Трубы тец. Как это сделано, как это работает, как это устроено. Как строят дымовые трубы

ТЭЦ или теплоэлектроцентраль – разновидность электростанции, которая не только вырабатывает энергию, но и является источником тепловой энергии, то есть греет воду для централизованного отопления и горячего водоснабжения. В Самаре работают 4 ТЭЦ, я же побывал на самой крупной из них – Самарской ТЭЦ.

Электростанция начала свою работу в период бурного роста города – в 1972 году. В то время, 50 лет назад, между улицей Алма-Атинской и Ракитовским шоссе было озеро, поэтому при строительстве станции его пришлось осушить, а фундамент для будущих турбин пришлось укреплять 18-тиметровыми сваями.
В настоящее время ТЭЦ обеспечивает теплом и электроэнергией третью часть жителей Самары и более пяти крупных промышленных предприятий.
Высота труб на станции - 170 и 238 метров.

Принцип работы у теплоэлектроцентрали довольно-таки простой: в огромных котлах вода нагревается до пяти сотен градусов, превращаясь в пар под высоким давлением, который затем направляется на турбину, раскручивая её. Турбина находится на одном валу с генератором, который и вырабатывает электричество.
В Самарской ТЭЦ насчитывается 5 турбин и 13 котлов, станция может вырабатывать до 440 мегаватт энергии.
Зал с котлами повыше, зал с турбинами и генераторами пониже:

Как же выглядит станция изнутри?

Пройдя по переходу из административного здания в саму ТЭЦ, первое, что ощущается всем телом – жара, духота, и очень громкий шум, от которого в ушах звенит.
По бесчисленному количеству труб идёт раскалённый пар под огромным давлением.

Сразу за трубами – огромный котёл, высотой с 5-этажный дом:

Шум стоит такой, что я не слышу собственного голоса. Напомнило, кстати, заставку из Windows XP.

За массивом из огромных котлов стоят другие, чуть поменьше.
В них уже вода для отопления и горячего водоснабжения:

Размеры станции поражают. Параллельно залу с котлами находится машинный зал с турбинами и генераторами:

Изначально ТЭЦ проектировалась как станция повышенной заводской готовности. Оборудование поступало на стройплощадку уже частично смонтированным в блоки, что позволяло сократить время строительства электростанции с ее обилием паро- и трубопроводов

Большое белое сооружение в центре – это турбина. Слева от неё – генератор, а справа за стенкой – котлы с водой.

Турбина вблизи выглядит не так интересно. Внутри вращается вал с частотой 3000 оборотов в минуту.

Не представляю, ко всех этих трубах можно разобраться.

Турбина и генератор находятся на высоте пятого этажа от пола станции:

Вид на конструкцию с обратной стороны:

В помещении есть ощущение бассейна. Влажно, тепло, из труб выходит пар.

Таблички "Сделано в СССР" раньше устанавливались на всё, даже на такие сложные инженерные конструкции, как генератор:

Работа по обслуживанию станции происходит без остановки турбин.

Вся ТЭЦ живёт по московскому времени. Раньше, когда время совпадало, было удобней:

Всего в станции работают три сотни человек, точнее – 374.

В конце длинного зала находится пятый, вспомогательный генератор:

Надеюсь, вам не надоели трубы, и вы всё еще здесь. Посередине между залом с котлами и турбинами расположен командный пульт и центр управления.
Здесь устанавливаются все параметры станции, контролируются данные с сотен датчиков.

Цифры на табло сверху – номинальная электрическая мощность станции на данный момент.

В помещениях, кстати, запрещено пользоваться мобильными телефонами.

Прям как маленький Центр Управления Полётами:)

На ТЭЦ действуют 12 систем управления технологическими процессами, одна из которых - система «Экология», контролирующая выбросы вредных веществ в атмосферу. Её установили немцы в далёком 91м, с тех пор исправно работает.

Куча каких-то реле или предохранителей:

Часть воды требует охлаждения, поэтому на территории установлены две трубы-градирни:

Вода закачивается вверх трубы и, падая оттуда вниз, охлаждается.

Электростанция произвела на меня очень яркое впечатление. Чувствуется сила, надежность, мощь. После прогулки появилась некая гордость за столь сложное инженерное сооружение с десятками километров труб и сотнями мегаватт энергии.

И на последок, в качестве бонуса, пара интересных фактов:
- на ТЭЦ установлены самые высокие дымовые трубы в городе: высота одной из них сопоставима с высотой 5 монументов Славы.
- в 2002 году был реализован уникальный для российской энергетики проект по переносу турбины, изготовленной в 1964 году и около десяти лет находившейся в консервации на Новокуйбышевской ТЭЦ-2 и её запуск на Самарскрй ТЭЦ.

На вопрос Зачем на ТЭЦ большие конусовидные трубы(обычно их несколько)? заданный автором Mitya лучший ответ это Это не трубы! Это- градирни, специальные водоохлаждающие сооружения. В настоящее время градирни применяются в системах оборотного водоснабжения для охлаждения теплообменных аппаратов (как правило, на тепловых электростанциях, ТЭЦ). Процесс охлаждения происходит за счёт испарения части воды при стекании её тонкой плёнкой или каплями по специальному оросителю, вдоль которого в противоположном движению воды направлении подаётся поток воздуха. При испарении 1 % воды, температура оставшейся понижается на 6 °C.

Ответ от 22 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Зачем на ТЭЦ большие конусовидные трубы(обычно их несколько)?

Ответ от Европеоидный [гуру]
Чем выше труба, тем больше тяга в котле. Трубы могут быть каждая на свой котел (это хорошо) или из экономии -одна на несколько котлов. А конусовидные, понятно, для прочности!


Ответ от Низкосортный [эксперт]
Есть градирни а есть и трубы причем очент высокие, а градирни сейчас разрешают экологи и Ростехнадзор заменять на открытые водоемы при наличии специальных очистных сооружений


Ответ от Проспиртоваться [гуру]
В замкнутых системах водоснабжения для охлаждения воды, подогретой в конденсаторе, сооружаются устройства, называемые градирнями.
Градирни делятся на испарительные и сухие (радиаторные). В испарительных градирнях вода, стекая по оросителю под действием силы тяжести, вступает в соприкосновение с потоком воздуха. Охлаждение воды происходит в основном за счет ее испарения. Дополнительное охлаждение достигается путем теплопередачи. Вода, поступающая в градирню, стекает на первый из многочисленных слоев насадки. Роль насадки состоит в ускорении рассеивания тепла за счет разбрызгивания воды и увеличения тем самым площади контакта с воздухом.
Испарительные градирни делятся на три типа: открытые; с естественной циркуляцией воздуха; с принудительной циркуляцией воздуха.
Открытые градирни просты по конструкции и надежны в работе. Для притока воздуха в них используется сила ветра. Недостатком является значительная площадь и необходимость установки градирни на открытом пространстве для хорошего продувания ветром.
Испарительные градирни с естественной циркуляцией воздуха значительно сложнее по конструкции и представляют собой гиперболические башни, высота которых достигает 120 м. Перемещение воздуха в них создается за счет разницы в плотностях входящего и выходящего потоков.
В градирнях с принудительной циркуляцией воздушный поток создается с помощью вентиляторов. В сухих, или радиаторных градирнях испарение полностью отсутствует, а для рассеивания теплоты используется эффект теплопередачи. Основное преимущество сухой градирни состоит в том, что в ней практически отсутствуют потери воды.

Как часто мы задумываемся об устройстве привычных нам вещей? Например, откуда из крана течет вода, почему горит лампочка, отчего батареи горячие (ну у кого-то может и не очень, не отрицаю...). Я бы наверное ответил так: ПОТОМУ ЧТО ЗАПЛАТИЛ. И это правильно. Но все же, откуда, почему и отчего? Дети-то спрашивают. А вот когда спрашивают, то и сам задумаешься... И становится интересно, как все эти заводики по выработке электроэнергии, подачи воды, тепла и т.д. работают. Ну, с водой все понятно - на Водоканале есть родственники, объясняли. А вот тут на днях от городской ТЭЦ, через местячковую блогосферу поступило заманчивое предложение - посмотреть своими глазами на всё это хозяйство по выработке электроэнергии и батарейного тепла.

Кто же от такого откажется? Ну, по крайней мере, не я;) Ездишь-ездишь вокруг да около этих дымящих труб, а что дымит-то и не знаешь. Одним словом, успел втиснутся в ограниченный круг избранных и в назначенное время поехал на режимный объект:

Стоит сделать небольшое отступление.
Меня приятно порадовала организация мероприятия - с каждым отдельно связались, предоставили специальный автобус из центра города и даже подождали нас, немного задержавшихся в дороге к началу:) Вообще, мероприятие очень необычное, не помню, что бы у нас вот так запросто могли куда-то блоггеров позвать. Надеюсь, добрая традиция продолжится:)
Ходить по территории ТЭЦ пешком людям с улицы не позволяли правила безопасности, и посему нас всех у ворот загрузили в ПАЗик. Это была первая часть экскурсии - автобусная. Если сказать, что территория ТЭЦ огромна, то это как бы ничего не сказать. Рабочие передвигаются по ней на служебном транспорте. Везде дорожные знаки - все как положено.

Нас попросили особо не выкладывать фото наружных коммуникаций, поэтому фотографий общего плана не будет - только детали. Уж больно они впечатляют. Что и для чего служит - тоже умолчим:) Сами догадывайтесь.

Все фото сделаны на ходу, из окна автобуса:

ТЭЦ, главным образом, работает на природном газе. Вот по этим трубам в топки он и подается. Когда газа не хватает или поставщик просит поумерить аппетиты - в ход идет мазут. Топки внутри имеют форсунки как газовые, так и мазутные - универсально. Огонь нагревает воду в котле сверху, она превращается в пар температуры 500 градусов, который в свою очередь раскручивает лопасти турбин. Энергия вращения преобразуется в электрическую и идет по проводам потребителям. Часть остывшего пара из генератора забирается и используется для подогревания воды, которая идет нам с вами в батареи. Вот такая простая схема.

Трубы тут просто нереальные:

А мазут завозят аж паровозами:

На ТЭЦ-1 работают более 400 человек. Их трудовые заслуги тут не забывают отмечать:

А что потом делать с паром? Что, что... Охладить в градирне и по-новому - в топку:

Видели такие толстые трубы? Я вот до сегодняшнего дня не знал, для чего они нужны. Думал: "Эх и не хило они там уголь жгут, что им тонких труб не хватает!". И сильно ошибался. Смейтесь, смейтесь...

Как говорится, век живи - век учись. Во-первых, последний уголь на этой ТЭЦ сошли аж в 1974 году, а в во-вторых, в толстых трубах ничего не жгут. В них охлаждают отработанный пар. Внутри устроено что-то вроде Ниагарского водопада или гигантского фонтана. Пар отдает свое тепло окружающей среде и вновь становится водой. Вот такой круговорот. Кстати! Еще один миф развеяли мне сегодня. Я всегда был уверен, что в батареи нам заливают техническую воду с какими-то жуткими антикоррозионными добавками. Я сливал воду из батарей и она мне не нравилась - ни по виду, ни по запаху.
А оказалось, что вода для отопительной системы проходит такую очистку, какой не подвергается обычная питьевая вода из крана. Т.е. теоретически, воду из батареи можно пить. Но только теоретически. Заметьте, я никого не заставлял проверять.. :)

Вот этот пар из градирни и окутывает все вокруг, тем более в такой мороз:

А вот этот дым все-таки от мазута:)

Последние два дня ТЭЦ временно перешла на резервное топливо - мазут. Но не паникуйте - газ не кончился, просто его велели попридержать:)

Кто-то из мам, работающих на ТЭЦ просто ответила на вопрос своего ребенка: "Что это?" - "Фабрика облаков".
А ведь так и есть:)

Все, идем внутрь:

В холле вывешены рисунки детей рабочих:

Что-то я вон тот темный рисунок не совсем понял... Это что-то на тему энергосберегающих ламп?

Опять приятный момент - в комнате совещаний нас встречает сам директор ТЭЦ:) А на столах уже лежат каски:

Каждый получил по каске:) Не больно.
Кстати, мне немного стыдно, но я подумал, что каски подарят - они такие новенькие были:) Я уже думал про себя - зачем она мне?... Но их не подарили - презентовали кое-что более практичное:) Вязаные шапки и шарфы с фирменной символикой и книжки "Коллекция энергоэффективных советов" (с трудом написал - выговорить не пытался:)).
Как же основательно подготовились, не ожидал... :) Спасибо.

Пара вводных слов и торжественная часть закончена - идем смотреть адскую машину:)

- "Несчастные случаи на заводе были? Нет? - Будут...".
Чтобы-таки не было - одеваем каски:

Тем более, надпись на гробнице входе в цех гласит:

Догадайтесь, что за цифра:

Правильно - дата основания.

Похоже нарисовали?

И тут мы заходим в цех.... Ё-МАЁ!....

Кто же всё это сделал-то? Я вообще с трудом себе представляю процесс монтажа всего ЭТОГО...

И ещё, если сказать что тут очень шумно, то это значит ничего не сказать. В этом зале работают паровые генераторы. Парень, проводивший экскурсию, да не обидется на нас - его реально никто не слушал слышал:) Ну, в принципе, и так все ясно - выше по тексту где-то принцип работы описал. Но шумит... Уходим отсюда:)

Что-то мне местные пейзажи сцены из "Half-Life" начинают напоминать... Не?

А вон там сидел хэд-краб...

Чуть выше я сказал, что в том зале было очень шумно... А шумело-то вот отсюда:

Я стою рядом с источником шума. Уши просят уйти, либо они за свое благополучие не отвечают:) Как мне жаль рабочих этого цеха - рядом есть диспетчерская. Один из них признался, что глуховат... Но тут и пенсия раньше.

Не видно хэд-краба? А я видел...

Товарищ доказывает нам на практике, что этот лифт работает:

Лифт действительно работает.

Идем вглубь турбинного зала:

Мне кажется, табличку "Опасная зона" можно было повесить всего одну - на входе в ТЭЦ.

А вот этот аппарат по середине - аварийная заслонка. Закрывает всё и сразу:

Если я что-то не так описал, то прошу во всем винить шум:) Реально ничего не было слышно даже в полуметре от говорящего.

Манометры:

В какие только причудливые формы не согнуты тут трубы:

- "Петрович! Беги скорее в цех, перекрой красный вентиль, в 15-м ряду, 45-й слева!.. А то рванет тут... ".
Тут наверное надо год учиться, чтобы всё запомнить:

Если упадешь вниз, то, мне кажется, тело уже и не найдут...

Не, все-таки грандиозно...

На самом деле, я не смеюсь. Учитывая, когда была основана ТЭЦ, стоит отдать должное персоналу за ее состояние. Да, много устаревшего оборудования, да архаично. Но работает! Кстати, ребята молодцы - в диспетчерской приладили современную систему мониторинга, поставили компьютеры и сидят на кнопочки нажимают. :) Стараются в ногу с прогрессом идти. Не без гордости парень рассказывал о самодельной системе управления горелками. Дойдем еще.

Хотя я склонен даже больше механическому измерительному оборудованию доверять, нежели электронному. Всяко бывает...

Долина гейзеров:

Избыток давления стравливают?

И все ведь для чего-то нужно...:

Горячо, наверное:)

Я уже даже и не старался слушать, что это и для чего. Просто фото:

Прошли мимо диспетчерской:

Но туда позже еще зайдем.

Сейчас мы подошли к Преисподней:)

Вот она - святая святых ТЭЦ - топка с котлами.

Предлагают потрогать ОГОНЬ:

К ТЭЦ претензий нет - топят отменно. :)

Через специальные трубки можно заглянуть прямиком в АД:

Дааа, там жарко...

Высота топки с котлом - с девятиэтажный дом:

И как я говорил, управляется она компьютером.
Местный щит управления горелками:

Вот эта труба с паром прямо сейчас лопнет, бежим отсюда:)

Но это я опять пошутил. За состоянием оборудования и коммуникаций тут пристально следят. Перед началом каждого отопительного сезона ТЭЦ проходит многочисленные проверки и получает разрешение. Тут все серьезно - ответственность большая.

Заходим в диспетчерскую.

Пульт управления запуском баллистических ракет:

Ну почти:) Похоже очень.

А это стена датчиков и самописцев состояния ТЭЦ:

Спассредства:

Рабочие на досуге могут помечтать, глядя на плакат:

Неужели такое было?...

Вот, кстати, та новая система мониторинга:

Неплохо. Главное, удобно.

Надо позвонить? Нет проблем - выбирай:

А все-таки Преисподняя где-то рядом:)

ОСЬ З Л А:

А вот это немного странно для ТЭЦ:

Кто-то забыл закрыть холодильник? :)

"А за окном, то дождь, то снег..."

После экскурсии нас напоили чаем с плюшками и разрешили замучить директора глупыми вопросами:) Надеюсь, не сильно утомили? Но было очень интересно и я узнал много нового для себя. К примеру, почему после ремонта труб в подвале у нас в квартире стало немного холоднее... Но с этим мы еще разберемся с ЖЭК...

Кстати, область ответственности ТЭЦ ограничивается её забором. Дальше все претензии по качеству теплоносителя принимает другая компания - "Теплосеть". А если и к её пуговицам претензий нет, то надо идти уже в управляющие компании и иже с ними. Вот сколько посредников у нас между котлом и батареей:)

Лично у меня вопросов по отоплению ни к тем, ни к другим пока нет - дома тепло и уютно. На том и спасибо, работайте так же.

Когда верстался номер... Панорамку в HDR слепил еще.

На тепловых электростанциях сооружаются в основном дымовые трубы с одним или несколькими стальными газоотводящими стволами в одной железобетонной оболочке и с подвесным газоотводящим стволом из кремнебетонных панелей в железобетонной оболочке. Начато проектирование и строительство двухслойных дымовых труб для ТЭС, работающих на низкосернистых топливах. Дымовая труба представляет собой железобетонную оболочку с внутренним монолитным футеровочным слоем из полимербетона или силикатполимербетона.

По данным института Теплопроект около половины дымовых труб высотой 120-180 м предусматривается построить с футеровкой из кислотостойкого кирпича с кольцевым вентилируемым зазором.

Основным недостатком труб такой конструкции является повышение продолжительности их строительства. Например, сооружение только футеровки дымовой трубы высотой 320 м с диаметром условного прохода 10,6 м занимает 1 год, удлиняется и срок возведения железобетонной оболочки трубы в связи с необходимостью выполнения консолей через каждые 10 м. Кроме того, из-за наличия таких консолей исключается возможность применения при возведении оболочки скользящей опалубки.


К настоящему времени на объектах Минэнерго СССР введены в эксплуатацию и находятся в стадии строительства 13 дымовых труб со стальными газоотводящими стволами высотой 150-320 м, из них одна труба - с одним, три - с тремя и девять - с четырьмя стальными газоотводящими стволами.

Для стальных газоотводящих стволов характерны монтажная технологичность и сравнительно небольшие сроки возведения. Так, продолжительность монтажа четырех стальных газоотводящих стволов со всеми площадками, шахтами лифта и лестницами для дымовой трубы высотой 250 м на Лукомльской ГРЭС составила 6 мес (без учета затрат времени на подготовительные работы). При этом возведение одного ствола выполнялось за 30 дней.

На Запорожской ГРЭС возведена дымовая труба высотой 320 м с подвесным газоотводящим стволом из кремнебетонных панелей. В результате применения индустриальных методов строительства сроки сооружения газоотводящего ствола значительно (в 4 раза) сокращены по сравнению с нормативными сроками монтажа традиционной футеровки. Положительный опыт строительства дымовой трубы на Запорожской ГРЭС послужил основанием для применения сборных подвесных стволов из кремнебетона на Запорожской (труба № 2), Углегорской, Молдавской, Ставропольской, Рефтинской ГРЭС, Таллинской ТЭЦ и других ТЭС.


В целях уменьшения повреждения панелей при транспортировке и производстве работ необходимо усовершенствовать их конструкцию, улучшив прочностные характеристики.

На Экибастузской ГРЭС возведена дымовая труба № 2, конструкция которой предусматривает выполнение монолитной футеровки. Основные достоинства дымовых труб с монолитной футеровкой - простота конструкции и возможность одновременного возведения оболочки и футеровки в одной опалубке, а следовательно, сокращение сроков строительства.

Основной строительной организацией, специализирующейся на возведении железобетонных дымовых труб с кирпичной футеровкой, является трест Спецжелезобетонстрой.

Для возведения железобетонных оболочек дымовых труб в тресте используется подъемнопереставная опалубка. Работы по сооружению дымовых труб проводятся в две или три смены, а на наиболее срочных объектах - непрерывно по скользящему графику. Применяемые трестом Спецжелезобетонстрой методы прогрева бетона позволяют возводить железобетонные дымовые трубы круглогодично практически во всех климатических районах Советского Союза. Основным методом обогрева бетона в зимних условиях является выдерживание его в подвижном тепляке с обогревом рабочих зон отопительными агрегатами.

В качестве основного метода возведения газоотводящих стволов дымовых труб в СССР принят метод подращивания. Учитывая технологические возможности существующего монтажного оборудования, этот метод как наиболее экономичный применяется для монтажа не только стальных, но и кремнебетонных газоотводящих стволов. Подъемно-полиспастная система, с помощью которой производятся подъем и установка блоков газоотводящего ствола, собирается внизу, а затем поднимается на трубу электролебедками и закрепляется в рабочем положении.

Объединение Гидроспецстрой Минэнерго СССР сооружает железобетонные оболочки дымовых труб с применением скользящей опалубки. Для сооружения оболочек дымовых труб, имеющих максимальный наружный диаметр у основания 32 м при толщине стенки от 0,8 внизу до 0,3 м в верху ствола, скользящая опалубка поставки ГДР перепроектирована институтом Гид-роспецпроект. Управлением Энерговысотспецстрой ВО Гидроспецстрой начиная с 1972 г. построены с этой опалубкой железобетонные дымовые трубы высотой 180, 250 й 150 м на ТЭЦ-25, ТЭЦ-23 и ТЭЦ-26 Мосэнерго. На рис. 13.21 приведены схемы сооружений оболочек дымовых труб в подъемно-переставной и скользящей опалубке.

Проектные марки бетона оболочек труб приняты следующие: по прочности М300, морозостойкости Мрз-200, водонепроницаемости В8.

Средняя скорость скольжения опалубки при возведении железобетонной оболочки дымовой трубы на ТЭЦ-25 равнялась 2,1 м/сут. Прочность бетона через 6-8 ч после распалубки составляла 0,16-0,25 МПа.

Введение комплексной добавки позволило интенсифицировать процессы твердения бетона и увеличить скорость бетонирования оболочки в среднем на 10%.

На ТЭЦ-23 скорость подъема опалубки при применении комплексной добавки (0,15% СДБ+1% NaNO 3) достигала 3,5 м/сут.

На строительстве трубы ТЭЦ-26, осуществлявшемся в зимних условиях с обогревом бетона электрокалориферами, также использовалась комплексная добавка (0,2-0,4 % СДБ+0,5 % Na 2 SO 4), что позволило сократить продолжительность тепловой обработки на 15%.

На строительстве Экибастузской ГРЭС-1 впервые в практике энергетического строительства дымовые трубы наружным диаметром у основания 32 м с толщиной стенки 0,8 м бетонировались с помощью скользящей опалубки в условиях резкоконтинентального климата. Для ствола трубы применен бетон М400 (выше отметки 30,0 м - М350) морозостойкостью Мрз-200 и водонепроницаемостью В8. Выбор и подбор марки и состава бетона для ствола дымовой трубы № 1 Экибастузской ГРЭС-1 осуществлены институтом Гидроспецпроект.

Прочность бетона принималась на 20% выше проектной, чтобы компенсировать нестабильность качества материалов (особенно портландцемента), несовершенство бетонного завода и резкие перепады температуры воздуха.

Конструкция опалубки потребовала обеспечения стабильной подвижности бетонной смеси в месте укладки в опалубку 7-9 см по осадке стандартного конуса. Бетонная же смесь, предназначенная для укладки в опалубку, подвергается частой перевалке и значительно теряет свою подвижность. В связи с этим институтом Гидроспецпроект предложен следующий состав бетонной смеси (в расчете на 1 м 3):


При таком составе была получена бетонная смесь со следующими характеристиками:



Уход за бетоном осуществляется путем нанесения на поверхность трубы пленкообразующего материала - раствора универсальной карбамндной смолы, а при отсутствии смолы - путем непрерывного полива бетона. Указанные мероприятия обеспечили получение проектных характеристик бетона.

В процессе бетонирования постоянно проводится контроль однородности бетонной смеси.

Строительство оболочек дымовых труб показало, что высокие трубы, имеющие массивные нижние части, до отметки 30,0-40,0 м целесообразно бетонировать в подъемно-переставной опалубке, а выше - в скользящей.

Поверхностно-активные добавки (например, СДБ), замедляющие потерю подвижности бетонных смесей, следует вводить в количестве 0,15-1,6% массы цемента (в зависимости от температуры наружного воздуха).

Результаты исследований и опыт бетонирования в скользящей опалубке показали, что скорость подъема опалубки необходимо назначать с учетом температуры наружного воздуха (рис. 13.22), качества бетона, минералогического состава применяемого цемента, вида и количества вводимых химических добавок. При температуре воздуха 20±5°С скорость подъема скользящей опалубки должна быть не менее 3 м/сут. При повышении температуры воздуха скорость бетонирования должна быть соответственно увеличена, с тем чтобы прочность бетона после распалубки находилась в пределах 0,1-0,3 МПа.

Перед началом сооружения дымовой трубы строительство должно быть обеспечено пленкообразующими материалами или оборудованием для непрерывного увлажнения бетона и его укрытия.

Репортаж корреспондента газеты "Пухавiцкiя навiны" Елены Шантыко.

Дымовую трубу ТЭЦ-5, думаю, видел каждый житель нашего района. И, наверное, каждый знает, что именно она является самым высоким сооружением на Пуховщине. Действительно, высота трубы составляет 240 метров, что приблизительно соответствует высоте 80-этажного дома. И пусть среди подобных себе наша труба не рекордсмен (высота трубы, например, Харьковской ТЭЦ равна высоте Эйфелевой башни и составляет 330 метров), однако в Минской области конкурентов у нашей трубы нет. Да и в Беларуси таких великанов немного. Для примера: 374 метра составляет высота Слонимской телевышки, самой высокой в Беларуси.

Впрочем, не только высота трубы была причиной моего давнего желания более подробно узнать об этом объекте, хотя изначально, признаюсь, мысль о том, чтобы подняться на одну из светофорных площадок, не раз посещала меня. И все же интерес к трубе как к производственному объекту, играющему не последнюю роль в работе станции и требующему к себе определенного внимания, был основополагающим. И свой давний интерес я все же озвучила директору ТЭЦ-5 В.В. Кишко во время последнего визита на электростанцию.

Высотные дымовые трубы действительно являются неотъемлемым компонентом любой современной ТЭЦ, потому что они выполняют исключительно важную функцию отвода от котлов и рассеивания в верхних слоях атмосферы газообразных выбросов и пыли,- говорит Владимир Владимирович.- Поэтому трубы - это особые производственные объекты, инженерные сооружения, обслуживанием которых в Беларуси занимаются специализированные предприятия.

И для строительства дымовой трубы ТЭЦ-5 также было специально создано новое предприятие СМУ «Энерговысотспецстрой», которое в установленные сроки, с применением новых на момент строительства станции технологий и материалов обеспечило сооружение объекта, введенного в эксплуатацию в 1999 году.

Теперь обследование строительных конструкций трубы раз в 5 лет выполняют специалисты ЗАО «Белспецэнерго».

Они в обязательном порядке обследуют прочность всех строительных конструкций, фундамента, ствола трубы, отмосток, лестниц, светофорных площадок, которых на нашей трубе целых пять, а также конструкций ходовой лестницы, расположенной по внешнему контуру трубы.

После такого тщательного обследования специалистами составляется технический отчет, в котором даются рекомендации по дальнейшему техническому обслуживанию объекта. Затем выполняются все необходимые организационные и технические мероприятия, связанные с ремонтом трубы.

В обязательном порядке (и чаще, чем раз в пятилетку) определяется также крен трубы. И тут не могу не упомянуть о том, что столь прочная железобетонная конструкция всегда откликается на неблагоприятную ветреную погоду: любой, кто находится на верхних светофорных площадках, может ощутить колебания трубы.

Оголовок (так называется верхняя часть трубы) вообще находится в наиболее сложных условиях службы не только в связи с происходящими колебаниями, но также ввиду попадания на внутреннюю поверхность трубы атмосферных осадков, интенсивных конденсационных газов и связанных с этим процессом многократного замораживания и размораживания,- рассказывает начальник ремонтно-строительного цеха ТЭЦ-5 Юрий Григорьевич Самохин.- Хотя основная механическая и ветровая нагрузка приходится, конечно, на несущий ствол трубы. Его состоянию особенно пристальное внимание уделяется специалистами при проведении обследования объекта.

Однако думать о том, что труба от обследования до обследования перестает представлять собой интерес для энергетиков, нельзя. Есть специальная инструкция по эксплуатации данного объекта, и у каждого цеха есть свои обязанности.

За работниками электроцеха, например, закреплена обязанность следить за исправностью светильников, установленных на светофорных площадках и обеспечивающих безопасность воздушного транспорта.

75 процентов светильников в обязательном порядке должны работать,- рассказывает начальник электроцеха Юрий Николаевич Жирков.- Поэтому оперативный персонал цеха ежедневно производит визуальный осмотр трубы и площадок, и при необходимости мы самостоятельно производим замену светильников. Стараемся проводить эти работы в летний период по причине того, что подъем на трубу - непростое задание. Как правило, командировка наверх занимает целый день.

Представьте себе, чего стоит подъем на высоту 80-этажного здания своим ходом и по внешнему контуру трубы… Холодок подступает к сердцу, не правда ли? Это вам не на лифте подъехать… Хотя в истории был и такой факт. Во время строительства лифт внутри трубы функционировал. И старожилы станции поднимались наверх, чтобы удовлетворить свое любопытство. И за смелость были вознаграждены открывавшимися глазу пейзажами. Говорят, что сверху, с высоты птичьего полета, можно увидеть не только весь наш район, но даже столицу.

Теперь на экскурсию на трубу никто, конечно, не ходит. К работам на ней допускаются только имеющие разрешение на проведение высотных работ люди. Подъем осуществляется со всеми мерами предосторожности, с обязательным отдыхом. Поэтому такая производственная командировка и занимает практически весь рабочий день.

Говоря о нашей трубе, нельзя также не сказать, что прогресс в прямом смысле слова коснулся и ее: уже несколько лет труба используется в качестве держателя антенн передатчиков ТВ и мобильной связи (Velcom и Life). Благодаря большой высоте установки антенн зона уверенной связи популярных операторов стала больше.

Для того, чтобы сделать фото дымовой трубы, мы с Ю.Г. Самохиным поднимаемся на верхний этаж административного корпуса. С его крыши на трубу открывается вполне перспективный для фото вид. И сама станция видна как на ладони. А что, если бы мы находились хотя бы на высоте первой светофорной площадки?! Наверное, было бы в разы интереснее. И тут я понимаю, что все же, несмотря на холодок в груди от одной только мысли о высоте, я завидую тем, кто хоть раз в жизни ходил в командировку на трубу…



Полезные инструменты