Главные элементы оснащения рабочих мест. Оснащение рабочего места. Организация рабочего места: требования безопасности труда

Система источников российского конституционного права обычно рассматривается как иерархия в зависимости от юридической силы того или иного источника права. Особенностью системы источников российского конституционного права является ее обусловленность федеративным устройством Российской Федерации. Источниками конституционного права России являются следующие правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации . Конституция РФ является основным источником любой отрасли национального права, и в первую очередь конституционного. Специфика Конституции как основного источника конституционного права выражается в следующем:

1) Конституция принимается народом или от имени народа, она является высшей формой воплощения государственной воли народа. Российская Конституция 1993 года была принята на референдуме, который является высшим непосредственным выражением власти народа;

2) конституционные нормы имеют учредительный характер, устанавливая основные принципы существования государства (основы конституционного строя), основы организации государственной власти, устанавливают порядок создания иных правовых норм. Конституционные нормы первичны, нет другого правового акта, которому Конституция должна бы была соответствовать;

3) Конституция определяет некоторые виды иных источников права;

4) Конституция РФ обладает высшей юридической силой и непосредственным действием на всей территории Российской Федерации. Законы и иные нормативно-правовые акты не должны противоречить Конституции РФ;

5) Конституция РФ имеет не только правовое, но и большое общественно-политическое и идеологическое значение, закрепляя status quo российской государственности, а также идеалы, к которым стремится общество индивидов, объединенных совместным существованием в рамках Российской Федерации. Конституция РФ выступает одним из фундаментальных, основополагающих факторов существования российского общества:

6) большинство конституционных положений имеют общий характер, направлены на регулирование широкого круга вопросов жизни общества, затрагивая главные аспекты регламентирования общественных отношений.

Указанные черты присущи также конституциям республик в составе Российской Федерации и уставам краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Эти акты действуют на территории соответствующих субъектов Федерации и возглавляют систему правовых актов регионального уровня. В конституциях и уставах субъектов Российской Федерации закрепляется правовой статус регионов как составных частей Федерации. Региональные конституции и уставы не должны противоречить Конституции РФ.

2. Законы . В Российской федерации законы принимаются законодательными (представительными) органами государственной власти на федеральном и региональном уровне. К источникам конституционного права относятся законы, содержащие конституционно-правовые нормы. Законы являются самым распространенным источником конституционного права и обладают наибольшей, после Конституции РФ, юридической силой.

Конституция РФ предусматривает следующие виды законов, принимаемых федеральным Собранием - федеральным представительным органом государственной власти:

1) федеральный конституционный закон . Федеральные конституционные законы принимаются только по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ. Конституцией РФ предусмотрена возможность принятия федеральных конституционных законов о чрезвычайном положении (ст. 56), о принятии в Российскую Федерации и образовании в ее составе нового субъекта (ст. 65), об изменении статуса субъекта Российской Федерации (ст. 66), о государственном флаге, гербе и гимне Российской Федерации (ст. 70), о референдуме (ст. 84), о военном положении (ст. 87), об Уполномоченном по правам человека (ст. 103), о Правительстве РФ (ст. 114), о судебной системе Российской Федерации (ст. 118), о Конституционном Суде, Верховном Суде, Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации (ст. 128), о Конституционном Собрании (ст. 135).

В настоящее время приняты федеральные конституционные законы от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации», от 10 октября 1995 г. «О референдуме Российской Федерации», от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации», от 26 февраля 1997 г. «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации», от 28 апреля 1995 г. «Об арбитражных судах».

Федеральные конституционные законы имеют приоритет перед федеральными законами и последние не должны им противоречить. Федеральные конституционные законы имеют усложненную процедуру принятия;

2) федеральный закон . Источниками конституционного права являются, например. Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации», Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» и др.;

3) закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации . В форме такого закона в соответствии со ст. 135 Конституции РФ и Федеральным законом от 4 марта 1998 г. «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» вносятся поправки к гл. 3-8 Конституции РФ. Закон о поправке к Конституции РФ принимается по процедуре принятия федерального конституционного закона. Предмет регулирования такого закона ограничен только внесением поправки к Конституции.

Другим уровнем законов являются законы, принимаемые законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской федерации. Право принимать законы предоставлено им ст. 5 и 76 Конституции РФ. При этом законы субъектов Федерации не должны противоречить федеральным конституционным законам, а также федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. В случае противоречия в этом случае действует федеральный закон. Если же противоречие происходит между федеральным законом и законом субъекта РФ по вопросам, не отнесенным к ведению Российской Федерации и полномочиям Федерации по предметам совместного ведения, то действует закон субъекта Федерации.

3. Акты палат Федерального Собрания Российской Федерации . Государственная Дума и Совет Федерации по вопросам, отнесенным Конституцией РФ к их ведению, вправе в соответствии со ст. 102 и 103 Конституции РФ принимать постановления, большинство из которых носит правоприменительный характер, но некоторые могут иметь и нормативный характер. Наиболее значительными из них являются Регламент Государственной Думы от 22 января 1998 г. и Регламент Совета Федерации от 6 февраля 1996 г.

Аналогичной силой в рамках субъекта Федерации обладают акты законодательных (представительных) органов власти субъектов Российской Федерации. Порядок принятия таких актов устанавливается в региональных конституциях и уставах.

В законодательстве Российской Федерации содержатся такие акты, как декларации , принятые высшим представительным органом еще РСФСР: Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г. Декларация о языках народов России от 25 октября 1991 г.. Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г. Декларации устанавливают общие принципы развития конституционно-правовых отношений, в них содержатся принципы и ориентиры конституционно-правового регулирования. Действующая Конституция РФ и законодательство не содержат упоминания о возможности принятия нормативно-правового акта в форме декларации. Такой акт не может быть принят федеральным Собранием в целом, так как Конституцией РФ не предусмотрены совместные заседания палат Федерального Собрания. Однако очевидно, что возможно принятие деклараций в форме постановлений Государственной Думы или Совета Федерации.

4. Указы Президента РФ . К источникам конституционного права относятся только нормативные указы Президента РФ. В качестве примера можно привести Указ Президента от 23 мая 1996 г. «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти».

5. Постановления Правительства РФ , имеющие нормативный характер, также являются источниками конституционного права. Особенностью данных актов является то, что они издаются на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ. Это означает, что Правительство РФ может принимать постановления только по вопросам, отнесенным к его компетенции в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской федерации», указами Президента РФ. В качестве примера можно привести Постановление Правительства РФ от 22 апреля 1994 г. «О концепции государственной политики по отношению к казачеству».

6. Акты органов местного самоуправления . Система местного самоуправления. согласно Конституции РФ, не входит в систему государственной власти. Поэтому акты органов местного самоуправления не являются в чистом виде нормативно-правовыми актами, а являются источниками конституционного права в смысле внешней формы выражения норм. Юридическая сила. общеобязательность придается им так называемой «генеральной отсылкой», санкционированием со стороны государства * положений, содержащихся в актах органов местного самоуправления и законодательстве Российской Федерации.

7. Конституционно-правовые договоры и соглашения . Под конституционно-правовым договором (соглашением) понимается соглашение, заключаемое субъектами конституционного права. Возможность заключения некоторых из таких соглашений предусмотрена Конституцией РФ. Договор является выражением диспозитивного метода конституционно-правового регулирования, так как предусматривает равенство сторон.

Российскому конституционному праву известны следующие виды договоров:

1) Федеративный договор от 31 марта1992 г., закрепивший основы взаимоотношений между Федерацией и ее субъектами и положенный в основу конституционного регулирования федеративного устройства Российской Федерации по Конституции РФ 1993 г.;

2) договоры между Российской Федерацией и субъектом Федерации о разграничении предметов ведения и делегировании полномочий между органами государственной властиРоссийской Федерации и органами государственной власти субъекта Федерации . Такие договоры заключены, например, с Республиками Татарстан (15 февраля 1994 г.), Башкортостан (3 августа 1994 г.). Такие договоры конкретизируют предметы ведения субъекта Федерации по сравнению с Конституцией РФ, в которой закреплен принцип «остаточной компетенции», в соответствии с которым субъекты Федерации обладают всей полнотой государственной масти вне предметов ведения Российской Федерации и полномочий Российской федерации по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов;

3) договоры между органами государственной власти автономного округа и органами государственной области края (области) , предметом регулирования которых являются отношения между ними, связанные с вхождением автономного округа в состав края или области. Возможность их заключения прямо предусмотрена ст. 66 Конституции РФ. Такие договоры в настоящее время имеют третью сторону в лице федеральных органов государственной власти Российской Федерации. В качестве примера можно привести Договор об отношениях органов исполнительной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа и Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 сентября 1995 г.;

4) соглашение об изменении статуса субъекта Российской Федерацию . Конституция РФ в ч. 5 ст. 66 предусматривает, что статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом. Такой закон еще не принят, но очевидно, что в основе изменения статуса субъекта должно лежать согласие, выраженное в форме двустороннего соглашения Федерации и соответствующего субъекта;

5) договоры между органами государственной власти субъектов Российской Федерации . Такие договоры могут быть заключены по широкому кругу вопросов. Возможность их заключения прямо не предусмотрена в Конституции РФ, однако п. «в» ч. 2 ст. 125 Конституции РФ, говоря о полномочиях Конституционного Суда, упоминает в качестве объектов конституционного контроля такие договоры.

8. Общепризнанные принципы к нормы международного права, международные договоры . Качество источника конституционного права для общепризнанных принципов и норм международного права и норм международных договоров распадается, как и для актов органов местного самоуправления, на две части. Фактическим источником («вместилищем») данных норм являются международно-правовые акты. Источником же юридической силы для общепризнанных принципов и норм является «генеральная отсылка» ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, согласно которой общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы Российской Федерации, а для международных договоров таковым источником являются акты их ратификации со стороны Российской Федерации.

9. Решения Конституционного Суда Российской Федерации , признающие неконституционными федеральные законы, нормативные акты Президента РФ, палат Федерального Собрания, Правительства РФ, конституции, уставы, иные нормативные правовые акты субъектов Федерации, являются источниками конституционного права, так как содержат специализированные «нормы о нормах», в данном случае - нормы, отменяющие действие других норм. Что касается актов Конституционного Суда, содержащих толкование Конституции РФ, то их признание в качестве источника права является спорным.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11

Конституционное право - является отраслью права Российской Федерации и закрепляет в себе правила поведения и нормы, касающиеся взаимоотношений государства и личности. Происходит от названия особого политико-правового документа - Конституции. Конституционное право может выражаться в следующих элементах:

  • Учебная дисциплина.

Источники конституционного права – это внешние формы выражения конституционно-правовых норм. Теория права в качестве основных источников права называет нормативный правовой акт, юридический прецедент и правовой обычай (наряду с такими источниками, как договор (иногда указывается «нормативный договор»), правовая доктрина, партийные документы (в условиях однопартийных систем), религиозные нормы и др.).

Можно утверждать, что в российской правовой системе имеют место все основные источники права (схема 3). Поскольку Российская Федерация принадлежит к числу государств континентальной (европейской, романо-германской) правовой системы, основным источником права (в том числе и конституционного) в нашей стране является результат нор-мотворческой деятельности различных властных институтов – нормативный правовой акт. В свою очередь группа нормативных правовых актов – это очень объемная совокупность источников, поэтому она может быть подвержена внутренней классификации. При этом система нормативных правовых актов отличается четкой иерархией, соотношением по юридической силе.

Наиболее общее деление нормативных правовых актов – это их деление на законы и подзаконные акты. Закон – понятие собирательное, правовой системе современной России известны следующие виды законов:

1) Конституция РФ – Основной Закон государства;

2) Федеральные конституционные законы;

3) Федеральные законы;

4) Законы о поправках к Конституции РФ;

5) Законы субъектов РФ.

Виды источников конституционного права.

Существуют различные виды источников (форм выражения) норм права. В научной теории, на основе обобщения практики различных стран современного мира, в их перечне выделяют: нормативный правовой акт, нормативные договоры, судебный и административный прецедент, правовой обычай, религиозные догмы, научную доктрину (юридическую науку как источник права), принципы права и правосознание1. Удельный вес указанных видов источников права в регулировании общественных отношений различен.

1. Конституционные источники: - Конституция Российской Федерации;

- Региональные конституции и уставы.

2. Законодательные источники:

Законы о поправках к Конституции РФ; -Федеральные конституционные законы; -Федеральные законы; -Декларации; -Акты палат Федерального Собрания Российской Федерации; -Региональные законы.

3. Подзаконные и локальные источники:

Подзаконные источники;

Локальные источники.

4. Судебные источники:

Решения федерального Конституционного Суда;

Решения региональных конституционных (уставных) судов; -Решения судов общей юрисдикции.

5. Договорные источники:

Федеративный договор;

Вертикальные соглашения; -Горизонтальные договоры и соглашения.

6. Конституция: понятие, сущность, юридические свойства.

Конститу́ция - основной закон государства.

    Нормативный правовой акт высшей юридической силы государства или государственно-территориального содружества в межгосударственных объединениях, закрепляющий основы политической, экономической и правовой систем данного государства или содружества, основы правового статуса государства и личности, их права и обязанности.

Конституция в материальном смысле - совокупность правовых норм, определяющих высшие органы государства, порядок их формирования и функционирования, их взаимные отношения и компетенцию, а также принципиальное положение индивида по отношению к государственной власти.

В праве различают юридическое и фактическое понятие конституции. Юридическая конституция - системы правовых норм, которые регулируют определённый круг общественных отношений. Фактическую конституцию составляют реально существующие отношения.

Сущность конституции – внутреннее содержание конституции, проявляющееся во внешних формах ее существования. Сущность конституции:

  • конституция – это выражение общей воли народа, общественный договор (естественная школа права);

    конституция – выражение высшей правовой нормы (нормативистская школа права);

    конституция – акт общества как корпоративного целого (у институционалистов);

    конституция – документ, устанавливающий правила политической игры;

    конституция – отражение определенного соотношения политических сил.

Юридические свойства Конституции - это признаки, позволяющие отличить ее от актов текущего законодательства. К юридическим свойствам Конституции относятся: учредительный характер. легитимность, верховенство, стабильность, прямое действие, база текущего законодательства, реальность, программность.

1. Учредительный характер Конституции проявляется в том, что ее нормы закрепляют основы государственного и общественного устройства, учреждают важнейшие государственные институты, через которые реализуется государственная власть, принципы их создания и деятельности. Кроме того, конституционные нормы устанавливают порядок создания всех действующих в государстве правовых норм их иерархию в правовой системе.

2. Легитимность Конституции состоит в том, что она принимается народом (путем референдума) или от имени народа (представительным органом государства - парламентом или же органом, специально созданным для принятия конституции, - учредительным собранием), которому принадлежит вся полнота государственной власти. Конституцию РФ, принятую всенародным голосование 12 декабря 1993 г. можно назвать легитимной «с определенной долей условности». Ее одобрили 58,4% избирателей, принявших участие в голосовании, что составляет 31% всех зарегистрированных избирателей.

3. Верховенство Конституции РФ означает ее приоритетное положение в системе нормативно-правовых актов, действующих на территории России. «Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации» - закрепляет ч. 1 ст. 15 Конституции РФ. Верховенство Конституции РФ проявляется не только по отношению к законодательству, которое будет принято в будущем, но и к законодательству, принятому до вступления Конституции РФ в силу. Так, в п. 2 раздела II Конституции РФ говорится, что «законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации». Верховенство Конституции РФ приобретает дополнительное значение в условиях федеративного государственного устройства России, когда субъекты Федерации имеют свою конституцию и свое законодательство. Республиканские конституции и принимаемые субъектами другие нормативно-правовые акты не должны противоречить федеральной Конституции (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ). Верховенство Конституции РФ обеспечивается особым порядком ее принятия и изменения; приданием конституционным нормам высшей юридической силы; повышенной правовой защитой конституционных предписаний.

4. Стабильность Конституции - важнейшее условие режима законности, устойчивости всей правовой системы и организации государственной власти, определенности отношений между личностью и государством. * Стабильность Конституции зависит от многих факторов (например, от расклада социально-политических сил, действующих на политической арене страны, от уровня политической и правовой культуры граждан, от совершенства положений самой Конституции и др.). Гарантией стабильности Конституции РФ служит жесткий порядок ее пересмотра и внесения конституционных поправок.

Источники конституционного права - нормативные правовые акты, посредством которых устанавливаются и получают юридическую силу конституционно-правовые нормы.

К источникам конституционного права, как и других отраслей права, относятся только действующие в настоящий период времени нормативные правовые акты.

Существует особый порядок не только принятия нормативных правовых актов, но и их отмены, изменения, признания утратившими силу. После отмены акта он перестает являться источником действующего права.

Источники конституционного права :

Естественное право

Позитивное право

* Конституции

* законы субъектов РФ

* декларации

* регламенты палат ФС

* указы и распоряжения Президента РФ

* постановления и распоряжения Правительства РФ

* судебные решения

* законы СССР и РСФСР

* акты органов местного самоуправления

Естественное право право включает совокупность прав и свобод, исторически признанных человечеством как неотъемлемо присущие каждому человеку от рождения. Эти права и свободы не зависят от воли государства и не являются даром с его стороны.

Напротив, государство связано этими первичными нравственными и разумными императивами и обязано признавать, соблюдать и гарантировать их.

В России идея естественных прав нашла свое выражение в Декларации прав и свобод человека (принята 5 сентября 1991 г.), в которой говорится о «естественных, неотъемлемых и ненарушимых правах и свободах». Конституция 1993 г. (ч. 2 ст. 17) устанавливает, что «основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения». Признается также, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью (ст. 2). Аналогичные концептуальные подходы к правам и свободам содержатся в конституциях многих стран.

Значение :

Защита прав человека.

Гарантии против антидемократической активности определенных политических сил, стремящихся к реставрации тоталитаризма. Понятно, что в случае прихода к власти этих сил для них не составит большого труда изменить Конституцию и реформировать позитивное право. И только естественное право, если оно признается источником конституционного права, может стать основой для осознания народом неправомерности подобного рода «реформ» и спасения своей свободы. Естественное право должно признаваться как высший императив для парламента, президентской, исполнительной и судебной власти, местного самоуправления.

Превентивное воздействие неотъемлемости определенных прав и свобод человека служит опорой существования свободного гражданского общества, гарантией от поворотов вспять.

Конституции . Среди источников позитивного конституционного права важнейшее место занимает конституция. Это Основной закон всякого государства, хотя в писаной форме его может и не быть (Великобритания). Однако конституция может формально существовать, но практически не играть никакой роли вследствие перенесения центра тяжести на партийные структуры власти (тоталитарные государства).

Конституция устанавливает наиболее важные нормы и принципы, из которых потом вырастает детальное правовое регулирование в различных формах. Но определенные нормы конституции могут иметь прямое действие, т. е. для своего применения не нуждаются в дополнительном регулировании. В ряде стран (в частности, во Франции) к конституции примыкают органические законы, которые принимаются в развитие ее бланкетных предписаний. Конституция всегда предусматривает особый порядок изменения ее статей, в чем проявляется ее исключительность по сравнению с обычными законами.

В России действует Конституция, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г, вступившая в силу 25.12 – со дня официального опубликования в Российской Газете. Наряду с этой, федеральной, Конституцией действуют конституции республик , входящих в состав Российской Федерации. Это обычно для любого федеративного государства. Конституции республик также обладают высшей юридической силой на их территории. Но федеральная Конституция имеет верховенство на всей территории Федерации (ст. 4 Конституции), а это означает, что конституции республик, некоторые из которых приняты до принятия федеральной Конституции, должны тем не менее соответствовать последней и не противоречить ей. Аналогичной юридической силой на своей территории обладают уставы других субъектов РФ (края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа).

Законы . По российской Конституции предусматривается издание Федеральным Собранием

- Закона РФ о поправке к Конституции

- федеральных конституционных законов , которые, безусловно, являются источниками конституционного права,

- федеральных законов , из которых такое значение имеют только законы конституционно-правового содержания (т. е. регулирующие применение прав и свобод человека и гражданина, устройство государственной власти).

Конституция не дает четкого критерия для различения конституционного и обычного федерального закона, но определяет более жесткий порядок принятия конституционного закона (ч. 2 ст. 108). ФКЗ различаются:

1) по юридической силе;

2) по предметам ведения, которые в них могут затрагиваться;

3) по порядку принятия;

4) по возможности применения Президентом РФ в отношении них отлагательного вето.

Конституцией указывается (ч. 3 ст. 76), что федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам , из чего можно сделать вывод, что в иерархии источников права федеральные конституционные законы занимают более высокое место, следуя сразу же за Конституцией. Конституционные законы, как это вытекает из текста Конституции, должны приниматься по важнейшим вопросам, затрагивающим права и свободы граждан, правомочия государства. Такие законы обязательно должны приниматься по вопросам, предусмотренным Конституцией; этих вопросов 15, но приняты пока не все федеральные конституционные законы. Федеральные конституционные законы не могут изменять Конституцию и не являются частью Конституции.

В то же время многие из важных вопросов нуждаются в принятии только обычного федерального закона. Требует изучения вопрос, почему столь важные для государства вопросы

Источниками конституционного права являются также законы, издаваемые законодательными органами субъектов РФ в соответствии с ч. 2 ст. 5 Конституции РФ и соответствующие конституциям и уставам субъектов Федерации.

В отличие от конституций, действовавших в предшествующие годы, нынешняя Конституция не предусматривает создания органа, равного по значению прежнему Президиуму Верховного Совета, который имел право издавать акты, по своей юридической силе приравненные к закону. Действующие в современном Федеральном Собрании органы палат осуществляют только организационные функции и не вправе издавать акты общенормативного характера.

Договоры и соглашения . Следует различать международные договоры и соглашения, заключаемые Российской Федерацией с другими суверенными государствами, и внутренние договоры и соглашения, заключаемые между Федерацией и ее субъектами или между субъектами Федерации.

Конституция РФ (ч. 4 ст. 15) устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Более того, по аналогии с рядом зарубежных конституций Конституция устанавливает приоритет международного права по отношению к внутреннему, указывая, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

В иерархии источников права ратифицированный международный договор стоит выше, чем закон, поскольку нормы последнего не могут отменять или противоречить нормам международного договора.

Закон закрепляет очень важный «особый порядок выражения согласия на обязательность для Российской Федерации международных договоров ». Статья 22 устанавливает: «Если международный договор содержит правила, требующие изменения отдельных положений Конституции Российской Федерации , решение о согласии на его обязательность для Российской Федерации возможно в форме федерального закона только после внесения соответствующих поправок в Конституцию Российской Федерации или пересмотра ее положений в установленном порядке ». Международный договор, следовательно, сам по себе не может изменить Конституцию или действовать в противоречии с ней. Учитывая сложный порядок внесения поправок в Конституцию и пересмотра ее положений, можно предположить, что «неконституционные» договоры будут заключаться крайне редко.

Дела о соответствии Конституции РФ международных договоров, не вступивших в силу (или отдельных их положений), разрешаются Конституционным Судом РФ. Если Суд признает их не соответствующими Конституции, то такие договоры не подлежат введению в действие и применению.

Для практики Российской Федерации характерны внутренние договоры и соглашения . Источником конституционного права остается Федеративный договор от 31 марта 1992 г., которым были разграничены предметы ведения и полномочия Российской Федерации и ее субъектов. Но этот Договор, как и другие договоры между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ, действует только в случае соответствия его положений положениям Конституции РФ. В 1990-е гг. около 40 субъектов РФ заключили договоры с Российской Федерацией о разграничении полномочий (многие положения этих договоров были спорными), но в 2001-002 гг. большинство субъектов РФ от этих договоров отказались.

Декларации . В этой правовой форме были приняты важные конституционно-правовые нормы: Декларация о государственном суверенитете РСФСР (12 июня 1990 г.), Декларация о языках народов России (25 октября 1991 г.). Они были приняты высшим законодательным органом страны того времени - Съездом народных депутатов. В 1990-е гг. декларации о государственном суверенитете принимались некоторыми республиками в составе Российской Федерации, но после постановления Конституционного Суда РФ (2000 г.), признавшего положения о суверенитете республик в их конституциях не соответствующими Конституции РФ, эти декларации утратили силу.

Декларации обычно устанавливают общие принципы конституционно-правового развития. Ныне эти принципы реализованы в принятой в 1993 г. Конституции РФ. Конституция не содержит какого-либо упоминания о праве Федерального Собрания принимать декларации, об их юридической силе и о порядке принятия. Но поскольку это и не исключено, можно сделать вывод, что парламент вправе принимать подобного рода акты без притязания на их высшую юридическую силу и без соблюдения обычной законодательной процедуры.

Регламенты палат Федерального Собрания . Эти акты принимаются в соответствии с Конституцией РФ каждой палатой для организации своей деятельности и не требуют утверждения другой палатой и подписи Президента. Этим они отличаются от законов. Регламенты регулируют круг вопросов, связанных с организацией работы палат, осуществлением законодательного процесса (создание комиссий и комитетов, порядок прохождения законопроектов и т. д.). Это нормативные акты с внутренней сферой применения.

Указы и распоряжения Президента Российской Федерации . Такие акты обычны для главы государства в любой стране. В Конституции РФ указывается, что они обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации и не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Отсюда следует, что указы и распоряжения Президента относятся к числу подзаконных актов, то есть могут быть отменены федеральным законом.

Указы Президента могут быть нормативными (см. ч. 2 ст. 125 Конституции) и ненормативными. Первые издаются на основании конституционных полномочий Президента или в случае пробелов в законодательстве. Вторые - это акты применения Президентом какого-то закона; по времени действия и по кругу лиц, на которых они распространяются, они носят ограниченный характер. Президент издает указы в пределах своей компетенции, однако периодически, когда возникают вопросы, требующие оперативного урегулирования, Президент издает нормативные указы по отдельным вопросам, относящимся к полномочиям парламента, которые сохраняют свое действие до тех пор, пока не будут изданы соответствующие федеральные законы. Противники этой формы актов опасаются, что «указное право» может подменить собой законы. Но для таких опасений нет юридических оснований, так как речь идет об актах явно временного характера и легко отменяемых путем принятия законов.

Распоряжения Президента сравнительно редко носят нормативный характер, но таковые все же встречаются. Указы и распоряжения Президента РФ подлежат обязательному официальному опубликованию в соответствии с Указом Президента РФ «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» (в редакции от 13 августа 1998 г.).

Аналогичные правовые акты для своих территорий издают президенты и главы администраций (губернаторы) республик и других субъектов Российской Федерации.

Постановления и распоряжения Правительства РФ . Поскольку Правительство осуществляет исполнительную власть, оно издает постановления и распоряжения, обязательные к исполнению в Российской Федерации (ст. 115 Конституции). Но не все постановления Правительства, как и другие его акты, имеют нормативное значение и относятся к числу источников конституционного права. Таковыми являются только те акты, которые содержат общеобязательные нормы, регулирующие отношения в сфере этой отрасли права. Все правительственные акты являются подзаконными актами, то есть должны соответствовать Конституции, законам и указам Президента РФ. Акты вышестоящих органов исполнительной власти обязательны для нижестоящих. Постановления и распоряжения Правительства РФ должны быть официально опубликованы. Конституция РФ не предусматривает принятия Правительством РФ регламента своей работы, но такой документ Правительством принимается; он регулирует его внутреннюю организацию и порядок деятельности.

Постановления Правительства РФ являются обязательными для органов исполнительной власти субъектов Федерации по вопросам, относящимся к ведению Российской Федерации (ст. 71 Конституции) и совместному ведению Федерации и ее субъектов (ст. 72 Конституции).

Права, свободы и обязанности человека и гражданина, правовой статус организаций регламентируются также правовыми актами, издаваемыми такими федеральными органами исполнительной власти, как министерства, госкомитеты и ведомства. Например, в сфере приватизации собственности весьма развито нормотворчество органов, регулирующих имущественные отношения. Однако для того, чтобы такие акты имели правовые последствия, они должны быть зарегистрированы в Министерстве юстиции и обязательно опубликованы в официальных изданиях.

Судебные решения . К числу источников конституционного права относятся постановления Конституционного Суда РФ, в которых устанавливается соответствие Конституции России федеральных законов, нормативных актов Президента, палат Федерального Собрания, Правительства РФ, конституций и уставов, законов и других нормативных актов субъектов Федерации, а кроме того, разрешаются споры о компетенции, дается толкование Конституции. Хотя с формальной точки зрения Конституционный Суд не относится к числу правотворческих органов, акты которого по юридической силе стояли бы выше актов парламента и Президента, по существу он таковым является. Существует презумпция конституционности каждого закона, но любые акты или их отдельные положения, признанные Судом неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции международные договоры не подлежат введению в действие и применению.

Что касается системы судов общей юрисдикции, возглавляемой Верховным Судом РФ, то их решения в силу конституционного принципа независимости судей, подчиняющихся только Конституции и федеральному закону, не могут обладать общеобязательной нормативной силой , то есть быть обязательными для решения дел нижестоящими судами. Судебный прецедент вообще не признается у нас источником конституционного права, это характерно только для англосаксонских стран.

Но объем и основания подсудности общих судов постоянно расширяются . Так, постановлением Конституционного Суда РФ от 11 апреля 2000 г. была признана конституционной практика вынесения решений судами общей юрисдикции об объявлении недействующими законов субъектов РФ, противоречащих федеральным законам .

Верховный Суд при определенных условиях вправе отменять постановления Правительства РФ , он принимает к производству многие дела, имеющие отношение к конституционным правам и свободам, дает разъяснения по судебной практике, часто имеющие по существу преюдициальное значение. И хотя прецедентная сила этих решений в стране не признана и единообразная практика пока не сложилась, они должны в своей совокупности рассматриваться как источник конституционного права.

Таким источником, например, является постановление Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» от 31 октября 1995 г., в котором судам разъясняется порядок непосредственного применения Конституции РФ при рассмотрении конкретных судебных дел.

Правовые акты СССР и РСФСР . Некоторые из этих актов являются источниками конституционного права России в силу принципа правопреемственности или на период, пока не будет принято заменяющее их законодательство. Так, в постановлении Верховного Совета РФ о ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств от 12 декабря 1991 г. установлено, что на территории России до принятия соответствующих законодательных актов Российской Федерации нормы бывшего Союза ССР применяются в части, не противоречащей Конституции РФ, ее законодательству и настоящему Соглашению.

«Заключительные и переходные положения» Конституции 1993 г. (раздел второй) устанавливают, что законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции РФ. Сохраняет свое правовое значение ряд законов и постановлений, принятых Съездом народных депутатов и Верховным Советом СССР и РСФСР, а также постановлений Совета Министров СССР и РСФСР, хотя по мере принятия новых законов и других правовых актов число их постоянно убывает.

Акты органов местного самоуправления . Конституция отмечает, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно (ст. 12). Это означает, что органы местного самоуправления вправе издавать свои правовые акты. И если эти акты регулируют отношения в сфере конституционного права (например, расширяют права и свободы или усиливают их гарантии), то они должны признаваться его источником.

Этот вывод не противоречит конституционному указанию (в той же статье) на то, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. При любом толковании этого указания ясно, что не может быть предусмотренных Конституцией органов самоуправления, которые осуществляли бы публичную власть без издания правовых актов.

В КП ряда зарубежных государств в качестве источника конституционного права признают обычаи и доктрины (взгляды крупных ученых-юристов). Это связано со структурой права, сложившейся исторически. Но в российской конституционно-правовой теории и практике это пока не находит признания.

Государство существует для человека. Оно призвано охранять и обеспечивать его права, интересы и свободы. Обеспечению баланса между властью и свободой способствует обширная база нормативно-правовых актов. Это сложная и важная отрасль, базой для которой являются источники конституционного права РФ. О них будет подробно рассказано в нашем материале.

Конституционное право: общая характеристика

Конституционная юридическая отрасль считается приоритетной во всей юридической системе России. Она закрепляет в себе нормы взаимоотношений человека и государства, конституционные особенности страны и формы организации государственной власти. Ядром рассматриваемой юридической отрасли является Конституция - главный закон страны. Этот нормативный акт является источником конституционного права России. Основной государственный закон обладает наибольшей юридической силой и представляет собой не только политическую, но и морально-идеологическую доктрину.

В качестве политического инструмента Конституция является источником конституционного права РФ. Она отражает определенное соотношение государственной силы в обществе на момент ее формирования и принятия. Как идеологический инструмент основной закон страны являет собой определенное мировоззрение, которое декларирует важнейшие ценности и правила.

Реализация конституционных правил происходит через общественные отношения. Возникают права и обязанности между гражданами государства, формируется система власти, судоустройства, избирательная структура и т.д. Рассматриваемая ветвь права конкретизируется не только в Конституции, но и в остальных законах, сформированных на ее основе.

Субъекты конституционного права - это граждане и юридические лица, само государство, субъекты Федерации, социальные и этнические общности и различные социальные группы. Рассматриваемая юридическая отрасль является еще и научной дисциплиной. Регулируется она императивными (принудительными) и диспозитивными (дозволительными) методами.

Понятие правовых источников

Совокупность конституционных норм отличается сложностью и многообразием. Это обусловлено большим количеством разных правовых источников. Под юридическим источником следует понимать внешнюю форму существования общих поведенческих правил, которая регулирует отношения конституционного характера.

Рассматривать конституционную отрасль права можно только как упорядоченную систему норм и принципов, направленных на защиту прав, интересов и свобод человека. Люди учреждают систему государственной власти, устройство которой также закреплено в основном законе страны. Отсюда следует, что источниками конституционного права являются различные законы и соответствующие им подзаконные акты, которые различаются по названию, форме, происхождению и юридической силе. Каждый нормативный акт содержит определенные правовые предписания. Признание нормативного акта источником влечет за собой важные правовые последствия.

Система документов, лежащих в основе конституционного права, обладает следующими признаками:

  • множественность форм выражения;
  • приоритетный характер закона;
  • изменение соотношения внутригосударственного и международного права;
  • иерархическая структура и соподчиненность;
  • стабильность в отношении других юридических источников.

Основным массивом источников конституционного права РФ являются непосредственно законы. Это нормативные акты, формируемые в особом порядке законодательными органами или в процессе референдума. Законы выражают волю народа и обладают высшей юридической силой. Основной их целью является регламентация наиболее важных социальных отношений.

Правоведы классифицируют законы по:

  • юридической важности (законы и акты подзаконного характера);
  • принимающим органам (законодательные, исполнительные);
  • форме правового акта (указ, постановление, распоряжение и т.д.);
  • принципу и направлению действия (федеральные, республиканские, региональные, ведомственные и т.д.).

Итак, важнейшими источниками конституционного права являются законы и подзаконные акты РФ. Сюда относятся Конституция, федеральные конституционные и федеральные законы, а также различные указы, постановления и прочие документы. Далее будет рассказано об основном источнике конституционного права РФ. Является им Конституция - главный закон страны.

Конституция как юридический источник

Она представляет собой основной государственный закон, который закрепляет основы общественного, экономического и государственного строя, регулирует права и свободы граждан. В основном нормативном акте страны учреждается система государственной власти и закрепляются основы местного самоуправления. Российская Конституция как основной источник конституционного права России представляет собой специфичный закон с некоторыми особенностями.

Первая черта основного закона страны связана с субъектом, формирующим и принимающим Конституцию. Им является народ. Основной закон страны воплощает волю всей нации. Такой принцип был закреплен французским просветителем Руссо: Конституция - это "народное соглашение", которое подписывает народ и требует согласия ото всех граждан. Такой же принцип работает и в России. В преамбуле закона сказано, что Конституцию принимает многонациональный народ.

Второй особенностью основного закона страны как источника конституционного права России является учредительный характер всех установлений. Учредительной властью является народ, образующий собой демократическое общество - единственный источник власти и носитель суверенитета.

Третья черта Конституции - это всеохватывающий характер ее регламентации. Основной закон страны, который является главным источником конституционного права Российской Федерации, обладает некоторой монополией на всеохватывающий правовой характер. Ни один другой нормативный акт не затрагивает сразу все сферы общественной жизни.

  • Специфическая процедура принятия, а также внесения поправок и пересмотра.
  • Роль некого "ядра" всей юридической системы государства и права - конституционные положения играют приоритетную роль для всего законодательства.
  • Верховенство конституции со всеми ее принципами, нормами, концепциями, связями и социальными структурами. Основной закон страны выступает как бы доминантой социальной эволюции.
  • Наибольшая юридическая сила, непосредственное действие и применение на российской территории. Ни один нормативный акт на территории России не должен противоречить положениям Конституции.

Таким образом, основной закон страны является источником конституционного права Российской Федерации. Он разительно отличается от всех остальных нормативно-правовых актов. О содержании отечественной Конституции будет рассказано далее.

Преамбула представляет собой некое введение. Здесь говорится о том, что же представляет собой Конституция как основной источник конституционного права. Является ли преамбула юридической нормой? Юристы отвечают отрицательно. Это исходная установка, которая тем не менее не закрепляет никаких правила.

В первой главе основного государственного закона говорится об основах конституционного строя. Основная информация сосредоточена в статье 1: Россия - это демократическое, федеративное и социальное государство, являющее собой федерацию с республиканской формой государственного управления. В стране действует народный суверенитет и закреплено разделение власти.

Во второй главе обозначены основные права, интересы и свободы человека и гражданина. Они поделены на экономические, политические, социальные и культурные.

Третья глава закрепляет основы территориально-государственного устройства. Россия, согласно закону, является федерацией. В стране существует двойная система бюджета и налогообложения. Это свидетельствует о некоторой доли самостоятельности российских регионов.

В четвертой главе рассказывается о президенте, главе государства. Пятая глава содержит информацию о законодательном органе, который именуется двухпалатным Федеральным Собранием. Оно делится на две палаты: нижнюю - Государственную Думу и верхнюю - Совет Федерации.

Шестая глава повествует об исполнительном органе РФ, правительстве, а седьмая закрепляет нормы о судебной власти и прокуратуре. Восьмая часть Конституции содержит ряд положений о местном самоуправлении, а в девятой главе говорится о возможности изменять положения основного закона страны, который является источником российского конституционного права.

Международные правовые акты

В сказано, что отечественное законодательство не должно противоречить международным принципам и нормам. Это свидетельствует о верховенстве межгосударственного права по отношению к национальному законотворчеству.

Источниками конституционного права как отрасли являются все ратифицированные нашей страной международные договоры и соглашения. Общепризнанные международные нормы и принципы являются частью отечественной юридической системы. Таким образом, они представляют собой полноценные источники.

Нормы международного права должны быть признаны достаточно большим количеством государств для полной их легитимизации. Принципы же носят универсальный характер, поскольку составляют базу мирового правопорядка. Они охватывают традиционные и новые области межгосударственных отношений, определяя характер и направленность международно-правового регулирования.

Исходя из сказанного выше, необходимо сделать следующие выводы:

  • Признание, то есть ратификация, Россией международных договоров представляет собой принятие законодательством мировой нормы в качестве федерального источника конституционного права. Является такой источник неотделимым элементом отечественной правовой системы.
  • Ратификация, выполнение, прекращение и приостановление работы международных актов являются юридическими фактами. Они закреплены в виде нормативно-правовых актов.

Федеральные законы, являющиеся источниками конституционного права

База отечественных источников конституционного права состоит из трех групп. В первую входят важнейшие нормативные акты страны: Конституция, федеральные конституционные и федеральные законы. Вторую группу составляют подзаконные акты - президентские указы и распоряжения, а также постановления правительства. Наконец, третья группа состоит из решений и разъяснений судебных инстанций. Над всеми тремя группами особняком стоят - договоры и соглашения.

Таким образом, источниками конституционного права являются нормативно-правовые акты федерального характера. Региональные и муниципальные законы в систему не входят.

Разобравшись с Конституцией, стоит проанализировать группу федеральных актов. Их нельзя путать с федеральными конституционными законами (ФКЗ) - 22 актами, на основе которых были сформированы девять глав Конституции. ФКЗ обладают следующими специфическими особенностями:

  • подготовка в особо сложном порядке;
  • невозможность отклонения российским президентом;
  • наличие большей юридической силы, чем у простого закона;
  • развитие и дополнение российской Конституции;
  • принятие по вопросам и проблемам, прямо предусмотренным Конституцией.

Источниками конституционного права Российской Федерации являются также федеральные законы - но только те, что устанавливают отношения по поводу государственного и муниципального управления, а также предусматривают механизмы реализации прав, интересов и свобод людей.

Среди федеральных законов выделяются кодексы и основы законодательства. Это кодифицированные акты по тем или иным юридическим сферам (уголовное, гражданское, административное и прочее право).

Подзаконные акты

Вторую группу источников составляют подзаконные акты - правительственные постановления и президентские указы. Такие документы не должны противоречить отечественной Конституции и федеральному законодательству. Это и определяет их подзаконность - такие акты могут быть запросто отменены обычным законом.

Указы президента могут иметь нормативный и ненормативный характер. Первые виды актов издаются на основании конституционных полномочий российского президента или для закрытия пробелов в российской правовой системе. Ненормативные же акты формируются в целях непосредственного применения какого-то закона главой государства. Например, Федеральное Собрание подготовило обширный нормативный акт, а президент принимает указ для легализации и введения в действие этого акта.

Президент издает указы в рамках своей компетенции. Иногда он издает временные акты, которые будут работать до тех пор, пока парламент не примет соответствующий федеральный закон.

Распоряжения и постановления исполнительного органа власти, то есть правительства, составляют еще одну группу конституционных источников. Однако относятся к базе источников только те акты, которые содержат общеобязательные нормы в рассматриваемой юридической области. Все правительственные постановления должны соответствовать нормам Конституции, федеральных законов и президентских указов. Все правительственные акты официально публикуются.

Судебные решения

Является ли постановление Конституционного суда правовым источником? Вопрос для отечественной правовой структуры очень спорный. С одной стороны, в России действует романо-германская юридическая система. Она предполагает рассмотрение в качестве источников только законов и подзаконных актов. Судебные же решения являются юридическими источниками только в англосаксонской системе, где действует принцип рассмотрения судебных прецедентов.

В России судебные постановления не являются источниками права. Однако Конституционный суд нередко формирует поправки к законам или толкует их. Его цель заключается в "лечении" юридических пробелов. Суд издает специальные постановления и решения, которые позволяют оптимизировать российскую юридическую систему. Итак, являются ли решения Конституционного суда источниками права? Мнения на этот счет расходятся.

Акты правосудия могут влиять на систему норм двумя способами. Первый вариант - признание той или иной нормы незаконной или неконституционной. Суды действуют прямо или косвенно, отменяя конкретные правила и принципы. Второй вариант - обязательное исполнение судебных решений низшими инстанциями власти.

Согласно распространенному мнению, российские акты правосудия не являются судебными прецедентами. Существующие суды реализуют нормотворчество путем признания существующих норм несоответствующими тем правилам, что имеют большую юридическую силу.

Акты правосудия делятся на два вида. Первый тип представляет собой постановления судебных инстанций общей компетенции, в том числе арбитражных и военных. Они имеют право на признание подзаконных актов нелегальными. Второй вид представляет собой акты правосудия, признающиеся источниками конституционного права. Это постановления Конституционного суда и уставных региональных инстанций.

Итак, решения Конституционного суда являются источниками права. То же касается постановлений уставных судов.

Источники конституционного права субъектов РФ

В последнюю группу источников рассматриваемой юридической отрасли входят нормативные акты российских регионов и муниципальные акты. Это конституции и уставы регионов, а также различные законы субъектов.

В систему региональных источников права включены подзаконные акты субъектов РФ. Это указы глав местной администрации или правительства, мэров, губернаторов, президентов республик и т.д. Сюда же входят правительственные приказы и распоряжения, а также приказы и постановления местных региональных органов. Отдельные инструкции администраций, государственных учреждений и субъектов также могут являться источниками конституционного права России.

Согласно статье 65 российской Конституции в стране существует 21 республика. В 18 из них есть собственные конституции. Вопрос о том, насколько данные акты являются источниками рассматриваемой отрасли права, является спорным. Дело в том, что все региональные конституции и уставы почти напрямую повторяют положения основного закона страны. Однако в статье 5 российской Конституции указано, что республики в составе страны имеют свое законодательство.

Чуть проще все с муниципальными актами, которые принимаются органами местного самоуправления. Согласно российской Конституции, муниципалитеты в пределах своих полномочий обладают определенной долей самостоятельности. Акты, которые регулируют отношения в области конституционного права, могут рассматриваться в качестве источников, если они расширяют права и свободы, усиливают их гарантии, дополняют общие конституционные положения и т.д. Проблема лишь в том, что в стране издается очень мало муниципальных актов, которые могли бы стать источником конституционного права.

Исходя из сказанного выше, можно сделать вывод о том, что муниципальная власть имеет публичный характер. Она является первичной, то есть низовой формой во властной системе России. В число источников конституционного права входят республиканские конституции и уставы остальных субъектов РФ. Нормы этих законов в обобщенной форме закрепляют статус регионов.

Обычай

Является ли правовой обычай источником конституционного права? На этот счет есть много разных мнений. Для начала нужно отметить, что обычаем в юриспруденции называют неоднократно применяемое правило, часто санкционируемое государством в лице судебных органов. Оно применяется при регулировании социальных отношений, относимых к сфере конституционного права. Роль и значение обычая относительно невелики в сравнении с частным правом или англосаксонской системой права.

В России типичным примером обычая является избрание заместителей председателя Госдумы от имеющихся в ней фракций. Данное правило не закреплено на бумаге, но используется, так как является обычаем.

На вопрос о том, является ли обычай источником конституционного права, нельзя ответить однозначно. Одни правоведы отвечают отрицательно, ссылаясь на романо-германскую систему права в России. Другие приводят конкретные примеры, как, например, ситуацию с коренными и малочисленными народами. Согласно Конституции им гарантируется занятие традиционными видами деятельности. Допускается, таким образом, обычай на региональном уровне, а закрепляется он Конституцией.

Организация рабочего места это также оснащения его средствами труда размещенными в определенном порядке.

Оснащение рабочих мест определяется их производственным профи­лем, специализацией, степенью механизации и автоматизации техно­логических процессов. Например, в машиностроении в комплект типо­вого оснащения рабочего места входят:

  • основное технологическое оборудование - станок, пульт;
  • вспомогательное оборудование - подъемно-транспортное обо­рудование, подставки, сиденья;
  • инвентарь - инструментальные шкафы, тумбочки, полки, стел­
    лажи и т. п.;
  • тара заготовок и готовых деталей - ящики, поддоны, кассеты,
    штативы, конвейеры;
  • технологическая оснастка и инструмент - зажимы и базирую­щие устройства, ключи, режущий и мерительный инструмент;
  • организационная оснастка (оргоснастка) - устройства связи и
    сигнализации, планшеты для документации;
  • устройства охраны труда, санитарно-гигиенические и культурно-бытовые устройства - ограждения, защитные экраны, промышленная вентиляция и освещение, устройства сбора произ­водственных отходов, предметы интерьера.

При выборе основного технологического оборудования главным требованием является обеспечение на рабочем месте необходимой про­изводительности труда при соблюдении заданных параметров техно­логических процессов. Оборудование должно соответствовать тре­бованиям эргономики и эстетики, а рабочему должны быть созданы комфортные и безопасные условия труда. Для повышения уровня авто­матизации управления технологическими процессами основное обору­дование обеспечивается микропроцессорными установками, активны­ми средствами контроля и т. п.

Вспомогательное оборудование рабочего места должно быть на­дежным, удобным и безопасным в эксплуатации, соответствовать ант­ропометрическим характеристикам работников, быть оформленным в соответствии с требованиями производственной эстетики.

Оснащение вспомогательным оборудованием (подъемно-транспорт­ными средствами, рольгангами, склизами, кантователями и т. п.) в до­полнение к общецеховым устройствам осуществляется с у четом произ­водственного профиля рабочего места. При оснащении рабочих мест индивидуальными транспортными средствами особое внимание следу­ет уделять бесприводным средствам (рольгангам, склизам), примене­ние которых при незначительных затратах способствует снижению утомляемости рабочего и повышению производительности труда. В настоящее время широко применяются загрузочные устройства с ис­пользованием роботов и автооператоров, оснащенных программным управлением, сенсорными и телевизионными устройствами.



Подбор вспомогательного оборудования для РРМ направлен на расширение универсальности и технологических возможностей этих рабочих мест. Он ориентирован на расширение функций транспортной системы, промышленного робота и станка на рабочем месте.

К вспомогательному оборудованию, расширяющему функции транспортной системы на РРМ, относятся-.

  • загрузочное оборудование и бункера;
  • транспортеры;
  • манипуляторы с программным управлением.

Функции промышленного робота расширяет такое оборудование:

  • кантователи;
  • подающие и выбрасывающие механизмы;
  • погрузчики.

  • Оборудование, расширяющее функции станка, обеспечивает:

Основной задачей при оснащении является оптимальное распреде­ление функций между роботом и вспомогательным оборудованием, ко­торое зависит от действующей технологии, степени автоматизации ис­пользуемых средств вычислительной техники, программного обеспе­чения.

Рабочее место как первичная производственная ячейка должно быть связано с системой обслуживания и управления информационны­ми каналами, т. е. системой промышленной связи и сигнализации. Эта система применяется для информационного обслуживания рабочего места и автоматизированной системы управления предприятием (АСУП).

Одним из важных вопросов организации рабочих мест является ра­циональная их планировка.

2.3. Обслуживание рабочего места.

Обслуживание рабочего места - это система мероприятий, направленных на обеспечение ра­боты всем необходимым для бесперебойного хода производственного процесса.

Качество обслуживания рабочих мест зависит от состояния опера­тивно-производственного планирования и уровня организации вспо­могательных служб предприятия и цеха. Каждый рабочий на своем ра­бочем месте обязан осуществлять такие функции:

  • до начала работы подготовить оборудование к работе, ознако­миться со сменным заданием, подготовить инструмент и т. п.;
  • во время работы поддерживать порядок и чистоту на рабочем
    месте, исправлять мелкие дефекты, смазывать оборудование,
    сигнализировать обслуживающему персоналу о необходимыхуслугах;
  • после работы сдать или убрать инструмент и приспособления,
    убрать рабочее место и передать его сменщику

    На основе функционального разделения труда существуют следую­щие функции обслуживания рабочих мест:

  • ремонтная;
  • обеспечения инструментом;
  • наладочная;
  • материального снабжения;
  • транспортная;
  • технического контроля;
  • организационная.

Обслуживание рабочих мест можно осуществлять в разных формах:

1. По заранее разработанному плану . Эта система рекомендуется для установившегося производственного процесса в условиях крупносерийного производства.

2. Планово-предупредительное обслуживание в соответствии с календарными планами-графиками (применяется при регулярной повторяемости выпускаемых изделий в течение месяца, в основном, в условиях серийного производства).

3. Дежурное обслуживание по вызовам с рабочих мест (при малой и нерегулярной повторяемости выпускаемых изделий в условиях единичного и мелкосерийного производств с сохранением планово-предупредительного обслуживания).

Организация и обслуживание рабочих мест в значительной степени

зависят от типа производства (таб.№1):

в единичном и мелкосерийном производствах на рабочих мес­тах выполняется большое количество разнообразных операций.
Они оснащены универсальным оборудованием, разнообразным
технологическим инвентарем;

в серийном производстве преобладают рабочие места, на кото­рых выполняется ограниченное количество технологических
операций. Они оснащены специализированным оборудованием

и инструментом;

в массовом производстве на рабочих местах выполняются, как
правило, одна-две технологические операции, поэтому они ос­нащены специальным оборудованием и инструментом.

По профессиональной принадлежности работников рабочие места подразделяют так:

  • стационарные - для основных рабочих: станочников, операто­ров, слесарей-сборщиков, радиомонтажников, кузнецов, литей­щиков, сварщиков и др.;
  • передвижные - для вспомогательных рабочих: слесарей-ре­монтников, наладчиков, электриков, смазчиков и др.

Одним из важнейших показателей организации рабочих мест явля­ется механовооруженность. По ней различают рабочие места руч­ной, механизированной и автоматизированной работы. При органи­зации рабочих месте преобладанием ручных приемов в операциях оп­ределяется возможность механизации выполняемых работ. При этом особое внимание обращается на проектирование и внедрение рацио­нальных методов труда. На механизированных рабочих местах орга­низация направлена на согласование работы человека и машины, обеспечение синхронности трудового и технологического процесса, удобство и безопасность работы. На автоматизированных рабочих местах (АРМ) технологический процесс осуществляется без непосред­ственного участия рабочего, за которым сохраняются только функции обслуживания: контроль, регулировка, ремонт, подача и вывоз дета­лей. Внедрение промышленных роботов увеличивает количество АРМ, позволяет организовать их в условиях серийного и мелкосерий­ного производств.

Широкое применение в машиностроении оборудования с про­граммным управлением (в том числе станков типа "обрабатывающий центр") в комплексе с промышленными роботами приводит к созда­нию роботизированных рабочих мест (РРМ). Их характерная особен­ность - выполнение в автоматическом режиме различных технологи­ческих операций, что обеспечивает высокий уровень концентрации технологических операций на рабочем месте и способствует повыше­нию производительности труда, обеспечению высокого качества про­дукции.

В организации рабочих мест большое значение имеет их специали­зация. Под специализацией рабочего места понимается определение его рационального производственного профиля, который формирует­ся путем закрепления за ним сходных деталеопераций, сгруппирован­ных по признаку конструктивно-технологического подобия, точнос­ти обработки и др. Сокращение номенклатуры обрабатываемых де­талей или количества выполняемых операций на рабочем месте, т. е. сужение его специализации, способствует совершенствованию трудо­вых приемов, повышению производственных навыков и культуры труда, а также производительности труда.

Основой специализации рабочих мест являются унификация изде­лий и их конструктивных элементов, а также типизация технологичес­ких процессов. Эти и другие меры позволяют сократить номенклатуру обрабатываемых изделий, повысить уровень серийности и уменьшить количество переналадок оборудования.

Правильная организация обслуживания рабочего места.

Для обеспечения обслуживания рабочих мест рекомендуем Вам сделать следующее:

  • Выберите рациональную форму разделения и кооперации труда между основным и вспомогательным рабочим; максимально освободите основного рабочего от вспомогательных работ, чтобы он мог выполнять только основные функции.
  • Запланируйте процесс обслуживания (согласование графиков обслуживания с деятельностью основных рабочих).
  • Предусмотрите планово-предупредительный ремонт оборудования и заблаговременную подготовку производства, включая доставку к рабочему месту предварительно скомплектованных материалов, заготовок и т.п.
  • Организуйте комплексное обслуживание рабочих мест путем параллельного выполнения разными службами всех функций обслуживания (подготовительной, инструментальной, транспортной и др.).
  • Старайтесь повышать качество и надежность ремонта оборудования;
  • Обеспечивайте регулярную и надежную связь рабочих мест основного производства с обслуживающим персоналом.
  • Обеспечивайте экономичность выполняемых работ по функциям обслуживания;
  • Усильте ответственность за своевременное и качественное исполнение функций обслуживания вспомогательным персоналом.

3. Оценка эффективности организации и обслуживания рабочих мест.

Эффективность организации и обслуживания рабочих мест можно определить как отношение суммарного экономического эффекта от внедрения мероприятий по улучшению обслуживания оборудования к суммарным затратам на внедрение системы обслуживания.

При оценке эффективности организации обслуживания рабочих мест и оборудования суммарный экономический эффект образуется за счет сокращения потерь времени от ожидания обслуживания и потерь от сокращения простоев обслуживания. Экономический эффект может быть представлен как дополнительный выпуск продукции, снижение себестоимости продукции и др.

Затраты по внедрению мероприятий, направленных на улучшение организации обслуживания, складываются из затрат на научно-исследовательскую работу, проведение испытаний и собственно внедрения.

Заключение.

Для эффективного функционирования современного производства, основанного на применении сложной техники и технологии, характеризуемого большим количеством внутрипроизводственных связей, необходимы четкая организация рабочего места.

Рабочее место должно быть в максимальной степени приспособлено для высокопроизводительной, эффективной работы с минимальными затратами времени и усилий.

Под организацией рабочего места понимается технологическая и организационная их оснастка, планировка и обслуживание. Работа по организации рабочего места зависит от типа производства и содержания трудового процесса.

Технологическая оснастка рабочих мест включает приспособления, инструменты, приборы для ведения и контроля технологического процесса.

К организационной оснастке относятся производственная мебель для размещения и хранения инструментов, вспомогательные приспособления для ухода за оборудованием и площадью, средства механизации вспомогательных операций.

Совершенствование обслуживания рабочих мест предусматривает разработку наиболее рациональных форм разделения и кооперации труда рабочих. При больших объемах операции обслуживания целесообразно выделять их отдельной функцией со специализацией определенных работников. При этом каждому работнику устанавливают оптимальную зону или участок, режим, график и маршрут обслуживания.

Список использованной литературы.

1. Тюленев Л.В. Организация и планирование машиностроительного производства. Уч. псобие для ВУЗов – С-Пб.: Бизнес-пресса, 2001.

2. Егорова Т.А. Организация производства на предприятиях машиностроения. Уч. пособие. С-Пб.: ПИТЕР, 2004.

3. Фатхутдинов Р.А. Организация производства. – М.: Инфра, 2000.



Кадры