Известный ученый, профессор Калифорнийского университета Майкл Мерцених уверен, что мозг человека может сохранять все свои функции до конца жизни. Тогда почему же с наступлением старости системы мозга истощаются?
По мнению ученого, причина в том, что мы не соблюдаем одно единственное условие, которое вполне нам по силам. Мы расскажем, что это за условие.
Мерцених считает, что основная причина ухудшения памяти с возрастом - это снижение скорости обработки информации. Из-за снижения скорости мозг начинает плохо фиксировать новые события в наших нервных системах. Что в свою очередь снижает точность, силу и остроту восприятия. Возникает проблема «сигнал - шум», когда нейроны передают расплывчатые сигналы всем последующим нейронам в цепи («неясные как на входе, так и на выходе»). Проще говоря, как можно что-то хорошо запомнить, если мы не способны это четко зафиксировать (получаем расплывчатые сигналы)?
Мерцених утверждает, что система становится более зашумленной по двум причинам. Прежде всего из-за того, что «все со временем летит ко всем чертям». Однако главная причина заключается в том, что мозг не получает должной тренировки.
«В детстве, - пишет Мерцених, - мы проходим период интенсивного обучения. Каждый день приносит что-то новое. Затем, начав трудовую деятельность, мы активно учимся и приобретаем новые навыки и способности. Продвигаясь все дальше и дальше по жизни, мы действуем как пользователи тех навыков и способностей, которые освоили».
Проблема в том, что в зрелости мы редко беремся за задания, требующие большой концентрации внимания, редко пытаемся освоить новую сферу знаний или овладеть новыми навыками. Такие виды деятельности, как чтение газеты, работа по хорошо знакомой специальности и использование родного языка, связаны, главным образом, с повторным использованием освоенных навыков, а не с обучением. К тому времени, когда мы приближаемся к своему семидесятилетию, системы мозга, регулирующие его пластичность, могут прозябать без систематического использования уже лет пятьдесят.
Именно поэтому изучение нового языка в пожилом возрасте улучшает и сохраняет память в целом. Это занятие, требующее высокой концентрации внимания, активирует систему управления пластичностью и поддерживает ее в хорошей форме. Это помогает сохранять четкие воспоминания любого типа.
Мерцених поясняет, что полезно все, что требует высокой концентрации внимания: обучение новым видам двигательной активности, решение сложных головоломок или смена рода деятельности, связанная с приобретением новых навыков. Мерцених - ярый сторонник изучения новых языков в пожилом возрасте: «Постепенно вы будете оттачивать все заново, и это принесет вам огромную пользу».
То же самое можно сказать о подвижности нашего тела. Если вы будете просто исполнять те танцы, которые выучили много лет назад, это не поможет вам сохранить двигательную кору мозга в должной форме. Чтобы ваш мозг продолжал жить, вы должны учиться чему-то действительно новому, требующему высокой сосредоточенности.
Движение - жизнь
Физическая деятельность необходима нам не только потому, что она помогает создавать новые двигательные нейронные карты, но потому, что… мозгу постоянно нужен кислород. Ходьба, езда на велосипеде, плавание или кардиоваскулярные упражнения укрепляют сердце и снабжающие мозг кровеносные сосуды и помогают людям, занимающимся этими видами деятельности, чувствовать себя в лучшей психической форме. Об этом говорил еще римский философ Сенека две тысячи лет назад.
На самом деле мозг укрепляется под действием всего, что поддерживает сердце и сосуды в хорошей форме, включая здоровую диету. При этом не обязательно заниматься длинными и утомительными тренировками в спортзале - достаточно согласованных естественных движений конечностями. Даже простая ходьба в хорошем темпе стимулирует рост новых нейронов.
Физические упражнения стимулируют нашу сенсорную и двигательную кору, а также поддерживают систему равновесия нашего мозга. С возрастом эти функции начинают ослабевать, делая нас подверженными падениям и лишая возможности выйти из дома. А ничто так не ускоряет атрофию мозга, как пребывание в одной и той же обстановке. Однообразие разрушает нашу допаминовую систему и систему внимания, которые очень важны для сохранения пластичности мозга.
Образование является одним из основных факторов , который оказывает содействие человеку в его ориентации в динамичной социально-экономической среде. Люди с высоким уровнем образования могут в значительно большей степени реализовать возможности, предоставляемые техническим прогрессом и процессами глобализации экономики. Уровнем образования определяется трудовой и социальный статус личности, ее положение в социальной иерархии, качество жизни.
Перемены, произошедшие в общественном развитии стран Центральной и Восточной Европы за последние двадцать лет, нашли отражение во всех сферах социально-экономической и политической жизни. В контексте европейской интеграции изменения в обществе, в экономике, в стандарте жизни требуют новых социальных приоритетов в развитии личности. Информационное общество предопределяет развитие экономики, высоких технологий, повышенные требования к качеству рабочей силы. С особой значимостью выделяются вопросы, связанные с формированием новых компетенций и ускоренной мобильности социального поведения. Все это предъявляет новые требования к интеллектуальному уровню общества, в том числе и к системе образования и обучению на протяжении всей жизни.
Образование и обучение на протяжении всей жизни в контексте Лиссабонской стратегии с 2000 г. и Стратегия «Европа 2020» рассматриваются как ключевой фактор достижения общей цели создания конкурентной и динамичной европейской экономики, основанной на знаниях. Обучение на протяжении всей жизни служит необходимой предпосылкой улучшения социального положения, формирования гражданской позиции, личностной и профессиональной реализации и повышения возможностей занятости. Акцент ставится не на преподавании знаний, а на развитии индивидуальных способностей и потенциала людей учиться.
Социальное значение образования определяется и необходимостью его статистического изучения. Удовлетворение потребности в информации об образовании как самостоятельной социальной сферы предполагает разработку системы информационного обеспечения и анализ его состояния и развития. Основой этой системы служат статистические показатели для характеристики образовательной деятельности, посредством которых измеряется интеллектуальный потенциал нации, уровень и качество знаний и умений населения. В этом аспекте целью настоящего доклада является рассмотрение методологических концепций статистики образования, в частности, обучения на протяжении всей жизни в Республике Болгарии и анализ показателей его состояния и развития.
Обеспечение экономического и социального роста в странах Европейского союза создает необходимость значительных изменений условий и требований к образовательной подготовке населения, при этом особое значение придается качеству образования, доступности образования, эффективности образовательной системы, непрерывности образования, открытости образования.
Качество образования оценивается не только количеством изучаемых предметов и объемом соответствующего курса, а прежде всего, умением учиться, готовностью и способностью к самообразованию и самоанализу. С другой стороны, качество образования зависит от уровня образования и квалификации преподавательского состава.
Доступность качественного образования обеспечивается через распределение расходов на образование между субъектами образовательной системы -обществом, семьей, отдельной личностью. Доступ к образованию повышается и посредством введения новых образовательных технологий, дистанционного обучения, методов сертификации знаний и т. д.
Эффективность образовательной системы связана с ее внутренней организацией, использованием потенциала учебных заведений, финансовыми ресурсами, количеством учащихся и т.д.
Непрерывность обучения (обучение в течение всей жизни) предполагает обеспечение возможностей, позволяющих людям повышать свою квалификацию, менять сферу своей профессиональной реализации.
Открытость образования находит выражение в создании такой системы обучения, которая соответствует потребностям обучающихся. Потребность в самореализации отдельной личности лежит в основе системы открытого обучения.
Статистика образования в Республике Болгарии создана на основе Регламента 425/2008 г. Европейского парламента и Совета развития системы образования и обучения на протяжении всей жизни, Международной стандартной классификации образования – 97 ((International Standard Classification of Education ISCED – 97) и сопутствующего ей руководства, действующей нормативной базы Болгарии в области образования. Одновременно с этим, основная часть методологии статистических исследований формируется методическими документами статистической службы Европейского союза (Евростат), связанными с заполнением, так называемого UOE (UNESCO/OECD/EUROSTAT) -вопросника по образованию (совместный проект Юнеско, ОЭСР и Евростата).
Основным источником информации об образовании населения в Республике Болгарии служит перепись населения, текущая статистическая отчетность и специально организованные выборочные исследования. Программа переписи включает в себя вопросы об образовательном статусе отдельных лиц и их участии в образовательном процессе. Текущая статистическая отчетность находит выражение в ежегодно проводимых исчерпывающих исследованиях, характеризующих деятельность образовательных институций и образовательный процесс. Выборочные исследования связаны со сбором информации в различных направлениях, таких как продолжающееся профессиональное обучение, образование и обучение на протяжении всей жизни и т.д.
Статистическое исследование обучения на протяжении всей жизни обусловлено потребностью в адекватной информации об оценке степени достижения поставленных целей на европейском уровне. Целью исследования является установление и анализ проблем, связанных с образованием и обучением взрослых (лиц в возрасте от 25 до 64 лет) в странах Европейского союза через обеспечение сравнительных данных об оценке участия населения в обучении на протяжении всей жизни. В Болгарии это выборочное наблюдение проводится по единой методологии и через общий гармонизированный вопросник, разработанный Статистической службой Европейского союза и адаптированный к болгарским условиям Национальным статистическим институтом.
Объект исследования (основная целевая совокупность) – население в возрасте от 25 до 64 лет и отдельные его группы по различным темам. За единицу наблюдения взяты отдельные лица в избранных семьях. Выборка формируется через двухстепенной стратифицированный гнездовой отбор, таким образом обеспечивая представительность и стохастическую точность результатов.
Методологические концепции наблюдения требуют дефиниции следующих понятий:
Обучение на протяжении всей жизни определяется как совокупность всех видов учебной деятельности, предпринимаемых в течение жизни с целью приобретения знаний, умений, компетенций и опыта в личных, житейских, социальных и других, связанных с занятостью, перспективах.
Учебные виды деятельности – это виды деятельности отдельных личностей, организованные и направленные на улучшение познаний и умений. Основным критерием разграничения учебных видов от неучебных видов деятельности является целенаправленность обучения – конкретная деятельность должна иметь предварительно определенную цель и быть организована одним из нескольких возможных способов. В охват видов учебной деятельности включаются формальное образование и обучение, неформальное обучение и самостоятельное обучение.
Формальное образование дефинируется как регулярное образование детей и молодежи, обычно начинающееся в возрасте 5-7 лет и продолжающееся до 2025 лет, полученное в системе школ, колледжей, университетов и других образовательных институций. Степени формального образования в Болгарии, соответствующие Международной стандартной классификации образования – 97, представлены следующим образом:
- Дошкольное образование – ISCED 0 (возраст 3-6 лет, продолжительность 4 года).
- Начальное школьное образование – ISCED 1 (с I по IV класс, возраст 7-10 лет, продолжительность 4 года).
- Основное образование – ISCED 2А (с V по VIII класс, возраст 11-14 лет, продолжительность 4 года).
- Среднее образование – ISCED ЗА, 3С (с IX по XIII класс, продолжительность 4, 5, 6 лет).
- Профессиональное обучение по окончании среднего образования -ISCED 4С (возраст, начиная с 19 лет, продолжительность 2 года).
- Высшее образование, образовательно-квалификационная степень “профессиональный бакалавр” – IECED 5В.
- Высшее образование, образовательно-квалификационная степень “бакалавр” и “магистр” – IECED 5А.
- Аспирантура – IECED 6.
Для нужд исследования образовательные степени агрегируются в три уровня образования:
а) низкое образование, в которое включаются случаи без образования, незаконченное начальное школьное, основное образование, т.е. степени по IECED 0, 1, 2;
б) среднее образование, в котором объединяются все виды среднего образования, включая и профессиональное после окончания среднего, т.е. степени по IECED 3, 4;
в) высокое образование, включающее все степени высшего образования, т.е. степени по IECED 5В, 5А, 6.
Неформальное образование определяется как организованное и поддерживаемое обучение в и вне образовательных институций, которое обслуживает лиц всех возрастов. В него включены образовательные программы по обучению грамотности взрослых, виды деятельности по получению житейских умений, трудовых умений, общей культуры и т.д.
Самостоятельное обучение организовано и структурировано в более низкую степень и может проводиться в семейной среде, на рабочем месте и т.д.
Данные, полученные в результате исследования, дают возможность сформировать социально-демографический профиль анкетируемого лица посредством ответов на вопросы: пол, возраст, место жительства, законченная степень образования или профессиональная квалификация, трудовой статус. Второй модуль информации характеризует участие лиц в различных формах неформального и самостоятельного обучения (частные уроки или курсы, семинары или рабочие встречи обучающего характера, обучение на рабочем месте и другие). Третий массив информации создает условия для оценки возможностей образования и обучения на протяжении всей жизни и доступа к ним. Через комплексный анализ информации могут быть раскрыты проблемы и препятствия участию населения в этом процессе и установлено общественное мнение об отношении личности к обучению в течение всей жизни в соответствующей стране.
По данным Национального статистического института в Болгарии самую высокую долю составляет население со средней степенью образования – более 53% населения в возрасте от 25 до 64 лет. Относительные доли лиц с низким и с высоким образованием почти равны, с легким перевесом низкого – 24% и 23%. Образовательная структура по этому признаку является одним из важных критериев качества трудовых ресурсов в стране, и в последнее десятилетие наблюдается тенденция продолжительного улучшения. Это находит выражение в устойчивом возрастании количества и доли людей с более высокой степенью образования.
Образовательный статус оказывается важным фактором и по отношению к уровню безработицы. Более высокая степень образования гарантирует большую вероятность занятости. Данные показывают, что около 54% безработных -это лица с низкой степенью образования, и едва 7-8% – с высокой.
Структура населения по участию в отдельных формах образования и обучения характеризуется низкой относительной долей лиц в активном трудовом возрасте старше 25 лет, которые охвачены системой формального образования – чуть более 1%. Естественно, формальное обучение охватывает лиц в типичном для обучения возрасте от 7 до 24 лет.
Участвующие в неформальных формах образования и обучения занимают значительную относительную долю – более 30% от наблюдаемых лиц. Почти для всех участников неформальное обучение связано с работой и проводится только и преимущественно на рабочем месте. И в этой форме обучения преобладает доля участвовавших в неформальном обучении лиц с высшим образованием, которая составляет более 50% населения в возрасте от 25 до 64 лет. Лица со средней степенью образования – около 38%, а самая малая доля приходится на лиц с низким образованием – только 15% из них обучались в неформальных формах.
В целом отношение населения Болгарии к образованию и обучению взрослого населения положительное. Около 75% из них считают, что обучение и повышение квалификации, знания и умения в различных формах и в различном возрасте являются важным фактором статуса в занятости, успешной профессиональной реализации, уровня безработицы. Согласно данным Евростат, среди стран (на данный момент 18), в которых было проведено исследование, Болгария занимает десятое место с показателем около 36% уровня участия в образовании и обучении на протяжении всей жизни.
Положительное отношение к обучению на протяжении всей жизни (независимо от того, что оценка субъективна) может рассматриваться как результат различных причин: вступление Болгарии в Европейский союз, активные действия и политика государства в области образования и обучения, изменившиеся отношение и настрой работодателей и мотивация занятых лиц к обучению взрослого населения, реализация ряда европейских программ неформального обучения и т.д. Участие в обучении на протяжении всей жизни порождает значимые последствия как для отдельной личности, которая независимо от возраста и полученного формального образования имеет возможность полноценно реализовать свой потенциал, так и для рынка труда, на котором реализуется этот человеческий ресурс.
Ничто и никогда не происходит случайно в мире, в котором мы живем. Всегда есть причина для всего, даже для самой мельчайшей вещи или незначительного события. На протяжении всей нашей жизни мы сталкиваемся с самыми разными людьми. Не все знакомства, контакты и отношения в конечном итоге заканчиваются удачно, поэтому мы испытываем массу эмоций и, конечно же, получаем опыт и извлекаем уроки. Считается, что за свою жизнь мы обычно встречаем пять разных типов людей: все они по-разному на нас влияют, и каждый из них выполняет свою миссию. Что же это за типы?
1. Пробуждающие нас люди
Как мы знаем, мало кто приходит в нашу жизнь, чтобы остаться в ней навсегда. В основном люди появляются и со временем исчезают или просто уходят, но причина их присутствия в том, что вселенная пытается отправить вам сообщение. Она напоминает вам о ваших же целях и мечтах, а также помогает понять, насколько важны те люди, которых вы принимаете как должное, думая, что они будут рядом постоянно. «Пробудители» приходят в нашу жизнь только, чтобы дать «волшебный пинок», то есть заставить нас переосмыслить все ситуации и двигаться в правильном направлении. Они в буквальном смысле встряхивают и пробуждают.
2. Люди-напоминания
Если «пробудители» обычно пытаются увести нас с неправильно выбранного пути и устранить негатив, то «напоминатели» – это те, кто появляются, чтобы напомнить нам, что мы движемся в верном направлении. Они приходят в нашу жизнь в тот момент, когда нам нужна поддержка и мотивация, когда мы ослабли и очень хотим поддаться малодушному желанию сдаться и отказаться от своих замыслов. Эти люди как раз и становятся нашими мотиваторами, поддерживающими наше вдохновение и не дающими нам расслабиться.
3. Люди-толкатели
Итак, вы прекрасно себя чувствуете, значит, вам нужно и дальше идти своим путем, чтобы продолжать расти и развиваться, правильно? Вот тут-то и появляются «толкатели». Рассматривайте их, как самых настоящих учителей и наставников. Они заставляют вас сделать все возможное и даже больше. Рядом с ними вы выкладываетесь по полной, чтобы только добиться результатов и успеха в конечном итоге. Толкатели встречаются нам на каждом этапе жизни, и они учат тем вещам, которым трудно обучиться самостоятельно.
4. Прохожие
Название этого типа звучит странно, но оно отлично само себя объясняет. Это те, кого вы видите в транспорте, в кафе, да где угодно, но в первый и последний раз. Вы сталкиваетесь с ними, ведете о чем-то разговор, порой очень глубокий и содержательный, но потом расходитесь навсегда – без имен, без телефонных номеров, без ничего! Ваша память «записывает» таких людей надолго, и они оставляют заметные следы в вашей душе. Но это единственное, что вы будете помнить о них. Они – своеобразные посланники свыше, дающие вам какой-то кусочек информации, которая затем, возможно, станет частью одного огромного пазла.
5. Хранители
Это те, кто приходят в вашу жизнь, чтобы остаться. Они хранители. В большинстве случаев таких людей мало, и найти их не так уже легко. Но если уж они возникли на вашем пути, то, скорее всего, с него больше не уйдут – и это стоит того. Это близкий друг, потенциальный партнер и даже член семьи. Он учит вас чему-то, когда вам нужен наставник; он утешает вас, когда вам нужны ободряющие слова и напутствия; он делает глупости и дурачится вместе с вами. Этот человек научит вас зрелому отношению и будет тем, кто станет неиссякаемым источником вашего самосовершенствования.
Для достижения такой цели ничто не может заменить официальную систему образования, в рамках которой каждый приобщается к многообразным формам обучения различным дисциплинам. Ничто не может заменить авторитета учителя, а также диалог между учителем и учеником. Все великие мыслители, занимавшиеся проблемой образования, неоднократно указывали именно на этот аспект проблемы. Задача учителя - передать ученику все то. что человечество накопило в виде знаний о самом себе и о природе, об основных достижениях в области созидания и творчества.
Образование на протяжении всей жизни -центральная проблема для общества
На пороге XXI века концепция образования на протяжении всей жизни приобретает ключевое значение. Она выходит за рамки традиционного различия между первоначальным образованием и непрерывным образованием. Она является ответом на вызов, которой бросает нам мир, в котором изменения происходят очень быстро. В этом нет ничего нового, поскольку в предыдущих докладах по образованию уже подчеркивалась необходимость возобновлять образование каждый раз, когда человек сталкивается с новшествами, появляющимися как в его личной, так и профессиональной жизни. Подобная необходимость существует и приобретает все более насущный характер. Этот вопрос нельзя решить без того, чтобы каждый научился учиться.
Однако в результате глубокого изменения традиционного образа жизни возникают новые требования, которые вынуждают нас лучше понять другого, лучше понять мир Необходимость взаимопонимания, мирных обменов и (почему бы и нет?) гармонии - вот в чем больше всего нуждается наш мир.
Подобная позиция Комиссии привела к тому, что она уделила особое внимание четырем основополагающим принципам образования. Речь идет о том, чтобы научиться жить вместе, развивая знания о других, их истории, традициях и образе мышления. Исходя из этого, необходимо выработать новый подход, который, именно благодаря осознанию растущей взаимозависимости, приводит к совместному анализу рисков и вызовов, ожидающих нас в будущем, и подвигает нас к осуществлению совместных проектов или к разумному и мирному решению неизбежных конфликтов Некоторые могут сказать, что это утопия. Но такая утопия жизненно необходима для того, чтобы разорвать порочный круг цинизма или отказа от борьбы.
Lifelong Learning – это концепция непрестанного, добровольного поиска новых знаний, который вдохновляется как профессиональными, так и личными причинами. Подобный образ жизни способствует профессиональному росту и конкурентоспособности человека на рынке труда, и при этом является важнейшей частью личностного роста. При этом в масштабах страны массовое принятие этой концепции благотворно сказывается на формировании человеческого и интеллектуального капитала и его качестве, а тем самым помогает развитию экономики.
Концепция непрерывного обучения предполагает, что оно должно охватывать людей независимо от их возраста и сферы деятельности, и при этом предоставлять им возможности для реализации и развития абсолютно любых учебных интересов и предпочтений.
Стадии Lifelong Learning
Выделяют основные стадии непрерывного обучения, основанные на возрасте обучающихся.
Первая группа – обучающиеся возрастом от 6 до 24 лет. Они, как правило, обучаются в специальных образовательных учреждениях, от начальной школы до высших учебных заведений. Но этим дело не ограничивается, ведь помимо формального обучения, дети и молодые люди учатся и в собственной семье, участвуют в общественных организациях, общаются со множеством людей, вращаются в определенной культурной среде – все это представляет собой неформальное обучение, которое, наряду с формальным, закладывает основы интеллектуального, социального и эмоционального развития человека.
Вторая группа – это взрослые возрастом от 25 до 60 лет. Хотя формальное образование к этому времени, как правило, закончено, люди все же не прекращают обучаться. Они могут заниматься профессиональным развитием, как формально, так и неформально, получать дополнительное образование, заниматься научной работой, а кроме того, они обучаются, решая задачи своей рабочей и повседневной жизни, расширяя круг знакомств и кругозор, путешествуя, осваивая новые умения и заводя новые увлечения.
Третья группа – это обучающиеся старше 60 лет. В этот период жизни люди обычно получают прекрасную возможность посвятить себя своим интересам и увлечениям – это может быть социальная работа, путешествия, изделия ручной работы и многое другое. Пожилым людям необходимо чувствовать осмысленность своей жизни, именно поэтому так важна поддержка, которую общество могло бы оказывать их непрекращающемуся развитию и обучению.
Философия и содержание Lifelong Learning
Что же является содержанием Lifelong Learning? Условно можно выделить четыре основных направленности обучения: обучение знаниями, обучение умениям, обучение взаимодействию с другими людьми (разрешение конфликтов, развитие коммуникативных навыков, социализация, толерантность к иным культурам и так далее) и саморазвитие, что затрагивает все возможные сферы самосовершенствования – физическую культуру, интеллектуальное развитие, развитие эмоциональной компетентности и эстетической восприимчивости, наконец, духовность.
Таким образом, Lifelong Learning – это всестороннее развитие личности, с одной стороны, и способ содействия развитию всего общества, с другой.
Особенности Lifelong Learning
Хотя традиционное, формальное обучение является очень значительной частью концепции, особое значение для нее имеют такие виды обучения, как самостоятельное и неформальное.
По сути, вся жизнь человека представляет собой неформальное обучение. Оказываясь в самых различных ситуациях, встречая на своем пути самых разных людей и завязывая с ними те или иные отношения, приобщаясь к родной культуре и изучая чужие, разрешая разнообразие встающих перед ним проблем, человек обучается. Он приобретает новые ценности, установки, взгляды, знакомится с разными точками зрения, открывает для себя новые проблемы, приобретает новые знания и овладевает новыми умениями. Все это в огромной степени и составляет суть непрерывного обучения.
Lifelong Learning непредставимо без личной мотивации каждого обучающегося. Концепция предполагает, что обучение происходит добровольно, и никто, кроме самого человека, не несет за него ответственности. Поэтому очень большую важность имеют личностные черты каждого – возможно, только потенциального – обучающегося, и главное – его желание учиться. Интересно, что причин материального характера недостаточно, чтобы заставить людей учиться. Необходимо, чтобы им был приятен и интересен сам процесс обучения, а не только его возможные результаты.
Причины, по которым люди учатся, очень разнообразны, и при этом тех, что связаны с профессией или желанием улучшить своё благосостояние, не так уж много. Люди учатся, чтобы углубить свой профессионализм или начать собственное дело, - но при этом ничуть не реже обучение нужно им затем, чтобы расширить свой кругозор и углубить знания, чтобы познакомиться с новыми людьми, войти в те или иные сообщества, или просто чтобы стать увереннее в себе и развить в своем характере желаемые черты и качества.
А поскольку дело обстоит именно так, и в силу того, что каждый сам ответственен за непрерывное обучение, то оно происходит в подавляющем большинстве случаев за счет самих обучающихся, при минимальной поддержке государства.
И еще одна отличительная черта Lifelong Learning, как уже упоминалось выше, состоит в том, что оно открыто для всех, независимо от возраста обучающихся.
Кадры