24 июня 2016 года Владимир Путин подписал поправки в АПК, ГПК и УПК, касающиеся реформы документооборота в суде. Электронная подача документов в суд станет реальностью с 1 января 2017 г. Любой гражданин РФ, имеющий ЭЦП, сможет подать документы в суд в электронном виде. В соответствии с новым законом, электронная подпись для суда должна быть усиленной квалифицированной.
Также появится возможность отправлять в суд копии доказательств в электронном виде, подача жалобы в суд в электронном виде, электронная подача документов в арбитражный суд и выписка в арбитражный суд в электронном виде.
Таким образом, клиент, обратившийся в удостоверяющий центр и получивший электронную цифровую подпись, может использовать её как в арбитражном суде, так и в судах общей юрисдикции. Подать заявление в суд в электронном виде можно будет через порталы, наподобие уже зарекомендовавшего себя arbitr.ru.
Однако, с этим вопросом связаны и некоторые сложности.
Усиленная квалифицированная ЭЦП даёт её обладателю возможность подписывать любые документы в организации – электронная подпись может быть использована юристом не только в суде, но и для подписывания любого документа от бухгалтерского баланса и заканчивая приказом. И эти документы будут иметь полную силу.
Если компания небольшая и юристов, занимающихся судами немного, то всё просто – подпись может быть всего одна и вопрос контроля не будет столь острым. Руководитель может выдавать флешку с подписью лично в руки и контролировать исходящие документы. Но что, если юристов много? Что, если они разбросаны по филиалам в разных городах? Будет достаточно сложно проконтролировать использование подписи – кто знает, как будет использована эта электронная подпись в суде?
К тому же, есть ещё один немаловажный вопрос – получение такого количества усиленных квалифицированных подписей для каждого сотрудника потребует дополнительных затрат времени и финансов.
Система Юрайт предлагает простое и изящное решение этого вопроса.
В программе есть функция использования ЭЦП при отправке документов и вместе с тем возможность разграничения прав и ролей пользователей. Как это работает?
Организации будет достаточно получить всего одну ЭЦП для всех своих сотрудников и соответствующим образом распределить права. Например, юристам, занимающимся отправкой документов и ведением дел, нужно дать право видеть только свои дела, то есть те, для которых они установлены в качестве ответственных. После этого юрист будет видеть в системе только свои дела и сможет проводить с ними соответствующие манипуляции – загружать в систему файлы и документы, подписывать их общей электронной подписью и отправлять на сайт суда.
Таким образом, но просто не сможет подписать документ, находящийся вне его компетенции, т.к. просто его не увидит в системе.
Это сделает документооборот организации безопаснее, снизит или полностью устранит вероятность ошибки из-за человеческого фактора и позволит сэкономить время и деньги на получение ЭЦП для всех сотрудников.
С 2017 года документы подписанные электронной подписью можно подавать в российские суды в виде электронных файлов и (или) сканированных копий бумажного экземпляра, через интернет.
Самые важные моменты разъясняем по пунктам, простым и понятным языком:
- Электронный документ необходимо подавать в суд из личного кабина системы «Мой Арбитр» (my.arbitr.ru), предварительно потребуется пройти регистрацию на портале госуслуг.
- Личный кабинет может создать только физическое лицо. Физическое лицо может представлять интересы юридического лица.
- Электронные документы может подавать в суд как само физическое лицо так и его представитель. Если документы физического лица отправляет представитель то, представитель должен использовать только свой личный кабинет.
- Физическому лицу или его представителю при отправке электронных документов с суд, в большей части случаев придётся использовать усиленную квалифицированную электронную подпись, которую можно оформить в нашем удостоверяющем центре.
- Электронная подпись документа должна иметь стандарт PKCS#7 и должна быть отсоединенной (т.е. в виде отдельного файла). Присоединенная электронная подпись не допускается.
- Если электронный документ подписывают несколько лиц то, каждая подпись должна быть в виде отдельного файла.
- Если в тексте подаваемого электронного документа указано ФИО подписанта то, именно его квалифицированная электронная подпись должна использоваться при подписании.
Для примера расскажем детально. Если три стороны по всем правилам подпишут какой-либо электронный документ своими электронными подписями и сохранят все файлы в одной папке то, в папке будет содержаться 4 документа:
- заявление.pdf - сам документ
- заявление1.sig - файл подписи первой стороны
- заявление2.sig - файл подписи второй стороны
- заявление3.sig - файл подписи третьей стороны
Бесплатно, получить специальную утилиту, которая позволяет одному и более лицам создавать отсоединенную подпись в стандарте PKCS#7 можно в Центре Защиты Информации «КРИПТОБИТ».
- Физическое лицо либо его представитель только в ряде случаев имеют возможность использовать при отправке электронных документов свою учетную запись, которая по сути является простой электронной подписью.
- Применять простую электронную подпись (т.е. учетную запись отправителя в системе «Мой Арбитр») можно только в случае подачи сканированных электронных копий бумажного документа.
- Сканированную электронную копию бумажного документа нужно создавать только в черно-белом или сером цвете.
- Отправляемый электронный документ должен быть в формате PDF и доступен для копирования. Защита файла от печати и копирования не допускается.
- Размер электронного документа в формате PDF не должен превышать 30 Мб. Для проверки размера файла нажмите правой кнопкой мыши на документ и выберите «Свойства», в открывшемся окне будет прописан его размер.
- Имя электронного документа должно соответствовать его характеристикам. Например, если вы отправляете доверенность от 15.01.2017 года на одном листе то, следует указать именно эти данные в имени документа - Доверенность_№1_150117г_1л.pdf
- Каждый отправляемый из системы «Мой Арбитр» электронный документ должен быть в виде одного файла, а не нескольких. Также не допускается в один файл сохранять два и более документа.
- Новый Порядок подачи в арбитражные суды Российской Федерации электронных документов утвержден приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 28.12.2016 № 252 и вводится в действие с 01.01.2017. Текст документа размещен на официальном сайте Верховного Суда Российской Федерации: http://www.supcourt.ru
Полный комплект отправителя должен состоять из 4х компонентов:
- Квалифицированная электронная подпись для системы «Мой Арбитр».
- Средство криптографической защиты информации (КриптоПро CSP).
- Ключевой USB-носитель
- Утилита для подписания (Утилита КРИПТОБИТ).
По каким причинам могут отклонить ваши электронные документы?
- обращение в суд не адресовано данному суду;
- обращение в суд является идентичным ранее направленному обращению;
- документы нечитаемы, в частности: страницы документа (документов) перевернуты; документ (документы) содержит не все страницы; отсутствует возможность определить наличие всех страниц (нет нумерации); в файле отсутствует электронный документ или электронный образ документа; отсутствует связный текст;
- файл обращения в суд и (или) файлы прилагаемых к нему документов представлены в форматах, не предусмотренных Порядком подачи документов;
- обращение в суд и (или) прилагаемые к нему документы не представлены в виде отдельных файлов: в одном файле содержится несколько электронных документов или несколько электронных образов документов. Наименование файлов не позволяет идентифицировать документы, в них содержащиеся;
- файл обращения в суд и (или) файлы прилагаемых к нему документов и (или) данные, содержащиеся в них, не доступны для работы, в частности: защищены от копирования и (или) печати, содержат интерактивные или мультимедийные элементы, внедренные сценарии на языке JavaScript или любых других языках программирования;
- в нарушение законодательства и Порядка подачи документов обращение в суд в виде электронного документа не подписано усиленной квалифицированной электронной подписью либо обращение в суд в виде электронного образа документа не заверено усиленной квалифицированной электронной подписью;
- электронный образ обращения в суд не содержит графической подписи лица, обратившегося в суд;
- электронная подпись не соответствует виду или формату, установленным Порядком подачи документов. Усиленная квалифицированная электронная подпись не прошла проверку: на момент подписания документа срок действия сертификата электронной подписи истек, электронная подпись не соответствует документу, документ был изменен (модифицирован) после подписания его электронной подписью;
- номер дела (производства), указанный пользователем при подаче документов, не соответствует номеру дела (производства), указанному в обращении в суд;
- к обращению в суд, подаваемому представителем, не приложен документ, подтверждающий полномочия представителя на предъявление документов в суд;
- нарушены иные требования к электронным документам и (или) электронным образам документов, установленные Порядком подачи документов.
С января 2017 года вступили в силу изменения, позволяющие обращаться в суд в более удобном и быстром порядке. Теперь граждане смогут подавать документы в суд удаленно, причем не только в Арбитражный, но и в Верховный суд РФ. Поправки, внесенные в Гражданско- и Уголовно-процессуальные кодексы, позволяют направить заявление или жалобу, не выходя из дома. Как обратиться в суд дистанционно и что для этого потребуется – рассмотрим в статье ниже.
Способы подачи электронных документов в суд
Вступившими в силу изменениями допускается удаленная передача документов как в Арбитражный, так и в Верховный суд двумя способами. Оба варианта требуют от заявителя наличия ЭЦП для онлайн-системы «Мой арбитр», через который и будут направлены документы.
- Первый способ – создание электронного образа документа. На деле это означает, что у заявителя есть печатная версия документа, который необходимо сканировать. Скан-копия в формате PDF должна быть подписана электронной подписью. Важно подчеркнуть, что если передаваемые документы будут использованы на судебном заседании, их, скорее всего, нужно будет предоставить суду в бумажном виде.
- Второй вариант заключается в создании документа изначально в электронном виде. Подписанту также необходимо использовать ЭЦП, дабы придать юридическую силу такому документу. Помимо того, электронная подпись позволит надежно защитить информацию в файле от копирования.
Преимущества нового порядка
Специалисты отмечают, что введение данной процедуры позволяет не только сократить издержки времени, но и дает ряд других возможностей:
- подавать электронные документы можно по арбитражным, гражданским и административным делам;
- отсутствует необходимость в копиях электронных документов, подписанных ЭЦП;
- электронные образы бумажных документов могут быть подписаны как квалифицированной, так и простой электронной подписью;
- скан-копии могут передаваться с сохранением полной цветопередачи (если это необходимо);
- объем файла может достигать 30 Мбайт;
- ЭЦП для обращения в суд можно получить в любом удостоверяющем центре.
Покупаем усиленную квалифицированную электронную подпись (мне обошлась в 2200руб.)
Обращаю внимание, что кроме ЭП нужна программа КриптоАРМ (стоит 2000 руб).
Устанавливаем программу КриптоАРМ
Алгоритм действий такой:
1. В файле формата ворд с текстом заявления нажимаем сохранить как и выбираем формат ПДФ.
2. Правой кнопкой мыши на этом файле формата ПДФ щелкаем и выбираем КриптоАРМ - подписать.
3. Вас приветствует Мастер создания электронной подписи КриптоАРМ - нажимаем Далее
4. Выбор файлов Выберите файлы исходных данных для создания подписи - нажимаем Далее
5. И здесь нас ожидает первая засада
5.1. В следующем окне Выходной формат Выберите желаемый выходной формат файла подписи Необходимо поменять Кодировка и расширение
У меня по умолчанию стояла ВАSЕ64-кодировка sig
А должна быть DER-кодировка sig
5.2. Меняем на нужную путем выбора - DER-кодировка sig и нажимаем Далее
6. В следующем окне Параметры подписи Установите желаемые параметры подписи
И здесь нас ожидает вторая засада необходимо поставить галочку напротив пункта Сохранить подпись в отдельном файле
7. Потом везде нажимаем далее и у нас получается 3 файла
заявление 13012017 1л.doc – где нами был создан текст
заявление 13012017 1л.pdf.sig- Электронная подпись в отдельном файле
8. Открываем мой арбитр
9. В разделе документы прикрепляем сначала
заявление 13012017 1л.pdf- Электронный документ подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью
потом нажимаем прикрепить ЭП и подгружаем файл заявление 13012017 1л.pdf.sig- Электронная подпись в отдельном файле
10. С левой стороны от прикрепленного файла заявление 13012017 1л.pdf появится зелененькая надпись Подписано
11. Нажимаем отправить
12. В процессе активное участие принимает моя кошка
Полезные инструменты