Сценарий фольклорного праздника медовый спас. Материал (старшая группа) на тему: Медовый Спас. Машенька прощается и уходит

людмила яремко

Так ка мы проводили праздник уже в 20- х числах , от сюда и девиз такой.

Праздник проходил под девизом : " Спас Яблочный- Медовый-будьте все здоровы !".

Ход праздника.

Вводная часть, небольшая презентация. Медовый народный и православный праздник в первый день Успенского поста 1 (14) августа. На Руси совершалось малое водосвятие, начинали сбор мёда и его освящение. Яблочный Спас- народное название праздника Преображения Господня, к которому были приурочены многочисленные народные обряды. В народном календаре православных славян - один из первых праздников урожая ; день, с которого, согласно поверьям, природа разворачивалась к осени и зиме. В старину все верующие люди непременно праздновали Яблочный Спас , пекли пироги с яблоками, варили яблочное варенье и угощали им друг друга. А вечером все выходили в поле, чтобы с песнями проводить закат солнца, а с ним и лето. Ведущий.

Солнце светит

Полянки согревает.

Медовый спас-

Детишек собирает!

(Звучит р. н. музыка "Барыня", на ее фоне.

Добрый день, мои друзья!

Вас рада нынче видеть я.

Солнце светит ярким светом,

И идет с большим приветом!

На Руси в праздничные дни 14-го и 19-го августа всех угощали медом и яблоками .

А кто же в природе нам мёд добывает?

Пчелы--А где они его собирают? Хотите отправиться на цветочную поляну?

Дружно за руки беритесь

Все за мною становитесь.

Всё я знаю, всё смогу-

Вас на поляну отвезу.

(звучит песня "Как пошли наши подружки. ")

Хороводный танец.

Ведущий : чтобы нам медок собрать , надо пчелок нам позвать

Девочки в костюмах пчелок читают стихи.

1. Я старательная пчелка

Я из улья прилетела

Потому, что к вам на праздник

Я сегодня захотела.

2. У пчелок мохнатых

Так много работы,

Надо, чтоб мёдом

Наполнились соты.

3. Дружной семьей

Над садами летаем.

Сладкий нектар мы

С цветов собираем.

4. Мы от работы не устаем,

Нектар собираем

И песни поём.

Ведущий : Пчелки- подружки сюда прилетайте. Мёд скорее собирайте.

(Подвижная игра : "Пчелки и цветы". Мальчики цветы, держат в руках кубики"нектар", девочки пчелы. Под веселую музыку все бегают, как только остановилась музыка "цветы" садятся "пчелки" должны занять свой цветочек и взять свой нектар. Не успела на цветок, вышла из игры)

Частушки в исполнении детей.

Пропоем сейчас частушки

Вам совсем не длинные

Мы частушки назовем

Жу-жу-жу пчелиные.

Пчелки милые подружки

Будем вместе мы летать.

Да садиться на цветочки,

Чтоб немного поболтать.

А мы пчелки - пчелочки,

Одеты мы с иголочки.

Над цветочками летаем

Нектар сладкий собираем.

Ты куда спешишь, пчела?

- Извините, ждут дела :

Каждый маленький цветочек.

Ждем меня с утра до ночи.

Мы кончаем петь частушки

Вам совсем не длинные.

Мы частушки называли

Жу- жу- жу пчелиные.

Ведущий : Ребятки, на нашей поляне выросли такие душистые цветы, в них столько нектара, что пчелкам его весь не собрать. Поможем пчелкам?

Игра-эстафета : " Пчелиный марафон". (из небольших ведерок оформленный под цветы нужно перенести "нектар"-воду стаканами в др. ведра "бочонки")


Ведущий :

Ой,как славно потрудились Да еще повеселились.

Пчелки в улей полетели, зажужжали, загудели. Мёд по сотам разливают, Соты воском заливают.

Вдруг услышали медведь к ульям крадется. Этот мишка косолапый- сладкоежкою зовется.

Ребенок-"медведь" выходит из дома. -Я хочу отведать мёду!

Очень я медок люблю ,

Я ваш улей разорю!

Ведущий. Мишка,не озорничай, Наших пчелок не пугай!

Нынче ведь медовый спас , Праздник здесь сейчас !

Мишка, всех пчел ты перепугал. Разлетелись пчелы кто куда!

Подвижная игра : "найди пчелкин улей".

(Три улья разного цвета : синий, красный, зеленый и таких же цветов на пчелках полоски вместо черного на каждого ребенка. Под музыку "пчелы" летают, а ведущий меняет местами ульи, музыка затихла. Пчелы должны найти улей своего цвета, кто быстрее).




Ребенок-"медведь" -Буду я тогда скучать, Раз нельзя озорничать!

Ведущий. Мишенька, ты не скучай. Лучше с нами поиграй.

Игра : "Мишка по лесу гулял".

(Мишка по лесу гулял. Мишка шишки собирал. Долго Мишенька гулял Сел Мишутка, задремал. Стали дети подходить. стали Мишеньку будить : "Миша,Мишенька, вставай и ребяток догоняй". Игра повторяется несколько раз со сменой медведя.)

Ведущий : Ради праздника такого Угостить мы вас готовы! Деток, мёдом угощу. Что бы все подрастали- умными, большими стали. Ведь полезен всем медок !

В завершении мы сделали коллективную аппликацию : "Всем пчелкам хватит меда".



Закрывали праздник вкусными угощениями : блины с медом , яблоки и др. фрукты. Дети с удовольствием почаевничали на улице.


Вот такой замечательный праздник мы себе устроили )


Поздравляю со святейшим праздником медовым спасом! Желаю тебе жизнь такую сладкую как тот мед, который ты пьёшь в этот и урожай такой зелёный, как то яблоко что ты ешь в этот день. Да будь ты спасённым в этот день и благодари Бога своего за те дары что на столе твоём!

Медовый Спас! Грядёт Успенский пост.

И в этот день Господь нам в дар

Благословенный мёд несёт.

Идут последние деньки тепла

И солнечного света,

И в храме Божьем вместе мы благодарим

за отданные блага лето.

За то, что в этот августовский день

Вода становится священной,

Молитва в этот дивный миг

Полна чудес и откровений.

Медовый праздник нас объединил,

Приблизил нас к спасенью.

И каждый православный христианин

Получит поздравленье.

Их, мой друг, сейчас увидишь ты.

О том, что выросло у нас,

Загадаем мы сейчас.

Загадки (загадывает ведущий)

1. Красный нос в землю врос, а зелёный хвост снаружи.

Каждый день вам подрастать,

Спасы дружно отмечать!

Не сердиться, не браниться,

Только доброму учиться!

Песни петь и танцевать,

Праздник весело встречать!

Русская народная пляска – свободная.

Галина Дятлова
«На пасеке». Сценарий праздника Медовый спас для детей старшего дошкольного возраста

Интеграция образовательных областей : «Чтение художественной литературы» , «Музыка» , «Физическая культура» , «Коммуникация» , «Познание» .

Виды детской деятельности : игровая, музыкально-художественная, коммуникативная, восприятие художественной литературы, познавательно-исследовательская.

Цели : Формировать чувство причастности к истории Родины через знакомство с народными праздниками и традициями ; накапливать опыт восприятия произведений малых фольклорных жанров; развивать внимание, речь, эмоционально-образное исполнение музыкально-игровых упражнений; обогащать словарный запас детей при разучивании стихотворений, загадок, песенок приуроченных к празднику .

Планируемые результаты : проявляет положительные эстетические чувства и эмоции; умеет поддерживать беседу, проявляет интерес к участию в играх и инсценировках ; активно и доброжелательно взаимодействует со сверстниками в решении игровых задач.

Материалы и оборудование : фонограммы – жужжание пчел, рев медведя, иллюстрации насекомых – шмеля, пчелы, осы, комара; искусственные цветы – роза, колокольчик, одуванчик, мак, василек, подсолнух; тарелочка с шишками; «Клумба» (ваза с песком) ; туесок с медом , бочонок.

Действующие лица :

Дед Тимофей – пасечник взрослые

Белочки дети

Дети входят в зал и становятся в круг.

Ведущий :

Вас встречаю у ворот –

Праздник нынче всех вас ждет !

Дружно за руки беритесь,

Все за мною становитесь.

Всё я знаю, всё смогу,

Вас на полянку поведу!

Хоровод «Прогулка» Е. Тиличеевой

Дружно за руки возьмемся, Дети идут по кругу, взявшись за руки

В лес зеленый мы пойдем.

По полянке мы пройдемся,

Песню весело споем.

Проигрыш Кружатся, поставив руки на пояс.

Нагибайся, погляди-ка, Выполняют «пружинку»

Что краснеет под кустом?

Ты не прячься, земляника, грозят пальцем

Все равно тебя найдем!

Проигрыш «Собирают ягоды»

Комары звенят над нами, поднимают и опускают руки, быстро

перебирают пальцами

Комары кусают в лоб, на последнее слово хлопают себя по лбу

Мы воюем с комарами,

Мы в ладоши – хлоп, хлоп, хлоп.

Проигрыш Хлопают в ладоши.

Звучит жужжание пчел.

Ведущий. Посмотрите, тропинка привела нас на пасеку . Вот и ульи стоят. А кто в них живет?

Дети отвечают.

Светит солнышко, жужжат пчелы…А вот и пасечник дед Тимофей идет .

Напевая входит дед Тимофей.

Дед Тимофей. Здравствуйте, ребята!

Дети. Здравствуйте, дедушка Тимофей!

Дед Тимофей.

Рад я приветствовать на пасеке своей гостей ,

Таких хороших да воспитанных детей .

На моей пасеке лету радуются – и цветы и насекомые. А вот сможете отгадать, о каких насекомых я загадаю загадки.

Хлопотлива и смела

Медоносная… (пчела)

Похожа на пчелу, но не пчела :

Четыре перепончатых крыла,

По спинке за полоской полоса,

С изящной тонкой талией (оса) .

Ночью с писком он летает,

Кровь тихонько попивает,

Превращая жизнь в кошмар.

Как зовут его?. (комар)

Кто с гуденьем сел на хмель?

Неуклюжий, толстый (шмель) .

Много вы знаете насекомых. Но самые мои любимые насекомые – пчелы. Я для них много домиков настроил – вот таких. (показывает ульи) . Называется пчелиный дом – улей. Про пчел народ пословицы и поговорки сложил. А вы их знаете?

Дети. «Около пчелки медок » , «И пчела не на себя работает» , «Трудится, как пчела» , «Одна пчела много меду не наносит» .

Ведущий. Ты, дедушка Тимофей, сам трудишься от зари до зари, как пчела. Отдохни, поиграй с нами.

Дед Тимофей. Играть я люблю. Вставайте скорее, играть будем, посмотрю кто из вас умеет быстро бегать.

Игра «Дедушка Тимофей»

Играющие встают в круг, дедушка Тимофей – в центре.

Здравствуй, дед Тимофей! Дети идут по кругу, взявшись за руки и поют

Посмотри ты на детей , дедушка выполняет движения : прикладывает

ладонь к глазам

не качай головой, укоризненно качает головой,

не тряси бородой, трясет «бородой» ,

ты не топай ножкой, топает одной ногой

постой на дорожке встает смирно

да послушай, что мы скажем прикладывает одну руку к уху

посмотри, что мы покажем! Приставляет к глазам руки, указательный и

большой пальцы соединены.

Затем дед Тимофей спрашивает, дети отвечают.

Дед Тимофей. Где вы, дети, были?

Дети. Во сыром борочке.

Дед Тимофей. А Что вы там делали?

Посидели на кочке Приседают

Постояли на пенечке, Встают прямо, подняв руки.

Голову почесали Чешут рукой голову.

Да от тебя убегали! Вытягивают руки вперед.

Дети убегают от деда Тимофея, он старается осалить как можно больше детей .

Дед Тимофей.

Пчелка, добрая хозяйка

Пролетает над лужайкой,

Похлопочет над цветком,

Меда принесет в свой дом.

Пчелки летают, с каждого цветочка нектар собирают. Получается потом мед – липовый с липового цвета, гречишный с гречихи, цветочный с разных цветов. Посмотрим, знаете ли вы цветы.

Дед Тимофей загадывает загадки и предлагает детям найти соответствующий цветок. Дети берут цветок и высаживают на клумбу (втыкают в вазу с песком) .

На зеленой хрупкой ножке

Вырос шарик на дорожке,

Ветерочек прошуршал

И развеял этот шар. (Одуванчик.)

То фиолетовый, то голубой

На опушке цветок повстречался с тобой.

Названье ему очень звонкое дали,

Но только звенеть он сумеет едва ли. (Колокольчик.)

Вот шершавый стебелек,

В середине уголек,

Лепестки блестят, как лак,

Распустился красный (Мак.)

Колосится в поле рожь.

Там цветок найдешь

Ярко-синий и пушистый,

Только жаль, что не душистый. (Василек.)

В огороде у дорожки

Стоит солнышко на ножках.

Только желтые лучи

У него не горячи. (Подсолнух.)

Дед Тимофей.

Посмотри, честной народ

Цветы-то встали в хоровод.

«Хоровод цветов» Ю. Слонова

Дед Тимофей. У меня на поляне выросли такие душистые цветы в них столько сладкого сока, что одной пчеле его не достать. Поэтому пчелки зовут на помощь своих подруг – сначала одну, потом двух, трех… И только впятером они могут принести ведерко с цветочным нектаром.

Игра «Кто быстрее»

Участвуют две команды по 5 человек. На расстоянии на полу кладут большой цветок, в центр цветка ставят ведро с «нектаром» . Сначала первые участники-«пчелы» обегают вокруг своего цветка, возвращаются к своим командам, берут за руку следующую «пчелку» и обегают цветок уже вдвоем и т. д. последняя берет ведерко и возвращается с ним на место. Побеждает та команда, которая первая вернется с ведром.

Дед Тимофей. Вот сколько нектара собрали пчелки. Пойду и я за угощением. А вы посидите, и немного отдохните.

Дед Тимофей уходит. Раздается рев медведя.

Тише, тише! Не шуметь!

К нам сюда спешит (медведь)

Входит Медведь.

По дороге мишка шел

И на пасеку пришел .

Здравствуйте, ребята!

Я – Мишка косолапый,

Немного толстоватый,

Так хочу я похудеть,

Но не знаю, как мне быть.

Ну-ка, Мишенька, вставай,

С нами танец начинай.

Пляска с медведем.

Я так весело плясал,

И ужасно я устал.

Не пора ли отдохнуть, перекусить да и вздремнуть?

К медведю подбегают белочки с тарелкой шишек.

Мы хотели Мишке

Дать на ужин шишки.

Вдруг как начал он реветь :

Я не белка! Я – Медведь!

Уберите ваши шишки!

Мед на ужин нужен Мишке!

Слушай, Мишка, не реви.

Лучше пчелку позови.

Где ты, пчелушка - пчела?

Ты скорей лети сюда.

К Медведю подбегает пчела.

Здравствуй, милая пчела.

Как здоровье? Как дела?

Все тружжусь и все жужжу!

Я на месте не сижу.

Русская народная песня «Ивановы пчелки»

Ивановы пчелки Дети взмахивают руками, как крыльями.

По полю летали.

По полю летали.

По полю летали, Взмахивают кистями рук.

Медок собирали . «Собирают мед»

Честь ему, хвала ему, Хлопают в ладоши и разводят руки в стороны-4р

Медок собирали .

Медок собирали , «Собирают мед» .

Мишку угощали. Кланяются, разводя руки в стороны.

Честь ему, хвала ему Хлопают в ладоши и разводят руки в стороны-4р

Мишку угощали. Мишку угощали.

Пчелка отдает Медведю бочонок с медом .

Медведь :

С праздником всех поздравляю ,

И от всей души желаю

Каждый день вам подрастать,

Спасы дружно отмечать !

Медведь уходит. В зал входит дед Тимофей. Несет туесок с медом .

Дед Тимофей.

Угощайтесь, ребятки,

Мед полезный, сладкий.

Дед Тимофей отдает ведущему и детям туесок с медом .

Дети, пчелки мои играли с утра, солнышку радовались, а теперь толкутся, гудят – не иначе жди ненастной погоды. Возвращайтесь-ка вы до дождя домой. До свидания!

Ведущий и дети прощаются с дедушкой Тимофеем и выходят из зала под жужжание пчел.

Список использованной литературы :

И. А. Лыкова : Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений/Издательство Карапуз-Дидактика /Москва 2007г.

А. Н. Зимина. Народные игры с пением. М., 2000.

А. Н. Зимина, Л. И. Мельникова. детский музыкальный фольклор в дошкольных образовательных учреждениях. М., 2000

М. И. Картушина. Русские народные праздники в детском саду . М., 2007.

Место проведения: городской парк (используются естественный ландшафт и постройки на территории парка).

Оформление праздника на День пчеловода

Эстрада

Пчела - эмблема праздника. Название «Спасибо, милая пчела». Справа на сцене - пчелиный домик (улей), слева - сказочный домик Ведуньи - одной из ведущих персонажей праздника. Створки окон оформлены в русском стиле, открываются наружу.

Вторая площадка праздника

Вторая площадка праздника имитирует пасеку. Здесь происходит выставка-продажа пчелиных домиков, пчеловодческого инвентаря, одежды, продуктов пчеловодства.

В «Горнице», находящейся на территории парка, аптека подготовила выставку-продажу медицинских препаратов «Природы дар бесценный», в основе которых использованы продукты пчеловодства.

Библиотека оформила выставку литературы «Все о пчелах», организовала продажу листовок с рецептами блюд народной кухни и народной медицины.

Областной центр медицинской профилактики организовал консультации врача-апитерапевта и косметолога.

Администрация района организовала деловую встречу пчеловодов - любителей района.

На территории парка местный хлебозавод и общепит организовали продажу продуктов, приготовленных на меду (пряников, напитков: сбитня, медовухи и т. д.).

К празднику подготовлены пригласительные билеты и программы, оформлена аллея мастеров.

Ярмарка на День пчеловода

Звучат рожки. Ведущие делают объявления (периодически, пока идет торговля).

1 ведущий: Люди добрые! С праздником вас! Много интересного вы уже увидели, еще больше предстоит увидеть и услышать.

2 ведущий: Эй, народ! Спешите видеть! К нам явились не купцы, а дорогие пчеловоды, все умельцы - молодцы!

3 ведущий: Собирайся, народ, всех праздник зовет!

4 ведущий:

Заходите - не пожалеете,
Если время имеете.

1 ведущий:

Мы гостей встречаем -
Чаем с медом угощаем!

2 ведущий:

Отведайте чайку,
Да и сбитня нашего!

3 ведущий:

Это что за чудо-город,
Диво дивное весьма?
Что за царство-государство,
Это что за терема?

4 ведущий:

Пчелки там живут резвые,
Да затейницы какие!
Все, что пчелоньки дают,
Приходи, попробуй тут!

1 ведущий:

Будьте, как дома, не стесняйтесь,
На празднике медовом прогуляйтесь!

2 ведущий:

Пряники чудесные, сахарные, на меду!
Во все карманы себе кладу!

3 ведущий:

Вот сбитень, вот горячий!
Кому сбитня моего?
Все кушают его -
И воин, и подьячий,
Лакей и скороход,
И весь честной народ!
Честные господа,
Пожалуйте сюда!

4 ведущий: На нашем празднике вы сможете узнать что-то новое для себя о мёде, пчелах, познакомиться с легендами и обрядами, с ними связанными.

1 ведущий: Получить консультации врача и косметолога.

2 ведущий: Послушать песни, стихи, русскую гармошку!

3 ведущий: Приобрести пчеловодческий инвентарь.

4 ведущий: И, конечно же, купить настоящий, ароматный мед!

1 ведущий: Приглашаем вас принять активное участие в народном гулянии и желаем вам отличного настроения на нашем празднике! Танцевальный коллектив районного Дома культуры исполняет «Хоровод».

Приветствие пчеловодам

Звучит фонограмма песни «Как прекрасен этот мир». На эстраду выходят ведущие.

1 ведущий:

В земле наша правда,
В земле наши корни,
И сила в плечах от лугов и полей,
Земля и оденет, земля и накормит,
Ты только себя для нее не жалей.

2 ведущий: Земля-матушка, земля-кормилица - так выражал народ свое отношение к Родине. Щедра наша земля лесом, лугами, озерами и реками. Издавна здесь были развиты народные промыслы: рыболовство, охота, пчеловодство и др.

3 ведущий:

Услышу ль сосен шум в полдневный час,
Журчанье ль струй средь камушков у брода,
О, люди, мыслю я, у всех у нас есть Мать
Одна, по имени Природа!

4 ведущий:

И если светлой радости полна душа -
Справляйте пир с природой рядом!
Отзывчивая, щедрая, она
Ничем вам не испортит вашу радость.

(Звучит торжественная музыка).

Выходит пчеловод, зачитывает указ.

Пчеловод : Граждане города славного, Грязовца старинного! Суждено мне жребием приветствовать люд трудовой, что издревле бортниками, а по-нынешнему пчеловодами зовется. Затеян праздник сей не в угоду силам темным, но в угоду добру и счастию людскому. Славится грязовецкая земля многими ремеслами - маслоделием да льноводством, да мастерами-умельцами. А особого внимания заслуживают прибывшие на праздник пчелиный, а посему призываю всех добрых людей к участию и велю медовый праздник начинать! (Музыка).

История пчеловодства

Тихо звучат гусли. Выходят ведущие.

1 ведущий: Наши предки знали толк в меде, а пчеловодческое искусство особо почиталось. Россия была страной чистой природы. Русские цари всегда имели свои пасеки. Отец Петра I, Алексей, был почитателем меда и пчел.

2 ведущий: Патриарх Никон, находясь в ссылке в Ферапонтовом монастыре под Вологдой, лечил приходящих к нему больных и считал мед важнейшей частью любого травяного настоя. Летописец Нестор подробно рассказывает, как широко было развито на Руси пчеловодство, и указывает, что мед и воск не только шли на удовлетворение потребностей населения, но и были главными продуктами вывоза.

3 ведущий: Интересно, что в пчеловодческом искусстве не было профессиональных секретов, знание считалось общенародным - постигай, на сколько хватит ума, способностей и терпения.

4 ведущий: На нашем празднике мы рады видеть пчеловодов-любителей Грязовецкого района, а также наших гостей - профессионалов этого промысла из Вологды и участников творческих коллективов.

На фоне музыки.

1 ведущий:

И пчелы расцветают на цветах,
Они приучены людьми счастливо -
Из ульев вдаль летят, жужжат в лугах,
Блажен их труд, издревле кропотливый.

2 ведущий:

Присасываясь к тысячам цветов,
Они без устали в садовом царстве
На медосборе пьют растений кровь,
Чтоб мед творить - чудесное лекарство!

Танцевальный коллектив _____________________. Снова звучат гусли. Ведущие продолжают.

3 ведущий: Памятники древней культуры говорят о том, что у всех древних народов пчелы ценились, как никакие другие насекомые и животные. Пчела - самое трудолюбивое существо из земных созданий.

4 ведущий: В народе говорят: «Пчела - кормилица и врач, пчела - помощник агронома». Кто же она такая, пчела? О том, как появились пчелы на Божий свет, рассказывает древняя легенда.

На эстраде высвечивается сказочный домик Ведуньи.

Ведущий (открывая окно домика ): Создал Бог шмелей, а черт - пчел. Видит Бог, что мало у него толка и дохода: рой весь у него разлетается куда попало, да и меду нет. Зашел он к черту посмотреть, что у того делается. Черт накормил его медом. Понравилось Богу и завидно стало. «Будем, - говорит он черту, - меняться». Черт, разумеется, не согласился. «Ну, ладно, - говорит Бог, - вижу, что с тобою ничего не поделаешь, так уступи мне хоть одну пчелу!» Подумал, подумал черт, да и согласился. Бог взял от него пчелу, дунул на нее, и стала она маткой. Запела матка, зазвенела н стала подыматься вверх, пчелы все за ней и улетели. Вот черт и остался ни с чем, а у Бога теперь и мед, и воск есть.

4 ведущий : «Пчелка - божья пташка» - говорили в народе. Если у кого заведутся пчелы, это объяснялось как знак особенной Божьей милости к человеку. Залетевший на чужой двор пчелиный рой сулил хозяину дома удачу и счастье.

1 ведущий : Убить пчелу считалось большим грехом, воровство пчелиных колодок приравнивалось к святотатству. Трепетное отношение к пчеле, ее почитание объясняется еще тем, что один из продуктов пчеловодства - воск - широко употребляется в церквах при богослужении. Без пчелы, говорили в народе, не могла совершиться обедня.

3 ведущий: По представлениям наших предков, мед принадлежал не к обычным продуктам земли, а к миру высшему, поднебесному, где находятся звезды.

4 ведущий : Мед, как продукт поднебесный, вместе с утренней росою падает на землю, на цветы, с которых уже пчелы и берут его. Поэтому росу называли медвяною или медовою.

1 ведущий: Такое обожествление меда и пчелы не случайно, ведь с древних времен люди знали о целебных свойствах продуктов пчеловодства. По их представлениям, мед для смертных служил средством излечения, а для бессмертных, т.е. для богов, он источник вечной жизни.

2 ведущий : Народ присваивал меду силу воскрешения. Этим объясняется использование его в погребальном обряде и последующих поминовениях усопших.

3 ведущий : Многие русские поэты посвящали пчелам и меду стихи. Вспомним хотя бы строки Пушкина: «Пчела за данью полевой летит из кельи восковой».

4 ведущий : (читает стихотворение Афанасия Фета «Пчелы» ):

Пропаду от тоски я и лени,
Одинокая жизнь не мила,
Сердце ноет, слабеют колени,
В каждый гвоздик душистой сирени,
Распевая, вползает пчела.

Дай хоть, выйду я в чистое поле
Иль совсем потеряюсь в лесу,
С каждым шагом не легче на воле,
Сердце пышет все боле и боле,
Точно уголь в груди я несу.

Нет, постой же! С тоскою моею
Здесь расстанусь, черемуха спит,
Ах, опять эти пчелы под нею,
И никак я понять не умею,
На цветах ли, в ушах ли звенит.

1 ведущий (читает стихотворение Александра Романова «Шмель» ):

Тяжел полет груженого шмеля,
Он оглашает в травяном затишье,
Что все цветы осмотрены не зря
И что от взятки не подняться выше.

Пусть не мешают! Он домой летит.
Туда, где в кочке восковая келья,
И он особо грозен и сердит
На тех, кто рядом вьется от безделья.

Вокальная группа исполняет песню «____________________».

Ведунья (из окна ): Знаете ли вы, что люди отметили верную службу наших крылатых тружениц сооружением памятников, а поставлены они в Польше и Японии.

2 ведущий : На Руси издавна покровителями пчел, заступниками всех православных пчеловодов считались соловецкие чудотворцы - святые Зосима и Савватий. Существует даже легенда, что до времени жизни этих святых на Руси совсем не было пчел, и что они первыми принесли эту «божью работницу» из земли египетской.

Ведунья (открывает окно ): Сказывают, по научению Божию, Зосима и Савватий набрали пчелиных маток, заключили их в тростниковую палочку и отправились из Египта в Православную Русь. Святым угодникам сопутствовал Архангел Гавриил, который поднял в земле египетской всю пчелиную силу и повелел ей лететь за угодниками Божьими в русскую землю.

3 ведущий : Многие пчеловоды имеют на пчельниках не только икону святых Зосимы и Савватия (отчего и улей, к которому прикреплена икона, называют «Зосимою»), но придумали даже особую молитву, с которой обращаются к своим покровителям.

Ведунья : Зосима и Савватий, помилуйте своими молитвами меня раба Божия (имя ) во дворе или в лесу, на пчельнике и пчел молодых и старых, на выставке, во всяком году, во всяком месяце в четверти и полчетверти.

4 ведущий: Человек, однажды попробовав мед и узнав его свойства, стал его искать, чтобы использовать для своего питания и лечения.

1 ведущий : Люди, которые добывали мед в дуплах деревьев, назывались на Руси бортниками, а промысел бортничеством. Бортники использовали мед для заживления ран и поднятия настроения.

Медвежонок у пчеловодов

Звучит веселая музыка. Появляется Медвежонок с горшочком меда.

Медвежонок :

А зачем на свете пчелы?
Чтобы делать мед.
А зачем на свете мед?
Чтобы его есть.

(Поет ).

Мишка очень любит мед.
Почему и кто поймет?
Непонятно почему,
Только нравится ему.
В банке с медом есть секрет:
Вот мед есть,
И вот его нет.

Здравствуйте! Вы узнали меня? Конечно же! Я - Медвежонок, пришел в гости на ваш сладкий праздник потому, что я очень люблю мед. А знаете ли вы, почему я так называюсь - медведь? Давайте-ка спросим об этом Ведунью.

Ведунья : Слово медведь произошло от того, что медведи залезали на дерево, а там была борть (дупло с медом). К меду они подбирались и лакомились. Увидели это крестьяне и стали называть зверей медведями. Мед, значит, ведают.

Медвежонок : Очень интересно! (Медленно ). Медведь ведает, где находится мед. (Быстро говорит скороговорку ).

Мед в лесу медведь нашел -
Мало меду, много пчел.

Ведунья : А ты знаешь, Медвежонок, что первая запись русской сказки, сделанная почти 450 лет назад, была о человеке, искавшем мед. Называлась она «О поселянине и медведице». Вот, слушайте. (Рассказывает сказку ).

Один поселянин прыгнул сверху для отыскания меда в очень большое дупло на дереве, и глубокая медовая пучина засосала его по грудь. Два дня он питался одним медом, так как его мольба о помощи не могла в этих уединенных лесах достигнуть ушей путников. Напоследок же, когда он отчаялся в спасении, человек по удивительной случайности был извлечен. Выбрался он оттуда благодеянием огромной медведицы, так как зверь случайно, подобно человеку, спустился поесть меда. Поселянин схватил руками медведицу, та перепугалась от этой неожиданности, а он заставил ее выпрыгнуть.

Медвежонок : А я вам хочу загадать загадки. Маленький, маленький мужичок, а острый топорок. (Пчела ). В тесной избушке ткут холсты старушки. (Улей, соты, пчелы ).

Медвежонок приглашает лучших пчеловодов района и гостей-пчеловодов на сцену. Ему помогают ведущие.

Пчеловоды

1 ведущий: Наш сегодняшний праздник является в какой-то мере профессиональным. Поэтому наши почетные гости - пчеловоды-любители и люди, которые профессионально занимаются этим видом промысла.

2-й, 3-й, 4-й ведущие называют гостей, рассказывают немного о пчеловодах, принимающих, участие в празднике.

2 ведущий : Поработать бы на пасеке. Была у вас когда-нибудь такая мысль? Если не было, то, наверное, появилась бы, доведись вам хоть на часок попасть в солнечную тишину и благодать вологодского летнего луга. И вы бы сразу поверили, что среди пасечников- много долгожителей, они редко болеют, они очень добрые. А иными им и быть нельзя: злых, суетливых, неопрятных пчелы не любят.

3 ведущий: Но, что кажется самым удивительным - так это спокойствие, лад, ритм, в котором совершается на редкость сложная, никакой инструкцией не расписанная, пчелиная работа.

4 ведущий: На пасеке, где ульи расставлены ровными рядами, человек чувствует какую-то особую торжественность. Его радует дивная гармония деревьев и цветов, мелодичная музыка пчелиного жужжания и нежный букет запахов.

1 ведущий: Замечательный знаток и певец русской природы Иван Сергеевич Тургенев в «Записках охотника» дал прекрасное описание пасеки в знойный летний день. «Когда невыносимый полуденный зной заставил нас искать убежища, Калиныч свел нас на свою пасеку, в самую глушь леса. Калиныч отворил нам избушку, увешанную пучками сухих душистых трав, уложил нас на свежем сене, а сам надел на голову род мешка с сеткой, взял нож, горшок и головешку и отправился на пасеку вырезать нам сот. Мы запили прозрачный теплый мед ключевой водой и заснули под однообразное жужжанье пчел и болтливый лепет листьев».

2 ведущий: Работа с пчелами всегда увлекала человека. Есть даже такие пчеловоды-любители, которые устанавливают пасеки в собственной квартире в городских условиях.

Ведущие берут интервью у пчеловодов.

  • Как давно Вы занимаетесь этим видом промысла?
  • Как влияет на Ваше здоровье работа на пасеке?
  • Кто еще из Вашей семьи занимается пчеловодством?
  • Сколько меда Вы собираете с одного улья?
  • Какие трудности в этом деле у Вас есть?
  • Что могли бы Вы посоветовать молодым, которые хотят иметь ульи?
  • Кто из пчеловодов знает, что означает выражение: «Пчела скажет: корми меня до Ивана, и я наряжу тебя, как пана»? и т. д.

После интервью председатель районного комитета по экологии и природопользованию вручает приз одному из пчеловодов района, имеющему большую пасеку.

3 ведущий: А теперь наши пчеловоды проведут викторину «Что мы знаем о пчелах?» (За каждый правильный ответ дается жетон ).

1. Сколько времени может прожить пчела самостоятельно и сколько в семье, т. е. в сообществе?

(Ответ: самостоятельно может прожить не более суток, а в семье - несколько месяцев).

2. Сколько видов пахучих веществ может различать пчела?

(Ответ: свыше 40 видов пахучих веществ).

3. Как долго живет пчела после ужаления?

(Ответ: пчела, ужалив и утратив жало, живет всего несколько часов и погибает. Пчела, ужаленная другой пчелой, сразу же погибает. Когда пчела умирает, она высовывает или выбрасывает язычок).

4. С какой скоростью летает пчела?

(Ответ: средняя скорость 28-30 км/час).

5. На какое расстояние от пасеки летают пчелы?

(Ответ: пчелы предпочитают брать нектар вблизи пасеки, на расстоянии до 1 км, в отдельных случаях, в зависимости от вида пчел, 3-4 км).

6. Когда пчелы жалят меньше всего?

(Ответ: пчелы менее агрессивны в теплые солнечные дни между 9 и 11 часами и 15-17).

7. Чем издает пчела звук в полете?

(Ответ: звук, издаваемый пчелой в полете, производится крыльями).

8. Мы знаем, что главной пчелой является матка, как отличить ее от рабочих пчел по внешним признакам?

(Ответ: матка крупнее рабочей пчелы. Длина тела - 20-25 мм, а у рабочей пчелы - 12-14 мм. Крылья покрывают брюшко наполовину, тогда как у рабочей пчелы они покрывают его полностью. На ножках матки нет приспособлений для сбора пыльцы. Матка обычно надежно спрятана от чужих глаз. Ее окружает свита из 12 пчел: все головами к матке. А есть пчелы, которых называют трутнями. Если двух маток посадить рядом, они вцепятся друг в друга, и уцелеет более сильная. Если матка погибает, в семье начинается анархия, которая ведет к ее гибели).

9. Какую роль играют трутни в семье пчел?

(Ответ: основное назначение трутней - соревнование с молодыми матками).

10. Существуют ли предания об исцеляющей силе меда?

(Ответ: да, например, былина об Илье Муромце когда тот, испив напитка медвяного, принял силу богатырскую).

11. При какой температуре следует хранить мед?

(Ответ: оптимальная влажность воздуха в помещении должна быть около 60%, температура - не выше +10 °С.)

12. Какие меры надо принимать, когда человека ужалит пчела?

(Ответ: чтобы уменьшить действие яда, сразу после ужаления надо извлечь жало - сковырнуть его и протереть больное место нашатырным спиртом, соком лука или чеснока, валидолом. Наиболее тяжелы последствия при ужалении в губы, шею, в глаз. Снимают токсическое действие яда молоко, кефир, а также алкоголь с медом (50 г водки и 20 г меда).

13. Как можно найти в лесу место обитания семьи диких пчел?

(Ответ: сейчас в лесу диких пчел мало, поэтому найти дупло с пчелами очень трудно. Для обнаружения пчел весной можно выставить кормушку с медом (в наиболее вероятном месте их сбора). Проследив, в каком направлении они летают, можно постепенно дойти до гнезда).

14. Что такое зрелый мед?

(Ответ: когда пчелы запечатали все соты в рамке).

4 ведущий: Спасибо, пчеловоды, а теперь я всех спрошу. В нашей жизни есть много образных выражений, связанных с пчелами и медом. Назовите их. (Если не называют, отвечает сам ведущий ).

1. На языке мед, а на сердце лед.

2. И я там был, мед, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало

3. Медовый месяц.

4. Медвяная роса.

5. Ложка дегтя в бочке меда.

6. Вашими бы устами да мед пить.

7. Медоточивые уста.

8. С медом и долото проглотишь.

Ведунья (из окна ): А вот вам и приметы про пчел .

  • Пчела жалит только грешника.
  • Пчелы дружно летят к своим ульям, значит, скоро будет дождь.
  • Перед засухою пчелы становятся злее, чаще жалят.
  • Пчелы сидят на стенах улья - к сильной жаре.

Обряды пчеловодов

Ведущий : О. Фокина «Первая пчела».

Едва лишь солнце вышло из-за туч
Взглянуть, как там после дождей в природе,
Как любопытный и болтливый луч
Проговорился - теплой быть погоде.

И ты, покинув теплое дупло,
Летишь на первый желтенький цветочек,
И у меня в душе теплым-тепло,
Хотя еще на улице не очень.

Ведунья (из окна ): Первый вылет пчелы связан с теплом, с началом лета. Лето катится под гул тракторов, вышедших на пахоту, под гуденье пчел, оставивших свои восковые кельи.

Ты, пчелонька,
Пчелка ярая,
Ты вылети за моря,
Ты вынеси ключики,
Ключики золотые…
Отомкни летечко,
Летечко теплое,
Лето хлебородное.

2 июня - пчельники Зосима и Савва по народному поверью пчел ростят, цветы медом наливают. Рой роится - Зосим - Савва веселится. Что у пчелы в соту - то Зосим и Савва дали.

Участники детского фольклорного коллектива школы традиционной народной культуры показывают обряды, связанные с пчелами, проводят игры.

Дети : Рой, гуди, Яры пчелки гудут,

В поля иди, В поле идут,
С полей иди, С поля идут,
Медок неси! Медок домой несут.

Игра . Двое ребят стоят неподвижно, они - «ульи». Все другие участники игры ходят вокруг них и поют.

Пчелки яровые,
Крылья золотые,
Что вы сидите,
На полет не летите?

Аль вас солнышком печет?
Аль вас дождичком сечет?
Летите за горы высокие,
За леса зеленые.

Пропев песню, все разбегаются, а ульи начинают изображать «пчел» и бегут за ними. Кого они поймают и пожужжат в уши, тот считается «ужаленным» и в игре не участвует. «Пчелы» ловят оставшихся детей.

Ведунья : Взрослым было не до игр, но на день Зосимы и Саввы поневоле вспоминались песни с зачином о пчеле.

Ты пчела ли моя пчелонька,
Пчела сера, синекрылая!
Пчела по полю полетывала,
Ко сырой земле припадывала.

Покровители ремесел и целители Святые Кузьма и Демьян на Русском Севере стояли также в ряду наиболее почитаемых святых. Летние «кузьминки» 14 июля на вологодчине считались «медовым праздником», в этот день была традиция проводить ярмарку, где обязательно продавался мед. Люди ходили со своим хлебом, макали ломтем в мед, пробовали, какой вкуснее, душистее.

Ведущий : Первый Спас на Руси, 14 августа, всюду называют «медовым». Название это произошло от того, что к первому Спасу второй раз подрезывают ульи с медом и, выбрав лучший липовый сот, несут в церковь «на помин родителей». К этому дню варят «медвяные» квасы и угощают всех, пришедших в гости.

А 10 октября - последний день пчелиной девятины. Зосим и Савва - покровители пчел, печеньем на меду домочадцев потчуют. Уносит пчелиная матка ключики от лета в далекие теплые края. Про нее говорят в народе:

Не девка, не вдова,
Не мужняя жена,
Детей водит
И людей питает.

День святого Савватия также считался праздничным для пчеловодов, которые не только сами молились Божьему угоднику, но еще заставляли молиться детей. Пчелиный промысел считается одним из тех, который требует нравственной чистоты и праведной жизни перед Богом.

Жилище пчел - улей
Приготовлен пчелиный домик, инвентарь.

Ведущий : Что за домик, мне скажи,

Влетает каждый житель?
Кто в том домике живет,
Запасая сладкий мед?

(Ответ: улей, пчелы).

Рассказывает специалист-пчеловод.

Пчеловод : Жилище, в котором живут пчелы, принято называть ульем. Борть, колода, дуплянка, сапетка - это все одно - улей. Улей - центральное явление в пчеловодстве. Жизнь пчелы - тепло и сумрак гнезда. Идеальное гнездо для медоносной пчелы - дупло, в которое насекомых поселила природа. Наши предки это подметили и реализовали практически, изготавливая колоды, которые полностью копировали жилище роя в природных условиях.

В противоположность им современные ульи разборные, рамочные, более удобны при пользовании. В них можно успешно наблюдать за жизнью пчел, из таких ульев легче извлекать мед, не надо ломать соты.

1. Рамочный домик состоит из корпуса (основная часть улья, где размещается пчелиное гнездо), на передней стенке корпуса сделан леток - он может быть круглым или щелевидным.

2. Магазин. В него помещают полурамки. Назначение магазина - увеличить гнездо во время интенсивного взятка.

3. Крыша. Ее надевают поверх корпуса или магазина. Она покрыта листовым железом, предохраняет улей от жары, холода, от дождя, а также от врагов пчел.

4. Дно. В улье оно прикрывает корпус снизу. Дно может быть съемным или глухим. Ко дну прикрепляются обычно по два опорных бруска.

5. Ульевые рамки. Различают ульевые рамки корпусные или гнездовые и магазинные (полурамки). Рамки должны быть сколочены предельно правильно, без перекосов.

6. Секционные рамки. Каждая секция состоит из 4 рамок, их вставляют в магазинную рамку. Секция изготавливается из щепы длиной 450 мм, толщиной 2 и шириной 35-40 мм. Размеры рамки 100 х 100 мм. С двух сторон делают вырезы для прохода пчел.

7. Разделители рамок. Они необходимы для закрепления рамок в ульях при перевозке последних на медосбор. Без разделителей при транспортировке рамки раскачиваются и давят пчел.

8. Диафрагма, или вставная доска. Ею отделяют гнездо пчелиной семьи от свободной части корпуса. Диафрагма должна свободно входить в корпус, не оставляя щелей. (По возможности домик - улей можно продать с аукциона).

Ведущий : Кстати, изобретение первого в мире рамочного улья принадлежит нашему соотечественнику - пчеловоду первой половины XIX в. П. И. Прокоповичу. Это произошло в 1814 году, за 37 лет до появления ульев массового изготовления. Прокопович - это пчеловод с необыкновенным дарованием. Организованная им первая не только в России, но и в Европе школа пчеловодства была подлинным источником пчеловодческой культуры. Многие наши ученые - соотечественники - Бутлеров, Кулагин, Зеленский, Рычков в свободное время с увлечением занимались пчеловодством.

Мед

1 ведущий (обращаясь к зрителям ): Что дают нам пчелы? Назовите продукты пчеловодства. Правильно: воск, прополис, яд, пыльца, вощина, маточкино молочко. И, конечно же, главный продукт пчеловодства - мед.

Чтец : (читает стихотворение Александра Романова «Мед» ):

Вновь на заре хозяйка меня к столу зовет:
Ну, гостенек, вставай-ка - позавтракать черед.
А в чашке до закрайка опять желтеет мед.
Ах, мед! Янтарной глыбой морозно он огруз,
Зернист - к ножу не липнет, не выворотишь - густ,
То клевером, то липой, то яблоней на вкус.

Беру я понемножку, чтоб оценить сполна,
Сует хозяйка ложку серебряную - на.
Смотрю - узор хороший -
Из Устюга она.

Да пробуй, пробуй, - снова
Хозяйка мне поет, -
Поди не ел такого -
У нас на травах мед.

Уже само и слово
Так к языку и льнет,
Его я повторяю -
И в зимнее окно
Взаправду веют травы,
А с ними заодно
Славянские дубравы -
И жарко, и хмельно.

Меды в ковшах бродили,
И в дальних далях там
Садился князь Владимир
К дружине и гостям.

Меды во имя мира
Катились по устам,
Пылала песнь Баяна
Под чаши в горький год.

И эта песнь не вянет
Про Игорев поход.
Как дух густой, медвяный
Из века в век плывет.

…Всего бывало вдоволь,
И многое ушло.
Но в каждом нашем доме
Всегда лежит светло
В посуде круг медовый -
Земли родной тепло.

(Краткий рассказ о лучших пчеловодах. Номер художественной самодеятельности).

1 ведущий: Мед по происхождению, способу получения и цвету подразделяется на цветочный, падевый и смешанный. По цвету, аромату и вкусу можно определить сорт меда. Различают светлый, средний и темный мед. Известны сорта меда совершенно бесцветные - светлый, прозрачный, как вода (например, с белой акаций). Банки, наполненные таким медом, кажутся совсем прозрачными.

2 ведущий: Некоторые сорта меда имеют нежный, приятный аромат, о котором Н. В. Гоголь в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» устами пасечника Рудого Панька говорит: «…а меду, и забожусь, лучшего не сыщете на хуторах. Представьте себе, что как внесешь сот, дух пойдет по всей комнате, вообразить нельзя какой: чист, как слеза или хрусталь дорогой, что бывает в серьгах».

Встречаются сорта меда, которые пахнут табаком. Известный исследователь русского языка, писатель и врач В. И. Даль приводит следующие поговорки: «С медом и долото проглотишь», «С медом и ошметок съешь».

1 ведущий: Среди светлых медов особенно ценятся: акациевый, клеверный, донниковый, ивовый, кленовый, осотовый, яблоневый, липовый, васильковый, вересковый.

Малиновый мед имеет белый цвет и очень приятный аромат и вкус, он словно тает во рту. Когда цветет малина, пчелы пролетают мимо других цветков, не обращая на них внимания. Благодаря тому, что цветок малины опрокинут вниз, пчела, извлекающая нектар, находится как бы под естественным навесом или зонтиком и может работать даже во время дождя.

2 ведущий: Особое место занимает каменный мед - редкий и своеобразный сорт. Собирают его дикие пчелы, обитающие в расщелинах каменных утесов. Этот мед для употребления приходится откалывать, как леденец.

Среди темных сортов меда особенно ценным считается гречишный мед. Он бывает темно-желтым с красноватым оттенком. Дегустаторы отмечают, что гречишный мед «щекочет горло». Гречишный мед полезен при лечении малокровия. В народе говорят: темный (т. е. гречишный) мед бледнолицым весьма полезен. Кроме гречишного среди темных сортов надо назвать лопуховый, черничный, тюльпановый, морковный, рябиновый. Все они приятны на вкус.

1 ведущий: Особое место занимает падевый мед. Пчелы делают его не из нектара цветов, а главным образом из выделений насекомых, тли, червей. Падевый мед темного цвета, тягуч, часто неприятного вкуса.

2 ведущий: Известны и ядовитые меды. Так, мед, собранный пчелами с цветов азалии, ако-ита, андромеды, обладает ядовитыми свойствами. Максим Горький в рассказе «Рождение человека» писал: «…а в дуплах старых буков и лип можно найти «пьяный мед», который в древности едва не погубил солдат Помпея Великого пьяной сладостью своей, свалив с ног целый легион железных римлян; пчелы делают его из цветов лавра и азалии…»

1 ведущий: А мед, полученный из цветков болотного вереска, ядовит для человека, но совершенно безвреден для пчел.

2 ведущий: Выдающийся врач древности Авиценна в «Каноне» завещал людям: «Хочешь сохранить здоровье, долголетие и молодость, обязательно ешь мед». Археологические раскопки в Египте показали, что мед не теряет вкусовых качеств в течение столетий. Древние египтяне применяли пчелиный мед для бальзамирования умерших. Известно также, что тело Александра Македонского, скончавшегося во время похода на Ближний Восток, было перевезено для погребения в столицу Македонии погруженным в мед.

1 ведущий: М-е-од - произнесите медленно, нараспев это чудное слово. Чувствуете сладость во рту и легкость в теле? То-то и оно! Еще в раннем детстве мы познали волшебную силу этого продукта, созданного матушкой-природой.

2 ведущий: Мед это не только пища и здоровье, но и красота. Мед входит в состав масок, применяемых в косметике. Рецепты некоторых масок вам даст косметолог… (косметолог дает консультации во время праздника).

Мед в кулинарии

2 ведущий: (поет частушку ).

Ох, мама тошно!
Хворала нарошно.
Вари кашу на меду,
Я миленка приведу.

Звучит фонограмма песни «Пряники медовые». Танцевальный коллектив исполняет кадриль.

1 ведущий: (на фоне музыки и танца ). Широко используется мед в кулинарии. Мучные изделия с добавлением меда долго не черствеют. Блюда, содержащие мед, можно использовать как больным, так и здоровым людям в профилактических целях.

2 ведущий: Мед употребляют чаще всего в натуральном виде, добавляя в молоко, сливки, чай, кисель, компот, мороженое. Хорош мед с оладьями, блинами, с какой-либо кашей (рисовой, манной, гречневой, овсяной и т. п.). Находит мед также применение при изготовлении печенья, пряников, конфет, столового уксуса, прохладительных напитков. Это все вы можете попробовать на нашем празднике.

1 ведущий: Редкая русская народная сказка не оканчивается присловьем: «И я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало!» Что же это за мед такой, который пили да нахваливали наши предки? Появился этот напиток на славянской земле в незапамятные времена. Уже в древних русских литературных источниках мед упоминается как напиток широко известней и почитаемый народом.

Варили мед медовары. Более того: мед был обязательным напитком на праздниках знати. Бывало, что для пира варилось до 300 бочек меда.

2 ведущий: Особой славой пользовались монастырские меды, и сами монастыри были наиболее крупными их производителями. Мастерство монастырских медоваров было настолько высоко, что царь Алексей Михайлович неоднократно посылал к ним на выучку своих поваров.

1 ведущий: Наши предки на Руси широко использовали замечательные меды-напитки для услады желудка и для развязывания языков на пирах. Медовому напитку в русских былинах приписывались сверхъестественные целебные свойства.

2 ведущий:

В славном городе во Муроме,
Во селе было Карачарове,
Сиднем сидел Илья Муромец, крестьянский сын.
Сиднем сидел тридцать лет и три года.

Народные целители излечивают Илью Муромца, дав ему испить чарочку питьеца медового.

1 ведущий: Мед оставался самым любимым напитком русских вплоть до конца XVII века. Каких только медов не делали наши мудрые предки - мед простой, пресной, красный, белый, боярский, вишневый, малиновый, смородинный.

2 ведущий: 100 лет назад на Руси самым популярным напитком (особенно в Москве ) были сбитни. Молодцы расхаживали по улицам и площадям с медными самоварчиками и кричали: «Сбитень! Сбитенек! Горячий сбитень!»

1 ведущий: Готовили и разносили сбитень в сосудах, очень напоминающих самовар. Кстати, считается, что своим появлением самовар обязан именно сбитню. На рынках и гуляниях сбитень разносили еще в медных чайниках, так называемых саклах. Зимой саклы носили на спине укутанными.

2 ведущий: Были стационарные «сбитенные курени», которые располагались в оживленных многолюдных местах города. Роль прилавка играло большое окно, пробитое в стене дома. Обычно в этом окне стоял огромный, начищенный до блеска самовар, из которого щедро оделяли душистым, согревающим питьем.

Колоритная фигура сбитенщика нашла отражение в старинных гравюрах, на изразцах печей, картинах многих русских художников.

1 ведущий: Между прочим, можно использовать мед как средство борьбы с пьянством.

В народной медицине принято считать, что страстное желание пить связано с недостатком калия в организме. Являясь прекрасным источником калия, мед значительно уменьшает сильную жажду спиртного (отвращает от спирта и успешно выполняет процесс отрезвления).

Завершение праздника на День пчеловодов

Звучит «Вальс цветов» Я. И. Чайковского.

1 ведущий: Пчела… как, все-таки, она трудолюбива. Чтобы выработать сто граммов меда, пчела должна посетить примерно миллион цветков!

На пасеке кипит работа… Пчелы носятся, как эскадрильи маленьких самолетов, возле летка суета. У пчел своеобразный трудовой праздник - Медосбор. Поработают, зато на зиму будут запасы.

Знаменитые пчелиные танцы…

Несколько пчел беспрерывно двигаются кругами, за 15 секунд - четыре с половиной круга (2 круга 5 км). Пчелы как бы рассказывают о самых аппетитных цветках. Нам, конечно, этого не понять. А для пчеловода каждое танцевальное «па» пчелы - маленькая повесть.

2 ведущий: Не нужны пчеле ни подрядчики, ни субподрядчики! Сама изготовила воск, сама настроила соты - ровненькие, аккуратненькие! Любуйтесь, архитекторы! Сама заполнила соты, в нужный момент запечатала. Получай, пчеловод, продукция отличная и тара тоже - не на выброс, а в дело.

1 ведущий: Вот летит умница пчела - мохнатый, золотой комочек, воплощающий в себе и добытчика сырья, и переработчика, а еще попутно и лучшего опылителя и распылителя растений.

2 ведущий: По тончайшему аромату найдет она нужный цветок. Деловито выкачает нектар, «щеточкой», прикрепленной к задней ножке, сметет в «корзиночку» пыльцу и, не теряя времени, начнет готовить мед.

1 ведущий: Есть в меде и витамины, и почти весь набор потребных человеку минеральных солей, и органические кислоты, и ферменты… И даже способность уничтожать бактерии, заживлять раны.

2 ведущий: Есть в меде что-то таинственное, особое. Что-то он нам напоминает - давнее, светлое… Может быть, детство? Или утраченную связь с природой?

Вместе : Спасибо тебе за это, милая пчела!

1 ведущий: Нам бы очень хотелось, чтобы после такого праздника появилось больше хозяйств, которые занимаются пчеловодством, а молодые семьи обзавелись бы ульями… И еще, нам бы очень хотелось создать районный клуб пчеловодов.

2 ведущий: Желаем всем крепкого здоровья, счастья, удачи! Праздник наш продолжается!

Идет народное гуляние.

Программное содержание:

  • вспомнить и приобщиться к традициям русского народа;
  • развивать внимание;
  • речь;
  • эмоционально-образное исполнение музыкально-игровых упражнений;
  • обогащать словарный запас детей при разучивании стихотворений, загадок, песенок приуроченных к празднику.

Оборудование:

Костюм для медведя, белки, пчелы; маски-шапочки для маленьких пчёл; узорчатые платки; полоса препятствий; искусственные цветы: маки, ромашки, васильки, одуванчики; туесок с медом; угощение по количеству детей.

Ход развлечения

Ведущая: Что за праздник сегодня у нас?

Этот праздник - Медовый Спас!

Летом пчелы нектар собирали,

В мед старательно превращали.

Спас Медовый сегодня зовет

Насладиться, попробовать мед.

Танец с платками » Медовый Спас» (анс.Медовый Спас»)

Топтыжка: Здравствуйте, ребята! Услыхал я про медовый праздник и пришел к вам сюда. Я — мишка Топтыжка очень люблю мёд. А где же его взять? Кто его делает? (ответы детей). А-а-а, понял. Надо идти в гости к пчёлам, они угостят нас мёдом.

Горшочек с мёдом — вот мечта, манящая всегда.

Друзья, за мной, вперед в поход! Мы будем кушать нынче мёд!

Дети за Топтыжкой идут по полосе препятствий: по следам, по бревнышку, по веревке, разложенной на земле, перепрыгивают через веточки (расстояние между веточками 20-30 см), змейкой обходят камешки, идут по пенькам, пролезают в » тоннели», перешагивают через » грибочки». (Муз. сопровождение песня» Хорошее настроение» исп.» Волшебники двора»)

Дети встречают Белочку

Белка: В ярко-рыжей шубке, детки, я скачу на ветку с ветки,

Как оживший огонек, спрыгну с ёлки на пенек.

Топтыжка: Белочка, подскажи нам, пожалуйста, дорогу к пчёлам.

Белка: А зачем вам пчёлы?

Топтыжка: Мы за мёдом идем, сегодня праздник Медовый Спас, все мёдом лакомятся.

Белка: Отгадайте, ребятки, мои загадки, какие запасы я на зиму делаю, тогда покажу:

1. Стоит высоко, висит далеко,

Кругом гладко, в серёдке сладко. (Орех)

2. В золотой клубочек спрятался дубочек. (Жёлудь)

3. Маленький, удаленький, сквозь землю прошёл, красную шапочку нашёл. (Гриб)

4. Была зелёной, маленькой, потом я стала аленькой.

На солнце покраснела я, и вот теперь я спелая. (Ягода)

Белка: Молодцы, все загадки мои отгадали. Теперь внимательно слушайте, как к пчёлам пройти:

Там, за холмом, на большой поляне, где растут самые душистые цветы, стоит огромное дерево. В нем большое дупло. В этом дупле и живут пчелы.

Только недружелюбные они, не дадут они вам мёд, покусают.

Топтыжка: А мы попробуем по-дружески их попросить.

Белка: Ну, ладно, ладно, ступайте, а мне некогда, надо запасы на зиму делать (уходит)

Топтыжка: Ребята, вы внимательно Белочку слушали, всё запомнили? Давайте повторим, чтобы не заблудится…

Там, за холмом, (Выглядывают из-под сложенной руки, поворачиваются в стороны)

На большой поляне, (Разводят руки в стороны)

Где растут самые (Приседают и медленно поднимаются)

Душистые цветы,

Стоит огромное дерево, (Поднимают руки вверх и подпрыгивают)

В нем большое дупло, (Показывают руками круглое дупло)

В этом дупле живут (Сгибают руки в локтях, машут » крылышками»

Пчёлы. и » жужжат»)

Топтыжка: Молодцы, ребята, хорошо запомнили дорогу, тогда пошли дальше.

Подходят к дереву с дуплом, из-за которого «вылетают» пчёлы. Пчёлы начинают жужжать и не пускают детей дальше.

Топтыжка: Не кусайте нас, мы к вам в гости пришли.

1 пчела: Пчёлам всем летом много работы,

Надо чтоб мёдом наполнились соты,

2 пчела: Дружной семьей мы над садом летаем,

Сладкий нектар из цветов собираем,

3 пчела: Мы от работы не устаем,

Мёд собираем и песни поем.

Хоровод» Весёлая пчёлка» (муз.Д.Тухманова,сл.Ю.Энтина; исп.»Непоседы»)

Топтыжка: А, давайте, мы пчел позабавим, в игру поиграем.

Подвижная игра «Медведи и пчёлы».

Выбирают две команды считалкой:

Мак-мак, василек, водит желтенький цветок.

Раз, два, три — водишь с ним и ты!

После этого дети — «медведи» говорят слова:

Мишка лапой косолапой не спеша малину рвёт,

Ходит, ищет косолапый сладкий и душистый мёд. (Е. Мельникова)

«Медведи» ходят по площадке, приседают, «собирают малину». По сигналу » Пчёлы!»- разбегаются по площадке, стараются залезть повыше и замирают. «Пчёлы» дотрагиваются, « жалят» тех, кто не успеет найти место на возвышении. После сигнала: «пчёлы улетели» «медведи» спускаются и вновь ходят по площадке. Затем меняются ролями.

Топтыжка: Пчёлки, угостите нас мёдом, мы же вас веселили, в игру играли.

Пчёлы угрожающе «жужжат».

Топтыжка:Как же нам пчёл задобрить? Как вы думаете, что любят пчёлы? (дети отвечают) Нектар? А где же он бывает? На цветах? Давайте соберем букеты и подарим пчёлам, может они тогда угостят нас мёдом?

Игра » Собери букет»

По площадке разложены разные цветы. Надо собрать букет маков, ромашек, васильков, одуванчиков. Играют по 5 человек в каждой команде. Кто быстрее соберет свой букет.

Топтыжка: Пчёлки мы вам подарки принесли, нам ничего от вас не надо, только станьте, пожалуйста, добрее. (Дарит цветы пчёлам)

Песня-инсценировка «Что такое доброта»(исп. «Барбарики). Дети остаются стоять в кругу.

Выходит большая пчела, выносит мёд в туесочке.

Пчела: Я — Жужа, пчела, я вам мёду принесла,

Ах, какой он чистый, сладкий и душистый.

Топтыжка: Жужа, Жужа, пчёлка, золотая чёлка,

Дай, пожалуйста, нам мёду, но чуть-чуть, не всю колоду.

Нынче, ведь Медовый Спас, будем праздновать сейчас!

Пчёлка Жужа отдает туесок с мёдом ребёнку. Дети по кругу передают туесок с медом друг другу, пока он не дойдет до Топтыжки.

Топтыжка: Жужа, мы тебя благодарим, все СПАСИБО! говорим.

Топтыжка: Славный праздник – Спас Медовый, все сластить всегда готовый!

Вот для лакомок раздолье, собирайтесь на застолье,

Ведь сегодня сладкий мёд в изобилье всех нас ждет!

Всех со Спасом поздравляем, мёд откушать приглашаем!

Угощаем детей выпечкой с маком и медовым сбитнем.

Литература:

М.Ю.Картушина « Русские народные праздники в детском саду»;

В.А.Руднев «Обряды народные и обряды церковные»;

Л.Ю.Глазырина « Физическая культура дошкольника»;

М.Ф.Литвинова « Русские народные подвижные игры»;

Г.Дзюбенко « Загадки».



Декларация по УСН