Наталья Василешникова
Конспект логопедического занятия «Зимующие птицы»
Конспект непосредственно - образовательной деятельности в старшей группе. Тема : «Зимующие птицы »
Программное содержание :
Формировать обобщённое представление о зимующих птицах ,
закрепить знания о зимующих птицах , расширять и активизировать словарь детей по теме;
Упражнять детей в подборе слов – антонимов, в образовании приставочных глаголов;
Развивать связную речь детей; развивать зрительное и слуховое восприятие, мышление, общую и мелкую моторику пальцев рук; умение слушать рассказы других детей. ;
Воспитывать заботливое отношение к окружающему миру, бережное отношение к птицам , желание помогать им в зимних условиях
Развивающая среда : Таблицы с изображением зимующих птиц , готовая кормушка из картона, фигурка «птичка» .
Ход занятия
Логопед предлагает детям поиграть в игру «Отгадай – ка!»
(Дети отгадывают загадки о птицах , при этом один ребенок отыскивает изображение – отгадку на магнитной доске)
Чик-чирик!
К зернышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это? (Воробей.)
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь.)
Черный жилет,
Красный берет,
Хвост как упор,
Нос как топор. (Дятел)
Белые щечки -
Синяя птичка,
Остренький клювик -
Собой невеличка.
Желтая грудка - Это (Синичка)
Ходит важно,
Вперевалку.
И воркует, и клюет. (Голубь.)
Каких птиц вы ещё видите на доске? (ворона, сорока)
Сообщение темы.
Логопед : Как вы видите, к нам прилетели птицы . Но одна из этих птиц заблудилась . Какая это птичка, как вы думаете? (Дети определяют и находят одну перелётную птицу среди зимующих - журавль )
Сегодня мы с вами поговорим о зимующих птицах… . Что значит «зимующие » ? (ответы детей)
Правильно, это птицы , которые не боятся холода, остаются у нас зимовать и не улетают осенью на юг в теплые края. Давайте назовём известных нам зимующих птиц . (Дети называют птиц ) .
Закрепление названий частей тела птиц . Подбор слов – антонимов.
Логопед : У птиц , как и у людей, есть различные части тела. У всех птиц есть… (голова, туловище, хвост, крылья, клюв, лапки) Покажите, где у птицы… .
Что общего в строении у всех птиц ? (2 крыла, 2 лапки, хвост, круглая головка, овальное туловище, перья, пух)
Игра «Скажи наоборот»
Логопед : Посмотрите, ребята, несмотря на то, что у птиц есть много общего , они все разные. Чем они отличаются друг от друга? (Размером, окраской)
У синицы хвост короткий, а у сороки…
Воробей маленький, а ворона…
Голубь тяжёлый, а воробей…
У синицы клюв тонкий, а у дятла…
(когда логопед произносит название той или иной пиццы, он показывает соответствующую картинку)
Физминутка.
Пальчиковая игра «Дятел»
Ладошка одной руки – это дерево. А указательный пальчик другой руки - это длинный клюв дятла. В ритме стихов «дятел» - пальчик стучит по ладошке.
Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу,
Хоть он скрылся под корой,
Все равно он будет мой.
Игра «Улетают – не улетают»
Когда дети слышат название перелётной птицы – машут руками словно крыльями. Когда дети слышат название зимующей птицы , они обнимают себя руками и садятся (согревают)
Упражнение в образовании приставочных глаголов.
Надо сказать, что птицы в зимнее время не очень разборчивы в еде и едят то, что найдут. Поэтому для подкормки птиц зимой годится некоторая пища с нашего стола. Синицы едят кусочки несоленого сала, зерна семечек, крошки хлеба. Вороны едят очистки от овощей, крошки хлеба, остатки любой пищи. Так как мы можем помочь птицам зимой ? (Подкармливать) .
Логопед : А где птицы могут найти наши угощения? (В кормушках) .
Люди стараются развешать кормушки в садах, парках. Кормушки могут быть разные : в виде домиков с крышей и небольшими входными отверстиями, из пустых пакетов из-под молока, из пластиковых бутылок. Кормушки для птиц должны быть скромными по окраске, чтобы не отпугнуть птиц .
Посмотрите и скажите, из чего сделана эта кормушка? (Из дерева) . Скажите, из чего ещё можно изготавливать кормушки?
Игра «Подбери слова»
Логопед : Птичка летела, летела и к кормушке (что сделала?. подлетела.
Другие птицы от кормушки (что сделали) … отлетели.
Шустрая птичка в кормушку (что сделала… залетела.
Потом она из кормушки (что сделала… вылетела.
Кормушку вокруг (что сделала… облетела.
(Логопед демонстрирует действия птички, используя фигурку, а дети сами комментируют их)
Развитие слухового внимания. Развитие связной речи.
Логопед : Ребята, скажите, какую из этих птиц вы видите чаще всех остальных? (воробья)
Сейчас, я расскажу вам одну историю, которая приключилась с одним воробышком :
Была зима. Стояли сильные морозы. Дети в парке на снегу нашли замёрзшего воробышка. Он лежал и не двигался. Дети отогрели воробышка в руках, потом положили его в тёплую варежку и понесли домой. Дома воробышек согрелся и стал летать по комнате. Дети кормили воробышка хлебными крошками, семечками. Когда кончились сильные морозы, дети выпустили воробья на волю и повесили в парке кормушку с кормом, чтобы помочь птицам пережить холодную зиму .
Вопросы к тексту :
Какое было время года? Кого нашли дети в парке на снегу? Какой был воробышек? Что сделали дети, чтобы замёрзший воробышек не погиб? Когда дети выпустили воробышка на волю? Что повесили дети зимой в парке? Зачем?
(Затем дети составляют рассказ самостоятельно)
Итог занятия .
Логопед :
Кто у нас был в гостях? Почему эти птицы так называются ?
Как люди помогают зимующим птицам ? Каких птиц мы можем видеть в наших кормушках? Что вам больше всего запомнилось сегодня?
Оксана Орлова
Конспект логопедического занятия для детей пяти лет с ОНР по теме «Зимующие птицы»
Цель : актуализация словаря детей по теме «Зимующие птицы » на логопедическом занятии .
1. Коррекционно-образовательные задачи :
Закрепление представлений о зимующих птицах . Уточнение и расширение словаря по данной теме . Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом в ед. и мн. числе, согласование существительных с числительными, усвоение категории родительного падежа единственного и множественного числа, усвоение подбора слов – антонимов, образование сложных прилагательных, согласование притяжательных местоимений с существительными. Совершенствование навыка отгадывание загадок.
2. Коррекционно-развивающие задачи :
Развивать мелкую моторику. Развивать зрительное, речеслуховое, слуховое, тактильное восприятие, творческое воображение. Развивать логическое мышление. Развивать связную.
3. Коррекционно-воспитательные задачи :
Воспитывать бережное отношение к природе, умение слушать друг друга. Создание положительных эмоций.
Оборудование :
Магнитная доска, предметные картинки с изображением зимующих птиц , магнитофон, запись «пение птиц » , бумажные птички, «дерево» , стихи для физкультминутки и пальчиковой гимнастики, карточки с разным количеством зимующих птиц , альбомные листы, цветные карандаши.
Ход занятия
1. Организационный момент. Звучит «Пение птиц » .
Логопед : Ребята, послушайте, это поют птицы . А где можно услышать пение птиц ?
Дети : В лесу, в парке и т. д.
Логопед : Хотите отправиться в путешествие в зимний парк?
Дети : Да.
Логопед : С наступлением холодов многие птицы улетают на юг , в жаркие страны. Но в нашем парке осталось много птиц на зимовку .
2. Отгадывает загадок (по мере отгадывания загадок на «Дереве» открываются изображения зимующих птиц )
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица)
Вот птичка так птичка,
Не дрозд, не синичка,
Не лебедь, не утка
И не козодой.
Но эта вот птичка,
Хоть и невеличка,
Выводит птенцов
Только лютой зимой. (Клёст)
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь)
Маленький мальчишка в сером армячишке
По двору шныряет, крохи собирает.
Чик-чирик!
К зёрнышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это? (Воробей)
Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая ,
Птица говорливая ,
Самая болтливая.
Вещунья белобока,
А зовут её. (Cорока)
Черный жилет,
Красный берет,
Хвост как упор,
Нос как топор. (Дятел)
Ходит важно,
Вперевалку.
И воркует, и клюет. (Голубь.)
3. Беседа о зимующих птицах .
Логопед : Какие это птицы ?
Дети : Зимующие .
Логопед : Назовите зимующих птиц ?
Дети : Синица. Сорока. Снегирь, воробей, голубь, ворона и т. д.
Логопед : Что есть общего у всех птиц ?
Дети : Туловище, крылья, перья, клюв, лапы, хвост.
Логопед : Чем они отличаются?
Дети : Размером, окраской, оперением.
Логопед : А вы знаете, как эти птицы подают голос ?
Дети : Воробей – чирикает. Синица и снегирь – свистят, когда сыты, а если холодно и голодно, то шипят. Ворона – каркает. Голубь – воркует и т. д.
Логопед : Холодно и голодно зимой птицам . Люди заботятся о них. Делают кормушки.
Логопед : Ребята, а вы знаете, чем питаются птицы ?
Дети : Семенами подсолнуха, семенами (арбуза, дыни, ясеня и т. д., хлебными крошками, салом и мн. др.
Дыхательное упражнение «Подуй на птичку»
Дети дуют на бумажных птичек.
4. Дидактическая игра «Назови ласково» (образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом в ед. и мн. числе)
Дети называют ласково птиц .
5. Физкультминутка «Птички прыгают, летают» .
6. Дидактическая игра «Каких птиц много на дереве ?» (усвоение категории родительного падежа множественного числа) :
Дети :
На дереве много сорок.
На дереве много дятлов.
На дереве много синиц.
На дереве много ворон.
На дереве много снегирей и т. д.
7. Дидактическая игра «Какой птички не стало?» (усвоение категории родительного падежа единственного числа)
Логопед : Убирает одну картинку с изображением зимующей птицы и спрашивает : «Какой птички не стало?»
Дети : Не стало сороки.
Не стало вороны и т. д.
8. Дидактическая игра «Сосчитай» (согласование существительных с числительными)
(У детей карточки с разным количеством зимующих птиц ).
9. Дидактическая игра «Скажи наоборот» (усвоение подбора слов-антонимов)
Воробей маленький, а ворона большая.
У синицы хвост короткий, а у сороки длинный.
Голубь тяжёлый, а воробей легкий.
У синицы клюв тонкий, а у вороны толстый.
10. Пальчиковая гимнастика «Кормушка»
11. Игра «Назови одним слово» (образование сложных прилагательных)
У сороки белые бока – белобокая сорока.
У снегиря красная грудь – красногрудый снегирь
У вороны длинный клюв – длинноклювая ворона
У дятла красная голова – красноголовый дятел и т. д.
12. Дидактическое упражнение «Назови птичку» (согласование притяжательных местоимений с существительными)
Логопед : О какой птице можно сказать мой ? и моя?
Дети : моя ворона, моя сорока, моя синица, … мой снегирь, мой воробей, мой клёст, мой дятел …
13. Дидактическая игра «Узнай птицу по описанию »
Логопед :
Я сегодня видела на улице птичку : «Маленькая, грудка розовая, сидит на ветке как яблочко. Кто это?»
Дети : Снегирь.
Логопед : «Это птичка маленькая. У нее короткие крылышки, короткие ножки, спинка коричневая, на крыльях светлые полоски. Целый день чирикает и прыгает. Кто это?»
Дети : Воробей и т. д.
14. Логопед : Ребята, нам пора возвращаться в детский сад.
Вам понравилась наша прогулка в парке?
Ответы детей .
15. Продуктивная деятельность
Дети раскрашивают снегирей, которых встретили в лесу.
16. Итог занятия .
Оцениваются работы детей .
Цели: закрепить знания о зимующих птицах, обобщающем олове «птицы»; учить образовывать множественное число существительных в именительном и родительном падежах, согласовывать существительные с числительными от 1 до 5, существительные в творительном падеже, образовывать сложные прилагательные, подбирать эпитеты к словам; развивать координацию движений с речью; воспитывать бережное отношение к зимующим птицам.
Оборудование: предметные картинки зимующих птиц; конверты с разрезными картинками птиц; карточки к игре «Весёлый счёт»; угощение для птиц (пшено, семечки, кусочек сала, ягоды рябины, крошки хлеба, корочка хлеба); «волшебный снежок», «волшебная палочка».
Ход занятия
1. Организационный момент.
Педагог. Ребята, посмотрите за окошко. Какое сейчас время года? (Зима.) Сегодня мы будем говорить о зимующих птицах.
Упражнение «Метель».
Дети выполняют движения соответственно тексту:
Ух ты, зимушка-зима, закружила, замела
Все дорожки, все пути — ни проехать, ни пройти.
Мы на лыжи дружно встали, друг за другом побежали.
Педагог. Вот мы и прибежали в лес. А вокруг лежит снег. И ко мне прилетел «волшебный снежок».
2. Основная часть: игры.
«Назови признак»
Снег (какой?) — белый, пушистый, мягкий, лёгкий, липкий мокрый, рыхлый, чистый и др. (Дети подбирают определения.)
Зимний лес стоит печальный.
Кто под снегом спрятал тайны?
Почему река молчит?
Птичья песня не звучит?
Осторожно в лес входите,
Тайны леса не будите.
Педагог. Как вы думаете, почему так тихо в лесу? (Птицы не поют.) Почему не поют птицы? (Улетели в тёплые края.)
Ребята, а я вижу здесь птичек (показывает предметные картинки с изображением зимующих птиц), значит, не все птички улетели. Вот и первый сюрприз нам зима приготовила. «Сложи птичку». Дети складывают из разрезных картинок птичек, каждый называет свою птичку.
Как назвать их одним словом? (Птицы.)
Почему эти птицы не поют в лесу?
А куда они улетели? (Поближе к человеку.)
А зачем? (Человек их кормит.)
Эти птицы остаются у нас зимовать. Значит, это какие птицы! (Зимующие.)
«Кого чем угостим?»
Педагог. Как много прилетело птиц, давайте их покормил! Я угощу ворону корочкой хлеба. А вы? (Ответы детей.)
Наелись птички. Давайте рассмотрим их внимательно. Какие они все разные! Почему их называют птицами?
Дети рассказывают о строении птиц.
«Сказки какая? какой?»
— Если у птицы белый бок, она какая? (Белобокая.)
— Какую птицу называют белобокой? (Белобокая сорока.)
— У птички жёлтая грудка, она какая?
— Какую птичку называют желтогрудой?
— Если у птички красная грудка, она какая? Какую птицу называют красногрудой?
— Если у птицы толстый клюв, она какая?
— Какую птицу называют толстоклювой?
— Если у птицы короткий клюв, она какая?
— Какую птицу называют короткоклювой? И т. д.
Педагог. Ребята, птички наши наелись, и мы с вами отдохнём, физкультминутку проведём.
Физкультминутка
Сел на ветку снегирёк,
Брызнул дождик, — он промок,
Ветерок, подуй слегка,
Обсуши нам снегирька.
«Веселый счет» (по карточкам).
Педагог. Как много к нам птиц прилетело! Давайте их посчитаем. (Дети считают птиц.) Всех птичек пересчитали. Как вы думаете, птицы умеют разговаривать?
Ворона — каркает, сорока — стрекочет, воробей — чирикает, голубь — воркует.
Педагог. Давайте посмотрим, не улетели наши птички? Нет, здесь. Тогда поиграем.
«Один — много».
Ворона — вороны — много ворон и т. д.
Педагог. Ой, что-то тут сверкнуло! Да это моя «волшебная палочка». Хотите, я превращу вас всех в снегирей? (Произносит заклинание: «Вокруг себя повернись, в снегиря ты превратись».)
Физкультминутка «Снегири»
Дети выполняют импровизированные движения соответственно тексту:
Вот на ветках, посмотри,
В красных майках снегири,
Распушили перышки,
Греются на солнышке,
Головой вертят, улететь хотят.
Кыш-кыш! Улетели!
За метелью! За метелью!
3. Итог занятия.
— О чем мы беседовали?
— Что делают птицы зимой?
— Каких птиц вы знаете?
Конспект интегрированного занятия по теме: «Зимующие птицы».
Ефимова Алла Ивановна, воспитатель ГБДОУ № 43, г. Колпино Санкт - Петербург
Описание: Предлагаю конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего и подготовительного возраста. Данный материал будет полезен воспитателям детских садов. В ходе занятия закрепляются знания детей о птицах.
Цель: Закрепить, расширить и обобщить знания о зимующих птицах, изучить их особенности. Формировать бережное отношение к птицам, желание помогать в трудное для них время.
Образовательная область: Социально-коммуникативное развитие.
Задачи:
- совершенствовать у детей навыки игрового взаимодействия;
- формировать гуманное отношение к живой природе, птицам;
- воспитывать у детей коммуникативную культуру: умение вести разговор на заданную тему, выполнять творческую работу.
Образовательная область: Познавательное развитие.
Задачи:
- содействовать развитию у детей устойчивости внимания в процессе выполнения последовательных заданий на наглядной и звуковой основе;
- содействовать развитию логического мышления, установлению причинно-следственных связей.
Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие.
Задачи:
- содействовать развитию у детей ассоциативного мышления, творческого воображения;
- формировать интерес к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.
Образовательная область: Речевое развитие.
Задачи:
-закрепить умения детей отвечать на вопросы полным предложением;
- учить составлять короткие рассказы о зимующих птицах;
- активизировать и расширять словарь по теме "Зимующие птицы"
- развивать внимание, мышление.
Образовательная область: Физическое развитие.
Задачи:
- продолжать работу по укреплению здоровья, развитию двигательных способностей и качеств (ловкости, быстроты, силы, гибкости).
Предварительная работа:
чтение книг, беседы, наблюдения на прогулках, заучивание стихов, разгадывание загадок о птицах, просмотр слайдов, иллюстраций, изготовление кормушек.
Материалы и оборудование:
разрезные картинки, иллюстрации с изображением птиц, заготовки для изготовления кормушек, кисточки и краски, ножницы, или канцелярский нож, ноутбук, презентация по теме «Зимующие птицы».
С детьми проведены: беседы, наблюдения.
В НОД использованы: методы и приемы.
Наглядный - показ иллюстраций, картинок; словесный – составление рассказа, ответы на вопросы, беседы; практические – оказание помощи детям; игровые – дидактические игры.
Ход совместной деятельности:
На столе разложены разрезные картинки с изображением птиц (снегирь – на красном картоне, синица – на желтом картоне, воробей – на сером картоне, ворона – на черном картоне).
Воспитатель:
Дети подойдите к столам и посмотрите на картинки, обратите внимание, что картинки разного цвета. Выберите картинки по цветам и соберите их. Что у вас получилось?
(Ответы детей).
Воспитатель:
Правильно, птицы. А кто может назвать, как называются птицы, которых вы собрали?
(ответы детей).
Воспитатель:
А одним словом, как назвать этих птиц?
(ответы детей)
Воспитатель:
Правильно, зимующие. А как вы думаете, почему они так называются – зимующие?
(ответы детей).
Воспитатель:
Верно. А сейчас я вам загадаю загадки о птицах, а вы мне подскажете отгадки, а в помощь я вам покажу картинки на экране. Смотрите и слушайте внимательно.
1.Различаемся мы цветом,
Встретишь нас зимой и летом,
Если крыльями взмахнем,
Будем в небе голубом.
Каркать, петь и ворковать,
Нас зимою подкормите…
Дети, кто мы? Назовите.(птицы)
2. Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка,
И полоска шарфика. (синица)
3. Найдешь ее в своем дворе,
Она на радость детворе,
Ты обижать ее не смей,
Эта птичка…(воробей)
4. Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипотливая,
Известная персона,
Зовут ее…(ворона).
5. В лесу под щебет, звон и свист,
Стучит лесной телеграфист:
«Здорово- дрозд, приятель!»
И ставит подпись…(дятел).
6. Зимой на ветках яблони!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это… (снегири).
7.Посмотрите на балкон:
Он с утра воркует тут.
Эта птица - почтальон,
Пролетит любой маршрут. (Голубь.)
8. Что за стол среди берез,
Под открытым небом?
Угощает он в мороз.
Птиц зерном и хлебом (Кормушка).
Воспитатель: Правильно. Для чего нужны кормушки? (ответы детей). Чем питаются птицы и что можно положить в кормушку? (ответы детей). Молодцы!
Воспитатель: Молодцы, умницы, вы справились очень хорошо с заданием.
Воспитатель: Птицы, которые с наступлением холодов прилетают к нам с севера, называются кочующими. Сейчас я вам картинки покажу, а вы назовете, мне этих птиц?(ответы детей)
Снегирь, клест, свиристель, синица.
Воспитатель: Вы отлично справились. Обратите внимание перед вами стоит мольберт, на мольберте вывешены картинки, рассмотрите внимательно картинки и постарайтесь сказать полным предложением, что на них изображено.
- Какие птицы прилетели к кормушке?
- Что едят синички?
- Как называется домик для птичек?
- Из чего можно смастерить кормушку?
- Назовите зимующих птиц?
- Зачем нужно помогать птицам?
- Чем питаются птицы?
Воспитатель: Молодцы, мне очень понравилось, как вы составляли предложения. Давайте поиграем в игру: «Счет птиц». Сейчас я прикреплю к мольберту плакат с изображением птичек и мы вместе с вами посчитаем птичек. (Дети считают птиц.)
Воспитатель: Зимующие птицы не боятся морозов, они много летают и сами стараются добывать еду даже в самую холодную погоду. Они отыскивают насекомых, спрятавшихся в трещины коры, в щели домов и заборов, отыскивают плоды и семена лиственных растений, шишки хвойных деревьев с семенами. Они прилетают к нашим жилищам за помощью. И мы с вами должны помочь пережить зиму пернатым друзьям. А что нам нужно сделать, как помочь, чтобы они выжили в холодное время года?
(ответы детей).
Воспитатель: Правильно, птиц обязательно нужно подкармливать зимой, строить для них кормушки. Не забывать чистить эти кормушки, прежде чем положить туда корм. Хотите, я вам расскажу, какая птица, чем питается?(ответы детей).
- Воробьи – любят зернышки и хлебные крошки.
- Синицы – питаются зернышками, хлебными крошками, а любимое их лакомство – это сало.
- Снегири – едят семена, ягоды, любят клевать ягоды рябины.
- Вороны – питаются очистками и остатками пищи.
Воспитатель: Мы с вами поговорили о птицах, решили, как нужно помогать птицам, а теперь я вам предлагаю перейти от слов к делу. Ребята, мы с вами на предыдущем занятии уже начали подготовку кормушек, но к сожалению мы сделали мало, сегодня мы с вами продолжим работу. Напомните мне, что мы делаем вначале, из чего мы с вами делаем кормушки.(ответы детей)
Физминутка «Птичка-невеличка»
Птичка-невеличка
По небу летала (птички летают),
Села под окошко,
Крошек поклевала (присели, клюют зёрнышки),
Встрепенулась птичка (встали, отряхнулись),
Выпрямила спинку.
Песенку запела, в домик полетела (машут руками).
Воспитатель: Садитесь на свои места и приступаем к работе, покрасим коробочки, можно украсить рисунками, ждем когда высохнут.А затем попросим родителей помочь нам, вырезать в изготовленных нами домиках окошки. Посмотрите ребята, какие красивые кормушки приготовили вы.
Воспитатель: Давайте мы повесим на прогулке наши кормушки, насыпем корм в кормушки. А еще я предлагаю вам повесить возле ваших домов приготовленные кормушки, попросите родителей вам помочь. Я думаю, что мы помогли многим птицам и спасли жизнь многих птиц.
Воспитатель: Ребята, наше занятие подошло к концу. Скажите мне, о чем мы с вами разговаривали, что вам запомнилось. Что больше всего понравилось?(ответы детей).
Воспитатель: Послушайте стихотворение Е.Благининой «Улетают, улетели…»
Скоро белые метели
Снег подымут от земли.
Улетают, улетели,
Улетели журавли.
Не слыхать кукушки в роще.
И скворечник опустел.
Аист крыльями полощет –
Улетает, улетел.
Лист качается узорный
В синей луже на воде.
Ходит грач с грачихой чёрный
В огороде по гряде.
Осыпаясь, пожелтели
Солнца редкие лучи.
Улетают, улетели,
Улетели и грачи.
Планируемый результат:
- активное участие детей, умение формулирования ответов на вопросы воспитателя, владение диалогической речью, доброжелательное проявление в процессе творческой деятельности.
Дальнейшая работа:
- Планируем разработать проект.
Конспект логопедического занятия. «Птицы»
Цель: создание предпосылок формирования связной речи.
1. коррекционно-образовательные:
Активизировать словарь детей по теме «птицы»;
Расширять и закреплять знания детей о внешнем виде птиц, их строении, питании, повадках;
Закреплять навык словообразования притяжательных прилагательных;
Закрепление навыка словоизменения существительных в творительном и родительном падежах в единственном и множественном числе;
Упражнять в согласовании существительных с числительными;
Закреплять навык составления предложений с предлогами, умение анализировать состав предложения.
2. коррекционно-развивающие:
Развивать мышление, внимание, артикуляционную моторику.
3. воспитательные:
Воспитывать интерес и любовь к птицам, желание заботиться о них.
Оборудование:
Картинки с изображением птиц, картинки с изображением корми для птиц, полоски для составления схемы предложения.
План занятия:
1. Оргмомент.
Утро настало, солнышко встало!
Птицы запели
И к нам прилетели.
Много с собою нам дел принесли.
2. Постановка цели занятия.
Кто отгадает мои загадки, тот и узнает, о ком мы будем сегодня говорить.
Отгадывание детьми загадок. На каждую отгадку открывается картинка.
1.Он в своей лесной палате
Носит пёстренький халатик,
Он деревья лечит:
Постучит - и легче . (дятел)
2. Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата.
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика . (синица)
3. Окраской сероватая.
Повадкой вороватая,
Крикунья хрипловатая-
Известная персона.
Кто она? (ворона)
4. Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (ласточка)
5. Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков.
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю . (воробей)
Кто догадался, о ком мы будем говорить? (о птицах)
3. Артикуляционная гимнастика- развитие артикуляционной моторики.
Чтобы общаться наш язычок должен хорошо работать, давайте его разомнём.
Выполняем артикуляционные упражнения.
«Птенчики ждут пищу». Сделать из языка «чашечку» и удерживать её под счёт до шести.
«Дятел». Поднять язык за верхние зубы и постучать. Произнося: тдд-тдд.
«Аист». Вытянуть «острый» язык, как можно дальше изо рта и удерживать под счёт до шести-восьми.
4. Игра «Четвёртый лишний»-классификация перелётных и зимующих птиц.
Какая птица на картинках лишняя? (ласточка)
Почему? (Это перелётная птица, а остальные птицы зимующие)
Почему их так называют?
Каких ещё зимующих птиц вы знаете?
Каких перелётных птиц вы знаете?
Выставляются картинки птиц.
5. Строение птицы.
Расскажите, что общего есть у всех птиц? (У птиц есть туловище, голова, крылья, хвост, клюв, шея, две лапки, оперение.)
6. Игра «Угадай» - словообразование притяжательных прилагательных.
На одной части доски картинки с изображением птиц, на другой недостающих частей тела.
Это хвост сороки. Он чей? – сорочий хвост.
Это крыло воробья – воробьиное крыло.
Это голова вороны – воронья голова. И т. д.
7.Игра «Путаница»-упражнение в употреблении родительного падежа множественного числа существительного со словом НЕТ (в ответах на вопросы логопеда).
У вороны есть рога? - У вороны нет рогов.
У сороки есть когти?
У синицы есть копыта?
У дятла есть грива?и.т.д.
8. Игровое упражнение «Один-много»- родительный падеж множественного числа существительных.
В наших лесах и парках много (кого) …
Синица -(много синиц)
Ворона -(много ворон)
Дятел -(много дятлов)
Снегирь. (много снегирей)
Голубь -(много голубей)
Воробей. (много воробьёв)
Журавль. (много журавлей)
Грач. (много грачей)
Динамическая пауза «Улетает-зимует»
Педагог называет птиц. Если ребёнок слышит название перелётной птицы - «летает» по комнате, если слышит название зимующей птицы, то садится на палас и замирает.
9. Игра «Каждой птице свой корм»
Ребята, мы должны помогать птицам? Как?
На столе или наборном полотне картинки (жучки, гусеницы, шишки, семена, сало, хлебные крошки, лягушки, червяки и т. д.)
Кто чем питается?
Дети: Воробей питается крошками. Синичка питается салом. Журавль питается салом. И т. д.
Зимой птицам бывает трудно, поэтому мы должны заботиться о них - устраивать кормушки. А весной для скворцов мастерить скворечники. Потому что птицы наши друзья. Они поедают вредных насекомых, сохраняя людям леса, поля, сады.
10. Игровое упражнение «Раз, два, три, четыре, пять - нужно всех нам сосчитать» -согласование существительных с числительными.
Посчитайте, сколько птиц прилетело к кормушке?
(К кормушке прилетело два снегиря. К кормушке прилетело пять синиц. К кормушке прилетело четыре голубя. И т. д.)
11 Составление предложений с предлогами по сюжетной картинке. Анализ. Составление схемы.
Синица летит к кормушке.
Воробей сидит в кормушке.
Дятел сидит на ветке.
Сорока ходит под деревом.
Как называются птицы, которые зимуют?
А как называются птицы, улетающие в тёплые края?
Почему птиц называют друзьями человека?
Птицы приносят пользу. Птицы нас радуют своим щебетаньем, людям веселее, радостнее жить.
Как нужно заботиться о птицах?
Декларация по УСН