Из чего можно сделать чеканку. Чеканка: делаем брелок-книжечку своими руками. Мастер-класс по объемной чеканке из фольги своими руками

Художественная обработка металла пришла к нам из древности, когда человек научился плавить и обрабатывать металл. В отличие от штамповки из форм (матриц) или литья, чеканка на металле глубже передает мастерство человеческих рук и сохраняет своеобразную оригинальность почерка мастера. В чеканке на металле следует избегать мелочности и натурализма изображений.

Для работы лучше брать медные, латунные или алюминиевые листы толщиной 0,2-0,6 мм. Алюминиевые листы можно брать толщиной от 0,4 до 0,8 мм. Перед тем, как приступать к работе, следует отрезать пластину по размеру задуманной композиции, но с запасом 3-5 мм на бортики. Края листа тщательно обрабатывают по краям напильниками надфилями так, чтобы не было заусенцев.

Медную заготовку надо сначала раскалить, разогрев докрасна, а затем быстро погрузить в воду. Латунную пластинку после нагревания охлаждают, не погружая в воду. Алюминиевые листы не надо нагревать совсем.

Для работы нужны молоточки различных профилей, пуансоны, чеканы, гладилка. Все перечисленные инструменты следует обработать как можно усерднее, добиться правильной формы рабочей поверхности, отшлифовать и отполировать. Перед шлифовкой и полировкой инструменты следует раскалить, затем закалить и снова шлифовать и полировать чеканку, пока не исчезнут все вмятины и царапины.

Для чеканки нужно иметь два слесарных молотка с квадратным и круглым концами, киянку для кровельных работ, пробойники разных размеров, 3-4 зуботехнических молоточка, один из которых следует оставить таким, как он есть, а остальные переделать, как показано на рисунке. Из пробойников можно сделать разные чеканы и пуансоны. Чеканы и пуансоны изготавливают из стальных прутьев диаметром 10-16 мм, длиной 100-120 мм. Раскаленные прутки обрабатывают различными напильниками, обтачивают на точиле и шлифуют наждачной бумагой, и, наконец, полируют полировочной пастой для стали. После обработки пуансоны и чеканы надо снова закалить. Для этого их разогревают до вишнево-красного цвета и погружают в воду или масло. Хорошо закаленные чеканы или пуансоны напильник не берет. Новичку-чеканщику надо иметь набор чеканов и пуансонов различных размеров и формы.

С металлом надо обращаться осторожно, чтобы не было разрывов. Когда изображение проработано с одной, внутренней стороны, лист металла переворачивают лицевой стороной и начинают работать над фоном, опуская металл вокруг фигуры, делая его рельефным. Так повторяют несколько раз, пока не получат законченной композиции.

Когда есть общий объем фигуры, фона и различных деталей, можно переходить к фактурной обработке изделия — передачи характера поверхности фигуры, фона, деталей. Она бывает гладкой, шероховатой, покрытой точками или вмятинами. Фактуру обрабатывают на свинцовой или деревянной подстилке. Большие вмятины делают на мягкой подстилке, мелкие — на твердой. Чеканка фона должна отличаться от характера чеканки фигуры. Когда работа над фигурой, фоном и деталями завершена, металлическую пластину надо отбортовать. Сгиб и отбортовка будут ровными в том случае, если линию загиба наметить гладилкой или карандашом под металлическую линейку. Загнув бортики под прямым углом к металлической плите или деревянному брусу, можно перейти к завершающей стадии обработки изделия: чернению, полировке и осветлению.

Чернение и осветление металла при чеканке

Чернение заключается в том, что медь или латунь быстро покрывают каким-либо окислителем. Латунь чернят азотной кислотой, подогревая пластинку на огне. Надо следить, чтобы кислота не попала на руки, из-за чего ее наносят на чеканную пластину ваткой, или кусочком ткани, привязанным к палочке. И обязательно это делать в вытяжном шкафу или на воздухе. Подогревают металл на газовой горелке или паяльной лампе, поднося к огню сторону, не покрытую кислотой. Изделие держат над огнем плоскогубцами. Сначала работа позеленеет, а при дальнейшем нагревании — почернеет. Можно несколько раз покрывать кислотой и подогревать.

Для чернения меди пользуются поташом и серой: две части поташа и одну часть серы пережигают над огнем и разводят в кипятке; в эту смесь обмакивают кисть или ватку и покрывают металл. Медь чернят без нагревания.

После чернения нужные места осветляют, натирая их войлоком или полировочной пастой. Законченную работу размещают на деревянной доске.

Чтобы перенести рисунок на металл, нужна гладилка, ее изготавливают из стальной полоски 1,5х15 мм или 2×20 мм. Рабочий конец гладилки обрабатывают, прикрепляют ручку и гладилка готова. Надо только во время обработки рабочей части следить, чтобы кончик был несколько закругленным, так, чтобы при продавливании линий изображения не прорезать металлическую пластинку.

Для чеканки требуется также стальная, свинцовая или деревянная плита, войлок, смола, смешанная с цементом или мелом. Эти материалы подкладывают под металлическую пластинку, когда наносят рисунок. Как подложкой можно пользоваться твердой замазкой или глиной. Для работы необходимы ножницы для металла, плоскогубцы, угольник, напильники и металлическая линейка. Чеканку начинают с переноса рисунка на металлическую пластинку, для этого композицию прикрепляют скрепками к пластинке так, чтобы она не скользила, и гладилкой продавливают контур изображения на металл. После того как перенесли контур, надо гладилкой, молоточками, чеканом и пуансонами извлечь металл так, чтобы на пластинке образовался рельефный рисунок.

Пластинку с нанесенным контуром рисунка кладут на смолу, глину, войлок или другую подстилку лицевой стороной вниз и с обратной стороны бьют молоточками, чеканами и пуансонами по внутреннему контуру, в результате чего образуется рельеф.

Сегодня мы вам продемонстрируем мастер-класс по изучению техники чеканки из самой обычной фольги быстро и легко своими руками для детей поэтапно. Чеканка – это древнее искусство художественной обработки тонкого листа металла, вид металлопластики. В старину подобные изделия были очень дорогими, так как способ их изготовления был весьма трудоемким. Металлический лист приходилось тонко расплющивать вручную, а затем с ювелирной аккуратностью и точностью наносить на него точечный рисунок при помощи специальных инструментов. Такая техника применялась, например, для изготовления окладов икон, где сочеталась с другими способами украшения металлической поверхности: гравировкой, чернением и вставками из драгоценных камней.

Изучаем пошаговый мастер-класс: чеканка из фольги своими руками

Сейчас же простейшую имитацию чеканки способен выполнить даже ребенок. В продаже можно найти для этого уже готовые наборы для творчества:

Но, пожалуй, интереснее и, несомненно, гораздо дешевле сделать поделку самим от начала и до конца, придумав свой рисунок, причем материалы для такой поделки можно не только купить в магазине, а даже взять самые бросовые.

Рассмотрим поэтапно, как выполнить такую работу самостоятельно.

Подготовка материалов:
  1. Основа для творчества: лист фольги. Можно купить уже готовый лист плотной фольги (это проще и безопаснее для самых маленьких творцов), а можно использовать, например, пустую алюминиевую банку из-под лимонада: чем банка выше, тем больше получится изделие.
  2. Полумягкая подложка под фольгу: толстая картонка, пластиковый, резиновый или фетровый коврик. Подложка нужна для того, чтобы металлический лист продавливался при нажатии на него инструментом. Помните: чем жестче фольга, тем мягче должна быть подложка, и наоборот: тонкий лист быстро прорвется.
  3. Инструмент для нанесения рисунка: любая палочка с заостренным концом, подойдет не пишущая ручка, рукоятка кисточки, палочка для суши и т.п.
  4. Шаблон или трафарет, по которому будет создаваться работа. Рисунок может быть взят из книги, распечатан из интернета, а можно придумать его самим.
  5. Ножницы канцелярские или хозяйственные (только ни в коем случае не берите ни портновские, ни парикмахерские!).
  6. Линейка.

В итоге на вашем столе должен получиться примерно такой набор материалов и инструментов:

…или же вот такой, если вы готовы взяться за работу чуть посложнее:

Порядок работы:
  1. Вырезаем жестяной лист из банки. Такой способ подойдет для ребят постарше, или же тут могут помочь родители. Нужно аккуратно, чтобы не порезаться, отрезать у банки верх и дно, разрезать получившуюся трубку вдоль и расправить ее, чтобы получился ровный лист. При помощи линейки выровнять края, ножницами ровно их обрезать. Дошкольникам и младшим школьникам лучше таких сложных операций не совершать, а использовать готовые листы фольги.
  2. Положить фольгу на подложку лицевой стороной вниз: рисунок на готовом изделии получится в зеркальном отображении. Можно сверху наложить трафарет и аккуратно провести с нажимом палочкой по контуру, а можно нарисовать свою картинку на фольге маркером и только потом продавливать изображение палочкой. Можно рисовать сплошной линией, короткими штрихами, точками. Осторожно: постарайтесь не прорвать фольгу!
  3. С помощью линейки палочкой с нажимом начертить рамку по контуру работы, отступив по одному сантиметру от каждого края.
  4. Готовое изделие можно вставить в рамку или осторожно приклеить на картонку, загнув края листа фольги вокруг картонной основы. Девочки могут украсить свою работу самоклеящимися стразами или раскрасить ее прозрачными гелевыми красками с блестками.

Осталось только поставить вашу чеканку в качестве украшения на полочку или повесить на стену. А можно и порадовать подарком на любой праздник родных или друзей.

Возможны и другие вариации изготовления подобных работ – как попроще, так и посложнее. Представляем вашему вниманию несколько видео-инструкций для детей по изготовлению имитации чеканки на фольге.

Видео по теме статьи

Чеканку делали еще в древние времена и такие изделия были такими дорогими, что лишь богатые могли позволить себе такую роскошь. Сейчас в наше время не только каждый может купить ее, но и сделать в домашних условиях. Каким образом? Об этом пойдет речь в нашей статье. Мы рассмотрим мастер-класс чеканки из фольги своими руками, которую можно повесить или же поставить у себя дома. В качестве подарка она тоже отлично подойдет. Для начала мы рассмотрим простой вариант создания чеканки.

Начинаем с простого

В любом магазине вы всегда сможете приобрести уже готовые наборы для творчества. Но гораздо интереснее сделать все от начала до конца самому, а также придумать рисунок. От вас необходимы только усилия и терпение.

Материалы понадобятся следующие:

  • лист фольги или же банка алюминиевая;
  • подложка под лист фольги. Важно: чем толще лист фольги, тем мягче должна быть подложка. В качестве подложки подойдет фетр, резина;
  • для нанесения рисунка потребуется инструмент. В качестве него может послужить палочка для суши, кисточка (ее твердый кончик), не пишущая ручка и прочее;
  • трафарет, шаблон рисунка, а можно и самим придумать;
  • ножницы;
  • линейка.


Начнем изготовлять чеканку. Берем банку. Оба донышка отрезаем. Теперь разрезаем баночку с одного края и расправляем так, чтобы получился лист. Теперь линейкой расправляем краешки и обрезаем их. Не исключен вариант использования листа фольги.

Теперь кладем материал лицевой стороной вниз на подложку. Рисунок потом получится в зеркальном отображении. Теперь кладем трафарет на лист и с помощью инструмента продавливаем картинку. Можно продавливать либо сплошной линией, либо прерывистой. Теперь подобным образом вы можете сделать и рамку.

Подарок родным и близким

Каждый ребенок хоть раз, но дарил своим родителям подарки, сделанные своими руками. Несомненно, родители были счастливы, видя маленький сюрприз от своего малыша. Одним из вариантов подарочка может стать чеканка для папы. Сегодня мы рассмотрим поэтапно, как можно сделать милую «Машинку».

Нам понадобится:

  • фольга;
  • картон;
  • инструмент (кисточка, палочка для суши);
  • шаблон или трафарет;
  • подложка (ею может оказаться альбом или фетр).

Пожалуй, начнем. Кладем альбом, на него фольгу, а затем и шаблон следующим образом:

Точно по контуру обводим наш рисунок инструментом.

После того как провели линии, убираем шаблон и получается следующее.


Теперь с помощью того же инструмента делаем точки вокруг машинки.


Чеканим теперь отдельные детали машинки. Можно начать с окошек.

Переверните теперь фольгу и обведите по контуру ту же детальку.

Если перевернуть работу, то вот что должно получиться:

Делаем затем и остальные части машины по такому же принципу.


Теперь переворачиваем фольгу и обводим по контору и по деталькам машинки инструментом еще раз.

В итоге вы получаете такой прекрасный подарочек для своих родителей.

Теперь обратной стороной вверх кладем на стол нашу работу. Возьмем картон.

Затем наложите картон на фольгу.

Материал разработали:
педагог дополнительного образования
ЦДТ «Царицыно»
Ганжинова Анна Михайловна
Методист ЦДТ «Царицыно»
Некрасова Елена Николаевна

Изготовление панно с созданием эффекта чеканки из фольги

Одним из изысканных видов обработки металлов является художественная чеканка. Техника
чеканки очень древняя, развивающаяся на протяжении многих веков. Она была известна в Древнем
Египте, в Древней Греции и Риме. С давних времен применялась чеканка в искусстве Ирана, Китая,
Индии и Японии. Значительное развитие чеканка получила в эпоху Возрождения в странах Западной
Европы. Высокого совершенства она достигла в домонгольской Руси и вновь расцвела в
древнерусском искусстве ХV-ХVII вв.

Этот вид искусства подразумевает получение рельефных изображений на металле: выполняется
ударами особым молотком по специальным инструментам - чеканам. Работы ведутся по поверхности
листа, положенного на эластичную подложку из особой смолы, в основном по лицевой стороне. При
изготовлении сосудов ее заливают внутрь.
Чеканка широко распространена при изготовлении различных декоративных художественных
изделий из меди, алюминия, латуни и других материалов (о технике чеканки см. приложение №2).
Тиснение по фольге представляет собой предельно упрощенный вариант чеканки по металлу, не
требующий использования специальных инструментов и оборудования, доступен детям.
Фольга – это тонкий листовой металл толщиной до 0,2 мм. Фольга появилась в XIX в., когда
металл стали раскатывать на блюминге. Раньше металл плющили до тонкости фольги молотком,
поэтому она была очень дорогой и применялась редко, например, на окладах к иконам.

Очень похожа на чеканку металлопластика, только ее выполняют специальным инструментом
- давильником.
Для работы с очень тонкой фольгой в качестве давильника можно использовать простую
шариковую ручку или обыкновенный грифельный карандаш.
Нас интересует создание эффекта чеканки из фольги, так как это панно делали дети-
дошкольники. Работа с фольгой позволяет узнать свойства металла и в то же время увидеть
возможности рельефа. Ребятам понравилось, что с фольгой просто работать, налицо результат, они
видят, что своими руками можно создавать красивые вещи, украшающие дом. Рельефы из фольги
могут также служить украшением альбомов, шкатулок, оригинальных поздравительных открыток.
Особенности материала
 При изготовлении любой модели нужно помнить, что рельеф должен быть не высоким и не
должен иметь острых частей, иначе фольга может лопнуть. Для получения хорошего отпечатка
целесообразно распределить насыщенность изображения элементами равномерно по всей
поверхности модели.
 Также необходимо учитывать появления световых бликов, в связи со значительной
светоотражающей способностью фольги. Блики могут либо помочь выявлению объема, либо
привести к разрушению зрительного восприятия объекта в целом. Чтобы избежать
нежелательного светового эффекта, нужно стремиться все поверхности выполнять в виде
плоскостей и поменьше допускать сферических форм и «пузырей». Тогда световые пятна будут
возникать не случайно на местах вздутий, а распределятся по границам переходов одной
плоскости в другую, способствуя лучшему контрасту и выявлению объема.
Материалы и оборудование:
 Карандаш.
 Бумага для эскизов.
 Копировальная бумага.
 Фольга в рулоне.
 Ручка (для тиснения рисунка).
 Картон для основы.
 Клей ПВА.
 Нитки для вязания и шнуры.
 Картон для плоских деталей.
 Краски акриловые.
 Клеевой пистолет (для педагога).
Этапы выполнения панно:

  • Выполнить эскиз рисунка на бумаге или непосредственно на плотной основе. Можно взять готовый рисунок и скопировать его. Достаточно нанести основные контуры.
  • Нанести по контурам рисунка клей ПВА.
  • Приклеить детали последовательно. Если есть большие плоские детали, то вначале приклеить их, а затем приклеить нитки на контуры рисунка (или шнуры).
  • Дать время для того, чтобы детали хорошо приклеились к основе и высохли.
  • Смазать работу тонким слоем клея ПВА.
  • Покрыть всю работу фольгой, тщательно прижимая к деталям. Размер фольги должен быть больше размера основы.
  • Загнуть фольгу по краям - аккуратно и плотно.
  • Края подклеить .
  • Доработать тупым концом ручки желаемые детали рисунка .
  • Нанести краску на всю работу .
  • Снять слой краски с наиболее выпуклых частей рисунка. Лучше протирать нежными прикосновениями с помощью тампона или губки.
  • По желанию можно нанести на отдельные участки рисунка краски других оттенков .
  • Приклеить с помощью горячего пистолета верѐвочку для подвешивания панно на стену.

Полная версия документа:

Чеканка по металлу - один из древнейших видов декорирования металлических изделий. Это способ нанесения определенных узоров методом их выбивания на металлической поверхности. При этом на поверзности металла появляется определенный рельеф, который и создает полную картину узора.

Теперь у вас появилась возможность делать различные браслеты, медальоны, брелоки в такой технике. Сегодня мы с вами создадим брелок-книжечку с надписью "Family".

Материалы и инструменты , которые понадобятся нам для работы в технике чеканка для изделия брелока-книжечки

  1. Молоток для чеканки "ELVAS" MSH-01
  2. Ножницы по металлу "ELVAS" MKH-01
  3. Набор штампов для чеканки по металлу "ELVAS" NMH-02
  4. Металлический блок "ELVAS" MBH-02
  5. Тиски-пробойник "ELVAS" TMH-01
  6. Пробойник для разметки "ELVAS" PHM-01
  7. Металлический лист для чеканки цвет медь "ELVAS" MLH
  8. Набор фигурных штампов для чеканки "ELVAS" NFH-01
  9. Проволока для плетения "GAMMA"AW-1 d 1 мм №01 под серебро
  10. Линейка с резиновой основой
  11. Линейка с геометрическими фигурами
  12. Трубочка малая DC-050/10 №02 под медь
  13. Пинцет "GAMMA" TW-201
  14. Разметочный циркуль
  15. Резиновая киянка
  16. Чертилка
  17. Круглогубцы изогнутые "Micron" HTP-14
  18. Тонкогубцы "Micron" HTP-15
  19. Бокорезы "Micron" HTP-11
  20. Надфиль
  21. Металлическая вата

1. На металлическом листе меди "ELVAS" АРТ. MLH разметим странички будущего брелока-книжечки. Для изготовления квадратных страничек проще всего воспользоваться готовым трафаретом, в этом случае понадобится линейка с геометрическими фигурами .

2. Для разметки воспользуемся чертилкой. В нашем случае квадратные странички позволят сэкономить место на листе, если мы совместим стороны квадратов.

3. Для вырезания размеченных страничек нужно воспользоваться ножницами по металлу ELVAS MKH-01.

Чтобы не оставлять отпечатки пальцев на листе меди, наденем трикотажные х/б перчатки.

4. Вырезать удобнее сначала вдоль общей линии до конца, затем разделить совмещенные стороны.

5. В результате вырезанные странички будут немного деформированы.

6. Выпрямим странички с помощью деревянной или резиновой киянки, также может подойти резиновый молоток. Лучше, если размер бойка будет больше размера странички - так можно почти полностью избежать следов от бойка на поверхности.

7. Ножницы оставляют острую кромку, которую, как и углы, необходимо обработать надфилем. Кроме того, немного скруглим углы тем же надфилем.

8. Разметку места под отверстия для соединительных колечек нужно сделать с помощью измерительного циркуля линейки с резиновой основой.

9. Затем сделаем более отчетливые отметки пробойником для разметки «ELVAS» PHM-01. Для этого необходимо совместить кончик пробойника с отмеченной точкой под углом 90°.


11. Место для второго отверстия отмечаем аналогичным образом.

12. В результате работы с пробойником и молотком получаем отчетливые отметки под отверстия.

13.Отмеченные места пробиваем тисками-пробойником ”ELVAS” TMH-01. Используем в работе сторону тисков под диаметр отверстия 1,5 мм.

14. С помощью тисков-пробойника можно без всяких усилий сделать аккуратные отверстия в заготовке.

15. Тем не менее, металл вокруг отверстий может немного деформироваться. Эту деформацию можно убрать с помощью резиновой киянки (см.пункт 6)

16. Далее оформим наши странички. Сначала "отчеканим" нужный текст на обложке. Для этого нам понадобятся набор штампов для чеканки по металлу "ELVAS" NMH-02 (английский алфавит) и молоток для чеканки "ELVAS" MSH-01

17. Важно заранее определить, сколько места займет текст на страничке и какое расстояние нужно будет выдержать между буквами.

Отчеканим первую букву. Удар должен быть сильным. Если вы не уверены, что отпечаток будет отчетливым, сделайте повторный удар.

Внимание: ни в коем случае не убирайте чекан от металла между ударами, иначе можно испортить всю работу.

18. Первая буква готова.

19. Теперь с помощью разметочного циркуля определяем место следующей буквы согласно выбранному дизайну.

22. Текст готов.

23. Добавим декоративные элементы к оформлению нашей обложки, для этого используем набор фигурных штампов для чеканки «ELVAS» NFH-01.

24. Отверстия под соединяющие колечки на следующих страничках будет удобнее сделать, воспользовавшись уже готовой обложкой как трафаретом.

25. Чертилкой сделаем предварительные отметки на второй страничке, совместив ее с готовой обложкой.

26. Затем, как и ранее на готовой обложке, обозначим отметки под отверстия с помощью пробойника для разметки «ELVAS» PHM-01.

27. Используйте тиски-пробойник "ELVAS" TMH-01 для изготовления отверстий на второй и следующих страничках, также воспользовавшись готовой обложкой, как трафаретом.

28. Как уже упоминалось, металл вокруг отверстий после пробивки дыроколом деформируется.

29. Эту деформацию убираем резиновой или деревянной киянкой, либо очень легко постукивая металлическим молотком для чеканки «ELVAS» MSH-01.

30. При выравнивании деформации на изделии отверстие уменьшается. Чтобы добиться нужного размера и увеличить отверстия, необходимо воспользоваться надфилем.

31. Оформим заднюю обложку нашей книжечки. Определим место для основного декоративного элемента - сердечка. Найдем центр обложки.

32. Обозначив обычным карандашом центр квадрата, с помощью фигурного штампа для чеканки « ELVAS» NFH-01 отчеканим сердечко, немного сместив его относительно центра, для придания «изюминки» нашему изделию.

33. Основной элемент на месте.

34. Оформляем отверстия контрастным по цвету металлом. Для этого возьмем подходящие под наши отверстия трубочки-кримпы «GAMMA» DC-061/10 ПОД МЕДЬ.

Такие трубочки используют, например, для сборки бижутерии. Вставим трубочку в отверстие с помощью тонкого пинцета «GAMMA» TW-201.

36. Располагаем обложку над блоком так, чтобы трубочка выступала с обеих сторон обложки на одинаковую длину.

37. Затем с помощью пробойника «Elvas» PHM-01 и молотка для чеканки "ELVAS" MSH-01 очень легким ударом развальцовываем сначала один конец трубочки(трубочки-кримпы изготовлены из очень мягкого металла).

38. В результате вместо цилиндрического конца получаем воронку. То же делаем с другой стороны обложки.

Завершаем обработку отверстий, плотно спрессовав получившиеся воронки ударом молотка с одной и с другой стороны

39. Отверстия под соединительные кольца готовы.

40. Если в процессе обработки странички оказались поцарапаны или на них остались следы от молотка, эти следы можно убрать, отшлифовав их с помощью "металлической ваты".

41. Иногда приходится снимать значительный слой, чтобы избавиться от следов молотка.

42. Когда странички готовы, переходим к последнему этапу: нужно соединить странички в книжечку. Для этого сделаем соединительные колечки.
Нам понадобится проволока для плетения «GAMMA» AW-1 толщиной 1 мм цвет под серебро и любой подходящий цилиндрический пруток из металла нужного диаметра.
Делаем несколько плотных витков проволоки на прутке.

43. Снимаем проволоку с прутка и "откусываем" колечки по одному с помощью бокорезов « MICRON» HTP-11.

44. Обрабатываем острые заусенцы надфилем.

45. Если проволока очень мягкая, она плохо будет держать форму колечка. Колечко будет более твердым, если его отчеканить сферическим бойком молотка.

Это придаст нашему колечку твердую форму.

Таким же образом выполним работу со вторым колечком.

46. Теперь соединим колечками наши странички в книжечку. Разведем концы колечек с помощью тонкогубцев « MICRON» HTP-15 и круглогубцев изогнутых « MICRON» HTP-14.
ВАЖНО: чтобы колечки не потеряли форму, разводить концы каждого колечка нужно не в плоскости колечка, а перпендикулярно его плоскости.

48. Вставляем странички.

49. Сводим концы колечек снова вместе.



Документы