Что такое еаэс расшифровка. Еаэс - что это? евразийский экономический союз: страны. История создания Евразийского экономического союза

"Роснефть" в четверг официально объявила, что консолидировала 100% ТНК-BP, приобретя в ходе независимых сделок два 50-процентных пакета компании у BP и AAR, и стала, таким образом, крупнейшей в мире публичной нефтегазовой компанией по объемам добычи и запасов углеводородов. При этом BP, как и ожидалось, стала владельцем 19,75% акций самой "Роснефти".

"Роснефть" в четверг закрыла сделки по приобретению 50-процентной доли ВР в ТНК-ВР за $16,65 млрд денежных средств и 12,84% собственных акций. Отдельно ВР за $4,87 млрд приобрела 5,66% акций "Роснефти" по сделке с акционером российской нефтекомпании - государственным ОАО "Роснефтегаз".

Как отмечается в пресс-релизе "Роснефти", в результате этих сделок ВР получила $12,48 млрд денежных средств (включая дивиденды в размере $0,71 млрд , полученные в декабре 2012 г. от ТНК-ВР). Кроме того, британская компания стала владельцем 19,75% акций "Роснефти" (с учетом уже принадлежащих BP 1,25% акций госкомпании).

Также в четверг "Роснефть" завершила сделку по приобретению доли консорциума AAR в ТНК-ВР за $27,73 млрд денежных средств.

"... суммы приобретения долей в ТНК-BP у BP и AAR рассчитаны исходя из условий формирования покупной цены, предусмотренных в соответствующих договорах купли-продажи", - отмечается в сообщении "Роснефти".

Также подчеркивается, что "Роснефть" "консолидировала 100% ТНК-ВР и стала крупнейшей в мире публичной нефтегазовой компанией по объемам добычи и запасов углеводородов".

В еще одном сообщении пресс-службы "Роснефти" (также опубликовано в четверг) отдельно комментируется будущее сотрудничество с ВР. Подчеркивается, что две компании начнут совместную работу по интеграции "Роснефти" и ТНК-ВР и будут при этом применять "лучшие в мире деловые и технологические подходы".

Президент группы компаний ВР Роберт Дадли вошел в комитет по интеграции ТНК-ВР, которым руководит председатель правления "Роснефти" Игорь Сечин, а также выдвинут в совет директоров крупнейшей российской нефтекомпании.

Кроме того, сообщается, что "Роснефть" и ВР планируют "рассмотреть возможности совместной работы по отдельным проектам как в России, так и в других странах мира".

"Мы приветствуем ВР в качестве крупнейшего акционера "Роснефти", который через представительство в совете директоров будет участвовать в формировании стратегии компании", - прокомментировал сделку с BP Игорь Сечин (его слова цитируются в пресс-релизе). При этом глава компании выразил надежду, что опыт ВР позволит "Роснефти" "максимально усилить синергетический эффект в ряде направлений в ходе интеграции".

Также И.Сечин отметил, что сделка с BP является "частью текущей стратегии "Роснефти" по развитию сотрудничества с крупнейшими международными компаниями". По его мнению, переход отношений с британской корпорацией "на новый уровень" "принесет преимущества не только "Роснефти" и ее акционерам, но и российской нефтяной отрасли в целом".

Роберт Дадли назвал день закрытия сделки с "Роснефтью" "историческим" для ВР в России. "... в течение последних десяти лет мы были самым крупным иностранным инвестором в России через свое участие в ТНК-ВР. Мы нацелены на развитие этого успеха благодаря сегодняшней сделке <...>" - отметил, в частности, британский топ-менеджер.

По словам Р.Дадли, BP поможет "Роснефти" реализовать синергетический эффект от покупки ТНК-ВР, а также наращивать добычу и запасы углеводородов, в том числе за счет нетрадиционных ресурсов - "по мере того, как она ("Роснефть" - ред.) укрепляет свои позиции среди ведущих мировых энергетических компаний".

Сюжеты:

Как менялся владелец «Башнефти»

В августе 2005 года, когда АФК «Система» стала собственником блокирующего пакета «Башнефти», ее руководители подчеркивали, что инвестиции носят исключительно портфельный характер, и акции могут быть проданы через несколько лет. В частности, вице-президент «Системы» Леван Васадзе указывал, что компания хотела бы получить 75% «Башкирского капитала», под управлением которого находилась и «Башнефть», а через 1,5—2 года акции можно было бы продавать. «Роснефть» и «Газпром» тогда называли одним из наиболее вероятных претендентов на башкирские нефтяные активы, и в самой компании подтверждали интерес к ним. В июле 2006 года президент «Роснефти» Сергей Богданчиков говорил : «На башкирские НПЗ мы смотрим, они даже лучше активов ЮКОСа».

В июне 2013 года газета «Ведомости» со ссылкой на собственные источники сообщила об интересе «Роснефти» (тогда находившейся в процессе интеграции с ТНК-BP) к покупке «Башнефти». Глава «Роснефти» Игорь Сечин назвал вопрос о покупке «Башнефти» «интересным», но сказал, что это не обсуждается.

В июле 2013 года основной акционер АФК «Система» Владимир Евтушенков заявил Bloomberg , что «Башнефть» действительно может быть продана стратегическому партнеру или ее акции могут быть размещены на рынке.

В августе 2013 года ТАСС сообщил, что «Система» планирует продать «Башнефть» до конца года и выйти из нефтяного бизнеса. Наиболее вероятным покупателем нефтяной компании источники агентства называли Независимую нефтегазовую компанию (ННК), подконтрольную экс-президенту «Роснефти» Эдуарду Худайнатову. Однако президент «Башнефти» Александр Корсик сообщил , что Евтушенков не думает о продаже компании. Президент «Системы» Михаил Шамолин заявил «Ведомостям» , что компания намерена самостоятельно развивать этот актив и может провести IPO в 2014-2015 годах.

В марте 2014 года «Башнефть» купила за $1 млрд тюменскую нефтяную компанию «Бурнефтегаз» Олега Бурлакова, на которую претендовали также «Газпром нефть» и «Роснефть».

В июле 2014 года Басманный суд Москвы арестовал контрольный пакет «Башнефти», принадлежащий «Системе» по уголовному делу о приватизации нефтяной компании. Председателя совета директоров и основного акционера «Системы» Владимира Евтушенкова вызвали на допрос, а сам он , что расценивает происходящее как рейдерский захват.

В сентябре 2014 года Игорь Сечин заявил , что «Роснефть» никогда не рассматривала покупку акций ОАО «Башнефть» из-за «скелетов в шкафу» и рисков приватизации этого актива.

В октябре 2014 года Арбитражный суд Москвы вынес решение об истребовании в собственность государства 81,67% акций «Башнефти», и в декабре «Система» передала эти акции Росимуществу.

В октябре 2015 года замглавы Минэнерго Алексей Текслер, возглавлявший совет директоров «Башнефти», заявлял , что на тот момент планов по SPO не было, но «перед менеджментом была поставлена задача всегда быть готовыми к приватизации». А в июле 2016 года «Роснефть» сообщила, что получила предложение от правительственного консультанта «ВТБ Капитала» о покупке 50,1% акций «Башнефти» в ходе приватизации.

Правительство получило два обязывающих предложения от претендентов на «Башнефть», рассказал Улюкаев. «Наилучшее — выше стоимости оценщика (от 297 млрд до 315 млрд руб. — РБК ) — сделала только ПАО «НК «Роснефть», — сказал Улюкаев. По его словам, ценовое предложение «Роснефти» оказалось с существенной премией к текущей рыночной стоимости акций: 20,6% к цене закрытия торгов 30 сентября (день получения обязывающего предложения). Второго претендента глава МЭР не назвал, отметив только, что его заявка предполагала «цену несколько меньшую».

По словам Улюкаева, продажа госпакета акций «Роснефти» позволит сохранить целостность активов «Башнефти» и поддержит планы по приватизации пакета в 19,5% акций самой «Роснефти».

Ранее в среду президент России Владимир Путин , что сделка с «Роснефтью», предложившей за акции «Башнефти» наивысшую цену, будет выгодной для бюджета страны. «Это приватизация аккуратная, имея в виду синергетический эффект и получение максимального выигрыша с точки зрения бюджетных фискальных интересов», — сказал глава государства на форуме «Россия зовет!».

10 октября стало известно, что глава правительства Дмитрий Медведев подписал распоряжение о прямой продаже «Роснефти» 50,08% акций «Башнефти» за 329,69 млрд руб. Директива правительства предусматривала, что представители государства в совете директоров «Роснефти» должны поручить главе компании Игорю Сечину подписать договор купли-продажи до 15 октября.

Громкая новость последних часов: государственная нефтяная корпорация «Роснефть» договорилась о выкупе компании ТНК-ВР у ее акционеров.

Нефть – это всегда политика. Большая нефть – это большая политика. А после покупки «Роснефть» станет крупнейшей в мире компанией по запасам и добыче.

Сначала разберемся в том, кому принадлежала покупаемая «Роснефтью» ТНК-ВР.

Эта компания была создана в 2003 году.

Вот, что я написал около пяти лет назад в этой книге: «Нам стоит восхититься стойкостью гордых бриттов. Уж так им хочется остаться на нашем нефтегазовом рынке, так хочется на него влиять, а через это влиять и на внешнюю политику России. Но не получится. На этом сложности компании ТНК-ВР не закончились. И рано или поздно, но британская нефтяная монополия будет выдавлена из России, а ее нефтяные активы будут проданы российской компании. «Это плохо для нас, плохо для компании и, разумеется, очень плохо для России», – дает оценку развивающимся событиям председатель Правления британского нефтяного гиганта Питер Сазерленд. А автору этой книги кажется, что, наоборот, хорошо. Очень хорошо. Контроль над главным ресурсом планеты, над главным ресурсом своей страны в руках его правительства – это хорошо или плохо? Ответьте на этот вопрос сами».

И вот наконец-то англичан выдавливают из ТНК-ВР. Выдавливают мягко, по –путински. Но настойчиво и неуклонно. Частная компания ТНК- ВР полностью выкупается у ее акционеров государственной компанией «Роснефть».

«Ранее сегодня стало известно, что нефтяная компания «Роснефть» выкупает 100% акций ТНК-BP у консорциума AAR и британской нефтяной компании BP. О подписании соответствующего соглашения сообщил глава «Роснефти» Игорь Сечин. Общая сумма сделки составила 61 млрд долл ».

Значит ли это, что контроль над большой частью наших недр возвращается в руки российского государства? Да, это так.

Давайте разберемся в запутанной схеме купли-продажи нефтяных активов.

Сначала убедимся, что «Роснефть» действительно государственная компания.

Заходим на сайт компании, читаем:http://www.rosneft.ru/Investors/structure/share_capital/

Структура акционерного капитала

Состав акционеров (держателей акций) ОАО «НК «Роснефть», владеющих более 1% уставного капитала Компании по состоянию на 1 октября 2012 г.

МОСКВА, 12 окт — РИА Новости/Прайм. Минэкономразвития в среду сообщило о завершении сделки, сопровождавшейся большим числом неоднозначных замечаний, — "Роснефть" купила 50,0755% акций "Башнефти" за 329,7 миллиарда рублей и сразу перечислила средства на счета Казначейства.

"Роснефть" перечислила 329,7 миллиарда рублей за госпакет акции "Башнефти" "Роснефть" сегодня заключила договор купли-продажи государственного пакета акций "Башнефти" за 329,7 миллиарда рублейи полностью выполнила свои обязательства по соглашению.

В течение лета власти активно обсуждали реализацию пакета "Башнефти". Предполагалось, что в сентябре-октябре удастся продать госпакет в 50,08% акций, который был оценен в 297-315 миллиардов рублей. Однако в августе объявили о приостановке всех процедур — было решено отложить эту сделку и сначала приватизировать пакет акций "Роснефти".

Однако 30 сентября первый вице-премьер Игорь Шувалов объявил о возобновлении процедуры приватизации "Башнефти". Тогда же было подано и юридически обязывающее предложение по сделке от "Роснефти". Компании потребовалось меньше двух недель на приобретение башкирского актива. При этом она не прибегала к заемным средствам и не проводила специальной конверсии валют.

На очереди - приватизация "Роснефти", и в сделке вполне может поучаствовать сама компания.

"Деньги на счетах компании есть, и дополнительных средств с рынка, с внутреннего российского финансового рынка, на завершение всех операций, в том числе и по продаже ("Башнефти" - ред), а если нужно — и по приобретению, выкупу акций самой "Роснефти", компании не потребуется. Все средства есть на счетах и в наличии, могут быть использованы не во вред текущим операциям, не во вред текущему денежному потоку", — отметил в среду президент России Владимир Путин.

Долгая подготовка

"Роснефть" подала заявку на участие в покупке башкирской компании еще летом. Вице-премьер Аркадий Дворкович тогда заявил, что "Роснефть" не может претендовать на участие в сделке, и это официальная позиция правительства.

Глава МЭР Алексей Улюкаев также отмечал, что участие "Роснефти" в приватизации башкирской компании нецелесообразно. С ним соглашался и глава Минэнерго Александр Новак.

Несмотря на позицию правительства, "Роснефть" заявила, что не намерена отказываться от участия в приватизации "Башнефти", сообщал глава компании Игорь Сечин газете "Ведомости" в начале сентября. Он также отмечал, что компания вела соответствующую переписку с правительством.

Владимир Путин заявил в интервью агентству Блумберг, что покупка "Башнефти" "Роснефтью" — не лучший вариант, но с точки зрения бюджета важно, кто даст больше денег.

Оказалось, что больше денег сумела заплатить "Роснефть". Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) с партнерами решили не участвовать в приватизации "Башнефти", так как сумма, запрошенная за госпакет компании, была значительно выше первоначальной оценки, заявил ранее РИА Новости глава фонда Кирилл Дмитриев. Оценка контрольного пакета "Башнефти", сделанная ранее EY, составляла 297-315 миллиардов рублей.

"Лукойл", летом называвшийся одним из основных претендентов на покупку госдоли в "Башнефти", также отказался от участия в приватизации из-за высокой цены актива.

Минэкономразвития сообщило, что, помимо "Роснефти", юридически обязывающее предложение на покупку госпакета "Башнефти" сделала еще только одна компания, имя которой министерство не назвало. "Наилучшее (предложение) - выше стоимости оценщика - сделала только "Роснефть", — заявил Улюкаев. По его словам, ценовое предложение "Роснефти" оказалось с существенной премией к текущей рыночной стоимости акций: 20,6% к цене закрытия торгов 30 сентября.

Среди российских компаний и фондов, проявлявших интерес к приватизации госпакета "Башнефти", также назывались ранее "Татнефть", Антипинский НПЗ и ННК.

Президент России в среду заверил нефтекомпании, что власти поддержат их, если не в этой сделке, то по другим направлениям.

Синергия и польза

Представители российских властей и "Роснефть" в один голос в течение последних нескольких дней заявляли о том большом синергетическом эффекте, который образуется в результате покупки компанией с госучастием "Башнефти".

По словам Улюкаева, этот эффект оценивается в 150-180 миллиардов рублей за счет экономии при переработке нефти.

"Консультант по "Роснефти" — банк Intesa аргументировал синергию следующим образом: прежде всего, это переработка, потому что и так часть сырой нефти, добываемой "Роснефтью", перерабатывается "Башнефтью", там есть оптимизация нефтяных потоков, возникает серьезная экономия. Второй важный аспект - синергия, которая возникает от комплексного освоения месторождений, который сейчас относятся к "Роснефти" и "Башнефти", — говорилось в сообщении Минэкономразвития.

По мнению Путина, "после приобретения "Башнефти" и последующей продажи большого пакета, 19,5%, в самой "Роснефти" наступает синергетический эффект. То есть, стоимость этих 19,5% самой "Роснефти" существенным образом вырастает".

Сама "Роснефть" видит плюсы для себя в выходе в новые регионы производства и поставок нефти и нефтепродуктов, в увеличении объема добычи жидких углеводородов "Роснефти" на 10% и объема нефтепереработки на 20%. Значительный синергетический потенциал ожидается и от оптимизации взаимных поставок нефти, транспортных и логистических затрат, снижения стоимости буровых услуг, совместного использования инфраструктуры добывающих активов, современных технологий и ноу-хау, отмечалось в сообщении компании, распространенном в среду.

"Башнефть" сегодня никак не комментировала сделку.

Реальный масштаб эффекта синергии еще предстоит увидеть, но уже сегодня акции "Роснефти" подорожали по итогам торгов на 0,3%, обыкновенные акции "Башнефти" — на 1,3%, а префы — на 0,6% при падающем индексе ММВБ. Удалось реализовать и основной, по мнению помощника президента РФ Андрея Белоусова, мотив сделки — быстрое получение денег в этом году в бюджет.

Приватизация "Роснефти"

"Роснефть" ждет роста добычи жидких углеводородов после покупки "Башнефти" Высокая оценка сделки связана со значительным синергетическим потенциалом от поставок нефти, транспортных и логистических затрат, снижения стоимости буровых услуг, совместного использования инфраструктуры добывающих активов и современных технологий.

"Роснефть" имеет возможность не только "отбить", простите за моветон, ту небольшую премию, которую она дает государству при приобретении "Башнефти", но и выгодно продать свой собственный пакет", — заявил сегодня Путин.

Минэкономразвития сообщило в среду, что совместно с АО "Роснефтегаз" завершает подготовительные мероприятия по отчуждению 19,5% акций "Роснефти" для реализации сделки в 2016 году.

Улюкаев отмечал, что процедура приватизации 19,5% "Роснефти" пока не предусматривает выкуп ей своих акций у "Роснефтегаза". При этом он не стал высказывать свою позицию относительно возможного buyback "Роснефти". По его словам, после покупки "Башнефти" возможна либо новая оценка "Роснефти" в целях приватизации, либо ориентир на биржевые котировки.

"Роснефть" готова выкупить свои акции у "Роснефтегаза" при выгодной конъюнктуре, но будет ждать решения правительства по схеме приватизации, сообщил пресс-секретарь "Роснефти" Михаил Леонтьев в интервью "Коммерсант FM".

"Мы готовы реализовать ту схему, которую предложит правительство, в рамках этой схемы мы со своей стороны заинтересованы в своих акциях. Наши акции обладают колоссальным потенциалом роста. И мы же не продавец. Если продавец выберет другого инвестора, так он имеет на это свои основания", — заявил он.

Глава "Роснефти" Игорь Сечин отмечал, что компания будет учитывать интересы своих акционеров при принятии решений о выкупе собственных акций у "Роснефтегаза". Роберт Дадли, глава ВР, которая является акционером "Роснефти", сообщил, что он не против механизма buy back. "Покупка собственных акций, если (компания — ред.) считает это хорошей инвестицией, это всегда хорошая вещь", — отметил он.

Минэкономразвития исходит из завершения сделки по продаже 19,5% акций "Роснефти" в текущем году. Интерес проявляют инвесторы из Индии, Японии, но пока никаких формальных обращений не было.

Улюкаев высказывал уверенность, что все доходы от приватизации "Роснефти" "Роснефтегаз" перечислит в бюджет. На это рассчитывает и Минфин. "Задача в том, чтобы мы в этом году получили средства от приватизации", — сказал замминистра финансов Алексей Моисеев.

Шувалов ранее заявлял, что от продажи обоих активов - "Башнефти" и "Роснефти" — государство намерено выручить более 1 триллиона рублей.

Мир с каждым годом все дальше идет по пути глобализации и интеграции. Крепнут связи внутри экономических и политических союзов, появляются новые межгосударственные объединения. Одной из таких организаций является Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Давайте подробнее узнаем о работе этого регионального объединения.

Суть ЕАЭС

Что же представляет собой Евразийский экономический союз? Это международное объединение, направленное на экономическую интеграцию ряда стран, расположенных в Европе и Азии. В настоящее время в него входят только ряд государств бывшего Советского Союза, но это не означает, что теоретически ЕАЭС не может расширяться за границы существовавшего ранее СССР.

Нужно отметить, что члены Евразийского экономического союза расширяют сотрудничество между собой не только в экономическом плане, но также в политическом и культурном аспекте.

Цели организации

Главная цель, которую перед собой ставит Евразийский экономический союз, - углубление экономического взаимодействия между странами, входящими в него. Это находит выражение в локальных задачах, таких как стимулирование товарообращения между странами, снятие таможенных и налоговых ограничений при торговле, развитие сотрудничества и разработка общих экономических проектов. Результатом углубления сотрудничества должен быть рост экономик стран-участниц и повышение уровня жизни их граждан.

Основным инструментом достижения стратегической цели является обеспечение свободной торговли, что выражается в беспрепятственном перемещении товарных ценностей, капиталов, рабочей силы и других ресурсов в границах ЕАЭС.

Предыстория создания

Давайте выясним, как образовалась такая организация, как Евразийский экономический союз.

Началу реинтеграции государств на просторах бывшего СССР положило создание СНГ. Договор о формировании данного образования в декабре 1991 был подписан между главами РСФСР, Беларуси и Украины. Позже, до 1994 года включительно, к нему присоединились все советские республики, кроме стран Прибалтики. Правда, Туркменистан принимает участие в организации на правах ассоциации, парламент Украины так и не ратифицировал соглашение, поэтому, хотя страна является учредителем и участником объединения, но юридически не его член, а Грузия в 2008 году вышла из СНГ.

Вместе с тем за время своей работы институты Содружества показали свою низкую эффективность. Решения органов СНГ фактически не были обязательными для его членов и зачастую не исполнялись, а экономический эффект от сотрудничества был минимальным. Это заставило задуматься правительства некоторых стран региона о создании более эффективных систем взаимодействия.

Заявление о необходимости создания более тесного союза, чем СНГ, который подразумевал бы системную интеграцию экономик стран-участниц, а также общую оборонную политику, высказал президент Казахстана. По аналогии с Европейским союзом он назвал гипотетическую организацию Евразийским союзом. Как видим, название прижилось и в будущем было использовано при создании новой экономической структуры.

Следующим шагом на пути взаимной интеграции было подписание в 1996 году между лидерами России, Казахстана, Беларуси, Кыргызстана и Казахстана Договора об углублении интеграции. Его действие охватывало как экономическую, так и гуманитарную сферы.

ЕврАзЭС – предшественник ЕАЭС

В 2001 году интеграционные стремления вышеуказанных стран, а также присоединившегося к ним Таджикистана нашли выражение в создании полноценной международной организации – Евразийского экономического сообщества. В 2006 году участником ЕврАзЭС стал Узбекистан, но всего лишь по прошествии двух лет приостановил свое участие в организации. Статус наблюдателей получили Украина, Молдова и Армения.

Целью данной организации было углубление экономического сотрудничества в регионе, а также реализация некоторых задач, с которыми не справилось СНГ. Она являлась закономерным продолжением тех интеграционных процессов, которые были запущены договором 1996 года, а Евразийский экономический союз стал итогом общих усилий.

Организация Таможенного союза

Одной из главных задач ЕврАзЭС была организация Таможенного союза. Он предусматривал единую таможенную территорию. То есть в границах этого межгосударственного объединения при перемещении товаров таможенные пошлины не взимались.

Договор об образовании Таможенного союза между представителями Казахстана, России и Беларуси был подписан ещё в 2007 году. Но прежде чем организация смогла бы начать полноценно функционировать, каждой из стран-участниц предстояло внести соответствующие изменения во внутреннее законодательство.

ТС начал свою деятельность с января 2010 года. Прежде всего это было выражено в формировании одинаковых таможенных тарифов. В июле начал действовать Единый таможенный кодекс. Он послужил фундаментом, на котором держится вся система ТС. Так был сформирован Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, который действует по нынешнее время.

В 2011 году начала функционировать общая таможенная территория, что означало отмену всех таможенных ограничений между странами ТС.

На протяжении 2014-2015 годов в Таможенный союз вступили также Кыргызстан и Армения. Представители властных структур Туниса и Сирии выразили пожелание о вхождении их стран в будущем в организацию ТС.

Таможенный союз и Евразийский экономический союз, по сути, являются составляющими одного и того же регионального интеграционного процесса.

Образование ЕАЭС

Евразийский экономический союз - итоговый результат интеграционных устремлений ряда стран бывшего Советского Союза. Решение о создании данной организации было принято на саммите глав членов ЕврАзЭС ещё в 2010 году. С 2012 года начало функционировать Единое экономическое пространство, на базе которого и планировалось образование ЕАЭС.

В мае 2014 года между главами Казахстана, России и Беларуси был согласован договор о создании данной организации. Фактически он вступил в силу с начала 2015 года. В связи с этим фактом ЕврАзЭС был ликвидирован.

Страны-участницы

Изначально странами-учредителями организации ЕврАзЭС являются государства, которые более всего были заинтересованы в экономической интеграции в регионе. Это Казахстан, Беларусь и Россия. Позже к ним присоединились Армения и Кыргызстан.

Таким образом, в настоящий момент государства-члены Евразийского экономического союза представлены пятью странами.

Расширение

Единый Евразийский экономический союз не является структурой с неизменными границами. Гипотетически его членом может стать любая страна, подходящая под требования организации. Так, в январе 2015 года членом союза стала Армения, а в августе к организации присоединился Кыргызстан.

Наиболее вероятным претендентом на вхождение в сообщество является Таджикистан. Данная страна тесно сотрудничает с государствами ЕАЭС в рамках других региональных организаций и не остается в стороне от интеграционных процессов. Таджикистан является членом СНГ, организации коллективной защиты ОДКБ, в свое время являлся полноправным участником сообщества ЕврАзЭС, которое прекратило существование после начала функционирования ЕАЭС. В 2014 году президент Таджикистана заявил о потребности изучения вопроса о возможности вхождения страны в ЕАЭС.

В 2012-2013 годах проводились переговоры о возможном будущем вступлении в организацию Украины, так как региональное сотрудничество без этой страны, по мнению экспертов, не могло дать максимального эффекта. Но политическая элита государства была настроена на интеграцию в европейском направлении. После свержения правительства Януковича в 2014 году вероятность вступления Украины в ЕАЭС может быть реальной только в долгосрочной перспективе.

Органы управления

Члены Евразийского экономического союза сформировали органы управления этой международной организации.

Высший евразийский экономический совет - орган управления ЕАЭС самой высокой степени. В него входят главы, которые представляют государства Евразийского экономического союза. Данный орган решает все самые важные вопросы стратегического характера. Проводит собрание он раз в год. Решения принимаются исключительно в единогласном порядке. Страны Евразийского экономического союза обязаны исполнять все постановления Высшего совета ЕАЭС.

Естественно, что орган, собирающийся раз в год, не может в полной мере обеспечить постоянное функционирование всей организации. Для этих целей была создана комиссия Евразийского экономического союза (Евразийская экономическая комиссия). В задачи этой структуры входит подготовка и реализация конкретных интеграционных мер, которые предусмотрены общей стратегией развития, выработанной Высшим советом. На данный момент в комиссии работает 1071 человек, которые получили статус международных служащих.

Исполнительным органом комиссии является Коллегия. В её состав входит четырнадцать человек. По сути каждый из них является аналогом министров в национальных правительствах и отвечает за конкретное направление деятельности: экономика, энергетика, таможенное сотрудничество, торговля и т. д.

Экономическое взаимодействие

Главной целью создания ЕАЭС является углубление экономической интеграции между странами региона. Поэтому неудивительно, что в задачах организации экономика стоит на первом месте.

В границах организации действует Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, приятый ещё в 2010 году, до начала функционирования ЕАЭС. Он предусматривает свободное перемещение товаров без контроля на таможне на территории всех стран организации.

Применение экономических инструментов, предусмотренных концепцией развития ЕАЭС, призвано снизить стоимость товаров, которые пересекают границу, из-за отсутствия на них таможенной наценки; увеличить конкуренцию, что должно вызвать рост качества продукции; привести налоговое законодательство во всех странах к единому знаменателю; повысить ВВП членов организации и благосостояние их граждан.

Критика

Вместе с тем существует множество критических отзывов о работе ЕАЭС среди экономических аналитиков. Причем они имеются как у ярых противников существования подобной организации, так и у её умеренных сторонников.

Так, критике подвергается то, что фактически проект был запущен раньше, чем проработаны все нюансы работы его механизмов и достигнуты договоренности о перспективах ЕАЭС. Отмечается также и то, что на самом деле союз преследует не столько экономические цели, сколько политические, а в экономическом плане он не выгоден для всех его членов, в том числе и для России.

Перспективы

В то же время перспективы у ЕАЭС при правильном выборе экономического курса и согласованности действий между участниками выглядят довольно неплохими. Значительный экономический эффект заметен даже в условиях санкций, наложенных на Россию странами Запада. В перспективе планируется, что эффект от участия в ЕАЭС выразится в 25-процентной прибавке ВВП у всех его участников.

Кроме того, существует вероятность дальнейшего расширения организации. Многие страны мира заинтересованы в сотрудничестве с ЕАЭС без вступления в союз. Например, между сообществом и Вьетнамом в скором времени начнет действовать зона свободной торговли. Заинтересованность в установлении подобных отношений высказали также правительства Ирана, Китая, Индии, Египта, Пакистана и ряда других государств.

Промежуточные итоги

Говорить о том, насколько удалась реализация ЕАЭС, пока ещё рано, ведь организация функционирует чуть больше года. Вместе с тем определенные промежуточные итоги можно подвести уже прямо сейчас.

Большим достижением является даже то, что организация действительно работает, а не является созданной просто для галочки структурой. Особенно это значимо в условиях международных экономических санкций против страны, которая, по сути, является цементирующей основой союза – России.

В то же время, несмотря на множество положительных моментов, следует отметить, что все-таки ЕАЭС функционирует не настолько четко, как хотелось бы тем, кто видел будущее этой организации только в радужном цвете. Существует множество разногласий как на уровне высшего руководства стран-участников, так и в плане согласования мелких деталей, что приводит к снижению эффективности экономической отдачи данного проекта в целом.

Но будем надеяться, что недоработки со временем разрешатся, и ЕАЭС превратится в четкий механизм, эффективно работающий на благо всех его членов.



Налоги и платежи