Определение средней нормы транспортного запаса. Нормирование запасов готовой продукции. анализ эффективности использования запасов

Для обеспечения бесперебойного выпуска и реализации продукции, а также в целях эффективного использования оборотных средств на предприятиях, осуществляется их нормирование. С его помощью определяется общая потребность предприятия в оборотных средствах.

Нормами расхода считаются максимально допустимые абсолютные величины расхода сырья и материалов, топлива и электрической энергии на производство единицы продукции.

Нормирование расхода отдельных видов материальных ресурсов предусматривает соблюдение определенных научных принципов. Основными должны быть: прогрессивность, технологическая и экономическая обоснованность, динамичность и обеспечение снижения норм.

При планировании потребности в оборотных средствах применяются три метода:

1. Аналитический - предполагает определение потребности в оборотных средствах в размере их среднефактических остатков с учетом роста объема производства. Этот метод используется на тех предприятиях, где средства, вложенные в материальные ценности и затраты, имеют больший удельный вес в общей сумме оборотных средств.

2. Коэффициентный - состоит в уточнении действующих нормативов собственных оборотных средств в соответствии с изменениями показателей производства. Запасы и затраты подразделяются на зависящие непосредственно от изменения объемов производства (сырье, материалы, затраты на незавершенное производство, готовая продукция на складе) и не зависящие от него (запчасти, расходы будущих периодов, малоценные предметы).

По первой группе потребность в оборотных средствах определяется исходя из их размера в базисном году и темпов роста производства в будущем году. По второй группе потребность планируется на уровне их среднефактических остатков за ряд лет.

3. Метод прямого счета - научно обоснованный расчет нормативов по каждому элементу нормируемых оборотных средств с учетом изменений в уровне организационно-технического развития предприятия, транспортировке ТМЦ, практике расчетов с контрагентами.

Нормирование начинается с определения среднесуточного расхода сырья, основных материалов и полуфабрикатов (Р сут) в плановом периоде:

где Р – объем расходов материала за период, руб.;

Т – период времени.

Норма оборотных средств (Н а.обс) - величина, соответствующая минимальному, экономически обоснованному объему запасов. Она устанавливается, как правило, в днях.

Норматив ОБС (Н обс) - минимально необходимая сумма денежных средств, обеспечивающих непрерывность работы предприятия. Определяется по формуле:

Н обс = Р сут * Н а.обс.

Норма запаса ОС (Н а.ос) по каждому виду или однородной группе материалов учитывает время пребывания в текущем (З тек), страховом (З стр), транспортном (З тран), технологическом (З техн) запасах, а также время, необходимое для выгрузки, доставки, приемки и складирования материалов, т.е. подготовительные запас (П р):

Н а.ос = З тек + З стр + З тран + З техн + П р.

Текущий запас предназначен для обеспечения производства материальными ресурсами между двумя очередными поставками. Это основной вид запаса, самая значительная величина в норме ОБС Текущий запас в днях определяется по формуле:

где С п - стоимость поставки;

И - интервал между поставками.

Норматив текущего запаса рассчитывается по формуле:

З тек = Р сут * И,

Страховой запас возникает в результате нарушения времени поставки. В днях определяется по формуле:

Норматив страхового запаса:

З стр = Р сут * (И ф - И пл) * 0,5 или З стр = Р сут * З стр.дн * 0,5,

где (И ф - И пл ) – разрыв в интервале поставок.

Транспортный запас создается на предприятиях на те поставки, по которым возникает разрыв между сроками поступления платежных документов и материалов. Он определяется как превышение сроков грузооборота (время доставки товара от поставщика покупателю) над сроками документооборота.

Норматив транспортного запаса рассчитывается по формуле:

З тр = Р сут * (И ф - И пл) * 0,5 или З стр = Р сут * З тр.дн * 0,5,

где З тр.дн – норма транспортного запаса, дни.

Технологический запас - время, необходимое для подготовки материалов к производству. Норматив технологического запаса определяется по формуле:

З тех = (З тек + З стр + З тр) * К тех,

где К тех - коэффициент технологического запаса, %. Он устанавливается комиссией из представителей поставщика и потребителя.

Подготовительный запас устанавливается на основании технологических расчетов или посредством хронометража.

Норматив оборотных средств в производственных запасах определяется как сумма нормативов ОБС в текущем, технологическом и подготовительном запасах.

Норматив ОБС в незавершенном производстве (Н нп) определяется по формуле:

Н нп = ВП ср.д. * Т ц * К нар.з,

где ВП ср.д – среднедневной выпуск продукции по производственной себестоимости;

Т ц - длительность производственного цикла;

К нар.з - коэффициент нарастания затрат, который при равномерном нарастании затрат определяется по формуле:

где Ф е - единовременные затраты;

Ф н - нарастающие затраты;

С - себестоимость.

При неравномерном нарастании затрат

К нар.з = С ср /П

где С ср - средняя стоимость изделия в незавершенном производстве;

П - производственная себестоимость изделия.

Норматив оборотных средств в расходах будущих периодов (Н б.п.) определяется по формуле:

Н б.п. = РБП нач + РБП пред – РБП с,

где РБП нач - переходящая сумма расходов будущих периодов на начало планируемого года;

РБП пред - расходы будущих периодов в предстоящем году, предусмотренные сметами;

РБП с - расходы будущих периодов, подлежащие списанию на себестоимость продукции предстоящего года.

Норматив оборотных средств в остатках готовой продукции определяется:

Н г.п = ВГП дн. * Н з.скл. ,

где ВГП дн. - стоимость однодневного выпуска готовых изделий;

Н з.скл - норма их запаса на складе в днях.

Совокупный норматив оборотных средств представляет собой сумму нормативов оборотных средств, исчисленных по отдельным элементам. При установлении норм и нормативов на планируемый год рекомендуется использовать опытно-статистический и расчетно-аналитический метод.

Cтраница 2


Транспортный запас не устанавливается в тех случаях, когда срок получения материалов совпадает со сроками оплаты расчетных документов или опережает его.  

Транспортный запас предусматривается, когда материалы оплачиваются до их поступления на предприятие. Время на разгрузку, приемку и складскую обработку поступивших материалов определяется на основе установленных норм на эти работы или фактически затрачиваемого времени.  

Необходимость транспортного запаса (NJ обусловлена несовпадением движения грузов и платежных документов по времени. В период между оплатой счета и получением груза потребность предприятия в ресурсах покрывают за счет транспортного запаса.  

Величина транспортного запаса определяется временем между двумя очередными поставками материально-технических ресурсов. Технологический запас определяется конкретными условиями производства и рассчитывается на основе установленных нормативов на средний размер партии поставок.  

Величина транспортных запасов определяется действием многих показателей: прежде всего характером хозяйственных связей, скоростью доставки (временем нахождения в пути) и объемом среднесуточного перемещения сырья и материалов.  

Норма транспортного запаса определяется расстоянием предприятия от поставщика, средней скоростью движения груза и временем оформления документации.  

Размер транспортного запаса в днях определяется временем нахождения материалов в пути от момента оплаты денежных документов до дня прибытия материалов на склад объединения. Оборотные средства на транспортный запас требуются в случае, если время нахождения материальных ценностей в пути превышает время движения расчетных документов. Данный запас учитывается при нормировании потому, что объединение, получив расчетные документы, обязано в соответствующий срок оплатить материальные ценности, несмотря на то что они еще находятся в пути и не могут быть использованы в производстве.  

В форме транспортных запасов (запасы в пути) пребывают материальные ресурсы, находящиеся в процессе перемещения от производителя к потребителю.  


При расчете транспортного запаса учитывается период от даты оплаты счета (платежного требования) покупателем до даты прибытия груза. Размер этого запаса в днях определяется следующим образом. На основании плана материально-технического снабжения устанавливаются поставщики основных материалов, конструкций и деталей. Затем по отчетным данным или путем консультаций с транспортными организациями определяется продолжительность пробега груза от каждого поставщика до потребителя.  

При расчете транспортного запаса учитывается время от даты оплаты платежного требования до даты прибытия груза. Норма подготовительного (технологического) запаса включает время, необходимое для приемки, раз: грузки, сортировки, комплектации, складирования и лабораторного анализа основных материалов, конструкций и деталей, и определяемся по установленным нормам или опытным данным о затратах времени на эти виды операций. Размер текущего запаса зависит от среднедневного расхода и частоты поставок. Чем чаще прибывают материалы на строительную площадку, тем меньше должен быть текущий запас при неизмененном объеме строительно-монтажных работ. Периодичность поставок устанавливается договорами или нарядами-заказами. Гарантийный (страховой) запас основных строительных материалов создается для предотвращения последствий возможных нарушений сроков поставки из-за перебоев в снабжении и устанавливается в пределах 50 % нормы текущего запаса.  

Определение потребности в текущих запасах. Оптимизация текущих запасов

Норматив собственных оборотных средств на сырье и основные материалы определяется методом прямого счета умножением стоимости однодневного их расхода на норму запаса в днях. Норма рассчитывается как сумма норм оборотных средств в транспортном, подготовительном, технологическом, текущем и страховом запасах.

Размер транспортного запаса определяется как разница между временем движения груза и временем документооборота, т.е. равен времени разрыва между оплатой счета и поступлением сырья и материалов на склад предприятия.

Подготовительный запас включает время на приемку, разгрузку, сортировку, складирование, лабораторный анализ сырья и материалов. Он определяется путем хронометража этих работ на предприятиях и составляет в среднем 1–2 дня.

Технологический запас - это время, требуемое для подготовки к производству (естественная сушка древесины в мебельном производстве, старение отливок металла в машиностроении и т.п.). Он учитывается в тех случаях, когда его величина больше текущего запаса.

Текущий (складской) запас при расчете потребности в оборотном капитале является основным. На величину текущего запаса оказывают влияние следующие факторы: срок нахождения запаса на складе (интер­вал поставки), условия поставки (периодичность, объемы каждой поставки), календарный график передачи материалов со склада в производство.

При равномерном потреблении материалов его величина равна 50% среднего интервала между поставками сырья и материалов. Это объясняется тем, что одновременно величина запасов у одних предприятий составляет максимум (в день поступления), а у других – минимум (накануне прибытия очередной партии). При незначительной номенклатуре сырья и материалов и ограниченном количестве поставщиков, а также при среднем интервале поставок, не превышающем 5 дней норма оборотных средств по текущему запасу может быть увеличена до 100% среднего интервала. Расчет норматива текущего запаса производится по следующей формуле:

Nтек = Ic: Oc / 2,

где Oc – средняя потребность в материалах;

Ic – интервал между поставками.

Интервал между поставками определяется как частное от деления количества календарных дней в году (360) на число поставок, предусмотренных в договорах поставок. При относительно одинаковых по объему поставках из общего их количества исключаются чрезмерно крупные и случайные мелкие поставки.

Страховой запас необходим на случай возможных перебоев в снабжении, работе транспорта, при нарушении сроков поставки. Его норма устанавливается в пределах до 50 % текущего запаса. При нерегулярных и очень частых поставках и непрерывном потреблении материалов размер страхового запаса может быть увеличен. Если сырье и материалы поступают от различных поставщиков, размеры транспортного запаса, интервала между поставками, текущего запаса в целом по предприятию рассчитываются как средневзвешенные величины. Совокупная норма производственного запаса будет равна сумме всех запасов. Как частный случай величина производственного запаса может соответствовать размеру текущего запаса.

Потребность в оборотном капитале, авансируемом в запасы незавершенного производства определятся как произведение стоимости однодневных затрат по смете затрат на производство валовой (товарной продукции в отрасли машиностроение) и нормы оборотных средств в днях. Норма определяется умножением длительности производственного цикла на коэффициент нарастания затрат.

Длительность производственного цикла (время от первой технологической операции до приемки готовой продукции), включает следующие виды запасов:

Технологический (непосредственный процесс обработки);

Транспортный (время пролеживания изделий у рабочих мест);

Оборотный (время пребывания изделий между отдельными операциями и отдельными цехами вследствие различия ритмов работы оборудования);

Страховой (время пребывания изделий при массовом производстве в виде запаса на случай перебоев).

Длительность производственного цикла в целом по предприятию рассчитывается как средневзвешенная величина. Коэффициент нарастания отражает степень готовности изделий и представляет собой отношение средней стоимости незавершенного производства к общей сумме затрат на производство готовой продукции. При равномерном нарастании затрат он определяется по формуле:

К = Зп + 0,5Зо: С,

где К - коэффициент нарастания затрат;

Зп - единовременные (материальные) затраты в начале процесса про­изводства (затраты первого дня производственного цикла);

Зо - все последующие (нарастающие) затраты на производство (заработная плата, амортизация, прочие накладные расходы);

Если равномерность в нарастании затрат отсутствует, то коэффициент определяется по графику последовательности, нарастания затрат по главным изделиям. При расчете коэффициента может использоваться формула :

К= (C 1 х Д-1)+(C 2 х Д-2)+(З 3 х Д3)+(Зn х Д-n) / З х Д,

где C 1, C 2, C 3 …Cn - затраты отдельных дней длительности цикла;

Д – длительность производственного цикла;

С – производственная себестоимость продукции.

По предприятиям, у которых одна часть затрат в производстве нарастает равномерно на протяжении всей длительности производственного цикла, а другая – в виде разовых затрат на отдельных стадиях производства и при этом по условиям технологии они совершаются в начале рабочего дня, коэффициент нарастания затрат определяется по формуле:

К= (Зп х Ц)+(З 1 х В 1)+(З 2 х В 2)+(0,5 х Зр х Ц) / С х Ц,

где Зп - первоначальные затраты;

З 1 ,З 2 и т.д. - разовые затраты на отдельных стадиях производства;

В 1 ,В 2 и т.д. - время от момента разовых затрат до дня окончания изготовления продукции;

Зр - затраты, осуществляемые равномерно в течение всего производственного цикла;

Ц - длительность производственного цикла;

С - производственная себестоимость продукции.

Потребность в оборотном капитале на готовую продукцию определяется как произведение однодневных затрат на производство товарной продукции по производственной себестоимости и нормы оборотных средств в днях. Норма оборотных средств на готовую продукцию включает время на подборку, упаковку, накопление, транспортировку, погрузку необходимого объема продукции, выписку платежных документов и сдачу их в банк на инкассо.Для характеристики оборотных средств в целом исчисляется o6щая норма оборотных средств в днях. Ее определяют как частное от деления общей потребности в оборотном капитале по видам на однодневные затраты по смете затрат на производство.



Потребность в денежных активах предлагается определять на основе предстоящего их расходования на расчеты по оплате труда (исключая начисления на нее); по авансовым и налоговым платежам; по маркетинговой деятельности (расходы по рекламе); за коммунальные услуги и другие.

В практике формирования денежных активов вновь создаваемых предприятий потребность в них определяется в разрезе перечисленных видов платежей на предстоящие три месяца (что обеспечивает достаточный запас платежеспособности на первом этапе функционирования предприятия). В процессе последующей хозяйственной деятельности нормативы активов в денежной форме снижаются (особенно в условиях инфляции).

Потребность в прочих активах предлагается рассчитывать методом прямого счета по отдельным их разновидностям с учетом особенностей создаваемого предприятия. По результатам проведенных расчетов определяется общая потребность в оборотных активах предприятия путем суммирования потребности в запасах товарно-материальных ценностей, денежных активах и прочих видах оборотных активов.

Задача оптимизации размера текущих запасов является одной из ключевых задач менеджмента компании. Решение данной задачи находится в ведении не толь­ко финансовых служб предприятия, но также требует постоянного согласования и корректировки планов и действий снабженческих, производственных и сбытовых подразделений. При этом оптимизация величины запасов на современном пред­приятии осуществляется в рамках системы производственной логистики, предме­том управления которой являются материальные потоки внутри предприятия.

В отличие от традиционной системыуправления производством логистическая концепция предполагает отказ от избыточных запасов; отказ от изготовления серий деталей, на которые нет заказа покупателей; превращение поставщиков в партнеров; устранение простоев оборудования; обязательное устранение брака. Тогда как при традиционной системе ставится цель поддерживать любыми способами максимальный коэффициент использования основного оборудования; изготавливать продукцию как можно более крупными партиями; поддер­живать возможно больший запас материальных ресурсов.

В рамках логистического подхода к управлению материальными ресурсами часто внедряется так называемая «тянущая» система управления материальным потоком, когда необходимые детали, сырье или полуфабрикаты передаются на следующий производственный участок (цех) по мере необходимости. При этом централи­зованное руководство определяет задачу лишь конечному звену производственной технологической цепи. Каждое производственное подразделение заказывает необходимые материалы или полуфабрикаты у предыдущего в производственной цепочке. Таким образом, материальный поток «вытягивается» каждым последующим звеном.

К таким системам относится, например, система «канбан» (означает «карточка», с помощью которой осуществляется заказ), реализованная на предприятиях фирмы Toyota. Она предполагает высокую дисциплину поставок и ответственность персонала и позволяет существенно снизить производственные запасы. Запасы деталей на один автомобиль у фирмы Toyota составляют $77. У автомобильных фирм США этот показатель равен $300. Надо отметить, что применение такой «тянущей» системы на практике не всегда возможно.

Огромное значение для развития эффективных систем управления запасами предприятия имеют информационные технологии. В настоящее время на современных предприятиях используется система MRP(Manufacturing Resource Planning)второго поколения (MRP-II), разработанная в США и поддерживаемая Американским обществом контроля производства и запасов (APICS),регулярно публикующим документ MRP-II Standard System,в котором описываются основные требования к интегрированным информационным системам автоматизированного управления производством.

Величину производственного запаса зависит от интервала поставки сырья и материалов на склад, а частота поставок определяется размером партии закупаемого материала. разработаны специальные модели, позволяющие определить оптимальный объем и частоту закупки. Наибольшую известность в теории финансового менеджмента получила модель оптимальной партии заказа, на­зываемая в литературе формулой Р. Уилсона, или моделью EOQ (Economic Order Quantity), позволяющая определить фиксированный размер заказываемой партии на предстоящий планируемый период.

В основе этой модели лежит идея минимиза­ции совокупных затрат, связанных с выполнением заказа и с хранением запасов на складе предприятия. При этом считается, что затраты, связанные с хранением запасов, увеличиваются по мере увеличения объема запасов. В то же время с увеличением размера заказываемой партии сырья и материалов общегодовые затраты по выполнению заказов снижаются. Суммирование затрат, свя­занных с хранением запасов и выполнением заказа, дает сумму общих операционных затрат предприятия, связанных с управлением запасами (рисунок 3).

Размер заказа, при котором общие издержки достигают минимума, является оптимальным (точка EOQ). Расчет оптимальной величины партии закупаемого сырья можно произвести и с помощью формулы, получившей название формула Р. Уилсона:

где EOQ - оптимальная величина закупаемой партии;

Q - годовой объем закупае­мого сырья в натуральном выражении (годовая потребность в запасах);

F - издержки по обслуживанию закупок в расчете на одну партию;

Н- издержки по хране­нию в долях от стоимостисреднегодового текущего запаса.


Затраты по заказу

EOQ

Размер партии поставки

Рисунок 7 - Зависимость совокупных операционных затрат по управлению запасами от размера партии поставки

В управлении производственными запасами используются и другие политики:

Политика «партия за партией» («точно-вовремя», JIT («Just in time»);

Политика постоянных интервалов;

Политика фиксированного ритма поставки.

Первая предполагает, что размер и срок поставки полностью соответствуют величине потребности производства и сроку возникновения этой потребности. При такой политике запасы не создаются. Политика приемлема для дорогостоящих запасов со значительными издержками по хранению с невысокими затратами на их поставку

Политика постоянных интервалов предполагает формирование партий заказа разной величины и одинаковой продолжительности применима для сырья и материалов, спрос на которые непостоянен по размерам и по времени.

Политика фиксированного ритма поставки является разновидностью политики постоянных интервалов» при условии, что между интервалами не делаются перерывы, т.е. заказы разной величины осуществляются ритмично в соответствии с установленным интервалом поставки. Этот вариант наиболее приемлем для сырья и материалов, спрос на которые постоянен и устойчив. Оба последних варианта политики используются преимущественно для заказа дорогостоящих сырья и материалов.

Норма оборотных средств в производственных запасах включает следующие элементы:

· время нахождения оплаченных предприятием материалов в пути (транспортный запас ), дн.;

· время на приёмку, разгрузку, сортировку, складирование и подготовку к производству (подготовительный или технологический запас ), дн.;

· время нахождения на складе в виде сменного, дневного и тому подобного запаса (текущий запас ), дн.;

· время нахождения на складе в виде гарантийного запаса (страховой запас ), дн.

Норматив производственных запасов (Н пз) может быть определен по формуле

где Q cy т – среднесуточное потребление материалов (норма расхода);

N ТР – норма транспортного запаса, дн.;

N ПЗ – норма подготовительного (технологического) запаса, дн.;

N T З – норма текущего запаса, дн.;

N ctp – норма страхового запаса, дн.

Среднесуточный расход сырья, основных материалов, покуп­ных изделий и полуфабрикатов рассчитывается по группам, при­чем в каждой группе выделяются их важнейшие виды, которые составляют примерно 80% общей стоимости материальных ценнос­тей данной группы.

Данные для расчета среднесуточного расхода материальных ресур­сов приведены в табл. 4.

Среднесуточный расход материальных ресурсов рассчитывается путем деления суммы всех плановых годовых рас­ходов сырья, основных материалов, покупных изделий и полуфаб­рикатов (972 млн. руб.) на количество рабочих дней в году (360 дней условно), т. е. Р= 972 / 360 = 2700 руб.

Норма транспортного запаса рассчитывается методом прямого счёта или аналитическим методом. Метод прямого счёта применяется при узкой номенклатуре расходуемых материальных ресурсов, поступающих от ограниченного числа поставщиков. В этом случае по итогам прошлого периода определяется средняя продолжительность пробега груза от поставщика до потребителя, что и является нормой транспортного запаса. При большом числе поставщиков и широкой номенклатуре расходуемых материальных ресурсов норма транспортного запаса определяется аналитическим методом на основе норматива прошлого периода.

Норма подготовительного запаса. Подготовительный (технологический) запас создается в тех слу­чаях, когда поступающие материальные ценности не удовлетворя­ют требованиям технологического процесса и до запуска в произ­водство проходят соответствующую обработку. Технологический за­пас рассчитывается как произведение коэффициента технологич­ности материала Ктех на сумму запасов (текущего, страхового и транс­портного):

ТехЗ = (ТЗ + СЗ + ТрЗ) Ктех.

Коэффициент технологичности материала устанавливается ко­миссией, в состав которой входят представители поставщиков и потребителей.

Таблица 4

Расчёт среднесуточного потребления материалов

Норма текущего запаса. Текущий (складской) запас - это постоянный запас материалов, полностью подготовленных к запуску в производство. Он предназначен для обеспечения бес­перебойной производственной деятельности предприятия. Ве­личина этого запаса зависит от частоты (интервала) поставок данного вида материалов. В качестве нормытекущего запаса принимают половину средневзвешенного интервала между поставками.

Норма страхового запаса. Страховой (гарантийный) запас материалов создается на слу­чай нарушения сроков или объема поставок, при поступлении некачественных или некомплектных материалов. Норму стра­хового запаса обычно устанавливают в размере 50% нормы те­кущего запаса.

Пример расчёта норматива оборотных средств в производственных запасах приведён в таблице 5.

Таблица 5

Пример расчёта норматива оборотных средств в производственных запасах

Нормирование оборотных средств в незавершённом производстве

Оборотные средства в незавершенном производстве аванси­руются для создания циклового, оборотного и страхового заде­лов, обеспечивающих бесперебойный ход производственного про­цесса в цехах и на участках. В натуральном выражении остатки незавершенного производства состоят из необходимого количества деталей, узлов и полуфабрикатов на рабочих местах и между ними. Размер незавершенного производства определяют следующие фак­торы:

· объем выпускаемой продукции;

· длительность производственного цикла;

· коэффициент нарастания затрат (готовности продукции) в
незавершенном производстве.

Объем выпуска продукции влияет на размер незавершенного про­изводства через величину однодневного выпуска продукции, рассчитанного по себестоимости. Объем выпуска продукции опре­деляется на основе имеющихся заказов потребителей и прогнозов сбыта.

Длительность производственного цикла определяет продолжи­тельность нахождения средств в незавершенном производстве (норма запаса в днях). Производственный цикл измеряется в ка­лендарных единицах времени (дни, часы, минуты) и содержит следующие элементы; рабочий период, естественные процессы, перерывы. Состав и соотношение между собой отдельных эле­ментов производственного цикла характеризуют его структуру.

Коэффициент нарастания затрат (Кнз) характеризует уровень готовности продукции в составе незавершенного производства. Не­обходимость расчета коэффициента нарастания затрат обусловле­на тем, что затраты в незавершенном производстве осуществля­ются в разное время. Обычно их делят на единовременные и ос­тальные затраты. К единовременным затратам относится расход сырья, основных материалов, полуфабрикатов. Остальные затра­ты (заработная плата, амортизационные отчисления, накладные расходы и т. п.) нарастают постепенно на протяжении всего цик­ла. Коэффициент рассчитывается как отношение себестоимости незавершенного производства к плановой себестоимости изделия и учитывает длительность производственного цикла. При нерав­номерном нарастании затрат используют формулу:

где Зi- затраты на i-й период времени нарастающим итогом (i = 1, 2, ..., п);

С - плановая себестоимость изделия;

Т- длитель­ность полного производственного цикла изделия в календарных временных единицах (дни, недели, месяцы).

Пример. Себестоимость продукции - 1000 руб. Длительность произ­водственного цикла - 4 дня. Затраты в 1-й день - 300 руб., во 2-й день -300 руб., в 3-й день - 200 руб., в 4-й день - 200 руб. Определить коэф­фициент нарастания затрат.

Норма оборотных средств в незавершенном производстве рас­считывается по предприятию в целом или по подразделениям с последующим суммированием. Для этого используют формулу:

где Nнп - норма оборотных средств в незавершенном производстве по предприятию в целом;

Тi - длительность производственного цикла изделия или подразделения;

Ki - коэффициент нарастания затрат изделия или подразделения;

n - число групп изделий, под­разделений.

Норматив оборотных средств незавершенного производства рас­считывается по формуле:

где С/Т - норма однодневного выпуска продукции по плановой себестоимости;

С- полная себестоимость выпускаемой продукции;

Т - число календарных дней в периоде.

Пример. Используем данные предыдущего примера из расчета нормы оборотных средств в незавершенном производстве.

Текущий запас предназначен для обеспечения производства материальными ресурсами между двумя очередными поставками. Это основной вид запаса, самая значительная величина в норме ОБС Текущий запас в днях определяется по формуле:

где С п - стоимость поставки;

И - интервал между поставками.

Норматив текущего запаса рассчитывается по формуле:

З тек = Р сут * И,

Страховой запас возникает в результате нарушения времени поставки. В днях определяется по формуле:

Зст = Зте*50%

Норматив страхового запаса:

З стр = Р сут * (И ф - И пл) * 0,5 или З стр = Р сут * З стр.дн * 0,5,

где (И ф - И пл ) – разрыв в интервале поставок.

Транспортный запас создается на предприятиях на те поставки, по которым возникает разрыв между сроками поступления платежных документов и материалов. Он определяется как превышение сроков грузооборота (время доставки товара от поставщика покупателю) над сроками документооборота.

Норматив транспортного запаса рассчитывается по формуле:

З тр = Р сут * (И ф - И пл) * 0,5 или З стр = Р сут * З тр.дн * 0,5,

где З тр.дн – норма транспортного запаса, дни.

Технологический запас - время, необходимое для подготовки материалов к производству. Норматив технологического запаса определяется по формуле:

З тех = (З тек + З стр + З тр) * К тех,

где К тех - коэффициент технологического запаса, %. Он устанавливается комиссией из представителей поставщика и потребителя.

Подготовительный запас устанавливается на основании технологических расчетов или посредством хронометража.

25. Показатели эффективного использования оборотных средств и пути ускорения оборачиваемости.

Эффективность использования оборотных средств характеризуется системой показателей. Важнейшим критерием интенсивности использования оборотных средств является скорость их оборачиваемости. Чем короче период оборота средств и чем меньше они находятся на различных стадиях оборота, тем эффективнее они используются, тем больше денежных средств может быть направлено на другие цели предприятия, тем ниже себестоимость продукции.

Эффективность использования оборотных средств характеризуется следующими показателями.

Коэффициент оборачиваемости оборотныгх средств (Коб) показывает число оборотов, совершенных оборотными средствами за анализируемый период (квартал, полугодие, год). Он рассчитывается как отношение объема реализованной продукции к среднему остатку оборотных средств за отчетный период:

Чем больше коэффициент оборачиваемости, тем более эффективно предприятие использует оборотные средства.

Из формулы видно, что увеличение количества оборотов свидетельствует либо о возрастании объема реализованной продукции при неизменном остатке оборотных средств, либо о высвобождении некоторой суммы оборотных средств при неизменном объеме реализации, либо характеризует ситуацию, когда темпы роста объема реализации превышают темпы роста оборотных средств. Ускорение или замедление оборачиваемости оборотных средств определяется сопоставлением фактического коэффициента оборачиваемости с его значением по плану или за предыдущий период.

Длительность одного оборота в днях показывает, за какой срок оборотные средства совершают полный оборот, т. е. возвращаются к предприятию в виде выручки от реализации продукции. вычисляется путем деления количества дней в отчетном периоде (год, полугодие, квартал) на коэффициент оборачиваемости:

Подставляя вместо коэффициента оборачиваемости его формулу, получаем:

в практике финансовых расчетов для упрощения при вычислении длительности одного оборота количество дней в месяце принимается равным 30, в квартале – 90, в году – 360.

Коэффициент загрузки средств в обороте характеризует сумму оборотных средств, авансируемых на один рубль выручки от реализации продукции. По аналогии с фондоемкостью основных средств этот показатель представляет собой оборотную фондоемкость, т. е. затраты оборотных средств (в копейках) на один рубль реализованной продукции:

Коэффициент загрузки является величиной, обратной коэффициенту оборачиваемости, значит, чем меньше коэффициент загрузки средств в обороте, тем эффективнее используются оборотные средства на предприятии.

Кроме рассмотренных общих показателей оборачиваемости оборотных средств, для выявления конкретных причин изменения общей оборачиваемости определяются показатели частной оборачиваемости, которые отражают степень использования оборотных средств в каждой стадии кругооборота и по отдельным элементам оборотных средств (рассчитываются аналогично приведенным выше формулам).

26. Рынок труда. Трудовые ресурсы Виды занятости (полная, неполная, скрытая,



Бизнес идеи