Какой народ первым начал охотиться на китов. Китобойный промысел в России. Антартическая китобойная флотилия "Советская Россия"

Гарпуном – ответ неверный. Правильный ответ: копьем. Для ранних китобоев гарпун не служил орудием убийства, он использовался для прицепления к киту линя (веревки). Метал гарпун профессиональный гарпунщик, стоя на носу гребной шлюпки и упершись коленом в специальный вырез на банке. Дождавшись, пока расстояние между лодкой и китом сократится до шести метров, гарпунщик бросал в жертву гарпун. На конце гарпуна закреплялась веревка в 150 саженей (275 м) длиной, пропитанная животным жиром (чтобы лучше «травиться»), аккуратно смотанная и уложенная в большой чан между скамьями для гребцов. Кроме того, веревку регулярно поливали водой, чтобы при разматывании та не загорелась от трения.

Когда вся веревка вытягивалась, китобоев ждало «нантакетское катание на санях». Это когда загарпуненный кит тащит судно со скоростью 42 км/ч – быстрее в те годы человек по воде передвигаться просто не мог. (В XIX веке остров Нантакет, расположенный у побережья штата Массачусетс, был центром китобойного промысла Северной Атлантики.) Проходило много часов, прежде чем кит наконец выбивался из сил и лодка подходила к нему поближе. Вот тогда-то место гарпунщика занимал капитан или его помощник и наносил жертве смертельный удар копьем (бросок копья считался прерогативой исключительно офицеров). Крик «There’s fire in the chimney!» («Дым из трубы!») означал, что из дыхала кита бьет кровь и конец близок.

После этого тушу подтягивали к кораблю, привязывали цепью и начинали «обдирать» – резать прямо с палубы с помощью острых инструментов с удлиненной ручкой. Нередко работа превращалась в состязание «кто быстрей» со стаями акул, вырывавших из туши куски ворвани, пока «мясники» орудовали ножами. Ремесло гарпунщика считалось настолько опасным, что норвежцы допускали к нему лишь неженатых мужчин.

Все изменилось в 1868 г., когда норвежский инженер Свен Фойн придумал гарпунную пушку. Разрывная граната на конце гарпуна – вот она-то действительно убивала кита, а саму пушку теперь можно было ставить хоть на палубе больших паросиловых судов. Это была революция в китобойном промысле: гарпунная пушка Фойна сделала возможной охоту на более быстрых и более мощных китов, таких как рорквалы (от норвежского royrkvaL «бороздчатый кит», из-за рядов гребней, идущих по всей длине нижней части кита, подобно нитям автомобильной шины) – голубые (или синие) киты. Впоследствии Фойн предложил модернизированный вариант взрывающегося гарпуна, который накачивал туши китов-полосатиков воздухом, поскольку до этого они тонули сразу же после выстрела.

Синий кит (или блювал, большой полосатик) стал самым прибыльным из всех возможных уловов: 27-метровое животное давало 15 900 литров жира. К 1930-м гг. ежегодное число истребляемых синих китов достигло 30 000. И когда в 1966 г. Международная китобойная комиссия объявила мораторий на охоту на синих китов, их популяция сократилась с 186 000 (1880 г.) до 5000 особей.

Кит Моби Дик из одноименного романа (1851) Германа Мелвилла имел реальный прототип – кашалота-альбиноса по кличке Мока Дик, которого часто видели неподалеку от чилийского острова Мока. Тело его было буквально истыкано дюжиной гарпунов – «сувениров» от сотни схваток с китобоями в 1830-1840-х гг.

В 2007 г. коренные жители Аляски убили на охоте гренландского кита и обнаружили в его ворвани застрявший наконечник и фрагменты гарпуна-гранаты, датированного 1880 г. Это означает, что эта особь прожила не менее 130 лет.

Краснокнижных серых китов на территории России добывать нельзя. Впрочем, есть одно исключение: коренные народы Севера, для которых вылов морских млекопитающих - это традиционный промысел. рассказывает, когда чукчи начали добывать китов и почему продолжают делать это до сих пор.

Жесть как она есть

Сначала может не происходить ничего целыми днями, в течение которых чукотские китобои сидят на берегу моря и пристально наблюдают, не появится ли вдалеке фонтанчик, который выбрасывает при всплытии кит, избавляясь от использованного на глубине воздуха.

И это сигнал: охотники садятся в лодки, берут на изготовку гарпуны и направляются к месту, где был замечен кит. Шансов уйти у него практически нет, ведь животное это достаточно медлительное, неспособное развить скорость моторного судна. Ничего романтичного в охоте на кита нет - это «убийство, совершенно первобытное», как писал в своем Facebook писатель , которому повезло лицезреть процесс воочию. Одни аборигены забивают животное гарпунами, другие стреляют в него из ружей, стараясь попасть в легкое. «Это было чистое рубилово. Мясо. Жесть как она есть», - вспоминал Багиров.

Чукотские китобои единственные в России имеют право добывать этих животных в рамках сохранения обычаев и традиционного уклада жизни северных народов - не в коммерческих целях. Из-за применения моторных лодок и современного оружия, конечно, этот промысел теперь выглядит совсем иначе, чем сто лет назад, но без него коренные жители утратят свою идентичность.

«Китов мы добываем для еды. А иначе мы будем голодать. И вот еще что - мы не можем жить без этой еды. Организм у нас так устроен. Как вы, русские, не можете без хлеба», - говорит один из них. О том, что организм чукчей требует китового мяса (как и организм русского человека - хлеба), можно поспорить, но оно действительно является одной из важнейших составляющих рациона этих людей. Многотонная туша серого кита способна кормить чукотский поселок всю зиму.

До нашей эры

Когда коренные народы Севера стали добывать китов? Сложно поверить, но, судя по всему, это произошло в XV-XIII веках до нашей эры. Именно этим временем датируются следы древней цивилизации, найденные на Чукотке, в селе Нунлигран, в 90-е годы прошлого века.

Исследователи, приехавшие в этот населенный пункт, обнаружили под слоем почвы добротную одежду и обувь из шкур морских животных, искусно сделанные лодки и дома. Оказалось, что древние люди создавали произведения искусства, имели собственную религию и жили по календарю.

Киты и другие морские животные играли очень важную роль не только в поддержании жизнедеятельности племени, но и в развитии цивилизации. Иметь достаточно мяса не только для пропитания, но и для заготовок на долгое время - значит располагать большим количеством времени для саморазвития и обустройства быта.

Ученые, исследовавшие древнюю культуру, отмечали, насколько тонко и аккуратно изготовлены бытовые предметы - ложки, иглы, посуда… Казалось, будто у этих людей было налажено фабричное производство!

Отдельного внимания заслуживает качество их охотничьего снаряжения. Например, в конструкции гарпунов использовались поворотные наконечники, к которым привязывался линь, крепившийся к лодке. Когда кит был загарпунен, наконечник срывался с древка, оставался в теле жертвы и за счет шпоры с обратной стороны вставал поперек раны - так, чтобы животное не могло уйти. Потом туша транспортировалась к берегу при помощи надувных поплавков из шкур нерпы.

Посланник бога

Поселение народа Уненен (так его назвали исследователи) было уничтожено три тысячи лет назад мощным землетрясением, но местные аборигены продолжали добывать морских животных. Самой желанной добычей был огромный гренландский кит, которого буквально боготворили, ведь его туша могла предоставить еду и топливо для небольшого поселения на целую полярную зиму. Из костей этого животного строили жилища, сушилы для лодок и сооружения религиозного назначения.

«Я думаю, бог или еще кто-то там наверху гренландского кита сделал специально для нас. В древности без него не выжить. Он и дом, и еда, и корм для собак, и тепло для людей. И потом, на китов глядеть очень интересно, но главное - полезно и необходимо, чтобы полноценным человеком и охотником стать. Киты дают нам спокойствие и красоту жизни», - рассказал коренной житель региона Николай Гальгаугье.

Сейчас аборигенам разрешается по квотам вылавливать небольшого серого кита, популяция которого относительно многочисленна, несмотря на то, что он, как и гренландский, занесен в Красную книгу. Тем не менее коренные жители, хотя и очень редко, ловят гренландских китов.

Фото: Robert King / Globallookpress.com

В последний раз это произошло в сентябре 2017 года. Тогда жители села Лорино поймали в Беринговом море 15-метрового гренландского кита - второго за последние три года. Ловили его полдня, а для того, чтобы поднять тушу на берег, пришлось собрать всю имеющуюся в населенном пункте технику. После этого кита разделали, а мясо его заморозили в холодильниках на зиму.

Понятно, что раньше никаких холодильников у аборигенов не было. Куски туши гренландского кита заквашивали и сохраняли в специальных полуподземных мясных ямах в незамороженном состоянии. А вот мясо серого кита хранить таким образом нельзя - протухнет. Поэтому его закладывали глубже, в вечную мерзлоту, которая и была своеобразным «холодильником».

Киты и самобытность

Так или иначе, традиционные промыслы влияют на популяцию краснокнижных китов. «Зеленые» всего мира борются за полный запрет добычи этих животных. Смогут ли прожить аборигены без китового мяса? Конечно, ведь в поселках есть магазины, на полках которых всегда есть еда. С голоду не помрут.

«Тогда зачем добывать китов, моржей и нерп? - задается вопросом в своем блоге путешественник Евгений Басов. - Аргумент - право народа на самобытность. Никто не вправе ограничивать этнос в вопросах самосохранения». Если запретить морской промысел коренному жителю Чукотки - куда он пойдет, в чем найдет смысл жизни? Без этого рода деятельности народ просто исчезнет, растворится в других.

«Большая часть чукчей и эскимосов живут в маленьких селах, в которых жили их родители, родители их родителей, - продолжает Басов. - В мировоззрении жителей побережья единственным правильным трудом считается профессия охотника. Он кормилец не только семьи, но и всей общины. Что может быть приятнее родителю, чем услышать от соплеменников: "Твой сын стал настоящим охотником" - и при этом показать на iPhone, как он гарпунит кита. Это круче, чем олимпийские медали, президентские гранты и тысяча ящиков сгущенки».

Понимают это и власти. В 2010 году государство предоставило общинам морских зверобоев Чукотки оборудование, необходимое для охоты, - ведь к тому времени имевшееся у них практически пришло в негодность. А поскольку никому, кроме коренных народов, этот промысел не нужен (он осуществляется исключительно в некоммерческих целях), поддерживать их самобытность больше некому.


Андрей Шапран фотограф с необычной судьбой


Фотограф Андрей Шапран, работающий над проектом «Крайние земли» о жизни в отдалённых уголках нашей необъятной страны, уже почти полгода живёт на Чукотке - снимает зверобоев, оленеводов, выходит в море с китобоями и кочует по тундре. Сиб.фм публикует его репортаж с северо-восточного побережья Чукотки, сделанный в одной из предыдущих поездок - о китобоях и о том, почему этот промысел необходим для выживания коренных жителей полуострова.


Стрелы, копья и гарпуны были изобретены в конце каменного века. Пятнадцать тысяч лет это оружие доминировало в истории человечества, а чукчи используют его при охоте на морских зверей до сих пор. Они говорят, что с этим древним способом не может конкурировать даже огнестрельное оружие.


Животный мир Чукотки представлен 64 видами млекопитающих. Некоторые из них всегда были объектами охоты чукчей: кит, морж, нерпа, тюлень. Киты - мигрирующие млекопитающие. Их добыча запрещена законом, но для северных народов сделано исключение.


Охота на китов для них - не приключение, а порой единственный шанс выжить.


Охотиться на китов сегодня стало сложнее: животных добывают с помощью переданных по линии гуманитарной помощи американских ружей - даттенганов. Боеприпасов к оружию практически не осталось - их берегут для охоты на больших гренландских китов, которые проходят в этих местах глубокой осенью. Серых китов расстреливают, вставляя в ружья металлические самодельные болванки. Добыча кита с таким оружием усложняется, поскольку только точное попадание гарантирует быстрое окончание охоты.


Один охотник рассказывал:


было время, когда чукчи забыли, как добывать китов.


Долгое время их добывали одни китобойные суда. Они привозили китов к берегу, и чукчи занимались только разделкой исполинских туш. Пришло время - и чукчам вновь пришлось взять в руки оружие и стать охотниками.


Утром, в районе шести часов, в залив зашли киты, охотники на берегу заметили их в бинокли. Но охоты сегодня всё-таки не будет.






Разговаривал накануне на берегу с одним охотником, Геннадием - чукча срезал мясо с головы убитого серого кита и бросал в пластиковое ведро, стоявшее тут же у ног.


Это мясо для моих собак, - пояснил он.


Накануне охотники добыли одного серого кита. Серые киты наиболее драчливые, так про них говорят охотники: они могут забодать головой лодку с охотниками и даже перевернуть её.


Дважды киты нападали на их лодку. Один раз раненый кит поднырнул под них и ударил в днище лодки головой. Чукча взмахнул руками и показал, как охотники вылетали из лодки.






Второй раз, - сказал охотник, - я замочил только голову, но из лодки не выпал, она не успела перевернуться.



Но он всё равно продолжает охотиться. Надо кормить семью и кормиться самому.


Здесь, на морском промысле, по его словам, охотники получают до 500 долларов в сезон. Зимой, когда животных не так много, таких денег нет.


132Охотник признался: год назад устроился сторожем в посёлке и ушёл из морского промысла.


Но море оказалось сильнее, и он вернулся.


На берегу - около 10 байдар из моржовых шкур. Охотники говорят, что сделать их - большой труд. Поэтому и стоимость таких лодок достигает семи тысяч долларов. Служат они при этом всего три-четыре года. Деревянный каркас остаётся прежним, а покрытие, моржовую шкуру, меняют на новую. На одну байдару уходит две шкуры моржа.






Сегодня на байдарах в посёлке на охоту никто не ходит. Они были сделаны специально к спортивному празднику, ежегодно устраиваемому на Чукотском побережье. Мои новые знакомые охотники не первый год подряд становятся победителями на таких соревнованиях. Один из молодых людей с гордостью показывает мозоли на руках.


Выигрывать в честном поединке здесь до сих пор считается престижным занятием.


Зимняя «Берингия», традиционная камчатская гонка на собачьих упряжках, проводится с 1990 года. Протяжённость маршрута «Берингии 2017» составляет 1 500 км


Победители, кроме того, как правило, получают подарки от организаторов соревнований. Охотников такое поощрение только стимулирует.


Часть байдар принадлежит местным жителям. Одну - «американку» - делали по заказу американского путешественника. Американец собирался проплыть Берингов пролив и добраться до Аляски на байдаре, по каким-то причинам осуществить этот замысел путешественнику-экстремалу не удалось. Байдару вернули в посёлок. Две другие лодки сделаны были специально по заказу охотников из посёлка Чаплина. Их изготовили к летним чукотским соревнованиям - «Берингии». Но местные охотники говорят, что на этих лодках трудно было победить - делали их по чертежам чаплинских охотников. Байдары получились чересчур широкие и тяжёлые. Охотники говорят, есть несколько секретов при изготовлении подобных лодок. Только тогда они будут быстро ходить на море.






Были времена, когда и в этом посёлке охотники ходили в море на подобных байдарах. Они легки в управлении, в случае повреждения на охоте - шкуру легко пробивают своими бивнями взрослые моржи, - легко латаются подручными средствами.


человек проживает в Уэлене - самом восточном обжитом населённом пункте России и вообще Евразии


Потом охотники пересели на деревянные вельботы. Позже вельботы заменили лёгкие лодки, казанки и амуры. На смену последним стали привозить американские лодки. До Аляски здесь, на северо-восточном побережье, рукой подать: из соседнего посёлка Уэлена - немногим более 60 километров. Американские лодки тяжелы, устойчивы на волне, и охота на китов на таких лодках более безопасна.


Здесь, в посёлке, с причала номер 26 они ведут наблюдение за морем и китами. Серые киты заходят кормиться в этот залив. Здесь их и стараются добывать.


97Голова добытого кита достаётся тому охотнику, который первым загарпунил в море кита. Это правило.


У каждого местного жителя в этом посёлке - своя упряжка собак. Зимой и особенно весной - в тундре и во льдах, среди торосов - чукчи выходят на охоту почти только на собаках. Они просты в управлении, неприхотливы и легко передвигаются среди торосов.






В совхозной конторе - охотник по имени Алексей Оттой:


В этот раз вы неудачно к нам попали. Завтра у нас день выдачи зарплаты, работать до понедельника никто из охотников теперь не будет, - честно предупредил он.


Спрашиваю: «А потом выйти в море на охоту смогу?»


Твёрдого ответа я так и не услышал. Здесь не принято много обещать.


107Охотники говорят, что чукчи в море поодиночке в море не ходят. Тогда море может забрать одинокого человека.


Накануне охотники привезли на берег добытого кита. Говорят, двое охотников попали гарпунами в кита одновременно. Кит ушёл далеко в море. Два часа возвращались в посёлок. Три лодки буксировали добытого кита. Два бульдозера, напрягаясь и взрывая гусеницами прибрежный песок, вытащили тушу на берег. Ощущение праздника на берегу. Кита тут же разделывали, уносили в вёдрах, увозили в детских тазах на тележках, взвешивали.






Спросил: мясо местным жителям продают?


Ответили: колхозникам отдают под запись. Потом будут вычитать из зарплаты.


Последним на берег спустился дедушка Аноль. Отрезал кусок печени острым длинным ножом, подошёл, опираясь на костыли, к воде. Прополоскал мясо в море, подошёл к китовому хвосту, одиноко лежащему на берегу.


В прежние времена это было традицией - морские животные, добытые на охоте, делились среди всех местных жителей по потребностям.


128Это было единственным и едва ли не главным условием выживания чукчей и эскимосов в крайних условиях севера и постоянного холода.


И сегодня традиция на побережье сохранилась. Каждый может прийти на берег и отрезать свою часть общей добычи. За неё люди должны будут рассчитаться. Но оплату скорей можно назвать символической.


Чукчи сами себя никогда не называют зверобоями. Такое название им дали русские, возможно, я точно не знаю. Сами себя они называют только охотниками. И в посёлке услышать можно только: «Пошли на охоту».






У чукчей - так принято - никогда не услышишь прямого ответа. Их ответ почти во всех случаях: «Не знаю». Почему так? Я тоже не знаю. И не получил ответ на этот вопрос даже спустя два месяца жизни в посёлке охотников и оленеводов.


Больше часа мы шли из посёлка вдоль берега на лодках. Почему не напрямую? Слишком сильный ветер, и нас просто зальёт в море водой.


Северо-восточный ветер - один из самых неприятных в этой местности. Любой ветер неприятный. Тепло быстро испаряется. Чукчи говорят, что зимой только южный ветер сгоняет в одну массу прибрежный лёд и уплотняет его. Тогда легче охотиться на льдах.


Сегодня лодки пошли в направлении пролива. Густой туман. Скоро кроме серой морской воды вокруг ничего нельзя было разглядеть.






Первого кита мы заметили минут через сорок после начала охоты. Пара неудачных бросков гарпуна - и этого кита охотники потеряли навсегда. Кит ушёл. На втором ките первый метко брошенный гарпун не задержался. Охотники в таких случаях говорят - кит сорвал гарпун.


Этого второго кита чукчи преследовали два часа.



Ощущение праздника и трагедии одновременно.


В обед охота закончилась. По GPS расстояние, отделявшее лодки от берега, составляло почти 24 километра. Значит, обратной дороги - около пяти часов. И бензина на нашей лодке сегодня точно не хватит.


Рассказывал охотник из северного заполярного посёлка Инчоуна, Иван: когда охотники добывают самку кита, забирают сразу две жизни.






Рассказывал оленевод: олени на севере отличаются от оленей, пасущихся на юге Чукотки, так же как оленеводы отличаются от охотников на морского зверя. Поставьте рядом двух человек - оленевода и охотника - сразу поймёте, кто чем занимается. «Оленеводы всегда худые», - добавил чукча.


Дырявый кит - кит, которого расстреляли из даттенгана.


Рассказывали: на Чукотке до 92-го года было 12 китобойных хозяйств. Сейчас - 22. Существовала бесплатная раздача китового мяса.


Вечером на мысе:


Охотники с моря вернулись?


Да, вернулись.


Кита привезли?


Нет. Говорят, в море потеряли...






Потеряли или нет, охотники теперь не говорят. Но то, что вернулись с моря пустые - это факт. Оттой сказал, штормует сильно.


Спросил: завтра пойдут на охоту или нет? Оттой ответил: «Приходи на берег к семи утра».


Четвёртое сентября. Семь утра. На побережье охотник Оттой: «Зачем ты пришёл? Погода из-за тебя испортилась!»


А уйду? Будет хорошая?


Будет хорошая. Так всегда бывает...


Точно знаю: Оттой не шутит. Светит осеннее солнце, но ветер поднял волну на море. Оттой говорит, что никуда охотники не поедут. Остальные говорят то же самое. Чукчи не научились обманывать, но научились скрывать свои мысли. Может быть, они скрывали их всегда. Точно не знаю. Но распространённый ответ здесь, на побережье Берингова моря: я не знаю. Словно песня.


Разворачиваюсь и ухожу с побережья.


Охотники в море всё-таки уходят.


Серый кит - ръев. Гренландский кит - гитив. Так их здесь называют по-чукотски.


Первого, небольшого серого кита охотники добыли буквально за считаные минуты. Оттой сказал, что кит сам поднырнул под их лодку и с первого броска кита загарпунили. Второго, большого, гоняли по заливу часа два. Кит был большой и нырял, уходил под водой далеко от преследователей. В конце концов кита потеряли.


Нашли - по фонтану - другого. При этом охотник на нашей лодке заметил: ещё один «спортсмен». «Спортсмена» тоже бросили.



1864 год - последнее сообщение о выброшенном на берег сером ките подвида Eschrichtius robustus gibbosus. Этот подвид был полностью истреблён в результате неконтролируемого промысла


Солнце садилось. От берега охотники ушли на приличное расстояние. Последнего кита нашли на обратной дороге в посёлок. День, похоже, был «спортивный». Кита в конце концов оставили в покое и на самом закате вытащили лодки на песчаный пляж. Погода в море штормовая. Лодка по конструкции - плоскодонка. Внутри водяной душ. Привыкнуть невозможно.


Три дня назад. Ночной посёлок, освещённая тревожного света фонарями улица. Деревянные двухэтажные побитые ветрами и непогодой дома. Из-за поворота бульдозер протащил голову серого кита и скрылся в одном из дворов. Словно в мистическом триллере.







Последний день охоты. Моей охоты. Завтра я уже уезжаю.


Кита добыли к обеду. Загарпунили. Кит был большим. «Слишком большой», - сказал охотник в нашей лодке. На обратном пути - новый фонтан в море. Добытого кита охотники не сговариваясь бросили, и началась новая погоня за свежим китом. Догнать не смогли. «Спортсмен», - опять сказали охотники, вернулись и снова впряглись в общую упряжь. Три лодки и огромный кит на буксире.


Добытого кита притащили к берегу уже в сумерках. Пока разделывали, над горизонтом чуть выше гор взошла полная белая луна. С высоты птичьего полёта - безмолвное северное побережье, синие в сумерках горы, люди и собаки на песчаном пляже и ободранная белая туша кита.


Дед Пикуль стоял рядом со мной на разделке кита на побережье и словно перед кем-то оправдывался:


«Пришёл, мясо надо взять. В тундре хорошо, в тундре я хозяин, всегда сытый. В посёлке - нет».


Сегодня ветер, солнце над горизонтом и штормовые волны по всему заливу. Охоты, видимо, не будет. Шторм только начинается. Чукчи затащили лодки выше, на песчаный откос. Ждут большой волны. Добытых накануне четырёх китов закончили разделывать только к двенадцати часам ночи. Солнце садится всё быстрее и всё ниже поднимается над горизонтом. Заполярье отсюда совсем близко.


Один охотник сказал: море летом забирает наше тепло, зимой - забирает холод. Охотники говорят, что на побережье не бывает больших холодов. Только пурга. И ветер. Иногда кажется, что ветер на Чукотке дуть может бесконечно долго.






Ты глаза кита видел? - спросил меня Оттой.


Нет. Близко на охоте не подходили. А вы видели?



Что в них?


Охота на китов с целью получения экономической выгоды, а отнюдь не пропитания. Добывать в промышленных масштабах и использовать китовое мясо в качестве пищи стали только со второй половины XX века.

Продукты китобойного промысла

Сегодня любой школьник знает, что китовый промысел начинался с добычи ворвани - китового жира, который использовался изначально для освещения, при изготовлении джута и в качестве смазочных материалов. В Японии ворвань применяли в качестве инсектицида против саранчи на рисовых полях.

Со временем изменилась технология вытапливания жира, пришли новые материалы. Ворвань уже не используется для освещения с тех пор, как появился керосин, но из нее получают вещество, необходимое для производства мыла. Используется она и как добавка к растительному жиру в приготовлении маргарина. Глицерин, как это ни странно, является побочным продуктом удаления жирной кислоты из ворвани.

Австралии удалось добиться решения Международного суда, запрещающего Японии вести в Антарктике китобойный промысел.

Охотится на китов Япония и у своих берегов, объясняя это традициями населения прибрежных деревень. Но аборигенный промысел разрешен только народам, для которых китовое мясо служит одним из основных видов продуктов питания.

Китобойный промысел в России

Дореволюционная Россия не была среди лидеров китового промысла. Добычей китов занимались поморы, жители Кольского полуострова и коренное население Чукотки.

Китобойный промысел в СССР долгое время, начиная с 1932 года, был сосредоточен на Дальнем Востоке. Первая китобойная флотилия «Алеут» состояла из китобазы и трех китобойных судов. После войны в Тихом океане работали 22 китобойных судна и пять разделочных береговых баз, а в 60-х годах - китобазы «Дальний Восток» и «Владивосток».

В 1947 году к берегам Антарктики вышла китобойная флотилия «Слава», которая была получена от Германии по контрибуции. В ее составе было перерабатывающее судно-база и 8 китобойцев.

В середине XX века в том регионе начали добычу китов флотилии «Советская Украина» и «Советская Россия», а немного позднее и «Юрий Долгорукий» с самыми крупными в мире плавучими базами, рассчитанными на переработку до 75 китов в сутки.

Дальний китовый промысел Советский Союз прекратил в 1987 году. Уже после распада Союза были опубликованы данные о нарушениях советскими флотилиями квот МКК.

Сегодня в рамках аборигенного промысла в Чукотском автономном округе ведется прибрежная добыча серых китов по квотам МКК и белух по разрешениям, которые выдает Росрыболовство.

Заключение

Когда был введен запрет на коммерческий промысел, начала восстанавливаться численность горбачей и синих китов в отдельных районах Мирового океана.
А вот популяции гладких китов в северном полушарии по-прежнему находятся под угрозой полного вымирания. Такие же опасения вызывают гренландские киты Охотского моря и в северо-западной части Тихого океана. Слишком поздно удалось остановить варварское истребление этих морских млекопитающих.

Пунктуальность в национальных посёлках вещь эфемерная. Плюс-минус 4 часа не опоздание. Но есть мероприятие, на которое никто не опаздывает и которое начинается во столько, во сколько было объявлено накануне - это китовая охота! Почему? Потому что всё остальное суета и ловля ветра. Только охота имеет цель и смысл в жизни мужчины, в жизни морского охотника. В половине шестого утра мы садимся в лодки и отправляемся в море на китовую охоту.

Первое событие, которое должно случится чтобы охота удалась - погода. При сильном ветре или тумане морзверобои в море не выходят. Но как только забрезжило солнце, а волнение моря не больше 3 балов, лоринцы выходят на охоту. Сегодня именно такой день. Тихо урча моторами лодки выходят из реки в море. Повезёт ли сегодня нам?

2. Раним утром лодки морских охотников выходят на промысел. Лодочная база расположена в одном из "карманов" реки Лоринки

3. В поисках китов

На охоту выходят минимум на трёх лодках. Каждая лодка - это бригада морзверобоев. В этот раз вышло целых пять лодок. В каждой по 2-3 человека. Врубив на полную мощность ручку акселератора, лодка резко выходит на редан и шустро, не задев винтом гальки, проносится над сложным фарватером устья реки Лоринки. Вылетев на морской простор кормчие правят лодки на юг Мечигменского залива, туда где "пасутся" серые киты.

4. Молодой охотник "заряжает" гарпун

5. Поворотный гарпун. Колющая часть, при попадании в кита поварачивается перпендикулярно, что не позволяет наконечнику гарпуна выскочить из раны

Море - зеркало. В небо смотришь опустив голову. Полный сюр. Следующая фаза охоты - поиск кита. Пока идём вдоль косы, которая разделяет Мечигменские залив и губу друг от друга, охотники "заряжают" гарпуны. Прошли уже пять километров китов пока не видно.

6. Охотники наблюдают за горизонтом. Где покажется фонтан?

7. Охотник-гарпунёр Григорий

Внезапно взревел мотор и лодка понеслась куда-то в сторону. Из воды поднялся фонтан, а потом еще два поменьше. Это мамка и два детёныша. Оставляем их в покое уходим дальше. Через несколько минут на горизонте вновь показался фонтан. Лодки, как борзые увидавшие заяца, несутся в сторону водяного столба.

Третья фаза охоты: загарпунивание.
Загарпунить удаётся не сразу. Вынырнув и набрав воздуха кит минут на 5-8 уходит в воду. Охотники по направлению тела кита должны догадаться о векторе его движения под водой и потихоньку дрейфовать в том направлении. Бывает, что кит дурит охотников и уходит в другую сторону, но это не в нашем случае. Несколько раз киту удавалось занырнуть не загарпуненным. Несколько раз возле него проносились лодки. Загарпунить нужно наверняка. А наверняка это означает подплыть к киту не дальше чем на 3-4 метра от гиганта.

8. Очень далеко для броска. Но охотник всегда наготове

10. Погоня

Очень важно воткнуть первый гарпун или "посадить первый поплавок". К гарпуну на верёвке (лине) привязан поплавок от больших промышленных морских неводов. В древности такие поплавки делали из цельной шкуры нерпы и назывались они "пых-пыхи". Но вот один из гарпунёров изловчился. Есть первый гарпун! Поплавки нужны для того чтобы вымотать кита и заставить его как можно чаще подниматься на поверхность. Ну и кроме того поплавки - отличные маркеры местонахождения кита.

Кит снова показался на поверхности и возле него проносится очередная лодка и уже 3 поплавка болтаются на воде. Как только показывается на поверхности голова гиганта урча многосильными моторами серые лодки рвут с места окружая его словно волки. У кита шансов нет.

У морских гигантов только 2 естественных врага: косатки и люди. Вторые переняли тактику охоты у первых. Но в отличии от косаток, которые вырывают у кита язык, охотники убивают кита из карабинов или дотинганов (мощных ружей с разрывной пулей).

Но не стоит думать, что всё так просто. У кита действительно нет никаких шансов уйти от опытных охотников. Однако охота на кита - это не стрельба в тире по мишени. Серый кит - самый агресивный среди китов (кроме кашалота). Он выпрыгивает из воды крутя "свечи", бьёт хвостом и головой, стараясь перевернуть лодки охотников. Морской охотничий промысел - одина из самых опасных профессий. Каждый год море забирает людей. Каждый год на их место встают молодые и охота продолжается.

11. "Третий гарпун"

12. Кит крутит "свечи"

14. Лодки ограничивают возможность манёвра для кита

Охота закончилась. Кит неподвижно лежит на воде. Его подтягивают к лодкам. При благоприятных условиях вынимают наконечники гарпунов, обвязывают верёвками и буксируют в село. Активная фаза охоты занимает от 30 минут до 2 часов. Буксируют кита к селу иногда до 4 часов.

20. Развязывают верёвки с поплавками

21. Григорий вытаскивает наконечник гарпуна

22. Буксировка

23. Лодки выстраиваются в кильватерную колону и совместными усилиями тянут кита в село

24. Теперь можно и чай попить, ехать ещё часа два

Завтра я расскажу о разделке кита и зачем вообще добывают китов на Чукотке?



Налоги и платежи