Выставка "альберт уотсон". Придание формы свету

В Мультимедиа Арт Музее открылась выставка работ одного из самых известных фотографов конца ХХ — начала XXI века Альберта Уотсона .

Альберт Уотсон. Кейт Мосс в порванной вуали. Маракеш. 1993


Альберт Уотсон любимый фотограф многих знаменитостей, среди которых: Билл Клинтон, Мик Джаггер, Джек Николсон, Альфред Хичкок, Дэвид Линч, Джонни Депп, Би-Би Кинг, Шаде, Моника Белуччи, Ума Турман, Наоми Кэмпбелл и др. Уотсон — автор знаменитого черно-белого портрета Стива Джобса, создатель культового фотоальбома «Cyclops». В 2007 году на аукционе Christie’s в Лондоне были проданы четыре фотопортрета обнажённой Кейт Мосс на общую сумму в 362 тысячи долларов. Одну из фотографий, подписанную Альбертом Уотсоном, признали самым утонченным изображением топ-модели.
Персональные выставки Альберта Уотсона прошли в Музее современного искусства (Милан); Венском Кунстхалле; Музее фотографии Антверпена; музее «НРВ-Форум» (Дюссельдорф); Музее фотографии Стокгольма. Его снимки находятся в коллекциях Национальной портретной галереи (Лондон), Метрополитен-музея (Нью-Йорк), Смитсоновского института (Вашингтон), Парламента Шотландии (Эдинбург), Художественного центра Дайхторхаллен (Гамбург) и др.

Уотсон — обладатель многочисленных премий: «Грэмми» (Grammy), «Люси» (Lucie Award), трех «Энди» (International Andy Award), «Штайгер» (Steiger Award), австралийской медали Столетия (Centenary Medal), престижной награды Королевского фотографического общества Великобритании и других.
Альберт Уотсон создал сотни фотографий для рекламных кампаний: Prada, Gap, Levi’s, Revlon и Chanel, а также десятки снимков для постеров к фильмам, среди которых: «Убить Билла», «Мемуары гейши» и «Код да Винчи». Журнал Photo District News, назвал Уотсона одним из двадцати наиболее влиятельных фотографов всех времен, наряду с Ирвином Пенном и Ричардом Аведоном.
Альберт Уотсон родился в Эдинбурге в 1942 году. Учился графическому дизайну в Колледже искусств и дизайна Дункана Джорданстонского в Данди, а затем режиссуре в Королевском колледже искусств в Лондоне. В рамках учебного плана Уотсон прослушал небольшой курс фотографии, однако, с детства слепой на один глаз, Уотсон, никогда не относился к этому увлечению всерьез. До тридцати лет он работал клерком, учителем, и даже рабочим на фабрике. Несмотря на то, что первый фотоаппарат у него появился в 22 года, фотографией Уотсон занялся по-настоящему спустя почти десятилетие — после переезда в Америку.
В США, куда Уотсон отправился вместе женой, получившей место учительницы в одной из школ, будущий фотограф познакомился с художественным директором компании Max Factor, который и предложил Уотсону сделать на пробу первую фотосессию. Компания купила два снимка, из созданной Уотсоном серии. Вскоре, яркий, узнаваемый стиль фотографа привлек внимание американских и европейских глянцевых журналов: Mademoiselle, GQ и Harper’s Bazaar. В 1976-м году Альберт Уотсон сделал свою первую серию для журнала Vogue, что и послужило стартом его невероятно успешной карьеры.
Будучи знаменитым фотографом и влиятельной персоной в области современного искусства, Уотсон всячески избегает пристального внимания публики и СМИ и редко дает интервью. «Я мог бы проводить лекции для фотографов, но и они не хотят говорить о фотографии, они хотят обсуждать фотооборудование», — объясняет он.

Всемирно известный фотограф раскрыл «МК» секреты мастерства

Альберт Уотсон — одна из самых ярких звезд мировой фотографии, любимый фотограф Билла Клинтона и Дэвида Линча, признанный мэтр, чьи работы продаются на аукционах за сотни тысяч долларов, — приехал в Москву, чтобы принять участие в фестивале «Мода и стиль в фотографии». Шотландец, выставки которого с аншлагом проходят в ведущих музеях мира, не любит давать интервью, однако для «МК» он сделал исключение.

Несмотря на свою популярность, сумасшедшие гонорары и завидный список клиентов, среди которых самые известные люди — от королев и президентов до спортсменов и актеров, — Альберт Уотсон оставляет впечатление скромного человека: интеллигентные очки, черная кепка, надетая задом наперед, внимательный взгляд и спокойствие в голосе — словом, никакой звездности.

— Вы изучали графический дизайн в колледже искусства и дизайна университета Данди, затем кино и телевидение в Королевском колледже искусств в Лондоне. Фотография же была только хобби до 30 с лишком лет, но в итоге стала делом жизни. Как вы думаете, это стечение обстоятельств или судьба?

— У каждого человека в голове есть некие электрические импульсы, которые должны сложиться в определенную мозаику. Фотография стала для меня таким элементом мозаики, благодаря которой все встало на свои места. У людей есть предрасположенность к тому или иному виду деятельности — по каким-то мистическим причинам или по воле судьбы. Например, у меня был один друг в школе, который хорошо схватывал языки. Он быстро выучил французский язык. Но его отец хотел, чтобы сын изучал русский. Он пошел в специальный класс по изучению русского языка и в итоге стал главой русского отделения Эдинбургского университета. Так он нашел возможность реализовать свою страсть к языкам. Я рассказал эту историю, чтобы показать, как то или иное дело может сложиться в идеальную картину. Фотография стала для меня таким делом. Хочу подчеркнуть, что фотография никогда не была хобби для меня. Я всегда к ней относился очень серьезно.


Удивительный факт: многие великие художники имели проблемы со зрением. У вас тоже так сложилось. Считаете, что это помогло вам увидеть окружающий мир иначе и достигнуть мастерства в фотоискусстве?

— Сложно ответить, потому что я родился слепым на левый глаз, я не знаю, что значит смотреть на мир двумя глазами. Мой здоровый глаз дает возможность всей визуальной информации поступать в мозг. Да, когда я смотрю вокруг, то хорошо вижу все, что справа от меня, а чтобы увидеть все, что слева, мне нужно повернуть голову. Но фотограф для работы обычно использует один глаз. Для съемки на телефон или планшет ваш нужно два глаза, а профессиональный фотограф смотрит на мир в видоискатель одним глазом. Так что не думаю, что есть какая-то разница в этом смысле между мной и фотографами, у которых оба глаза здоровые. Хотя, кто знает, возможно... Кстати, я много лет носил очки без диоптрий — это мне посоветовал врач, чтобы уберечь мой видящий глаз. Недавно только надел очки с коррекционными стеклами.


— Первым знаменитым человеком, которого вы сфотографировали, стал Альфред Хичкок — эта рождественская фотография, где он держит гуся за шею, сразу принесла вам успех. Как получилось, что вас, тогда еще совсем неизвестного фотографа, пригласили на эту съемку? Вы сами придумали композицию снимка или воплотили идею журнала?

— Я работал фотографом с 1970 по 1974 год в Лос-Анджелесе, а с 1974-го по 1976-й и в Лос-Анджелесе, и в Нью-Йорке — у меня было две студии, а в 1976-м окончательно переехал в Нью-Йорк и по сей день работаю там. Так вот, когда я работал в Лос-Анджелесе, главный редактор по западному побережью журнала Harper’s Bazaar увидела какие-то мои снимки, они ей понравились, и она посоветовала Harper’s Bazaar в Нью-Йорке пригласить меня для съемки. Не могу сказать, что тогда я сделал свои лучшие фотографии, потом было очень много снимков, которые были намного лучше. Но эта съемка дала мне уверенность. Этот снимок делался для рождественского выпуска журнала. Немногие знали, что Альфред Хичкок был большим гурманом и очень хорошо готовил, а редакторы журнала знали и предложили поговорить об этом и дать свой рецепт приготовления гуся. Предполагалось, что на фото он будет держать готового гуся на блюде. Есть английское выражение «приготовить собственного гуся», оно означает «вырыть себе яму», «попасть в беду по собственной вине». Я предложил вместо фото с подносом другую идею — где Хичкок держит ощипанного гуся за шею, а на ней рождественская ленточка, чтобы было понятно, что это праздничный гусь. Моя идея сразу понравилась — даже не пришлось делать фотографию с подносом.


— Вы всегда сами придумываете концепцию или порой следуете идее заказчика?

— Бывает по-разному: иногда я придумываю сам, иногда ее привносят люди, которых я фотографирую. Например, когда я снимал Мэрилина Мэнсона, он принес с собой много одежды. Я выбрал из нее военный шлем, потому что заметил татуировку на пупке, похожую на след от пули. Я сказал: «Такое ощущение, что вы пустили себе пулю в живот!». Он ответил: «Точно!». И мы сделали такой снимок, где он указывает на свою «рану». Я всегда близко взаимодействую с человеком, которого фотографирую. Люблю, когда в фотографии гармонично сочетаются простота и глубина. Но глубокая идея может быть обманчива. Мне, например, нравится фотограф Анни Лейбовиц, но иногда ее идеи слишком тяжеловесны. Она много всего накручивает, и за этим не видно личности человека, ее подавляют декорации, идея автора, концепт. Хотя ее фотографии очень хорошие.


— Один из ваших героев тоже считал, что во всем нужно стремиться к простоте и глубине, — я имею в виду Стива Джобса. Вы снимали его в 2006-м, когда он уже боролся с онкологией...

— Я не заметил, что он болен, и не знал о его болезни. Он был очень энергичным.


— Какое в общем впечатление он на вас произвел?

— Я снимал много актеров: Джонни Депп, Клинт Иствуд, Би-Би Кинг, Джек Николсон, Мик Джаггер, Ума Турман, Наоми Кэмпбелл… Все они очень харизматичны, они хорошо получаются, с ними работать легко. У людей из бизнеса, даже самых успешных, зачастую такой харизмы нет. А у Стива Джобса она была. От него исходила какая-то необычайная сила, мне было очень интересно с ним работать.


— Вы снимаете не только людей, но и предметы. Хорошо известны ваши снимки печатки Тутанхамона или золотого костюма Элвиса Пресли. Но я хочу спросить о фотографии шимпанзе, держащей револьвер. По-моему, это метафора ярко отражает то, что сейчас происходит в мире, вы согласны?

— Скорее в Америке. Я вообще много работал с шимпанзе — мне нравятся эти животные, из-за того что с ними легко коммуницировать. Они повторяют твои движения, жесты, мимику. Если закричать — шимпанзе тоже будет кричать. Смысл фото читается легко: я хотел показать, насколько опасно дать обезьяне ружье, а это происходит повсеместно. Но я хочу отметить, что в этом снимке важна графика и режиссура, которые я изучал еще в университете и постоянно применяю в своих работах. Во всех моих снимках есть кинематографичность, графика или сочетание и того и другого. Этот снимок (указывает на одно из фото в экспозиции) построен по законам кино: на первом плане хмурая девушка, над горизонтом нависает такая же хмурая туча, а за ее спиной автомобиль, где веселятся ее друзья. Зритель сразу думает: что случилось с этой девушкой, почему она не веселится с ними? Или на этом фото (подходит к соседнему снимку) девушка в вечернем платье стоит рядом с мотоциклом, хотя логичнее было бы, если бы рядом был лимузин. У нас опять вопрос: откуда этот диссонанс, где ее шикарное авто? В фотографии с револьвером и обезьяной меня тоже волновал контраст и смысловой, и визуальный, графический. Чтобы его достичь, я использую разную печать: серебряно-желатиновую печать, ирис-принт и т.д. Многие фотографы сейчас отправляют фото по почте, а галерея их печатает как хочет. Я всегда печатаю фотографии сам.


— Это говорит о мастерстве. Напоследок хотелось бы спросить, кого из известных в России людей вы хотели бы сфотографировать?

— Думаю, вы знаете — Владимира Путина. Хочу сказать, что я видел очень много его фотографий — в том числе забавных, на мотоцикле или топлесс, но не видел ни одной удачной.

Выставка организована при поддержке Ahmad Tea.

Альберт Уотсон(Albert Watson) — легенда благодаря своей портретной съемке. Он использует свет смело и интуитивно, а создаваемые им формы составляют суть его привычных культовых снимков. Для этой съемки он выбрал Сергея Полунина, знаменитого танцора. Для подготовки сцены и захвата света, который сформирует окончательные снимки, использовалось оборудование

Мечтатель и танцор

Альберт Уотсон и Сергей Полунин оба являются профессионалами своего дела. Благодаря этому получилась фотосессия, настолько же напряженная, насколько вдохновляющая и наполненная творческой энергией. В тот день на съемках на Манхэттене произошла магия.

За проницательностью Альберта и его утонченной игрой со светом стоит большой опыт, благодаря которому его снимки становятся высоким искусством. Он превращает отличные изображения в художественное событие.

Имидж Сергея Полунина как плохого парня привносит провокационность и волнение в классические танцы, а его яркий стиль превращает балет в современное искусство. Столкновение романтики и риска, которое он воплощает — это идеальный материал для одного из портретов Альберта.

Подготовка сцены

« Иногда к финальному снимку не ведет прямая дорога. Вы не знаете результат до самого конца. Это загадка».

Перед съемкой Альберт изучал искусство Микеланджело и Караваджо. В полученных снимках прослеживается их влияние в современной интерпретации. Сергей думал, что они походили на современные скульптуры. Проще говоря, «Вы хотите быть на этом снимке».

Для создания своих культовых фото Альберт тщательно подготавливает сцену и проверяет, что подобрал правильных людей и оборудование.

Он работает с лучшими профессионалами в отрасли и тщательно отбирал стилистов, парикмахеров и визажистов, а также собственных помощников, с которыми он работал в течение нескольких лет. Знание этой команды и связь с ней — ключевой фактор хорошей съемки.

И вот в дело вступает свет.

Свет имеет решающее значение для фотографий Альберта. Он всегда подбирает подходящие источники света и оборудование. Правильное оборудование превращает свет в знаковые образы, благодаря которым он известен.

Для этой фотосессии он купил несколько вспышек , которые помогут создать финальный образ. В течение сорока лет Альберт пользуется продукцией Profoto. Он ни разу не изменял бренду, потому что любит надежность и качество.

Общение

Съемка отличного портрета — это не просто дело техники, но продуманный путь для фотографа и его объекта съемки. Альберт рассказывает: «Нужно строить отношения таким образом, чтобы человек наслаждался процессом».

Талант Альберта общаться с людьми — это часть его гения как портретного фотографа. Он считает, что« лучший талант фотографа — это понимание имиджа». Если понять необычность имиджа, то вы сделаете снимок, который хотели.

Съемка

Сергей принес движение на съемочную площадку. Альберту нужно было запечатлеть его в нужный момент с помощью правильного реквизита и правильного света. Помогло то, что« Сергей — замечательный танцор», — подтвердил Альберт, «который способен чуть-чуть менять положение тела для каждого снимка».

Съемка танцев завязана на времени, и танцор выглядит лучше всего, когда он останавливается на долю секунды в момент кульминации прыжка. Если вы поймаете этот момент, то получите максимальную энергетику и самое четкое изображение.

Для этой фотосессии Альберт работает с тремя вспышками Profoto Pro-10, чтобы Сергей замер в движении. Уникальная скорость и мощь Pro-10 позволили Альберту поймать этот момент в верхней точке прыжка — он называет это« портрет в движении».

Альберт отмечает, что он смотрит на жизнь через прямоугольник видоискателя. Он создает свои снимки в рамках этого прямоугольника, от концепции до окончательной композиции. Он с точностью оттачивает геометрию и графику снимка, взгляд, задник и углы.

Чтобы получить идеальный снимок, Альберт экспериментировал с различными задниками и тканями, чтобы получить правильный эффект. Он начал с белого холста на фоне, но после пары снимков понял, что это не подходит для него, и сменил фон на черный. Он заменил узорчатую ткань на простой черный шифон. Изначально Сергей закручивался в ткань, а не прыгал сквозь нее. Это отлично подходило для видео, но было слишком быстро и сложно для снимка. Альберт попросил двух помощников взобраться на лестницы и отпустить ткань, чтобы Сергей прыгнул сквозь нее.

Благодаря Pro-10 Альберт запечатлил момент отчетливо. Отражаясь, свет отскакивает от ткани, создавая эффект движения вокруг неподвижного танцора.

Придание формы свету

Свет был центром каждого изображения с самого начала карьеры Альберта. Описывая свои отношения со светом и как он его использует, он часто произносит слово« простота». «Начните с простого, затем отправьтесь в путешествие со светом. Эксперименты — это самое главное. Сделайте свет интересным». Отойдите от вашего привычного освещения, чтобы ваше дело жило, и вы смогли посмотреть на снимок свежим взглядом.

После подготовки сцены Альберт концентрируется на свете, меняя его форму, чтобы исправить настроение и панораму. В студии Альберт играет со светом, перенося его на фото и придавая форму для достижения нужного эффекта. Он фокусируется на качестве света и начинает с простого при настройке оборудования: «Мне нравится начинать с простого света, а затем манипулировать им».

Посмотрите на фото Сергея с лавровым венком, как свет каскадом падает по лицу, даже на щеках, несмотря на наклон головы. Для этого изображения, Альберт использовал рефлекторы , чтобы получить мягкий свет и четко очертить естественные контуры лица Сергея. Он направляет один главный источник света на Сергея и дальше строит снимок на этой основе. «Важно одновременно соблюдать точность и простоту», говорит он.

Он строит свет медленно по мере работы над каждой маленькой деталью. Свет — это основа фотографии, и он передает свою силу за счет расположения рефлекторов, наклона головы Сергея и угла падения света на Сергея.

Он работает с флагами, чтобы управлять светом и формировать его, фокусируясь на зонах, которые хочет выделить, и убирая фокус с менее важных зон. Он представляет процесс создания изображения с помощью света и дает указания своим помощникам для реализации этого представления. Он говорит им, как перемещать и наклонять источники света. Он срашивает у одного из своих помощников, Эдварда Смита(Edward Smith), длинный узкий флаг, чтобы уменьшить количетсво света на лбу Сергея. Эдвард импровизирует, отрывает кусок черного картона и передает его Альберту. За счет точного расположения картона он добивается того, чего хочет: делает менее ярким свет на лбу Сергея сохраняя свет и фокус на глазах, носу и щеках.

Превращение в искусство

Альберт находит свой последний снимок. После мелкой ретуши он получает идеальное фото. В этот момент его снимок стал произведением искусства.

Волшебное завершение

Во время этой магической фотосессии удалось сделать три знаковых снимка. В документальном фильме« Танцор» бабушка Сергея рассказала, что, когда он был молод, «Он танцевал душой весь отдавался музыке». Благодаря своему таланту и навыкам работы со светом, Алберт превратил эти слова в фото.

Творческая группа

Фотограф: Альберт Уотсон
Танцор: Сергей Полунин
Стилист по костюмам: Фредди Лейба(Freddie Leiba)
Стилист-парикмахер: Томи Коно(Tomi Kono)
Визажист: Seong Hee(Сеон Хи)
Помощники: Таро Хашимура(Taro Hashimura), Edward Smith(Эдвад Смит)
Оператор цифровой съемки: Эдриен Потье(Adrien Potier)
Закулисный фотограф: Саманта Грёнблад(Samantha Grönblad)
Студия: Dune Studios



Налоги и платежи