Зимующие птицы для дошкольников занятие логопедической группе. Конспект занятия в старшей группе. Введение в тему

Наталья Василешникова
Конспект логопедического занятия «Зимующие птицы»

Конспект непосредственно - образовательной деятельности в старшей группе. Тема : «Зимующие птицы »

Программное содержание :

Формировать обобщённое представление о зимующих птицах ,

закрепить знания о зимующих птицах , расширять и активизировать словарь детей по теме;

Упражнять детей в подборе слов – антонимов, в образовании приставочных глаголов;

Развивать связную речь детей; развивать зрительное и слуховое восприятие, мышление, общую и мелкую моторику пальцев рук; умение слушать рассказы других детей. ;

Воспитывать заботливое отношение к окружающему миру, бережное отношение к птицам , желание помогать им в зимних условиях

Развивающая среда : Таблицы с изображением зимующих птиц , готовая кормушка из картона, фигурка «птичка» .

Ход занятия

Организационный момент.

Логопед предлагает детям поиграть в игру «Отгадай – ка!»

(Дети отгадывают загадки о птицах , при этом один ребенок отыскивает изображение – отгадку на магнитной доске)

Чик-чирик!

К зернышкам прыг!

Клюй, не робей!

Кто это? (Воробей.)

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зернышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (Снегирь.)

Черный жилет,

Красный берет,

Хвост как упор,

Нос как топор. (Дятел)

Белые щечки -

Синяя птичка,

Остренький клювик -

Собой невеличка.

Желтая грудка - Это (Синичка)

Ходит важно,

Вперевалку.

И воркует, и клюет. (Голубь.)

Каких птиц вы ещё видите на доске? (ворона, сорока)

Сообщение темы.

Логопед : Как вы видите, к нам прилетели птицы . Но одна из этих птиц заблудилась . Какая это птичка, как вы думаете? (Дети определяют и находят одну перелётную птицу среди зимующих - журавль )

Сегодня мы с вами поговорим о зимующих птицах… . Что значит «зимующие » ? (ответы детей)

Правильно, это птицы , которые не боятся холода, остаются у нас зимовать и не улетают осенью на юг в теплые края. Давайте назовём известных нам зимующих птиц . (Дети называют птиц ) .

Закрепление названий частей тела птиц . Подбор слов – антонимов.

Логопед : У птиц , как и у людей, есть различные части тела. У всех птиц есть… (голова, туловище, хвост, крылья, клюв, лапки) Покажите, где у птицы… .

Что общего в строении у всех птиц ? (2 крыла, 2 лапки, хвост, круглая головка, овальное туловище, перья, пух)

Игра «Скажи наоборот»

Логопед : Посмотрите, ребята, несмотря на то, что у птиц есть много общего , они все разные. Чем они отличаются друг от друга? (Размером, окраской)

У синицы хвост короткий, а у сороки…

Воробей маленький, а ворона…

Голубь тяжёлый, а воробей…

У синицы клюв тонкий, а у дятла…

(когда логопед произносит название той или иной пиццы, он показывает соответствующую картинку)

Физминутка.

Пальчиковая игра «Дятел»

Ладошка одной руки – это дерево. А указательный пальчик другой руки - это длинный клюв дятла. В ритме стихов «дятел» - пальчик стучит по ладошке.

Я по дереву стучу,

Червячка добыть хочу,

Хоть он скрылся под корой,

Все равно он будет мой.

Игра «Улетают – не улетают»

Когда дети слышат название перелётной птицы – машут руками словно крыльями. Когда дети слышат название зимующей птицы , они обнимают себя руками и садятся (согревают)

Упражнение в образовании приставочных глаголов.

Надо сказать, что птицы в зимнее время не очень разборчивы в еде и едят то, что найдут. Поэтому для подкормки птиц зимой годится некоторая пища с нашего стола. Синицы едят кусочки несоленого сала, зерна семечек, крошки хлеба. Вороны едят очистки от овощей, крошки хлеба, остатки любой пищи. Так как мы можем помочь птицам зимой ? (Подкармливать) .

Логопед : А где птицы могут найти наши угощения? (В кормушках) .

Люди стараются развешать кормушки в садах, парках. Кормушки могут быть разные : в виде домиков с крышей и небольшими входными отверстиями, из пустых пакетов из-под молока, из пластиковых бутылок. Кормушки для птиц должны быть скромными по окраске, чтобы не отпугнуть птиц .

Посмотрите и скажите, из чего сделана эта кормушка? (Из дерева) . Скажите, из чего ещё можно изготавливать кормушки?

Игра «Подбери слова»

Логопед : Птичка летела, летела и к кормушке (что сделала?. подлетела.

Другие птицы от кормушки (что сделали) … отлетели.

Шустрая птичка в кормушку (что сделала… залетела.

Потом она из кормушки (что сделала… вылетела.

Кормушку вокруг (что сделала… облетела.

(Логопед демонстрирует действия птички, используя фигурку, а дети сами комментируют их)

Развитие слухового внимания. Развитие связной речи.

Логопед : Ребята, скажите, какую из этих птиц вы видите чаще всех остальных? (воробья)

Сейчас, я расскажу вам одну историю, которая приключилась с одним воробышком :

Была зима. Стояли сильные морозы. Дети в парке на снегу нашли замёрзшего воробышка. Он лежал и не двигался. Дети отогрели воробышка в руках, потом положили его в тёплую варежку и понесли домой. Дома воробышек согрелся и стал летать по комнате. Дети кормили воробышка хлебными крошками, семечками. Когда кончились сильные морозы, дети выпустили воробья на волю и повесили в парке кормушку с кормом, чтобы помочь птицам пережить холодную зиму .

Вопросы к тексту :

Какое было время года? Кого нашли дети в парке на снегу? Какой был воробышек? Что сделали дети, чтобы замёрзший воробышек не погиб? Когда дети выпустили воробышка на волю? Что повесили дети зимой в парке? Зачем?

(Затем дети составляют рассказ самостоятельно)

Итог занятия .

Логопед :

Кто у нас был в гостях? Почему эти птицы так называются ?

Как люди помогают зимующим птицам ? Каких птиц мы можем видеть в наших кормушках? Что вам больше всего запомнилось сегодня?

Оксана Орлова
Конспект логопедического занятия для детей пяти лет с ОНР по теме «Зимующие птицы»

Цель : актуализация словаря детей по теме «Зимующие птицы » на логопедическом занятии .

1. Коррекционно-образовательные задачи :

Закрепление представлений о зимующих птицах . Уточнение и расширение словаря по данной теме . Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом в ед. и мн. числе, согласование существительных с числительными, усвоение категории родительного падежа единственного и множественного числа, усвоение подбора слов – антонимов, образование сложных прилагательных, согласование притяжательных местоимений с существительными. Совершенствование навыка отгадывание загадок.

2. Коррекционно-развивающие задачи :

Развивать мелкую моторику. Развивать зрительное, речеслуховое, слуховое, тактильное восприятие, творческое воображение. Развивать логическое мышление. Развивать связную.

3. Коррекционно-воспитательные задачи :

Воспитывать бережное отношение к природе, умение слушать друг друга. Создание положительных эмоций.

Оборудование :

Магнитная доска, предметные картинки с изображением зимующих птиц , магнитофон, запись «пение птиц » , бумажные птички, «дерево» , стихи для физкультминутки и пальчиковой гимнастики, карточки с разным количеством зимующих птиц , альбомные листы, цветные карандаши.

Ход занятия

1. Организационный момент. Звучит «Пение птиц » .

Логопед : Ребята, послушайте, это поют птицы . А где можно услышать пение птиц ?

Дети : В лесу, в парке и т. д.

Логопед : Хотите отправиться в путешествие в зимний парк?

Дети : Да.

Логопед : С наступлением холодов многие птицы улетают на юг , в жаркие страны. Но в нашем парке осталось много птиц на зимовку .

2. Отгадывает загадок (по мере отгадывания загадок на «Дереве» открываются изображения зимующих птиц )

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика. (Синица)

Вот птичка так птичка,

Не дрозд, не синичка,

Не лебедь, не утка

И не козодой.

Но эта вот птичка,

Хоть и невеличка,

Выводит птенцов

Только лютой зимой. (Клёст)

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зёрнышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (Снегирь)

Маленький мальчишка в сером армячишке

По двору шныряет, крохи собирает.

Чик-чирик!

К зёрнышкам прыг!

Клюй, не робей!

Кто это? (Воробей)

Непоседа пёстрая,

Птица длиннохвостая ,

Птица говорливая ,

Самая болтливая.

Вещунья белобока,

А зовут её. (Cорока)

Черный жилет,

Красный берет,

Хвост как упор,

Нос как топор. (Дятел)

Ходит важно,

Вперевалку.

И воркует, и клюет. (Голубь.)

3. Беседа о зимующих птицах .

Логопед : Какие это птицы ?

Дети : Зимующие .

Логопед : Назовите зимующих птиц ?

Дети : Синица. Сорока. Снегирь, воробей, голубь, ворона и т. д.

Логопед : Что есть общего у всех птиц ?

Дети : Туловище, крылья, перья, клюв, лапы, хвост.

Логопед : Чем они отличаются?

Дети : Размером, окраской, оперением.

Логопед : А вы знаете, как эти птицы подают голос ?

Дети : Воробей – чирикает. Синица и снегирь – свистят, когда сыты, а если холодно и голодно, то шипят. Ворона – каркает. Голубь – воркует и т. д.

Логопед : Холодно и голодно зимой птицам . Люди заботятся о них. Делают кормушки.

Логопед : Ребята, а вы знаете, чем питаются птицы ?

Дети : Семенами подсолнуха, семенами (арбуза, дыни, ясеня и т. д., хлебными крошками, салом и мн. др.

Дыхательное упражнение «Подуй на птичку»

Дети дуют на бумажных птичек.

4. Дидактическая игра «Назови ласково» (образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом в ед. и мн. числе)

Дети называют ласково птиц .

5. Физкультминутка «Птички прыгают, летают» .

6. Дидактическая игра «Каких птиц много на дереве (усвоение категории родительного падежа множественного числа) :

Дети :

На дереве много сорок.

На дереве много дятлов.

На дереве много синиц.

На дереве много ворон.

На дереве много снегирей и т. д.

7. Дидактическая игра «Какой птички не стало?» (усвоение категории родительного падежа единственного числа)

Логопед : Убирает одну картинку с изображением зимующей птицы и спрашивает : «Какой птички не стало?»

Дети : Не стало сороки.

Не стало вороны и т. д.

8. Дидактическая игра «Сосчитай» (согласование существительных с числительными)

детей карточки с разным количеством зимующих птиц ).

9. Дидактическая игра «Скажи наоборот» (усвоение подбора слов-антонимов)

Воробей маленький, а ворона большая.

У синицы хвост короткий, а у сороки длинный.

Голубь тяжёлый, а воробей легкий.

У синицы клюв тонкий, а у вороны толстый.

10. Пальчиковая гимнастика «Кормушка»

11. Игра «Назови одним слово» (образование сложных прилагательных)

У сороки белые бока – белобокая сорока.

У снегиря красная грудь – красногрудый снегирь

У вороны длинный клюв – длинноклювая ворона

У дятла красная голова – красноголовый дятел и т. д.

12. Дидактическое упражнение «Назови птичку» (согласование притяжательных местоимений с существительными)

Логопед : О какой птице можно сказать мой ? и моя?

Дети : моя ворона, моя сорока, моя синица, … мой снегирь, мой воробей, мой клёст, мой дятел …

13. Дидактическая игра «Узнай птицу по описанию »

Логопед :

Я сегодня видела на улице птичку : «Маленькая, грудка розовая, сидит на ветке как яблочко. Кто это?»

Дети : Снегирь.

Логопед : «Это птичка маленькая. У нее короткие крылышки, короткие ножки, спинка коричневая, на крыльях светлые полоски. Целый день чирикает и прыгает. Кто это?»

Дети : Воробей и т. д.

14. Логопед : Ребята, нам пора возвращаться в детский сад.

Вам понравилась наша прогулка в парке?

Ответы детей .

15. Продуктивная деятельность

Дети раскрашивают снегирей, которых встретили в лесу.

16. Итог занятия .

Оцениваются работы детей .

Цели: закрепить знания о зимующих птицах, обобщающем олове «птицы»; учить образовывать множественное число существительных в именительном и родительном падежах, согласовывать существительные с числительными от 1 до 5, существительные в творительном падеже, образовывать сложные прилагательные, подбирать эпитеты к словам; развивать координацию движений с речью; воспитывать бережное отношение к зимующим птицам.

Оборудование: предметные картинки зимующих птиц; конверты с разрезными картинками птиц; карточки к игре «Весёлый счёт»; угощение для птиц (пшено, семечки, кусочек сала, ягоды рябины, крошки хлеба, корочка хлеба); «волшебный снежок», «волшебная палочка».

Ход занятия

1. Организационный момент.

Педагог. Ребята, посмотрите за окошко. Какое сейчас время года? (Зима.) Сегодня мы будем говорить о зимующих птицах.

Упражнение «Метель».

Дети выполняют движения соответственно тексту:

Ух ты, зимушка-зима, закружила, замела

Все дорожки, все пути — ни проехать, ни пройти.

Мы на лыжи дружно встали, друг за другом побежали.

Педагог. Вот мы и прибежали в лес. А вокруг лежит снег. И ко мне прилетел «волшебный снежок».

2. Основная часть: игры.

«Назови признак»

Снег (какой?) — белый, пушистый, мягкий, лёгкий, липкий мокрый, рыхлый, чистый и др. (Дети подбирают определения.)

Зимний лес стоит печальный.

Кто под снегом спрятал тайны?

Почему река молчит?

Птичья песня не звучит?

Осторожно в лес входите,

Тайны леса не будите.

Педагог. Как вы думаете, почему так тихо в лесу? (Птицы не поют.) Почему не поют птицы? (Улетели в тёплые края.)

Ребята, а я вижу здесь птичек (показывает предметные картинки с изображением зимующих птиц), значит, не все птички улетели. Вот и первый сюрприз нам зима приготовила. «Сложи птичку». Дети складывают из разрезных картинок птичек, каждый называет свою птичку.

Как назвать их одним словом? (Птицы.)

Почему эти птицы не поют в лесу?

А куда они улетели? (Поближе к человеку.)

А зачем? (Человек их кормит.)

Эти птицы остаются у нас зимовать. Значит, это какие птицы! (Зимующие.)

«Кого чем угостим?»

Педагог. Как много прилетело птиц, давайте их покормил! Я угощу ворону корочкой хлеба. А вы? (Ответы детей.)

Наелись птички. Давайте рассмотрим их внимательно. Какие они все разные! Почему их называют птицами?

Дети рассказывают о строении птиц.

«Сказки какая? какой?»

— Если у птицы белый бок, она какая? (Белобокая.)

— Какую птицу называют белобокой? (Белобокая сорока.)

У птички жёлтая грудка, она какая?

— Какую птичку называют желтогрудой?

— Если у птички красная грудка, она какая? Какую птицу называют красногрудой?

— Если у птицы толстый клюв, она какая?

— Какую птицу называют толстоклювой?

— Если у птицы короткий клюв, она какая?

— Какую птицу называют короткоклювой? И т. д.

Педагог. Ребята, птички наши наелись, и мы с вами отдохнём, физкультминутку проведём.

Физкультминутка

Сел на ветку снегирёк,

Брызнул дождик, — он промок,

Ветерок, подуй слегка,

Обсуши нам снегирька.

«Веселый счет» (по карточкам).

Педагог. Как много к нам птиц прилетело! Давайте их посчитаем. (Дети считают птиц.) Всех птичек пересчитали. Как вы думаете, птицы умеют разговаривать?

Ворона — каркает, сорока — стрекочет, воробей — чирикает, голубь — воркует.

Педагог. Давайте посмотрим, не улетели наши птички? Нет, здесь. Тогда поиграем.

«Один — много».

Ворона — вороны — много ворон и т. д.

Педагог. Ой, что-то тут сверкнуло! Да это моя «волшебная палочка». Хотите, я превращу вас всех в снегирей? (Произносит заклинание: «Вокруг себя повернись, в снегиря ты превратись».)

Физкультминутка «Снегири»

Дети выполняют импровизированные движения соответственно тексту:

Вот на ветках, посмотри,

В красных майках снегири,

Распушили перышки,

Греются на солнышке,

Головой вертят, улететь хотят.

Кыш-кыш! Улетели!

За метелью! За метелью!

3. Итог занятия.

— О чем мы беседовали?

— Что делают птицы зимой?

— Каких птиц вы знаете?

Конспект интегрированного занятия по теме: «Зимующие птицы».


Ефимова Алла Ивановна, воспитатель ГБДОУ № 43, г. Колпино Санкт - Петербург
Описание: Предлагаю конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего и подготовительного возраста. Данный материал будет полезен воспитателям детских садов. В ходе занятия закрепляются знания детей о птицах.
Цель: Закрепить, расширить и обобщить знания о зимующих птицах, изучить их особенности. Формировать бережное отношение к птицам, желание помогать в трудное для них время.
Образовательная область: Социально-коммуникативное развитие.
Задачи:
- совершенствовать у детей навыки игрового взаимодействия;
- формировать гуманное отношение к живой природе, птицам;
- воспитывать у детей коммуникативную культуру: умение вести разговор на заданную тему, выполнять творческую работу.
Образовательная область: Познавательное развитие.
Задачи:
- содействовать развитию у детей устойчивости внимания в процессе выполнения последовательных заданий на наглядной и звуковой основе;
- содействовать развитию логического мышления, установлению причинно-следственных связей.
Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие.
Задачи:
- содействовать развитию у детей ассоциативного мышления, творческого воображения;
- формировать интерес к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.
Образовательная область: Речевое развитие.
Задачи:
-закрепить умения детей отвечать на вопросы полным предложением;
- учить составлять короткие рассказы о зимующих птицах;
- активизировать и расширять словарь по теме "Зимующие птицы"
- развивать внимание, мышление.
Образовательная область: Физическое развитие.
Задачи:
- продолжать работу по укреплению здоровья, развитию двигательных способностей и качеств (ловкости, быстроты, силы, гибкости).

Предварительная работа: чтение книг, беседы, наблюдения на прогулках, заучивание стихов, разгадывание загадок о птицах, просмотр слайдов, иллюстраций, изготовление кормушек.
Материалы и оборудование: разрезные картинки, иллюстрации с изображением птиц, заготовки для изготовления кормушек, кисточки и краски, ножницы, или канцелярский нож, ноутбук, презентация по теме «Зимующие птицы».
С детьми проведены: беседы, наблюдения.
В НОД использованы: методы и приемы.
Наглядный - показ иллюстраций, картинок; словесный – составление рассказа, ответы на вопросы, беседы; практические – оказание помощи детям; игровые – дидактические игры.

Ход совместной деятельности:
На столе разложены разрезные картинки с изображением птиц (снегирь – на красном картоне, синица – на желтом картоне, воробей – на сером картоне, ворона – на черном картоне).
Воспитатель: Дети подойдите к столам и посмотрите на картинки, обратите внимание, что картинки разного цвета. Выберите картинки по цветам и соберите их. Что у вас получилось?
(Ответы детей).
Воспитатель: Правильно, птицы. А кто может назвать, как называются птицы, которых вы собрали?
(ответы детей).
Воспитатель: А одним словом, как назвать этих птиц?
(ответы детей)
Воспитатель: Правильно, зимующие. А как вы думаете, почему они так называются – зимующие?
(ответы детей).
Воспитатель: Верно. А сейчас я вам загадаю загадки о птицах, а вы мне подскажете отгадки, а в помощь я вам покажу картинки на экране. Смотрите и слушайте внимательно.
1.Различаемся мы цветом,
Встретишь нас зимой и летом,
Если крыльями взмахнем,
Будем в небе голубом.
Каркать, петь и ворковать,
Нас зимою подкормите…
Дети, кто мы? Назовите.(птицы)
2. Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка,
И полоска шарфика. (синица)


3. Найдешь ее в своем дворе,
Она на радость детворе,
Ты обижать ее не смей,
Эта птичка…(воробей)


4. Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипотливая,
Известная персона,
Зовут ее…(ворона).


5. В лесу под щебет, звон и свист,
Стучит лесной телеграфист:
«Здорово- дрозд, приятель!»
И ставит подпись…(дятел).


6. Зимой на ветках яблони!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это… (снегири).


7.Посмотрите на балкон:
Он с утра воркует тут.
Эта птица - почтальон,
Пролетит любой маршрут. (Голубь.)
8. Что за стол среди берез,
Под открытым небом?
Угощает он в мороз.
Птиц зерном и хлебом (Кормушка).
Воспитатель: Правильно. Для чего нужны кормушки? (ответы детей). Чем питаются птицы и что можно положить в кормушку? (ответы детей). Молодцы!
Воспитатель: Молодцы, умницы, вы справились очень хорошо с заданием.
Воспитатель: Птицы, которые с наступлением холодов прилетают к нам с севера, называются кочующими. Сейчас я вам картинки покажу, а вы назовете, мне этих птиц?(ответы детей)
Снегирь, клест, свиристель, синица.
Воспитатель: Вы отлично справились. Обратите внимание перед вами стоит мольберт, на мольберте вывешены картинки, рассмотрите внимательно картинки и постарайтесь сказать полным предложением, что на них изображено.
- Какие птицы прилетели к кормушке?
- Что едят синички?
- Как называется домик для птичек?
- Из чего можно смастерить кормушку?
- Назовите зимующих птиц?
- Зачем нужно помогать птицам?
- Чем питаются птицы?
Воспитатель: Молодцы, мне очень понравилось, как вы составляли предложения. Давайте поиграем в игру: «Счет птиц». Сейчас я прикреплю к мольберту плакат с изображением птичек и мы вместе с вами посчитаем птичек. (Дети считают птиц.)
Воспитатель: Зимующие птицы не боятся морозов, они много летают и сами стараются добывать еду даже в самую холодную погоду. Они отыскивают насекомых, спрятавшихся в трещины коры, в щели домов и заборов, отыскивают плоды и семена лиственных растений, шишки хвойных деревьев с семенами. Они прилетают к нашим жилищам за помощью. И мы с вами должны помочь пережить зиму пернатым друзьям. А что нам нужно сделать, как помочь, чтобы они выжили в холодное время года?
(ответы детей).
Воспитатель: Правильно, птиц обязательно нужно подкармливать зимой, строить для них кормушки. Не забывать чистить эти кормушки, прежде чем положить туда корм. Хотите, я вам расскажу, какая птица, чем питается?(ответы детей).
- Воробьи – любят зернышки и хлебные крошки.
- Синицы – питаются зернышками, хлебными крошками, а любимое их лакомство – это сало.
- Снегири – едят семена, ягоды, любят клевать ягоды рябины.
- Вороны – питаются очистками и остатками пищи.
Воспитатель: Мы с вами поговорили о птицах, решили, как нужно помогать птицам, а теперь я вам предлагаю перейти от слов к делу. Ребята, мы с вами на предыдущем занятии уже начали подготовку кормушек, но к сожалению мы сделали мало, сегодня мы с вами продолжим работу. Напомните мне, что мы делаем вначале, из чего мы с вами делаем кормушки.(ответы детей)
Физминутка «Птичка-невеличка»
Птичка-невеличка
По небу летала (птички летают),
Села под окошко,
Крошек поклевала (присели, клюют зёрнышки),
Встрепенулась птичка (встали, отряхнулись),
Выпрямила спинку.
Песенку запела, в домик полетела (машут руками).
Воспитатель: Садитесь на свои места и приступаем к работе, покрасим коробочки, можно украсить рисунками, ждем когда высохнут.А затем попросим родителей помочь нам, вырезать в изготовленных нами домиках окошки. Посмотрите ребята, какие красивые кормушки приготовили вы.
Воспитатель: Давайте мы повесим на прогулке наши кормушки, насыпем корм в кормушки. А еще я предлагаю вам повесить возле ваших домов приготовленные кормушки, попросите родителей вам помочь. Я думаю, что мы помогли многим птицам и спасли жизнь многих птиц.
Воспитатель: Ребята, наше занятие подошло к концу. Скажите мне, о чем мы с вами разговаривали, что вам запомнилось. Что больше всего понравилось?(ответы детей).
Воспитатель: Послушайте стихотворение Е.Благининой «Улетают, улетели…»
Скоро белые метели
Снег подымут от земли.
Улетают, улетели,
Улетели журавли.
Не слыхать кукушки в роще.
И скворечник опустел.
Аист крыльями полощет –
Улетает, улетел.
Лист качается узорный
В синей луже на воде.
Ходит грач с грачихой чёрный
В огороде по гряде.
Осыпаясь, пожелтели
Солнца редкие лучи.
Улетают, улетели,
Улетели и грачи.
Планируемый результат:
- активное участие детей, умение формулирования ответов на вопросы воспитателя, владение диалогической речью, доброжелательное проявление в процессе творческой деятельности.
Дальнейшая работа:
- Планируем разработать проект.

Конспект логопедического занятия. «Птицы»

Цель: создание предпосылок формирования связной речи.

1. коррекционно-образовательные:

Активизировать словарь детей по теме «птицы»;

Расширять и закреплять знания детей о внешнем виде птиц, их строении, питании, повадках;

Закреплять навык словообразования притяжательных прилагательных;

Закрепление навыка словоизменения существительных в творительном и родительном падежах в единственном и множественном числе;

Упражнять в согласовании существительных с числительными;

Закреплять навык составления предложений с предлогами, умение анализировать состав предложения.

2. коррекционно-развивающие:

Развивать мышление, внимание, артикуляционную моторику.

3. воспитательные:

Воспитывать интерес и любовь к птицам, желание заботиться о них.

Оборудование:

Картинки с изображением птиц, картинки с изображением корми для птиц, полоски для составления схемы предложения.

План занятия:

1. Оргмомент.

Утро настало, солнышко встало!

Птицы запели

И к нам прилетели.

Много с собою нам дел принесли.

2. Постановка цели занятия.

Кто отгадает мои загадки, тот и узнает, о ком мы будем сегодня говорить.

Отгадывание детьми загадок. На каждую отгадку открывается картинка.

1.Он в своей лесной палате

Носит пёстренький халатик,

Он деревья лечит:

Постучит - и легче . (дятел)

2. Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата.

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика . (синица)

3. Окраской сероватая.

Повадкой вороватая,

Крикунья хрипловатая-

Известная персона.

Кто она? (ворона)

4. Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из травы и глины. (ласточка)

5. Я весь день ловлю жуков,

Ем букашек, червяков.

Зимовать не улетаю,

Под карнизом обитаю . (воробей)

Кто догадался, о ком мы будем говорить? (о птицах)

3. Артикуляционная гимнастика- развитие артикуляционной моторики.

Чтобы общаться наш язычок должен хорошо работать, давайте его разомнём.

Выполняем артикуляционные упражнения.

«Птенчики ждут пищу». Сделать из языка «чашечку» и удерживать её под счёт до шести.

«Дятел». Поднять язык за верхние зубы и постучать. Произнося: тдд-тдд.

«Аист». Вытянуть «острый» язык, как можно дальше изо рта и удерживать под счёт до шести-восьми.

4. Игра «Четвёртый лишний»-классификация перелётных и зимующих птиц.

Какая птица на картинках лишняя? (ласточка)

Почему? (Это перелётная птица, а остальные птицы зимующие)

Почему их так называют?

Каких ещё зимующих птиц вы знаете?

Каких перелётных птиц вы знаете?

Выставляются картинки птиц.

5. Строение птицы.

Расскажите, что общего есть у всех птиц? (У птиц есть туловище, голова, крылья, хвост, клюв, шея, две лапки, оперение.)

6. Игра «Угадай» - словообразование притяжательных прилагательных.

На одной части доски картинки с изображением птиц, на другой недостающих частей тела.

Это хвост сороки. Он чей? – сорочий хвост.

Это крыло воробья – воробьиное крыло.

Это голова вороны – воронья голова. И т. д.

7.Игра «Путаница»-упражнение в употреблении родительного падежа множественного числа существительного со словом НЕТ (в ответах на вопросы логопеда).

У вороны есть рога? - У вороны нет рогов.

У сороки есть когти?

У синицы есть копыта?

У дятла есть грива?и.т.д.

8. Игровое упражнение «Один-много»- родительный падеж множественного числа существительных.

В наших лесах и парках много (кого) …

Синица -(много синиц)

Ворона -(много ворон)

Дятел -(много дятлов)

Снегирь. (много снегирей)

Голубь -(много голубей)

Воробей. (много воробьёв)

Журавль. (много журавлей)

Грач. (много грачей)

Динамическая пауза «Улетает-зимует»

Педагог называет птиц. Если ребёнок слышит название перелётной птицы - «летает» по комнате, если слышит название зимующей птицы, то садится на палас и замирает.

9. Игра «Каждой птице свой корм»

Ребята, мы должны помогать птицам? Как?

На столе или наборном полотне картинки (жучки, гусеницы, шишки, семена, сало, хлебные крошки, лягушки, червяки и т. д.)

Кто чем питается?

Дети: Воробей питается крошками. Синичка питается салом. Журавль питается салом. И т. д.

Зимой птицам бывает трудно, поэтому мы должны заботиться о них - устраивать кормушки. А весной для скворцов мастерить скворечники. Потому что птицы наши друзья. Они поедают вредных насекомых, сохраняя людям леса, поля, сады.

10. Игровое упражнение «Раз, два, три, четыре, пять - нужно всех нам сосчитать» -согласование существительных с числительными.

Посчитайте, сколько птиц прилетело к кормушке?

(К кормушке прилетело два снегиря. К кормушке прилетело пять синиц. К кормушке прилетело четыре голубя. И т. д.)

11 Составление предложений с предлогами по сюжетной картинке. Анализ. Составление схемы.

Синица летит к кормушке.

Воробей сидит в кормушке.

Дятел сидит на ветке.

Сорока ходит под деревом.

Как называются птицы, которые зимуют?

А как называются птицы, улетающие в тёплые края?

Почему птиц называют друзьями человека?

Птицы приносят пользу. Птицы нас радуют своим щебетаньем, людям веселее, радостнее жить.

Как нужно заботиться о птицах?



Декларация по УСН