Ульяновский авиастроительный завод. ЗАО «Авиастар-СП

ТАСС-ДОСЬЕ /Валерий Корнеев/. 10 июня 2016 г. исполняется 40 лет Ульяновскому авиационному заводу "Авиастар-СП" - одному из крупнейших авиастроительных предприятий России. В настоящее время завод входит в структуру ПАО "Объединенная авиастроительная корпорация" (ОАК).

История завода

16 апреля 1975 г. вышло постановление правительства СССР о строительстве в Ульяновске авиационного промышленного комплекса (УАПК, в составе самолетостроительного, агрегатного и приборостроительного заводов). Новое предприятие должно было удовлетворить выросшие потребности народного хозяйства и Советской Армии в тяжелых самолетах-"транспортниках".

28 апреля 1975 г. приказ о строительстве комплекса подписал министр авиационной промышленности СССР Петр Дементьев. При этом датой рождения Ульяновского авиазавода традиционно считается 10 июня 1976 г., когда началось возведение производственных площадок будущего предприятия.

30 октября 1985 г. совершил первый полет первый выпущенный УАПК самолет - тяжелый транспортный Ан-124 "Руслан", в том же году предприятию было присвоено имя руководителя советского авиапромышленного комплекса, маршала Советского Союза Дмитрия Устинова (1908-1984).

К концу 1980-х на УАПК работало 36 тыс. человек, по программе серийного выпуска "Русланов" должны были быть построены 60 самолетов. Однако незадолго до распада СССР финансирование армии было урезано, Министерство обороны прекратило закупку новых Ан-124.

Была объявлена программа конверсии, согласно которой УАПК должен был освоить серийное производство среднемагистрального пассажирского самолета Ту-204. Но развернуть его в краткие сроки было невозможно, и коллектив завода практически остался без работы.

В 1990 г. УАПК при участии специалистов АНТК им. Антонова было учреждено акционерное общество "Волга-Днепр" - коммерческий грузовой авиаперевозчик с флотом гражданских "Русланов", который позволил заводу зарабатывать средства, необходимые для поддержания предприятия в рабочем состоянии и освоения в первой половине 1990-х мелкосерийного производства Ту-204.

В 1992 г. УАПК им. Д.Ф. Устинова был преобразован в АО "Авиастар", из состава которого в 1994 г. было выделено АОЗТ "Авиастар - самолетное производство", в дальнейшем - ЗАО "Авиастар-СП".

Предприятие было включено в состав холдинга "Туполев". В 2006 г. завод вместе с "Туполевым" вошел в структуру ОАО (ныне - ПАО) "ОАК". Тогда же было принято решение о возобновлении серийного производства Ан-124 в сотрудничестве с украинскими предприятиями (КБ Антонова, "Мотор Сич"). Впоследствии сроки старта производства неоднократно откладывались по вине украинской стороны, в том числе проблемами с поставкой двигателей. В 2014 г. проект сотрудничества был свернут.

Современное состояние

В настоящее время приоритетным направлением работ на "Авиастаре" является производство Ил-76МД-90А - новой версии тяжелого транспортного самолета Ил-76.

Первый полет модернизированной машины состоялся 4 октября 2012 г., в тот же день контракт на 39 новых "транспортников" на общую сумму в 140 млрд руб. был заключен с Министерством обороны РФ. 21 ноября 2014 г. первый Ил-76МД-90А был передан заказчику, в 2015 г. завод в рамках гособоронзаказа изготовил и поставил заказчику 3 экземпляра Ил-76МД-90А.

С 2012 г. на предприятии монтируются интерьеры и отрабатываются системы пассажирских самолетов Sukhoi Superjet 100 ("Сухой Суперджет 100"; в 2015 г. установлены интерьеры на 11 лайнерах).

По состоянию на 2016 г. "Авиастар" также производит и обслуживает пассажирские и грузовые самолеты семейства Ту-204/214, проводит сервисное обслуживание и модернизацию тяжелых транспортных самолетов Ан-124 "Руслан". Кроме того, ведется сборка опытного экземпляра модернизированного топливозаправщика Ил-78М-90А, первый полет которого запланирован на конец 2016 г.

Также специалисты завода готовятся к изготовлению компонентов для перспективного среднемагистрального пассажирского самолета МС-21. В рамках программы МС-21 "Авиастар-СП" будет выпускать компоненты панелей на отсеки фюзеляжа, подкилевой отсек и отсек вспомогательной силовой установки, двери и хвостовое оперение).

Адрес предприятия: Россия, 432072, Ульяновск, проспект Антонова, 1. Завод имеет представительство в Москве.

Численность промышленно-производственного персонала "Авиастар-СП" в 2015 г. составила около 9,5 тыс. человек.

Собственники

95,54% акций "Авиастар-СП" принадлежит ОАК. Еще 4,46% акций владеет московское ОАО "Туполев" (также входит в ОАК).

Финансовые показатели предприятия отдельно от ОАК не публикуются.

Дочерние компании

Дочернее предприятие "Авиастара" - Центр технического обслуживания и ремонта авиатехники "Авиасервис" (ЗАО ЦТО и РАТ Авиасервис). Размещается на территории завода, занимается гарантийным и послегарантийным обслуживанием, модификацией и покраской авиатехники, обеспечением эксплуатантов запчастями и др.

Руководство

Директорами предприятия были Аполлон Сысцов (в должности с 1975 г. по 1981 г.), Фен Абдуллин (1981-1986), Михаил Пильник (1986-1990), Виктор Михайлов (1990-1996, 2001-2008), Геннадий Коротнев (1997-2000), Юрий Рязанов (2001), Михаил Шушпанов (2008-2010), Сергей Дементьев (2010-2016).

С марта 2016 г. управляющий директор "Авиастар-СП" - Андрей Капустин.

«Авиастар-СП» — крупнейший авиастроительный завод России, входящий в Объединенную авиастроительную корпорацию (ОАК). Предприятие базируется в Ульяновске и производит тяжёлые транспортные самолёты Ил-76МД-90А и пассажирские Ту-204. Раньше здесь выпускались самые большие в мире грузовые самолёты Ан-124 «Руслан». Сейчас завод занимается их сервисным обслуживанием. Кроме того, «Авиастар-СП» участвует в производстве нового магистрального самолёта МС-21 и Sukhoi Superjet 100.


1. Авиастроительный комплекс в Ульяновске был создан в 1976 году. Это самый молодой авиазавод России.

Производственные корпуса предприятия занимают сотни гектаров, а с учётом территории аэродромного комплекса — более 1000. Это равняется площади Васильевского острова в Санкт-Петербурге.

2. Главное административное здание «Авиастара» — пожалуй, самое необычное строение советской архитектуры Ульяновска. Монтаж декоративной капсулы на верхушке производили в 1987 году с помощью вертолёта Ми-10. Эта решётчатая конструкция позволила увеличить общую высоту здания до 100 метров.

3. «Авиастар» - это завод полного цикла, начиная от литья металла и заканчивая передачей готового самолёта заказчику.

Производство состоит из нескольких этапов. После необходимой обработки компоненты попадают в цех агрегатно-сборочного производства, где собираются крылья, оперение, отсеки фюзеляжа.

4. На предприятии работают около 10 000 человек.

5. Почти треть персонала — молодёжь до 35 лет.

6. Производство обеспечивают более 400 единиц оборудования.

7. Автоматизированный центральный комплектовочный склад, где хранятся готовые детали для самолётов.

8. Работы у «Авиастара» хватает. Некоторые сборочные цеха работают в две смены, при необходимости люди выходят сверхурочно.

9. Хвостовое оперение.

10. Автоматическая клёпка.

11. Сборка фонаря кабины штурмана.

12. Основную загрузку заводу даёт серийное производство самолёта Ил-76МД-90А. В 2015 году «Авиастар» передал в эксплуатацию два Ил-76. Третий борт завершает лётные испытания.

13. Всего в производстве «Авиастара» в разной степени готовности находятся порядка десяти самолётов семейства Ил.

15. В семействе Илов, которые производит «Авиастар», есть и другая перспективная модификация — это топливозаправщик Ил-78М-90А. Сегодня завершается стыковка крыла. В 2016 году завод планирует завершить производство первого российского самолёта-топливозаправщика.

16. Постоянно ведётся контроль качества сборки.

17. Цех окончательной сборки.

Площади цеха позволяют одновременно осуществлять сборку как минимум 8 узкофюзеляжных и 3 широкофюзеляжных судов.

18. Длина цеха — 500 метров, ширина — 100.

19. Высота цеха — 36 метров, это как 12-этажный дом.

20. С 1990 года на «Авиастаре» производят самолет Ту-204 различных модификаций. Тогда он был разработан для замены пассажирского самолёта Ту-154.

21. Ту-204-300 — первый российский самолёт, способный на длительные перелёты без дозаправки. К примеру, авиакомпания «Владивосток-Авиа» совершала перелёт Москва-Владивосток за 9 часов без пересадок.

22. Самолёты Ту-204-300 оснащены экономичными двигателями ПС-90А, отвечающими всем требованиям по уровню шума.

23. Наладка систем управления самолётом.

24. Монтаж трубопроводов систем самолёта.

25. Прокладка электропроводки.

26. Работы с носовым обтекателем.

27. Монтаж полки для ручной клади.

28. Сегодня, кроме обеспечения общегражданских целей, Ту-204 используется специальным лётным отрядом «Россия» для управления делами Президента.

29. Ан-124 «Руслан» — тяжёлый транспортный самолёт. Это самый большой в мире серийный самолёт. Уникальные характеристики воздушного судна позволяют делать то, что недоступно другим воздушным судам.

30. Первоначально серийное производство Ан-124 планировалось организовать в Киеве, но в начале 80-х только что заработавший Ульяновский авиазавод решили подключить к строительству «Русланов». Всего предприятие изготовило 36 самолётов этого типа.

31. В настоящее время завод не строит Ан-124, однако продолжает проводить его глубокую модернизацию. Предприятие также занимается поддержанием лётной годности «Русланов» для госзаказчика и авиакомпании «Волга-Днепр».

32.

33.

34. Кабина пилотов Ан-124.

35.

36. Также «Авиастар» совместно с Иркутским авиационным заводом участвует в производстве нового магистрального самолёта МС-21. Завод поставляет агрегаты и отдельные узлы самолёта Иркутскому авиазаводу, где происходит сборка.

37. В 2016 году лётный образец МС-21 уже должен подняться в небо.

38. После окончательной сборки готовые самолёты Ил-76 и Ту-204 транспортируют на лётно-испытательную станцию (ЛИС), которая расположена на базе аэропорта «Ульяновск-Восточный» в 12 км от завода. Так как скорость буксировки составляет 20 км/ч, то этот процесс может занимать до двух часов.

39. Комплекс наземных работ и лётно-технических испытаний самолёта длится 4-5 недель.

40. Тяжёлый транспортный самолёт Ил-76МД-90А является глубоко модернизированной версией хорошо зарекомендовавшего себя Ил-76МД, который производился в Республике Узбекистан на Ташкентском авиационном предприятии.

41. Самолёт предназначен для межрегиональной перевозки войск, тяжёлой крупногабаритной техники, а также десантирования личного состава и грузов. Также самолёт может использоваться для перевозки больных и раненых и тушения пожаров.

42.Из нового — установили современные двигатели, системы управления самолётом, модернизированное крыло и усиленное шасси. Максимальная коммерческая нагрузка увеличена до 60 тонн, а максимальный взлётный вес самолёта доведён до 210 тонн.

43. Грузовая кабина имеет рампу, которая при погрузке и выгрузке может устанавливаться в горизонтальное или любое другое необходимое положение.

Для перевозки людей в грузовой кабине самолета имеются бортовые сидения и устанавливаются съёмные центральные сидения. В однопалубном варианте обеспечивается перевозка более 100 военнослужащих, в двухпалубном — больше.

44. На самолёте реализован принцип «стеклянной» кабины. В ней установлены цифровые дисплеи и 3 интеллектуальных пульта управления.

b>45. . Окрасочное производство размещается в специализированном корпусе размером 96х96х36 метров, оснащенном регулируемой системой микроклимата и защиты окружающей среды. Комплекс оборудования позволяет выполнять все процессы мойки, чистки, удаления старого и нанесения нового эпоксидного или полиуретанового покрытия.

46. Элинги.

48. Лётные испытания проводятся на аэродроме Ульяновск-Восточный, имеющем взлётно-посадочную полосу длиной 5 км. Это четвёртая в мире ВПП по длине.

52.

Фото взяты из.

«Авиастар-СП» - крупнейший авиастроительный завод России, входящий в Объединенную авиастроительную корпорацию (ОАК). Предприятие базируется в Ульяновске и производит тяжёлые транспортные самолёты Ил-76МД-90А и пассажирские Ту-204. Раньше здесь выпускались самые большие в мире грузовые самолёты Ан-124 «Руслан». Сейчас завод занимается их сервисным обслуживанием. Кроме того, «Авиастар-СП» участвует в производстве нового магистрального самолёта МС-21 и Sukhoi Superjet 100.


1. Авиастроительный комплекс в Ульяновске был создан в 1976 году. Это самый молодой авиазавод России.

Производственные корпуса предприятия занимают сотни гектаров, а с учётом территории аэродромного комплекса - более 1000. Это равняется площади Васильевского острова в Санкт-Петербурге.

2. Главное административное здание «Авиастара» - пожалуй, самое необычное строение советской архитектуры Ульяновска. Монтаж декоративной капсулы на верхушке производили в 1987 году с помощью вертолёта Ми-10. Эта решётчатая конструкция позволила увеличить общую высоту здания до 100 метров.

3. «Авиастар» - это завод полного цикла, начиная от литья металла и заканчивая передачей готового самолёта заказчику.

Производство состоит из нескольких этапов. После необходимой обработки компоненты попадают в цех агрегатно-сборочного производства, где собираются крылья, оперение, отсеки фюзеляжа.

4. На предприятии работают около 10 000 человек.

5. Почти треть персонала - молодёжь до 35 лет.

6. Производство обеспечивают более 400 единиц оборудования.

7. Автоматизированный центральный комплектовочный склад, где хранятся готовые детали для самолётов.

8. Работы у «Авиастара» хватает. Некоторые сборочные цеха работают в две смены, при необходимости люди выходят сверхурочно.

9. Хвостовое оперение.

10. Автоматическая клёпка.

11. Сборка фонаря кабины штурмана.

12. Основную загрузку заводу даёт серийное производство самолёта Ил-76МД-90А. В 2015 году «Авиастар» передал в эксплуатацию два Ил-76. Третий борт завершает лётные испытания.

13. Всего в производстве «Авиастара» в разной степени готовности находятся порядка десяти самолётов семейства Ил.

15. В семействе Илов, которые производит «Авиастар», есть и другая перспективная модификация - это топливозаправщик Ил-78М-90А. Сегодня завершается стыковка крыла. В 2016 году завод планирует завершить производство первого российского самолёта-топливозаправщика.

16. Постоянно ведётся контроль качества сборки.

17. Цех окончательной сборки.

Площади цеха позволяют одновременно осуществлять сборку как минимум 8 узкофюзеляжных и 3 широкофюзеляжных судов.

18. Длина цеха - 500 метров, ширина - 100.

19. Высота цеха - 36 метров, это как 12-этажный дом.

20. С 1990 года на «Авиастаре» производят самолет Ту-204 различных модификаций. Тогда он был разработан для замены пассажирского самолёта Ту-154.

21. Ту-204-300 - первый российский самолёт, способный на длительные перелёты без дозаправки. К примеру, авиакомпания «Владивосток-Авиа» совершала перелёт Москва–Владивосток за 9 часов без пересадок.

22. Самолёты Ту-204-300 оснащены экономичными двигателями ПС-90А, отвечающими всем требованиям по уровню шума.

23. Наладка систем управления самолётом.

24. Монтаж трубопроводов систем самолёта.

25. Прокладка электропроводки.

26. Работы с носовым обтекателем.

27. Монтаж полки для ручной клади.

28. Сегодня, кроме обеспечения общегражданских целей, Ту-204 используется специальным лётным отрядом «Россия» для управления делами Президента.

29. Ан-124 «Руслан» - тяжёлый транспортный самолёт. Это самый большой в мире серийный самолёт. Уникальные характеристики воздушного судна позволяют делать то, что недоступно другим воздушным судам.

30. Первоначально серийное производство Ан-124 планировалось организовать в Киеве, но в начале 80-х только что заработавший Ульяновский авиазавод решили подключить к строительству «Русланов». Всего предприятие изготовило 36 самолётов этого типа.

31. В настоящее время завод не строит Ан-124, однако продолжает проводить его глубокую модернизацию. Предприятие также занимается поддержанием лётной годности «Русланов» для госзаказчика и авиакомпании «Волга-Днепр».

32.

33.

34. Кабина пилотов Ан-124.

35.

36. Также «Авиастар» совместно с Иркутским авиационным заводом участвует в производстве нового магистрального самолёта МС-21. Завод поставляет агрегаты и отдельные узлы самолёта Иркутскому авиазаводу, где происходит сборка.

37. В 2016 году лётный образец МС-21 уже должен подняться в небо.

38. После окончательной сборки готовые самолёты Ил-76 и Ту-204 транспортируют на лётно-испытательную станцию (ЛИС), которая расположена на базе аэропорта «Ульяновск-Восточный» в 12 км от завода. Так как скорость буксировки составляет 20 км/ч, то этот процесс может занимать до двух часов.

39. Комплекс наземных работ и лётно-технических испытаний самолёта длится 4-5 недель.

40. Тяжёлый транспортный самолёт Ил-76МД-90А является глубоко модернизированной версией хорошо зарекомендовавшего себя Ил-76МД, который производился в Республике Узбекистан на Ташкентском авиационном предприятии.

41. Самолёт предназначен для межрегиональной перевозки войск, тяжёлой крупногабаритной техники, а также десантирования личного состава и грузов. Также самолёт может использоваться для перевозки больных и раненых и тушения пожаров.

42. Из нового - установили современные двигатели, системы управления самолётом, модернизированное крыло и усиленное шасси. Максимальная коммерческая нагрузка увеличена до 60 тонн, а максимальный взлётный вес самолёта доведён до 210 тонн.

43. Грузовая кабина имеет рампу, которая при погрузке и выгрузке может устанавливаться в горизонтальное или любое другое необходимое положение.

Для перевозки людей в грузовой кабине самолета имеются бортовые сидения и устанавливаются съёмные центральные сидения. В однопалубном варианте обеспечивается перевозка более 100 военнослужащих, в двухпалубном - больше.

44. На самолёте реализован принцип «стеклянной» кабины. В ней установлены цифровые дисплеи и 3 интеллектуальных пульта управления.

45. . Окрасочное производство размещается в специализированном корпусе размером 96х96х36 метров, оснащенном регулируемой системой микроклимата и защиты окружающей среды. Комплекс оборудования позволяет выполнять все процессы мойки, чистки, удаления старого и нанесения нового эпоксидного или полиуретанового покрытия.

46. Элинги.

47.

48. Лётные испытания проводятся на аэродроме Ульяновск-Восточный, имеющем взлётно-посадочную полосу длиной 5 км. Это четвёртая в мире ВПП по длине.

49.

50.

51.

52.

Благодарю ПАО "ОАК" и пресс-центр АО «Авиастар-СП» за помощь в организации фотосъемки!

По всем вопросам, касающимся использования фотографий, пишите на электронную почту.



Бизнес идеи