Добавление эффектов в текст в Office для Mac. Случаи применения капители. Комбинированные приемы выделения

Основы web-типографики пришли к нам из далекого 1991 года, еще от небезызвестного Tim Berners-Lee:)

Если оглянуться назад, в страшные времена царствования IE 1.0, то web-типографика (я не говорю о web-дизайне) находилась в зачаточном состоянии. На данный момент, ситуация иная. Мы имеем достаточно средств, для грамотного оформления текста на web-странице.

Cуть web-типографики заключаться не просто в выборе нужного шрифта и умение отличить начертание одного шрифта от другого.

Рис. 1: Как показали последние опыты, 90% тренированных обезьян правильно отличают шрифт Helvetica.

Мы поговорим о web-типографике как о рецепте, содержащем четыре основных компонента. Если вы когда-нибудь пытались приготовить суфле, то скорее всего, смогли ощутить насколько важен рецепт его приготовления.

Контраст

Бледно-розовый текст на бледно-голубом фоне, возможно и подойдет для вашей футболки, но читаться, поверьте, будет ужасно. Текст должен быть читабельным; всегда убеждайтесь в том, что текст в достаточной степени контрастирует с фоном.

Если же, вы не можете определиться в степени контрастности, то очень простой совет. Сделайте скриншот вашей странице и в любом графическом редакторе переведите его в gray-scale. Все сразу станет ясно. Как сказал Robert Bringhurst, типографика существует, для того чтобы сделать акцент на содержание .

Возможно это дело вкуса, но объемный текст, сложнее читать на контрастном фоне (пример на картинке, белый текст на черном (или темном) фоне).

Как часто вы видите книги с таким оформлением?

Такой контраст может использоваться только для небольшого объема текста, но и тем не менее, читать такой текст в любом случае тяжело.

Размер

В последнее время, в моду стали входить очень мелкие размеры шрифтов. Особенно, это модно на flash-сайтах. Если честно, то я сам очень любил мелкие шрифты, по типу такого , но со временем, начал понимать что это издевательство над пользователем.

Многие дизайнеры, свою любовь объясняют так, типа: «надень очки, я делал шрифты для нормальных читателей », или «это отражает мой минималистический подход к дизайну ».

Не делайте размер шрифта основного контента ниже 10-12px.
Понятно, что на вашем 65-дюймовом плазменном мониторе все смотрится отлично, но я сомневаюсь, что все так же хорошо, на обычном 15-19-дюмовом мониторе.

Иерархия

Манипуляция со шрифтами – это лучший способ выделить содержание текста. Выделение цветом и рамкой, конечно же, могут помочь, но правильная расстановка размера текста может гораздо лучше помогает читателю в определении основного контента страницы.

А это значит, что ваш читатель, который очень спешит, всегда сможет быстро подчеркнуть для себя главное.

Иерархия может достигаться и другими путями. Мы лишь затронули размер шрифта.
Также можно варьировать стилями, к примеру, сделать все прописными буквами или использовать курсив в подзаголовках. Миксование Serif и sans serif тоже может дать неплохой результат.

Пространство

Дайте вашему тексту дышать. Не бойтесь оставлять пустые места, они лишь помогут сконцентрировать внимание читателя на тексте и так как текст важнейшая составляющая, пусть он будет увиден.

И еще не забывайте о межстрочном интервале, расстояние должно быть минимум 140% от размера шрифта (свойство CSS line-height).

Лучшие дизайнеры шрифтов бьются за микро-пространство в своих шрифтах. Они проводят множество часов, в поисках идеального баланса, между черным цветом букв и окружающих их белого фона.

Так же нельзя упускать из внимания и пространство между блоками текста.
Помните, это не правила, это лишь советы. Старайтесь следовать им – КОНТРАСТ , РАЗМЕР , ИЕРАРХИЯ и ПРОСТРАНСТВО – и вы сами убедитесь, что качество web-типографики в ваших проектах, станет расти ввысь, как одно из суфле Gordon Ramsay.

А насчет обезьян – это была шутка;)

Вы уже используете рисунки и изображения, чтобы привлечь внимание к важному содержимому документов. Теперь можно применять такие же типы форматирования, используемые для этих рисунков и изображений, непосредственно к тексту документа. В отличие от WordArt из более ранних версий Word текстовые эффекты применяются к реальному тексту документа, поэтому его можно редактировать, проверять орфографию, добавлять эффекты к стилям абзацев, букв, списков или таблиц.

К текстовым эффектам относятся градиентные заливки, настраиваемые тени, отражение, свечение, сглаживание, багетные рамки, а также готовые параметры коллекции для быстрого применения согласованного набора эффектов.

Примечание . Теперь при доступе к команде WordArt на вкладке «Вставка» в Word 2010 открывается изменяемое текстовое поле, в котором можно использовать текстовые эффекты, описанные здесь. Эти же эффекты также можно применять к любому тексту в Microsoft PowerPoint 2010 и тексту рисунков в Microsoft Excel 2010. Текстовые эффекты были представлены в PowerPoint и Excel в наборе Office 2007 и называются в них объектами WordArt.

Коллекция «Текстовые эффекты» находится на вкладке «Главная» в группе «Шрифт»

Чтобы просмотреть дополнительные текстовые эффекты, отсутствующие в коллекции «Текстовые эффекты», в группе Шрифт щелкните значок вызова диалогового окна. В нижней части диалогового окна «Шрифт» щелкните Текстовые эффекты, чтобы открыть диалоговое окно с эффектами, такими как градиентные заливки, линии и объемные рамки.

Оформление OpenType
В Word 2010 можно придать наглядность тексту с помощью профессиональных функций оформления шрифтов OpenType. Например, изучите возможности оформления OpenType в существующих шрифтах, таких как Calibri, Corbel и Cambria. Или поработайте с Gabriola — новым шрифтом в Office 2010, предлагающим широкий диапазон стилистических наборов.

Word 2010 поддерживает следующие возможности оформления OpenType.

. Лигатуры . Лигатуры позволяют оформить текст как профессиональный типограф-ский документ за счет совмещения пар символов.

. Стилистические наборы . Используйте стилистические наборы, чтобы добавить документам изысканности, как показано на рисунке.

Текст со шрифтом Gabriola, в котором используются стилистические наборы 1, 4 и 7.

. Альтернативные числовые формы и интервалы . Управляйте внешним видом и структурой чисел в тексте с помощью числовых форм и интервалов

. OpenType кернинг . При применении уже известной функции кернинга шрифта в Word 2010 теперь используются значения OpenType, если они доступны для данного шрифта, для получения более точного результата, заданного создателем шрифта.

Несколько возможностей оформления OpenType также доступны в приложении Microsoft Publisher 2010.

Word

Придать документу визуальную глубину можно несколькими способами. Можно вставить графический элемент WordArt - набор готовых текстовых объектов, позволяющих колоритно растягивать и изгибать текст. К уже введенному тексту, отдельному тексту и тексту в надписях можно применять различные стили.

Вставка объекта WordArt

    Word 2016 для Mac: на вкладке Вставка нажмите кнопку объект WordArt .

    Word 2011 для Mac: на вкладке Элементы документа в разделе Текстовые элементы , нажмите кнопку WordArt и нажмите кнопку объект WordArt, который вы хотите.

    Введите нужный текст.

    В меню Формат выберите пункт Шрифт .

    В разделе Эффекты выберите Малые прописные .

Создание отражения

Создание тени

Создание эффекта свечения

Создание других эффектов

К тексту в надписях и к объектам WordArt можно применять и другие эффекты. Например, можно изогнуть текст или придать ему объемный эффект

Создание тени (режим совместимости)

В режиме совместимости открываются документы, созданные в предыдущих версиях Word или сохраненные в более раннем формате.


Дополнительные материалы

PowerPoint

Придать документу визуальную глубину можно несколькими способами. Можно вставить графический элемент WordArt - набор готовых текстовых объектов, позволяющих колоритно растягивать и изгибать текст. Текст в надписи или объект можно отформатировать в различных стилях.

Выполните одно из указанных ниже действий.

Применение текстовых эффектов к существующему тексту

Вставка объекта WordArt

Форматирование текста как малых прописных

    Выделите строчный текст, буквы в котором требуется заменить на малые прописные.

    В меню Формат выберите пункт Шрифт .

    В разделе эффекты или Основные эффекты выберите малые прописные .

Создание зеркального отражения текста

С помощью средства "Надпись" можно создать зеркальное отражение текста (например, для печати на специальной бумаге и последующего нанесения на ткань).

Создание отражения

Создание тени

Создание эффекта свечения

Применение объемного эффекта

Создание багетной рамки

Изгибание текста

Дополнительные сведения

Excel

В Excel доступны различные способы улучшения внешнего вида текста. Можно вставить графический элемент WordArt - набор готовых текстовых объектов, позволяющих колоритно растягивать и изгибать текст. Кроме того, можно применять различные стили к тексту в надписях.

Выполните одно из указанных ниже действий.

Применение текстовых эффектов к существующему тексту

Вставка объекта WordArt

    В меню Вставить выберите пункт WordArt .

    Введите нужный текст.

Создание зеркального отражения текста

С помощью средства "Надпись" можно создать зеркальное отражение текста (например, для печати на специальной бумаге и последующего нанесения на ткань).

    В меню Вставить выберите пункт Надпись .

    Начертите контур надписи и введите текст.

    Щелкните границу надписи, а затем в меню Формат выберите пункт Фигура .

    На вкладке « эффекты » области Формат фигуры щелкните Поворот объемной фигуры и в разделе Поворот в поле X введите 180 .

Создание отражения

Создание других эффектов

К тексту в надписях и к объектам WordArt можно применять и другие эффекты. Например, можно создать для текста тень или эффект свечения, а также изогнуть надпись или сделать ее объемной.

Использование

Часто их используют просто для художественного эффекта, однако в типографике для них существует реальное практическое применение. Иногда в начале статьи или главы первая строка или её часть набрана капителью. Это простой и элегантный способ ввести читателя в текст.

Если вы наберёте аббревиатуру обычными прописными, то визуально она будет слишком сильно выделяться. Согласно стандарту это и есть одно из мест для практического применения капители.

В английском языке «А.М» (до полудня) и «P.М» (после полудня) также набираются капителью.

Как сделать

У большинства программ в меню для форматирования или работы со шрифтом есть команда «изменить все выбранные строчные буквы на маленькие прописные». Если такой команды нет, наберите текст большими прописными и затем уменьшите выбранные буквы примерно до 70% от размера в пунктах основного шрифта. Это способ для второсортных проектов.

Но если вы занимаетесь типографикой профессионально, вам придётся разориться на шрифт, созданный специально для маленьких прописных. Когда вы просто уменьшаете размер шрифта (то же самое делает компьютер, когда вы используете команду меню), все пропорции уменьшаются, и тощина штрихов маленьких букв уже не соответствует толщине обычных прописных в том же предложении.

Если вам необходимо использовать шрифт, у которого нет подходящего набора для маленьких прописных, попробуйте использовать полужирное начертание (если есть) для капители, чтобы при уменьшении их размера, их толстые штрихи тоже сократились. Или вы можете попробовать изменить неподходящий размер маленьких прописных — если компьютер устанавливает размер капители на 70%, попробуйте изменить его, скажем, на 82%, чтобы он лучше подходил по толщине штрихов.

Есть всего лишь несколько гарнитур, которые включают в себя «реально нарисованные» маленькие прописные. Это буквы, дизайн которых совершенно изменён специально для того, чтобы они подходили по размеру и толщине к соответствующим заглавным буквам.

Читабельность и разборчивость капители

Маленькие прописные читаются не легче, чем все обычные прописные. Хотя капителью иногда набирают цитаты и заголовки.

Используйте их, когда потеря читабельности и разборчивости оправданы. Чем больше по объёму текст, набранный капителью, тем меньше вероятность того, что его кто-нибудь прочтёт.

Источник: Р. Уильямс «Недизайнерская книга о шрифтах».

Для сокращений в обычном тексте используют капитель с разрядкой. Это разумное правило касается почти всех сокращений, кроме двухбуквенных географических акронимов или аббревиатур личных имён.

Некоторые типографы предпочитают использовать капитель для почтовых индексов (San Francisco, CA 94119) и географических акронимов, состоящих более чем из двух букв. Например, USA (США) или испанский аналог этой аббревиатуры los EEUU (los Estados Unidos, испанское сокращение для США), Sydney NSW (Сидней, штат Новый Южный Уэльс). Но когда в тексте встречаются и длительные, и короткие сокращения, необходимо соблюдать единообразие. С точки зрения типографа предпотительнее использовать капитель в шрифтах с тонкими элементами и мелким очком строчных, а прописные — в шрифтах с мощными формами и крупным очком строчных.

В истории шрифтового дизайна наклонная капитель была спроектирована и нарезана для ограниченного числа гарнитур. В принципе её можно сделать при помощи цифровой машинерии, наклоняя капитель прямого начертания, но лучше выбрать гарнитуру, включающую наклонную капитель, например, Minion Роберта Слимбаха, или вовсе обойтись без неё.

Такие сокращения, как CD (СД), TV (ТВ), USA (США), UFO (НЛО) набираются прописными или капителью, потому что мы их произносим по буквам. Сокращения типа UNESCO (ЮНЕСКО), ASCII (АСКИИ) и FORTRAN (ФОРТРАН), которые произносятся не по буквам, а как единое слово, в принципе по законам языка должны писаться строчными буквами, но пока правила их написания находятся в процессе определения. Когда автор текста включает их в свой язык и к ээтому же призывает читателей, приходит время и типографу внести эти аббревиатуры в общепринятый язык типографики, проявлением чего является набор их строчными буквами (Unesco, Ascii (или ascii) и Fortran. Другие сокращения, например, laser или radar, уже прошли этот длительный путь.

Людей, которым приходится оформлять текстовые материалы, можно условно разделить на три категории: тех, кто не делает в тексте вообще никаких выделений, тех, кто знаком только с одним методом выделения (например, назначение слову начертания Bold), и тех, кто совсем не знает в этом меры (например, начертание Bold Italic с разрядкой и на выворотке). Яркий пример людей первого типа - большинство авторов ЖЖ. Там не то что выделения - даже знаки препинания не всегда есть. Вторые теоретически представляют, что в Word есть кнопки «Ж», «К», «Ч» и их можно нажимать поочередно или в комбинациях. Третьи знают все возможности текстовых редакторов и с удовольствием ими пользуются.

Если для ведения записей в личном блоге или для составления докладных знание правил выделения тех или иных частей текста не столь важно, то при наборе учебной и научной литературы оно просто необходимо. Правила применения выделений отработаны годами и применяются для того, чтобы читателю было удобно ориентироваться в тексте, комфортно воспринимать и запоминать его. Выделения в тексте позволяют подчеркнуть основные положения или выводы автора, новые термины, сделать логические ударения на некоторых словах или группах слов и т.д.

Обычно выделению подлежат следующие тестовые элементы:

  • логические усиления - логическая акцентировка отдельных слов или целых предложений;
  • термины - в научной, научно­технической и учебной литературе;
  • собственные имена - географические названия в тексте, фамилии авторов в библиографических списках, имена действующих лиц в драматических произведениях, иногда фамилии ученых в научных монографиях (при первом упоминании) и др.;
  • определения, правила, примеры, цитаты, ремарки в драматических произведениях и другие выделяемые элементы текста.

Приемы выделения делятся на три группы: шрифтовые, нешрифтовые и комбинированные.

Шрифтовые приемы выделения

По степени заметности (от меньшей к большей) выделительные начертания шрифтов можно расположить в следующей последовательности: капитель; курсив светлый строчной; полужирный прямой строчной; курсив полужирный строчной; прописной шрифт (прямой и курсив); шрифт, отличающийся по степени насыщенности гарнитуры от основного текстового шрифта (например, рубленый при основном наборе антиквенным).

Капитель отличается от строчного алфавита по начертанию всего семи букв: А, Б, Е, Р, С, У и Ф. Поэтому она может быть применена либо только для сравнительно незначительных выделений, либо в текстах, предназначенных для читателей, которые хорошо владеют техникой чтения и без труда замечают даже отдельные буквенные изменения в слове или фразе. Например, в научных изданиях и вузовских учебниках капителью нередко выделяются (как в основном тексте, так и в библиографических списках) собственные имена или термины, набранные латиницей. Кстати, для выделения набранных латиницей терминов капитель наиболее приемлема, так как в латинском алфавите капительных букв не семь, как в русском, а 16 (А, В, С, D, Е, F, G, Н, I, К, L, M, N, Р, R и Т). Кроме того, капитель - подходящий способ выделения имен действующих лиц в изданиях драматических произведений.

Курсив светлый строчной - более универсальный прием текстовых выделений по сравнению с капителью. Он особенно часто применяется в языковедческой литературе для выделения примеров (слов и предложений). Светлый курсив вполне пригоден также для выделения терминов, кратких формулировок, определений и правил в учебных и научных изданиях. В изданиях художественной литературы, особенно во внутренних ремарках в драматических произведениях, этот способ выделения более приемлем, чем разрядка или полужирный шрифт.

Менее пригоден светлый курсив для выделений крупных кусков текста (от шести и более строк) из­за меньшей, по сравнению с прямым шрифтом, удобочитаемости. Однако в документальных текстах (например, для имитации рукописных записей), в исторических, историко­литературных произведениях, мемуарной литературе выделение крупных кусков текста светлым курсивом вполне допустимо.

Крайне нежелательно применять курсив для выделения в изданиях для детей младшего возраста, в учебниках для 1­го класса и в массовой литературе, так как он затрудняет восприятие текста читателями, имеющими плохие навыки чтения.

Полужирный прямой строчной - наиболее универсальный шрифтовой прием выделения. Он пригоден для детских книг, почти для всех учебников, словарей и справочников, для ведомственных инструкций и т.д. Однако из­за чрезмерной резкости выделения этот прием не подходит для большинства монографических изданий по искусству, а также для произведений художественной литературы.

Курсив полужирный строчной может применяться для выделения в тексте в двух случаях: если внутри фразы, выделенной светлым курсивом, нужно выделить какие­либо слова или буквы (например, в грамматических текстах), а также если все остальные простые шрифтовые приемы выделения (строчной полужирный прямой, курсив светлый) уже использованы для выделения других элементов текста (например, в учебниках по географии или в словарях).

Полужирный курсив явно не подходит для выделений в изданиях для детей дошкольного и младшего школьного возраста, в учебниках для 1­го класса и в художественной литературе, поскольку такой резкий прием выделения затрудняет восприятие текста.

Прописной шрифт - очень сильный и поэтому редко применяемый прием выделения в тексте. Он мало пригоден для детских изданий, так как из­за резкого изменения рисунка шрифта усугубляются трудности чтения и усвоения текста. В случае крайней необходимости можно выделить прописным шрифтом не более двух­трех слов подряд. Если выделение начинается с абзаца, оно может быть воспринято как заголовок, что дезориентирует читателя.

Рубленый, или брусковый, шрифт в тексте, набранном шрифтом другой гарнитуры , - наиболее заметный способ шрифтового выделения. Он пригоден для выделений в детских книгах и в языковых монографиях, а также в научно­справочных и официально­справочных изданиях.

Нешрифтовые приемы выделения

Набор вразрядку часто применяется не только для выделения логических усилений в тексте, но и для оформления мелких заголовков, верстаемых в подбор к тексту. Разрядка непригодна в следующих случаях:

  • если издание предназначено для малоподготовленного читателя (издания для детей младшего возраста, учебники для 1­го класса);
  • если необходимо выделить целые предложения (определения, формулировки, правила), так как в этом случае сильно снижается скорость чтения;
  • в стихотворных текстах, где разрядка может нарушить ритм чтения.

Разрядка может быть эффективно применена как способ выделения в уже выделенном тексте.

Втяжки левосторонние - удачный прием выделения примечаний, введенных в основной текст и набираемых шрифтом того же кегля, что и основной текст, примеров в учебниках, цитат в научной и научно­популярной литературе и т.д. Размер втяжки должен превышать установленный в данной публикации абзацный отступ по крайней мере на одну кегельную ширину (то есть на ширину двух букв «Н»).

Втяжки двусторонние крайне редко применяются в простых по изложению и по форме текстах, так как левосторонний отступ - это уже достаточный ориентир при чтении и просмотре любых текстов. Исключением можно считать выделение примеров с использованием вертикальных линеек для большей наглядности.

Подчеркивание - доходчивый и простой прием выделения особо значимых мест текста в учебных, справочных и других типах изданий.

Отчеркивание - также доходчивый и достаточно эффективный прием выделения, так как он в некоторой степени имитирует способ выделения, применяемый самим читателем, когда тот отчеркивает на полях ряд строк текста, имеющих для него особое значение. Наиболее приемлем этот способ выделения для усиления примеров, отдельных особо значимых цитат, различных формулировок или правил, подчеркнутых автором, и т.п.

Выставлять отчеркивающие линейки на полях не рекомендуется из­за усложнения верстки полос. Поэтому вертикальные линейки обычно ставят в пробеле, образуемом втяжкой. Отчеркивающие линейки можно ставить с одной или с двух сторон выделяемого текста.

Рамки - очень эффективный прием выделения. Но слишком частое повторение рамок снижает их эффективность. Рамки могут применяться в формульных текстах для выделения особо значимых формул, а также в некоторых учебниках (например, по математике, физике, химии) для основных законов и правил, в детских книгах и букварях для выделения ударных слов или отделения друг от друга рисунков и фрагментов текста и т.д.

Выделение вторым цветом - прием, который может быть применен для детских книг и букварей, так как отдельные слова, отпечатанные цветной краской, особенно привлекают к себе внимание детей. Сюда же можно отнести печать вывороткой. Однако выворотка крайне нежелательна для детских изданий. В основном она применяется в акциденции.

Комбинированные приемы выделения

Комбинированные приемы предполагают сочетание шрифтовых приемов с нешрифтовыми, например курсивные слова, набранные вразрядку, или замкнутый в рамки набор полужирным шрифтом.

Дисциплина или издание

Выделяемая часть текста

Прием выделения

Учебники для 1-4-х классов

Отдельные буквы и слова

Прямым полужирным или второй краской

Русский язык

1. Отдельные слова в тексте упражнений.

Прямым полужирным

2. В объяснительном тексте:

логические усиления (со 2-го класса);

Разрядкой

грамматические термины;

Прямым полужирным

грамматические примеры, 1-2-й классы;

Прямым полужирным

то же, 3-4-й классы;

Курсивом светлым

отдельные буквы и части слов в примерах, 1-2-й классы;

Прямым полужирным

то же, 3-4-й классы;

Курсивом полужирным

примеры-образцы, 1-2-й классы;

Прямым полужирным

то же, 3-4-й классы.

Курсивом светлым

3. Правила и определения

Втяжкой в 24 пункта с отчеркиванием линейками с боков

Арифметика

1. Правила.

Прямым полужирным

2. Определения, 1-2-й классы,

Прямым полужирным

то же, 3-4-й классы

Курсивом полужирным

Книги для чтения

Слова-примеры или образцы, 1-2-й классы,

Прямым полужирным

то же, 3-4-й классы

Естествознание и история

1. Логические усиления.

Разрядкой

2. Термины и определения

Прямым полужирным

География

1. Логические усиления.

Разрядкой

2. Термины и определения.

Прямым полужирным

Курсивом полужирным

Учебники для 5-10-х (11-х) классов

Математика, астрономия

1. Логические усиления.

Разрядкой

2. Термины и правила.

Прямым полужирным или курсивом светлым

3. Определения

Курсивом светлым

Физика и химия

1. Логические усиления.

Разрядкой

2. Термины.

Курсивом светлым

3. Правила.

Прямым полужирным

4. Определения

Курсивом полужирным

История, литература, психология, ботаника, зоология, анатомия

1. Логические усиления.

Разрядкой

2. Термины и другие выделения

География

1. Логические усиления.

Разрядкой

2. Термины.

Курсивом светлым или прямым полужирным

3. Собственные имена (географические)

Курсивом полужирным

Грамматика

1. Логические усиления.

Разрядкой

2. Грамматические термины и правила.

Прямым полужирным

3. В объяснительном тексте, правилах и определениях:

грамматические примеры;

Курсивом светлым

выделение букв, частей слов и слов в примерах.

Курсивом полужирным

4. В иллюстрирующем тексте (упражнениях).

Прямым полужирным

5. Слова-образцы.

Курсивом светлым

6. Транскрипция отдельных звуков

Курсивом светлым

Иностранные языки

1. В иностранном тексте и заданиях.

Прямым полужирным

2. В объяснительном тексте, определениях и правилах:

логические усиления;

Разрядкой

Прямым полужирным

примеры - иностранные слова;

Прямым светлым

выделения в выделениях, буквы и части слов;

Прямым полужирным

русский перевод;

Курсивом светлым

выделения в русском переводе;

Курсивом полужирным

фонетическая транскрипция.

3. В словарях:

иностранные слова;

Прямым полужирным

фонетическая транскрипция;

Прямым светлым в квадратных скобках

русский перевод;

Прямым светлым

грамматические ремарки

Курсивом светлым

Учебники для техникумов, колледжей, профессионально-технических училищ

Гуманитарные и общественные науки, медицина, изобразительные
и прикладные искусства, архитектура

1. Логические усиления, формулировки, определения.

Курсивом светлым

2. Термины

Разрядкой

Математика, физика, химия, техника

1. Логические усиления.

Разрядкой

2. Определения и правила.

Курсивом светлым или прямым полужирным

3. Термины

Прямым полужирным

Техника и технология

(для профтехучилищ и пр.)

1. Логические усиления.

Разрядкой

2. Правила и определения.

Прямым полужирным

3. Термины

Курсивом полужирным

Учебники для вузов, научные и научно-производственные издания

История, литература, философия, право, искусство, педагогика,

экономика

1. Логические усиления.

Разрядкой

2. Термины.

Курсивом светлым

3. Собственные имена

Капителью или разрядкой

География, палеонтология, естествознание, медицина, этнография, антропология

1. Логические усиления.

Разрядкой

2. Термины первого вида.

Курсивом светлым

3. Термины второго вида.

Курсивом полужирным или прямым

полужирным

4. Собственные имена

Капителью или разрядкой

Физика, химия, техника, математика

1. Логические усиления.

Разрядкой

2. Термины.

Прямым полужирным или курсивом светлым

3. Формулировки.

Курсивом светлым

4. Собственные имена

Капителью или разрядкой

Языковедение

1. Логические усиления.

Разрядкой

2. Термины.

Разрядкой или прямым полужирным

3. Примеры-предложения, слова, буквы.

Курсивом светлым

4. Выделения букв, слов, частей слов в примерах.

Курсивом полужирным

5. Фонетическая транскрипция.

Прямым светлым в квадратных скобках

6. Собственные имена

Капителью или разрядкой

Научно-справочные издания

Энциклопедии

1. Основные слова.

Прямым прописным полужирным

Курсивом светлым

3. Логические усиления и термины.

Разрядкой

Разрядкой

Научные и научно-производственные справочники

1. Алфавитные слова.

Прямым полужирным

2. Термины.

Курсивом светлым или прямым полужирным

3. Логические усиления

Разрядкой

Словари двуязычные

1. Основное слово.

Прямым полужирным

2. Фонетическая транскрипция.

Прямым светлым в квадратных скобках

3. Перевод слова.

Прямым светлым

4. Пояснительные ремарки.

Курсивом светлым

5. Слова в примерах, дополняющие основное слово.

Прямым светлым

6. Слова в примерах, дополняющие перевод

основного слова.

Прямым светлым

7. Условные сокращения вариантов словообразования.

Прямым полужирным

8. Условные сокращения грамматических форм

(например, окончание множественного числа).

Прямым светлым

9. Условные сокращения грамматические

(например, указание рода)

Курсивом светлым

Словари толковые

1. Основное слово.

Прямым прописным полужирным

2. Смысловое значение слова.

Прямым светлым

3. Варианты основного слова, меняющие его смысл.

Прямым полужирным

4. Примеры применения основного слова.

Курсивом светлым

5. Транскрипция слова на различных языках.

Прямым светлым в квадратных скобках

6. Фонетическая транскрипция.

Прямым светлым в квадратных скобках

7. Условные сокращения вариантов грамматических

Прямым светлым

8. Условные сокращения грамматические

(например, указание рода).

Курсивом светлым

Прямым светлым

По всей рукописи должна быть выдержана единообразная система шрифтовых выделений в тексте. Если в тексте имеются смысловые, терминологические и условные выделения (единиц измерения, фамилий авторов в списках литературы или в библиографических сносках), то каждой группе этих выделений надо присвоить особый прием (шрифтовой или графический) с тем, чтобы на протяжении всего издания значение его не менялось. Надо помнить, что большое количество выделений в тексте создает пестроту набора и тем самым затрудняет процесс чтения.

Рекомендуемые способы выделения в тексте учебных, научных, научно­производственных и научно­справочных изданий приводятся в таблице. Замечу, что эти рекомендации не являются догмой. Важно помнить, что выделяться должны только действительно нужные фрагменты текста, а выделения должны быть единообразными для всех соответствующих структурных элементов.

Надо отметить, что некоторые авторы справочников, например А.Э.Мильчин и Л.К.Чельцова в «Справочнике издателя и автора» (М.: АСТ, 1999), отдельно упоминают внутритекстовые (скрытые в тексте) заголовки как вид выделения. Но, поскольку этот случай больше относится к рубрицированию текста и оформлению заголовков, он должен рассматриваться отдельно.

В самом начале статьи я забыл упомянуть о четвертой категории людей, оформляющих текстовые материалы, - о тех, кто хорошо знает и грамотно использует упомянутые правила. Им эту статью можно было не читать.



Онлайн калькуляторы