Регулировка баланса белого. Установка баланса белого по серой карте. Как свет влияет на цвет

Баланс белого (ББ) - это процесс цветокоррекции, в результате которой объекты, которые глаз видит как белые, будут показаны белыми на вашем снимке. Баланс белого камеры должен принимать во внимание «цветовую температуру» источника освещения, которая подразумевает относительную теплоту или холодность белого света. Наши глаза достаточно хорошо отличают белый при различных источниках света, но для цифровых камер автоматический баланс белого (AWB) часто создаёт большие трудности. Неверный баланс белого может породить синюшные, восковые или даже трупно-зелёные оттенки, которые выглядят неестественно и особенно портят портреты. Применение ББ в традиционной плёночной фотографии означало использование различных оттеночных фильтров, каждый для определённых условий съёмки, но в цифровой фотографии это больше не требуется. Понимание цифрового ББ поможет вам избежать искажений цвета, вызванных AWB вашей камеры, и тем самым повысить качество ваших снимков при расширенном диапазоне условий освещения.

Основы: цветовая температура

Цветовая температура описывает спектр света, который отражается от «абсолютно чёрного тела» в зависимости от температуры его поверхности. Абсолютно чёрным называется тело, которое поглощает любой падающий свет, ни отражая его, ни пропуская. Примерным аналогом излучения абсолютно чёрного тела в быту может служить нагретый металл или камень: говорят, что они накалены (до «красного каления»), когда они достигают определённой температуры, и доведены до «белого каления» при значительно более высоких температурах. Аналогично, абсолютно чёрные тела при различных температурах покажут светимость различной цветовой температуры. Несмотря на название, свет, который может казаться белым, необязательно содержит полный видимый спектр:



Относительная интенсивность нормализована для каждой температуры (в Кельвинах).

Заметьте, что 5000 K производит примерно нейтральный свет, тогда как 3000 K и 9000 K порождают свет, спектр которого смещён в оранжевую и синюю стороны, соответственно. При нарастании цветовой температуры распределение цвета становится более холодным. Это может показаться интуитивно непонятным, но следует из того факта, что более короткие длины волн несут свет более высокой энергии.

Почему цветовая температура является полезным описанием света для фотографов, если они никогда не имеют дела с абсолютно чёрными телами? К счастью, такие источники света, как дневной свет или вольфрамовые лампы накаливания, создают спектры света, практически аналогичные светимостям абсолютно чёрных тел, хотя другие источники, такие как флюоресцентные или большинство продающихся энергосберегающих ламп, существенно от них отличаются. Поскольку фотографы никогда не используют термин «цветовая температура» применительно к настоящим абсолютно чёрным телам, этот термин подразумевает «коррелированную цветовую температуру», с соответствующей окраской источника света. Следующая таблица демонстрирует на пальцах коррелированную цветовую температуру некоторых распространённых источников света:

На практике: файлы JPEG и TIFF

Поскольку некоторые источники света не идентичны излучению абсолютно чёрных тел, баланс белого использует вторую переменную в дополнение к цветовой температуре: сдвиг зелёного. Коррекция зелёного при обычном дневном свете чаще всего не нужна, однако при флюоресцентном и другом искусственном освещении баланс белого может потребовать значительной коррекции зелёного.

AWB
Собственный
Kelvin
Лампа накаливания
Флюоресцентный
Дневной
Вспышка
Облака
Тень

К счастью, у большинства цифровых камер есть набор предустановок для баланса белого, так что вам не нужно беспокоиться о цветовой температуре и сдвиге зелёного во время важного снимка. Часто используемые символы для каждой предустановки показаны слева.

Первые три варианта ориентированы на диапазоны цветовой температуры. Автоматический баланс белого доступен во всех цифровых камерах и использует алгоритм наилучшего приближения в ограниченном диапазоне - обычно между 3000/4000 K и 7000 K. Собственный баланс белого позволит вам сделать при заданном освещении снимок серого эталона и использовать его в качестве баланса белого для последующих снимков. «Kelvin» позволяет самостоятельно выбрать из широкого диапазона цветовой температуры.

Следующие шесть вариантов баланса белого перечислены в порядке увеличения цветовой температуры, хотя на многих компактных камерах баланс белого в тени не присутствует. У некоторых камер есть также настройка «галоген», которая рассчитана на работу с новыми флюоресцентными источниками освещения, откалиброванными по дневному свету.

Описания и символы вышеуказанных балансов белого являются всего лишь приблизительными характеристиками освещения, при котором они работают наилучшим образом. На самом деле, в зависимости от времени дня, высоты или дымки может оказаться предпочтительнее вместо баланса белого для дневного света использовать ББ для облаков. Обычно, если на экране камеры изображение кажется слишком холодным (вне зависимости от параметров настройки), цветовую температуру можно быстро повысить, выбрав следующий символ из списка (на позицию ниже). Если изображение всё ещё слишком холодное (или тёплое, при движении в противоположном направлении), возможно, будет разумнее задать температуру вручную в режиме «Kelvin».

Если ничего не помогает, и изображение по-прежнему имеет некорректный ББ впоследствии на компьютере, его можно скорректировать, чтобы вернуть цветам естественность. Иначе, можно воспользоваться бесцветным эталоном (см. раздел о нейтральных эталонах) и «задать точку серого», используя «уровни» в Фотошопе или аналогах. Следует избегать любого из этих методов, поскольку они могут значительно сократить разрядность вашего снимка.

На практике: формат RAW

Безусловно, наилучшим решение вопроса баланса белого является съёмка в формате RAW (если ваша камера его поддерживает), поскольку он позволит вам задать ББ после того, как снимок был сделан. Файлы RAW позволят также задать ББ на основе более широкого диапазона цветовой температуры и сдвига зелёного.

Применить ББ к файлу RAW легко и просто. Вы можете либо передвигать слайдеры цветовой температуры и сдвига зелёного до получения естественных тонов, либо просто нажать на нейтральный эталон в изображении (см. следующий раздел). Даже если только один из ваших снимков содержит нейтральный эталон, вы можете использовать полученные с его помощью параметры настройки ББ на всех остальных изображениях (при условии, что свет не менялся).

Собственный баланс белого: выбор нейтрального эталона

Нейтральный эталон часто используется для критичных по цвету проектов или для ситуаций, когда автоматический баланс белого вызывает проблемы. Нейтральные эталоны могут являться частью сцены (если вам повезло) или могут быть заранее припасены. Ниже приведен пример удачного эталона на сцене, которая в остальном наполнена закатной синевой.

С другой стороны, специально изготовленные портативные эталоны практически всегда являются более точными, поскольку можно легко ошибиться, приняв за нейтральный предмет, который таковым не является. Портативные эталоны могут быть довольно дороги, когда они специально разработаны для фотографии, но могут включать в себя и менее дорогостоящие домашние заготовки. Идеальным эталоном серого является тот, который отражает все цвета спектра одинаково и сохраняет эту способность в широком диапазоне цветовой температуры. Ниже показан пример специально разработанного эталона серого:

Типичными сделанными вручную эталонами являются обороты крышек от кофе или чипсов. Они недороги и достаточно точны, хотя специально изготовленные фотоэталоны (такие, как показанные выше), безусловно, лучше всего. Для измерения цветовой температуры падающего или отражённого света могут также использоваться специальные приборы. Большинство нейтральных эталонов позволяют измерить отражённый свет, тогда как такие приборы, как измеритель баланса белого или «эксподиск», могут измерить падающий свет (и теоретически оказаться более точными).

Следует проявлять осторожность, применяя в качестве нейтрального эталона зашумленное изображение , поскольку, нажав на вроде бы серую область, вы можете в действительности выбрать цветной пиксель, созданный шумом цветности:

Если программное обеспечение позволяет, наилучшим решением для баланса белого шумных изображений является усреднение пикселей из вашего зашумленного серого. Если используется Adobe Photoshop, можно применить усреднение по квадрату 3x3 или 5x5 пикселей.

Автоматический баланс белого

Определённые предметы создают проблемы автоматическому балансу белого цифровой камеры даже при нормальном дневном свете. Одним из примеров является перенасыщенность тёплыми или холодными тонами в связи с особенностями предмета съёмки. Нижеприведенное изображение иллюстрирует ситуацию, когда предмет преимущественно красный, и в результате камера воспринимает освещение как тёплое. Как следствие, камера пытается скомпенсировать теплоту, чтобы приблизить средний цвет изображения к нейтральному, но в результате создаёт синеву на камнях. Некоторые цифровые камеры более подвержены этому, чем прочие.

(Для собственного баланса в качестве нейтрального эталона использовалась карта 18% серого)

AWB цифровой камеры часто более эффективен, если на фото содержится хотя бы один белый или бесцветный яркий элемент. Конечно, не стоит пытаться изменить композицию, чтобы включить в неё бесцветный объект, просто имейте в виду, что его отсутствие может создать проблемы с автоматическим балансом белого. Без белой лодки на снимке внизу AWB цифровой камеры ошибочно создаст изображение с более тёплой цветовой температурой.

В смешанном свете

Множественные источники света с разными цветовыми температурами могут ещё более усложнить баланс белого. Некоторые ситуации могут вообще не иметь полностью корректного баланса белого, и тогда он будет зависеть от того, где точность цвета более важна.

В смешанном свете AWB обычно подсчитывает среднюю цветовую температуру сцены в целом и далее использует её для баланса белого. Обычно этот подход приемлем, однако AWB имеет тенденцию преувеличивать разницу цветовой температуры источников света относительно видимой глазами.

Чрезмерная разница в цветовой температуре часто наиболее заметна при смешении естественного и искусственного освещения. В некоторых случаях может даже потребоваться независимый баланс белого для каждого освещения. С другой стороны, кому-то покажется более интересным оставить всё как есть.

Заметьте, что здание слева выглядит довольно тёплым, тогда как небо, наоборот, несколько холодное. Это потому, что баланс белого был задан на основе лунного света - проявив тем самым теплую цветовую температуру искусственного освещения. Баланс белого, основанный на естественном свете, часто создаёт более реалистичную фотографию. Выберите «камень» в качестве эталона для баланса белого, и вы увидите, насколько неестественно синим становится небо.

Знакома такая картина, когда фотография выглядит неестественно и цвета на картинке сильно искажены? О чём это говорит? Это говорит о том, что регулировка баланса белого в фотоаппарате не произведена и цифровой автоматический замер баланса допустил ошибку, он не правильно определил цветовую составляющую кадра и исказил цветовые настройки.


Если в программе фотошоп или в любом другом графическом редакторе выбрать условно белую область, которая нашим глазом в привычной среде воспринимается как область белого цвета (у синички Лазоревки - это "щёки"), то можно будет заметить, что цветовая составляющая по трём каналам цвета RGB будет иметь одинаковые значения - R:218, G:218, B:218 (у фотографии с правильным балансом белого). На нижней же фотографии эти значения будут заметно отличаться R:162, G:186, B:237 (фотография с неправильным балансом белого, с явным преобладанием синего цвета).



Если таких белых фрагментов будет много в кадре, то процессор фотоаппарата сможет опираясь на эти участки самостоятельно, в автоматическом режиме определить баланс и правильно передать цвета, а если таких белых фрагментов в кадре мало или их вовсе нет, то процессор начинается "путаться" и передаёт оттенки красок ошибочные. Всё это, конечно же условно, процесс измерений в фотоаппарате гораздо сложнее и процессору фотоапапата в этом можно помочь.

Как это исправить и выставить правильный баланс белого?

Теоретически таких способов два:
1) до съёмки научить фотоаппарат понимать баланс белого;
2) после съёмки обрабатывать изображение в графическом редакторе.

Многие считают, что обработка фотографий в графическом редакторе после фотосъемки проще и быстрее, чем выставлять ручной баланс белого в фотоаппарате до начала самой съёмки, особенно если снимать не в JPEG, а в RAW(NEF). Для RAW(NEF) можно согласиться только при некоторых условиях:

1) снимать нужно именно в RAW(NEF), а не в JPEG;
2) на снимках должны содержаться опорные фрагменты условно белого (как щёки у синицы);
3) количество фотографий для обработки не должно превышать 20-50 шт., т.к. это довольно монотонное и нудное занятие.

Если вы не умеете работать с RAW(NEF), если на снимках вдруг не окажется фрагментов белого, если объём фотографий очень большой, то обработка в графическом редакторе превратится в муки и отнимет уйму времени, а в некоторых случаях из JPEG вытащить правильный баланс белого будет крайне затруднительно или почти невозможно.

Настраиваем фотоаппарат до начала съёмки

Во всех инструкциях пишут (да и сами фотографы рекомендуют) проводить настройку баланса с белым листом бумаги. Многих новичков это приводит в замешательство, особенно в тех случаях, когда съёмка происходит вне дома/офиса. Где этот лист бумаги взять и как его с собой носить? Забываем про белый лист бумаги!

Берём обычный продуктовый пакет из магазина. Пакет должен быть белый, полупрозрачный на столько, чтобы пропускать через себя часть света и не должен содержать цветных примесей. Если стенки пакета имеют такую прозрачность, которая позволяет отчётливо прочесть надпись на ремешке фотоаппарата, то таких пакетов понадобится два, чтобы сквозь слои двойного пакета читать надпись было затруднительно. Далее, на объективе переключатель AF-MF временно ставим в положение "MF" и одеваем пакет на объектив так, чтобы передняя линза объектива была полностью закрыта пакетом и на этом месте на пакете не было ни надписей, ни рисунков. Затем наводим фотоаппарат в ту сторону где расположен наш объект съёмки и делаем один снимок. Возвращаем переключатель на объективе в режим "AF" и переходим в меню фотоаппарата.

В меню фотоаппарата находим и выбираем опцию "Ручной ББ" (Ручной Баланс Белого), в качестве эталонного белого снимка выбираем наш последний кадр с пакетом и нажимает подтверждение "SET". Затем в Меню находим опцию "Баланс Белого" и меняем "Авто" на "Ручной" как показано на рисунке.


Убираем пакет в карман и делаем снимки ровно до тех пор пока не изменится освещение того места, где вы проводите съёмку, к примеру Солнце зашло за тучи, вместо ламп накаливания включили люминесцентные лампы, с солнечной полянки вы зашли в густую лесную чащу и т.д. В этом случае повторяете всю процедуру заново:

1) объектив -> "MF";
2) одели пакет на объектив;
3) направили камеру на объект, сняли кадр;
4) убрали пакет и объектив обратно "AF";
5) в Меню -> "Ручной ББ";
6) выбрали последний кадр с пакетом;
7) в Меню проверяем -> "Баланс Белого", "Авто" -> "Ручной".

Теперь можно снимать как в RAW(NEF), так и в JPG, процессор будет иметь у себя в памяти опорный, эталонный снимок белого пакета в качестве образца и будет уже его применять в своих вычислениях, заменяя белые щёки синицы белым пакетом.

Как исправить баланс белого в фотошопе?

Если у вас что-то не получилось или вы забыли включить ручной баланс в фотоаппарате, то ситуацию всегда можно исправить если вы снимаете в RAW(NEF). Достаточно открыть файл RAW(NEF) в режиме редактирования, выбрать опцию White Balance Tool (I), комбинация клавиш Ctrl + I, появится инструмент в виде пипетки, ею остаётся ткнуть в область щёки синицы, в ту самую область, которую наш глаз в реальной жизни воспринимает как область белого. Как только вы это проделаете вся фотография сразу же изменит свой цвет, а значения RGB станут равны между собой - R:218, G:218, B:218. В моём случае это значение 218, у вас может быть 224 или 188 или любое другое, главное, чтобы все значения RGB были одинаковые - R:224, G:224, B:224 или R:188, G:188, B:188.

Что делать если на фотографии нет белых объектов?

Если на фото нет ни одного объекта, который бы содержал условно белый цвет, тогда нужно искать фрагменты всего спектра серого, то, что в реальной жизни наш глаз воспринимает как чистый серый, без примесей других цветов - это может быть, и асфальт, и бетон, и камни, если мы говорим о пейзаже и в кадре нет человека. Если речь идёт о портретах людей и на одежде нет ни одного участка белой или серой ткани, то в крайнем случае можно использовать фрагмент белой области глазного яблока. Если и это не помогло, наша модель прилетела с другой планеты и у неё глаза жёлтые, то переходим к плану "Б".

План "Б" потребует от вас базовых знаний, что такое цветовая температура и какие бывают значения в условиях фотосъёмки с типовым освещением или близким к типовому. Ниже представлена таблица с описанием освещения и цветовой температура в Кельвинах. Значения из таблицы дадут вам на первых порах числовые ориентиры, по которым можно корректировать значение параметра "Temperature" и изменять баланс белого, близкий к условиям на момент съёмки. От 5000К до 6000К - цветовая температура для типичной уличной съёмки, от 2200К до 2800К - съёмки посиделок на кухне при свете ламп накаливания, от 3500К до 4500К - съёмки в офисе, где горят люминесцентные лампы светильников армстронг и т.д. Выбирая одно из табличных значений под тип освещения вы сможете цветовой баланс привести к наиболее естественному, к тем цветам, которые наш глаз воспринимал в окружающей среде на момент съёмки.

Что делать если я снимаю в JPEG?

Ну, что тут скажешь? Остаётся только позавидовать, у вас всё ещё впереди! Предстоит очень увлекательный путь освоения трудов Дена Маруглиса, я бы сказал Библий по фотошопу: "PHOTOSHOP для профессионалов" и "Photoshop LAB Color". Объём информации этих трудов не представляется возможным отразить в рамках данной статьи, мало того для освоения этих методик у вас должен быть профессиональный откалиброванный монитор от 24" с матрицей не хуже IPS и свободное время для учёбы от 1 до 6 месяцев.

В любом случае - выбирать вам между обычным пакетом из магазина и освоением целой науки под названием "Цветовые пространство ", хотя можно не заморачиваться и оставить всё как есть, синичке всё равно какого цвета её щёки на ваших фото:)

Народ, когда фотографирует, особо не парится над тем, что у них получается. Для 99% фотография, которая представлена выше, будет просто замечательной – но мы ведь с вами не такие, мы знаем что она отдает отвратительным красно-желтым оттенком… Поэтому сделаем ещё одну, но с нормальными цветами.

Вот так значительно лучше, пражское пирожное приобрело свой естественный вид, белый крем выглядит белым, а шоколад – аппетитным. Что я сделал? Да ничего особенного, я просто поменял баланс белого на “лампу накаливания”. Повторюсь ещё раз, в 99% среднестатистический человек этим бы не занимался, не стал бы тратить своё время, а оставил так, как это у него получилось с первого раза.

Желание делать качественные фотографии есть у всех. Это желание вполне естественно. Вот только мало кто работает над улучшением качества своих фотографий, поэтому, основную массу устраивают жуткие фотографии, которые у них получаются с первого раза. Остальная небольшая часть энтузиастов делится на две группы: те кто фотографирует что попало, а после всё фотошопит и те, кто заведомо при съемке настраивает баланс белого.

Если вы выбрали первый путь – путь джедая-фотошопера, заранее купите диск на много терабайт, т.к. вам придётся фотографировать в RAW/NEF, с JPEG такой фокус не прокатит, вы с него ничего не выжмите.

Лично я не люблю сидеть в фотошопе, поэтому я заблаговременно стараюсь выставлять правильный ББ (баланс белого), ну и, естественно, остальные настройки.

Чтобы настроить баланс белого на цифровом фотоаппарате не нужно быть физиком-ядерщиком, достаточно лишь отличать лампу накаливания от люминесцентной, дальше дело несложное: заходим в меню фотоаппарата, выбираем пункт баланс белого и выставляем необходимое нам освещение – все просто, не так ли? При чем, не важно какой у вас фотоаппарат, зеркалка или мыльница. Сделав такой не хитрый ход, ваша фотография обретает совершенно иной облик:

Слева: баланс белого AUTO; справа: лампа накаливания +3


Слева: баланс белого AUTO; справа: лампа люминесцентная -1

Обычно в фотоаппарате есть шесть определённых режимов ручного баланса белого (из ручных настроек использую только три, остальные у меня не востребованы) и режим авто.

Автоматический баланс (AUTO WB)

Практически 90% фотографий, которые я делаю – я делаю именно с автоматическим ББ. С обычным дневным освещением, камера никогда не ошибается, проблемы могут возникнуть только тогда, когда у вас разнотипное освещение. К примеру, вы сидите в помещении с искусственным освещением, а из окна попадает дневной свет. Так же, у камеры возникнут проблемы когда есть где-то люминесцентное освещение или свет лампы накаливания. Во всех остальных случаях смело фотографируйте с настройкой авто.

Свет падает из окна спереди:

а вот здесь, я посадил мою юную модель так, чтобы свет из окна падал слева:

Дневной свет:

ББ “лампа накаливания”

Обычная, всеми любимая лампочка с вольфрамовой спиралью, к которой так мы все привыкли, может запросто испортить нам кадр своим желтоватым оттенком:

Поэтому, лучше потратить пол минуты и настроить баланс белого, чем потом трудиться и вытягивать фотографию в фотошопе.

Вот ещё один яркий пример:

и та же фотография, только с ББ лампа накаливания:

ББ люминесцентная лампа (лампа дневного света)

Аналогично лампе накаливания, люминесцентная лампа испортит нам кадр, если мы оставим баланс белого в автоматическом режиме, поэтому я советую не полениться и поменять настройки ББ на лампу ДС.

ББ “прямое солнце”

Эта настойка бесполезна, т.к.

камера отлично определяет баланс белого в автоматическом режиме.

ББ “вспышка”

Вовсе забудьте об этой настройке, потому что при включенной вспышке авто баланс белого сам переключается в этот режим.

ББ “облачно”

При этой настройке, все цвета уходят в теплый тон, я иногда использую этот баланс белого, но очень редко.

ББ “тень”

А вот с этим режимом я дружу, мне нравится тот оттенок который я в итоге получаю, когда объект находится в тени, а у меня баланс белого “тень”:

Предустановленный баланс белого

Это важная вещь, о которой я чуть было не забыл. Если вы никак не можете самостоятельно определить баланс белого, измерьте ББ по белому листу (или не обязательно по листу, просто по белому участку) с помощью этой функции, а камера самостоятельно определит баланс белого. Только с этой функцией хорошо на дорогих зеркальных камерах, а вот на мыльницах и любительских фотиках это работает через раз. Денис не поленился и написал хорошую инструкцию по работе с .

Вот собственно на этом все возможные нюансы с настройкой баланса белого и заканчиваются. Теперь я дам парочку полезных советов, которые надеюсь вам помогут в дальнейшем.

Если фотография у вас с неправильным балансом белого ещё не всё потеряно, просто переведите её в ч/б, это самый простой способ избавиться от корявых цветов:

Если вы выставили правильный бб а он все равно ещё не подходит по цветам, попробуйте загнать его в +1, +2, +3 или наоборот в -1, -2, -3 (прямо на камере).

Если вы фотографируете в помещении, и все попытки настроить ББ тщетны – можете включить вспышку она хорошо вам поможет выровнять цвета:

Отчего же это зависит? Если вы немного хотите разобраться в физике процесса, я вам в этом помогу, если нет, пропускайте этот абзац. Дело в том что свет это электромагнитные волны с разной длиной волны, именно длина волны определяет цвет который мы воспринимаем нашим зрением. Если мы измерим температуру, которую излучает наша любимая лампа накаливания то получим число примерно равное 2800K, это число есть ничто иное как цветовая температура. К примеру, цветовая температура свечи – 1800K, дневной лампы – 3500K, нашей вспышки в фотоаппарате – 5500K, а обычное голубое небо – 11000K и более. Датчик фотоаппарата хорошо улавливает высокую температуру – поэтому у нас не возникает проблем с ББ днем, а вот низкую температуру он определяет плохо – поэтому худший баланс белого получается с лампой накаливания. Если не понятно – смотрим видео:

Выводы

Вам решать, настраивать баланс белого в фотошопе или делать это на месте, исправив его на камере. Но это делать однозначно нужно, особенно, когда у вас люминесцентное освещение или обычная лампа накаливания.

Во всех остальных случаях вы смело можете фотографировать с автоматическими настройками баланса белого.

Если вы уже сфотографировали, и у вас нет возможности переснять кадр, а баланс белого оставляет желать лучшего – нужно просто перевести фотографию в ч/б (чёрно-белый цвет) и не париться.

Спасибо за прочтение, удачных снимков!

Иногда фотограф сталкивается с тем, что полученные снимки неприятно удивляют отвратительной, некачественной цветопередачей. Например, лица людей на фотографии приобретают неприятный серовато-розовый оттенок. Виной тому, как правило, становятся сложные условия освещения и некорректно выставленные настройки фотоаппарата. Чтобы увеличить реалистичность и натуральность цветов на фотографии, необходимо воспользоваться одной настройкой – корректировкой баланса белого. Правильная настройка баланса белого во время съемки помогает предотвратить получение картинки с неправильными, искаженными цветами.

Баланс белого в фотографии

Баланс белого (ББ) – это особый метод корректировки цветового фона фотографии до полной аутентичности тем спектрам, которые фотограф видит своим взглядом во время съемки. Все дело в том, что даже современные зеркальные камеры в некоторых случаях не обеспечивают точной передачи цветов, которые были бы максимально приближены к натуральному восприятию сцены нашими глазами. Функция баланса белого предполагает, что если белый лист бумаги на экране выглядит белым (при определенном свете), то все другие цвета на фотоизображении будут выглядеть корректно. Белый выступает в качестве основного, базисного для всех цветовых оттенков.

Как известно, чистого белого цвета на Земле не существует, он является лишь смешением семи цветов. Поэтому в зависимости от тех или иных условий освещения белый цвет может приобретать определенные оттенки. В частности, объект, который кажется нам белым, в ясный солнечный день отличается большей яркостью, а при съемке в тени он приобретет голубоватый оттенок. При фотографировании же с лампой накаливания этот объект станет немного желтоватым. В отличие от камеры, наш мозг умело интерпретирует цвета, вследствие чего они для нас выглядят одинаково, даже если в действительности это не так. Электроника камеры, к сожалению, такими уникальными возможностями не обладает, поэтому цвета на фотографии могут приобретать искаженный вид.

Пример изображения объекта при разных настройках Баланса белого:

1 of 5





С помощью настройки баланса белого Вы можете корректировать восприятие электроникой камеры различных цветов, делая красные объекты на снимке красными, а зеленые зелеными. Необходимость в изменении ББ, в первую очередь, возникает у тех фотографов, кто предпочитает снимать в JPEG. Здесь Вы сразу же получаете готовое, сжатое и обработанное фотоизображение. Однако если в процессе фотографирования не следить за балансом белого, то такое изображение может получиться не совсем корректным, с искаженной цветопередачей. Но в портретной, пейзажной фотографии и в других жанрах точная передача цветов и даже полутонов очень важна. Вот и получается, что необходимо всегда обращать внимание на ББ и прибегать к ручным настройкам в случае необходимости. Помимо того, что грамотная корректировка ББ помогает обеспечить корректную цветопередачу фотографируемого предмета, она также позволяет решить сложные вопросы, связанные со съемкой при разном освещении.

По умолчанию цифровая камера задействует настройки ББ в автоматическом режиме. Встроенная электроника воспринимает снимаемую картинку в усреднено-нейтральном цвете. Она помечает самые яркие фрагменты кадра в качестве белого оттенка, после чего корректирует все другие цвета относительно этого базисного цвета. Корректировка цветов занимает считанные доли секунды. Таким образом, аппарат пытается самостоятельно адаптироваться под освещение сцены, но нередко ошибается вследствие того, что цветовая температура измеряется по самому яркому предмету. Чтобы получить более реалистичные цвета на своих фотоизображениях, Вам потребуется выставить правильный баланс белого. Либо же можно скорректировать цвета впоследствии при обработке.

Предустановленные настройки баланса белого

Если Вы хотите получить фотографию с качественной цветопередачей, то не следует излишне торопиться при съемке. Сделайте тестовый снимок и внимательно изучите его на экране. Возможно, для достижения оптимального результата Вам необходимо будет скорректировать экспозицию и изменить баланс белого. В цифровых камерах сегодня существует несколько возможностей по корректировке цветопередачи. Первая из них – это различные предустановленные режимы настройки ББ. Среди них обычно присутствуют такие стандартные настройки, как «Облачно», «Дневной свет», «Лампа накаливания», «Вспышка» и другие. С помощью этих простых настроек Вы сможете быстро сдвинуть ББ в ту или иную сторону, то есть в более теплую, либо в более холодную часть спектра. Чем более продвинутой и дорогой является камера, тем больше предустановленных режимов она предлагает пользователю.

Для начинающих любителей фотографии предустановленные настройки баланса белого – это более чем достаточно. Тут от Вас требуется только отказаться от автоматического режима и выбрать подходящую предустановку в зависимости от условий освещения, нажав пару кнопок. В результате у Вас будут получаться снимки с достаточно натуральными цветами, без неприятных искажений. Если говорить о самих предустановках, то режим «Облачно» сделает Вашу фотографию более теплой по цветовой температуре, в то время как «лампочные» режимы, наоборот, придадут кадру более холодный оттенок. В частности, режим «Лампа накаливания» обеспечивает компенсацию избытка желтого в кадре, добавляя снимку холодности.

Пример изображения с установкой разных цветовых температур (единица измерения — Кельвин)

1 of 5






Пользуясь предустановленными настройками, Вы можете не только исправить цветопередачу, но и скорректировать цвета на фотографии под нужное Вам настроение. Например, при съемке в серую, пасмурную погоду можно добавить кадру немного теплых оттенков, воспользовавшись готовыми режимами. Пользоваться предустановленными настройками, безусловно, очень удобно, но и они далеко не всегда гарантируют Вам нужный результат. И здесь так или иначе придется обращаться к ручным настройкам. Впрочем, если в Вашем распоряжении имеется только недорогая компактная камера, то, вероятно, опции по корректировке ББ будут ограничены только этими готовыми режимами.

Настройка баланса белого вручную

А вот продвинутые камеры всегда предоставляют фотографу возможность вручную скорректировать настройки ББ. Необходимость в ручных настройках часто возникает в тех случаях, когда приходиться фотографировать в помещении с применением нескольких источников освещения. Впрочем, и при съемке на открытом воздухе может потребоваться слегка скорректировать настройки вручную. Нужно лишь установить ББ один единственный раз и далее Вы будете получать фотоизображения с реалистичными, натуральными цветами. Существует несколько способов вручную изменить баланс белого. Самый простой из них – корректировка по белому листу.

Бумажный лист выступает в качестве «эталонного» примера белого цвета. Вы берете и располагаете его перед камерой таким образом, чтобы лист оказался равномерно освещен. Кроме того, он должен заполнять всю центральную область кадра, либо же вообще кадр полностью. Вы просто делаете снимок белого листа бумаги и затем заходите в меню, выбирая опцию «Ручная настройка ББ». Указываете камере полученный снимок, и настройки автоматически сохраняются. Преимущество состоит в сравнительной простоте этого метода.

Но, к сожалению, и он иногда подводит. Это обуславливается тем, что кажущийся нам белым лист не всегда является таковым. Он может получить определенный оттенок в силу особенностей окружающего света. В частности, если сквозь него будет просвечивать яркий задний фон. Да и сами белые листы характеризуются различными оттенками в силу специфических особенностей бумажного производства. Как бы то ни было, в большинстве случаев корректировка «по белому листу» дает хорошие результаты, позволяя адаптировать камеру под конкретное освещение.

Однако если Вам требуется еще более точно скорректировать ББ, на профессиональном уровне, то можно приобрести в магазине фото аксессуаров серую карту. Она выглядит как плотный лист или кружок, который залит 18-процентным серым цветом. Такую карту располагают рядом со снимаемым предметом. Вы фотографируете один кадр таким образом, чтобы карта заняла подавляющую область снимка. Далее опять заходим в настройки, указываем сделанный кадр и выставляем в меню «Пользовательский ББ». Теперь все настройки будут автоматически применяться ко всем кадрам. Такую карту имеет смысл использовать в студии, когда Вы часто меняете освещение или работаете с несколькими источниками света.

Некоторые цифровые фотоаппараты, помимо вышеперечисленных способов, открывают для фотографа и другие возможности по изменению ББ. В частности, может присутствовать функция брекетинга ББ, когда несколько кадров, сделанных Вами подряд, будут иметь различные настройки по цветопередаче. Один из этих кадров наверняка попадет в точку. Кроме того, некоторые аппараты позволяют корректировать цветовой фон снимка без использования пресловутого белого листа. Эта настройка аналогична тому, как если бы Вы применяли при съемке разные светофильтры.

Если же Вы фотографируете в RAW, то, в принципе, Вы можете не особо переживать насчет ББ непосредственно во время съемки. Сохраняйте изображения в RAW, после чего на компьютере, запустив программу AdobePhotoshop или Lightroom, Вы легко выполните правку баланса белого и корректировку цветового фона каждой фотографии. Но все-таки удобнее заранее скорректировать ББ на своей камере во время съемки, чтобы не пришлось делать лишнюю работу в процессе постобработки фотографий.

Итак, фотоаппараты, работающие в автоматическом режиме, на практике не всегда справляются с задачей точной передачи цветов или полутонов. Особенно это касается съемки в сложных условиях освещения. Предустановленные режимы и ручная настройка ББ позволят Вам скорректировать цвета, тем самым, экономя время на обработку снимков. В принципе, достаточно один раз разобраться, как корректировать баланс белого, и уже впоследствии у Вас не возникнет с этим никаких проблем.

Как сделать так, что бы на фотографии получились настоящие цвета? Те цвета, которые вы видите в видоискателе камеры? Почему, снимая в яркий солнечный день, цвета на фотографии могут оказаться синевато-холодными? От чего лица людей на фотографии получаются оранжево-желтыми или сине-зелеными?

Ответ на все эти вопросы один — Баланс Белого. Баланс Белого — важнейший инструмент работы фотографа. Если вы поймете, как правильно управлять балансом белого — вы всегда сможете получить именно те цвета на фотографии, которые вы хотите.

В этой статье мы поговорим именно о том, как управлять Балансом Белого, а значит — управлять цветами на вашей фотографии.

Что такое баланс белого?

Спектральный состав света, отраженного от объекта, зависит от цветовой температуры источника освещения. Человеческий мозг может адаптироваться к изменению условий освещения, поэтому человек воспринимает белый цвет независимо от того, где расположены белые объект — в тени, под прямыми солнечными лучами или освещенные лампой накаливания.

Проще говоря, Баланс Белого — это то, как ваша камера «видит» белый цвет, а значит и все остальные цвета на фотографии.

Цифровые камеры, в отличие от пленочных, могут подобным образом адаптироваться в соответствии с цветовой температурой источника освещения. Этот процесс называется регулировкой «баланса белого». Для получения на снимке естественных цветов нужно установить перед съемкой значение баланса белого, соответствующее источнику освещения.

Для пленочных фотокамер цветовой баланс настраивается правильно подобрано пленкой и использование конверсионных (меняющих цветовую температуру) фильтров.

Идеальный баланс белого

В идеале, фотография должна выглядеть как если все объекты освещались нейтрально-белым светом. Такие условия съемки есть только в фотостудиях, причем там, где стены окрашены в нейтрально серый цвет.

Идеальный баланс белого нужен не всегда. Например, в художественной фотографии баланс белого может быть использован как инструмент для создания настроения снимке. Остальные ситуации требуют правдивой передачи цветового баланса.

Управление балансом белого

На цифровых камерах баланс белого настраивается через меню до съемки. Этого достаточно только для съемки в студии, где все источники света с одной цветовой температурой и их свет не отражается от цветных стен. Тогда можно установить точную цветовую температуру в кельвинах.

В остальных случаях баланс белого «пляшет». Особенно сильно это проявляется на репортажной съемке, когда ситуация и условия освещения постоянно меняются.

Если вы снимаете в RAW формате исправить баланс белого очень легко. Для этого в RAW-конвертерах существует настройка баланса белого, где можно указать либо тип освещения, либо автоматический режим.

Если вы будете недовольны результатом, можете воспользоваться пипеткой. Вы можете выставить значение цветовой температуры вручную. Кроме точности цветопередачи, ручная работа с цветовой температурой дает огромные возможности для художественной обработки кадра.

Для более точной передачи баланса белого в цифровых фотокамерах есть функция определения баланса белого по снимку. В примитивном случае — вы фотографируете белый лист бумаги и камера ориентируется по этому изображению. Но лучше всего использовать так называемую «Серую карту».

Это пластинка серого цвета с помошью которой можно максимально точно выставить Баланс Белого. Почему именно серая? Потомучто 100% белой бумаги не существует. При производстве бумаги, для отбеливания используются различные красители, серая карта — по настоящему серая, т.е. производители гарантирут, что это сочетание только черного и белого цветов. Именно поэтому максимально точный Баланс Белого можно выставить только по серой карте, так как при обработке, цвет серой карты будет браться за эталон серого цвета и в зависимости от него будут изменяться все остальные цвета на фотографиях.

К сожалению, серую карту возможно использовать только при стабильных световых условиях. Т.е. по сути — только во время съемки в студии. В остальных случаях — освещение может измениться, а значит, подобранный по серой карте, ББ будет уже не соответствовать новым условиям съемки.

Итог.

Про Баланс Белого написано множество статей, тонкости настройки ББ подробно разбираются в профессиональной фотолитературе. Но работая с ББ самое главное — запомнить три основные вещи:

  • От настроект ББ зависят все цвета на фотографии.
  • При смене условий съемки, ББ необходимо настраивать заново.
  • Точный ББ можно выставить только по серой карте при неизменных условиях освещения.

Соблюдая эти три простых правила цвета на ваших фотографиях будут именно такие, какие вы захотите. И не пугайтесь настройки ББ — постепенно вы научитесь быстро определять, какие именно настройки надо выставить.



Налоги и платежи