28 сентября народный календарь. сентября: приметы и поверья. Характеристика женщины с именем Людмила

День Никиты осеннего. Никита Гусятник, Гусепролёт, Репорез. В этот день в крестьянских дворах начинался забой гусей, откормленных за лето: на продажу и на собственный стол. По старинной традиции, устраивались гусиные бои. Считалось, что гусей охраняет дедушка Водяной. Поэтому в Никитин день водяному жертвовали лучшего гуся, предварительно отрубив голову, что-бы, в свою очередь, домовой, который охраняет и пересчитывает домашнюю птицу по головам, не обнаружил пропажи. Дёргали репу. Гуси летят – зимушку на хвосте тащат, снег несут на носу. Гусь лапу поднимает - к стуже, на одной ноге стоит - к морозу, полощется в воде - к теплу, нос под крыло прячет - к ранней зиме.
В народе бытовало поверье, что все пропажи водоплавающей птицы на прудах, озерах и реках – злодейские дела «водяного», а хвори и порчи на гусей напускал «домовой». Поэтому в Никитин день «на прощание», до будущей весны, крестьяне старались задобрить «хозяина вод».
С этого дня дикие гуси улетают в теплые моря. По крику гусей и полету они судили о наступлении скорых холодов. Высоко летят гуси на Воздвиженье - к высокому половодью, низко - к малому. Если перелетные гуси часто садились на землю, если еще не спешили с отлетом скворцы - ожидалась осень сухой и теплой.
Огородники выкапывали в полях последнию репу. Тогда они говорят: «Уж видно мужика по репе, что подошли репорезы. Не дремли, баба, на репорезов день». Во многих городах в этот день бывают гулянья, а в селах ярмарки.

Никита Гусятник. Гуси летят - зимушку на хвосте тащат, снег несут на носу. "Гусь лапу поднимает - к стуже, на одной ноге стоит - к морозу, полощется в воде - к теплу, нос под крыло прячет - к ранней зиме".
Синица пищит - зиму вещает.
Если в барсуках и зайцах много жира, то зима будет продолжительной и холодной, и наоборот.
Журавли отлетели - через 3 недели жди первых настоящих морозов.
Разноцветный венец вокруг луны на фоне почти невидимых тонких облаков сулит дождь через 1-2 дня.

Сказания русского народа собранные И.П. Сахаровым.

Наблюдения

Гусиные промышленники и охотники празднуют сей день с особенными обрядами. В старину охотники хаживали по дворам с пшеницей в руках. Входя на двор, они стучали в притолоку и вызывали хозяина показать свою охоту. Хозяин встречал гостя на крыльце и уводил его на загородь, где содержались гуси. Здесь хозяин угощал гостя чаркою вина, а гость рассыпал гусям пшеницу. Такие посещения продолжались во весь день и оканчивались вечером пирушками. Друзья-охотники дарили друг друга лучшими гусями. Гусь передавался из полы в полу, с особенными пожеланиями и проводами до ворот, где чарка с вином скрепляла будущие уверения в дружбе. Вечерние угощения происходили в доме богача охотника. Здесь круговые чаши с вином и медом стояли с самого утра на столе. Гость, входя в дом, после обыкновенных приветствий, угощался из этой чаши вином или медом и клал на стол калач на новоселье гусям. После сбора всех гостей хозяин вносил в комнату пару гусей-бойцов на похвальбу своей охоты. Гуси - бойцы украшались красными лентами. Над головами этих красавцев все гости пили из круговой чаши вино или мед. Хозяин сбрызгивал гусей-бойцов медом. Нередко бывало, что ретивые охотники на веселой пирушке заводили споры и побоища.
Поселяне сей день называют: гусепролет, гусари, репорезы. По их замечаниям, с этого дня дикие гуси улетают стадами на теплые моря. По крику гусей и полету они заключают о наступлении скорых холодов. Огородники начинают на этот день вырывать в полях репу. Тогда они говорят: «Уж видно мужика по репе, что подошли репорезы. - Не дремли баба на репорезов день.» Гусиные промышленники с этого дня начинают скупать по селам гусей. В селах бой гусей прежде начинался с 15 сентября. Когда наши бояре живали в деревнях, им подносили старики на челобитье гуся с гусыней от всего мира. Гусыню накрывали кумачной ширинкой, а на шею гуся надевали льняную плетенку в виде кольца. Челобитчиков бояре одаривали ширинками и угощали вином.
Наши поселяне сохранили странное поверье о гусях: будто они все лето живут под надзором водяного дедушки. Чтобы задобрить сего неумолимого дедушку, они ночью, под 15 сентября, отрывают гусю голову и бросают туловище в воду. Водяной за такие поминки стережет гусей и никому не дает их в обиду. В противном случае он мучит гусей или изводит их. Оставшуюся голову относят на птичий двор из опасения, чтобы домовой по убыли не узнал о проделках мужика. Известное дело, что заботливый домовой ведет счет по головам. Есть голова налицо, он покоен; нет головы, мужик виноват.
Во многих городах на этот день бывают гулянья, а в селах ярмарки. В Ярославле бывает гулянье на Никитской улице, в Москве близ Никитского монастыря. Наши поселяне в старину приезжали с своими новинами на ярмарки, не то чтобы для продажи, а так, запросто, чтобы допытаться: какие цены установятся на хлеб?

Время чтения: 3 мин.

Народный праздник Никита Гусятник отмечается 28 сентября (15 сентября по старому стилю) каждого года.

В этот день православная церковь чтит память святого великомученика Никиты Готского.

Другие названия праздника

Гусепролёт, Репорез, Никита осенний.

На Никиту в деревнях начинался забой гусей, откормленных на лето. Дикие гуси в это же время улетали в теплые края, и охотники выходили на последний промысел. Птица шла и на продажу, и на крестьянский стол. Главным блюдом в этот день был, конечно, печеный гусь.

Никита жил в 4 веке на берегах Дуная. Приняв крещение, он начал проповедовать христианство среди своих соплеменников-готов. Никита рьяно обличал в грехах правителя-язычника Атанариха, за что его арестовали и подвергли пыткам. Язычники хотели вынудить христианина отречься от веры, но Никита был тверд. В конце концов мученика приговорили к смерти через сожжение, однако огонь не опалил тело святого. Позже мощи Никиты Готского были перенесены в Константинополь.

Традиции и обряды на Никита Гусятник

Угощали гусем водяного, так как верили, что именно этот дух охраняет водоплавающих птиц. Ему отдавали лучшего гуся, предварительно отрубив птице голову. Так нужно было сделать для того, чтобы пропажу не обнаружил домовой, который охраняет домашнюю птицу и пересчитывает ее по головам.

В этот день говорили: «Гуси летят – зимушку на хвосте тащат, снег несут», – и делали различные предсказания, наблюдая за полетом птиц. Если гуси летели высоко – это предвещало высокое половодье весной. По поведению гусей судили и о погоде на ближайшее время: если птица стоит над лужей, поджимая одну ногу, значит, будет мороз, если полощется в воде – будет тепло. Шутники говорили так: «Если гусь нос под крыло прячет – быть ранней зиме, а если гусь заговорил с тобой – знать, хорошо ты Никиту Гусятника отметил».

В это время убирали репу с грядок, обрезали у нее ботву, поэтому праздник нередко называли Репорезом. Этот овощ, который часто присутствовал на крестьянском столе, наши предки очень любили. «Репа – не мясо, режь да ешь», – говорили люди. Репу ели свежую, пареную, вареную, пекли из нее пироги, делали квас, варили кашу. - Детям рассказывали сказку про репку и загадывали многочисленные загадки. Например, такие: «В землю – крошки, из земли – лепешки»; «Кину кидком, вырастет клубком, под зеленым садком с хвостиком»; «Кругла, да не деньга; красна, да не девка; с хвостом, да не мышь»; «Сверху зелено, посередке толсто, к концу востро».

В этот день стригли овец, причем шерсть должна была пойти на валенки, онучи и рукавицы - только так можно было защитить руки и ноги от обморожений. На огородах выкапывали последнюю репу.

Приметы и поговорки на Никита Гусятник

— Ветви ели и сосны опускаются вниз – к дождю.

— До Никиты-гусятника гусь жиру нагуливает, после Никиты - прогуливает.

— Начинается перелет гусей: если летят высоко - к дружному половодью, низко - к малой воде.

— Родившимся в этот день следует носить сапфир.

— Гуси на Никиту летят - зимушку на хвосте тащат, снег несут на носу.

— Дикие гуси низко летят - снег сулят.

— Гусь лапу поднимает - к стуже, на одной ноге стоит - к морозу, полощется в воде - к теплу, нос под крыло прячет - к ранней зиме.

— Уж видно мужика по репе, что подошли репорезы.

— Не дремли, баба, на репорезов день.

— Высоко летят гуси на Воздвиженье - к высокому половодью, низко - к малому.

— Если перелетные гуси часто садились на землю, если еще не спешили с отлетом скворцы - ожидалась осень сухой и теплой.

Людмила, Андрей, Виссарион, Герасим, Иван, Григорий, Дмитрий, Иван, Игнатий, Иосиф, Леонид, Макар, Максим, Мария, Никита, Николай, Степан, Федот.

Праздник Никиты Гусятника уже очень много лет отмечают 28 сентября. Не остался без внимания этот день и в 2018 году. В церкви в это время все православные чтут память святого великомученика Никиты Готского. Он был верен христианству до самой смерти, несмотря на то, что родился во времена язычничества.

Наши предки передали много примет, поверий и традиций, которые были в праздник Никиты Гусятника. Много из них остаются актуальными и сейчас.

День в память святого великомученика Никиты Готского. Никита принадлежал к готам, жившим на дунайских берегах в 4 веке, и, покрестившись в христианскую веру, стал красноречивым проповедником среди своих соплеменников. Но в речах своих Никита также посмел задеть правителя Атанариха, и тот, не желая слушать про свои грехи, приказал схватить Никиту и пытать его.

Но, что бы ни делали с ним язычники, праведник не желал отречься от веры. Даже когда его хотели сжечь живым, огонь не тронул Никиту. Мощи Никиты хранятся в Константинополе.

На крестьянских подворьях приходила пора забивать гусей, откормившихся за лето, а также охотиться на их диких собратьев, пока все не улетели на зимовку. Часть птицы отправлялась на базары, а часть – на стол хозяев.

Угощаясь печеным гусем, не забывали и о водяном, которому жертвовали гуся лучшего, перед этим отделив его голову. Гусь нужен водяному, потому как он считался защитником водоплавающих, а обезглавливали гуся, дабы ничего не заподозрил домовой: он также хранил домашних птиц, птицу, и считал своих подопечных по количеству голов.

Традиции и поверья на праздник Никиты Гусятника

Главным в этот день был гусь — в крестьянских домах забивали птиц, откормленных за лето, и на продажу, и для собственного стола, а дикие гуси собирались в стаи, для того чтобы лететь в теплые края. По их крику и полету судили о том, какая ожидается зима.

Особые обряды проводили охотники. Чтобы обрести удачу на охоте, надо было прийти в гости к такому же охотнику. Входя на двор, стучали в притолоку и вызывали хозяина показать свою охоту.

Хозяин встречал гостя на крыльце и уводил на задворки, где держали гусей. Здесь хозяин угощал гостя чаркой вина, а гость рассыпал гусям пшеницу, которую приносил с собой. Такие посещения продолжались весь день и заканчивались вечером пирушками.

Часто подарки приносили не только птицам — друзья-охотники дарили друг другу гусей. Птица передавалась из полы в полу, с особенными пожеланиями и проводами до ворот, где чарка с вином скрепляла будущие уверения в дружбе. В этот день по традиции проводили и гусиные бои.

Считалось, что покровителем гусей был водяной — именно ему приписывались и пропажа птиц, и их болезни. В Никитин день ему жертвовали лучшего гуся, правда, ему обязательно надо было отрубить голову, для того чтобы домовой, который охраняет и пересчитывает домашнюю птицу по головам, не заметил пропажи. Гуся бросали в омут — считалось, что это его излюбленное место, — водоворот, опасные места рек или глубокое, как говорили в народе, бездонное, болото. Жертву водяному часто бросали в мутную воду за мельницей — считалось, что туда, поближе к человеку, перебирается на зиму водяной, спать до 1 апреля, до наступления весны.

В этот день стригли овец, причем шерсть должна была пойти на валенки, онучи и рукавицы — только так можно было защитить руки и ноги от обморожений. На огородах выкапывали последнюю репу.

Приметы на праздник Никиты Гусятника 28 сентября

Наши предки всегда очень внимательно наблюдали за природой, особенно в праздники. Все изменения они фиксировали и передавали своим детям и внукам. До нашего времени так же дошли приметы, которые были на праздник Никиты Гусятника. Многие из них остаются актуальными и сейчас.

  1. Гуси на Никиту летят — зимушку на хвосте тащат, снег несут на носу.
  2. Дикие гуси низко летят — снег сулят.
  3. Гусь лапу поднимает — к стуже, на одной ноге стоит — к морозу, полощется в воде — к теплу, нос под крыло прячет — к ранней зиме.
  4. Уж видно мужика по репе, что подошли репорезы.
  5. Не дремли, баба, на репорезов день.
  6. Высоко летят гуси на Воздвиженье — к высокому половодью, низко — к малому.
  7. Если перелетные гуси часто садились на землю, если еще не спешили с отлетом скворцы — ожидалась осень сухой и теплой.

Народные осенние приметы

  1. Гром в сентябре предвещает тёплую осень.
  2. Пока лист с вишен не опал, сколько бы снегу ни выпало, оттепель его сгонит.
  3. Если журавли летят высоко, не спеша и "разговаривают" — будет стоять хорошая осень.
  4. Много тенётника на бабье лето — к ясной осени и холодной зиме.
  5. Паутина стелется по растениям — к теплу.
  6. Осенний тенётник — на ясную погоду, на вёдро.
  7. Много желудей в сентябре на дубу — к лютой зиме.
  8. Если в этом месяце на дубах будет много желудей, то ожидай и много снега перед Рождеством.
  9. Частые и сильные туманы, бывающие в сентябре, особенно без ветра, причиняют различные болезни людям слабого здоровья.

28 сентября по народному календарю: Никита, Никита-репорез, гусятник, гусепролет, гусарь, разлучник, скучник.

Главным в этот день был гусь — в крестьянских домах забивали птиц, откормленных за лето, и на продажу, и для собственного стола, а дикие гуси собирались в стаи, для того чтобы лететь в теплые края. По их крику и полету судили о том, какая ожидается зима. Особые обряды проводили охотники. Чтобы обрести удачу на охоте, надо было прийти в гости к такому же охотнику. Входя на двор, стучали в притолоку и вызывали хозяина показать свою охоту. Хозяин встречал гостя на крыльце и уводил на задворки, где держали гусей. Здесь хозяин угощал гостя чаркой вина, а гость рассыпал гусям пшеницу, которую приносил с собой. Такие посещения продолжались весь день и заканчивались вечером пирушками. Считалось, что покровителем гусей был водяной — именно ему приписывались и пропажа птиц, и их болезни. В Никитин день ему жертвовали лучшего гуся, правда, ему обязательно надо было отрубить голову, для того чтобы домовой, который охраняет и пересчитывает домашнюю птицу по головам, не заметил пропажи. Гуся бросали в омут — считалось, что это его излюбленное место, — водоворот, опасные места рек или глубокое, как говорили в народе, бездонное, болото. Жертву водяному часто бросали в мутную воду за мельницей — считалось, что туда, поближе к человеку, перебирается на зиму водяной, спать до 1 апреля, до наступления весны.

Гусиные промышленники и охотники празднуют сей день с особенными обрядами. В старину охотники хаживали по дворам с пшеницей в руках. Входя на двор, они стучали в притолоку и вызывали хозяина показать свою охоту. Хозяин встречал гостя на крыльце и уводил его на загородь, где содержались гуси. Здесь хозяин угощал гостя чаркою вина, а гость рассыпал гусям пшеницу. Такие посещения продолжались во весь день и оканчивались вечером пирушками.

Друзья-охотники дарили друг друга лучшими гусями. Гусь передавался из полы в полу, с особенными пожеланиями и проводами до ворот, где чарка с вином скрепляла будущие уверения в дружбе. Вечерние угощения происходили в доме богача охотника. Здесь круговые чаши с вином и медом стояли с самого утра на столе. Гость, входя в дом, после обыкновен-ных приветствий, угощался из этой чаши вином или медом и клал на стол калач на новоселье гусям. После сбора всех гостей хозяин вносил в комнату пару гусей-бойцов на похвальбу своей охоты. Гуси-бойцы украшались красными лентами. Над головами этих красавцев все гости пили из круговой чаши вино или мед. Хозяин сбрызгивал гусей-бойцов медом. Нередко бывало, что ретивые охотники на веселой пирушке заводили споры и побоища.

Поселяне день 28 сентября называют: гусепролет, гусари, репорезы. По их замечаниям, с этого дня дикие гуси улетают стадами на теплые моря. По крику гусей и полету они заключают о наступлении скорых холодов. Огородники начинают на этот день вырывать в полях репу. Тогда они говорят: «Уж видно мужика по репе, что подошли репорезы», «Не дремли, баба, на репорезов день».

Гусиные промышленники с этого дня начинают скупать по селам гусей. В селах бой гусей прежде начинался с 28 сентября. Когда наши бояре живали в деревнях, им подносили старики на челобитье гуся с гусыней от всего мира. Гусыню накрывали кумачной рушником, а на шею гуся надевали льняную плетенку в виде кольца. Челобитчиков бояре одаривали рушниками и угощали вином.

Наши поселяне сохранили странное поверье о гусях: будто они все лето живут под надзором водяного дедушки. Чтобы задобрить сего неумолимого дедушку, они ночью под 28 сентября отрывают гусю голову и бросают туловище в воду. Водяной за такие поминки стережет гусей и никому не дает их в обиду. В противном случае он мучает гусей или изводит их. Оставшуюся голову относят на птичий двор из опасения, чтобы домовой по убыли не узнал о проделках мужика. Известное дело, что заботливый домовой ведет счет по головам. Есть голова налицо, он покоен; нет головы ― мужик виноват.

Заговоры 28 сентября

Заговор, чтобы муж никогда не изменял жене

В конце сентября, до выпадения снега, жена срезает прядь волос с головы мужа (под каким-нибудь надуманным предлогом) и кладет их за печь, читая старинный заговор:

В море-океане, на острове Буяне
Растет дуб - широколист, разлапист.
Дуб тот не обойдешь ногами,
Не охватишь его руками,
Корни его могучи и длиннючи.
И как корни его в земле
Сидят прочно и глубоко,
Так бы изменушка раба Божьего
За моей печкой сидела,
И никуда плоть раба Божьего (имя)
От меня уходить не смела,
Никого бы не желала и не хотела.
Век по веку, отныне и довеку,
Всем аминям аминь.

Приметы 28 сентября

  • Гусь лапу поднимает — к стуже, на одной ноге стоит — к морозу, полощется в воде — к теплу, нос под крыло прячет — к ранней зиме.
  • Высоко летят гуси на Воздвиженье — к высокому половодью, низко — к малому.
  • Если перелетные гуси часто садились на землю, если еще не спешили с отлетом скворцы — ожидалась осень сухой и теплой.

День Никиты осеннего. Никита Гусятник, Гусепролёт, Репорез. В этот день в крестьянских дворах начинался забой гусей, откормленных за лето: на продажу и на собственный стол. По старинной традиции, устраивались гусиные бои. Считалось, что гусей охраняет дедушка Водяной. Поэтому в Никитин день водяному жертвовали лучшего гуся, предварительно отрубив голову, что-бы, в свою очередь, домовой, который охраняет и пересчитывает домашнюю птицу по головам, не обнаружил пропажи. Дёргали репу. Гуси летят – зимушку на хвосте тащат, снег несут на носу. Гусь лапу поднимает - к стуже, на одной ноге стоит - к морозу, полощется в воде - к теплу, нос под крыло прячет - к ранней зиме.
В народе бытовало поверье, что все пропажи водоплавающей птицы на прудах, озерах и реках – злодейские дела «водяного», а хвори и порчи на гусей напускал «домовой». Поэтому в Никитин день «на прощание», до будущей весны, крестьяне старались задобрить «хозяина вод».
С этого дня дикие гуси улетают в теплые моря. По крику гусей и полету они судили о наступлении скорых холодов. Высоко летят гуси на Воздвиженье - к высокому половодью, низко - к малому. Если перелетные гуси часто садились на землю, если еще не спешили с отлетом скворцы - ожидалась осень сухой и теплой.
Огородники выкапывали в полях последнию репу. Тогда они говорят: «Уж видно мужика по репе, что подошли репорезы. Не дремли, баба, на репорезов день». Во многих городах в этот день бывают гулянья, а в селах ярмарки.

Никита Гусятник. Гуси летят - зимушку на хвосте тащат, снег несут на носу. "Гусь лапу поднимает - к стуже, на одной ноге стоит - к морозу, полощется в воде - к теплу, нос под крыло прячет - к ранней зиме".
Синица пищит - зиму вещает.
Если в барсуках и зайцах много жира, то зима будет продолжительной и холодной, и наоборот.
Журавли отлетели - через 3 недели жди первых настоящих морозов.
Разноцветный венец вокруг луны на фоне почти невидимых тонких облаков сулит дождь через 1-2 дня.

Другие народые приметы сентября.

Гром в сентябре предвещает тёплую осень.
Пока лист с вишен не опал, сколько бы снегу ни выпало, оттепель его сгонит.
Если журавли летят высоко, не спеша и "разговаривают" - будет стоять хорошая осень.
Много тенётника на бабье лето - к ясной осени и холодной зиме.
Паутина стелется по растениям - к теплу.
Осенний тенётник - на ясную погоду, на вёдро.
Много желудей в сентябре на дубу - к лютой зиме.
Если в этом месяце на дубах будет много желудей, то ожидай и много снега перед Рождеством.
Частые и сильные туманы, бывающие в сентябре, особенно без ветра, причиняют различные болезни людям слабого здоровья.

Русские народные приметы и суеверия.

Если труднобольной чихнет, будет жив.
Землица с семи могил добрых людей спасает от всех бед.
Коли ты спроста, и я спроста; коли ты с хитрости, и я с хитрости (говорит знахарь, разводя или снимая залом, закрутку хлеба).
Кто обмирал и был на том свете, тому, под большим страхом, запрещено говорить три слова (неизвестно какие).
Наш пророк (Такой пророк, что) на печи промок.
Приходи вчера (заговор от лихорадки; также мысленный ответ домовому, коли почудится, что кто-то зовет по имени).
Увидать домового - к беде, к смерти.



Отчетность