Чем отличается ракета от метеора. История советских судов на подводных крыльях. Мечта о длинной руке

Даже в 1970-е годы, когда ядерный паритет между Советским Союзом и США вроде бы считался свершившимся фактом, проблема относительно большей уязвимости территории нашего государства перед ударами вероятного противника руководством СССР осознавалась и признавалась. Соединенные Штаты Америки сделали ставку на разработку компактных дозвуковых крылатых ракет типа Tomahawk («Томагавк»). Это сравнительно недорогое, достаточно дальнобойное (до 2500 км), малозаметное и не подпадающее под существовавшие ограничения оружие могло оказаться очень эффективным, даже несмотря на дозвуковую скорость. А все потому, что, имея множество союзных территорий и баз в непосредственной близости от советских границ, американцам всегда было легче достать нас, чем нам их. Таким образом, симметричный ответ в виде советского «Томагавка» не мог считаться адекватным.

Сравнительная таблица проектов СКР 1950-х годов и проекта «Метеорит»

Мечта о длинной руке

Компенсировать этот перекос с нашей стороны могла только скорость и большая даже по сравнению с Tomahawk дальность. Сделать ракету, которая соответствовала бы этим требованиям, предложил один из столпов советской ракетной техники Владимир Челомей. По его мнению, СССР была необходима сверхзвуковая стратегическая ракета преимущественно воздушного и морского базирования, которая, пока «Томагавк» летит со скоростью меньше, чем у Ту-154, пройдет на сверхзвуке североамериканскую ПВО и нанесет молниеносный удар. Челомей считал, и не без оснований, что именно возглавляемая им и базирующаяся в подмосковном Реутове «фирма» ЦКБМ (ранее — ОКБ-52, ныне — ОАО ВПК «НПО Машиностроение») имеет достаточный опыт создания сверхзвуковых крылатых ракет, чтобы справиться с этой задачей. Разработка комплекса «Метеорит» для базирования на подводных лодках и стратегических бомбардировщиках была определена постановлением ЦК КПСС и Совмина от 9 декабря 1976 года. Головной организацией по проекту было назначено ЦКБМ. В постановлении были сформулированы не просто высокие, но уникальные требования к новой системе вооружений: большая дальность полета, высокая (сверхзвуковая) скорость, низкая радиолокационная заметность и высокая (отклонение от цели — несколько сотен метров) точность.

В каком-то смысле идея крылатой стратегической ракеты на сверхзвуке была возвратом к проектам 1950-х: МКР «Буря», «Буран» (СССР), Navaho (США). Но о повторе нечего было и думать — то были громоздкие тяжелые системы, а Челомею предстояло создать компактное оружие для авиации («Метеорит-А») и существующих пусковых шахт на подводных лодках («Метеорит-М»). Рассматривался и вариант наземного базирования. Согласно техзаданию, необходимо было вписать ракету в габариты цилиндра длиной 10−12 м и диаметром 1,65. Масса не должна была превышать 6 т (монстры 1950-х имели стартовую массу около 150 т).


Снимков летных испытаний «Метеорита» история сохранила не так уж много. На фото — «Метеорит-М» стартует с наземного стенда.

Расправить крылья

Как же мыслилась траектория полета проектируемой ракеты? При старте из подводного, надводного и наземного положения для разгона до субзвуковой скорости (первоначально — до сверхзвуковой, но потом от такого варианта пришлось отказаться) предполагалось использование стартовой разгонной ступени (СРС). СРС, построенная на базе жидкостного ракетного двигателя, крепилась к нижней части ракеты, не нарушая установленные для системы габаритные ограничения. В варианте «Метеорит-А», то есть при воздушном базировании, разгонная ступень не использовалась. В обоих вариантах запускался турбостартер, обеспечивавший дополнительный разгон, а затем включался маршевый турбореактивный двигатель КР-23, который обеспечивал разгон и выход на маршевую высоту. Крейсерский полет проходил на высоте 24 000 м при коррекции траектории и маневрировании для обхода зон ПВО вероятного противника. На последнем этапе «Метеорит» должен был спикировать с маршевой высоты на цель.

Компоновка ракеты была выполнена по схеме «бесхвостка» со стреловидным крылом малого удлинения. На носовой части располагался поворотный дестабилизатор, на нижней поверхности хвостовой части — киль с рулем направления. В нижней части фюзеляжа ракеты — плоский регулируемый воздухозаборник маршевого двигателя. Для размещения ракеты в заданных габаритах киль и крылья пришлось сделать складными. В частности крылья были трехзвенными — они раскладывались с помощью штоков, которые приводились в действие пирозарядами.


Стратегическая сверхзвуковая крылатая ракета «Метеорит» имела проектную скорость 3 Маха и радиус действия около 5500 км. Одним из важнейших средств, обеспечивающих точное движение по заданной траектории, стала система наведения по радиолокационным картам. Система, получившая название «Кадр» должна была осуществлять периодическую коррекцию траектории, сравнивая наблюдаемые в полете изображения с заранее подготовленными эталонами. С учетом значительной высоты полета и сезонных колебаний характеристик рельефа, пришлось провести серьезную работу по созданию цифрового алгоритма распознавания объектов с учетом изменчивости картинки и флуктуаций сигнала.

Капризное горло

В современных американских опытах с гиперзвуковыми ракетами и планерами главные трудности касаются сферы аэродинамики полета на скоростях, значительно превышающих 1 Мах. Из-за всевозможных процессов, носящих нелинейный характер, трудно достичь стабильного полета снаряда и не менее трудно добиться правильной и эффективной работы аэродинамических рулей. Разработчикам «Метеорита», создававшим свою ракету уже больше 30 лет назад, пришлось иметь дело ровно с теми же проблемами.

Например, конструктивная схема с крылом большой площади и аэродинамическими рулями, расположенными у задней кромки крыла, обладала, как оказалось, опасным свойством аэроупругости. Это означает, что при больших отклонениях рулей само крыло в ответ деформировалось. И этой деформацией нельзя было пренебречь, так как она создавала аэродинамический момент, противоположный управляющему, и порой сводила на нет результат движения элевонов. Готового решения проблемы не было: пришлось проводить эксперименты и двигаться по двум путям одновременно. С одной стороны, необходимо было увеличить прочность крыла, с другой — разработать с помощью ЭВМ более точную математическую модель процессов аэроупругости, чтобы на ее основе создать эффективную программу работы рулей.


Маршевая ступень: 1 — планер; 2- отсек боевого снаряжения; 3- приборный отсек с бортовой аппаратурой системы управления; 4 — блок системы корректировки траектории полета с наведением по радиолокационным картам местности (СНРК «Кадр»); 5 — антенна СНРК; 6 — бортовой цифровой управляющий комплекс; 7 — допплеровский измеритель скорости; 8 — блок силовых коммуникаций; 9 — электрогидравлическая система управления воздухозаборником; 10 — вертикальное оперение; 11- агрегаты системы терморегулированияж 12- комплекс командных приборов; 13 — обтекатель донный; 14 — маршевый двигатель; 15 — твердотопливный турбостартер; 16 — электроразъем связи с носителем; 17 — топливный бак маршевой ступени; 18 — питательный бак; 19 — агрегаты пневмогидравлической системы; 20 — электрогенераторы Стартово-разгонная ступень: 21ё — передний блок СРС; 22 — бак «Г»; 23 — бак «0»; 24 — задний блок стартово-разгонной ступени; 25 — силовой цилиндр автомата раскрытия крыла; 26 — стартовый пороховой ракетный двигатель; 27 — жидкостный ракетный двигатель СРС; 28 — обтекатель воздухозаборника; 29 — обтекатель хвостовой.

Другая проблема из этой же области получила название «горло трансзвука». Суть ее в том, что при околозвуковых скоростях резко возрастает лобовое сопротивление. В этот момент ТРД должен иметь избыток тяги для преодоления «горла трансзвука» и дальнейшего разгона, однако, обладая этим избытком в теории, на практике маршевый ТРД «Метеорита» давал тягу, практически равную лобовому сопротивлению. Разгона не было. И опять же конструкторская мысль стала работать в двух направлениях. Необходимо было увеличить тягу двигателя и при этом снизить лобовое сопротивление. Увеличения тяги удалось добиться за счет так называемого чрезвычайного режима работы маршевого двигателя. При решении второй задачи пришлось задуматься о том, какое значение имеет для аэродинамики больших скоростей качество обработки поверхностей. Наличие заклепок, швов, да и просто шероховатостей оказывалось существенным фактором роста лобового сопротивления. Все неровности на поверхности опытных образцов были обмерены и обсчитаны. Разработчики с докторскими степенями самолично брали в руки шкурку и шлифовали окрашенные поверхности. Проводились и эксперименты с покрытием ракеты шпаклевкой. Так или иначе, но «горло трансзвука» было преодолено.


Муха спряталась

Уникальные решения были приняты и в сфере обеспечения радиолокационной незаметности и защиты ракеты от ПВО противника. Помимо использования радиопоглощающих материалов, например для маскировки одного из самых «светящих» элементов конструкции — воздухозаборника, для «Метеорита» была разработана в НИИ тепловых процессов АН СССР специальная установка для радиомаскировки ракеты. Она обеспечивала обтекание снаряда ионизированным воздухом, поглощавшим радиоволны. Известно, что во время наземных испытаний представители ПВО, ранее обещавшие «прихлопнуть «Метеорит» как муху», были поражены: на радарах им не удалось увидеть ровно ничего. Другим интересным решением стала буксируемая ложная цель. При угрозе обстрела ПВО противника ракета должна была выбрасывать эту цель из контейнера и буксировать на длинном тросе, изначально сложенном в бухту. Сложнее всего было добиться того, чтобы из-за высокой скорости ракеты трос при разматывании не обрывался. Для более плавной размотки использовались амортизаторы и вязкий герметик.


Испытательные и экспериментальные пуски «Метеорита» с наземной пусковой установки, с АПЛ (проект 667 М «Андромеда») и бомбардировщика (ракеты были подвешены к специально переоборудованному Ту-95, индекс МА) продолжались все 1980-е годы. Удачи и относительные удачи соседствовали с неудачами примерно в равных долях. В этом нет ничего удивительного, так как речь шла о новаторском продукте и о широчайшей кооперации: все это требовало длительной отработки и совершенствования технологий, в том числе улучшения качества сборки и материалов. Однако последующие политические события, как их ни оценивай, шансов на совершенствование не дали.

"Коллекция Транспортного блога Saroavto"


Речные и морские экспрессы - корабли на подводных крыльях. Впечатления от путешествия на них - одни из самых ярких воспоминаний о речных или морских путешествиях.

Главный конструктор этих судов - Ростислав Алексеев.


Всего было построено более 3000 пассажирских кораблей на подводных крыльях на верфях России,Украины и Грузии.

Вот так транспортировали эти суда. Памятник Р. Алексееву в Нижнем Новгороде.


Инженер Советского Союза, Ростислав Алексеев, защитил дипломную работу «Глиссер на подводных крыльях» в 1941 году, в возрасте 25-и лет. В войну, руководство завода, на котором он работал – выделило время и средства, для работы над СПК. Однако боевые катера Алексеева появились уже в конце войны, и повоевать не успели. После войны Алексеев продолжил работы для армии, но также разрабатывал и пассажирское судно, которому дал броское и актуальное в те годы имя «Ракета», как сегодня «Форсаж».

"Ракета" - это первое советское пассажирское судно на подводных крыльях. Разработан и спущен на воду в 1957 году на верфи завода "Красное Сормово" (Нижний Новгород). Производство продолжалось до середины 1970-х годов. Это судно было награждено Золотой Медалью на Брюссельской Выставке.


За период с 1957 по 1979 год построили около 300 судов этого класса. Производство наладили в Феодосии (ФСК «Море»), Волгограде, Ленинграде(Санкт-Петербург), Нижнем Новгороде, Хабаровске и Поти (Грузия). Ракеты, кроме СССР, покупали Финляндия, Китай, Литва, Румыния и ФРГ. Некоторые ракеты по сей день используются в рейсах. А многие ракеты, после развала СССР, переоборудованы в кафе и дачи. Вскоре название "Ракета" стало синонимом всех судов этого типа, независимо от названия их моделей.


«Ракета» на подводных крыльях, хоть и создавалась по приказу Министерства судостроения, однако имела сомнительные перспективы, из-за необычности и нестандартности для того времени. Скорее всего, именно из-за страха быть непонятым, Ростислав Алексеев, и задумал дерзкий план – показать «Ракету» самому секретарю ЦК — Никите Хрущеву, в обход начальства. А сделано это было так: жарким летом 1957-го года, в день студенческой молодежи, Алексеев приказал спустить на воду «Ракету», и на полном ходу направился от завода «Красное Сормово», прямиком в Москву. Зная, где останавливается Хрущев, Алексеев пришвартовал ракету, и предложил генсеку покататься. Вот генеральный секретарь плывет со сверх-скоростью по Москве-реке, легко обгоняя остальные суда, а на этот заплыв смотрят изумленные студенты, приехавшие со всего Мира на фестиваль. «Ракета» поразила Никиту Сергеевича, и под взрывом приятных чувств, Он тут же произнес памятные слова «Хватит Нам по рекам на волах ездить! Будем строить!».

Ракета стала крупносерийным теплоходом, Алексеев получил право обращаться раз в год к Хрущеву напрямую, а также вражду с министром судостроения – Борисом Бутомой: «Через головы лезет гад!». Тут упомяним, что Борис Бутома – тоже талантливый инженер, и грамотный руководитель, но прыжок через голову начальства, поссорит этих двух талантливых людей. Дальнейшие ошибки и Бутомы, и Алексеева – приведут к трагическому концу.

"Ракеты" на Северном речном вокзале в Москве.

Схема маршрутов "Ракеты" по каналу имени Москвы


Ракета служила пожарным во времена СССР, в 2000-ых годах пожарная ракета ушла на пенсию. Ее переезли на тренировочную базу МЧС. За время работы эта ракета эвакуировала не одну сотню пассажиров с тонущих кораблей, и около десятка кораблей потушила.


Длинна: 27 м

Ширина: 5 м

Высота (на крыле): 4,5 м

Осадка (полная): 1,8 м

Рабочая скорость: 35 у.з., 60 км/ч

Силовая установка: 1000 лс. дизель М50

Движитель: винт

Экипаж/ обслуга: 3

Пассажиров: 64

Газотурбоход "Буревестник".


Газотурбоход Буревестник - самый скоростной вид речного транспорта. Имеет два двигателя
от Ил-18. В 1964-1979 работал на маршруте Куйбышев-Ульяновск-Казань-Горький.


Это самое красивое судно на подводных крыльях, из всех созданных ранее и позже.


В 1964-ом году на эксплуатацию стал флагман речного пассажирского флота СССР «Буревестник», вмещавший 150 пассажиров, и имевший эксплуатационную скорость 97 км/час. Однако и этот корабль в серию не пошел, хотя эксплуатировался около 15-и лет.


Проблемы у Буревестника оказались - два авиационных двигателя производили большой шум и требовали много топлива. Кроме того корма корабля была постоянно измазана гарью от б/у двигателей, выработавших свой ресурс.


В 1974 году «Буревестник» столкнулся с буксиром и получил сильные повреждения. Ремонтировать его тогда отказывались, но благодаря нажиму капитана и энтузиазму рабочих – починили.


После ремонта ходил «Буревестник» еще лишь пару лет, а потом дорожающее горючее сделало его нерентабельным. Газотурбоход поставили на спил, а позднее отбуксировали на полигон, где и простоял большую часть своей жизни. В 2000 году распилен на лом.

Длинна: 43,2 м
Ширина корпуса: 6 м
Высота (на крыле): 7 м
Водоизмещение: 40 т
Осадка: 2 м
Рабочая скорость: 45 у.з., 97 км/ч
Дальность хода: 500 км
Силовая установка: 2х ГТД АИ24
Движитель: 2х водомет
Вид и траты ГСМ: Керосин, 330 г/л.с.
Пассажиров: 150

«Чайка» — экспериментальная ракета, построенная в единичном экземпляре в 1962 году. Чайку создали как уменьшенную модель, грядущего «Буревестника». На ней оттачивалась новая форма подводного крыла, аэродинамические обводы и водомет – как новый движитель. Существуют утверждения, что на "Чайке" также отрабатывалась геометрия корпуса экраноплана «КМ».


Чайка работала как развозное судно для сотрудников Речфлота, набирая скорость в 85-90 км/час и вмещая до 30 пассажиров. А затем её разрезали на металл. Чайка прожила всего пару лет, но превратилась в символ скоростного корабля для СССР.


Длинна: 26,3 м
Ширина: 3,8 м
Высота: 3,5 м
Водоизмещение: 9,9 т
Осадка: 0,6 м
Рабочая скорость: 40 у.з. 85 км/ч
Силовая установка: 1200 л.с. дизель
Движитель: водомет
Экипаж/ обслуга: 3
Пассажиров: 30

Теплоходы «Метеор» и «Комета».


В 1961 году, в серию пошел новый тип гражданских СПК «Метеор». Потребовались более вместительные корабли, чем «Ракета.


Так «Метеор» брал на борт уже 115 человек, имел комфортабельный салон (с баром и кафе), и большую дальность хода.


Однако и использовал два двигателя, вместо одного, что по эксплуатации и рентабельности – делало «Метеор» равным «Ракете».


На базе "Метеоров" спроектировали морскую версию «Комета», на которой модифицировали корпус и установили другие крылья. Это увеличило вместимость до 120 человек, и улучшило мореходность корабля.


Кометы производились с 1961 по 1981 год, в Феодосии и Поти. Построили более 100 судов, из которых 39 – на экспорт в Грецию.


С «Кометой 44» связан случай 1992-го года, во время конфликта Грузии и Абхазии. Неизвестный вертолет обстрелял из пулемета «Комету 44», с 70-ую пассажирами на борту, Комета остановилась, для досмотра. Но вместо досмотра, вертолет сделал боевой разворот и открыл огонь НУРС (неуправляемыми ракетами). 3-ий залп попал в корпус, и проделал дыру ниже ватерлинии, размером 1м2. Если бы «комета» осталась на месте, то утонула бы. Но экипаж, включил двигатели на максимум, и СПК поднялся на крылья, что не позволило кораблю утонуть. «Комета» дошла до Сочи благополучно.


"Комета-44" в Турции


Что касается Метеоров, то они производились с 1961 по 1993 год, построено более 400 кораблей. Сегодня их модернизируют, устанавливая экономичные двигатели, и перепродают за границу (в КНР, Грецию и Южную Корею).


Некоторые машины, как метеор «Верный» — покупаются частными лицами и превращаются в элитные супер-яхты, с современными каютами, душевыми, залами отдыха.


СПК "Метеор-Верный" на Енисее.


"Метеоры" на отдыхе в Санкт-Петербурге


Один из "Метеоров" был переоборудован в бар в городе Канев, Украина:


А этот "Метеор" попал в Китай. Работает на реке Янцзы


«Спутник» и «Вихрь».

В 1961 году, одновременно с запуском в серию Метеоров и Комет, со стапелей спускают теплоход типа 329 «Спутник» — самый крупный (на то время) СПК. Он перевозит 300 Пассажиров, со скоростью 65 км/час.


Но в течении 4-х лет эксплуатации, выявилась масса недостатков: и большая прожорливость 4 двигателей, и дискомфорт пассажиров из-за сильной вибрации, от работы стольких дизелей. В итоге «Спутник» в одном из заплывов налетел на топляк, поломав один двигатель. Корабль мог и дальше ходить, но на крыло уже не «взлетал», и потому его поставили как памятник Советским СПК, в городе Тольятти. В 2005 году внутри пылал пожар, из-за чего внутренняя часть судна сильно пострадала.


Также, как и с Метеором, построили морскую версию «Спутника», названную «Вихрь». Есть информация, что построили 3 «Вихря», один имел 4 дизельных двигателя, как и «Спутник», а два других комплектовались авиационными турбинами АИ-20А. Судьба этих теплоходов неизвестна.


Для сравнения "Спутник" и "Ракета" на Волге.


Длинна: 48 м
Ширина: 12 м
Высота: 7,5 м
Осадка: 2,5 м
Рабочая скорость: 37 у.з., 65 км/ч
Расход ГСМ: 650-750 кг/ч
Силовая установка: 4х1000 л.с. дизель
Движитель: винт
Пассажиров: 240

«Беларусь» и «Полесье».


Для неглубоких рек, глубиной чуть более метра, в 1963 году разработали теплоход "Беларусь", названную в честь Республики, в которой этот теплоход собирали (завод в Гомеле). Беларусь брала 40 пассажиров. Построили около 30 кораблей. В 2005 году эти корабли успешно ходили по Каракумскому каналу.


В 1983 году, появилась замена, а точнее модернизация «Беларуси»: теплоход типа «Полесье». Корпус стал угловатым, что снизило стоимость производства, а множественные детали корпуса и двигателя, на Полесье стандартизированы с деталями теплохода типа «Восход», что еще удешевляло производство. Кроме удешевления, «Полесье» принимает 50 вместо 40 пассажиров. Построили чуть менее сотни этих кораблей. Эти СПК до сих пор находятся в эксплуатации, например в Румынии, и Белоруссии.

Длинна: 21,5 м
Ширина: 5 м
Высота: 2,6 м
Водоизмещение: 12 т + 6 т груза
Осадка: 0,9 м

Дальность хода: 400 км

Движитель: винт
Вид и траты ГСМ: 150-170 кг/час
Экипаж/ обслуга: 2
Пассажиров: 50

«Восход» и «Ласточка».


"Ракеты" и "Метеоры" старели. На их замену, в 1973 году спустили на воду СПК второго поколения «Восход». «Восход» — это прямой приемник "Ракеты". Это судно экономичней, вместительней, надежней – фактически каждая характеристика «Восхода», лучше, чем у "Ракеты". Кроме того, хотя "Восход" проектировался как речной СПК, его характеристики позволяют без изменений работать и в морских прибрежных зонах, например в Крыму.


С 1973-го года, построено около 300 кораблей, а дальнейшее строительство остановил развал СССР и экономический кризис, длящийся уже 25 лет. Новые суда продолжают строить малыми сериями.

Так, Нидерландская фирма «Коннексикон» заказала три модернизированные версии Восхода в 2003 году. Эти корабли поставлялись в Канаду, Турцию, Австрию, Таиланд и Китай.

Последние 3 СПК этой серии собрали в 2003 году для фирмы Коннексикон, в Нидерландах.


Длинна: 27,6 м
Ширина: 6,4-7 м
Высота (на крыле): 4 м
Водоизмещение: 20,4 т + 8 т груза
Осадка (полная): 2 м
Рабочая скорость: 35 у.з., 60 км/ч
Дальность хода: 500 км
Силовая установка: 1000 л.с. дизель
Движитель: винт Nраты ГСМ: 150-170 кг/час
Экипаж/ обслуга: 3 / 5
Пассажиров: 70


В виду того, что «Восход» мог работать и в море, «морская» версия этого теплохода, названная «Ласточка», появилась гораздо позже, в 80-х.


И имела существенные изменения – измененную форму крыльев, и двухдвигательную силовую установку, которые кроме мореходности, увеличили скорость до 85 км/час. Собрали 3-4 теплохода, которые купли Европейские фирмы.


Малоизвестный факт — в 1986 году, "Ракеты" и "Восходы" Украинской ССР участвовали в вывозе жителей Припяти. Один из Чернобыльских "Восходов", называется «Шквал» — подходящее имя, для борца с той трагедией.

"Олимпия".


Морское пассажирское судно на подводных крыльях "Олимпия" (далее СПК "Олимпия") является общепризнанным флагманом российского скоростного пассажирского флота. Его облик завораживает и создает ощущение скрытой стремительности и мощи, которые в полной мере можно почувствовать при плавании на этом судне. Это судно полностью соответствует гордому и прекрасному имени "Олимпия", данному ему создателем - знаменитым "Центральным конструкторским бюро по судам на подводных крыльях им. Р.Е. Алексеева", г. Нижний Новгород, чьи достижения в проектировании судов на подводных крыльях и экранопланов не превзойдены до настоящего времени ни кем в мире.


Необходимо также обратить внимание на то, что СПК "Олимпия", о которых пойдет речь ниже, были построены на судостроительном предприятии, обладающем уникальными техническими и технологическим возможностями, имеющем высококвалифицированных специалистов, - Феодосийской Судостроительной Компании "Море", г. Феодосия, на котором за время его существования было построено и спущено на воду более 630 судов, продукция которого была поставлена в 40 стран мира.


Теплоход "Олимпия - Гермес" в Сочи.


"Колхида" и "Катран"


СПК "Катран" и "Колхида" - братья-близнецы.

В 1980 году на ССЗ им. Орджоникидзе (Грузия, Поти) открывается производство СПК "Колхида". Скорость судна 65 км/час, пассажировместимость 120 человек. Всего было построено около сорока судов. В настоящее время в России эксплуатируются только два: одно судно на линии Санкт-Петербург - Валаам, под названием "Триада", другое в Новороссийске - "Владимир Комаров".

"Колхида" - тип морских пассажирских двухвинтовых судов на подводных крыльях, предназначенных для скоростных перевозок пассажиров. Район плавания - открытые моря с удалением от порта убежища до 50 миль и до 100 миль в закрытых морях и озерах. Суда выпускались по проектам 10390 и 10391, разработанным ЦКБ по СПК им. Р.Е.Алексеева и утвержденным в 1980 г. Строились на Потийском судоремонтно-судостроительном заводе и Судостроительном заводе «Волга» в Нижнем Новгороде. Первое судно серии вышло на испытания в 1981 г. Суда данной серии имели ряд усовершенствований по сравнению с серией «Комета». Корпус судна, схваченный с помощью аргонно-дуговой и контактной сварки, был разделен ниже главной палубы по длине водонепроницаемыми переборками на 9 отсеков, непотопляемость судна обеспечивается при заполнении любых двух смежных отсеков. Носовой салон не имел лобовых окон. Имелось специальное помещение для багажа. Всего было построено около 40 теплоходов этой серии.


В настоящее время в Российской Федерации на пассажирских линиях почти не используются — ряд судов законсервирован, продан за границу, порезан на металл, переоборудован в кафе. Некоторые суда «Колхида» продолжают работать на морских пассажирских перевозках в зарубежных странах.


Модернизацией «Колхиды» являются разработанные ЦКБ по СПК им. Р.Е.Алексеева серии судов «Колхида-М» (проект), «Катран» (построено 4 судна, 2 из которых: «Сифлайт-1» и «Сифлайт-2», работают на скоростных линиях на Черном море), и «Катран-М» (проект).


Схожим с «Колхидой» и «Катраном» по внешнему виду было экспериментальное судно на подводных крыльях «Альбатрос», построенное в единственном экземпляре на Потийской судоверфи в 1988 г. В отличие от «Колхиды» «Альбатрос» имел высокооборотные дизельные двигатели М421 советского производства (завода «Звезда»).


До 1996 г. работал на линиях Черноморского морского пароходства (порт приписки Одесса), после был продан и работал в Средиземном море на линии между Кипром и Ливаном под названием «Flying Star».

"Катран" - Пассажирский двухвинтовой теплоход на подводных крыльях проекта 10391, предназначенный для скоростной перевозки пассажиров на морских и озерных прибрежных линиях, с удалением от порта убежища до 50 миль и до 100 миль в закрытых морях и озерах и дальностью плавания до 380 миль. Головное судно построено в 1994 году.

"Циклон"


«Циклон» — новый флагман, но уже морских пассажирских СПК. Оснащён двумя газо-турбинными двигателями (ГТД), имеет скорость 70 км/час, и вместимость до 250 пассажиров. «Циклон» является морским СПК второго поколения, и построен в 1986 году. Конкурентом Циклона была «Олимпия», которая строились на той же верфи, в Феодосии.


Существует 1 готовый «Циклон», который в 2004 году вернулся из Греции в Феодосию на ремонт, но так там до сих пор и стоит, в полуразобранном состоянии. Кроме того, существует минимум еще 1 задел Циклона, с готовностью 30%. Есть неподтвержденные данные, что имелся и второй задел «Циклона» с готовностью 15%, однако Его могли уничтожить.

Длинна х Ширина х Высота: 44,2м х 12,6м х 14,2м
Водоизмещение: 101 т + 36 т груза
Осадка (на плаву/крыле): 4,3 м / 2,4 м
Рабочая скорость: 42 у.з., (70 км/ч)
Дальность хода: 300 миль
Силовая установка: 2х3000 л.с. ГТД
Движитель: 2х винта
Вид и траты ГСМ:керосин
Пассажиров: 250

Еще интересный факт – все СПК стоят на военном учете, в случае войны они должны использоваться как речные госпитали.

Новые разработки ЦКБ по судам на подводных крыльях им Р.Е. Алексеева
В ходе выставки «Международный военно-морской салон-2013», прошедшей в Санкт-Петербурге, российские судостроители объявили о грядущем возрождении одного почти забытого направления. В течение июля рыбинский судостроительный завод «Вымпел» начнет строительство нового судна на подводных крыльях. Последний раз подобная техника в нашей стране строилась около двадцати лет назад.

Нижегородское Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях им. Р.Е. Алексеева (ЦКБ по СПК) несколько десятилетий назад создало несколько моделей такой техники, получивших широкую известность. Тем не менее, в последнее время разработка и строительство судов на подводных крыльях прекратились. Новое судно, закладка которого запланирована на ближайшие дни, будет строиться в соответствии с новым проектом 23160 «Комета-120М». Этот проект, как утверждается, объединяет в себе лучшие наработки прошлых лет, а также современные технологии и электронное оборудование. По образному выражению генерального директора и главного конструктора ЦКБ по СПК С. Платонова, «Комета-120М» отличается от предыдущей «Кометы» так же, как поезд «Сапсан» отличается от простой электрички.

От предыдущих судов на подводных крыльях новая «Комета-120М» в первую очередь отличается широким использованием в конструкции композиционных материалов. Кроме того, серьезным доработкам подверглись системы управления. В результате всех этих мер удалось сэкономить несколько тонн и заметно облегчить судно. Снижение веса всего судна, в свою очередь, позволило изменить осадку и конструкцию подводных крыльев, что в конечном итоге благотворно сказалось на ходовых качествах. Заявленная максимальная скорость «Кометы-120М» – около 60 узлов, что превышает возможности всех предыдущих судов этого класса.

Суда проекта 23160 предлагается оснащать современным электронным оборудованием навигации и связи. На салоне МВМС-2013 ЦКБ по СПК продемонстрировало не только модели своих судов на подводных крыльях, но и натурный макет систем управления «Кометы-120М». Все привычные приборы на панели заменены несколькими крупными мониторами, а большая часть органов управления уступила свое место кнопочным пультам. При этом функциональность и информативность новых систем полностью соответствует, а по некоторым показателям и превышает соответствующие показатели систем, применявшихся ранее.

Заявленные экономические качества нового судна «Комета-120М», вероятно, заинтересуют потенциальных заказчиков. Срок окупаемости определен в пять лет, а общий срок службы при своевременном техническом обслуживании должен превысить 25 лет. В течение этого срока в ходе каждого рейса судно сможет перевозить до 120 пассажиров. Особо отмечается, что для заказа доступны два варианта «Кометы-120М», предназначенные для эксплуатации на реках и на море. Большая часть конструкции обоих вариантов не имеет никаких различий, но судно для моря будет иметь иное антикоррозионное покрытие элементов конструкции и подводное крыло другой формы, приспособленное для работы в условиях моря.


Строительство первого судна на подводных крыльях проекта «Комета-120М» начнется буквально со дня на день. В дальнейшем ЦКБ по судам на подводных крыльях им. Р.Е. Алексеева планирует довести до производства еще несколько подобных проектов. Так, на прошедшей выставке демонстрировался макет судна на подводных крыльях проекта 23170 «Циклон-250М», рассчитанного на перевозку 250 пассажиров. Кроме того, в ближайшие годы может начаться серийное строительство судов проекта 23180 «Валдай-45Р», способных перевозить около четырех десятков пассажиров. Однако эти проекты пока остаются лишь в планах. В первую очередь ЦКБ по СПК намерено запустить производство новых «Комет-120М». Только после того, как эти суда отправятся работать на пассажирских перевозках, начнется подготовка к строительству СПК других типов.

Толчком к нынешним работам ЦКБ по судам на подводных крыльях и судостроительного завода «Вымпел» можно считать Федеральную целевую программу «Развитие гражданского морского транспорта», в рамках которой ведется финансирование перспективных научно-исследовательских и конструкторских программ. В ходе этой программы одно только ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева по заказу министерства промышленности и торговли ведет несколько проектов, общая стоимость которых превышает 590 миллионов рублей. Согласно имеющейся информации, от Центрального конструкторского бюро требуется до 2014 года подготовить четыре проекта судов на подводных крыльях и два проекта судов на воздушной каверне, а также провести несколько исследовательских программ, необходимых для осуществления прочих проектов.

Высокие характеристики новых судов на подводных крыльях, а также большой опыт эксплуатации подобной техники позволяют предполагать, что «Комета-120М» заинтересует потенциальных заказчиков и в определенном количестве поступит на службу в компаниях-перевозчиках. О конкретных перспективах новых проектов ЦКБ по СПК пока говорить рано, поскольку еще даже не началось строительство первого судна нового проекта.

В начале 70-х В.Н.Челомей возвращается к идее создания стратегической крылатой ракеты. Предварительная проработка облика универсальной по носителям сверхзуковой крылатой ракеты проводилась в рамках НИР "Метеорит" с 1973 г. В конце 50-х СССР и США уже отказались от этой затеи в пользу МБР, т.к. КР, летящая на большой высоте, не могла преодолеть ПВО противника.

После детального рассмотрения предложения в Институте вооружения и у Главнокомандующего ВМФ Горшкова было принято решение о разработке параллельно двух СКР: «Метеорит» для вооружения ПЛА в специальных пусковых установках и дозвуковой «Гранат» (разработчик КБ «Новатор», главный конструктор Л.В.Люльев), стартующей из торпедных аппаратов ПЛА. Необходимость создания РК «Метеорит» в Генштабе встретило возражение, однако настойчивость Главнокомандующего ВМФ и доказательность представленных материалов обеспечили поддержку министра обороны Устинова.
9 декабря 1976 г. вышло Постановление Совета Министров СССР (ПСМ) о разработке универсальной стратегической крылатой ракеты 3М-25 Метеорит в ЦКБМ.
Создавался принципиально новый класс морских стратегических вооружений - сверхзвуковых (М=2,5-3,0) КР с дальностью более 5000 км. Выбор дальности определялся стремлением избежать захода подводной лодки-носителя в зону активной противолодочной обороны США. Кроме того, требовалось поражать территорию противника на достаточно большую глубину.
Универсальная ракета должна была запускаться с наземных пусковых установок, атомных подводных лодок пр. 949М и стратегических бомбардировщиков Ту-95.

Стратегическая КР «Метеорит» должна была иметь маршевую скорость и высоту полета практически ту же, что и КР 50-х - «Навахо», «Буря», «Буран». Но в отличие от них инерциальная система управления была дополнена радиолокационной системой коррекции по считываемому рельефу местности. При создании ракеты было найдено много оригинальных технических решений, обеспечивающих длительный полет КР на высоте более 20 км со скоростью более 3500 км/ч. Ракета имела комплекс преодоления ПРО. Большие размеры определяли значительную ЭПР, но защитой КР должны были стать не только скорость и высота, но и специальная аппаратура, создававшая за самолетом-снарядом длинный шлейф ионизированного воздуха, препятствующий точному наведению зенитных ракет (плазменные стелс-технологии). Для этого использовался генератор пучка электронов.
Защита эскизного проекта комплекса морского базирования состоялась в декабре 1978 г., а авиационного базирования - в январе 1979 г. В качестве носителей предполагалось использовать подводные лодки пр.949, модернизируемые по пр. 949М. Однако проектные проработки, которые выполнило ЛПМБ «Рубин» совместно с ЦКБМ, показали, что для размещения ракет 3М-25 в пусковых контейнерах ракетного комплекса «Гранит» необходимо радикальное изменение конструкции ракеты ввиду ее большой длины, а для установки второго комплекта аппаратуры управления потребуется увеличить длину корабля на 5-7 м. Попытки создания унифицированной аппаратуры для обоих комплексов успехом не увенчались.

Конструктивно ракета была выполнена по схеме «утка». Маршевая ступень имела треугольное складывающееся крыло и складное вертикальное оперение. Оснащена турбореактивным двигателем КР-23 разработки КБ Уфимского моторостроительного объединения. Воздухозаборник маршевого двигателя помещен внизу фюзеляжа.
Стартовая-разгонная ступень морского и наземного вариантов ракеты «Метеорит» имела два жидкостных реактивных двигателя с суммарной тягой 24 т с управляемыми поворотными соплами и временем работы двигателей около 32 секунд. Разработка ЖРД РД-0242 велась КБ Химавтоматики (КБХА; г.Воронеж) с 1977 г. по 1988 г. на базе двигателей 1-й ступени МБР 15А20 / УР-100К. Производство ракет велось на заводе им.Хруничева. Предварительные испытания ракеты на раскрыв крыльев и запуск маршевого двигателя проходили в НПО машиностроения в Реутово. Воздушный вариант «Метеорит-А» имел твердотопливный ускоритель в хвостовой части.
Дальность стрельбы ракеты «Метеорит-А» составляла до 5000 км. Высота маршевого полета - 22-24 км при скорости около 3000 км/ч.
В ходе отработки РК «Метеорит» был решен ряд серьезных научно-технических проблем в ракетостроении: по конструкции планера ракеты, в средствах и способах снижения заметности ракеты в зоне системы ПВО противника, размещению на ракете радиолокатора для получения радиолокационной карты местности на участках коррекции, по обработке полученных снимков на борту ракеты с помощью высокопроизводительного вычислительного комплекса и доведению ракеты до цели с высокой точностью. ВМФ создал специальный вычислительный центр по подготовке на основе цифровых карт местности маршрута полета ракет «Метеорит» и «Гранат» и участков коррекции траектории их полета на территории противника.

Первый испытательный пуск «Метеорита» с наземного стенда на полигоне Капустин Яр состоялся 20 мая 1980 г. Ракета не вышла из контейнера и частично его разрушила. Последующие 3 пуска были также неудачными. Лишь 16 декабря 1981 г. (5-й пуск) ракета пролетела около 50 км.
Вот, что пишет о летных испытаниях крылатой ракеты средней дальности «Метеорит» Ю.Мозжорин - При первом же испытании, в момент отделения стартовых ускорителей, крылатая ракета перевернулась и упала. Все данные об аэродинамике ракеты выдавал ЦАГИ. Причина аварии - пренебрежение влиянием на поведение ракеты струй малых пороховых движков, отводящих от нее отработавшие ускорители. Струи движков искажали характер обтекания крыльев ракеты, вызывая сильный момент ее крена.
Корабельные испытания комплекса первоначально предполагалось проводить с одной из подводных лодок пр.675, но в дальнейшем, по предложению ЛПМБ «Рубин», приняли решение переоборудовать для этой цели один из РПК СН пр.667А, выводимых из состава стратегических сил по договору ОСВ-1, имея в виду не только проведение на этой ПЛ испытаний, но и последующую эксплуатацию лодки как боевой единицы. Для переоборудования выделили ПЛ К-420 (зав. №432), на которой были вырезаны и уничтожены ракетные отсеки и выполнен сопутствующий ремонт. Заводом-строителем назначили Севмашпредприятие.

Технический проект переоборудования АПЛ пр. 667А под ракетный комплекс «Метеорит-М» (пр.667М) ЛПМБ «Рубин» разработало в 1 квартале 1979 г. Проектом предусматривалось размещение 12 пусковых контейнеров с ракетами 3М-25, расположенных побортно наклонно (45 град) вне прочного корпуса - в междубортном пространстве под углом 45°. Для этого потребовалось сформировать новый средний блок корпуса взамен вырезанных ракетных отсеков базовой ПЛ, увеличить длину корабля примерно на 20 м и ширину до 15 м, что привело к изменению архитектурного облика ПЛ после переоборудования. В новых отсеках размещалась аппаратура предстартовой подготовки и пуска «Клевер», аппаратура управления корабельными системами повседневного и предстартового обслуживания (АУ КСППО) «Коршун-44», пневмогидросистемы КСППО, а также жилые и общественно-бытовые помещения для экипажа.
Некоторую перекомпоновку произвели и в центральном посту в связи с установкой новой системы управления комплексом ракетного оружия «Андромеда», нового навигационного комплекса «Тобол-АТ», комплекса средств радиосвязи «Молния-ЛМ1» и гидроакустического комплекса «Рубикон». С целью удержания лодки в стартовом коридоре при залповой стрельбе установили систему управления «Бор». Пуск мог производиться с глубины до 40 м при скорости ПЛ до 10 узлов.

Компоновочная схема крылатой ракеты "Метеорит-М"

Компоновочная схема крылатой ракеты "Метеорит-А"

Работы по переоборудованию и ремонту ПЛ велись Севмашпредприятием исключительно быстрыми темпами. Так, 18 июня 1980 г. лодку поставили в эллинг, уже 15 октября 1982 г. полностью сформированную ПЛ спустили на воду, а с 1 ноября 1982 г. по 4 августа 1983 г. она прошла швартовные и заводские ходовые испытания. Государственные испытания проходили с 16 августа 1983 г. по 1 ноября 1983 г., но без комплекса ракетного оружия из-за его неготовности к летно-конструкторским испытаниям на корабле. По результатам госиспытаний был оформлен акт об окончании переоборудования лодки для проведения совместных испытаний комплекса.
Отработка ракет пусками с наземного стенда (полигон Капустин Яр) и плавстенда ПСК на Черном море происходила параллельно с переоборудованием корабля. Всего по программе летно-конструкторских испытаний со стендов в 1982-1987 гг. было проведено более 30 пусков ракет 3М-25. Хотя уже 27 декабря 1983 г. в Баренцевом море были начаты летно-конструкторские испытания комплекса с ПЛ, они продолжались по 1986 г. включительно (1 пуск в 1984 г. и 1 пуск в 1986 г.).
Причин столь длительной отработки комплекса было несколько, но, пожалуй, главным являлось большое количество принципиально новых технических решений, принятых в проекте: «мокрый» подводный старт крылатой ракеты под стартово-разгонной ступенью, инерциальная система наведения с коррекцией по радиолокационным картам местности, многофункциональный комплекс защиты и др. Все эти прогрессивные решения требовали тщательной экспериментальной отработки, что приводило к многократным повторным испытаниям и, соответственно, к многочисленным переносам сроков сдачи.

В результате совместные (государственные) испытания комплекса «Метеорит-М» начались только в 1988 г., сначала с наземного стенда (4 пуска), а затем с ПЛ (3 пуска). К сожалению, количество успешных пусков на всех этапах испытаний примерно соответствовало числу неудачных, так как комплекс все же не был доведен до «ума». Это обстоятельство, а также необходимость постройки специализированных носителей, привели к тому, что по совместному решению промышленности и ВМФ работы по комплексу «Метеорит-М» в конце 1989 г. прекратили. Испытания на К-420 были завершены 15.12.1989 г. В 1990 г. оборудование комплекса с ПЛ сняли и К-420 в торпедном варианте в декабре того же года включили в состав Северного флота. В июле 1994 г. подводную лодку из боевого состава флота исключили, передали на долговременное хранение и поставили на прикол.
Всего с наземного стенда, ПСК и с подводной лодки было выполнено 50 пусков ракет.
Работы над авиационным вариантом велись достаточно долго. Всего из около 100 изготовленных летных экземпляров «Метеорита» в ЛКИ было использовано 70. Столь большая программа летных испытаний позволила практически довести ракету. Но в 1992 г. работы по «Метеориту» были прекращены.
Наземный стратегический комплекс «Метеорит-Н» (SSC-X-5) находился в разработке.
Разработанные для комплекса «Метеорит» стелс-технологии получили дальнейшее развитие.
В августе 2007 СКР «Метеорит» была продемонстрирована на авиасалоне МАКС. Морской вариант ракеты (с узлами крепления ускорителя) был окрашен в фирменные цвета НПОМ и назван... «Метеорит-А».

«Буревестник», «Спутник», «Комета» и «Метеор» - названия этих советских судов рождали романтические мысли о полёте. Хотя речь шла только о речной поездке. Впрочем, сложно сказать, поездка на судне на подводных крыльях - это и плавание, но в нём есть нечто от полёта. Эти суда, которые в общем виде, именовались ракетами и могли достигать скорости в 150 км/ч (перевозя до 300 пассажиров), были таким же символом СССР 60-х - 80-х годов, как и настоящие космические ракеты, которые бороздили Большой театр космические просторы.

Тяжёлый экономический кризис (если не промышленная катастрофа) 90-х привели к тому, что количество судов этого класса резко сократилось. Сейчас давайте вспомним краткую историю этих необычных судов.


Принцип движения этих судов был двойным. На малой скорости такое судно идёт как обычный корабль, то есть за счёт выталкивающей силы воды (привет Архимеду). Но когда развивает высокую скорость, то за счёт имеющихся у этих судов подводных крыльев возникает подъёмная сила, которая и поднимает судно над водой. То есть судно на подводных крыльях это и судно, и как бы самолёт одновременно. Только летает он «нызенько».

Возможно самым изящным высокоскоростным судном на подводных крыльях был т.н. газотурбоход «Буревестник». Он был разработан ЦКБ СПК Р.Алексеева в городе Горький и при длине в 42 метра мог достигать расчётной скорости 150 км/ч (правда данных о том, что судно когда-либо достигало такой скорости, нет).

Первое (и единственное) экспериментальное судно «Буревестник» было построено в 1964 году.

Оно эксплуатировалось в Волжском пароходстве на Волге по маршруту Куйбышев - Ульяновск - Казань - Горький.

Особую эффектность этому судну придавали два авиационных газотурбинных двигателя по бокам (такие двигатели использовались на самолёте ИЛ-18).

В таком судне путешествие и в самом деле должно было напоминать полёт.

Особым изяществом отличалась капитанская рубка, дизайн которой напоминал дизайн футуристических американских лимузинов 50-х годов (на фото внизу, правда, рубка не «Буревестника», но примерно такая же).

К сожалению, проработав до конца 70-х годов, уникальный 42-метровый «Буревестник» был списан по износу, так и оставшись в единственном экземпляре. Непосредственной причиной списания стала авария 1974 года, когда «Буревестник» столкнулся с буксиром, сильно повредив один бортов и газотурбинный двигатель. После этого восстановлен он был, что называется, «кое-как» и через какое-то время его дальнейшую эксплуатацию сочли нерентабельной.

Другой разновидностью судов на подводных крыльях был «Метеор».

«Метеоры» были поменьше «Буревестника» (34 метра в длину) и не такие скоростные (не более 100 км/ч). Метеоры производились с 1961 по 1991 года и кроме СССР поставлялись также в страны соцлагеря.

Всего было построено четыре сотни теплоходов этой серии.

В отличие от авиационных движков «Буревестника», «Метеоры» летали при помощи дизельных двигателей, приводящих в движение типичные для судов гребные винты.

Панель управления судна:

Но самым знаменитым судном на подводных крыльях следует признать, наверное, «Ракету».

Впервые «Ракета» была представлена в Москве в 1957 году на Международном фестивале молодёжи студентов.

Сам лидер СССР Никита Хрущёв тогда выразился в том духе, что, мол, хватит плавать по рекам в ржавых ваннах, пора путешествовать стильно.

Впрочем, тогда по Москве-реке ходила только первая экспериментальная «Ракета» и после фестиваля она была отправлена в опытную эксплуатацию на Волгну на линию Горький-Казань. Расстояние в 420 км судно преодолевало за 7 часов. Обычное судно шло по тому же маршруту 30 часов. В итоге опыт был признан удачным и «Ракета» пошла в серию.

Ещё одно из известных советских судов - «Комета».

«Комета» представляла из себя морской вариант «Метеора». На этой фотографии 1984 года две «Кометы» в морском порту Одессы:

«Комета» была разработана в 1961 году. Серийно производились с 1964 по 1981 года на Феодосийском судостроительном заводе «Море». Всего было построено 86 «Комет» (в том числе 34 на экспорт).

Одна из доживших до наших дней «Комет» в ярком оформлении:

К началу 70-х годов «Ракеты» и «Метеоры» уже считались устаревшими судами и им на смену был разработан «Восход».

Первое судно серии было построено в 1973 году. Всего было построено 150 «Восходов», часть которых пошла на экспорт (Китай, Канаду, Австрию, Венгрию, Нидерланды и др). В 90-х годах производство «Восходов» было остановлено.

«Восход» в Нидерландах:

Из других типов судов на подводных крыльях стоит вспомнить «Спутник».

Это был воистину монстр. На момент постройки первого судна «Спутник» (октябрь 1961 года) это было самое большое в мире пассажирское судно на подводных крыльях. Его длина составляла 47 метров, а пассажировместимость - 300 человек!

«Спутник» сперва эксплуатировался на линии Горький - Тольятти, но потом из-за своей низкой посадки был переведён в низовья Волги на линию Куйбышев - Казань. Но на этой линии он проходил всего три месяца. В одном из рейсов судно столкнулось с топляком, после чего несколько лет простояло в судоремонтном заводе. Сперва его хотели разрезать на металлолом, но потом решили установить на набережной Тольятти. «Спутник» был поставлен рядом с речным вокзалом, где в нем разместилось кафе с одноимённым названием, которое своим видом продолжает радовать (или пугать) жителей Автограда (пруф).

Морской вариант «Спутника» назывался «Вихрь» и предназначался для плавания при волне до 8 баллов.

Также стоит вспомнить судно «Чайка», которое было создано в единичном экземпляре и брало на борт 70 пассажиров, но зато развивало скорость до 100 км/ч

Ещё из редких нельзя не отметить «Тайфун»…



…и «Ласточку»

Рассказа о советских судах на подводных крыльях был бы неполным без рассказа о человеке, который посвятил свою жизнь созданию этих судов.

Ростислав Евгеньевич Алексеев (1916-1980) - советский кораблестроитель, создатель судов на подводных крыльях, экранопланов и экранолётов. Конструктор яхт, призёр всесоюзных соревнований, мастер спорта СССР.

К идее судов на подводных крыльях он пришёл во время работ в ходе войны (1942) по созданию боевых катеров. Его катера не успели принять участие в войне, но в 1951 году Алексеев за разработку и создание судов на подводных крыльях был удостоен Сталинской премии второй степени. Именно его коллектив в 50-х создал «Ракету», а затем, начиная с 1961 года, чуть ли не каждый год новый проект: «Метеор», «Комета», «Спутник», «Буревестник», «Восход». В 60-х Ростислав Евгеньевич Алексеев начал работы по созданию т.н. «экранопланов» - судов для ВДВ, которые должны были парить над водой на высоте в несколько метров. В январе 1980 года при испытаниях пассажирского экранолёта, который должен был войти в строй к Олимпиаде-80, Алексеев получил тяжёлые травмы. От этих травм он скончался 9 февраля 1980 года. После его смерти к идее экранопланов больше не возвращались.

А сейчас предлагаю ещё немного фотографий этих безумно красивых судов на подводных крыльях:

Построенная в 1979 году «Комета-44» сегодня эксплуатируется в Турции:



Проект «Олимпия»

Проект «Катран»

Двухэтажный монстр «Циклон»

Кладбище судов возле Перми.



Бар «Метеор» в городе Канев (Украина)

Красный «Метеор» в Китае

Но даже сегодня эти суда проектов 60-х годов смотрятся вполне футуристично.

Катер "Метеор" - это речной пассажирский теплоход. Он представляет собой судно, работающее на подводных крыльях. Его разработал отечественный кораблестроитель Ростислав Алексеев.

История "Метеора"

Катер "Метеор" ведет свою историю с 1959 года. Именно тогда первое такое экспериментальное судно было спущено на воду. Ходовые испытания проходили почти три недели. В их рамках самый первый катер "Метеор" прошел расстояние от Горького до Феодосии. Судно было построено на заводе под названием "Красное Сормово".

В Феодосии "Метеор" зазимовал. В свой обратный путь он отправился уже только весной 1960 года. На этот раз ему потребовалось пять дней, чтобы доплыть от Феодосии до Горького. Испытания были признаны успешными всеми участниками.

Серийное производство

Всех устраивали, поэтому уже в 1961 году его отдали в серийное производство. Оно было налажено на имени Горького, который располагался в Зеленодольске. За 30 лет здесь было выпущено более 400 теплоходов из этой серии.

При этом конструкторское бюро не стояло на месте. Постоянно разрабатывались новые, усовершенствованные версии. Так, нижегородские конструкторы предложили делать "Метеор" на подводных крыльях. При этом применялись импортные двигатели и кондиционеры. История этого судна завершилась только в 2007 году, когда линию окончательно демонтировали, перестроив ее под теплоходы нового класса.

Изобретатель "Метеора"

По праву создателем катера "Метеор" считается кораблестроитель Ростислав Алексеев. Помимо судов на воздушных крыльях, его заслуга - появление в нашей стране экранопланов (высокоскоростных аппаратов, летящих в зоне действия аэродинамического экрана) и экранолетов (использующих экранный эффект для полетов).

Алексеев родился в Черниговской губернии еще в 1916 году. В 1933 году переехал с семьей в Горький, где и сложилась его успешная трудовая карьера. Окончил индустриальный институт, дипломную работу защищал по глиссерам на подводных крыльях. Начал работать инженером-кораблестроителем.

Во время Великой Отечественной войны ему были выделены ресурсы и люди для создания боевых катеров на подводных крыльях. В его идею поверило руководство советского военно-морского флота. Правда, их создание затянулось, поэтому они так и не успели принять участие непосредственно в военных действиях. Но полученные модели убедили скептиков в возможности реализации этого проекта.

Работа над "Метеором"

"Метеор" на подводных крыльях группа ученых начала разрабатывать под руководством Алексеева. Первоначально он получил символическое название "Ракета".

Мировой общественности об этом проекте стало известно в 1957 году. Корабль был презентован на международном фестивале молодежи и студентов, который проходил в Москве. После этого началось активное судостроение. Помимо катера "Метеор", технические характеристики которого оказались впечатляющими, были созданы проекты под названиями "Буревестник", "Волга", "Восход", "Спутник" и "Комета".

В 60-е годы Алексеев создал экраноплан для военно-морского флота и отдельный проект для воздушно-десантных войск. Если высота полета первого составляла всего несколько метров, то второй мог подниматься на высоту сравнимую с самолетами - до семи с половиной километров.

В 70-х Алексеев получил заказ на десантный экранолет "Орленок". В 1979 году корабль-экранолет впервые в мире был принят на вооружение военно-морского флота, как официальная боевая единица. Алексеев сам регулярно испытывал свои транспортные средства. В январе 1980 года при обкатке новой модели пассажирского гражданского экранолет, который должен был быть завершен к московской Олимпиаде, он потерпел крушение. Алексеев выжил, но получил многочисленные травмы. Он был экстренно госпитализирован. Врачи боролись за его жизнь, были проведены две операции. Но 9 февраля он все-таки скончался. Ему было 63 года.

Судна на подводных крыльях

"Метеор" на подводных крыльях - яркий пример судов такого класса. Под корпусом у него расположены подводные крылья.

Среди преимуществ таких летательных аппаратов отмечают высокую скорость передвижения, низкое сопротивление при движении на крыльях, нечувствительность к качке и высокую проходимость.

При этом у них имеются и существенные недостатки. Их главный минус низкая экономичность, особенно по сравнению с тихоходными водоизмещающими судами, при этом при волнениях на воде у них начинаются проблемы. К тому же они не приспособлены к необорудованным стоянкам, а для движения им необходимы одновременно мощные и компактные двигатели.

Описание "Метеора"

"Метеор" - теплоход на подводных крыльях, который предназначен для скоростной перевозки пассажиров. Он работает на дизеле, сам является однопалубным. Используется исключительно в светлое время суток на судоходных реках. Также возможно его перемещение по пресным водохранилищам и озерам, но только в районах с преимущественно умеренным климатом. Управляется дистанционно, контроль за его движением осуществляется непосредственно из ходовой рубки.

Пассажиры находятся в трех салонах с удобными и мягкими креслами. Они располагаются в носовой, средней и кормовой частях судна. Всего помещается 114 пассажиров. Перемещение между частями судна осуществляется через палубу, с которой двери ведут в туалет, подсобные помещения и машинное отделение. В среднем салоне даже имеется буфет для желающих подкрепиться.

Крыльевое устройство включает в себя несущие крылья и закрылки. Их закрепляют на бортах и днищевых стойках.

Основными двигателями являются два дизельных. При этом для обслуживания силовой установки требуется комбинированный агрегат, состоящий из дизельного двигателя мощностью до 12 лошадиных сил. Механическая установка управляется из ходовой рубки и машинного отделения.

Электропитание теплохода

"Метеор" - теплоход, для которого основным источником электроэнергии считаются два ходовых генератора постоянного тока. Их мощность составляет один киловатт при стабильном и нормальном напряжении.

Также имеется автомат для одновременной работы аккумуляторных батарей и генератора. Существует также вспомогательный генератор, который используется непосредственно для питания потребителей.

Технические характеристики

Пассажирский теплоход "Метеор" обладает завидными техническими характеристиками. Порожнее водоизмещение составляет 36,4 тонны, а полное 53,4 тонны.

Длина судна 34,6 метра, ширина девять с половиной метров при размахе конструкции подводными крыльями. Высота при стоянке - 5,63 метра, при ходе на крыльях - 6,78 метра.

Осадка также различается при стоянке и ходе на крыльях. В первом случае 2,35 метра, во втором - 1,2 метра. Мощность варьируется от 1 800 до 2 200 лошадиных сил. "Метеор" максимально может достигать 77 километров в час, как правило, эксплуатируется на скорости 60-65 километров в час. Автономно судно может проплыть около 600 километров.

Один из минусов "Метеора" - расход топлива. Изначально он составлял около 225 литров в час, однако благодаря использованию новых современных двигателей сегодня его удается существенно сократить - примерно на 50 литров топлива в час.

Экипаж небольшой - всего три человека.

Страны распространения "Метеора"

В настоящее время серийное производство "Метеоров" прекращено, поэтому новых судов подобного типа больше не появляется. Но их эксплуатация продолжается и сегодня. В частности, их использует речной флот РФ, также они распространены в других странах.

До сих пор их можно увидеть в Венгрии, Греции, Вьетнаме, Италии, Египте, Китае, Казахстане, Польше, Румынии, Словакии и Чехии.

Эти речные суда на подводных крыльях активно использовались в Болгарии примерно до 1990 года, в Латвии до 1988 года, на Украине вплоть до 2000 года, в Нидерландах до 2004 года, а в Германии до 2008. Сейчас в этих странах им на смену пришли более современные транспортные средства.

Безопасное путешествие

Увлекательные речные путешествия и прогулки и сегодня организуют, используя "Метеор". Безопасность на теплоходе для пассажиров гарантируется специальной системой управления и регулярного тщательного технического обслуживания всех устройств и механизмов. Поэтому с уверенностью можно сказать, что, отправляясь в плавание на "Метеоре", вы ничем не рискуете.

Прокатиться на этом речном судне можно в разных уголках страны. Например, сегодня весьма популярны экскурсии из Санкт-Петербурга в Петергоф и обратно. Теплоход отправляется в путь по живописным местам Невы, туристы могут насладиться удивительными красотами Северной Пальмиры. Причем все сделано для удобства людей, необязательно даже тратить время в очереди в кассах, достаточно приобрести билет онлайн.

Этот скоростной речной теплоход порадует вас плавным ходом, который обеспечивают мощные и надежные современные двигатели. На борту каждого судна есть системы радионавигационного управления, связи и обязательно кондиционирования воздуха.

В трех комфортабельных салонах пассажиры защищены от любых капризов природы. В мягких креслах, которые принимают форму туриста, они могут полноценно отдохнуть, перекусить, воспользовавшись раскладывающимися деревянными столиками, спрятанными в подлокотниках.

Между креслами также установлены круглые столики из натуральной древесины, которые значительно больше. Они пригодятся, если в пути вы путешествуете дружной компанией.

Сервис для туристов

Стоит отметить, что сегодня эти транспортные средства в основном используют в туристических целях. Поэтому на них организуют максимально комфортное времяпрепровождения. Сервису уделяется огромное внимание.

Компании, организующие такие речные круизы, предоставляют полный спектр услуг, предусматривая все, что может понадобиться отдыхающему. Например, туристические услуги, которые включают в себя не только перевозку и размещение пассажиров, но и организацию полноценного питания, увлекательные развлекательные программы и познавательные экскурсии.

Воспользовавшись удобной формой по заказу билетов на эти речные теплоходы в сети интернет, вы не только сэкономите время, но и полноценно насладитесь незабываемым путешествием по великим рекам России.

Судну "Метеор" посвящено немало увлекательных и полезных фактов, которые не только расширят ваш кругозор, но и сделают поездку на этом теплоходе еще более увлекательной.

Большинство из них собраны в книге под названием "Крылатые в которой объединено все самое интересное про этот необычный вид водного транспорта.

Например, одним из капитанов судна "Метеор", которое передвигалось на подводных крыльях, был знаменитый Герой Советского Союза, участник Великой Отечественной войны Михаил Девятаев. Сражаясь против немецко-фашистских захватчиков, он попал в плен, но сумел освободиться и даже угнать вражеский бомбардировщик.

Успешный побег удалось осуществить в феврале 1945 года из концлагеря, расположенного на территории Германии.

А в 1960 году новое судно демонстрировали руководителю Советского Союза Никите Сергеевичу Хрущеву. Присутствовавший при этом знаменитый авиаконструктор Андрей Туполев был настолько впечатлен увиденным, что даже попросил у главного разработчика - Алексеева - разрешения на совместное управление судном.

Сегодня на смену "Метеору" пришло пассажирское судно "Лена", которое также производится на судостроительном заводе в Зеленодольске. В дальнейшем этот проект развивается на судостроительном заводе, расположенном в Хабаровске. Оно способно преодолевать расстояние в 650 километров. При этом развивает среднюю скорость до 70 километров в час. Способно вместить 100 пассажиров либо 50 при VIP-размещении. А экипаж всего 5 человек.



Кадры