Принципы (нормы) корпоративного поведения. Основы корпоративной культуры. Определение и модели корпоративного управления

Специфику корпоративного управления определяет сложность взаимодействия органов управления компанией, в результате которой возникает проблема согласования интересов собственников, менеджеров и Совета директоров. Одна из возможностей их согласованной работы заключается в деятельности независимых директоров, способных обеспечить баланс интересов, а также в разрешении этических проблем. В отечественных компаниях этому не уделяется достаточно внимания. Часто высокие дивиденды собственников соседствуют с низкой заработной платой рядовых работников, что приводит к социальной напряжённости.

Необходимый путь совершенствования корпоративного управления - это разработка долгосрочных корпоративных норм, работа в корпорациях ряда комитетов - по стратегии, этике, компенсациям. Кроме того, это разработка корпоративных кодексов. В этих кодексах должны быть определены общие принципы корпоративного управления и основные правила взаимодействия внутри фирмы. Современная экономика находится в состоянии преобразований, определяемых как переход к экономике знаний, в которой важнейшим в достижении конкурентных преимуществ становится создание и эффективное использование нововведений. Это означает, в первую очередь, слаженную работу всего персонала компании, поскольку основой её развития становится использование возможностей каждого сотрудника. И во-вторых, это предполагает применение достижений современных направлений менеджмента: управления знаниями и управления сотрудниками - носителями знаний. Изучение этих разделов менеджмента является важным для подготовки руководителей современных корпораций. Другой составной частью успеха фирмы является адекватное использование аутсорсинга. Важнейшей сферой аутсорсинга является образование. В будущем эффективное развитие крупных фирм будет во многом базироваться на совместном с бизнeс-школами создании собственных, систем обучения своих работников, в том числе и корпоративных университетов. Для этого очень важно выбрать надёжного партнёра.

Общие признаки корпоративных норм :

1.Регулирование типичных ситуаций, отношений, имеющих место в корпорации

2.Многократная повторяемость, при однократном применении, в дальнейшем также действуют при аналогичных ситуациях

3.Общий характер – распространение сферы действия на многих лиц, а не на одного или нескольких человек.

Субъект корпоративной нормы имеет точную количественную характеристику: коллектив наёмных работников корпорации, ограниченный штатным расписанием, определённое количество акционеров. Качественные характеристики могут изменяться: приём на работу, увольнение, вступление в членство, купля-продажа акций. Сфера действия корпоративных норм не определяется территорией корпорации, а ограничивается членством и принадлежностью субъекта к коллективу по различным основаниям.

Корпоративный нормативный акт – документ, изданный органами управления корпорацией, компетентными в решении тех или иных вопросов производственной и социальной жизни коллектива, содержащий корпоративные нормы. Признаки:

1.правотворческий характер (устанавливает, изменяет или прекращает действие норм),

2.издаются органом управления в пределах своей компетенции,

3.имеют документальную форму,

4.отсутствие противоречий законодательству и корпоративным актам, имеющим большую юридическую силу.

Корпоративные нормы:

1.Несоциальные (воздействие человека на технические средства и предметы) – технические, санитарно-гигиенические, физиологические, биологические.

2.Социальные (реализуют отношения между участниками корпоративных отношений) – корпоративные обычаи, корпоративные традиции, нормы корпоративной этики, эстетические нормы, корпоративные деловые обыкновения, корпоративные деловые нормы.

Принципы построения корпоративных норм:

1.Демократизм

2.Гуманизм

3.Равноправие

4.Законность

5.Научность

Корпоративный климат - особенности восприятия сотрудниками приоритетных задач корпорации, успех которой зависит от стимулирования сотрудников и стратегических целей корпорации. Он представляет собой функцию неизмеримого многообразия накопленного опыта. Многообразный опыт, на основе которого формируется представление сотрудниками о степени благоприятствования корпоративного климата, включает:

1.способ структурирования деятельности.

2.характер формальных и неформальных межличностных отношений.

3.процедуры, согласно которым распределяются вознаграждения, включая материальное поощрение.

Корпоративная культура включает перечень проблем, составляющих основу убеждений и ценностей руководства.

Корпоративная культура – совокупность идей, корпоративных ценностей и норм поведения, присущих только данной корпорации и формирующихся в ходе совместной деятельности для достижения общих целей. Корпоративные ценности - все окружающие корпорацию и находящиеся внутри нее объекты, в отношении которых члены корпорации занимают позицию оценки в соответствии со своими потребностями и целями корпорации.

Организационные нормы – общепринятые в данной корпорации шаблоны поведения.

Классификация корпоративных культур :

1.индивидуалистская (субкультура, основанная на ценностях личного достижения и связанная с целями-ориентациями).

2.коллективистская (ориентирована на групповую деятельность, её ценности и нормы связаны с идентификацией индивидов с организацией или своей группой в организации).

По характеру властных отношений:

1.демократичная (наличие доверительных и мягких отношений между руководителями и подчинёнными).

На корпоративную культуру влияют следующие факторы:

· Идеальные цели

· Господствующие идеи и ролевые модели

· Принятые стандарты и правила

· Неформальные каналы коммуникаций

Корпоративную культуру отличают следующие свойства: всеобщность, неформальность, устойчивость.

Наиболее полно корпоративную культуру характеризуют ее следующие функции:

· Охранная

· Интегрирующая

· Регулирующая

· Заменяющая

· Адаптивная

· Образовательная и развивающая

· Ориентирующая на клиентов и партнеров

· Управление качеством

Тема 1.3. Нормы корпоративного менеджмента

Общее название юридических концепций и процедур, лежащих в основе создания, управления и эффективного взаимодействия компаний (корпораций), получило наименование «корпоративное управление». Корпоративное управление - сравнительно новая область исследований.

Последующие годы становления и развития корпоративного управления в различных корпорациях и странах привели к появлению большого количества определений корпоративного управления, учитывающих как особенности конкретных корпораций, так и национальные отличия страны или региона действия корпорации. Объединяющим моментом в формировании принципов корпоративного управления следует считать принятие «Принципов корпоративного управления ОЭСР» на уровне министров стран - членов Организации экономического сотрудничества и развития в мае 1999 г. Во вступлении к названному документу говорится: «Одним из ключевых элементов повышения экономической эффективности является корпоративное управление, включающее комплекс отношений между администрацией компании, ее правлением, акционерами и другими заинтересованными лицами. Корпоративное управление определяет также рамки, в которых намечаются задачи компании, а также средства реализации этих задач и контроля за результатами деятельности компании. Надлежащее корпоративное управление должно создавать стимулы для того, чтобы правление и администрация компании стремились к достижению целей, отвечающих интересам компании и акционеров, а также облегчать действенный контроль, тем самым подталкивая фирмы к более эффективному использованию ресурсов».

Наиболее соответствующее условиям России определение корпоративного управления предложили американские ученые и практикующие консультанты Шейла Паффер и Даниел МакКарти: «Корпоративное управление - это один их тех терминов, которые каждый понимает по-своему, но при этом все согласны, что хорошее корпоративное управление требует высоконравственного поведения менеджеров, членов совета директоров и акционеров... Корпоративное управление включает в себя правила, политику, институты, отношения и поведение всех тех, кто находится у власти в корпорациях и ответственен за них» .

В период 2002-2005 гг. в России при поддержке Международной финансовой корпорации и министерства торговли США с участием российских компаний и специалистов был успешно реализован проект «Корпоративное управление в России».

Результатом такого сотрудничества явилось первое в России руководство, охватывающее все аспекты отечественной практики корпоративного управления. В него включены примеры внедрения стандартов корпоративного управления, руководство по выполнению директорами и менеджерами своих обязанностей в сфере управления компаниями, описание порядка работы органов управления, а также ссылки на российский Кодекс корпоративного поведения и признанные международной практикой принципы корпоративного управления. Пособие ориентировано на директоров, менеджеров высшего щепа и акционеров российских компаний, стремящихся усовершенствовать систему корпоративного управления.

Структура и содержание пособия по корпоративному управлению

Предисловие

Как пользоваться данным пособием Перечень сокращений

Часть 1. Введение в корпоративное управление

Глава 1. Введение в корпоративное управление

Глава 2. Общая система управления акционерным обществом

Глава 3. Внутренние документы общества

Часть 2. Совет директоров и исполнительные органы общества

Глава 4. Совет директоров

Глава 5. Исполнительные органы

Глава 6. Корпоративный секретарь

Часть 3. Права акционеров

Глава 7. Права акционеров: общий обзор

Глава 8. Общее собрание акционеров

Глава 9. Вопросы корпоративного управления, связанные с уставным капиталом

Глава 10. Дивиденды

Глава 11. Вопросы корпоративного управления, связанные с ценными бумагами

Глава 12. Существенные корпоративные сделки Часть 4. Раскрытие информации и прозрачность

Глава 13. Раскрытие информации Глава 14. Процедуры контроля и аудита Часть 5. Некоторые специальные вопросы

Глава 15. Корпоративное управление в группе компаний

Глава 16. Вопросы корпоративного управления, связанные с реорганизацией

Глава 17. Правоприменение и средства судебной защиты Часть 6. Приложения. Типовые документы

Приложения к части 1. Введение в корпоративное управление Приложение 1. Матрица уровней корпоративного управления для российских обществ

Приложение 2. Типовой устав Приложение 3. Положения устава

Приложение 4. Типовой кодекс корпоративного управления Приложение 5. Типовой кодекс этики

Приложения к части 2. Совет директоров и исполнительные органы общества

Приложение 6. Типовое положение о совете директоров

Приложение 7. Типовое положение о комитете совета директоров по аудиту

Приложение 8. Типовое положение о комитете совета директоров по корпоративному управлению

Приложение 9. Типовое положение о комитете совета директоров по кадрам и вознаграждениям

Приложение 10. Типовое положение о комитете совета директоров по стратегическому планированию и финансам

Приложение 11. Типовое положение об исполнительных органах Приложение 12. Типовое положение о корпоративном секретаре

Приложение 13. Типовой договор с членом совета директоров

Приложение 14. Типовой договор с генеральным директором

Приложение 15. Типовой договор с корпоративным секретарем

Приложение 16. Типовой протокол заседания совета директоров

Приложение 17. Типовая анкета для оценки работы совета директоров

Приложение 18. Определение понятия «независимый директор» Приложения к части 3. Права акционеров

Приложение 19. Типовое положение об общем собрании акционеров

Приложение 20. Типовое положение о дивидендной политике

Приложение 21. Типовое сообщение о проведении общего собрания акционеров

Приложение 22. Типовая доверенность, выданная физическим лицом

Приложение 23. Типовая доверенность, выданная юридическим лицом

Приложение 24. График подготовки внеочередного собрания акционеров Приложение к части 4. Раскрытие информации и прозрачность

Приложение 25. Типовое положение об информационной политике

Приложение 26. Типовое положение о ревизионной политике

Приложение 27. Типовое положение об управлении рисками

Приложение 28. Типовое положение о внутреннем контроле

Приложение 29. Руководство по подготовке годового отчета

Приложение 30. Русско-английский словарь терминов по корпоративному управлению



Формирование корпораций в российской экономике является естественным развитием организационно-правовых форм хозяйствования, опирающихся на традиции российского бизнеса и зарубежный опыт.

Российское законодательство об акционерных обществах формировалось с учетом массового принципа построения корпораций, поэтому оно в большей степени опирается на американский принцип построения корпораций и имеет следующие отличительные признаки:

Юридическое лицо - акционерное общество является юридическим лицом и может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности и быть истцом и ответчиком в суде, более того - по российскому праву открытое акционерное общество не может существовать иначе как в виде юридического лица;

Ограниченная ответственность - закреплена в статьях Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) и Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», хотя отметим, что юристы очень оживленно дискутируют по определению «ответственность в пределах стоимости принадлежащих акционерам акций»;

Бессрочное существование - общество создается без ограничения срока, если иное не установлено его уставом;

Свободная передача акций - акционеры открытого общества могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров этого общества;

Централизованное управление корпорацией - несмотря на обязательность формирования совета директоров и исполнительных органов корпорации, российское законодательство предусматривает, что «высшим органом управления общества является общее собрание акционеров».

Также предполагается обязательность устава и четко определенных сведений о корпорации, предусматривается правовая природа акций и собственность на акции.

Прежде чем рассматривать современные основы корпоративного российского права, кратко остановимся на истории российского корпоративного права.

Докорпоративный период в истории нашей страны связан с поисками «своего пути» в экономике, и в том числе в управлении предприятиями. Первые попытки создать нормативные акты по управлению предприятием связаны с принятием законов о предприятии и правах трудовых коллективов. Поиски «своего пути» имели широкий диапазон: от полного управления предприятием из центра до предоставления ему полной автономии вплоть до выборности руководителей предприятия трудовым коллективом. Завершились они возвращением к старому «капиталистическому» способу организации промышленности - акционерному обществу и, если снять политические ярлыки, к способу, выработанному мировым опытом человеческой цивилизации, позволяющему наилучшим образом сочетать интересы государства, собственников, менеджеров и трудящихся.

Советский период состоит условно из двух этапов. «Союзный», который начался с принятия постановления Совета Министров СССР от 19 июня 1990 г. № 590 «Об утверждении положения об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью и положения о ценных бумагах», именно в этот период были преобразованы и акционерные общества производственное объединение «КамАЗ», Агропромышленный банк и Банк жилищно-коммунального хозяйства и социального развития.

Второй этап - «период Советской России» начался 24 октября 1990 г. с принятия закона о действии актов Советского Союза на территории России. В это время были приняты постановление Совета Министров СССР от 25 декабря 1990 г. № 601 об утверждении «Положения об акционерных обществах», Закон РСФСР от 25 декабря 1990 г. № 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности» и Закон СССР от 6 марта 1990 г. № 1305-1 «О собственности в СССР».

Советско-президентский период начался 24 апреля 1991 г. и был с введением должности президента в России. В этот период приняты Закон РФ от 19 ноября 1992 г. № 3929-1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий», постановление Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 г. № 78 «О выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах». Но наиболее ярко в этот период проявилась нормотворческая деятельность президентской власти. Именно с указами Президента РФ связано начало практической приватизации и акционирования государственных предприятий, составляющих большинство предприятий в России. Важнейшим является Указ Президента РФ от 1 июля 1992 г. № 721 «О коммерциализации государственных предприятий», который положил начало действительно широкому развитию корпоративных отношений.

Период абсолютной президентской власти начался 21 сентября 1993 г. с роспуска Президентом РФ Советов народных депутатов и принятия на себя всех функций законодательной власти. В это время была принята программа приватизации, выполнение которой в последующие годы служило мерилом перехода к рыночным отношениям. Справедливости ради отметим, что в первой программе приватизации (1992) главной целью провозглашалось формирование слоя частных собственников, а в последующих вариантах программы на первое место выходит повышение эффективности российской экономики в целом и отдельных предприятий. Данный период завершился принятием Конституции РФ 12 декабря 1993 г.

Парламентско-президентский период начался 25 декабря 1993 г. и связан с вступлением в силу Конституции РФ. Это период завершения массовой приватизации, основанной на указах Президента РФ. Необратимые изменения в экономике, достигнутые благодаря волевым действиям исполнительной власти, создали предпосылки для нового этапа развития корпоративного права, основанного на законе.

Период 1991-1993 гг. был периодом коренных преобразований хозяйственных отношений в России: на смену господствовавшей более 70 лет государственной формы собственности пришла новая - корпоративная. Становление новой формы собственности проходило в непростых политических и экономических условиях. Борьба за политическую власть неотделима от борьбы за власть экономическую, а первичной ячейкой в экономике является корпорация. На протяжении этих лет мы имели возможность наблюдать борьбу за власть в масштабах отдельных корпораций, когда вступали в противоречия интересы государства, управляющих, акционеров и работников корпораций. Государство не сумело отладить правовой механизм защиты своей собственности, отсутствие четких правовых правил как в экономической, так и в политической жизни общества приводило к неразрешимости конфликтов правовыми способами.

Дальнейшее развитие корпоративного права неотделимо от общего законотворческого процесса и изменения компетенции высших органов власти. Гражданский период начался 1 января 1996 г. с принятия Федерального закона от 29 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах». 1 марта 1996 г. вступила в действие вторая часть ГК РФ (первая часть ГК РФ действует с 1 января 1995 г.). В апреле 1996 г. был принят Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-Ф3 «О рынке ценных бумаг».

К этому следует добавить еще одно важнейшее обстоятельство. I 1ри разработке новых законов активно использовался опыт развитых государств Старого и Нового Света: Федеральный закон «Об акционерных обществах» вобрал в себя элементы англо-американской и германской моделей корпоративного управления, а Федеральный «закон «О рынке ценных бумаг» опирается на англо-американскую модель управления. Сам факт заимствования наработанных прогрессивных моделей управления можно только приветствовать, однако технология работы новых законодательных актов наталкивается на неподготовленность основной массы участников корпоративных отношений к такой работе и на отсутствие основных институтов корпоративного права.

В полном объеме корпоративное управление в России регулируется следующими нормами:

Гражданским кодексом РФ;

Федеральными законами от 5 марта 1999 г. № 46-ФЗ «Об акционерных обществах», от 22 апреля 1996 г. № 39-Ф3 «О рынке ценных бумаг», от 5 марта 1999 г. № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»;

Нормативными актами Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, Министерства юстиции РФ и других ведомств.

Общее название юридических концепций и процедур, лежащих в основе создания, управления и эффективного взаимодействия компаний (корпораций), получило наименование «корпоративное управление». Корпоративное управление - сравнительно новая область исследований. Первая книга под названием Corporate Governance («Корпоративное управление») вышла в 1984 г.; в 1993 г. начал выходить теоретический журнал Corporate Governance - an International Review.

Последующие годы становления и развития корпоративного управления в различных корпорациях и странах привели к появлению большого количества определений корпоративного управления, учитывающих как особенности конкретных корпораций, так и национальные отличия страны или региона действия корпорации. Объединяющим моментом в формировании принципов корпоративного управления следует считать принятие «Принципов корпоративного управления ОЭСР» на уровне министров стран - членов Организации экономического сотрудничества и развития в мае 1999 г. Во вступлении к названному документу говорится: «Одним из ключевых элементов повышения экономической эффективности является корпоративное управление, включающее комплекс отношений между администрацией компании, ее правлением, акционерами и другими заинтересованными лицами. Корпоративное управление определяет также рамки, в которых намечаются задачи компании, а также средства реализации этих задач и контроля за результатами деятельности компании. Надлежащее корпоративное управление должно создавать стимулы для того, чтобы правление и администрация компании стремились к достижению целей, отвечающих интересам компании и акционеров, а также облегчать действенный контроль, тем самым подталкивая фирмы к более эффективному использованию ресурсов».

Наиболее соответствующее условиям России определение корпоративного управления предложили американские ученые и практикующие консультанты Шейла Паффер и Даниел МакКарти: «Корпоративное управление - это один их тех терминов, которые каждый понимает по-своему, но при этом все согласны, что хорошее корпоративное управление требует высоконравственного поведения менеджеров, членов совета директоров и акционеров... Корпоративное управление включает в себя правила, политику, институты, отношения и поведение всех тех, кто находится у власти в корпорациях и ответственен за них».

В период 2002-2005 гг. в России при поддержке Международной финансовой корпорации и министерства торговли США с участием российских компаний и специалистов был успешно реализован проект «Корпоративное управление в России».

Результатом такого сотрудничества явилось первое в России руководство, охватывающее все аспекты отечественной практики корпоративного управления. В него включены примеры внедрения стандартов корпоративного управления, руководство по выполнению директорами и менеджерами своих обязанностей в сфере управления компаниями, описание порядка работы органов управления, а также ссылки на российский Кодекс корпоративного поведения и признанные международной практикой принципы корпоративного управлении. Пособие ориентировано на директоров, менеджеров высшего тепа и акционеров российских компаний, стремящихся усовершен- топать систему корпоративного управления.

Формирование корпораций в российской экономике является естественным развитием организационно-правовых форм хозяйствования, опирающихся на традиции российского бизнеса и зарубежный опыт.

Российское законодательство об акционерных обществах формировалось с учетом массового принципа построения корпораций, поэтому оно в большей степени опирается на американский принцип построения корпораций и имеет следующие отличительные признаки:
юридическое лицо - акционерное общество является юридическим лицом и может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности и быть истцом и ответчиком в суде, более того - по российскому праву открытое акционерное общество не может существовать иначе как в виде юридического лица;
ограниченная ответственность - закреплена в статьях Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) и Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», хотя отметим, что юристы очень оживленно дискутируют по определению «ответственность в пределах стоимости принадлежащих акционерам акций»;
бессрочное существование - общество создается без ограничения срока, если иное не установлено его уставом;
свободная передача акций - акционеры открытого общества могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров этого общества;
централизованное управление корпорацией - несмотря на обязательность формирования совета директоров и исполнительных органов корпорации, российское законодательство предусматривает, что «высшим органом управления общества является общее собрание акционеров».

Также предполагается обязательность устава и четко определенных сведений о корпорации, предусматривается правовая природа акций и собственность на акции.

Прежде чем рассматривать современные основы корпоративного российского права, кратко остановимся на истории российского корпоративного права.

Докорпоративный период в истории нашей страны связан с поисками «своего пути» в экономике, и в том числе в управлении предприятиями. Первые попытки создать нормативные акты по управлению предприятием связаны с принятием законов о предприятии и правах трудовых коллективов. Поиски «своего пути» имели широкий диапазон: от полного управления предприятием из центра до предоставления ему полной автономии вплоть до выборности руководителей предприятия трудовым коллективом. Завершились они возвращением к старому «капиталистическому» способу организации промышленности - акционерному обществу и, если снять политические ярлыки, к способу, выработанному мировым опытом человеческой цивилизации, позволяющему наилучшим образом сочетать интересы государства, собственников, менеджеров и трудящихся.

Советский период состоит условно из двух этапов. «Союзный», который начался с принятия постановления Совета Министров СССР от 19 июня 1990 г. № 590 «Об утверждении положения об акционер-пых обществах и обществах с ограниченной ответственностью и положения о ценных бумагах», именно в этот период были преобразованы и акционерные общества производственное объединение «КамАЗ», Агропромышленный банк и Банк жилищно-коммунального хозяйства п социального развития.

Второй этап - «период Советской России» начался 24 октября 1990 г. с принятия закона о действии актов Советского Союза на территории России. В это время были приняты постановление Совета Министров СССР от 25 декабря 1990 г. № 601 об утверждении «I 1оложения об акционерных обществах», Закон РСФСР от 25 декабря 1990 г. № 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности» и Закон СССР от 6 марта 1990 г. № 1305-1 «О собственности в СССР». В силу исторической ограниченности времени советского периода и жесткой централизации предприятий, отсутствия свободного капитала образование акционерных обществе (было массовым, поэтому говорить об освоении норм корпоративного управления или о накоплении практического участия населения в корпоративном управлении преждевременно.

Советско-президентский период начался 24 апреля 1991 г. и был связан с введением должности президента в России. В этот период были приняты Закон РФ от 19 ноября 1992 г. № 3929-1 «О несостоятельности (банкротстве) предриятий», постановление Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 г. № 78 «О выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах». Но наиболее ярко в этот период проявилась нормотворческая деятельность президентской власти. Именно с указами Президента РФ связано начало практической приватизации и акционирования государственных предприятий, составляющих большинство предприятий в России. Важнейшим является Указ Президента РФ от 1 июля 1992 г. № 721 «О коммерциализации государственных предприятий», который положил начало действительно широкому развитию корпоративных отношений.

Период абсолютной президентской власти начался 21 сентября 1993 г. с роспуска Президентом РФ Советов народных депутатов и принятия на себя всех функций законодательной власти. В это время была принята программа приватизации, выполнение которой в последующие годы служило мерилом перехода к рыночным отношениям. Справедливости ради отметим, что в первой программе приватизации (1992) главной целью провозглашалось формирование слоя частных собственников, а в последующих вариантах программы на первое место выходит повышение эффективности российской экономики в целом и отдельных предприятий. Данный период завершился принятием Конституции РФ 12 декабря 1993 г.

Парламентско-президентский период начался 25 декабря 1993 г. и связан с вступлением в силу Конституции РФ. Это период завершения массовой приватизации, основанной на указах Президента РФ. Необратимые изменения в экономике, достигнутые благодаря волевым действиям исполнительной власти, создали предпосылки для нового этапа развития корпоративного права, основанного на законе.

Период 1991-1993 гг. был периодом коренных преобразований хозяйственных отношений в России: на смену господствовавшей более 70 лет государственной формы собственности пришла новая - корпоративная. Становление новой формы собственности проходило в непростых политических и экономических условиях. Борьба за политическую власть неотделима от борьбы за власть экономическую, а первичной ячейкой в экономике является корпорация. На протяжении этих лет мы имели возможность наблюдать борьбу за власть в масштабах отдельных корпораций, когда вступали в противоречия интересы государства, управляющих, акционеров и работников корпораций. Государство не сумело отладить правовой механизм защиты своей собственности, отсутствие четких правовых правил как в экономической, так и в политической жизни общества приводило к неразрешимости конфликтов правовыми способами.

Дальнейшее развитие корпоративного права неотделимо от общего законотворческого процесса и изменения компетенции высших органов власти. Гражданский период начался 1 января 1996 г. с принятия Федерального закона от 29 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах». 1 марта 1996 г. вступила в действие вторая часть ГК РФ (первая часть ГК РФ действует с 1 января 1995 г.). В апреле 1996 г. был принят Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».

1. ПОНЯТИЕ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Корпоративное управление - это система взаимодействия, которая отражает интересы органов управления компании, акционеров, заинтересованных лиц, и направлена на получение максимальной прибыли от всех видов деятельности компании в соответствии с действующим законодательством с учетом международных стандартов.

1.1. Возникновение проблемы корпоративного управления в России

Установление в России рыночных отношений и повышение роли акционерных обществ в развитии экономики государства и благосостояния граждан обусловили необходимость осознания важности проблемы корпоративного управления, возникновение которой неизбежно связано с переходом на новую систему хозяйствования. Результатом массовой приватизации стало появление на рынке множества компаний, неспособных продолжать свою деятельность и развиваться без привлечения инвестиционных ресурсов, что, в свою очередь, невозможно без усовершенствования корпоративного управления.

Практика деятельности акционерных обществ в России и других странах бывшего СССР, относящихся к развивающимся рынкам, свидетельствует о том, что развитие корпоративного сектора и фондового рынка с привлечением как отечественных, так и иностранных инвестиций, требует от компаний корпоративного управления, уровень которого соответствует мировым стандартам. Это обусловлено тем, что степень соблюдения компанией основных принципов надлежащего корпоративного управления становится все более важным фактором при принятии инвестиционных решений. Так, в июне 2000 года консалтинговой компанией McKinsey был проведен опрос 200 крупнейших международных инвесторов с целью выяснения, каким образом качество корпоративного управления в компаниях влияет на принятие инвестиционных решений. В ходе опроса более 80% инвесторов заявили, что готовы платить больше за акции компаний, в которых корпоративное управление осуществляется эффективно, чем за акции компаний, у которых в той области есть явные проблемы, даже в том случае, если у таких двух компаний схожие показатели прибыли и объемов продаж. Это же исследование показало, что в развивающихся экономиках, к которым относится и Россия, более половины инвесторов на первое место ставят качество корпоративного управления по сравнению и финансовыми результатами.

В связи с этим, в последние годы в России возрастает интерес к международным стандартам корпоративного управления как со стороны эмитентов и инвесторов, так и со стороны государственных структур, призванных обеспечивать права инвесторов. Однако, проявление интереса к проблемам корпоративного управления, к сожалению, не всегда означает готовность компаний предпринимать действия, направленные на решение данных проблем. В ходе исследования «Структура и организация деятельности советов директоров российских ОАО» (проведенного в 2001 году ФКЦБ, ИФРУ и Проектом Тасис) 80% опрошенных заявили, что проблема улучшения корпоративного управления в России «актуальна», 20% - «исключительно актуальна». Однако, согласившись с наличием в России серьезных проблем в области корпоративного управления, только 4% опрошенных признали систему корпоративного управления в своей компании неудовлетворительной, а более 80% оценили ее как в целом хорошую, но нуждающуюся в определенных улучшениях. Эти данные свидетельствуют, в частности, о том, что российские компании недооценивают взаимосвязь между состоянием корпоративного управления в государстве и в отдельно взятой компании.

Проблема корпоративного управления актуальна как для экономически развитых государств, так и для России и других развивающихся рынков. Единого определения корпоративного управления (corporate governance) на сегодняшний день в мировой практике не существует. Встречаются различные определения корпоративного управления, в том числе:

    система, посредством которой управляются и контролируются коммерческие организации (определение ОЭСР);

    организационная модель, при помощи которой компания представляет и защищает интересы своих акционеров;

    система руководства и контроля за деятельностью компании;

    система отчетности менеджеров перед акционерами;

    баланс между социальными и экономическими целями, между интересами компании, ее акционеров и других заинтересованных лиц;

    средство обеспечения возврата инвестиций;

    способ повышения эффективности деятельности компании и т.д.

1.2. Определение и модели корпоративного управления

По определению Всемирного банка, корпоративное управление объединяет в себе законодательство, подзаконные акты, соответствующую практику в частном секторе, что позволяет компаниям привлекать финансовые и кадровые ресурсы, эффективно осуществлять хозяйственную деятельность и, таким образом, продолжать функционирование, накапливая долгосрочную экономическую стоимость для своих акционеров, соблюдая интересы соучастников и компании в целом.

Понятие «корпоративное управление» не является синонимом понятия «управление компанией», поскольку имеет более широкое значение. Управление компанией - это деятельность менеджеров, которые осуществляют руководство текущими делами компании, а корпоративное управление - это взаимодействие широкого круга лиц по всем аспектам деятельности компании.

В мире не существует единой модели корпоративного управления - единого принципа построения структуры органов управления компании. Можно выделить две основные модели:

    англо-американская модель - характерна для США, Великобритании, Канады и других стран.
    В англо-американской модели орган управления представляет собой единый совет директоров, в руках которого сосредоточены функции «надзора» и «управления». Для того, чтобы обеспечить надлежащее исполнение обеих функций, совет директоров формируется из исполнительных директоров, которые исполняют роль управленцев и независимых директоров, которые исполняют роль контролеров и стратегов. Для этой же цели в одноуровневых советах директоров создаются два вида комитетов:

    • операционные (например, исполнительный, финансовый, стратегический) - формируются из числа исполнительных директоров для предоставления консультаций менеджменту. Основная функция операционных комитетов - сочетание в совете директоров процессов исполнения решений и контроля за их исполнением;

      контрольные (например, аудиторский, по назначениям, по вознаграждениям) - создаются из числа независимых директоров с целью соблюдения требований законности и подотчетности. Основная функция контрольных комитетов - разграничение процесса принятия решений и контроля за их исполнением.

    немецкая модель - характерна для Германии, Нидерландов и др.
    В немецкой модели орган управления имеет двухзвенную структуру и состоит из наблюдательного совета, в который входят независимые директора, и правления, которое состоит из менеджеров. Особенностью немецкой модели является четкое разделение функций «надзора» и «управления» в компании: наблюдательный совет осуществляет функции надзора над исполнительным органом, который непосредственно управляет текущей деятельностью компании.
    Существуют и другие различия между англо-американской и немецкой моделями корпоративного управления. В англо-американской модели собственность сильно «распылена», интересы заинтересованных сторон (соучастников) в корпоративном управлении не представлены, аутсайдеры не имеют достаточных стимулов для участия в корпоративном контроле, распространены враждебные поглощения и т.д. Немецкая модель, напротив, отличается концентрацией собственности, соблюдением интересов заинтересованных сторон, контролем со стороны заинтересованных сторон - банков, партнеров и работников, отсутствием враждебных поглощений и т.д.

Указанные модели корпоративного управления не являются взаимоисключающими, их элементы могут сочетаться, образуя смешанные модели.

В России Федеральный Закон «Об акционерных обществах» предоставляет компаниям возможность выбора одной из четырех структур органов управления.

Согласно законодательству в компании обязательно действуют общее собрание акционеров, единоличный исполнительный орган и ревизионная комиссия.

Уставом компании также может быть предусмотрено создание коллегиального исполнительного органа. В таком случае на лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа, одновременно возлагаются функции председателя коллегиального исполнительного органа.

В компаниях с количеством акционеров-собственников голосующих акций 50 и более в обязательном порядке создается совет директоров (в некоторых других странах, например, в Украине, Польше, Латвии обязательное создание совета директоров также поставлено в зависимость от размера общества). В состав совета директоров российских компаний могут входить как члены коллегиального исполнительного органа, так и неисполнительные и независимые директора. В компаниях с количеством акционеров менее 50 уставом может быть предусмотрено, что функции совета директоров осуществляет общее собрание акционеров.

1.3. Эффективность корпоративного управления

Основным показателем корпоративного управления, к которому должна стремиться компания, независимо от выбранной модели, является эффективность корпоративного управления. Характерными чертами эффективного корпоративного управления по определению Всемирного банка являются:

    прозрачность:

    • раскрытие финансовой и другой информации о деятельности компании;

      внутренние процессы контроля и надзора за деятельностью менеджмента;

    защита и обеспечение прав и интересов всех акционеров;

    независимость директоров в:

    • определении стратегии компании, утверждении бизнес-планов, принятии других важных решений;

      назначении менеджеров, контроле за их деятельностью, смещении менеджеров в случае необходимости.

Организация экономического сотрудничества и развития выделяет такие черты эффективного корпоративного управления:

    честность - уверенность инвесторов в защите своих средств;

    прозрачность - своевременное раскрытие компанией достоверной и полной информации о своем финансовом положении;

    подотчетность - менеджеры подотчетны собственникам компании;

    ответственность - соблюдение компанией законов и этических норм.

Управление каждой отдельно взятой компанией имеет такое же значение для мировой экономики, как и управление отдельным государством, поскольку результат эффективного корпоративного управления проявляется как на локальном, так и на глобальном уровне:

    на уровне компании - эффективное корпоративное управление обеспечивает получение компанией максимальной прибыли при соблюдении интересов акционеров и всех заинтересованных лиц;

    на уровне государства - эффективное корпоративное управление способствует развитию частного сектора, фондового рынка и экономики в целом;

    на мировом уровне - эффективное корпоративное управление позволяет снизить риски наступления финансового кризиса при формировании структуры международного финансового рынка.

Согласно традиционной концепции корпоративного управления с повышением благосостояния компании повышается благосостояние ее акционеров. Однако, современная концепция признает, что благосостояние акционеров отличается от благосостояния компании (это связано с тем, что компания и ее акционеры могут иметь различные цели). Цель эффективного корпоративного управления - обеспечение баланса интересов лиц, которые принимают участие в корпоративном управлении.

1.4. Участники корпоративного управления

Участниками корпоративного управления являются три основные группы лиц:

    Компания
    Корпоративное управление также охватывает отношения и способствует поиску баланса интересов внутри компании - между менеджментом, советом директоров и общим собранием акционеров.

    Акционеры
    Корпоративное управление также регулирует отношения внутри этой группы и обеспечивает баланс интересов различных групп акционеров - собственников контрольного пакета акций и мелких акционеров, стратегических и портфельных инвесторов и т.д.

    Заинтересованные лица
    Заинтересованные лица или соучастники (stakeholders) - это лица, которые оказывают влияние на деятельность компании или зависят от деятельности компании. Заинтересованными лицами компании являются: работники, кредиторы, клиенты, поставщики, местная общественность, государственные органы и местные власти. Взаимоотношения компании с заинтересованными лицами имеют важное значение для определения уровня корпоративного управления в компании. В мировой практике существуют определенные стандарты поведения компании в отношении заинтересованных лиц.

2. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ

2.1. Рациональные деловые нормы и корпоративная практика ЕБРР

Sound Business Standards and Corporate Practices. A set of guidelines (Русский текст Рациональных деловых норм и корпоративной практики ЕБРР доступен http://devbiz.narod.ru/home/kozloff/Management/EBRDBizStan.PDF English version of Sound business standards and corporate practices. A set of guidelines may be found at http://www.ebrd.com/english/new/index.htm)

Этот документ подготовлен Европейским банком реконструкции и развития совместно с компанией «Куперс энд Лайбранд» в 1997 году с целью помочь компаниям понять, какие общие моменты учитываются солидными кредиторами и инвесторами при принятии инвестиционного решения. Согласно Рациональным деловым нормам и корпоративной практике ЕБРР компаниям рекомендуется соблюдать следующие принципы во взаимоотношениях с заинтересованными сторонами:

    Взаимоотношения с клиентами

    Взаимоотношения с работниками

    • соблюдение трудового законодательства, в том числе норм охраны и гигиены труда

      наличие четких принципов при приеме на работу, оплате труда, продвижении по службе и отсутствие дискриминации

      уважение права работников на участие в профсоюзной деятельности

    Взаимоотношения с поставщиками

    • четкие и гласные принципы закупок

      своевременная оплата счетов

      преследование взяточничества

      отказ от сделок с заинтересованностью

    Взаимоотношения с общественностью

    Взаимоотношения с государственными органами и местными властями

    • уплата налогов

      соблюдение всех обязательных норм

      получение всех необходимых разрешений и лицензий

      отсутствие заинтересованности

    Наиболее важное значение имеют взаимоотношения компании с ее акционерами. В связи с этим Рациональные деловые нормы содержат следующие рекомендации:

    • относительно структуры управления компанией

      • четкое закрепление в уставе компании функций и обязанностей органов управления и акционеров;

        четкое разделение полномочий между исполнительным органом, советом директоров и общим собранием;

    • относительно прав акционеров

      • гласность в отношении состава акционеров с обнародованием правил голосования и реальных владельцев крупных пакетов акций;

        уважение права мелких акционеров на защиту от «размывания» акций или от иной потери стоимости;

      относительно раскрытия информации

      • систематическая и открытая связь с акционерами. Предоставление подтвержденной аудитором отчетности, сведений о деятельности компании и разъяснений основных принятых руководством решений, в виде обзора производственно-финансовой деятельности, включенного в годовой отчет;

      относительно совета директоров

      • наличие у совета директоров достаточных знаний и времени, а также доступ к сведениям, необходимым для эффективной работы. Создание независимых комитетов (ревизионного, по вознаграждениям, по назначениям);

        раскрытие информации о заинтересованности директоров в заключении сделок (конфликт интересов);

      относительно системы сдержек и противовесов

      • предоставление информации о стратегических целях и политике компании, о событиях, которые могут оказать существенное влияние на компанию, надлежащее информирование органов управления обо всех важных аспектах;

        надлежащий внутренний контроль (обмен информацией и коллегиальное принятие решений; наличие процедуры выявления конфликта интересов; эффективный контроль деятельности компании со стороны руководства, в частности, контроль движения денежных средств; наличие квалифицированных внутренних ревизоров и контролеров, подотчетных совету директоров; наличие независимых внешних аудиторов).

2.2. Принципы корпоративного управления ОЭСР

На сегодняшний день основным документом в области международных стандартов корпоративного управления являются Принципы корпоративного управления ОЭСР OECD Principles of Corporate Governance . (Русский текст Принципов корпоративного управления ОЭСР доступен http://www.oecd.org//daf/governance/principles-ru.pdf English version of OECD Principles of Corporate Governance may be found at http://www.oecd.org//daf/governance/principles.htm)

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) была создана в 1960 году с целью предоставления правительствам стран-участниц (в данный момент в состав ОЭСР входит 29 государств) основополагающих принципов разработки и усовершенствования экономической и социальной политики. В 1998 году Советом ОЭСР было принято решение о необходимости разработки стандартов и норм корпоративного управления.

Принципы корпоративного управления, принятые на заседании Совета ОЭСР 26-27 мая 1999 года на сегодняшний день являются основным документом в области международных стандартов корпоративного управления. Принципы корпоративного управления ОЭСР (далее - Принципы ОЭСР) отражают общую основу, которую государства-члены ОЭСР считают необходимой для надлежащей практики корпоративного управления.

Принципы ОЭСР предназначены не только для государств-членов ОЭСР, но и для других государств, а также фондовых бирж, инвесторов, компаний и иных лиц, играющих определенную роль в усовершенствовании корпоративного управления. Принципы ОЭСР не носят обязательного характера, они могут быть использованы в качестве рекомендаций государственными структурами для усовершенствования национального законодательства, а также представителями частного сектора для разработки более детальной «наилучшей практики» в области корпоративного управления.

Принципы ОЭСР касаются пяти областей:
1. Права акционеров
Структура корпоративного управления должна защищать права акционеров.

2. Равное отношение к акционерам
Структура корпоративного управления должна обеспечивать равное отношение к акционерам, включая мелких и иностранных инвесторов. У всех акционеров должна быть возможность получить эффективную защиту в случае нарушения их прав.

3. Роль заинтересованных лиц
Структура корпоративного управления должна признавать предусмотренные законом права заинтересованных лиц и поощрять их активное сотрудничество с компанией в создании рабочих мест, повышении благосостояния и обеспечении финансовой стабильности предприятий.

4. Раскрытие информации и прозрачность
Структура корпоративного управления должна обеспечивать своевременное и точное раскрытие информации по всем существенным вопросам, касающимся компании, включая финансовое положение, результаты деятельности, собственность и управление компанией.

5. Обязанности совета директоров
Структура корпоративного управления должна обеспечивать стратегическое управление компанией, эффективный контроль за деятельностью администрации со стороны совета директоров, а также подотчетность совета директоров акционерам.

2.3. Подход Международной сети корпоративного управления к Принципам ОЭСР

ICGN Statement on Global Corporate Governance Principles (English version of ICGN Statement on Global Corporate Governance Principles may be found at http://www.icgn.org/documents/globalcorpgov.htm)

Международная сеть корпоративного управления (International Corporate Governance Network) была создана 29 марта 1995 года в Вашингтоне из числа институциональных инвесторов, их представителей, компаний, финансовых посредников, ученых и других лиц, заинтересованных в развитии мировой практики корпоративного управления. Цель этой организации - содействие международному общению с целью повышения конкуренции и развития экономики.

МСКУ признает и приветствует Принципы ОЭСР как декларацию минимальных приемлемых стандартов корпоративного управления для компаний и инвесторов во всем мире. Поскольку компании нуждаются в пояснениях по применению этих принципов, МСКУ 9 июля 1999 года предложила свое видение принципов ОЭСР с комментариями и некоторыми дополнениями.

Кроме того, МСКУ сформулировала критерии корпоративного управления, которые заключаются в следующем:

    основная цель компании должна заключаться в постоянной оптимизации доходов акционеров. Компания должна стремиться к долгосрочной деятельности и эффективно взаимодействовать с заинтересованными сторонами;

    компании должны раскрывать точную, достоверную и своевременную информацию, отвечающую потребностям рынка, для принятия инвесторами взвешенных решений;

    каждая простая акция должна предоставлять один голос. Компании должны обеспечивать право голоса акционера. Контролирующие органы и законодательство должны облегчать реализацию права голоса и своевременное раскрытие информации о правах голоса;

    совет директоров и каждый его член являются фидуциариями (фидуциарий - представитель, поверенный ) всех акционеров и подотчетны всем акционерам. Члены совета директоров должны переизбираться на регулярной основе. В каждом годовом отчете должна раскрываться информация о членах совета директоров. В совете директоров должно быть достаточное количество независимых директоров (не менее 3); комитеты по аудиту, по вознаграждениям и по назначениям должны состоять полностью или преимущественно из независимых директоров;

    оплата труда членов совета директоров и менеджеров должна отвечать интересам акционеров; политика выплаты и размер вознаграждений должны раскрываться в годовом отчете;

    существенные стратегические изменения основной деятельности компании, а также существенные изменения, вследствие которых размывается акционерный капитал или уменьшаются доли акционеров, не должны проводиться без предварительного утверждения акционерами;

    практика корпоративного управления должна быть направлена на постоянную оптимизацию оперативной деятельности компании;

    практика корпоративного управления также должна быть направлена на постоянную оптимизацию доходов акционеров;

    компании должны соблюдать все законы юрисдикции, в которой они действуют. Советы директоров должны раскрывать свою политику в отношении заинтересованных сторон;

    если существуют кодексы наилучшей практики корпоративного управления, они должны применяться, если не существуют - инвесторы и другие заинтересованные лица должны заниматься их разработкой.

2.4. Основные принципы корпоративного управления Евроакционеров

Euroshareholders Corporate Governance Guidelines. (English version of Euroshareholders Corporate Governance Guidelines may be found at http://www.wfic.org/esh/Guidelines.pdf)

В 1990 году была основана Конфедерация ассоциаций европейских акционеров (сокращенное название - Евроакционеры), в состав которой вошли 8 национальных ассоциаций акционеров (Бельгии, Великобритании, Германии, Голландии, Дании, Испании, Франции и Швеции). Основное задание этой организации - представительство интересов отдельных акционеров Европейского Союза, защита мелких акционеров, прозрачность рынков капитала, увеличение стоимости акционерного капитала в европейских компаниях, поддержка вопросов корпоративного управления.

На основании пяти принципов ОЭСР Евроакционеры издали собственные директивы - Основные принципы корпоративного управления, которые содержат ряд конкретных рекомендаций относительно целей компании, прав голоса, защиты от поглощения, права на информацию и роли совета директоров:

    компания прежде всего должна стремиться максимизировать стоимость акционерного капитала в долгосрочном плане. Компании должны четко указать в письменной форме свои финансовые цели и свою стратегию, и включать это в годовой отчет;

    основные решения, которые оказывают фундаментальное влияние на природу, размер, структуру и риски компании, и решения, которые имеют значительные последствия для положения акционера компании, должны утверждаться акционерами или приниматься на общем собрании акционеров;

    необходимо избегать защитных средств против поглощения или других средств, которые ограничивают влияние акционеров;

    процессы слияния и поглощения должны быть урегулированы, соблюдение таких положений должно контролироваться;

    если доля собственности акционера достигает определенного размера, такой акционер должен быть обязан предложить выкупить остальные акции на разумных условиях, то есть, по приемлемой цене, которая была уплачена для приобретения контроля над компанией;

    компании должны немедленно раскрывать информацию, которая может повлиять на стоимость акций, а также информацию об акционерах, которые пересекают (в плане увеличения или уменьшения) границу в 5% собственности. В случае несоблюдения этого требования должны применяться серьезные штрафные санкции;

    аудиторы должны быть независимыми и избираться общим собранием акционеров;

    акционеры должны иметь возможность включать вопросы в повестку дня собрания;

    кроме обычных каналов распространения информации, компания должна использовать электронные средства для предоставления акционерам информации, которая может повлиять на стоимость акций;

    акционеры должны иметь право избирать членов как минимум одного совета, а также должны иметь возможность поднимать вопрос о смещении члена совета. До избрания акционеры должны иметь возможность выдвигать кандидатов для избрания в состав совета;

    членство неисполнительных директоров в составе совета, как при одноуровневой, так и при двухуровневой системе (члена наблюдательного совета), должно ограничиваться сроком до 12 лет;

    в составе совета может быть не более одного неисполнительного члена совета из числа бывших исполнительных членов совета.

2.5. Глобальные принципы корпоративного управления Калифорнийского открытого пенсионного фонда (CalPRES)

Значительную роль в развитии акционерного движения играют институциональные инвесторы, например, такие как CalPRES (California Public Employees’ Retirement System) - один из крупнейших и наиболее активных пенсионных фондов в США. Он был создан в начале 80-х годов и действует не только на американском финансовом рынке, но и вкладывает инвестиции в иностранные компании.

В 1996 году CalPRES обнародовала Глобальные принципы корпоративного управления (далее - Принципы CalPRES), которые заключаются в следующем:

    подотчетность

    • совет директоров или наблюдательный совет должен быть подотчетен акционерам;

      совет директоров должен иметь возможность контролировать менеджмент, а инвесторы должны иметь возможность контролировать совет директоров;

      вознаграждение менеджменту должно быть связано с долгосрочными результатами деятельности компании;

    прозрачность

    • глобальные конкурентные рынки зависят от открытости и достоверности предоставляемой компаниями информации;

      компании должны признавать международные стандарты бухгалтерского учета;

      компании должны отчитываться перед акционерами о соблюдении Кодекса наилучшей практики

    справедливость

    • компании должны уважать миноритарных акционеров. Они должны обеспечивать справедливое отношение ко всем акционерам;

      одна акция должна предоставлять ее держателю один голос на общем собрании;

    • доверенности должны быть четкими, лаконичными и предоставлять акционерам соответствующую информацию;

  • кодексы наилучшей практики

    • все рынки должны разработать соответствующие Кодексы наилучшей практики, которыми могут руководствоваться директора и менеджмент компании;

      компании должны соблюдать принципы, изложенные в Кодексах наилучшей практики;

      участники рынка должны периодически пересматривать Кодексы наилучшей практики;

    долгосрочное видение

    • директора и менеджмент компании должны иметь долгосрочное стратегическое видение, в котором особое внимание уделяется обеспечению роста стоимости акций.

Большая роль в развитии корпоративного управления, кроме общепринятых международных рекомендаций, отведена документу, который получил название Кодекса корпоративного поведения или Кодекса наилучшей практики (“Code of Best Practices”). Во многих странах мира, как экономически развитых (Великобритания, Германия, США, Франция), так и развивающихся (Бразилия, Индия, Малайзия, Мексика) существуют национальные стандарты корпоративного поведения, разработанные на общепринятых принципах, таких как Принципы корпоративного управления ОЭСР.

Кодекс корпоративного поведения - это

    стандарты поведения
    Национальные стандарты (кодексы) представляют собой свод правил в виде общих принципов и рекомендаций по реализации корпоративных отношений. Как правило, основное внимание в таких кодексах уделяется регулированию порядка осуществления акционерами права голоса, формирования и деятельности совета директоров, раскрытия информации и прозрачности деятельности компании, а также другим механизмам обеспечения и защиты прав инвесторов. Кодекс корпоративного поведения создает условия для наилучшей практики корпоративного управления, не усложняя при этом структуру и процесс управления компанией.

    рекомендательные нормы
    Кодекс корпоративного поведения является рекомендательным актом, он содержит стандарты, правила и принципы, изложенные в виде норм, рекомендованных к исполнению. На разных рынках кодексы имеют различный статус, но, как правило они не носят характера общеобязательного нормативного акта. В то же время, существуют определенные механизмы внедрения кодексов в деловую практику и наделения их той или иной степенью обязательности. Например:

    • информация о соблюдении кодекса может быть включена в обязательные требования по раскрытию информации в годовом отчете;

      компании, чьи акции котируются на бирже, могут быть обязаны соблюдать рекомендации кодекса или раскрывать информацию о причинах их несоблюдения;

    новые возможности
    Кодекс корпоративного поведения предоставляет компании новые возможности. Одно из основных заданий кодекса - создание на основе международных стандартов оптимальной модели корпоративного управления в условиях национального законодательства. Соблюдение компанией рекомендаций кодекса, и, как следствие этого, соблюдение международных общепринятых стандартов корпоративного управления, является залогом успеха компании во взаимоотношениях с ее акционерами и построении эффективно



Бизнес идеи