Выбираем пленку для тонировки. Аналоговая фотография: как и зачем снимать на плёнку. Хромогенная черно-белая пленка

  • Kodak T-Max BW 400CN проявляется по лабораторному процессу C-41. Самая универсальная ч/б-пленка. При номинальной чувствительности 400 единиц позволяет снимать в диапазоне ISO 25-800, сохраняя стандартный режим проявки. Благодаря столь впечатляющей фотошироте прощает почти любые промахи экспозиции.
  • Illford PanF 50 Plus идеальна для студийных портретов, макро, пейзажей на длинной выдержке. Достаточно контрастная и мелкозернистая, имеет неповторимую «мягкую» тональность. Еще более усилить «мягкость» позволит мелкозернистый проявитель Illford Perceptol и пул-процесс на одну ступень (ISO 25).
  • Kodak T-Max 100 подходит для повседневной съемки. Высокий контраст и контурная резкость, мелкое зерно, красивый жесткий рисунок. Проявлять рекомендуется в «родном» T-Max или D-76.
  • Fuji Neopan Acros 100. Хорошая тональная передача и большая фотоширота сочетаются с умеренной контрастностью, но пленка уступает собратьям по детализации. Хороший результат дает в сочетании с Illford Microphen в концентрациях до 1+3. «Разгоняется» до ISO 400.
  • Rollei Retro 100 — пленка для портретов. Контрастная, но с приятной тональностью и мелким зерном. Производится фирмой Maco для Rollei. Недостатки: тонкая подложка и высокая скручиваемость, однако результат стоит затраченных усилий. Проявитель — D-76, Maco LP-Cube, любой жидкий от Kodak.
  • Fomapan 100 — чешская пленка, которую благодаря низкой цене любят начинающие фотографы. Контрастная, но имеет слишком высокое для такой чувствительности зерно и невыразительный тональный рисунок. Для проявки оптимален дешевый жидкий Fomadon LQN.
  • Illford FP4. Номинальная чувствительность 125 единиц. Приятная тональность делает эту пленку хорошим выбором для съемки портретов. Рекомендуется мелкозернистый проявитель — Perceptol, жидкий Maco Supergrain.
  • Fortepan 200 — дешевая ч/б-пленка венгерского производства с крупным и весьма красивым зерном, насыщенной тональностью. Умеренно контрастная, с хорошей детализацией. Недостатки — некоторая небрежность полива эмульсии и высокая скручиваемость.
  • Kodak TRI-X 400 очень любили великие фотографы прошлого. Ее отличает высокая контрастность и «классический» рисунок. Проявлять лучше всего в жидких проявителях от Kodak. Если же надо подчеркнуть зерно, работает «классический» метод проявки: TRI-X + Родинал.
  • Illford HP5 Plus — еще одна пленка, на которую было снято немало шедевров. Высокая резкость, красивое и довольно крупное зерно. Номинальная чувствительность 400 единиц. Традиционно используется для пуш-процесса (до 1600 единиц).
  • Illford Delta 400. Современная универсальная пленка на плоских кристаллах, оптимальна для различных художественных задач. В отличие от Delta 100 обладает высоким контрастом и жестким рисунком. Пуш-процесс до 1600 единиц. Проявитель — D-76/ID-11.
  • Illford Delta 3200 сочетает новейшую четырехслойную эмульсию на плоских кристаллах и красивое зерно. Номинальная чувствительность — 1250 единиц. В качестве проявителя рекомендуется фирменный Microphen. Пленка рассчитана на пуш-обработку. В зависимости от режима проявки может использоваться в диапазоне 800-12800 ISO.
  • Rollei R3 обладает крупным красивым зерном и обходит Delta 3200 по таким характеристикам, как резкость и контраст. Встречается с чувствительностью 400 и 800 единиц. Оптимальный результат дает при пуше на одну-две ступени.

Цветные пленки

  • Fujicolor Superia Reala. Цветная негативная пленка с чувствительностью 100 единиц, идеально подходящая для использования вдали от дома. Обеспечивает правильную цветопередачу и высокую детализацию, подходит для различных сюжетов, нетребовательна к условиям хранения.
  • Kodak Portra 160 NC/VC. Одна из самых популярных негативных пленок для съемки людей. Существуют варианты с нейтральной (NC) и «живой» (VC) цветопередачей, но только один из них (NC) позволяет получать стабильный результат.
  • Fujicolor Pro 400H. Цветная негативная пленка, которая позволяет получать прекрасные результаты при съемке портретов в условиях недостаточного освещения. Обладает высокой контрастностью.
  • Fujichrome Velvia 100F — известная слайдовая пленка, заслужившая признание благодаря насыщенной цветопередаче. Новая версия, пришедшая на смену Velvia 50, отличается более естественными цветами. Хорошо справляется со съемкой на длинных выдержках (несколько минут без нарушения баланса цветов). Мягкая тональность, неплохой для слайда динамический диапазон.
  • Fujichrome Provia 100F. Считается, что эта пленка дает более естественные цвета, чем Velvia. Однако на больших выдержках имеет место уход в холодные тона. При сканировании на недорогих сканерах дает лучший результат, чем Velvia.
  • Fujichrome Astia 100F создавалась для портретной и фэшн-съемки. Обладает нейтральной цветопередачей, умеренным контрастом, несколько уступая собратьям из семейства Fujichrome по детализации.
  • Kodak Ektachrome E100G популярна у профессиональных фотографов. Обладает большой для слайда фотоширотой, естественной цветопередачей и невысоким контрастом. По передаче телесных оттенков не уступает Astia. Версия E100-GX отличается более теплой цветопередачей и часто используется при съемке людей.

Составлял Дмитрий Башков

Статья о том, как выбрать пленку для тонировки стекол автомобиля, какими критериями руководствоваться при выборе. В конце статьи - интересное видео о проверке тонировки стекол машины.


Содержание статьи:

Если вы устали от солнца, которое светит прямо в глаза, от того, что в салоне вашего автомобиля летом постоянно жарко и приходится включать кондиционер или открывать окна, если вас раздражают взгляды других водителей или прохожих, заглядывающих в ваши окна, то вам срочно нужно тонировать стекла машины. Но как выбрать тонировку, что нужно учитывать при ее выборе? Давайте разбираться.

Что следует учитывать при выборе тонировочной пленки


Большинство автовладельцев для затемнения стекол своих машин используют специальную тонировочную пленку. Хотя существуют и другие типы тонировок: тонировка напылением, съёмная и даже электронная.

Почему пленка так популярна? Она стоит не очень дорого, и с ее помощью можно даже самостоятельно затонировать свой автомобиль.


При этом следует помнить, что тонировка лобового и передних боковых стёкол регламентируется ГОСТами, а для заднего стекла и боковых задних стёкол можно использовать любую тонировку.

При выборе тонировочной пленки следует учитывать следующие параметры:

  • Вид пленки;
  • Величину светопропускания;
  • Наименование производителя;
  • Цветовую гамму;
  • Стоимость.
А сейчас каждый фактор рассмотрим более подробно.

Выбор вида тонировочной пленки


При выборе тонировочной пленки первым делом нужно определиться с её видом. Существует семь основных видов тонировочной плёнки:
  1. Крашенные. Это наиболее простые и дешёвые плёнки. Красящее вещество в них вводится в полимерную основу, что и создаёт затемняющий эффект. Подобная плёнка не создает бликов и хорошо пропускает радиоволны, однако служит она недолго, так как краска быстро выгорает. Сейчас такие плёнки практически не используются.
  2. Металлизированные. В этой плёнке на окрашенный слой еще напыляют слой металла (как правило, алюминий). Этот слой находится между защитным и тонирующим слоем, поэтому автомобильные стекла приобретают металлический оттенок. Этот тип плёнки хорошо защищает от солнечных лучей и жары, при этом не выгорая.
  3. Спаттерные. По своей сути, это металлизированные плёнки, только процесс металлизации осуществляется с помощью ионного обмена. При этом на полимерную основу можно нанести разные химические вещества. Спаттерная плёнка имеет хороший внешний вид и служит очень долго (многие производители дают на нее пожизненную гарантию, что не может не радовать).
  4. Плёнка Infinity. Это металлизированная плёнка, в которой металлическое напыление расположено снаружи. Поэтому такая плёнка ещё лучше отражает свет (степень отражения доходит до 70%). Стекла приобретают зеркальный блеск. Однако зеркальный эффект в нашей стране запрещен, поэтому эти плёнки используют редко.
  5. Плёнка с переходом. В ней плотность напыления металлического слоя нарастает снизу-вверх, поэтому максимальная защита от ультрафиолета достигается только в верхней части автомобильного стекла. То есть, в полдень, когда солнце сильно припекает, защита будет максимальной.
  6. Энергосберегающая плёнка. Это инновационная плёнка, убирающая блики, снижающая нагрузку на глаза водителя, предотвращающая прохождение света в салон машины. Хоть пленка и кажется прозрачной, она эффективно защищает всех находящихся в салоне от солнца.
  7. Плёнка Carbon. Это современный, но очень дорогой тип пленки. Пока она применяется редко. На такую пленку в вакууме напыляют графитовый слой, что придает ей хорошие характеристики. Графит отлично защищает от ультрафиолетовых лучей. Такая плёнка обладает всеми плюсами металлизированных плёнок, при этом она служит долго без потери своих свойств. Единственный недостаток такой пленки – ее высокая цена.
При этом все пленки могут быть:
  • Солнцезащитными (защищают автомобилистов от ультрафиолетовых лучей);
  • Ударопрочными (защищают стёкла от механических воздействий. Если стекло с такой пленкой разобьется, осколки не повредят пассажиров);
  • Декоративными (подчеркивают стиль и индивидуальность автовладельца).

Выбор по проценту светопропускания пленки


При выборе плёнки обязательно следует учитывать её светопропускную способность, ведь это главный ее показатель. Тонировочную пленку для того и покупают, чтобы она не пропускала свет в салон.

Однако при стремлении закрыть салон своего автомобиля от посторонних глаз главное - не переборщить. Следует руководствоваться здравым смыслом, поскольку речь идет о безопасности водителя, пассажиров и других участников дорожного движения. Слишком темная плёнка существенно ухудшает обзор изнутри. Поэтому лучше выбирать тонировку, которая по светопропускной способности соответствует ГОСТу. Это гарантирует безопасность и отсутствие проблем с ГИБДД.

По проценту светопропускания тонировочные плёнки делят на такие типы:

  • 5% светопропускание (прохожие ничего не увидят в салоне);
  • 10% светопропускание (прохожие смогут увидеть только примерные очертания людей в салоне авто);
  • 15% светопропускание (видны силуэты);
  • 20% светопропускание (можно увидеть лица пассажиров);
  • 35% светопропускание (предметы и люди в салоне видны чётко);
  • 50% светопропускание (видно все, что находится в салоне без особых усилий).
В соответствии с ГОСТом 5727-88, светопропускание лобового стекла должно быть не меньше 75%, передних боковых стекол – 70%, светопропускание других стекол автомобиля не нормируется.

Обычно автовладельцы устанавливают тонировочные плёнки, имеющие процент светопропускания от 10 до 35.


При выборе пленки надо учитывать, что в итоге вы хотите получить. Если вы желаете полностью оградиться от внешнего мира, чтобы прохожие вас не видели, стоит использовать на задних стеклах пленку с 5-10% светопропускания. Если же взгляды прохожих вас не смущают, используйте пленку с 35% светопропускания.

Выбор по производителям


При выборе пленки, конечно же, нужно обращать внимание на производителя. Давно пользуются популярностью пленки от американских компаний, так как они отличаются высоким качеством. Эти пленки проверены временем. Однако сейчас в страны СНГ стали поставлять хорошие тонировочные пленки из Германии, Индии, Южной Кореи, Израиля и Китая.

Есть бренды, которые известны всем: LLumar, Jonson, Infinity, SunTek, SunGuard, SunControl. Их продукцию высоко оценили многие отечественные автолюбители.

Однако, как показывает практика, иногда менее раскрученные компании предлагают автовладельцам пленку хорошего качества за небольшие деньги.

Выбирая производителя пленки, не нужно слепо доверять рекламе. Лучше почитать автомобильные форумы и поспрашивать у других автовладельцев, пленку какой компании они использовали при тонировке своих машин. Так вы сможете получить правдивую информацию о качестве тонировочной пленки от различных производителей. Это поможет сделать правильный выбор.

Выбор пленки по цвету


Изначально может показаться, что все тонировочные пленки черного цвета. Но это не так. Каждый производитель предлагает массу вариантов с разными оттенками – коричневатым, голубоватым, угольно-черным либо зеленоватым. Подобное разнообразие позволит подобрать пленку под свои пожелания и сделать автомобиль неотразимым.

Кроме этого, пленка может быть матовой и металлизированной. Последней присущ некий зеркальный блеск. Она подойдет автомобилю цвета «металлик».

А вот владельцы машин синего, красного, зеленого или желтого цветов могут выбрать пленку «с переходом», у которой цветная полоса плавно становится черной.

Часто используют комбинированное тонирование автостекол, когда на передние стекла наносят более светлую пленку, а на задние – более темную этой же серии. Причем такой вариант максимально приближен к требованиям ПДД.

Как видите, существует множество цветных плёнок, которые сделают любую машину эксклюзивной.

Выбор по цене


Естественно, стоимость пленки – важнейший фактор при ее выборе. Но тут нужно уяснить одну простую истину – качественная пленка не может стоить дешево. Ведь для ее производства необходимо хорошее сырье и новейшее оборудование.

К тому же покупать слишком дешёвую плёнку нецелесообразно. Она прослужит всего год-два и ее придется менять. А это дополнительные расходы.


Если какой-то хитрый автомастер предлагает вам затонироваться дешевым «аналогом», убегайте от него. Лучше и выгоднее приобрести качественную плёнку от хорошего проверенного производителя, которая обойдется в два раза дороже, но прослужит 10-20 лет.

Цена плёнки назначается за рулон либо погонный метр (все зависит от ее вида и производителя). К примеру, хорошая окрашенная плёнка стоит примерно 10 долларов за метр, а вот металлизированная плёнка обойдется в 15-20 долларов. Стоимость технологичных пленок (спаттерных, энергосберегающих, карбоновых и так далее) составляет 50 и более долларов за погонный метр. К этой сумме нужно еще прибавить стоимость поклейки пленки, если работы будут производиться в сервисном центре.

При этом также важно учитывать сам автомобиль, который планируется тонировать. Если это старенький «жигуленок», то вряд ли стоит приобретать дорогую пленку. А вот владельцы представительских авто могут себе позволить такую роскошь.

Подведем итоги

Как видите, выбор тонировочной пленки – дело сложное, так как нужно учитывать много разных факторов. Но мы уверены, что выше приведенные советы помогут вам подобрать оптимальный вариант, соответствующий требованиям ГИБДД и подходящий для удобного вождения.

Видео о проверке тонировки стекол автомобиля:

Инструкция

Для начала изучите несколько вариантов, тогда вам будет легче разобраться, что точно не подходит. Только методом проб и ошибок можно понять, какая пленка будет соответствовать вашему стилю съемки и придаст изюминку фотографиям.

Если вы – фотограф-любитель, лучше не выбирать профессиональную пленку. Любительская вариант более универсален, с ним трудно промахнуться и наделать серьезных ошибок. Пленка «для всех» обладает большей фотоширотой и меньшим разрешением.

Пленки различают по количеству кадров. Большой популярностью пользуются кассеты на 36 кадров. Но если речь идет о паре-тройке фотографий и о быстроте их исполнения, лучше взять более короткую пленку – длиной 12 или 24 кадра.

Помимо всего прочего, при выборе пленки следует учитывать, как она будет проявляться. Если в домашних условиях, целесообразно выбрать проверенное сочетание пленки и проявки, которое даст хороший результат на домашнем фотоувеличителе. В варианте с лабораторией есть риск, что качество снимков будет хромать.

Качество пленки, а значит и конечный результат, зависит от ее производителя. Основные отличия пленки - в цветовом решении готового снимка. Так, например, при съемке на пленку Kodak цвета получаются ярче. Konica отдает синим, а Fuji – зеленым.

Покупая пленку, нужно четко представлять, каков будет результат. Возможно, это будет отпечаток или слайд, а может, цветная или черно-белая фотография, большой снимок или любительское фото в альбом. Вариантов великое множество, и для каждого есть свой тип фотоинструмента. Если вы хотите получить обычные фотографии, которые не будут предназначены для широкого зрителя, следует снимать на цветной негатив форматом 35 мм. Его используют в большинстве случаев, получая великолепные фото и не тратя время на сложные приемы фотоискусства. Для снимков больших размеров следует выбирать формат пленки больше, чем 35 мм, например 60 мм.

Еще одна характеристика фотопленки – ее чувствительность, которая измеряется в единицах ISO. Любителям подойдет чувствительность в 100, 200 или 400 ISO. Чем выше эти единицы, тем меньше должна быть выдержка. Так, например, если будете снимать в местах, где нельзя использовать вспышку, выбирайте пленку с наивысшей единицей ISO.

Видео по теме

Обратите внимание

Покупайте слайды с одним и тем же номером эмульсии. Этот номер изображен на упаковке.

Собственный искусственный водоем на дачном участке приносит несомненную пользу огородникам, да и просто облагораживает вид земельных владений. Чтобы соорудить на участке пруд, не нужно прилагать значительных усилий. Вы можете сделать это самостоятельно либо пригласить специалистов.

Вам потребуется приобрести пленку для гидроизоляции водоема. Узнайте о том, какими качествами обладают бутилкаучуковая и поливинилхлоридная пленки.

Свойства и характеристики

  1. Пленка ПВХ – прочный и упругий материал, достаточно эластичный, не боится мороза и механических воздействий. Гидроизоляционные свойства пленки ПВХ чрезвычайно высоки. Вы можете использовать ее для сооружения пруда любой формы, потому что материал очень гибок. Также стоит отметить, что поливинилхлоридная пленка легкая по весу и служит не менее 10 лет. Прежде чем укладывать ее на дно пруда, следует постелить геотекстильное полотно для защиты материала от камней и корней деревьев. Планируете создать небольшой водоем? Выбирайте полотно толщиной 0,5 мм. А для постройки большого пруда желательно использовать пленку толщиной не менее 1 мм.
  2. Бутилкаучуковая пленка – это синтетическая резина, чрезвычайно пластичная и очень гибкая. Материал отлично выдерживает перепады температуры от -40 до +80 градусов по Цельсию. Таким образом, вы сможете работать с ним в любую погоду: и зимой, и летом. Бутилкаучуковое полотно прослужит не менее 50 лет. Как правило, этот материал используют для построения глубоких и широких водоемов. Также полотно прекрасно подходит для сооружения пруда со сложным рельефным дном.

Чтобы пруд служил долго и радовал вас прекрасным видом, покупайте пленку для гидроизоляции в надежном строительном магазине, где представлена продукция от добросовестных производителей.

Какую пленку выбрать?

Хотя аналоговая фотография в наши дни имеет маргинальный статус, на пленку до сих пор снимают и ее до сих пор принимают в фотоцентрах на проявку. Профессиональные фотографы не отказались от аналоговой технологии, которая в некоторых видах съемки не имеет равноценной альтернативы - пейзаж и съемка интерьеров, художественная фотография. Для фотолюбителей пленка открывает новые горизонты творческого поиска.

Показателен тот факт, что многие энтузиасты пленки приходят к ней, поснимав на «цифру» . Они назовут немало причин: возможность менять «матрицу» с каждой катушкой, глубина/объем пленочного изображения, механическая надежность. Выбор аналоговой камеры - вопрос сложный и требующий отдельного рассмотрения с учетом формата камеры и ценового уровня. А пока мы остановимся на вопросе, объединяющем аналоговые камеры любого класса и производителя.

Форматы пленок

В наши дни в продаже можно встретить пленки следующих форматов: * Узкий формат. Тип 135. Перфорированная пленка для узкопленочных камер в кассетах, рассчитанных на 36 кадров размером 24 x 36 мм. Встречаются кассеты с любительской пленкой, рассчитанные на меньшее количество кадров. Некоторые профессиональные пленки 35 мм можно купить «оптом» в рулонах для самостоятельной фасовки по кассетам. * Средний формат. Тип 120 (рольфильм). Пленка шириной 56 мм (без перфорации) имеет фиксированную длину, рассчитанную на получение 16 кадров 42,5 x 56 мм, 12 кадров 56 x 56 мм или 10 кадров 56 x 70 мм. Размер кадра зависит от типа камеры (66, 645 или 67), а самым распространенным в среднем формате является квадратный кадр 56 x 56 мм. * Широкий формат. Листовая пленка для камер большого формата (9 x 12 или 13 x 18 см).

Проще всего найти в продаже пленку35 мм. С рольфильмом могут возникнуть проблемы, а с покупкой листовой пленки они рано или поздно возникнут даже у жителей Москвы и Петербурга. На помощь приходят западные веб-магазины www.adorama.com и www.bhphotovideo.com .

120-я пленка продается в катушках с защитным раккордом - бумажной лентой, которая закрывает пленку по всей длине, защищая ее от света. Такая конструкция используется с 20-х годов XX века. Тогда у многих камер не было счетчика кадров. Их отсчет производился по смотровому окошку на задней стенке камеры, закрытому красным стеклом. Дополнительную защиту от засветки обеспечивал бумажный раккорд.

Кроме 120-го типа некоторые среднеформатные камеры могут работать с пленкой 220-го типа. Ее отличие - в два раза больше длина пленки (соответственно, и количество кадров). Сейчас приобрести такую пленку можно только в западных интернет-магазинах.

Чувствительность

Чувствительность выражается в единицах международного стандарта - ISO. Пленка 100 единиц оптимальна для съемки солнечным днем, 50 единиц - работы в студии. В помещении пригодятся пленки на 400 или 800 единиц. С ростом чувствительности снижается детализация изображения и растет зернистость, что обычно рассматривается как недостаток. Но высокая детализация нужна не всегда. В отличие от шумов на цифровых камерах благородное зерно черно-белых пленок часто используется в художественных целях. Например, крупным красивым зерном обладает пленка Rollei R3.

Разновидности фотопленок

Какую пленку купить - цветную или черно-белую? Ответ находится в плоскости личных предпочтений и творческих задач фотографа. Существует великое множество пленок, различающихся тональностью, контрастностью, размером и формой зерна, толщиной подложки. В общем приближении ныне существующие пленки можно подразделить на несколько типов:

Если вам хочется фотографировать на черно-белую пленку, но нет желания работать с растворами и бачками, остановите выбор на хромогенной пленке, которая проявляется в фотоцентрах по стандартному лабораторному процессу С-41. «Псевдочерно-белые» пленки удобны для новичков и позволяют получать стабильно качественный результат. Обладая очень высокой фотоширотой, они оптимальны для жанровой съемки, когда на точное определение экспозиции нередко просто нет времени. Как и цветной негатив, хромогенная ч/б-пленка обладает почти неразличимым зерном, но существует один важный нюанс: печатать фотографии также следует, как с цветных негативов (ручная печать на черно-белой бумаге не принесет качественных результатов). Исключение - Illford XP2 Super, при разработке которой была сохранена возможность ручной оптической печати.

Для художественных задач профессиональные фотографы, снимающие на ч/б, предпочитают классическую пленку на кристаллах галоида серебра. Как правило, она проявляется вручную. Также существуют пленки на плоских (T-Grain) кристаллах. Многие предпочитают проверенные временем варианты и утверждают, что T-Grain дают «пластмассовую» тональность. Но данное суждение вряд ли обоснованно. Ведь самые современные Illford Delta 400 и Kodak T-Max 100 на плоских кристаллах не уступают в плане рисунка Illford HP5 или Kodak Tri-X, которые любили великие фотографы прошлого.

К пленкам сверхвысокого разрешения относятся Gigabitfilm, Adox и отечественная «Тасма» ФН64. Особенность самой распространенной из них - Gigabitfilm - входящая в комплект емкость со специальным проявителем. При использовании высококачественной оптики (Leica, Contax G-series) пленка с легкостью выдает разрешение 300 линий на миллиметр. Вытянуть все детали может далеко не каждый сканер, но ручная печать позволяет получить разрешение на уровне среднего формата.

Для съемки в ИК-диапазоне с соответствующим фильтром на объективе можно найти в продаже только пленки Rollei Infrared. Из употребления вышли «нестандартные» пленки ортохроматического типа (нечувствительные при проявке к свету красного фонаря) и слайд Kodachrome, в эмульсию которого красители попадают в процессе проявки.

Цветные негативные пленки, как и черно-белые, отличаются прекрасной фотоширотой. В отличие от слайда они экономичны в использовании и легко сканируются. Слайд - вне конкуренции благодаря прекрасной цветопередаче, отсутствию зерна и недостижимой для негативной пленки и цифры детализации. В то же время он уступает негативу с точки зрения динамического диапазона, крайне требователен к точности экспозиции, а его проявка нередко обходится дороже самой пленки. В профессиональной съемке пейзажей, интерьеров широкоформатному слайду до сих пор нет аналогов.

Индекс VC или C на упаковке от негативной пленки указывает на повышенную насыщенность и контраст, NC или S - на более нейтральный. Слайдовые пленки также различаются по цветопередаче, но это различие является более глобальным, разделяя отдельные марки слайдовой пленки (например, сверхнасыщенная Fujichrome Velvia и реалистичная Provia). Большинство слайдовых пленок предназначены для температуры дневного/импульсного света, а при съемке в помещении их приходится использовать с конверсионными фильтрами. В продаже иногда встречаются слайдовые пленки, оптимизированные для комнатного освещения (Kodak Ektachrome 64Т).

Транспортировка и хранение

Дорогие профессиональные пленки, в особенности цветные, как правило, весьма требовательны к условиям хранения, а найти для них холодильник вдали от дома не всегда возможно. Для поездок в жаркие страны или туристических походов можно остановиться на промежуточном варианте (например, Fujicolor Superia Reala).

Отметим также, что при перевозке неотснятых/непроявленных пленок в аэропортах в процессе досмотра излучение рентгеновских сканеров может привести к частичной порче пленок. Избежать подобной проверки сложно, но снизить воздействие можно, если проносить пленки в составе ручной клади, а не в багаже, где излучение существенно выше. Производители советуют как можно быстрее проявлять отснятые материалы. Но это, конечно, возможно далеко не всегда. Хранить пленку рекомендуется в холодильнике.

Топ-20 самых популярных пленок

Черно-белые пленки: * Kodak T-Max BW 400CN проявляется по лабораторному процессу C-41. Самая универсальная ч/б-пленка. При номинальной чувствительности 400 единиц позволяет снимать в диапазоне ISO 25–800, сохраняя стандартный режим проявки. Благодаря столь впечатляющей фотошироте прощает почти любые промахи экспозиции. * Illford PanF 50 Plus идеальна для студийных портретов, макро, пейзажей на длинной выдержке. Достаточно контрастная и мелкозернистая, имеет неповторимую «мягкую» тональность. Еще более усилить «мягкость» позволит мелкозернистый проявитель Illford Perceptol и пул-процесс на одну ступень (ISO 25). * Kodak T-Max 100 подходит для повседневной съемки. Высокий контраст и контурная резкость, мелкое зерно, красивый жесткий рисунок. Проявлять рекомендуется в «родном» T-Max или D-76. * Fuji Neopan Acros 100. Хорошая тональная передача и большая фотоширота сочетаются с умеренной контрастностью, но пленка уступает собратьям по детализации. Хороший результат дает в сочетании с Illford Microphen в концентрациях до 1+3. «Разгоняется» до ISO 400. * Rollei Retro 100 - пленка для портретов. Контрастная, но с приятной тональностью и мелким зерном. Производится фирмой Maco для Rollei. Недостатки: тонкая подложка и высокая скручиваемость, однако результат стоит затраченных усилий. Проявитель - D-76, Maco LP-Cube, любой жидкий от Kodak.

  • Fomapan 100 - чешская пленка, которую благодаря низкой цене любят начинающие фотографы. Контрастная, но имеет слишком высокое для такой чувствительности зерно и невыразительный тональный рисунок. Для проявки оптимален дешевый жидкий Fomadon LQN.
  • Illford FP4. Номинальная чувствительность 125 единиц. Приятная тональность делает эту пленку хорошим выбором для съемки портретов. Рекомендуется мелкозернистый проявитель - Perceptol, жидкий Maco Supergrain.
  • Fortepan 200 - дешевая ч/б-пленка венгерского производства с крупным и весьма красивым зерном, насыщенной тональностью. Умеренно контрастная, с хорошей детализацией. Недостатки - некоторая небрежность полива эмульсии и высокая скручиваемость.
  • Kodak TRI-X 400 очень любили великие фотографы прошлого. Ее отличает высокая контрастность и «классический» рисунок. Проявлять лучше всего в жидких проявителях от Kodak. Если же надо подчеркнуть зерно, работает «классический» метод проявки: TRI-X + Родинал.
  • Illford HP5 Plus - еще одна пленка, на которую было снято немало шедевров. Высокая резкость, красивое и довольно крупное зерно. Номинальная чувствительность 400 единиц. Традиционно используется для пуш-процесса (до 1600 единиц).
  • Illford Delta 400. Современная универсальная пленка на плоских кристаллах, оптимальна для различных художественных задач. В отличие от Delta 100 обладает высоким контрастом и жестким рисунком. Пуш-процесс до 1600 единиц. Проявитель - D-76/ID-11.
  • Illford Delta 3200 сочетает новейшую четырехслойную эмульсию на плоских кристаллах и красивое зерно. Номинальная чувствительность - 1250 единиц. В качестве проявителя рекомендуется фирменный Microphen. Пленка рассчитана на пуш-обработку. В зависимости от режима проявки может использоваться в диапазоне 800–12800 ISO.
  • Rollei R3 обладает крупным красивым зерном и обходит Delta 3200 по таким характеристикам, как резкость и контраст. Встречается с чувствительностью 400 и 800 единиц. Оптимальный результат дает при пуше на одну-две ступени.
  • Fujicolor Pro 400H. Цветная негативная пленка, которая позволяет получать прекрасные результаты при съемке портретов в условиях недостаточного освещения. Обладает высокой контрастностью.
  • Fujichrome Velvia 100F - известная слайдовая пленка, заслужившая признание благодаря насыщенной цветопередаче. Новая версия, пришедшая на смену Velvia 50, отличается более естественными цветами. Хорошо справляется со съемкой на длинных выдержках (несколько минут без нарушения баланса цветов). Мягкая тональность, неплохой для слайда динамический диапазон.
  • Fujichrome Provia 100F. Считается, что эта пленка дает более естественные цвета, чем Velvia. Однако на больших выдержках имеет место уход в холодные тона. При сканировании на недорогих сканерах дает лучший результат, чем Velvia.
  • Fujichrome Astia 100F создавалась для портретной и фэшн-съемки. Обладает нейтральной цветопередачей, умеренным контрастом, несколько уступая собратьям из семейства Fujichrome по детализации.
  • Kodak Ektachrome E100G популярна у профессиональных фотографов. Обладает большой для слайда фотоширотой, естественной цветопередачей и невысоким контрастом. По передаче телесных оттенков не уступает Astia. Версия E100-GX отличается более теплой цветопередачей и часто используется при съемке людей.
  • Выбор пленки для фотоаппарата намного важнее, чем сам фотоаппарат или оптика для него. Скорее всего, в продаже вы найдете три вида пленки: цветную негативную, цветную позитивную (для слайдов) и традиционную черно-белую . У каждой пленки свое назначение, и ни одна из них не идеальна для любой ситуации; но если вы будете использовать пленку правильно, вы получите отличный результат. Существуют компромиссы при использовании любой пленки, но, обладая нужными знаниями, вы сможете подобрать пленку для ваших целей.

    Шаги

      Уясните разницу между видами пленки. Большинство людей знакомо только с цветной негативной пленкой, но два других вида тоже играют заметную роль в искусстве фотографии.

      Выберите формат пленки. Эта статья в основном написана про самый распространенный формат 35 мм. Если вы используете странный или устаревший вариант (типа 24 мм), скорее всего, вам придется снимать исключительно на цветную негативную пленку. 35 мм (и форматы крупнее) меньше ограничивают фотографа в выборе.

      Варианты обработки.

      Выберите фотографическую широту. Ошибка в замерах или плохая техника съемки приведет к передержанным или недодержанным снимкам; фотографическая широта определяет способность фотопленки правильно передавать яркость снимаемого объекта. Слайдовая пленка самая сложная для съемки, если вы хотите снимать на слайдовую пленку, вам придется потренироваться и получить определенные навыки. (Если вы не хотите получить необычные эффекты в художественных целях, не используйте такую пленку в дешевых мыльницах; съемка на такую пленку требует точных ручных настроек.) Цветная негативная пленка, обычно, довольно терпима к пере- и недоэкспозиции, на нее можно снимать почти в любых условиях с минимальной подготовкой. То же самое относится и к черно-белой пленке, кроме того, ошибки выдержки можно исправить во время проявки пленки или печати снимков.

      Выберите светочувствительность. Светочувствительность выражается индексом ISO (50, 100, 200 и так далее). Чем больше значение, тем чувствительнее пленка к свету. Как обычно, универсального решения нет, есть только компромиссное:

      Фотопленки по-разному передают цвета . Поэтому, выбирайте пленку в зависимости от целей. Например, фотопленка Velvia дает очень насыщенные цвета, и подходит для съемки пейзажей, но люди (особенно светлокожие) получаются на такую пленку ужасно. Для съемки людей лучше использовать черно-белую или менее насыщенную пленку. Но это искусство, и хорошие фотографии могут получиться и на "неправильную" пленку.

      Используя негативную цветную пленку, помните, что вы можете получить неожиданные результаты. Проявка и печать (или сканирование) вносит свои коррективы в цвета. Просто знайте, что результаты могут сильно отличаться от пленки к пленке. Слайдовая пленка в этом смысле несет меньше искажений цвета, поскольку конечное позитивное изображение получается сразу при проявке, без дополнительных ступеней.



    Полезные инструменты