Советы психолога как приучить ребенка к чтению. Как приучить ребенка к чтению. Советы родителям. Развитие фантазии и артистизма - элементы мотивации

Что делать, если ребенок не читает? Этот вопрос занимает многих родителей. В наши дни детей отвлекает слишком многое: смартфоны, компьютеры, мультики, которые бесконечно идут по телевизору, - ребенка на улицу поиграть с друзьями не вытащишь, не то что книгой заинтересуешь. Но сдаваться не стоит. Выбрали 10 способов приучить ребенка к чтению. Пробуйте их один за другим или несколько сразу - какой-то непременно подействует.

1. Внесите элемент игры

Превратите чтение в игру и вам не придется ни секунды тратить на то, чтобы уговорить ребенка взяться за книгу. Сделайте постановку - домашний театр, - и пусть бабушки и дедушки станут благодарными зрителями, позовите в гости друзей вашего ребенка и устройте соревнование, обязательно с призами, - кто больше прочитает или найдет предметов на картинке (для этого хороши виммельбухи), покажите ребенку книги-лабиринты, сочиняйте истории, делайте поделки, рисуйте персонажей, вырезайте, раскрашивайте, проводите эксперименты , показывайте театр теней и делайте объемные фигуры из бумаги. Идей море. Только успевай воплощать.

2. Пусть ребенок читает то, что нравится

Если ребенок отказывается читать книги из школьного списка литературы, не «наседайте». Показывайте другие книги, чтобы он понял: есть не только скучные рассказы про осенний лес или былины о русских богатырях (тут уж кому что не нравится), а еще и фантастика, пьесы и, допустим, сатира. Да хоть мифы Южной Африки и предания Вьетнама - лишь бы чтение увлекало. Не надо в ребенка «запихивать» знания и уж тем более навязывать свои предпочтения.


Автор фото: Алия Гимранова, -

Попробуйте отыскать жанр, который придется ребенку по душе. А если уж дело совсем не идет, попробуйте «подсунуть» комиксы, пусть это и для многих как ножом по сердцу. Когда ребенок найдет что-то свое, он войдет во вкус и, вполне вероятно, со временем начнет читать все, что под руку попадется: будет глотать книги, а не булочки 🙂

3. Заведите дома большую библиотеку

Невозможно приучить ребенка к чтению, если дома элементарно нет книг или их очень мало. Всегда должна быть возможность подойти к книжному шкафу и взять что-нибудь.


Автор фото: Полина Мяличкина,- .

Помню, как сама в детстве выбирала книги по принципу «потому что гладиолус» - читала все, что попадалось на глаза: большая советская энциклопедия, Булгаков, По, сказки народов мира, Горький, Беляев, энциклопедии «Я познаю мир» - история, физика, космос, растения, искусство, медицина и еще штук двадцать на разные темы, - Хмелевская, Даррелл, Стругацкие, книги про динозавров, взросление детей, психологию и даже крылатые выражения на латыни (их я заучивала - даже не могу сказать, для какой цели). В ход шло все. И я искренне уверена, что это серьезно повлияло на мою любовь к чтению.

4. Не заставляйте дочитывать до конца

Если вы видите, что книга «не идет», ребенок то и дело вздыхает, отвлекается, вертится, как уж на сковородке, да и вообще делает все что угодно, лишь бы не переворачивать следующую страницу - пусть закрывает эту книгу. Чтение из-под палки к хорошему не приведет. Никогда не принуждайте ребенка сидеть за неинтересной ему книгой, иначе вы добьетесь ровно противоположного эффекта. Даже взрослым советуют это делать: Игорь Манн использует «тест 50 страниц» - если за 50 прочитанных страниц книга «не цепляет», ее просто надо отложить в сторону. Не говоря уже о детях.


От интересной книги не оторваться! Автор фото: Мария Еремина, - .

5. Покажите, что удивительного в книгах

Еще в школе нас учили разбирать произведения, видеть глубинный смысл, догадываться, о чем думал автор и что хотел сказать. Попробуйте провернуть этот трюк с ребенком, только не ударяясь в пространные размышления, а показывая прочитанное с неожиданной стороны. Найдите в книге необычное и покажите ребенку. Когда объясняете ему что-то, проводите неочевидные параллели - так, чтобы юный нехочуха действительно заинтересовался.


Автор фото: Ирина @kmigirazuma, -

6. Ориентируйтесь на ведущую деятельность

Отечественный психолог Леонтьев, а затем Эльконин и Давыдов развивали идею ведущей деятельности - это «основное занятие» ребенка, внутри которого развивается личность. В каждом возрасте ведущая деятельность своя: с 3 до 7 лет - сюжетно-ролевая игра, до 11 лет - учеба, позже - интимно-личностное общение (вот почему для подростков сверстники становятся значимее, чем семья). Любовь к чтению можно прививать через ведущую деятельность: для малышей придумывайте игры с книгами, детям постарше давайте энциклопедии по интересующим их темам, подростку можно «подсунуть» книгу об отношениях.


7. Не ставьте условий

Частенько от родителей можно услышать: «Пока не прочитаешь десять страниц, на улицу не пойдешь». Наверное, это самое худшее, что можно придумать. Никогда не ставьте условия и не лишайте ребенка удовольствий, будь то сладкое, прогулка с друзьями или поездка с классом на экскурсию. Иначе книга для него станет врагом. Но никак не другом.


А лучше давайте книжки с самого нежного возраста. Ребенок их полюбит. Автор фото: Irin Knuremko, - .

8. Выбирайте красивые книги

Психологи отмечают, что примерно до 12 лет у ребенка превалирует наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Вот почему важно обращать внимание на визуальную составляющую детских книг : яркую обложку, красивые иллюстрации, качественную бумагу. Книга должна притягивать, словно магнит. Восхищать. Вызывать восторг. Тогда ребенку не придется напоминать о чтении.


Добрая жизнеутверждающая книга с волшебными иллюстрациями. От нее в восторге даже взрослые. Мы в МИФе обожаем Мамазавра! -

9. Оставляйте книги на видном месте

Это уже трюк восьмидесятого уровня, но почему бы не попробовать. Пусть книги в доме лежат везде: прибейте полочку на кухне, оставляйте книги на обеденном столе, если у вас есть гостиная или большой коридор - «поселите» их и там, положите на тумбочку возле кровати ребенка. И не забудьте про ванную комнату и уборную 😉 Серьезно! Там как в самолете: внимание не распыляется, отвлекающих факторов минимум, так что рука сама потянется к книге.


10. Читайте вместе с ребенком

Этот способ сработает на маленьких детях: они нежно привязаны к родителям и хотят проводить вместе все время, поэтому стоит подумать о том, чтобы разнообразить свой досуг чтением. Читайте по ролям, просто по очереди - по страничке, предложите ребенку озвучивать героев разными голосами: лисичка говорит высоким тоненьким голоском, волк басит, а колобок смешно поет.


И обязательно читайте деткам перед сном, -

И, наконец, последнее. Будьте для своего ребенка самым лучшим примером. Героем. Вдохновляйте. Показывайте, что сами неравнодушны к книгам. Увлекайте в волшебный мир книг. Если вы всем сердцем любите читать, если в семье предпочитают телевизору книги, а «залипанию» в гаджетах - совместный досуг, слова «Мой ребенок не читает», скорее всего, никогда и не прозвучат. А если проблема все же есть, то в ваших силах ее решить.

P.S. Хотите узнавать о самых интересных детских книгах и получать скидки на лучшие новинки? Подписывайтесь на нашу рассылку . В первом письме - подарок.

С раннего детства нас учат: «Нужно любить книги. Кто много читает, тот умный».

С раннего детства нас учат: «Нужно любить книги. Кто много читает, тот умный». Даже люди, не прочитавшие в жизни ни единой книги, не раз слышали этот постулат и верят ему.

Но не является ли такое мнение архаичным в наше время высоких технологий? Всю информацию мы прекрасно можем получать из Интернета, телевизора, других СМИ.

Такой способ в разы дешевле, оперативнее и проще: в транспорте, очереди, наедине со своим ноутбуком или планшетом, да хоть дома под одеялом - получай любую информацию, читай новости, романы, стихи, научные труды - что душе угодно.

И, тем не менее, мы продолжаем пребывать в уверенности, что любить книги - это правильно и хорошо. Мы учим этому и наших детей, покупая им дорогостоящие издания в твёрдом переплёте с красочными иллюстрациями.

Мы делаем это, понимая, что только книги учат мыслить, анализировать, рассуждать, извлекать информацию самостоятельно, а не просто потреблять готовый продукт, уже кем-то осмысленный и обработанный.

А ещё, книги развивают наше воображение, обогащают словарный запас, учат чувствовать и любить родную речь.

Любовь к чтению, передающаяся по наследству

Детские книги - особый мир ребёнка, полный открытий и волшебства. И ведут его в этот мир родители, мягко, но настойчиво взяв малыша за ручку.

Без участия и помощи взрослых в этом вопросе никак не обойтись. Даже если в доме будет целая библиотека, состоящая из раритетных фолиантов, ребёнок может вырасти, так и не взглянув в их сторону.

Сила личного примера

Конечно, есть большая доля вероятности, что в читающей семье ребёнок тоже вырастет активным читателем. Но есть и другие примеры, когда детям казалось, что книги отбирают у них родителей, и тогда они делали вывод: книги - это зло.

Конечно же, в такой ситуации виноваты сами родители. Сидеть над книгами круглыми сутками, забывая о маленьком родном человечке, неправильно. Но иначе, как малыш сможет разглядеть ваш пример? Очень просто. Достаточно читать вовремя его сна.

Кроха будет видеть ваше увлечение, засыпая и просыпаясь: мама всегда с книгой, она лежит на её тумбочке, закладки перемещаются, одна книга сменяет другую. В этом случае пример родителей будет очевиден, а ребёнок не станет испытывать негативных эмоций и ревновать родителей к книгам.

Начинаем с самого рождения

С первых дней жизни читайте малышу вслух. Что угодно: романы, детективы, тексты на английском или другом иностранном языке, да хоть свой университетский конспект.

Ребёнок будет слышать мелодичный звук вашего голоса и привыкать к ритмике слов, которые не рассказывают, а читают. Постепенно, с овладением речью, он начнёт вслушиваться в текст и понимать его.

Иллюстрации

Нужно, чтобы книги привлекали малыша изначально: как яркий красочный предмет, или игрушка - это станет фактором постепенного формирования любви к чтению.

Для самых маленьких выбирайте книги с выразительными и понятными картинками, выполненными талантливыми художниками. Пусть на них будут изображены старые добрые герои народных сказок или отечественных мультфильмов, а не штампованные компьютерные уродцы с застывшими неестественными улыбками, которые уж никак не будут способствовать развитию хорошего вкуса и чувства прекрасного у ребёнка.

Иллюстрации должны быть такими, чтобы к ним хотелось возвращаться, листать страницы и пересматривать.

Разнообразие

Книги должны быть разными по жанрам: сказки, стихи, рассказы. Народные и авторские, русские и зарубежные.

У разных произведений - разная ритмика, стиль, мелодика.

Вам должно нравиться то, что вы читаете ребёнку

Дети необычайно чувствительны к нашим эмоциям. Если мама, читая книгу, искренне увлекается и сопереживает героям, то и малыш не останется равнодушным к содержанию книги. А равнодушие или нелюбовь к автору будет понятна ребёнку с первых строк. Читать нужно артистично, с выражением, обыгрывая диалоги героев. Яркие интонации вовлекут малыша в процесс чтения, а монотонный текст может только усыпить.

Журналы

Речь идёт о качественной детской периодике литературного направления: «Мурзилка», «Костёр», «Весёлые картинки». В чём их польза? Во-первых, ожидание. Малыш ждёт, ежедневно заглядывает в почтовый ящик: когда же и какие сказки ему пришлют на этот раз? Кроме того, истории в таких журналах обычно публикуются короткие, доступные для понимания и не утомительные. Очень важно и право выбора - авторов, картинок, героев - можно полистать и найти то, что заинтересует.

По возрасту

Если вы читаете 2-х летнему ребёнку «Сказку о царе Салтане», искренне желая пораньше приобщить его к творчеству гения русской поэзии, не сокрушайтесь, что для ребёнка её смысл останется тайной за семью печатями.

Хотя слушать мелодику идеального двухстопного ямба Александра Сергеевича Пушкина, конечно, полезно даже для новорожденных. Но для привлечения внимания и участия в процессе чтения в этот период нужны короткие, яркие тексты - прибаутки, потешки, образные четверостишия.

Педагогическая направленность

Не стоит ставить её во главу угла. Положительные примеры, поучительные истории, правильный смысл - это очень хорошо. Но книги должны также и развлекать, смешить, интриговать.

Юмористические рассказы, истории о весёлых приключениях бесшабашных хулиганистых героев - выбор такой литературы поможет больше заинтересовать ребёнка и понять, что чтение - это вовсе не скучно.

Ритуал

Читайте ребёнку перед сном - днём и вечером. Где бы вы ни находились - в гостях, в поездке или на пляже - пусть детская книжка всегда будет у вас под рукой. Многие родители разрешают детям смотреть мультфильмы во время еды.

Можно попробовать стимулировать аппетит ребёнка с помощью чтения. Конечно, только в том случае, если он отказывается кушать и вам всё равно приходится отвлекать его с помощью телевизора.

Маленькие хитрости

Можно делать вид, что вы читаете не малышу, а его любимой кукле или зайчику. Очень скоро ребёнок заинтересуется, что же такого интересного вы ему рассказываете? Или так: «Если ты не уберёшь игрушки, у нас не будет места, где почитать. Если ты будешь капризничать, у нас не останется времени на чтение». Таким простым способом вы даёте понять ребёнку, что чтение - это награда, которую нужно заслужить.

Показывайте детям всеми средствами, что книги - это увлекательно, интересно и необходимо. Возможно, насильно привить любовь к чтению и не получится, но заинтересовать - вполне реальная задача для каждого грамотного родителя.

Нравится

Одиннадцатилетний Костя заявляет, что не любит читать. «Мне нравятся комиксы, «Геоленок» - это журнал с фотографиями разных стран, - говорит он. - А вот книжки толстые - все занудные. В школе нам задают внеклассное чтение, но я читаю только первые страницы, а потом прошу ребят рассказать, чем все закончилось». «Неверно говорить, что дети стали читать меньше, чем родители в их возрасте, - считает школьный психолог Наталья Евсикова, - просто они читают другую литературу». Значит ли это, что мы тревожимся напрасно?

Познавать мир иначе

Серьезные книги ребенка не привлекают, но при этом его нельзя назвать неграмотным или отстающим в развитии - просто его интересует другое. Он обожает играть в футбол, слушать музыку, что-то мастерить или возиться с аквариумом. «Отсутствие интереса к чтению не означает отсутствие интереса к жизни, - уверена психолог Елена Смирнова. - Тревога действительно оправдана, когда ребенка вообще ничего не интересует». Однако такое объяснение не удовлетворяет многих родителей, которые считают своим долгом начать учить читать как можно раньше, поскольку уверены, что этот навык напрямую связан с успешностью ребенка в будущем.

«Заставляя детей читать, родители часто перегибают палку и легко «входят во вкус», - продолжает Наталья Евсикова. - Родительский прессинг, как правило, начинается одновременно с началом обучения в первом классе, но постепенно стиль отношений, основанный на принуждении, становится естественным для их общения, что неизбежно порождает новые проблемы». Ребенок начинает учиться хуже и хуже, перестает увлекаться вообще чем бы то ни было или, наоборот, «загоняет» себя учебой, дополнительными занятиями, книгами и в итоге теряет ощущение простых удовольствий.

Все для того, чтобы родители гордились им, поверили в него - и оставили наконец в покое.

Чтение повсюду

Нередко дети равнодушны к «большой» литературе, но зато читают журналы, разнообразные энциклопедии, комиксы по мотивам любимых фильмов. «Все это тоже чтение, и его надо уважать, - говорит Наталья Евсикова. - Оно обогащает воображение, помогает познавать окружающий мир и самих себя. Нет чтения хорошего и плохого, оно бывает лишь соответствующим возрасту или нет».

Некоторые родители сгоряча «записывают» в низкие жанры все, что не имеет суперобложки или золотого тиснения на корешке. «Я ужасно сердилась на своего 13-летнего сына, когда видела, что он покупает какой-то детский журнальчик, - рассказывает 35-летняя Ольга. - Меня раздражал сам факт покупки каких-то дешевых комиксов! Он сказал мне: давай проверим, сможешь ли ты ответить на вопросы из этого журнала? И начал спрашивать меня об истории и географии Древнего Востока. Признаться, я потерпела фиаско. Полистала - убедилась, что это вовсе не пустое чтение!»

Свободный выбор

Можно ненавидеть книги в восемь лет, а в 20 чтение станет любимым занятием. Причины, по которым дети начинают интересоваться книгами, могут быть разными. Нередко это происходит после того, как школа и родители перестают чтение навязывать. «Я стала читать из чувства соперничества: мы с подругой соревновались, кто быстрее прочтет собрание сочинений Дюма, - рассказывает 25-летняя Ирина. - Потом мы так втянулись, что азарт игры пропал, а интерес к чтению остался». Иногда нужный импульс дает сама книга, как в случае с 18-летним Борисом, который прочел «Код да Винчи» только потому, что все вокруг только о нем и говорили. Бестселлер так увлек Бориса, что он стал читать исторические романы, прочел «Дело тамплиеров» Лобе и Ги, Дрюона и несколько книг по всемирной истории. «Современные подростки пристально следят за модой, - комментирует Елена Смирнова, - в том числе и за модой на чтение. Они обязательно прочтут бестселлер, о котором говорят, или любимую книгу своего кумира, потому что им очень важно ощущать собственную компетентность».

Конечно, школьники вынуждены познавать необходимый минимум по программе. Но вот парадокс. «Если не заставить подростка прочесть Пушкина или Шекспира, так же как и посмотреть фильм или спектакль, не заставить сходить на экскурсию, он никогда этого сам не сделает, - говорит заслуженный учитель школы России, преподаватель русского языка и литературы московской гимназии №1567 Лев Соболев. - Но в то же время нельзя заставлять его это делать, ибо Шекспир, прочтенный из-под палки, гроша ломаного не стоит».

Чтение - не просто удовольствие, но прежде всего свобода. Свобода выбирать, что читать - самому, без учителей, без родителей. Чтение - это вообще личное дело, потому что в нем мы ищем и в значительной мере отражаем себя. Книгам приписывается уйма достоинств, которыми они действительно обладают. Но есть множество других способов познавать мир и развивать свое воображение: игра, музыка, живопись или кино... Родителям, воспитанным советской школой в убеждении, что книга - это прежде всего «источник знаний» и «лучший подарок», непросто принять эту мысль. Но стоит попытаться это сделать, если мы действительно хотим, чтобы чтение для наших детей стало естественным и радостным процессом.

В наш век тотальных технологий все больше родителей озадачиваются вопросом, как приучить ребенка к чтению . Психолог Анастасия Пономаренко подскажет, на что обращать внимание родителям, как не отбить у детей охоту брать в руки книгу и как приучить ребенка к чтению.

Не надо бабушку трясти: «Прочти, пожалуйста! Прочти!»

Не надо умолять сестрицу: «Ну, почитай ещё страницу».

Не надо звать,не надо ждать, а можно взять и почитать!

Наверняка, все помнят эти стихи с детства. Действительно, уметь читать было так же естественно, как уметь ходить и бегать.

Однако, сейчас нейропсихологи и педагоги бьют тревогу: все меньше школьников умеют читать вдумчиво, понимая смысл текста . Все больше и больше ребят склоняются к так называемому «механическому чтению», когда ребенок читает быстро, но пересказать прочитанный текст не может.

И, что самое тревожное: все больше и больше подростков читают с трудом. Не по-слогам, конечно, но не бегло. Лет 20 назад такое было невозможно представить! А ведь на бумажном носителе (это важно) развивает мышление, интеллект, общий культурный уровень.

Вот потому многие родители, которые успели застать стандарты советских школ и понимающие, что умение читать скоро может стать конкурентным преимуществом, часто задают вопрос: как, при засилии гаджетов, ?

Во-первых , ребенок всегда воспитывается в атмосфере. И, если это будет атмосфера любви к книгам, то привычка читать прочно войдет в его жизнь. Мама и папа проводят вечера с компьютером или планшетом в обнимку? Не ждите, что ваше чадо воспылает любовью к книгам.

Во-вторых , превратите поход в книжный магазин или библиотеку в праздник. Недавно, в рамках научно-практической конференции, посвященной проблемам детского и подросткового возраста, социологи представили интересный доклад. Оказывается, большинство детей любят Макдональдс потому, что родители ведут их туда в качестве поощрения. «Будешь вести хорошо — пойдем есть гамбургеры», - говорят многие родители. Естественно, что в голове ребенка твердо укоренилась связь: Макдональдс — праздник, положительное подкрепление. А праздников в жизни нам хочется как можно больше. Вот и бегут подростки за картошкой фри и коктелем — ведь они ассоциируются с радостью!

Если вы будете поощрять хорошей ребенка книгой, если обставите поход в библиотеку или магазин, как торжественное событие, то скоро книга превратится для ребенка в атрибут радости, станет синонимом хорошего настроения, процесс покупки и чтения книг будет нравится. А то, что нам нравится, мы хотим делать как можно чаще.

В-третьих , если уж пришли в книжный, позвольте ребенку самому . Подсказать, посоветовать вы можете, но настаивать — никогда, иначе просто убьете всякое желание подобных совместных походов. Оговорить определенную сумму на покупку — это пожалуйста! Но предлагать купить «Васька Трубачева и товарищей» вместо «Гарри Поттера» только на том основании, что книга Осеевой лично вам нравилась больше — забудьте.

В-четвертых , обязательно обсудите с ребенком купленную и прочитанную книгу. Так вы покажете ребенку и свою заинтересованность в его увлечениях, и убережете от того самого «механического чтения», о котором было сказано выше.

В-пятых , помните: пока не сформировано произвольное внимание и запоминание — учить читать рано. То есть ребенок, который научился читать в 3-4 года — это, скорее, исключение. В основном дети начинают осваивать навыки чтения к 6-7 годам, так что не бегите впереди паровоза.

Никогда не наказывайте чтением! Только не это: не помыл посуду — прочтешь пять страниц. Тогда чтение будет восприниматься как наказание, и ваше чадо уже никогда не захочет брать в руки книги — начиная с того самого возраста, когда будет в состоянии давать вам отпор.

И самое действенное правило - на любой вопрос ребенка отвечайте ему: а давай вместе найдем ответ в книге. И идите просматривать энцеклопедии и познавательные атласы. Да, родителям придется тоже подключаться. Хочется полежать, побродить по соцсетям, а тут ребенок с вопросами, и надо лезть в учебники, и слушать рассказ о прочитанной книге, и тащиться в выходные в библиотеку.

Но каждый сам делает выбор: сиюминутный отдых и ребенок с компьютерной зависимостью, или напряжение душевных сил в течение нескольких лет — и умный, начитанный ребенок, с широким кругозором, которого ждут ведущие ВУЗы страны. Решать вам.

Первые три года жизни, это особенное время, когда речь ребенка развивается самыми быстрыми темпами, от первого «агу» до разговорной речи. Активное участие в этом принимают не только родители, которые постоянно общаются с малышом, но и первые в его жизни книги. Чтение книг расширяет кругозор ребенка и обогащает его речь. Никакие современные интерактивные игрушки, не могут заменить книгу - лучший источник знаний на все времена. Однако, современные дети проявляют меньше интереса к этому полезному занятию, чем предыдущие поколения. Эксперты в этом вопросе, видят причину этого в обилии более привлекательных источников информации, такие как интернет и телевидение. Как же всё-таки привить любовь к чтению своему ребенку? Об этом и поговорим в данной статье.

Как приучить ребенка читать книги

Читайте малышу с самого раннего возраста. Пусть он еще не понимает смысла прочитанного, но он слышит голос мамы и это действует на него умиротворяюще. Старайтесь, чтобы во время чтения были выключены все отвлекающие приборы.

Малыши до трех лет не могут подолгу удерживать внимание на одном предмете. Поэтому первые книги должны быть самыми простыми, с большими картинками и минимум информации. Подбирайте такие издания, в которых описываются знакомые ситуации для ребенка, например, прием пищи, одевание, прогулки, игрушки, сон и т.д. Книги с большими картинками, но без текста, тоже хорошо подойдут для маленьких малышей. Рассматривая простые картинки, например с фруктами, родители сами рассказывают о предмете. А вот от музыкальных книг на первое время лучше отказаться.

Лучшим материалом для первых книг, служит твердый картон. Такие книги гораздо практичнее, ведь читать их придется десятки раз. К тому же ребенку будет легче учиться перелистывать страницы.

  • Первое чтение должно быть с мамой. Полезно будет установить ритуал, например, перед сном, в виде чтения книги. Посадите ребенка к себе на колени и погрузитесь вместе с ним в мир детства.
  • Объясняйте все что ребенок видит на картинке. Когда он хорошо познакомится с текстом, задавайте наводящие вопросы.
  • Читайте выразительно. Родитель, читающий для ребенка, должен эмоционально окрашивать свое чтение: говорить грозно как медведь и пищать как мышка. Выражать эмоции удивления, радости и грусти.
  • Оживите чтение игрушками. Если малыш неохотно слушает и отвлекается, позовите на помощь мишку или зайчика. Разыграйте небольшой спектакль в соответствии с текстом и картинками. Такой вариант обязательно привлечет внимание маленького слушателя.
  • Создавайте домашнюю библиотеку. Расширяйте репертуар ребенка разными произведениями. Одни и те же книги могут быстро надоесть и отбить всю охоту. Предоставляйте выбор: «Что бы ты хотел почитать сегодня?» Ребенку будет приятно, что его желания учитывают. Книги можно не только покупать, но и брать в детской библиотеке.

Еще несколько полезных советов

  1. С самого начала приучите ребенка ценить книги, не рвать и не разбрасывать. Книга, не игрушка и должна быть на своем месте.
  2. Будьте примером, читайте сами. Ребенок, растущий в семье где мама с папой все свободное время проводят за компьютером, вряд ли проявит интерес к чтению книг.
  3. Не перегружайте информацией во время чтения. В дошкольном возрасте, этот процесс должен быть радостным и непринужденным. Не стоит одновременно учить цвета, алфавит, геометрические фигуры и т.д. Выберите для этого отдельное время и другие материалы.

Чтение однозначно лучше просмотра мультфильмов. Ведь читая книгу ребенок учиться представлять героев и события сам, а не смотреть на то что уже придумали режиссеры. А фантазия и воображение, как известно, лучшие спутники детства.



Отчетность за сотрудников