Некоммерческими организациями нко считаются. НКО: их особенности и различия. Годовая финансовая отчетность НКО включает

Расшифровка аббревиатуры -некоммерческая организация.

Главный принцип - работа не ради получения прибыли. Другими словами, это фирма, которая не имеет прав на реализацию товара или услуги с целью получения дохода. Все понимают, что в противовес НКО, все коммерческие организации как раз для этого и работают. Возникает закономерный вопрос - а для чего они работают? Ответ прост - для реализации решений в вопросах социальных проблем.

Чем занимаются НКО

  • Образовательная и просветительская деятельность.
  • Научные работы.
  • Проекты социального или благотворительного аспекта. Сюда может относиться организация помощи малоимущей категории граждан.
  • Политическая деятельность.

Что касается руководства подобными организациями некоммерческого масштаба, то управляющим может быть как гражданин РФ, так и зарубежный директор.

Важно! НКО имеют полное право вести деятельность, которая приносит доход. Но средства выручки должны быть направлены на установленные цели (прописанные в Уставе фирмы).

Также вопрос о доходах возникает, когда речь заходит о сотрудниках подобных предприятий. Ведь работать на безвозмездной основе вряд ли кто согласится. Поэтому работники НКО получают заработную плату также из доходов. И отсюда же берутся деньги на непосредственную деятельность - платы за аренду, расходы на содержание.

Регламентирующим участие НКО в экономических и других процессах страны законом является 7-ФЗ от 12 января 1996 года. Он же структурирует разновидности некоммерческих организаций и выделяет их отличия. И, если подобные фирмы организуются с законодательно установленными целями, а также соблюдают Устав, то в действительности могут привнести множество положительных факторов и решений в процессы как отечественного бизнеса, так и развития государства в целом.

Контролирующее ведомство для организаций некоммерческой направленности - Министерство юстиций .

Преимущества НКО

  • Часто имеет преимущество перед коммерческими организациями, когда речь идёт о сотрудничестве с государством.
  • Средства поступающие в НКО почти всегда не облагаются налогами.
  • Для фирм подобного род создаются специальные заказы, а также выделяются средства со стороны государственных органов на поддержку.
  • От государства НКО может получать и площади под конкретные цели. Как вариант - строительство в сфере спорта.
  • Спонсоры, вливающие финансы в подобные фирмы могут рассчитывать на социальные вычеты в налоговом процессе.
  • Под НКО выделяются гранды и назначаются стипендии, что также активно используется для реализации поставленных перед НКО целей.
  • Особенности некоммерческих организаций
  • Нет собственника, поэтому имущество находится в ведомстве собственно компании.
  • Руководитель (должность может зваться как угодно - председатель, директор и так далее) выбирается путём голосования действующих членов НКО.
  • Все члены организации равны, ни у кого нет возможности ограничивать одного по сравнению с другим в рамках организации.

Виды НКО

Основное деление подразумевает

Место регистрации предприятия - либо ФСН, либо Минюст. То есть то ведомство, куда подаётся регистрационный пакет документации и где фиксируются положения Устава фирмы.

Членское основание НКО. Здесь стоит остановиться подробнее. Если вы - основатель НКО, то проект по сути - ваш. Вы его патронируете. Но основанная на членстве, НКО подразумевает, что развиваться фирма, и реализовываться её проекты будут непосредственно силами и возможностями равных членов коллектива. То есть говорить о том, что проект будет и дальше ваш - уже нельзя. Единственный способ этого добиться - быть лидером этого коллектива и сохранять авторитетную позицию с мнением, к которому будет прислушиваться абсолютное большинство работников.

1. Если компания регистрируется в министерстве юстиций и основана она на членстве, то выделяют:

  • Автономные некоммерческие организации (АНО).
  • Фонды.
  • Учреждения.

2. Если НКО основана не на членстве, то выделяются:

  • Общественные организации.
  • Ассоциации.
  • Союзы.
  • Адвокатские образования.
  • Казачьи общества.

3. Если место регистрации НКО - Федеральная налоговая служба, а сама она основана на членстве, то выделяют:

4. Если НКО регистрировалась в ФСН, а основана она на членстве, то бывают:

  • Государственные учреждения.
  • Казённые учреждения.
  • Муниципальные учреждения.

Если НКО уже образована по конкретной форме, то менять её почти не имеет смысла, обычно это невыполнимая задача. А если есть потребность, то просто создаётся новая организация с нужной формой.

Что нужно, чтобы учредить НКО

Нужные документы и правильный выбор, который можно сделать, решив для себя несколько вопросов:

  • Выбрать область, в которой вы будете некоммерчески действовать, какие цели будут стоять перед компанией и какими способами они будут достигаться.
  • После решения первых вопросов, выбор формы для вашей НКО не станет проблемой, но его нужно будет сделать.
  • Сначала потребуется паспорт учредителя. А в некоторых случаях (в зависимости от выбранной ранее формы НКО) - до трёх учредителей.
  • Решить вопрос, касающийся управляющего состава. Выбрать должности и получить копии паспортов людей, которые эти должности будут занимать.
  • Выбрать название НКО. Как полное, так и, при необходимости, сокращённое.
  • Обеспечить возможность создания юридического адреса. Здесь два варианта. Можно предоставить гарантийное письмо от собственника помещения, в котором будет создаваться офис НКО. Либо же адресом может послужить квартира одного из учредителей. Но только в том опять же случае, если он является владельцем квартиры.
  • Потребуются также деньги на оплату государственной пошлины. На данные момент она составляет 4 тысячи рублей.
  • Средства на оплату услуг нотариуса (не более 4-х тысяч рублей).

Без перечисленных выше документов и определённостей ничего не получится. Это минимум. А теперь подробнее остановимся на каждом из пунктов, потому как по многим параметрам регистрация некоммерческой структуры имеет свои ограничения.

Подробности создания и регистрации НКО

Учредитель (один, в некоторых случаях - два или три)

Коллегиальный орган управления фирмой из (минимум) трёх человек. Здесь нужно пояснить, что учредитель сам также может входить в коллегиальный совет. И не он один принимает решения, а именно весь совет.

Название НКО

В отличие от большинства случаев в практике коммерческих фирм, у НКО есть несколько особенностей, которые нужно учитывать при выборе наименования. Во-первых, нужно уникальное название. Во-вторых, название НКО будет состоять из трёх частей: организационное правовая форма в первой части, характер деятельности - во второй, и само наименование - в третьей.

Пример: Автономная некоммерческая организация по развитию культуры и искусства «Радуга».

Как видно из примера, наименование НКО - достаточно длинная штука. Причина, ещё раз, в том, что есть требования по отражению в нём характера деятельности вашего предприятия, и непосредственно его ориентированность. Отсюда следуют и закономерные ограничения. Так, экологическое направление НКО не позволяет осуществлять, например, деятельность, которая была бы направлена на спорт, или развитие культуры.

Есть и более стандартные ограничения. Нельзя задействовать в названии такие слова, как Россия (вместе с его производными), и вообще слова связанные с символикой и обозначениями государственной власти, а также слова, которые могут запутать понимание деятельности (другие - фонд, союз и т.д., если организация не является ни фондом, ни союзом).

Иностранные слова и символы также запрещены. Но, если вдруг вы называете фирму, используя русские слова, но которые мало известны (или просто не в обиходе), то лучше перестраховаться и приложить специальную пояснительную записку при регистрации. Иначе сотрудники регистрирующего ведомства (например, Минюста, могут неправильно истолковать этот факт, и наложить запрет на использование).

Юридический адрес.

Мы уже сказали о том, что есть два основных способа предоставить для регистрации адрес, который станет юридическим для НКО. Но, как показывает практика, существует ещё один вариант - его покупка.

Сразу оговоримся, что способ не самый лучший. В этой ситуации, владелец квартиры, адрес которой вы планируете использовать, также предоставляет гарантийное письмо, но на самом деле, только получает корреспонденцию, то есть организует почтовое сопровождение.

Почему такой способ существует? Потому что он дешевле, чем снимать офис. Но здесь есть подводные камни. В базах регистрирующих ведомств есть определённые адреса, которые занесены в чёрный список. Их называют ещё «резиновыми» адресами. Всё потому что обычно, те, кто занимается продажей адресов, не ограничиваются одним «клиентом». Вот и получается, что на один адрес собрано множество совершенно различных фирм, между собой никак не связанных. После выявление такого факта, министерство юстиций вынесет отказ. И более того, вообще может наложить запрет на возможность открывать расчётные счета.

Документы для Минюста

Важно! Пакет документации подаётся в региональный Минюст. А не Минюст России.

Документы, которые требуются для регистрации:

  • Устав в трёх экземплярах.
  • Протокол в двух экземплярах.
  • Заявление - один экземпляр. Должно быть нотариально заверенное.
  • Заявление с подписью заявителя. Один экземпляр.
  • Оригинал квитанции об оплате государственной пошлины.
  • Устав НКО должен содержать и отражать цели и направление деятельности организации. И все они должны быть перечислены в неотрывной связи с названием фирмы (о нём мы говорили выше).

Что должен содержать устав НКО

  1. Название.
  2. Место нахождения.
  3. Цели и предмет деятельности НКО.
  4. Данные о любых представительствах и филиалах компании.
  5. Порядки реорганизации, ликвидации и других возможных процессах, которые связаны с НКО.
  6. Порядок контроля деятельности НКО.
  7. Процесс регистрации по пунктам

Для начала следует заметить, что в процессе самой регистрации НКО очень много отличий от той же процедуры для обычного юрлица или тем более ИП. Весь процесс от начала до конца занимает порядка полутора месяцев.

Этапы:

  • Подать документацию в министерство. Вам понадобится окошко «специалист на приёмке».
  • Второй этап подразумевает трёх недельную проверку ваших документов и самого проекта НКО конкретным назначенным специалистом м инисте рства. Это самый проблемный этап. Поэтому, стоит остановиться на нём подробнее:

Если вам отказали. Вся процедура с документами, пошлиной и нотариальным заверением повторяется сначала.

Если ваши документы отправили с пометкой «доработка». Здесь нужно проявить особое внимание. Потому что обычно для внесения поправок, специалист связывается с заявителем по телефону.

Важно! Если вы пропускаете звонок от специалиста, и сами в этот же день не обращайтесь к нему лично, на следующий день получаете отказ в регистрации. Поэтому обезопасьте себя заранее и узнайте внутри ведомства, кто занимается вашей подачей и какой у него телефон.

После внесение требуемых изменений, срок проверки снова может увеличиться до трёх недель. Но тут расходов на пошлину и нотариуса уже не потребуется.

Конечно, нужный для всех вариант только третий - одобрение.

Следующая задача - дождаться, пока министерство юстиций перешлёт ваши документы в налоговое ведомство, где они также будут проверяться. На этот раз уже около недели.

В ФСН вы получаете после проверки либо «да», либо «нет». Соответственно, если вам выпал второй вариант, то придётся вернуться к началу «игры», то есть к первому пункту. Если же, налоговая одобряет заявку, то вам идёт присвоение ИНН и ОГРН, а также реализуется процедура регистрации в реестре ЮЛ. Тут лучше сразу заказать выписку из ЕГРЮЛ. Этот этап после одобрения также занимает порядка недели.

Последний этап - ваши документы опять пойдут в министерство юстиций. Где после получения, создаётся свидетельство о регистрации НКО с личной подписью начальника министерства. И именно потому что в нём присутствует его подпись, ждать можно и несколько недель.

Важно! Ругаться на женщину в окошке бесполезно. Она не будет докладывать высшему руководству, что кто-то чем-то недоволен.

И ещё! Когда вы всё-таки получите на руки документы, не забудьте проверить, нет ли в них ошибки. Потратьте ещё время и изучите ЕГРЮЛ, правильность ФИО, адресов и названия. А то потом может неплохо аукнуться.

Следующий важный момент - для НКО изготовление печати - это обязательное требование. А также обязательно загляните в отделение РОССТАТА и получите своё «Уведомление», где будут содержаться коды статистики. А то письмо от них может и не дойти.

Последний из самых важных и срочных этапов - открытие расчётного счёта в банке. С этим тоже не тяните. Редко какая НКО бывает без расчётного счёта. Да и деятельность будет очень сильно затруднена.

Во сколько обойдётся регистрация НКО

Основными расходами в деле регистрации некоммерческой организации станут услуги нотариуса и государственная пошлина. Это 3500 и 4000 рублей соответственно.

Примечание: Если учредителей более двух, то нотариус может обойтись и дороже.

Вторая статья - открытие расчётного счёта. Расценки у банковских организаций разные, но единовременно в среднем вы заплатите 2 - 3 тысяч рублей.

Нужно заметить, что расчётный счёт не обойдётся вам только одним платежом. Скорее всего будут и ежемесячные, или как минимум периодические расходы. А к ним ещё нужно будет прибавить оплату работы хорошего бухгалтера. Этот человек в сфере НКО - обязательное звено. Но нанимать на постоянку его не критично. Можно и приглашать на аутсорсинг.

Что входит в правила работы НКО и какие у неё обязанности

Разделим вопрос на три блока.

  1. Где может работать НКО
  2. Кто контролирует работу НКО
  3. Принцип деятельности НКО

Где может работать НКО

Региональная доступность прописывается ещё в Уставе фирмы. Однозначно, главный регион - тот, в котором происходит регистрация фирмы (если не заявлено другого). В других территориальных областях организация может действовать с помощью собственных филиалов и отделений. Причём их нужно различать.

Филиалы НКО - это отдельные юридические единицы, у которых будут свои реквизиты и свои счета в банках. Когда создаётся филиал, приходится обновлять Устав.

Отделения НКО - менее масштабная единица. Они организуются с помощью внутренних документов. Но не каждая разновидность некоммерческой организации может открывать собственные отделения.

Существуют и такие формы НКО, которые вообще обычно не открывают ни того, ни другого за ненадобностью. Так, например, поступают фонды, которые занимаются перераспределением средств.

Есть и локальные ограничения по формам НКО. Например, общественным организациям нельзя открывать более 43-х отделений. Для НКО, которые являются ассоциациями, правило - действовать более 5 лет и иметь уникальную деятельность.

Что нужно, чтобы получить международный статус и получить такое определение

Создаём представительство в необходимой стране. Естественно, опираясь на её правила и законы.

Подаём документы в министерство юстиций РФ и заявление на новый устав, статус и название.

Только так можно добиться статуса международной НКО.

Примечание: Всемирной НКО - не существует и не может существовать.

Кто отвечает за контроль работы НКО

Два основных «контролёра» - Минюст и ФСН. У каждого свои процесс и принципы контроля.

Министерство юстиций главным образом сосредотачивает свой надзор на факте соответствия деятельности НКО закону о некоммерческих организациях. Также идёт проверка соответствия деятельности фирмы Уставу.

В сферу ответственности этого министерства также входит принятие жалоб от организаций, принятие решений об их ликвидации, проверка целевого использования средств и законность оснований. НКО в Минюст сдаёт ежегодную отчётность о своих показателях в плане финансов и экономики.

То есть по факту, Минюст - надзорный орган для НКО.

Что касается налоговой инстанции, то на неё возлагается другая ответственность. Как мы уже писали выше, НКО согласно своему Уставу может получать доход от деятельности. И некоторые виды его облагаются налогом. А это уже непосредственная сфера ФСН. Ведь нужно проверять и облагать налогом по закону. А за нарушения - наказывать штрафами, блокировкой счетов и другими «кнутами».

То есть ФСН для НКО - фискальный орган.

Помимо двух этих мастодонтов, некоммерческие организации отправляют отчётности и во внебюджетные фонды - ПФР, соцстрах, Росстат. Причём, даже в том случае, если деятельность по факту не ведётся, а работников нет.

Социальные ориентированные некоммерческие организации - СО НКО

Такие НКО могут быть созданы на основе:

  • Религиозных организаций
  • Общественных организаций

Важно! Госорганы и политические организации не имеют права на получение статуса СО НКО.

На данный момент на территории РФ СО НКО участвуют в общественном процессе и влияют на развитие общества в целом. Регламентируется их работа законом «О некоммерческих организациях».

Направления деятельности СО НКО

  • Разрешение вопросов общественного и соц. Характера.
  • Подготовка населения к избежанию несчастных случаев и регулировка поведения в случае катастроф.
  • Соц.помощь.
  • Помощь беженцам.
  • Юридические консультации.
  • Природо-охранные мероприятия.
  • Защита прав граждан.
  • Охрана объектов культурного населения.
  • Благотворительность.
  • Формирование негативного отношения к коррупции.
  • Развитие культурного, общественного, социального, научного характера общества.
  • Мероприятия, нацеленные на психологическую поддержку.
  • Создание должного уровня патриотизма.
  • Международные отношения.
  • Социальная поддержка мигрантов.
  • Спасательно-поисковые работы.

Это только небольшой перечень всех возможных направлений, в которых может принять участие СО НКО.

Основные цели СО НКО

  • Защита прав и свобод человека.
  • Развитие спорта и пропаганда ЗОЖ.
  • Забота о нематериальных нуждах граждан.
  • Контроль законопроектов.

Факторы, которые могут привлечь население к работе с СО НКО

  • Доверие. Основной фактор, без которого не может идти и речи о привлечении интереса и внимания.
  • Репутация. Отзывы являются лучшим способом правильной рекламы НКО.
  • Результат. Если общество видит, что организация добилась того или иного результата, то найдётся и отклик.

Итог

Тема некоммерческих организаций обширна и содержит в себе множество вопросов, связанных непосредственно с жизнью общества и действиями государства. В этой статье мы попытались обозначить определённое понимание того, что собой представляют такие общества. А также выделили основные этапы организации НКО. Отдельно затронули социально ориентированные варианты подобных структур. Но вникать в эту тему можно ещё очень долго. Главное понимать, что в отличие от остальных организаций, компании, действующие в некоммерческой сфере, нацелены на совершенно иные категории и ставят целью не получение дохода, а общественно важные понятия.

Сегодня многие слышали про некоммерческие организации, которые сокращённо именуются НКО, но смутно представляют что это такое. Давайте попытаемся разобраться, что такое НКО, чем они занимаются, какие технологии используют в своей работе и кто, собственно, в них работает, кому нужна их деятельность и кто их поддерживает.

По закону

Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

Деятельность НКО охватывает самый широкий спектр вопросов жизнедеятельности современного человека. В законе указывается, что:

Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Федеральным законом от 05.04.2010 N 40-ФЗ был введён п. 2.1, который выделил особую группу социально ориентированные НКО (СО НКО), т.е. НКО, осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем и развитие гражданского общества в Российской Федерации. Отметим, что ни государственные корпорации, ни государственные компании, ни политические партии не могут быть социально ориентированными НКО, точнее иметь этот юридический статус.

Для того, что НКО стала СО НКО необходимо, чтобы в учредительных документах организации были прописаны нижеперечисленные виды деятельности, ну и, соответственно, на практике организация занималась такими вопросами. Статья 31.1 Федерального закона «О некоммерческих организация» определяет перечень видов деятельности СО НКО:

  1. социальная поддержка и защита граждан;
  2. подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
  3. оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам;
  4. охрана окружающей среды и защита животных;
  5. охрана и в соответствии с установленными требованиями содержание объектов (в том числе зданий, сооружений) и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронений;
  6. оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина;
  7. профилактика социально опасных форм поведения граждан;
  8. благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества;
  9. деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта и содействие указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности;
  10. формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению; (пп. 10 введен Федеральным законом от 30.12.2012 N 325-ФЗ)
  11. развитие межнационального сотрудничества, сохранение и защита самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации; (пп. 11 введен Федеральным законом от 30.12.2012 N 325-ФЗ)
  12. деятельность в сфере патриотического, в том числе военно-патриотического, воспитания граждан Российской Федерации. (пп. 12 введен Федеральным законом от 02.07.2013 N 172-ФЗ)

Формы НКО

С 1 сентября 2014 г. вступили в силу изменения в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), согласно которой все юридические лица (как коммерческие, так и некоммерческие) разделены на корпорации и унитарные юридические лица (ст. 65.1 ГК).

Корпоративные юридические лица (корпорации)
- это юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган.

Таким образом, теперь НКО могут создаваться в организационно-правовых формах:

  • общественных организаций , к которым относятся в том числе политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), общественные движения, органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления (гл. 3 §6 ГК РФ);
  • ассоциаций (союзов) , к которым относятся в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные, нотариальные и адвокатские палаты (гл. 4 §6 ГК РФ);
  • казачьих обществах , внесённых в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации (гл. 6 §6 ГК РФ);
  • общин коренных малочисленных народов Российской Федерации (гл. 3 §6 ГК РФ).

Унитарные юридические лица - это юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства. НКО могут создаваться в организационно-правовых формах:

Меры поддержки

  1. финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка, а также поддержка в области подготовки, дополнительного профессионального образования работников и добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций;
  2. предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах;
  3. осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у социально ориентированных некоммерческих организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
  4. предоставление юридическим лицам, оказывающим социально ориентированным некоммерческим организациям материальную поддержку, льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Также орган государственной власти и орган местного самоуправления могут передавать во владение и (или) в пользование СО НКО государственное или муниципальное имущество, которое должно использоваться только по целевому назначению.

На практике такая мера поддержки развита недостаточно, так как цель деятельности муниципалитета позиционируется как «привлечение прибыли в казну», а деятельность некоммерческого сектора не может быть направлена на получение прибыли. Поэтому, передавать муниципальную собственность в аренду СО НКО не выгодно, если применять в качестве меры деньги. Есть и другая точка зрения со стороны чиновников, которая заключается в том, что раз учредители НКО приняли решение о её создании, значит они должны позаботиться и о том, чтобы у организации было своё помещение. Такая точка зрения отчасти опирается на статью 26. анализируемого закона, где в качестве источников формирования имущества НКО указываются:

  • регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов);
  • добровольные имущественные взносы и пожертвования;
  • выручка от реализации товаров, работ, услуг;
  • дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;
  • доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации;
  • другие не запрещенные законом поступления.

Собственная предпринимательская деятельность

Законом предусмотрена возможность ведения предпринимательской деятельности НКО но «лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в её учредительных документах». Необходимо, чтобы деятельностью НКО, приносящая прибыль, отвечала целям создания некоммерческой организации.

Но, порой, на практике складывается такая ситуация, когда общественники не готовы выходить на рынок со своими услугами и причин для этого много. Основная из них - это не готовность изменить свое мировоззрение. Традиционный общественник делает добрые дела, делает это потому, что такова его потребность, такова суть его духовного мира. И он сталкивается с тем, что необходимо оказывать эту услугу - «делать добрые дела» за деньги, то есть за определённый процент. Эта ситуация похожа на то, что сейчас происходит в системе образования: учителям настойчиво объясняют, что их задача - не воспитывать и обучать ребёнка, а предоставлять «образовательную услугу», где учитель выступает в качестве продавца. Такой подход является для многих людей, служителей по своей натуре, неприемлемым.

В тоже время, услуги, которые производят НКО, должны быть стандартизированы и систематизированы тем или иным образом, особенно это важно, когда необходимо производить расчёт стоимости этой услуги. Государство ожидает, что НКО будут производить свои услуги минимум на 20-30% дешевле, чем в среднем на рынке услуг. При этом, если НКО получается субсидию от органа власти в Карелии, то она обязывается оказывать заявленную услугу бесплатно для населения региона.

Кадровый вопрос - Кто работает в НКО

В социальном партнерстве очень важно стремление добиваться результата. Одно дело - отстаивать политические права и заниматься болтологией, другое дело решать практические задачи на местности. Важно, не подменять деятельность органов власти, помощью волонтёров и лидеров НКО, а совместными усилиями решать проблемы.

При этом, сегодня ощущается неготовность бОльшей части НКО к систематической практической деятельности, направленной на решение проблем. Вместо этого, организации реализуют серии мероприятий, часто не связанных друг с другом. И только по истечении определённого времени, организация начинает обозначить стратегические цели деятельности своей НКО. Нередко пересмотр целей деятельности НКО приводит и к её реорганизации, и к её ликвидации.

Для того, чтобы деятельность НКО перешла на другой уровень: от небольших, почти спонтанных проектов к системный работе - необходимо иметь подготовленные кадры, которые способны не только организовать мероприятие, но и обладают достаточными управленческими компетенциями. В условиях карельской реальности, практически ничем не отличающейся от средних показателей по России, чаще всего в НКО, которые созданы для решения социально-экономических вопросов, трудятся волонтёры, люди, по своему типу эмоциональные, которых интересуют вопросы служения обществу. Эти люди, как правило, работники социальной сферы: образования и науки, культуры и искусства. За исключением профессиональных объединений и НКО, которые по своей сути являются коммерческими организациями, но зарегистрированы в форме НКО.

Помимо принятия стратегически важных решений, руководитель НКО должен быть подготовленные как в правовом, экономическом, так и социально-политическом поле. Согласно действующему законодательству, руководитель НКО несёт ответственность, как руководитель юридического лица. При чём, деятельность НКО в российских реалиях зависит целиком и полностью от её руководителя. Так как работа, как правило, не систематизирована, процессы не отлажены, коммуникации происходят спонтанно и каждый раз повторяется одна и та же ситуация, возникают одни и те же сложности, совершаются одни и те же ошибки. Функциональные обязанности специалистов НКО не определены и часто сам руководитель в одном лице выполняет функции и бухгалтера, и организатора, и лектора и т д.


Он и бог, он и жнец, он и жрец.

Выводы

На сегодняшний день, подготовка профессиональных кадров для некоммерческого сектора проводится как силами самих НКО (как российских, так и иностранных), так и в некоторых вузах на специальности «социальная работа». Но эта работа носит не системный характер и не обеспечивает постоянного притока кадров в сферу некоммерческого сектора, так как работа в НКО, в большинстве случаев, не приносит большого дохода.

Представляется, для того, чтобы некоммерческий сектор стал реальным партнёром государства в решении ключевых социально-экономических вопросов, необходимо создание условий для его постоянного совершенствования. Это, как мы уже говорили, и подготовка и переподготовка профессиональных кадров, понятная и чёткая система финансирования, система мер имущественной, административной и информационной поддержки. До тех пор, пока в системе НКО нет инфраструктуры, очень сложно говорить о развитии отрасли.

Сами НКО должны больше работать со средой - как с точки зрения коммуникаций, так и с точки зрения системной работы, повышать доверие населения к своей деятельности и выходить на долгосрочное планирование и сотрудничество. Привлечение как добровольцев, так и включение новых членов в свои организации – один их механизмов для развития некоммерческого сектора. Люди уже созрели для того, чтобы переходить от обсуждения проблем местного сообщества к их решению.

Объединение НКО в союзы и ассоциации также может приносить определённые результат, так как при объединении усилий результат становится более значимым. Даже сейчас мы видим результаты от слаженной работы ресурсных центров НКО, но количества таких ресурно-методических центров, особенно в регионах, явно не достаточно.

Некоммерческие организации (далее – НКО) являются одной из двух больших групп юридических лиц (к другой группе относятся коммерческие организации). Основной отличительной чертой некоммерческих организаций является то (и это следует из самого их названия), что они создаются не в целях осуществления коммерческой деятельности.

Что такое НКО, цели создания, независимость

Под некоммерческими организациями понимаются , создаваемые в образовательных, культурных и иных, указанных в их учредительных документах, целях, и:

  • не имеющие в качестве основной цели извлечение прибыли;
  • не распределяющие полученную в результате своей деятельности прибыль между своими участниками (п. 1 ст. 50 Гражданского кодекса РФ).

Примерный перечень целей создания НКО закреплен п.2 ст.2 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 (далее – ФЗ о НКО). Согласно указанному закону НКО могут создаваться для:

  • достижения социальных, благотворительных, духовных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей;
  • развития физической культуры и спорта, защиты прав и законных интересов граждан и т.д.

Указанный перечень не является исчерпывающим, данным пунктом предусмотрено, что НКО могут создаваться в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Кроме того, цели создания и деятельности НКО закрепляются отдельными федеральными законами.

Так, например, согласно п.1 ст.19 N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 11.06.2003 крестьянское (фермерское) хозяйство создается в целях осуществления деятельности по производству, переработке и реализации сельскохозяйственной продукции, согласно ст.1–3, 6, 20–26 N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» от 31.05.2002 целью создания коллегий адвокатов, иных адвокатских образований является защита прав и свобод граждан, оказание гражданам квалифицированной юридической помощи, представление интересов граждан.

Конкретные цели создания НКО закрепляются в их учредительных документах, и, в зависимости от цели, НКО относятся к тому или иному виду, в какой именно сфере они будут осуществлять свою деятельность.

Среди принципов организации и деятельности НКО особое значение придается принципу их независимости.

Независимость НКО обеспечивается, прежде всего, тем, что они являются юридическими лицами, и, как для всех юридических лиц, в их отношении, в том числе, законодательно закрепляется порядок их создания и ликвидации, порядок формирования, компетенция их органов управления, НКО наделяются обособленным имуществом.

В отношении некоторых форм и видов НКО принцип независимости специально закрепляется законом.

Так, например, это сделано в отношении религиозных объединений, организаций (ст.4, 6, 25 N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997), адвокатуры (ст.3 N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» от 31.05.2002) и т.д.

Виды и формы некоммерческих организаций

Согласно действующему законодательству НКО могут создаваться в различных формах, например, ГК РФ в п. 3 ст. 50 предусматривает более 15 возможных форм.

Все НКО, в зависимости от того, создается ли она на основе членства или нет, подразделяются на две больших группы (вида): а) некоммерческие корпоративные организации и б) некоммерческие унитарные организации.

К некоммерческим корпоративным организациям, согласно ст. 123.1 ГК РФ , относятся организации, которые соответствуют следующим критериям (помимо критериев, общих для всех НКО):

  1. создаются на основе членства, т.е. учредители (участники) получают право членства в НКО;
  2. учредители (участники) НКО формируют высший орган управления организацией;
  3. решение о создании некоммерческой корпоративной организации принимается ее учредителями на собрании, съезде, конференции и т.п.

В отличие от некоммерческих корпоративных, некоммерческие унитарные организации:

  1. не имеют членства;
  2. создаются по решению одного учредителя;
  3. решение о первоначальном формировании высшего органа управления такой НКО принимается одним учредителем.

Законодательством специально выделяются два самостоятельных вида НКО:

  • социально ориентированные некоммерческие организации;
  • исполнители общественно-полезных услуг.

При этом, согласно п. 2.1 ст. 2, ст. 31.1 ФЗ о НКО под социально ориентированными НКО понимаются НКО, создаваемые в целях и осуществляющие деятельность по решению социальных проблем, развитию гражданского общества, охране объектов и территорий, имеющих особое историческое, культурное значение (например, объекты историко-культурного наследия), оказанию юридической помощи на безвозмездной или льготной основе (адвокатские образования) и т.д.

Особо законом оговаривается, что не признаются социально ориентированными НКО государственные корпорации, государственные компании и политические партии.

В соответствии с пунктом 2.2 ст. 2 ФЗ о НКО под исполнителями общественно полезных услуг понимаются социально ориентированные НКО, которые соответствуют следующим критериям:

  • на протяжении 1 года и более оказывают общественно полезные услуги надлежащего качества;
  • не являются организациями, признаваемыми по российскому законодательству иностранным агентом;
  • не имеют задолженности по налогам и сборам (обязательным платежам).

Как указывалось выше, законодательством предусмотрен только примерный перечень видов и форм НКО (п. 3 ст. 50 ГК РФ).

Кроме указанного перечня, некоторые формы НКО закреплены в п. 3 ст. 2, ст. ст. 6 – 11 ФЗ о НКО (общественные и религиозные организации (объединения), общины малочисленных коренных народов РФ, казачьи общества, некоммерческие партнерства и т.д.).

В свою очередь указанные выше формы, в зависимости от целей создания и осуществляемой деятельности НКО, также могут подразделяться на отдельные виды.

Так, основным нормативным правовым актом о потребительских кооперативах является ГК РФ, в частности ст. ст. 123.2, 123.3. При этом, порядок создания, организации и деятельности отдельных видов потребительских кооперативов определяется специальными федеральными законами.

Например, выделяются особенности жилищных и жилищно-строительных кооперативов (определяются ст. ст. 110 – 134 Жилищного кодекса РФ), кредитных кооперативов (ФЗ «О кредитной кооперации» от 18.07.2009 № 190-ФЗ), потребительских обществ (Закон РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» от 19.06.1992 № 3085-1), жилищных накопительных кооперативов (ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах» от 30.12.2004 № 215-ФЗ, сельскохозяйственных производственных и сельскохозяйственных потребительских кооперативов (ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» от 08.12.1995 № 193-ФЗ) и т.д.

Отметим, что указанные формы могут в свою очередь подразделяться на несколько видов. Так, например, сельскохозяйственные потребительские кооперативы в зависимости от осуществляемых видов деятельности подразделяются на перерабатывающие, сбытовые (торговые), животноводческие и т.д. (ст. 4 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»).

Читайте также: Хозяйственные товарищества и общества

Создание ряда форм НКО, порядок их организации и деятельности регулируются отдельными специальными федеральными законами. Это относится, например, к садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям граждан (ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединении граждан» от 15.04.1998 № 66-ФЗ, ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 29.07.2017 № 217-ФЗ), товариществам собственников жилья (ст. 291 ГК РФ, ст. ст. 135 – 152 Жилищного кодекса РФ) и т.д.

Иностранные НКО, НКО со статусом иностранного агента

Законодательством особо рассматривается вопрос о деятельности иностранных НКО на территории РФ.

Согласно п. 4 ст. 2 ФЗ о НКО иностранными признаются организации, созданные за пределами территории РФ. При этом, они должны отвечать общему принципу создания НКО – основной целью создания и деятельности не является извлечение прибыли, полученная в результате деятельности прибыль не распределяется между учредителями (участниками).

В соответствии с п. 5 указанной статьи деятельность иностранной организации может осуществляться на территории РФ через создаваемые структурные подразделения (в зависимости от конкретной формы НКО и положений ее устава – отделения, филиалы, представительства).

Также, действующим законодательством особо выделяется такой вид НКО как «иностранные агенты», порядок создания, организации и деятельности которых имеет свои особенности.

Под НКО, признаваемой по российскому законодательству выполняющей функции «иностранного агента», согласно п. 6 ст. 2 ФЗ о НКО понимаются НКО, которые отвечают следующим признакам:

  1. получают денежные средства (имущество) от иностранных источников, под которыми понимаются иностранные государства, международные организации иностранные граждане и т.д.;
  2. участвуют в политической деятельности на территории РФ в интересах иностранных источников.

Указанным ФЗ приводится перечень видов деятельности, которые понимаются под политической деятельностью – митинги, демонстрации, участие в деятельности на выборах, референдумах и т.д. (ч. 3 п. 6 ст. 2 ФЗ о НКО). Отдельно в указанном пункте закреплен перечень видов деятельности, которые не признаются политической деятельностью – деятельность в сфере образования культуры, благотворительная деятельность и т.д. (ч. 4 п. 6 ст. 2 ФЗ о НКО).

Отметим, что соответствие указанных норм Конституции РФ подтверждено, в том числе, и Постановлением Конституционного Суда РФ от 08.04.2014 № 10-П.

Права и деятельность некоммерческой организации, некоммерческие организации как субъекты предпринимательской деятельности

Как все юридические лица, НКО обладают своей правоспособностью.

По общему правилу, согласно ст. 49 ГК РФ, юридическое лицо может иметь гражданские права (и осуществлять виды деятельности), которые соответствуют целям его деятельности.

При этом, некоторыми федеральными законами, определяющими правовое положение отдельных видов НКО, специально оговариваются права (правомочия) НКО.

Так, например, ст. 6 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» к правомочиям сельскохозяйственного кооператива относятся право на создание филиалов (представительств), право на приобретение имущества, в том числе земельных участков, право на осуществление внешнеэкономической деятельности, право на заключение договоров, направленных на достижение целей в соответствии с уставом кооператива и т.д.

При этом, правоспособность НКО отличается тем, что она ограничена теми целями, для достижения которых НКО создавалось (уставные цели).

Вместе с тем, законодательством не запрещается НКО осуществлять в процессе своей деятельности предпринимательскую деятельность. При этом, специально оговаривается, что, полученная НКО при осуществлении уставной деятельности прибыль, не подлежит распределению между ее участниками (п. 1 ст. 50 ГК РФ).

Кроме того, п. 4 ст. 50 ГК РФ закреплено специальное правило для НКО – они могут осуществлять приносящую доход деятельность, если:

  1. осуществление такой деятельности предусмотрено уставом НКО;
  2. такая деятельность должна отвечать (соответствовать) целям создания НКО;
  3. такая деятельность должна способствовать достижению целей создания НКО.

В связи с тем, что при осуществлении такой деятельности НКО выступают как любые другие участники гражданского оборота, в целях обеспечения его стабильности, защиты их контрагентов по сделкам, совершаемым НКО, п. 5 указанной статьи предусмотрено специальное правило: для осуществления такой деятельности НКО должна обладать имуществом, рыночной стоимостью не менее размера уставного капитала, предусмотренного законом для обществ с ограниченной ответственностью (согласно ч. 1 п. 1 ст. 14 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» этот размер составляет 10 000 рублей).

По общему правилу в остальных аспектах (налогообложение, лицензирование и т.д.), предпринимательская деятельность НКО и, соответственно, полученная в результате такой деятельности прибыль, признается прибылью юридического лица в обычном порядке.

Следует отметить, что, если НКО осуществляет виды деятельности, для которых требуется специальное разрешение (лицензия), их деятельность подлежит лицензированию в общем для всех субъектов предпринимательской деятельности порядке.

В ряде случае специальными федеральными законами определяются виды деятельности для отдельных форм НКО.

Особое место при рассмотрении вопроса о деятельности НКО занимает характеристика деятельности НКО в тех сферах, которые имеют специальное значение исходя из статуса самих НКО.

Так, среди НКО специально выделяются саморегулируемые организации (далее – СРО), которые призваны обеспечить соответствие деятельности входящих в ее состав членов законодательству и принятым стандартам.

Согласно п. 1 ст. 3 ФЗ «О саморегулируемых организациях» от 01.12.2007 № 315-ФЗ (далее – ФЗ о СРО) под СРО понимаются НКО, которые:

Саморегулируемые организации создаются и действуют в различных сферах, так, созданы и функционируют СРО (например, аудиторская деятельность, деятельность по осуществлению инженерных изысканий, осуществление процедур медиации и т.д.).

Порядок организации и деятельности СРО определяется как указанным ФЗ о СРО, так и специальными федеральными законами (например, ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ, ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29.07.1998 № 135-ФЗ и т.д.).

Особое значение при осуществлении СРО своих функций придается т.н. «стандартам профессиональной деятельности», которые разрабатываются соответствующими СРО и применение которых является обязательным для членов указанных организаций.

Также Законом о НКО при этом специально оговаривается, что НКО, созданные в форме некоммерческого партнерства, при приобретении ими статуса СРО, утрачивают право на осуществление предпринимательской деятельности.

Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. В этом заключается принципиальное отличие некоммерческих организаций от организаций коммерческих.

Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

3. Граждане, имеющие необходимый опыт, знания и оборудование решили создать автошколу в целях обучения вождению будущих автолюбителей. В данной ситуации, как правило, создается негосударственное образовательное учреждение либо автономная некоммерческая организация.

4. Несколько адвокатов, сведения о которых внесены в один региональный реестр адвокатов, в целях совместного осуществления адвокатской деятельности могут зарегистрировать некоммерческую организацию в форме коллегии адвокатов . В соответствии с Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в российской федерации» коллегия адвокатов действует не только на основании устава, утверждаемого ее учредителями, но и на основании заключаемого ими учредительного договора.



Касса