – так хорош, так пригож! Хоть бы одним глазком глянуть…

– Так глянь. Я и есть Соловушко!

Беседа по содержанию сказки:

Скажите, пожалуйста, сколько героев в этой сказке? (Два).

Как вороненок описывает Соловушко? (золотой носок, серебряное горлышко, так хорош, так пригож).

А вороненок знал, как выглядит Соловушко?(Нет).

Как в начале сказки обращается вороненок к Соловушко? (Пигалица серая, мелкая да писклявая).

А вы знаете, как выглядит соловей? Соловей - маленькая, чуть больше воробья, бурая птичка с рыжеватым хвостиком обитает на всей территории Европы и восточной Азии. Соловей - птица перелетная, поэтому зимует она в северной Африке и на юге Ближнего Востока. Как правило, обитает на лесных опушках, в густых зарослях кустарника, у берегов речек и ручейков. Питается соловей как насекомыми, так и ягодами и семенами растений.

    Повторное чтение сказки.

Послушайте сказку еще раз, чтобы суметь хорошо ее пересказать.

    Пересказ сказки.

Сказку по очереди пересказывают два ребенка.(По желанию).

Физкультминутка

Птички прыгают, летают (Дети прыгают)
Крошки птички собирают.(«клюют»)
Пёрышки почистили,
Клювики почистили (изображают)
Птички летают, поют (машут руками)
Зёрнышки клюют (наклоняются)
Дальше полетели
И на место сели (улетают», садятся).

    Чтение сказки в лицах

Давайте попробуем разыграть сказку по ролям. (С использованием масок птиц).

Кто пойдет на роль вороненка?

Кто - на роль соловушки?

(Затем чтение в лицах осуществляется с другими исполнителями-детьми).

3.Рефлексия.

    Речевое упражнение «Назови ласково».

- Они говорят, что когда я вырасту, у меня будут крылья. А пока у меня маленькие … ? (Крылышки).

Когда я вырасту, у меня будет клюв. А сейчас у меня маленький …? (Клювик).

Когда я стану взрослым воробьем, у меня будут большие глаза, а сейчас у меня маленькие… ? (Глазки).

У меня будут большие перья, а сейчас у меня маленькие … ? (Перышки).

Когда я стану большим, у меня будет голова, а сейчас у меня… ? (Головушка, головка).

Когда я стану большим воробьем, у меня будет большой хвост, а сейчас у меня маленький… ? (Хвостик).

    Вопросы:

Ребята, давайте обсудим, что же мы с вами делали сегодня?

Что нового узнали?



Доверенности