Трясогузка птица. Образ жизни и среда обитания трясогузки. Творческая работа для всех участников викторины. Как размножаются трясогузки

Трясогузка белая - небольшая, но очень стройная птичка. Эту изящность ей придают длинные тонкие ноги и длинный, прямо срезанный хвост. Ловко и быстро бегая по земле, она беспрестанно потряхивает своим хвостиком. Оперение у трясогузки светлое, в основном белых и серых тонов, на горле и груди большое черное пятно, на темени черная шапочка, резко отличающаяся от белых лба и щечек по бокам головы, брюхо серовато-белое. Хвост у этой изящной пташки черный, но крайние перья белые; крылья сверху буровато-серые с чередующимися широкими поперечными черно-бурыми узкими белыми полосами.

Гнездится белая трясогузка в Европе, Азии, Африке и на прилегающих к этим материкам островах, а также в Северной Америке. Зимуют же белые трясогузки в Африке, на юге Азии и частично - Европы.


Питаются насекомыми, в частности мухами, пауками, гусеницами и комарами. Гнездо строят приблизительно одну-две недели, причем оно имеет вид неглубокой чаши, стенки которой сложены рыхло и небрежно из полусгнивших и размочаленных стеблей и листьев растений. Лоток свит из шерсти животных и конского волоса. В таком уютном гнездышке в апреле-мае появятся птенцы с выразительным бархатно-черным горлышком. В начале осени начнется отлет этой птицы в далекие теплые края.

Голос белой трясогузки:

Ваш браузер не поддерживает audio элемент.

Использован текст:
А. Горьканова. "Перелетные и зимующие птицы России. Тематический словарь в картинках"
Художник: Екатерина Резниченко

  • Развитие представлений об окружающем мире..
  • Формирование представлений о частях суток
  • Умение выделять главные признаки предметов
  • Общеобразовательные программы
  • Выступления на семинарах (жюри)
    • Роль игровых технологий Роль игровых технологий
    • Формы взаимодействия с родителями
    • Участие в жюри по ДПИ на фестивале Умка композитора Е. Крылатова
    • Участие в конкурсе Сердце отдаю детям
    • Участие в семинаре в МКОУ СОШ Солнечная
    • Участие в конкурсе "НАШЕ ПОДМОСКОВЬЕ-2014"
    • Участие в семинаре в ДДТ Юность 21.01.2015
    • Телефестиваль «Спасти и сохранить».
  • Доска объявлений Доска объявлений
    • Люди, берегите природу Люди, берегите природу
  • Работа с родителями Работа с родителями
    • Нет наркотикам! Нет наркотикам!
      • Алкоголизм и наркомания в подростковом возрасте
    • Бережем здоровье Бережем здоровье
      • Веселая гимнастика для глаз Веселая гимнастика для глаз
      • Гимнастика для глаз школьника
      • Дыхательная гимнастика для ребенка
      • Закаливаем грудного ребенка Закаливаем грудного ребенка
      • Как укрепить ребенку иммунитет
      • Зрительная гимнастика - 1 метод
      • Зрительная гимнастика - 2 метод
      • Самопомощь в стрессовой ситуации
      • Как сохранить зрение школьнику
      • Антибиотики польза или вред. Антибиотики польза или вред.
      • Чем занять ребенка на прогулке весной.
    • Безопасность детей в интернете
    • Духовные основы воспитания Духовные основы воспитания
      • Духовные основы воспитания. Духовные основы воспитания.
      • Как научить детей вести себя в церкви
    • Психологические сказки для детей
      • Как олененок подружился с сестренкой
      • Олененок становится старшим братом
    • Консультации для родителей Консультации для родителей
      • 6 лет готовность к школе 6 лет готовность к школе
      • 7 лет младший школьник 7 лет младший школьник
      • 8-9 лет решение конкретных задач
      • 10-11 лет переходный возраст 10-11 лет переходный возраст
      • 12 лет и старше подростковый кризис
      • Заповеди родителям от подростка
      • Ошибки и затруднения при выборе профессии
      • Права ребенка и родителей Права ребенка и родителей
      • Принципы выбора профессии Принципы выбора профессии
      • У вашего ребенка нет друзей У вашего ребенка нет друзей
      • Частые нарушения поведения у подростка
      • Что нужно знать при выборе учебного заведения.
      • Школьная дезадаптация первоклассников
      • Восприятие информации детьми Восприятие информации детьми
      • Детский сад. Адаптация Детский сад. Адаптация
      • Здоровый образ жизни в семье Здоровый образ жизни в семье
      • Игротерапия в работе с детьми
      • Как вести себя на дорогах Как вести себя на дорогах
      • Мама должна быть какой Мама должна быть какой
      • Памятка для родителей по профилактике туберкулеза
      • Правила для родителей в детском саду
      • Простудные заболевания и питание
      • Роль отца в жизни ребенка Роль отца в жизни ребенка
      • Утомление и переутомление у детей дошкольного возраста
      • Развлекаться или развиваться?
    • Консультации Консультации
      • Чем занять ребенка на прогулке
      • Такие важные обязанности Такие важные обязанности
      • Так ли важно рисование в жизни ребенка
      • ИГРЫ ДЛЯ ЛЕВОРУКИХ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ
      • Влияние семьи на развитие ребенка
      • Влияние родительских установок на развитие детей
      • Счастье - это когда тебя понимают
      • Развитие мелкой моторики рук, как средство
      • Правила безопасности для детей
      • Если ребёнок кусается Если ребёнок кусается
      • Духовно - Нравственное воспитание актуально в наше время
      • Аптечка для ребенка на море Аптечка для ребенка на море
      • Безопасность на море для детей
      • Как воспитывать мальчика в семье
      • Как эффективно можно закалить ребёнка-дошкольника
      • Книга впервые у малыша Книга впервые у малыша
      • Когда ребенку можно ехать на море
      • Летние каникулы с пользой Летние каникулы с пользой
      • Произвольность поведения Произвольность поведения
      • Ребенок идет в первый класс Ребенок идет в первый класс
      • Ребенок часто дерется с детьми
      • Советы логопеда на лето Советы логопеда на лето
      • Учим ребенка обращению с деньгами
    • Типичные ошибки в семейном воспитании
      • Типичные ошибки в семейном воспитании.
      • Советы психолога родителям по обеспечению психической устойчивости детей
      • Проблемы, с которыми сталкивается подросток
      • Позитивные и негативные установки для ребенка
      • Подросток попал в дурную компанию
      • Агрессия ребенка-подростка Агрессия ребенка-подростка
      • 10 правил воспитания счастливого ребенка
      • «Я сам»: не спугните самостоятельность
      • Воспитываем маленького помощника.
      • Дедушки и бабушки в воспитании внуков
      • Засыпать самостоятельно. Засыпать самостоятельно.
      • Как приучить ребенка к порядку.
      • Как уложить ребенка спать. Как уложить ребенка спать.
      • Малолетний негативист. Малолетний негативист.
      • Почему ребенок ругается? Почему ребенок ругается?
      • Ребенок спит с родителями. Ребенок спит с родителями.
  • Советы родителям Советы родителям
    • Психологические советы о детях
      • Шпаргалка для взрослых или правила работы с тревожными детьми
      • Что делать и не делать с ребенком дошкольного возраста
      • КАКИЕ ОНИ, СОВРЕМЕННЫЕ ДЕТИ? КАКИЕ ОНИ, СОВРЕМЕННЫЕ ДЕТИ?
      • Конвенция ООН о правах ребенка
      • Тест "Дерево". Значение фигур
      • Лечим бабушек, начиная с себя
      • Осторожно: орущая мамаша! Осторожно: орущая мамаша!
      • Если Ваш ребенок стал молчаливым и замкнутым
      • Если ребенок плохо ведет себя на улице,дома, в гостях
      • Идеальный родитель подростка Идеальный родитель подростка
      • ЛИЧНЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПЛАН РЕБЕНКА
      • Психологические трудности ребенка в период экзаменов
      • Патриотическое воспитание дошкольников
      • Как крестьяне на Руси детей воспитывали
    • Психологические советы родителям
      • Традиционные и современные функции семьи.
      • Развод как кризис семьи. Неполная семья.
      • Различные категории современной семьи
      • Тренинг родительской эффективности
      • Периодизация семейной жизни Периодизация семейной жизни
      • Хороший пример заразителен Хороший пример заразителен
      • С какого возраста можно оставлять ребенка одного
      • Развод родителей в жизни ребенка
      • О чем говорит детский рисунок
      • Нужна ли ребенку живая игрушка
      • Как отучить малыша от плохих слов
      • Как выбрать домашнего питомца
      • Воспитание ребенка в неполной семье
      • 10 заповедей для родителей 10 заповедей для родителей
      • 10 вредных советов невротической мамы
      • Здоровье первоклассника Здоровье первоклассника
      • Как быстро прекратить детскую истерику
      • Как вырастить ребенка сильным и ловким
      • Как вырастить ребенка эмоционально устойчивым
      • Какие упреки обиднее всего для мамы
      • Можно ли ребенку давать грибы
      • Низкая самооценка - как помочь ребенку
      • Профилактика детских неврозов
      • Тревожная мама - как победить страх
      • Читаем вместе с детьми Читаем вместе с детьми
      • Экология и здоровье детей Экология и здоровье детей
    • Памятки для родителей Памятки для родителей
      • Ваш ребенок едет в лагерь. Ваш ребенок едет в лагерь.
      • Как привить интерес к чтению Как привить интерес к чтению
      • Памятка для родителей будущих первоклассников
      • Правила поведения родителей Правила поведения родителей
      • 25 простых педагогических правил для родителей
      • 30 советов родителям сыновей 30 советов родителям сыновей
      • Как помочь первокласснику адаптироваться к школе?
      • Домашнее задание или воспитание ответственности
      • Как можно хвалить и как нельзя.
      • Как помочь ребенку адаптироваться в коллективе
      • Как помочь ребенку поднять самооценку?
      • Как помочь ребенку преодолеть робость?
      • Как правильно вести себя с агрессивным ребенком?
      • Как правильно кричать на ребенка
      • Как сохранять спокойствие по утрам
      • О готовности детей к школьному обучению
      • Причины школьной неуспеваемости
      • Психология возраста начальной школы
      • Практические рекомендации родителям будущих первоклассников.
      • СКОЛЬКО ДОЛЖЕН ВЕСИТЬ ПОРТФЕЛЬ ШКОЛЬНИКА
      • Чему мама должна научить свою дочку?
      • Как приобщить ребенка к спорту
  • Психология Психология
    • 10 способов вырастить оптимиста
    • Зачем нужны страшные сказки Зачем нужны страшные сказки
    • Игротерапия: как лечит игра? Игротерапия: как лечит игра?
    • Как научить ребенка безопасному поведению на дороге
    • Как побороть компьютерную зависимость у детей
    • Ребенок ругается нецензурно Ребенок ругается нецензурно
  • Наши занятия Наши занятия
    • Техническое моделирование Техническое моделирование
    • Подарки своими руками Подарки своими руками
  • Наши мероприятия Наши мероприятия
  • Видеорубрика Видеорубрика
    • Развивающие Видео уроки Развивающие Видео уроки
    • Соревнование по боксу 14.04.2013
  • Жизнь нашего края Жизнь нашего края
    • Поселение Смирновское Поселение Смирновское
  • Сейчас 55 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

    Prev Next

    Герб

    Сельского поселения

    Смирновское

    Копилка загадок про птиц:

    Птиц весной отпускают на волю,
    Путь подальше они улетают.
    Пусть в лесу, на лугу или в поле
    Как положено гнезда свивают.
    Чтобы осенью сбиться им в стаи,
    За леса и моря потянуться.
    Чтоб нам вслед им глядеть, провожая,
    Чтоб встречая весной, улыбнуться.
    Пусть листва, отрываясь от веток,
    Землю голую сплошь устилает,
    Пусть весной, с возрождением света,
    На ней новая жизнь прорастает.
    Пусть цветы появляются в мае,
    Чтобы в срок им успеть развернуться,
    Чтоб потом незаметно растаять,
    Чтобы вовремя в землю вернуться.
    В этой жизни, такой бесполезной,
    Попадаются яркие метки:
    Это бабочки пляска над бездной,
    Это листик на кончике ветки,
    Это лиственниц мокрые платья,
    Это песня дрозда на восходе…
    Ничего, что приходится плакать!
    Без следа ничего не проходит.
    Отпущу свою душу на волю…
    Пусть подольше она полетает:
    Над домами, над лесом, над полем…
    Как души ей твоей не хватает!
    Чтоб лететь им вдвоем в общей стае,
    Чтоб к далекому солнцу тянуться,
    Чтоб как дым понемногу растаять,
    Чтоб на землю вовек не вернуться…

    Птичник старый я, ребятки,
    Написал для вас загадки.
    Открывайте смело книжку
    И девчонки, и мальчишки.
    Голоса, повадки птичьи
    На лугу, в лесу и в поле
    Наблюдать не забывайте,
    Навсегда запоминайте!

    Март

    Весной, когда в полях искрятся
    Потоками воды живой,
    С веселой песней прилетает
    К нам …………..(жаворонок полевой )
    Черным глазом поведет,
    Бойко хвостиком качнет –
    Хвостик длинный, узкий-узкий,
    То, конечно, ………. (трясогузка ).

    Апрель

    На ольхе распустились сережки,
    Холодам наступает конец.
    Не о том ли поет неустанно
    Возле новой дуплянки …….. (скворец )
    Зацветают осины и ивы,
    Над березой ручьистая синь.
    «Синь-синь-синь!» - свою песню-веснянку
    распевает птичка ………. (овсянка ).
    С юга клин передвигается
    Над разливами весны.
    На гнездовья возвращаются
    И курлычут ……. (журавли ).
    Почтальоном птица служит,
    Мчит по воздуху стрелой!
    И без компаса дорогу
    Сможет отыскать домой. (голубь ).

    Птица в мае прилетит,
    Мир наш песней оживит.
    Возле речки средь ветвей –
    Голосистый …….. (соловей ).
    На лугах и на болоте
    Вы всегда его найдете,
    Он вас спросит: «Чьи вы? Чьи вы?»
    Куличок хохлатый …….. (чибис ).
    Птицы близ людей живут,
    На деревьях гнезда вьют.
    Слышится «кар-кар» из кроны.
    Проживают здесь ……. (вороны ).
    По полям кто важно ходит,
    Кто в порядок их приводит,
    Огороду, полю врач,
    Весь как уголь черный….. (грач )

    Июнь

    Черной молнией сверкая,
    Воздух режет птичья стая.
    Промелькнет – не разглядишь,
    Так летает только …….(стриж ).
    Птица с юга прилетает,
    «фиу-лиу» напевает.
    Вскрикнув кошкой иногда,
    Нас пугает …… (иволга ).
    Он божественно красив
    И хвостом гордится.
    У него ужасный крик
    Что это за птица?... (павлин )

    Июль

    В воздухе летит стрелой –
    Не догнать нам ни одной!
    Хвост раздвоен, как рогатка,
    Это ……………(ласточка – касатка ).
    В хлебном поле гнезда вьют,
    Тишь ночную стерегут.
    «Спать пора! Спасть пора!» -
    Так кричат ……. (перепела )

    Август

    Заиграли росинки на травах,
    Птиц не слышно, в долинах туман,
    «Чек-чек-чек!» - на высокой травинке
    Продолжает чеканить ….. (чекан ).
    Он на юг не улетает
    И живет среди людей.
    Эту птичку каждый знает –
    Это друг наш …….. (воробей ).

    Сентябрь

    Отшумело быстро лето,
    Птиц не слышны голоса.
    Бубенцами спозаранку
    Прозвенит в лесу …… (зарянка ).
    Паутинки полетели,
    Дни по-летнему теплы.
    На репейнике колючем
    Лущат семечки ….. (щеглы ).
    Угадайте, что за птица
    Осенью в окно стучится?
    На кормушку подкормиться
    прилетела к нам ……..(синица ).

    Октябрь

    Дети эту птицу знают,
    Ей кормушки мастерят.
    С песней к нам в окно стучится
    Белощекая …….. (синица ).
    Полетели, посыпались листья,
    И мороз приударил в ночи.
    Собираются в шумные стаи
    Перед дальней дорогой ….. (грачи ).
    Над полями полусонными
    Слышится «курлы-курлы»,
    Это к югу отправляются
    На зимовку……. (журавли ).

    Ноябрь

    На рябину, словно павы,
    Опускаются красавы:
    К нам с морозом прилетели
    «Свири-свири»……. (свиристели ).
    «Чи-чи-чи!» - все повторяя,
    На березе птичья стая
    О зиме напомнит четко
    В красной шапочке ……. (чечетка ).
    Черненькая бровка,
    Рыженький бочок,
    Меж синиц и дятлов
    Кружит как волчок,
    По стволам вниз головой
    - угадайте, кто такой?.... (поползень ).

    Декабрь

    Снегом все запорошило,
    за окошко посмотри:
    На рябину и на ясень
    Прилетели ……. (снегири ).
    Вести по лесу разносит,
    Понапрасну не стрекочет.
    На дозоре – белобока
    Осторожная ……(сорока ).
    У дороги городской
    Повстречаешь птиц зимой,
    Там, где мусорные свалки,
    Пропитанье ищут ……. (галки ).

    Январь

    Шмыгает по веткам ловко
    Пестро-рыжая плутовка
    «Чжээ-чжээ-чжээ, прохожий, стой-ка!», -
    Грубовато свищет ……. (сойка ).
    или:
    Кто там скачет меж ветвей?
    Дятел, белка, воробей?
    «Чжээ-чжээ-чжээ», - вдруг вскрикнет бойко, -
    «Я не воробей, я ……. (сойка ).
    Уважаю очень воду
    и морозов не боюсь,
    я в любую непогоду
    чистоплотный серый….. (гусь ).
    В заснеженных вершинах елей,
    Порой играет огонек,
    То ищет вредных насекомых
    Желтоголовый ……. (королек ).

    Февраль

    Он нас с тобой предупреждает,
    Что приближается весна,
    И потому – синиц приятель –
    В свой барабан ударил …. (дятел ).
    В феврале метели
    замели, загудели,
    посмотри-ка, посмотри
    В снег ныряют ….. (глухари ).
    Что за птица не боится
    зимних вьюг и холодов
    И в февральские морозы морозы
    может вывести птенцов.
    Клюв у птицы перекрещен
    и короткий темный хвост
    вы, наверное, узнали, что за птица это …. (клест ).

    * * *

    На лугу, в лесу и в поле
    вы со мною побывали
    И, конечно, все загадки
    Вы о птицах отгадали.
    О других, коль захотите,
    сами сядьте, напишите!

    Он весной поет красиво,
    Звонко, весело, игриво!
    Угадай-ка поскорей,
    Что за птичка? ...
    (соловей )

    Солнце греет у порога
    И растаяли сугробы,
    Потекли рекой ручьи,
    Прилетели к нам...
    (грачи )

    Высоко под облаками,
    Над полями и лугами,
    Словно выпорхнув спросонок,
    Песнь заводит...
    (жаворонок )

    Тук-тук-тук с утра весь день.
    Как стучать ему не лень?
    Может, он немного спятил?
    - Тук-тук-тук, - в ответ нам...
    (дятел )

    Кто в лесу у нас гадает
    И про жизнь твою все знает?
    Прокукует, подсчитаешь,
    Сколько жить тебе узнаешь!
    Птичка, серая подружка,
    А зовут ее...
    (кукушка )

    Кар-кар-кар! - кричит плутовка.
    Ну и ловкая воровка!
    Все блестящие вещицы
    Очень любит эта птица!
    И она вам всем знакома,
    Как зовут ее? ...
    (ворона )

    Серый маленький комочек
    Чик-чирик! - замерз он очень!
    Солнце, выгляни скорей,
    Ждет тебя наш...
    (воробей )

    На скале он строит дом.

    Разве жить не страшно в нем?

    Хоть кругом и красота,

    Но такая высота!

    Нет хозяин не боится

    Со скалы крутой скатиться -

    Два могучие крыла

    У хозяина... (орла )

    И петь не поет,

    И летать не летает...

    За что же тогда

    Его птицей считают?

    (Страус )

    Кто на елке, на суку

    Счет ведет: "ку-ку, ку-ку?"

    (Кукушка )

    Черный, проворный,

    Кричит "крак" -

    Червякам враг.

    (Грач )

    Всех перелетных птиц черней,

    Чистит пашню от червей.

    (Грач )

    Кто так заливисто поет

    О том, что солнышко встает?

    (Петушок )

    Гребешок аленький,

    Кафтанчик рябенький,

    Двойная бородка,

    Важная походка.

    (Петух )

    В своей короне красной

    Он ходит, как король.

    Его ты ежечасно

    Выслушивать изволь:

    Я тут! Я начеку-у-у!

    Я всех вас допеку-у-у!

    Уснули дети. Свет потух.

    Молчи, горластенький...

    (петух )

    Раньше всех встает,

    "Ку-ка-ре-ку!" поет.

    (Петушок )

    Всех я вовремя бужу,

    Хоть часов не завожу.

    (Петух )

    Он носом в землю постучит,

    Взмахнет крылом и закричит.

    Кричит он даже сонный,

    Крикун неугомонный.

    (Петух )

    Не ездок, а со шпорами,

    Не будильник, а всех будит.

    (Петух )

    Не царь, а в короне,

    Не всадник, а со шпорами.

    (Петух )

    Хвост с узорами,

    Сапоги со шпорами.

    (Петух )

    Беленькие перышки,

    Красный гребешок.

    Кто это на колышке?

    (Петя-петушок )

    Он в мундире ярком.

    Шпоры для красы.

    Днем он - забияка,

    Поутpy - часы.

    (Петух )

    На голове гребень,

    На хвосте серп.

    (Петух )

    Явился в желтой шубке:

    Прощайте, две скорлупки!

    (Цыпленок )

    В воде купался

    А сух остался.

    (Гусь )

    Что за кузнецы в лесу куют?

    (Дятел )

    Хоть я не молоток -

    По дереву стучу:

    В нем каждый уголок

    Обследовать хочу.

    Хожу я в шапке красной

    И акробат прекрасный.

    (Дятел )

    Все время стучит,

    Деревья долбит.

    Но их не калечит,

    А только лечит.

    {Дятел )

    Я по дереву стучу,

    Червячка добыть хочу,

    Хоть и скрылся под корой -

    Все равно он будет мой!

    (Дятел )

    В лесу, под щебет, звон и свист,

    Стучит лесной телеграфист:

    "Здорово, дрозд, приятель!"

    И ставит подпись... (дятел)

    Плотник острым долотом

    Строит дом с одним окном.

    (Дятел )

    Черный жилет,

    Красный берет.

    Нос, как топор,

    Хвост, как упор.

    (Дятел )

    Не дровосек, не плотник,

    А первый в лесу работник.

    (Дятел )

    Непоседа пестрая,

    Птица длиннохвостая,

    Птица говорливая,

    Самая болтливая.

    (Сорока )

    Верещунья белобока,

    А зовут ее... (сорока )

    Трещала с самого утра:

    "Пор-р-р-а! Пор-р-р-а!"

    А что - пора?

    Какая с ней морока,

    Когда трещит... (сорока )

    Эта хищница болтлива,

    Воровата, суетлива,

    Стрекотунья белобока,

    А зовут ее... (сорока )

    Бела, как снег,

    Черна, как жук,

    Вертится, как бес,

    Повернулась - ив лес.

    (Сорока )

    Зимой на ветках яблоки!

    Скорей их собери!

    И вдруг вспорхнули яблоки,

    Ведь это... (снегири )

    Красногрудый, чернокрылый,

    Любит зернышки клевать,

    С первым снегом на рябине

    Он появится опять.

    (Снегирь )

    Маленький мальчишка

    В сером армячишке

    По дворам шныряет,

    Крохи подбирает,

    По ночам кочует -

    Коноплю ворует.

    (Воробей )

    Чик-чирик!

    К зернышкам прыг!

    Клюй, не робей!

    (Воробей )

    Озорной мальчишка

    В сером армячишке

    По двору шныряет,

    Крохи собирает.

    (Воробей )

    Всю ночь летает -

    Мышей добывает.

    А станет светло -

    Спать летит в дупло.

    (Сова )

    И в лесу, заметьте, дети,

    Есть ночные сторожа.

    Сторожей боятся этих

    Мыши, прячутся, дрожа!

    Очень уж суровы

    Филины и... (совы )

    Днем спит,

    Ночью летает.

    (Сова )

    Спереди - шильце,

    Сзади - вильце,

    Сверху - черное суконце,

    Снизу - белое полотенце.

    (Ласточка )

    Игры «Доскажи словечко» (птицы)

    1. В тёплый край я не летаю,

    Здесь под крышей обитаю.

    Чик – чирик! Не робей!

    Я бывалый………(воробей ).

    2. В каждом городском дворе

    Есть на радость детворе –

    Птичка. Ты её не бей!

    Эта птичка…….(воробей ).

    3. Окраской – сероватая,

    Повадкой – вороватая,

    Крикунья хрипловатая –

    Известная персона.

    Это …(ворона ).

    4. - Как бы мне пошла кор-рона! -

    Важно каркает … (ворона ).

    5. Я в любую непогоду

    Уважаю очень воду.

    Я от грязи берегусь –

    Чистоплотный серый…(гусь ).

    6. Всех перелётных птиц черней,

    Чистит пашню от червей,

    Целый день по пашне вскачь,

    И зовётся птица …(грач ).

    7. По весне к нам с юга мчится

    Чёрная, как ворон птица.

    Для деревьев наших врач,

    Насекомых ест всех …(грач ).

    8. В лесу ночном кукует птица.

    Она назвать себя боится…

    Ку – ку.. Ку – ку, -

    Не спит опушка.

    А птицу звать…(кукушка ).

    9. Осёл лениво в гору брёл,

    А над ним парил …(орёл ).

    10. В перевалку шёл со льдин

    К нам на утренник …(пингвин ).

    11. Встаёт на заре,

    Поёт во дворе,

    На голове – гребешок.

    Кто же это? …(петушок ).

    12. Не будильник, а разбудит,

    Запоёт – проснутся люди.

    На голове – гребешок.

    Это Петя -…. (петушок ).

    13. У кошки детки – котята,

    А как зовут деток у утки?... (утята ).

    14. Длинным клювом тонким

    Схватит лягушонка.

    Капнет с клюва капля.

    Кто же это? …(цапля ).

    15. Море покачай – ка! –

    Попросила …(чайка ).

    16. Верен морю, как матрос,

    Белокрылый (альбатрос ).

    17. – Сухим из речки выхожу

    И тем горжусь!

    Без полотенца обхожусь, -

    Гогочет… (гусь ).

    18. Первым просыпается пастух,

    Раньше пастуха встаёт… (петух ).

    19. Он соло пел среди ветвей,

    Певца назвали…(соловей ).

    20. У дупла листок пришпилен,

    А живёт там дядя (филин ).

    21. Только вышел из пелёнок –

    Петушиться стал …(цыплёнок ).

    Загадки о птицах (домашние).

    1. В красных тапочках хожу,

    За собой семью вожу.

    Надоест гулять в саду –

    Я поплаваю в пруду.

    А уж если разозлюсь,

    Я щиплюсь, ведь я … (гусь ).

    2. По лужку он важно бродит,

    Из воды сухим выходит,

    Носит красные ботинки,

    Дарит мягкие перинки…. (гусь ).

    3. Длинная шея красные лапки,

    Щиплет за пятки, беги без оглядки…. (гусь ).

    4. Пан шагает по дороге,

    У него, как ласты ноги,

    Шея длинная, дугой,

    Защипает если злой…. (гусь ).

    5. Всегда на всех

    Надут, как мех…. (индюк ).

    6. Наша добрая подружка

    Даст нам перьев на подушку,

    Даст яичек для блинов,

    Куличей и пирогов…. (курица ).

    7. Квохчет, квохчет, детей созывает,

    Всех под крыло собирает…. (курица ).

    Загадки о птицах (лесные).

    1. Кто в беретки в ярко – красной,

    В чёрной курточке атласной?

    На меня он не глядит,

    Всё стучит, стучит, стучит…(дятел )

    2. Днём сидит он как слепой,

    А лишь вечер – за разбой… (филин ).

    3. Он в своей лесной палате носит пёстренький халатик.

    Он деревья лечит, постучит – и легче…. (дятел ),

    4. Каждый год я к вам лечу –

    Зимовать у вас хочу.

    И ещё красней зимой

    Ярко – красный галстук мой… (снегирь ).

    5. Днём слепа бывает.

    А ночью прозревает… (сова ).

    7. Днём спит, ночью летает,

    Прохожих пугает… (филин ).

    8. Летит бывалый

    Разбойник старый;

    Когти как кинжалы,

    Глаза как фары…. (филин ).

    9. На одной ноге стоит,

    В воду пристально глядит.

    Тычет клювом наугад –

    Ищет в речке лягушат… (цапля ).

    10. У этой птицы

    Клюв, как две спицы,

    Ноги длинные, как у циркуля.

    По воде анна гуляет,

    То и дело нос купает…. (цапля ).

    11. В зелени ветвей

    Соловушка – соловей

    Ночи напролёт

    Песни нам поёт

    Льётся песня без конца

    Лучше нет в лесу певца.

    12. Трясогузка, трясогузка –

    Полосатенькая блузка!

    Я тебя всю зиму жду,

    Поселись в моём саду

    И за ставенкой резной

    Свей гнездо своё весной.

    13. Прилетели скворцы –

    Молодой весны гонцы,

    Червяков они клюют,

    И поют, поют, поют.

    14. Прилетели свиристели,

    Заиграли на свирелях,

    Засвистели: Свири – свир!

    Мы в лесу устроим пир!

    Пусть опали с веток листья,

    Шелестит осенний дождь,

    Мы клюём рябины кисти –

    Лучше ягод не найдём.

    15. Стынут лапы на морозе

    У сосны и ели.

    Что за чудо? – на берёзе

    Яблоки поспели.

    Подойду поближе к ней -,

    И глазам не верится:

    Стайка алых снегирей

    Облепила деревце.

    16. Сова бесшумной тенью,

    Крылья распластав,

    Скользит во тьме осенней

    Над зарослями трав.

    Спасайтесь бегством, мыши!

    С совой нельзя шутить-

    Она ваш писк услышит

    И может вас схватить!

    17. «Воробей».

    В канаве с водою талой

    Плещется воробей,

    УЧАСТНИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА (Выписка из Устава МКОУ ДОД ДДТ) 4.1.Участниками образовательного процесса в МКОУДОД ДДТ «Буревестник» являются дети, как правило, в возрасте с 6 до 18 лет, педагогические работники, родители (законные представители). Разрешается включать в состав объединений юношей и девушек до 21...

    Read more

    Живет в нашей стране (и не только в нашей) маленькая птичка — белая трясогузка. Что же это за пичужка, чем она примечательна и почему ее так назвали — обо всем этом наша сегодняшняя статья.

    Есть в семействе трясогузковых птица, для которой народ придумал множество своих названий: плиска, синочка, ванька, ледоломка.

    Такими разными словами величают белую трясогузку – маленькую, подвижную птичку. Местом ее обитания является Северная Африка и большая часть материка Евразия. От холодных полярных пустынь до Китая и Индии можно встретить эту пичужку. В умеренном поясе живет постоянно, лишь изредка кочует в поисках пищи. А вот из более холодных мест на зиму улетает в Южную Африку и к берегам Средиземного моря.

    Почему ее так назвали


    Птица из отряда воробьиных, поэтому внешне немного напоминает воробьев. Тело белой трясогузки длиной всего около 20 см. Красив ее наряд: сама вся серая, но брюшко ярко-белое, на груди черное пятно, как будто фартучек. Такое же пятнышко и на белой маленькой головке, напоминающее шапочку Глаза черные, круглые, как маленькие бусинки. У самцов окраска выражена более ярко, четко.

    Своим длинным хвостом птица непрерывно дергает, трясет – отсюда и пошло ее название. И также постоянно она быстро передвигается на своих пружинистых, точеных ножках.

    Образ жизни белой трясогузки


    Белая трясогузка обожает боду и всега с удовольствием принимает «ванны»

    Трясогузка прилетает в родные края с первыми признаками весны. Издавна народ приметил, что с прилетом этой птицы надо ждать вскрытия рек ото льда. Нередко на реке во время ледохода можно наблюдать такую картину: среди громадных ломающихся льдин скачет, перелетает маленькая птаха, посвистывает, трясет хвостиком. Вот и говорят «хвостом лед ломает».

    В первых лужах устраивает трясогузка себе холодные ванны. Бывает, утром покроется лужа льдом. Птица скачет на ней, качает хвостиком, машет крыльями, точь-в-точь как балерина.
    Как только ледок подтает под солнечными лучами, плюхается в лужу, не боясь ледяной воды. Или бегает вокруг, ищет в растаявшей земле жучков.

    Питаются белые трясогузки, кроме жуков, ручейниками, изредка ягодами и плодами. Но основной корм – это летающие насекомые типа мошек, мелких мух, комаров, бабочек. Ими она кормится прямо на лету.

    Прослушать голос белой трясогузки

    Птицы стараются держаться на открытых пространствах недалеко от водоемов, потому что там больше летающих насекомых. Также их часто можно встретить поблизости от жилья человека. В населенных пунктах трясогузки строят свои гнезда в штабелях бревен, в поленницах, в щелях и выемках стен, под крышей. Некоторые исследователи отмечают, что в городах эти птицы сейчас гнездятся гораздо охотнее, чем в дикой природе.

    Как размножаются трясогузки

    После прилета стая разбивается на пары.

    Во время брачного периода самцы токуют, песня их похожа на разнообразный щебет. Но самым интересным является брачный танец. Самец расправляет оба крыла, либо одно. Очерчивает крылом вокруг самки круги. Хвост при этом распушен, постоянно в движении и создается впечатление, что он пританцовывает, кланяется.

    Затем начинают строить гнездо из сухих мелких веточек, травы и пуха. Где только не увидишь гнездо этих птиц! В куче валежника, под корнями вывернутых деревьев, в свободных дуплах, в расщелинах скал, между камнями и даже просто в кучах мусора. Материалы для гнезда носят оба, но вьет его одна самка.


    Выводят птенцов дважды: ранней весной и летом, в июне месяце. В гнездо самка откладывает 5, иногда 6 белых яиц с сероватыми пятнышками. 2 недели самка насиживает яйца, не слетая с гнезда. Кормит ее в это время самец. А корм для питания птенцов ищут уже оба родителя.

    Детские стихи про трясогузку:

    Трясогузка – что за птица?
    На земле она гнездится,
    Из травы гнездо построит,
    Мягкой шерстью дно покроет,

    Длинный хвост у этой птицы
    Постоянно шевелится,
    Любит песни щебетать,
    По земле пешком гулять.

    Георгий Эф

    Птичка эта - трясогузка .
    У неё трясётся гузка.
    Она ищет червяков,
    Ловит мошек и жуков.

    Ю. Любимов

    Трясогузка с белой грудкой
    Прилетела на минутку,
    Потрясла своим хвостом
    И исчезла за кустом.

    Е. Телушкина

    Та птичка хвостиком трясёт
    И на земле жучков клюёт.
    Живёт она, где есть вода,
    Её узнаешь без труда!


    Насин

    По дорожкам сада
    Ходит трясогузка
    Пёстренькая шапочка,
    Беленькая блузка,
    Серенькая спинка,
    Ножки словно спички.
    Быстро пробегает
    Птичка-невеличка.
    Хвостиком качает.
    Хоть и не певунья,
    Мошек поедает
    Птичка-хлопотунья.
    Не укрыться мухам,
    Мошкам и падёнкам -
    Всех увидят птицы
    Чёрные глазёнки.

    Н. Меркушова

    Пробегает по дорожке
    На коротких тонких ножках.
    Часто хвостиком трясёт,
    И под крышею живёт.
    Комары её закуска.
    Это птичка - трясогузка .

    Незнанов

    Потому-то трясогузок
    Трясогузками зовут,
    Потому что трясогузки
    Постоянно хвост трясут.
    Она бегает по грядкам,
    Мошек ловит, паучков,
    Там где я прошёлся с тяпкой
    По кореньям сорняков.
    Я люблю её за смелость,
    За весёлый птичий нрав
    Клюй-клюить - какая прелесть,
    Разве дети, я не прав.

    М. Иоффик

    Я серенькая птичка трясогузка .
    По пашне бегать – мне всегда нагрузка!
    Ловлю я там жучков и червячков -
    Поэтому и мой обед таков!
    Вон червячок ползёт – его я вижу.
    Я побегу к нему скорей поближе.
    Лишь хвостик мой трясется на бегу-
    Сейчас я червячка поймать смогу!

    И. Воронцова


    Трясогузка
    , ты куда
    Ножками топочешь,
    Что бежишь по тротуару,
    Иль летать не хочешь? -
    Словно кошка под ворота,
    Трясогузка нырк и всё…
    Видно бегать ей охота,
    Налетается ещё…

    О. Фомина

    Что за птичка-невеличка?
    Вам по силам отгадать!
    Пробегает эта птичка
    В день, так, километров пять!
    На изящных тонких ножках
    Хвостик серенький дрожит.
    День-деньской она в заботах
    По делам своим бежит.
    Почему же не устанет,
    Целый день не отдохнёт?
    Потому, что твёрдо знает
    То, что дома её ждёт.
    Там от мала до велика
    Все галдят наперебой:
    «Червячка нам принеси-ка,
    Нам понравится любой!»
    Подскажу вам: клювик узкий,
    Аппетит как у орла.
    Угадали – трясогузка ,
    Два в полосочку крыла!

    Е. Маркова

    Семенит трясогузка
    по пыльной дорожке.
    Серый фрак, чёрный галстук
    беретику в тон.
    Торопливо несётся
    на тоненьких ножках,
    Головою кивает
    синхронно с хвостом.
    Чуть опасность увидев,
    взовьётся стрелою,
    Серебристым мелькнёт
    над землёю крестом.
    Растворится в ветвях,
    шелестящих листвою,
    Благодарствуя трелью
    спасительный «дом»!

    Ю. Симбирская

    Не найдётся яркой блузки
    В гардеробе трясогузки .
    Если честно, то она
    Вовсе не огорчена,
    Потому что трясогузки
    Никогда не носят блузки.
    Только белые рубашки.
    И платки кладут в кармашки.

    Оргкомитет викторины сообщает, что в ней приняли участие 141 учащийся из 39 образовательных учреждений города Рязани.

    Члены жюри проанализировали и оценили все работы и пришли к следующему выводу: многие участники викторины ответили очень кратко и использовали материал брошюры «Белая трясогузка птица 2011 года», выпущенной ЭПЦ «Зеленые острова» и опубликованной на сайте ГЦДЭО. Причем, в своих ответах дети чаще всего, повторяли слово в слово информацию из брошюры...

    Представьте себе, что все участники так бы поступили? Кто бы тогда стал победителем? Да и не в победителях дело, а в отношении к делу, в заинтересованности и в азарте, который проявляется в момент поиска чего-то нового, в момент открытий и удивлений.

    В каждой викторине нас радуют те участники, которые «отыскивают» что-то интересное, творчески подходят к ответам. И, наоборот, нас не радуют те участники, которые «скачивают» огромные тесты из сети Интернет, или просто в двух словах отвечают на поставленные вопросы, без небольших расширяющих комментариев...

    Мы, конечно, понимаем, что в первую очередь надо отводить время на школьные предметы, затем уже отвечать на вопросы нашей викторины, не перегружать себя. Но если вы уверены в своих силах, то – вперед! Да и времени для поиска информации мы отводим достаточно.

    Некоторые вопросы нашей викторины повторяются в разных классах. Поэтому, по возможности, познакомьтесь с ответами участников викторины из разных возрастных категорий.

    Ответы на вопросы викторины для учащихся начальной школы

    1. Назовите виды птиц семейства Трясогузковые, занесенные в Красную книгу Рязанской области.

    Ответ: луговой конёк. В брошюре «Белая трясогузка – птица 2011 года» (ЭПЦ «Зеленые острова») была допущена досадная опечатка: лесной конёк. К сожалению, многие участники заочного этапа викторины для своих ответов воспользовались только этим источником информации, а в Красную книгу Рязанской области не заглянули… Баллы участникам за слово конёк мы, конечно, добавляли (ведь это - наша опечатка…).

    Газизова Д., учащаяся 2 «Б» Гимназии № 5 отметила, что луговой конёк имеет статус охраны – 3. Это редкий вид, имеющий малую численность.

    2. Объясните происхождение названия «трясогузка».

    Ответ:

    Газизова Д., учащаяся 2 «Б» Гимназии № 5: «Интересно, что в разных словарях в качестве синонимов к слову трясогузка приводятся слова: трясохвостка, стрекогузка, гузица. В народе её называют Ванька, плиска, синочка, ледоломка».

    Давыдова Н., учащаяся 4 «А» класса СОШ № 43 привела в качестве примера древнюю туркменскую легенду о том, как случилось, что трясогузка стала трясти хвостом…

    3. Назовите птиц, обитающих на территории Рязанской области, имеющих в названии слово «хвост» (не менее двух примеров).

    Ответ: горихвостка, шилохвость, орлан-белохвост, неясыть длиннохвостая, длиннохвостая синица, «задерихвост» или крапивник, поморник короткохвостый и поморник длиннохвостый.

    Газизова Д., учащаяся 2 «Б» Гимназии № 5: уточнила источник информации об этих видах птиц: Бабушкин Г.М., Бабушкина Т.Г. Животный мир Рязанской области.

    4. Напишите пословицы и поговорки о трясогузке (не менее двух примеров).

    Андреев А., учащийся 6 «В» класса Гимназии № 5, дополнительно отвечающий на вопросы начальной школы, привел в качестве примеров 8 пословиц и поговорок о трясогузке:

    • у трясогузки ноги тонки, но она ломает лёд (коми);
    • прилетела трясогузка, хвостом лёд расколола (русская);
    • трясогузку-ледоломку журавль на хвосте принёс;
    • трясогузка-ледоломка прилетит, так через 12 дней река пойдет;
    • худой, как печёная трясогузка;
    • трясогузка прилетит – ледохода жди;
    • трясогузка возвратилась раньше обычного – к теплой весне;
    • если трясогузка высоко летит, значит будет хорошее урожайное лето.
    Лысиков А., учащийся 5 «Б» класса СОШ № 70, Буров Николай, учащийся 4 «Б» класса Лицея № 52 и Бураго Виктория, учащаяся 4 «Б» класса Гимназии № 2 привели в качестве примета такие пословицы:
    • глядя на трясогузку, воробей приплясывать пошёл (бенгальская);
    • белая трясогузка – птица ледогонка.
    Крылова М., учащаяся 3 «Б» класса СОШ № 35:
    • любой фат подобен трясогузке (афоризм Козьмы Пруткова).

    5. Напишите о взаимосвязях кувшинки и трясогузки. Какой экологический закон Барри Коммонера иллюстрируют эти примеры?

    Ответ:
    Трясогузка для кувшинки. Птица поедает насекомых на листьях растения, поедает личинки насекомых, тем самым избавляет растение от вредителей. На лапках и оперении птиц могут распространяться семена водных растений.
    Кувшинка для трясогузки. Лист кувшинки, плавающий на поверхности водоема – «плот или лодочка» для трясогузки. Путешествуя, бегая по этим плотикам, птица ищет насекомых.

    Давыдова Н., учащаяся 4 «А» класса СОШ № 43 написала: «Трясогузка связана с кувшинкой цепью питания: пахучий нектар кувшинки – насекомые – трясогузка».

    6. Ответьте на вопрос: «Что общего между трясогузкой и осиной?».

    Ответ: Это – живые организмы. Трясогузка трясет хвостиком, а у осины дрожат (трясутся) листья.

    Бураго В., учащаяся 4 «Б» класса Гимназии № 2 добавила: способность осины «дрожать» листочками связана с особенным строением черешков листьев.

    7. Как называется рассказ Виталия Бианки, в котором кукушка выбирает птицу (трясогузку, конька, мухоловку-пеструшку), чтобы подбросить свое яйцо?

    Ответ: рассказ «Кукушонок».

    Газизова Д., учащаяся 2 «Б» Гимназии № 5: привела печальные примеры, описанные разными учеными на страницах журнала «Юный натуралист», примеры из жизни трясогузки, выкармливающей кукушонка.

    Андреев А., учащийся 6 «В» класса Гимназии № 5, дополнительно отвечая и на вопросы начальной школы, уточнил, что кукушки кладут свои яйца в гнёзда 150 видов птиц, каждая кукушка «специализируется» на гнездах каких-нибудь определенных, большей частью мелких, птиц. Яйца кукушки не только окрашены так же, как и яйца «хозяев», но и почти такого же размера.

    Савельев И., учащийся 3А класс СОШ № 53:

    Что я знаю о трясогузке

    Трясогузка – птица нарядная,
    По типу питания – насекомоядная.
    Её корм – беспозвоночные;
    В апреле ждём её очень мы.

    «Лёд хвостиком трясогузка ломает»,
    У речек, болот и лугов обитает.
    Коршун охотится на эту птицу,
    И очень ястреба она боится.

    Часто встречается трясогузка белая,
    А передвигается она бегая.
    Качает длинным хвостом («трясёт гузкой»),
    Потому и зовут её трясогузкой.

    К отряду Воробьиных её относят;
    В Латвии птицу эту возносят!
    Есть род трясогузок семейства – коньки –
    В Рязани лугового конька береги!

    Газизова Д., учащаяся 2 «Б» Гимназии № 5: представила в качестве творческой работы свою иллюстрированную книгу «Летний день в Кремле или моя встреча с белой трясогузкой». В книге рассказано о том, что в День Святой Троицы у церкви Святого духа в рязанском Кремле Даша писала природу: «... и удивительная птичка, как маленький ангел, помогала мне видеть красоту и переносить её на бумагу».

    Лысиков А., учащийся 5 «Б» класса СОШ № 70 сочинил сказку «Самый красивый наряд».

    Бураго В., учащаяся 4 «Б» класса Гимназии № 2:
    «Птичка хвостиком трясёт,
    Грудка с галстуком – вперед.
    Это чудо черногрудое
    Обижать не буду я»! (Стихотворение напечатано в сокращении).

    Буров Н., учащийся 4 «Б» класса Лицея № 52: «Будем беречь нашу трясогузку, никому не дадим её в обиду! Пусть будет всегда и голубое небо, и яркое солнце, и зеленый луг. Пусть живёт и радует нас маленькая озорная птичка – белая трясогузка!».

    Филатов К., учащийся 3 «В» класса СОШ № 34: «Воробьи станцевали «гопак», ласточки продемонстрировали синхронный полёт. В программе было ещё выступление белой трясогузки. И вот она на «сцене». Стремительно пробежала, раскланиваясь направо и налево…

    Эти строчки тоже о тебе, моя любимая белая трясогузка:
    Воспеваю твою красоту,
    Ты по праву ей можешь гордиться!
    А как стремительно, на лету
    Изменяет полёт чудо-птица!
    День, уставший, к закату идёт,
    Тёплый вечер стучится в оконце.
    «Цивит-циви» - трясогузка поёт
    Лучам заходящего солнца».

    Болдин В., учащийся 4 «А» класса СОШ № 16: «Закончить свою творческую работу мне хочется одной приметой: «Если трясогузка поселилась на вашем доме – это к удаче!». Я хочу пожелать, чтобы в каждом доме жила трясогузка, и чтобы примета сбылась».

    Ответы на вопросы викторины для учащихся 5-6 классов

    Ответ по www.ecosystema.ru

    Прибылова А.,

    Майоров А.,

    Ответ: луговой конёк. В брошюре «Белая трясогузка – птица 2012 года» (ЭПЦ «Зеленые острова») была допущена досадная опечатка: лесной конёк. К сожалению, многие участники заочного этапа викторины для своих ответов воспользовались только этим источником информации, а в Красную книгу Рязанской области не заглянули… Баллы участникам за слово конёк мы, конечно, добавляли (ведь это - наша опечатка…).

    3. Назовите птиц, обитающих на территории Рязанской области, имеющих в названии слово «хвост» (не менее трех примеров).

    Ответ: горихвостка, шилохвость, орлан-белохвост, неясыть длиннохвостая, длиннохвостая синица, «задерихвост» или крапивник.

    Егорова О., учащаяся 6 «Е» класса СОШ № 66 и Зенин Антон, учащийся 5 «Б» класса СОШ № 16 добавили: поморник короткохвостый, песочник белохвостый, горихвостка чернушка.

    Перфилова И., учащаяся 6 «А» класса СОШ № 46: поморник длиннохвостый.

    Полякова Н., учащаяся 5 «Б» класса СОШ № 55 уточнила: поморники – залётные виды в Рязанской области.

    Игнатьева И., учащаяся 6 «В» класса Гимназии № 5 к каждому из перечисленных видов добавила название отряда и семейства, к которым они принадлежат.

    4. Объясните происхождение названия «трясогузка».

    Ответ: гузка – хвостовая клинообразная часть туловища птицы; гузка – задняя часть тела птицы; ею она постоянно трясет.

    5. Напишите о взаимосвязях домашних животных и трясогузки. Какой экологический закон Барри Коммонера иллюстрируют эти примеры?

    Ответ: закон «Всё в природе взаимосвязано».
    Трясогузка для домашней кошки - Птица и ее птенцы могут стать добычей для бродячих кошек и собак. Домашняя кошка для трясогузки - Кошка, особенно бродячая, - фактор беспокойства и опасности. Кошка, как хищник, может разорить гнездо трясогузки. Кошка – регулятор численности трясогузки.
    Трясогузка для коровы - Избавляет корову от кровососущих насекомых. Корова для трясогузки - Около скотных дворов трясогузки находят обильную пищу (кровососущих насекомых) и кров.

    6. За особенность полета так иногда называют птицу, занесенную в Красную книгу России, (птица семейства Дрофиных). Часть этого народного названия птицы есть в слове трясогузка.

    Ответ: птица эта из семейства Дрофиных – стрепет. Стрепета из-за особого типа полета называют трясучка.

    Игнатьева И., учащаяся 6 «В» класса Гимназии № 5 подробно описала полёт стрепета и отметила, что такого полета нет ни у одной нашей птицы: поднимаясь с земли, птица в первый момент действительно точно встрепенется, и затем летит вперед очень быстро, так часто махая крыльями, что даже бывают незаметными их движения. Когда смотришь на летящего стрепета, кажется, что он не летит вперед, а дрожит, трепещет, зависая на одном месте…

    7. Почему трясогузку можно назвать птицей антропогенных ландшафтов?

    Ответ: антропогенный ландшафт – ландшафт, созданный в результате целенаправленной деятельности человека…

    Майоров А., учащийся 6 «А» класса СОШ № 44, отмечает: птицы антропогенных ландшафтов или птицы синантропы – это виды, у которых большая часть (более 50 %) особей в регионе имеет устойчивую связь с населенным пунктом, а другая часть особей ещё окончательно не порвала связи с природными ландшафтами (Сандакова С.Л. Структура населения птиц. 2004).

    Жгутов П., учащийся 5 «А» класса СОШ № 57: ландшафт, преобразованный хозяйственной деятельностью человека, называется антропогенным. В настоящее время он занимает более половины территории суши планеты.

    Мосина О., учащаяся 6 «Б» класса СОШ № 68: трясогузка живёт в населенных пунктах, наряду с воробьями и голубями. Трясогузка не только не боится человека, но и выигрывает от его деятельности. Она часто селится в местах, которые создал человек.

    8. В каком произведении трясогузку прозвали почтальоном? Назовите автора произведения.

    Ответ: Н.И. Сладков сборник «Лесные тайнички», рассказ «Трясогузкины письма».

    Андреев А.: учащийся 6 «В» класса Гимназии № 5 добавил еще название одного сборника Н.И. Сладкова: «В лесах счастливой охоты» и отметил, что в произведениях Сладкова переплетена любовь к природе, её познание и защита. В.В. Бианки назвал Н.И. Сладкова своим наследником в литературе.

    Горбунова Ю., учащаяся 6 «А» класса СОШ № 60: в этом произведении рассказывается о том, как трясогузка прилетела в сад, и, увидев старый почтовый ящик, решила свить там гнездо… По её беспокойному писку, герои узнавали о приходе почтальона и шли к нему за письмами, ведь хозяева сада не хотели тревожить трясогузку.

    Жгутов П. , учащийся 5 «А» класса СОШ № 57: «…трясогузку эту мы прозвали Почтальоном. Не потому, что она поселилась в почтовом ящике, а потому, что она, как настоящий почтальон, стала приносить и опускать в ящик разные бумажки…».

    Творческая работа

    Литературно-художественным языком необходимо воспеть красоту и удивительную подвижность белой трясогузки.

    Селиванов И., учащийся 6 «Е» класса СОШ № 66:

    Вот так птичка трясогузка!
    Она с юга прилетает,
    Весну зазывает,
    Хвостиком трясёт,
    Лёд на речке бьёт.
    Прилетает в огород,
    Всех букашек соберет –
    Целый день летает,
    Людям помогает!

    Андреев А., учащийся 6 «В» класса гимназии № 5: «Длиннохвостые малышки очень элегантны – черные шапочки, белые кофточки, черное жабо, светло-серый сарафанчик. А как блестят их темные глазки! Благодаря своей миловидности и доверчивости они расположили к себе самые черствые сердца. Белые трясогузки стали спутником человека. Люди! Берегите этих красавиц!»

    Побединская В., учащаяся 6 «Б» класса Лицея № 52:

    …Мы заставили эту птичку изменить условия жизни почти наоборот. Мы лишили ее разнообразного пропитания, комфортного места для гнездования и много всего другого. А территории занимаемые человеком все растут и растут, и трясогузок становится с каждым годом все меньше и меньше. Люди, берегите замечательных птиц - трясогузок!

    Драгомиров Г., учащийся 5 «А» класса СОШ № 72 сочинил синквейн:

    Трясогузка
    Красивая, веселая, юркая
    Скачет, летает, радует.
    Радость неси.
    Попрыгунья!

    Майоров А., учащийся 6 «А» класса СОШ № 44 и Драгомиров Г., учащийся 5 «А» класса СОШ № 72 к своей работе добавили материал о значении трясогузок для природы и человека (о биологической роли трясогузок, об их функции в биогеоценозе):

    • входит в цепи питания, является пищей для ястреба, сокола, неясыти, вороны серой;
    • ограничивает численность насекомых, питаясь ими;
    • избавляет животных от кровососущих насекомых;
    • распространяет семена растений на лапках и оперении;
    • имеет большое эстетическое значение.

    Куприянова А., учащаяся 7.1 класса СОШ № 69 представила такую творческую работу:

    Птица солнца – Трясогузка!
    Раз махнёт она хвостом.
    Вмиг все реки разольются
    И затопят всё кругом.

    Мартынушкин А., учащийся 6.1 класса СОШ № 69, назвал свою творческую работу «Солнечная птичка – трясогузка», в которой написал об активности, любопытстве, стремительности трясогузки: «Я считаю, что такую энергию ей даёт солнце... Живи на земле всегда, светлая солнечная птичка, трясогузка»!

    Родионова В., учащаяся 6 «А» класса СОШ № 51:

    В полёте трясогузка пронзает облака.
    И лоб её, и грудка – цвета молока.
    Приятно пропоёт она для вас.
    Чтоб сохранить её, зависит всё от нас!

    Сухова Т., учащаяся 6 «М» класса СОШ № 40:

    …милее птиц не бывает,
    Трясогузок любите, друзья!

    Ответы на вопросы викторины для учащихся 7-8 классов

    1. Назовите виды птиц рода Трясогузки, обитающие на территории России.

    Ответ: по www.ecosystema.ru : в России не менее шести видов: белая трясогузка, японская белая трясогузка, желтая трясогузка, желтоголовая трясогузка, желтолобая трясогузка, горная трясогузка.

    Прибылова А., учащаяся 7 класса школы-интерната № 18, представила 12 подвидов белой трясогузка; 10 подвидов желтой трясогузки.

    Майоров А., учащийся 6 «А» класса СОШ № 44, отмечает 11 видов птиц рода Трясогузки и указывает источники этой информации: Л.С. Степанян. Конспекты. Орнитологическая фауна СССР, 1990; Г.М. Бабушкин. Животный мир Рязанской области, 2004.

    2. Назовите виды птиц семейства Трясогузковые, занесенные в Красную книгу Рязанской области.

    Ответ: луговой конёк.
    В брошюре «Белая трясогузка – птица 2012 года» (ЭПЦ «Зеленые острова») была допущена досадная опечатка: лесной конёк. К сожалению, многие участники заочного этапа викторины для своих ответов воспользовались только этим источником информации, а в Красную книгу Рязанской области не заглянули…

    Конин П., учащийся 7 «А» класса СОШ № 57 отметил, что при составлении Красной книги по статусу редкости видов луговой конёк отнесен к третьей категории и определен как «редкий» вид, т.е. вид, имеющий малую численность и незначительную распространённость на территории нашей области.

    3. Объясните происхождение названия «трясогузка».

    Ответ: Гузка – хвостовая клинообразная часть туловища птицы; гузка – задняя часть тела птицы; ею она постоянно трясет.

    Булекова К., учащаяся 8 класса СОШ № 43: трясогузка – птичка, которая постоянно трясёт гузом – задней частью тела, хвостовой клинообразной частью тела. Происхождение старинного названия «плиска» невозможно выяснить без помощи лингвистов, специалистов по древним славянским наречиям. Научное, т.е. латинское название рода – «мотацилла» - буквально означает «двигающие хвостом».

    Конин П., учащийся 7 «А» класса СОШ № 57 добавляет: в народе трясогузку называют ещё вертихвосткой, ведь она беспрестанно покачивает вверх и вниз «гузкой». Неподвижно, выпрямившись и опустив хвостик, трясогузки сидят только во время пения.

    Прибылов И., учащийся 7 «А» класса СОШ № 70 приводит в качестве примера и другие названия трясогузки: танцорка, танцовщица, пританцовывалка, серохвостка.

    Лёвина М., учащаяся 9 «А» класса СОШ № 45 отмечает: длинный постоянно раскачивающийся хвост трясогузки играет роль балансира. 4. Наш земляк, ученый-эколог Даниил Николаевич Кашкаров составил классификацию животных. Проклассифицируйте по ней белую трясогузку.

    Ответ: Даниил Николаевич Кашкаров родился в Рязани в 1878 г. Работал в Московском, Средне-Азиатском и Ленинградском университетах. Опубликовал более 80 книг и статей. Кашкаров Д.Н. считается основоположником советской экологии животных. Умер и похоронен ученый на станции Хвойная, куда был эвакуирован из осажденного Ленинграда (1941 г.). Предложенная им классификация, конечно, несовершенна.

    I. Классы жизненных форм устанавливаемых по отношению к климату:
    Теплокровные животные.
    Сезонные формы: 1. Гнездящиеся.

    II. Классификация по приспособлениям для передвижения:
    Наземные формы: 1. Не делающие нор: а) бегающие

    IV. Классификация по роду пищи:
    1. Хищные: а) насекомоядные.

    V. Классификация по месту размножения:
    1. Размножающиеся на поверхности земли.
    2. Размножающиеся в ярусе трав.
    3. Размножающиеся в кустарниках.
    4. Размножающиеся в трещинах и дуплах.

    Андреев А.: учащийся 6 «В» класса Гимназии № 5, дополнительно отвечающий на вопросы 7-8 класса, написал: Кашкаров Д.Н. (1878 – 1841) – зоолог, эколог, доктор биологических наук, профессор. Во всех работах пропагандировал экологический подход к изучению животных. Был членом многочисленных научных обществ.

    Куликов Ф., учащийся 8 «В» класса Ггимназии № 5 уточнил: желтоголовая и желтая трясогузки размножаются на поверхности земли; белая и горная трясогузки размножаются в трещинах и дуплах.

    Конин П., учащийся 7 «А» класса СОШ № 57, и Сермягина Ксения, учащаяся 8 «Б» СОШ № 34 внесли следующие дополнения: на большей части своего ареала белая трясогузка – птица перелетная и только в Южных областях Евразии – оседлая и кочующая. В сильную бескормицу трясогузка может питаться семенами растений. Трясогузка – птица влаголюбивая: для гнездования в природе ей необходим хотя бы маленький ручеёк или водоёмчик, в культурном ландшафте трясогузка гнездится около водных переправ, мостов; среди участков асфальта обязательно должен быть орошаемый газон или одиночные ели.

    5. Какова связь трясогузки с индикаторными организмами загрязнения водоемов? (Приведите не менее двух примеров).

    Ответ: индикаторные организмы – это группа особей одного вида, по наличию, состоянию и поведению которых судят об изменениях в среде, в том числе о присутствии и концентрации загрязнителей. Среди индикаторов загрязнения водоемов есть личинки насекомых.

    Трясогузка для личинок ручейников, стрекоз, поденок, веснянок - Птица–регулятор численности насекомых в стадии личинок. Трясогузка подкарауливает момент, когда личинка насекомого, сбросив «панцирь», превращается в беспомощное насекомое с необсохшими крылышками. Личинки ручейников для трясогузки - Живущие в воде личинки ручейников и других насекомых – пища для трясогузки.

    Конин П., учащийся 7 «А» класса СОШ № 57: индикаторами загрязнения водоема могут быть донные животные, активно плавающие организмы и обитатели зарослей водной растительности; они позволяют судить о качестве воды и получать достоверную информацию о санитарном состоянии водоёма. Основу кормового рациона трясогузки составляют веснянки, подёнки, комары-толкунчики, ручейники, реже – перепончатокрылые и стрекозы. Все они являются индикаторными организмами.

    Лозовая Е., учащаяся 7 «Б» класса СОШ № 64 внесла существенное дополнение в ответ на этот вопрос: птицы быстро реагируют на изменения окружающей среды. Околоводные птицы и, в частности, трясогузка являются индикаторами чистоты водной среды. Отсутствие по берегам околоводных птиц говорит о сильной загрязненности воды. Наличие чистой воды надёжно устанавливается по присутствию трясогузок у водоема.

    6. Напишите о взаимосвязях бобра и трясогузки. Какой экологический закон Барри Коммонера иллюстрируют эти примеры?

    Ответ: закон Б. Коммонера: всё в природе взаимосвязано.

    Трясогузка для бобра - Возможный сосед по месту обитания, но трясогузка ведет дневной образ жизни, а бобр - ночное и пугливое животное. Бобр для трясогузки - Бобр строит на реках плотины, тем самым уровень воды в них повышается, течение становится медленным. Это уменьшает возможность трясогузок находить пищу у мелководья, у кромки воды.

    Андриянова Е., учащаяся 9 «Б» класса СОШ № 61 и Сермягина Ксения, учащаяся 8 «Б» класса СОШ № 34 добавили: эта связь основывается на принципе детерминизма. Вред, наносимый одному компоненту экосистемы, может привести к неблагоприятным последствиям в масштабах всей экосистемы. Влияние на любую природную систему на Земле вызывает целый ряд побочных эффектов.

    Комарова Р., учащаяся 8 «А» класса СОШ № 60: трясогузка трясёт гузкой, и бобр при опасности громко хлопает хвостом по воде. Трясогузки возле воды держатся, как и бобры, отдельными семьями. У бобров рождаются до 6 детёнышей, трясогузки выводят до шести яиц. Сок, вытекающий из подточенных бобрами деревьев, любят бабочки, которыми питается трясогузка.

    7. Кто такая златогузка и какое отношение она имеет к трясогузке? Для иллюстрации этих отношений составьте пищевую цепочку из 3-х звеньев.

    Ответ: бабочка семейства Волнянок. Брюшко с пучком золотисто-оранжевых волосков на конце (раздражает кожу человека). Зимуют молодые гусеницы группами по 200-300 в гнездах из листьев, оплетенных нитями. Это насекомое может быть едой трясогузки.

    Листья яблони – златогузка – трясогузка.

    Прибылова А., учащаяся 7 класса школы-интерната № 18; Андриянова Е., учащаяся 9 «Б» СОШ № 61 и Марушин А., учащийся 7 «А» СОШ № 53 добавили: златогузка встречается в Европе, Малой Азии, Северной Африке и Северной Америке, в России – в центральных и особенно южных зонах плодоводства. В годы массового размножения гусеницы могут уничтожить весь урожай.

    8. Что общего у трясогузки с зыбким, болотистым местом? Что общего у трясогузки с многолетним растением семейства Злаковые (из-за тонкости ножек колоски этого растения легко приходят в движение)? Что общего у трясогузки с местным (народным) названием обыкновенной пустельги?

    Ответ: общий корень тряс. Трясина – болотистое место. Трясунка (злаковое растение): из-за тонкости ножек колоски которого легко приходят в движение. Трясулька: такое название птица пустельга получила за особое зависание над добычей.

    Конин П., учащийся 7 «А» класса СОШ № 57: зыбкие болотистые места (зыбуны) назвать трясиной не совсем верно, так как эти грунты не трясутся, а «волнуются» (зыблются) под ногами человека, «ходенем ходят».

    Лозовая Е., учащаяся 7 «Б» класса СОШ № 64 добавила: пустельга получила свое название из-за того, что этого сокола трудно приручить для соколиной охоты, ведь он отдаёт предпочтение мышам. Эта птица для соколиной охоты оказалась «пустой». Но зато пустельга – всегда желанный гость хлебороба.

    Слепцова М., учащаяся 8 «В» класса СОШ № 51: местами пустельгу зовут жаворонником, так как зависает над жертвой (жаворонком) и трясет крыльями (трясогузка трясет хвостом).

    9. К какой группе синантропных птиц можно отнести трясогузку: вид-вселенец, полный синантроп, неполный синантроп? Объясните свой выбор.

    Ответ: синантропные птицы обитают около человека. Полные синантропы – постоянно живут около человека (сизый голубь, домовый воробей). Неполные или частичные синантропы пользуются населенными пунктами как убежищами для гнездования (ласточки, стрижи, галки, скворцы). Вселенцы – возможные синантропы (большая синица, белая трясогузка). Они могут жить и вне человеческих поселений.

    Конин П., учащийся 7 «А» класса СОШ № 57: слово синантроп происходит от двух греческих слов: «син» = вместе и «антропос» = человек. То есть, синантропные виды – это такие виды, которые существуют «вместе с человеком».

    Комарова Р., учащаяся 8 «А» класса СОШ № 60 объяснила термин синантропы – «единые с человеком», соседствующие с человеком птицы и в качестве дополнения в своем ответе использовала термины: урбофильные и урбофобные птицы.

    Творческая работа для всех участников викторины

    Литературно-художественным языком необходимо воспеть красоту и удивительную подвижность белой трясогузки.

    Куликов Ф., учащийся 8 «В» класса Гимназии № 5 закончил свою творческую работу такими словами: «Я очень рад, что мне довелось участвовать в городской викторине «Белая трясогузка – птица 2011 года» и узнать столько нового и интересного о трясогузке».

    Комарова Р., учащаяся 8 «А» класса СОШ № 60, составила акростих:

    Т - трясёт она хвостом.
    Р - Россия её дом.
    Я - я с ней давно дружу.
    С - с нею в школу я хожу.
    О - отличный милый друг.
    Г - гнезда их вокруг.
    У - у кустика,
    З - за той стеной,
    К - как раз вот здесь, перед тобой...
    А - а ну-ка, гузочка, домой!

    Конин П., учащийся 7 «А» класса СОШ № 57, сочинил оду трясогузке. Это так символично для приближающейся даты – 300-летия М.В. Ломоносова (19 ноября 2011г.), великого русского ученого, который сочинял образцовые произведения этого жанра (ода – хвалебное, торжественное стихотворение).

    Давно привычно для народа
    Павлина славить красоту,
    Но я хочу сегодня оду
    Пропеть не сойке, не скворцу.

    Добрейшей птичке.
    Оперенье
    Похвал достойно, восхищенья!
    И я пленён совсем по-русски
    Красою белой трясогузки!

    Как много ей названий чудных
    Народ придумал хитроумный:
    То вертихвостка, то синица,
    То ледоломка, а то плиска.

    А всё за то, что трясогузка
    Трясет всё время своей гузкой,
    Всегда в движенье длинный хвост,
    Ловить чтоб бабочек, стрекоз…

    А как изящно тонконога.
    Подвижна и черноголова.
    Нарядны грудка, крылья, хвост,
    И не помеха – малый рост!

    Из года в год и век за веком
    Живет бок о бок с человеком,
    Незаменим пернатый друг –
    В минуту словит 20 мух,
    Полсотни комаров в придачу –
    Охраны лучше нет на даче!

    О, трясогузка, чудо-птица!
    Пускай ты птица - невелица,
    Но мне мила твоя краса,
    Как голубые небеса,
    Как белый сарафан березки.
    Как лета, осень, зимы, вёсны…

    Ты в простоте своей прелестной,
    Как родина моя, чудесна!

    Лёвина М., учащаяся 9 «А» СОШ № 45 посвятила белой трясогузке такие строки:

    Бывало, наверно, такое у каждого.
    Сядешь на берег реки, а вдали
    Плывут не спеша облака безмятежные.
    Ты молча любуешься, глядя на них.
    И вдруг, кто-то сядет с тобою поблизости –
    Маленький, белый, пушистый «комок».
    Шепотом скажешь себе: «Трясогузка»,
    И сердце по-новому как-то поет.
    Эта красивая черная шапочка
    Очень подходит под цвет ее фрака.
    Грудка вся серная, белый животик –
    Очень красивая птица, однако!
    Вдруг побежит, остановится сразу,
    Хвостиком смело опять потрясет.
    Ах, трясогузка! Какая прекрасная
    Птица на свете белом живет.
    А крылышки кажутся легкими-легкими,
    Словно покрыты они сверху бархатом.
    Глазки, как бусинки, темные, яркие.
    Сердце, любуясь, обливается золотом.
    Вдруг потрясет она своим хвостиком,
    Быстро спорхнет, далеко улетит...
    Ты возвращайся, моя трясогузка,
    Пусть ничто не волнует, ничто не болит...

    Материал подготовила Логинова О.Н., заведующая отделом экологии МОУ ДОД ЦДТ «Приокский», ответственная за организацию деятельности городского Центра детского экологического образования.



    Бизнес идеи