Какие требования предъявляет организация к персоналу. Требования к персоналу. Область и порядок применения Правил. Наказания за нарушение правил

Жалоба на бездействие следователя - способ воздействия участника уголовного процесса на лицо, ведущее предварительное расследование. Она может подаваться всеми заинтересованными лицами, имеющими отношение к делу.

Кто такой следователь?

Следователь - должностное лицо органа полиции, следственного комитета или ФСБ. Его задачей является расследование преступлений, то есть формирование доказательственной базы для обвинения в суде.

Несмотря на различия в ведомственной принадлежности, процессуальный статус следователей одинаков.

По закону следователь - это участник процесса, принадлежащий стороне обвинения. Несмотря на это, он обязывает его быть объективным и собирать доказательства, свидетельствующие в пользу обвиняемого. Такое противоречие приводит к тому, что граждане остаются беззащитными перед злоупотреблениями должностных лиц. Адвокат же достаточно ограничен в своих возможностях.

Единственное, что остается - писать жалобу на бездействие следователя или на его действия, нарушающие закон.

Общий перечень полномочий следователя

В статье 38 УПК описаны следующие основные права и обязанности следователя:

  • возбудить уголовное дело;
  • принять его к своему производству либо передать начальнику следственного отдела;
  • выбрать версии преступления для дальнейшей разработки;
  • принять решение о проведении следственных действий и направить ходатайства об их проведении в прокуратуру или суд, если того требует закон (например, обыск жилого помещения);
  • раздать поручения оперативным подразделениям, участковым инспекторам, органам дознания о проведении оперативных мероприятий или следственных действий;
  • обжаловать решения прокурора с разрешения начальника следствия;
  • изложить свое несогласие с замечаниями прокурора.

Право обжалования решений прокурора следователем ограничено и распространяется лишь на:

  • отмену постановления о возбуждении дела;
  • возвращение следователю материалов на дополнительное расследование;
  • изменение квалификации (какие именно статьи УК должны применяться);
  • изменение объема обвинения (число эпизодов преступления);
  • составление нового обвинительного заключения или устранение иных недостатков.

Жалоба подается вышестоящему прокурору, вплоть до Генеральной прокуратуры.

Реализация указанных и иных прав и обязанностей следователя тщательно описана в разделе УПК, посвященному предварительному расследованию.

Что понимается под бездействием?

Незаконное бездействие следователя означает отказ или уклонение от работы, которую он обязан совершить в силу закона. Незаконные действия означают также его выход за рамки полномочий либо их осуществление с нарушением процессуального закона.

Нарушения считается существенными и влекут санкции со стороны прокурора или начальника следственного отдела, если они приводят к ущемлению прав граждан или влияют на результативность расследования. Впрочем, последние пункты имеют тесную связь.

Примеры бездействия:

  • отказ в возбуждении дела;
  • отказ в применении мер, направленных на обеспечение гражданского иска и сохранение имущества, которое было добыто преступным путем.
  • отказ вызвать свидетеля или истребовать доказательства, которые подтверждают слова обвиняемого;
  • отказ назначить проведение экспертизы;
  • необоснованное уклонение от проведения следственного действия, принятие иного процессуального решения.

Сроки подачи жалобы

Если нет иного указания в законе, жалоба на бездействие следователя подается в любой момент. Задерживаться с ней не следует, так как время будет упущено, и смысл подачи теряется. Например, жалоба на нарушение порядка назначения экспертизы. Из-за уничтожения материалов исправить допущенную ошибку будет невозможно.

Значение жалобы

Жалоба на бездействие следователя имеет серьезное значение. Оно заключается в возможности влиять на процесс расследования, а также фиксировать нарушения, допущенные следователем, если надлежащее реагирование на жалобу все же отсутствует. Таким образом, она сыграет роль в будущем, когда дело поступит в суд.

Несмотря на отмену права отправить дело на доследование, до рассмотрения материалов по существу судья вправе сделать замечания. Они передаются в прокуратуру, а оттуда следователю. Данная процедура возможна в рамках проведения предварительного заседания. На этом этапе решается вопрос о готовности дела к рассмотрению.

Нарушения, проигнорированные в первой инстанции, могут сыграть роль на стадии апелляции, кассации или надзора.

Куда направлять свои жалобы?

Закон дает право выбора, куда направить жалобу, а именно:

  • начальнику следственного отдела;
  • прокурору;
  • судье.

Заинтересованное лицо имеет свободный выбор, куда жаловаться на бездействие следователя, но есть важный нюанс. Прокуратура будет отстаивать свою позицию. Если заявление подается именно туда, то остается шанс, что её позиция изменится.

Начальник следственного отдела

Жалоба на бездействие следователя начальнику следственного отдела считается наименее эффективной. Он фактически контролирует следователей. Без его участия не принимается ни одного серьезного решения.

Тем не менее в рядовых делах направление жалобы начальнику отдела может помочь.

Прокуратура

Прокурор обязан обеспечивать надзор за законностью действий следователя. Сотрудники, перегруженные работой, в реальности следят только за одним - соблюдением сроков. Почти никогда не учитывается, насколько правильно решение по существу - этим заниматься некогда.

Примером служат отказы в возбуждении дела. Прокуратура, как правило, соглашается со следствием. В то же время, если подается жалоба на бездействие следователя по уголовному делу, то прокурор может с ней согласиться.

В какую прокуратуру обращаться? Если дело подведомственно районному управлению полиции или СК, надзором занимается прокуратура района.

В ведении ФСБ находятся дела, которые затем передаются в военный суд, поэтому надзором занимается военная прокуратура. Так же обстоит дело и с военным управлением СК.

В целом надзор за деятельностью ФСБ обеспечивается военными прокурорами, потому что сотрудники органов госбезопасности являются военнослужащими.

Жалоба в прокуратуру на бездействие следователя считается хорошим вариантом, так как после прохождения всех инстанций органов прокуратуры у заявителя остается право обратиться в суд.

Суды

Жалобы рассматриваются в первой инстанции районными судами. Заявление рассматривается одним из его работников. Он вызывает инициатора жалобы и его представителя, чаще всего ими выступают адвокаты. Сторону государства представляют прокуроры.

Несогласные с решением судьи вправе подать апелляцию, кассацию и надзорную жалобу.

Как подать жалобу?

Она подается либо непосредственно в орган, уполномоченный её рассматривать, либо следователю, который её затем передает в соответствующую структуру.

Практика показывает, что лучше отправить материалы непосредственно начальнику следствия, в суд или прокуратуру. Иначе их передача также будет затянута. Бумаги нужно отдавать непосредственно в канцелярию или отправлять по почте.

Лица, находящиеся в заключении, передают документы через администрацию. Примеры жалоб, переданных из СИЗО и мест заключения, показывают, что не все государственные инстанции нарушают права граждан.

Направление жалобы через электронные сервисы имеет смысл при его дублировании в бумажном виде.

Подготовка текста жалобы

Людям, не имеющим опыта в написании жалоб на бездействие следователя по уголовному делу, стоит воспользоваться специальными образцами. Если есть возможность, то можно изучить практику местных судов, не забывая о специфике каждого отдельно взятого дела.

Требования к оформлению жалобы просты и понятны. Необходимо указать:

  • ФИО и место проживание заявителя;
  • должностное лицо, которому направляется жалоба;
  • изложение нарушений, которые допустил или допускает следователь;
  • требования или цели автора жалобы;
  • опись копий приложенных документов;
  • подпись и дата.

Себе нужно оставить копию с отметкой о принятии документа.

Изложение обстоятельств и доводов должно быть максимально полным и информативным, нельзя допускать двусмысленных выражений или неясности. Чем конкретнее документ, тем лучше. Важно описать нарушения и их последствия, а также указывается ссылка на норму закона.

Из жалобы должно быть ясно участие человека в деле, его статус и номер.

Если недовольные отклики писались ранее, то обязательно делается ссылка на ответы на них и указывается, по каким причинам они не удовлетворили автора жалобы.

Если о них не упомянуть, то сотрудник прокуратуры или помощник судьи посчитают, что жалоба не соответствует закону, и поэтому не станут ею заниматься.

Прокурор или судья обязаны истребовать дополнительные материалы из дела в процессе рассмотрения заявления.

Автору, имеющему материалы дела на руках, желательно приобщить их к жалобе. Например, когда речь идет о документах, имеющих значение для дела. Адвокаты, предоставляя примеры жалоб, часто говорят на этот счет.

Не менее важными являются требования жалобы:

  • признать бездействие (указать в чем оно состоит) незаконным;
  • обязать совершить конкретные действия, установить срок для этого.

Требования к персоналу - это характеристики, которыми должен обладать «идеальный» сотрудник на определенном рабочем месте или в определенной должности. Требования к персоналу включаются в должностные инструкции, квалификационные карты, карты компетенции и в другие документы.
1. Качественные характеристики персонала - совокупность профессиональных, нравственных и личностных свойств, являющихся конкретным выражением соответствия персонала тем требованиям, которые предъявляются к должности или рабочему месту. Различают три основные группы качественных характеристик: способности, мотивации и свойства персонала.
Способности персонала - группа качественных характеристик персонала и требований, предъявляемых к должности или рабочему месту. Эта группа характеристик включает:
- уровень образования и объем полученных знаний;
- профессиональные навыки и опыт работы;
- навыки сотрудничества и взаимопомощи и т.п.

Мотивации персонала включают:
- сферу профессиональных и личных интересов;
- стремление сделать карьеру;
- стремление к власти;
- готовность к дополнительной ответственности и дополнительным нагрузкам и т.п.
Свойства персонала включают:
- способность воспринимать определенный уровень физических и интеллектуальных нагрузок;
- способность концентрации внимания, памяти;
- другие личностные свойства.

2. Квалификационный состав персонала - показатель качественного уровня персонала организации, определяемый наличием и удельным весом в общей численности персонала должностей служащих и профессий рабочих с конкретными характеристиками.
3.Личностные качества персонала - индивидуальные особенности сотрудников, включающие их деловые качества и свойства личности, не имеющие непосредственного отношения к выполняемой профессиональной деятельности.
4. Лояльность персонала - характеристика персонала, определяющая его приверженность организации, одобрение ее целей, средств и способов их достижения, открытость своих трудовых мотивов для организации.
5. Мобильность персонала - способность персонала к изменению своего положения в системе занятости внутри организации.
6. Сертификация персонала - установление соответствия качественных характеристик персонала требованиям отечественных и (или) международных стандартов.
7. Трудовое поведение - совокупность поступков и действий, отражающих внутреннее отношение персонала организации к условиям, содержанию и результатам деятельности.
8. Трудовой потенциал работника - совокупность качеств человека, определяющих возможность и границы его участия в трудовой деятельности:
- возраст;
- физическое и психическое здоровье;
- личностные характеристики;
- общеобразовательная и профессиональная подготовка;
- способность профессионального роста;
- отношение к труду;
- стаж работы по специальности;
- семейное положение.
9. Инновационный потенциал кадров организации - способность кадров:
- к позитивно-критическому восприятию новой информации;
- к приращению общих и профессиональных знаний;
- к выдвижению новых конкурентоспособных идей;
- к нахождению решений нестандартных задач и новых методов решения традиционных задач;
- к использованию знаний для практической реализации новшеств.
10. Профессиональный долг - определенное самоограничение, имеющее целью достижение профессионального успеха и реализации личности.
11.Этикет - установленный порядок поведения в организации: на производстве и между работниками.

Изучаем правила по порядку или находим то что интересует:

1.4.1. Эксплуатацию электроустановок должен осуществлять подготовленный электротехнический персонал.

Электротехнический персонал предприятий подразделяется на:

административно-технический;

оперативный <*>;

ремонтный;

оперативно-ремонтный <*>.

———————————

<*> В дальнейшем оперативный и оперативно-ремонтный персонал, если не требуется разделения, именуется оперативным персоналом.

1.4.2. В соответствии с принятой у Потребителя организацией энергослужбы электротехнический персонал может непосредственно входить в состав энергослужбы или состоять в штате производственных подразделений Потребителя (структурной единицы). В последнем случае энергослужба осуществляет техническое руководство электротехническим персоналом производственных и структурных подразделений и контроль за его работой.

1.4.3. Обслуживание электротехнологических установок (электросварка, электролиз, электротермия и т.п.), а также сложного энергонасыщенного производственно-технологического оборудования, при работе которого требуется постоянное техническое обслуживание и регулировка электроаппаратуры, электроприводов, ручных электрических машин, переносных и передвижных электроприемников, переносного электроинструмента, должен осуществлять электротехнологический персонал. Он должен иметь достаточные навыки и знания для безопасного выполнения работ и технического обслуживания закрепленной за ним установки.

Электротехнологический персонал производственных цехов и участков, не входящих в состав энергослужбы Потребителя, осуществляющий эксплуатацию электротехнологических установок и имеющий группу по электробезопасности II и выше, в своих правах и обязанностях приравнивается к электротехническому; в техническом отношении он подчиняется энергослужбе Потребителя.

Руководители, в непосредственном подчинении которых находится электротехнологический персонал, должны иметь группу по электробезопасности не ниже, чем у подчиненного персонала. Они должны осуществлять техническое руководство этим персоналом и контроль за его работой.

Перечень должностей и профессий электротехнического <*> и электротехнологического персонала, которым необходимо иметь соответствующую группу по электробезопасности, утверждает руководитель Потребителя.

———————————

<*> В дальнейшем под электротехническим персоналом понимается и электротехнологический персонал, если не требуется разделения.

Руководителю Потребителя, главному инженеру, техническому директору присвоение группы по электробезопасности не требуется. Однако, если указанные работники ранее имели группу по электробезопасности и хотят ее подтвердить (повысить) или получить впервые, то проверка знаний проводится в обычном порядке как для электротехнического персонала.

1.4.4. Неэлектротехническому персоналу, выполняющему работы, при которых может возникнуть опасность поражения электрическим током, присваивается группа I по электробезопасности. Перечень должностей и профессий, требующих присвоения персоналу I группы по электробезопасности, определяет руководитель Потребителя. Персоналу, усвоившему требования по электробезопасности, относящиеся к его производственной деятельности, присваивается группа I с оформлением в журнале установленной формы; удостоверение не выдается.

Присвоение группы I производится путем проведения инструктажа, который, как правило, должен завершаться проверкой знаний в форме устного опроса и (при необходимости) проверкой приобретенных навыков безопасных способов работы или оказания первой помощи при поражении электрическим током. Присвоение I группы по электробезопасности проводит работник из числа электротехнического персонала данного Потребителя с группой по электробезопасности не ниже III.

Присвоение I группы по электробезопасности проводится с периодичностью не реже 1 раза в год.

1.4.5. Обязательные формы работы с различными категориями работников <*>:

———————————

<*> Правила работы с персоналом в организациях электроэнергетики Российской Федерации, утвержденные Приказом Минтопэнерго России от 19.02.2000 N 49, зарегистрированным в Минюсте России 16.03.2000, регистрационный N 2150.

1.4.5.1. С административно-техническим персоналом:

вводный и целевой (при необходимости) инструктажи по охране труда;

С административно-техническим персоналом, имеющим права оперативного, оперативно-ремонтного или ремонтного персонала, помимо указанных форм работы должны проводиться все виды подготовки, предусмотренные для оперативного, оперативно-ремонтного или ремонтного персонала.

1.4.5.2. С оперативным и оперативно-ремонтным персоналом:

проверка знаний правил, норм по охране труда, настоящих Правил, правил пожарной безопасности и других нормативных документов;

дублирование;

специальная подготовка;

контрольные противоаварийные и противопожарные тренировки;

профессиональное дополнительное образование для непрерывного повышения квалификации.

1.4.5.3. С ремонтным персоналом:

вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой инструктажи по охране труда, а также инструктаж по пожарной безопасности;

подготовка по новой должности или профессии с обучением на рабочем месте (стажировка);

проверка знаний правил, норм по охране труда, настоящих Правил, правил пожарной безопасности и других нормативных документов;

профессиональное дополнительное образование для непрерывного повышения квалификации.

1.4.6. Проведение инструктажей по безопасности труда допускается совмещать с инструктажами по пожарной безопасности.

1.4.7. Работники, принимаемые для выполнения работ в электроустановках, должны иметь профессиональную подготовку, соответствующую характеру работы. При отсутствии профессиональной подготовки такие работники должны быть обучены (до допуска к самостоятельной работе) в специализированных центрах подготовки персонала (учебных комбинатах, учебно-тренировочных центрах и т.п.).

1.4.8. Электротехнический персонал до назначения на самостоятельную работу или при переходе на другую работу (должность), связанную с эксплуатацией электроустановок, а также при перерыве в работе в качестве электротехнического персонала свыше 1 года обязан пройти стажировку (производственное обучение) на рабочем месте.

Для обучения работнику должен быть предоставлен срок, достаточный для ознакомления с оборудованием, аппаратурой, оперативными схемами и одновременного изучения в необходимом для данной должности (профессии) объеме:

правил устройства электроустановок, правил безопасности, правил и приемов оказания первой помощи при несчастных случаях на производстве, правил применения и испытания средств защиты, настоящих Правил;

должностных и производственных инструкций;

инструкций по охране труда;

других правил, нормативных и эксплуатационных документов, действующих у данного Потребителя.

1.4.9. Программы подготовки электротехнического персонала с указанием необходимых разделов правил и инструкций составляются руководителями (ответственными за электрохозяйство) структурных подразделений и могут утверждаться ответственным за электрохозяйство Потребителя.

Программа подготовки руководителей оперативного персонала, работников из числа оперативного, оперативно-ремонтного и ремонтного персонала должна предусматривать стажировку и проверку знаний, а для руководителей оперативного персонала, работников из числа оперативного, оперативно-ремонтного персонала еще и дублирование.

1.4.10. Работник, проходящий стажировку (дублирование), должен быть соответствующим документом закреплен за опытным работником по организации (для руководителей и специалистов) или по структурному подразделению (для рабочих).

1.4.11. Стажировка проводится под руководством ответственного обучающего работника и осуществляется по программам, разработанным для каждой должности (рабочего места) и утвержденным в установленном порядке. Продолжительность стажировки должна быть от 2 до 14 смен.

1.4.12. Руководитель Потребителя или структурного подразделения может освобождать от стажировки работника, имеющего стаж по специальности не менее 3 лет, переходящего из одного цеха в другой, если характер его работы и тип оборудования, на котором он работал ранее, не меняется.

Допуск к стажировке оформляется соответствующим документом руководителя Потребителя или структурного подразделения. В документе указываются календарные сроки стажировки и фамилии работников, ответственных за ее проведение.

Продолжительность стажировки устанавливается индивидуально в зависимости от уровня профессионального образования, опыта работы, профессии (должности) обучаемого.

1.4.13. В процессе стажировки работник должен:

— усвоить требования правил эксплуатации, охраны труда, пожарной безопасности и их практическое применение на рабочем месте;

— изучить схемы, производственные инструкции и инструкции по охране труда, знание которых обязательно для работы в данной должности (профессии);

— отработать четкое ориентирование на своем рабочем месте;

— приобрести необходимые практические навыки в выполнении производственных операций;

— изучить приемы и условия безаварийной, безопасной и экономичной эксплуатации обслуживаемого оборудования.

1.4.14. Допуск к дублированию для оперативного персонала и самостоятельной работе для административно-технического и ремонтного персонала оформляется соответствующим документом по Потребителю.

После дублирования работник из числа оперативного или оперативно-ремонтного персонала может быть допущен к самостоятельной работе. Продолжительность дублирования — от 2 до 12 рабочих смен. Для конкретного работника она устанавливается решением комиссии по проверке знаний в зависимости от уровня его профессиональной подготовки, стажа и опыта работы.

Допуск к самостоятельной работе для оперативного персонала оформляется соответствующим документом руководителя Потребителя.

1.4.15. В период дублирования работник должен принять участие в контрольных противоаварийных в противопожарных тренировках с оценкой результатов и оформлением в соответствующих журналах.

Количество тренировок и их тематика определяются программой подготовки дублера.

1.4.16. Если за время дублирования работник не приобрел достаточных производственных навыков или получил неудовлетворительную оценку по противоаварийной тренировке, допускается продление его дублирования на срок от 2 до 12 рабочих смен и дополнительное проведение контрольных противоаварийных тренировок. Продление дублирования оформляется соответствующим документом Потребителя.

1.4.17. Если в период дублирования будет установлена профессиональная непригодность работника к данной деятельности, он снимается с подготовки.

1.4.18. Во время прохождения дублирования обучаемый может производить оперативные переключения, осмотры и другие работы в электроустановках только с разрешения и под надзором обучающего. Ответственность за правильность действий обучаемого и соблюдение им правил несут как сам обучаемый, так и обучающий его работник.

1.4.19. Проверка знаний работников подразделяется на первичную и периодическую (очередную и внеочередную).

Первичная проверка знаний проводится у работников, впервые поступивших на работу, связанную с обслуживанием электроустановок, или при перерыве в проверке знаний более 3-х лет; очередная — в порядке, установленном в п. 1.4.20; а внеочередная — в порядке, установленном в п. 1.4.23.

1.4.20. Очередная проверка должна производиться в следующие сроки:

— для электротехнического персонала, непосредственно организующего и проводящего работы по обслуживанию действующих электроустановок или выполняющего в них наладочные, электромонтажные, ремонтные работы или профилактические испытания, а также для персонала, имеющего право выдачи нарядов, распоряжений, ведения оперативных переговоров, — 1 раз в год;

— для административно-технического персонала, не относящегося к предыдущей группе, а также для специалистов по охране труда, допущенных к инспектированию электроустановок, — 1 раз в 3 года.

1.4.21. Время следующей проверки устанавливается в соответствии с датой последней проверки знаний.

1.4.22. Работникам, получившим при очередной проверке знаний неудовлетворительную оценку, комиссия назначает повторную проверку в срок не позднее 1 месяца со дня последней проверки. Срок действия удостоверения для работника, получившего неудовлетворительную оценку, автоматически продлевается до срока, назначенного комиссией для второй проверки, если нет записанного в журнал проверки знаний специального решения комиссии о временном отстранении работника от работы в электроустановках.

1.4.23. Внеочередная проверка знаний проводится независимо от срока проведения предыдущей проверки:

— при введении в действие у Потребителя новых или переработанных норм и правил;

— при установке нового оборудования, реконструкции или изменении главных электрических и технологических схем (необходимость внеочередной проверки в этом случае определяет технический руководитель);

— при назначении или переводе на другую работу, если новые обязанности требуют дополнительных знаний норм и правил;

— при нарушении работниками требований нормативных актов по охране труда;

— по требованию органов государственного надзора;

— по заключению комиссий, расследовавших несчастные случаи с людьми или нарушения в работе энергетического объекта;

— при повышении знаний на более высокую группу;

— при проверке знаний после получения неудовлетворительной оценки;

— при перерыве в работе в данной должности более 6 месяцев.

1.4.24. Объем знаний для внеочередной проверки и дату ее проведения определяет ответственный за электрохозяйство Потребителя с учетом требований настоящих Правил.

1.4.25. Внеочередная проверка, проводимая по требованию органов государственного надзора и контроля, а также после происшедших аварий, инцидентов и несчастных случаев, не отменяет сроков очередной проверки по графику и может проводиться в комиссии органов госэнергонадзора.

1.4.26. В случае внесения изменений и дополнений в действующие правила внеочередная проверка не проводится, а они доводятся до сведения работников с оформлением в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте.

1.4.27. Проверка знаний норм и правил работы в электроустановках Потребителей должна осуществляться по утвержденным руководителем Потребителя календарным графикам.

Работники, подлежащие проверке знаний, должны быть ознакомлены с графиком.

1.4.28. Проверка знаний у ответственных за электрохозяйство Потребителей, их заместителей, а также специалистов по охране труда, в обязанности которых входит контроль за электроустановками, проводится в комиссии органов госэнергонадзора.

1.4.29. Допускается не проводить по согласованию с органами госэнергонадзора проверку знаний у специалиста, принятого на работу по совместительству в целях возложения на него обязанностей ответственного за электрохозяйство, при одновременном выполнении следующих условий:

если с момента проверки знаний в комиссии госэнергонадзора в качестве административно-технического персонала по основной работе прошло не более 6 месяцев;

энергоемкость электроустановок, их сложность в организации по совместительству не выше, чем по месту основной работы;

в организации по совместительству отсутствуют электроустановки напряжением выше 1000 В.

1.4.30. Для проведения проверки знаний электротехнического и электротехнологического персонала организации руководитель Потребителя должен назначить приказом по организации комиссию в составе не менее пяти человек.

Председатель комиссии должен иметь группу по электробезопасности V у Потребителей с электроустановками напряжением до и выше 1000 В и группу IV у Потребителей с электроустановками напряжением только до 1000 В. Председателем комиссии назначается, как правило, ответственный за электрохозяйство Потребителя.

1.4.31. Все члены комиссии должны иметь группу по электробезопасности и пройти проверку знаний в комиссии органа госэнергонадзора.

Допускается проверка знаний отдельных членов комиссии на месте, при условии, что председатель и не менее двух членов комиссии прошли проверку знаний в комиссии органов госэнергонадзора.

1.4.32. В структурных подразделениях руководителем Потребителя могут создаваться комиссии по проверке знаний работников структурных подразделений.

Члены комиссий структурных подразделений должны пройти проверку знаний норм и правил в центральной комиссии Потребителя.

1.4.33. При проведении процедуры проверки знаний должно присутствовать не менее трех членов комиссии, в том числе обязательно председатель (заместитель председателя) комиссии.

1.4.34. Проверка знаний работников Потребителей, численность которых не позволяет образовать комиссии по проверке знаний, должна проводиться в комиссиях органов госэнергонадзора.

1.4.35. Комиссии органов госэнергонадзора для проверки знаний могут создаваться при специализированных образовательных учреждениях (институтах повышения квалификации, учебных центрах и т.п.). Они назначаются приказом (распоряжением) руководителя органа госэнергонадзора. Члены комиссии должны пройти проверку знаний в органе госэнергонадзора, выдавшем разрешение на создание этой комиссии. Председателем комиссии назначается старший государственный инспектор (государственный инспектор) по энергетическому надзору.

1.4.36. Представители органов государственного надзора и контроля по их решению могут принимать участие в работе комиссий по проверке знаний всех уровней.

1.4.37. Проверка знаний каждого работника производится индивидуально.

Для каждой должности (профессии) руководителем Потребителя или структурного подразделения должен быть определен объем проверки знаний норм и правил с учетом должностных обязанностей и характера производственной деятельности работника по соответствующей должности (профессии), а также требований тех нормативных документов, обеспечение и соблюдение которых входит в его служебные обязанности.

1.4.38. По результатам проверки знаний правил устройства электроустановок, настоящих Правил, правил безопасности и других нормативно-технических документов электротехническому (электротехнологическому) персоналу устанавливается группа по электробезопасности.

1.4.39. Результаты проверки знаний заносятся в журнал установленной формы и подписываются всеми членами комиссии. Если проверка знаний нескольких работников проводилась в один день и состав комиссии не менялся, то члены комиссии могут расписаться 1 раз после окончания работы; при этом должно быть указано прописью общее число работников, у которых проведена проверка знаний.

Персоналу, успешно прошедшему проверку знаний, выдается удостоверение установленной формы.

1.4.40. Допускается использование контрольно-обучающих машин на базе персональных электронно-вычислительных машин (ПЭВМ) для всех видов проверки, кроме первичной; при этом запись в журнале проверки знаний не отменяется.

Разработанная программа при этом должна обеспечить возможность использования ее в режиме обучения.

1.4.41. В случае использования ПЭВМ и получения неудовлетворительной оценки в протоколе автоэкзаменатора и несогласия проверяемого комиссия задает дополнительные вопросы. Окончательная оценка устанавливается по результатам опроса комиссии.

1.4.42. Специалисту по охране труда, в обязанности которого входит инспектирование электроустановок, прошедшему проверку знаний в объеме IV группы по электробезопасности, выдается удостоверение на право инспектирования электроустановок своего Потребителя.

1.4.43. У Потребителей должна проводиться систематическая работа с электротехническим персоналом, направленная на повышение его квалификации, уровня знаний правил и инструкций по охране труда, изучение передового опыта и безопасных приемов обслуживания электроустановок, предупреждение аварийности и травматизма.

Объем организуемой технической учебы, необходимость проведения противоаварийных тренировок определяет технический руководитель Потребителя.

Электротехнический персонал предприятий подразделяется на:

административно-технический , который организует оперативные переключения, ремонтные, монтажные и наладочные работы в электроустановках и принимает непосредственно участие; обладает правами оперативного, ремонтного, оперативно-ремонтного персонала;

оперативный, ведёт оперативное управление электрохозяйством, оперативное обслуживание, переключение, подготовку рабочего места, допуск к работам и надзор за работающими; должен пройти стажировку на рабочем месте не менее двух недель;

ремонтный - за ним ремонт, реконструкция, монтаж электроустановок, испытание, измерение, наладка, регулировка электроаппаратуры;

оперативно-ремонтный , осуществляет функции оперативного и ремонтного персонала на закрепленных за ним электроустановках;

электротехнологический персонал , обслуживает электротехнологические установки и процессы (электролиз, электросварка и т.п.); имеет достаточные знания и навыки для безопасного выполнения работ по техническому обслуживанию энергонасыщенного производственно-технического оборудования. Он не входит в состав электротехнической службы, имеет группу по электробезопасности II и выше.

Руководитель, в подчинении которого находится электротехнологический персонал, должен иметь группу по электробезопасности не ниже, чем у подчинённого персонала. Перечень должностей ИТР и электротехнологического персонала, которым необходимо иметь группу по электробезопасности, утверждает руководитель.

Производственному неэлектротехническому персоналу, выполняющему работы с опасностью поражения электрическим током присваивается I группа по электробезопасности. Он ежегодно проходит инструктаж, который проводит лицо из электротехнического персонала с группой по электробезопасности не ниже 3. Оформление производится в специальном журнале, удостоверение не выдается. Электротехническому персоналу с группой по электробезопасности II-V выдаётся соответствующее удостоверение. II группа присваивается лицам, которые не имели группы (ученикам, электросварщикам, крановщикам, термистам и т.п.); III,IV,V - лицам электротехнического персонала в зависимости от знаний, стажа работы в действующих электроустановках. Перечень должностей ИТР, электротехнического персонала, которым необходимо иметь группу по электробезопасности утверждает руководитель предприятия, организации.

Работники из электротехнического персонала до 18 лет к работе в электротехнических установках не допускаются. Практикантам из учебных заведений до 18 лет разрешается пребывание в действующих электроустановках под постоянным надзором лиц из электротехнического персонала с группой не ниже III в электроустановках до 1000 В, не ниже IV в электроустановках выше 1000 В. Им до 18 лет запрещается допуск к самостоятельной работе и присвоение группы III и выше.

Электротехнический персонал не должен иметь увечий и болезней, мешающих производственной работе. Состояние здоровья электротехнического персонала определяется медицинским освидетельствованием при приёме на работу, а так же периодическими осмотрами (сроки устанавливаются органами здравоохранения). От медицинского освидетельствования освобождается административно-технический персонал, не принимающий участие в оперативных, ремонтных, монтажных и наладочных работах и не организующий их.

Требования к объему знаний и умений электротехнического (электротехнологического) персонала с группами по электробезопасности II-V в зависимости от уровня образования и стажа работы приведены в Приложении №1 Межотраслевых Правил по охране труда (правил безопасности) при эксплуатации электроустановок.

В частности, работники, не имеющие профессиональной подготовки (со средним образованием или без него) могут получить II группу после обучения по программе не менее 72 часов в специализированных центрах подготовки персонала (учебных комбинатах).



Онлайн калькуляторы