Дисграфия и дислексия у детей лечение. Центр психологии и нейропсихологии Натальи Медведевой - Дисграфия и дислексия: что это такое и как помочь ребенку? Диагностируем признаки нарушения

Нарушения чтения (дислексия) и письма (дисграфия) – самые распространённые формы речевой патологии у младших школьников. От обычных, свойственных всем, так называемым «физиологических» ошибок или ошибок роста, эти ошибки отличаются стойкостью, специфичностью, многочисленностью и имеют определённые, сходные причины и механизмы.

Причины дислексии и дисграфии могут быть органические и функциональные, биологические и социальные. Расстройства чтения и письма могут быть обусловлены органическим повреждением корковых зон головного мозга, участвующих в процессе чтения и письма, запаздыванием созревания этих систем мозга, нарушением их функционирования. Нарушения чтения и письма могут быть связаны с длительными соматическими заболеваниями детей в ранний период их развития, а также с неблагоприятными внешними факторами (неправильная речь окружающих, двуязычие, недостаточное внимание к развитию речи ребёнка в семье, недостаточность речевых контактов, неблагоприятная семейная обстановка).

Клиническая характеристика детей , страдающих дислексией и дисграфией, чрезвычайно разнообразна. В тяжелых случаях дислексия и дисграфия может проявляться у различных категорий аномальных детей в структуре нервных и нервно-психических заболеваний: у умственно отсталых, у детей с задержкой психического развития, с минимальной мозговой дисфункцией, у детей с нарушением зрения, слуха, при детских церебральных параличах. По мнению специалистов, в большинстве случаев у детей с дисграфией отмечается энцефалопатическая форма пограничной интеллектуальной недостаточности в результате неглубокого повреждения мозга в перинатальный или ранний постнатальный период.

Таким образом, чаще всего дислексия и дисграфия проявляются в структуре сложных нервно-психических и речевых расстройств.

Учение о нарушениях чтения и письма существует уже более 100 лет. Но и до настоящего времени вопросы диагностики и коррекции этих нарушений являются актуальными и сложными.

В настоящее время специалисты выделяют следующие виды дисграфии: акустическая, артикуляторно-акустическая, на почве несформированности звукового анализа и синтеза, оптическая, аграмматическая. У большинства детей дисграфия является смешанной. Дислексия также бывает: акустической, артикуляционно-акустической, аграмматической, на почве несформированности звукового анализа и синтеза, оптической и семантической.

Акустическая дисграфия связана с недостаточно чёткой слуховой дифференциацией ребёнком близких речевых звуков (мягких и твёрдых согласных, глухих и звонких, свистящих и шипящих, сонорных и др.) и выражается в соответствующих буквенных заменах на письме. Акустическая дислексия проявляется в заменах фонетически близких звуков при чтении, в трудностях усвоения букв, обозначающих акустически и артикуляторно сходные звуки.

В основе артикуляторно-акустической дисграфии и дислексии лежит неправильное произношение ребёнком звуков речи, особенно замена одних звуков другими.

Дисграфия на почве несформированности фонематического анализа и синтеза выражается в искажении звуко-слоговой структуры слов и нарушении границ между словами. Проявления: пропуски букв в словах, вставка лишних букв, перестановка букв, пропуск слогов в словах, вставка лишних слогов, перестановка слогов, слияние нескольких слов в одно слово, разделение одного слова на части. Нарушение формирования фонематического анализа проявляется в специфических ошибках и при чтении: побуквенном чтении, искажении звукослоговой структуры слова.

В основе оптической дисграфии лежит недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза. Проявления: недописывание элементов букв, добавление лишних элементов, написание вместо нужного элемента сходного с ним, неправильное расположение элементов букв в пространстве по отношению друг к другу, полные замены сходных по написанию букв. Оптическая дислексия проявляется в заменах и смешениях графически сходных букв при чтении (букв, отличающихся лишь одним элементом: В – З, Д – Л, Б – В, Ь – Ъ, Ш – Щ и др.; букв, состоящих из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве: Т – Г, Р – Ь, Х – К, П – Н – И и др.). выделяют литеральную и вербальную оптическую дислексию . При литеральной наблюдаются нарушения узнавания изолированных букв. При вербальной трудности проявляются при чтении слов.

Аграмматическая дисграфия проявляется, когда ребёнок, уже овладевший грамотой, не может на письме правильно согласовывать слова по числам, родам, падежам и пр., то есть в соответствии с нормами русского языка. Аграмматическая дислексия также вызывается недоразвитием грамматических обобщений и проявляется в искажениях и заменах определённых морфем слова, чаще всего флексий. Обнаруживается аграмматическая дислексия на этапе, когда в процессе чтения большую роль начинает играть смысловая догадка («мама моет рама», «сладкий яблоко» и т. д.).

Семантическая дислексия – механическое чтение. Проявляется в нарушении понимания прочитанного при технически правильном чтении (послоговом, целыми словами). Семантическая дислексия может проявляться как на уровне слова, так и, особенно, при чтении предложений и текста.

Поскольку повреждение головного мозга в большинстве случаев наступает в период внутриутробного развития или в процессе родов, то первые проявления этой патологии наблюдаются ещё задолго до начала школьного обучения и могут быть вполне отчетливо выявлены, а, следовательно, и скоррегированы специалистами. Именно выявление и устранение предпосылок дисграфии и дислексии является основной задачей логопедов, работающих в специальных группах дошкольных учреждений.

Акустическая дисграфия и дислекси . Слуховая дифференциация акустически близких звуков в норме доступна детям начиная с двухлетнего возраста: покажи картинку (названия картинок отличаются друг от друга только одним звуком, например: крыса – крыша, мышка – мишка, коза – коса). Программа детского сада предусматривает занятия по звуковой культуре речи, начиная с младшего дошкольного возраста. В старшей и подготовительной группах проводятся специальные занятия по дифференциации звуков, дающие детям необходимые навыки. В логопедических группах развитию фонематического слуха отводится особое внимание: и на фронтальных, и на индивидуальных занятиях. Сначала дети приучаются дифференцировать резко различающиеся звуки, например, гласные. Затем всё более и более сложные в этом отношении пары. Уточняется артикуляция каждого звука. Опора на зрительные, тактильные ощущения позволяет детям компенсировать своё «слабое» слуховое звено, по крайней мере временно. Карточки – символы звуков не только дают зрительную опору, но превращают занятие в увлекательную игру. Например: Ж – жук, З – комар (жук жужжит со звуком ж, комар звенит со звуком з). Далее играем в комара и жука. Дети определяют чья звучит песенка. Усложняя задание, логопед умышленно исключает зрительное восприятие положения своих губ детьми (закрывает рот листом бумаги, экраном, отворачиваясь от детей и т.п.). Иногда требуется многократное повторение и разнообразие аналогичных игр прежде, чем ухо ребёнка «настроится» на «дифференцировочную работу». Однако ещё сложнее научить ребёнка «чувствовать» эти звуки в составе слова. Проводятся систематические, постоянно усложняющиеся упражнения:

Хлопни в ладоши (покажи соответствующую картинку – символ, а позднее – букву), если услышишь нужный звук в слове.

Разложи картинки на две группы («Подарки для Кролика и Хомяка (к-х)», «Магазин (б-п)», «День рождения Димы и Тимы (д-т)», «Собираем урожай (р-рь)», «Две рейки» и т.д.).

В подготовительной группе: «Вставь пропущенную букву в слово»; «Запиши слова в два столбика»; «Исправь ошибки Незнайки».

Артикуляторно-акустическая дисграфия . Возрастное или физиологическое косноязычие свойственно всем детям. Но оно обязательно должно исчезнуть не позднее пяти лет. Если же оно задерживается, то это уже патология, являющаяся несомненным предшественником возникновения артикуляторно-акустической дисграфии. Все звуковые замены должны быть устранены до начала обучения грамоте.

Дисграфия на почве несформированности звукого анализа и синтеза . Обучение письму на русском языке осуществляется по аналитико-синтетическому методу. Поэтому овладевающий грамотой ребёнок ещё до начала записи предложений должен уметь выделять в нём отдельные слова, уловив границы между ними, и определять звуко-слоговой состав каждого слова. Ребёнок, не владеющий анализом речевого потока, вынужден записывать лишь те его фрагменты, которые ему удалось уловить, не всегда сохраняя при этом их порядок. Слова при этом искажаются до полной неузнаваемости. Работа начинается с того, что дети в ходе практических упражнений, игр знакомятся с понятиями: «слово», «предложение», «звук», «слог» (со временем эти понятия уточняются, расширяются, конкретизируются).

Упражнения в анализе предложения на слова:

1. Понятие «слово». Знакомство со схемами слов (полоска бумаги). Определяем количество слов, названных логопедом. Называем заданное педагогом количество слов.

2. Понятие «предложение» (в предложении слова дружат друг с другом и помогают о чём-то узнать). Дифференцируем «слово» – «предложение».

3. Составляем предложения по сюжетным картинкам, с определёнными словами.

4. Определяем количество слов в предложении и их последовательность (работаем со схемами предложения). Правила: первое слово в предложении пишется с большой буквы, между словами в предложении – «окошечки», в конце предложения – точка.

5. Придумываем предложения, состоящие из определённого количества слов (по схемам, картинкам и схемам). Распространяем предложения, т. е. добавляем слова.

6. Отдельное направление – работа с предлогами («маленькими словами»).

7. Составление предложений из слов, данных вразбивку (дети, мяч, в, играли). Работа с деформированными текстами в устной и письменной работах.

Упражнения в слоговом анализе и синтезе слов.

1. Деление слов на слоги. Отхлопываем слова. Определяем количество слогов в слове и их последовательность.

2. Придумываем слова с определённым количеством слогов.

3. Группируем картинки по количеству слогов в их названиях.

4. Составляем слова из слогов, данных вразбивку, распутываем «запутанные» слова (мо-са-кат, ток-ло-мо и т.п.).

5. Образование новых слов путём добавления («наращивания») слогов. Добавляем слог к данному, например «пол», чтобы получились новые слова (пол-ка, пол-ный, Пол-кан, пол-день, пол-ночь, пол-зёт).

6. Переставляем слоги в слове для получения нового слова (сосна – насос, камыш – мышка, банка – кабан).

7. Выделение ударного слога на занятиях по обучению грамоте. Знакомство с правилом: сколько в слове гласных, столько и слогов. Слоговой анализ слов, составление схем и подбор слов к схемам.

Упражнения в звуковом анализе и синтезе слов.

1. Узнавание звука на фоне слова (есть ли звук Р в слове роза, шуба, луна?)

2. Выделение звука из начала и конца слова.

3. Определение позиции звука в слове.

4. Определение количества звуков в слове и их последовательности.

5. Придумывание слов с определённым количеством звуков.

6. Узнавание слов, предъявленных ребёнку в виде последовательно произносимых звуков.

7. Образование новых слов с помощью «наращивания» звуков (рот – крот, пар – парк).

8. Образование нового слова путём замены в слове первого звука на какой-либо другой (дом – сом, лом, ком, том).

9. Составление слов из первых звуков названий ряда картинок («Разведчики»).

10. Образование из букв данного слова возможно большего количества новых слов.

11. Составление схем слов. Полный звуко-слоговой анализ слов. Подбор слов к схемам.

В процессе работы постоянно используются схемы, разрезная азбука. Проводятся и письменные упражнения в виде записи под диктовку отдельных слов с обязательным предварительным разбором их звуко-слогового состава. Вся запись слов, а затем и предложений проводится с обязательным синхронным проговариванием их ребёнком, которое помогает удерживать последовательность звуков и слогов в процессе записи. Довольно длительное время для записи (печатанья) в тетрадях дети пользуются цветными ручками: красной ручкой печатают гласные буквы, синей – твёрдые согласные, зелёной – мягкие, а чёрной – знаки препинания и буквы, не обозначающие звуки. По мере совершенствования навыка звуко-слогового навыка письма, дети переходят к записи одной ручкой, абстрагируются от цветовой подсказки.

Аграмматические дислексии и дисграфии . Единственный надёжный путь преодоления аграмматизмов в письме – это преодоление их в устной речи. Работа над формированием грамматического строя речи ведётся в логопедических группах целенаправленно, систематически и настойчиво. Осуществляется и на фронтальных, и на индивидуальных занятиях.

Основные направления преодоления аграмматизмов (в рамках изучения лексических тем): развитие функции словоизменения (образование множественного числа существительных), формирование навыков словообразования (уменьшительно ласкательные суффиксы, приставочные глаголы, притяжательные и относительные прлагательные), уточнение и усложнение структуры предложений (предложно-падежные конструкции).

Оптическая дисграфия и дислексия. Профилактика оптической дисграфии, т.е. устранение её предпосылок, должна быть направлена на преодоление отставания в развитии у ребёнка зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза. Формирование пространственных представлений происходит в тесной связи с развитием речи и мышления. Усвоение ребёнком словесных обозначений различных пространственных признаков («большой», «круглый», «верхний» и т. д.) чрезвычайно важно, поскольку знание названий помогают ему обобщить эти признаки и абстрагировать (отделить) их от конкретных предметов. Ребёнок, умеющий абстрагировать от конкретных предметов понятия формы и величины, может ответить на вопросы о том, что бывает круглым (мяч, яблоко, арбуз), толстым, широким и т.д. Способность к «оречевлению» пространственных признаков поднимает восприятие ребёнком пространства на новый, качественно более высокий уровень – у него образуются именно представления о пространстве. Уровень же сформированности пространственных представлений является очень важным показателем степени готовности ребёнка к школьному обучению и, в частности, готовности к усвоению им зрительных образов букв.

Особый раздел составляет работа над пространственными предлогами, при помощи которых выражается расположение предметов в пространстве по отношению друг к другу. Смысловое значение каждого предлога объясняется детям на реальных предметах, на картинках, отрабатывается с помощью схем. Наиболее интересно эта работа проходит при изучении тем: «Мебель», «Посуда», «Дикие животные», «Птицы», «Транспорт».

Очень важным показателем сформированности у ребёнка пространственных представлений является его умение ориентироваться в расположении предметов по отношению к самому себе, по отношению одного предмета к другому: выше – ниже, слева – справа, дальше – ближе и т.д.. Огромное значение имеет практическое овладение ребёнком ориентировкой на листе бумаги. Рисование, аппликация и другие занятия формируют понятия: центр, середина, край (верхний, нижний, правый, левый), угол (верхний – левый, нижний – правый и др.). В ходе занятий по подготовке к обучению грамоте дети усваивают и то, что начинаем писать буквы с верхнего угла и заполняем строчку слева направо. Элементы печатных букв должны писаться в направлении сверху вниз. Чтобы избежать «зеркальности» каждую букву не только совместно рассматриваем, анализируем количество и расположение её элементов, находим сходство с хорошо знакомыми объектами, но и конструируем из счётных палочек, лепим из пластилина, конструируем из цветной бумаги и делаем аппликации.

Дополнительные задания:

Назвать буквы в «зашумлённом» изображении,

Назвать буквы, изображенные пунктиром,

Назвать недописанные буквы, дописать,

Преобразовать («превратить») одну букву в другую,

Назвать наложенные друг на друга буквы,

Назвать буквы, написанные разными шрифтами,

Найти неправильно написанные букв, среди пар букв, изображённых правильно и зеркально,

Определить различие сходных букв, различающихся лишь одним элементом (Р – В, З – В, Ь – Б), состоящих из одинаковых элементов, различно расположенных в пространстве,

Найти спрятавшиеся буквы на фоне контурных изображений предметов.

Но для развития зрительного анализа и синтеза, позволяющего находить сходство и различия в зрительных образах, а значит и отличать сходные предметы и их изображения, целесообразно также использовать игровые упражнения с картинным материалом (различной степени сложности): называние предметов по контурам, по силуэтам, называние недорисованных предметов, зашумлённых, наложенных изображений, нахождение неточностей в рисунках («ошибок художника»), распределение предметов по величине с учётом их реальных размеров (слон, собака, цыплёнок, божья коровка), нахождение двух одинаковых изображений, выявление отличий на двух сходных картинках, дорисовывание незаконченных контуров фигур, дорисовывание симметричных изображений, работа с разрезными картинками, с кубиками Кооса, с матрицами Равена, срисовывание серии полукругов и линий (по С. Борель – Мезони) и т. д.

Семантическая дислексия. Нарушение понимания прочитанного обусловлено, как правило, недоразвитием звуко-слогового синтеза. Слово, прочтённое по слогам, - это искусственно разделённое на части слово. Оно отличается от слитно произносимого слова, привычно звучащего в устной речи. Поэтому ребёнок с недоразвитием звуко-слогового синтеза не всегда может синтезировать, объединить в своём представлении отдельно звучащие слоги в единое слово, не узнаёт слово. Рекомендуются следующие задания:

· Назвать слово, произнесённое по звукам с паузой между ними (с, о, м);

· Назвать слитно слово, произнесённое по слогам, при этом интервалы между слогами постепенно увеличиваются (ма – ши – на);

· Добавить недостающие слоги в словах (ка…ста, поми…, …ребёнок);

· Изменить первый слог так, чтобы получилось другое слово (топор – забор – упор);

· Из двух слов составить одно;

· Составить слово из слогов, данных в беспорядке (точ, лас, ка).

Помимо этих упражнений, формирующих навыки звуко-слогового анализа, необходимо соотносить прочитанные слова с предметными или односюжетными картинками («Слово прочитай, картинку отгадай», «Поле чудес» и пр.). Нарушение понимания предложения или текста обусловлено несформированностью представлений о синтаксических связях слов в предложении, несформированностью грамматических обобщений. Ребёнок читает предложение как сумму изолированных слов, не улавливая связи между ними. Рекомендуются задания:

· Выбрать из текста предложение, соответствующее изображению на картинке;

· Найти в тексте ответ на данный вопрос;

· Работа с деформированным предложением; текстом (дети читают предложения деформированного текста и распределяют их так, чтобы получился рассказ).

Литература:

1. Парамонова Л. Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. Издательство «Союз». 2001.

2. Парамонова Л. Г. Упражнения для развития письма. Дельта. Санкт –Петербург. 2001.

3. Парамонова Л. Г. Правописание шаг за шагом. Санкт –Петербург. Издательство «Дельта». 1998.

4. Лалаева Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах. Москва. «Владос». 2001.

5. Лалаева Р. И., Венедиктова Л. В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. Санкт –Петербург. Издательство «Союз». 2003.

6. Лалаева Р. И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. Санкт –Петербург. «Союз». 2002.

7. Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. Москва. «Владос». 2001.

8. Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. Москва «Просвещение». 1985.

9. Липакова В. И., Логинова Е. А., Лопатина Л. В. Дидактическое пособие для диагностики состояния зрительно-пространственных функций у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Санкт –Петербург. «Союз». 2001.

Дислексия и дисграфия ия у младших школьников – это психоневрологические нарушения, выражаемые в нарушении письма (дисграфия) и чтения (дислексия), что выражается в стойких ошибках по определённому типу.

Итак, начнём с рассмотрения понятия дислексии. Под ней подразумевают стойкие нарушения детьми, которые они допускают при чтении. Однако, не все ошибки подходят под это понятие. Основные ошибки связаны с плохим соотнесением звуковых фонем и обозначений этих звуков. Однако Лалаева исследовала эту проблему подробно и в результате получила целых пять видов дислексий у детей.

  1. Фонематическая дислексия может быть связана:
  1. Семантическая дислексия связана с механизацией чтения, без понимания и смысловой обработки. Таким образом девочка как осознанный образ будет отличаться от механического его обозначения. И малыш прочтёт «де-воч-ка», не связывая эту структуру с самим словом и понятием. Здесь неверное соотнесение фонем и звуков идёт в контексте недосформированных процессов обобщения.
  2. Аграмматическая дислексия наслаивает на несформированный процесс обобщения морфолдогический момент. То есть, в этом случае, ребёнок будет путаться с падежными окончаниями, соотнесением времён и родов в контексте. Таки образом получаются фразы типа «мой кошка», «такая город», «книга интересный», «он потом сделал» и т.д. Кроме того, малыш может «застревать» или «предвидеть» букву. Например, «на траве траса» или «на раре роса».
  3. Мнеститечкая дислексия выражается в сложности воспроизведения ряда последовательных символов (букв, слов). Ребенок может пропускать звуки, сокращать количество слов в предложении. В последствии малыш стремиться использовать очень короткие фразы.
  4. Оптическая дислексия выражается в смешении схожих букв. Например, таких которые различаемы небольшим дополнением «Л» и «Д», «Ш» и «Щ». А также тех, что имеют «зеркально» похожие виды: «З» и «С», «Р» и «Ь» или состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве: «Т»-«Г» и «Н»-«П».

Симптомы и причины дислексии

Конечно, основными симптомами дислексии можно считать трудности в овладении чтением как таковым. Однако существуют и ряд других показательных симптомов:

Наиболее часто встречающиеся теории утверждают причиной дислексии особенности развития ЦНС, а также в особенностях структуры задних отделов левого полушария головного мозга. Всё более популярными так же становятся теории о «семейных» дислексиях. Редко проблема может выступать в виде социальной запущенности. Но, дислексия не связана с проблемами зрения и слуха. А также движений как таковых.

Есть ещё один подход, который говорит о возможности возникновения дислексии в сфере неправильного развития плода. Например, при недостаточном снабжении плода кислородом (обвитии пуповиной, проке сердца у матери, преждевременной отслойки плаценты и т.д.). А также – при серьёзных болезнях во время беременности (краснухи, герпесе, кори), интоксикации или отравлении (алкогольном, наркотическом, медикаментозном).

Как лечить

Как правило, дислексия не предполагает медикаментозного лечения. Однако, возможно назначение тех препаратов, которые устраняют проблемы конкретного ребёнка. Например, при ярко выраженном дефиците внимания или сильных головных болях. Поэтому помните, что лечение в таких случаях должен назначать исключительно ваш лечащий врач. И то, что будет показано одному малышу, может совсем не подходить другому.

А вот коррекция дислексии часто имеет более универсальные комплексы. Так, фонематическая дислексия предполагает коррекцию произношения звуков, соотнесение буквы и звука с помощью игровых наглядных примеров. Подобным образом при аграмматической дислексии происходят занятия по формированию словообразований. Дополнительно так же развиваются слухоречевое восприятие, анализ и синтез материала.

Стоит сказать, что обычная наработка навыков является изнурительной и не всегда продуктивной. Поэтому важно использовать нестандартные визуальные подходы, формирующие специфичекие образы с помощью игровых и демонстрационных методов. Например, метод Рональда и Дейвиса предполагает обучению, при котором печатным символам присваиваются мысленные образы, с помощью которых убираются «белые пятна» восприятия.

Что такое дисграфия?

Дисграфия же является похожей проблемой, но связанной с проблемами написания слов и текстов. Некоторые виды дисграфии принято рассматривать, как возможное продолжение проблемы дислексии. Другие же часто выделяются в отдельный вид проблем. Итак, принято выделять пять видов дисграфии.

Однако, чаще всего проявляются несколько форм дисграфии. Помимо перечисленных, стоит обратить внимание на следующие симптомы:

  • ребёнок часто не может решить какой рукой стоит писать;
  • у ребёнка неимоверно плохой почерк, сложно выделить в нём элементы;
  • малыш может жаловаться на головные боли во время выполнения письменных работ;
  • слова плохо ориентированы относительно клеточек или линий тетради («скачут»);
  • возникает явная проблема с элементарными знаками препинания (точками) и заглавными буквами (после точки, имена).

Причины патологии

Учёные до сих пор не имеют единого мнения на этот счёт. Достоверно известно, что навыки письма хорошо развиваются в случае достаточно развитых составляющих, таких как чёткое произнесение звуков, лексика, грамматика, обобщение. Если что-то из перечисленного, страдает, то может страдать и письмо.

Кроме того, дисграфию часто связывают с тяжёлым течением беременности, родовыми травмами ребёнка, тяжёлыми заболеваниями (менингитом, инсультом, энцефалитом), перенесённой инфекцией и интоксикацией.

Из социальных факторов стоит отметить крайнюю степень социальной запущенности и многоязычные семьи. Кроме того, отмечается наследственная предрасположенность к дисграфии.

Способы диагностики дисграфии: обследования у врачей и домашние тесты

Итак, если ещё у малыша дошкольного возраста вы заподозрили что-то неладное, попробуйте подтвердить или развеять свои опасения путём несложных домашних заданий. Прежде всего, попросите нарисовать что-нибудь карандашом и проанализируйте его рисунок. У дисграфиков контур рисунка будет представлять рваные, дрожащие линии. Они могут быть еле-еле заметны, а могут быть, наоборот, с сильным нажимом. Так же малыш может упорно отказываться рисовать, ссылаясь на то, что у него при этом «болят ручки». Это свидетельствует о физиологической недосформированности данного навыка.

Для школьников же существуют экспресс-тесты, состоящие из нескольких заданий. Задание номер один включает в себя постановку нужных окончаний. Можете сами придумать несколько таких словосочетаний. Например, «вишня спел…», «пруд глубок…», «груши вкусн…» и т.д. Во втором задании нужно подобрать пару по принципу один-много (шар-шары, рот-…., спит-…., читает-….) В третьем задании нужно составить предложение по заданным словам. Например, «повар, готовить, ужин» должно трансформироваться в «повар готовит ужин».

Четвертый шаг предполагает составление слов из разрозненных слогов: «ба со ка» — «собака», «ка лож» — «ложка». Задание № 5 просит составить из букв слово: «о г к а р» — «горка», «е ч в е л к о» — «человек». Шестое задание проверяет возможность ориентировки между приставкой и предлогом. В этом случае необходимо открыть скобки «(по)ехал (по)дороге», «(от)летел (от)окна». Далее даётся небольшие диктанты. Причём в одном из них необходимо употребить собственное имя, чтобы была возможность вставить.

Можно просто дать канву с основным текстом, куда под диктовку стоит вставить несколько слов. В итоге получим оценку на возможное наличие подозрений на аграмматическую, акустическую и дисграфию на фоне анализа и синтеза.

Однако, сами подозрения ещё не являются реальным диагнозом. Поэтому, стоит обязательно обратится к специалисту. Ведь помимо обнаруженных проблем, обязательно нужно убедиться в отсутствии проблем со слухом и зрением, нормальным функционированием конечностей. Возможно для уточнения диагноза нужно будет сделать МРТ или прочие исследования функционирования головного мозга.

Эффективные методики для работы с детьми с дисграфией

Существуют множество методов для работы с дисграфией. Например, методика «схема слова» предполагает соотнесение картинки написанному слову. Сперва школьник называет предмет по картинке, затем видит название написанным и соотносит звук и букву, а затем уже наоборот, при произнесении звука, пишет букву. Методика Эббингауза в различных вариациях предполагает заполнение пропуска необходимой буквой. Методика «начальная буква» позволяет находить как картинки, так и слова, которые начинаются на определённую букву.

Метод «структура» углубляет нас в анализ слова: ребёнок считает количество гласных и согласных. Можно так же предложить школьнику исправить ошибки в тексте, или составить слово из букв, которые есть. Стоит отметить, что некоторые задания могут быть выполнены более успешно, а некоторые – очень тяжело или вообще не выполнены. Не отчаивайтесь. Начинайте с самых простых заданий и скрупулёзно объясняйте малышу как правильно. Поверьте, он не понимает вовсе не для того, чтобы вас позлить. Занимайтесь постоянно, даже в перерывах между походами к специалисту. Для этого так же существуют домашние упражнения.

Домашние упражнения для устранения дисграфии

Отличный метод называется «корректурная правка»: в объёмном тексте необходимо искать и вычёркивать одну и ту же букву. Так же необходимы задания на развитие моторики. Для этого чертите или распечатывайте побольше лабиринтов, по которым школьник должен вести карандашом, чтобы найти выход.

Однако, помимо специальных заданий, малыша стоит приобщать к спортивным тренировкам, которые способны развивать координацию и движения: настольный теннис, бадминтон и т.д.

Игровые способы коррекции дислексии и дисграфии

Потрясающим трудом, который предлагает все возможные игровые методы коррекции упомянутых проблем принадлежит И.Н. Садовникову и называется «Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников». Этот подход состоит из пяти интересных блоков, которые можно подать малышу как весьма увлекательный процесс. Первый блок направлен на формирование устной речи, второй – оптико-пространственных представлений, третий – на развитие временных представлений, четвёртый – развитие ритмических способностей, ну а пятый – развивает руки для письма.

Приведём лишь часть примеров таких заданий. Например, при развитии устной речи, применяется упражнение «хлопок», во время которого школьник должен хлопать, если слово начинается на определённую букву. Или перевести звуки в «кружки», с помощью которых можно составить все возможные слова.

Таким образом, ребёнок не будет выполнять «сухие» задания, он будет «распутывать» буквы от других букв, следить за стрелками, ходить и двигаться.

Многие из этих упражнений так же можно взять за основу профилактических мероприятий. Рассмотрим ещё некоторые.

Профилактика дислексии и дисграфии

К самыми простым способам профилактики можно отнести следующие:

  • следите, чтобы вы и члены семьи правильно произносили слова;
  • следите, чтобы ребёнок побольше рисовал, причём даже простым карандашом или ручкой, чтобы вовремя заметить и устранить связанные с этим проблемы (неправильный нажим, плохая моторика, невозможность определиться с ведущей рукой и т.д.);
  • побольше читайте малышу с возможностью ему следить за читаемыми словами, так происходит соотнесение звука и буквы;
  • поощряйте пересказы, они должны быть логичными, с правильным сочетанием родов и времён, а также поправляйте при необходимости окончания множественного числа;
  • отвечайте ребёнку на его вопросы более полными предложениями;
  • в случае подозрений на Синдром Дефицита Внимания или упомянутых проблем у кого-то из родственников, пройдите раннюю диагностику у специалиста.

Полноценное развитие ребёнка – главный залог его нормального функционирования в целом. Малыш должен иметь возможность играть со сверстниками, и при этом – слышать правильную речь и поучительные истории. Во всех этих сферах можно заметить какие-то особенности малыша, которые должны вас насторожить. Неуклюжесть, неспособность остановиться или услышать просьбу, нежелание рисовать и играть, односложные фразы и замена букв в словах – всё это повод обратиться за консультацией к специалисту. Тем более, это стоит сделать, если кто-то из близких имеет такие-же проблемы.

Поэтому, на вопрос: дисграфия и дислексия что это такое? Можно ответить, что это, прежде всего, психоневрологическая особенность вашей крохи, а не его «глупость». Поэтому, коррекция должна быть продуманной и постоянной. А крики и оскорбления должны покинуть жизнь ребёнка навсегда.

Дисграфия и дислексия - это внешние проявления синдрома дефицита внимания (СДВ) . А точнее - нарушения восприятия движущихся объёмных 3D пространств. Нам понятно, почему нарастает число детей, которые с трудом осваивают чтение и письмо как учебный предмет. И учителя зря жалуются на невнимательность детей, неусидчивость, нежелание учиться. Причина в другом . Психологи объясняют это объективным наличием синдрома дефицита внимания (СДВ) без гиперактивности или синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) . И это правда.

По результатам наших 17-летних исследований (пока на интернет-счётчике 7750 человек), в 100% случаев у детей с дислексиями, дисграфиями общим фоном является СДВ - синдром дефицита внимания . В свою очередь, по статистике наших коллег (Заваденко Н.Н.) дети с СДВГ в 66 % имеют дисграфию и дислексию, 61% - дискалькулию (например, таблица умножения). Психическое развитие таких детей временно отстаёт на 1.5-1.7 года и внешне выглядит как инфантильное поведение, и даже как ЗПР (задержка психического развития).

Автор статьи - кандидат медицинских наук, доцент по социальной и инженерной психологии, психолог Владимир Пýгач (Москва). Стаж работы именно с такими детьми - 17 лет, общий медицинский стаж в педиатрии - 40 лет.

Синдром дефицита внимания - это сложный симптомокомплекс, основой которого является незрелость отделов головного мозга, отвечающих за правильное восприятие пространств, окружающих ребёнка. .

ДИСГРАФИЯ

Письмо - это своеобразный иностранный язык, который ребёнок обязан освоить за год, вдумайтесь. Письмо - сложнейший вид учебной деятельности, в его формировании участвуют все отделы головного мозга ребёнка. То есть, психофизиологической основой письма является взаимодействие работы различных анализаторов - речедвигательного, слухового, зрительного, рукодвигательного. При письме происходит взаимодействие таких психических процессов как мышление, память, внимание, воображение, речь внешняя и внутренняя. Обучение письму - это процесс гармонизации всех перечисленных факторов.

Дисграфия - это неспособность (или сложность) овладеть письмом при нормальном развитии интеллекта. В большинстве случаев дислексия и дисграфия наблюдаются у детей одновременно, хотя у некоторых они могут встречаться и по отдельности.

Причины дисграфии

Процесс письма проходит несколько стадий: ребёнок «видит» будущее написание слова. Однако у детей с оптическими дисграфиями обнаружен устойчивый дефект ближнего пространства, своеобразное «окно». Пространство за «окном» зеркально перевёрнуто в виде обратной перспективы. Именно поэтому, когда буква или цифра попадает в это окно, ребёнок её так и пишет - зеркально перевёрнутой. Наблюдаются ошибки в начертании букв, пространственной ориентировки на листе бумаги, строчке. При этом внутреннее проговаривание (внутренняя речь) - частый, но не обязательный этап обучения чтению. Доказательством служит обучение чтению по Гленну Доману, когда ребёнок запоминает целое слово, как иероглиф.

Однако написать слово ребёнку значительно труднее, чем прочитать его. Трудности в овладении письмом обусловлены ещё и тем, что или каждый из процессов, необходимых для написания слова, или какая-то часть из них у ребёнка - пока несовершенны.

Начинать работу по профилактике дисграфий следует еще в дошкольном возрасте. Уже тогда у детей обязательно уже есть диагностические маркеры и предпосылки к развитию в дальнейшем дисграфий. Помните, дисграфия не исчезнет сама, её нужно корригировать и исправлять . (Подробнее - здесь: .)

ДИСЛЕКСИЯ

Дислекси́я - нарушение чтения . Дислексия - это избирательное нарушение способности к овладению навыком чтения при сохранении общей способности к обучению. Дислексия - это стойкая неспособность овладеть автоматизированным чтением целыми словами, что, как правило, сопровождается недостаточным пониманием прочитанного текста и, как следствие,- неумение пересказать его. Чтение - это один из видов письменной речи, являющейся более поздним и сложным видом, чем устная речь. Формируется чтение на базе устной речи.

При дислексии одно и тоже слово ребенок может прочитать и верно, и неверно, ошибочное прочтение с каждой попыткой выглядит по-новому. Многие дети трудности при прочтении пытаются обойти путем угадывания слов, опираясь при этом на начальную часть слова или на сходство звучания, более старшие - на контекст. Понимание прочитанного или затруднено, или полностью отсутствует (механическое чтение, точнее, озвучивание текста). Как следствие, у таких детей имеются проблемы с математикой (не могут понять условие задачи) и другим предметам (понимание правил, формулировок, понимание общего смысла прочитанного). Отсюда соответствующая успеваемость при сохранном интеллекте.

Причины дислексии

По результатам наших исследований, дислексия и дисграфия в 100% сопровождается синдромом дефицита внимания (СДВ), неважно с гиперактивностью (СДВГ), или без таковой. В свою очередь, СДВ/СДВГ в обязательном порядке сопровождается следующими феноменами:

  • "Феномен разбитого зеркала". Это когда ребёнок видит буквы в зеркальном отображении. Соответственно, так и пишет;
  • "Феномен соскальзывания взгляда". При медленном чтении взгляд ребёнка "срезает" длинные слова, поэтому ребёнок читает вместо "паровоза" - "пароход";
  • Специфические психофизиологические блокировки аудиального канала. 100% детей с дисграфией "не слышат" указания учителя, объяснения нового материала.

В результате новейших инновационных исследований психофизиологов, а также специалистов по оптической физике и восприятию 3D пространств, нам стали понятны причины этого расстройства (не заболевания!). Поэтому устранить дисграфию и дислексию стало достаточно просто. Но это не значит, что не нужно работать над этим. Родителям следует обратиться за помощью к школьному логопеду или дефектологу, чётко выполнять все рекомендации специалиста, и положительный результат обязательно придёт. Нами разработаны методы диагностики и коррекции, которые легко нормализуют данный дефект у ребёнка. (Авторы имеют пакет 3D пространств.

ВНИМАНИЕ!

Уважаемые Родители, если у вашего ребёнка есть вот такие проблемы, пожалуйста, обратитесь к вашему логопеду, дефектологу.

Именно в России есть целая армия действительно высококвалифицированных профессионалов!

Мы же работаем только с особо сложными ситуациями…

Как записаться на приём:

на консультацию на сайте, и мы обязательно с Вами свяжемся.

УСПЕХОВ!

– частичное расстройство процесса письма, связанное с недостаточной сформированностью (или распадом) психических функций, участвующих в реализации и контроле письменной речи. Дисграфия проявляется стойкими, типичными и повторяющимися ошибками на письме, которые не исчезают самостоятельно, без целенаправленного обучения. Диагностика дисграфии включает анализ письменных работ, обследование устной и письменной речи по специальной методике. Коррекционная работа по преодолению дисграфии требует устранения нарушений звукопроизношения, развития фонематических процессов, лексики, грамматики, связной речи, неречевых функций.

К последующему появлению дисграфии может приводить недоразвитие или поражение головного мозга в пренатальном, натальном, постнатальном периодах: патология беременности, родовые травмы , асфиксия , менингиты и энцефалиты , инфекции и тяжелые соматические заболевания, вызывающие истощение нервной системы ребенка.

К социально-психологическим факторам, способствующим возникновению дисграфии, относятся двуязычие (билингвизм) в семье, нечеткая или неправильная речь окружающих, дефицит речевых контактов, невнимание к речи ребенка со стороны взрослых, неоправданно раннее обучение ребенка грамоте при отсутствии у него психологической готовности. Группу риска по возникновению дисграфии составляют дети с конституциональной предрасположенностью, различными речевыми нарушениями, ЗПР.

К дисграфии или аграфии у взрослых чаще всего приводят черепно-мозговые травмы , инсульты , опухоли головного мозга , нейрохирургические вмешательства.

Механизмы дисграфии

Письмо является сложным многоуровневым процессом, в реализации которого участвуют различные анализаторы: речедвигательный, речеслуховой, зрительный, двигательный, осуществляющие последовательный перевод артикулемы в фонему, фонемы в графему, графемы в кинему. Залогом успешного овладения письмом является достаточно высокий уровень развития устной речи. Однако, в отличие от устной речи, письменная речь может развиваться только при условии целенаправленного обучения.

В соответствии с современными представлениями, патогенез дисграфии у детей связан с несвоевременным становлением процесса латерализации функций головного мозга, в т. ч. установления доминантного по управлению речевыми функциями большого полушария. В норме эти процессы должны быть завершены к началу школьного обучения. В случае задержки латерализации и наличия у ребенка скрытого левшества корковый контроль над процессом письма нарушается. При дисграфии имеет место несформированность ВПФ (восприятия, памяти, мышления), эмоционально-волевой сферы, зрительного анализа и синтеза, оптико-пространственных представлений, фонематических процессов, слогового анализа и синтеза, лексико-грамматической стороны речи.

С точки зрения психолингвистики, механизмы дисгрфии рассматриваются как нарушение операций порождения письменного высказывания: замысла и внутреннего программирования, лексико-грамматического структурирования, деления предложения на слова, фонематического анализа, соотнесения фонемы с графемой, моторной реализации письма под зрительным и кинестетическим контролем.

Классификация дисграфии

В зависимости от несформированности или нарушения той или иной операции письма выделяют 5 форм дисграфии:

  • артикуляторно-акустическую дисграфию, связанную с нарушением артикуляции, звукопроизношения и фонематического восприятия;
  • акустическую дисграфию, связанную с нарушением фонемного распознавания;
  • дисграфию на почве несформированности языкового анализа и синтеза;
  • аграмматическую дисграфию, связанную с недоразвитием лексико-грамматической стороны речи;
  • оптическую дисграфию, связанную с несформированностью зрительно-пространственных представлений.

Наряду с «чистыми» формами дисграфии, в логопедической практике встречаются смешанные формы.

Современная классификация выделяет:

I. Специфические нарушения письма:

1. Дисграфии:

  • 1.1. Дисфонологические дисграфии (паралалические, фонематические).
  • 1.2. Метаязыковые дисграфии (диспраксические или моторные, дисграфии вследствие нарушения языковых операций).
  • 2.1. Морфологические дизорфографии.
  • 2.2. Синтаксические дизорфографии.

II. Неспецифические нарушения письма , связанные с педагогической запущенностью , ЗПР, УО и т. д.

Симптомы дисграфии

Признаки, характеризующие дисграфию, включают типичные и повторяющиеся на письме ошибки стойкого характера, не связанные с незнанием правил и норм языка. Типичные ошибки, встречающиеся при различных видах дисграфий, могут проявляться смешением и заменами графически сходных рукописных букв (ш-щ, т-ш, в-д, м-л) или фонетически сходных звуков на письме (б–п, д–т, г–к, ш-ж); искажением буквенно-слоговой структуры слова (пропусками, перестановками, добавлением букв и слогов); нарушением слитности и раздельности написания слов; аграмматизмами на письме (нарушением словоизменения и согласования слов в предложении). Кроме этого, при дисграфии дети пишут медленно, их почерк обычно трудно различим. Могут иметь место колебания высоты и наклона букв, соскальзывания со строки, замены прописных букв строчными и наоборот. О наличии дисграфии можно говорить только после того, как ребенок овладевает техникой письма, т. е. не раньше 8–8,5 лет.

В случае артикуляторно-акустической дисграфии специфические ошибки на письме связаны с неправильным звукопроизношением (как произносит, так и пишет). В этом случае замены и пропуски букв на письме повторяют соответствующие звуковые ошибки в устной речи. Артикуляторно-акустическая дисграфия встречается при полиморфной дислалии, ринолалии , дизартрии (т. е. у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи).

При акустической дисграфии звукопроизношение не нарушено, однако фонематическое восприятие сформировано недостаточно. Ошибки на письме носят характер замен букв, соответствующих фонетически сходным звукам (свистящих - шипящими, звонких – глухими и наоборот, аффрикат - их компонентами).

Дисграфию на почве нарушения языкового анализа и синтеза характеризует нарушение деления слов на слоги, а предложений на слова. При данной форме дисграфии ученик пропускает, повторяет или переставляет местами буквы и слоги; пишет лишние буквы в слове или не дописывает окончания слов; пишет слова с предлогами слитно, а с приставками раздельно. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза встречается среди школьников наиболее часто.

Аграмматическая дисграфия характеризуется множественными аграмматизмами на письме: неправильным изменением слов по падежам, родам и числам; нарушением согласования слов в предложении; нарушением предложных конструкций (неправильной последовательностью слов, пропусками членов предложения и т. п.). Аграмматическая дисграфия обычно сопутствует общему недоразвитию речи, обусловленному алалией, дизартрией.

При оптической дисграфии на письме заменяются или смешиваются графически сходные буквы. Если нарушается узнавание и воспроизведение изолированных букв, говорят о литеральной оптической дисграфии; если нарушается начертание букв в слове, - о вербальной оптической дисграфии. К типичным ошибкам, встречающимся при оптической дисграфии, относится недописывание или добавление элементов букв (л вместо м; х вместо ж и наоборот), зеркальное написание букв.

Довольно часто при дисграфии выявляется неречевая симптоматика: неврологические нарушения, снижение работоспособности, отвлекаемость, гиперактивность , снижение объема памяти и др.

Диагностика дисграфии

Для выявления органических причин дисграфии, а также исключения дефектов зрения и слуха, которые могут привести к нарушениям письма, необходимы консультации невролога (детского невролога), офтальмолога (детского окулиста), отоларинголога (детского ЛОРа). Обследование уровня сформированности речевой функции проводится логопедом .

Прогноз и профилактика дисграфии

Для преодоления дисграфии требуется слаженная работа логопеда, педагога, невролога, ребенка и его родителей (или взрослого пациента). Поскольку нарушения письма самостоятельно не исчезают в процессе школьного обучения, дети с дисграфией должны получать логопедическую помощь на школьном логопункте.

Предупреждение дисграфии должно начинаться еще до начала обучения ребенка грамоте. В профилактическую работу необходимо включать целенаправленное развитие ВПФ, способствующих нормальному овладению процессами письма и чтения, сенсорных функций, пространственных представлений, слуховых и зрительных дифференцировок, конструктивного праксиса, графомоторных навыков. Важное значение имеет своевременная коррекция нарушений устной речи , преодоление фонетического, фонетико-фонематического и общего недоразвития речи.

Сложную проблему представляет вопрос оценки успеваемости по русскому языку детей с дисграфией. В период проведения коррекционной работы целесообразно осуществлять совместную проверку контрольных работ по русскому языку учителем и логопедом, выделение специфических дисграфических ошибок, которые не должны учитываться при выставлении оценки.

Что такое дисграфия? Это частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдается стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажение звуко-слоговой структуры слова, нарушение слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизм на письме.

Что такое дислексия? Это частичное расстройство навыка чтения, которое проявляется в замедленном темпе чтения и множественных стойких ошибках, которые тоже носят частотный и устойчивый характер.

Какие механизмы участвуют в процессах письма и чтения?

В них участвуют 4 анализатора:

1. Речедвигательный - помогает осуществлять артикулирование, то есть наше произношение.

2. Речеслуховой - помогает произвести отбор нужной фонемы.

3. Зрительный - контролирует отбор нужной графемы (написание буквы).

4. Двигательный - с его помощью осуществляется перевод графемы в кинему (совокупность определенных движений, необходимых для записи).

Как осуществляется регуляция и согласование в работе механизмов письма и чтения?

Все эти сложные перешифровки осуществляются в теменно-затылочно-височной областях головного мозга и окончательно формируются на 10-11 годах жизни. В лобных отделах головного мозга зарождается побуждение к действию, то есть мотив письма и чтения, а также осуществляется контроль за работой всех структур, участвующих в процессе письма и чтения.

Исходя из вышесказанного мы видим, что процесс письма и чтения имеет очень сложную структуру. Только при согласованной работе всех анализаторов и при сохранности определенных структур головного мозга возможно успешное овладение навыками письма и чтения.

При каких условиях возможно успешное формирование навыков письма и чтения?

1. Сохранный интеллект, слух и зрение (в случаях грубых нарушений на помощь приходят сложные системы обучения, разработанные в дефектологии)

2. Сохранность основных психических процессов (восприятие, память, внимание)

3. Сформированность всех сторон устной речи. Сохранное звукопроизношение, фонематический слух, слоговая структура, лексико-грамматический строй речи являются базой для нормального формирования навыков письма и чтения.

4. Сформированность пространственно-временных отношений. В процессе письма на этапе перевода фонема - графема - кинема происходит преобразование временной последовательности фонем в пространственную последовательность графем (Звуки произносятся в слове в определенной временной последовательности, один за другим. На письме эта последовательность передается через определенную последовательность букв в слове)

5. Сформированность латерального профиля (выбор ведущей руки, уха, глаза и проявление доминантности одного из полушарий). При несвоевременном формировании процесса латерализации затрудняется контроль головного мозга за многими видами деятельности, в том числе и за процессами письма и чтения.

6. Готовность общедвигательного анализатора, т.е. мелкой моторики рук.

7. Сформированность функции контроля Участвуют:

  • кинестетический контроль - ощущение движений органов тела. Дает возможность оценить правильность написания букв, внести необходимые поправки в письмо до совершения, во время совершения и после совершения ошибки.
  • зрительный контроль - зрение контролирует выполнение моторной операции письма и позволяет исправлять ошибки, допущенные при чтении.

8. Благоприятная речевая атмосфера развития ребенка. Двуязычие в семье - неблагоприятный фактор развития.

Процессы письма и чтения осуществляются на основе достаточно сформированных речевых и неречевых функций. Несформированность какой-то из них может вызвать нарушение в овладении навыками письма и чтения.

Как же определить, готов ли ребенок к овладению навыками письма и чтения?

Конечно же учитель не может проследить, все ли в развитии ребенка было благополучно, все ли процессы, влияющие на овладение письмом и чтением, достаточно сформированы. Такое специальное исследование готовности ребенка к овладению письмом и чтением проводит логопед при поступлении ребенка в школу.

Учитель, в свою очередь, может:

  • узнать у логопеда об индивидуальных речевых особенностях детей своего класса;
  • обсудить характер предстоящих трудностей детей, входящих в «группу риска»;
  • выработать вместе с логопедом индивидуальный коррекционный план обучения письму и чтению таких детей и учитывать его при подготовке уроков в своем классе;
  • консультироваться с логопедом по вопросам преодоления возникающих трудностей письма и чтения у детей, не вошедших в «группу риска»
  • выполнять на уроке рекомендации логопеда по организации и содержанию процесса обучения письму и чтению детей, имеющих такого рода трудности;
  • информировать логопеда о трудностях в овладении навыками письма и чтения у конкретных учащихся для того, чтобы логопед как можно раньше начал оказывать ему помощь.

Какие трудности в овладении письмом и чтением должны насторожить учителя?

Сразу хочется отметить, что знания о проявлениях дисграфии и дислексии не дают учителю возможность самостоятельно делать логопедическое заключение, тем самым подвергая ребенка и родителей лишнему беспокойству. Они помогают вовремя обратить внимание на появившиеся трудности и посоветовать родителям ребенка обратиться к логопеду.

Ошибки, относящиеся к дисграфии и дислексии, специфичны (они не связаны с незнанием орфографических правил, в большинстве своем это ошибки сильных позиций), частотны и носят стойкий характер.

Специфические ошибки имеют разные причины возникновения, в них квалифицировано может разобраться только логопед.

1. Пропуски, перестановки, вставки букв или слогов (связаны с ошибками звукового и слогового анализа).

2. Смешение фонем и букв, имеющих акустико-артикуляционное сходство (ошибки фонематического восприятия)

  • · парные звонкие и глухие согласные;
  • · лабиализованные гласные О-У, Ё-Ю
  • · заднеязычные согласные К, Г, Х
  • · сонорные согласные Р-Л, Й-ЛЬ
  • · свистящие и шипящие С-Ш, З-Ж, СЬ-Щ
  • · аффрикаты Ч-Щ, Ч-Ц, Ч-ТЬ, Ц-Т, Ц-С

3. Смешение букв по кинетическому сходству (эти буквы имеют общую программу кинестетического запуска, то есть начинают писаться одинаково, и отличаются каким-то элементом - похожие кинемы).

4. Смешение букв по оптическому сходству - похожие графемы.

5. Персеверации (застревание) «магазим». Антиципации (предвосхищение) «на девеявьях».

6. Раздельное написание частей слова (приставки отделяются от слова) «по шел», слитное написание предлогов со словами «надерево», смещение границ слова «у дедмо Рза» - у деда Мороза.

7. Отсутствие обозначения границ предложения.

8. Аграмматизм (нарушение связи слов: согласования и управления).

О чем должен помнить учитель, работающий с детьми с нарушениями письма и чтения?

1. На всем протяжении специальных занятий ребенку необходим режим благоприятствования. Ребенку действительно тяжело дается процесс овладения письмом и чтением. Ребенок должен чувствовать свой успех.

Рекомендации : Учителю желательно, хотя бы на время, отказаться от исправления в тетрадях красным цветом. Это, во-первых, «зашумляет» информацию, которая заключена в специфических ошибках, что мешает педагогу. Во-вторых, красный фон тетрадей таких учеников служит дополнительным фактором стресса для них.

Можно позволить ребенку писать карандашом. Учитель не исправляет ошибки, а ставит на полях пометы. Ученик имеет возможность не зачеркивать, а стереть свои ошибки, написать правильно. После этого он обязательно проводит работу над ошибками. Цель достигнута: ошибки найдены самим ребенком, тетрадь в прекрасном состоянии, положительный эффект достигнут.

2. Детям, которые имеют сложности в овладении письмом, категорически запрещены многочасовые переписывание домашних заданий, выполнение их сначала на черновике, а потом на чистовике. Чем больше такой ребенок пишет, тем хуже результат.

Рекомендации : Если вы задаете на дом прочитать текст или много писать, то разбейте текст для работы на части. Продолжительность работы ребенка не должна превышать 10-15 минут, затем нужно сделать перерыв, дать ребенку отдохнуть, размяться, и только потом можно снова продолжать работу, но общая продолжительность ее все равно не должна быть больше 40-50 минут.

Вы можете давать на уроке или посоветовать родителям упражнение «корректурная проба». Оно принесет пользу любому ученику. Ежедневно в течение 5 минут (не больше) ребенок в любом тексте (кроме газетного) зачеркивает заданные буквы. Начинать надо с одной гласной, затем перейти к согласным. Например: букву А зачеркнуть, букву О обвести.

Можно давать парные согласные, а также те, в произношении которых или в из различении у ребенка имеются проблемы. Например: Р-Л, С-Ш Через 2-3 месяца таких упражнений (но при условии - ежедневно и не более 5 минут) улучшается качество письма.

Это общие приемы, которые помогут вам в работе с такими детьми, но более подробную консультацию о методике работы с каждым ребенком учитель может получить у логопеда, который руководит процессом коррекции.



Отчетность