Что написано в священном писании. Священное Писание - Библия. Священные писания мира. Толкование Священного Писания. Священное Писание и Богослужение

  • "Без рук, без топоренка, построена избенка" - не зря существует такая загадка.
  • Такие вот избенки - птичьи гнезда, конечно, разные и отличаются друг от друга и по размерам, и по материалам, из которого они построены.
  • У людей тоже разные жилища: и простые домики или квартирки -хрущобы, и настоящие дворцы-хоромы.
  • Птичьи гнезда.Деревенские ласточки.

    Птичьи гнезда.Деревенские ласточки.
  • Труженицы - ласточки строят свои жилища из тех материалов, которые находятся, как говорится, под "рукой". Деревенские ласточки или касатки, лепят свои гнезда из илистой или жирной земли, прикрепляя их к стене дома, карниза или балки.
  • Береговые-же ласточки просто выкапывают себе гнезда в крутых берегах и обрывах. А вот шалашники, которые обитают в Австралии, делают свои домики в виде беседок или шалашей, да еще и украшают блестящими камешками, осколками стекла, раковинами и яркими цветами.

  • Вот и пойми их - кому, что нравится, а птичьи гнезда - разные.
  • Отличные строители и живущие на севере Чили птицы-каменщики. Свое название они получили не просто так. Живут эти птицы там, где есть небольшие горные озера.
  • На берегу, на мелководье, недалеко от берега, каменщики создают целые каменные острова: ныряют на дно озера, подхватывают клювом крупную гальку и плывут с ней к мелководью, а затем складывают в кучу, пока не появится горка-островок.
  • И уже после, на каменном основании, они сооружают свои птичьи гнезда - очень солидные постройки.

  • Гнезда северных птиц отличаются от гнезд птиц-южанок. Первые больше заботятся о тепле и стараются строить жилье с более мощными стенами и устилают его пухом и перьями.
  • А вот сорока строит новый дом каждый год - сложную теплую постройку с крышей, боковым входом, в котором выводит и растит свое потомство.
  • Старые свои жилища она щедро дарит залетным гостям: ушастая сова, кобчик и пустельга с удовольствием занимают предоставленные апартаменты и должны быть благодарны белобоке за такое вознаграждение. Где-бы так квартирами одаривали?

  • Но настоящие дворцы строят себе цапли-молотоглавы, обитающие в Африке, Аравии и на Мадагаскаре. Их птичьи гнезда представляют собой отдельные помещения со всеми удобствами. Это куполообразные постройки до двух метров в поперечнике и столько-же в высоту.
  • Входное отверстие ведет в первую "комнату" - "переднюю", за ней следует "гостиная", и, наконец - "спальня". В "спальне" происходит высиживание птенцов, "гостиная" служит складом добычи, заготовленной впрок, а в "передней" дежурит один из супругов, и при малейшей опасности дает сигнал к бегству.
  • Ткачики, живущие в Австралии, Африке и Азии, предпочитают коммуналку и живут в таком общежитии до шести десятков птиц.
  • Они вьют гнезда под одной большой соломенной крышей и сразу располагают множество отверстий - входов в отдельные гнездышки.
  • "Коммуналка" ткачиков


    "Коммуналка" ткачиков
  • Ежегодно ткачики в ожидании нового потомства пристраивают к старым "квартиркам" новые и все сооружение заметно увеличивается.
  • А когда ветки дерева не выдерживают такой тяжести, птичий город падает на землю. После такого переполоха колония ткачиков улетает осваивать новую стройплощадку.
  • Но самые капитальные гнезда у орланов - крупных, Таким обитателям нашей планеты и жилище нужно строить соответствующее, под тать.
  • У белоголового орлана гнездо имеет диаметр два с половиной метра и высоту около четырех, и весит оно, как легковой автомобиль!

  • Обычно большинство птиц строят свои гнезда сами и лишь немногие надеются на дормовщинку.
  • и воробьи иногда изгоняют настоящих хозяев из родного дома, но и захватчикам в таких случаях тоже достается.
  • Например, рассерженные ласточки сначала пытаются выгнать непрошеных гостей,а если "новоселы" не желают покидать данный объект спора, они всем миром могут навсегда замуровать комочками глины вход, превратив его в склеп, а тогда такой птичке - крышка.
  • Как говорят: "На чужой каравай, рот не разевай!".
  • Построить себе гнездо птице так-же трудно, как и человеку возвести дом. И здесь случаются курьезы, сродни человеческим.
  • Вот вам пример.

  • По весне, прибыв из дальних стран, грачи занимались постройкой гнезд: прилетали и улетали, приносили в клювах мелкие сухие веточки и старательно укладывали на свои места.
  • Только одна парочка сидела на ветке, никуда не двигалась, но гнездо себе строила - когда соседи отлучались, они воровали "стройматериалы" и переносили в свой дом. И так продолжалось до тех пор, пока такое безобразие не заметили хозяева разоренных гнезд.
  • Собравшись большой стаей, грачи набросились на постройку расхитителей-воришек и стали растаскивать и возвращать украденные веточки.
  • За несколько минут там было пустое место. А "сладкая парочка" отлетела в сторону, села на верхушке большого дерева и молча, виновато наблюдала за происходящим, а потом и вовсе улетела в лес. Остальные- же собратья долго не могли успокоиться и старательно поправляли уложенные ветки. Ну что- ж, в семье - не без урода!
  • А какие искусные домики строит себе зяблик, вы можете почитать .

У каждого живого существа есть свой дом. Дома бывают разные - у одних это нора, у других - шалаш на дереве, а третьи носят дом на спине. Но какими бы не были дома разными, функции они выполняют одинаковые: что бы было тепло и уютно, а также защита от окружающей среды и хищников. Так же при выборе дома животные прибегают к разным способам: кто-то довольствуется и трухлявым пнем, а кто-то усердно и кропотливо роет нору. Пожалуй, самыми щепетильными домостроителями среди животного мира являются птицы.

Самый искусный строитель среди пернатых - . Строительством гнезда занимается самец. Он выбирает веточку - основу для будущего гнезда, самую тоненькую и иногда над водой - чтобы хищникам было трудно его достать, и начинает вить.

Зеленые травинки он обматывает вокруг ветки и с помощью лапок и клюва, на лету завязывает узелки. Вот основа для гнезда готова. Материал ткачик подбирает самым тщательным образом. Он не подбирает оторванные и сухие веточки, а находит и отрывает нужный ему листик. Главный критерий строительного материала зеленый узкий листик длиною 25-30 см. Ведь зеленый свежий лист прочнее и очень хорошо заплетается. Гнездо получается овальной вытянутой формы. Оно очень прочное, и ему не страшен ни дождь ни ветер. Строительство гнезда является необычной формой привлечения самки. Самка выбирает самую качественную и хорошо оформленную работу. После того как гнездо заселено, ткачик покидает его и начинает мастерить новое.

Еще один представитель из семейства пернатых, который привлекает и добивается сердца дамы с помощью своих строительных способностей - . В строительстве он использует все свои дизайнерские и креативные способности. Ведь самка очень капризна, и если ей что-то не понравится - самец будет отвергнут, а все его старания напрасны.

Для начала самец-строитель убирает выбранную территорию от мусора, не нужных веточек и листьев. Затем он собирает и сплетает веточки и травинки в виде красивого тоннеля. Но основные усилия шалашник тратит на украшение и декор свитого гнездышка. Интересным и необычным является то, что самки шалашника предпочитают синий и голубой цвета. Самцы по всей округе ищут вещички таких оттенков. Украшением может послужить все, даже мусор: колпачки, бумажки, веревочки. Иногда используются камушки, цветы, ракушки и прочие детали, которые могут удачно вписаться в дизайн построенного шалаша.

Самые прочные гнезда вьют рыжие печники . Строительством занимаются и самка и самец, поскольку построить такую крепость одному очень тяжело. Несколько месяцев кропотливого труда приносят свои плоды - гнездо сохраняет тепло, оберегает от дождя, холода и хищников. Основным строительным материалом является размокшая мягкая глина. За время сооружения гнезда переносится и используется 3,5 - 5,5 кг глиняной массы. Каша из размягченной глины и волокон растений, засыхая, образует прочные и тяжелые стены.

Печник никогда не использует одно гнездо дважды, в следующем году для новой кладки он мастерит новое гнездо, а старое могут заселить другие птицы.

Необычное гнездо делают стрижи-салангана . Точнее необычным является строительный гнездовой материал - слюна стрижа. На выбранное место гнездования стриж наносит каплю слюны и начинает, размазывая ее, наносить контуры будущего гнезда. Вязкая слюна застывает, и затем наносится следующий слой - так наращиваются стенки гнезда. Через 40 дней гнездо готово.

Так же гнездо стрижа-салангана известно своей съедобностью. Многие гурманы готовы заплатить неплохие деньги что бы отведать знаменитый суп из "ласточкиных гнезд". Как утверждают любители экзотической пищи, что хорошо приготовленное "ласточкино гнездо" напоминает осетровую икру.

Такая своеобразная "съедобная" особенность гнезда, пагубно повлияла на популяцию стрижей-саланганов. Сборщики гнезд не обращают внимания на сезоны добычи, и срывают гнезда, уничтожая птенцов и кладки яиц. Численность некоторых видов стрижей сократилась на 80-90%, а некоторые исчезли полностью.

Самое "суровое" место гнездования - у пальмовых стрижей . Они собирают гнездовую подстилку из пуха и перьев, и с помощью слюны приклеивают ее на внутренней стороне пальмового листа в вертикальном положении. Яйца пальмовый стриж так же приклеивает на готовое гнездо-подстилку. В таком висячем положении и высиживаются яйца. Как и все стрижи птенцы вылупляются полностью голыми, но в скором времени он покрывается пухом. Вылупившийся птенчик коготками цепляется за подстилку, что бы не упасть. И в таком положении - грудью к подстилке и головой вверх, висит пока не подрастет и полностью покроется пером.

У королька - самое легкое гнездо . Весом всего 20 грамм. Вьется гнездо высоко над землей в еловых или сосновых ветках. Сделано оно из мха, паутины, пуха, перьев, волосинок. С виду гнездо кажется очень хрупким и непригодным для высиживания яиц, но это не так. Гнездо королька долгое время держит тепло, поэтому самка может спокойно оставить кладку на 1,5 часа. Во время дождя гнездо способно впитать в себя 60 мл воды, и при этом быть абсолютно сухим внутри. Еще одной особенностью гнезда является то, что оно может растягиваться по мере роста птенцов. Гнездо королька очень трудно заметить, т.к. оно внешне похоже на маленький комочек шерсти, застрявший среди еловых иголок.

Самое большое гнездо принадлежит австралийской глазчатой курице . Зимой, в сезон дождей самец и самка начинают рыть яму глубиной 1 метр и шириной 3 метра. Затем яма забрасывается листьями, травой и другим растительным материалом. Как только зелень немного покроется осадками, куча засыпается песком. Вверху делается выемка, куда в последствии откладываются яйца. Вот таким образом сооружается гнездо-инкубатор.

Так как в результате гниения влажных листьев, вырабатывается тепло - 33 градуса по Цельсию, необходимое для высиживания яиц. Самец 10 месяцев контролирует температуру инкубатора, подсыпая или убирая землю. Размеры гнезда глазчатой курицы внушительны: в высоту оно достигает 1,5 метра , а в ширину доходит почти до 4 метров .

Вот так гнездо!

  • 34382 просмотра

Птицы – настоящие умельцы в обустройстве мест для откладывания и высиживания яиц. Одни из них искусные вязальщики, другие – гончарных дел мастера. Домики пернатых могут принимать всевозможные формы и размеры. Убедиться в этом поможет подборка самых удивительных гнезд.

Домик шалашника

Когда европейцы впервые обнаружили в лесах Гвинеи миниатюрные украшенные ягодками и цветками шалашики, посчитали, что это дело рук местной ребятни. На самом же деле эти удивительные гнезда сооружали птицы – беседковые шалашники.

На строительство своей «архитектуры» самец готов тратить до 6 месяцев в году. И все это лишь для того, чтобы привлечь внимание представительниц противоположного пола.

Свой домик шалашник сооружает на земле. Его он строит из сухой травы, задействуя в качестве опоры конструкции речную гальку и морские ракушки. Элементами декора выступают собранные в округе цветы, яркие ягоды и обнаруженные по близости пестрые мелкие предметы. Перед входом в дом они раскладывают сокровища в виде блестящих жуков, ярких кусочков мха, крышек от бутылок и кусочков пластика.

Самое удивительное то, что самки, оценившие старания шалашника, откладывают яйца не внутри возведенного «дворца», а рядом с ним, расположившись в самом обычном гнезде.

Гнезда-инкубаторы

Австралийские птицы семейства большеногов славятся необычным способом кладки. Начиная с середины весны семейная пара выкапывает яму диаметром в 300 см и глубиной в 100 см. Они наполняют ее растительным материалом, собранным в радиусе до сотни метров. Дождавшись первых осадков, которые увлажнят материал, самцы глазчатых курицы покрывают дно ямы слоем песка и сверху сооружают нишу для яиц.

Высота сооружения может достигать отметки в 1,5 метра при ширине в 4,5 метра.

Внутри многослойной увлажненной конструкции создаются все условия для перегнивания растений, в процессе которого выделяется тепло. Под действием солнечных лучей куча и вовсе прогревается до отметки в 33°С.

Самец неустанно охраняет кучу вплоть до момента откладывания яиц, по несколько раз на день проверяя расположенными на клюве рецепторами уровень температуры. В случае отклонения от нормы, он корректирует ее путем присыпания или, напротив, убавления земли.

Плоды творений ткачиков

Самыми искусными строителями по праву считаются ткачи-байя. Эти пернатые умельцы научились не только переплетать между собой травинки и растительные волокна, но и с целью их закрепления связывать в узелки. В результате получаются домики, похожие на коконы или ульи.

«Моторные» птички способны всего за 10-15 минут распустить большой пальмовый лист на отдельные волокна.

Строительством домиков занимаются исключительно самцы. В качестве опоры они выбирают прочную хорошо разветвленную развилку, ветки которой свисают вниз. На период строительства этот участок ветки выполняет роль насеста. Ткачики свои домики сплетают из прочных пальмовых волокон и эластичной зеленой травы. Для повышения прочности плетения время от времени они меняют направления «ниток», формируя причудливый ажурный узор.

Готовый домик представляет собой каплевидное сооружение с горизонтальной длинной осью. Входное отверстие обращено вниз.

Завершив строительство домика, самцы начинают зазывать самок. Для этого они подвешиваются под гнездом головой в сторону отверстия и энергично машут крыльями, издавая характерный свист. Привлеченная звуком самка осматривает «владенья». Если мастер угодил, то самка селится в нем, если же нет – приходится строить новое. Отвергнутый домик так и остается пустующим, теряя свою привлекательность. После этого самец плод своих стараний просто разрушает.

Птицы семейства поганковых большую часть своей жизни проводят в пресных водоемах, обрамленных хорошо развитой болотной растительностью. Они отличные ныряльщики и пловцы. Если их потревожить, поганки заныривают под воду, выставляя на поверхность только голову, словно перископ подводной лодки.

Вполне логично, что и свои гнезда они устраивают на воде. Их домики, словно плоты, могут плавать по всему водоему.

Основой для изготовления удивительных передвижных гнезд птиц выступает тина, водоросли и остатки отмершей растительности. В одном гнезде свободно помещается 6-8 яиц. Если поганка собирается ненадолго отлучиться, она закидывает кладку растительным мусором, делая ее неприметной для потенциальных врагов.

«Крепости» печников

Самые прочные домики строят рыжие печники. Гнезда представляют собой прочные и довольно тяжеловесные конструкции. Поэтому птицы их сооружают на надежном основании, роль которого чаще всего выполняют здания и столбы оград.

Основой для изготовления домиков выступает глинистая сырая почва. Для повышения прочности пернатые мастера домешивают в нее мелкие ветки и сухую траву. В результате получается домик, который после высыхания на солнце настолько прочен, что его можно разбить только сильным ударом молотка.

На строительство такого домика у печника уходит до 5-6 месяцев. Но это не останавливает пернатых тружениц каждый год возводить новые гнезда. За один сезон они умудряются возвести целые многоэтажки.

Входное отверстие в гнездо располагается в нижней части «крепости». От наружного входа по спирали проложен небольшой туннель, ведущий к расположенной под пологим верхом гнездовой камере.

Хрупкие гнезда хохлатых стрижей

Полная противоположность крепостям печников – гнезда хохлатых стрижей. Свои домики они крепят к горизонтальным веткам толщиной всего в 2 см. Эти ветки выступают опорой для задней стенки домика. Сам домик сплетается из древесной коры, листьев и перьев. Все элементы скреплены клейким веществом, выделяемым слюнными железами стрижей.

В результате получаются сооружения в виде удлиненно-полукруглых чашек с нежными стенками, толщина которых не превышает пергамент. Размеры этих удивительных птичьих гнезд настолько малы, что в полости способно поместиться лишь единственное отложенное самкой яйцо. Размеры и хрупкость гнезда не позволяют птице находиться в нем. Поэтому родители в ожидании потомства просто сидят рядом на сучке, прикрывая животиками единственное яйцо.

Дома-общежититя

Африканских общественных ткачей от других птиц отличает то, что они возводят самые зрелищные по габаритам дома. Птицы, предпочитающие жить в сообществе, строят гнезда, способные с легкостью вместить до сотни семейных пар. Внешне такой дом напоминает перистое облако или стог снега. Размеры гнезда, собранного и веточек и травинок, может достигать 8-и метров в длину.

Примечательно, что эти удивительные гнезда птиц, хорошо структурированы. Дом включает множество камер, в каждой из которых живет отдельная семья. Вход в каждую камеру свой. Все входные отверстия располагаются в нижней части дома. Для защиты от проникновения хищников они оснащаются поперечными палочками.

Стенки сооружения отлично удерживают тепло, поддерживая оптимальную для домочадцев температура. Для сравнения, если на улице температура поднимается до отметки в +30°С, то внутри дома она сохраняется в пределе +8°С.

Примечательно, что ткачи нередко сдают свои гнездовые «поместья» в аренду. На подселение к ним прилетают пепельные синицы и красноголовые амадины.

Деликатесные домики салаганов

Срижи-салаганы, обитающие на берегах Южно-Китайского моря, свои жилища сооружают в сводах скал и пещер. Они строят гнезда из водорослей, скрепляя их собственной слюной. Иногда они инкрустируют свои домики мальками гребешков и икринками. Получается, что эти удивительные гнезда птиц состоят из вполне съедобных компонентов.

Неудивительно, что в восточной кухне птичьи домики считаются не только деликатесными, но и очень полезными блюдами. По мнению местных жителей, они – панацея от всех болезней.

В отваренном виде гнезда салаганов по структуре напоминают желатиновый раствор, который содержит большое количество йода, фосфора, железа и кальция. Стоит такой деликатес немало. Цена на продукт может достигать отметки в 2 тыс. у.е. за килограмм.

Певчие птицы семейства цистиколовых, обитающие на востоке Индии и юге Китая – настоящие искусницы. Они устраивают свои гнезда внутри свернутых в рулончик листьев.

Чтобы скрепить стенки домика они в нескольких местах протыкают листья клювом. Сквозь отверстия портнихи продевают гнущиеся стебли растений, жесткие соломинки и липкие пучки паутины. Таким нехитрым способом они буквально сшивают края листа.

Внутри сформированного туннеля птички вьют уже чашеобразное гнездо поменьше, используя для этого мелкие травинки и мягкие колоски. Благодаря этому домик краснолобой портнихи остается практически незаметным снаружи.

Гнезда по наследству

Крупные птицы, такие как аисты или орлы, передают свои гнезда по наследству.

Аисты предпочитают селиться поблизости от людей, сооружая дома на деревьях, крышах домов, фабричных трубах и электрических столбах. Одно гнездо служит семье несколько лет подряд. Чем старше дом, тем шире он в диаметре. Многолетние жилища могут весить до 2-3 центнеров. Одним из самых старых признано гнездо белых аистов в Германии, которое просуществовало на башне порядка 4-х сотен лет.

Орлы, напротив, располагают свои жилища на недоступных скалах. Их гнезда очень массивны и представляют собой сложенные из разнокалиберных веток вместительные платформы.

Самое знаменитое гнездо белоголового орлана находится в американском штате Огайо. Оно имеет 2,5 метра в диаметре, 3 метра в высоту и весит порядка 2-х тонн.

Кто обходится без гнезд?

Птиц, которые не строят гнезд, на самом деле не так уж мало: кайры, зимородки, трупиалы, некоторые виды вдовушек и сов.

Не тратят время на возведение жилищ кречеты. Они задействуют для кладки яиц старые вороньи дома. За неимением таковых они просто находят укромные уголки в скрытых от ветра углублениях камней. Примечательно, что кречеты предпочитают жить в одних и тех же гнездах поколение за поколением. В скальных породах Гренландии было обнаружено гнездо, возраст которого достиг отметки в 2,5 тыс. лет.

Не строит гнезд и удивительная птица козодой. Самка просто откладывает яйца прямо на землю. Если рядом есть подстилка из порыжелой прошлогодней хвои – использует ее, если же таковой нет – просто на голую землю.

Святое Писание постижимо христианину только с помощью толкования Святых отцов или не грешно изучать его самостоятельно? И сегодня Церковь находится в поисках ответа на этот извечный вопрос. Полемику по этой проблеме в ХIХ веке вели, в частности, богословы РПЦ Игнатий Брянчанинов и Феофан Затворник. В творениях Святых отцов могут высказываться разные, вплоть до противоположного мнения, касательно недогматических вопросов. По вопросу о чтении христианами Святого Писания рассуждает иерей Глеб Бобков.

***

​«Светилник ногам моим закон твой и свет стезям моим»

Псалтырь, псалом 118.

Началом сего хочу положить мнения Святых Отцов — Учителей Церкви.

Из творений святого Иоанна Златоуста :

Постигшее нас охлаждение веры проистекает от того, что мы не читаем Писания во всей его полноте и выбираем из него то, что кажется нам более ясным и полезным, не обращая внимания на остальное. И сами ереси распространяются таким путем — когда не желают читать Писания целиком и полагают, что есть места важные и места второстепенные.

И мнение святого Антония Великого :

Прилежи чтению Писаний, и они исторгнут тебя из нечистоты». И он же: «Если будешь постоянно и усердно заниматься чтением Писаний и исполнять заповеди, то Божие милосердие пребудет с тобою.

И слова святого Амбросия Медиоламского :

Мы говорим со Христом, когда молимся; мы слушаем Его, когда читаем Святое Писание.

Из вышеуказанного мы видим, что древние святые важнейшей частью жизни христианина, кроме молитвы и исполнения заповедей, видели и постоянное чтение Святого Писания.

А вот, например, мнение «синодального богослова» Игнатия Брянчанинова :

Святые Отцы научают, как приступать к Евангелию, как читать его, как правильно понимать его, что содействует, что препятствует к уразумению его. И потому сначала более занимайся чтением Святых отцов. Когда же они научат тебя читать Евангелие, тогда уже преимущественно читай Евангелие. Не сочти для себя достаточным чтение одного Евангелия, без чтения Святых отцов! Это — мысль гордая, опасная. Лучше пусть приведут тебя к Евангелию Святые отцы, как возлюбленное свое дитя, получившее предварительно воспитание и образование посредством их писаний.

_______________________________

Правильно ли это мнение? Нужно ли оно нам? Или это всего лишь отголосок войн католиков с протестантами, результат католического разделения Церкви на учащую и учимую и протестантского мнения «Sola Scriptura»?

Известно, что Святая Церковь в действиях своих должна руководствоваться правилами. И доныне епископы при поставлении дают присягу в том, что будут исполнять правила Святых апостолов, семи вселенских и девяти поместных соборов и избранных правил Святых отцов. Круг церковного уставного чтения определяет в первую очередь 85 правило Святых апостол, и его дополняет 2 правило Шестого Вселенского Собора.

О толковании же Святого Писания Церковь имеет 19 правило Шестого Вселенского Собора , которое гласит: «Предстоятели церквей должны по вся дни, наипаче же во дни воскресные, поучать весь клир и народ словесам благочестия, избирая из Божественнаго писания разумения и рассуждения истины, и не преступая положенных уже пределов и предания Богоносных отцов; и Если будет изследуемо слово писания, то не инако да изъясняют оное, разве как изложили светила и учители Церкви в своих писаниях, и сими более да удостоверяются, нежели составлениям собственных слов, дабы, при недостатке умения в сем, не уклониться от подобающаго. Ибо, чрез учение вышереченных отцов, люди, получая познание о добром и достойном избрания, и о неполезном и достойном отвращения, исправляют жизнь свою на лучшее, и не страждут недугом неведения, но, внимая учению, побуждают себя к удалению от зла, и, страхом угрожающих наказаний, соделывают свое спасение».

К кому обращено это правило? К Предстоятелям церквей, то есть епископам. Откуда это видно — из толкования Вальсамона : «Учителями церквей поставлены епископы. И потому правило говорит, что они имеют всякую необходимость учить подчиненных им людей и всегда, а еще более в воскресные дни, в которые обыкновенно все присутствуют в церкви, освобождаясь от дел рук своих. А учить, по определению правила, они должны не чему-нибудь далекому и не от себя, но тому самому, что предано Святыми отцами».

________________________________________________

То есть сие правило ограничивает «Светил и Учителей Церкви», то есть епископов, в свободе толкования Святого Писания. Ограничивает ли сие правило мирян и клириков в чтении Святого Писания? Очевидно, что поскольку оно обращено к предстоятелем церквей, то нет. Оно лишь устанавливает ориентиры исследования и толкования Святого Писания.

________________________________________________

Другим естественным ограничением христианского чтения служит сама наша современная жизнь с её суетой и заботами. Очень многие люди сейчас замечают, что время сокращается и на все планируемые дела его просто не хватает. И тут частенько и у многих на вдумчивое, тщательное чтение Святых отцов времени просто не остается. И важно, чтобы люди, планируя свое время, искали и находили оное для чтения Святого Писания, и в первую очередь Евангелия.

Иоанн Златоуст говорит:

Как только кто касается Евангелия, то тотчас благоустрояет ум свой, и при одном только взгляде на него отрешается от (всего) житейского. Если же присоединится и внимательное чтение, то душа, как бы вступая в таинственное святилище, очищается и делается лучшею, так как с нею беседует Бог через эти Писания… Даже если ты и не понимаешь содержащегося в них, от самого чтения бывает великое освящение.

И святой Исаак Сирин пишет:

Непрестанное изучение Писания — свет для души, потому что оно напоминает душе о том, чтобы остерегаться страстей, пребывать в любви к Богу и в чистоте молитвы, а также начертывает пред нами мирный путь по следам святых (Сл. 30).

Так что, видя столь многочисленные призывы Святых отцов к постоянному и непрестанному изучению Святого Писания, и первым из Святого Писания Евангелия, христианам надлежит прилежать ко чтению Писаний. И когда говорят, что Святое Писание сложно понять и оно нуждается в толковании, то и на сие мнение уже есть ответ у Иоанна Златоуста :

Впрочем, невозможно, чтобы ты одинаково не понимал всего; благодать Духа для того именно и устроила, что эти книги сложили мытари, рыбари, пастыри овец и коз, люди простые и неученые, чтобы никто из простых людей не мог прибегать к такой отговорке, чтобы всем было удобопонятно то, что говорится, чтобы и ремесленник, и слуга, и вдовая женщина, и необразованнейший из всех людей получили пользу и назидание… ибо не для суетной славы, как внешние (мудрецы), но для спасения слушателей сложили все это те, которые в начале удостоились благодати Духа. (Иоанн Златоуст, 44, 812-813).

И в толковании на Святое Евангелие от Матфея он же пишет такое мнение: «По-настоящему нам не следовало бы иметь и нужды в помощи Писаний, а надлежало бы вести жизнь столь чистую, чтобы вместо книг служила благодать Духа, и чтобы, как те исписаны чернилами, так и наши сердца были исписаны Духом. Но так как мы отвергли такую благодать, то воспользуемся уже хотя бы вторым путем. А что первый путь был лучше, это Бог показал и словом и делом. В самом деле, с Ноем, Авраамом и его потомками, равно как с Иовом и Моисеем, Бог беседовал не чрез письмена, а непосредственно, потому что находил их ум чистым. Когда же весь еврейский народ пал в самую глубину нечестия, тогда уже явились письмена, скрижали и наставления чрез них. И так было не только со святыми в ветхом завете, но, как известно, и в новом. Так и апостолам Бог не дал чего-либо писанного, а обещал вместо писаний даровать благодать Духа. "Той, — сказал он им, — воспомянет вам вся" (Иоан. 14, 26). И чтобы ты знал, что такой путь (общения Бога со святыми) был гораздо лучше, послушай, что Он говорит через пророка: "Завещаю вам завет нов, дая законы Моя в мысли их, и на сердцах напишу я, и будут вси научени Богом" (Иерем. 31, 31-34. Иоан. 6, 45). И Павел, указывая на это превосходство, говорил, что он получил закон (написанный) не на скрижалех каменных, а на скрижалех сердца плотяных (2 Кор. 3, 3). Но так как с течением времени одни уклонились от истинного учения, другие от чистоты жизни и нравственности, то явилась опять нужда в наставлении письменном. Размыслите, какое будет безрассудство, если мы, которые должны были жить в такой чистоте, чтобы не иметь и нужды в Писании, а вместо книг предоставлять сердца духу, если мы, утратив такое достоинство и возымев нужду в Писании, не воспользуемся, как должно, и этим вторым врачевством. Если достойно укоризны уже и то, что мы нуждаемся в Писании и не привлекаем к себе благодати Духа, то какова, подумай, будет наша вина, если мы не захотим воспользоваться и этим пособием, а будем презирать Писание, как излишнее и ненужное, и таким образом навлекать на себя еще большее наказание?».

Суммируя все вышеизложенное, можно легко прийти к следующим выводам:

  1. Для нашего спасения мы нуждаемся в чтении Святого Писания.
  2. Из Святого Писания первейшим для чтения является Святое Евангелие.
  3. Древние святые важнейшей частью жизни христианина, кроме молитвы и исполнения заповедей, видели и постоянное чтение Святого Писания.
  4. Наше оскудение в вере и ереси проистекают оттого, что мы не читаем Писание во всей его полноте.

Заключением же приведу слова Амбросия Медиоламского :

О Боге должны мы рассуждать по собственным Его изречениям, а не по чужим.



Доверенности